всё о любом фильме:

Берлин-2016: Майкл Мур в Европе, вирус Stuxnet в сети 18.02.2016

Сразу две злободневные документальные картины стали главными героями очередной заметки КиноПоиска из Берлина. Это исследование истоков вируса Stuxnet «Уязвимость нулевых дней» режиссера «Наваждения» Алекса Гибни и хулиганская лента политического активиста Майкла Мура «Куда бы еще вторгнуться». Увы, сам Мур на Берлинале не приехал из-за болезни.

Лирическое отступление.

17 февраля корреспонденты КиноПоиска проснулись в 6 утра и уже в 07:15 стояли в очереди за билетами на восьмичасовой конкурсный фильм «Колыбельная скорбной тайне». Администрация фестиваля устроила совместный (и единственный) показ для прессы и зрителей, поэтому на него по обычной аккредитации не попасть. Необходим билет. Нам досталось место в партере справа (ряды с первого по девятый), так что придется попрощаться с шеей. Но мы не унываем и готовимся к встрече с прекрасным. А пока вот вам еще одна порция отсмотренного на Берлинале.

«Уязвимость нулевых дней», режиссер Алекс Гибни (основной конкурс)

Новая документальная лента от Гибни, снявшего историю о церкви сайентологии «Наваждение», смотрится как настоящий шпионский фильм. По окончании мы вышли из зала с четким ощущением паранойи. Захотелось проверить все свои электронные устройства на наличие (или скорее на отсутствие) вируса Stuxnet, которому посвящена картина Гибни.

«Никто ничего не будет комментировать, — говорит один из высокопоставленных собеседников Гибни. — А если бы даже я что-то и знал, то ничего не сказал бы». Вирус Stuxnet обнаружил Сергей Уласень, антивирусный эксперт из белорусской компании. Гибни разговаривает с Сергеем по скайпу, общается с Евгением КасперскимКо мне пришли и сказали: помнишь, как ты ждал, что случится что-то ужасное? Оно случилось!»), задает неудобные вопросы военным и политикам. Оказалось, что Stuxnet — один из тех вирусов, что показывают в фантастике. Он способен не просто навредить программному обеспечению, но и физически разрушить инфраструктуру.

Режиссер расследует истоки вируса, находя некую программу под названием «Олимпийские игры» и изучая то, как она была разработана, написана и едва не спровоцировала международный кризис. Считается, что за Stuxnet стоят правительства США и Израиля, разработавшие его для атак на иранские учреждения, где разрабатывали атомное оружие. Конечно, никто официально не признается, но особенность Stuxnet в том, что его атака могла бы сравниться по мощи с Хиросимой. Сейчас Stuxnet чем-то похож на Skynet. Он сам копируется, сам появляется в ваших компьютерах (не нужно что-то скачивать или нажимать на завлекательную ссылку) и абсолютно неподконтролен.

Алекс Гибни говорит: «История Stuxnet как сказка „Новое платье короля“. Вирус появился, все о нем знают, знают, что его создали США и Израиль, но никому не позволено о нем говорить». Свой фильм Гибни монтирует довольно бойко, перемежая говорящие головы компьютерной графикой а-ля «Матрица». Один из продюсеров фильма, Сара Дауленд работала в департаменте визуальных эффектов трилогии «Матрица» и франшизы «Гарри Поттер» и приложила немало усилий, чтобы зрителю стала понятна природа вируса. Мы надеемся, что этот фильм дойдет до России, потому что тема кибервойн в последнее время становится все актуальнее.

«Смерть в Сараево», режиссер Данис Танович (основной конкурс)

Три года назад картина Тановича «Эпизод из жизни сборщика железа» стала триумфатором Берлинале, получив Гран-при жюри, а также премию за лучшую мужскую роль. «Смерть в Сараево» — седьмая картина боснийского постановщика, лауреата премии «Оскар» за свой дебют «Ничья земля». Кроме того, «Смерть» стала первой лентой Тановича, снятой полностью в его родном городе в Сараево.

«Европа», роскошный отель в Сараево, готовится к посвященному Евросоюзу вечеру в честь столетия покушения на эрцгерцога Франца Фердинанда. На крыше снимается программа, где разные эксперты рассуждают, кем был Гаврило Принцип, террористом или героем. В президентском номере селится важный спикер (его играет француз Жак Вебер), но в самом отеле неспокойно. Вечером готовится забастовка персонала, уже два месяца не получающего зарплату. Управляющий «Европой» сбивается с ног. Во время престижного вечера отель могут закрыть из-за долгов банку. Параллельно начинают пропадать ключевые сотрудники, а на крышу приходит потомок Принципа, тоже Гаврило Принцип. Его разговор с ведущей приведет к разногласиям, которые положат начало цепи неприятных событий.

Танович считает, что его фильм — очень боснийская, балканская история о переходе. «Я все никак не могу понять, как долго будет длиться переход. Он затянулся на 30 лет, — говорит режиссер. — Многие считают, что мои фильмы метафоричны, но я не придумываю их такими специально. Если зрителям нравится видеть подтекст, почему бы и нет. Оставляю интерпретацию своих фильмов для них».

«Смерть в Сараево» — любопытная картина, но особенно интересна она будет тем, кто знаком со всеми перипетиями сербско-боснийского конфликта. Если нет, то тоже не беда. В фильме немало черного юмора, который отвлечет вас от политического подтекста. Хотя, конечно, без него не обойтись.

«Одни в Берлине», режиссер Венсан Перес (основной конкурс)

Один из самых печальных типов кино — сильные актеры в слабом фильме. Так получается с картиной Переса, который решил отдать должное своим немецким корням (мать французского актера родом из Германии) и экранизировал роман Ганса Фаллады 1947 года. В 2009 году у книги вышел новый перевод на английский язык, и Перес приобрел права на роман.

Действие фильма развивается в Берлине, как это понятно из названия. Время — 1940-е. Брендан Глисон и Эмма Томпсон играют супружескую чету Квангель, чей сын погибает на войне. Убитые горем родители начинают тихую подрывную деятельность. Например, оставляют открытки с надписями вроде «Мать! Фюрер убил моего сына» или «Война Гитлера — смерть рабочим» в разных местах города. Открытки накапливаются у инспектора полиции (Даниэль Брюль), который обязан найти таинственных авторов посланий.

Зачем Перес заставил отличных актеров Глисона и Томпсон говорить с немецким акцентом, нам неведомо. Равно как и то, почему картина получилась настолько неумелая, будто любительская. Но за исполнителей главных ролей многие рецензенты накидывают лишнюю звездочку (возможно, некоторые добавляют баллы за роскошные накладные усы Брюля). Мы оценок не ставим, а лишь отметим, что «Одни в Берлине» — вторая лента студии Warner в конкурсе (первой была Midnight Special), и задумаемся, что бы это значило.

«Куда бы еще вторгнуться», режиссер Майкл Мур (секция Berlinale Special Gala)

Одиозный документалист Майкл Мур в своем новом фильме два часа занимается тем, что в России очень любят, — ругает США. В то же время он занимается тем, что ругает собственную страну и хвалит прогрессивную (с точки зрения равноправия, уровня социального обеспечения, отношения к собственной проблемной истории) Европу и даже заглядывает в Тунис, где тоже, как выясняется, дела обстоят лучше, чем в Америке. Европейцы на показе в Берлине хохотали без перерыва. По эту сторону океана лента Мура кажется действительно очень смешной.

Начинает Мур с того, что припоминает все неудачные войны и вторжения, предпринятые Соединенными Штатами за последние полвека, результатом чего стали лишь огромные расходы. «Пентагон вызвал меня и попросил совета», — радостно заявляет документалист. «Ну, я и предложил: дайте солдатам отдохнуть, отправьте меня завоевывать новые территории!» — говорит Мур и отправляется в путешествие за полезными для Америки идеями, предварительно нарисовав страшную картину того, что происходит в родной стране: туалетной бумаги в школах не хватает, невинных людей сажают в тюрьму на десятки лет, уровень подростковых абортов достиг небывалых высот.

Первая остановка — Италия (хохот в зале там, где сидят итальянские журналисты). Мур вторгается в квартиру самой обычной пары (он — полицейский, она — байер в магазине одежды) и выясняет, что итальянцам по закону положено несколько недель оплачиваемого отпуска, оплачиваемый медовый месяц и отпуск по уходу за ребенком, а также тринадцатая зарплата. Эти халявщики уходят на обед на два часа, чтобы спокойно в кругу семьи съесть пасту и выпить вина. «Как так?!» — удивляется режиссер и спрашивает владельцев компании по производству одежды о том, почему те не дерут со своих работников три шкуры. «А зачем? Чтобы быть богаче? Зачем нам быть богаче?» — недоумевают итальянцы. Мур недоумевает в ответ: «У нас ничего этого нет, а по продуктивности труда мы с вами на одном уровне, хотя итальянцы работают меньше! В чем дело?» «Просто вы мало занимаетесь любовью», — улыбаются в ответ загорелые лица.

В знак завоевания территории Мур оставляет на фабрике одежды и в квартире американский флаг. Этот же флаг появится:

  • в начальной школе маленькой французской деревни, где дети на обед едят нормальную домашнюю еду и пьют воду, вместо того чтобы питаться бургерами, пиццей, шоколадками и газировкой;
  • в финской школе, где нет домашних заданий и ученикам прививают любовь к жизни и уважение к себе и другим;
  • в норвежской тюрьме, где у охраны нет оружия, а заключенные живут в собственных домиках, которые никто не запирает на ключ;
  • в португальском отделении полиции, где не арестовывают за употребление наркотиков.

Мур активно троллит своих собеседников, но они тоже за словом в карман не лезут:

— Как это вы не сажаете наркоманов? Наркотики разрушают семьи!

— Ну, знаете, «Фейсбук» тоже разрушает семьи!

Мур собирает полезные идеи — от бесплатного высшего образования до бесплатных абортов и сексуального просвещения подростков — и искренне удивляется, обнаруживая, что когда-то в США можно было встретить если не их воплощение, то хотя бы намерение оного. «Я оптимист», — заключает в конце режиссер, стоя около Берлинской стены и вспоминая, как ребенком не мог даже представить себе, что стена падет, а холодная война закончится. Для изменений нужно не так много, всего несколько десятков лет. Кажется, теперь мы знаем, как зовут главного романтика современного кино.

если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите CTRL+Enter

Навигация по новостям
Фильмы
«Midnight Special», «Гарри Поттер и философский камень», «Колыбельная скорбной тайне», «Куда бы еще вторгнуться», «Матрица», «Наваждение», «Ничья земля», «Одни в Берлине», «Смерть в Сараево», «Эпизод из жизни сборщика железа»
Имена
Алекс Гибни, Брендан Глисон, Венсан Перес, Гаврило Принцип, Ганс Фаллада, Данис Танович, Даниэль Брюль, Жак Вебер, Майкл Мур, Эмма Томпсон

Новости «в тему»:


20.02.2016   Берлин-2016: Мэрил Стрип все правильно сделала
04.09.2012   Венеция-2012: Батальная живопись с французскими звездами



Комментарии (67)

Новый комментарий...

  • Milshin97 18 февраля 2016, 02:44 пожаловаться

    #

    Буду ждать «Одних в Берлине». Отличный актерский состав меня подкупил

    ответить

  • 17

    Sisley1991 18 февраля 2016, 06:08 пожаловаться

    #

    А я бы с удовольствием посмотрела «Куда бы ещё вторгнуться»;)

    ответить

  • 6

    era99 18 февраля 2016, 07:16 пожаловаться

    #

    «Куда бы ещё вторгнуться» — мне кажется, девиз всей карьеры Мура.

    ответить

  • 1

    El_principe 18 февраля 2016, 10:57 пожаловаться

    #

    Не знал, что Мур новый фильм снял.
    И фильм Переса с удовольствием бы посмотрел.

    ответить

  • 2

    Alex Croft 18 февраля 2016, 14:13 пожаловаться

    #

    Ух ты. Вот очередной фильм Мура точно стоит посмотреть

    ответить

  • 1

    Daniyar Dark Knight 18 февраля 2016, 15:44 пожаловаться

    #

    Новый фильм Мура я бы посмотрел и про вирус тоже.

    ответить

  • 1

    Martin Stlouis26 18 февраля 2016, 19:46 пожаловаться

    #

    «байер в магазине одежды». Боже, какой сейчас год, где я??? http://makeameme.org…ar_is_it_jumanji.jpg
    Что этот англицизм забыл у нас?

    ответить

 
Добавить комментарий...






Календарь

Календарь

Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

главные герои новостей
Аарон Соркин  Александр Котт  Александр Роднянский  Алексей Петрухин  Антон Мегердичев  Арнольд Шварценеггер  Брюс Уиллис  Вуди Аллен  Гильермо дель Торо  Джордж Клуни  Дилан О’Брайен  Дэниэл Крэйг  Жора Крыжовников  Идрис Эльба  Кевин Файги  Кейт Бланшетт  Кирстен Данст  Клим Шипенко  Колин Треворроу  Кристофер Миллер  Лупита Нионго  Майкл Китон  Майкл Стулбарг  Майкл Фассбендер  Майкл Шеннон  Марион Котийяр  Мартин Скорсезе  Михаил Ефремов  Наоми Уоттс  Наталья Назарова  Никита Михалков  Николай Куликов  Октавия Спенсер  Пирс Броснан  Райан Куглер  Саймон Кинберг  Салли Хокинс  Сергей Сельянов  Стивен Содерберг  Стивен Спилберг  Тим Бёртон  Том Хиддлстон  Том Хэнкс  Томас Альфредсон  Фёдор Бондарчук  Фил Лорд  Чедвик Боузман  Ченнинг Татум  Шарлиз Терон  Ю Несбё 

новости о фильмах
Аквамен  Алиса в Зазеркалье  Бёрдмэн  Бегущий в лабиринте: Испытание огнём  Безымянный проект о Хане Соло  Бэтмен против Супермена: На заре справедливости  Геракл  Движение вверх  Девятая  Декстер  Дэдпул  Звёздные войны: Пробуждение силы  Игра престолов  Книга Генри  Книга джунглей  Красавица и чудовище  Кредо убийцы  Крид: Наследие Рокки  Легенда №17  Люди Икс: Апокалипсис  Люди Икс: Дни минувшего будущего  Марсианин  Мир Юрского периода  Мстители  Настоящий детектив  Нимфоманка: Часть 1  Отряд самоубийц  Пассажиры  Первый мститель: Противостояние  Пленницы  Притяжение  Салют-7. История одного подвига  Славные парни  Снеговик  Собиратели морской травы  Социальная сеть  Союз спасения  Страшные сказки  Феникс  Флэш  Чёрная Пантера  Шерлок  Экипаж 

темы новостей
дата релиза  Marvel  съемки  телевидение  долгострой  Оскар-2016  трейлер  комедия  Берлинале  Берлин-2016  Берлинский кинофестиваль  лауреаты  биография  продолжение  проект  дайджест  международные сборы  кассовые сборы в США  фантастика  российское кино  премия  сериал  актриса  режиссер  кастинг  актер  бокс-офис  премьера трейлера  экранизация  комикс  франшиза  награда  ТВ  сиквел  ремейк  триллер  перезапуск  драма  номинанты  Оскар  продюсер  студия  фестиваль  кассовые сборы в России  основан на реальных событиях  кассовые сборы  сценарист  бокс-офис России  рейтинг  некролог 

Новости


Помимо Кирилла Серебренникова Россию в Каннах в этом году представлял продюсер «Левиафана» Александр Роднянский, который вошел в жюри «Золотой камеры». Александр Роднянский рассказал КиноПоиску, как устроена работа фестивальных судей, что его больше всего поразило в Каннах и чем его разочаровали русские туристы. (...)
 
все новости