всё о любом фильме:

Наваждение

Going Clear: Scientology and the Prison of Belief
год
страна
слоган-
режиссерАлекс Гибни
сценарийАлекс Гибни, Лоуренс Райт
продюсерАлекс Гибни, Кристен Ваурио, Лоуренс Райт, ...
операторСэмюэл Пэйнтер
композиторУильям Бейтс
художникРоб Локасио
монтажЭнди Грив
жанр документальный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  7.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время119 мин. / 01:59
Фильм исследует тайную кухню одной из самых богатых и влиятельных организаций мира — так называемой «Церкви Саентологии». Документальный триллер переворачивает представления зрителя о возможностях современных сект и о том, как далеко они способны зайти в стремлении защитить свои деньги и власть. Фильм проливает свет на засекреченные стороны жизни Тома Круза и Джона Траволты, ставших «звёздными лицами» саентологии, и основан на ошеломляющих показаниях бывших топ-менеджеров организации, которые долгие годы были вынуждены молчать о происходящем за её стенами. Шокирующее расследование оскароносца Алекса Гибни, одного из величайших документалистов современности, снято по бестселлеру пулитцеровского лауреата Лоуренса Райта.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Экранизация одноименного романа Лоуренса Райта.
    • Алекс Гибни снимал штаб-квартиру церкви саентологии с помощью воздушного дрона. Таким образом, ему даже не требовалось разрешение на съемки этого объекта.
    • К процессу создания фильма было привлечено около 160 юристов, чтобы избежать судебных разбирательств с «Церковью саентологии».
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • На восьмой минуте фильма, когда Пол Хаггис рассказывает о своих начинаниях, показывают клип, утверждая, что это Лондон (Онтарио, Канада). На самом деле в этот момент показывают Гамильтон (Онтарио, Канада).
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 182 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Каждый найдет в этом фильме то, что хочет — противник саентологии порадуется новой порции фактов, очерняющих эту организацию, а ярый саентолог (если он вообще обратит внимание на фильм) будет негодовать и всячески опротестовывать увиденное им, отстаивая мнение о непорочности церкви.

    Мне, как человеку скептически относящемуся ко всему, что тесно связано с религией, культом божества и зарабатыванием денег на душевной простоте людей, фильм прежде всего интересен с документальной и психологической точек зрения.

    Перед тем как писать что-то о фильме, хочу сказать, что меня всегда интересовал вопрос развития и совершенствования человека, я изучал различные книги по этой теме и по стечению обстоятельств одно время пробовал заниматься саентологией и дианетикой. То есть владею некоторой информацией по данному предмету чтобы делать какие-то выводы, основанные на собственном мнении об организации, а не слепо поливать ее экскрементами исходя из того, что услышал от третьих лиц.

    И так, «Наваждение». Фильм построен главным образом из архивных фото и видео, интервью с потерпевшими саентологами, кадрами из фильмов, красивыми панорамами величественных церквей саентологии (построенных на деньги прихожан), голоса за кадром, что ведет нас на протяжении всего фильма и, конечно же, белоснежной улыбки Тома Круза. Несмотря на то, что фильм идет два часа и количество экшена равно нулю, внимание крепко приковано к происходящему на экране с первых минут.

    Для многих, кто уже слышал что-то о саентологах, некоторая информация не будет новостью, так как временами по телевизору, в газете, либо в интернете, мы уже натыкались на неприятные истории, связанные с саентологией. Саентологи объясняют эти истории тем, что они своим учением ставят палки в колеса медикам, психологам, верующим в Бога и многим другим, зарабатывающим деньги на бедных людях. Хотя по сути саентология занимается тем же — помогает (или пытается помочь) людям и зарабатывает на этом деньги

    На протяжении всего фильма нам показывают различных скелетов в шкафу саентологической организации, о которых предпочитают помалкивать. Все начинается с биографии Рона Хаббарда, отца-основателя церкви, который был обыкновенным писателем-фантастом с некоторыми отклонениями в поведении, а в последствии стал родоначальником целого культа и своеобразным Иисусом Христом в саентологии. Далее нам поведают историю нового главы церкви, которая также пестрит не особо благородными действиями по отношению к её последователям. Бывшие коллеги делятся своим печальным опытом и тем, через что им пришлось пройти, будучи в рядах саентологической организации. Любопытна и в то же время удивительна история о том, как саентологам удалось избавиться от налогов и беспрепятственно аккумулировать миллиарды долларов, ничего не отдавая государству! Будет история о голливудской звезде Томе Крузе и той ценности, которую он представляет для саентологии, будучи кумиром и образцом подражания для миллионов людей по всему миру. И несколько историй от реальных людей, которым пришлось очень туго лишь из-за того, что они решили выйти из церкви и вернуться к привычной жизни.

    Смотрите сами и делайте собственные выводы. Настоящие доказательства верности или ошибочности увиденного вы можете получить лишь с помощью собственного сердца и разума (и только в том случае, если Вы действительно еще не лишены возможности мыслить самостоятельно)

    25 декабря 2015 | 15:36

    О секте Рона Хаббарда впервые услышал в начале 00-х от коллеги, как и я увлекавшегося фантастикой. Самого Хаббарда никогда не читал, однако просмотрел не раз демонстрировавшийся у нас «Поле битвы Земля». Однако, не являясь поклонником ни Траволты, ни Круза, к данной теме особого интереса не проявил. Данный же фильм заинтересовал возможностью заглянуть в иной круг, попытаться понять, что может твориться в голове у возможного собеседника из такого общества: вот представьте, что столкнулись вы с саентологом — если честно, не оглушать же его после представления и волочить в сторону ближайшей общественной приёмной ФСБ. Ведь согласно Вики, саентология — официально зарегистрированная в РФ религия…

    Фильм представляет собой серию интервью с бывшими адептами с вкраплениями памфлетов на наиболее заметных персоналий данного культа: тех же Траволты с Крузом, а также самого отца-основателя — Хаббарда. Из интервью мы узнаём, что вполне благополучные американцы за свои деньги позволяют ставить на себе интересные психологические эксперименты, так как сами не в состоянии разобраться в не дающих покоя хитросплетениях своих душевных переживаний. В фильме указывается, что на начальных этапах адептов пользуют методиками вполне сравнимыми со стандартными психоаналитическими. Но поднявшись в курсах самосовершенствования на определённый уровень объект внезапно познаёт, что в нём гнездятся души далёких предков с иных планет, занесённые внутрь от термоядерных взрывов в жерлах вулканов. (И это я не шучу). С другой стороны — что бы вы ещё пожелали от фантаста-Хаббарда?

    В фильме подробно обосновывается точка зрения на саентологию, как на корпорацию по выкачиванию денег из доверившихся клиентов. И методы у них жутковатые, и звёзд они подкупают, и налоги не платят, и Хаббард в юности водился с оккультистами-сатанистами… Только вот никак не получается в фильме услышать ответ, чего в этой славной организации десятилетиями делают множество разумных, упитанных и ничем не обделённых людей. Твердят они мантру о постоянном промывании мозгов. Но вот не складывается картинка: есть много светящихся, благополучных лиц с семьями, которые уже много поколений (!) слушают проповеди блаженного Хаббарда, а следов глубокого «промывания» на них отыскать не получается…

    Мнится мне, что настоящих серьёзных вопросов в фильме поднять не получилось. Почему методики хаббардистов так сродни корпоративным тренингам, которые многие из нас испытали на себе? Может быть культ эффективности, которым так бредят саентологи, не только признак их религии, но основополагающая грань какой-то новой синкретической? Или вопрос с какой целью сильные мира сего подставляют несгибаемое своё плечо этим странноватым сектантам?

    А глядя на пропитанных благополучием американских отступников-расстриг возникает и другой вопрос: а была ли у создателей цель действительно разоблачить мощный тоталитарный культ? Подача информации и представление фактов в фильме наталкивают на размышления, что при надобности эти свидетельства можно с лёгкостью опровергнуть. Да и как сообщается в концовке, аткивных членов данного религиозного общества осталось всего 50000… Не пора ли поднять градус внимания к проблеме?

    Подводя итог: представление о саентологии снаружи по просмотре фильма вполне получено, интересной подачи информации не случилось, по обнаружении саентолога в органы звонить не надо — вдруг там на него же и нарвётесь.

    П. С. По выходу из зала одинокий активист раздавал буклеты: узназ правду сам, посети сайт саентологов. Как говорится — Deus ex machina.

    24 сентября 2015 | 20:59

    Документалки от HBO мало того, что познавательны, так их еще и интересно смотреть.

    «Наваждение» подарило мне 2 часа погружения в американскую действительность. Темы веры, демократии, бизнеса — раскрыты в этом фильме необычным, свежим образом. Гибни и сотоварищи замечательно справились с задачей, стоящей перед любым документалистом.

    Вас ждет увлекательное повествование о процессах, происходящих в обществе в целом, во внутреннем мире отдельных людей и главное — о противоречивой личности успешного писателя-фантаста ЛРХ, за которым пошли тысячи людей, желая улучшить свою жизнь и открыть для себя тайны бытия.

    9 из 10

    24 октября 2015 | 18:06

    Очень занятный и познавательный документальный фильм о том, что религия — это очень прибыльный бизнес, а запугивание и угрозы — лучший способ добиться чего угодно.

    Тема освещается весьма подробно, от биографии Л. Рона Хаббарда (включая архивные интервью, в которых он выглядит совершенно безумно) до формирования церкви в Америке и по всему миру, её руководстве и внутренних порядках, а также о том, что бывает с теми, кто не следует священным писаниям фантаста.

    Смотреть это любопытно, интересно, смешно, страшно и удивительно (иногда всё сразу). Особенно хороши интервью с бывшими сайентолухами разных уровней и истории об их реакции на открытие Великой Истины о Злом Властелине Зену и душах в вулканах. И очень легко на всё это показывать пальцем и удивляться, как столько взрослых людей на полном серьёзе верит в такую ахинею. Пока не вспомнишь основы любой другой религии. И ещё легче негодовать, когда видишь, какие надругательства многим людям пришлось терпеть от руки сайентолухов. В отличие, разумеется, от других религий, во имя которых ни разу в истории никто не творил ничего плохого.

    Есть, правда, моменты, которые по очевидным причинам остались за кадром (особенно по части Тома Круза и Джона Траволты), но и то, что здесь есть, интересно на редкость. Редкий случай, когда два часа смотришь на говорящие головы и думаешь, что мог бы посмотреть ещё.

    17 июня 2015 | 23:58

    Фильм не более чем попытка автора набрать очки на малопонятной, но интересной и развивающейся теме. Вместо того, чтобы дать человеку идею прочитать работы Хаббарда и делать выводы о ценности информации, нам как обычно подают «факты» подобранные определенным образом. Это так же как собрать интервью у людей, которых не смог вылечить известный врач. И плевать, что тех кому он помог тысячи, а тех кому не смог — 100 человек. Для фильма их хватит. Пропаганда — это не ложь, это тщательно, определенным образом подобранные факты! Помните как сказал Остап, «кто скажет, что это девочка,-пусть кинет в меня камнем»… Подача инфо от обратного,- хороший трюк:) Все, кто хочет иметь свое мнение и считает себя по настоящему свободным, простой совет,- не верьте ничему, что сегодня говорят или показывают. Изучайте первоисточники, а не их критиков или интерпретации!

    16 сентября 2015 | 21:24

    К чему стремится каждый из нас? Наверное к счастью — в личной жизни, в карьере, но счастье не будет полным без душевного спокойствия. Все люди, с которыми беседуют в фильме стремились именно к счастью — кто-то хотел сохранить отношения с любимым человеком, кто-то хотел сделать мир лучше, а кто-то просто находился в поиске своего пути. Эти люди искали короткую дорогу к счастью и, как им показалось, они её нашли — всё то, что они искали предложила им саентология, но под под той самой дорогой к счастью скрывалось не совсем то, чего они ожидали…

    Весь фильм можно поделить на три негласных части:

    - в первой бывшие последователи саентологии рассказывают о том как и при каких обстоятельствах стали её приверженцами, попутно рассказывается о создателе «Церкви Саентологии» Хаббарде и становлении этой организации. В этой части экс-приверженцы говорят о том как на первых порах они были довольны своим выбором, искренне верили в правильность своих поступков — им казалось, что жизнь становится лучше, их окружают добрые и отзывчивые люди и путь ими выбран верный.

    - во второй части пелена потихоньку начинает спадать, люди начинают рассказывать о том как у них стали появляться первые сомнения, параллельно говорится о «смене власти» у саентологов и её последствиях.

    - в третьей (и заключительной) части маски, как говорится, оказываются сброшены — собеседники создателей картины говорят об обстоятельствах разрыва с детищем Хаббарда, зрителям рассказывают о самых тёмных делах, творящихся внутри сообщества саентологов.

    Благодаря такому делению можно сказать, что повествование построено грамотно — тема раскрывается постепенно без каких-либо скачков, на зрителя не сбрасывают тонну информации, а рассказывают о деятельности «Церкви Саентологии» не спеша (хронометраж позволяет). Если в начале можно подумать, что ничего плохого и не происходило (об этом, как я уже писал выше, говорят бывшие последователи), то чем дальше смотришь фильм, тем лучше понимаешь, что дело тёмное.

    Сомнения в благих намерениях Хаббарда закрадываются с самого начала. Фильм показывает как один человек (с далеко не самой хорошей репутацией) решил заработать на стремлении людей к лучшей жизни, на их желании быть счастливыми. Он создал крупную организацию, которая говорила — «Приходите, мы вам поможем, только деньги не забудьте» и, к большому удивлению, народ верил — после первых посещений людям говорили, что дальше — лучше, вот только нужно прийти ещё раз и ещё заплатить. В итоге саентология распространилась по всем Соединённым Штатам (и не только) и завлекла в свои ряды известных людей, которых, как утверждает фильм, активно использует — да-да речь о Томе Крузе и Джоне Траволте (о них, кстати, тоже будет сказано немало).

    Бывшие последователи саентологии, с которыми беседуют в фильме признаются, что в начале, посещение разных собраний и тренингов им помогало — они были довольны результатом и по-настоящему уверовали в учение Хаббарда (их даже не смущала платность этого учения), который умело манипулировал людьми, умел внушать им то, что ему было нужно — возможно в этом заключается секрет такого масштабного роста саентологии. С течением времени каждый из них своим путём пришёл к пониманию того, что они оказались обманутыми, что они на протяжении многих лет выплачивали деньги умелым манипуляторам, которые от этого богатели. «Церковь Саентологии» стала настолько могущественной, что стала способна бороться с органами государственной власти, и не просто бороться, но и побеждать (отсюда признание этой организации религиозной, следовательно освобождение от уплаты налогов). Новый лидер оказался ещё хитрее и жёстче отца-основателя Хаббарда — он умело использовал звёзд, которые были саентологами, проводил репрессии внутри организации, наказывая всех несогласных. В американские суды стало попадать множество обвинений в жестоком обращении с людьми внутри сообщества саентологов. Многие вещи, о которых рассказывают экс-последователи просто ужасают — перед зрителем предстаёт тоталитарное сообщество, в котором несогласных и критикующих наказывают (и весьма жёстко),и от которых отворачиваются все, включая родственников, состоящих в «Церкви Саентологии». Кстати, критикам из вне тоже достаётся — травля, постоянные суды и клевета — это лишь малый набор тех приёмов, который против них используют. В общем тем, кто решился выйти из рядов саентологов пришлось несладко и рассказу об этом в фильме внимание уделили.

    Авторы «Наваждения» не малое внимание уделяют личности основателя саентологии Л. Рона Хаббарда. В фильме рассказывают о жизни, о том как он стал тем, кого теперь знают как духовного лидера саентологов. Если верить создателям фильма, то Хаббард не простой шарлатан — его история и взаимоотношение с собственным учением сложнее чем может показаться.

    Несмотря на довольно-таки большую длительность фильма, смотреть его интересно. Подробности закулисья «Церкви Саентологии» многих шокируют, да и вообще окажутся малоприятными. После просмотра важно задуматься о смысле данной документальной ленты. Наблюдая за людьми, которые признаются, что им стыдно за то, что посвятили не малое количество лет своей жизни обману, можно подумать лишь о том, что важно идти, как выразился один из героев фильма, своим путём, важно добиваться своего счастья самостоятельно и помнить, что обман в нашей жизни далеко не редкость. Из-за подобных ситуаций, жизни многих людей по всему миру были разрушены, поэтому нужно смотреть на вещи реально и не быть наивным.

    29 мая 2016 | 18:04

    Приступая к просмотру документального фильма «Наваждение» о сайентологической церкви, я ожидала увидеть то, как эта секта создавалась и как она функционирует сейчас, но до просмотра этого фильма я и не предполагала, насколько могущественна данная корпорация и какими методами она завлекает так много людей, а потом и все их деньги в свою «церковь». Советую посмотреть это документальное кино, потому что этот фильм может дать представление не только об этой корпорации, но и об обществе в целом, заставляет задуматься, что движет людьми, почему столько лет столько людей по-прежнему попадаются на такого рода уловки и губят себя и свои семьи. Интересно было узнать, что именно привлекло туда такое большое число людей, ведь масштабы деятельности сайентологов потрясают — тысячи отделений по всему миру, много последователей в США, а, главное, небывалый финансовый успех этой корпорации (когда Рон Хаббард выбирал, сделать сайентологию религией или наукой, он выбрал религию, чтобы налоги не платить). Также в фильме дан ответ на вопрос, что же держит в секте двух голливудских звезд — Тома Круза и Джона Траволту, опять же, «церковь» всё предусмотрела, чтобы не лишиться таких знаменитостей, которые являются «лицом» сайентологии и самой лучшей рекламой.

    Сначала хочется сказать о методах, используемых руководством этой секты — они напоминают диктатуру с жесткой иерархией, мнение вождя священно, как и он сам, существует так называемый «табель о рангах» — уровни просветления, достижения высшего духовного очищения, где каждый стремиться подняться как можно выше. Существует кружок избранных, которые имеют честь общаться с самим отцом-основателем этого учения. Также был создан специальный карательный орган, который наказывает «неверных», тех, кто отступил, подставил под сомнение истинность сайентологии или сказал в адрес церкви что-то негативное, ну или по совсем ничтожным поводам, как было у героини фильма, встречавшейся с Томом Крузом. Её после жалобы подруге сослали в специальное место, где отбывали наказание «провинившиеся», жизнь которых напоминала заключение узников концлагеря. Впрочем, все их методы не новы, религиозные секты разного образца работают по той же схеме: так же завлекают, обещая решение всех жизненных проблем, гармонию и познание, промывают мозги, потом вовлекают туда всех членов семьи, потом это отнимает у человека всё больше времени, он приносит туда все больше денег, а когда понимает, что на самом деле все другое, — оттуда не так-то просто выбраться, практически невозможно без больших усилий к тому. Поэтому так жестко и резко от последователей сайентологии требуется прекращать общение не с членами церкви и с отступившими, чтобы, если человек задумает выйти из секты, то ему уже некому будет помочь: он со всеми порвал. То же подтверждают и герои фильма, те люди, что многие годы были в секте и дошли там до высоких ступеней «просветления», но нашли в себе силы уйти оттуда и рассказать об этом остальным, несмотря на преследования и угрозы.

    После увиденного хочется попытаться ответить на вопрос о том, почему же так привлекательно для людей это псевдоучение. Заметим, что на сеансы одитинга приходили не самые последние люди, а, наоборот, весьма успешные, желающие, чтобы их жизнь стала еще лучше. Часто их тревожили какие-то переживания, и на этих сеансах можно было отлично выговориться со слушающим о детских страхах, комплексах, давнишних переживаниях и обидах (привет психоанализу), приборчик же придавал всему этому изливанию наболевшего видимость научного процесса, что подкупало скептически настроенных граждан. Но каждый последующий сеанс уже не выдавал старые, забытые воспоминания, а, наоборот, прибавлял человеку те, которых у него не было до этого, это ясно видно из архивных кадров, где сам основатель сайентологии Рон Хаббард проводит сеанс одитинга, и где женщина соглашается с ним в том, что с ней никогда не происходило. Это основной пункт программы сайентологов — насаждение людям ложных воспоминаний и закладывание им того, что надо сайентологам и не надо самому человеку. Эти сеансы потихонечку меняют личность, приводя к разрушительным последствиям.

    Основатель церкви хорошо подметил, на что можно поймать и удержать людей в системе, и первое — это иерархическая система уровней просветления. Людям ведь так нравится подниматься с уровня на уровень, стремиться к чему-то, получать бонусы, грамоты, медальки (Том Круз радовался как малое дитя, когда ему на шею повесили медаль с бантиком за что-то там, что придумал глава церкви, чтобы потешить главное рекламное лицо), сертификаты, приглашения в клуб приближенных. Игра на тщеславии людей, которым приятно входить в круг избранных, приближенных к отцу сайентологии, даже если они плавают с ним на гнилом корабле, он их унижает, а они целыми днями драят палубу в поте лица.

    Во-вторых, людям свойственно следовать авторитетному мнению с надеждой на успех. То есть, я буду делать то-то и то-то, потому что в книге написано, что это принесет успех, а если перестану делать, то будет крах. Некоторым поэтому так страшно выйти из секты, когда после вступления в нее в жизни что-то пошло вверх, они сразу начинают связывать успех с вступлением туда. А выбирать самому свой путь и быть ответственным за свой выбор сложнее и требует больших волевых усилий, чем выполнение заранее написанных правил и следование канонам.

    Третье, для людей характерно поддаваться мнению большинства, даже в самых, казалось бы, очевидных моментах. Сразу приходят на ум множество психологических экспериментов (клали две одинаковые линейки и все подряд утверждали, что одна длиннее), где человек в группе нес абсолютную чушь только потому, что в группе все до него сказали это, а после, один, уже отрицал сказанное в группе. Рассказчик в фильме вспоминает момент, когда его били ногами, а члены церкви стояли и смотрели, и никто не высказал ничего против, и тут он сам начал думать, что он неправ.

    В-четвёртых, людям свойственно иметь зону комфорта, какая бы некомфортная она на самом деле ни была, следовать за вождем и бояться быть выкинутым из коллектива. Это наглядно просматривается в эпизоде, где глава церкви проводил игру в стульчики (когда кончается музыка, надо сесть на стулья, которых на один меньше, чем игроков) в месте заключения, где каждый день над людьми жестоко издевались, подвергали унижениям, не давали есть и спать. А суть игры была в том, что проигравшего выгоняли оттуда! Казалось бы, вот счастье, высвободиться из пыточной тюрьмы, так там все друг друга чуть не поубивали в борьбе за стульчики, только бы остаться.

    Вот вам и психология. Люди поумнее и похитреее на этих пунктах сколотили состояние в несколько миллиардов долларов, имеют тысячи последователей и активов по всему миру.

    10 февраля 2016 | 00:13

    «Наваждение» — мощная разоблачительная картина Алекса Гибни, задающая высокую планку документальных расследований, за два часа экранного времени предоставляющая нам возможность попутешествовать по больному сознанию и воображению создателей саентологии. Картина приоткрывает завесу тайны над такими понятиями как «дианетика», «одитинг», «тетан», которые до этого были знакомы лишь узкому кругу специалистов-сектоведов. Лента оставляет гнетущее впечатление своим черным пессимизмом в отношении людской доверчивости и наивности, отсутствии критического мышления, нулевом уровне скепсиса у жертв тоталитарных сект.

    Важен раскрытый факт, что Хаббард (создатель саентологии), в молодости дружил с американскими сатанистами, научившими его доверять своему больному воображению и усиливавших его властолюбие. Иначе как корыстными интересами не объяснить могущественность организации и выжимания денежных средств у ее членов, доктринальные особенности этого вероучения вторичны в сравнении с алчностью ее создателей. Конечно, и Хаббард, и Мецкевич верят в основные постулаты саентологии о том, что человек заражен инопланетными духами, что триллионы лет назад на Земле было то же самое, что и сейчас, что очиститься от своих фобий и неврозов можно лишь путем глубокой очистки подсознания методом одитинга.

    Дело не в этом, а в том, что саентология создавалась с целью обогащения своего руководства, и лишь потом, чтобы прочистить мозги своим членам (опять же с целью выжимания денег из них). Поистине, чудовищными выглядят те факты, в которых показаны механизмы собирания компромата саентологами на своих врагов, их грязная тактика порабощения личности, унижения человеческого достоинства путем открытого насилия, шантажа и прочих махинаций, от которых волосы встают дыбом у неподготовленного зрителя.

    Отдельное внимание уделяется роди кинозвезд в церкви саентологии, вторжения руководства секты в их частную жизнь, разрушение семей (прежде всего союза Тома Круза и Николь Кидман), манипуляциях общественным имением и имиджмейкерством (создание с нуля такой звезды как Джон Траволта, который буквально заперт в рамках секты и уже не способен из нее уйти, потому что боится). Интервьюеры — все, без исключения, бывшие члены секты, многие из них были очень влиятельными ее участниками в свое время, дают достоверные и шокирующие показания разоблачительного характера, сообщая фильму характер атомной бомбы, брошенной в саентологию.

    «Наваждение» буквально переполнено архивными материалами, записями заседаний в церкви саентологии, раскрывает позорную страницу «войны» между саентологами и налоговой службой США, закончившейся позорной капитуляцией последней из-за угроз и запугивания, исходивших от Мецкевича. Преемник Хаббарда Мецкевич — своего рода карманный Гитлер, диктатор, чьи властолюбивые, ничем не ограниченные желания превращают его в тирана, способного самыми грязными методами запугать и уничтожить человека. Этот диктатор стал неограниченно править в 1990-2000-е, но авторитетные интервью бывших высокопоставленных членов секты (а их в картине — большинство) не составляют камня на камне от его репутации.

    Есть ли у этой чудовищной организации будущее? Фильм отвечает, что, безусловно, есть, ведь она ворочает свыше миллиардом долларов дохода каждый год, и потому, мужественным, решительным и благородным актом выглядит шаг Гибни, снявшего эту разоблачительную картину, а также всех, кто, как Александр Леонидович Дворкин рассказывает правду об этой бесчеловечной тоталитарной секте.

    27 февраля 2016 | 14:40

    «Many of the great world religions appear to have begun as (…) the vision of a charismatic prophet fires the imaginations of people seeking a more comprehensive answer to their problems than they feel is provided by everyday beliefs».

    Фильм «Становясь чище», поставленный Алексом Гибни, известным своими работами о Джулиане Ассанже, Стиве Джобсе и Джоне Кеннеди, был впервые показан на фестивале Сандэнс, где собрал нетипично большое количество знаменитостей класса A в зрительном зале, а также удостоился овации. За последнюю декаду «Становясь чище» стал одной из наиболее рейтинговых картин HBO. И, что не типично для телевизионного фильма, даже получил кинотеатральный прокат в ряде стран.

    В основе этой двухчасовой документальной картины лежит одноименная публицистическая новелла лауреата Пулитцеровской премии Лоуренса Райта, изложившего на нескольких сотнях страниц свои беседы с людьми, имеющими то или иное отношение к сайентологии, включая видных членов церкви. «Становясь чище» точно переносят на экран наблюдения Райта, дополняя их документальными кадрами из биографии теоретика сайентологии Рона Хаббарда.

    Около половины хронометража отведено непосредственно биографии Хаббарда, его превращению из писателя фантаста в основателя новой психологической теории-тренига, а затем становление Рона в качестве главы очень своеобразного культа. «Становясь чище» оперирует лишь фактами, не содержа в себе ни домыслов, ни демагогии. Иными словами, данный фильм не является пропагандой или антипропагандой, он предоставляет зрителю необходимую для размышлений и умозаключений информацию о сути сайентологии, ее истоках и трансформации в могущественную организацию под названием «Церковь».

    В «Становясь чище» нет прямой речи режиссера — только интервью, документы и выдержки из книг и прессы, иллюстрирующие как легко теория, предложенная ярким лидером («пророком», спасителем») и обещающая, условно говоря, счастье и блаженство («царствие небесное»), нашла отклик среди большого количества людей, которые превратили ее культ, в репрессивную систему с жесткими правилами и фактическим запретом на возможное изменение своих взглядов, невозможность покинуть церковь. По сути «Становясь чище» прослеживает схему, рождения любой мировой религии. Но, если в случае с мировыми религиями, их появление обусловлено объективными обстоятельствами в виде отсутствия знания, стремлением к изменению существующего социального устройства (что справедливо относительно христианства), то сайентология появилась вследствие четкого понимания Роном Хаббардом, что даже в 20-м веке со всем его прогрессом, существуют индивиды, желающие простых ответов и условного руководства к действию. При этом «Становясь чище» не демонизирует фигуру Хаббарда, он в некотором роде сам нуждался в ответах, которые затем сам и придумал, на основные вопросы бытия.

    К несчастью, основной тезис «Становясь чище», заключающийся в том, что существует четкое разделение между теорией (верованием) и его практическим приложением среди массы, скорее всего останется за гранью понимания тех, кому он адресован в первую очередь, а именно — среди людей, не определяющих себя в качестве придерживающихся отрефлексированных принципов гуманизма той или иной религии, а принадлежащих к определенному вероисповеданию. Так зрителю, зацикленному на буквальном исполнении обрядов и странных «законов», считающих женщину во время менструации «нечистой», а геев исчадиями ада и пр., не удастся понять, что «Становясь чище» это предостережение любому, в чьем ежедневном обиходе имеется понятие «религия». И предостережение касается не только опасности отсутствия самостоятельности мышления у индивида, но и существования в режиме жесткого контроля и паранойи церковного культа, порождаемого теми, кто приватизирует знание «божественного» и право говорить от имени «божества», ради ухода от налогов и существования в роскоши.

    Официальные представители сайентологии призывали бойкотировать фильм и рассылали на телеканалы письма с требованиями прекратить показы, не подкрепляя, однако, свои заявления судебными исками, что является косвенным свидетельством того, что в «Становясь чище» нет спекуляций и подмены фактов, а исключительно достоверные свидетельства того, что, выражаясь словами одного из героев фильма, можно назвать «thoughts that is not your own».

    Религия является неотъемлемой частью человеческой истории, одним из этапов цивилизационного становления. В современности архаичным религиозным мышлением обладает исключительно непросвещенная часть общества, лишенная социальных благ. Индивид же просвещенный, желающий идентифицировать свою принадлежность с той или иной общиной, рассматривает религию как свод неких гуманистических аксиом, элиминируя из них догматизм и обрядовость. Рон Хаббард, без сомнений, фигура противоречивая, но при бесстрастном, не ангажированном подходе, он предстает теоретиком, с сомнительным успехом пытавшимся синтезировать некую современную религию о Человеке и для Человека, используя психоанализ и элементы научной фантастики.

    Конечно, некоторые элементы его учения предстают абсурдными, но не более абсурдными, чем предметы культа иных религий в виде «святых мощей», «икон» и пр. Целью Хаббарда было заветное очищение человека от травмирующих воспоминаний и негативных мыслей, разрушающих психику, стремление к развитию его лучших качеств. Изначально концепции божественного в сайентологии не присутствовало, она во всей ее научно-фантастической составляющей появилась, когда на место мистера Хаббарда пришли дельцы, превратившие созданное им учение в культ, со всеми логично следующими отсюда аспектами в виде принуждения и криминальных махинаций. И, надо сказать, хваткие дельцы заняли главенствующие позиции не только в сайентологии, но и в одной из разновидностей христианства.

    «Становясь чище» не принимает сторону противников или сторонников сайентологии. Алекс Гибни и Лоуренс Райт беседуют с бывшими и настоящими адептами этой церкви, предлагая зрителю самому сделать все необходимые выводы. Создатели фильма остаются над конфликтом, осуждая только одну составляющую сайентологии и, в общем-то, любой религии, а именно — фанатизм. Религиозный фанатизм опасен как для фанатика, так и для окружающих его, и совершенно неважно о какой религии идет речь. Иудей ли это бросающийся на участников гей-парада; христианин, призывающий не прощать, а наказывать молодых девушек за их дурновкусие и своеобразную молитву; мусульманин, разрушающий древнейшие памятники архитектуры; или же сайентолог, согласный с любым, самым унизительным приказом, исходящим от главы церкви. Вряд ли кто-то из них имеет понятие о добродетели и действительно способен прочесть и понять священные тексты, а также истинный замысел и предназначение того, что носит название сакрального.

    24 августа 2015 | 22:00

    «Стремление к чистоте: сайентология и тюрьма веры» — новая картина Алекса Гибни, лауреата премии Оскар в категории «лучший документальный фильм», вышедшая в российский прокат под названием «Наваждение», может стать частью исторического момента в долголетнем периоде разоблачения одной из самых массовых и опасных сект современности. Фильм, снятый по одноименному роману американского писателя Лоуренса Райта, рассказывает о так называемой «Церкви Сайентологии» — широко распространенной, состоятельной и авторитетной организации с четкой организационной структурой и большими материальными ресурсами. Номинально существующая как религиозное движение, по факту она представляет собой мощную бизнес-структуру с большим количеством служб, центров и подразделений, деятельность которых долгое время оставалась неизвестной широкой общественности. Картина проливает свет на факты из жизни основателя движения — Л. Рона Хаббарда, его последователя, голливудских сайентологов, в числе которых Джон Траволта и Том Круз, а также на пугающие истории насаждения норм морали и идеологии, подавления и подчинения личности человека.

    Заявленное как прикладная религиозная философия, помогающая в обучении мудрости и практики управления душевным состоянием, движение сайентологии основывалось на разработанных самим же основателем околонаучных психологических приемах и методиках контролирования сознания, целью которых являлось выкачивание денег из клиентов. Объектом выступали люди, стремящиеся к успеху и карьере, способные отдать немалые суммы для прохождения сеансов. Из фильма мы можем узнать названия таких сеансов — одитинги (или аудитинги), которые осуществлялись под надзором одитора (аудитора). Е-метр, инграммы, клиры и тэтаны — та малая часть авторского вокабуляра, придающая религиозному движению наукообразность. Хорошо законспирированная под религиозную и освобожденная от налогообложения, организация разрослась до могущественных размеров, активы которой находятся не только на территории США.

    История, рассказанная бывшими сайентологами, у которых ушли десятки лет на то, чтобы выпутаться из прочных оков самообмана, говорит о деструктивном воздействии на человека тоталитарной секты, шантаже против него, подавлении личностных качеств, сопротивлении людей насаждению правил и норм. Фильм Алекса Гибни, пожалуй, одно из самых важных документальных открытий уходящего года, попал шорт-лист номинантов на премию Оскар 2016.

    7 из 10

    17 декабря 2015 | 20:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>