всё о любом фильме:

Иррациональный человек

Irrational Man
год
страна
слоган-
режиссерВуди Аллен
сценарийВуди Аллен
продюсерЛетти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникКарл Спрэг, Сьюзи Бензингер, Дженнифер Энджел
монтажАлиса Лепселтер
жанр драма, криминал, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  970.3 тыс.,    Италия  491.2 тыс.,    Россия  157 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Смотрите в кино:
2 сеанса в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла.

На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя.

Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (27 725)
ожидание: 95% (4200)
Рейтинг кинокритиков
в мире
45%
80 + 100 = 180
5.5
в России
94%
15 + 1 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Эпизоды в вымышленном университетском городке сняты в реально существующем университете в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
    • Второй подряд фильм Вуди Аллена, в котором он снял Эмму Стоун.
    • Хоакин Феникс набрал перед съёмками почти 15 килограммов веса, будучи твёрдо уверен, что его персонаж должен выглядеть именно так.
    • Первый фильм Вуди Аллена, в котором снялся Хоакин Феникс.
    • Первая роль Софи фон Хэйзелберг в художественном фильме почти за четверть века.
    • Пятый по счёту и третий подряд фильм Вуди Аллена, снятый в анаморфированном формате «Синемаскоп» (отношение ширины кадра к высоте 2,35:1).
    • Четвёртый фильм Вуди Аллена, в котором обыгрывается тема преступления и наказания. Первыми тремя стали «Преступления и проступки» (1989), «Матч Пойнт» (2005) и «Мечта Кассандры» (2007).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В определённой степени фильм «Иррациональный человек» (2015) является современным изложением романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
    • Пиетет Вуди Аллена перед русским писателем Фёдором Достоевским проявляется в двух эпизодах фильма. В одном Эйб восклицает: «Прав был Достоевский!» (относительно представлений о жизни самого Эйба), в другом Джилл находит на столе Эйба открытый роман «Преступление и наказание».
    • еще 6 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 151 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Абсолютно не новый расклад для Вуди Аллена, когда его главный персонаж попадает в заваруху и решает кого-то прикончить. Но с совсем другим прологом, который стоит признать весьма привлекательный, в большей степени из-за отменной гармонии в одном кадре актеров Хоакина Феникса и Эммы Стоун.

    Курьезный преподаватель философии, находящийся в депрессии и в поисках самого себя, прибывает в новый колледж на работу. Слава об преподавателе распространилась очевидно давным-давно, и наш злой гений буквально проходит по красной дорожке по своему прибытию. Женщины-коллеги визжат от восторга, молодые студентки просто не отводят глаз.

    Как это принято для Вуди Аллена, его фильм смотрится очень легко и ненавязчиво, местами цепляющий умными диалогами, иногда вызывает смех находчивым юмором. Эмма Стоун сыграла практически отменно, единственное, что не удалось познать зрителю, так это всю глубину персонажа Феникса.

    Точнее на нем сосредоточено много времени, однако фильм разбит на две части, в которых главный герой предстает в абсолютно противоположных образах. «Иррациональный человек» — хороший выбор для просмотра, даже если Вуди Аллен себе не изменяет в режиссуре, этот фильм все-равно отличается историей и своими персонажами.

    7 из 10

    23 мая 2016 | 05:41

    Режиссёром этого фильма является Вуди Аллен, признанный мастер кинематографа. На его счету большое количество престижных наград и различных премий.

    При просмотре лично я не заметил режиссёрских приёмов и фирменного почерка, каких-либо особенностей повествования или необычных кадров. Единственное отличие фильма в визуальном плане — цветовая палитра с преобладанием тёплых позитивных цветов: разные оттенки коричневого и жёлтого, умеренно разбавленные зелеными листьями деревьев и синим морем.

    Исполнители главных ролей очень живо и органично играют, при том, что у персонажей не шаблонные характеры, у них есть психология. Хоакин Феникс (главный герой) отлично подходит еще и фигурой. Правда основных героев всего лишь двое, от остальных актёров ничего особенного не требуется.

    В начале вроде бы ничего необычного нет, но фильм затягивает с первой же минуты и до самого конца, особенно интересно наблюдать за героем Хоакина Феникса. Сюжет двигают диалоги и мысли героев, как будто читаешь аудиокнигу, а не смотришь кино. Первая половина похожа на мелодраму, однако со второй половины выясняется, что это трагикомедия.

    В трагикомедии сложно найти место смеху, при этом социальные проблемы в фильме не поднимаются. Мотив главного героя сомнителен, но психология его продумана реалистично и детально, это главное достоинство картины.

    6 из 10

    12 мая 2016 | 19:51

    Вуди Аллен известен как режиссер фильмов с интеллектуальным юмором. В своих картинах мастер шутит над всем и вся. Начиная с себя: он часто сам снимается в главной роли в образе интеллектуала-неудачника, которого по непонятным причинам любят женщины; и заканчивая всем подряд: от спортсменов до Къеркегора.

    Уже в ранних фильмах он довольно скептически отзывался об интеллектуалах всех мастей. Он рисовал карикатуры на писателей, театралов, представителей киноиндустрии и даже греческих философов.

    В своем последнем фильме «Иррациональный человек» он остался себе верен, и прошелся по двум своим любимым темам: Ф. Достоевскому, которого он уже не раз склонял в «Преступлениях и Проступках», «Матч Пойнте» и «Мечте Кассандры» и экзистенциалистам, прекраснее всего представленным в «Полночи в Париже».

    «Иррациональный человек» — философский детектив, в котором Вуди Аллен ищет ответы на вопросы, как не потерять радость жизни, зачем жить, в принципе, да и стоит ли некоторым жить.

    Его герой — профессор философии, спивающийся после участия в военных действиях и страдающий от депрессии интеллектуал, современный представитель потерянного поколения, воспетого Хемингуэем и Ремарк, что для читавших их женщин вполне может сойти за идеал мужчины. Роль профессора сыграл Хоакин Феникс, ставший в последние годы очень популярным благодаря главным ролям в фильмах «Мастер» и «Врожденный порок». Со своей ролью в этом фильме он справился не хуже, чем с предыдущими, создав вполне достоверный образ Раскольникова на американский манер.

    Роли его женщин исполнили Эмма Стоун, полюбившаяся режиссеру после «Магии лунного света» и Паркер Поузи, известная по фильмам «Фэй Грим», «Хемингуэй и Геллхорн» и «Любовь со словарем».

    Вуди Аллен — юморист. Для него смерть — это банановая кожура, а для его героев -отравить или сбросить кого-то в шахту лифта — пустяк, способный разве что раззадорить или вдохновить.

    Также и с любовью. Дамы Вуди Аллена невероятно сентиментальны, но легко меняют свои предпочтения, а мужчины, предпочитают разбираться с более глубокими сентенциями, периодически благосклонно принимая женские приставания, после некоторых уговоров, конечно.

    Если во время просмотра все время помнить, что Вуди Аллен шутит, и над смертью, и над любовью, и над Достоевским с Сартром, то все встанет на свои места, и даже, возможно, появится некая своеобразная логика.

    В основе сюжета лежит выбор о том, стоит ли жить на свете судьям с нечистой совестью. В одном из интервью Вуди Аллен признался, что у одного его хорошего друга была очень неприятная тяжба в суде. В общем, просто по-дружески Вуди Аллен, если и не убил обидчика своего приятеля лично, то хотя бы снял кино, где его отравили. Что конечно, говорит о нем хорошо, как о верном друге, но не очень хорошо, как о человеке, желающем другим отправиться на тот свет, и очень хорошо, как о режиссере, снявшем отличный фильм с юмором, приятной музыкой и динамичным сюжетом.

    28 декабря 2015 | 16:55

    Вуди Аллен один из моих любимых режиссеров в мировом кинематографе, и я всегда с предвкушением отношусь к каждому его фильму, а особенно к новому. Данный фильм я посмотрел на одном дыхании. С одной стороны кино философское и глубокое, с другой ироничное и легкое. В любом случае оно дарит интересную историю и пищу для размышлений.

    Мы видим уважаемого профессора философии Эйба Лукаса. Сейчас он приехал в новый колледж, чтобы преподавать свой предмет. Его приезд заинтриговал, как и студентов, так и других преподавателей, но Эйбу нет ни до кого дела. Он опустошен и не видит смысла в жизни и больше не чувствует жизнь. Все меняется тогда, когда Эйб со своей влюбленной студенткой слышат один разговор в кафе, и после этого профессор философии задумывает убийство…

    Тему жизни и смерти, убийства и его нюансов, судьбы и совпадения Вуди Аллен часто затрагивает в своих историях. Этот фильм о том, есть ли у человека права вершить самосуд и без суда лишать жизни человека, даже если это очень плохой и мерзкий человек?! Но в этой истории ни все так просто, ведь главный герой сам далеко не заурядная личность со своими тараканами в голове. Вкус к жизни он ощутил только после желания убить. Вообще, по статистике одинокие мужчины, ни разу не женатые его возраста уже с собой несут что-то странное, всегда с ними что-то ни так.

    Главные роли в картине сыграли Хоакин Феникс и Эмма Стоун. Лично мне их дуэт очень понравился, и благодаря игре актеров просмотр фильма тоже скрашивается. Своего убийцу Феникс сыграл очень убедительно, одним даже только взглядом, его герой был чрезвычайно непростой человек, и актер хорошо раскрыл все тонкости его характера. Милая Эмма Стоун играла студентку, которая была лучом света во всей этой странной истории. Во второстепенной роли доступной болтушки преподавательницы, мечтающей уехать далеко-далеко засветилась Паркер Поузи. Я люблю эту актрису, и мне было приятно на нее посмотреть.

    «Иррациональный человек» — ироничная, детективная драма с привкусом черного юмора и философии 2015 года. Лично я получил удовольствие от просмотра нового кино Вуди, и оцениваю его положительно. Этот фильм о том, что одно убийство порождает другое, и один раз переступив эту черту, откроешь ящик Пандоры и сам станешь неизвестно кем и чем. Приятного просмотра!

    P.S. «Сильные дети, средние дети, но, в массе своей, посредственные. Они вырастут и наполнят мир невежеством, недостоверными данными, инфантилизмом.» (с) Эйб Лукас

    7 из 10

    8 марта 2016 | 12:46

    Эйб Лукас (Хоакин Феникс) — преподаватель философии, который потерял смысл жизни. Он решает сменить обстановку и приезжает работать в колледж, где знакомится с коллегой Ритой (Паркер Поузи) и очаровательной студенткой Джилл (Эмма Стоун). Он всячески старается не ввязываться в отношения с женщинами. Но одна устала от мужа и повседневности, а другая — просто ищет приключений и считает, что влюблена в амбициозного преподавателя. Все идет как нельзя лучше, Эйб успевает уделять внимание обеим, пока однажды он не слышит разговор в кафе, в котором женщина обвиняет местного судью в непрофессионализме, некомпетентности и взяточничестве. Эйб, опираясь на работы таких известных философов, как Хайдеггер, Кьеркегор и его любимый Достоевский, решает, что вполне имеет право сделать этот мир лучше, избавив его от таких негодяев, как судья. Он хочет на себе испытать суть экзистенциализма. Именно этой философской теме посвящен фильм.

    Вуди Аллен уже давно не скрывает, что работы Ф. М. Достоевского являются для его гения источником вдохновения. «Иррациональный человек» же весь пронизан идеями русского писателя. «Тварь дрожащая иль право имею?» — вот основной вопрос, который мучает главного героя и который лишает его всяческого раскаяния. Эйб Лукас — своеобразный Раскольников XXI века. Безусловно, картина — это не только размышления на философскую тему. Есть здесь и две прекрасные и милые любовные линии. Обе девушки догадываются и даже знают о поступках Эйба, но только вот Рита готова бросить все и закрыть на все глаза и уехать с симпатичным учителем в Испанию, о которой давно мечтала, а Джилл — еще совсем юная и неопытная — не может понять хладнокровие своего некогда кумира и уговаривает его одуматься.

    Шедевром данную картину назвать нельзя, но все фильмы Аллена — это нечто особенное, имеющее свою непосредственность, сентиментальность, мораль и философскую подоплеку. Особенно это касается последних работ режиссера — «Иррациональный человек», «Магия лунного света» и «Полночь в Париже». Все фильмы, надо отметить, смотрятся на одном дыхании.

    Новая муза Вуди — Эмма Стоун снова неподражаема, она очень разноплановая талантливая актриса, которая давно доказала, что она сильна не только в комедийном жанре. Ее Джилл — несколько наивная, но при этом умная девушка — некий камертон переживаний для Эйба. Хоакин Феникс замечательно вжился в роль в преподавателя кафедры философии, еще одна хорошая роль в его копилку. Имя Паркер Поузи мне было не слишком известно, но она неплохо сыграла несколько суматошную и измученную бытом Риту.

    На тему произведений Достоевского можно снимать много. «Иррациональный человек» — очередная зарисовка на эту тему. Почему зарисовка? Да потому, что фильм очень легкий, летний, незамысловатый, на первый взгляд, но с большим полем для размышлений, как и всегда в картинах талантливого и ни на кого не похожего Вуди Аллена. Замечательная игра актеров, милая атмосфера и не слишком банальный сюжет делают фильм прекрасным украшением летнего кинопроката.

    8 из 10

    20 августа 2015 | 11:40

    Иррациональный человек вызвал у меня противоречивые чувства. Он заставил спорить с режессером.

    Эйб Лукас-преподаватель философии, который совершенно запутался и не может отыскать свою роль в жизни. Взгляните на него: взрослый мужчина, который поражает своими познаниями и к которому хочется тянуться. Он увяз в рутине повседневной жизни, алкоголе и не видит смысла ни в чем.

    Вместе со своей студенткой Джилл Эйб подслушивает разговор и решается на очень страшное дело. На убийство.

    Явные параллели с произведением Достоевского «Преступление и наказание» трактованы несколько иначе. Что до нас хотят донести?Да, есть тема убийства и возможно обоснованного. Но вывод?

    Для меня стало непонятно, почему взяв за основу произведение русского классика с четкой моралью, мы получили фильм, который словно старается ее уловить.

    Вторая сюжетная линия посвящена студентке Джилл. Ее персонаж является слишком типичным. Это умная девушка, которая влюбилась в преподавателя и забыла совершенно обо всем. Где-то мы это уже слышали. Правда?

    Догадавшись о совершенном Эйбом преступлении, она занимает правильную и четкую позицию, чем вызывает симпатию. Но в целом, актерский талант Эммы Стоун не был до конца раскрыт. Не хватило глубины персонажа.

    Финал стал совершенно непредсказуемым. Старый добрый Вуди Аллен дал знать о себе.

    Итак, что мы имеем. Приятная драма, с хорошей постановкой сцен и чудесными актерами, которая в то же время осталось недосказанной. Сюжетные линии резко переходили одна в другую и не сохранилось чувство целостности.

    6 из 10

    15 августа 2015 | 14:16

    Все «правильные» мальчики скажут после просмотра «Иррационального человека» спасибо дедушке Аллену! За то, что он снял фильм, в который они могут тыкать пальцем и говорить своим сомневающимся подругам: «Вот видишь, до чего твои сомнения могут довести?! Хорошо еще жива осталась! Все равно в итоге, она вернулась к своему парню, он же лучше, и стоило ли уходить?». Но тут мнения могут разделиться. Да, действительно, перед финальными титрами главная героиня подводит итог и делает вывод из всего произошедшего, вполне себе черным по белому, но это не отменяет ни занудности этих мальчиков, ни многослойности произведений режиссера. Просто люди разные и кто сказал, что они должны знать, чего они хотят? Финал двояк и ироничен, и, конечно же, не ставит точки в вопросе: «как надо жить, а как не надо?». Ведь, несмотря на то, что отношения на стороне были связаны с риском для жизни Джилл, не это ли был самый яркий момент ее жизни, о котором она будет вспоминать до конца своих дней? Что точно ясно, так это то, что попытки человека приблизиться к роли Бога и взять в свои руки суд: кому жить, а кому уже хватит, даже при положительном, казалось бы, посыле, ни к чему хорошему не приведут.

    Название «Иррациональный человек» стоит воспринимать не как характеристику персонажа Феникса, а как название некого типа человека. Как «homo sapiens» — «человек разумный», так тип людей, которых разбирает и анализирует Аллен уже не одно десятилетие — «человек иррациональный». Иррациональны здесь и Эйб, и его коллега по цеху, а по совместительству любовница и соседка, Рита, и юная Джилл. Все те, кто представляет интерес для зрителя — двигатели драматургии фильма. Всех их по-своему заносит. Кто-то пытается понять, зачем он здесь, кто-то устал от монотонности семейного быта, кто-то этой монотонности боится и пытается сбежать от вступления в нее. Здесь интересна похожесть Риты и Джилл, они как слегка искаженные отражения друг друга: это одна и та же женщина, разница только в возрасте и семейном положении, встреча с Эйбом поменяла их жизнь и поменяла к лучшему. С остальными же все ясно, они рациональны. Они определились по жизни, и таким образом, в глазах режиссера, вышли из нее и присутствуют только в качестве статистов. Актерский состав не вызывает нареканий и отлично справляется с поставленными задачами. Разве что Эмме Стоун больше подходят роли в духе Лесли в «Бёрдмене» Иньяриту, чем милые девочки, которых она играет у Аллена.

    Визуально фильм похож на последние, «европейские» ленты режиссера. Снят красиво и качественно. Это не спроста, т. к. оператором на нем был Дариус Хонжи, работающий с Вуди в пятый раз и помимо этого имеющий внушающий уважение список работ («Деликатесы» Жан-Пьера Женне, «Семь» Финчера, «Ускользающая красота» Бертолуччи, «Любовь» Хенеке и это далеко не все…). Поменялась только тональность. Она стала более тусклой и холодной. Это абсолютно обосновано, поскольку фильм мрачнее по настроению и атмосфере, к примеру, «Полночи в Париже» или «Магии лунного света».

    Сравнения с предыдущими фильмами автора неизбежны. Тут вспоминаются «Матч Поинт», «Вики, Кристина, Барселона» и более ранние «Мужья и жены», «Преступления и проступки». Смежная проблематика, вопросы, мучающие персонажей, все это уже было разыграно, правда в других интерьерах и другими лицами. Темы измены, поиска себя, преступления и наказания, мечты и реальности — неоднократно им рассмотрены с разных углов и каждый раз автор заново удивляется сам, удивляет нас и говорит: «Жизнь не постижима!». В процессе просмотра вспоминаешь и другого мамонта кинорежиссуры — Альфреда Хичкока. Криминальная линия, множество цитат, и атмосфера напряжения в ожидании развязки, саспенса, если хотите, отсылает нас прямиком к «Незнакомцам в поезде». Аллен не претендует на новаторство и не рвется с кем-то соревноваться, а проходит вне конкурса, снимая для своего и нашего удовольствия.

    Мы получили умное, ироничное, красиво снятое кино, оставляющее после себя желание поразмыслить о жизни и дождаться следующего фильма от Вуди Аллена.

    8 января 2016 | 11:19

    «Иррациональный человек» — новый фильм классика мирового кино Вуди Аллена, прошедшего удивительный путь от автора легкомысленных комических скетчей к вдумчивому кинематографу, ставящему этические и антропологические проблемы. Аллен никогда не скрывал своего атеизма, любви к французскому экзистенциализму (атеистическому, естественно) и русской классической литературе.

    Однако, сейчас он снял фильм, который впервые в его карьере выглядит не просто ироническим подтруниванием над невротичностью городского интеллигента (как «Энни Холл» и «Манхэттен») или отстраненным холодно-рафинированным подражанием Бергману в его изображении человеческих страданий (как «Интерьеры» и «Преступления и проступки»), но настоящим обличительным документом в адрес псевдоинтеллектуального, поверхностного философствования, скрывающего за собой опасный ницшеанский имморализм, который обязательно обернется экзистенциальной катастрофой не только для того, кто его исповедует, но и для всех окружающих.

    Творческая судьба Вуди Алена — живой пример того, как любовь к творчеству Достоевского может приблизить к Богу даже самого несгибаемого атеиста. В новой картине режиссер рассказывает нам историю разочаровавшегося в жизни преподавателя философии Эйба Лукаса, в прошлом левого политического активиста, изрекающего философские банальности. Теперь он не верит ни во что, пьет, все больше погружаясь в мизантропию и пессимизм. Поначалу Аллен изображает этого персонажа в иронично-насмешливом ключе как человека не способного радоваться жизни и ценить окружающих его людей, всецело замкнутого на себя ноющего эгоиста. Но вскоре, по мере развития сюжета, картина приобретает неожиданный оборот — тотальный цинизм и сарказм Лукаса делает его открытым всем ветрам, беззащитным перед искушениями, приводя к трагедии.

    В какой-то момент он увлекается тем же помыслом, что и Раскольников: Аллен не скрывает цитатности фабулы своего фильма, напрямую указывая через произносимые героем фразы, его поведение природу все более и более захватывающего его искушения. Святые отцы многократно предупреждают нас о хитрости врага рода человеческого, который подает яд в соблазнительный упаковке, зло под личиной ложно понятого добра: так убийство выглядит в этой искаженной оптике почти что благодеянием.

    Однако, Аллен не копирует канву романа Достоевского слепо, необычно смещая акценты: если Раскольникова после преступления трясло и выворачивало наизнанку от нестерпимости совершенного греха, то Лукасу после убийства начинает казаться, что он впервые ощутил вкус к жизни. Об этом писал один из самых опасных лжепророков в истории человечества Фридрих Ницше, говоря, что полноту жизни можно ощутить, только преступив мораль. Но что это за вкус и что эта за жизнь? Это жизнь исключительно плотская, гедонистическая, это радость страстей от убийства человеком в себе его собственной совести. Не зря Раскольников говорил «Я не старуху убил, я себя убил», — но если для него это стало трагедией, то для Лукаса сожжение совести превратилось в освобождение.

    Мир только того и ждет, что мы убьем в себе все человеческое и предадимся удовольствиям, которым не будет конца, — это станет нашей смертью еще при жизни, разнузданным беззаконием тела с ампутированной душой. Аллен не скупится на жуткие акценты, подчеркивающие монструозность его персонажа (таков эпизод в комнате смеха), вначале выглядевшего беспомощным интеллектуалом, но потом, ставшего угрозой для окружающих. При этом в нем нет и тени бесстрашия, той якобы доблести и силы, о которой вещал Ницше, поя оду сверхчеловеку: этот «сверхчеловек» труслив, боится сесть в тюрьму, всячески переживает за свою шкуру.

    Ницшеанская ложь, ложь ослепленной самовлюбленностью люциферической гордыни предстает в фильме Вуди Аллена во всей своей чудовищности, хотя, конечно, и без вселенского онтологического размаха «Преступления и наказания». Подобным же образом неожиданно для зрителя раскрывается образ возлюбленной героя Джилл, по виду простой, легкомысленной девушки, впоследствии обнаруживающий в себе несгибаемый нравственный стержень, препятствующий любым компромиссам со злом.

    Человек динамичен, в нем нет ничего устойчивого: сегодня он — праведник, а завтра может совершить совершенно невероятное для него самого зло. Потому так важно для человеческого сознания и поведения быть все время укорененным во Христе, обращать свой ум к Нему, защищаясь от своих то и дело поднимающихся страстей огнем осмысленной, вдумчивой молитвы, а свою душу, тело и саму свою жизнь утвердить в литургической жизни Церкви.

    Это единственный для человека способ спастись от того внутреннего хаоса, который все время рвется наружу, стремясь поглотить и исковеркать все его благие начинания. Как говорил Декарт: «Мир сомнителен, Бог несомненен». Всякий, кто жаждет постоянства и спасения от хаоса, рано или поздно осознает важность прошения великой ектении: «весь живот наш Христу Богу предадим», ибо только с этого момента полного забвения себя, многие вопросы и сомнения уходят, и начинается подлинное христианство.

    Вуди Аллен, как атеист, от таких выводов далек, но своим фильмом он свидетельствует о бесперспективности бесплодного философствования, «мудрости века сего», которая ведет в онтологический тупик и есть безумие пред Богом. «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Коринф. 1:20).

    В заключение, предлагаю задуматься над названием фильма. О чем здесь идет речь? Конечно, не столько о герое, сколько о человеке вообще, о дефиците подлинного, соединенного с сердцем разума, не тождественного сухой рассудочности. Мы все иррациональны, поскольку больны страстями, потому, как это не страшно звучит, каждый из нас способен на преступление. Именно от этого иррационального влечения ко злу спасает и исцеляет Христос, действуя через благодатную силу Святого Духа, обрести которую можно лишь в Церкви, что мы и желаем замечательному режиссеру Вуди Аллену, сделавшему еще один шаг в нужном направлении.

    28 декабря 2015 | 16:49

    Вуди Аллен моего времени!

    После просмотра предыдущего фильма Аллена «Магия лунного света», я услышал отзыв, дескать не тот уже Вуди, раньше Аллен не опускался до примитивности обыденных ситуаций, стиль свой держал, а сейчас — попса! Не могу сказать, что это не так. Если вы хотите увидеть классику в фильмах Вуди Аллена, смотреть сегодняшние его фильмы не стоит. Но если вы человек моего поколения, вам определенного понравится то, что делает Аллен. Легко. Жестоко. Иронично.

    Фильм «Иррациональный человек» наполнен сатирой на проблемы обычной жизни, на то, как мы к ним относимся и как находим выход.

    Аллен в который раз легко и непринужденно рассказывает весьма поучительные истории. У режиссера получается увидеть проблемы и показать их так, чтобы современное поколение задумалось. Удается это ему с помощью великолепного авторского сценария и, конечно, благодаря тонкой игры главных героев, которых сыграли Эмма Стоун и Хоакин Феникс. Последний, кстати, заслуживает отдельных аплодисментов за свое перевоплощение по ходу сценария. Таким милым и светлым Хоакина мир еще не видел.

    Еще раз повторюсь, это не классика, это современная оценка современных проблем. Поэтому не стоит говорить о том, что было, а лучше взять и посмотреть еще один замечательный фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек».

    10 из 10

    19 августа 2015 | 14:48

    Вуди Аллен любит удивлять

    Рецензию к любому фильму Вуди Аллена можно начинать фразой: «Вуди Аллен известен как очень плодовитый режиссер, практически каждый год у него выходит новая картина. Однако, значительный процент его фильмов — это вариации на одну и ту же тему, с постоянным пережевыванием проблем и неврозов, которые мучают самого Аллена. Тем не менее, Вуди любит удивлять зрителя, и когда тот ждет очередную условную «Вика. Кристина. Барселона », он снимает неожиданный «Жасмин»». Далее, в зависимости от рецензируемого фильма, можно причислить его к первой или второй категории.

    «Иррациональный человек», несомненно, стоит отнести к разряду неожиданностей. Ибо, когда понимаешь, что за привычными для последних фильмов Аллена приятной картинкой и милой атмосферой, скрывается не что иное, как интерпретация романа «Преступление и наказания» Федора Достоевского — то это действительно неожиданно.

    Преступление и наказание на новый лад

    Как и в романе Достоевского, главный герой переживает тяжелейшую фрустрацию, даже находится на грани самоубийства. Однако, у Аллена это не нищий студент Раскольников, а профессор философии по имени Эйб — пресыщенный жизнью интеллектуал с огромным брюхом, манией каждый день спать с новой женщиной (которую, увы, пришлось оставить…) и пристрастием к алкоголю. В молодости он мечтал изменить мир, был полит. активистом, ездил в Африку, однако несмотря на желание помочь человечеству, он, в итоге так и не осчастливил ни одного человека на Земле. А после гибели друга в Ираке и вовсе впал в депрессию, потерял веру в «светлое и прекрасное», а заодно и цель в жизни. Написание книг больше не дается ему, как и… половые отношения с женщинами. По сути, в фильме Аллена Эйб — это этакий Раскольников 100 лет спустя, только окончивший университет, ставший профессором и находящийся в кризисе среднего возраста.

    Не вдаваясь дальше в подробности сюжета, скажу, что Эйб замышляет совершить преступление. Так же как и Раскольников, он маскирует свои цели благими намерениями помочь человечеству. Однако, как и в «Преступлении и наказании», под этими «благими целями» скрывается обыкновенная жажда властвовать, обеспечить свое величие некоей собственной бредовой теорией, которая дает её автору право переступить общепринятые рамки морали и поставить себя выше других — типичный «синдром Наполеона», о котором так много писал Достоевский.

    Отличает Эйба от Раскольникова то, что, совершив содеянное, его не мучают угрызения совести. Совсем наоборот, после содеянного он стал хорошо спать, его настроение резко улучшилось, тело почувствовало бодрость, появился аппетит, и, самое главное, вернулась… потенция, в постели все наладилось: он стал спать по очереди с местной преподавательницей и собственной студенткой Гил, а ведь еще совсем недавно был на грани самоубийства! И когда все это оказывается под угрозой он, не мешкая, идет на новое преступление против одной из своих возлюбленных. И делает это даже не из-за боязни тюрьмы: он просто не может отказаться от жизни, полной удовольствий, которая снова заиграла перед ним всеми своими красками!

    Как и в «Преступлении и наказании» у Аллена преступником подсознательно двигает исключительно эгоистический интерес, желание утвердиться в жизни за счет других. Однако, Достоевский возлагал большую надежду на Человека, на его совесть, искал в ней возможное спасение от тех грядущих потрясений, которые своим пророческим даром прозревал в своих произведениях. Раскольников если и не раскаивается полностью, то, безусловно, встает на этот путь. Однако, Аллен снимает свою версию сюжета «Преступления и наказания» с поправкой на недавнюю историю ХХ века. Век массового террора, геноцида и безумия. Когда люди, вроде бы выросшие во вполне тепличных условиях (как и профессор Эйб), не знавшие нищеты (например, Ленин или Трумэн), спокойно отправляли миллионы людей на убой во имя «всеобщего счастья». И эти раскольниковы в лице ли большевиков или нацистов (или современных вашингтонских вершителей судеб мира), отнюдь не переживали по поводу содеянного. Наоборот, как и в случае с профессором, у них от этого, вполне вероятно, просыпалось самоуважение, улучшался аппетит и исчезали проблемы в постели.

    Эйб — это продукт ХХ века. У него, как у Раскольникова, не может уже под подушкой в тюрьме лежать Евангелие. Да нет и Сонечки, которая бы ему его дала. На что же в таком случае уповает Аллен? Ведь на пессимистичной ноте заканчивать фильм ему явно не хотелось. Чтобы этого не делать, он вводит в сюжет тему судьбы или некоей внерациональной самокоррекции человечества, которая не дает Раскольниковым и Эйбам погубить человечество. Благодаря мистическому совпадению Эйб и будет остановлен.

    Есть еще порох…

    Подытоживая, отмечу, что «Иррациональный человек» — это не лучшая картина Аллена, но, безусловно, одна из самых интересных и необычных. Даже не смотря на то, что концовка слегка смазывает общий драматический эффект от философского дискурса, картина запоминается и вдумчивому зрителю дает немало пищи для размышлений. И, отмечу, что фильм был снят и вышел на экраны в год 80-летия Вуди Аллена. Не каждый молодой режиссер находится в таком потрясающем творческом тонусе. Браво, Вуди!

    3 сентября 2015 | 01:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    Новости


    Сразу два фильма заманивают к себе Хоакина Феникса — драма «Мария Магдалина» с Руни Марой в заглавной роли, а также вестерн «Братья Систерс» с Джоном Си Райли, первый англоязычный проект французского постановщика Жака Одиара(...)
     
    все новости

    Статьи


    Редакция КиноПоиска вновь выбрала деcять фильмов, достойных того, чтобы рекомендовать их к просмотру. Главная тема этого месяца — шпионские интриги — представлена в августовском кинопрокате со всех сторон. Здесь и жизнерадостные прыжки Итана Ханта с самолета на мотоцикл, и дух сотрудничества/соперничества КГБ и ЦРУ в декорациях 1960-х, и даже юмор на тему укуренных спецагентов. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    68-й Каннский фестиваль продолжает свою работу. Перед оком прессы и зрителей предстали новые работы Вуди Аллена, Гаса Ван Сента и Тодда Хейнса, а также не столь популярных любимцев критиков Йокима Триера и Мигела Гомиша(...)
     
    все репортажи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Angry Birds в киноAngry Birds375 241 027
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War172 524 967
    3.Экипаж60 036 515
    4.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur16 759 506
    5.Голограмма для короляA Hologram for the King13 402 357
    13.05 — 15.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 646 933518 842
    Деньги675 935 425 руб.181 144 455
    Цена билета255,37 руб.15,36
    13.05 — 15.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.233
    111.Девчата8.233
    112.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.230
    113.Семь жизнейSeven Pounds8.228
    114.АртистThe Artist8.225
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.56%
    47.До встречи с тобойMe Before You90.37%
    48.Чудо-женщинаWonder Woman90.34%
    49.Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass90.28%
    50.В поисках ДориFinding Dory90.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Медвежья историяHistoria de un oso6
    Воин62
    Игра на понижениеThe Big Short112
    В погоне за ПапиChasing Papi2
    Никому не нужна ночьNadie quiere la noche2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.643
    Angry Birds в киноAngry Birds6.556
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.788
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.153
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры