всё о любом фильме:

Необыкновенное путешествие Серафимы

год
страна
слоган-
режиссерСергей Антонов
сценарийТимофей Воронин, Виктор Стрельченко
продюсерВадим Сотсков, Игорь Мещан, Сергей Зернов
композиторИван Урюпин
художникЮрий Пронин
монтажАндрей Базик
жанр мультфильм, фэнтези, приключения, семейный
сборы в России
зрители
Россия  491.7 тыс.
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время75 мин. / 01:15
Сима Воскресенская, лишившаяся родителей в самом начале войны, живет в детском доме и втайне хранит нашейный крест, напоминающий ей о любимой семье.

Однажды Сима знакомится с Ритой — девочкой, которая открывает ей, что дом полон секретов и призраков, и предлагает ей отправиться в загадочную каморку под лестницей, чтобы посмотреть на одного из них.

Кто бы мог подумать, что приглашение поможет Серафиме раскрыть тайну детского дома и пролить свет на судьбу родителей…
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в России
25%
1 + 3 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 42 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» отличается от большинства других образцов жанра christploitation тем, что его создатели старались. В большинстве случаев авторы таких произведений, что у нас, что на Западе, разумно считают, что Иисус прекрасно продаётся со времён Иуды Искариота, так что если на товаре поставить крестик, то можно никаких усилий не прикладывать — миллионы верующих купят его и так. Что и подтверждается на практике. А вот создатели «Серафимы», кажется, всерьёз пытались хорошо — у них не хватило ни таланта, ни денег, ни вкуса, но старание это всё же придаёт мультфильму хоть какую-то индивидуальность.

    В частности, не лишён потенциала сюжет. Серафима — дочь репрессированного священника, живущая в доме ребёнка вместе с другим сиротами. Она мало что помнит об отце и почти ничего — о его вере, но хранит крестик — скорее как память о той, прежней жизни, чем как символ осознанного исповедания. Но вот она знакомится с уборщицей дома ребёнка, которая хранит православные дореволюционные традиции, и Серафима начинает познавать значение и смысл того креста, который носила. В то же время девочка сближается с Ритой, другой сироткой, не вписывающейся в коллектив из-за нелюдимости и живого воображения; Рита уверяет, что общается с феями, и не одобряет проснувшегося в серафиме интереса к вере, а зритель довольно быстро понимает, что «феи» — создания прямо инфернальные…

    Описанный мною сюжет действительно интересен и создаёт хороший конфликт, он даёт возможность и рассказать о православии, и показать предполагаемую опасность разного рода оккультизма в форме менее брутальной, чем в пресловутых «Детях против волшебников»… На осознании Серафимой разницы между эскейпизмом Ритиных фантазий и подлинной надеждой, которую предлагает вера её родителей, сржнго было бы построить одновременно и поучительный сюжет, и неплохую драму.

    … Но почему-то это занимает не более трети фильма.

    Сюжет с Ритой буквально никуда не идёт, и она быстро сливается с массовкой детдома, а фокус внимания смещается с этого конфликта на гораздо более простой и прямолинейный — администрация дома ребёнка решительно не желает, чтоб их воспитанница верила в Бога. Не желают настолько, что готовы отправить её в исправительную колонию только на этом основании (причём, опять же, у фильма была возможность обосновать эту угрозу реалистичнее, но в итоге причина озвучивается именно так). Этот сюжет гораздо менее интересен, куда прямолинейнее и топорнее.

    Ещё один сюжетный момент, который я не назвал бы собственно недоработкой, но к которому лично у меня есть вопросы. Действие «Серафимы» приходится как раз на Страстную седмицу, и сюжет более чем очевидно перекликается с евангельскими событиями — но при этом о Христе в мультфильме вовсе не говорится, а вместо этого показывают наиболее растиражированные фрагменты жития Серафима Саровского (которого, право же, и так поминают в любых медиа, ориентированных на популяризацию православия). С одной стороны, авторов «Серафимы» можно понять: тема более чем деликатная, и, возможно, они сочли неуместным затрагивать её в детском мультфильме; но в таком случае зачем явно педалировать тему страстей, тем более, что, видимо, фильм рассчитан на таких же, как Серафима, плохо знающих православие детей, которые сами эти намёки не считают? При этом смысловая связь истории девочки и рассказа о святом оказывается очень слабой, ведь именно примера стойкости перед гонениями Серафим собой не являет, так что моменты с ним кажутся просто вставной новеллой.

    С персонажами ситуация та же самая — авторы старались, но у них не вышло. Вроде попытались придать какой-то глубины и достоверности директору детдома, инвалиду, мучающемуся от того, что застрял во время войны в тылу, но это всё равно выглядит сюжетной схемой. Рита поначалу приобретает некоторую живость, но все равно в итоге превращается в сюжетный инструмент. А Серафима именно им и является с самого начала — её роль сводится к тому, чтоб задавать вопросы старушке-уборщице да быть примером стойкости в вере. Довольно халтурная работа взрослых актёров озвучания и очевидный непрофессионализм детей делу совсем не помогают.

    Перейдём от «что» к «как». Ясно, что сравнивать графику отечественных мультфильмов с работами Pixar и DreamWorks попросту несправедливо. Но качество анимации в «Серафиме» едва ли не уступает, скажем, «Барбоскиным» — отечественному телесериалу, при том, что это — фильм для проката в кинотеатрах! Конечно, это не уровень грядущих «Детей против волшебников», но это всё же откровенно стыдный уровень. Ни качество текстур, ни выразительность лиц, ни собственно анимация (о, эти движения плохих марионеток!) не радуют глаз — да что там, не смотрятся хоть бы пристойно для кинопроката в 2015 году.

    Авторы честно пытались компенсировать техническую слабост фильма интересными дизайнерскими решениями, но и к ним есть вопросы. Сюрреалистические видения Серафимы вызывают довольно противоречивые эмоции, причём, чем дальше, тем больше: если пряники, плавающие в светящемся чае, или прыжки по лепесткам, в общем, адекватны детскому восприятию, хоть и визуально порой выглядят странно, то река и рощи кислотных цветов и дальнейший подъём к Божьему престолу в стиле клипов эпохи раннего диско… Безусловно, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, и любые средства выразительности будут тут не вполне адекватны теме (а значит, остаются на усмотрение авторов), но всё же, мне кажется, видения Серафимы отдают китчем. А двухмерные рисованные фоны хоть и смотрятся получше 3D-моделей, но скорее акцентируют их убожество.

    Но я заранее уверен — у «Серафимы» будут и продолжение, и клоны-подражания. Ведь по отзывам зрителей видно: за тематику они готовы прощать и ошибки сценария, и слабость графики, а значит, можно без особых усилий, да ещё и с государственной поддержкой, клепать под лейблом православия любую халтуру и выходить в плюс.

    3 из 10

    25 июня 2016 | 01:46

    Говорят, СССР был тоталитарной страной с низким уровнем жизни. Говорят, во время Великой Отечественной советские люди, изнывая от тяжкого труда, пухли с голоду, и уровень детской смертности зашкаливал. Не верьте подлым наветам всяких русофобов! Всё в СССР было хорошо, и единственная большая беда, произошедшая по вине советской власти, это преследование православной веры и ее последователей.

    Чтобы не быть голословными, возьмем, к примеру, этот скромный сельский детдом, расположенный не где-нибудь, а в здании бывшей господской усадьбы. В ее больших просторных помещениях, залитых солнечным светом, и на огромном ухоженном дворе весело играют и во всю радуются жизни опрятные, сытые и аккуратно причесанные сироты. Их воспитатели тоже на судьбу не жалуются. Уборщица — приглашает детей к себе на чай, воспитательница — красиво и модно одевается — в приталенный пиджак и красные туфли на каблуках, не забыв напомадить губы. Вот только директор грустит — совсем нет ему работы в этом идиллическом селе, с этими милыми детьми, только прогуливается иногда по чистому солнечному дворику. Вот вам и образ жизни сельского детдома в 1943.

    По крайней мере, так следует из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы». А киношники, получающие поддержку государства и РПЦ, вряд ли будут представлять картину в искаженном свете.

    Вообще, если серьезно, к православию я отношусь нормально. И хотя деяния РПЦ, совершенных за последние годы, не особо настраивают на благодушный лад, у меня всё же оставалась робкая надежда, что «Серафима», пусть через призму религиозности, но всё-таки преподаст юному поколению какой-нибудь полезный жизненный урок. К сожалению, мультик страдает той же проблемой, что и современная РПЦ — слишком много внимания внешней обрядности и ритуалам, слишком мало — живым людям.

    Это видно, в первую очередь, по героям. Хуже всех дело обстоит с двумя: Маргаритой, подругой главной героини, и старым офицером, директором детдома. Я, конечно, могу понять, что наивные детские фантазии Маргариты про фей и ее рисунки на эту тему — с точки зрения церкви, бесовское наваждение, которое следует очернять и, по возможности, высмеивать. Но ведь из этого вовсе не следует, что она непременно должна стать предательницей. Ее решение украсть крестик, а потом донести на Серафиму абсолютно ничем немотивированно, непонятно, какими именно темными сторонами своей души руководствовалась героиня. В итоге ничего, кроме желания недоуменно развести руками, этот персонаж не вызвал.

    Еще более непонятный герой — директор детдома. Наверное, по замыслу, авторов это должен был быть эдакий честный военный, несправедливо обиженный судьбой. А на деле, что же получается? Во время кровавой войны, калечащей и ломающей миллионы жизней, его, негодного к физической работе человека, определили в шикарную усадьбу присматривать за детьми, предоставляя, таким образом, и жилище, и работу. Он же себя не шибко утруждает, перепоручив все заботы о детях неадекватной монструозной воспитательнице, а впоследствии и сам не прочь самоутвердиться за счет попавшей в опалу маленькой девочки. Вот уж действительно, бедняга!

    В мультике очень много разнообразной церковной символики — храмы, иконы, нательный крестик, гигантское кадило в раю, символы четырех евангелистов (появление которых оставляют без всяких комментариев). Но никак не объясняется, как именно всё это должно повлиять на душу человека и заставить его стать лучше. Вот, сама Серафима — какой путь духовного развития она прошла? Чему научилась? Нет, главная героиня уже в самом начале безупречна, и проявлять себя никакими добрыми делами ей не надо. Поругалась в самом начале из-за отобранного хлеба — и хватит. Меня умилил эпизод, где Серафима, воочию увидев донос, написанный злой воспитательницей на добрую старую уборщицу, при встрече со старушкой, вместо того, чтобы предупредить ту об опасности, просит дальше рассказать притчу про генерала-безбожника.

    Да и благостный финал истории ни в коей мере не является следствием действий главной героини.

    Можно возразить, что девочка проявила твердость характера, оставшись верной своей вере. Но — простите — о какой вере может быть речь, если наша Серафима, мало того, что побывала в раю, так ведь еще — чего уж там Серафим Саровский — с Господом Богом встречалась тет-а-тет! Ей же все доказательства существования Бога на золотом блюдечке с голубой каемочкой принесли! Кроме того, создается впечатление, что ощущение собственной избранности малость вскружило девочке голову. Иначе, как объяснить то, что героиня все время искушает Бога и судьбу, в буквальном смысле рискуя собственной головой — то с большой высоты спрыгнет, то по покатой крыше лазит, то на сломанном мосту через бурный поток балансирует.

    Что касается Серафима Саровского — его можно спокойно заменить на любого другого святого или святую, так как вся роль преподобного старца сводится к тому, чтобы катать девочку на лодочке по компьютерному раю. Весь сказ о нем здесь ограничивается тремя невнятными сценками по мотивам его жития. Убери их из мультика, и сюжет ничуть не пострадает. И неясно, зачем нужно было показывать рядом со святым медведя, если колоритную легенду про их знакомство решили попросту проигнорировать. Получается, у св. Серафима тут та же задача, что и у крестика с гигантским кадилом — придать ленте православности. Похоже, создатели не в курсе, что упоминать имена святых всуе — не есть хорошо.

    И в конечном счете — что в жизни обитателей детдома изменила православная вера? Директор продолжает жалеть себя, воспитательница остается такой же злой, Маргарита — замкнутой и нелюдимой. Страшно не понравился момент, где уборщица предлагает маленькой предательнице просить прощения за постыдный поступок у Серафима Саровского. Действительно, уж куда проще перекреститься перед иконой, нежели пойти и посмотреть в глаза человеку, которому ты сделала пакость!

    Единственный персонаж, вызывающий симпатию, это офицерская дочка Катя. Героиня развивается по ходу сюжета, превращаясь из высокомерной ябедницы в совестливого, сострадающего человека, способного признать и исправить свои ошибки. Вообще очень странно для православного мультика, цель которого, по идее, уверить нас, что без веры — никуда, исподволь показывать, что, чтобы стать приличным человеком, вовсе не обязательно быть верующим.

    За лживость в изображении быта той эпохи — минус 2, 5 

    за отсутствие морали — минус 3 

    за скверную анимацию — минус 1, 5 

    3 из 10

    23 сентября 2015 | 20:05

    Пошли мы с дочерью на сеанс вдвоем, проплакали весь фильм от всего сердца. Невероятно трогательный и честный сюжет, полезный и познавательный для детей, способный растопить сердца родителей.. .

    Безусловно, это неприкрытый призыв к Православию — но в нашем веке именно такого призыва и не хватает детям, которые привыкли в большей степени к «фентези», чем к пониманию истинного чуда. Никаких минусов я не ищу и искать не буду, только хотелось бы поблагодарить создателей фильма. Потому что появление такого фильма на экране в 21 веке — это уже чудо. Надеюсь, что он оставит неравнодушными многие сердца.

    Из объективного хотелось бы отметить хорошее раскрытие характеров героев. Очень разные образы девочек из детдома, величие и трагизм жизни директора, смирение Елизаветы, трагикомичность Ольги Семеновны, святость простого сельского священника, верность Симы.. И над всеми персонажами — чудо Серафима Саровского, под покровом Богоматери и в руках Сына Божьего.. .

    Да простят нас представители других религий, но даже если брать только нравственно-культурную сторону, то такое кино — большой плюс в копилку русской самобытности !!!

    5 сентября 2015 | 20:03

    Не идеально сделано, мягко говоря. Графика слабовата, это правда, дети откровенно примороженные получились, однако местами вышло кино по-настоящему красивое. Природа, архитектура и Царство Божие прорисованы лучше, чем люди. Много умных и радующих глаз деталей и милых мелочей.

    Особого экшена не ждите — драматургия напоминает советские фильмы 70-х гг.: картинки и разговоры. Картинки тут разной степени удачности, а вот сюжет — довольно жёсткая история противостояния ребенка-изгоя миру. Без елея, как ни странно, лишней назидательности и фальши. Я шла на сеанс с 6-летней дочерью, боясь именно этого: увидеть на экране православного «Лунтика». Нет, на удивление настоящая история, если не считать дебильноватой Ритки с её феями. И местами пробирает по-настоящему. Потому что единственная жалоба Симы: «Они крестик мамин забрали!» — и единственная мольба ко Господу: «Я хочу к маме!» — это так просто и так понятно всем, вне зависимости от религиозной принадлежности и политических взглядов. И стойкость девочки Серафимы — это не только её вера, но и верность погибшим родителям, и она вызывает уважение у оппонентов, из которых, кстати, только одна нарисована исключительно черной краской (остальные оказываются персонажами неоднозначными). Конечно, в финале, когда Симу ждет настоящее пасхальное чудо, ибо мёртвые всё же иногда воскресают, это тоже оказывается очень знакомо, как «Жди меня, и я вернусь, только очень жди».

    В общем, фильм рекомендуется к просмотру тем, кто:

    а) готов показать своим подрощенным и уже что-то понимающим детям историю о вере и пасхальном чуде;

    б) способен взглянуть на эту историю непредвзято;

    в) может закрыть глаза на частности (например, на посредственно прорисованных персонажей) ради целого.

    Остальные будут страдать и исходить желчью, а это недушеполезно.

    4 сентября 2015 | 10:56

    Рискованная попытка пробить брешь в моральных ценностях юного поколения и их родителей, авторам картины, на мой взгляд, не удалась. Но напомнить о существовании высших ценностях и разбудить совесть хотя бы на мгновение честно попытались и смогли. Подробнее можно выделить как и положительные моменты, так и отрицательные

    Первое, Картинка.

    Она страшна и вызывает отторжение в первую очередь у юного зрителя. После просмотра «Мадагаскар», «Тачки», да хоть «Унесенные призраками» или «Механика сердца», юный зритель сначала обнимет маму, а потом скажет, что дома забыл выключить маинкрафт. Для более старших, знающих толк в графике пироманов, нормально, через 10 минут привыкаешь, и кажется, что забытая Siberia ожила. Возможно авторы хотели сделать яркое противопоставление между реалиями и миром духовным, но это им удалось слабо. Когда Серафима сбегает через крышу при помощи ангела, то его лицо таки даже неплохо прорисовано. В целом, после полурисованной, полу 3d графики «Мельницы» неплохо.

    Второе, Сюжет.

    Пытались Замудрить, но вышло не до конца. Великая Отечественная, Детский дом, Злая Надсмотрщица, Добрая Няня — выходец из закостенелых дворян, воспитанницы на любой вид и род. Одним словом, украли у всех по чуть-чуть, а вышло свое. Свое то свое, но слишком притянуто. Хотя здесь оно и к лучшему, все превращается в сказку, пусть и не трепещущую, и не волнующую. Мамина сказка, когда мы знаем, что все будет хорошо, и дочка встретит свою маму.

    Третье, Насыщенность Элементами Религии.

    Так как на моей памяти это первый подобный мультфильм, то все нужно было делать аккуратнее. Сам я закончил воскресную школу, и являюсь скромным педагогом в детском театре, и для меня все понятно и чудесно. Чудесно и понятно людям воцерковленным, но картина рассчитана не для них. После ее просмотра обычный зритель должен пойти в храм, попробовать помолиться и поставить свечу, что произойдет, в лучшем случае у 

    1 из 10

    Самая распространенная реакция — отторжение.

    Если картина вызовет у вас испуг не бойтесь, выдохните и смотрите дальше.

    Думаю следующее произведение такого рода вызовет у вас улыбку, а потом и восторг.

    Посмотреть стоит. 8 из 10, но попкорном не запасайтесь

    30 сентября 2015 | 22:53

    Прочитав отрицательные отзывы про агитку, пропаганду и увидев такой низкий рейтинг решил посмотреть этот мультфильм.

    Вы знаете — мультфильм оставил самые лучшие впечатления. Единственное НО этого мультфильма — это с одной стороны отличный самобытный, не похожий, но в то же время — сложный, не детский сюжет. Просмотр я бы рекомендовал детей только с родителями. В сюжете есть и сложные отношения в коллективе и проблемы советской эпохи, где донос, наказание, публичное порицание были невсегда связаны с корыстной целью, а скорее руководствовалось — как бы не вышло хуже и как бы не быть самому оговоренным.

    Вообщем приготовьтесь к большому количеству вопросов от ребенка по окончании мультфильма.

    Насчет прорисовки мультфильма. С одной стороны графика оставляют желать лучшего — она весьма угловата. но с другой стороны это скорее всего лишь художественный прием. Авторы пытаются показать атмосферу детдома для девочек, где угловатость и минимализм весьма отличная находка, ведь в моменты сна, откровений или воспоминаний мы видим другую прорисовку, округлую, ровную с яркими, живыми красками.

    Так же хотелось заметить, что звуковое сопровождение на высоте. Отличные мелодии в нужное время в нужном месте. Ребенку понравилось.

    4 ноября 2015 | 17:02

    Полный неуд. Создатели думают, что верующие живут в параллельном мире, не пользуются современными технологиями, не ходят в кино, не играют в игры, чтобы смотреть такое качество? Глубоко ошибаются. Такую графику можно встретить разве в самодельных играх в интернете, которые пишутся фрилансерами на коленке. А может и Серафиму снимали такие же?

    В комментариях тоже можно прочесть отсылки типа «Ну это для верующих» читай для упоротых дураков. Нет ребята, вы слишком плохо о нас думаете.

    Фильм нелеп и груб, как наспех слепленный снеговик с торчащими палками-руками и морковкой вместо носа.

    Бога невозможно показать. Святых тоже очень сложно. Не умеете- не беритесь! Не трогайте грязными лапами святое.

    В этом фильме все нелепо. Сценарий автор писал явно с чужих пересказов, и не удосужился почитать что такое было детский дом во время ВОВ. Страшная нищета, пухли от голода. Ходили в рванье. Даже если Серафима и была верующей, ей бы и в голову не пришло спорить со своими руководителями. В то время на веру смотрели на как предрассудок, но не преступление.

    Священников действительно убивали в 20-30-х и храмы сносили в разные периоды СССР, и анонимки писали особо ретивые люди, но во время ВОВ наоборот храмы открывались (ненадолго) и люди шли к Богу. Так бездарно и плоско показывать трагедию нашей страны. Все персонажи плоские как картонки. Сразу видно- Серафима добрая и смелая. А воспитательница злая и подлая. Только или черное или белое. Фильм показывает вымышленную картину, которой никогда не существовало и в этом его главная беда.

    Очень жаль что в такой грубой поделке потрепали имя великого святого, раскручивая на нем слепленный на коленке мультик.

    23 октября 2015 | 14:39

    Посмотрел я тут намедни в кинотеатре новый отечественный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». И вот что захотелось мне бы сказать… Это хороший мультик. Действительно хороший. Однако для части публики он однозначно будет «слишком православным», по крайней мере упёртым либералам и коммунистам он понравится едва ли. А между тем это вполне доброе и искреннее кино. И нет в нём зла, как, впрочем, нет и лицемерного умалчивания некоторых грустных страниц из нашей истории… Много чего было, и хорошего, и дурного. И хорошего, я думаю, всё-таки было больше. Но не будем растекаться же мыслью по древу. Итак, на календаре весна 1943 года, детский дом, в нём девочки живут, учатся, дружат и ненавидят. Учебный процесс контролирует завуч, а ещё среди персонала можно отметить седую бабулю, совмещающую обязанности завхоза и уборщицы, и директора, по виду явного инвалида в отставке. И одна из этих девочек -Серафима, дочка убитого священника из разорённого храма. А дальше начинается рассказ о страшной детской жестокости и нетерпимости. Но когда вокруг Серафимы смыкается подлинная стена ненависти, ей выпадает шанс воочию прикоснуться к подлинному чуду. А далее в историю девочки вполне органично вплетается рассказ о эпизодах из жития святого Серафима Саровского (причём подано это вполне интересно как для взрослого, так и для юного зрителя, и если первые такие моменты могут показаться слишком наивными для искушённого зрителя, то вот разговор святого с богатым военачальником… Было сильно.), а затем начинается и подлинное путешествие Серафимы в горний мир. И вот именно эти моменты мультика чудо как хороши. И пусть анимацию и графику даже смешно сравнивать, скажем, с диснеевской, но образы цветов, ангелов, символичные изображения евангелистов вырисованы просто отменно. Да и тёмные духи показаны вполне страшными. И главный урок, который получает в итоге Серафима, можно определить словами — «не отрекаться от себя/родных/веры», а также «надеяться и верить». А ещё — уметь прощать и ценить дружбу. По сути это есть аллегория того самого смиренного стояния, что было и осталось фундаментом церкви с древнейших её времён.

    И да, это сказка. И немного лубок. Но не стоит забывать, что для народных сказок святые — это точно такие же «свои», как и другие герои. Причём подобные элементы народной веры можно найти как в восточном, так и в западном христианстве. И финал у сказки тоже должен быть правильный. Потому что нельзя, чтобы в сказках побеждало и тем ещё более преумножалось зло.

    Теперь пойдёт критика. Данный мультфильм по сути есть исповедание православия. И это хорошо. То, что взрывали, жгли, заливали цементом, пробилось таки через народную память к свету. Однако в отличие, скажем, от того же «Князя Владимира» мультфильм про Серафиму намного более прямолинеен. Мораль в нём правильная, но тоже порою слишком прямолинейная. Далее, не стоит зря множить чудеса. Главное чудо свершилось, но вот почему, скажем, не сгорел гайтан нательного крестика? Или вот эпизод с «закрытием» храма. Так поступали обычно в годы гражданской и сразу же после неё, в пору же Бутовского полигона изымали «врагов народа» обычно не так нарочито публично.

    Что ещё хотелось бы добавить. На первый взгляд фильм сей может показаться излишне односторонним. Но не всё так просто. Напомню, на дворе — весна 1943. Совсем скоро свершится битва на Курской дуге, а потом и возвращение Патриаршества на Руси. Весна сменит холод, и общая для всех Победа станет ещё ближе. И символ этого — красное пасхальное яйцо. Цвета крови. И цвета Победы. И посмотрите, кому они, эти яйца, достались в итоге. Это я к тому, что злодеем в этой истории можно назвать только одного персонажа. Тогда как сломанный карандаш, а также некоторые реплики другого человека — ведь они дорогого стоят… И придёт весна, придёт Пасха, и ещё чуть ближе станет Великая Победа мая 45-го. И вот тогда, ближе к концу, и начинаешь понимать что рассказ о Серафиме созвучен как русским народным сказкам, так и современным сказкам Ю. Вознесенской. А ещё вспомнились мне те бывшие курсистки, что в холодные военные годы возились с детдомовцами, учили, воспитывали, кормили их (о подобном вспоминал Приставкин, некоторые другие наши писатели, чьё детство пришлось на военную пору).

    Резюме: Несколько неоднозначный, но хороший и правильный мультфильм. А ещё урок памяти. И культуры. И пусть у этого фильма есть огрехи и по части сценария, и по части исполнения, но общее впечатление он производит всё-таки положительное. Да, некоторые моменты для взрослого зрителя могут быть тяжеловаты. Но а вдруг после просмотра камень на душе всё-таки хоть немного, но даст трещинку?

    Ну а главная мысль данного фильма, пожалуй, будет звучать так — В этой жизни мы нужны только матери и Богу.

    3 сентября 2015 | 17:29

    Необыкновенное путешествие Серафимы

    27 августа в широкий прокат, вышел сразу 800 копиями полнометражный отечественный мультфильм на который можно идти всей семьей.

    Наш кинопрокат давно и безнадежно в оккупации. Странно говорить о какой-то независимости. Голливуд торжествует. Наши вкусы, наши чувства портятся с детства, дети смотрят только Диснеевские мультики. Отечественных просто нет. Некоторые родители обходятся старыми, сделанными еще в СССР. Оказывается, что легче создать демократии, чем сделать полноценный полнометражный мультфильм для детей. И вот он наконец появился, это «Необыкновенное путешествие Серафимы», создан на студии кинокомпании «КиноАтис». Здесь были сделаны и другие мультфильмы, например «Белка и стрелка», о наших знаменитых собачках, полетевших в космос. Но этот мультфильм стал самым масштабным. Тут и история, гонения на церковь, и война, действие происходит в 1943 году, и житие Серафима Саровского, и глубокая христианская символика, и сказка, и мистика. В аннотациях говорится, что мультфильм сделан в стиле «фэнтези», я бы поспорил, тут преодоление «фэнтези». Мультфильм вполне религиозный, хотя христианство здесь предстает не в назидательном, а в сказочном виде, что собственно и характерно для детского сознания. Для детского состояния православности в нашей могучей стране.

    Создателям удалось рассказать о Евангельских событиях Страстной седмицы в виде притчи. Есть тут и фарисейские силы зла в виде главной воспитательницы, и Понтий Пилат, — благородный директор Детского дома, и Тайная Вечеря, и предательство, и даже смерть, и воскресение главной героини, девочки Серафимы. Так что и родителям не будет скучно. Есть о чем порассуждать и побогословствовать.

    Главная героиня — Серафима Воскресенская живет в детском доме, куда она попала, после разгрома церкви, в которой ее отец был настоятелем. Церковь взорвали, отец и мать отправились в ссылку, на муку, а девочка в детдом. И здесь ее тоже мучают, потому что она дочь священника. И грозит ей колония, потому что она не отрекается от веры. У нее одна подруга — Рита, она тоже из чужой социальной среды, она дочь помещика. Они подружились. Но Рита предает подругу, она одержима сомнениями в вере. Крадет у нее спрятанный крестик, бросает его в огонь, но крестик не горит. Она доносит на подругу, но в отличие от Иуды, потом раскаивается и просит прощения. И получает красное Пасхальное яичко от самого Серафима Саровского. Действие происходит в 1943 году. С понедельника 17 по воскресенье 23 апреля. 23-го в суровом, военном 1943 году случилась Пасха. Мы следим, вместе с директором Дома за фронтовыми сводками, каждый день наша армия берет все новые рубежи, населенные пункты. Меняется и отношение к религии. Мы побеждаем. Собственно и конец мультфильма прекрасный. Серафима находит свою маму. И уже ничто не может их разлучить. Мультфильм рассчитан на детей от 6 лет. Так что если я и выдал некоторые секреты сюжета, то не страшно, дети все равно этого не прочитают.

    Озвучивали фильм прекрасные актеры, Александр Михайлов и Вера Васильева. А детей озвучивали не актеры, а сами дети, среди которых дети самих продюсеров и создателей мультфильма.

    25 августа 2015 | 11:40

    Первая мысль, которая посетила меня, когда перед глазами поплыли титры: «Наконец-то, дожили!» Могли ли мы предполагать 10-15-20 лет назад, что на широкие экраны всей страны выйдет такой православный мультфильм? Нет, не могли. Считаю, появление этой картины — той первой ласточкой перелома в общественном сознании жителей постсоветской России.

    Мне могут возразить, дескать, а как же «Остров» Лунгина? А как же «Поп» Хотиненко? Да, все это замечательные фильмы, но они затрагивают другие страницы истории нашей страны. В «Необыкновенном путешествии Серафимы» поднята на свет тема гонений на православных христиан в годы сталинских лихолетий. И этот фильм подводит нас к рефлексии, осознанию этого жуткого периода.

    За 75 минут анимационной ленты зритель проживает вместе с героями Страстную седмицу. Но об этом несведущий зритель может сразу и не догадываться. Начинается все Вербным воскресеньем… предполагаю, что действие разворачивается в 1936-37 годах. Проповедь священника о Спасителе, грядущем на крестную смерть. Благолепие службы нарушает выстрел сотрудника НКВД… Священника и его жену арестовывают, ребенка отправляют в приют, храм подвергается разграблению и взрывается.

    Главная героиня — маленькая дочь священника по имени Серафима, которая оказывается в детском доме. На дворе апрель 1943 года. Естественно, «дочь попа» всячески пытаются загнобить и персонал детдома и его воспитанники. Особенно невзлюбила героиню старший воспитатель учреждения, которая по типажу похожа на Снежную королеву.

    Очень качественно прописан быт детского дома той эпохи. Типичен и директор учреждения — инвалид-фронтовик, который вынужден возиться с детьми. Не менее интересный персонаж — уборщица баба Лиза, потомственная дворянка и хозяйка особняка, в котором устроили детдом. Она скрывает в своем буфете икону преподобного Серафима Саровского. Последний тоже будет героем мультфильма. Он встретит бедную Симу в другом чудесном мире и препроводит туда, где правит службы ее расстрелянный папа.

    Зрители увидят, как в коллективе воспитанников процветает подхалимство, доносительство и предательство. Но на Пасху, когда главная героиня принесет в детдом красные пасхальные яйца — зачатки добродетелей, которые живут в маленьких девочках — вырвутся наружу. Доносчики и предатели вдруг раскаиваются, и становятся настоящими друзьями многострадального ребенка.

    Самый сильный момент — исповедничество Серафимы, которую заставляли отречься от Бога перед всем детдомом. Но она показала настоящую силу духа и не отдала нательный крестик, который также связывал ее памятью о родителях. В картине захватывающие погони и безысходность сменяются умиротворенными образами чудного мира, в котором не действуют земные законы…

    Чему этот православный мультфильм может научить детей? Уважению к вере человека, его святыням, отзывчивости, самоотверженности, смелости и милосердию. Читал в сетях охи и ахи некоторых искушенных компьютерной графикой пользователей… Знаете, графика очень приличная даже для отечественного кинематографа. И она не главное. Главное, что мультфильмы, наконец-то, опять стали воспитывать наших детей, а не только — кормить «попкорном» развлечений.

    28 августа 2015 | 12:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>