всё о любом фильме:

Отпуск в сентябре (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВиталий Мельников
сценарийВиталий Мельников, Александр Вампилов
директор фильмаИгорь Лебедь
операторЮрий Векслер
композитор-
художникБелла Маневич-Каплан, О. Коковкина, Римма Штиль
монтажЗинаида Шейнеман
жанр драма, ... слова
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время135 мин.
Виктор Зилов на работе получает долгожданную квартиру и устраивает новоселье для друзей, с которыми дружит еще со школьных времен. Галина — жена Виктора — возлагает на квартиру большие надежды. Ей кажется, что теперь начнется счастливая жизнь.

В последнее время Виктор часто не ночевал дома, весь изолгался, пил, болтался с женщинами. Галина устала от его бесконечных пустых обещаний, но она любит Виктора и ждет от него ребенка. Зилова эта новость не обрадовала. Привыкнув к бесцельной жизни, он понимает, что ребенок — это обуза. Дома отношения не складывались, да и на работе тоже. Чтобы излишне не утруждаться, Зилов — в общем-то способный человек — подсовывает своему начальнику липовый проект…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 66 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Картина изобилует очень интересными и, порой, мудрыми фразами сказанными крайне между делом. Что можно сказать и о самом фильме в целом, который получается снят, как бы, наизнанку. В нём отчётливо прослеживаются несколько степеней глубины заложенного смысла. Что создаёт впечатление очень хорошей защиты от цензуры тех лет.

    На первый взгляд, происходящее повествует о кризисе среднего возраста и моральном разложении обычного человека, которому всё остачертело. Взгляд по глубже показывает, что главный герой явно не получает удовлетворения в этом процессе разложения. Очередная глубина раскрывает нам глаза на реальность вокруг героя. Всё в этом мире ненастоящее, ритуальное и фальшивое, кроме утиной охоты и ружья, которое появляется как символ несбывшихся надежд, как вещь из другого, настоящего мира. «Самое главное в жизни — это утиная охота.»

    Квартирный вопрос всегда был жизнеобразующим для нашего гражданина. И если рассуждать по Булгакову, то герою этой пьесы несказанно повезло — ему дали квартиру. Однако, само по себе новоселье играет совсем другую роль в судьбе Виктора Зилова. С каждым новым воспоминанием становится ясно, что он получил ключи не от новой жизни, а скорее от собственной могилы, где ему предлагается обманывать самого себя и окружающих, которых он едва ли может назвать близкими.

    За несколько лет до своей смерти Олег Даль сыграл свою любимую роль. Роль была очень сложная, надо было сыграть самого себя. И он справился с ней. Он не дожил 7 лет до премьеры этого фильма. В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.

    2 апреля 2012 | 18:12

    Знаю, что будет стыдно за свою первую рецензию на кинопоиске, но не могу молчать после просмотра.

    Потрясающий фильм. Снят по пьесе Вампилова «Утиная охота», которую конечно же, не читала; я просто сидела на стуле и боялась спугнуть родную сссрщину из кадра, эту безысходность, тлен, аскетичное убранство квартиры и льющуюся рекой водку.

    Потому что всё это правда и от осознания этого хочется завернуться в одеяло, выключить свет и уйти глубоко в себя, в думы о человеческой природе.

    Это история человека без цели. Часто Зилов ведет себя как животное, он непоследователен, непредсказуем, к женщинам он относится примерно также, как к мебели, то есть потребительски. Но не могу сказать, что глав герой внушает лишь отторжение. В какой-то степени он даже обаятелен. И он одинок.

    Атмосфера фильма очень камерная и личная, как будто подглядываешь в замочную скважину или в открытое окно.

    Одна из кульминационных сцен, когда жена глав героя закрывает его в комнате, и Зилова прорывает на поговорить нагло стырена в первой же серии плохого современного сериала «Оттепель».

    Господи, фильм снят в 1979 году, а проблемы и вопросы, которую я формулирую внутри себя здесь и сейчас в 2015 году не изменились совершенно — как вести себя с мужчиной, как пережить измену, и главное, когда следует перестать доверять человеку и посмотреть на положение вещей взрослыми глазами.

    И вот как со всем этим жили в стране Советов, когда не было ни секса в стране, ни мебели в квартирах, а была лишь плановая экономика, скучная работа и непонятное зарождающееся желание чего-то большего, чем просто женщина на стороне — все это есть в фильме.

    И состоится ли главное — утиная охота??? Смотрим фильм.

    20 января 2015 | 19:28

    Глубочайшая драматическая картина о запутавшемся человеке. Это такое вязкое и тягучее состояние собственного безумия, когда настолько противно от самого себя, что ты с ещё большей силой начинаешь все рушить и доказывать всем какой ты негодяй. Ненависть граничащая с жалостью к самому себе, полный внутренний распад. И вот ты тоже сидишь у экрана, наблюдаешь за тем, как Зилов все больше вязнет в болоте собственной глупости и одновременно ненавидишь его за то, как отвратительно и мерзко поступает он с теми, кто рядом и жалеешь, потому что в первую очередь он разрушает самого себя, и, что самое печальное, понимает это, но кажется уже и не знает как исправить, а потому выбирает путь саморазрушения. И стоишь ты вместе с Зиловым на балконе, глядишь на этот серый и унылый пейзаж и отчего-то тебе тоже очень тоскливо и одиноко и кажется, что попал ты в замкнутый круг, выбраться уже из которого не получится…

    У всех есть внутренние демоны, наши страхи, наше отчаяние, наша боль. И далеко не всем удается с ними справиться. Единственное, что очень важно, чтобы рядом с тобой всегда были люди, которые будут ждать тебя, сидя на скамейке, с волнением прислушиваясь к тишине и вздрагивать от любого громкого звука, и которые обязательно придут за тобой и спасут тебя, просто потому что им не все равно.

    Олег Даль прожил, выстрадал, пропустил через себя эту роль. Он прошел весь этот путь вместе с Зиловым до конца и ни разу не солгал зрителю.

    19 августа 2012 | 21:04

    Сразу укажу, сюжет — лютый коммунистический угар, и по большей части смысл происходящего будет понятен только пьяницам…

    Единственное что цепляет — картина безисходности. Эта тема похоже приходит к человеку периодически на протяжении всей жизни…

    Я хоть и не жил в то время, но полагаю что быт, данность, мысли и досуг — показан исчерпывающе. Эта убивает идиллия отсутствия цели.

    Экранизация — бесподобна.

    28 июля 2013 | 04:09

    Тема лишнего человека в русской литературе всегда была особенно актуальна. Онегин, Печерин, Чацкий, Базаров и даже Обломов — все эти люди с одной стороны в силу своего интеллектуальных, нравственных, и духовных внутренних качеств, всегда невольно возвышались над общей массой. Но в тоже время именно из-за этого оставались в жизни несчастными и одинокими. Великий русский драматург (советским его назвать язык не поворачивается) Александр Валентинович Вампилов в 1968 году написал пьесу «Утиная охота» в которой тема лишнего человека, была помещена в то советское время. А в 1978 ленинградский режиссер Виталий Мельников поставил по этой пьесе фильм «Отпуск в сентябре».

    Главный герой Виктор Зилов обычный советский гражданин. Ему около 30. У него приличная работа, верная и красивая жена, довольно много друзей, а недавно он получил еще и квартиру. Прекрасную двушку в новенькой хрущевке. Но у него есть одна существенная беда. Он вдруг потерял смысл жизни. Окружающая действительность видится ему исключительно в темных тонах, а люди, которые его окружают, кажутся не слишком-то достойными. И вот в какой-то момент он высказывает всем в глаза всю правду и соответственно остается после этого совсем один. Но у него есть одна страсть. Цель можно сказать всей жизни — Поехать на утиную охоту. Именно там он по настоящему счастлив. Утиная охота для Зилова это можно сказать единственный повод, чтобы продолжать жить.

    С точки зрения кинематографических форм, достоинств у этого фильм не так уж много. Снимался он не для широкого экрана, а для телевидения. Режиссер Виталий Мельников не в коем случаи не претендует на звание великого автора. Он не Герман и не Тарковский, поэтому и этот камерный фильм больше похоже на теле спектакль, нежели на полноценное художественное кино. Но есть тут одна важная деталь, которая делает это произведение настоящим шедевром. А именно игра солирующего тут актера Олега Даля. Хотя уже слово игра здесь будет не очень уместно. И это даже не проживание. Просто человек совершенно не менялся и оставался самим собой как в кадре так и за его границами. Все что заложил в Зилова Вампилов, Даль не просто понимал, он именно так существовал все последние годы.

    Мне кажется стихотворение самого любимого поэта Олега Даля, говорят и об этой пьесе и об этом герои гораздо больше любых слов.

    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят — все лучшие годы!

    Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно…

    Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка;
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
    Такая пустая и глупая шутка…

    19 октября 2013 | 16:11

    Это, пожалуй, одна из лучших, если не лучшая, киноработа Олега Даля. Видел спектакль по каналу «Культура» с Контантином «Всем выйти из сумрака» Хабенским, читал пьесу Вампилова и наконец смотрел фильм «Отпуск в сентябре», именно в таком порядке. И именно «Отпуск в сентябре», по моему, наиболее аутентичное воплощение пьесы. Измененное название пьесы ничуть не коробит и как-то сразу придает ей некий оттенок грусти.

    Даль, до некоторой степени, играет самого себя: любимца женщин, выпивоху и человека сложного, с мятущейся душой. Не буду пересказывать фабулу, это сделали выше. Фильм как и пьеса, по сути, моноспектакль Зилова, все остальных персонажей можно охарактеризовать как, в большей или меньшей степени, проходных. Остановимся однако на некоторых из них: Галина — жена Зилова, единственный стопроцентно положительный персонаж и стопроцентная мещанка. Вера — разлучница, Ирина — типичная инженю. Дима-официант, остановимся на нем чуть подробнее, — это типичный лакей, из ленинской лакейской, имеющий «характерное для лакея, как социального типа, лицемерие». Зилов, бросивший ему это оскорбление, получает кулаком по лицу. Однако Дима, на вопрос протрезвевшего Зилова, не отвечает, что именно он виноват в определенном опухании зиловской физиономии. Зилов — человек немогущий найти себя в этом он и хуже и лучше остальных, играющих раз и навсегда затвержденные роли. Дима говорит про охоту: «Попадать начнешь, когда успокоишься». Успокоиться для Виктора, значит, как и все окружающие его, впасть в духовную спячку. Зилов не может выбрать себя «в этом он и хуже и лучше остальных»… лучше тем что он остается в поисках, хуже тем, что он, вероятно,(чеховская интонация) так и не найдет свое истинное «Я». Понятно, что утиная охота, это не охота, в собственном смысле слова, а некое экзистениальное «другое место», место «там, где чисто, светло». Зилов, по моему скромному мнению, намеренно не бьет в живую цель, в глубине души он мягкосердечен, а «успокоиться и попасть» для него значит стать димой. «Но утки уже летят высоко, летать так летать, я им помашу рукой»…

    18 апреля 2012 | 00:57

    Я люблю пьесы Вампилова, а эту — в особенности. Очень сложен для какого-то конкретного определения главный герой — Виктор Зилов. В фильме в исполнении Олега Даля он получился таким, какой должен быть: многогранным, не до конца отрицательным, но и не положительным. Сложным, как любой человек.

    Если начать не с героев, а именно с времени, которое существует в пьесе, то можно сказать, что показано оно с уверенной достоверностью. Было такое. Были чиновники, которые приходили на работу неизвестно зачем, писали бестолковые бумажки неизвестно кому, и не было конца и края этому «неизвестно». В фильме есть эта фраза, сказанная со злой иронией о Зилове «Да, всем известно, как любит свою работу Витя». Не скажу, что цитата точная, но смысл общий передает.

    Бестолковое время, в котором существует бестолковый человек. Зилов бестолков, он не несчастен, он бежит по своей жизни куда глаза глядят, как и все остальные. Пытается вести такую жизнь, какую все ведут. Но выходит (впрочем, как и у всех) достаточно пошло, чтобы почувствовать собственную пустоту и никчемность. И Виктор видит это, знает это… Но винить в этом некого, поэтому все шишки летят в окружающих…

    Но в бестолковом человеке, на пределе его жизни, проявляется запертый поэт. Какой бы ни была жизнь, безысходной и пустой, даже в такой жизни люди стремились ее чем-то наполнить. И Виктор здесь проявляет вдруг неожиданную человеческую глубину, и Олегу Далю удалось это перевоплощение из чудовища в… нечто чудесное. Ведь это чудесно — найти в своей жизни некий прекрасный смысл и пожелать разделить ее с любимым человеком.

    Потрясающая сцена. В которую тем не менее врывается жестокая реальность в виде наивной глупой Ирочки, в которой, несмотря на всю ее невинность, нет глубокого чувства. И вопрос об охоте звучит пошло. Пошлость эту, как человек чувствительный, слышит Виктор Зилов. Он и является зеркалом этой пошлости, когда смеется. В его смехе горечь. И это просто швыряет тебя в какую-то пропасть, где не знаешь — сочувствовать герою Даля или просто сидеть, восхищаться его игрой и не принимать все близко к сердцу?

    Меня заинтересовал еще один персонаж. Незаметный Дима-официант, который возмутился званием «лакей». А ведь он единственный видел всю суть Зилова, видел все его интрижки, все уловки и прочее… И как всевидящий :) жалеет и по-своему, по-мужски понимает, прощает выходку, но не спускает ее. 

    Вот такие мысли… Не каждый фильм способен заставить все эти мысли появиться и уж тем более изложить их в виде текста. Но больно сильный эффект производит данная картина. Целый спектр эмоций, чувств, переживаний. Ради них посмотрите это кино, не пожалеете.

    9 июля 2010 | 02:21

    Как мы проводим выходные дни? Кто-то лежит растянувшись на диване, уставившись бессмысленным стеклянным взглядом в ящик, кто-то шатается по злачным местам в поисках удовлетворения чувственности, а кто-то мечтает поехать… на утиную охоту. Последее — про главного героя (Зилов) этого кинематографического шедевра. Но погода (сплошные дожди) не позволяет осуществить эту простую мечту.

    Что происходит, когда человек уже очень давно устал от жизни? Бесконечная достоевщина, самоанализ, тонкие переживания, неумение находиться в гармонии с собой, людьми, миром, тоска и уныние… Всё это приводит к некоему тупику, когда всё кажется бесполезным: во всём изверился, и не любишь, и не можешь любить… А огрубеть тоже не можешь.

    Зилов подходит к мысли о самоубийстве, и даже почти совершает его, но выглядит на экране это как-то совсем неубедительно. Самоубийство — тоже бессмысленно. Герою даже скучно застрелиться, но он считает это своей обязанностью.

    Фильм для тех, кто потерял смысл жизни, и непротив перекопать в себе всю эту гадость, посмотреть на неё заново глазами другого человека, других людей.

    10 из 10

    28 января 2016 | 20:07

    «Существует только один грех — глупость»
    Оскар Уайльд


    Пронзительная камерная лента с изумительным актерским составом.

    Олег Даль играет с присущей ему силой и непосредственностью. Остальные исполнители ничуть не уступают ему, хоть большая часть действия и напряжения держится именно на Дале.

    Минимум музыкального фона, неприхотливая манера съемки — казалось бы, ничего особенного нам тут не показали, но действие затягивает, завораживает и заставляет с неослабевающим вниманием следить за происходящим и сопереживать. Спокойно и просто, без лишнего шума и драматичности перед зрителем разыгрывается пьеса достойная Оскара Уайльда.

    Редко когда кино так наглядно и немногословно показывало и доказывало, почему нельзя быть сволочью по жизни.

    Великолепное кино. Не пожалейте времени, посмотрите.

    1 сентября 2008 | 14:52

    Прекрасная студенческая пора. Задание — прочитать пьесу Вампилова «Утиная охота» и посмотреть ее экранизацию под названием «Отпуск в сентябре». Задание выполнено. Преподаватель в восторге. Студенты — в замешательстве. Где же смысл? Где сюжет?

    Чтобы разобраться во всем, нужно копать глубже, а не просто мести веничком наружный слой песка. Ведь «Отпуск в сентябре» — хороший фильм уже потому, что он так отличается от современного отечественного и уж тем более зарубежного кинематографа. В силу своего юного возраста, я привыкла к фильмам-картинкам, когда операторская работа завораживает, а лица актеров притягивают своей неправдоподобной красотой. В данной же ленте всё по-настоящему: обычная квартира (а не двадцатиэтажный особняк), человеческие лица, настоящие эмоции. Эти особенности присущи всем фильмам, которые принадлежат к советскому самобытному кинематографу, где еще существовали собственные отечественные традиции и законы (а не слизанные с запада идеалы).

    Зилов — человек, который запутался, заврался и не понимает, чего хочет и к чему стремится. У него есть хобби (та самая утиная охота), работа, друзья, жена, любовницы, но «у него нет сердца» (как неоднократно будет сказано и в пьесе и в экранизации). А что такое сердце? В данном случае это слово не означает человеческий орган, без которого мы жить не можем (это вам не почка), оно означает жизнь. «В нем жизни нет» — так можно сказать про главного героя. Труп. Не зря Зилову в начале фильма приносят венок.

    Так как показывается жизнь обычного рядового человека (типового персонажа), то остросюжетного сюжета не ждите. Он не будет пуляться паутиной, не будет гонять на мотоцикле. Он будет пить. Пить и еще раз пить. Будет бросать трубку телефона, кричать на свою жену и будет делать еще множество вещей, которые так часто встречаются в нашей жизни. Трагедия одного человека. Трагедия народа.

    P.S. «Отпуск в сентябре» стал для меня отправной точкой в путешествии по советскому кинематографу.

    8 декабря 2012 | 12:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>