всё о любом фильме:

Отпуск в сентябре (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВиталий Мельников
сценарийВиталий Мельников, Александр Вампилов
директор фильмаИгорь Лебедь
операторЮрий Векслер
композитор-
художникБелла Маневич-Каплан, О. Коковкина, Римма Штиль
монтажЗинаида Шейнеман
жанр драма, ... слова
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время135 мин.
Виктор Зилов на работе получает долгожданную квартиру и устраивает новоселье для друзей, с которыми дружит еще со школьных времен. Галина — жена Виктора — возлагает на квартиру большие надежды. Ей кажется, что теперь начнется счастливая жизнь.

В последнее время Виктор часто не ночевал дома, весь изолгался, пил, болтался с женщинами. Галина устала от его бесконечных пустых обещаний, но она любит Виктора и ждет от него ребенка. Зилова эта новость не обрадовала. Привыкнув к бесцельной жизни, он понимает, что ребенок — это обуза. Дома отношения не складывались, да и на работе тоже. Чтобы излишне не утруждаться, Зилов — в общем-то способный человек — подсовывает своему начальнику липовый проект…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 66 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Картина изобилует очень интересными и, порой, мудрыми фразами сказанными крайне между делом. Что можно сказать и о самом фильме в целом, который получается снят, как бы, наизнанку. В нём отчётливо прослеживаются несколько степеней глубины заложенного смысла. Что создаёт впечатление очень хорошей защиты от цензуры тех лет.

    На первый взгляд, происходящее повествует о кризисе среднего возраста и моральном разложении обычного человека, которому всё остачертело. Взгляд по глубже показывает, что главный герой явно не получает удовлетворения в этом процессе разложения. Очередная глубина раскрывает нам глаза на реальность вокруг героя. Всё в этом мире ненастоящее, ритуальное и фальшивое, кроме утиной охоты и ружья, которое появляется как символ несбывшихся надежд, как вещь из другого, настоящего мира. «Самое главное в жизни — это утиная охота.»

    Квартирный вопрос всегда был жизнеобразующим для нашего гражданина. И если рассуждать по Булгакову, то герою этой пьесы несказанно повезло — ему дали квартиру. Однако, само по себе новоселье играет совсем другую роль в судьбе Виктора Зилова. С каждым новым воспоминанием становится ясно, что он получил ключи не от новой жизни, а скорее от собственной могилы, где ему предлагается обманывать самого себя и окружающих, которых он едва ли может назвать близкими.

    За несколько лет до своей смерти Олег Даль сыграл свою любимую роль. Роль была очень сложная, надо было сыграть самого себя. И он справился с ней. Он не дожил 7 лет до премьеры этого фильма. В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.

    2 апреля 2012 | 18:12

    «Существует только один грех — глупость»
    Оскар Уайльд


    Пронзительная камерная лента с изумительным актерским составом.

    Олег Даль играет с присущей ему силой и непосредственностью. Остальные исполнители ничуть не уступают ему, хоть большая часть действия и напряжения держится именно на Дале.

    Минимум музыкального фона, неприхотливая манера съемки — казалось бы, ничего особенного нам тут не показали, но действие затягивает, завораживает и заставляет с неослабевающим вниманием следить за происходящим и сопереживать. Спокойно и просто, без лишнего шума и драматичности перед зрителем разыгрывается пьеса достойная Оскара Уайльда.

    Редко когда кино так наглядно и немногословно показывало и доказывало, почему нельзя быть сволочью по жизни.

    Великолепное кино. Не пожалейте времени, посмотрите.

    1 сентября 2008 | 14:52

    Прекрасная студенческая пора. Задание — прочитать пьесу Вампилова «Утиная охота» и посмотреть ее экранизацию под названием «Отпуск в сентябре». Задание выполнено. Преподаватель в восторге. Студенты — в замешательстве. Где же смысл? Где сюжет?

    Чтобы разобраться во всем, нужно копать глубже, а не просто мести веничком наружный слой песка. Ведь «Отпуск в сентябре» — хороший фильм уже потому, что он так отличается от современного отечественного и уж тем более зарубежного кинематографа. В силу своего юного возраста, я привыкла к фильмам-картинкам, когда операторская работа завораживает, а лица актеров притягивают своей неправдоподобной красотой. В данной же ленте всё по-настоящему: обычная квартира (а не двадцатиэтажный особняк), человеческие лица, настоящие эмоции. Эти особенности присущи всем фильмам, которые принадлежат к советскому самобытному кинематографу, где еще существовали собственные отечественные традиции и законы (а не слизанные с запада идеалы).

    Зилов — человек, который запутался, заврался и не понимает, чего хочет и к чему стремится. У него есть хобби (та самая утиная охота), работа, друзья, жена, любовницы, но «у него нет сердца» (как неоднократно будет сказано и в пьесе и в экранизации). А что такое сердце? В данном случае это слово не означает человеческий орган, без которого мы жить не можем (это вам не почка), оно означает жизнь. «В нем жизни нет» — так можно сказать про главного героя. Труп. Не зря Зилову в начале фильма приносят венок.

    Так как показывается жизнь обычного рядового человека (типового персонажа), то остросюжетного сюжета не ждите. Он не будет пуляться паутиной, не будет гонять на мотоцикле. Он будет пить. Пить и еще раз пить. Будет бросать трубку телефона, кричать на свою жену и будет делать еще множество вещей, которые так часто встречаются в нашей жизни. Трагедия одного человека. Трагедия народа.

    P.S. «Отпуск в сентябре» стал для меня отправной точкой в путешествии по советскому кинематографу.

    8 декабря 2012 | 12:31

    «Я хочу остаться один» — наверно главная фраза фильма. Главный герой хочет остаться один, но не потому что он не желает больше быть с другими, а потому что не хочет больше им делать больно… По какой-то причине он причиняет боль тем, кто его любит и от осознания этого хочется лезть в петлю. Или приставить ружье к груди.

    Фильм ошибочно рассматривается некоторыми зрителями как картина о кризисе среднего возраста, но здесь он совершенно ни при чем. Такой «кризис» как у Зилова наступает гораздо раньше среднего возраста по причине слишком острого восприятия жизни. Обмана и лжи, не в последнюю, а может быть в первую очередь, своих собственных. Бессилия. Боли, которую причиняют друг другу люди.

    И в данном случае здесь совершенно не уместна пошлость в духе «в жизни много прекрасных моментов, надо только захотеть их увидеть» или что-нибудь другое в этом духе.

    14 февраля 2012 | 19:09

    Глубочайшая драматическая картина о запутавшемся человеке. Это такое вязкое и тягучее состояние собственного безумия, когда настолько противно от самого себя, что ты с ещё большей силой начинаешь все рушить и доказывать всем какой ты негодяй. Ненависть граничащая с жалостью к самому себе, полный внутренний распад. И вот ты тоже сидишь у экрана, наблюдаешь за тем, как Зилов все больше вязнет в болоте собственной глупости и одновременно ненавидишь его за то, как отвратительно и мерзко поступает он с теми, кто рядом и жалеешь, потому что в первую очередь он разрушает самого себя, и, что самое печальное, понимает это, но кажется уже и не знает как исправить, а потому выбирает путь саморазрушения. И стоишь ты вместе с Зиловым на балконе, глядишь на этот серый и унылый пейзаж и отчего-то тебе тоже очень тоскливо и одиноко и кажется, что попал ты в замкнутый круг, выбраться уже из которого не получится…

    У всех есть внутренние демоны, наши страхи, наше отчаяние, наша боль. И далеко не всем удается с ними справиться. Единственное, что очень важно, чтобы рядом с тобой всегда были люди, которые будут ждать тебя, сидя на скамейке, с волнением прислушиваясь к тишине и вздрагивать от любого громкого звука, и которые обязательно придут за тобой и спасут тебя, просто потому что им не все равно.

    Олег Даль прожил, выстрадал, пропустил через себя эту роль. Он прошел весь этот путь вместе с Зиловым до конца и ни разу не солгал зрителю.

    19 августа 2012 | 21:04

    Сразу укажу, сюжет — лютый коммунистический угар, и по большей части смысл происходящего будет понятен только пьяницам…

    Единственное что цепляет — картина безисходности. Эта тема похоже приходит к человеку периодически на протяжении всей жизни…

    Я хоть и не жил в то время, но полагаю что быт, данность, мысли и досуг — показан исчерпывающе. Эта убивает идиллия отсутствия цели.

    Экранизация — бесподобна.

    28 июля 2013 | 04:09

    «Утиная охота» — одна из моих любимых пьес. Поэтому вопрос о просмотре фильма «Отпуск в сентябре» не стоял. И хочу сказать, что фильм не разочаровал, а даже наоборот явился идеальной инсценировкой пьесы.

    Главный герой Зилов получает от своих друзей похоронный венок на свое имя. Потом оказывается, что он устроил в ресторане разнос своим друзьям, где каждому в принципе сказал правду, которую, как водится, никто не захотел слышать и знать. Зилов сумел достать свою жену, зачем-то вызвав воспоминания об их первом вечере наедине, а затем все расстроив одной фразой: «Разве ты думаешь мужчина помнит, что он говорит в такие моменты». Затем он очаровывает юную абитуриентку Ирину, которая еще слишком глупа, чтобы понять его игру. Игру с самим собой. Он никак не может успокоиться. Потому что он не знает чего хочет. Успокоить его может только один человек, который абсолютно самодостаточен и спокоен. Это Дима, работающий официантом в ресторане. Он оставляет его наедине с самим собой, а когда нет зрителей спектакль Зилова становится ему не интересен. Дима же произносит самую важную фразу для Зилова в этом действии: «Попадать начнешь, когда успокоишься». Остается надеяться, что это когда-нибудь произойдет.

    Олег Даль великолепен в этой роли. Он как будто родился Зиловым. Ему это к лицу. Ирина Купченко блестяще сыграла жену Зилова, эту измученную женщину. Замечателен и Юрий Богатырев в роли подкаблучника. В роли лопуха блеснул Николай Бурляев. Прекрасен и исполнитель роли Димы. От него веет спокойноствием и уверенностью в каждом своем действии. Он очень размерен и решителен. Очень хорошая работа режиссера Виталия Мельникова.

    Итог: замечательная экранизация замечательной пьесы. Смотреть стоит обязательно, особенно если вы обладаете чертами характера главного героя.

    10 из 10

    Спасибо за внимание!

    4 мая 2010 | 14:32

    Фильм «Отпуск в сентябре» показывает события нескольких дней из жизни Виктора Зилова, блестяще исполненного Олегом Далем. Картина делает срез с этих дней, препарирует основные знаковые события с неумолимостью хирурга. Фильм весьма мрачный и, несмотря на поток сарказма, присущего героям пьес Вампилова, по сути — безжалостная персональная трагедия, а не попытка вскрыть пороки общества с улыбкой на лице, подчас очень тонким юмором.

    Вся картина рассказывает о трагедии человека, который потерял ориентиры в жизни и буквально, как пилот подожженного бомбардировщика, находится в глубоком штопоре — все ближе к земле, стремительно к ней приближаясь. Его брак разрушается, его друзья считают его шутом, его начальник откровенно его боится и готов уволить и так далее.

    Конечно, сравнивать экранизацию с источником — дело неблагодарное. Но являясь большим почитателем автора, попробую привести некоторые мысли, которые возникли не столько после просмотра фильма, сколько после прочтения пьесы. Сразу скажу, пьесу «Утиная охота» прочитал спустя несколько лет после просмотра. Отчасти, прочтение пьесы помогло расставить правильные акценты, а где-то и прямо подтвердило мои если не сомнения, то вопросы к экранизации.

    Итак, начнем с образа Виктора Зилова. Изначально, еще когда смотрел фильм, возникает диссонанс образа Даля с образом Зилова. Почему постановщик выбрал именно его на роль Зилова — загадка. По замыслу Вампилова, это должен быть крепкий, спортивный парень. Плюс, за скобками, но это подразумевается — безоговорочно интересен женщинам. Возможно, Олег Даль и был таким советским донжуаном, но в фильме образ никак не склеивается, хотя Даль частенько награждался ролями изысканных ловеласов. В любом случае, Даль справился с этой ролью блестяще. В остальном, пожалуй, попадание достаточно большое, в фильме все персонажи смотрятся очень и очень органично.

    Вызвала вопросы тема «шутки» друзей — если в пьесе она является четким стартом и финишем, то в фильме она как-то уходит на второй план, хотя она является и косвенным следствием и катализатором некоторых событий драмы.

    В любом случае, «Отпуск в сентябре» рекомендую всем, кто готов смотреть тонкие, личностные трагедии и кто готов смириться с несколько театральной подачей всей картины (например, четкое биение по сценам), что, опять же, прямо отсылает к источнику.

    8 из 10

    22 августа 2014 | 23:59

    Знаю, что будет стыдно за свою первую рецензию на кинопоиске, но не могу молчать после просмотра.

    Потрясающий фильм. Снят по пьесе Вампилова «Утиная охота», которую конечно же, не читала; я просто сидела на стуле и боялась спугнуть родную сссрщину из кадра, эту безысходность, тлен, аскетичное убранство квартиры и льющуюся рекой водку.

    Потому что всё это правда и от осознания этого хочется завернуться в одеяло, выключить свет и уйти глубоко в себя, в думы о человеческой природе.

    Это история человека без цели. Часто Зилов ведет себя как животное, он непоследователен, непредсказуем, к женщинам он относится примерно также, как к мебели, то есть потребительски. Но не могу сказать, что глав герой внушает лишь отторжение. В какой-то степени он даже обаятелен. И он одинок.

    Атмосфера фильма очень камерная и личная, как будто подглядываешь в замочную скважину или в открытое окно.

    Одна из кульминационных сцен, когда жена глав героя закрывает его в комнате, и Зилова прорывает на поговорить нагло стырена в первой же серии плохого современного сериала «Оттепель».

    Господи, фильм снят в 1979 году, а проблемы и вопросы, которую я формулирую внутри себя здесь и сейчас в 2015 году не изменились совершенно — как вести себя с мужчиной, как пережить измену, и главное, когда следует перестать доверять человеку и посмотреть на положение вещей взрослыми глазами.

    И вот как со всем этим жили в стране Советов, когда не было ни секса в стране, ни мебели в квартирах, а была лишь плановая экономика, скучная работа и непонятное зарождающееся желание чего-то большего, чем просто женщина на стороне — все это есть в фильме.

    И состоится ли главное — утиная охота??? Смотрим фильм.

    20 января 2015 | 19:28

    Тема лишнего человека в русской литературе всегда была особенно актуальна. Онегин, Печерин, Чацкий, Базаров и даже Обломов — все эти люди с одной стороны в силу своего интеллектуальных, нравственных, и духовных внутренних качеств, всегда невольно возвышались над общей массой. Но в тоже время именно из-за этого оставались в жизни несчастными и одинокими. Великий русский драматург (советским его назвать язык не поворачивается) Александр Валентинович Вампилов в 1968 году написал пьесу «Утиная охота» в которой тема лишнего человека, была помещена в то советское время. А в 1978 ленинградский режиссер Виталий Мельников поставил по этой пьесе фильм «Отпуск в сентябре».

    Главный герой Виктор Зилов обычный советский гражданин. Ему около 30. У него приличная работа, верная и красивая жена, довольно много друзей, а недавно он получил еще и квартиру. Прекрасную двушку в новенькой хрущевке. Но у него есть одна существенная беда. Он вдруг потерял смысл жизни. Окружающая действительность видится ему исключительно в темных тонах, а люди, которые его окружают, кажутся не слишком-то достойными. И вот в какой-то момент он высказывает всем в глаза всю правду и соответственно остается после этого совсем один. Но у него есть одна страсть. Цель можно сказать всей жизни — Поехать на утиную охоту. Именно там он по настоящему счастлив. Утиная охота для Зилова это можно сказать единственный повод, чтобы продолжать жить.

    С точки зрения кинематографических форм, достоинств у этого фильм не так уж много. Снимался он не для широкого экрана, а для телевидения. Режиссер Виталий Мельников не в коем случаи не претендует на звание великого автора. Он не Герман и не Тарковский, поэтому и этот камерный фильм больше похоже на теле спектакль, нежели на полноценное художественное кино. Но есть тут одна важная деталь, которая делает это произведение настоящим шедевром. А именно игра солирующего тут актера Олега Даля. Хотя уже слово игра здесь будет не очень уместно. И это даже не проживание. Просто человек совершенно не менялся и оставался самим собой как в кадре так и за его границами. Все что заложил в Зилова Вампилов, Даль не просто понимал, он именно так существовал все последние годы.

    Мне кажется стихотворение самого любимого поэта Олега Даля, говорят и об этой пьесе и об этом герои гораздо больше любых слов.

    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят — все лучшие годы!

    Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно…

    Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка;
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
    Такая пустая и глупая шутка…

    19 октября 2013 | 16:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>