всё о любом фильме:

Людоед

Ravenous
год
страна
слоган«Get a taste for terror»
режиссерАнтония Бёрд
сценарийТед Гриффин
продюсерАдам Филдс, Дэвид Хейман, Тим Ван Реллим
операторЭнтони Б. Ричмонд
композиторДэймон Албарн, Майкл Найман
художникБрайс Перрин, Марко Ниро, Адам О’Нилл, ...
монтажНил Фаррелл
жанр ужасы, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  406 тыс.,    Испания  123.4 тыс.,    Великобритания  81.3 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время101 мин. / 01:41
Действие фильма происходит в 1847 году, в период войны Америки с Мексикой. Капитана Джона Бойда чествуют и награждают различными медалями, однако он не рад этим обстоятельствам. Причиной его чествования стал захват ставки противника в одиночку, но только он один знает все обстоятельства столь смелого поступка — он просто струсил, бросил оружие и притворился мёртвым. Так он пролежал длительное время среди мёртвых товарищей, а впоследствии в состоянии аффекта поубивал всех неприятелей. Однако продвижения по службе Джон не получил, вместо этого его направляют в одинокий форт в горах Калифорнии.

Через некоторое время в форт приходит оборванный и изголодавшийся мужчина по имени Калхун. Из его истории становится ясно, что он был членом каравана, который вёл проводник. Проводник заблудился и люди, в связи с наступившей зимой, поселились в пещере. Однако запасов еды было мало и в тот момент, когда они кончились люди начали поедать друг друга. Калхуну удалось бежать.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
43%
20 + 26 = 46
5.6
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально картину начинал снимать режиссер Милчо Манчевски, но был уволен через две недели.
    • Картина снималась в Чехии.
    • Идея пришла в голову сценаристу во время прочтения «Худого человека» Дешила Хэммета.
    • Во время рассказа Калхуна в качестве звукового фона используется архивная запись 1920-х годов.
    • Кроме Чехии фильм снимался в Мексике, Словакии и Польше (пещера).
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:59

    файл добавилbloodlike

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 105 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Нельзя сказать, что это мой любимый фильм. Такую откровенность (причем откровенность в хорошем смысле!), любить невозможно.. Скорее, это видеоразмышления, которые никогда уже не позабудешь. Жанр — неоднозначный. По мере просмотра меняется. Сначала- вестерн, немного черной комедии, потом триллер, потом.. неожиданно понимаешь, что это сатира на американское общество.

    «Нам просто нужен дом. И эта страна может им стать. Она протягивает руки, потребляет всё, что может… Мы пойдём за ней.»

    Причем опять с уклоном к черному юмору. А после — и вовсе размышления о судьбе человека, его нравственном выборе… Вот только подано это прекрасное блюдо под абсолютно неудобоваримым соусом! Ясно, что поедание человеческого мяса нужно было, чтобы заставить говорить о себе, на этом строится сюжет (И как насчет фразеологизма «пушечное мясо»?). Но на этом и строится впечатление от фильма: притягивающее и отталкивающее одновременно. Из тех, кто его знает — многие любят, многие ненавидят. У меня ни то, ни другое не получается.. Зато фильм наводит на размышления — а что еще должно делать настоящее авторское кино?

    Отдельное спасибо, кстати, Антонии Бёрд за такую неоднозначную картину. Это не лощеный «глянец», а смелый и удачный эксперимент! Рекомендую к просмотру тем, кто постарается понять задумку режиссера.

    13 мая 2013 | 18:03

    1847 год. Разгар войны между США и Мексикой. Капитан Джон Бойд (Гай Пирс) получает чествование своих сослуживцев за единоличное взятие вражеского аванпоста. Однако для начальства героя награждение является не таким желаемым, ведь во время битвы Бойд просто-напросто испугался и притворился мертвецом, которого с горой остальных трупов привезли во вражеский стан. И не желая быть похороненным заживо, капитан выбирается из горы мертвых солдат и неожиданностью захватывает заставу. Так как разжалование при таких обстоятельствах является не совсем удачной рекламой подвига, то Бойда элементарно переводят в отдаленный форпост, находящийся в горах Калифорнии. И солнца герою там не видать, ведь климат в данной местности, а особенно зимой, самый что и на есть суровый. Новым начальником капитана становится немолодой и уставший от активной службы полковник Харт (Джеффри Джонс). Так как военных действий вокруг не наблюдается, то и персонал заставы невелик и далеко не идеален — пара индейцев, любитель покурить трубку, пьющий доктор, церковник, помешанный на войне боец, не дружащий со здравым смыслом. Однажды в очередной непримечательный, холодный вечер к заставе прибегает грязный и неадекватный незнакомец, представившийся как Колкуон (Роберт Карлайл). Пригрев и накормив его, герои услышали ужасную историю о караване путешественников, которые застряли на зиму в горной пещеры и из-за необходимости им пришлось есть друг друга. Но, как оказалось, в пещере еще остались в живых мужчина и женщина, так что военные не забывают свой долг и отправляются в миссию спасения. Да вот только они совершенно не ожидали, с чем столкнуться, ведь не всем рассказам стоит верить до конца, друг может оказаться врагом, а поедание человеческой плоти может придать просто сверхъестественные силы. Правда при самом кровожадном голоде…

    Хотя картина «Людоед» от не слишком известной женщины-режиссера Антонии Берд не так уж и длинна, но описать вкратце детали сюжета просто невозможно, ведь фильм настолько интересен и необычен, что разобраться в нем без просмотра довольно сложно, ведь суть происходящего может казаться обыкновенным бредом. И, нельзя не сказать, доля абсурда здесь занимает немалое количество проекта, но это и придает картине некий шарм. Начнем с того, что одним из главных намеков картины является то, что поедание человеческой плоти придает невиданное увеличение силы. Но к сожалению, как мы знаем, никакого эффекта силы Геракла и заживления ран подобное действие не вызывает. Так что даже задумываться об этом никому не стоит, несмотря на все уловки создателей картины убедить нас в обратном благодаря таинственному незнакомцу. Еще одно одурманивающее действие приходит во время просмотра из-за невероятно странного саундтрека, который выступает и веселым, и озорным. И все это при самом кровавом и зловещем действии. Конечно подобный контраст сразу же бросается в глаза, картина от этого становится даже, можно сказать, искрящейся, ведь нечто подобное в жанре ужасов припомнить сложно.

    Что же касается актеров, то «Людоед» является настоящим противостоянием Гая Пирса и Роберта Карлайла. Пирс выступает в роли трусоватого капитана, который делает свои подвиги скорее по вынуждению. Таким он остается практически до самого финала. Но в конце, в силу непредвиденных обстоятельств он готов пожертвовать даже своей драгоценной жизнью ради убийства настоящего зверя и успокоения внутренних демонов. Весь фильм герой Пирса противостоит всем окружающим и от того его актерские таланты раскрываются довольно неплохо и мы видим что он, самый обыкновенный человек, в нужный момент отдаст все ради цели. Роберт Карлайл в картине предстает сразу в двух обличьях — полубезумного незнакомца и лощеного полковника. Пожалуй это самый контрастный герой картины, и самый сильный, как по действиям, так и по характеру. В противовес безвольному Пирсу, Карлайл смотрится просто блестяще и порой отводит все наше внимание от главного героя.

    В итоге хочу сказать что «Людоед» довольно необыкновенное кино, которое имеет свой собственный стиль, приняв который зритель может насладиться действием до конца. Конечно создатели картины могли бы более глубоко прописать характер главного героя и некоторых второстепенных, ведь они являются скорее некими шаблонами, но в общем это не сильно влияет на восприятие. Так что могу советовать «Людоед» всем ценителям жанра, но всем остальным наверное стоит пройти мимо.

    8 из 10

    13 октября 2013 | 12:25

    Неплохой фильм.

    Но я бы не одаривал его столь громкими эпитетами. Слабоват он для фильма ужасов (советую посмотреть 1408).

    Плюсом фильма является то, что каннибализм рассматривается не просто как что-то страшное и ужасное, а как какой-то ОСОЗНАННЫЙ моральный выбор, черта, переступив которую обратной дороги нет.

    Тема каннибализма в этом фильме довольно символична.

    Посмотри вокруг себя. Неужели возле вас нет людей, которые живут за счёт других. Чем не каннибалы, окажись они на месте Калхуна, съели бы своих попутчиков и не задумываясь.

    15 апреля 2010 | 23:56

    Не буду оригинальным. Среди чего-то знающих, а, тем самым, и стоящих, людей. Фильм — шедевр. Лет ~ 10 сопровождает он меня по жизни. Так что — не сумлевайтесь. Люди вкусные. Ведь они — в массе своей — только животные.

    Ну, а если серьёзно (… видит бог — как я был до этого серьёзен!) то настолько органичного и во всех смыслах вкусного (кроме, может быть, непосредственно людоедского) экранного действа, да ещё и с поданной весьма убедительно мистической подкладкой, мало доводилось встречать! Ну, «Dead Man»… Ну, «Небо над Берлином»… Да, пожалуй, и всё.

    Особенно же в этом фильме интересно то, что, при отсутствии в нём, казалось бы, каких-либо более-менее отчётливых интеллектуальных и духовных идей — послевкусие, которое он оставляет, как бы пронизано, неосознанными тобой, ими. Как вызов в направлении к работе по их осознанию.

    Ах. Да что говорить! Природа! Музыка! Действо! (Зловещие щупальца иррационального, неотвратимо, мощно и угрюмо проникающие во все щели рационального…) И всего этого — неостановимый поток!

    14 марта 2015 | 19:13

    Я бы не отнесла фильм к жанру ужасов или триллеру. Здесь нет моря крови и резни. Он страшен тем, что человек, который в данный момент кажется чем-то непохожим, не приближенным к тебе, нереальным, был точно таким же как и ты, читал такие же книги, думал так же… и как что-то может так кардинально изменить его… Он становится другим, хотя он всё тот же снаружи. Но животное внутри него или человек? Кто кого побеждает? Это даёт повод задуматься.

    Если говорить о сценах, то больше всего впечатлила сцена возле пещеры. Еще понравилось как передали смысл того, что совсем недавно он вёл себя как животное, а тут уже становится гурманом, эстетом…

    Конечно в фильме достаточно минусов. Мне не понравился саундтрек, а также в некоторых моментах сценарий.

    Мне больше интересно, может ли какой-то нездоровый дурачок, посмотрев фильм, решить попробовать вылечится… всякие же люди есть, которые понимают всё буквально.

    25 февраля 2009 | 15:12

    «Людоед» — фильм из корзины под названием «Идея как бы есть, но бездарный режиссер все испортил». Я не зря так жестко начал, ведь режиссер картины женщина, а кто читал мои предыдущие рецензии, наверно знает, как я скептически и с не уважением отношусь к женщинам-режиссерам, пытающихся снять серьезное кино. Зуб даю, что если бы этот сценарий засунули бы под нос, действительно талантливому режиссеру, фильм получился бы отличным и очень интересным, но увы его сняла Антония Бёрд, которая заставила меня своей работой мучится и ждать финальных титров.

    Вот читая сюжет в письменном виде, такое ощущения, как будто ты смотрел совсем другой фильм, но это не так, просто некоторые люди описали фильм намного понятнее и интереснее, чем поставила и сняла его Антония Бёрд. Вспоминая английские сериалы, жанр у которых был триллер, понимаешь, что Англия умеет и может снять качественный триллер, но Антония наверно не смотрела сериалы или фильмы подобного жанра. В картине были дни, но они были такими же темными, как и сам поданный сюжет, с которого Антония Бёрд сделала какую то загадку.

    Вроде бы все толком понятно, потому что читал перед просмотром описания фильма, но смотришь его и ни черта не понимаешь, кто есть кто, куда все идут, кто кого хочет съесть, такие вопросы засыпают твой разум, и становится уже не просто не понятно, а глупо как то, потому что тяжело въехать во все происходящее. Главную роль сыграл актер Гай Пирс, как же я его не люблю, видел с ним много фильмов, но его как то не перевариваю. Подводя итог скажу, зря потратил время, совершенно не понравился фильм и в этом обвиняю конкретно режиссера, ведь идея была плохо и сыро поданная.

    3 из 10

    10 августа 2012 | 04:17

    Много лет назад мне на глаза попался фильм «Людоед». Настроившись на фильм ужасов, я в результате получил нечто большее. Помню, что фильм мне очень понравился. И, теперь, пересмотрев его спустя столько лет, я в очередной раз осознал, что это чертовски хороший фильм.

    «Людоеда» (или «Ненасытного») сложно отнести к какому-либо жанровому определению. Умело петляя от одного к другому, он производит довольно странное впечатление. Раньше я бы охарактеризовал этот фильм как «черную» комедию с элементами ужасов. Но и в это определение он, порой, не вписывается. Скорее он использует разные жанры, предусматривающиеся сюжетом, но при этом, не выделяя ни одного приоритетного. Подобная мешанина действует не на каждого. От того, довольно разные впечатления зрителей и малые сборы.

    Капитан Бойд (Гай Пирс) и Колхун/Полковник Айвз (Роберт Карлайл) — ключевые персонажи фильма, стоящие по разные стороны баррикад. Их объединяет лишь то, что они оба вкусили человеческой крови и почувствовали определенные физиологические изменения. Трусливый Бойд, набравшись, таким образом, смелости, в одиночку одолел противника, а Колхун действовал по ситуации «Ешь или умри», что в результате он больше не смог остановиться от поедания человеческой плоти. Бойд олицетворяет наличие морали, для него убийство себе подобного неправильно и аморально. Но с другой стороны, чтобы выжить, ему пришлось переступить через табу. Ну а отношение Колхуна к морали достаточно хорошо иллюстрируется его же фразой: «Мораль- это последний оплот трусости». Он уже давно перешел все границы и стал практически неуправляемым. Ни одного из двух героев нельзя причислить к «лику святых». Оба уже достаточно испорчены, но в разной степени. Персонаж Карлайла получился зловещим, и можно сказать, что практически весь фильм держится на его великолепный актерской игре. Ну а что касается Гая Пирса, его персонаж получился не менее многогранным, чем персонаж Колхуна, но несколько отстраненном на его фоне.

    Антураж действия XVIII века как нельзя кстати сыграл на атмосферу фильма. А отчужденность форта и заснеженные вершины и вовсе дополняет ее. Сюжетная составляющая также веет оригинальностью, не позволяющая опуститься фильма до уровня трэша и типичного фильма ужасов. Касательно саундтрека — это довольно противоречивая часть фильма. Написанная Дэймоном Элбарном (фронтмен группы Blur) и Майклом Найманом, она создает весьма странные впечатления и порой даже кажется, что она не соответствует картинке. Но это на первый взгляд, потому что далее сложно отделить эту музыку от фильма. И даже если музыкальный ряд был бы другим, впечатления от фильма были бы совсем иными и далеко не в лучшую сторону. А заглавная композиция «Boyd`s Journey» долго не выходит из головы.

    В фильме поднимается большое количество морально-этических вопросов и заставляет как следует задуматься. Невольно в памяти возникают трагические события, произошедшие в Андах в 1972 году. Также истории известны случаи применения человеческой плоти в качестве лекарства, поэтому события фильма не являются надуманными (естественно, в фильме все это подается в гиперболизированной манере). А если спроецировать подобную ситуацию на себя, и вовсе станет жутко. Голод в экстремальных ситуациях все же становится сильнее голоса разума и морально-этических норм, и люди, невольно, начинают подчиняться инстинкту самосохранения. Вопрос лишь в том, как после подобного можно жить дальше. Превратишься ли ты в Бойда, которого мучает совесть за совершенные деяния или в Колхуна, который, подобно медведю, вкусившего человеческой крови, стал людоедом, и больше не в силах остановиться?

    Вывод: «Людоед» — это странный симбиоз жанров, музыки и визуального ряда. Прежде чем садиться за просмотр этого фильма, важно отречься от присваивания ему жанрового ярлыка и настроится на несколько непривычное зрелище. Да и не все смогут распробовать данный «гуляш». Кому-то мяса покажется маловато, кому-то гарнир придется не по нраву. А вот особо непривередливые вдоволь насладятся этим блюдом. Для меня «Людоед» стал фильмом, оставивший в свое время огромные впечатления, которые не выветрились из головы даже спустя такое большое время. Фильм, однозначно, не для однократного просмотра.

    9 из 10

    15 июня 2012 | 16:04

    «Людоед» — настоящая классика жанра ужасов, фильм, который заставит учащенно биться ваше сердце. Пафосно? Зато правдиво, не обращайте внимания на низкие кассовые сборы, посмотрите это фильм, в котором идеально все или почти все. Сюжет — выше всяких похвал, такую оригинальную задумку я давненько не встречал, актерская игра — на высоте, причем особенно хороши Гай Пирс, Роберт Карлайл, которому отрицательные образы ох, как идут, а здесь он так и вовсе блистает, а также Джеффри Джоунс, который хоть и не в главной роли, но также запоминается благодаря своим незаурядным актерским способностям. Да что там говорить, все выступили просто превосходно. Мрачная атмосфера также усиливает впечатление — эти горы, покрытые снегами, густые хвойные леса создают нужное настроение, а «черный» юмор не дает скатиться картине в откровенный ужас и кошмар, хотя кто-то посчитает это недостатком. Сразу отмечу: это не «Ад каннибалов», так что не ждите мерзких сцен или откровенной «мясной бани», однако, жестокие и натуралистичные сцены здесь имеются, но авторы ими не упиваются, потому что главное здесь — сюжет. По всем параметрам картина удивляет, шокирует, восхищает и заставляет призадуматься, и от этого провал картины вызывает недоумение. А этот чудесный саундтрек авторства самого Дэймона Элбарна! Чудо. Пожалуй, лучший фильм ужасов о людоедах из снятых черт те за сколько лет.

    Посему,

    9 из 10

    25 августа 2010 | 21:08

    Такие фильмы обречены проваливаться в прокате, но при этом иметь успех у критиков.

    Я не кинокритик, но фильм произвел колоссальное впечатление. Его никак нельзя назвать «ужасами» или триллером в обычном понимании этих жанров, это что-то совсем другое, но тоже страшное. По-своему.
    Я бы дал какую-нибудь премию. Обязательно. А фильм дал пищу для размышлений, благо философско-религиозно-политических аллюзий там достаточно.

    30 сентября 2006 | 01:09

    В 1847-м году во время войны между США и Мексикой при странных обстоятельствах отличился лейтенант Джон Бойд, оказавшийся во вражеском тылу и в одиночку взявший штаб повстанцев. Заподозрив неладное, командование всё же не стало разбираться в деталях столь невероятных событий, и, присвоив Бойду звание капитана, предпочло отправить его с глаз долой — в отдалённый форт Спенсер. Бойд смиренно вынес такой приговор, поскольку не нашёл в себе сил обнародовать истинные причины своего героизма.

    Оказывается, испугавшись расправы мексиканцев во время их атаки, он притворился мёртвым и был транспортирован врагом на трупную свалку. Там в куче погибших Бойд оказался лежащим под собственным командиром, кровь которого стекала ему прямо в рот. И из-за невозможности пошевелиться, он был вынужден глотать её. Скоро Бойд почувствовал невероятный прилив сил и отчаянную храбрость. Такова предыстория куда более жутких и кровавых событий, что произойдут с капитаном в Спенсере, где ему придётся ещё не раз почувствовать вкус человеческой крови…

    Режиссёр из Англии Антония Берд предложила довольно смелую и по своему оригинальную трактовку каннибализма как вампиризма, постаравшись избежать характерной в таких случаях жанровой условности (в сравнении, например, с более известной «Сонной лощиной»), максимально приблизив историю к реальности и заставив тем самым зрителя почти безоговорочно поверить в происходящее. Заснеженный горный ландшафт, дикие нравы, царящие в замкнутом, отрезанном от цивилизации форте, являются идеальным антуражем для нагнетания всё нарастающего кошмара в цепочке событий-ловушек, в которые попадает капитан Бойд.

    Богатый саундтрек с музыкой знаменитого английского минималиста Майкла Наймана и выразительными звуковыми эффектами, не раз заставляющими кровь ударять в голову, способны в конец расшатать нервишки особо впечатлительных зрителей. Похоже, что в конце века хорошее кино в Америке всё больше делают иностранцы. Помимо своего соотечественника Наймана, Берд пригласила на вторую по значимости роль шотландского актёра Роберта Карлайла, а на главную австралийца Гая Пирса. Как и в случае со «Священником» (1994), вновь получилась история о чисто мужских отношениях, которые Берд, судя по всему, интересуют куда больше традиционных связей двух полов.

    4 сентября 2014 | 21:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    25.ЗверополисZootopia8.523
    26.В бой идут одни «старики»8.519
    27.Властелин колец: Братство кольцаThe Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring8.513
    28.ОтступникиThe Departed8.513
    29.Бриллиантовая рука8.511
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.89%
    52.Полный расколбасSausage Party89.83%
    53.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.65%
    54.Три икса: Возвращение Ксандера КейджаxXx: The Return of Xander Cage89.39%
    55.Джек Ричер: Никогда не возвращайсяJack Reacher: Never Go Back89.34%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft3
    Круто сваренныеLat sau san taam29
    Ико – отважный жеребенокIco, el caballito valiente3
    Эльза и ФредElsa y Fred9
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse77
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.788
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.615
    Angry Birds в киноAngry Birds6.548
    Экипаж8.178
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    Дочь БогаExposed16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры