всё о любом фильме:

alex-astra > Рецензии

 

Рецензии в цифрах
всего рецензий64
суммарный рейтинг971 / 519
первая9 марта 2012
последняя13 июля 2014
в среднем в месяц2
Рейтинг рецензий


 




Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Все рецензии (64)

Дебютная режиссерская работа Уолли Пфистера — бессменного оператора Нолана как -то сразу попала в немилость к заокеанским критикам, а выручка американского проката говорила сама за себя. Российскую премьеру было решено перенести с мая на июль, что бы сократить потери проката из-за майских каникул. Говорили о неправильных маркетинговых решениях — мол, физиономия Джонни Деппа на постере отпугивает зрителя.

Наряду с этим, в прессе то и дело появлялись статьи, раскрывающие все прелести фильма — ну не по силам американским подросткам оценить серьезное фантастическое кино.

«Превосходство» как оказалось, получилось картиной во всех смыслах неоднозначной. Действительно, дефицит качественных фантастических фильмов (впрочем, как и любых других) подталкивает к тому, что любая новинка, претендующая на более или менее высокий уровень исполнения, воспринимается как уникальное событие. Имея в активе идею на популярную сегодня тему создания искусственного интеллекта и его роль в нашем мире. Обладая солидным бюджетом, россыпью крепких актеров — «превосходство» выглядит весьма значительно, строгая картинка и неспешная динамика настраивают на серьезное восприятие. В этот момент понимаешь, насколько сильно все мы соскучились по настоящему фантастическому кино и как устали от бесконечных комиксов. И по началу «Превосходство» здорово увлекает, тут действительно есть, на что посмотреть и о чем подумать, а главное — предвкушение грандиозной и волнующей кульминации. Но увы, за броским фасадом вскоре обнаруживаются зияющие сценарные пустоты и разочаровывающая неспособность создателей возбудить воображение зрителя, то есть банальное отсутствие обычной фантазии.

В итоге «Превосходство» хоть и производит впечатление серьезного и солидного фильма с одной стороны, в то же время выглядит бедно и просто. В какой-то момент интерес словно иссякает а концовка не вызывает никаких чувств. Впрочем, как и игра актеров. Если всех исполнителей главных героев заменить на других актеров, то это ровным счетом ничего не изменит.

Тем не менее, я бы отдал дань благодарности создателям «Превосходства» хотя бы за попытку снять хорошее кино.

Огромное спасибо.

13 июля 2014 | 22:18

Фильмов про различные временные петли, временные парадоксы и параллельные реальности зритель знает не мало. Поэтому изначально, задумка нового фантастического боевика «Грань будущего» не выглядела по-настоящему новой и интересной. История про то как некий солдат, погибая в бою с пришельцами, неожиданно воскресает, раз за разом проживая один и тот же день и каждый раз в бою становясь все более жестоким и умным, замкнув, таким образом, временную петлю, была обречена на обвинения во вторичности и справедливые сомнения скептиков — каким образом Даг Лайман — режиссер фильма, собирается поддерживать интерес зрителя к происходящему, учитывая ограниченное временное пространство (весь сюжет фильма укладывается в два дня) и создать увлекательное зрелище достойное называться настоящим фантастическим блокбастером.

Хочу сразу развеять сомнения скептиков, которые опасаются заскучать, наблюдая на экране череду похожих событий. Фильм так грамотно поставлен, что одна и та же сцена, каждый раз предстает на экране по новому, обрастает новыми деталями, получает неожиданные продолжения, делая сюжет непредсказуемым. Благодаря хорошо продуманному сценарию, фильм логически безупречен и с каждым витком этой кинопетли, интерес к происходящему на экране не угасает, напротив — смотреть хочется еще и еще, а напряжение не оставляет ни на секунду. В каждом кадре чувствуется, с какой уверенностью и удовольствием создавал свое детище режиссер. По эмоциональному напору и энергии, которая так и льется с экрана, этой фантастической ленте нет равной.

Несмотря на то, что «Грань будущего» — это в первую очередь боевик, его ни в коем случае нельзя назвать пустым экшеном. Любителям традиционной фантастики, тут есть над чем поломать голову. А то обстоятельство, что современное кино, увы, не может похвастаться наличием каких-то серьезных идей, в данном случае не огорчает, ибо за профессионализм, с которым авторы подошли к постановке, можно простить, что угодно.

Так же фильм хорош и во всем остальном: графика, декорации на достойном уровне, фильм не перегружен звуком, когда это необходимо музыка — создает правильную атмосферу, когда нужно не отвлекает. Том Круз все еще Том Круз, а Эмили Блант предсказуемо обаятельна.

Немного расстроил финал, уж слишком простым оказалось решение проблемы. Я был так воодушевлен, что в финале ожидал очередной сценарный твист. Но не будем придираться. Кино достойное и очень увлекательное. Смотреть обязательно.

6 июня 2014 | 11:05

Если все фильмы-ужасов разделить на две условные категории, к первой из которых отнести фильмы, в которых источником страха являются насилие, пытки и кровь (пила, хостел), а ко второй — некая сверхъестественная сила или необъяснимое явление (астрал), то «Окулус» изо всех сил старается угодить поклонникам каждой из них. И если с первой частью задачи новый проект Blumhouse Productions справляется без проблем, то со второй дела обстоят не так однозначно. Кровавых моментов не так много как в типичном слэшере, но все они весьма изобретательны и в болезненной фантазии сценаристам не откажешь. Что стоят сцены «поедания» керамической плитки обезумевшей героиней фильма со всеми вытекающими последствиями в виде сломанных зубов и кровавого месива во рту, или откусывание лампы накаливания вместо яблока! Оператор живописно демонстрирует сие действа без купюр, заставляя поморщиться от отвращения особо впечатлительных зрителей вроде меня.

Что касается старинного зеркала, являющимся вместилищем враждебных потусторонних сил (или оно само по себе является этой силой?) — главного виновника всех бед, то связанная с ним сюжетная линия раскрыта не полностью и создатели так и не смогли (или не постарались) придать этой теме глубины и таинственности. В фильме остро не хватает мистической атмосферности, подобно той, которая ярчайшем образом сработала в «Синистре». Поклонники мистических хорроров могут остаться разочарованными. «Окулус» практически не способен напугать.

Однако «Окулус» неплохо снят, и происходящее не лишено напряжения. Временами он напоминает психологический триллер и способен увлечь. Прибавьте к этому правильно подобранное музыкальное сопровождение, неплохую актерскую игру, интересный монтаж с помощью которого мы наблюдаем как события происходящие в прошлом и настоящем соединяются в одном кадре и в конце концов полностью сливаются в финале. К тому же после просмотра на душе остается неприятный осадок, — ощущения нездорового безумия происходящего в доме, не оставляет тебя и позже.

Несмотря на отсутствие по-настоящему пугающей атмосферы, и явного акцента на кровавые сцены призванные вызвать чувства отвращения и неприязни, фильм тем не менее производит впечатление, и без сомнения найдет своего зрителя. Однако все могло быть и лучше.

6 из 10

21 апреля 2014 | 01:16

Новое творение Даррена Аронофски «Ной» (Noah) — довольно условная киноинтерпретация одной из самых известных библейских историй, хотя и выполненная на высоком художественном уровне. Сочетающая в себе воссозданные с исторической серьезностью различные события из книги бытия, наряду с собственным виденьем авторов фильма на эту тему, это кино скорее преследуют цель развлекать, нежели просвещать, и та часть зрительской аудитории, которая ожидала от экранизации канонической точности, могут остаться разочарованными.

Впрочем, это кино будет интересно очень многим, от подростков до настоящих эстетов от кинематографа. Авторы фильма решили не рисковать, снимая «скучное» кино для знатоков, а предложить зрителю кино универсальное — красивое и интересное. Те, кто любит масштабные истории, искусно снятые и смонтированные, безусловно, останутся довольны. Есть тут и яркая драматическая линия, и нешуточное напряжение, в определенный момент превращающая «Нойя» в настоящий триллер. Временами фильм становиться похожим на настоящее фэнтази. Вы не поверите, но тут есть свои энты! (древние живые существа-деревья у Толкиена), только из камня. А главная батальная сцена очень напоминает сцену битвы энтов против орков во «Властелине колец» Питера Джексона.

Одним словом, перед нами настоящее голливудское кино, не лишенное, как уже было сказано, яркой эстетической основы. С одной стороны, стерильно снято, оно пытается удивить безупречным исполнением, с другой — тебя ни на секунду не оставляет чувство, что ты смотришь обычный высокобюджетный блокбастер, страдающий совсем необязательным пафосом и традиционной шаблонностью.

31 марта 2014 | 10:58

«Господин Гендальф, я знаю тебя только с виду, но все же хотелось бы с тобой потолковать…» — с иллюстрации этих строк из приложения к ВК начинается второй фильм Питера Джексона трилогии «Хоббит: Пустошь Смауга». Слова там, правда, другие, но суть та же, а глядя на кадры с вечно грязной и сырой деревушкой Бри, мы словно переносимся на двенадцать лет назад в интерьеры «Гарцующего пони», и почти стертые временем образы вновь оживают на экране.

Минуло ровно год с момента выхода первой части — времени вполне достаточно, чтобы, не оглядываясь на царивший во время премьеры ажиотаж и волнение, объективно оценить творение Питера Джексона. Сейчас уже ясно, что первый фильм вышел не столь однозначным, как показалось сначала. В первую очередь расстраивает достаточно неровный тон повествования, словно «Нежданное путешествие» явилось производным двух различных по стилю и жанру фильмов. Он словно состоит из компромиссов, помогающих совместить «Хоббита» и «ВК». С превосходными по красоте сценами, безусловно, несущими в себе «дух Средиземья» (Хоббитон, Ривендел, Белый совет), соседствуют эпизоды, вызывающие, мягко говоря, легкое удивление. Тому пример — заварушка в гоблинских пещерах, отдающая избыточным экранным легкомыслием и чрезмерной игривостью (гномы падают с большой высоты, летят вниз по каменным скважинам, оставаясь целыми и невредимыми), что свойственно, скорее, мультипликационным работам, нежели большому кино. Добавьте сюда нелогичность и незавершенность некоторых событий, присутствие киноштампов и зачастую совсем необязательный, балансирующий на грани приличия юмор.

Очевидно, что создатели чутко отнеслись к настроениям, посетившим фанатсткое сообщество, и перед премьерой второго фильма постарались заверить зрителя в том, что в продолжении все будет серьезней и мрачней. Сам ПиДжей в одном интервью оговорился, что повествование будет нести больше эпической глубины ВК, нежели легковесности «Хоббита».

«Пустошь Смауга», вне всяких сомнений, вышел интересней и лучше первого фильма. Несмотря на то, что унаследовал большую часть недостатков «Нежданного путешествия», которых, к слову, стало все же меньше, а чудеса эквилибристики некоторых персонажей продолжают поражать своим пренебрежением к элементарным законом физики, фильм содержит моменты, за которые можно простить что угодно. Выделю две линии — изыскания Гендальфа в холмах Рудаура и Дол-Гулдуре (сцена его противостояния с Некромантом (Сауроном) по накалу страстей и эмоциональной мощи может лишить дара речи любого поклонника творчества Толкиена), и все события, происходящие в недрах Одинокой горы. Последнее позволяет нам наслаждаться не только диалогом Бильбо с драконом, но и безусловным талантом художников-концептуалистов, которые разгулялись здесь во всю мощь своего таланта. Эребор — подземное царство гномов — со всеми залами, моста-ми, сводами, пилонами предстает перед нами во всем своем монументальном величии, воскрешая в памяти эпизод в Мории.

Надо сказать, что преимущество второй части, главным образом, — в более ровном повествовании, что делает его композиционно более целостным. Осознание мрачной неизбежности, что нависает над миром, все более четко проявляется на фоне погонь и драк, обретая свою убедительность в ощущениях и атмосфере, что, безусловно, является тем самым мостиком, связывающим «Хоббита» с ВК. Это достигается не только более развернутым описанием некоторых ключевых событий, но и вплетением в историю новых линий и персонажей, что само по себе получилось неплохо и совсем не портит общего впечатления. Добавьте к этому превосходную музыку, прекрасных актеров, впечатляющие по красоте локации и сверхдетализированное кинопространство (архитектура дворца Трандуила — шедевр искусства декораторов).

Более всего расстраивает только, как уже было сказано, странная непосредственность и грубоватость подхода к постановке некоторых сцен и эпизодов, но тут мы, увы, сталкиваемся с авторскими «забавами» ПиДжея. Ведь «Хоббит», безусловно, — кино авторское, и перед нами что-то вроде «творческого каприза», слабости, если хотите. Не за-бывайте — мы смотрим экранизацию всего лишь детской сказки. Нельзя требовать от нее основательности и строгости ВК. И хотя «Пустошь Смауга» — большой киноаттракцион (в хорошем смысле, аттракцион, основанный на Вселенной Толкиена, который бесконечно увлекает), в каждом кадре хорошо заметна слаженная работа большой увлеченной своим делом команды, которая знает и любит свою работу (похоже, режиссер сам в восторге от того, что произвел на свет). Главное все же в том, что (несмотря на все замечания) в фильме то и дело возникают картины, наполненные ощущением красоты и тайны природного мира, являющимся основой работ Толкиена (подобные образу Галадриель, на миг проявляющемуся в воздухе, ведущей мысленный диалог с Гендальфом), которые в какой-то момент вновь позволяют по-настоящему ощутить тот самый «дух Средиземья».

Подводя итог, необходимо отметить: хотелось бы, чтобы в фильме было больше по-этики, а не экшена, но даже в том виде, в каком «Пустошь Смауга» предстал перед зрителем, это — прекрасная иллюстрация к произведениям Толкиена, яркая, стремительная и красивая. Ощущение, что все так быстро закончилось, не покидает.

В кино идти обязательно!

20 декабря 2013 | 16:27

«Гравитация» Альфонса Куарона безусловный триумф визуальных технологий современного кинематографа. Еще никогда безвоздушное пространство не было таким пустым и холодным, а виды Земли из космоса — настолько грандиозны и реалистичны.

Космос в «Гравитации» это практически «живая» реальность. Не его фантастический аналог, а тот который существует на самом деле. Снято так убедительно, детализация на таком уровне, что мы по сути сами находимся внутри этой реальности. Ощущения безграничного пространства, пустоты, беспомощности и одиночества так же реальны, как если б мы сами были непосредственными участниками происходящего на экране.

Сюжет фильма ничего особенного собой не представляет. Во время плановых работ в открытом космосе случается серьезная авария. Выжившим астронавтам приходится совершить невероятное, что бы вернуться на Землю. Каких-то сюжетных сюрпризов или глубоких философских размышлений ждать от этого кино не стоит, все достаточно предсказуемо и без излишеств. Но как уже было сказано, фильм хочется просто смотреть и наслаждаться зрелищем. Некоторые сцены, как например разрушение МКС можно лицезреть раз за разом, при этом я уверен, впечатления со временем нисколько не потеряют остроты. К тому же «Гравитация» совсем не затянута, сценарий не провисает, а напряжение не покидает ни на секунду. Тем же, кто увлекается космонавтикой, (впрочем, как и любому зрителю, не страдающий отсутствием любопытства) будут в восторге от обилия технических подробностей кораблей и станций и всего, что с этим связано.

Итог: смотреть обязательно. Однако стоит отметить, что «Гравитация» рассчитана, прежде всего, на просмотр в 3D при максимально большом экране. В этом случае эффект от просмотра гарантирован.

9 октября 2013 | 19:51

«Астрал: Глава 2» во всех отношениях фильм качественный и без труда способен увлечь и конечно же напугать, но вместе с тем, после просмотра остается легкое разочарование.

Как-то стало обидно, что несмотря на наличие всего того, чем Джеймс Ван так мастерски владеет, второй «Астрал» показался каким-то слишком будничным.

Нашему вниманию вновь предлагается оценить тонкую атмосферу фильма, построенную на классических приемах, будь то шорохи и скрипы, мрачные тени и образы в зеркалах и за шторами, которые в сочетании с безупречно поставленными мизансценами, тихой и холодной музыкой Джозефа Бишары, создают тревожное, можно даже сказать, безупречно «правильное» для фильмов этого жанра настроение. Режиссер нисколько не утратил способность придавать каждой сцене, каждому звуку, пугающую убедительность. И надо отметить, что как и прежде, в его руках все классические приемы, если хотите клише, вновь работают на все 100%. …Или почти 100…

И все было бы как всегда прекрасно, если б не одно но. Второй «Астрал» будто лишен чего-то очень важного. Того, что можно было бы назвать душой фильма. Словно режиссер работал по безупречно отработанной годами схеме, методично и четко создавая свой шедевр, но делая это автоматически, отрабатывая некие договоренности с продюсерской компанией. Может из-за этого, кино стало каким-то «обычным», исчезла загадка и зрителю очень сложно настроиться на «нужную волну», что бы всецело погрузиться в мир потусторонних кошмаров. А когда отец семейства берется за молоток и начинает бегать за домашними, то и вовсе проскальзывает чувство, очень похожее на скуку (по-моему, это уже не из той сказки).

Конечно же, приведенные выше доводы, кому-то могут показаться слишком абстрактными, и не сильно убедительными. Но имейте в виду, это впечатления зрителя, который считает себя поклонником режиссера со времен «Мертвой тишины»…

6,5 из 10

5 октября 2013 | 20:14

Сначала была «Черная дыра» — фильм, который врядли можно назвать гениальным, но симпатичный фантастический хоррор-боевик о галактическом разбойнике Риддике неожиданно стал хитом 2000 года и завоевал большое количество поклонников.

Затем мир увидел продолжение — «Хроники Риддика» — высокобюджетную космическую сагу, которая, однако, не снискала большой любви публики. Единственное, в чем нельзя было упрекнуть этот «шедевр», так это в отсутствии стиля. Надо признать: мрачная символика некромонгеров, их доспехи, оружие, хорошо продуманные инопланетные локации — результат превосходной работы художников и дизайнеров.

Новый «Риддик», поставленный «крепким голливудским ремесленником» Дэвидом Туи, режиссером двух предыдущих фильмов, а также множества весьма удачных картин (последняя из которых — «Идеальный побег» с Милой Ийовович), еще перед премьерой вызывал много вопросов. Скажу сразу, фильм получился лучше, чем ожидалось. Предложив зрителю забыть о «Хрониках», Туи снял продолжение «Черной дыры». От второго фильма здесь 5-7 минут экранного времени, и то только для того, чтобы не нарушать логическую связь и хронологию событий. Во всем остальном перед нами настоящая «Черная дыра» образца 2013 года.

Получив корону Лорд-Маршала некромонгеров, Риддик вскоре становится жертвой придворных интриг и оказывается на пустынной планете, где ему предстоит выживать, сражаясь с враждебными тварями и кучей наемных убийц.

Конечно же, как в далеком 2000 году, так и сейчас, новый «Риддик» не блещет сценарными изысками, и ждать чего-то особенного не стоит, но в наличии — превосходные инопланетные ландшафты, кровожадные твари и неплохой драйв. Надо сказать, для такого скромного бюджета (38 миллионов долларов) декорации и графика выглядят очень прилично, а Вин Дизель нисколько не растерял своей харизмы.

Одним словом, поклонники «Черной дыры» останутся довольны. Впрочем, всем остальным любителям подобной незамысловатой хоррор-фантастики можно смело рекомендовать идти в кино, тем более, что выбирать в наше время, по правде говоря, не из чего.

7 из 10

15 сентября 2013 | 13:55

Элизиум интересен прежде всего тем, что это вторая работа в рамках большого метра Нила Бломкампа. Все помнят его дебют, «Район N9»(2009), который стал маленькой сенсацией и привнес некоторую порцию новизны в жанровое кино. Тот фильм, спродюсированный Питером Джексоном, явил собой довольно редкий для современного кинематографа продукт, сочетающий в себе зрелищность развлекательного кинематографа и ярко выраженную творческую индивидуальность режиссера, свойственную скорее авторскому кино. Конечно, кое-кому брутальность Бломкампа показалась несколько излишней, но в целом зритель и критики были в восторге. При бюджете в 30 миллионов фильм собрал более 200 и был даже номинирован на фильм года.

После такого громкого успеха, Бломкамп получил предложение от крупного мейджора SONY, и многим не терпелось узнать, как распорядиться новыми возможностями Бломкамп, в каком направлении станет развивать свой талант.

«Элизиум» в отличии от «Района N9» вышел настоящим фантастическим блокбастером, с крупным бюджетом и звездой в главной роли. В плане визуальных эффектов, декораций, монтажа, новый фильм шагнул далеко вперед. Правда все это в первую очередь касается той части фильма, события которой связаны непосредственно с самим «Элизиумом» — колоссальной орбитальной станцией, куда переселилась «обеспеченная» часть Земли. Удел остальных — выживать на грязной, перенаселенной планете, превратившейся в одну большую страну третьего мира. Сама концепция орбитального рая, его художественное воплощение — безупречны, и то, что мы видим на экране, действительно впечатляет.

Что же касается происходящего на Земле, то внешне эта часть фильма во многом напоминает сцены из «РайонаN9». Мексиканские трущобы и свалки точь-в-точь как в предместьях Йоханнесбурга, а рассекающие в небе корабли, вышагивающие дроиды, разнообразное оружие, словно реквизиты, оставшиеся после съемок предыдущего фильма. Словом на экране мы видим все то, что Бломкамп так любит снимать, художественный подчерк налицо (сказывается его опыт работы художником — аниматором и специалистом по спецэффектам). Но временами появляется ощущение, что режиссер лишь переснял свой старый фильм, добавив масштабности и зрелищности.

Никуда не пропал и социальный подтекст, ярко выраженным наличием которого, во многом подкупил кинообщественность дебют Бломкампа. Правда социальная проблематика, предложенная им в этот раз слишком проста и очевидна, и развить ее обсуждение до сколько-нибудь серьезного уровня так и не смог (или не хотел), и существует скорее для придания фильму особого колорита и убедительности. На этот раз, все нарастающее социальное напряжение сегодняшнего дня, Бломкамп экстраполирует в будущее, таким образом выстраивая систему мира, истоки которого мы наблюдаем уже сегодня. Точно так и фантастическая идея, слишком поверхностна и служит красивым фоном для увлекательного экшена.

Да, «Элизиум» прежде всего динамичный, остросюжетный триллер-боевик, с элементами социальной фантастики. Который, к слову, смотрится весьма увлекательно и напряженно. Особенно, если действие разворачиваются вблизи или на поверхности блистательного «Элизиума» — тут мы становимся свидетелями превосходных по исполнению и красоте сцен, вроде крушение корабля на зеленые пасторальные лужайки, ровные ряды пальм и уютные домики с колоннами и бассейнами. Даже жаль, что этих сцен не так много в фильме. Их явно могло быть больше.

К Сценарию, если не вдаваться в детали, претензий нет. Но это если не вдаваться. Если копнуть поглубже, то на поверхность могут вылезти многочисленные «странности», которые вызывают вопросы. Но, как уже было сказано, разбираться с этим нет никакого желания. Фильм с первых минут увлекает и выглядит дорого и качественно.

И пожалуй только главный вопрос, который Нил Бломкамп ставит в финале не дает покоя, — это будущее самого «Элизиума». И возможно ли, предложенным им образом сделать всех людей счастливыми? Или же существует иной способ???

7 из 10

12 августа 2013 | 00:24

Ох уж эти особенности человеческого восприятия. Никогда не знаешь, что вдруг поразит твое воображение и заденет, как говорят, за живое. Как раньше было хорошо и просто. Спросят тебя, какой твой самый любимый фильм, и ты отвечаешь, что типа «Фотоувеличение» Антониони и ни у кого — ни единого вопроса. И тебе легче и им приятно иметь дело с культурно образованным человеком.

«Раньше» — это до 2001 года, до того самого времени, когда Питер Джексон, тогда еще не имевший звездного статуса новозеландский режиссер, не замахнулся на экранизацию самого известного фантазийного эпоса Джона. Р. Р. Толкиена и мир не увидел первую часть трилогии фильма «Властелин колец: Братство кольца».

Само собой, общественность тут же забеспокоилась. А почему Джексон? Это же практически маргинал, как по жизни, так и стилю работы. А почему не Спилберг? И как он собирается снимать то, что считается снять никак уж не возможно? Кубрику вначале 70-х предлагали — он подумал и отказался.

Но мало кто знал тогда, что Джексон сам является преданным поклонником книги Толкиена и его целью было не просто создать еще один фэнтази-боевик (жанр прибывал в кризисе и ни одному фильму из всего, что снималось тогда, не удавалось достичь эпической глубины, скажем, «Спартака»), а подарить зрителю масштабный проект, объединивший фантастические элементы с исторической серьезностью. Вдобавок Джексон нашел поддержку независимой студии «New Line Cinema», которая дала ему полную свободу творческой реализации, поставив на кон собственное существование.

«И что же из всего этого получилось?» — на лицах моих собеседников застыли саркастические улыбки, в глазах — подозрительность: мол, о чем разговор-то вообще? Не хотите ли вы сказать, что какой-то там мифологический аттракцион может быть важнее, значимее настоящей человеческой драмы — основы «настоящего», серьезного кинематографа. Наверное нет, но отрицать, что Джексон снял уникальное в своем роде кино — невозможно…

«Братство кольца» — экранизация лишь первого тома книги, в котором путешествие полурослика (хоббита) Фродо к Роковой горе только начинается. За это время зрителю предстоит познакомиться со Средиземьем, увидеть ее природное многообразие, встретиться с населяющими ее народами, столкнуться с проявлением светлых и темных сил. Через неспешное повествование, порой долгие и не слишком понятные для несведущего человека разговоры (за что принято ругать «Братство кольца») зрителю предлагают прикоснуться к истории и символам этого мира. По замыслу создателей фильма он должен чувствовать, что пространство на экране существует и за пределами кадра, в прошлом и будущем, в воспоминаниях, легендах, песнях, в строениях и изваяниях.

Соединив красивейшие природные ландшафты Новой Зеландии с мастерством превосходных художников-концептуалистов, признанных иллюстраторов книг Толкиена, — Алана Ли и Джона Хоу — перед зрителями предстали, словно ожившие, картины из книг Толкиена. Разработанные художниками архитектура, скульптуры, монстры, доспехи, предметы и одежда — выглядят так, словно существовали когда-то в реальности и были воссозданы, будучи срисованы с древних гравюр. Величественные дворцы и крепости поражают красотой, холод подземелий пробирает до костей, а угрожающий вид мрачных твердынь внушает страх и давит своей монументальностью.

Скрупулезная работа с деталями — основа стиля работы Джексона. Одним из его условий, поставленных перед инвесторами, было требование использовать дорогостоящие декорации и натурные съемки вместо компьютерной графики, где это возможно. Джексон хотел добиться полной убедительности изображения. И это действительно так. Свет и изображение выглядят очень натурально и естественно. Фильм не страдает, как говорят музыканты, перепродюсированием. Но чтобы изображение «ожило», в кадре должны были быть «живые» люди. Сразу и не вспомнишь такую картину, где так же грамотно был проведен подбор актеров. В фильме нет ни одной суперзвезды, что, поверьте, радует, но в проект привлечена целая плеяда очень талантливых актеров, преимущественно из Великобритании и Австралии, чья актерская игра превосходна, а лица — неотъемлемая часть реальности, царящей на экране. Кажется, герои фильма выглядят так, словно Толкиен сам отбирал актеров на их роли (спорным оставался лишь образ самого Фродо, и вполне обоснованно)…

«Все это, конечно, заслуживает уважения, но…», — мои собеседники все еще поглядывают на меня с сомнением. — «Это вы все об изображении и декорациях, а есть ли в фильме что-то еще? Где тут драма?»

…При разработке сценария Джексон был вынужден исключить из фильма некоторые события, описанные в книге, но он хотел сохранить все сцены, которые, по его мнению, несли в себе дух «Средиземья». Некоторые особо ревностные фанаты книги так и не простили ему, что из фильма исчезли целые события, но большинство сошлись во мнении, что Джексону удалось сохранить особую атмосферу романа. Ведь книга повествует не просто о борьбе добра и зла, не только о долге, подвиге, чести и мужестве, но и о странной, особой роли природы в событиях, описываемых в романе. Толкиен, как известно, был большим поклонником и знатоком «Калевалы» — карело-финского поэтического эпоса, в котором особое место занимают сказания о сотворении мира. Несомненно, под впечатлением этой древнейшей поэмы, он наполнил свои произведения странными образами, олицетворяющими некие природные силы, окрасил повествование какой-то светлой грустью, многими до конца так и не разгаданной. Удивительно, но экранизация смогла сохранить эту «природность» и поэтичность.

Отличным примером тому служит одна из красивейших и пронзительных сцен фильма, в которой Галадриэль (Кейт Бланшетт) — эльфийская владычица — одаривает подарками членов братства. Этот свет, тихий плеск воды, замедленная съемка, едва различимые полупрозрачные подклады Говарда Шора, композитора картины (к слову, созданная им за несколько лет работы музыка — еще одно неоспоримое достоинство экранизации Джексона). Все снято так тонко, что невольно ощущаешь свежесть этого прохладного раннего утра, легкую грусть расставания и неизбежности увядания мира. Жаль, что полностью эта сцена доступна лишь в расширенной версии, но подобной легкой меланхолией пропитана значительная часть экранного времени.

Джексону удалось снять, по сути, сверхкино. Сейчас уже сложно поверить, что такой проект вообще мог быть реализован. Почему-то кажется, что создать дорогостоящую постановку подобного масштаба, не утратив при этом творческой индивидуальности, авторам в наше время уже невозможно.

Минуло более десяти лет с момента выхода «Братство кольца», но все так или иначе близкие по жанру картины до сих пор уступают ему по уровню исполнения…

…А мои собеседники лишь пожимают плечами. Насколько я все это серьезно? Не является ли все это скорее плодом моей фантазии? И это вполне естественно — их восприятие настроено иначе, а громкие имена Фассбиндера и Бергмана в обществе «киноведов» ныне, к сожалению, — вроде стильного галстука. Вот так и приходится в разговорах о кино испытывать некоторую неловкость. Ничего не поделаешь…

10 из 10

31 июля 2013 | 20:13

Смотрите также:

Все рецензии на фильмы >>
Форум на КиноПоиске >>




 

Поиск друзей на КиноПоиске

узнайте, кто из ваших друзей (из ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Gmail) уже зарегистрирован на КиноПоиске...