всё о любом фильме:

Семнадцать мгновений весны (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерТатьяна Лиознова
сценарийЮлиан Семенов
директор фильмаЕфим Лебединский
операторПетр Катаев
композиторМикаэл Таривердиев
художникБорис Дуленков, Феликс Ростоцкий
монтажКсения Блинова, Ида Дорофеева, В. Потапова
жанр драма, приключения, военный, история, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время69 мин. / 01:09 (828 мин.)
Время и место действия — Германия, канун Победы в Великой Отечественной войне. Советский разведчик полковник Исаев, он же — штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по одноименному роману Юлиана Семенова.
    • В сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом. Также на бланках телеграмм в левом верхнем углу явственно видны слова «Уплата: ____ руб. ____ коп.».
    • Интерес к сериалу «17 мгновений весны» во время его первого показа был столь велик, что домой к режиссеру Татьяне Лиозновой постоянно звонили взволнованные зрители — узнать, что же будет дальше с героями и чем все закончится.
    • Роли солдат-эсэсовцев в картине исполнили кадеты из военных училищ Таллина и Риги — все, как один, голубоглазые блондины.
    • Фильм снимался в основном в Риге, некоторые эпизоды — в Москве.
    • Фильм отреставрирован и раскрашен к 9 мая 2009 года. По заказу телеканала «Россия», под руководством Александра Любимова, над новой версией в течение трех лет работали 600 человек в пяти странах: России, США, Корее, Китае и Индии. Они использовали уникальные методики по работе над цветом. А некоторые кадры раскрашивались даже вручную. Параллельно шла и усиленная работа по полной переработке звука. Создатель черно-белого оригинала Татьяна Лиознова одобрила идею и приняла участие в российской части проекта.
    • Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера.
    • У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала.
    • Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».
    • У Вячеслава Тихонова на кисти левой руки есть татуировка «Слава», сделанная ещё в молодости. Естественно, что у Штирлица такой быть не может. Поэтому, всякий раз когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица (например, выкладывание на столе забавных зверюшек из спичек), это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого. Также Ростоцкий «писал за Плейшнера» все телеграммы, так как у Евстигнеева был крайне неразборчивый почерк.
    • В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Мелиес — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.
    • В эпизоде, когда Штирлиц рисует шаржи на Геринга, Гиммлера, Геббельса и Бормана, заметно, что на листках бумаги заранее намечены контуры рисунков.
    • В одном из эпизодов Мюллер в беседе со Штирлицом, говорит что он старше и по возрасту и по званию. В действительности Тихонов старше Броневого на 10 месяцев. Оба актера родились в 1928 году.
    • Съемки начались 11 апреля 1971 года в Берлине.
    • Знаменитая сцена с женой Штирлица в ресторане Elephant была идеей Вячеслава Тихонова. Ее нет в первоисточнике Юлиана Семенова. Историю подобную этой сцене Тихонову рассказал знакомый разведчик.
    • На роль Вальтера Шелленберга пробовался Глеб Стриженов.
    • В числе претендентов на роль Мюллера был Павел Луспекаев.
    • Товарный знак «Штирлиц» был зарегистрирован в 2008 году, а в 2013 году, через 40 лет после премьеры фильма, Арбитражный суд подтвердил право наследников Юлиана Семенова на бренд «Штирлиц».
    • В заключительной серии, в аэропорту генерала Вольфа ждала бронированная машина, — это машина УАЗ-452 1965 года выпуска.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о сериале содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В заключительной серии, когда Кэт садится в поезд, на вагоне — у входа надпись на русском языке «тара 58т».
    • еще 17 фактов
    Ошибки в сериале
    • Внимание! Список ошибок в сериале может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Две песни Эдит Пиаф, которые Штирлиц слушает в машине по пути к границе, на самом деле будут написаны лишь в 60-е годы.
    • Женщины в СС не служили, за исключением так называемых Женских вспомогательных подразделений СС, которые имели собственную систему званий. Так что унтершарфюрер Барбара Крайн не могла иметь даже прототипа.
    • Штирлиц рисует шаржи фломастерами. Первый фломастер действительно появился в Германии, но лишь в 1960 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 539 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Меня восхищает в этом фильме то, что он умней меня. Я периодически пересматриваю его и, когда кажется, что вот сейчас-то, с высоты своего ума, я наконец-то пойму полностью этот фильм, он всё равно убегает вперёд, оставляя меня позади с недоумённым взглядом. Итог предсказуем: когда в последних сериях какой-нибудь Штирлиц говорит какому-нибудь Шелленбергу: Мюллер что-то знает о пасторе Шлаге, я хоть убей, уже не понимаю, почему Шелленберг вскакивает с фразой «Вы с ума сошли!». Я так запутался в этих шпионских играх, что безуспешно пытаюсь разложить по полочкам этот набор политических и шпионских взаимоотношений.

    И при этом, кино восхищает своей интеллектуальностью, стилем, сюжетом, который уже в те годы выстроен по законам жанра: разведчик несколько раз оказывается на грани провала, но его выдержка, характер, хладнокровность и самое главное — острый ум позволяют зрителю проследить за тем, как он будет выпутываться из ситуаций, которые чем дальше, тем опаснее для него. Как же прекрасен в этой роли Вячеслав Тихонов. Насмотришься на него и хочется где-то срочно достать столько же ума и выдержки. Без преувеличения, Штирлиц Макс отто — супергерой советского разлива.

    Да и вообще, чуть ли не по каждому персонажу следует писать не менее абзаца, ибо все они представляют людей, которым по долгу службы приходится быть умнее и хитрее противника. Целое собрание тактиков, стратегов, разведчиков, агентов, политиков, провокаторов и так далее и тому подобное. И все стараются быть умнее, подстроить какие-то провокации, просчитать тактические ходы, спланировать целые операции. Наблюдать — удовольствие.

    В общем, кино, которое лично мне хочется пересмотреть. Желательно раз в три-четыре года. Это, так сказать, мой личный интеллектуальный спарринг-партнёр. Когда я разберусь в этих шпионских и политических перипетиях, причём во всех, а не только в какой-нибудь одной главной сюжетной линии, я тогда пойму, что достиг просветления и вышел на недосягаемый уровень мышления.

    10 из 10

    21 июля 2014 | 11:51

    К своему большому стыду я никогда не смотрел этот фильм. И вот только сейчас нашел время и желание. Возможно я скажу кощунственную вещь, но лично мне 17 мгновений не особо понравилось. Нет, фильм безусловно хороший, легенда отечественного кинематографа. Сюжет шикарен, много неожиданных поворотов, характеры героев хорошо раскрыты. Но при всех своих заслугах у этой ленты куча недостатков, которые испортили моё впечатление об истории про Штирлица.

    Первое, что бросается в глаза — все главные герои хоть и являются немцами, но говорят на русском языке. Понятно, что слушать немецкую речь с переводом в течение 12 серий было бы невозможно, но всё же это как-то неправильно.

    Второе — актеры подобраны бездарно. Тут меня вряд ли кто поймет. Попытаюсь объяснить. Уже в первой серии у меня появился вопрос, при взгляде на большинство актеров: «какие это немцы? У них же натуральная славянская внешность!»

    Ну и последний, самый главный недостаток — слишком большая затянутость. Куча ненужных, неинтересных, затянутых диалогов, которые не несут в себе ничего информативного. Не подумайте! Я умею воспринимать глубокие мысли и из этого фильма я запомнил пару неплохих фраз. Но если быть откровенным — «мгновения» смотрелись бы куда лучше, если бы их уместили в 5-6 серий от силы. Да и концовка для «шедевра» непростительно сыра…

    7 из 10

    И то только за народную любовь, саундтрек и интересные сюжетные ходы.

    24 июля 2011 | 18:08

    «Поздней ночью советский разведчик Максим Исаев появился в Берлине. У него были документы на имя штандартенфюрера СС Штирлица. Ничего не выдавало в нём русского разведчика. Даже болтавшийся у него за спиной парашют и автомат ППШ»

    Так гласит старый анекдот. Ну а если серьёзно, то советский сериал «17 мгновений весны» был в свое время настолько популярен, что по нему не только сочиняли анекдоты. Во время показа сериала в 1973 году взволнованные зрители постоянно звонили домой режиссёру, Татьяне Лиозновой, чтобы узнать, что же будет дальше. Более того, все воры в Москве не работали в то время, наслаждаясь этим фильмом дома вместе с остальными зрителями. Объяснить такой успех, я думаю, несложно, нужно просто прочувствовать этот фильм.

    Сам я посмотрел этот фильм (в чёрно-белом варианте) совсем недавно на кассетах, записанных мамой. Именно она подтолкнула меня взглянуть на сей шедевр, и я не скажу, что пожалел об этом. Фильм очень душевный и невероятно добрый, при том ещё, что у него ТАКОЙ захватывающий сюжет. Неважно, что тут нет никакого экшена, спецэффектов и прочего, что интересно зрителю сейчас. Правда, самая первая серия не такая уж и интересная и даже нудная, но… Досмотрите её до конца, и вы не пожалеете. Если бы я до просмотра не знал бы, что Штирлиц — это советский разведчик Исаев, то я сразу бы заинтересовался. Далее вы точно будите просто подпрыгивать от волнения и переживания за героев.

    И хотя в фильме есть самые различные ляпы (ничто, к сожалению, полностью не совершенно), причём немало — и исторические неточности, и какие-то логические неувязки, географические, технические и костюмные ляпы. Однако, кого это волнует? Ведь зритель просто смотрит, наслаждается фильмом, восторгается актёрами и любит это кино. А «17 мгновений» есть за что любить и есть, чему тут восторгаться.

    Кстати, самая трогательная сцена в фильме, которую потом много раз обсуждали (я имею в виду немую сцену встречи Штирлица с его женой) в сценарии не было. Её придумала Татьяна Лиознова, говорят даже, что сняли её с первого дубля.

    Музыка в фильме очень красивая; то, что к этому приложил руку Микаэл Таривердиев я догадался без труда — здесь в некоторых моментах отчётливо слышатся фортепьянные аккорды из «Иронии судьбы».

    Актёрская игра. Вячеслав Тихонов навсегда запомнился зрителю, как Штирлиц, это его самая яркая роль. И хотя до этого у него была не менее интересная роль князя Андрея Болконского в «Войне и мире», и всё же роль Штирлица — это его коронная роль. Леонид Броневой сыграл Мюллера, это — первая роль, принёсшая в то время 45-летнему актёру известность (кстати, вот ещё анекдот: «Штирлиц выстрелил Мюллеру в голову, но она отлетела от него. «Броневой», — подумал Штирлиц»). Любопытно, что у режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. И поэтому образ, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала. Мне очень понравилась сцена, когда Мюллеру докладывают об отпечатках пальцев Штирлица. Вернее, очень интересна его реакция…

    То, как сыграл этот главный дуэт, это нереально повторить снова. Гениально! Хочется отметить также Екатерину Градову (Кэт), Евгения Евстигнеева (Плейшнер), Леонида Куравлёва (Айсмен), Ростислава Плятта (пастор Шлаг), Олега Табакова (Шелленберг; кстати, актёр так реально был похож на своего прототипа, что после выхода фильма Табакову пришло благодарственное письмо из Германии от племянницы Шелленберга).

    Мой вердикт: Один из самых известных и невероятно интересных сериалов, он бессмертен, в этом сомнений нет. Душевно, гениально, захватывающе и по-доброму. Я обязательно посмотрю фильм ещё раз, и в цвете.

    10 из 10

    Классика советского кинематографа!

    4 апреля 2010 | 12:44

    Фильм, который, без преувеличения обессмертил его создателей, актеров, советское кино, нашу историю и советских разведчиков.

    Получив в свои руки необычайно киногеничный материал в виде романа Юлиана Семенова, режиссер Татьяна Лиознова распорядилась им очень грамотно и профессионально, в результате произведение о легендарном разведчике идеально легло на пленку. Все в картине выверено по всем параметрам — до секунды хронометража, актерского жеста, поворота головы или слова.

    Настоящей находкой и образцом для многих поколений (в том числе, и будущих, несмотря на то, что «Семнадцать мгновений весны» в 2013 году отметят уже 40-летний юбилей) стал закадровый голос непревзойденного Ефима Копеляна. Эта работу целиком правомерно считать полноценной ролью, настолько много вложил в нее актер.

    О феноменальных актерских работах в фильме сказано уже много хороших слов, нет смысла снова их повторять и перечислять, ибо даже в эпизодах зачастую задействованы звезды первой величины, и практически для всех из них даже короткие сцены с их участием стали знаковыми. Очень характерным примером в этом плане стал Лев Дуров, сыгравший Клауса. Этого замечательного актера мы знаем по десяткам отлично исполненных им ролей, но его эпизодический персонаж в картине Татьяны Лиозновой остается в памяти так же долго, как и и иной сыгранный им главный герой.

    Что уж тогда говорить о Вячеславе Тихонове, Леониде Броневом, Олеге Табакове, Ростиславе Плятте, Евгении Евстигнееве и многих других… Характерные, самобытные персонажи, идеально подходящие и вжившиеся в свои роли.

    Картина изобилует очень сильными, безупречно выстроенными в плане драматургии сценами. Она встреча героя Вячеслава Тихонова со своей женой в немецком кабачке чего стоит! А были же еще диалоги Штрилица с пастором Шлагом, Мюллером и Шелленбергом, эпизоды с Плейшнером, радисткой Кэт и генералом Вольфом, да всех не счесть, ставшие для актеров настоящей творческой удачей.

    Очень целостно и грамотно проработан и сюжет ленты в целом. Драма и интрига поддерживаются до самого последнего кадра.

    О музыке Микаэла Таривердиева вообще можно писать отдельную рецензию, как и о каждом его саундтреке к любому фильму, к которому он писал музыку. Песни в картине просто поражают своей силой, мощью и одновременно глубокой лиричностью.

    Одним словом, сильное кино о сильных, интересных и неординарных людях, настоящий бриллиант в сокровищнице не только советско-российского и но и мирового кинематографа.

    И напоследок выскажу свое субъективное мнение. Не являюсь сторонником перевода старых черно-белых фильмов в цвет и «Семнадцати мгновений весны» — в частности. Эти картины принадлежат своему времени, и они хороши именно в таком формате в котором сняты, именно такими они запоминаются зрителям. И перевод в цвет, даже если он будет осуществлен идеально в техническом плане (а в случае с фильмом Татьяны Лиозновой это, на мой взгляд, увы, не так), никаких принципиально новых впечатлений и ощущений они зрителю не подарят. Оставим шедевры тем эпохам, в которые они были созданы.

    10 из 10

    1 октября 2012 | 17:37

    Одна шифровка может решить исход многолетней войны. Одно донесение может передать инициативу на поле боя. Везде и во все века разведка была тихой армией, которая короткой весточкой наносила противнику ощутимое поражение. Но в эту армию не брали всех добровольцев. Потому что тем, кто шёл в бой на фронтах приходилось полагаться как на свои силы, так и на удачу. Разведчик должен быть впереди событий, он не должен рассчитывать на везение, он должен его формировать, должен вести события за поводок, а не наоборот.

    Именно такого разведчика мы видим в «Семнадцати мгновениях весны». Мы можем слышать цепочки логических размышлений, и по ним судить о Максе Отто фон Штирлице. Он — хладнокровный профессионал, который заранее присматривает себе наблюдательный пункт в музее, заранее подбирает правдоподобную историю, которая объяснит, почему он находится в этом музее и заранее знает, куда пойдёт из музея и что дальше сделает. Да, ему подвластен не весь ход вещей, но хорошая память и чёткое понимание того, как высоки ставки в политической игре, помогают ему отвернуть подозрения, казавшиеся неопровержимыми. Его тонкая, но напористая игра позволяет ему отражать молнии с двух сторон — и от «родной» немецкой разведки с Шелленбергом и Гиммлером во главе, и от управления внутренних дел, где свирепствует подотчётный Борману Мюллер.

    Оружие резидента — вовсе не его табельный пистолет. Это его прикрытие, безупречное личное дело ("в связях, порочащих его, замечен не был»), превосходное знание повадок противника, строжайше соблюдение всех норм конспирации. В такого разведчика я верю — он скромно трудится во благо своей Родины и незаметно разрушает благостный порядок вещей в месте, куда послал его Центр. И даже в форс-мажорных ситуациях на лице его нет и тени паники, оно похоже на каменный лик статуи. Статуи актёра, который не ждёт рукоплесканий, а играет исключительно потому, что видит большую и праведную цель.

    А его зрители, и отчасти антигерои этой же пьесы. Они показаны так человечно, как нигде больше. В «Семнадцати мгновениях весны» что партийные Бонзы рейха, что обычные солдаты — они не монстры, которые пьют кровь невинно убиенных жертв. Они тоже люди, некоторые, не побоюсь этого слова, рыцари своей державы. Но им очень не повезло с руководителями. А ведь обычные воины рейха, как можно увидеть в сериале, не всегда разделяли суждения запершегося в бункере фюрера. Некоторым было всё равно, некоторые понимали, как глупо воевать ради таких жестоких идеалов… Но все устали. Устали от войны и бомбёжек, устали настолько, что пытались спасти режим сепаратными переговорами… Но это уже было бы исторической несправедливостью.

    Нет, Германия должна была проиграть, на этот раз на двух фронтах (а не как в Первой Мировой). Просто цена этого поражения была слишком неимоверна, ужас самой войны слишком сильным… Страдали мирные люди, и во время просмотра сериала, возникает жалость к тем, кто жил в полуразрушенном Берлине. Подавляющая часть из них была виновата лишь в том, что родилась в этих краях, и повелась в годы нищеты и бедности на яркие призывы партии со знаменем свастики. Свастика была разбита, разломана, превращалась в крошку, исчезала всякая приверженность к ней. И немецкий солдат Хельмут, ещё так недавно мечтавший убить как можно больше пехотинцев из СССР, повернул своё оружие против того зла, что скрепя сердце готово убить не только выросшее поколение, но и будущее.

    12 серий, с интересным началом и волнительным финалом, буквально принуждающим посмотреть сразу и следующую, повествуют не о том, как ужасна война, хотя и это тоже важная часть сюжета, но о том, как много сил требует достижение мира. Ведь даже нейтралитет — это не безопасность, и в Швейцарии всегда стоило помнить отзыв на свой пароль… Однако как тиха и чудесна природа, природа, берущая историю о Максиме Максимовиче Исаеве, в плотные клещи. Если нарушить эту тишь, то очень сложно будет вновь принести покой. Неимоверными усилиями: и военными операциями, показанными через минуты кинохроники, и тихими шагами над краем пропасти одиноких разведчиков (собранных в образ Штирлица) удалось сохранить несколько не очень благодарных наций и природу в их краях-государствах.

    Некоторые читающие уже успели задаться вопросом: когда начнётся перебор актёров, рассказ о достоинствах и недостатках сериала? А во всё этом есть какая-то необходимость? Неужели нужно выделять кого-то из длинного ряда исполнителей, подчёркивать, как далась ему роль, или вообще сравнивать образы с историческими портретами? Может быть, у сериала есть недостатки, но у любой картины есть не самые удачные штрихи. Ползать же по всему холсту, разыскивая их, я считаю занятием бесполезным — в данном случае, это будет неуважением к тем, кто совершал военный подвиг, и чьей памяти посвящён сериал. Простую поделку, сооружённую с целью заработка студии, я упрекнуть могу, но на такой колосс, каким являются «Семнадцать мгновений весны» я могу лишь любоваться. Ведь это память, а память часто бывает обрывочной. И в ней не обязаны присутствовать яркие цвета, чем проще гамма — тем яснее суть.

    Оценка?.. В баллах?.. Сильно сомневаюсь, что можно измерять «Семнадцать мгновений весны» какими-то рейтингами.

    Через считанные дни сериал станет самым запоминающимся памятником всем разведчикам СССР, непревзойдённым шедевром советского кинематографа, гранитным пластом культуры огромной страны. Но сейчас, в ноябре 1973, Вячеслав Тихонов не знает об этом. Он едет на Киностудию им. М. Горького. Он едет работать…

    4 ноября 2009 | 21:20

    Все же, не пойму я. Откуда столько идиотов, которые кричат о том, что в фильме много исторических расхождений? Неужели фильм носит в себе гордое звание «документальный» ? Неужели так важно, что Мюллер Броневого был далек от подлинного, а женщины в SS имели другие звания и не участвовали в допросах?

    Если после просмотра картины, у мужчины не возникает желания быть похожим на Штирлица, то он не мужчина вовсе. Так, лицо мужского пола.

    Непонятны невежды, которые в два горла кричат о затянутости сюжета и бессмысленных диалогах. Если вам, невеждам, что-то осталось непонятным, советую жевать, ибо иногда, лучше жевать, чем говорить.

    Лично я посмотрел почти все, что только можно. Киноиндустрия не успевает выпускать более — менее добротные фильмы под скорость моего просмотра.

    Я с легкостью могу сказать, что этот фильм лучший, в своем жанре и один из лучших в кинематографе вообще. Тем более, учитывая год создания и то количество правок, которое фильм перенес в процессе цензуры.

    10 из 10

    30 августа 2013 | 05:31

    Восполнил пробел на и без этого белой моей культурности. Ожидал перед просмотром скучного черно-белого фильма, незаслуженно возносимого неискушенным советским зрителем, ждал типичного шпионо-полицейского криминальчика, сдобренного доброй горстью коммунистической пропаганды. Да простят меня мои предки! Я ошибался.

    Семнадцать мгновений весны — во-первых, замечательно снятый, интригующий, захватывающий фильм. Какая тут игра актеров! Просто потрясающая. Весь фильм происходит битва характеров героев, где каждый проявляет себя виртуозом. Монологи, диалоги настолько глубоки. Фильм можно назвать экшеном без экшена. Борьба в фильме происходит на уровне когнитивном без перестрелок и догонялок. Очень умный фильм.

    В фильме попутно идет рассказ о всей войне и ее героях и антигероях, о сражениях и мужестве людей. Один из главнейших смыслов фильма — что победит в войне тот, кто больше всего заслуживал этого, терял все в этой жизни вплоть до семьи и не переставал бороться со злом, спасая других. Слава им!

    Десятая и одиннадцатая серия это просто вершина. Здесь возможно самый репрезентативный из всех в фильме фашист Мюллер произносит пророческие слова: «О нас будут говорить как о легенде, а легенду надо подкармливать. Надо создавать тех сказочников, что переложат наши сказки на иной лад. Как только где-нибудь вместо слова «Здравствуйте» произнесут «Хайль» в чей-то персональный адрес, знайте, там нас ждут, оттуда мы начнем свое триумфальное возрождение».

    Чтож, нашему поколению остается только отстаивать завоеваный нашими дедами мир, и не поддаваться на то зло, на котрое купились немцы в прошлом веке. За сим победиши!

    9 марта 2012 | 00:28

    Действующие лица:

    Апологет (А.), предвзятый защитник и поклонник этого сериала.

    Искатель (И.), его брат, неуёмный начинающий аналитик.

    Скепсис (С.), их сводный брат.

    Память (П.), секретарь Скепсиса, формалистка.

    Место действия — затемнённые задворки сознания после просмотра фильма. Все трое сидят в кругу света лицом друг к другу. Скепсис медленно курит.

    С. Я угнетён печалью.

    И. (вопросительно глядя на Скепсиса). Так ведь всё хорошо закончилось. Правда же?

    С. Война и смерть. Фильм тяжёлый…

    А. (перебивая Скепсиса). Смотреть! Смотреть без колебаний. И пусть о страшных временах, зато с какими героями!

    И. Прости, а в чём тут героизм? Разве у Штирлица был выбор? Тут живи или умри. Он разведчик, если провалит задание сам погибнет и других потянет. Ведь он отлично понимал, что был на грани провала. В этом сериале просто очередной солдат на войне.

    А. Герой! И я докажу.

    И. (переглядываясь с молчащим Скепсисом) Ну разумеется!

    А. Когда взаимоотношения становятся орудием, а взаимодействие — вопросом выживания и за каждой «улыбкой» может скрываться доносчик или предатель нужен не просто талант к маскировке, игре умов и осторожности, но и особое чутьё, интуиция. Один. Среди врагов. Не сломиться, не прогнуться и остаться профессионалом и личностью. Быть во всём верным своим принципам и Родине. Остаться настоящим Человеком вопреки войне. И это не только о Штирлице. Вспомни честного и храброго пастора Шлага, да и Плейшнер не так слаб и труслив как выглядел. Война страшна. Даже та, где главное оружие — слова. Штирлиц, нет, Максим Максимович, не просто очередной герой — он эталон Мужчины и Личности. Когда невероятный груз ответственности давит его к земле (чужой земле) он думает о простых людях. В его сердце находится место даже для полуразрушенного Берлина…

    С. Твой Штирлиц уж больно идеален. Жаль таких не бывает. А вот говорить в меру, выбирать осторожно и действовать как должно — это не только для разведчика рецепт.

    А. Итак, подытожу. Штирлиц (Исаев, Владимиров), внедрённый в СС получает задание сорвать переговоры немцев с американцами о мире. Геринг, Геббельс, Борман или Гиммлер? Опасная, но изумительная игра началась.

    И. (с улыбкой). Кстати, друзья, фильм напомнил что когда-то не было стыдно за госкино.

    Входит Память.

    П. Вы просили вернуть вас в русло анализа фильма когда окончательно ударитесь в патетику.

    С. Ах да. Кто из вас читал книги Юлиана Семёнова по одной из которых снят этот сериал? Как она вам?

    А. О, это был я! И скажу, что очарование книги и фильма немного непохожи, а местами существенно разнятся, но и то и другое талантливо и обязательно к ознакомлению. К слову книга удивительно поэтична для такой темы, да и телеверсия не отстаёт.

    И. (смеётся). Ты же лет с 15 любишь этот сериал. А как тебе цветная версия?

    А. (задумался). Ну-y-y, в ней тоже есть некая прелесть…

    С. (перебивает брата). Не смеши. В изначальном сериале есть неповторимая камерность. Цветная версия — это странная прихоть.

    П. (громко прокашлялась).

    И. А как вам актёры?

    С. Там были актёры?

    А. (с непониманием смотрит на Скепсиса) О чём ты, дорогой?

    И. Он о том, что они не лицедеи, а Таланты. Там наш обожаемый Вячеслав Тихонов и целая россыпь настоящих звёзд — Лев Дуров, Евгений Евстигнеев, обаятельнейшие Олег Табаков и Леонид Броневой…

    С. Память, принеси ему воды, а-то парень почти задохнулся от восторга.

    И. А операторская работа, а музыка?..

    А. (перебивая). У меня нет слов! Таривердиев создал историю звуком!

    С. А почему твоя любимая песня «Сыну» в исполнении Кобзона не вошла в фильм?

    П. Потому что от сына остался только брелок. Кстати, напоминаю что пришло время перейти к выводам после просмотра.

    А. Люблю это кино. Умное и с душой. Оно, несмотря на тяжесть темы, так и окутывает теплом и надеждой.

    И. А его правда сняла женщина? Память молчи, ибо я знаю её имя — Татьяна Лиознова. Уникальный фильм. Великое культурное наследие.

    С. (вертит в руках давно погасший окурок пристально глядя на него). Можно я промолчу? После таких фильмов мне остаётся только промолчать.

    Свет гаснет. Все уходят.

    9 из 10

    16 сентября 2015 | 03:07

    Посмотрел я этот фильм совсем недавно, в цвете. Не смотрел до этого по двум причинам:

    1. Многовато серий (12), дома у нас записи нет.
    2. Чёрно-белый. Вытерпеть один чёрно-белый фильм я могу, но 12… Увольте.

    И тут такое! Моё мнение: 10 баллов.

    Сделать оригинальный шпионский фильм, да ещё и из Второй мировой войны невероятно сложно. Уж больно затасканная тема. Сложно, но можно. История о работе штандартенфюрера СС Штирлица подана не как стандартный приключенческий боевичок. В общем, активных действий Штирлиц проделывает всего два: убивает Клауса и огревает бутылкой по голове Холтоффа. При этом фильм умудряется не впадать в занудность (а то сагу об ошибке резидента просто страшно вспоминать).

    Это скорее производственная история. Видно, что двойная игра, которую ведёт Штирлиц — работа на СССР с одной стороны и подковёрные операции в Германии с другой — работа, а не игра.
    Отношения между героями служебные. Большая часть действия проходит в кабинетах.

    Иногда даже появляется обманчивое ощущение, что всё это не вполне серьёзно, и противостояние гестапо и разведки — не более чем обычная деловая конкуренция. И актёры-то подобраны человечные — Броневой, Куравлёв, Табаков. Но взгляд моментально спотыкается о свастику, которую каждый из этих людей носит на рукаве. И понимаешь: нет, все, все они враги и точка.
    И Штирлицу поэтому радоваться особо нечему. Не только, потому что его могут в любую минуту схватить за руку, поймать, проследить, посадить под колпак.

    Ещё ведь он срастается с этой средой. Он уже автоматически произносит: «Хайль», у него в досье, как у всех, сказано: «Беспощаден к врагам Рейха».

    При том, что в фильме очень немного действия и много разговоров, тут постоянно поддерживается нешуточное напряжение. Оно есть всегда, и невольно сам про себя ругаешь Штирлица за какие-то неосторожные фразы, за долгие раздумья перед сожжением очередной опасной бумажки и т. п. 
    Прекрасна музыка. Всего три-четыре темы, но их хватает с лихвой.

    Теперь по покраске. Сделано просто здорово. Нет ярких цветов, зато есть стилизация под цвет, который выдавали плёнки той поры. С самого начала это вызывает отторжение, когда Штирлиц стоит в условно зелёном лесу. Но потом понимаешь, что к чему и спокойно смотришь.

    А смотрится полнее достойно, особенно по сравнению с современными сериалами. Сейчас и сюжет-то такой не придумают. Что за задание: проследить, ведутся ли переговоры насчёт сепаратного мира с нацистами? Это не задание! Зритель даже не поймёт, что требуют. Надо сразу: спасти мир. И чтобы Штирлиц залетел в кабинет Мюллера, выломав ногой дверь. Негодяй ему: «Убирайся!» А тот: «Никогда!» И начинается драка.

    15 мая 2009 | 10:41

    … я вас умоляю. Сейчас в мою сторону полетят заостренные булыжники и фразы типа: «Иди, мальчик учить учебники!» однако мне непонятна столь восторженная реакция на этот пережиток СССР, когда любой движущейся на экране хрени народ дивился, как мы какому-нибудь экстра-экшену в формате 3D, но сейчас, похождения советского разведчика Штирлица выглядят настолько убого и уныло, что делать скидку на возраст фильма просто невозможно.

    Все 630 минут — это самое мощное снотворное, какое вы найдете, когда динамика и ощущение напряженной обстановки, в которой находился Штирлиц, отсутствуют напрочь. Сериал смотреть в принципе не интересно. Я не говорю об экшене, взрывах, погонях и мозгах по стенам.

    Даже в диалогах героев, их монологов можно найти что-то затягивающее и вызывающее интерес. Но здесь этого просто нет. Пустой ширпотреб — вся концепция сериала. Говорить о сюжетных перепитьях, взаимоотношениях героев и о самом Штирлице нет смысла. Вы обо всем забудете, после окончания следующей серии.

    И это ужасает, когда вместо того, что бы получить реальную нагрузку на мозг, задуматься, поразмыслить, втянуться в интриги, плетенные прихвостнями Гитлера и самим Штирлицом, возникает ощущения, будто тебя просто изнасиловали, умственно.

    Голова гудит, верните 30 минут моей жизни. Но, может, дальше будет интересней и это лишь своеобразный разгон? Не обольщайтесь… Дальше будет еще хуже.

    А теперь моральная и идеологическая сторона вопроса. Честно говоря, не к месту, но все же… Весь сериал — сплошная пропаганда, заказ партии СССР. Войну выиграл фактически несуществующий шпион, на все остальное плевать. На исторические факты, на реализм, на честь обычных солдат, которые ползали в грязных траншеях и вязли в колючей проволоки, пока Штирлиц талантливо пародировал Джеймса Бонда, попивая в баре и бродя из места к месту, обволакивая увидевшему этот псевдошедевр сладким сном.

    4,5 из 10

    26 октября 2012 | 00:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>