всё о любом фильме:

Монгол

год
страна
слоган«Скоро мир содрогнется от имени ЧИНГИСХАН»
режиссерСергей Бодров
сценарийАриф Алиев, Сергей Бодров
продюсерШтефан Арндт, Боб Берни, Сергей Бодров, ...
операторРохир Стофферс, Сергей Трофимов, Рафик Галеев
композиторТуомас Кантелинен
художникДаши Намдаков, Ванг Мин Ква, Хай Минг Ксинг, ...
монтажЗэк Стэнберг, Валдис Оскарсдоттир
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
DVD в США
зрители
Россия  1.13 млн,    США  794.7 тыс.,    Франция  270.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время126 мин. / 02:06
Номинации:
«Не презирай слабого детеныша — он может оказаться сыном тигра», — гласит монгольская пословица. Мальчик Тэмуджин, которому предстоит стать Чингисханом, повелителем половины мира, прошел через голод, унижения, рабство. На него охотились, его пытали и предавали. Он выжил, хотя казалось, что это невозможно. Его сила, ум и воля к жизни были несравнимы с возможностями обычного человека. Его поддерживала любовь Борте, первой и любимой жены, которую у него никто не смог отнять…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
86 + 14 = 100
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:54

    файл добавилDavidViktor

    все трейлеры
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 967 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Также твой друг, сосед по парте, порой самый неказистый и невзрачный, поначалу непримечательный и невыдающийся может в будущем оказаться великой фигурой. Как, например, герой фильма Сергея Бодрова-старшего мальчик Темуджин. Наверное, и не догадывающийся о своем будущем величии, что станет человеком, от чьего имени содрогнется весь мир — Чингисхан.

    Фильм демонстрирует его постепенное восхождение. Вот он простой мальчик едет по обычаю выбирать невесту, но хитростью его отца отравили, самого заковали и сделали рабом, приговаривают к смерти, но он выживает и так далее. Переходя от события к событию, сюжет нас ведет по пути становления Чингисхана, как события происходили и как на него влияли. И здесь очень хорошо воссоздана, по моему мнению, атмосфера тех времен и событий: бескрайние серые степи, разбитые на племена и постоянно кочующие монголы, их своеобразный быт, взаимоотношения и манеры, особое пение, оригинальные костюмы. Все создает очень хорошее впечатление, ощущение натуральности и реальности происходящего.

    Также дополнительный плюс — актерские работы. Самый известный российскому зрителю Амаду Мамадаков, но неизвестность остальных не сказалась на качестве игры: актеры отлично вписались в повествование, натурально, создали разнообразные колоритные образы, хотя и похожие, а некоторые даже запоминаются. Еще в плюс можно записать боевые сцены, натуралистичные и с малым применением компьютерной графики. Но все-таки для исторической драмы, к которым многие привыкли, они короткие и их маловато. А еще более важно — образ главного героя, который мне показался до конца не воссозданным. Маловато продемонстрировано событий, демонстрирующих его как «большого человека», его ходы и действия, ведь под его знаменами была огромная армия, собранная из отдельных и кочующих племен, дисциплинированная и организованная, захватившая полмира. Слишком быстро, не подробно продемонстрировано его восхождение. В общем, как гласит слоган «скоро мир содрогнется». И ожидая того человека и глыбы, от которого содрогнется, на выходе получилось лишь скоро. Хотя мир воссоздан очень хорошо. И хотя бы ради этого и ради того, что, наконец-то, какая-никакая историческая драма, созданная за последнее время и как ответ Голливуду, есть и у нас, фильм может удостоиться просмотра.

    7 из 10

    29 ноября 2010 | 18:13

    Впервые фильм смотрел по телевидению, пару лет назад, но «досозерцать» даже до половины не вышло, о чем очень жалел и долго искал его.

    Кинолента захватывает с первых же минут и до самого конца. Очень хорошо передана атмосфера и философия монголов, которую нам — современным славянам, понять достаточно сложно. В нем практически нет мелодрамы, любви там столько — сколько должно быть! И самое главное фильм очень хорошо смотрится, в визуальном смысле. Не зная, что фильм Бодрова, никогда бы не сказал что его снимали русские…

    Сюжет не скучен и не затянут, все события, по времени, идут ровно столько — сколько нужно. Единственное, что мне показалось чего-то в фильме все-таки не хватает, возможно эмоций, драмы, т. к. лица азиатов выглядят очень серьезно и безэмоционально… А может я и ошибаюсь и именно так должен выглядеть исторический фильм о величайшем Хане, строго, сурово, сильно, безжалостно, четко и достоверно!

    Приятного просмотра.

    5 сентября 2010 | 21:13

    Вступительное СЛОВО.

    Лурдес:

    Итак. Рецензия. Тройная… Она интересна уже тем, что разные люди — andrwell, LYzzER и Лурдес смотрели фильм в одинаковых условиях. Одновременно. В одном кинозале. То есть окружающая обстановка абсолютно идентична. Далее все зависит от нашего восприятия картины. Что ж, узнаем, так ли сильно различаются впечатления от «Монгола». На старт!

    LYzzER:

    Рецензия и правда тройная, хоть Монгол был один. Именно потому уверен, что мы рассудим все верно, ведь мы в большинстве, от нашего бдительного ока не скрылось ничто. Идентичная обстановка? Нет, друзья мои, я ближе к центру сидел и видел все не в пример лучше. Ну а то, что «рецензия интересная…» это большой вопрос. Скорее, рекомендуется к ознакомлению. Ведь люди и правда разные. Андрей, Игорь, Ира. Большой, смешной и девушка. Компашка та еще.

    andrwell:

    Это да. И настрой был у всех разный. Я был воодушевлён, Игорь собирался выспаться, а Иринке было всё равно.

    И ещё. В отличие от своих красноречивых друзей, буду краток. Ненавижу объёмные рецензии!

    РЕЦЕНЗИЯ аkа ОБМЕН МНЕНИЯМИ.

    Лурдес:

    У каждого фильма есть начало. Нет, не первые кадры и даже не саундтрэк, если таковой звучит перед фильмом. И не то, что мы видим на экране, едва начав смотреть. Начало фильма — это случайный взгляд, брошенный на киноафишу или обложка диска, привлекшая наше внимание. Начало — это то, что побуждает нас к просмотру, что мы ожидаем от фильма…Чистосердечно признаюсь, что от данного фильма я ожидала не многое. Может, поэтому, выйдя из кинозала, не испытала сильного разочарования от увиденного. Скажу больше: «Монгол» оставил меня равнодушной. Экран не превратился в объемный мир, не поглотил все внимание. Я слышала комментарии к фильму сидящих позади людей, замечала ерзанье LYzzERа в кресле и то, как andrwell расслаблено потягивает коньяк из фляжки. «Монгол» не стал частью жизни. Это было просто то, что показывал экран. К слову, экран и стерео-колонки я также успела рассмотреть очень внимательно за два часа, что длился фильм. Интересно послушать моих коллег. Ваши впечатления, господа?

    LYzzER:

    Отойду от регламента и отвечу не таким высоким слогом, в своей обычной и привычной всем манере. Началом «Монгола», если придерживаться теории Лурдес (которую я иначе как теорией хаоса окрестить не могу), было разочарование. Ибо на «Обитель зла 3» мы не попали, «Час-пик 3» тоже пролетел мимо, а «Путевого обходчика» ввиду его невменяемости не транслировали вообще. Про «Монгола» я даже ничего не слышал. Увидел только, когда уткнулся носом в здоровенную афишу в кинотеатре. Сзади напирал Андрей и путей к отступлению уже не было. Пришлось рискнуть. В конце концов, кто не рискует, того не хоронят в гробу из красного дерева.

    andrwell:

    Риска никакого не было. Было отсутствие выбора. Начало фильма не преподнесло для меня ни воодушевления, ни разочарования. Ничего.

    Лурдес:

    А я думаю, это была судьба. Если бы andrwell ненароком не припечатал LYzzER`a к афише, а тот в свою очередь, не уговорил меня, то просмотра бы не было… Что ж, в сюжете есть все, чтобы привлечь внимание зрителя. Присутствует рок, злая судьба и победа над ней. Присутствует извечная тема того, как друг становится врагом, а любовь побеждает все. Нам показывают не Чингисхана — победителя, а маленького мальчика, потерявшего целый мир. Причем, основной акцент истории делается не на победе, а на преодолении препятствий на пути к ней. Вы скажете: не удивительно, все это старо, как мир. Да, так и есть. Нового нет. Не в фильме — в мире. Любые обстоятельства интересны, но нужно суметь их «правильно подать».

    На мой взгляд, их подали не с тем соусом: чуть больше драматизма, чуть меньше равнодушия. В истории нет того «метания», которое заставило бы зрителей сопереживать (ценное чувство, верно?). Складывается ощущение, что герои, не колеблясь, принимают трудные решения, изменяют свою жизнь, не моргнув глазом… Несогласные по этому пункту есть? В итоге сухая констатация фактов не привлекает внимание, не заставляет волноваться. Кроме того, сюжет затянут, а его некоторым основным ходам не уделено внимания.

    LYzzER:

    Да, и правда, сюжет не блещет изысками, история стара, как мир (как и сама история Великого Хана). Главное в этом фильме — атмосфера. Снять атмосферное кино про Чингисхана можно. Для этого всего лишь нужно набрать на главные роли и в массовку не приевшиеся голливудские рожи, а реальные этнические группы, показанные в фильме (да еще японцев и китайцев не забыть), одеть их в подобающую эпохе одежку, отказаться от дубляжа, позволить им говорить на своем тарабарском языке и деликатным интеллигентным голосом все это дело переводить. И не забыть издавать по пьяни поражающие воображение горловые звуки. Кому как, а мне действительно было страшно и весело одновременно.

    andrwell:

    Лурдес, не согласен. У меня ощущения лёгкости принятия главными героями основных решений не сложилось. Были и раздумья, и муки выбора, и желания передумать. А вот насчёт затянутости согласен. Время от времени сюжет просто проваливался в яму скуки и равнодушия. И с LYzzER`ом согласен. Антураж соблюдён на все 100. Особенно пьяные песни!

    Лурдес:

    О, песни — это было что-то! Искрометно, смешно и неподражаемо. Кстати, что касается героев, то выделю Джамуху — брата Чингисхана, как самого яркого и харизматичного. Великолепно сыгран, а образ героя продуман до мельчайших деталей: одна привычка разминать затекшую спину чего стОит! Такие мелочи очень важны. Что касается прочих героев, то сыграны они неплохо, но выделить конкретно кого-либо из них не могу. Даже Чингисхана. Впрочем, нет! Вспомню еще интересного героя второго плана: старого монаха, того самого, который просил пощадить его монастырь. Хотя, пожалуй, он просто на фоне остальных выделяется. Порадовали замечательные детишки. Сцены с ними считаю одними из самых лучших.

    LYzzER:

    Коли речь зашла о Большом Брате, то и я попробую описАть. Брат Чингисхана — знатный японец… эээ… то есть монгол. Беспроводной bluetooth, который он носит с начала картины и до самого конца, сразу выдает в нем продвинутого и перспективного хана. Понятное дело, люди к нему потянулись. Вот только подобные фенечки очень недешево обходятся, и хан пожадничал, чем не преминул воспользоваться Чингисхан. Если вы мечтаете о мировом господстве, но не знаете с чего начать, спросите главного героя — КАК? Он ответит вам, что нужно делиться награбленным с подельниками, завести не по годам мудрую жену и навещать ее примерно раз в пятилетку, чтобы удостовериться что детишки растут нормально, старательно юморят, и вообще все идет по плану. Не важно, что детишки чужие, совершенно незачем знать, откуда у вчерашнего одинокого кочевника появилось могучее войско, и уж совсем бесполезно выяснять, почему сидя в клетке необходимо зарастать грязью, если есть возможность помыться хотя бы под дождем. Самое главное — придумать жестокие законы и не бояться грозы. И тогда все у вас получится.

    andrwell:

    Согласен, опять же. Джамуха — самый заметный и интересный персонаж фильма. Одно его бритьё ножом головы цепляет намертво! А уж про пресловутое распрямление сросшихся позвонков вообще молчу! И орал он шикарно! И в бое, и при пьянке!

    А вот что касается отношения Чингисхана и жены, то здесь, LyzzER, я с тобой не соглашусь. Во-первых, он её всё-таки любил. Во-вторых, по вполне очевидным причинам, чаще встречаться с ней не получалось. В третьих, он был не одинокий кочевник, а сын хана и сам хан. В четвёртых, грязью он не обрастал, лишь кожа от солнца потрескалась и одежда изветшала. Ну а про грозу — это некий лейтмотив фильма, простирающийся от начала до финала.

    Лурдес:

    Действительно, ассоциация победы над инстинктивным страхом грозы, как победы над изжившими себя стереотипами, довольно удачный ход фильма. В остальном, соглашусь с высказыванием LYzzER’а — уж как-то все показано без объяснений. Зато фон, на котором разворачивается действие фильма, очень красив. Превосходное обрамление всей истории. Потрясающие пейзажи и природа: бескрайняя степь, заснеженные равнины, жаркая пустыня, быстрые реки… Любоваться есть чем. Порадовала финальная битва. Пусть немного не так обыграно, даже подозреваю неправдоподобность, но не затянуто, волнующе и красиво.

    LYzzER:

    С грозой разобрались. Любовь-морковь я тоже принимаю. Фон и пейзажи порадовали, но все же Первый урок, который извлекает из фильма зритель — это то, как надо выбирать себе невесту. Все элементарно, как и показано в фильме. Идешь себе перед строем девчонок, как перед стеллажом в магазине обуви, и выбираешь себе кроссовки нужного размера. Если скромная обладательница тех самых кроссовок/галош/кед/ботинок/ласт/сандалий/сапог/лаптей (нужное подчеркнуть) при этом прокудахтает тебе в ответ что-то утвердительное, значит все ок. Если нет — придется искать нужный размер на складе или ехать в соседнюю деревню. Или вообще ждать новый завоз (хотя и выбранную пару ты получишь только через пять лет — сервис в степи аховый). Любопытно то, что монгольских девушек показывают в меру симпатичными, хотя комментарии, что «красавица должна иметь плоское лицо», изрядно веселят неподготовленного зрителя. Подготовленного не веселят. Подготовленный пытливо смотрит на ноги девушек, выбирая лучшую.

    andrwell:

    Про «задник» картины. Очень красиво. На уровне пейзажей из «Властелина колец». Никогда не мог подумать, что степь так красива. Схваток, конечно, в картине маловато. Зато какие! Снято (или нарисовано?) замечательно.

    Лурдес:

    andrwell несколькими предложениями выразил все мои мысли и чувства. А вот LYzzER зря смеется над кажущимися нелепыми традициями монголов. Это их обычаи, которые (сам говорил) добавляют атмосферности картине. Итак, идя на «Монгола», не ждите чего-то особенного или хотя-бы занятного. Вас ожидает парочка смешных моментов, колоритная и непонятная речь жителей степи и красивые места, куда вам захочется поехать. Это плюсы, самый бесспорный из которых — у фильма наблюдается наличие своеобразного стиля. В весомые минусы идет плоскость сюжета, его затянутость, почти отсутствие харизматичных героев и необыгранность некоторых сюжетных линий. И предположу, что вы не потеряете что-то грандиозное, если не убедитесь в этом сами. Спасибо за внимание.

    LYzzER:

    Бодров-старший умудрился снять двухчасовой фильм так, что создается вполне реальное ощущение его трехчасовой продолжительности. Затрудняюсь сказать, хорошо это или плохо. Событий много, экшн на довольно высоком уровне (не мельтешение в стиле Дозоров, а грамотная хореография и эффектные трюки на лошадках, с подрисованными, как в «300» комиксовыми капельками крови), но середина фильма серьезно провисает. Об этом быстро забываешь, когда на экране разыгрывается ремейк третьего Властелина колец. Две армии, настоящее зрелище (пусть и не с большой буквы), при виде которого даже забываешь про жуткое клеймо «сделано нашими».

    andrwell:

    Мне даже сказать нечего. Операторская работа на высоте, актёрская игра, к моему удивлению, очень даже неплоха, сюжет вполне интересен. А что ещё нужно для добротного фильма?

    Лурдес:

    Оценка — 6 из 10. Не назову фильм провальным или плохим, но особо запоминающихся эмоции его просмотр не оставил.

    LYzzER:

    Оценка — 7 из 10. Радует возрастающее качество «нашего» кино. Напоминаю, что Наше мнение — не истина в последней инстанции. Но что-то очень близкое к тому.

    andrwell:

    Оценка — 7 из 10. Буду пересматривать. Как фильм, так и, возможно, оценку.

    P.S. Извиняемся, что отняли у вас СТОЛЬКО времени.

    14 октября 2007 | 08:55

    Посмотрел «Монгол» Бодрова и «Чингисхан» японцев. Что можно сказать однозначно? Эти фильмы как раз полезно оценить в сравнении, хотя японский никакого сравнения с нашим не выдерживает. Мне его даже досматривать лень было. Зачем, почему японцы это сняли, вложив немало денег? Неужели к 800-летию Монголии? Ну тогда ладно. Скороспелая поделка к случаю, не иначе тогда. Хотя когда досмотрю, мое мнение оформится более отчетливо. Но все же и ударили лицом в грязь: русские знают о монголах лучше, правдивей, глубже, чем японцы. Явно. У нас меньше слов, меньше событий. Но гораздо больше сути. Настоящей, дикой монгольской сути.

    Тимуджин великолепен: воин-головорез, дикий, справедливый и беспощадный, не знающий слез, горя и каких-то там заморочек, свойственных современному человеку, из которых тот буквально соткан. При всей своей беспощадности, он не менее человечен, потому что абсолютно понятен. И не менее поражает жена Тимуджина, красавица — монголка Барту. Настоящая монгольская красота в картине понятна, очевидна и правдива. Но еще правдивей сущность этой прекрасной женщины: дикая, не знающая бабьих слез, сомнений, разочарований. Не знающая пощады, по-звериному умная и мудрая, в нужный момент жертвующая собой и твердо знающая, что любой ценой надо сохранить жизнь любимого, сохранить свою жизнь и жизнь детей, уйти от опасности, чтобы снова быть вместе. Умеющая ждать и скитаться, она покоряется этой жизни, но гарантированно добивается поставленных целей. Она действует там, где надо действовать, и не делает в этой жизни лишнего. Именно таковы и есть монгольские женщины, встречавшиеся мне по жизни.

    Фильм и красивый, и зрелищный, и умный. Ну все-все-все просто здорово. Давно не видел таких. Просто событие. Но более всего радует, а? Как мало свиста вокруг этого фильма! Как мало его пиарят! Да вообще никак. Вот оно, искусство!

    10 из 10

    5 октября 2007 | 16:32

    Сюжет: Монгольские степи 12-й век. Хан тайчиутского племени Есугей везет своего 9-ти летнего сына Тэмуджина свататься к соседнему племени меркитов. По пути, остановившись у давнего друга Дай Сэчена маленький Тэмуджин встречает необычную девочку по имени Борте и по детской неосознанности вопреки воли отца выбирает именно ее себе в невесты. Этот случай навсегда изменит жизнь Тэмуджина. На обратном пути, во время стоянки, Есугей-хана хитростью отравили татары и он через несколько дней скончался. Теперь по монгольским обычаям Тэмуджин становится ханом, но кто будет слушать 9-ти летнего мальчика. Власть в племени силой берет его дядя Таргутай, вдову Есугей-хана Оэлун и ее детей изгоняют из племени, Тэмуджина делают рабом и одевают на шею деревянную колодку, более того, его ждет смерть. Но у вечного синего неба — великого Тенгри — свое мнение относительно мальчика. Небом ему уготовано из замученного раба возвыситься и стать ханом мира, известного как Чингисхан…

    В 2006 году Монголия отпраздновала 800-летие со дня образования. Основатель ее — естественно Чингисхан. В это время на экраны вышло сразу несколько фильмов о «потрясателе вселенной»: сериал сняли китайцы, полнометражный фильм японцы и тогда же на экраны вышел «Монгол», созданный усилиями нескольких стран и в первую очередь РФ. К слову говоря, сей фильм не столько о жизни хана, сколько о любви его к жене своей первой Борте.

    Именно любовь и преданность — основные составляющие сюжета, а параллельно зрителю демонстрируют некоторые события из жизни Великого Монгола. Ставка на такой сюжет более чем обоснованна — все-таки для того чтобы снять крепкий эпос о монгольской империи нужно иметь гигантский бюджет, ведь жизнь Тэмуджина лет с 30 примерно состояла из одних лишь военных походов: сначала он бился с соседними вражескими племенами монголов, а затем, победив и подчинив их всех провел две крупномасштабных военных кампании, сперва завоевав бо’льшую часть Китая, а затем и мощное государство Хорезм, противостоявшее ему почти с 400-тысячной армией, к тому же он успел одолеть грузинские княжества и разбить солидную армию русских воинов.

    Экранизировать все это, естественно, денег не было, а вот на ту сумму, которой располагали продюсеры шибко зрелищное кино снять было сложно. Поэтому важен был именно сюжет, потом игра актеров и конечно же атмосфера времени. Наибольших похвал из этого трио заслуживает как раз таки атмосфера — бескрайние серые степи, заунывные ветра, диковатые, но неунывающие монголы, их причудливый язык, скромный быт, табуны скота, погони на лошадях — все показано визуально насыщенно и достоверно (по крайней мере не возникает и мысли о киношности декораций, костюмов, оружия и иных предметов).

    Игра актеров как-то ничем особенным не запомнилась, хотя, по большому счету, они все сделали качественно. Но вот сюжет… Спустя 800 лет сложно говорить о каких-либо событиях, тем более со 100% точностью, но то, что предложили создатели «Монгола» смахивает на остросюжетную самоделку — совершенно иная, отличная от общепринятой, интерпретация жизни Тэмуджина (во всех других экранизациях события примерно схожи и соответствуют общепринятой версии). То, что хан сидел в плену у тангутов несколько лет, заточенный в клетке, питался голубями и пил дождевую воду, конечно, можно предположить (историк Л. Гумилев писал нечто подобное), но чтобы его нашла Борте и спасла так, как показано в «Монголе» — этого я лично нигде не встречал, откуда такую версию взяли не ясно. Погоня за оригинальностью, особым драматизмом? Возможно.

    Но именно сюжет стал провальным местом фильма, хотя все остальное на твердую пятерку. Можно ведь было в основу сюжета заложить, к примеру, воспоминания хана перед сражением с Джамухой, представляя зрителю отдельные эпизоды из его жизни, а в конце показать главное сражение фильма — это и удобно, в случае успеха не сложно снять и вторую серию; хорошо, пусть он просидел в плену у тангутов, но ведь спасти его мог, к примеру, брат Хасар и другие многочисленные родственники — это выглядело бы правдоподобнее — но о родственниках с средины фильма напрочь забыли.

    И еще впечатления портят зрелищные, но дешевые экшн-трюки, когда от удара мечом враг подлетает и делает несколько оборотов вокруг своей оси, или вместе с копьем улетает на несколько метров назад и, воткнувшись, повисает на дереве — зрелищно, но дешево (фальшиво). И напоследок — на мой взгляд, из всех экранных образов Чингисхана наиболее правдивый и интересный получился именно в исполнении Асано Таданобу.

    P.S. До сих пор историки не пришли к общему мнению — монголом ли был Чингисхан. Ведь нет самого главного доказательства — его тела. С толку сбивают еще вот какие обстоятельства: первое это имя — доселе не известно что оно означает («чингис»), в монгольском языке такого слова нет; второе это внешность — его описывают как высокого человека с серыми кошачьими глазами и рыжими с красна волосами, не похож на типичного монгола; третье — Тэмуджин, проживший почти половину своей жизни в отшелье, так сказать просыпался и засыпал, видя пред собой одну лишь бескрайнюю степь, вдруг, ни с того ни с сего, проявляет чудеса дипломатии, знания психологии человека, высокое военное мастерство и организаторские способности. И еще не могут ученые понять, как же за такой короткий срок можно так дисциплинировать и организовать огромную армию племенных кочевников т. к. обычно для этого нужен многовековой сложившийся воинский уклад и государственность. История полна загадок.

    7 из 10

    31 октября 2009 | 11:15

    Фильм Бодрова-старшего о Чингисхане ожидали давно, велись разговоры о недостатке денег и трудностях в организации съемок в Казахстане и на родине Потрясателя Вселенной.

    Между тем, за бугром не дремали: в 2002 г. вышел художественно-документальный фильм британской BBC, в 2006 г. — китайский 30-серийный сериал, в 2007 г. — японско-монгольский блокбастер. «Ударить в грязь лицом» отечественные кинематографисты никак не могли: ведь ученые-евразийцы давно доказали, что Российское государство сформировалось на обломках мировой империи Чингисхана. Да и «своих» монголов хоть отбавляй: калмыки, буряты.

    Но одно дело чувствовать себя потомком воинов Чингисхана, другое — быть настоящим актером театра и кино. Поэтому на главную роль утвердили Таданобу Асано, блеснувшего самурайским клинком еще в «Табу» (1999) и «Затойчи» (2003). Пригласили китайцев, монголов, казахов, правда из известных имен больше нет почти никого. Вот разве что Амаду Мамадаков ("Звезда», «9 рота») снялся в роли предателя и интригана Таргутая, немало озадачив этим своих многочисленных азиатских и славянских поклонниц. В итоге было заявлено, что на экраны пока выходит лишь первая часть дилогии, в которой рассказано будет о юности Темучжина и его борьбе за объединение монгольских племен.

    10 «лимонов» евро, конечно же, потратили не зря. Впечатляют кровавые баталии, в которых герои с хирургической точностью протыкают врагов стрелами и с зловещим хрустом полосуют друг друга кривыми саблями. Умопомрачительные степные и горные пейзажи, на фоне которых не успеваешь заметить, что лошади все-таки не настоящие монгольские, крепенькие и низенькие, а обычные европейские. Высоченные глинобитные стены тангутских крепостей…

    Да, было такое великое царство в Центральной Азии, империя тангутов Си Ся, в которой, между прочим, еще в XII веке возникла первая в мире Академия наук. И неграмотному Чингису это было известно, поэтому и пощадил он, разрушив само царство, ученых монахов и их книги. Но вот тангутскую принцессу взял себе на ложе, и она, согласно легенде, уколола хана отравленной шпилькой, от чего скончался он в 1227 г. от Рождества Христова…

    Но об этом в фильме Бодрова не говорится ничего, зато много рассказывается о детстве Темучжина, его сватовстве и женитьбе, пребывании в рабстве у своих и чужих. И конечно же, о победах и поражениях. Однозначно оценить результат столь длительной и сложной работы интернационального (Россия, Германия, Китай, Монголия, Казахстан) коллектива нельзя.

    Плюсами картины, бесспорно, являются натурные съемки, операторская работа, органичный и при этом ненавязчивый (как в «Артуре», «Трое», или «Царстве небесном») саундтрек. Исторический антураж, юрты, костюмы, оружие, доспехи, также выглядят вполне «достоверно», здесь создатели китайского сериала явно уступили нашим: сабли в 1350-минутном китайском «Чингисхане» размером и весом превосходят настоящие раза этак в два. Но сражались-то «реальные» монголы XII века чаще конскими челюстями, для большинства степняков настоящий клинок был дороговат.

    Да и в ближний бой, согласно источникам, они вообще предпочитали не вступать, обходясь луками. В отношении последних фильм Бодрова также «не подкачал»: и в японском блокбастере, и в китайском сериале лучники пускают свои стрелы не такими стройными залпами. Впрочем, у китайцев это снималось «в натуре», а у нас, как и у японцев, явно рисовано на компьютере.

    Однозначно удачным решением сценаристов было выделение «языческого» колорита: эффектные сцены обращения к небесному богу Тенгри, оглушительное горловое пение, впечатляющие пляски шаманов… Здесь помог опыт работы режиссера над масштабной постановкой о казахском герое Аблае «Кочевник». Однако весь этот «дух эпохи» ориентирован скорее на азиатского, чем на европейского зрителя.

    Кроме того, в «Монголе» совсем обойдена «христианская» тема, затронутая в упомянутых японской и китайской постановках: ничего не говорится о всесильном кераитском Ван-хане, хане-христианине, «Пресвитере Иоанне» преданий средневековой Европы. А ведь именно рассудительный Ван-хан, а не бесшабашный авантюрист Джамуха, на первых порах помог юному Темучжину сплотить монгольские племена.

    Но художественная кинокартина — не научный труд, поэтому перейдем к главному замечанию. Само по себе оригинальное сценарное решение создателей «Монгола» резко выделяет его на фоне приевшихся «забугорных» постановок, просто пересказывающих хрестоматийные факты биографии Темучжина. Но нельзя не отметить некоторой излишней «беллетризации» сюжета, в результате которой хан и его юная жена переживают приключения в духе современных криминальных мелодрам. Между тем, в исторических документах рассказывается лишь о похищении Борте меркитами, но нет ничего о ее столь «самоотверженном» поступке в Тангутском царстве. Да и сам факт пребывания Темучжина в тангутской тюрьме историками оспаривается.

    На мой взгляд, сценаристы слишком уж увлеклись модной ныне теорией, согласно которой в монгольских степях XII в. царили такие же звериные нравы, как и у нынешнего российского, казахского, американского и пр. криминалов (провались они все в Пещеры Моровы!) В реальности степняки-язычники руководствовались в своих поступках прежде всего родоплеменными интересами, именно поэтому оскорбление женщины как продолжательницы рода наказывалось столь жестоко. В фильме Бодрова же, в отличие от японской и китайской постановок, это сильно «сглажено» ("у монголов так бывает!»), отсюда — сомнительная с нравственной точки зрения история путешествия Борте к тангутам за мужем.

    В заключение хочется также сказать, что хотя Асано Таданобу актер и «звездный», роль Потрясателя Вселенной ему, на мой взгляд, не очень подходит: он так и остался тем интеллигентом-самураем, каким был в «Затойчи» и «Табу». Именно поэтому хан в его исполнении начисто лишен брутальности и излишне, неестественно благороден. Но, как говорится, о вкусах не спорят. Приятного просмотра всем вам, потомки Чингисхана!

    26 октября 2007 | 18:44

    Посмотрела этот фильм два раза. Подруга мне очень советовала — она была в кинотеатре Ростова на сеансе и осталась в восторге от этого фильма.

    Когда я посмотрела фильм во второй раз, он мне понравился гораздо больше, чем в первый. Очень оригинально и, я бы сказала, абстрактно. Довольно отвлеченный сюжет.

    Непонятно, почему же сэкономили на дублерах? По крайней мере, женщины могли бы разговаривать женскими голосами. А то всех героев озвучивает один мужской голос. А актеров подобрали хороших. Особенно актрису, сыгравшую Борте. Она настоящая монголка. Только самураю Асано Таданобу роль монгольского хана не очень подходит — таково мое мнение. По некоторым историческим свидетельствам, у Чингисхана были зеленые глаза и рыжие волосы и при этом типично монголоидные черты лица. Почему — это покрыто мраком тайны.

    Красивы степи Монголии — бескрайние степи до горизонта. Своеобразен быт монголов, их религия и обычаи, например, выбирать спутника жизни еще в детстве.

    Меня позабавил эпизод выбора будущей жены маленьким Темуджином, сыном хана Есугэя, который тогда и предположить не мог, что сын станет властелином Вселенной. Отец сказал сыну, что лицо у невесты должно быть плоским, глаза узкими, а ноги крепкими.

    Темуждин увидел красивую и умную девочку — Борте. И выбрал ее. И подарил ей на память подарок, чтобы она помнила о нем.

    Это косточка белой вороны… Если потереть ее, исполнится самое заветное желание.

    Этот подарок стал залогом их взаимной любви.

    Этап жизни юного Темуджина, когда он проходил через унижения, рабство, скитания, был практически опущен. Но «не презирай слабого детеныша, ибо он может оказаться сыном тигра». Казалось бы, он только был мальчиком — и вот перед нами уже сильный молодой человек. Как же он пережил все эти годы? Видимо, благодаря своей воле, силе, уму, жесткости и стремлению к жизни. И Борте он не забывал. И она не забывала его. Думаю, став впоследствии его женой, она стала умнейшей и самой любимой женой Чингисхана.

    Борте именно такая, какой и должна была быть монгольская девушка — сильная, стремительная, похожая на рысь, терпеливая и смелая. И красивая, очень оригинальная восточная красота.

    Понравился момент, когда Темуджин вызволил Борте из плена меркитов и пошел собирать войско.

    А вот батальные сцены не впечатлили. Гораздо интереснее было посмотреть на отношения между героями, особенно между супругами Темуджином и Борте. Она совершила смелый поступок, вызволив его из плена.

    И Темуджин совершил много ратных деяний, подчинив себе всю Монголию и став Чингисханом великой степи. Говорят, что он был куда более жесток и жесток, чем в фильме показано. В этой картине он показан таким несколько мечтательным, молчаливым воином.

    Но что он был выдающимся полководцем и государственным деятелем, обладающим умом, силой и решительностью, — это факт. И судьба помогла ему, и сам он стал строителем своей судьбы. Из цыпленка вырос дракон, покоривший мир.

    Весьма неплохой фильм с оригинальным сюжетом. Быть может, одна из лучших картин о Чингисхане.

    7 из 10

    6 мая 2009 | 23:25

    В целом от фильма я ожидал большего. PR-компания и закадровый текст трейлера утверждали о некоем новом взгляде на Чингисхана, как на человека интеллектуального, любящего, верного мужа, правителя, спасшего свой народ от бесчисленных страданий и вовсе не такого кровавого убийцу, каким его принято изображать в европейской историографии…

    В реальности же в фильме подробно показно лишь то, какой он верный муж и все. Его значимость как правителя показывается очень фрагментарно, от каких страданий он спас свой народ, из фильма вовсе не ясно. Сам момент объединения монголов в фильме практически отсутствует — только фраза «Люди пошли ко мне» и финальная полу-битва, полу-символ. Между тем, в жизни Чингисхана-правителя это было, возможно, самое главное событие, ведь он добился объединения чуть ли не к 50 годам, возраст по тем временам очень солидный.

    Его человечность показывают две сцены — с братом, которого он пощадил, и с тангутским монастырем, который он не разрушил. Всю страну тангутов разрушил, а один монастырь сохранил, выходит, добрый был человек.

    Вообще вся история с тангутским пленом Чингисхана, судя по всему, выдумана для того, чтобы показать всю глубину любви между ним и Борте. Возникает вопрос: неужели нельзя было это сделать без тангутов? Или же это выдумали, чтобы потом объяснить, зачем он на Китай напал? В любом случае этот плен выглядит лишним и надуманным.

    Так что, подводя итог, в фильме много показывается любовь двух людей, но почти нет жизни правителя. Но тогда необязательно снимать именно Чингисхана, с тем же успехом можно было снять просто жизнь какого-нибудь пастуха и его жены.

    Из актеров ярче всего выглядит китаец, в роли брата Чингисхана, кажется, Бао Ди. Он явно переигрывает Таданобу Асано. В фильме хорошо показаны монгольские ландшафты, бескрайние дали, живописные во все времена года, суровая земля где негде укрыться ни от врагов, ни от непогоды. Неплохо сняты сцены с всадниками, хотя наиболее придирчивые критики говорят, что там орловские рысаки, которых у монглов не было — они ездили на низких, лохматых лошадках, очень выносливых.

    Также хороши некоторые символичные сцены, особенно первое появление перед Темучжином бога Тенгри в образе белого волка.

    Но в целом фильм оставляет впечатление фрагментарности и незавершенности.

    7 из 10

    8 октября 2008 | 22:51

    «Монгол». Интернациональный фильм. Россия — Казахстан — Германия, съёмки на территории Китая и Монголии. И повествует о Великом монголе — Темучине, он же Чингисхан, Хан-Океан.

    Об научной биографии монгола говорить не буду — отличия есть, иногда существенные весьма. Любопытные сами найдут и убедятся.

    Конечно, это не документальный фильм, он — художественный, пусть и исторический. Но и из этого фильма можно получить общее представление об детстве Темуджина/Темучина, нравах и обычаях монголов тех веков. И всё это на фоне бескрайних степей, пустынь, лесов.

    Запомнилась работа операторов — за что им низкий поклон. Такое я ещё не видел, и, надеюсь, увижу ещё где-нибудь. Словно сам окунаешься в состояние героев, в атмосферу того времени.

    Актёры, конечно, малоизвестны России (Европейской-то точно), но, по сути, не в Европе же снимать Азию. Актёры подобраны на ура. Их узкие глаза лишь кажутся равнодушными, но присмотришься — и видишь монгола изнутри. Запомнился Сун Хон Лей (может, транскрипция не та, в общем, Джамуха).

    Конечно же, без режиссёра Сергея Бодрова всего этого фильма не получилось бы. Собрать мастеров своего дела — это уметь надо, согласитесь.

    Но вот сюжет — как мозаика. Многих деталей недостаёт. Вот тонет мальчуган в холодном и огромном озере — и вот он повзрослевший, живой, списывает успешное спасение своё на монгольского Перуна/Зевса/Тора/Илью-пророка — Тенгри. А до этого избавился от колодки. Непонятно как — волк, что ли, помог… Заставляет работать фантазию зрителя. Но многое пропущено. Как собрал и подчинил монголов — никак не показано. Да и как менялся — тоже не очень заметно.

    Отдельно о саундтреке. «Алтан Ураг» отныне — любимая группа моя. Из-за духа Востока, той Монголии. Весьма хорошо вписывается в атмосферу фильма.

    Нельзя упрекать режиссёра за то, что он решился экранизировать врага Руси нашей. Ибо своих врагов знать хорошо надобно. Да и искать таких людей нужно.

    Итак,

    8 из 10

    17 сентября 2008 | 22:52

    Фильм оставил после себя двоякое впечатление.

    С одной стороны великолепные панорамные съемки природы Монголии, органично вписывающаяся музыка, интересная идея — показать молодые, наполненные личными переживаниями годы Чингизхана, и, наконец, хорошая режиссура. Это все плюсы.

    К минусам можно отнести не совсем удачный сценарий, не очень четкое воплощение идеи, местами несколько топорную игру актеров и некоторую корректировку мировой истории.

    Посмотрев фильм, я так и не поняла, почему же все-таки нельзя презирать слабого детеныша.
    На протяжение всего действа нам показывают, как развиваются отношения Тэмуджина с двумя людьми, женой Борте и названным братом. Но для того, чтобы раскрыть личность такого масштаба, этого мало. Если бы я с детства не знала, кто такой Чингизхан и как ему удалось завоевать полмира, то так и не поняла бы, в чем же особенность мальчика, юноши, мужчины, воина Тэмуджина.

    На мой взгляд, фильм получился несколько поверхностным, актер, исполняющий главную роль, уж слишком равнодушным к своему герою, ни на минуту не поверила, что передо мной великий и легендарный покоритель мира — ЧИНГИЗХАН.

    6 из 10

    6 июля 2009 | 22:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 162 руб.
    подробнее

    Новости


    Кинофестиваль в Санкт-Петербурге начался скандалом и скандалом же и закончился. Сперва в Северную столицу отказался ехать Вентворт Миллер, а вчера вечером на церемонии закрытия стало известно, что жюри во главе с Сергеем Бодровым, принимая решение, не рассматривало конкурсную картину «Околофутбола». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Во время работы над «Седьмым сыном» меня интересовал очень простой вопрос: а кто такие ведьмы? Откуда вообще они берутся? Откуда берется это зло? Я для себя нашел очень простой ответ: зло не возникает само по себе, оно не пришло к нам с Луны или с Марса. Источник зла — это сами люди. (...)
     
    все интервью

    Репортажи

    Оскар`2008 26.02.2008

    Юбилейная 80-я церемония Оскар уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из трех частей: красная ковровая дорожка, церемония награждения и финальная галерея фотографий победителей Оскара… (...)
     
    все репортажи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Андрей Рублев8.198
    141.ПривидениеGhost8.196
    142.В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder8.195
    143.Звездочки на землеTaare Zameen Par8.191
    144.Вам и не снилось...8.190
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.54%
    2.Лондонские поляLondon Fields95.79%
    3.ИсчезнувшаяGone Girl95.46%
    4.ЛюсиLucy95.33%
    5.Багровый пикCrimson Peak95.30%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Непрощенные19
    ВуншпуншWunschpunsch9
    ОкулусOculus16
    Прогулка96
    Выживут только любовникиOnly Lovers Left Alive52
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.023
    Скорый «Москва-Россия»4.651
    ДивергентDivergent7.227
    СаботажSabotage5.697
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.655
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры