Тимур Бекмамбетов: «Я б с удовольствием снял индийский фильм»

Обсудить0

Получилось очень естественно, я даже не понял, как именно. Для меня кино - это всегда не только фильмы, это ещё и возможность нового общения, которая для меня может быть даже важнее. Получилось так, что я для себя в этой картине нашёл много близких мне моментов - в самой теме, в идее, в истории.

8 сентября. Кинотеатр «Аврора». 12:00. Пресс-показ «Девять» — полнометражного мультфильма, стартует с кукольного представления в фойе. Куклы до удивления похожи на героев мультфильма, а короткий спектакль – своего рода вступление к фильму.

Питерский показ открывается пресс-конференцией, где на вопросы журналистов отвечают продюсер картины — Тимур Бекмамбетов, озвучивший главного героя Константин Хабенский и Дмитрий Глуховский, работавший над переводом картины и наполнением её новым смыслом для российского зрителя.

Двумя часами позже, наполненные впечатлениями и эмоциями от просмотра, мы усаживаемся в уютные кресла для задушевной беседы с Тимуром Бекмамбетовым.

«Девять» — ваш первый продюсерский проект в Голливуде. Также это совместная работа с Тимом Бёртоном. Как получилось, что два режиссёра, у каждого из которых свой собственный стиль и оригинальный кинопочерк, объединили усилия для продюсирования работы третьего режиссёра. Как проходил фронт работ?

Получилось очень естественно, я даже не понял, как именно. Для меня кино – это всегда не только фильмы, это ещё и возможность нового общения, которая для меня может быть даже важнее. Получилось так, что я для себя в этой картине нашёл много близких мне моментов - в самой теме, в идее, в истории. И, скорее всего, тоже самое произошло с Бёртоном. Ему это кино показалось очень близким, как и мне, поэтому каждый из нас привнёс и свой опыт, и свои знания, и свою аудиторию, которая придёт на фильм и будет его смотреть.

Режиссёры, на своей шкуре знающие, насколько сложен процесс создания фильма, выступили в роли продюсеров картины другого режиссёра. Сильно отличается такая динамика взаимодействия?

Да, конечно. Я думаю, режиссёр может быть продюсером, если у него достаточно такта, чтобы не вмешиваться в процесс. Но поскольку мы были очень заняты – Тим Бёртон снимал «Суини Тодда», а я — «Особо опасен» — на этом проекте нам было не до самоутверждения. Мы понимали, что вмешайся мы хоть раз и возьми на себя рычаги управления, нам придётся и дальше оставаться у руля. Мы, естественно, этого не делали. Мы советовали и участвовали в обсуждениях с режиссёром Шэйном Эккером, но никогда ничего ему не диктовали, потому что понимали: однажды подавив в нём инициативу, мы выступим за режиссёра, и должны будем сами всё делать, а это уже другая профессия.

Плюс собственный режиссёрский опыт работ с продюсерами в этой ситуации, наверно, помог?

Конечно. По опыту легко было поставить себя на его место и понять, чего не нужно делать.

В основе «Девять» — короткометражка. Вы впервые с ней столкнулись, когда она номинировалась на «Оскара» в 2006?

Да, номинировалась она в 2006-м, а я увидел её в 2005-м, когда мне её передали на DVD в качестве короткометражного фильма. И в то же время её передали Тиму Бёртону, который тогда, кажется, был в Англии. Мы одновременно согласились заниматься этим проектом дальше, продвигали его, искали для него инвесторов, подбирали студию. Уникальность этого проекта в том, что «Девять» — один из немногих мультфильмов, создававшийся по формуле производства, которая называется negative pick up, когда студия финансирует фильм, но продюсер всё решает сам; он берёт деньги, производит картину и приносит уже готовый фильм. Студия не имеет права вмешиваться в его производство.

Это очень удачный и прямо скажем редкий случай.

Да, это очень удачный для нас вариант, потому как только благодаря ему мы смогли снять фильм за эти деньги. Обычно это стоит в два раза дороже. Если ответственность лежит не на тебе, ты должен всё время всё согласовывать с кем-то ещё, а сам процесс обходится дороже – ты начинаешь страховаться, на всякий случай делать что-то ещё, чтобы иметь дополнительные запасные варианты. Ну а поскольку мы сами на себя взяли ответственность, сами этот крест несли, то всё получилось гораздо эффективнее и экономичнее.

И с творческой точки зрения у вас появилась большая свобода.

Да, у нас было право на final cut, когда студия не могла нам сказать «пожалуйста, перемонтируйте» и тому подобное. Но это произошло именно благодаря тому, что у руля стояли два режиссёра, которым студия доверяла как продюсерам.

У вас сейчас на стадии предпродакшна и запуска сразу несколько проектов, как в Голливуде, так и в России. Насколько отличается динамика производства в Штатах и здесь?

Очень сильно. В Штатах кинопроизводство очень разнообразно. Там есть фильмы за 10 тысяч долларов, за миллион, за 10 миллионов, за 100 миллионов и даже за 300, как скажем «Аватар». Совершенно разные способы производства: есть фильмы, на которых актёры работают бесплатно, есть такие, на которых вообще все работают бесплатно, а есть фильмы, на которых все летают на частных самолётах. То есть, там мир кинопроизводства очень разнообразен. В России он пока ещё, к сожалению, гораздо примитивнее. Нет таких возможностей, нет такого количества разнообразных специалистов. Нужно десять лет, чтобы появились люди, которые знают назубок, как хлопать «хлопушкой», как организовать площадку и так далее. К сожалению, пока у нас их хватит фильма на два, то есть одновременно в Москве, в России, можно снимать два, максимум три фильма с настоящим производством, которое не зависит от накладок и случайностей. В Штатах – это машина, которая не может дать сбоя никогда. У нас, к сожалению, этого пока нет.

Профессиональная традиция утеряна?

Конечно, профессиональная школа нарушена. Это не вопрос режиссёров или операторов, это проблема ассистентов режиссёров, вторых режиссёров и т.п. Есть отдельные гении, как обычно в России, есть отдельные самородки, которые могут и блоху подковать, и паровоз собрать вручную, но как индустрия этого пока нет.

Ожидания по поводу премьеры «Девять» очень высоки…

У меня – да!

У зрителей тоже. Счётчики зрительских ожиданий картины в среднем в районе 90%.

Интересно, очень интересно, потому как рекламная кампания очень скромная.

Однако интерес к картине большой. Каким вы видите её зрителя? Кому вы хотели показать её?

Те, кто ходит в кино каждый месяц — это молодёжь. Эти люди преданы кино, они киноманы, они ходят на все фильмы. И у нас сейчас есть удивительная возможность, потому как подобного кино в ближайшее время не будет, мультфильмов никаких пока больше не выходит. Я бы очень хотел, чтобы к ним присоединилась аудитория детская — 8-12 лет.

На пресс-конференции вы рассказывали о результатах фокус-групп в этом возрастном диапазоне...

99% мальчиков и девочек с 8 до 12 лет максимально точно восприняли идеи фильма и сопереживали его героям. Мы этого не планировали, но он оказался детским. Во-первых, потому, что дети очень легко и быстро ассоциируют себя с этими героями, познающими мир. А, во-вторых, дети живут в мире компьютерных игр.

Насколько я знаю в ближайшее время по мультфильму «Девять» как раз выйдет компьютерная игра.

Да, она уже вовсю делается. Не знаю точно, когда она выйдет, но работа над ней активно ведётся.

Сами играете?

Да, конечно.

Скорее всего, после просмотра фильма зрителям захочется поближе познакомиться с этим необычным миром, побывать там, поиграть за персонажей...

И многое узнать, многому научиться. Этот мультфильм очень важен для всех, кто растёт, потому что он по-взрослому и, вместе с тем, развлекательно говорит с ними наравне об очень многих серьёзных вещах. И это не попытка потрафить твоим инстинктам, а задать очень важные вопросы и, возможно, ответить на них. Мне очень интересно, как будет реагировать аудитория, потому что из того, что я вижу, проблема у нас есть с аудиторией родителей, которые считают, что их детям рано это смотреть. Хотя те сами так не думают. Так вот потянут ли дети своих родителей в кино – от этого во многом зависит успех проката. В конце концов, это фильм, который точно сработает на основную аудиторию - тех, кто читает kinopoisk.ru, кто интересуется всеми выходящими фильмами – они обязательно пойдут и посмотрят его.

Сейчас в кинокругах ходят слухи о том, что ваше удачное сотрудничество с Джимом Лемли продолжится дальше и не только в работе над «Особо опасен 2», но и в совместно задуманной вами экранизации крайне оригинальных и боевых комиксов и игрушки The Red Star.

А вы в курсе этой истории? Знаете комикс и игрушку?

Да, с удовольствием прошёл The Red Star!

И как, думаете, наша аудитория будет на это реагировать?

Сложный вопрос. Поскольку игрушка очень боевая и вместе с тем наполнена множеством интересных сценарных моментов, то фильм может получиться очень зрелищным, необычным и захватывающим. Прекрасный материал для экранизации даёт само сочетание энергичных стрелялок, «научной магии» с алхимией в альтернативной реальности, где Советский Союз не распался, а военные учёные открыли способность силой духа управлять оружием и летающими кораблями.

Так и есть, это целый мир. Для меня это не проходная тема, ведь так или иначе все понимают, что это про Россию, про нас, пусть и в переосмысленном, альтернативном варианте. Самым главным для меня в этом комиксе стала история любви, любви двух братьев к одной и той же девушке, классический любовный треугольник – главное в истории про любовь. И второе, что важно, это идея того, что когда в мире были открыты способы использования энергии атома и энергии природы, в Объединённых Республиках Красной Звезды был открыт способ использования души человека для того, чтобы поднимать в небо корабли. Я себе это представляю почти буквально – как на галерах сидели рабы и гребли вёслами, так на галерах летающих кораблей Красной Звезды сидят люди и силой воли поднимают их в небо. Это очень вдохновляющая вещь, потому что не из-за достижений науки, а именно благодаря усилиям души мы выиграли все войны, победили многих врагов и многие сложности, которые не раз встречались в жизни нашей страны.

К тому же действие комикса и игры происходит на фоне очень необычной, альтернативной, во многом намеренно стереотипной советской реальности.

Именно с этим связано моё своего рода миссионерское ощущение, что я должен как-то эту нашу советскую эстетику, миф, который был создан нашими дедами — это ведь всё-таки был настоящий миф, настоящий фэнтези мир с красными галстуками, звёздами, икрой и медведями на Красной площади – донести до зрителя. Хочется, чтобы он был популяризирован, и люди во всём мире любили бы его так же, как и мы.

Выпуск «Красной Звезды» назначен на 2012 год, ну а пока у вас впереди сразу несколько интересных и ожидаемых зрителем проектов: «Особо опасен 2», «Самый Тёмный Час», а также спортивная комедия «Колотилов» и переосмысление «Моби Дика» в визуальной стилистике графической новеллы.

Пока я не могу особо распространяться об этих проектах, потому что фильмы в работе, и я не вправе разглашать многие подробности. Но основная идея нового «Моби Дика» очень проста: на современном языке рассказать легендарную историю о китобоях, взяв за стержень борьбу человека с монстром. В нашей версии Моби Дик — не просто кит больших размеров, а монстр, который воплощает собой все ужасы мира, своего рода абсолютное зло. Мы используем язык и все жанровые приёмы комикса, когда абсолютизируются добро и зло. Отличие мира комиксов всегда в том, что он замыкается внутри своих законов, внутри самого себя, отрываясь, таким образом, от реальности. Комикс берёт многое из реальности, но дальше он организуется по каким-то своим законам и больше не связан с жизнью, превращаясь в площадку для экспериментов на темы морали и тому подобное.

Помимо голливудских проектов у вас также планируется в ближайшее время и российская премьера фильма о «добре с крыльями».

Первый российский супер-герой?

Да, это ниша, которая долго пустовала. Со времён Дяди Стёпы в России не создавали ни одного персонажа, который являлся бы с одной стороны воплощением абсолютного добра, а с другой - обладал бы сверхспособностями. Это два компонента, необходимые для создания истории о супергерое. Мы эту задачу себе поставили год назад, и в декабре все увидят, кто он – наш супергерой, и что с нами со всеми станет. Опять-таки, «Чёрная Молния» — это про нас, но поскольку это всё-таки фильм-комикс, он вырван из нашего мира. Все признаки нашей жизни в нём есть, но это история про замкнутый мир произведения, в котором есть абсолютный злодей и абсолютный герой... То есть, это всё еще наш мир, но немного поэтизированный, хотя в то же время очень достоверный и реалистичный. Например, супергерой – студент университета, молодой парень 22 лет, спасающий Москву и нашу страну от злодея, который хочет их уничтожить.

И правда, получается, что во всём мире герои комиксов десятилетиями спасают мир на регулярной основе, а мы как-то отстаём, так что появление российского супергероя, тем более молодого, вполне закономерно и своевременно.

Хочется надеяться, это то, во что молодёжь будет верить и кому подражать.

У вас в загашнике серьёзное художественное образование и опыт, связанные с театром и кино, затем множество успешных клипмейкерских работ, после чего произошёл логичный переход к кино - сначала в России, а затем и в Голливуде. Такой послужной список - мечта любого одержимого желанием снимать кино молодого человека. Что дальше? О чём ещё мечтает Тимур Бекмамбетов сейчас?

О чём мечтаю? Я считаю, что мир намного больше, чем эта вертикаль – «Москва – Голливуд – блокбастер»... Есть ещё Индия – замечательная страна. Я б с удовольствием снял индийский фильм. Мир гораздо богаче и шире. Хочется говорить с ещё большей аудиторией, хочется, чтобы фильмы, которые я снимаю, смотрело ещё большее количество зрителей, чтобы идеи, которые мы озвучиваем, волновали ещё большее количество людей. Когда я был на стадионе в Лондоне, где играл Арсенал, я видел 80 тысяч человек, ревущих в момент, когда их нападающий забивает гол. Добиться такого ощущения в кинотеатре, чтобы реакция была такой, как на матче любимой команды — вот моя цель.

Главное сегодня

Спроси меня как: Половое воспитание в кино на 13 примерах

Вчера

Против Брайана Сингера выдвинули новые обвинения в растлении малолетних

Вчера

Посетители Гётеборгского кинофестиваля посмотрят кино в гробах

Вчера

«Оскар-2019»: Номинации — сюрпризы и цифры

Вчера

Netflix вступил в Американскую ассоциацию кинокомпаний

Вчера

Блог команды: Мы снова показываем «Оскар»! Теперь и на английском языке

22 января

Холли Берри приручила овчарок на съемках «Джона Уика 3»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт