всё о любом фильме:

Находка

год
страна
слоган-
режиссерВиктор Демент
сценарийВиктор Демент
продюсерНаталия Будкина, Дмитрий Клепацкий, Елена Закутняя, ...
операторАндрей Найденов
композиторПану Аалтио
художникГерман Зарянкин, Анна Бартули, Павел Гришин
монтажОлег Моргунов, Наталья Кучеренко
жанр драма
сборы в России
зрители
Россия  4.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время98 мин. / 01:38
Старший инспектор рыбнадзора Трофим Русанов, считающий себя «Законом», а окружающих людей — «сволочами и ворьем», волей обстоятельств оказывается в таежном лесу, один на один с суровой природой, за десятки километров от человеческого жилья. Случай, произошедший с ним в заснеженной тайге, круто меняет его взгляды на жизнь…
Рейтинг фильма
IMDb: 5.80 (105)
ожидание: 93% (324)
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 02:55
    все трейлеры

    файл добавилcarrie 2013

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 164 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Драматичная история о деревенских жителях, снятая по одноименной повести Владимира Тендрякова, обращает на себя внимание по нескольким причинам.

    Первое — это конечно же Алексей Гуськов. Один из наиболее талантливых и харизматичных актеров современности всегда демонстрирует превосходную игру. Будь то эпизодическая роль Казанзаки из «Турецкого гамбита» или же главная в «Мусорщике». Несмотря на свой суровый внешний вид, ему успешно удается исполнение положительных ролей. Хотя, кажется, что для отрицательных он просто создан. То, как он претворил в жизнь образ инспектора рыбоохраны Трофима Русанова, заслуживает аплодисментов. Принципиальный, жесткий, требовательный, категоричный и не понимающий шуток Трофим, в один миг превратится в ранимого и чрезвычайно человечного мужика, чье мировоззрение перевернет встреча с маленьким ребенком в заснеженной тайге. Борьба за жизнь беззащитной малютки, стремление дойти до людей и донести кроху в целости и сохранности невзирая на свое собственное состояние и переосмысление всего того, в чем он сам варился каждый день, понимание своих собственных ошибок, порой кричащих и не подающихся объяснению — персонажу Гуськова предстоит стать совершенно другим человеком.

    Второе — потрясающая природа российской глубинки. Несмотря на свою холодность и порой возникающее от, казалось бы, забытой Богом деревеньки, ощущение того, что время здесь остановилось навсегда, природа просто шикарна. Особенно заснеженные леса. Черт возьми, жителям крупных городов остается только локти кусать от того, что они лишены таких прелестей, которые можно наблюдать не при поездке на природу, а каждый день. Вышел на крыльцо и сразу же очутился в сказке!

    Третье — сама повесть, по которой снят фильм. История настолько обескураживающая, что задаешься вопросом: неужели таких людей земля носит? Как можно так жестоко поступить с крохой, которая виновата лишь в том, что стала «побочным эффектом» для своей непутевой мамаши?! И ведь есть такие люди, которые думают совершенно другим местом, но никак не головой. Радует лишь, что добры в нашем мире все же больше. В противном же случае, мы бы давно перегрызли друг друга, оставив после себя лишь пустоту…

    Четвертое — это не очередная легенда про сельского жителя, испытавшего удар судьбы, а затем ставшего чрезвычайно счастливым человеком, что является типичным сюжетом для большинства отечественных кинокартин, которые крутят по нашему ТВ, а рассказ о людях, живущих наедине со своими проблемами, в простых избах и обходящихся без мобильных телефонов и прочих прелестей современной жизни.

    Фильм получился сколь красивым, столь и хмурым. Сколь жестоким, столь и человечным. Лично мне очень понравился. Думаю, и Вы не разочаруетесь. Приятного просмотра.

    9 из 10

    10 января 2016 | 13:10

    Я всегда скептически относилась к нашим фильмам. Они очень не нравятся мне, как правило и редко нравятся, как исключение. Те фильмы, что успешны за рубежом и обсуждаемы, чаще всего рассказывают как у нас все плохо, претендуя на реализм и отнимая тем самым, пусть и не надолго, оптимистичную надежду. Выдержанные в серых красках, скупые и жестокие они недодают не то что теплоты и доброты, но и вообще хоть чего-то светлого. По счастью «Находка», хоть и похож на подобное кино, по сути своей является ему противоположным. Но все равно, для меня просмотр этого фильма стал маленькой победой. До сегодняшнего дня я подступалась к нему 4 раза и 4 раза проигрывала. Первый раз, я сломалась на самой тяжелой сцене фильма едва ли не в самом начале. То, что произошло выбило меня из колеи привычных ожиданий настолько, что приступая к просмотру последующие разы, я неизбежно понимала, что ни красоты природы, ни чудесная, завораживающая музыка, ни актерское мастерство не могут меня отвлечь от мысли о том, что неизбежно должно случиться.

    Впечатлительна ли я? Безусловно. Но даже самых стойких этот фильм пробирал до дрожи, настолько сильно он снят. В нем изумительно и прекрасно все: от игры Гуськова, столь чутко передающего любые изменения своего героя, до операторской работы, в полной мере показывающей холодную и враждебную красоту российской природы.

    Главный герой, ханжа и мизантроп, не вызывающий ни у людей с которыми работает, ни у зрителя ничего, кроме раздражения, становится способен на невероятные поступки движимый лишь надеждой на то, что его действия помогут ему спасти маленькую жизнь. Его изменение уникально и потрясает, за короткий срок он буквально становится другим человеком. И сыгран Трофим так, что не возможно не то что представить кого-то другого в этой роли, но и допустить кощунственную мысль, что иной мог бы справиться лучше Гуськова. Никто. Об остальных персонажах говорить сложно, т. к. им уделено относительно мало времени, что, в прочем, ни капли не влияет на глубину и сложность фильма. Просто он про одного человека и его отношение к миру, все остальное — декорация его жизни, красивая, уместная и малозначительная.

    Операторская работа, которую я не часто выделяю как нечто особенное, чаще замечая, что она плоха, здесь на высоте. Не смотря на скудность цвета, картинка прекрасна на столько, что ради нее одной можно смотреть всю ленту. Пейзажи, кадры, виды… Даже начальная сцена с хлебом хороша настолько, что способна соревноваться в привлекательности с фильмами, которые шутливо называют Food Porn.

    Отдельного упоминания заслуживает музыка. Тягучие, меланхоличные напевы дополняют происходящее на экране, добавляя происходящему еще больше драматичности. От строк некоторых песен до сих пор мороз по коже.

    По первым аннотациям и кадрам складывается впечатление, что фильм — калька с «Выжившего». Но, при всем уважении к труду ДиКаприо и Иньяритту, «Выживший» — фильм о торжестве воли и плоти, в то время как «Находка» — о силе души и надежды.

    22 марта 2016 | 02:50

    Я не славянофил. Я что-то последнее время всё больше западником становлюсь. Но, когда в первые секунды фильма со смаком показали простой хлеб, жирное сало, лук — как пошла у меня слюна! От простой русской еды, в простом типично русском бытовом окружении. Ладно, сказал я себе, режиссер-дебютант Демент, как минимум кадр скомпоновать может. Посмотрим дальше.

    А дальше была сибирская изба, сибирская деревня — всё предвещало социалку — о тяжелой, но настоящей жизни… ну, или «Сибирь. Монамур» — визуальный ряд весьма похож.

    Потом появляется главный герой — Алексей Гуськов. Рыбнадзорщик или что-то типа того. Хороший актер. Очень быстро смог показать, что умудряется бесить всех. При этом он всегда вроде бы прав. По закону. Он нарочито злой, злая его справедливость.

    Наш мозг же привык мыслить ассоциациями, типологизировать всё. Вот и я глядя на мрачного рыбнадзорщика, карающего по закону всех, вплоть до родни и мучительно думал, на кого он похож. Озарило — да это же наш судья Дредд. Поскольку имя его я прослушал, то так и решил называть.

    Русский (очень русский!) судья Дредд — это обозленный на людей бывалый мужик на заре старости. Если американский защищает закон кулаком и пистолью, то наш — импортозамещенный — скорее им прикрывается. Ибо оказывается совершенно не готов к прямому попаданию веслом по голове. Ну, и начинается сюжет, эдакий роадмуви, опять же по-русски — никаких роад, сплошная бездорожная тайга.

    Есть! Есть таланты у нашего судьи Дредда, хоть они и не в кулаках. Он и впрямь бывалый. Увидев в зимовье ревущего младенца и поначалу совершенно опешив, он в три-пятнадцать делает какую-то соску из тряпицы и жеваной еды и уверенно утихомиривает разбушевавшуюся ляльку.

    Сдается мне, ихний Дредд оконфузился бы в такой ситуации по полной и взял мастер-класс по пеленанию. Да что там — слингомамам есть чему поучиться!

    Ну, а дальше всё по законам кино. Законы кино такие странные бывают: одним лезут сплошные рояли в кустах, другим — одни проблемы валятся. Нашему Дредду рояли не полагаются: тут тебе и снегопад внезапный, и мосты порушенные, и вещи утопленные.

    Словно выкачать автор решил из мизантропа всю возможную доброту. Показывают крупным планом крохотные почти просвечивающие на свету детские пальчики в рубленых мужских ладонях. А потом новых бед подваливают. Ну-ка, Дредд выжми из себя еще с поллитра любви, покопайся в закромах!

    И Дред выжимает.

    Немало было фильмов о том, на что способен герой, чтобы выжить. А вот здесь авторы поставили задачу глобальнее: на что ты готов, чтобы спасти другого человека? Беззащитного абсолютно.

    Неожиданно, но фильм оказался даже не об этом. Не только об этом. Русский роад муви закончился, а фильм идёт дальше.

    Авторы (а кроме режиссера-сценариста Виктора Демента большое значение имеет и автор повести Владимир Тендряков, по которой снят фильм) показали, как в сплошной озлобленности может родиться добро. Русский Дредд в желании отомстить виновному проявляет не меньшее упорство, чем в спасении младенца.

    Одинаковую настойчивость проявляет, чтобы спасти и чтобы покарать. Казалось, жестокость и озлобленность рыбнадзорщика только выросли, но находка в глухом зимовье все-таки пробила трещину в броне вокруг сердца нашего Дредда. И оно оттаивает. Воспоминания, которые вновь начинают мучить главного героя, раскрывают причины его мизантропии. Он никого никогда не прощал, потому что себя простить не мог. Может, ему так легче было жить. Но, видимо, это та еще невыносимая легкость бытия, ребята.

    Добротный фильм вышел у дебютанта Виктора Демента. Глубокий сюжет с нравственным посылом, который вывез на своих плечах Гуськов. Великолепная натура — Сибирь очень настоящая, мощная, добротная, величественная, народная. А ещё прекрасный саундтрек.

    8 из 10

    22 ноября 2015 | 07:59

    Обычно пишу о том, что будоражит душу, о тех произведениях, где ставятся глобальные вопросы, и автору удаётся соприкоснуться с живым «внутренним человеком». Поэтому не могу не сказать о «Находке», новейшем российском фильме Виктора Демента.

    Фильм снят по одноимённой повести советского классика В. Тендрякова, написанной ещё в 1965 году.

    В центре сюжета — деревенский инспектор Рыбнадзора Трофим Русанов (актёр А. Гуськов), который внезапно оказывается в совершенно не обычных для себя обстоятельствах. Трофим — этакий инспектор Жавер, «человек в футляре», законник с нулевой терпимостью, который спит и видит, как бы наказать односельчан за пару пойманных рыбок и не тот «калибр» ячейки рыболовной сети. Да не просто наказать, а «патологично» восторжествовать, с садистским доведением бедных русских (советских) людей до греха (что и даёт завязку действию) и даже до смерти (он заставляет рыбака нырнуть за «запрещенной» сетью в ледяную воду, того вылавливают неделю спустя). И вот этот пламенный ратоборец с «ворьём и сволочью» (его слова) вдруг оказывается один на один с новорожденным младенцем среди дикой северной глуши (великолепнейший видеоряд природы Карельских лесов и озёр, снятый чудо-оператором А. Найденовым). Внутри Трофима происходит когнитивный диссонанс (словно Жавер увидел в зеркало Вальжана!), он растерян, в уставе рыбнадзора о таком ничего не написано. И вот герой… А что же было далее, [как говорила «тётя Таня»], вы узнаете, посмотрев фильм или прочитав повесть, спойлерить не стану?

    Кстати, повесть любопытно отличается от фильма. Там конфликт объяснён более детально. Трагедия разворачивается из-за сбоя полуязыческо-старообрядческого уклада. Мать ребёнка, воспитанная в сугубо жёстких рамках антимiрскаго существования, боится молвы и родственников до такой степени, что оставляет младенца!

    После просмотра подумал, что этот фильм можно рассматривать и как человечное осмысление темы абортов: иной раз, размахивающие шашками сегодняшние борцы с абортами мужского пола выглядят уж слишком плакатно.

    Что хотелось бы отметить?! То, что «так называемое современное отечественное кино» (так во многом справедливо заклеймённое интеллектуалами) незаметно торит себе дорогу. Уже всё же не только Звягинцев на слуху. А Велединский и Демент.

    Жанр советской социальной драмы нередко включал в себя проекции евангельских истин (что и выделяет, на мой взгляд, советское драматическое кино), художники СССР смотрели в корень, взывали к совести, чести, достоинству человека (навскидку: «Старший сын», «Москва слезам не верит», «4:0 в пользу Танечки», «В моей смерти прошу винить Клаву К.» и множество других). Это здорово, что современные авторы подхватывают эту эстафету.

    В связи с этим фильмом возникла ассоциация с образом Савла, превращающегося в Павла. Думаю, это и есть то самое обретение, о котором и фильм, и книга, — та самая Находка.

    PS Там ещё такая пронзительная колыбельная (духовный стих?) саундтреком к прекрасной русской северной природе…

    18 января 2016 | 18:00

    Фильм посмотрела вчера, и он оставил странные впечатления. Вот вроде все прекрасно — актерский ансамбль, качество съемки, музыкальное сопровождение, первоисточник… но почему же так скучно, так безэмоционально?

    Повесть читала давно, и она произвела сильнейшее впечатление, может, потому, что свой ребенок был младенцем в то время. Но повесть действительно сильная. Фильм же больше похож на очень длинный трейлер, все время ждешь, что сейчас что-то начнется, но нет… Герой идет, сидит, смотрит, бормочет что-то себе под нос… Кстати, все герои говорят, не разжимая губ, диалогов почти и нет.

    И вот этими длиннотами и пустотами заполнен весь фильм. Ни переживания героя, ни жизнь девушки, причины ее поступка, не раскрыты. Зато какими-то намеками показан конфликт в семье, проблема (какая?) с дочерью. В повести дочери у него нет, упоминается, что есть сын, который давно живет отдельно. Здесь же зачем-то появляется дочь, на которую отец за что-то зол. И что это за молодой красавчик, который появляется в некоторых сценах опять же намеком на что-то?

    Вообще «отсебятиной» создатели фильм порядком подпортили впечатление и мнение о герое. Вот он такой поборник справедливости, блюститель закона, хочет наказать мать, бросившую ребенка… А то, что он сам — убийца, его не очень-то тревожит. Он же убил рыбака, неплохого человека, отца по меньшей мере двоих ребятишек! Столкнул в воду человека, который плохо плавает, и стоял, смотрел, как он тонет. И ничего, убил и убил, работа такая. Осиротил семью, погубил человека — и ничего. Заявлять об этом следователю он и не думает, он про это вообще не думает. Да и зрители, кажется, пропускают этот эпизод мимо внимания. Зачем он тогда был введен? Чтобы вызвать к герою отвращение?

    Фильм, безусловно, стоит внимания, но вот получит ли он это внимание? В нем нет чего-то главного, что есть в повести, нерва нет, чувства. Как-то все просто, скучно, холодно. Даже последние кадры с солнышком, кончающейся зимой, улыбкой героя не вдохновляют.

    6 января 2016 | 07:41

    Давно ли можно было испытывать восторг от русского кино? Боюсь, со смерти Балабанова и пяти пальцев будет слишком много. Но неожиданно удачный кино-дебют Виктора Демента способен поджать всю статистику в крепкий кулак.

    Мне повезло познакомиться с творчеством Тендрякова года за два до выхода фильма, но даже тогда до Находки я не добрался. Лишь узнав новость о выходе кино адаптации, в срочно порядке прочитал саму повесть. Признаться был поражён в следующем порядке: сначала от многообещающего трейлера с одним из самых фактурных актёров России Гуськовым, потом от повести, ну и наконец от самого фильма.

    При просмотре ощущение, как будто тебя с головой окунают в ледяную воду, при чём очень неожиданно и несколько раз. Всё внутреннее перестроение героя так и норовит перекинуться на зрителя, благодаря стараниям харизматичного Гуського. Отдельное спасибо за сохранённый литературный слог, который приходится как никогда к месту. Хотя действие фильма и перенесено в наше время, но данный факт не даёт весомых отличий от повести — замысел и дух произведения не поменялись ни разу.

    Отдельного внимания заслуживают превосходная операторская работа и великолепный саундтрек. Так красиво и технично пейзажи Карелии ещё никто не передавал! Да, республика Карелия, близ города Медвежьегорска — не надо каждый раз видя заснеженный лес в кадре говорить про Сибирь. Саундтрек не навязчив и не заставляет вас силой окунуться в славянские духовные ценности, а лишь подчёркивает быт обычных селян, без нагнетающей чернухи.

    Рекомендую к обязательному просмотру абсолютно всем! Я давно так не восхищался русским кино настолько, что смотрел данный фильм Находка два раза.

    10 из 10

    9 декабря 2015 | 13:12



    Картина российского режиссера Виктора Демента. Сильная психологическая драма о непростых отношениях инспектора рыбонадзора Трофима Русанова с окружающими его людьми и, в первую очередь, с самим собой. Живущий по принципу «все по закону» и навязывая свою линию поведения обществу, в силу неожиданного происшествия, вынужден полностью изменить свой взгляд на мир.

    С самых первых кадров зрителю сложно воспринять главного героя, как положительного. С одной стороны, человек доблестно, беспрекословно исполняет свой долг, но с другой — зачастую доводит некоторые ситуации до абсурда, выходя за грани разумного, тем самым раздражая людей и вызывая у них лишь отвращение. «Чужой среди чужих»: ни с кем не общается, никого не слышит и не слушает, даже с женой, за тридцать лет совместной жизни — ни разу не говорил по душам.

    Стоит отметить выбор актера на главную роль. Алексей Гуськов феноменально передал характер и поведение главного героя. Зачастую, оставаясь один на один со зрителем, не произнося ни слова, он выдает настолько сильные внутренние монологи, настолько умело жонглирует эмоциями, выстраивая кардиограмму категорически разных состояний, что едва ли найдется человек, который не прочувствует все это вместе с ним. Он будто ведет зрителя за собой, вдоль темного холодного озера, которое из года в год тянет его все глубже, в трясину своей слепой ненависти ко всему, в заснеженный, суровый лес реальности — заставляет участвовать в своих переживаниях. Плоды работы оператора картины, Андрея Найденова, дополняют все это визуальным, объемным восприятием природы и пейзажей. Бескрайний лес и в то же время жесткие рамки. Казалось бы, простор и свобода, но на деле — лес душит, запирает героя в рамках своих же собственных предубеждений и ими же губит его до тех пор, пока ему не откроется новый, совершенно иной мир.

    Конечно, предварительно не прочитав одноименную повесть Владимира Тендрякова, явившуюся отправной точкой для создания этой картины, сложно уловить некоторые детали. Однако режиссер умело компенсирует это сильными эмоциональными сценами, сгущая краски и даже утрируя развитие событий, а очень правильно и аккуратно подобранная музыка идеально ассимилируется с визуальным рядом и общим настроением.

    15 апреля 2016 | 11:32

    В одной из недавних игр КВН одна из команд пошутила: «Следующий год объявлен в России годом российского кино… Как можно посвятить целый год тому, чего нет?» При всей непатриотичности этой шутки, не согласиться с ней сложно — отечественный кинематограф своими творениями давно приучил нас к тому, что смотря их, мы испытываем в лучшем случае неловкость за родное кино. Однако даже среди откровенного хлама встречаются иногда монументальные полотна (пусть и реже, чем нам хотелось бы), за которые испытываешь настоящую гордость. «Находка» Виктора Демента, в основу которой легла небольшая повесть советского писателя Владимира Тендрякова -это именно тот случай. Повесть, в своё время запрещённая в СССР и, казалось бы, за свою полувековую историю обречённая утратить актуальность, оказалась как нельзя более подходящей к современным российским реалиям.

    Рыбинспектора Трофима Русанова односельчане за глаза называют Каргой — он нелюдим, несговорчив и беспощаден по отношению к браконьерам, для которых незаконный улов — единственный способ существования. Однажды Трофим, считающий себя воплощением закона, ввязывается в драку браконьерами, ведущими незаконный промысел сига. В неравном бою Трофим лишается лодки, вынужденный пешком продираться с дальней стороны залива назад к цивилизации сквозь сибирскую тайгу.

    Демент, выступивший одновременно автором сценария и пошедший на некоторые изменения первоисточника (в книге не было ни сцены с утонувшим рыбаком, ни попытки самоубийства матери малышки, да и действие перенесено авторами в наши дни), умудрился при этом донести духовно-нравственный посыл повести Тендрякова до зрителя- помимо чёрного и белого, есть в жизни и другие цвета, а кажущиеся очевидными задачи не всегда решаются в одно действие. Трофим, движимый слепым желанием найти и наказать преступницу — ведь каждый, по его мнению, должен нести наказание за свои поступки, поднимает на уши всю деревню, сам лишается покоя и сна, бродя по окрестным сёлам в поисках недавно родившей женщины. Однако, найдя её, герой понимает, что не для всех поступков существует единое мерило, и открывает для себя иное предназначение сердца, раньше воспринимаемого им, как орган для перегонки крови. Название фильма очень символично — может быть, за ним авторы спрятали обычную находку Трофима в лесу, а может быть метафорично запрятали то, что герой обрёл истинного себя. И Алексей Гуськов, великолепно показавший трансформацию своего героя от ханжи и мизантропа до чувственного человека, в очередной раз доказал, что он один из самых харизматичных актёров своего поколения — роль Трофима принесла ему приз на кинофестивале «Амурская осень» в Благовещенске и за неё же Алексея номинировали на азиатский аналог «Оскара» Asian Pacific Award, что доказывает, что Гуськова заслуженно признают и на мировом уровне.

    Да, картина Демента разительно отличается от того, что делается в современном российском кино, по духу приближаясь больше к творениям Звягинцева, Сигарева или Быкова. И тем не менее, её достоинств это нисколько не умаляет — это, повторюсь, монументальное полотно, хватающее зрителя за грудки своей эмоциональностью, чувственной музыкой и девственной красотой сибирской тайги, не уступающей пейзажам сильно переоценённой, на мой взгляд, «Территории» (кстати, оператор Андрей Найдёнов был награждён на «Кинотавре» главным призом за операторскую работу), задавая вектор развития всему отечественному кинематографу. Относись большая часть режиссёров к своим фильмам так, как отнёсся Виктор Демент — российское кино давно бы вышло из творческого тупика. Главное -взять правильные ориентиры…

    7 из 10

    15 января 2016 | 13:08

    Редкий фильм. О настоящем, практически — о главном: о потере и возвращении любви в человеке. И как это порой происходит. Да, ситуация для иллюстрации выбрана эмоционально тяжелая, но через это отчетливее проступают связи в судьбе героя, заставляющие его измениться. А такие связи протягиваются через жизнь каждого — может более легкие и оттого не столь заметные, но по смыслу, по сути также влияющие на душу. Но из-за своей легкости человек может прожить, так и не заметив их в себе.

    И в этом ценность фильма — показать, обратить внимание на то, что человек не хочет увидеть внутри себя. Показать и путь: только через любовь к себе, через понимание и прощение возможна счастливая, полная жизнь.

    28 января 2016 | 03:30

    Кинофильм «Находка» уже довольно зрелого дебютанта Виктора Демента получился на редкость цельным и взвешенным произведением. Казалось бы, тема дает столько поводов скатиться в социальщину, поиск сермяжной правды и глубины русской души… ан нет! Автор смел в пейзажах, но сдержан в чувствах. Обо всем по порядку.

    Во-первых, сценарий написан по одноименной повести Владимира Тендрякова, автора остросоциального и советского (повесть написана в 60-х годах). Поэтому в ней вольно или не вольно отразились черты соцреализма со свойственным ему налетом пафоса социальной борьбы и обращенностью к широким слоям населения, которые были характерны большинству отечественных сценариев прошлого века, и от которых старались отмежеваться уже режиссеры российские. Но руки у Демента умелые и талантливые (и время пришло, пожалуй, не отрицания, а синтеза). Ему удается не только превратить дух «советскости» в ощущение преемственности картины с отечественным кинематографом и ее предназначенности для широкой аудитории, но и, соединив с правильной натурой, выйти в новый мир, в котором преодолены как идеология, так и метафизика.

    Природа в фильме: снег, лед, бескрайний северный лес и холодный ветер, от присутствия животных только следы волка на снегу и вороний крик, — ничто не располагает на отвлеченные размышления и рафинированные теории. Зима похожа на смерть. Бескрайнее белое поле напоминает об одиночестве. И ледяное сердце героя — всего лишь отражение окружающей среды. Герой будто мертв, и только вера в закон и порядок позволяет ему поддерживать контакт с миром. Однако получается какое-то мракобесие. Но у любого человека есть шанс на спасение, говорит нам фильм.

    На самом деле, герой просто перешел в последнюю стадию анабиоза при низких температурах:). Он еще дышит, нужен только прекордиальный удар, чтобы его сердце забилось. И это чудо случается. Хотя спасение и начинается с трагедии (история с девочкой), постепенно мы наблюдаем, как сердце главного героя оттаивает, и он со стороны смерти переходить на сторону жизни. Он прощает людям их недостатки, сердце его легко, а потому может радоваться: «Утро-то какое!».

    Во-вторых, невозможно не отметить игру Алексея Геннадьевича Гуськова. Передать сущность главного героя, инспектора рыбнадзора Трофима Русанова — задача сложная. Герой — сухарь по натуре, набор волевых порывов, не склонный к рефлексии и рассуждениям. Но волчье обаяние Гуськова, мастерство и талант, идущий откуда-то из хтонических глубин, делают незамысловатые реплики инспектора весомыми и убедительными, а фильм — эмоциональным портретом.

    В общем, фильм стоит смотреть, он «написан» широкими мазками, смело и честно. Настроен на широкого зрителя (!), его не стыдно смотреть с мамой, папой или даже бабушкой. Особенно рекомендуется приводить на фильм людей нежалостливых и закостенелых. А самому приходить сытым (в фильме много простой, но чрезвычайно аппетитно показанной пищи).

    8 из 10

    19 декабря 2015 | 00:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>