всё о любом фильме:

Рай и ад

Tengoku to jigoku
Рай и ад (Tengoku to jigoku)
год
страна
слоган-
режиссерАкира Куросава
сценарийХидэо Огуни, Рюдзо Кикусима, Эйдзиро Хисайта, ...
продюсерРюдзо Кикусима, Томоюки Танака, Акира Куросава
операторАсакадзу Накаи, Такао Сайто
композиторМасару Сато
художникЁсиро Мураки, Миюки Сузуки
жанр триллер, драма, криминал, детектив, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время143 мин. / 02:23
Преуспевающий бизнесмен, в решающий момент, должен решить для себя, заплатит ли он выкуп похитителям, которые по ошибке выкрали не его сына, а сынишку человека, работающего у него шофером.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
14 + 1 = 15
7.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:41

    файл добавилmifomanka

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Фильмы Акиры Куросавы, как не удивительно, в отличие от фильмов иных азиатских режиссёров, уникальны своей понятностью и доступностью для западного зрителя, при этом не теряя эстетики и философии японского миропонимания. Именно поэтому Куросава стал всемирно знаменитым классиком кинематографа ещё при жизни.

    Центральной философскими проблемами сюжета «Рай и Ад» являются понятия долга и ответственности (противопоставление эгоизма альтруизму).

    В японской культуре чувство долга существует не только у подчинённого перед хозяином, но не менее сильные обязует хозяина заботиться о подчинённом. Мы, к сожалению, регулярно забываем о зле, причиняемом по нашей вине другим людям, мы боремся с собственной совестью, прячемся от проблем в безответственность. А герой фильма — недавно преуспевший бизнесмен — попадает в ситуацию выбора между эгоистической выгодой и собственной человечностью (по сути этот выбор — выбор его души, принять грех или спастисть). Смотря фильм, наблюдаешь за главным героем и переживаешь вместе с ним.

    В контексте этого фильма поднимается ещё один вопрос: Как вестернизация восточного общества (бизнес, промышленность, акционерный капитал и богатство, телохранители) воздействует на здоровое восприятие общчеловеческих ценностей этого общества? Вопрос актуален для России. Жаль, что момента выбора пути никто не заметил…

    На мой взгляд фильм, представляет собой отличное пособие по этике для бизнесмена. К сожалению, наши олигархи испортившие судьбы миллионам людей, не смотрели этот фильм.

    Смотреть рекомендую всем.

    6 марта 2011 | 14:14

    Все мы в детстве читали и слушали сказки о плохих и хороших людях. Какие-то из них запомнились на всю жизнь, какие-то — со временем забылись, но, тем не менее, оставили свой след в наших душах.

    Поэтому, думаю, многим покажется знакомым сюжет о Хорошем человеке, который был честен, трудолюбив и крепок духом. Всю свою жизнь он работал, не покладая рук, скопил денег и построил большой, светлый дом на высоком холме и жил там со своей семьей. А у подножья холма жил Плохой человек. Был он ленив и жаден, и нетерпелив, и хитер. Невыносим для него был вид большого дома на холме, и зависть к Хорошему человеку сжигала его сердце.

    Но как не пытался Плохой человек погубить Хорошего человека, отнять у того все достояние, искалечить его душу и заставить мучиться так же, как мучился сам, ничего у него не получалось. Даже теряя все, лишь сильнее становился Хороший человек, потому что научился он бороться со страхами своими, различать главное и второстепенное, не ломался под ударами, вставал и шел дальше.

    Не боялся он работы, и руки его были при нем, и опыт его никому не отнять, и делал он добрые дела, и жена любила его, и дети гордились им, и все добрые люди уважали его и помогали ему, и совесть его была чиста, и в душе его был рай.

    А Плохой человек корчился от злобы и страха в лачуге своей, и был он одинок, никем не любим. Выжгла гордыня разум его, и не мог он покаяться, не мог перестать творить злые дела, и в душе его был ад.

    Не знаю, любите ли вы такие сказки, я, например, очень люблю. Поэтому фильм «Рай и ад» Акиры Куросавы посмотрела с огромным удовольствием. Да, по форме он, несомненно, является детективом с элементами психологического триллера, но по содержанию — все та же старая добрая сказка о Плохих и Хороших людях.

    Детективная составляющая действительно занимает в фильме очень большое место, и прописана, и снята просто отлично. Если бы кроме нее ничего здесь больше не было, я бы все равно не пожалела времени, потраченного на просмотр. Потому что фильм не «американский», повороты сюжета и концовка могли быть любыми. Но детектив, даже очень хороший, всего лишь детектив. Посмотрел, узнал, чем дело кончилось, и забыл.

    А вот сказка!… хорошая сказка — это навсегда. Особенно, если рассказывают ее тебе так просто и искренне, с такой непоколебимой убежденностью, как это делает Куросава. Это как раз тот случай, когда истина от повторения не тускнеет. Иронизировать над «вечными ценностями» после просмотра не тянет совершенно, а тянет над этими самыми ценностями в тишине спокойно поразмышлять, поставив себя на место главного героя.

    Кстати, колоритнейший Тосиро Мифунэ в роли Хорошего человека — точнейшее попадание. Сильный, суровый «настоящий мужик» с ясными и четкими принципами. И глядя, как на протяжении фильма меняется выражение его лица, в глазах появляется покой, искренне веришь, что такого человека сломать действительно невозможно.

    Резюме. Хороший фильм «о вечном». О добре и зле и о вечном выборе между ними, о рае и аде в человеческих душах. Старая, старая сказка.

    10 из 10

    4 февраля 2009 | 16:29

    Социальные работы Акиры Куросавы обращённые к современной ему Японии приносили режиссёру только стрессы и недовольство общественности. Отсутствие исторической масштабности, сказочной алогичности и пестования стародавнего патриархального самурайского быта в статично снятых, прямолинейных и бесхитростных «актуальных» сюжетах не придётся по нраву любителям «Семи самураев» и «Расёмона».

    «Рай и Ад» — эмоциональная драма, повествующая о классовом разделении несовершенного социума, намекающая уже названием на смысловой императив. Но, Куросава не мог не поставить сверхзадачу в раскрытии характеров переворачивающих изначальную концепцию с ног на голову. Полудетективная история про киднеппинг могла бы быть рассказана динамичнее и эффектнее: с саспенсом, с коротким монтажом, с большей лаконичностью, с экшн сценами, какие режиссёр применял в своих исторических колоссах. Но, Куросава, опять же, делает, ни на что не похожее, кино, вопреки всем канонам, выдавая очередной шедевр. «Рай и Ад» восхищает немыслимой для такого визуального искусства, как кинематограф, повествовательностью, которая так, умело, обыграна в рамках избранной формы, что предфинальные эстетические игры с цветом и драйвом не выделяются разительным контрастом и выглядят, как логичное следование сюжета.

    В центре истории два главных героя: бизнесмен, упорным трудом выбившийся из нищеты в респектабельность, перед которым вновь маячит перспектива вернуться к безрадостному исходу и похититель, лицо которого мы не видим вплоть до последних эпизодов. Конфликт выстраивается на ошибке преступника, похитившего вместо сынка богатого дельца — ребёнка его слуги. Выбор, который должен сделать бизнесмен, так же спорен, как и мотивы похитителя.

    Для великого художника и гуманиста Акиры Куросавы важно, как одна и та же ситуация раскрывает в одних людях самые благородные чувства, а в других открывает бездну чёрствости и зависти. При этом он не впадает в крайности в идеализации или уничижительности персонажей. Благородного бизнесмена тоже мучают сомнения, а у преступника есть «человеческое» лицо. Режиссёр искренне верил в то, что люди добры от рождения, но что-то неправильное происходит в мире, что толкает их на путь подлости. Это «что-то» в момент выхода фильма имело для автора ощутимые черты лживой иерархической структуры японского менталитета и социальной системы.

    Истинные герои для Куросавы — простые люди, честно выполняющие свою работу. В данном случае — это рядовые полицейские, воспринимающие ситуацию со стороны, поставившие личную цель наказать преступника. Совещание в полицейском участке длится более тридцати минут и не несёт особой художественной необходимости для сюжета, но для Куросавы маленькая декорация набитая людьми, азартно суммирующими добытые факты и ниточки по поимке злодея важнее любых монтажных, приятных глазу, склеек. В этой комнате мы видим людей, чьи имена не запомним даже в процессе просмотра, но именно они воплощают сентенцию про «человека», который «звучит гордо». Если верить в существование Рая и Ада, значит должно быть и Чистилище. Далёкого от религии, Куросаву не интересуют религиозные аспекты обозначенных понятий. Рай — это там, где хорошо. Ад — это там, где плохо. Но есть ещё «междумирие», где не плохо, ни хорошо. Сам идейный каркас поделён на декорационную возвышенность, где расположен особняк богача и трамвайная линия в нищей низине, откуда виднеется сие недостижимое великолепие. Посередине людей больше, чем вверху или внизу. За ними остаётся последнее слово. И, по Куросаве, слово это — честное.

    10 из 10

    23 февраля 2011 | 10:35

    Потрясающий Шедевр великого мастера!

    Основанный на криминальном романе Эда Мак Бэйна, этот гениальный фильм Куросавы с потрясающим Тосиро Мифунэ в роли Кинго Гондо, богатого промышленника, который узнает, что его сын был похищен сумасшедшим, потребовавшим огромный выкуп. Если бы Гондо заплатил деньги, это разорило бы его. Еще до того как, Гондо принял решение, его сын возвращается домой, и зритель узнает, что похищен сын шофера, товарищ детских игр мальчика.

    Невероятный фильм, который меняет жанр три раза:

    - Сначала захватывающий триллер, на несколько голов выше «Выкупа» Хауарда. Тоширо Мифуне показывает настоящий «мастер-класс» актерской игры, лучше Мела Гибсона в «Выкупе». Действие первой части фильма не выходит за пределы одной комнаты, но смотриться на одном дыхании.

    - Далее идет не менее интересная детективная история, о поимке преступника, объективно показывающая работу полиции.

    - Последние две минуты превращают фильм в социальную драму. Шокирующая концовка.

    Этот филь настоящее золото мирового кинематографа, доказывающий, что не только Хичкок мастер саспенса.

    Смотреть всем любителям Хорошего Классического Кино.

    9 из 10

    11 октября 2007 | 14:01

    Пытаясь выделить данную картину из всей фильмографии Куросавы, на ум приходит тот факт, что фильм стал не только лидером японского проката 1963 г, но и кассовым рекордсменом в карьере «императора». Вообще, стоит отметить, что первая половина 60-х самый плодотворный, в коммерческом плане, период для режиссера. Две его предыдущие картины: «Телохранитель» (1961) и ее продолжение «Отважный самурай»(1962) тоже показали лучшие прокатные результаты. Таким образом, Куросаве удалось 3 (!) раза подряд побить собственные кассовые рекорды, чем может похвастаться далеко не каждый режиссер.

    Невзирая на эти колоссальные успехи на финансовом фронте, Куросава никогда ни терял голову и продолжал сохранять «художественную трезвость», мастерски сочетая развлекательное и авторское кино. Не исключением стал и «Рай и ад». Остросюжетный триллер на тему похищения и выкупа, саспенс которого может потягаться с хичкоковскими шедеврами, превращается в философское полотно, где режиссер рукой истинного демиурга эксплуатирует злободневные темы, ставя перед острой дилеммой не только протагониста фильма, но и самих зрителей. И если концовка знаменитого «Расемона» придавала явно утвердительный характер картине, то здесь режиссер посредством диалектики рисует историю лишь с иллюзией концовки, тем самым оставляя права делать выводы за нами.

    Рай и ад — конечно же, это «верхи и низы» и многовековой конфликт между этими социумами. Развязка фильма начинается, когда одному из «низов» становиться тесно в «аду» и он решает похитить ребенка с целью выкупа у одного из обителей «райя» — успешного производителя обуви и бизнесмена Гондо (Тосиро Мифунэ). И то, что вор по ошибке похищает сына шофера Гондо, а не его собственного, по сути, усложняет ситуацию и превращает выбор в настоящее горнило для Гондо: спасти чужого сына и разориться или проигнорировать требования вора и потерять лицо. И вот здесь нам открывается истинная сущность как самого Гондо, так и похитителя, и как следствие, мы начинаем яснее видеть природу «райя и ада». Куросава всегда был далек от классового идеализма, поэтому он дает нам ясно понять — от нравственного статуса жертвы и похитителя один шаг, так же как и один шаг разделяет «рай» от «ада».

    Говоря о технической стороне и о визуальных решениях фильма, то кратко хотелось бы сказать, что все сделано почти идеально. Перфекционизм Куросавы как всегда на лицо, и проявляется он везде: операторская работа, монтаж, сценарий, игра актеров. Только ему удается, используя долгие статичные кадры накалять атмосферу до предела. Особо хочется отметить сцены полицейского расследования, где нам детально демонстрируется весь механизм, используемый правоохранительными органами Японии 60-х, для поимки преступников.

    Мне довелось видеть много фильмов на подобную тему, но ни один из них (снятый до и после картины Куросавы), ни оставил такого яркого впечатления, как данная лента, которую нельзя охарактеризовать не иначе как, очередной великий фильм от великого режиссера.

    27 декабря 2011 | 00:03

    Преступник решает похитить ребёнка одного из директоров обувной фабрики (мистер Гондо), но, перепутав, похищает ребёнка шофера. Разобравшись, тем не менее, от требует прежний огромный выкуп, который в состоянии разорить мр. Гондо, оставить его без жилья и загнать в долги. Гондо оказывается перед тяжёлым выбором: жизнь сына шофёра, либо нищета. В фильме на самом деле не очень объёмный психологический контекст, но он присутствует.

    Жанр скорее детективный (больше полиции и расследования). Психологические модели (а это именно модели — т. е. добротные и живые воспроизведения реальности, которые трудно перевести в язык и объяснить): 1. описанный выше выбор мистера Гондо и последствия выбора 2. подоплёка действий преступника, давшая название фильму. Вторая модель мне, правда, показалась слабо реализованной (мало деталей, простая схема).

    Фильм показался несколько скучноватым — скорее всего, потому что меня не держали в зачарованном напряжении реконструкции средневековой Японии, к которым я привык у Куросавы.

    15 января 2011 | 16:20

    Рай и ад — фильм режиссера Акиры Куросавы, основанный на детективном романе Эда Макбейна «Выкуп Кинга». Я не читал первоисточника и не могу сказать на сколько сюжет и сценарий идентичны, а узнать это очень интересно, так как фильм получился на все сто и мне интересно, что добавили или убрали из того самого романа. А. Куросава на тот момент уже снял большое количество отличных фильмов на века, что называется. Тут и Расемон, Телохранитель, Семь самураев, Жить и др. прекрасные картины. Если говорить о фильме «Жить» то там мастер тоже затрагивает тему подлого устройства системы, где человек человеку не то, что бы враг, а равнодушен и безразличен, но в данной картине нам показывают устройство общества с совершенно разных сторон, как бы говоря-Да, система ужасна, она рождает нищету, целые улицы наркоманов, зависть и презрение бедных к богатым, предвзятое отношение, невозможность без тяжелых последствий спасти ребенка(как так?спрашиваем мы себя),потому, что главный герой знает, что кроме него самого ему и его семье никто не поможет, оно и рождает сомнение в выборе действия, но так же нам показывают как личная трагедия человека заставляет общество сопереживать ему и пытается всячески помочь. Можно сказать, что сложившаяся система сама себя загоняет в эту трагедию и потом сама себя пытается вытащить, но это же по большому счету мазохизм, но и без системы вообще ничего невозможно.

    Итак главный герой фильма Кинго Гондо — преуспевающий бизнесмен, безумно любящий свою работу. Всю жизнь трудился и когда то судьба подарила ему шанс подняться наверх, без которого нам намекают он никогда бы самостоятельно ничего бы не добился. Тем и страшнее его выбор потерять всё, кроме чести. Тосиро Мифунэ уже стал наверно моим любимым актером. Как он метался в сомнениях, просто гениально. Его герой человек честный и умный, людей видит насквозь, но и ему нужна помощь, и такие люди могут сломаться в трагической ситуации. Но неожиданно для всех, когда уже принял окончательное решение не давать деньги, молча, поборов в себе все страхи действует как велит ему честь и совесть, говоря, что у него нет выбора и вправду по сути дела его у него не было. И как бы он не оправдывал свой несостоявшийся поступок в поисках понимания и одобрения у окружающих в глубине душе он все прекрасно понимал, и перед непосредственно действием не мог поступить иначе.

    Фильм продолжительностью более двух часов смотрится с большим интересом. Первые минут сорок проходят грубо в одной комнате и ничего, снято все мастерски, сюжет развивается логично и ничего не смущает в действиях персонажей, актеры подобраны безупречно(это наверно один из немногих японских фильмов где я не путал актеров). Далее нам показывают работу следствия и непосредственно полиции. Тут уж для сравнения могу вспомнить «Зодиак» Д. Финчера и могу сказать, что здесь не менее интересно показаны поиски преступника. Полиция в лице главного инспектора внушает уважение. Они не только стараются выполнять свои действия профессионально, но и так же, понимая сложившуюся ситуацию, не могут не действовать с удвоенным усердием из-за жертвы, которую отдал К. Гондо ради спасения ребенка. В общем смотреть на все это дело одно удовольствие.

    Итак, мы вплотную подошли к злодею. Как говорил мой преподаватель по финансовому праву — доктора и юристы должны быть некоторыми циниками, так как профессии обязывают. Но наш злодей приобрел цинизм в силу социального расслоения общества. И тут нельзя сказать, что он не нашел своего места в обществе, так как то ли он работал, то ли учился на доктора. Его просто раздирала зависть?Не уверен, может какие то психические проблемы, деформация нравственности, отрицание состоявшихся норм и традиций в обществе.

    P.S. Не мог я удержаться и пройти стороной этот фильм. После первых пяти минут я уже полюбил его всей душой.

    10 из 10

    10 ноября 2011 | 13:42

    Одна из самых лучших лент Куросавы на всегда актуальную тему киднэппинга, держит в напряжении с первых же минут просмотра и не отпускает до финального иероглифа.

    Игра Мифунэ в роли человека, разрываемого между долгом мужчины и корыстью промышленника конечно впечатляет. И конечно в нем побеждает мужчина, как и во всех фильмах с его участием. Лично для меня Мифунэ всегда является образцом мужественности и благородства.

    Что касается канвы сюжета, то могу сказать что фильм ничем не уступает самым лучшим саспенсам от Хичкока и Премингера. Блестящая операторская работа, особенно в эпизоде с поездом — не дает расслабиться ни на минуту.

    Рай в контексте фильма, олицетворял собой Мир в душе человека, который отдал последнее, что у него было взамен на жизнь чужого ему ребенка. Для похитителя дом на вершине холма для был тем самым райским местом, который он хотел уничтожить в силу понимая своей никчемности, и который он боялся больше чем Ада.

    Куросава искусно вплел в фильм сразу три канвы, что удается мало кому из режиссеров — историю о выборе и угрызениях совести, детективную историю в лучших классических традициях, и социальную подоплеку.

    Низы в фильмы показаны от силы минут 15, но КАК показаны. Дно темных улочек индустриального города буквально покрывают своими немытыми телами наркоманы, бьющиеся в конвульсиях, тусклые глаза которых оживают только при виде дилера.

    Три минуты наркотических ломок девушки, больше похожей на старуху, могли бы рассказать о ее жизни больше чем метры кинопленок, что говорит о непререкаемом мастерстве великого японского режиссера.

    Однозначно шедевр.

    31 марта 2013 | 16:20

    Многими поколениями признанный шедевр Куросавы не нуждается в рецензии как таковой. Не думаю, что вообще уместно критиковать его с обычных позиций. Допустимо лишь высказать те мысли, которым дал толчок этот фильм.

    Прежде всего, хочется отойти от навязанного англоязычным переводом противопоставления богатых и бедных. Акира в этом фильме как раз и доказывает тот факт, что моральные ценности, которыми руководствуются люди, никак не связаны с их уровнем благосостояния. Великий японец говорит зрителю о том, что каждый день в любом человеке борются ад и рай, и каждый из нас своими поступками строит подходящую для себя среду обитания.

    Уже с первых минут знакомства с главным героем, которого играет невозмутимый Тосиро Мифунэ, понимаешь, что он человек жесткий бескопромиссный, обладающий твердыми принципами и жизненными ценностями. По мере узнавания его, видишь что мужчина- настоящий профессионал своего дела, начавший с нуля и добившийся выдающихся результатов. «Хороший руководитель для хороших работников»,-скажет о нем один из работников фабрики. Так представьте себе насколько тяжелым был выбор для этого человека. Речь шла вовсе не о том отдать или не отдать богатому человеку деньги за чужого ребенка, как очень многие пытаются преподнести эту историю. Судя по характеру главного героя, он бы не раздумывал платить или не платить за не своего малыша, если бы речь шла только о деньгах. А здесь за похищенного мальчика господину Гондо надо было отдать свое будущее, свои планы, все то, к чему он долго и упорно шел путем каждодневного упорного труда. Поистине рай и ад сшиблись лбами в момент принятия этого решения.

    А давайте задумаемся, стали бы мы осуждать бизнесмена, если бы он решил не жертвовать своей жизнью? Если кто- то однозначно ответит: да, я заподозрю лукавство. Поставьте себя на его место и ответьте честно: выкинули бы вы свою жизнь в окно за спасение соседского ребенка? Гондо на самом деле имел право и на другое решение, поимкой преступника занималась бы полиция, без всякого его участия дальнейшего, ведь он лицо не заинтересованное. Но даже самый негативный персонаж -похититель не сомневается что мужчина будет платить. Вот это и есть ключевой момент всего показанного Куросавой. Как бы никчемные люди не завидовали успешным, в глубине души они-то как раз понимают, что не деньги главное для настоящего человека дела. Деньги-следствие приложенных усилий. Заработав один раз, человек заработает их и повторно, и, оценив все за и против, способный зарабатывать не будет держаться за купюры, но предпочтет остаться верным себе. И именно это становится тем самым главным поводом для ненависти преступника к герою Мифунэ. Не от страха трясутся руки у пойманного негодяя, а от осознания того что сделать несчастным выбранного в жертвы человека ему не удалось, не получилось даже вынудить того ненавидеть себя, ибо жизненные приоритеты у них диаметрально противоположны. Именно ради этого социального вывода снял свою криминальную драму выдающийся режиссер. А порицать проще всего. Как абсолютно достоверно продемонстрировал Акира, те представители общества, что назвали господина Гондо героем, не выстроились в очередь к его дому с деньгами в руках, для того чтобы помочь в его затруднительном положении, но зато с готовностью продавали имущество бизнесмена за долги. Рай и ад боролись в головах каждого из них.

    Однако же при наличии такого глубокого социально-философского подтекста, дока режиссуры сумел снять по-настоящему захватывающую полицейскую историю. Ведь почти до последних кадров остается загадкой истинная мотивировка укравшего мальчугана человека, и зрителю приходится ломать голову над тем, связано ли преступление с происками конкурентов. Но более всего меня восхитила работа полиции. Это нечто чисто японское уникальное- слаженная коллективная эффективная работа. Мы не увидели одного гениального следователя, или даже отдела из пары-тройки достаточно умных оперативников. Сверхзадачу решили несколько десятков рядовых исполнителей. И удалось это благодаря умной разбивке проблемы на более мелкие, и закреплению за анализом каждого нюанса одного полицейского, после чего осталось лишь свести все данные воедино и сделать вывод. Собственно так исполняют многозадачные запросы компьютеры. Восхитительно! Может быть именно потому, что японцы умеют находить максимальное эффективное применение каждому человеку, они и сохраняют десятилетиями лидерство во многих областях и действительно решают проблемы, а не забалтывают их?..

    В следующем году будет 50 лет с того момента как эту картину увидели зрители, и она по-прежнему наводит на раздумья. Это ли не довод в пользу того чтобы окунуться в Рай и Ад Акира Куросавы, если вы еще этого не успели сделать? А кроме пищи для ума, вы сможете восхититься с хирургической точностью выстроенным кадром, емкими диалогами, в которых нет ни одного лишнего междометья, и безукоризненной игрой Тосиро Мифунэ.

    6 мая 2012 | 00:02

    Весьма консервативный японский кинематограф вряд ли достиг бы полного расцвета и мирового признания в 50-60-е годы прошлого века без космополитизма Акиры Куросавы. В то время как его не менее талантливые коллеги варились в собственном соку, не уходя от традиций, вдохновляясь народными легендами и современными реалиями страны, он активно впитывал мировую культуру, во всем ее диапазоне. Что проявилось, в частности, в выборе сюжетного материала. Но, если экранизации Шекспира, Достоевского, Горького проходят адаптацию, украшаясь местным колоритом, то в ленте «Рай и ад», по роману менее известного американского автора детективов, от Страны Восходящего Солнца почти ничего.

    О самураях здесь напоминает только лицо Тосиро Мифунэ. Хотя герой и попадает в тяжелую ситуацию, ему и в голову не приходит ритуально взрезать себе брюхо. Не увидим мы здесь и цветущих сакур. А Фудзияма послужит не национальным символом, а лишь одним из ориентиров при поиске преступника. Кроме актеров с характерным разрезом глаз, — никакой восточной экзотики. У капиталистов те же строгие галстуки и зубы той же акульей остроты, что у собратьев из Европы и Америки. У служителей закона методы до боли знакомые по голливудским образцам. И наркоманы тут вовсе не редкость, а сложившаяся социальная прослойка.

    И история, рассказанная в фильме, несомненно, носит интернациональный характер. Пока один из руководителей крупной компании, Гондо, разрабатывает план, как прикупить контрольный пакет акций, обставив своих недобрых партнеров, у него похищают, надеясь на солидный выкуп, маленького сына. И хотя тут же выясняется, что украли по ошибке ребенка неплатежеспособного шофера, Гондо легче не стало. Умный похититель и не думает рвать на себе волосы, обнаружив свой промах. Он уверен, что бизнесмен выложит кругленькую сумму и за чужого дитя. Уверены в этом и все вокруг, вплоть до самых его близких людей. Сомнения одолевают только самого Гондо.

    Мозг зрителя также поневоле вовлекается в процесс поиска решения. Киднеппинг одна из тех язв, что требует хирургического вмешательства, а не кратковременного болеутоления. Но в картине эта проблема в полном масштабе не обсуждается. Перед героем стоит Судьба с протянутыми зажатыми кулаками — «угадай, в какой руке». Выберешь правую — тебя ждет поражение в игре с деловыми конкурентами, банкротство и бедность. Левую — всеобщее презрение и пожизненная тяжесть на сердце. «Направо пойдешь — убитым быть, налево пойдешь — пропадешь».

    Хотя первая часть фильма, о мучительном выборе, держит внимание железной хваткой Императора японского кино, по увлекательности она не сравнится со второй, в которой вычисляют, загоняют в сеть и ловят отрицательного героя. И только тут едва заметно проявится японский дух. Тот дух, которому достаточно яростного призыва «банзай!», чтобы разнести в пух и прах Перл-Харбор или совершить чудеса в экономике. Полицейские считают долгом чести вернуть деньги народному любимцу, спасшему чужого ребенка. При этом на чистом энтузиазме, они стремятся не только найти преступника, которому за похищение светит небольшой срок, но и подвести его под расстрельную статью, чтобы восстановить справедливость и удовлетворить чувство мести героя. Эта вторая часть, со всеми ее дотошными подробностями, настолько захватывает, что забываешь дышать.

    До самого конца мы уверены, что Гондо — олицетворение добра, а похититель — абсолютное зло. Но для того, чтобы фильм Куросавы поднялся над уровнем изложения рядового полицейского дела за номером таким-то, необходим достойный финал. И стоит попристальнее вглядеться в преступника, как наши устойчивые представления о добре и зле, о рае и аде, оказываются не так уж прочны. А детективная история обращается в социальную драму.

    18 марта 2013 | 09:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Осенью 2008 года стало известно, что режиссёр Майк Николс поставит новую версию триллера Куросавы «Рай и ад». Поскольку над сценарием работал Дэвид Мэмет – один из лучших авторов Голливуда, то проект не вызывал опасений. Однако теперь работа Мэмета будет переделана при помощи Криса Рока(...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.Окно во дворRear Window8.100
    221.ЧаплинChaplin8.100
    222.Холодное лето пятьдесят третьего8.100
    223.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.099
    224.Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударStar Wars: Episode V - The Empire Strikes Back8.099
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Прометей 2Prometheus 294.48%
    12.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones94.36%
    13.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.26%
    14.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.94.09%
    15.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.08%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Славные парниGoodfellas86
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here21
    Таинственная рекаMystic River113
    Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в ДалласеJFK27
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy32
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.486
    ГераклHercules6.309
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.496
    Домашнее видеоSex Tape5.849
    Король сафариKhumba5.818
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры