всё о любом фильме:

Штрафбат (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Досталь
сценарийЭдуард Володарский
продюсерВладимир Досталь
операторАлексей Родионов
композиторАлексей Шелыгин
жанр боевик, драма, военный, ... слова
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время48 мин. (525 мин.)
О штрафниках военные историки говорить не любят, их братские могилы безымянны.
Штрафбаты бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Штрафбаты было вовсе не обязательно снабжать боеприпасами и провиантом, часто еду и оружие они добывали сами, в бою.

Смерть окружала их со всех сторон: спереди их косили пулеметы противника, сзади — пулеметы заградотрядов НКВД. Фильм рассказывает о трагических судьбах штрафников, жизнями которых добивались победы в самый тяжелый период Великой Отечественной войны…
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Фрагмент 02:45
    все трейлеры

    файл добавилmaria_l

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1186 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Волею судеб я был вынужден просмотреть/прослушать весь сериал от первой заставки и до последних титров. Увиденное меня потрясло, и я отправился в интернет, дабы прочитать вторящие моему вкусу разгромные рецензии.

    Но вопреки логике и всемирной справедливости, я наткнулся на горы похвалы, омываемые реками любви и признания. Что ужасно и просто неправильно.

    Немногим удаётся создать действительно выдающуюся работу. И это нормально, большинству иногда достаточно быть просто интересным, умным, правдивым, либо просто смешными. К сожалению, это не случай «Штрафбата».

    Фабула весьма незамысловата. Командир со своим отрядом попал в плен, откуда бежал, за что был осуждён службой командиром штрафного батальона.

    К сожалению, основным мотивом сериала был выбран подвиг «оступившихся» воров и убийц, выполнявших безумные приказы безумных советских командиров.

    Всё как в худших традициях жанра: нквдшная паранойя, злобное командование, поножовщина, воровство, доносы, атака через минное поле, загранотряды и расстрелы. Даже немцы на фоне этого безобразия выглядят совсем уж безобидно и в действии особой роли не играют.

    Главные герои, а это несомненно штрафники, на протяжении всего сериала отчаянно пытаются… вызвать жалость. Они то тяжело переживают тяготы штрафной жизни, то предстают задорными ребятами с балалайками. Я не знаю, задумано ли это, но их попытки безуспешны, поскольку а) как персонажи они донельзя плоские, и б) они воры и убийцы.

    К сожалению, всё напоминает бессмысленную волчью грызню: ни тем, ни другим сопереживать не получается.

    Но помимо истории, в военном сериале можно было надеяться на красивые батальные сцены. И снова нет. Сцены боёв изобилуют в основном крупными планами: порой трудно понять, кто куда и зачем бежит, и что вообще происходит. Зато хорошо видны сцены смертей, почему-то показанные в замедлении.

    Актёрская игра не вызывает нареканий: в рамках односложных персонажей, изобилующих в фильме, ошибиться просто нельзя.

    Я всегда верил, что кино, как и любое искусство, призвано учить: помогать делать правильный выбор, напоминать о вечных ценностях, о важности быть человеком. Но «Штрафбат» не преследует ни одной из этих целей: он лишь отчаянно насаждает чужую точку зрения.

    26 марта 2013 | 13:28

    Не каждый отечественный сериал вызывал своим появлением такую бурю эмоций, обсуждений, обвинений или наоборот, возгласов восхищения. Противники сериала обвиняли его создателей в фальсификациях, сторонники же считали его одним из лучших военных фильмов последних лет. И тех и других можно понять.

    С исторической точки зрения сериал не выдерживает никакой серьезной критики. В частях Красной армии существовали отдельные штрафные роты, в которые могли попасть рядовые и младший командный состав, за какие-либо нарушения, в том числе и уголовного плана, или конфликты с начальством. Но штрафные батальоны укомплектовывались из числа офицеров и политработников. Командовали ими кадровые офицеры. Так что в эти части политических (тем более, таких как в сериале — троцкистов), не брали. Уголовники же воевали в обычных боевых соединениях, наравне с «незапятнанными» людьми.

    Штрафные батальоны действительно всегда бросали на самые тяжелые и безнадежные участки фронта, они на самом деле несли колоссальные потери из-за атак в лоб или через минные поля. НО! Учитывая состав этих подразделений (исключительно кадровые офицеры), а также поставленные перед ними условия (перевод из штрафбата и реабилитация были возможны только в случае ранения или смерти), штрафники могли решить задачу любой сложности, или, по крайней мере, создать все условия для её выполнения. Зная это, командование и отправляло их в самое пекло. В вермахте, кстати, тоже были свои штрафные части, только в отличие от советского штрафбата, у немцев они были пожизненными.

    Сравните все вышеперечисленное с тем, что в сериале, и увидите, что сериал есть за что ругать.

    Однако все эти недостатки нивелируются двумя моментами. Во-первых, в сериале затронуты темы, которые в большинстве современных фильмов о войне стараются не поднимать: ошибки командования, злоупотребления снабженцев, последствия раскулачивания, коллективизации. Кроме того, религиозная составляющая картины удачно вписываются в общий ход повествования.

    Главный же плюс сериала — игра актеров. Все без исключения, занятые в этом сериале, играют просто блестяще. Созданные ими образы поражают своей искренностью и естественностью. Даже те персонажи, которые на первый взгляд выглядят стереотипно и шаблонно (например, майор Харченко, или многочисленные уголовники), получились очень живыми и неоднозначными. Именно благодаря стараниям актеров, в сериале удалось создать очень сильную атмосферу того тяжелого военного времени. Зритель вместе с героями сериала чувствует всю тяжесть отступлений, несправедливость и предательство, горечь от потерь и радость победы.

    Но самое важное, то, ради чего стоит смотреть этот сериал: ощущение непоколебимой веры в свою страну, в свой народ, который не просто может выживать в совершенно нечеловеческих условиях, но что он может и должен побеждать. И он победит.

    Именно эта идея, вкупе с великолепной игрой актеров, оставляет у зрителя после просмотра чувства духовного подъема, осознание, что он прикоснулся к чему-то очень важному для нас сегодня, к тем моральным и человеческим ценностям, которые сейчас почти утрачены…

    8 из 10

    9 мая 2010 | 17:33

    У отечественных военных сериалов есть преимущество — в них зритель чаще всего не ищет зрелищных сцен сражений, уровень постановки которых заткнет за пояс голливудские блокбастеры.

    Майор Красной армии Твердохлебов попадает в немецкий плен. После расстрела он чудом остается в живых, но свои не спешат принимать его с почестями. Теперь он враг народа и должен кровью искупить свою вину — ему поручают руководить батальоном штрафников. Этот фильм приятно выделяется среди множества схожих российских проектов, не представляющих никакой ценности. Здесь действительно интересная история, которая не позволит вам скучать до самой последней серии включительно. Нужно сразу отдавать себе отчет, что, как и любое другое художественное произведение, фильм позволяет себе ряд исторических неточностей. Тем не менее, он глубоко проникает в сознание, если уделить этой истории должное внимание, следить за развитием героев, слушать все диалоги, а не спешить их пропускать. Здесь очень ярко показаны бедствия, которые испытывала наша земля под тяжестью немецких орудий. Еще одним приятным моментом стал лексикон персонажей — создается ощущение, что мы действительно на время отправились на семьдесят лет назад и попали в простую солдатскую среду. В советское время цензура вряд ли бы пропустила большинство здешних изречений, особенно исходящих от бывших заключенных. Вообще, несмотря на однобокость идеи фильма в несомненной важности штрафных подразделений, история воспринимается легко, и нет ощущения, что какие-то моменты вам навязывают. Что касается самих сражений — все сделано в меру возможностей. Конечно, до зарубежных проектов очень далеко, но в съемках было использовано большое количество оружия и военной техники, включая пушки и танки. Во второстепенных ролях здесь снялось много знакомых по другим фильмам актеров. Отдельно хотелось бы отметить игру Юрия Степанова, который погиб в рассвете сил, а здесь создал, пожалуй, самый запоминающийся образ этого сериала.

    Удивительно это признавать, но это один из немногих отечественных сериалов, который хочется пересмотреть еще раз со временем. Эта история все же цепляет.

    8 из 10

    29 июля 2012 | 17:30

    Этот многосерийный телефильм побил в рейтингах многие криминальные сериалы и даже «мыльные оперы». Миллионы зрителей смотрели его, разинув рот, — вот она, дескать, правда о войне. Но не тут то было.

    65 лет назад нарком обороны СССР Иосиф Сталин издал знаменитый приказ N 227, который изменил ход Великой Отечественной.

    Приказ от 28 июля 1942 года более известен по неофициальному названию — «Ни шагу назад!». Тем летом войска вермахта прорвали нашу оборону и устремились к нефтеносным районам Кавказа и к Сталинграду. Отступление частей Красной Армии зачастую превращалось в паническое бегство. Стойкость, упорство, дисциплина — все полетело в тартарары. И Сталин приказал остановить вражеское наступление любой ценой. Власть прибегла к самым жестоким мерам: убегающих с боевых позиций встречал огонь заградительных отрядов.

    Этот приказ обозначил важнейший рубеж, перелом в моральном настрое войск. Надо было любой ценой упереться. И армия уперлась. По тому же приказу N 227 были введены штрафные части. И их наличие стало не самым последним фактором в достижении Победы.

    На фронт пригнали миллионы зеков ГУЛАГа? Досталь, да ты что сдурел? Почему не читал архивные документы НКВД? Почему не пообщался с ветеранами перед тем как снимать этот «шедевр»?

    Есть архивные документы НКВД. В них говорится, что за все годы войны исправительно-трудовые лагеря и колонии досрочно освободили и передали в действующую армию более 1 миллиона человек. Из них только 10% были направлены в штрафники. Большинство же пополнили обычные линейные части.

    - За неполных три года, вплоть до 9 мая 1945-го, в штрафные части были направлены 427 910 человек. При ежегодной численности армии и флота в 6 — 6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна — от 2,7 процента в 1943-м до 1,3 процента в 1945-м. Так что преувеличивать роль штрафников на войне, как это нередко делают некоторые историки, писатели, киносценаристы, было бы необъективно. Но было бы несправедливым и приуменьшать их вклад в Победу? Согласен. За нее заплачена дорогая цена. Только в 1944 году среднемесячные потери штрафников составили более половины от общей их численности. Это в 3 — 6 раз больше, чем потери в обычных войсках.

    Опять же в фильму показывают что, в штрафбатах воюют в одном окопе рядовые и офицеры, а такое просто невозможно. По приказу N 227 в штрафбаты направляли только «средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Эти батальоны насчитывали до 800 человек. А рядовых бойцов, сбежавших с поля боя, ссылали в штрафные роты (численность 150 — 200 человек). Командовали штрафбатами кадровые офицеры. И они получали особые льготы — выслуга месяц за полгода, ускоренное продвижение по службе и повышенный денежный оклад. А переменный состав (собственно штрафники) направлялись в батальон на срок от одного до трех месяцев.

    По сути штрафбат — были обычные стрелковые формирования с легким вооружением — винтовками, автоматами. Чаще всего их направляли провести разведку боем, чтобы выявить огневые точки противника, взять штурмом высоту, захватить «языка» и т. п., но ни как не отвлекать на себя огонь вражеской артиллерии, за такое распоряжение — распорядителя как вредителя судили бы по законам военного времени. За то что личный состав (которого и так мало) и оружие угробил.

    По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют офицеры, рядовые солдаты, освобожденные из лагеря «политические» и уголовники. Командует «сборной» штрафник капитан Твердохлебов. На самом деле: командовали штрафными частями только строевые офицеры, чистые перед законом. А в самом штрафбате воевали только офицеры, не лишенные воинских званий. Поэтому ни рядовых солдат, ни уголовников там не могло быть и в помине. Их направляли в отдельные штрафные роты.

    В фильме показана совершенно нереальная ситуация — рядовой Цукерман, получив два ранения, возвращается в батальон. На самом деле: если штрафник был ранен, он сразу выводился в тыл и дальше участия в боевых действиях не принимал.

    К штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Он читает проповеди и благословляет солдат перед боем. На самом деле: религиозная проповедь в расположении воинской части (любой, а не только штрафной), как и участие в боевых действиях человека в рясе в те времена воинствующего атеизма были напрочь исключены.

    Один из главных героев сериала — вор в законе Глымов — признается, что убил «троих легавых и двух инкассаторов». На самом деле: осужденный за бандитизм из лагеря на фронт все равно бы не попал. С такими статьями не брали.

    В фильме особист заявляет Твердохлебову, что искупить вину перед Родиной можно только кровью, иначе из штрафбата не выбраться. На самом деле: содержание в штрафбатах не превышало трехмесячного срока. Ранение или смерть в бою автоматически считались искуплением вины. А за подвиги и проявленную на поле боя доблесть из штрафбата отпускали досрочно.

    И еще несколько явных ляпов: Разведгруппа в фильме ходит в полный рост, не пригибаясь. Бойцы обязательно разводят костер у линии фронта, громко травят байки и хохочут в полный голос. Но враги этого не замечают и дают выкрасть «языка».

    Штрафбат прикомандирован к гвардейской дивизии. Но ни у кого из гвардейцев нет соответствующих знаков отличия. Половину фильма капитан Твердохлебов носит портупею задом наперед. В немецких окопах враги все время сидят в форме вермахта, но в касках СС.

    Не смотря на то что режиссер и сценаристы совершенно не знает историю ВОВ, в следствии чего наснимали ахинею, игра актеров мне понравилась. Особенно хочу выделить Степанова и Серебрянникова, которые неплохо справились с о своими ролями.

    4 из 10 

     — за неплохую игру актерского состава.

    5 марта 2015 | 10:36

    Сериал конечно стоящий, да еще и снят в России.

    НО при всей своей привлекательности у него множество недостатков. Особенно это касается военных сцен, ибо смотрятся они. .. ммм. .. плоховато. Искупление кровью не получилось, так как в больших сражениях крови почти нету, мертвых солдат показывают в лежачих позах, которые друг от друга мало чем отличаются (я имею ввиду позы), измазанных грязью, обязательно босых и полностью целых в независимости от того попал ли в умершего снаряд или его закололи штыком. Одним словом сериалу не хватает зрелищности и в некой степени правдивости, хотя я и далек от представлений о том как было на самом деле, но что-то подсказывает, что выглядело это не так.

    А вот актеров к сериалу подобрали с толком. Их игра не вызывает чувства наигранности, но и в числе актеров не все так гладко. Мне, например, совершенно не приглянулся священник, которого они взяли к себе в часть… не вписывается он в композицию, да и не похож на священника, в моем представлении. На неудавшиеся моменты можно и не обращать внимания, так как список плюсов картины намного перекрывает список минусов. Сделан сериал хорошо и от просмотра его я получил только одно удовольствие, лишь потом обратив внимания на его недостатки.


    8 из 10

    20 января 2009 | 18:04

    В данной картине показана реальная жизнь штрафников. Никакой романтики и геройства. Только кровь, грязь и голод. Впереди и сзади враги, только впереди есть крошечный шанс выжить. Чувствуя себя даже не «пешкой», а «куском мяса»,который каждый раз бросают на верную гибель, люди превращаются в зверей. Бойцы, вызывающие уважение у врага не должны остаться безызвестными, но они ими остались. О них никогда не напишут. Как хорошо было сказано в фильме, они просто статистика и не более того. Вечная память…

    8 из 10

    30 июня 2013 | 00:01

    Мало кто сейчас об этом реально вспомнит, но при съемках «Штрафбата» Николай Досталь и вся его съемочная бригада никогда не прибегали к помощи военных консультантов и историков. В работе над этим сериалом были задействованы только технические специалисты и художники по костюмам и эпохам, все остальное в плане сюжетной линии, персонажей и основных событий на экране на тот момент придумывал сценарист и драматург Эдуард Володарский. К его счастью, тогда еще жили оставшиеся штрафники, он обращался к ним за их сведениями и воспоминаниями, другие же материалы брались из архивов и хроник военных лет, поэтому на стадии подготовки многим могло казаться, что к проекту киностудии «МакДос» создатели отнеслись с огромной любовью и уважением. Однако не просто так здесь было упомянуто, что режиссер не соизволил позвать в кино людей знающих, например, толковых вояк и ученых, которые годами трудились в стезе анализа и изучения минувших дней войны, так как после завершения съемок сериала это и сыграло с ним злую шутку.

    «Штрафбат» заключал в себе наивную идею того, что в рядах штрафных рот и батальонов могли принимать участие уголовные заключенные, взявшиеся за оружие в борьбе с врагом ради спасения великой и необъятной русской земли. Не канон, конечно, сказал бы рядовой зритель, но ради всех интриг и ходов сценарий был написан именно в подобном тоне. Все серии насквозь пропитались духом этого контингента, а точнее: «воров в законе», мошенников, насильников и политических арестантов. Не говоря уже и о том, что после всего просмотра у более-менее грамотной публики в душе возникло глубокое сомнение и подозрение, что режиссер что-то недоговорил, где-то ошибся и допустил нарочные ошибки в истории, изобразив то, чего на самом-то деле и не могло быть. Хотя кому-то из народных масс подобный продукт вполне сгодился для ума, в его защиту начали писать уйму хвалебных отзывов и реплик, не очень-то и вникая в истинную подоплеку ложных и сокрытых фактов в зачине данного проекта. На патриотизме зрителей авторы умело сыграли, сжав их гордость за победы прадедов в кулак, но подло обманули при этом, отчетливо понимая частое незнание современников досадных нюансов того времени, затерявшегося в людской памяти и потому давно прошедшего.

    Что стало самым страшным, после выхода на телеэфир «Штрафбат» приняли за истинный пример героизма и святости духа советского воина, опять-таки не слишком вдаваясь в подробности и не спеша оперировать реальными документами. К огромному сожалению, в сериале главным героем, образцом для подражания, сценарист сделал обычного зэка, уголовника, совершившего тяжкие и особо тяжкие злодеяния в мирное время. Однако, согласно приказу N323 о направлении в штрафные роты военнослужащих, в штрафбаты отправляли только средний командный состав или, говоря простым языком, офицеров, допустивших общеуголовные деяния или проступки в воинской дисциплине. Никакой речи о якобы «искупавших кровью» зэках свою вину на полях сражений во время Великой Отечественной войны в директивах не велось, весь срок наказания они проводили в местах более отдаленных, чем передовые линии фронта, причем до полного его окончания. Поэтому попытка режиссера увековечить осужденного бандита и вора в этаком лике святого была, по крайней мере, странной, если же вообще не абсурдной. Кроме того, при создании сериала авторы, как они заявляли, посещали архивы, изучали события тех лет, но и после этого, к ним появились немаловажные вопросы.

    Во-первых, по сюжету отдельным штрафбатом командовал разжалованный майор Твердохлебов, который побывал в плену у фашистов и чудом из него спасся. По мере явки к своим товарищам, он ввиду своих злоключений потерял полностью доверие в глазах особистов и был признан врагом советского народа, брошенного на опасные участки фронта, чтобы смыть эту вину кровью в боях. Но такая ситуация в корне не выдержала бы критики, так как на основании все того же 323-его приказа командовать штрафными батальонами и ротами отправляли всегда кадровых офицеров, коим приказано было вести за собой в чем-то виновных штрафников. В «Штрафбате» же Николая Досталя такого не существовало с самого его начала, видимо, режиссер пытался выдумать лично свое отдаленно похожее на некогда реальные подразделения и наделить его различными героями, их судьбами и характерами, опять же лишь в угоду художественному приему и неким интригам, но в ущерб историческим сходствам. Только к чему было нужно подключать в канву сюжета всех этих картежников, рецидивистов и бандитов — непонятно, наверное, для того, чтобы хоть как-то сравнить их с настоящими бойцами Красной Армии.

    Во-вторых, конечно, «Штрафбат» не тянул на лавры ценного экземпляра в качестве сериала, но и грамотного подхода к деталям в нем не увидел бы, скорее всего, не один кандидат исторических наук. Потому что было нелепо слышать о том, что при съемках кино создатели рылись в бумагах и трудились в архивах, так как при просмотре казалось, что правды в нем ютилось на ломаный грош. Так как реальные штрафные батальоны существовали по времени от силы два-три месяца, а у Досталя в хронометраж уместили гораздо более долгий срок. Дальше, любой из штрафников мог искупить вину, если получал ранение или совершал подвиг, после этого его ждали реабилитация и направление в действующие войска. В сериале об этом почти ничего не сказали, а если пытались, то мельком. Впрочем, детище киностудии «МакДос» авторы нашпиговали многими ляпами, одно то, что провинившиеся рядовые служат в одном батальоне вместе с лишенными званий офицерами, вызывало улыбку. В реальности место бы им приготовили в штрафных ротах, но не в батальонах. В общем, можно выкапывать ошибки и неточности дальше, но местами «Штрафбат» не прогнулся только из-за отличной актерской работы многих прославленных артистов.

    Николай Досталь однажды как-то сказал, что «предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя». С точки зрения обычного зрителя, это стало похвально, но со стороны опытного ремесленника, необычайно глупо. Так как «Штрафбат» не стал достоянием нового времени, он лишь получился искажающим правду, вялым и дряблым саботажем в руках неумелых киношных диверсантов. Водил ли он за нос публику? Да, определенно водил, пуская ей в глаза мелкую пыль, раз та поверила в его оригинальность. Смог ли сериал возвеличить заслуги и победы дедов и прадедов наших? Скорее всего, нет. А вот в совести и правильности соображений всего съемочного, работавшего над его созданием, коллектива вдоволь заставил посомневаться.

    6 из 10

    11 мая 2016 | 14:22

    Фильм который заслужил такое количество дискуссий уже имеет право над победу над серостью. Над бесконечным обилием проплаченных и пустых фильмов о войне.

    Безусловно у каждого своя правда, человек который прошел свою «горячую точку» имеет право на свое слово, но этот фильм заслуживает высочайшей похвалы прежде всего за свой сценарий, за свою актерскую игру и за режиссуру. Не бывает идеальных фильмов, даже судя по «кинопоиску» фильм который заслужил 5 звездочек может быть намного лучше фильма за 8 звезд, сама не раз с этим сталкивалась, фильм с симпатичной актриской зачастую стоит выше здесь чем глубокое некассовое зрелище.

    А уж фильм о войне всегда может быть или восхвален до небес или растерзан в пух и прах. Но то, что он попал на экраны, и был так принят — это уже успех, и то что заставил кого то посмотреть на другую сторону войны с ее гнилой картошкой и дружбой с немцами, это самый более чем человечный ход который впервые был показан здесь, да простят меня создатели «Они сражались за родину» и «А зори здесь тихие» но этот фильм я бы смело поставила с ними в один ряд.

    И слезы Твердохлебова здесь самые что не на есть настоящие, мне эти слезы вообще напоминают всю думающую российскую интеллегенцию, которая так или иначе покинула Россию, которая жила, работала, вкладывала, верила и не получила ничего, только лишь удар по почкам но шла до конца, пока или не умерла или не иммигрировала с русских земель. Поэтому и такие фильмы вызывают такой резонанс среди людей, поэтому и Тарковский и Иоселиани получают такое количество таких зрителей. Я заранее прошу прощения что в этой рецензии указываю имена этих достойных режиссеров, все же рецензия это мое сугубо личное мнение. Может следующей рецензии может и не быть.

    22 декабря 2010 | 21:14

    Один из лучших, на мой взгляд, фильмов о войне. Единственный раз режиссеры задумались о заслугах не маршалов и генералов (которые в «Штрафбате», кстати, спокойно сидят в земляночке, и дела им нет до остальных), а простых людей. Людей, имена которых даже никто не собирался запомнить, о них никто не задумывался, потому что штрафники считались «изгоями общества», а по-советски — врагами народа.

    В фильме мы видим совершенно разных людей. В штрафные отряды прибывают все новые и новые бойцы из тюрем (пополам — уголовники и политические заключенные), или попросту осужденные без суда из следствия за страшные, якобы, грехи (такие, как у молодого еврейского парня Цукермана, набившего морду капитану за оскорбительные шутки национального характера в свой адрес).

    Замечательно, что режиссер не стал нам рассказывать о героизме солдат. Вместо этого он показал нам их жизнь, их каждодневные подвиги — выживание среди нехватки провианта, одежды и оружия, и преданность своей стране, такой несовершенной, но все же своей.

    Особенно понравился герой Глымова, который, с виду закоренелый уголовник, оказывается (в разговоре с бывшим чекистом, тоже осужденным и отправленным в штрафные войска) выходцем из раскулаченной семьи, ненавидящий власть в стране, но любящий Россию как свою Родину и Родину своей истребленной семьи.

    Потрясающе дополнил и раскрыл фильм священник в исполнении Дмитрия Назарова.
    Примечательно, что нигде не показывали этот сериал, кроме канала «Россия». По первому в то время «крутили» неестественно оптимистичный и разбитной сериал «На безымянной высоте».

    2 февраля 2008 | 18:35

    Из великого множества военных фильмов и многосерийных фильмов этот мне особо дорог. Фильм не кричит, он повествует, человеческие отношения проделаны в фильме достойно, сюжет не затянут, и поэтому кино хочется смотреть не отрываясь.

    Фильм не навязывает свои взгляды, а предлагает зрителю подумать и поразмышлять. Здесь нет надоевших всем лозунгов про партию и т. д. Это «Штрафбат», сегодня живой — значит сегодня повезло.

    А Серебряков подходит на роль комбата и по типажу, и по харизме. Ему удалось вжиться в роль комбата, и показать нам настоящего патриота своей родины, а как командира, то справедливого и рассудительного.

    В течение сюжета возникают новые герои, характеры почти всех раскрываются в полной мере, заставляют сопереживать или ненавидеть. Быт показан без преукрас, все тяжело и трудно.. На войне нет романтики — только тяжелый труд.

    Фильм удался, фильм живой, оставляет большое положительное впечатление, которое долго не проходит. Оно не мучает, но побуждает думать, патриотизм просыпается в обязательном порядке. И пусть некоторые говорят, что местами исторически не все досконально выдержано. Но, извините, это художественный фильм, а не документальный. Хотите факты — читайте историческую сводку. Хотите хорошее кино про войну — вот оно, смотрите..

    Монолог комбата Василия Степановича Твердохлебова (Серебряков) в середине второй серии кидает в дрожь, эмоционально бьет прямо в сердце, при прослушивании все тело находится в жутком напряжении:

    Мою Родину топчет враг. Я такой же как вы. Да, на убой, да, по минному полю, да как баранов. Но если хоть сколько-то из нас прорвется и займет немецкие позиции, мы обеспечим соседям наступление — а потом в прорыв пойдут ТАНКИ. И пусть мы ляжем там, но хоть сколько-то отобьем у врага… Потому что земля наша должна быть нашей, чтобы внуки ходили по нашей земле. И пусть мой кости сгниют к тому времени. Я на это согласен.

    Тут без комментариев — стою и молча аплодирую стоящему русскому кино.

    10 из 10

    9 января 2013 | 21:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>