всё о любом фильме:

Освобождение: Огненная дуга

год
страна
слоган«Two great armies duel to the death with a million guns and ten thousand tanks... THE GREAT BATTLE»
режиссерЮрий Озеров
сценарийЮрий Бондарев, Оскар Курганов, Юрий Озеров
директор фильмаЮрий Джорогов, Лидия Канарейкина
операторИгорь Слабневич, Амина Ахметова, Виталий Абрамов, ...
композиторЮрий Левитин
художникАлександр Мягков, Диляра Озерова
монтажЕкатерина Карпова
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
зрители
СССР  56.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время93 мин. / 01:33
Масштабная историческая киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» состоит из пяти фильмов.

Фильм первый — «Огненная Дуга» повествует о грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 года. Здесь произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение. Наряду с личными судьбами героев в фильме показаны батальные сцены, деятельность штабов и разведок, тех, кто трудился на фронте и в тылу.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • После того, как в 1968 году этот фильм показали маршалу Гречко и генералу Епишеву, картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Юрий Озеров переделывал картину 4 раза и успел закончить следующий фильм эпопеи — «Прорыв».
    • Съёмки проводились в окрестностях города Переславля-Залесского, т. к. разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя съемочная группа выезжала в Курск.
    • Съёмки всех пяти фильмов эпопеи проходили в период с 1967 по 1971 год.
    • Занимает по посещаемости 23-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1972 году.
    • Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. С самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 579 постов в Блогосфере>


    До «Освобождения» в советском кино был только один эпический фильм о войне — «Падение Берлина».

    Но после ХХ съезда партии «культовый» фильм надолго исчез с экранов.

    Успешная реализация съемок «Войны и мира» привела к мысли снять римейк «Падения Берлина», дополнив его грандиозными батальными сценами.

    О том, что это именно римейк говорят многочисленные параллели в сюжетах обоих фильмов, да и действие обоих фильмов происходит в одних и тех же местах — если склеить отдельные эпизоды обоих фильмов в одну ленту — не сразу можно будет определить, из какого именно фильма взят тот или иной эпизод.

    В «Освобождении» на экран снова вернулся Сталин, со времен XXII съезда как бы не существовавший в истории СССР. Помню, что ветераны особо отмечали этот момент и говорили, что в новом фильме образ Сталина показан гораздо ближе к реальности, и вообще — новый фильм им нравился гораздо больше, чем старый.

    Я расспрашивал их о том, насколько показанное в фильме близко к реальности.

    Они отвечали, что да, очень похоже. Правда за кадром фильма осталась практически вся кровь и грязь войны (это мы увидели позже, в американском кино, впервые — в шедшем в советском прокате фильме «Трюкач»).

    Еще одной неточностью фильма стало большое количество солдат среднего и пожилого возраста, показанных в кадрах фильма.

    В реальности же Красная армия с 1943 года в основном состояла из солдат 18-летнего возраста, фактически из мальчишек.

    Во всем остальном батальные сцены фильма сняты практически 1:1 с тем, как это было на самом деле. Реализм съемок поражает воображение даже в наше время — особенно если смотреть фильм на широком экране настоящего кинотеатра.

    Ни один телевизор не может передать эффекта ползущего прямо на зрителя широкоформатного немецкого танка — когда сидящий в зале ощущает мурашки по коже и желание нырнуть под кресло. Пожалуй, такой эффект был достигнут впервые со времен «Прибытия поезда» Люмьеров.

    Увы, ощутить все это можно было только до 1971 года, потом все нормальные копии фильма исчезли и появились урезанные под 4:3 версии фильма для показа на киноустановках и по ТВ.

    То что они урезаны, и довольно грубо — хорошо заметно по самым последним кадрам предпоследнего фильма (Освобождение: Битва за Берлин). Похоже, что после проката не нашлось ни одной полноценной, не изношенной вдрызг копии фильма.

    К сожалению, то что показывают сейчас по ТВ или выходило на ДВД — сделано путем реставрации этих самых урезанных копий — похоже на то, что широкоформатные оригиналы фильма навсегда утрачены.

    Снять что-то подобное в наше время уже невозможно — умерли практически все участники этих событий. А без их консультаций любой фильм на тему войны будет дешевой поделкой.

    Да, и — Брежнев у Озерова действительно один раз появился в кадре. Но это было совсем в другую эпоху (разрядки и маразма), и фильм тот назывался «Солдаты свободы».

    31 октября 2009 | 21:13

    На Западе искажение истории Второй Мировой войны началось в аккурат после ревизионистского XX съезда КПСС, где оппортунист Хрущев смешал с грязью «организатора и вдохновителя наших побед в этой войне» (из речи маршала Жукова на Параде Победы) Генералиссимуса Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина. Западные империалисты тут же подхватили эту песенку и начали под нее переписывать историю войны так, что, мол, не СССР, а США победили в войне.

    Как только предателя и ревизиониста Хрущева скинули, Идеологический отдел ЦК КПСС и Главное политуправление СА и ВМФ начали искать способ борьбы с искажением правды о войне… в результате чего и появилось «Освобождение».

    В этой киноэпопее почти всё исторически достоверно — ведь для консультации привлекли ещё здравствующих участников тех событий.

    «Освобождение» поражает всем: достоверностью, эпичностью (это сейчас, после «Властелина Колец», советское кино эпичным не кажется, но 40 лет назад всё было не так), мощными по тем временам спецэффектами, грамотным сценарием и великолепным его исполнением. В отличие от более позднего фильма Ю. Озерова «Битва за Москву», где советскую и немецкую технику просто переделали из поздней советской, здесь всё честно — Т-34-85 и изготовленные в Львове «Тигры».

    Игра актеров — мощно и с душой. Эх, сейчас бы так!

    Сценарий — великолепный. Сам фронтовик, Юрий Бондарев смог вдохнуть в него такую силу, что фильм так и хочется назвать документальным.

    Одним словом, не кино — искусство! Такое даже не 10, бесконечность — но такая оценка, увы, тут запрещена.

    20 февраля 2016 | 16:45

    Начнем с того что эпопея начинается почему-то с 1943 года к преддверию битве на Курской дуге, странно а где начало войны или хотя бы Сталинград? Но все таки позже режиссер Юрий Озеров снимает этот пробел.

    Перейду сразу к минусам, жаль но их тут немало. Ни какого драматизма актеров, переживаний за них нету, кроме маленькой сцены с Ларисой Голубкиной и того что они мои соотечественники. Так как постройка сюжета сводиться только к датам событий и отдач команд главнокомандующих, из-за этого складывается впечатление что смотришь документальный фильм. Да самое главное, кроме масштабных съемок баталий, большой проделанной работы каскадеров и пиротехников, одним словом в техническом плане картина ценности не несет.

    Странно советский кинематограф славился актерством, а тут мы видим что то вроде голливудского блокбастера сделанном в СССР. Но все же мне непонятна столь завышенная оценка, могу только объяснить то что любое снятое кино про войну уже становиться заранее выигрышным и что такими масштабными съемками тогда советское кино было скудно.

    Хороший пример тому что я имею ввиду это «Война и Мир» Сергея Бондарчука, сравнив эти две киноэпопеи можно сразу понять что к чему. Лишний раз доказывает награды полученные на западе и на родине Бондарчуком, увы это творение прославиться этим не может.

    Как говориться постскриптум: после просмотра первой части остальные смотреть увы не захотелось.

    6 из 10

    17 июня 2015 | 15:46

    Знаменитая эпопея Юрия Озерова в свое время была тепло принята зрителями и обласкана советской критикой. Однако, сейчас, невооружённым глазом становится виден явный заказной характер картины.

    Фильм является, безусловно, очень талантливой постановкой масштабность батальных сцен в которой поражает и по сей день, однако за всей этой эпичностью со взрывами и многотысячной массовкой не видно простых людей, которые прошли ту войну. Невидно характеров персонажей их мотивации их переживаний. Внешне очень колоритные генералы ходят вокруг столов, рассуждая с какой стороны начать наступление, но за этими многозначительными лицами нет живых людей с их достоинствами и недостатками, а есть лишь манекены играющие свои роли. Но даже если рассматривать фильм с точки зрения историчности он так же имеет многочисленные изъяны. Важнейшие политические деятели той эпохи такие как например Молотов, Каганович или Жданов задвинуты на второй план, как будто они вообще не играли никакую роль, а правая рука Сталина — Берия вообще не показан в фильме. По идеологическим причинам были опущены многие страницы той войны — опущено начало войны (видимо из-за огромных потерь и миллионов задавшихся в плен немцам в начале войны), не показаны расправы немцев над советскими евреями, заградотряды, каннибализм на оккупированных территориях почти ничего не сказано о роли союзников и о лендлизе — иными словами все, неудобные власти, факты. И при этом, истории о людях, прошедших войну не получилось — советские солдаты в фильме это такие оловянные герои, готовые в любой момент отдать жизнь за Родину за Сталина(партию), немцы — этакий бездушный обезличенный враг.

    Говоря в целом, данный фильм портит чрезмерная идеологизированность и вынужденное преклонение режиссера перед партией. Могу отметить, что в СССР были фильмы также не показывающие всю изнанку войны, но при этом, рассказывающих истории настоящих людей, примерами таких фильмов служат такие картины как «Летят Журавли», «Судьба Человека» или «Иваново Детство».

    В итоге получилась очень масштабная и яркая зарисовка на тему, как героический (но безликий) советский народ под мудрым руководством партии и Сталина одержал победу над проклятыми нацистскими империалистами.

    6,5 из 10

    7 мая 2013 | 15:35

    Можно написать много и использовать громкие фразы(слова),но стоит ли это делать о второй войне написано много книг, снято много фильмов и тема войны будет пытаться раскрываться в новых произведениях.

    Стоит лишь сказать что серия фильмов Ю. Озерава объеденная одним названием-«Освобождения» -являться одной из лучших в истории кинематографа о событиях 2 ой мировой.

    Великолепный сценарий, мастера военной прозы Юрия Бондырева, тонкая режиссура, операторская работа, особенно батальных сцен восхищают.

    Что же касается игры актёров то она стоит отдельной похвалы, стоит отметить блестящую игру Михаила Ульянова-Жуков в его исполнении с характером, мужеством, самокритичен. Актёр внешне не имеет 100% сходства с прототипам, но его мастерство, энергетика, харизма -заставляют поверить что перед нами на экране не Михаил Ульянов, а великий Жуков. Так же следует отметить игру:Николая Олялина, Всеволода Санаева, Бухути Закариадзе, Владлена Давыдова, Георгия Буркова, Фрица Дица, Иво Гаррани, Юрия Каморного-которые гениально создали образы как простых военных, так и сильных миро всего, с присущими им человеческими достоинствами и недостатками.

    Фильм стоит смотреть-всем кто хочет знать историческую правду, да он художественный, но содержит много исторически правдивых фактов о войне, в отличии западного и современного Российского кино.

    24 ноября 2012 | 01:50

    Великий фильм о великой войне… хотя здесь больше идет термин блокбастер, ибо «Освобождение» — реально является представителем данного типа.

    Достоверность происходящего, воссозданная техника и прочие детали, в визуальном плане фильм дает уж слишком большую фору удушенными терабайтами компьютерной графики фильмам. Натурализм не был доведен до своего совершенства, но это не «Спасти рядового Райана» Спилберга, где можно разгуливать «контуженым» солдатам с оторванными руками и ногами, которых играют настоящие инвалиды, поэтому это ни более чем придирка, чего однако нельзя сказать про крайне неуместное музыкальное сопровождение, не сочетающееся в большинстве сцен с динамикой происходящего.

    О каком-либо сценарии говорить здесь в меньшей мере неуместно, ибо здесь показана война в самых больших ее масштабах, затрагивая лишь «взаимоотношения» в стиле реалити-шоу среди генералов и политиков. Остальное — лишь дополняющие атмосферу войны вставки о судьбах рядовых, танкистов, сыне Сталина и медсестре, покинувшей свой пост ради ее бойфренда, но так цинично раскладывать сюжетную составляющую о первой части киноэпопеи «Освобождения» — то еще скотство, ведь впереди еще 4 части и дальнейшие сюжетные линии будут иметь свое развитие, но как отдельная лента, «Освобождение: Огненная дуга» снятый в наше время смотрелся бы как заурядный высокобюджетный блокбастер с характеризующими его признаками, только с излишним процентом натуральности, что делало бы более уникальным, в то время как для СССР, это не выглядело бы чем-то особым, так как понятие компьютерная графика, в принципе, было чуждо всему миру.

    7 из 10

    10 июня 2012 | 05:44

    Существует огромное множество фильмов про ВОВ, однако «Освобождение» наиболее выгодно выделяется на их фоне. Юрию Озерову удалось не только передать морально-духовную атмосферу военных лет, но и показать историческую логику в тех событиях, на что оказались не способны другие произведения. Как всегда, козыри советского кино, поддерживаемого государством, нашли свое отражение в картине: это и захватывающие дух панорамы, батальные съемки, которые никогда бы не осилила ни одна киностудия, выпуская фильм на собственные средства, а также целая армия актеров в прямом и переносном смысле этого слова… В итоге, получилась настоящая эпопея, полностью, как казалось, охватившая один из самых волнительных периодов нашей истории.

    Но! Теперь самое время для этого критического «но». Цель у «Освобождения» стояла небывалая: показать войну «сверху» и «снизу», от стратегических планов до их реального исполнения на местах. Задача, по сути, невыполнимая. Картина показывает 51 реального исторического персонажа, стратегические разработки основных операций, затрагивает (пусть и приблизительно) дипломатические переговоры и даже немного показывает события, происходящие за пределами нашей страны, по сути, всеобщую историю. Но с другой стороны, все это носит частичный, неполный характер. Подробное повествование (к примеру, о восстании против Муссолини) вдруг полностью прекращается, из-за чего связность почти теряется. Многие события были пропущены, к примеру, фильм «Прорыв» полностью отстраняется от генштаба в пользу истории обычного батальона, поэтому многие операции1944 года не показываются (хотя их было больше всего за весь период войны). Все они лишь подразумеваются между строк, простите, между кадров. Из-за этого «Освобождение» теряет ценность исторической, почти образовательной картины, даже несмотря на вставляемую порой документальную хронику.

    Изображение жизни простых людей тоже носит фрагментарный характер. С одной стороны, зритель знакомится со всеми видами войск времен ВОВ, с различными родами деятельности. В фильме показывается артиллерия (судьба батальона Цветаева), танковые части (жизнь лейтенанта Васильева), авиация (история лейтенанта Зайцева), положение пленных (смерть майора Максимова) и многие другие. Особой душевности добавляет любовная линия Зои и Цветаева, любовный треугольник между Жаком, Зайцевым и Таней-связисткой. Но из-за огромного количества этих линий, зритель знакомится лишь с маленьким периодом, а часто, лишь эпизодом в их жизни, все они никак не связаны между собой и воспринимаются как яркий, но алогичный калейдоскоп, ведь стиль повествования этих фрагментов подразумевает дальнейшее развития действий. Только зритель привыкает к героям и начинает испытывать к ним симпатию, как их история прерывается, в лучшем случае, смертью, в худшем — простым бессвязным переходом к другому сюжету. Особенно раздражающим выглядели из-за этого последние кадры «Битвы за Берлин», т. к. концовка, подразумевавшая расстановку всех точек над i, логическое заключение и объединение всех историй воедино, ограничилась бурным ликованием массовки на подмостках Рейхстага. Зритель, в итоге, вместо воодушевления и ликования испытывает тень грусти и разочарования о том, что так и не узнает, не то что, дальнейшую жизнь героев, но и банально, остались ли они в живых. Возможно, тем самым сценаристы хотели показать реальную атмосферу войны, когда к людям просто физически нельзя было привязываться, и судьбы, смешавшиеся в одном военном урагане, мчались хаотично и фрагментарно перед глазами очевидцев. Однако существующие рамки искусства все же требуют игры по правилам; взявшись рассказывать о людях, нужно было рассказывать до конца.

    В итоге, Озерову до конца не удалось выполнить ни первую — глобальную задачу исторического освещения, ни вторую — передачу атмосферы военной жизни различных людей. Да и само творчество Озерова мы можем оценить лишь по его умению удовлетворить требования многих влиятельных людей, оставшихся за кадром, о чем может свидетельствовать хотя бы тот факт, что фильм начинает изображать события с середины войны. Ни личной оценки, не считая попыток моральных нравоучений и поднятия патриотизма диктором в первых фильмах, ни особого взгляда в целом на прошедшие события он, как режиссер, не выразил.

    И все же «Освобождение» является одним из лучших фильмов про войну уже потому, что он один попытался передать полную картину войны, охватить все ее аспекты и соединить их воедино. Жаль, что сегодня, при увеличившемся количестве возможностей, многообразии накопленных фактов и очевидной важности темы, современные режиссеры бояться возложить на себе этот груз ответственности и не берутся изображать реальную войну, а не родившуюся на кончике пера фантазию-экшен по мотивам войны, каким, на мой взгляд, оказался «Сталинград» 2013 г.

    18 мая 2014 | 10:59

    От Южной Америки до Японии, от Австралии до Африки, от льдов Балтики до тропиков Филиппин шла Вторая Мировая война. Но «Освобождение» Юрия Озёрова (прославившегося фильмами военной тематики) рассказывает о её значительной части — Великой Отечественной, пусть и не с самого её начала.

    Пенталогия «Освобождение». Первый фильм — о сражении на Курской дуге. Что есть и стоит ли смотреть?

    Сначала о войне. Конечно, всем известно третье слово, стоящее после «Великая Отечественная…». Самая кровавая, самая разрушительная в нашей истории.

    Конечно, историю о войне переписывали, и не единожды. То Хрущёв вдруг станет вакциной от фашизма, то Брежнев неожиданно поднимется из небытия (хоть и был на войне, но лишь одним из многих). А то и вообще объявят нашим позором. Конечно, то дело политики, но «за державу обидно!»! В конце концов, именно наши деды-прадеды, бабушки и прабабки дошли до Берлина после боёв, нигде больше не виданных! Не было в Европе, Америке, Азии и Африке Сталинграда, Харькова, блокады Ленинграда, Курской дуги, операции «Багратион», потопления «Вильгельма Густлофа», Висло-Одерской операции, обороны Смоленска… Нет, были Тобрук, высадка в Нормандии, остров Мидуэй…. Но они — лишь бледная тень того, что творилось в боях между III Рейхом и СССР. Может, только Тобрук сравнится.

    Конечно, власти СССР полагались на этот фильм. В каком-то «Освобождении» затесался и Леонид Брежнев. Для фильма поставили и плёнку лучшую, и средства отстегнули. И сам фильм представляет собою сплав «документалки» и художественного. Гораздо больше всё-таки художественного фильма. Тут и генералы с маршалами, и танкисты с санитарками, лётчики, правители стран… Вроде и даты называют и операции, и показывают принятие решений важными лицами, но тут есть и обычные стычки, и атаки, словом, все слои войны.

    Батальные сцены, немцы (настоящие!), съёмка панорамы земли, танки, истребители, наши, фашисты…. Фильм о войне. Тут нет глянца, здесь люди грязны, в копоти, погибают, боятся, решаются…. Что Манштейн, что Сталин, что Рокоссовский — получились убедительно. И они довольно резко констатируют с простыми солдатами. Вот Сталин вышагивает по кабинету, беседует. А вот танкисты выбираются из горящего танка. Что мирная жизнь, что сражения — показаны… ммм… как на огромном полотне с чёткими нитками, создающих единый узор.

    Разумеется, есть батальные битвы. Конечно, после «Властелина Колец» они выглядят не так эффектно. Да и «Мы из будущего» тоже превосходит по предъявлению битв. Что поделать, нынче такой зритель. Но тем удивительней выглядит количество техники, она именно поражает воображение. Конечно, использовали и макеты (не знаю точно), но техники в «натуральную величину» хватает.

    За: наша история, актёры, техника, режиссура, грим, сверка с историческими данными, максимальное соответствие действительности. Против: кое-где излишний пафос да некоторые советские поправки к истории. Кому небезразлична Великая Отечественная, тому категорически рекомендую посмотреть.

    8 из 10

    13 июня 2009 | 22:27

    Спустя четверть века после победы в самой тяжелой войне в истории страны и человечества в СССР решили, что пришло время для создания главного фильма о войне, который показал бы ее от кабинетов лидеров противоборствующих коалиций и генеральных штабов их армий до окопов, в которых сражались простые солдаты. Как и всегда, создание исторической картины не обошлось без влияния политической конъюнктуры и художественных традиций- что дало новому фильму и свои недостатки, и свои достоинства.

    Рубеж 60-70-х гг. привнес в советскую общественную жизнь элемент монументальности и основательности под стать стилю руководства, пришедшего к власти несколькими годами ранее. Брежневское политбюро и само смахивало на монументальную композицию-степенную, забронзовевшую, выдержанную в лучших традициях соцреализма. В нем уже мало что походило на них же самих десятилетней давности- помоложе, пошустрее, подгоняемых неуемной энергией «дорогого Никиты Сергеевича». Окружение «дорогого Леонида Ильича» тяготело к сталинским ампирным традициям не только в политике, но и в искусстве- в том числе и в «важнейшем для нас»-кино. Но как в политике реставрация сталинизма не получилась до конца завершенной, так и в киноискусстве новая эпопея не повторила приснопамятное «Падение Берлина». Подобно тому, как брежневский застой по сравнению со сталинским разгулом был более вегетарианской эпохой, так и кинотворения застоя не смогли до конца отвернуться от гуманистических идеалов оттепели в сторону «монументальной пропаганды»,

    От киноагиток сталинских времен в «Освобождении» кое-что есть. Это аккуратненько одетые в гимнастерки с иголочки, непременно увешанные орденами (герои поглавнее) или на худой конец -парой медалей (бойцы и командиры). Это и впервые выведенная на экран после хрущевского разоблачения фигура самого «отца народов», степенно вышагивающего по коврам в кремлевском кабинете и изрекающего замершим в почтительном оцепенении полководцам откровения вроде «„Сталинград-это большое поражение Гитлера, и военное, и политическое“». Плюс еще линия дополнительного очеловечивания архитектора культа с эпизодом о предложении немцев обменять пленного сына Якова на фельдмаршала Паулюса и чеканным ответом „Я солдата на фельдмаршала не меняю“». Симпатии режиссера и сценаристов вполне понятны, хотя и не безоговорочны- все же временами они глухо намекают на то, что для вождя люди- все же щепки, летящие при рубке леса- как в сцене разговора Жукова накануне начала контрнаступления просящего назначить дату на 15 июля и слышащего в ответ из высочайших уст «Будем считать это крайним сроком». Недаром главный положительный герой озеровских эпопей, в которого он точно влюблен, -Жуков после этого разговора, качая головой, скупо цедит «Верховный торопит…» А в сцене в концлагере, когда на немецкое предложение сотрудничать шеренга пленных угрюмо молчит, а после сообщения от том, что Сталин приказал всех сдавшихся в плен считать предателями Родины- из нее выходит пусть всего несколько — чуть ли не откровенный антисталинский афронт. Цену торопливости Верховного, измеряемую в солдатских жизнях, на фронте знали слишком хорошо все- от рядового до маршала.

    Отдавая дань вниманию к судьбам отдельных людей на войне-моде, заведенной в период «оттепели» и высоко оцененной и зрителями, и критиками в таких фильмах как «Чистое небо», «Летят журавли», «На семи ветрах»- создатели фильма не рискнули от этого целиком отказаться, введя в фильм лирическую линию с Цветаевым (Н. Олялин) и Зоей (Л. Голубкина), которая, правда, выглядит временами настолько неорганично в этом фильме, что критические стрелы в эту задумку запускали даже советские критики во времена триумфа картины в 70-начале 80-х гг., когда она считалась безусловно главным фильмом о войне. Как ни странно, человеческое измерение войны чаще прорывается в иных эпизодах. Например, в уже описанной сцене в концлагере, когда генерал -власовец уговаривает Якова Джугашвили написать письмо отцу с просьбой обменять его на Паулюса, та интонация и выражение глаз, которыми сын Сталина отвергает этот, возможно, последний шанс на спасение- смесь страдания, скорби и в то же время решимости- перевешивают по своему эмоциональному воздействию все остальные лирические вставки.

    Все же «Освобождение»-фильм прежде всего о войне. И война эта представлена тут широко и с размахом. Если по художественной высоте и глубине раскрытия человеческих характеров у «Освобождения» немало конкурентов, то в плане кинобаталистики их у него практически нет. Эпизод немецкой танковой атаки под Прохоровкой, когда на зрителя надвигаются всамделишные «Тигры» (специально изготовленные по таком случаю на одном их московских заводов по спецзаказу), оставляя за собой горящие советские «тридцатьчетверки», равно как и последующее описание встречного танкового боя со схлестнувшимися танками и тут и там сцепившимися между ними насмерть в рукопашной танкистами из уже подбитых машин- непревзойденная в отечественном, а на мой вкус- и в мировом кинематографе батальная сцена.

    Галерея исторических персонажей действующих в картине- тоже сильная ее сторона, особенно учитывая портретное сходство, которого в ряде случаев (особенно в случаях с Моделем (П. Штурм), Муссолини (И. Гаррани), Ватутиным (С. Харченко), Василевским (Е. Буренковым), Геббельсом (Х. Гизе), Гиммлером (Э. Тиде)) создателям картины удалось достичь почти один в один. Есть и некоторые действительно оригинальные подходы. Например, начальные кадры, когда под вариацию на тему «Священной войны» по обеим сторонам от идущих титров мы видим кадры советской и немецкой кинохроники тех лет. Да и сами титры, когда начинается перечисление ролей(Сталин…Гитлер…Жуков…Маншт- ейн…Скорцени…Муссолини…Черчилль Рузвельт), не могут не заставить учащенно биться сердце всякого, кому интересна история минувшей войны и история вообще.

    В целом фильм при всех его недостатках я считаю и режиссерским успехом Ю. Озерова (лучшим- наряду с «Последним штурмом», заключительной частью эпопеи), и яркой страницей советской кинематографии.

    9 из 10

    14 декабря 2012 | 12:47

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1499 руб.
    DVD, 331 руб.
    подробнее

    Новости


    Один из самых значимых голосов российского дубляжа, Артем Карапетян умер в возрасте 85 лет. На его счету актерские появления во многих заслуженных советских лентах и не одна сотня озвученных картин, среди которых и «Убийство в Восточном экспрессе», «Воображариум доктора Парнаса» и «Остров проклятых». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    11-12 июля
    10.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 июля
    Лев Троцкий интересовался водкой, церковью и кинематографом. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    160.Мой сосед ТотороTonari no Totoro8.160
    161.Остров сокровищ8.158
    162.Король говорит!The King's Speech8.157
    163.Октябрьское небоOctober Sky8.157
    164.Нюрнбергский процессJudgment at Nuremberg8.155
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast90.15%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.91%
    53.Полный расколбасSausage Party89.82%
    54.Проект ХXProject XX89.72%
    55.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass18
    Тайные агентыAgents secrets6
    Самый лучший день130
    Большие и маленькие1
    ВаркрафтWarcraft51
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.326
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.905
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.570
    Angry Birds в киноAngry Birds6.537
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры