всё о любом фильме:

ТАСС уполномочен заявить… (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Фокин
сценарийЮлиан Семенов
директор фильмаМихаил Сапожников
операторИгорь Клебанов
композиторЭдуард Артемьев
художникПетр Пашкевич
монтажЕлена Заболоцкая
жанр приключения, детектив, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время66 мин. / 01:06 (700 мин.)
Советские разведчики поставлены перед сложной и опасной задачей — срочно выявить агента ЦРУ, живущего в Москве и работающего в учреждении, куда поступает вся информация по «африканскому узлу». От оперативности решения этой задачи зависят судьбы не только отдельных людей, но и целого государства — африканской страны Нагонии…
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по одноименному роману Юлиана Семенова.
    • Съемки фильма частично проходили на Кубе.
    • Прототип «Трианона» — Александр Огородник, реально существовавший сотрудник отдела Америки — Управления по планированию внешнеполитических мероприятий МИД СССР, а прототипом Виталия Славина был друг Юлиана Семенова, сотрудник, в дальнейшем генерал КГБ Вячеслав Кеворков.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о сериале содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В действительности, на тайниковой операции была арестована сотрудница московской резидентуры ЦРУ Марта Петерсен.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    Премьеру «ТАСС уполномочен заявить» в 1984 году я пропустила по причине своего юного в те годы возраста. Потом политическая ситуация изменилась, и фильм очень долго не повторяли. Посмотреть фильм удалось лишь в середине 90-х годов на нашем местном канале. Какое сильное впечатление он на меня произвёл! Если сказать, что фильм захватывающий-это ничего не сказать. Каждую серию ждала с нетерпением, оторваться невозможно.

    Кто-то может увидеть в фильме пропагандистский пафос, но именно этого пафоса нам сейчас ой как не хватает. Действительно, испытываешь чувство ностальгии по тому времени, когда понятия любовь к Родине, совесть и честь для большинства наших людей ещё не были пустым звуком и ненужным атавизмом.

    Это детектив для интеллектуалов, сцены погонь, стрельбы отсутствуют, зато много шикарных диалогов, рассуждений о жизни, которые актуальны и сейчас. Например рассуждения Пола Дика о женщинах, о литературе, или разговор Славина с Зотовым о борьбе с алкоголизмом и об «истине, которая лежит рядом с апостолом Павлом», о том, что «никто не хочет сделать доброту религией». А ведь фильм снят в 1984 году.

    Неплохо бы посмотреть фильм нынешним молодым дурочкам, которые, насмотревшись современных гламурных сериалов, думают, что, если мужчина не дарит букеты из миллионов роз, с ним и встречаться не стоит. Дубов-Трианон» ну просто герой нашего «гламурного» времени, ухаживать умеет красиво: дарит цветы, дорогие серьги, в ресторан может пригласить на завтрак, бабушке руку подаёт при выходе из троллейбуса, кроме того, следит за своим здоровьем, считает биоритмы, соблюдает диеты, занимается йогой. Но при этом, внутри гниль. К сожалению, сейчас в России время дубовых, «жадных и патологически тщеславных», которые за звонкую монету не только Родину, и и родную мать не пожалеют.

    В фильме нет схематизма, герои разговаривают живо, интересно. В других «шпионских» фильмах, как правило «враги» показаны подонками, а наши-героями. А в этом фильме «советские» люди показаны по-разному: пьянчужка Парамонов, мелкий жулик Цызин, «хлюст» Шаргин, дурочка Вронская. А американцы? Пропивающий свой ум Пол Дик, а Лоренс хоть и ЦРУшник, но человек, не лишённый совести в отличие от Глэба, действительно верящий в то, что своей работой он приносит пользу своей родине. Вообще, о политике США показано всё верно. Последние события в Сирии и в Иране тому подтверждение. Американцы до сих пор уверены в своей «исключительности», и теперь, когда СССР нет и некому их сдерживать на мировой арене, совсем распоясались.

    О прекрасной музыке Артемьева и замечательной работе режиссёра Владимира Фокина уже говорилось. Жаль, что в наше время фильмов подобного качества уже нет и быть не может.

    5 декабря 2013 | 23:37

    Юлиан Семенович Семенов — один из самых популярных советских авторов, не то чтобы ошибочно, но причисляемый к развлекательным жанрам. Безусловно, детективная составляющая — ключевая в его произведениях, но ценнее другое — Семенов никогда не останавливался на остросюжетности. Нечасто встречается в детективной литературе противостояние характеров, но помимо него в романах Семенова есть и широкий спектр социальности и характеров международной политики. Пожалуй, среди советских авторов он один из немногих, кто прямо обращается к теме национальной ментальности. Конечно, это делали и «деревенщики», например, но Юлиан Семенович делает это на сравнительном материале международной политики. А это всегда интересно и, как ни странно, не потеряло своей актуальности и сегодня.

    В этом смысле «ТАСС уполномочен заявить» — очень показательная вещь, имеющая несколько пластов и тем. И экранизация подчеркивает эти достоинства, лишь иногда «перегибая палку». Остановимся на ключевых.

    Первая тема — внешнеполитическая. Противостояние с США показывается не столько как махрово-идеологическое (капитализм-социализм), сколько именно ментальное. Советская политика в Африке показана как исповедующая два принципа — гуманизм и безопасность. Первое доказывается ненавязчивым подчеркиванием, что в Нагонию едут наши врачи, преподаватели, инженеры и мирные грузы (хотя это в действительности было не совсем так — недаром на гербе Мозамбика АК находится). При этом наш гуманизм превращается, в устах одного из главных героев, в боязнь обидеть и выглядеть скрягами (вот где широта русской души!).

    Безопасность постулируется, разумеется, сотрудниками КГБ, причем тесно увязывается с экономической политикой… Сразу несколько фраз в фильме и книге говорят о том, что присутствие американцев на юге Африки ставит под ядерный удар Украину, Закавказье и Среднюю Азию. Правда, это больше напоминает намек на Афганистан. Тем более что Ольга Винтер цитирует, будучи специалистом по Африке, афганскую пословицу «Цирюльник учится своему искусству на голове сироты». А интересы безопасности требуют военных оборонительных расходов вместо того, чтобы направить средства в мирное русло. Об этом говорится вполне определенно. Как и о стратегии США по втягиванию СССР в эту грань противостояния.

    Американцы, напротив, — образец деловитости и прагматизма. Поэтому американская линия начинается с общения одного из руководителей ЦРУ с миллиардером Нельсоном Грином. Причем црушник просит помощи магната по влиянию на своих же коллег в Пентагоне!

    В случае с Глэббом эта деловитость (если не сказать, что экономический детерминизм) перерастает в «черную коммерцию» и коррупцию с произволом. Вспоминается старая фраза Бальзака, что «за каждым большим состоянием скрывается преступление». Поэтому и политика подчинена отнюдь не интересам демократии (хотя американский посол в СССР говорит об этом в контексте «сложных процессов в республике Нагония») и лишь отчасти интересам американской нации и государства, а больше — коммерческим интересам крупных корпораций.

    Но идеологическое противостояние переведено в споры конкретных людей, сыгранных отличными актерами. И, несмотря на жесткость противостояния, споры вполне конструктивны, как бы намекая на здравость сил, которые могут вести диалог (предтеча политики «нового мышления»), в основе которой закон и права человека. Особенно любопытны разговоры в треугольнике Славин-Пол Дик-Глэбб, каждый из которых пестрит эрудицией и интересной аргументацией с обеих сторон (хотя Славин выигрывает, конечно).

    Тема предательства и патриотизма. Парадоксально, но тема власовцев, которая не имеет, казалось бы, прямого отношения к шпионажу и «холодной войне» становится катализатором событий — письмо бывшего власовца о предателе, первый (отнюдь не случайно) разговор о предательстве в годы войны… Почему? Объяснений несколько. Во-первых, авторы лояльнее относятся к тем, кто отбыл наказание или пытается искупить вину. А во-вторых, и в главных, предательство современности тем хуже, что не вызвано чрезвычайными обстоятельствами. И контраст показывается сравнением характеров и судьбы Айвена Белью и Трианона.

    Занятен и еще один важный штришок, появляющийся в фильме: цитирование газеты «Правда» не является свидетельством патриотизма, а, скорее, становится намеком на конформизм. Впрочем, цитирование советскими гражданами «Нью-Йорк Таймс» позитивным все-таки не стало. А критика, которую позволяют себе русские в отношении себя, — уже не вредительство, а честность. И здесь контраст между карьеристом Трианоном и сразу несколькими персонажами также показателен.

    Еще одна тема — образ наших, прежде всего, спецслужб. Безусловно, они — законники и патриоты. И, конечно, профессионалы. Именно в этих составляющих — залог успеха. Ведь элемент личной корысти здесь отсутствует. Разумеется, ряд моментов обойден — американцы не гнушаются политическими убийствами, а с КГБ эта тема нежно обходится… Да и вообще в сравнении со шпионскими фильмами предшествующих десятилетий и некоторыми параллельными шпионскими историями, фильм избегает однозначной оценки какого-либо из персонажей, становясь не пропагандистским, а творческим явлением. Разве что с Глэббом несколько пережали (особенно непонятна тема с Непалом- зачем нужен был Глэббу столь чудовищный цинизм?..).

    Да и вообще — что ни персонаж, то не просто галочка, а характер и типаж. Пьющий мастер Парамонов и его жена, Ольга Винтер и Ольга Вронская, Зотов и Пол Дик, Славин и Глэбб, журналисты Степанов (видимо, сам Семенов — его прототип) и Дональд Ги… И это только небольшая толика психологических игр, которыми наполнена каждая серия.

    Учитывая сложную международную обстановку в сегодняшнем мире, опыт «ТАСС…» чрезвычайно интересен и современному зрителю — прибавилось много нюансов, но основные темы геополитики, безопасности и противостояния мировых держав сохранились. Во всяком случае, всеобщая дружба (если таковая и была в 90-е годы) оказалась недолговечной…

    15 июня 2015 | 00:12

    Фраза «ТАСС уполномочен заявить» знакома многим — стандартная формулировка Телеграфного Агентства Советского Союза при оглашении официальной точки зрения Советского государства. Сейчас, правда, себе уже мало представляют тогдашние порядки, а аббревиатура ТАСС уже давно превратилась в нарицательное имя, как, например, «ликбез» или «комсомол», расшифровку которого никто не знает. Но само название многосерийного фильма звучит очень убедительно, чеканно, железно. Оно, не открывая ничего, сразу предполагает серьёзность фильма, как мне кажется. Скорее всего, в него изначально вкладывалась и некоторая идеологическая направленность, но теперь она не столь очевидна, в связи со сменой эпох и мировоззрения.

    Итак, с чего начать. Наверное, с музыки. Это практически первое, чем встречает нас каждая серия. Музыка возникает одновременно с названием и поначалу производит впечатление если не какафонии, то чего-то уж точно несуразного, она обескураживает! Несколько голосов, сменяющих один другой, но ведущих одну общую тему. Советское техно, в котором явственно слышатся и мотивы «Время вперёд», и веяния моды, и опять же некая чеканность, словно звон металла. И поначалу не вполне ясно, что бы это всё значило. Эта музыка и останется главной на протяжении всех 10 серий. Фильм придерживается советской традиции, которая ближе и мне, не сопровождать музыкальными темами все действия героев и не заполнять музыкой все мыслимые промежутки. Звуковой фон здесь, в основном, естественный и музыка вступает лишь изредка с целью нагнетания атмосферы или усиления эффекта. Благодаря тому, что ей не злоупотребляют, авторам картины удаётся выделить ключевые моменты, собрать внимание зрителя в нужных местах.

    Что касается актёрского состава, то тут комментировать особенно нечего — достаточно просто ознакомиться с титрами. Мастодонты и тогдашние новички отечественного кинематографа собраны в этой картине, отыграли все отлично, так что ни одна роль не выглядит натянутой или фальшивой. Помимо всего прочего, очень хорошо подобраны типажи, что немаловажно, потому что как актёр не играй, но типаж не его, то прыгнуть выше головы ему вряд ли удастся.

    Одноимённый роман Юлиана Семёнова, вообще говоря, трудно было бы экранизировать. Точнее не так — трудно экранизировать в ходе одного полноформатного фильма. Подобную неудачу потерпела экранизированная уже в начале 2000х лента «В августе 44го». Необходимость урезания экранного времени диктует свои жесткие условия, которые заставляют выкидывать значительные куски действия, жертвовать полнотой раскрытия характеров героев, значительно упрощать их мотивацию, убирать с одной стороны мелкие, но с другой очень характерные подробности. Именно поэтому лента «ТАСС…» растянута на 10 серий — в ней сохранены все перипетии развития сюжета. Несколько параллельных линий, описывающие одну и ту же ситуацию с разных сторон, которые к концу сливаются в один мощный поток, экспоненциально повышая градус напряжённости фильма. Всё это, конечно, в ущерб массовому прокату и общей смотрибельности, но зато во имя сохранения художественной ценности.

    Хотелось бы также отметить качественную режиссуру и операторскую работу в фильме. Последняя на высоте, поскольку камера использует самые разные приёмы, она не статична, как это было принято в те годы. Чередуются как панорамные съёмки, так и крупные планы, очень хорошая работа с ракурсами и, что хочется отметить, с фокусировкой внутри кадра. Всё это не то чтобы создаёт иллюзию присутствия, нет, но позволяет без лишних слов объяснить происходящее в кадре. Что касается слов, то фильм даже можно назвать «разговорным». Диалогов и монологов много, что и неудивительно, учитывая разрабатываемую тематику. Но режиссёру почти всегда удаётся сделать их интересными или по крайней мере, не скучными, а это ой как тяжело. Ещё одна маленькая деталь — в каждой серии есть одна или две напряжённые сцены, снятые просто мастерски. Режиссёр, действую словно «по заветам Хичкока», создаёт в них неимоверное напряжение, когда зритель словно вжимается в стул в ожидании развязки и в страхе перед неизвестным исходом оной. Лучшая из этих сцен, на мой взгляд, это, конечно же, задержание резидента ЦРУ.

    Антисоветчина. Очень странно видеть в фильме, выпущенном в 1984 году, т. е. при Черненко, во времена рецидива застоя, а снятом про «великом и ужасном» Андропове такую смелость в поднятии больных для советского государства тем: власовщина, бегство из Союза, предательство Родины, пьянство, неумелость в экономических вопросах, отсутствие резкой отрицательной картины западной жизни… Вполне вероятно, что я преувеличиваю, предавая такое большое значение этим элементам, но всё-таки создаётся впечатление того, что поднять такого рода вопросы было определённого рода смелостью и даже шагом. И, конечно, впечатляет работа КГБ, обладающего такими возможностями, что это одновременно пугает и завораживает.

    Трудно говорить о целевой аудитории этого фильма сейчас. Он не столь смотрибелен как современные сериалы, и с одной стороны гораздо менее актуален чем они. Ведь поменялась эпоха, время, страна и люди, да и не только наша страна и наши люди — изменился мир. Это кино интересно прежде всего той всеобъемлющей картиной мира, которую оно даёт. Мира, существующий в условиях повсеместного противостояния двух сверхдержав, игр спецслужб и игр дипломатических, о людях, которые этим руководят, участвуют и занимаются. Эта картина похожа на панорамный снимок с большой глубиной резкости, который даёт нам представление о той эпохе. Причём с минимумом пропагандистского пафоса и максимальной сдержанностью. Не побоюсь этого определения, это умное кино.

    Не побоюсь и более опасного определения — полезное.

    А в плюс ко всему этому добротно и небесталанно снятое, что не может не радовать.

    9 из 10

    3 апреля 2011 | 14:41

    Великолепный, интеллектуальный, грамотно написанный фильм, требующий внимательного и вдумчивого просмотра. Считаю, что данная кинолента одна из лучших среди работ Юлиана Семёнова. Здесь есть всё для качественного кинопроизведения.

    В первую очередь, хочется отметить адеватный, внятный сценарий, который чётко от начала и до конца грамотно проработан. Тут великолепны диалоги, многие из которых несут огромный смысл, их нужно слушать внимательно, и думать, думать, и ещё раз думать. Здесь достаточно пищи для размышлений. Но кроме этого, и сам детективный сюжет отменный и увлекательный.

    Также здесь великолепна режиссура, просто блестяще и атмосферно картина поставлена. Про шикарный актёрский ансамбль даже говорить не надо, он и не нуждается в представлении, столько ярких звёзд собралось, не фильм, а хит просто, один Вячеслав Тихонов чего стоит. Ну а прекрасное музыкальное сопровождение подходит к фильму как нельзя кстати.

    Благодаря всему этому имеем великолепный фильм, который нужно смотреть всем людям, которые любят работать головой и размышлять. Такого уровня политических детективов о разведке сейчас никто и не снимет.

    10 из 10

    27 октября 2014 | 21:53

    Детектив и не только политический превратился в забавную и чуть острую пищу для желудка. Пожалуй только «Сопрано» удалось напомнить что сериал это не мыло — дегтярное.

    Последний кинопроект Юрия Владимировича Андропова великолепен и ярок, как молния посреди ночи, ломающая черную бездну. И очень жаль, что нынешние мыловары не помнят великой киноистории своей страны. Безусловно, как театр начинается с вешалки, так и кино начинается с музыки, и пробивная нервная дрожь Эдуарда Артемьева навсегда впивается в память. Можно не знать и не любить музыки вообще, но эти мелодии…

    Юлиан Семенов забыт и оклеветан гнусными приспособленцами, и пусть не всё творчество ОТЦА ШТИРЛИЦА равноценно, но «ТАСС» — одна из вершин блестящего мастера, и низкий поклон Владимиру Фокину и артистам, сумевшим не испортить, а объяснить, не разжевать, а выкристаллизовать буквы и предложения.

    24 августа 2008 | 18:30

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    аудиокнига, 324 руб.
    подробнее

    Статьи


    В российский прокат выходит картина Антона Корбейна «Самый опасный человек» — экранизация одноименного шпионского триллера Джона ле Карре, в которой свою последнюю главную роль исполнил Филип Сеймур Хоффман. КиноПоиск вспоминает другие примечательные киноадаптации произведений про спецагентов — от «Шпиона, пришедшего с холода» до «Идентификации Борна». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    19-21 июля
    05.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 19-21 июля
    «в составе Комитета нет ни одного работника, который мог бы разбираться в вопросах киноискусства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    205.Завтра была война8.106
    206.Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть IIHarry Potter and the Deathly Hallows: Part 28.105
    207.Жестокий романс8.104
    208.ПсихоPsycho8.102
    209.Убить пересмешникаTo Kill a Mockingbird8.102
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.36%
    22.Дом странных детейMiss Peregrine's Home for Peculiar Children94.30%
    23.007: СПЕКТРSpectre94.11%
    24.ПрогулкаThe Walk94.05%
    25.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven94.00%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Человек-муравейAnt-Man94
    Тёмная материяDark Matter6
    Лучшие врагиThe Best of Enemies1
    Ватиканские записиThe Vatican Tapes2
    ПикселиPixels21
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ПикселиPixels6.324
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.622
    МиньоныMinions6.569
    Человек-муравейAnt-Man7.501
    АнтуражEntourage7.556
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    Шальная картаWild Card06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    премьеры