всё о любом фильме:

Такси

Taxi
год
страна
слоган-
режиссерДжафар Панахи
сценарийДжафар Панахи
продюсерДжафар Панахи
операторДжафар Панахи
композитор-
монтажДжафар Панахи
жанр драма, комедия, ... слова
сборы в США
сборы в России
зрители
Франция  599.6 тыс.,    Италия  137.9 тыс.,    Германия  33.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время82 мин. / 01:22

В главных ролях:

показать всех »

Желтое такси колесит по ярким и красочным улицам Тегерана. В такси садятся разнообразные пассажиры, каждый из которых искренне выражает свои взгляды во время беседы с водителем. А водителем является не кто иной, как сам режиссер фильма Джафар Панахи.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.40 (6220)
ожидание: 98% (142)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
78 + 4 = 82
8.5
в России
100%
10 + 0 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для съемок фильма использовались три компактные камеры «Blackmagic Design Pocket Cinema Camera».
    • Во избежание привлечения внимания, в такси нельзя было использовать дополнительное освещение. Вместо него Джафар Панахи сделал люк в крыше машины, и тем самым получил достаточно света для съемок.
    • Пассажиров такси сыграли непрофессиональные актеры, чьи личности остались неизвестными.
    • Это уже третий фильм Джафара Панахи, снятый им с того момента, как он получил 20-летний запрет на съемку фильмов, из-за антиправительственной деятельности и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года в Иране.
    • Свои предыдущие два фильма — «Это не фильм» (2011) и «Закрытый занавес» (2013) — Джафар Панахи снял тайно у себя дома. Этот же фильм он снял на улицах Тегерана, однако камера никогда не покидала такси.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 1548 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первое, что привлекает внимание в новом фильме Джафара Панахи, — его техническое исполнение. Картина снята на несколько камер, не покидающих салона колесящего по Тегерану такси. Смена ракурсов за счет поворота камер, монтаж изображений, записанных на разные носители (среди них и фотоаппарат, и сотовый телефон), позволяют создать немонотонный визуальный ряд.

    «Такси» вовсе не похоже на претенциозный артхаус с намеренно ухудшенным изображением и неряшливой композицией кадра. Фильм Джафара Панахи — полноценная, хорошо снятая история. В какой-то момент забываешь о том, что он был создан одним человеком с привлечением непрофессиональных актеров. Кажется, что за этим произведением стоит целая съемочная группа.

    От фильма режиссёра, которому суд Ирана до 2030 года запретил снимать кино, неизбежно ждёшь острой социальной критики. И она здесь, безусловно, присутствует. Женщина, которая, независимо от отношения к пострадавшему в аварии мужу, не может не думать о «видеозавещании», снятом на телефон режиссёра-таксиста. Публичные казни. Несправедливость судебной системы. Жёсткая цензура. Однако «Такси» — это ещё и яркое высказывание об искусстве.

    В этом смысле, конечно, особенно значима сюжетная линия с племянницей режиссёра-персонажа, выполняющей непростое школьное задание — снять фильм, «пригодный к показу». Авторская позиция отчётливо просматривается в разговорах о том, каким требованиям должно соответствовать дозволенное кино и насколько реально в таких условиях снять фильм о настоящей жизни, в обманчиво простых и наивных репликах режиссёра, которому поначалу с непоколебимой уверенностью, а потом — с зарождающимся сомнением объясняют, как можно и нужно снимать кино.

    Панахи ничего открыто не пропагандирует, не произносит лозунгов, однако его многозначительный взгляд, обаятельная улыбка, даже молчание зачастую оказываются многозначительнее громогласных высокопарных речей. Остроумно и изобретательно режиссёр сталкивает догму и реальность, а сам словно отходит на второй план, оставаясь сторонним наблюдателем и предоставляя жизни самой расставлять акценты, а зрителям — самим делать выводы. В этой ситуации очень быстро забываешь, что в кадре всё-таки актёры (хоть и непрофессиональные) и что события напряжённого дня срежиссированы автором. С экрана в зрительный зал прорывается настоящая жизнь то пугающая, то смешная, то откровенно абсурдная.

    8 из 10

    13 октября 2015 | 12:02

    К сожалению, вообще не знаком с иранским кинематографом, поэтому не был в курсе в каком он плачевном, а точнее в оппозиционном состоянии. Подобная диктатура немного удивляет (лично меня), всё же на дворе 21-ый век, а Иран страна развитая, да и тоталитаризм нынче совсем не в моде. Но как оказалось свобода слова там сурово не приветствуется, а значит политическое дело нечисто.

    Под гнёт правительственного гнева как раз таки и попал режиссёр данной картины. Ему запретили снимать фильмы, настоятельно изъяли паспорт и посадили под домашний арест. Но даже в таких, а может и благодаря, условиях режиссёр умудряется — продолжает снимать злободневные картины.

    Водитель такси разъезжает по улицам Тегерана в поисках очередного клиента. Но не ради денежного вознаграждения — в салоне его машины имеется парочка любительских камер, плюс видеорегистратор, с помощью которых он показывает быт, мысли, мнения своих сограждан и жизнь самого города.

    Картина явно не развлекательного характера, но и артхаусной её назвать категорически нельзя. Любая мысль прозрачна и более чем понятна, просто происходящее напрочь лишёно драйва (зато в наличии мыслительный полёт) и имеет больше созерцательный характер, где любопытные диалоги служат уместным дополнением.

    Фильм буду рекомендовать к просмотру, но, повторюсь, он не имеет цели развлечь зрителя, нужно быть готовыми внимать, а не наслаждаться, то есть понадобиться усилие, что не подготовленному зрителю придётся не по вкусу.

    Всем желаю приятного и продуктивного просмотра!!!

    п. с. Судьба режиссёра более живо рассказывает о ситуации в его стране, чем картина, которую он снял — но это сугубо моё мнение.

    28 февраля 2016 | 13:24

    Как говорил Леннон: «я артист- дайте мне долбанную тубу я и из нее что-нибудь выжму».

    Опальный Панахи почти с затянутой на шее петлей выжал из желтой железной коробки с окошками и тремя камерами не «затянутую» почти социальную драму о непростой жизни мусульманского народа в условиях жестокой цензуры, о людях со своими идеями, противоречиями, сложным моральным выбором. О сопротивлении. О свободе. Кино выражает собой саму свободу. Загнанный в рамки такси, этот скромный шедевр, выходит далеко за его пределы.

    В фильме играют не профессиональные актеры, благодаря этому эффект от картины еще сильнее. Она пропитана любовью и мягкой иронией к своему народу. Смелость Панахи заслуживает глубокого уважения, а тема картины — пристального внимания.

    6 февраля 2016 | 17:26

    Безусловно, за такой манифест от режиссера Джафара Панахи картину «Такси» и не нужно оценивать. Режиссер-диссидент проявил мужество, волю и любовь к кинематографу, за что был награжден в Берлине.

    Если бы Панахи такие еще и снял свой фильм на мобильный телефон, как и планировалось ранее, то без колебаний приобрел еще бы и статус мученика искусства. Но и без того, его «Такси» прогремело на весь мир, что в очередной раз привернуло внимание мировой общественности на социальные проблемы Иранского государства.

    Однако если отложить в сторону любой политический или гуманный подтекст данного фильма, или выйди такой продукт при других обстоятельствах или стране — то какого-то интереса по существую «Такси» бы не вызывало. Сценарий данного фильма выглядит больше импровизацией, некоторые пассажиры оказываются неуместными к главной идее режиссера, да и вообще — если вы не настроены в данную минуту на какое-то сострадание или мысли глобального цивилизационного масштаба, то фильм убьет вас тоской.

    За борьбу с цензурой и смелость — «Такси» заслуживает высшей оценки. Но чисто с художественной точки зрения лента не имеет никакой творческой предпосылки, чтобы считать ее полноценной картиной. Негативная рецензия и оценка — только в качестве предупреждения неосторожным зрителям, который могут счесть данный продукт каким-то средством для времяпровождения.

    5 из 10

    21 февраля 2016 | 00:28

    Современный иранский авторский кинематограф — это кинематограф глубоко оппозиционный, существующий вопреки диктату аятолл и множественным запретам на творческую деятельность, в фактическом подполье у себя на Родине, тогда как вне Ирана принимаемый на ура на самых знаковых и престижных кинофестивалях Европы и США. Бесспорно, «новую иранскую волну» успешно выковали и Асгар Фархади, и Маржан Сатрапи, но более всего — Джафар Панахи, пострадавший за свою свободную кинематографическую деятельность сильнее всего. Что, впрочем, нисколько не ограничило его желание творить, размышлять и искать пути выхода из подчас безвыходных жизненных ситуаций и политических пунктуаций, не опускаясь при этом до сентиментализма, формализма, протоколизма или авторского эгоизма, выпячивающегося своеобычно над первичной идеей, пластичной мыслью. «Такси» Джафара Панахи чуть ли не тотально-молекулярном уровне соответствует всегдашним тенденциям Берлинале на социально-значимое и политически актуальное кино по обеим своим параметрам, будучи при этом и ярким воплощением чистого кинематографа как такового, универсального и структурно экспериментального, обращенного в свою очередь не только к иранскому обществу, но и ко всем и каждому, ибо проблемы, затронутые Панахи в «Такси» суть привычны вне всякой зависимости от того, где именно происходит действие ленты — подчеркнуто камерной, даже герметически удушающей, снятой украдкой, но в одночасье претендующей на полновесность авторского высказывания.

    Фабула и интрига в «Такси» настолько вторичны, что лента не воспринимается как жанровый слепок вовсе, ибо ничего общего с жанровым кинематографом у фильма Панахи нет и в помине, и фильм находится вне рамок типического жанрового киновосприятия — хотя, конечно же, «Такси» можно определить, предельно условно и не более чем, как роуд-муви, эдакое дорожное кино, фильм-путешествие, но по сути Панахи предлагает зрителям не совершить вояж по весям столицы Ирана с позиции обыкновенного таксиста, но погрузиться в тягостный фильм-размышление, вырастающий из хронотопа большой тегеранской дороги, ведущей по существу в тупики. Панахи не столько играет, сколь по-настоящему живет, не притворяется, но претворяет на пленку свои чаяния и мысли о том, что же на самом деле происходит в современном иранском социуме, раздираемом внутренними противоречиями и религиозной целесообразностью, сковавшей все и всех в цепи, разорвать которые может или ветер перемен(превращающийся так или иначе в песчаную бурю очередной революции — но это уже пройденный этап), или кардинальная перестройка(что несколько маловероятно ввиду отсутствия политической воли к ослаблению диктата). То, что еще можно с большой натяжкой назвать сюжетом, просто и незатейливо, настолько незамысловато, что кажется «Такси» это и не художественный фильм, а документальный — таксист Джафар ездит по Тегерану в поисках пассажиров и, находя их, становится главным слушателем их историй, невольным участником их жизней. Но историй ли на самом деле? Герои приходят и уходят, возникает ощущение некоей разрозненности, несвязываемости между ними на первый взгляд. Но стоит внять, и откроется огромная панорама, тотальная всеохватность, и импровизация, неотрепетированная реальность перестанут восприниматься именно как постановка.

    Собственно, «Такси» исповедует идею о том, что кинематограф это в первую очередь рассказывание историй, вовлечение в них самих зрителей, акт драматургического сопереживания и соучастия, но на поверку история каждого персонажа фильма — умирающего от ран мужчины, севшего в такси с женой, торговца дисками со своими специфическими взглядами на кино, пожилыми дамами, занятыми собственными мелкими заботами, племянницы и людей из миддл-класса, едущих в ресторан — становится историей самого Панахи. В каждом из героев живет воплощенный кинематограф, мечта о нем — незбыточная и неизбывная, но которую в принципе можно реализовать, рискнув всем ради идеи. Его исповедью, его философским и кинематографическим высказыванием, сделанным в форме эдакого триолизма — в пространство диалога между автором и героями умело втискивается третий — сам зритель, являющийся не наблюдателем, но соучастником выбранной режиссером свободной бессюжетной драматургии. Саму драму Панахи черпает из окружающей его жизни, снятой исподволь, шероховато, и в этой драме большой жизни вся суть фильма «Такси» — какой уж тут реализм, какие уж тут изощренные методы постановки, когда трагедия самого режиссера кроется в невозможности снимать. Впрочем, фильм не является нарочито тяжеловесным; его легкость и непринужденность резко контрастирует с той окружающей действительностью, которая царствует в Иране.

    Панахи в своей главной ныне картине предпочел окончательно стереть тонкую грань между условностью кинематографической и обыденной реальностью, между витиеватым слогом, многозначительным глаголом чистого кино, в котором образ и метафоры важнее прозы, в документалистике всегда выдвигающейся на первый план, в авангард синематического пространства. И неискушенная проза оказалась гораздо более мощнее по своему воздействию, чем многофактурная поэзия, в которой Панахи до определенного времени был мастак. Для «Такси» идеально подходит формула одного из предыдущих творений Панахи — «Это не фильм». И «Такси» действительно видится не-фильмом, но сконцентрированной и до пределов препарированной реальностью, в которой Панахи аки Демиург дает возможность высказаться о наболевшем или просто волнующем, не ограничивая никого. Его такси — это его мир, его демократический микрокосм, существующий на птичьих правах в тоталитарном макрокосме.

    28 июня 2015 | 15:40

    «Вы таксист, господин Панахи? Быть такого не может!» завидев водителя жёлтого такси, колесящего по улицам Тегерана, с изумлением восклицает один из его пассажиров. Изумление клиента легкообъяснимо — за рулём такси Джафар Панахи, всемирно известный иранский режиссёр, чьим фильмам рукоплещут Берлин и Канны, у себя на родине, правда, в 2010 году преданный опале за распространение антиправительственной пропаганды и подрыв национальной безопасности. У Панахи отобрали паспорт, дабы он не мог лично получать громкие призы мировых кинофестивалей, изъяли профессиональное оборудование, лишив возможности снимать до 2030 года, ограничили свободу передвижения по городу, посадив под домашний арест. Власти Ирана не понимали, что для человека, искренне влюблённого в кино, все эти меры- не преграда, и «Такси», снятое на обычный видеорегистратор автомобиля- ярчайшее тому подтверждение.

    Многомиллионный Тегеран. Сотни тысяч человек снуют по городу, спеша по своим делам, и в эту минуту им на выручку приходит обычное жёлтое такси. Сидящий за рулём водитель ведёт с клиентами непринуждённые беседы, попутно наблюдая за тайнами, надеждами и чаяниями своих пассажиров и становясь невольным свидетелем их трагедий…

    Досужему зрителю «Такси» может показаться неимоверно скучным и недостойным сразу двух громких призов последнего Берлинале, включая «Золотого медведя». Чтобы понять логику жюри фестиваля, наделившего фильм Панахи такими эпитетами, как «дерзкий жест», «переворот в области кино» и «подлинное любовное письмо кинематографу», нужно просто понять исторические реалии той страны, в которой живёт режиссёр. Меня всегда поражала смелость кинематографистов типа Фатиха Акина, рискнувшего в своём «Шраме» поднять запрещённую в Турции тему армянского геноцида, или Дениз Гамзе Эргювен, не побоявшейся в «Мустанге» рассказать о попрании прав женского населения в современной Турции. Другое дело, что и Акин, и Эргювен живут далеко за пределами, что от юрисдикции турецких властей, что от мести радикальных националистов — Акин уже долгие годы живёт в Германии, Эргювен является подданной Франции. Джафар Панахи — история несколько иного толка. Он не боится изобразить реалий страны, в которой свобода — это та же тюрьма, только гораздо большая по размерам, в которой «чернухой» считается неприятная и мрачная реальность, которую лучше не показывать, в которой боясь обысков и арестов, режиссёр, снимающий по версии властей, ту самую «чернуху», вынужден делать резервные копии рабочих материалов, ежедневно перепрятывая их, живя непосредственно в ней. И возможность высказаться в стране, в которой тебе всячески затыкают рот, этакий манифест свободы, этакий акт гражданского мужества — это уже поступок, достойный как минимум уважения.

    Однако решение жюри Берлинале отдать «Золотого медведя» Панахи вовсе не выглядит пошлой благотворительностью — ведь даже без сценария, без чёткой структуры фильма, без участия профессиональных актёров, «Такси» получилось на удивление колоритным и насыщенным тайными смыслами. За восемьдесят две минуты хронометража перед глазами зрителя проносятся воистину гоголевские типажи: владелец подпольного видеосалона, способный достать любой запрещённый в Иране западный фильм, и благодаря этому считающий что он, как и Панахи, несёт киноискусство в массы, рыночный карманник, ратующий в споре с учительницей за смертную казнь для воров, жена, пытающаяся заполучить телефон попавшего в аварию мужа, на который тот записал видеообращение с завещанием в пользу неё, хотя угроза его жизни уже миновала, мужчина, боящийся подать в полицию заявление о грабеже — ведь его заявление — это дорога для преступников прямиком на эшафот. При этом даже над самыми нелицеприятными героями картины Панахи шутит мягко, безо всякого кича, что доказывает его безмерное уважение к соотечественникам и любовь к городу, о котором он рассказывает — улицы, оттенённые вековыми деревьями, снующие туда -сюда словно муравьи, мотоциклисты, цветные автобусы — Тегеран безумно красив, особенно на фоне подаренной одной из пассажирок Панахи розы. Красив, правда, ровно до тех пор, пока ты не осознаёшь, что страна, в которой он находится, подрезает крылья режиссёру, признанному на мировом уровне… Что ему, впрочем, никак не мешает творить.

    7 из 10

    1 февраля 2016 | 17:28

    Сюжет прост, как пять копеек, водитель, сыгранный самим режиссером, возит пассажиров (сыграли знакомые и друзья Панахи) по городу, и главным достижением тут являются озвученные мысли пассажиров, вид Тегерана из окон автомобиля. И история каждого персонажа, будь-то карманника, или продавца пиратских дисков, настолько подана по реалистичному, что хочется сказать спасибо Панахи за его простой, но добротный один день жизни обыкновенного таксиста.

    Рискуя личной свободой, Джафару Панахи удалось сотворить небольшой этакий шедевр роуд-муви, с хорошим, добрым юмором, иронией и знакомыми из жизни персонажами. Вдобавок автор, делая оммаж в сторону учителя Аббаса Киаростами ("Вкус Вишни»), отправляет любовное послание всему кинематографу, и главное даёт собой пример человека, полностью свободного в плане творчества, доказывающего,- «искусство не имеет границ» и снять достойное кино способен каждый, даже находясь под арестом, для этого нужно лишь иметь желание и камеру в руках.

    3 декабря 2015 | 17:45

    Довольно оригинальный фильм — таксист (он же режиссёр) разъезжает по городу, попадая в разные ситуации подвозя пассажиров. Денег он не берёт. Добрый и отзывчивый мужик. Каждый пассажир — отдельная жизненная история.

    Сцена с вопящей женой человека, попавшего в аварию на мотоцикле, вызывает откровенный смех. Я понимаю, что так не должно быть, и режиссёр наверное хотел показать трагедию, но снято нелепо и смешно.

    Все персонажи очень живые и симпатичные, они не производят впечатление сыгранности профессиональными актёрами. Карманник, который спорит с учительницей о воровстве. Лилипут, занимающийся продаже контрафактных дисков с фильмами. Сёстры-чудачки с аквариумом. Женщина-диссидент с розами.

    Картина отчасти политическая.

    В общем, это интересно. Посмотрите.

    7 из 10

    21 декабря 2015 | 16:35

    Джафар Панахи — удивительный режиссер, гражданин Ирана, активист, борец за справедливость, философ, а также очень харизматичный и неунывающий человек. В 2010 году он был осужден за антиправительственную деятельность, связанную с государственными выборами в 2009 году. По приговору суда, Панахи запрещено заниматься кинематографической деятельностью, т. е. снимать фильмы и писать сценария на протяжении 20 лет, также 20-ти летний запрет распространяется на дачу интервью и выезд из страны. Более того, он был приговорен к шести годам тюремного заключения. Но разве могут даже такие серьезные обстоятельства помешать гению творить искусство? Панахи, сняв уже третий фильм после вынесения приговора, заявляет, что настоящего мастера не сможет остановить ни политика, ни предубеждения.

    Новая работа иранского режиссера называется «Такси» рассказывает об одном рабочем дне тегеранского таксиста. Картина победила на Берлинском кинофестивале 2015 года, не оставив никого равнодушным. Зрителю предлагают занять одно из свободных мест в такси и пристегнуться. Кроме нас и водителя здесь уже три персоны. Один затаился на заднем сидении, а двое других вступили в жаркий спор на тему, заслуживают ли мародеры, крадущие колеса с машин, наказания. Мужчина на переднем сидении утверждает, что их нужно вешать, а женщина позади него категорически против, восклицая, что, мол, у каждого свои мотивы и причины, и судить всех одинаково и таким жестоким способом — это негуманно. Иранский закон несправедлив, как бы осторожнее она пытается сказать. Женщина по профессии учитель, а мужчина старательно скрывает свой род деятельности, заявляя, что скажет кто он, только когда покинет такси. Машина останавливается, мужчина расплачивается с водителем, выходит и, смотря женщине в глаза, признается, что он зарабатывает на жизнь мародерством. Спустя несколько кварталов и учительница покидает такси, оставляя молчаливого незнакомца наедине с водителем. Тот в свою очередь поворачивает камеру под лобовым стеклом на себя и незнакомца сзади. И тут мы видел лицо водителя — и это ни кто иной, как Джафар Панахи, режиссер. Но не мы одни его узнали, также и другой человек в такси распознал персону великого иранского кинодеятеля.

    Дальше нас захватывают многочисленные диалоги и микро-сюжеты, происходящие внутри всё того транспортного средства. Будто линию на песке, Джафар волнами актерской игры и сатирического реализма смывает различия между игровым кино и документальным. С художественной стороны — это замечательно прописанные диалоги, ироничные, полные аллюзий на современное иранское общество. Начиная с права передачи наследства только от мужчины к мужчине, и, заканчивая банальной безработицей и нестабильным трудоустройством. Однако кино отнюдь нельзя охарактеризовать как замкнутое и эзотерическое. Даже не зная местоположения Ирана на карте или не отличая его от Ирака, кино повествует основные свои догмы предельно понятно, а чаще всего удивительно остроумно и свежо. Ведь описать всю политику Министерства Культуры по отношению к национальному кинематографу сквозь призму восприятия восьмилетней девочки как минимум заслуживает восхищения.

    Камера закреплена и вращается лишь вокруг своей оси, местный торговец нелицензионных дисков ошарашен встречей с таким режиссером в такси, и пользуется этим, чтобы повысить свой доход. Случайный покупатель, подошедший к такси для выбора диска, увидев Панахи, опешил и купил целых 4 диска вместо одного. Ведь сам Джафар Панахи посоветовал! Тот в свою очередь неодобрительно косится в сторону торговца нелегальных дисков, который виновато улыбается именитому режиссеру и заявляет, что без него никто бы в Иране не увидел новый фильм Вуди Аллена, а ведь Панахи очень любит творчество американского кинорежиссера. Тут волей-неволей задаешься вопрос, а кино это все еще или уже реальность? Где же эта тончайшая грань? За 82 минуты кинофильма буквально ни одно слово не сказано впустую. Местами фильм заставляет смеяться чуть ли не до слез, а местами способен повергнуть в глубочайшие размышления.

    Панахи очень органично смотрится в кадре, будто излучая сакральную витательную энергию человека, чей дух не сломить и чей разум не затуманить. Мудрости как великого кинодела у него хватит на целое поколение, чего лишь стоит его наставление начинающему режиссеру, который никак не может найти свой уникальный сюжет. Большую часть фильма он слушает своих пассажиров, будь то торговец дисков, старушки-близняшки или маленькая племянница. Ему нравится, когда человеку есть что сказать, когда у него есть свое мнение. Если надо, то он и сам может вставить слово, а зрителю в это время лучше держать листок и ручку где-нибудь рядом, дабы не упустить ответ на вопрос, который многим еще придется задать. Бывает такое в жизни, когда нужный человек рождается в ненужном месте, во враждебной среде, скованный цепями. Но ведь рожден он был не для отбывания мирского наказания, а для того, чтобы творить и создавать картины, произведения, или даже формировать общественную мысль. Но все же, его гений выходит за рамки общепринятых стандартов, он рисует с оковами на руках, кричит с зашитым ртом, улыбается душой, а его глаза отражают мудрость. Настоящий мастер всегда найдет способ творить кино.

    9 из 10

    26 июня 2015 | 23:38

    «Мы должны соблюдать следующие правила, чтобы снять годный к показу фильм:

    - соблюдать предписания ислама;

    - носить хиджаб;

    - никаких межполовых контактов;

    - никакой чернухи;

    - никакого насилия;

    - положительные герои не должны носить галстук;

    - положительные герои не должны иметь иранских имен, а должны носить имена исламских святых;

    - никакой экономики и политики…»


    «Такси» — восьмой полнометражный фильм нового идола мирового кинематографа, борца с системой и несправедливостью, обласканного европейскими критиками, Джафара Панахи. В каком-то роде «Такси» можно назвать альманахом, в котором, как в калейдоскопе, сменяют друг друга социальные, юмористические и страшные сцены. Всех их объединяет одно — их честность. От веселых сцен невозможно сдержать улыбку, от жестоких — проглотить ком в горле. Непрофессиональные актеры выглядят настолько убедительно, что не остается сомнений — они не играют, они живут. И, как и в жизни, все истории обрываются на полуслове. Успели ли старушки выпустить рыбок в Чешмеали? Выжил ли мужчина после аварии? Что стало с девушкой, объявившей голодовку после ареста за то, что она пыталась попасть на стадион и посмотреть игру?

    Фильмы Джафара Панахи невозможно воспринимать без политического контекста, в котором они создаются, но уникальность его лент именно в том, что это ленты еще и высочайшей художественной ценности. Ограниченность в средствах художественной выразительности — частый прием для творцов, оказавшихся в творческом тупике. По несчастью для него самого, но к удаче кинематографа, Панахи ограничен в средствах «сверху». Мизерный бюджет, необходимость скрывать съемки от правительства, отсутствие профессиональной техники — все это заставляет художника (а Панахи, без сомнения, им является) искать новые пути выражения себя и своей идеи и, как это когда-то было с Мельесом, рождает гениальные решения. В данном фильме — это «бытовая» съемка на камеру в такси, за рулем которого сидит сам Панахи. Входящие и выходящие люди разыгрывают для нас сценки — постановочные и художественно выверенные, но невероятно правдивые. Объединяет все это действо персонаж по имени Омид, работник видеопроката, пристающий к режиссеру со словами: «Господин Панахи, я вас раскусил, это же актеры, да?». Так режиссер ломает четвертую стену, дотягивается до зрителя и, как бы подмигивая, спрашивает нас: «Актеры же, да? Или нет?». Разумеется, для «Такси» это актеры. Но актеры ли они для нас? Вот в чем вопрос. Подобных идей и художественных приемов в «Такси» хватит на десяток других, менее талантливых лент, тем не менее Панахи словно боится не успеть что-то сказать, показать нам, доказать, что он гений. Мы верим, господин Панахи, верим.

    Любители кинематографа часто ругают современное европейское кино за то, что оно утратило свою художественную составляющую, прикрывшись маской «актуальности». Спор о том, должно ли искусство быть «чистым» или его цель — обсуждать общественные проблемы, не нов (вспомним еще Фета с Белинским). Тем не менее, проблема европейского кино (если она все же существует) заключается в том, что оно давно утратило возможность дать кинематографу то, что должно сопровождать истинное искусство — вызов и борьбу. Поэтому сегодня на передовой оказываются режиссеры из мусульманских стран, самым ярким среди которых является Панахи. Режиссер, который снимает, потому, что не может не снимать, режиссер, борющийся с системой, но также и режиссер, фильмы которого — не простые агитки, а настоящие произведения искусства, пронизанные, помимо высшего гуманизма и любви к Человеку, тонким художественным видением. Такое кино нужно всем, и только за таким кино будущее. И стоит отдать должное всем этим мужественным людям, имен которых мы, скорее всего, никогда не узнаем, но которые готовы рисковать своей свободой ради настоящего искусства.

    4 апреля 2016 | 13:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Завершились показы фильмов основного конкурса Берлинале. КиноПоиск подобно рассказывает о драме Томаса Винтерберга «Коммуна», ставшей одной из самых ярких лент фестиваля, а также о картинах «Я — Неро», «Соединенные штаты любви» и комедии «Сент-Амур» с Жераром Депардье(...)
     
    все новости

    Статьи


    Совсем скоро на экраны выйдет «Ян Карский. Праведник мира» — удивительная история о польском шпионе во время Второй мировой, одного из героев которой озвучил Владимир Познер. КиноПоиск встретился с Познером, чтобы узнать о том, какое кино он сам посоветует нашим читателям. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В загашнике осталось два очень хороших фильма, которые я посмотрела в Берлине — «Тряпичный союз» и «Козел», оба внеконкурсные. Поскольку отчеты мы с Дарико писали вместе, подведу итоги фестиваля от себя лично. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    165.Назад в будущее 3Back to the Future Part III8.153
    166.Тренер КартерCoach Carter8.152
    167.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.151
    168.Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть СитховStar Wars: Episode III - Revenge of the Sith8.150
    169.Золотой теленок8.149
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Отряд самоубийцSuicide Squad96.82%
    2.Человек – швейцарский ножSwiss Army Man96.26%
    3.ПассажирыPassengers96.06%
    4.Темная башняThe Dark Tower95.96%
    5.ДюнкеркDunkirk95.93%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПроповедникPreacher3
    ВаркрафтWarcraft66
    ДовериеThe Trust9
    Эш против Зловещих мертвецовAsh vs Evil Dead36
    ВайнбергWeinberg1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.267
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.894
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.556
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры