всё о любом фильме:
Клим Шипенко: «В России намного проще дебютировать»

Клим Шипенко: «В России намного проще дебютировать»09.03.2016

В российский прокат выходит драма «Как поднять миллион. Исповедь z@drota» Клима Шипенко, в прошлом году открывавшая фестиваль «Движение» в Омске. Это история о двух провинциальных старшеклассниках Жене (Виктор Грудев) и Коле (Дмитрий Калязин), которые заработали первые деньги на порносайтах и баннерной рекламе в интернете, после чего пытались построить собственный бизнес, каждый раз наживая новых врагов в лице чиновников и криминальных авторитетов. Сценарий частично основан на интернет-романе «Исповедь задрота» Дмитрия Шахова.

В фильме Шипенко есть замечательная сцена: провинциальный город, кабинет мэра, градоначальник в исполнении Михаила Ефремова вальяжно дремлет под портретами Путина и Медведева, пока двое друзей — вчерашние школьники, сколотившие состояние на торговле конфискованными компьютерами — предлагают городу выгодный контракт на поставку техники. Ефремов буквально крадет эту сцену, не открывая глаз. В какой-то момент градоначальник все же встрепенется, скажет юным бизнесменам, что если они работают на благо России, то, конечно же, в добрый путь. Путь оборвется за порогом кабинета. Не очень вежливые амбалы вывезут парней на кладбище и быстро объяснят, что, если те не хотят лечь в могилу, которую роют, бизнес нужно отдать.

Главный герой фильма «Как поднять миллион» вообще постоянно сворачивает с правильного пути. Первые заработанные деньги легко вытесняют из его жизни олимпиады по программированию и мечты о собственных разработках. Бизнес требует все новых жертв, и выясняется, что большие деньги можно получить быстро, только присасываясь к чужим и не очень законным проектам. Получилась притча с довольно очевидным и порой настойчивым посланием молодому поколению: честно жить тяжело, но лучше так, чем продавать свою душу. На фестивале «Движение» КиноПоиск поговорил с Климом Шипенко о дебютах, актерах-дебютантах и о том, почему в России снять первое кино гораздо проще, чем в США.

— Ваш фильм открывал фестиваль дебютов, хотя это уже третья ваша картина в качестве режиссера. Ощущаете себя дебютантом?

— Нет, не ощущаю себя дебютантом. На первом фильме такое ощущение было, на второй картине — уже нет. Да и на первом на самом деле я уже знал, что к чему, что я хочу сделать. Хотя различие между первым фильмом и последующими, конечно, есть. В дебютную картину хочется вложить все, что ты набрал за годы подготовки к ней, а остальные уже снимаешь с мыслью: ну, я уже выложился, теперь надо серьезно рассказывать.

— Вы учились в США, но работаете в России. Снять первое кино проще здесь или там?

— Здесь намного проще дебютировать. Если сравнивать, то здесь своя конкуренция с российскими же кинематографистами за госденьги, за место в прокате. А в Штатах ты должен конкурировать со всем миром. Это фабрика, которая берет ресурсы со всего мира, и ты, получается, тоже встроен в этот огромный масштаб. Здесь же тебе нужно соревноваться с российскими режиссерами, а это конкуренция не такая сильная. К тому же в России есть программа господдержки дебютов. Там, понятное дело, такого нет. Никто не должен снимать дебюты. Здесь продюсеры вроде как должны давать молодым режиссерам возможность снять дебют. Там никто никому ничего не должен. Продюсер сам решает, хочет он взять новичка или Дэвида Финчера. А здесь даже есть определенная квота. На месте российских дебютантов я бы не жаловался. Здесь им оказывается такая огромная поддержка, какой вряд ли можно ждать в других странах. Им дается шанс.

— «Как поднять миллион» писался по мотивам книги Дмитрия Шахова. Насколько далеко фильм от нее ушел?

— Кроме общих настроений героя и каких-то закадровых фраз, от текста книги ничего не осталось. Это два совершенно разных произведения в принципе про похожие вещи. Рубен Дишдишян мог бы, по-моему, и не покупать права на экранизацию книги. Никто не знал, что так получится, но мы очень далеко ушли от первоисточника: сначала в процессе написания сценария, потом во время съемок и, наконец, при монтаже фильма.

— Когда я смотрела фильм, некоторые моменты вроде махинаций со стартапами и госденьгами на них напомнили мне о фильме «Духless 2».

— Возможно, какие-то пересечения есть, но там больше честные стартаперы, а у нас — причастные к отмыванию денег государственной машиной.

— Главный герой Женя в течение фильма произносит очень критическую речь о состоянии российского бизнеса, в котором честным путем выжить практически невозможно. Вы с его заявлением согласны?

— Если исходить из того, что я знаю и изучал, из того, что я знаю со слов моих друзей, которые ведут в России бизнес, то все так. И потом мы ведь взяли реальную историю. Чубайс же действительно собирался выпускать русские айпады и втюхивать их миллионам школьников. В нашем фильме это делается руками героев. Практически по реальным событиям написанный сценарий. Но главный месседж, несмотря на всю эту политическую подоплеку, не в этом. Это история про честность перед самим собой. На что ты готов пойти ради успеха? Готов ты продать себя или не готов? Готов поступиться принципами или не готов? Если готов, то какими? Это немного современный «Фауст». Какой процент себя ты готов продать? Начинаешь с 10 %, а потом и 20 можно, и 50. Ну, зачем они мне? А потом выясняется, что готов продать все 100 %. Это меня и привлекло в этой истории. Об этом с помощью фильма, как мне показалось, важно поговорить с молодыми людьми. Это фильм для них, для тех, кто только выходит в жизнь. Кем они готовы стать? Достичь успеха честным путем или полностью потерять себя, стать марионеткой в руках кого-то? Я бы хотел, чтобы это кино было полезно молодым и еще не определившимся в этой жизни людям. Есть ведь люди, которые не знают, чем они хотят заниматься. Они тупо хотят денег. «Надо тупо делать деньги» — эту фразу слышишь очень часто. Так вот «тупо» это делать или все-таки не «тупо»? Делают ли тупые деньги счастливым?

— В «Как поднять миллион» играют молодые артисты, но у вас есть опыт работы и со звездами нашего кино. С кем работать интереснее режиссеру — с состоявшимися актерами или с дебютантами?

— Работаю я со всеми одинаково. Со всеми репетирую, ищу зерно роли, персонажа. Принцип работы не меняется от того, работаешь ты со Светланой Ходченковой или с молодым актером-дебютантом. Метод работает, как мне кажется, и там, и там одинаково, хотя, конечно, судить зрителю. С дебютантами работать интереснее в том плане, что у них есть больше времени, чтобы отдаться роли. Для начинающего актера этот опыт представляется совсем другим. Они рвутся в бой, у них много какой-то другой сырой энергии, из которой можно что-то лепить.

— На фестивале «Движение» эксперты задавались вопросом о том, какой будет российская киноиндустрия через 20 лет. У вас как у молодого режиссера и сценариста, работающего в жанровом кино, есть свое видение этой перспективы?

— Сложно прогнозировать на 20 лет вперед. В нашей киноиндустрии все меняется каждый год. Вообще это не очень хорошо, когда ситуация меняется так часто: невозможно планировать, не знаешь, на что рассчитывать и к чему готовиться. То цензура, то не цензура. Когда фильм снимал — цензуры не было. Смонтировал — она появилась, и пришлось что-то вырезать. У Леры Германики так вырезали весь мат из ее фильма. У нас тоже пришлось что-то вырезать. Даже «Исповедь задрота» мы боимся называть, кому-то ведь может не понравиться. Производство фильма занимает полтора-два года. Получается, ты начинаешь работу над картиной в одних условиях, а заканчиваешь уже в других. И продюсер не понимает, как ему продавать это кино, хотя в начале производства все было понятно. Поэтому на 20 лет спланировать совершенно невозможно. Тут даже на год прогнозы строить сложно. Остается только надеяться, что через год будет лучше.

— Какой совет вы дадите тем, кто готовит свой дебютный фильм?

— Главный совет — написать сценарий, а потом работать над ним, работать и еще раз работать. Понять, какую историю вы хотите рассказать и как это сделать внятно. Я сам так пишу: постоянно переделываю, чищу, что-то меняю. Давать читать свой сценарий опытным людям, слушать их критику, принимать ее или не принимать. Сценарий, сценарий, сценарий — это ключевое в дебютном фильме, именно ему нужно уделить больше всего времени. Если он правильно выстроен, если у человека есть режиссерский талант, то дальше гораздо проще. А если сценария нет, то пытаться что-то слепить по ходу — это самая большая ошибка.

Дарико Цулая

другие интервью >>



Комментарии (43)

Новый комментарий...

  • 12

    dimas8071 9 марта 2016, 13:13 пожаловаться

    #

    Это история о двух провинциальных старшеклассниках Жене (Виктор Грудев) и Коле (Дмитрий Калязин), которые заработали первые деньги на порносайтах и баннерной рекламе в интернете
    Неужто нет более достойного сюжета?

    ответить

  • Была ранняя версия, черновой вариант, где эти старшеклассники зарабатывали гей-услугами в местном клубе, но потом подумав, мы задались вопросом: «Ну откудого в провинциальном городке найдутся гей-клубы?». Решили, что не пойдет и переделали начальный сценарий.

    ответить

  • 4

    Gregorianec 9 марта 2016, 14:35 пожаловаться

    #

    Как по мне, если речь заходит о фильме про страну и историю реальную или достойную, то лучше достойную основанную на реальности.

    ответить

  • 2

    El_principe 9 марта 2016, 13:14 пожаловаться

    #

    «в России есть программа господдержки дебютов»
    он забыл добавить про программу откатов)))

    ответить

  • Про программу господдержки дебютов далеко не все в стране знают, а вот про откаты каждый. Зачем лишний раз напоминать, если все и так знают об этом?) Вот поэтому он об откатах «тактично» умолчал.

    ответить

  • El_principe 9 марта 2016, 14:11 пожаловаться

    #

    господдержка — это не секрет полишинеля)))
    все написано доходчиво! и на дебют выделяется где-то миллион долларов…
    но с этой суммы…))) так что такичность или нет, факт остается фактом)

    ответить

  • 5

    sergeu76 9 марта 2016, 14:03 пожаловаться

    #

    «… Даже „Исповедь задрота“ мы боимся называть, кому-то ведь может не понравиться…» Ну и не называйте. Придумайте другое, вменяемое и продаваемое название.
    Слово «задрот» само по себе оттолкнет большую часть потенциальных зрителей.
    Хотя, с другой стороны, если фильм стоящий, то на него пойдут вне зависимости от названия…

    ответить

  • 2

    Monstra 9 марта 2016, 14:28 пожаловаться

    #

    Писака придумал быдлокнижку про задротов, режиссер снял быдлофильм про задротов… А точнее — о пацанах, которые хотели быть как Билл Гейтс, но, естественно, не стали. Уровень главного посыла фильма — «много денег или честная жизнь» — настолько примитивен, что даже не смешно, а стыдно.

    И так, в прикол. Знаете, что снимали американцы про настоящих задротов? Знаменитых «Джея и молчаливого боба», и было это 15 лет назад. 15, Карл! Не пора ли уже присмотреться к более актуальным темам?)))

    ответить

  • 5

    Gregorianec 9 марта 2016, 14:36 пожаловаться

    #

    Можно список актуальных тем, с которыми реально сталкиваются простые люди ?

    ответить

  • 8

    Розыгрыш 9 марта 2016, 17:08 пожаловаться

    #

    Прожить месяц с пенсией в 10000 тысяч рублей, покупая лекарства и отдыхая душой.

    ответить

  • Gregorianec 10 марта 2016, 13:40 пожаловаться

    #

    Актуальная тема, спору нет, как и идея фильма вышеописанного, просто я хотел уточнить актуальные темы пользователя Monstra.

    ответить

  • 5

    Verba Volant 9 марта 2016, 14:55 пожаловаться

    #

    «Получилась притча с довольно очевидным и порой настойчивым посланием молодому поколению — честно жить тяжело, но лучше так, чем продавать свою душу.»
    если первая часть послания обыграна хорошо, то она может запросто вытеснить вторую часть послания.

    ответить

  • Простите, а что за послание, кто и куда посылает? То есть из статьи, из описания, мы видим, на самом деле, страшное, вульгарное, морализаторское противопоставление

    первые заработанные деньги легко вытесняют из его жизни олимпиады по программированию и мечты о собственных разработках, бизнес требует все новых жертв,
    То есть с одной стороны здесь — нравственно верная олимпиада по программированию, а с другой — однозначно душевредный бизнес. Что за нафиг такой? Частное предпринимательство — зло? От таких притч очень хочется зажмурится и закрыть руками уши, и не важно, насколько удачно обыграна каждая из их частей.

    ответить

  • Verba Volant 9 марта 2016, 17:41 пожаловаться

    #

    «То есть с одной стороны здесь — нравственно верная олимпиада по программированию, а с другой — однозначно душевредный бизнес»
    :) страшное, вульгарное, морализаторское противопоставление. Вы так видите.
    «Частное предпринимательство — зло?»
    думаю, что извратить это послание есть много способов. и Ваш — вполне хорош.
    не знаю, как там в фильме получилось, но делать деньги на продаже любого продукта, что можно продать — зло для человека, который(допустим) имел потенциал создать/продать нечто стоящее и хотел(это важно), но сдался/передумал, имхо, канешн. :)

    ответить

  • Ну в случае вашего имхо вопрос только один, зато глобальный: какова тогда цель отдельной человеческой жизни? Потому как оценочный подход в рамках шкалы «хуже — лучше» имеет смысл только если мы берем точку отсчета. Вот вы откуда считаете, от самореализации или нравственного универсума?

    ответить

  • audiovideofil 9 марта 2016, 15:14 пожаловаться !@#)$!#)@%*)$%&^

    #

    У Леры Германики так вырезали весь мат из ее фильма.
    Это ж надо додуматься вырезать невырезаемое. Тогда пусть и в реальной жизни цензурят диалоги (монологи), а то…

    ответить

  • Назад в совок?

    ответить

  • audiovideofil 9 марта 2016, 17:31 пожаловаться

    #

    Совсем не о том.

    ответить

  • Вот вы зря на самом деле, так называемое творчество Леры Германики можно резать вообще по любым направлениям: ему вообще ничто не может повредить.

    ответить

  • 1

    audiovideofil 9 марта 2016, 17:29 пожаловаться

    #

    Да и хрен с ней. Я о кастрации речи в целом.

    ответить

  • Нет, я вот тут не согласна, что значит «кастрация» в целом? Применительно к художественному произведению мат может быть художественно оправдан, либо не оправдан. Понятное дело, что с одной стороны — это решать не чувакам с ножницами, а с другой… художественное произведение и Германика… эмм

    А сама речь тут ни при чем, у нас в речи очень противоречивое отношение к мату: с одной стороны он повсеместен почти, а с другой — имеет очень сильную лексическую окраску, негативную.

    То есть был хороший пример, я читала. Девочка пишет, иностранка, попросила, значит, подругу русскоязычную подсказать основные матерные выражения, ну и стала их использовать, как привыкла на родном английском… В общем встретила полное непонимание окружающих…

    Короче, для русского мата крайне важен контекст, и вот с экрана телевизора или в кинотеатре он смотрится не всегда уместным. Так что тут не надо абсолютизировать эти моменты.

    Извините, что так много написала.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 9 марта 2016, 17:59 пожаловаться

    #

    Прекрасно Вас понимаю, но кастрируют вообще всё: и оправданное (уместное), и неоправданное (неуместное), потому что законники так решили, мол, в России никакого мата секса нет — ни повсеместного, ни негативного, ни контекстного, ни абсолютного.

    Извините, что так мало написал. :)

    ответить

  • окей)

    ответить

  • Alt-J 9 марта 2016, 15:38 пожаловаться

    #

    «В России намного проще дебютировать»
    Почему я не удивлен?))

    Только в России всякие блогеры и недопевички становятся актерами и актрисами, это относится и к режиссерам вроде Бондарчука, умеет же человек делать ШИДЕВРЫ
    И только у нас тебе выделят бюджет в размере 200 млн, чтобы ты снял очередной шлак, на иди снимай всякие «Елки», «Воины» и «Дедов Морозов», а самое главное русские режиссеры делают это оригинально и не копируют голливудские фильмы))

    ответить

  • 1

    Verba Volant 9 марта 2016, 16:03 пожаловаться

    #

    господи, зачем Вы так чудовищно всё извратили? там же — совсем о другом.
    кармодрочерство сплошное. главно, написать штампованный пост про бондарчуков и прокатные фейлы. тьфу на Вас!

    «Только в России всякие блогеры и недопевички становятся актерами и актрисами»
    в Америке — тож становятся, не сомневайтесь.

    «это относится и к режиссерам вроде Бондарчука»
    и не только в России есть бондарчуки.

    ответить

  • 3

    Alt-J 9 марта 2016, 17:06 пожаловаться

    #

    Пригорело))

    в Америке — тож становятся, не сомневайтесь.
    Перечислите хотя бы парочку этих блогеров из США. Я жду!

    и не только в России есть бондарчуки.
    Сомневаюсь, что где-то еще есть такой лысый хрен, который за 30 млн снимает один шлак (Уве Болл исключение)

    Балабанов на ровном месте снимал шедевры с бюджетом в 1 млн долларов, почему больше нет таких режиссеров? Потому что всем пофиг на качество кинопродукта, главное срубить деньжат побольше, ведь быдло все равно сходит на это произведение искусства.

    ответить

  • 5

    Verba Volant 9 марта 2016, 18:17 пожаловаться

    #

    «Перечислите хотя бы парочку этих блогеров из США. Я жду!»
    Ваша фраза звучала так «Только в России всякие блогеры и недопевички становятся актерами и актрисами»
    пример с блоггерами привести не смогу(ни с русскими, ни с американскими случаями такими не знакома, НО! я вообще не вижу тут проблемы: икс-блоггер сделал себе имя-славу/связи и на волне этого стал актёром(плохим актером стал? уйдёт. хорошим? будет играть в театре, в кино. не поясните, чем тут возмущаться-то? :))
    «Пэрис Хилтон — Американская актриса, певица, автор песен, фотомодель и дизайнер. Пэрис Хилтон — бывшая наследница семейного бизнеса — крупнейшей в мире сети отелей Hilton Hotels.» Википедия
    ну как, пойдёт такой примерчик?

    «Сомневаюсь, что где-то еще есть такой лысый хрен, который за 30 млн снимает один шлак (Уве Болл исключение)»
    сомневайтесь дальше, воля Ваша. я ж не знала, что «лысость» тут имеет хоть какое-то значение.
    Бондарчук — сын кинематографистов. Имеет связи с рождения, как и «голливудские дети», у которых мамы-папы — в системе.

    «Потому что всем пофиг на качество кинопродукта, главное срубить деньжат побольше, ведь быдло все равно сходит на это произведение искусства.»
    согласна, на данный момент, как мне кажется, качеством не сильно озадачиваются именно поэтому. хотя… ситуация будет всё же меняться со временем, сначала научатся делать третье-, второ-, первогосортные штамповки. отладят механизмы теле-, кинорынока. а там — люкс и премиум-люкс станет возможен.

    ответить

  • 5

    Alt-J 9 марта 2016, 19:09 пожаловаться

    #

    А я вам приведу пример с блоггерами. Вот например Саша Спилберг, не знаю знаете вы ее или нет, ну да не важно, ну вот она ведет свой блог, поет песенки и снимается в кино. Но ей не место в кино, понимаете? У нее нет ничего от актрисы, она бревно! Пусть лучше и дальше делает видео-обзоры на всякую ерунду.

    Хорошо, что в наше время есть Википедия, чтобы мы бы без нее делали. А что насчет Пэрис Хилтон то она опытная актриса и снимается в кино не первый год. Вы понимает, что сравнивать ее с русскими недоактрисами — это все равно, что сравнивать Майкла Джексона и Стаса Пьеху? И речь шла о более молодых певиц/блоггершах, а не о тех кому уже за 40

    Бондарчук — сын кинематографистов. Имеет связи с рождения, как и «голливудские дети», у которых мамы-папы — в системе.
    Удивительно! А я думал — это его лысина всех совращает. (САРКАЗМ)

    Пока в России не будет нормальных сценаристов — уровень кино с каждым днем будет все сильней деградировать и деградировать. Такому кино самое место в цирках, хотя я бы пожалел детей и сжег бы н*** все чудо фильмы и отснятые ими материалы!

    Все, больше комментировать данную новость не буду! Я изложил все, что хотел до вас донести. Добра вам!

    ответить

  • 5

    Verba Volant 9 марта 2016, 20:20 пожаловаться

    #

    «ну вот она ведет свой блог, поет песенки и снимается в кино»
    и пустьиво. она Вам, что, в чай плюнула? :)
    «ей не место в кино, понимаете? У нее нет ничего от актрисы, она бревно!»
    допустим. и что?
    «А что насчет Пэрис Хилтон то она опытная актриса и снимается в кино не первый год. Вы понимает, что сравнивать ее с русскими недоактрисами — это все равно, что сравнивать Майкла Джексона и Стаса Пьеху? И речь шла о более молодых певиц/блоггершах, а не о тех кому уже за 40»
    Во-первых, Пэрис Хилтон — НЕ актриса. ей не место в кино, понимаете? У нее нет ничего от актрисы, она бревно!
    Во-вторых, аналогия «Майкл Джексон with Стас Пьеха» неуместна(!) из-за уровня Пэрис Хилтон, как актрисы.
    В-третьих, какая разница сколько лет личности-примеру? Явление-то существует! «только в России»- Вы заявили. я оспорила: нет, не только в России непоймиктокомунеместовкино может проименоваться как актёр/актриса/режиссер/писатель/певец. и я права, а Вы — не правы.

    «Я изложил все, что хотел до вас донести.»
    Вы до меня донесли вот что:
    Вы ругаете некие явления, которые, якобы, могут иметь место только в России. Это — не так, но Вам пофиг.

    И Вам не хворать! :)

    ответить

  • 2

    ЯРОСЛАВ-007 10 марта 2016, 03:12 пожаловаться

    #

    И в чём же Саша Спилберг снялась?)

    ответить

  • 1

    Alt-J 10 марта 2016, 20:28 пожаловаться

    #

    «Домашняя работа», «Перед сном», «Терминал» мне продолжать?

    ответить

  • 2

    Sirius33 9 марта 2016, 16:14 пожаловаться Придумать название хуже — нужно постараться

    #

    Если конкурировать только с российскимм кинематографистами, то уровень этот будет очень невысок.
    Чубайс неприкасаемый, когда во всей стране кризис, у него всё ништяк, сколько бы он не косячил.

    Какой процент себя ты готов продать? Начинаешь с 10, а потом и 20 можно, и 50 — ну зачем они мне? А потом выясняется, что готов продать все 100. Это меня и привлекло в этой истории. Об этом с помощью фильма, как мне показалось, важно поговорить с молодыми людьми.

    Одним фильмом не изменить сознание. Нужно, чтобы воспитание тоже было соответствующим. Ведь кушать хочется всегда (желательно в ресторанах), одеваться красиво и по возможности брендово, ездить на респектабельных машинах, отдыхать за границей… Покуда будут все эти хотелки и многие другие, жить честно не получится, т. к. не хватит денег на всё это.

    ответить

  • 2

    Daniyar Dark Knight 9 марта 2016, 18:09 пожаловаться

    #

    Вот про сценарий правильные слова были. Если будет отличный сценарий — то такое кино всегда найдет дорогу к зрителю.

    ответить

  • 5

    Name XXX 9 марта 2016, 18:40 пожаловаться

    #

    Проще дебютировать? Не думаю, что проще, чем в США, где существует мощный сектор артхаусного кино и есть проекты вроде kickstarter.

    ответить

  • 6

    mror 9 марта 2016, 19:48 пожаловаться

    #

    Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея?

    ответить

 
Добавить комментарий...