всё о любом фильме:

Иррациональный человек

Irrational Man
год
страна
слоган-
режиссерВуди Аллен
сценарийВуди Аллен
продюсерЛетти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникКарл Спрэг, Сьюзи Бензингер, Дженнифер Энджел
монтажАлиса Лепселтер
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  970.3 тыс.,    Италия  491.2 тыс.,    Россия  157.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Смотрите в кино:
7 сеансов в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла.

На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя.

Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (29 366)
ожидание: 95% (4985)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
15 + 1 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Эпизоды в вымышленном университетском городке сняты в реально существующем университете в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
    • Пятый по счёту и третий подряд фильм Вуди Аллена, снятый в анаморфированном формате «Синемаскоп» (отношение ширины кадра к высоте 2,35:1).
    • Хоакин Феникс набрал перед съёмками почти 15 килограммов веса, будучи твёрдо уверен, что его персонаж должен выглядеть именно так.
    • Второй подряд фильм Вуди Аллена, в котором он снял Эмму Стоун.
    • Первый фильм Вуди Аллена, в котором снялся Хоакин Феникс.
    • Первая роль Софи фон Хэйзелберг в художественном фильме почти за четверть века.
    • Четвёртый фильм Вуди Аллена, в котором обыгрывается тема преступления и наказания. Первыми тремя стали «Преступления и проступки» (1989), «Матч Пойнт» (2005) и «Мечта Кассандры» (2007).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В определённой степени фильм «Иррациональный человек» (2015) является современным изложением романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
    • Пиетет Вуди Аллена перед русским писателем Фёдором Достоевским проявляется в двух эпизодах фильма. В одном Эйб восклицает: «Прав был Достоевский!» (относительно представлений о жизни самого Эйба), в другом Джилл находит на столе Эйба открытый роман «Преступление и наказание».
    • За основу сюжета взята идея фильма Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951) — убийство, которое совершает незнакомый с жертвой случайный человек, чтобы следствие зашло в тупик в поисках мотива преступления. Как и в фильме Хичкока, часть сюжета фильма «Иррациональный человек» разворачивается в парке развлечений.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 156 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Интересный вариант детектива. Но стоит отметить сюжет не замысловат и лежит на поверхности с первых минут просмотра этой ленты.

    Эйб это типичный представитель мужского типа, который попробовал всё, но ничего его не увлекло, скорее наоборот всё, что произошло с ним только усугубило его и не без того печальное существование. Удачно выигрывает канва ленты на фоне перекликающихся посылов к основам философии Канта и угрюмым, как сам главный герой, произведениям Федора Михайловича Достоевского. Но насколько легко примерять на себя роль Раскольникова? И каждое ли преступление заслуживает наказания?

    Игра актеров заслуживает потраченого времени на просмотр. Все реплики открывают именно те стороны персонажей, которые в конечном итоге и сыграют роль в развязке этого клубка любви, печали и справедливости в её конкретном измерении.

    Но есть то чего упорно не хватает в этом фильме. Интриги и неожиданостей поворота сценария.

    Это скорее авторский взгляд на вопрос — глубины человеческой души в поисках цели существования. Рекомендую к просмотру.

    8,5 из 10

    29 декабря 2015 | 01:07

    Вне всяких сомнений — конёк Вуди Аллена остроумные диалоги, обрамленные сюжетом с изюминкой. Истории о моральном выборе, или моральном падении — не будем вдаваться в терминологию — не его амплуа. К тому же сюжет о зыбкой грани дозволенного Аллен уже реализовал, сняв «Матч Поинт»… И снова знакомая фигура классика русской литературы проглядывает между строк сценария.

    Безусловно, фильм заставляет задуматься. Можно ли воспрянуть духом через поступок непозволительный, какой бы идеальной философской концепцией он ни был бы оправдан? Можно ли снова разглядеть прекрасное, выбрав из всех возможных путей дорогу через гнилой мост? Откуда мы всегда знаем, что для других людей лучше?

    Сам фильм предлагает очень точную характеристику себя:

    Торжество стиля над содержанием ©

    А, может, мы просто привыкли к другому стилю Аллена? И ведь нельзя полвека кряду выпускать одни шедевры, перед рекордным прыжком всегда надо брать хороший разбег:) С другой стороны, он и не идет на рекорды, они уже давно зафиксированы. И количеству фильмов, которые можно от первой до последней минуты разложить на цитаты, может позавидовать ни один режиссер.

    И хоть Эмма Стоун была очень мила в Магии лунного света и ретро нарядах, Скарлетт Йоханссон в роли музы Аллена — на порядок лучше.

    5 из 10

    14 августа 2015 | 01:12

    Что же, выражая воистину необъяснимый магнетизм притягательности собственной персоны, Аллен рисует уже опостылевший и замыленный в кино и литературе образ апатичного, пресыщенного, тяготящегося бессмысленностью окружающего и себя самого героя, вероятно чуть более взрослого и в изрядной степени дряхлого, чем представлен в сценарии. Протагонист исполнен Хоакином Фениксом, наверное редкий случай, когда невероятная популярность у кастдиректоров и критики кажется абсолютно оправданной. Действительно, максимум из представленного в сценарии персонажа выжато, если героиня Эммы Стоун местами раздражает (по своей ли вине или нет), то Феникс абсолютно органично выглядит в каждом эпизоде.

    Достоевщина, столь излюбленная Алленом и порой блестяще переосмысляемая (аллюзии на «сестер Карамазовых» к примеру), обнаруживает себя в картине в одном из самых первых диалогов. Впоследствии развитие сюжета угадывается, но тем не менее смотрится живо, благо Раскольников у профессора философии получается не ницшеанским, а с куда большей примесью и экзистенциальности, и Кьеркегора с Хайдеггером, не раз упоминавшихся. А следовательно, «Преступление и наказание» останавливается на первой части, не потерявшей актуальности в отличие от классических христианских спасительных ответов Достоевского, не будет никакого искупления и сопутствующего ему пафоса. Ну так и Кьеркегор был отметен в сторону в одной из бесед, так как христианские решения героя особенно не прельщают.

    Несмотря что Раскольников Аллена не обладает пылающим юным взглядом, черными лоснящимися космами и прочими атрибутами молодости и силы, рассуждения «умнейшего» профессора, просачивающиеся в некоторых эпизодах на самые разные тема так и кишат инфантильной радикальностью и ограниченностью(будь то пример с неприспособленностью Кантовской морали в реальной жизни); персонаж, рассказывая о себе ссылается на свои неоднократные попытки спасать мир, но, видимо, не оставив концепции преображения мира действием, герой разочаровывается в первую очередь ввиду невозможности этого. Что же, жизнь снова охватывает профессора Эйба со всех сторон, преображая в нем животной силой не только сексуальную энергию, но и вызывая внутри сильнейшую волю к жизни, снова отсылая нас обратно к немецкой философии жизни. Так и не может стать сюрпризом, что животный инстинкт самосохранения тоже вырвется наружу.

    Понятное дело, спасать своего персонажа было бы огромным искушением для автора.

    25 августа 2015 | 21:46

    Минусы:

    1) Мотивация главного героя

    К минусам можно отнести мотивацию Лукаса. Он случайно услышал разговор женщины которая не может поделить детей с супругом, а судья принял сторону отца. И на основание этого подслушанного разговора Эйб (которого все считают умным) решает, что судья законченный мерзавец. Он даже не пытается глубже вникнуть в суть дела, выслушать объяснения второй стороны. Мы ведь ничего не знаем ни об этой матери, (обиженная женщины в приступе мести может выставить прекрасного отца исчадием ада), ни об отце, ни о наличии коррупции. Может быть детям будет лучше с отцом, и судья, который ознакомлен с обстоятельствами дела гораздо лучше Лукаса, выносит решения в интересах детей. Но гениальный Лукас по какой-то причине безоговорочно занимает сторону женщины и решает лишить жизни судью, даже толком не изучив дело. Вместо этого он почему-то начинает наводить справки о личной жизни судьи, а не о деле, которое он рассматривает.

    2) Феминизм

    Чтобы говорить о феминизме, достаточно того, что судью убивают за решение об опеке над ребёнком в пользу отца. Ведь в мировой судебной практике это большая редкость. В большинстве случаев ребёнка оставляют с матерью, если та не законченная алкоголичка/наркоманка, либо ещё какой асоциальный элемент. А здесь судья идёт против системы, возможно он настоящий герой, который выносит решения не на основании общепринятой практики, а исходя из интересов детей.

    Правда это не единственный момент. В этом фильме женщинам всё сходит с рук и из-за них страдают невинные люди.

    Джил

    У Джил есть парень, но она без зазрения совести заводит роман на стороне с Лукасом, причём, продолжает врать Рою до момента, пока об её отношениях на стороне не становится известно всему кампусу.

    И даже когда девушка узнаёт о поступке Эйба она продолжает его прикрывать. Я надеялся, что финальное противостоянии закончится иначе, это был бы несомненный плюс сюжету.

    Рита

    Ещё одна любовница Лукаса, которая без зазрения совести наставляет рога мужу и тот закрывает на это глаза. Морально-нравственный облик героев этого фильма мягко говоря не лучший. Я бы не удивился, если после развязки муж принял бы её назад и сам же извинился за свою слабохарактерность.

    Плюсы

    К плюсам картины можно отнести актёрскую игру, особенно в момент с русской рулеткой. Ближе к финалу мы всплывают наружу истинные мотивы героя. Он совершал убийство не ради справедливости, а для себя, чтобы эта встряска вернула ему вкус жизни, тогда к чему было столько пафоса в речах о высшем благе? В итоге мы получаем фильм на один раз.

    5 из 10

    5 января 2016 | 21:24

    Каждый год я жду очередной фильм Вуди Аллена. Обычно заранее известно, если режиссеру удалось снять новый шедевр. Например, об успехе «Полночи в Париже» критики раструбили задолго до выхода фильма в российский прокат. Поэтому от «Иррационального человека» ничего сенсационного я не ожидала. Но этот фильм, на мой взгляд, оказался сильнее прошлогодней картины режиссера «Магия лунного света» и стал одним из лучших, снятых после «Полночи в Париже».

    В центре внимания картины профессор философии Эйб Лукас (в исполнении волшебного Хоакина Феникса) — уставший от жизни романтик, приехавший преподавать в небольшой колледж. Слава профессора идет впереди него: студенты от него в восторге, другие профессора устраивают вечеринку в честь приезда такого гения. Сам же Эйб поглощен собственными страданиями, обессилен физически и эмоционально, решительно не желает радоваться ни единому событию, умен и разочарован во всем, чем и привлекает мгновенно сразу двух женщин. Для пикантности одна из них студентка, а другая — замужняя преподавательница. И я бы не удивилась, если бы весь фильм оказался построен только на этом. Межличностные отношения мужчин и женщин всегда были в центре внимания Вуди Аллена, а любовные треугольники — одна из его излюбленных тем.

    Однако в «Иррациональном человеке» режиссер идет дальше и, после неожиданного поворота событий, герой задается сакральным вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?»

    Не смотря на многочисленные отсылки к Достоевскому, новая картина Вуди Аллена мне больше напомнила книгу Донны Тартт «Тайная история». Сама Донна, естественно, тоже вдохновлялась «Преступлением и наказанием», а о любви Вуди Аллена к нашему классику известно каждому, кто следит за творческой карьерой режиссера (или читал интервью с ним).

    И все-таки сравнивать Эйба Лукаса с Раскольниковым неуместно. И режиссер, и писательница смотрят на вопрос «права» совершенно под другим углом. В поле их зрения — пресытившиеся жизнью и ощущениями философы. У Тартт — студенты, вдохновленные кем-то вроде Эйба Лукаса, у Аллена — сам преподаватель. Для них вопрос жизни и смерти больше философский, им не знакомы лишения и безысходность, толкающие на преступление.

    «Иррациональный человек» — не история Раскольникова. Она начинается как история Робина Гуда, окончившего философский факультет, и планомерно переходит в историю Криса из «Матч Поинта». Однако если сам «Матч Поинт» оказался в свое время прорывом режиссера, настоящей драмой с «достоевщиной» во всем ее красе, то в «Иррациональном человеке» Вуди Аллен не был настроен до конца серьезно. С одной стороны, этим он остался верен себе (все-таки драмы у Вуди Аллена можно пересчитать по пальцам), а с другой стороны, может именно смена жанра смогла бы превратить эту картину режиссера в новый шедевр?

    7 из 10

    16 августа 2015 | 21:19

    Преподаватель философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), который предпочитает теориям о мироздании флягу вискаря, прибывает на новую работу в университет Род-Айленда. Сентенции о том, что философия — словесная мастурбация, привлекают на лекции Лукаса множество студентов, а обаятельное пузо и отрешённый вид приводят в его постель местную нимфоманку (Паркер Поузи). Но всё-то у Эйба не ладится: хоть философия и похожа на мастурбацию, Лукас не в силах удовлетворить ни томную женщину, ни собственные творческие амбиции. Невинная дружба со студенткой Джилл (Эмма Стоун) лишь усложняет положение. Однажды герой встречается с Джилл в кафе и подслушивает страшный разговор: городской судья занимается злоупотреблениями, дружит с продажным адвокатом и не отдаёт матери любимых детей. Откуда в штате Род-Айленд басманный суд? Кто знает, но сюжету без него не обойтись.

    Аллен в последние лет десять снимает по фильму ежегодно, а его зрители давно знают, чего от этих фильмов ждать. Критикам такое однообразие порядком надоело, да и понятно, почему: Аллен пользуется одними и теми же художественными приёмами, похожими образами и даже цветами. Зрительские оценки «Иррационального человека» почти вдвое превосходят оценку критиков — и верить критикам здесь не обязательно. За невинной и довольно однообразной радостью, которую доставляют произведения Аллена, скрывается впечатляющая наблюдательность и сила духа. Персонажи и география каждый раз разные, и объединяющими темами обычно называют романтику и юмор; но на самом деле каждый фильм в первую очередь посвящён здравому смыслу. Герои Аллена проходят важнейшую проверку не на умение любить или сопереживать, а на способность логически мыслить.

    Именно поэтому мир Аллена так рационально выстроен, и поэтому отступления от рациональности, — вроде драматически допущенных случайностей, — так сильно режут глаз. Сюжет «Иррационального» приводит в действие череда из нескольких нелепых совпадений: начиная от встречи в кафе, где герой подслушивает разговор о неправом суде, и заканчивая удивительной историей призового фонарика. Но жаловаться на недостатки сценария неловко, потому что Аллен даже не пытается их скрыть. Да, философские изречения, которыми щеголяет Лукас, до неприличия просты: врагу не пожелаешь такого преподавателя. Да, Джилл, персонаж Эммы Стоун, по меркам Аллена слишком поверхностна. Да, у Феникса в сценах прогулок по кампусу слишком хорошо виден накладной живот. Множество мелочей заслуживали большего внимания, но фильм из-за них хуже не становится.

    «Иррациональный человек» иногда называют попыткой экранизировать Достоевского, но в реальности этот фильм протестует против Фёдора Михайловича всем своим существом; это рассказ о судьбе здравомыслящего человека, который совершил странный поступок под влиянием душевной слабости. Безграничный сериал Вуди о рациональности мироздания обходится с мечтой о благородном злодеянии в высшей степени некрасиво. Irrational Man демонстрирует то, что не в силах показать ни одно серьёзное и мрачное произведение о преступлении: то, насколько любой преступник, в сущности, идиот. Ведь в мире есть множество способов ощутить риск, получить выгоду и сделать соседу гадость, не вступая в конфликт с уголовным законом. Рационализируя своё деяние, Эйб Лукас совершенно не думает о последствиях, что придаёт изначально рациональному посылу безгранично глупое продолжение. Аллен таких вещей своим героям не прощает. Вместо страха и негодования фигура преступника вызывает горькую усмешку.

    Вуди Аллен уже снимает свой следующий фильм, где сыграют Брюс Уиллис, Кристен Стюарт и Джейсон Айзенберг, он выйдет в следующем году; тогда же увидит свет сериал из шести эпизодов, подробности о котором пока неизвестны. Остановить Вуди не способна ни одна известная науке сила, он настоящий терминатор мирового кинематографа: ему подвластны и время, и студии, и кинофестивали. Не удивлюсь, если через сто лет Аллен (возможно, его цифровая реинкарнация, — а возможно, и телесная) снимет свой сто пятидесятый фильм. И тем более не удивлюсь, если найдётся сценарист, который возьмётся написать историю этого сто пятидесятого фильма уже в наши дни. В постоянстве есть какая-то незаметная опасность; во-первых, если собрать все копии всех фильмов Вуди, их вес будет столь велик, что ненароком образуется чёрная дыра. А во-вторых, творческий процесс превращается в своего рода офисную рутину. Клерк приходит на работу, выполняет привычные манипуляции мышкой, флиртует с коллегой, поливает цветок и попивает кофе; и вот кино готово, можно приступать к следующему. Когда коллеги постареют, а цветы увянут, несложно заменить их новыми.

    7 из 10

    23 августа 2015 | 16:59

    Это моя первая отрицательная рецензия на фильм, режиссером которого выступил один из лучших режиссеров современности, на мой взгляд. Все предыдущие были только с зеленым флажком, честное пионерское!

    В фильме есть множество недоделанных нюансов, которые предательским образом испортили не только ощущение после просмотра, но и сама продолжительность кино показалась мне чудовищно долгой и невообразимо скучной.

    Вуди Аллен уже не первый раз обращается к сюжету всеми любимого Достоевского и ориентируется на главном герое- старом и добром Родионе, в чьих мыслях было всего-то навсего убрать с Земли обетованной ненужных людей, шелуху, по его скромному мнению. Таким же великим философом является персонаж Хоакина Феникса (которого я кстати недолюбливаю еще со времен «Гладиатора», его герой форевер остался для меня злодеем).

    Профессор Эйб Лукас находится в дичайшей депрессии, буквально на краю пропасти, из которой его может вытащить только великая мысль и великое дело, которые совершенно случайно находят его за обедом в одной из забегаловок. Что следует дальше? Для тех, кто читал русскую классику и смотрел «Матч Поинт» фильм покажется дешевым ремейком, подделкой, копией или фейком. Главная героиня в лице актрисы Эммы Стоун во второй раз очаровывает зрителя своей игрой (новая муза Аллена, по все видимости). Она, в отличие от предыдущей фаворитки режиссера- Скарлетт Йохансон не переигрывает, а ярко, сочно и пронзительно передает эмоции героини.

    Скажу коротко и ясно- посмотреть стоило только ради того, чтобы со спокойным сердцем поставить галочку «просмотрено» в коллекции фильмов Вуди. Ну что ж, у всех бывают провалы. Простим такую маленькую оплошность нашему любимому мэтру и будем ждать свежих фильмов, с новыми не блеклыми сюжетными линиями.

    6 из 10

    4 апреля 2016 | 23:55

    Вуди Аллен любит удивлять

    Рецензию к любому фильму Вуди Аллена можно начинать фразой: «Вуди Аллен известен как очень плодовитый режиссер, практически каждый год у него выходит новая картина. Однако, значительный процент его фильмов — это вариации на одну и ту же тему, с постоянным пережевыванием проблем и неврозов, которые мучают самого Аллена. Тем не менее, Вуди любит удивлять зрителя, и когда тот ждет очередную условную «Вика. Кристина. Барселона », он снимает неожиданный «Жасмин»». Далее, в зависимости от рецензируемого фильма, можно причислить его к первой или второй категории.

    «Иррациональный человек», несомненно, стоит отнести к разряду неожиданностей. Ибо, когда понимаешь, что за привычными для последних фильмов Аллена приятной картинкой и милой атмосферой, скрывается не что иное, как интерпретация романа «Преступление и наказания» Федора Достоевского — то это действительно неожиданно.

    Преступление и наказание на новый лад

    Как и в романе Достоевского, главный герой переживает тяжелейшую фрустрацию, даже находится на грани самоубийства. Однако, у Аллена это не нищий студент Раскольников, а профессор философии по имени Эйб — пресыщенный жизнью интеллектуал с огромным брюхом, манией каждый день спать с новой женщиной (которую, увы, пришлось оставить…) и пристрастием к алкоголю. В молодости он мечтал изменить мир, был полит. активистом, ездил в Африку, однако несмотря на желание помочь человечеству, он, в итоге так и не осчастливил ни одного человека на Земле. А после гибели друга в Ираке и вовсе впал в депрессию, потерял веру в «светлое и прекрасное», а заодно и цель в жизни. Написание книг больше не дается ему, как и… половые отношения с женщинами. По сути, в фильме Аллена Эйб — это этакий Раскольников 100 лет спустя, только окончивший университет, ставший профессором и находящийся в кризисе среднего возраста.

    Не вдаваясь дальше в подробности сюжета, скажу, что Эйб замышляет совершить преступление. Так же как и Раскольников, он маскирует свои цели благими намерениями помочь человечеству. Однако, как и в «Преступлении и наказании», под этими «благими целями» скрывается обыкновенная жажда властвовать, обеспечить свое величие некоей собственной бредовой теорией, которая дает её автору право переступить общепринятые рамки морали и поставить себя выше других — типичный «синдром Наполеона», о котором так много писал Достоевский.

    Отличает Эйба от Раскольникова то, что, совершив содеянное, его не мучают угрызения совести. Совсем наоборот, после содеянного он стал хорошо спать, его настроение резко улучшилось, тело почувствовало бодрость, появился аппетит, и, самое главное, вернулась… потенция, в постели все наладилось: он стал спать по очереди с местной преподавательницей и собственной студенткой Гил, а ведь еще совсем недавно был на грани самоубийства! И когда все это оказывается под угрозой он, не мешкая, идет на новое преступление против одной из своих возлюбленных. И делает это даже не из-за боязни тюрьмы: он просто не может отказаться от жизни, полной удовольствий, которая снова заиграла перед ним всеми своими красками!

    Как и в «Преступлении и наказании» у Аллена преступником подсознательно двигает исключительно эгоистический интерес, желание утвердиться в жизни за счет других. Однако, Достоевский возлагал большую надежду на Человека, на его совесть, искал в ней возможное спасение от тех грядущих потрясений, которые своим пророческим даром прозревал в своих произведениях. Раскольников если и не раскаивается полностью, то, безусловно, встает на этот путь. Однако, Аллен снимает свою версию сюжета «Преступления и наказания» с поправкой на недавнюю историю ХХ века. Век массового террора, геноцида и безумия. Когда люди, вроде бы выросшие во вполне тепличных условиях (как и профессор Эйб), не знавшие нищеты (например, Ленин или Трумэн), спокойно отправляли миллионы людей на убой во имя «всеобщего счастья». И эти раскольниковы в лице ли большевиков или нацистов (или современных вашингтонских вершителей судеб мира), отнюдь не переживали по поводу содеянного. Наоборот, как и в случае с профессором, у них от этого, вполне вероятно, просыпалось самоуважение, улучшался аппетит и исчезали проблемы в постели.

    Эйб — это продукт ХХ века. У него, как у Раскольникова, не может уже под подушкой в тюрьме лежать Евангелие. Да нет и Сонечки, которая бы ему его дала. На что же в таком случае уповает Аллен? Ведь на пессимистичной ноте заканчивать фильм ему явно не хотелось. Чтобы этого не делать, он вводит в сюжет тему судьбы или некоей внерациональной самокоррекции человечества, которая не дает Раскольниковым и Эйбам погубить человечество. Благодаря мистическому совпадению Эйб и будет остановлен.

    Есть еще порох…

    Подытоживая, отмечу, что «Иррациональный человек» — это не лучшая картина Аллена, но, безусловно, одна из самых интересных и необычных. Даже не смотря на то, что концовка слегка смазывает общий драматический эффект от философского дискурса, картина запоминается и вдумчивому зрителю дает немало пищи для размышлений. И, отмечу, что фильм был снят и вышел на экраны в год 80-летия Вуди Аллена. Не каждый молодой режиссер находится в таком потрясающем творческом тонусе. Браво, Вуди!

    3 сентября 2015 | 01:07

    Я вышла из зала, пожала плечами, громко хмыкнула вслед удаляющимся титрам и просто ушла.

    Пожалуй, это единственное, что я могу ответить на вопрос: «И как тебе новое творение Вуди Аллена?». Возможно это большая ошибка, не являясь знатоком творчества режиссера, судить очередной его фильм, ведь все просвещенные на перебой заявляют, что картина вышла весьма в духе мастера. Однако я все-таки возьму себя в руки и выскажусь.

    «Иррациональный человек» — это псевдо-философские изыскания убийцы. В этой картине нет интриги. С самого начала ты уже знаешь, что произойдет какой-то всенепременнейше неприятный инцидент и виной тому будет главный герой — Эйб Лукас. Дальше в течение девяносто пяти минут зритель просто будет вынужден растворится в веренице мыслей преподавателя философского факультета, во всю разочаровавшегося в жизни. Он ищет новый «наркотик» для себя — и только, а поскольку человек он не простой и книжек о высоком много прочитал, то и способы взбодриться выбирает мягко говоря оригинальные.

    Фильм полон отсылок к творчеству Канта, Кьеркегора, философов-экзистенциалистов, а также «земляка» нашего Федора Михайловича, при всем при этом искать высокий смысл в поисках Эйба, в его словах, действиях и мыслях не стоит. Высокопарность фраз и глубокомысленность цитат далеки от фактического содержания картины. В принципе я согласна с большинством авторов, что корни этой истории как будто бы берут сове начало из сочинения о Родионе Раскольникове, однако, нынешний герой весьма преисполнен американского прагматизма, лишен сколько бы то ни было угрызений совести и не зациклен на аксиоме «тварь я дрожащая или..».

    В общем и целом, для того что бы войти в разряд «фильм о высоком», картине не хватило глубины. Аллен не стал залезать в сущие дебри человеческого сознания, обнажать само естество человеческой души, как это скажем делает Достоевский. Повествование, наполненное непринужденной музыкой, идет слишком свободно, главная героиня весьма уж сентиментальна и легкомысленна, а солнце слишком уж ярко светит над головами жителей этого маленького студенческого городка. На леденящий душу триллер или хороший детектив «Иррациональный человек» тоже не похож. Может быть такие фильмы из разряда «ни рыба, ни мясо» в полной мере и отражают особый стиль Вуди Аллена?!

    Иррационален не Эйб Лукас, не его история, иррационален сам фильм…

    P.S. Трактовка же экзистенциализма в картине весьма вольная и весьма оригинальная. Интуитивно выбранный фонарик как финальная усмешка судьбы — тонко, хоть и жутко. Либо Аллен действительно философ, либо же просто каждый зритель видит, то что хочет.

    7 из 10

    24 августа 2015 | 01:00

    Удивительное свойство имеют фильмы одного из гениальнейших режиссеров современности: легкие, забавные, ироничные, но настолько глубокие и жизненные, что это, казалось бы, невозможное сочетание. Вуди Аллен вновь представил нам свой оксюморон под названием «Иррациональный человек».

    Интересная история, интересные повороты сюжета, интересные герои. А главное, что в каждом из персонажей Вы можете (ну хоть на одну маленькую капельку) узнать себя. Возможно Вы осудите их всех, поймете, что они — сплошное притворство, их чувства лживы, а может быть Вы бы поступили так же, случись с Вами такая история?.. По моему мнению, именно эти вопросы мелькают в голове каждого, кто вышел из кинозала после просмотра данной картины.

    Если сравнивать Иррационального человека с Раскольниковым, то, конечно, у Достоевского все гораздо трагичней и пессимистичней, но сама идея фильма отчасти напомнит Вам бессмертное произведение «Преступление и наказание». Хотя главное здесь не убийство и уж тем более не муки героя. Скорее то, чего стоят люди, на что они готовы ради спасения и ради любви.

    Вуди Аллен преподносит это с иронией (чего стоит одна сцена, где Джилл держит включенный фонарик, боясь заглянуть в шахту лифта), приправленной философскими разговорами, мечтами об изменении жизни и попытками разобраться в своем сердце.

    Если Вы хотите порассуждать о жизни и при этом хорошо провести время за легким и непринужденные фильмом, то эта картина для Вас!

    8 из 10

    21 августа 2015 | 16:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>