всё о любом фильме:

Прощай, Бафана

Goodbye Bafana
год
страна
слоган«Based on the memoirs of Nelson Mandela's prison guard»
режиссерБилле Аугуст
сценарийГрег Лэттер, Билле Аугуст, Боб Грэм, ...
продюсерКарола Эш, Фридерик Баль, Дайян Битти, ...
операторРобер Фресс
композиторДарио Марианелли
художникТом Хэннем, Джонатан Хели-Хатчинсон, Дайана Силлерс, ...
монтажЭрве Шнайд
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$30 000 000
сборы в мире
$5 923 523 сборы
зрители
Франция  370.4 тыс.,    Италия  91.6 тыс.,    Германия  80.1 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время118 мин. / 01:58
Номинации (1):
В основу ленты положена книга Джеймса Грегори и Боба Грэма, повествующая о белом южноафриканском расисте, в течение 20 лет охранявшем прославленного политзаключенного Нельсона Манделу, который в итоге коренным образом изменил его жизнь. Один из авторов книги Джеймс Грегори вырос на ферме в Транскее и с детства прекрасно говорил на африканском языке коса. Став тюремщиком, он пользовался этими знаниями, шпионя за Манделой и другими темнокожими заключенными, которые и не подозревали, что он понимает их речь.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
44%
8 + 10 = 18
4.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Немецкий трейлер 02:47

    файл добавил{{StrangeEye}}

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    У исторически-биографических фильмов есть несколько жанровых особенностей, позволяющих полностью проследить судьбу персонажа. Здесь эти особенности немного стерты.

    В большей мере такие фильмы и этот в том числе должны раскрывать сильные стороны характеров главных героев и конечно изменения происходящие со второстепенными персонажами. Данный фильм просматривал не имея представления о том, чем особенным являлось заключения в тюрьме Нельсона Манделы. Фильм смотрится легко, потому что с одной стороны не перегружен лишними кадрами, с другой финал истории ясен. Но вот наверное самый главный минус во всем кроется в реализации изображения характера. С одной стороны Мандела обладает сильной волей и с честью выдерживает все испытания от системы и его тюремщиков. С другой слишком невыразительной является игра актеров, но это на мой взгляд обусловлено узостью сценария и слишком большим промежутком времени действия фильма. Сложно уместить такое огромное количество времени на экране и выделить какие-то изменения в черте каждого из участников события. Ведь та «дружба» кроется на многочасовом времени вместе и большом количестве разговоров Манделы и Грегори, а показано этого очень мало. При этом в действительности им нечего противопоставлять. Сказать что Грегори расист не получается уже исходя из его первых действий по фильму и далее все переходит в простое повествование событий с некоторыми драматическими моментами по ходу фильма.

    Радует то, что все же режиссер смог не скатится в полностью философский или меланхолический фильм, а оставить что-то неплохое в сюжете и диалогах. И это позволяло смотреть и не задаваться мыслью о том, почему герои фильма получились слишком шаблонные и невыразительные. А вопрос о культе личности Манделы можно не поднимать, просто потому что тема не раскрыта.

    7 из 10

    12 июля 2011 | 16:14

    Долгих двадцать восемь лет Нельсон Мандела отсидел за благое дело, за то, что подрывал государственный строй «белой» Южной Африки времен апартеида и боролся за права жителей «черной» Южной Африки, этих прав практически полностью лишенных. Разумеется, будучи настолько радикальным деятелем и обладая всеми необходимыми для революционеров и прочих бастующих качествами, Мандела был обречен, погибнуть (что, вероятно, привело бы к войне между белыми и цветными), или быть лишенным возможности влиять на своих сторонников, через лишение свободы.

    Осуществлять деятельность по подрыванию госстроя из мест лишения в разы сложнее, Мандела не стал исключением, тем более к нему был приставлен специально обученный человек, свободно говорящий на языке негров Южной Африки и со спокойной душой делающий свою работу по ограничению возможностей Манделы общаться с близкими и сторонниками.

    Два десятилетия окружая Манделу своим вниманием и ежедневным контролем, Джеймс Грегори просто привык к очень умному, спокойному и сильному духом негру, стал для него (по фильму, конечно же) близким человеком. Возможна ли дружба между конвоиром и осужденным? на этот вопрос фильм прямо не отвечает, но всеми правдами намекает на утвердительный ответ.

    «Прощай, Бафана» рассказывает о двух разных людях оказавшихся по противоположные стороны тюремной решетки. Фильм предсказуемо построен на полном моральном превосходстве Манделы над любыми попытками охранников-расистов, довести его до непоправимых действий.

    Также предсказуемо и прямо картина говорит, что Нельсон Мандела, даже будучи лишенный свободы, является куда более сильным и стойким человеком со своими принципами и идеями, чем Грегори, обреченный идти на поводу у действующей системы, даже понимая её неправильность.

    Для биографического фильма здесь слишком мало жизни Манделы, фильм предпочитает показать силу воли и стойкость человека, и не важно из чего он сделан, будь то реальный прототип у героя, будь он вымышленным персонажем. Конечно, нарекая своего героя Манделой Билле Аугуст обязан был просветить непросвещенных о могущем человеке из Южной Африки. Напомнить забывшим об ужасных временах апартеида, и показать жаждущим, как система, через террор контролировала действия представителей другой расы.

    Ведь не важно, что с падения режима апартеида в Южной Африки увеличилось число ВИЧ-инфицированных и уличной преступности, важно другое, раньше у чернокожих жителей Южной Африки не было права на свободное перемещение по родине, на занятия бизнесом или даже избирать и быть избранными. Сейчас уже черные имеют равные права с белыми, с моральной и юридической стороны вопроса это правильно, а вот как оно окажется в историческом плане…

    Авторам картины удалось заполучить в свои руки двух небезызвестных голливудских актёров Джозефа Файнса и Дайан Крюгер, играющих здесь супругов Грегори. О талантах Файнса сказано-пересказано, и Шекспира сыграть может, и не Шекспира, даже кино снимать умеет, пусть и короткометражное, зато расхваливаемое. О Крюгер с каждым её фильмом говорить приходиться больше, то она что-то одно сделает криво, то что-то другое не доделает, однако будущая миссис Джерри «мульти-пульти миллионер» Брукхаймер с каждым фильмом на экране появляется реже, то два эпизода в «Охоте Ханта», то небольшая (все же) роль здесь. Выделяется она из фильма «Прощай, Бафана» по сравнению со своими другими работами, тем, что здесь она не блондинка. Да и пару печальных эпизодов не проваливает. Прогресс есть.

    Отмечать особо исполнителя роли Нельсона Манделы также не приходится, актёр Дэннис Хейсберт весь фильм проходит со спокойным выражением лица, меняясь в лице только с помощью гримеров-стилистов, которые всю вторую половину фильму добавляют ему седин.

    Фильм, конечно, имеет право на существование, тем более с 90-х гг. ХХ века с каждым днём всё больше и больше времени проходит, кинематографистам приходится напоминать, жил был такой человек Нельсон Мандела, он Южную Африку освободил, и он — просто герой.

    6 апреля 2008 | 11:59

    Фильм, представляющий историю 28-летнего заключения Нельсона Манделы в южно-африканской тюрьме глазами белокожего охранника Джеймса Грегори.

    С детства понимая африканский язык коса, он много лет на службе доблестно выполнял свою работу, следя за знаменитым заключенным, ограничивая его свободу… и постепенно все больше проникаясь уважением к нему, испытывая если не дружеские чувства, но основательную симпатию.

    Однако, даже не приветствуя режимную политику страны, которой служит, сломить систему Грегори не планирует, оставаясь ниже, слабее своего «тюремного подопечного».

    Если даже не принимать во внимание политический базис сюжета, фильм хорошо смотрится как достойно снятая драматическая история о людях чести, людях цели.

    7 из 10

    14 мая 2009 | 00:48

    Будучи прирождённым поклонником футбольных состязаний я в курсе того, что южноафриканскую сборную по этому виду спорту называют «Бафана-бафана». До того, как увидеть картину «Прощай, Бафана» этому слову я не придавал значения, а после стало интересно, что же оно означает. Оказалось, что на языке африкаанс, которое относят как к основному словоизьявлению ЮАР, как такового перевода нет, но затем удалось узнать, что на языке коса, одном из племён, населяющим ЮАР, это значит «Мальчик», так что можно соединительно перевести ленту, как «Прощай, мальчик!».

    В действительно так и есть, детство в действии ленты, основанной на книге бывшего охранника тюрьмы Джеймса Грегори, где содержался Нельсон Мандела, давным давно ушло в небытие. Мандела посвятил свою жизнь борьбе за свободу своего народа, став чуть ли не нарицательным персонажем, заслужив за свою эизнь честь и уважение всего мира, а его надзиратель Грегори, свободно общающийся на языке коса, так как вырос в одной из провинции ЮАР среди африканских мальчишек, несомненно становились совсем другими людьми по мере того, как развивалось действие.

    Приврал ли Грегори в своём опусе или же нет — дело неважное. Но в постановке от датчанина Билле Аугуста мы видим какое же влияние имеет на других людей Нельсон Мандела. Аугуст планомерно выставляет на первый план вовсе не героя борьбы с апартеидом, за что он провёл в заключении 27 лет, а самого работника тюрьмы. Аугуст постепенно показывает за что же такую мировую известность приобрёл Нельсон Мандела, почему его слушали и им восхищались миллионы людей, выдвигая в картине примером только одного человека. Грегори, будучи белокожим, в своё время был среди привилигированных особ, одним из тех, кто мог бы всем заправлять, но встречи с Манделой ему хватило, чтобы пересмотреть свои взгляды. Возможно, это не так настойчиво доказывается, но в контексте поведения Грегори это можно понять. На фоне одного человек проникаешься уважением к другому и понимаешь его роль в отрезлвении общества. Политическое кино, одним словом.

    Суровый вид картины, его клаустрофобию тюрьмы Манделы или же общения только со своим кругом «белых» Грегори, нельзя было бы так воссознать, если бы не игра актёров. Нельсона Манделу сыграл Деннис Декстер Хэйсберт, больше известный по сериалам. Но кроткая улыбка, честность и открытость в глазах Хэйсберта подчиняла себе. Он, конечно, не так великолепен, как Морган Фриман из «Непокорённого», но возникало чувство, что актёр впечатлён значимостью своего персонажа и проникся им. Чуть недоиграл всё же Джозеф Файнс. По идее, мы должны были при просмотре возненавидеть его персонаж, хотя бы вначале, но этого не произошло, слишком удручённый и печальный его взгляд говорил о том, что вскоре Грегори, которого сыграл Файнс, сменит свои принципы и станет иным человеком. И истинная арийка Дайна Крюгер, сыгравшая жену Грегори… Очень сильная роль, многослойная, несмотря на второплановость.

    Хороший фильм от Билле Аугуста, создателя «Дома духов». Фильм о том, как мог влиять на других людей простыми словами Нельсон Мандела. Фильм о том, кто смог повернуть маховики истории в иное русло благодаря силе воли и вере в свободу. Посмотрите, от Вас не убудет, а, возможно, станете духовно и политически более вдумчивыми.

    8 из 10

    26 июля 2014 | 18:32

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>