всё о любом фильме:

Король-рыбак

The Fisher King
год
страна
слоган«Поиски Святого Грааля... на улицах Нью-Йорка»
режиссерТерри Гиллиам
сценарийРичард ЛаГравенес
продюсерДебра Хилл, Линда Обст, Тони Марк, ...
операторРоджер Прэтт
композиторДжордж Фентон
художникМэл Борн, П. Майкл Джонстон, Беатрикс Аруна Пастор, ...
монтажЛесли Уолкер
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.95 млн,    Германия  1 млн,    Испания  928.3 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время138 мин. / 02:18
Номинации (4):
Джек — популярный радиоведущий. У него есть чувство юмора, сарказм и профессиональный цинизм, который в итоге оборачивается трагедией: один из постоянных слушателей последовал его ироничному совету: вошел в людное кафе и разрядил полную обойму в ничего не подозревающих посетителей.

Потрясенный Джек бросает работу и уходит в запой, погружаясь на дно отчаяния. В этот момент он встречает бездомного бродягу Пэрри, в прошлом — профессора истории, который увлекает его в удивительный мир собственных фантазий, где по унылым улицам огромного города шествуют средневековые рыцари, а небоскребы превращаются в величественные замки.

Вдвоем они отправляются на поиски Святого Грааля… в район Манхэттэна.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
84%
43 + 8 = 51
6.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На стенах видеопроката, в котором работает Джек, можно заметить постеры фильмов Терри Гиллиама «Приключения барона Мюнхаузена» и «Бразилия».
    • «Король-Рыбак» стал первым фильмом Тэрри Гиллиама, в написании сценария которого он не принимал участия. Также это первый фильм Гиллиама, в котором не задействован ни один из членов комик-труппы Monty Python.
    • Тэрри Гиллиам в этом фильме вернулся к теме Священного Грааля, однажды уже затронутой им в фильме «Монти Пайтон и священный Грааль».
    • Сцена массового танца в Гранд Централ изначально должна была происходить на станции метро и без танцев — по сценарию, пассажиры метро должны были слушать пение чернокожей бездомной. Гиллиам решил, что в таком виде сцена не «сработает» и внёс в неё изменения. Сцена снималась на протяжении ночи, с привлечением профессиональных танцоров и обычных пассажиров, сошедших с поезда.
    • После выхода на экраны фильма каждую новогоднюю ночь в большом зале Гранд Централ (Grand Central Station) оркестр играет вальс и все присутствующие танцуют.
    • В эпизодической роли ветерана-инвалида, собирающего милостыню, снялся американский певец и композитор Том Уэйтс.
    • еще 3 факта
    Трейлер №2 00:30
    все трейлеры

    файл добавилkindeer

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Американец Терри Гиллиам прославился ещё в составе английской абсурдно-сюрреалистической группы «Монти Пайтон», так что позже многими считался типичным представителем британского парадоксального юмора (один лишь Ричард Лестер, тоже американец, мог бы похвастать подобным умением потрясающе вписываться в иную комическую да и вообще культурную английскую традицию). Первые самостоятельные режиссёрские работы Гиллиама тоже по привычке воспринимались в «монти-пайтоновском» духе, хотя его британская авантюрная трилогия «Бандиты во времени», «Бразилия» и «Приключения барона Мюнхгаузена», свидетельствовали, в большей степени, не только о вырвавшейся на свободу искромётной, прихотливой, волшебной фантазии автора, но и о тесной связи его искусства с мифологически-сказочными корнями и современным жанром философской антиутопии. Фантазёры, неисправимые авантюристы, прекраснодушные романтики, безумные храбрецы и даже покорные чиновники, запуганные технократической диктатурой, вступали в бесполезную (по здравому размышлению), дерзко глупую и почти комически-дебильную борьбу с миром безысходного однообразия и тихого прозябания, пытаясь найти отдохновение в невероятных путешествиях, загадочных мечтах и выдуманных подвигах. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 124 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пока смотрела первую половину фильма (свыкалась с ситуацией, героями, неспешным стилем повествования), не покидало ощущение: где-то я всё это уже видела. В самом деле, история не нова: один из героев, не важно, в силу каких причин — во всех историях они разные — оказывается у черты, когда дальше или смерть (от уныния, запоя etc), или обновление. И катализатором для скорейшего выбора и дальнейшего движения в сторону возрождения является невесть откуда взявшийся человек, у которого свои тараканы/скелеты в шкафу.

    Но внутренние беды героев, как бы важны они ни были, отступают перед натиском чего-то неведомого, но огромной силы, чему нельзя противостоять. Люди, которых свело провидение, помогают друг другу, порой даже против воли, нехотя — ведь очень трудно забыть о том, какой ты эгоист, и встать на путь самообновления через помощь ближнему. Но в итоге ломаются барьеры (в фильме это показано очень наглядно), стираются рамки, условности — люди снова становятся просто людьми и лежат на травке нью-йоркского центрального парка и смотрят на звёзды. Каждому из них даётся ещё шанс. И ещё, и ещё. Главное — использовать его во благо. Тогда у фильма получается счастливый финал.

    27 декабря 2011 | 03:23

    Своеобразное кино неоднозначного режиссера Терри Гиллиама. Фильм по манере съемки и цветовой гамме очень похож на его же «12 обезьян». Но в остальном — ничего общего.

    Назвать этот фильм мэйнстримным (т. е. предназначенным для среднестатистического зрителя) язык не поворачивается, но и полнейшим артхаусом кино, на мой взгляд, не является. Необычная драматическая история, в вкраплениями некоей фэнтезийности, характеризующей психическое расстройство одного из героев.

    Мне фильм понравился. Хотя, стоит отметить, что местами действо нудновато и не совсем адекватно. Но, перетерпев такие моменты, в итоге от фильма можно получить удовольствие.

    Отличная актерская игра Бриджеса и Уильямса. Необычные женские и один трансвеститный персонаж на вторых ролях. Оскар, полученный Мерседес Руель, вполне ею заслужен.

    На первом плане в фильме драматичность и житейские проблемы героев. Но нашлось место и любви. Также тут немало комедийных моментов. А оптимистическая концовка мало кого оставит равнодушным!

    26 апреля 2007 | 17:30

    Терри Гиллиам — режиссёр на любителя, его безудержная фантазия не всегда идёт на пользу его фильмам. Некоторые вызывают явное раздражение, например, «Страна приливов», где режиссёр явно перегибает палку с демонстрацией неприятных вещей, что больше похоже на эпатаж или неудачные попытки найти что-то новое для выбранной темы повествования, чем на художественный посыл. На данный момент, лишь «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «12 обезьян» вызывают подлинное уважение к режиссёру. Первому за то, что так удачно смог употребить своё мастерство для передачи атмосферы, грамотную прорисовку персонажей и ситуаций. Психоделический стиль чертовски классно выглядел по отношению к персонажам — нарикам, находящимся большую часть фильма в изменённом состоянии сознания.

    «12 обезьян» — нравится опять же за стиль, атмосферу, блестящую игру Б. Питта, который играет сумасшедшего, любопытный сценарий и музыку.

    И теперь посмотрел ещё один фильм после не столь понравившейся «Бразилии», от которой ожидал несравненно большего. Король-рыбак (1991). Слышал о нём ещё давно в передаче Грымова «Большая рыба».

    Сюжет сразу цепляет. Известный радиоведущий Джек (Джефф Бриджес) по роковой ошибке становится причастным к гибели нескольких ни в чём не повинным граждан. После случившегося Джек морально падает духом. Он находит себя на дне стакана, потеряв волю к жизни. Единственное, что спасает его — подруга, с которой он сожительствует. По случайному стечению обстоятельств, бывшая радиозвезда встречает странного человека по имени Пери (Робин Уильямс). Джек узнаёт, что случайный знакомый пострадал в результате той самой роковой трагедии, из-за которой сам теперь мучается угрызениями совести. Теперь у Джека появляется желание помочь бродяге…

    Первая треть фильма типичная для Гиллиама. Интересные, необычные персонажи, оригинальные сцены с налётом психодела. Уже сразу замечаешь, что эти герои противопоставляются друг другу. Благородное безумие Пери даётся в противовес рациональному бессмысленному существованию Джека. Обоим не хватает чего-то от другого. Во время экранного действия происходят интересные метаморфозы. Джек, испытывающий угрызения совести, поначалу пытается наиболее простым способом отделаться от чувства вины, однако, со временем понимает, что не всё так просто. Искупление происходит тогда, когда ты способен измениться сам и Джеку нужно время, также как и Пери, за которого теперь придётся взять ответственность. Таким образом, придётся нести наказание за слова, сказанные когда-то в эфире. Не раз во время просмотра просмотра возникает мысль о том, что вмешиваясь в жизнь другого человека, прежде всего, меняешь себя. Иной раз, человек со стороны даже одним свои присутствием в твоей жизни, может многому научить и помочь разобраться в собственной жизни. В течение фильма можно проследить за эволюцией героев, для которых случайная встреча оказывается своевременной и исцеляющей.

    Отдельно стоит сказать, что Гиллиам явно неравнодушен ко всяким трубам и устройствам с трубками, которые организуют в его в фильмах закономерный бардак. Здесь тоже не обойдётся без помещения, где полно этого барахла. Как любой любящий кинорежиссёр, не может не упомянуть о фильмах: сколько раз мы окажемся в магазине видеопроката, и ещё несколько раз чудной парень с усами скажет несколько слов о героях из кино. Причём такие мелочи ничуть не захламляют картину, а скорее наоборот, украшают.

    Актёры, играющие главные роли смотрятся более чем убедительно. В начале поведение Джека (Бриджес) напоминает героя из «Страха и ненависти», которого играет Депп. Правда после избавления от алкогольной зависимости сходство пропадает. Пери (Уильямс), как всегда образец порядочности и доброты, и как часто в фильмах с его участием, играет «маленького человека».

    Порадовало наличие трогательных моментов, что редко для данного режиссёра. Всё остальное на месте: безумные персонажи — да, психоделика — в меру, забавные, а порой смешные сцены — есть.

    Самое светлое кино Гиллиама из всех известных лент, что удалось посмотреть. Немного, напомнил «Планету Ка-Пэкс» и не только присутствием Джеффа Бриджеса. О чём кино? Об ответственности засвои действия, об искуплении вины, о способности меняться, о жизни, о дружбе, о любви.

    17 октября 2012 | 17:16

    В прямом эфире популярной передачи циничный радиоведущий с присущим ему сарказмом предлагает постоянному слушателю пойти в людное место и перестрелять всех яппи. Не учитывая последствий, которые могут оказать на аудиторию его слова, Джек становится виновником ужасающей трагедии — парень, вооружившись охотничьим ружьём, устраивает в кафе жестокую бойню.

    В тот роковой вечер, забрызганный кровью собственной жены, учитель истории сходит с ума. Теперь он Пэрри, который видит маленьких человечков и ищет Святой Грааль. Однажды пути Джека, медленно спивающегося из-за угрызений совести, и бомжа, забывшего свою прежнюю жизнь, судьбоносно пересекаются под Бруклинским мостом…

    Терри Гиллиам в своей неповторимой манере погружает нас в мир сказочного безумия, где по улицам верхом на коне скачет красный рыцарь, посетители нью-йоркского метро танцуют вальс, а количество неординарных людей, ищущих свое счастье в мифических путешествиях и выдуманных подвигах, бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды. Он ярко передает контраст между обычным миром, скучно прозябающим в однообразии и волшебной реальностью Пэрри, где даже девушка, в которую его угораздило влюбиться, совсем не вписывается в рамки нормальности, но смотрится органично и очаровательно.

    Получивший «Золотой глобус», бородатый Робин Уильямс в нелепой шапочке восхищает с первых минут. Он — один большой сгусток эмоций, скачущий голышом под звездным небом и говорящий важные вещи простыми словами. Порой казалось, будто ему на самом деле пришлось сойти с ума — настолько умело и точно он смог передать каждый жест, каждую интонацию своего безумного, но совсем безобидного персонажа.

    Эта трогательная история о фантазиях и грёзах, которые спасают героев от бесцельного существования на свете. Притча о чудесном исцелении душ, о том, как важно перебороть себя, впустить в свой мир другого и пойти ради него на безумный поступок, заново обретая вкус к жизни. И разве важно, что искомый Грааль рискует оказаться обычной безделушкой? Ценнее то, что два, казалось бы, разных человека, находят смысл бытия — настоящую духовную связь, которой так не хватало обоим.

    10 из 10

    27 марта 2010 | 00:45

    Король-рыбак история безмерно грустная, но в то же время способная подарить надежду отчаявшимся. Фильм показывает насколько важно в трудные для себя времена встретить человека, который сумеет тебя понять и принять таким какой ты есть. И по большому счёту неважно кто этот человек и как на всё это будут смотреть окружающие, главное что бы он помог преодолеть невзгоды.

    Казалось бы герой Джеффа Бриджесса вполне успешный ведущий быстро продвигающийся по карьерной лестнице, но одно неосторожное слово и вот он уже никто. Но дело даже не в том, что общество считает его виновным в трагедии, главное что он сам это осознаёт и ему очень сложно жить с подобным грузом.

    И именно когда он уже доходит до последней черты и появляется персонаж Робина Уильямса. Он сам пережил страшную потерю и отчасти сошёл с ума, но его доброта и непринуждённость способны творить чудеса. Он действительно счастлив в своём придуманном мире и ему не нужны материальные ценности, но и он нуждается в поддержке и понимании.

    По большому счёту эта история и посвящена тому как заботясь о других людях найти самого себя. Но при этом фильм всё время радует отсылками к классике, необычными ситуациями и исконно английским чувством юмора. Да и безумие в нём изображено с немалой долей уважения и сопереживания. Возможно у персонажа Робина Уильямса и не всё в порядке с сознанием, но с точки зрения морали он много чище любого из окружающих его людей.

    Терри Гиллиам снял на удивление глубокий и трогательный фильм, простыми средствами доносящий до нас важные идеи.

    8 из 10

    13 марта 2015 | 01:02

    Как же прочно всё в нашем мире связано единой и бесконечной невидимой нитью! Ни одно событие, ни одна встреча, ни одно слово не бывает в жизни случайным. Но только со временем мы начинаем это понимать…

    Когда Джек Лукас по воле случая (который, конечно же, не случаен) встречает бродягу Пэрри, он принимает его за сумасшедшего. Пэрри, одетый совершенно нелепым образом, несёт какую-то чушь про Свящённый Грааль, толстых человечков в воздухе и про то, что Джек является избранным. Конечно, он настоящий псих!

    Но каково же удивление Джека, когда оказывается, что этот сумасбродный бродяга со всеми его тараканами в голове гораздо умнее его — человека разумного и практичного. Причём не только умнее, но и — счастливее. Как же такое может быть?

    Вся штука в том, что зачастую мы слишком эгоистичны и зациклены на себе. Мы постоянно ноем о своих проблемах, не желая меняться сами и менять свою жизнь к лучшему. Таков и Джек. Он не пытается понять других и искренне изумляется, почему Пэрри — человек, который недавно пережил трагедию, человек, который живёт в плену своих фантазий — чувствует себя счастливым? Много времени потребуется Джеку, чтобы понять: Пэрри не сумасшедший, просто он имеет цель в жизни и упорно идёт к её осуществлению.

    В одном из эпизодов фильма Энн говорит Джеку: «Ты сделал большое дело», подразумевая помощь, которую он оказал Пэрри. Думаю, не менее справедливо и обратное утверждение. Джек очень долго считал Пэрри тронутым. Но ведь именно встреча с этим странным человеком и помогла ему разобраться в своих чувствах и вернуться с обочины жизни на свою дорогу.

    Робин Уильямс сыграл настолько превосходно, что это нельзя описать словами — нужно это увидеть. В сложнейшем образе Пэрри он одновременно воплотил всю величину своего комического и драматического талантов. Думаю, если бы тогда конкурентом Уильямса в борьбе за «Оскар» был не Энтони Хопкинс и его Ганнибал Лектер, статуэтку за лучшую мужскую роль 1991 года обязательно отдали Робину. Хотя и так за свою работу в «Короле-рыбаке» Уильямс был достоин «Оскара» не меньше, чем Хопкинс.

    Джефф Бриджес также сыграл очень хорошо. Его Джек абсолютно запутался в жизни и не понимает, как же много он на самом деле имеет и каким счастливым человеком является. Он съедает себя чувством вины и живёт без цели. В этом смысле ещё вопрос, кто же более сумасшедший: Джек или Пэрри?

    Мерседес Рул создала такой сильный образ беззаветно любящей женщины, что за роль Энн получила «Оскар» как лучшая актриса второго плана. Как ни жесток по отношению к ней Джек, Энн терпеливо сносит все его выкрутасы, потому что очень его любит. И, к своему счастью, наконец-то дожидается того момента, когда на Джека при помощи Пэрри спускается прозрение.

    У Аманды Пламмер роль не очень большая, но актриса сыграла так, что её героиня запомнилась. Лидия действительно очень подходит Пэрри, и как же радостно смотреть, когда они обретают друг друга.

    Очень понравился юмор и песня «I Like New York In June». Эта красивая композиция создаёт фильму особенную и неповторимую атмосферу. Когда слышишь её тихую и спокойную мелодию, хочется закрыть глаза и, забыв обо всём на свете, медленно поплыть в танце…

    «Король-рыбак» — очень необычный и тонкий фильм, который заставляет сильно задуматься о смысле жизни и о нашем отношении ко многим вещам. Ранее мне не доводилось видеть фильмов Терри Гиллиама, и я очень благодарен ему за эту прекрасную историю.

    Уверен, это замечательное творение кинематографа никого не оставит равнодушным.

    10 из 10

    28 сентября 2010 | 18:40

    Картина Терри Гиллиама оказалась неоднозначной, возможно для начала 90-х.

    Но этот фильм имеет глубокий продуманный смысл. Смысл в зависимости каждого человека от другого и все вытекающие отсюда проблемы и удачи.

    Что касается непосредственно актёрского состава, то главные роли сыграны великолепно. И пока не посмотрел слишком много фильмов с Бриджесом, но точно уверен что это его лучшая роль. Робин Уильямс сыграл на своём уровне, не выше, молодец. Остальные как обычно.

    Жёсткая драма с элементами комедии и трагедии.

    Советую просмотреть всем, кроме детей до 14 — не поймут.

    10 из 10

    22 августа 2009 | 23:41

    У Гаршина есть рассказ «Красный цветок», в котором самоотверженный пациент психиатрической больницы решил сразиться с красным цветком, росшим за окном и олицетворявшим для него все мировое зло. Возможно, цветок был просто цветком, но сама смелость человека, ради спасения других рискнувшего сделать смертельно опасный для него шаг, вызывает восхищение. Ведь в своем мире он оказался один на один с вселенским злом и выстоял, выдержал сражение, пожертвовал жизнью не ради себя.

    Пережив страшные трагедии и оставшись один на один с собственным страхом и болью, герои этого фильма не владеют своим рассудком — каждый по своему. Один убегает в мир, в котором рыцари добывают священные Граали и завоевывают сердца прекрасных дам, другой, более приземленный, топит свои горести в алкоголе, напиваясь до забытья. У каждого свой крошечный мир, только у одного хватает фантазии для спасенья своей души, а у другого и фантазии-то нет, поэтому ему совсем туго. Оба прокляты и несут свой крест — один — сумасшествия и всеобщего презрения, другой — клеймо убийцы, виновника страшной трагедии. Оба, по сути, невменяемы.

    Но дело в том, что вменяемость здесь совершенно абстрактна. Больнее и страшнее всего им оставаться в «нормальном» мире — мире «вменяемых» людей, серьезных мыслей и обычных бытовых проблем. Невменяемость позволяет им достичь состояния, в котором они могут избавиться от оков обрыдлой повседневности, налипшей на сапогах грязи реальности и канонического «так надо» и взглянуть на изнанку мира. А может — увидеть его как раз таким, каков он есть. Лишившись обязанности быть «нормальным», герои отправляются в славную одиссею в поисках понятий, которыми в реальном мире мы легко оперируем, но часто забываем их истинный смысл — любви, дружбы, веры, взаимопонимания. Они отправляются на поиски себя. И себя, наверное, можно найти, лишь освободившись от манипулирующего душой рассудка. Эта одиссея — вне времени и пространства, они отправляются глубоко внутрь самих себя в поисках причин трагедии своего настоящего.

    Философия «отказа от разума» в той или иной степени присутствовала во всех фильмах Гиллиама — от относительно «легких» «Монти Пайтон и священный Грааль» (опять Грааль!) и «Бандитов во времени» до ницшеанских притч «позднего Гиллиама». Если разум мешает тебе, если он тормозит твой поиск, пачкает твою душу, мешает верить себе — откажись от него на время, «сойди с ума», поищи там, где жестокая реальность не может устанавливать свои законы — и, может быть, вылечившись в то мире, ты выздоровеешь и в этом. И под сумасшествием здесь подразумевается не обязательно что-то клиническое. Ведь совсем необязательно быть сумасшедшим, чтоб научиться мечтать, верить, думать. Да, многие почитают это за сумасшествие — прагматичные, правильные, циничные — но какое нам дело до них? Гиллиам снова и снова в каждом фильме делит мир на «своих» и «чужих». В этот маленький «свой» мир пускаются лишь избранные — блаженные, ищущие, потерянные. Безразличным людям-роботам в этот мир вход строго воспрещен.

    Действие фильма разворачивается в современном Нью-Йорке, но кажется — будто на другой планете или в другом измерении. Как в рассказе Уэллса про препарат, ускоряющий человека, — мир вокруг как будто зависает, капает медленными каплями на циферблат времени, чужой и чуждый, а в этом кукольном мире по своим законам живет другой мир — чудаков и фантазеров, борющихся со злом, в какой бы форме оно ни представлялось и добывающие символы вечного добра, как бы мы их ни называли.

    Выступая полноправным творцом этого мира, Гиллиам наделяет его жителей чудесными возможностями. Они способны изменяться и изменять мир вокруг себя, легко лавировать между разными человеческими состояниями, находя только лучшие из них и мгновенно искореняя худшие, плыть даже не против течения, а вовсе вне его, непринужденно стирая грань фантазии и реальности и смешивая их. 

    Джек и Перри спасают друг друга, затыкают пробоины психики, через которые рвется наружу съедающая их боль. Оба проходят сложные испытания, обряд очищения от проклятий, попутно один учит другого понимать простые прелести жизни, глубокой мудрости древних, невесть откуда взявшейся в маленьком полусумасшедшем человечке и настоящей дружбе, а другой платит ему сторицей, возвращая веру и любовь…

    «Король-рыбак» — это не просто кино, это кульминация карьеры Гиллиама, квинтэссенция лучшего в его предыдущих и последующих фильмах, выраженная в самой тонкой в его творчестве, практически на молекулярном уровне сотканной из каких-то высших материй связи реальности, фантазии, сумасшествия, иронии, божественной искры, дьявольского обаяния, мудрости, веры, любви, космической энергии, мифологии, сюра, святой лжи и горькой правды. Это своеобразный кино-Грааль, взяв в руки который, ощущаешь невероятное вдохновение, приток жизненной силы, настолько сильный, что весь мир обнять хочется. Это духовное кино, в котором Гиллиам выступил, как некий проводник в мир, где каждой раненной душе дается лекарство и право на второй шанс.

    Джефф Бриджес, безусловно, громадный талант, достойный своего великого отца, но все-таки, успех «Короля-рыбака» — это, в первую очередь, успех Робина Уильямса, сыгравшего тут одну из своих лучших, а возможно, и лучшую роль. Он идеально влился в мир гиллиамовских фантазий, и я плохо понимаю, почему за эту роль ему не дали Оскар, а за роль в «Умнице Уилле Хантинге» — с тем же смысловым подтекстом, но менее яркую — дали. Тем не менее, роль Перри — единогласно была признана одним из главных достижений в карьере актера. С одной стороны, это весьма характерная роль, в которой Уильямс предстает в образе площадного скомороха, с другой — удивительно глубокая и полная обертонов роль лирического сумасшедшего, роль гамлетовского размаха. Это человек-свет, исполин духа с чутким человеческим сердцем, объятым любовью к людям. И, конечно, именно его роль — ведущая, именно он организует вокруг фильма ореол фантазии, сказочности, именно он здесь носитель великого дара — жертвуя собой, вступать в борьбу с силами, во много раз превосходящими его собственные; Уильямс предстает здесь в образах настоящего бойца, учителя, клоуна, философа, сумасшедшего, спасителя.

    Естественно, Бриджес был великолепен, его дуэт с Робином представил нам одну из величайших историй настоящей дружбы. Да и немногие актеры, кроме Бриджеса сумели бы ТАК сыграть сложные переломы в психике успешного и «обычного» до поры до времени человека.

    Наверное, это один из лучших фильмов, на которые сподобился мировой кинематограф, заодно — лучший фильм Гиллиама, шикарная фантасмагорическая притча, прекрасная в каждой своей минуте. Строго говоря, это и не фильм вовсе, а коробка с секретом, степень чудесности которого зависит уже от того, насколько вы сами хотите быть обмануты или зачарованы одним из величайших магов современного кино.

    10 из 10

    3 октября 2010 | 10:22

    Даже взмах крыла бабочки может вызвать цунами на другом конце света. Эта фраза весьма точно характеризует завязку сюжета. Циничная шутка известного радиоведущего Джека в прямом эфире побуждает психически неуравновешенного слушателя совершить массовое убийство. Среди жертв оказалась женщина — жена профессора истории Перри. Некоторое время спустя Джек и Перри встретятся при новых обстоятельствах. Джек уже совершит свое падение с Олимпа, ибо есть вещи, которые не прощают даже богам эфира. Перри после смерти жены повредится рассудком и будет жить жизнью бездомного тихого сумасшедшего, которого периодически преследует олицетворяющий его кошмары Красный рыцарь на коне. Пути пересекутся, и начнется удивительная история-фантазия, которыми известен Терри Гиллиам.

    Джек и Перри, несмотря на кажущуюся разницу в персонажах, по сути, очень похожи. Изначально они успешные в своих профессиях люди, которые «находятся на своих местах». После неудачной шутки Джека все радикально меняется для них обоих, и в момент встречи они — представители социального дна, где Джек ищет утешения и забвения на дне бутылки, спрятавшись за широкую спину сильной женщины, а Перри — в отрицании реальности и ее подмене на мир рыцарей, прекрасных дам и Священных Граалей, своеобразный способ спрятаться от воспоминаний.

    Перри вообще занимательный персонаж, прекрасно воплощенный Робином Уильямсом. Своеобразные игры разума или инстинкт самосохранения, а возможно — единственный способ не совершить суицид от невыносимости душевного груза дробят личность Перри на две части. Одна из них лежит на травке в Центральном парке, философствует и смотрит на звезды, поет о своей любви к Нью-Йорку в июне, влюбляется в странную девушку. Вторая — до ужаса боится огненного красного рыцаря на коне и ищет священный Грааль. Зачем? Возможно, чтобы снова стать собой и не бояться мысленно возвращаться в прошлое. Но нельзя не отметить, что «крестовый поход за Граалем» — это история внутри истории, которая не только вносит очередную авантюрную нотку в повествование, но и довольно глубоко затрагивает мысль, насколько простые человеческие ценности важны в этом мире, где покупается и продается практически всё. Вообще, по части цели поиска Грааля Гиллиам оставляет зрителю простор для размышления.

    Женщины главных героев вполне соответствуют им. Простоватая, но добрая и душевная Энн, которая «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет» и «не от мира сего» Лидия. Обе они дополняют своих мужчин. Анна как опора и поддержка ставшему безвольным Джеку, Лидия — не уступающая Перри в странностях поведения, но если последний — мягок и добродушен, то его избранница довольно категорична и обладает более жестким характером. Поэтому обе парочки смотрятся довольно органично. Джек и Анна, весьма эмоционально преодолевающие разницу, наложенную изначальным социальным статусом, уровнем образования и бытовыми привычками. Перри и Лидия, сложившиеся как кусочки паззла, естественны настолько, насколько вообще может смотреться естественно пара двух душевнобольных людей.

    «Король-рыбак» неоднозначен и многогранен, оттого его интересно раскрывать. Фантазийные мотивы переплетаются с сюжетами суровой жизни большого города. Нью-Йорк показывает и свою витрину, и свое неприглядное нутро. Люди встречаются и взаимодействуют — нормальные и ненормальные, причем последние на проверку оказываются намного более «настоящими», человечными и искренними, чем «короли жизни». И чем больше диаметральных противоположностей замешивает Терри Гиллиам в своем фантазийном коктейле, тем ярче послевкусие. А зрителю остается только выбросить из головы излишнюю серьезность и зацикленность на «правильности» и погрузиться в полусказочный мир, в который можно попасть, пожалуй, только заглянув не только в голубой экран, но и внутрь себя самого.

    9 из 10

    28 сентября 2015 | 18:09

    Если спросить среднестатистического человека, кто из режиссёров сейчас является королём сумасшедших фантазий, то ответ, несомненно, будет — Тим Бёртон. Тут вам и готы подпоют, памятуя о «Сонной лощине», и свежевылупившиеся фанаты «Алисы». Однако, лично меня всегда больше привлекал Терри Гиллиам, потому что в сказочные метафоры он заворачивает истинные истории о бремени страстей человеческих. Пожалуй, у него одного за бредом и смехом кроется столько трагедии и сложной психологии людей.

    «Король-рыбак» — кино непростое, хотя если рассматривать сюжетные линии по отдельности, то ничего особенного в них нет. Бывшая звезда радио-эфира роняет случайное словцо, лишается работы и превращается в пьянствующего неудачника. Профессор университета наблюдает, как его жене вышибают мозг, после чего благополучно сходит с ума. Они встречаются на свалке, чтобы помочь друг другу преодолеть чувство вины, снова встать на ноги и найти любовь. Вроде бы банально — и о ужас, в какую нравоучительную манипулятивную тягомотину это могло бы превратиться под руководством другого режиссёра! Но Терри Гиллиам сбивает градус серьёзности, помещая происходящее в проволочные рамки условностей и надевая на героев яркие маски. Робин Уильямс превращается в уличного Робин Гуда, Джефф Бриджес — в «избранного», и за обоими гоняется Ужас в образе Красного Рыцаря. Женские образы тоже те ещё: искромётная Мерседес Рул и трогательная в своей неуклюжести Аманда Пламмер.

    На первый взгляд фильм, конечно, бредовый и непонятный. Но за каждой маской скрываются неподдельные эмоции и конфликты, поэтому при просмотре невозможно остаться безучастным. Иногда смеёшься без видимой на то причины, иногда чуть не плачешь. В конце концов, вместе с главными героями находишь свой священный Грааль и вздыхаешь с облегчением. Это один из немногих фильмов, где хороший конец не выглядит пошло и натянуто.

    Счастье — где-то рядом, в мелочах. Оно ловится на удочку и тонкую леску, а не покупается за королевские богатства. Важно ценить людей, которые рядом, и тогда лежать в парке на траве станет самым приятным на свете.

    Фильм наполнен добром и дарит — в кои-то веки — внутреннюю гармонию. В конце хочется распевать «I like New York in June» и дружески хлопать всех по плечу.

    8/10

    21 марта 2010 | 00:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>