всё о любом фильме:

Небо над Берлином

Der Himmel über Berlin
год
страна
слоган«There are angels on the streets of Berlin»
режиссерВим Вендерс
сценарийВим Вендерс, Петер Хандке, Рихард Райтингер
продюсерАнатоль Доман, Вим Вендерс, Паскаль Доман, ...
операторАнри Алекан
композиторЮрген Книпер
художникХайди Люди, Моника Якобс, Эстер Вальц
монтажПетер Пшигодда
жанр фэнтези, драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  1.08 млн,    США  781.1 тыс.,    Германия  700 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них готов променять вечность в раю на любовь акробатки из цирка. Но по силам ли небесному созданию выдержать земные чувства?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
45 + 1 = 46
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первые 90 минут фильма — черно-белые, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. Фильм становится цветным одновременно с падением на Землю Дамиэля. Одновременно с падением меняется и речь Дамиэля — с высокого «ангельского» штиля он переходит на обычную речь.
    • Все черно-белые сцены были сняты через специальный фильтр, который оператор Анри Алекан соорудил из чулка своей бабушки.
    • Цирк «Алекан» был назван в честь оператора Анри Алекана.
    • Когда появляется Питер Фальк, бегущие за ним дети кричат «Коломбо! Коломбо!», намекая на самую популярную роль актера — детектива Коломбо.
    • Вендерсу не разрешили снимать у настоящей Берлинской стены. Пришлось построить декорацию; первый вариант «стены» был разрушен дождем, потому что конструктор обманул продюсеров и построил ее из дерева.
    • В этом фильме имеется эпизодическое появление Вима Вендерса: он играет члена съемочной группы в сцене, где ангел Кассиэль наблюдает за съемками фильма с Питером Фальком.
    • Сцена, в которой герой Отто Зандера (белокурый ангел Кассиэль) мрачно едет на автобусе, обхватив руками голову, снята так потому, что в день съемок у него обнаружилась большая проплешина, которую не мог скрыть никакой грим.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:58

    файл добавилFinal.Earth

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Два ангела, Дамиэль и Кассиэль, способные читать мысли людей, спускаются с небес в современный Берлин. Оба далеко не святые, а один из них, Дамиэль, даже влюбляется в девушку-циркачку Марион. Но из-за этого он теряет свои крылья и бессмертие. Так что отныне «падший ангел» вынужден жить среди людей. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 51 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Посмотрев «Небо над Берлином», понимаешь, насколько справедливо мнение о том, что этот фильм «породил волну римейков, сиквелов и клипов, но остался непревзойденным. Не сомневаюсь, профессиональные критики назовут не один десяток подражателей. Я — несколько, в первую очередь, «Девушку на мосту». Цвет, метание ножей, цирк, отчаянные поиски другого человека — мужчины, женщины — в большом мире, — все это уже было в «Небе над Берлином». Впрочем, узнав о некой вторичности «Девушки на мосту», я не вычеркну этот фильм из своих любимых. Он взял у Вима Вендерса только лучшее, но стал сюжетно вполне самостоятельным.

    Есть фильмы, которые что-то умыкнули у «Неба», и остановились на этом сомнительном достижении. В первую очередь, это касается американского «Города ангелов». Он стремился к максимальному сходству с «Небом над Берлином», но создатели были озабочены подражанием в форме. Николас Кейдж в чем-то напоминает Бруно Ганца и, чтобы закрепить эффект, его и других ангелов из римейка наряжают по моде берлинских ангелов.

    Вим Вендерс говорит, кажется, обо всем и ни о чем конкретно. Его ангел хочет обрести телесность, чтобы проделать множество простых вещей. Украдкой снять обувь под столом, пробежать несколько метров, испачкать руки газетой. По мнению Голливуда, все это мелочи жизни, и зритель не пойдет смотреть на ангела, который шевелит пальцами поверх ботинок. Решили ограничиться любовной линией. Вышла мелодрама в худшем, приторно-дрожащем смысле слова.

    В «Небе над Берлином» отношения между Дамиэлем и Марион показаны через то, как бесплотный дух превращается в человека, которого Марион всегда ждала. И пусть теперь он оставляет следы на песке, и у него мерзнут руки, и в новом обличье он будет выполнять свою функцию ангела хранителя.

    Бессоновский «Ангел-А» позаимствовал у «Неба» цвет и крылья, но черно-белый Париж в этом фильме выглядит, как оживший туристический проспект. У Вендерса нет нарочитой красивости. Берлин black&white меланхоличен, склонен к рефлексии, недаром ангелам столько всего удается подслушать. Расцвеченный Берлин несдержан, аляповат, и в нем нет и намека на хваленый немецкий порядок. Это город спальных районов, дешевых закусочных и непременной Стены. Лейтенанту Коломбо приходится в нем месить грязь.

    И все же, в Берлине много красивого. Неслучайно Питер Фальк, сыгравший самого себя, не расстается с блокнотом и карандашом. Но его привлекает не красота правильных пропорций, та, что предсказуема. Думаю, что здесь красота означает, скорее, самобытность. Красота в индивидуальности. И это правило не только Фалька, но и всего фильма. И все то, что своеобразно и искренно, заслуживает внимания. Женщина одним щелчком закрыла зонт, чтобы вымокнуть под дождем — ангелам интересно. Продать доспехи и купить клетчатую куртку — почему бы и нет? Узнать, что кровь красная и теплая, а такой изящной и смелой акробатке еще как страшно под куполом цирка — все это не мелочи.

    Все это самые первые мои впечатления. Главное из них — «Небо над Берлином» заставляет на 2 часа 5 минут полностью раствориться в этом сером, дымчатом фильме с яркими всполохами. Забыть о каких-то своих дрязгах. На первый взгляд, сюжет прост, но, как мне кажется, чтобы стать накоротке с ангелами, «Небо над Берлином» нужно хотя бы пересмотреть.

    10 из 10

    1 августа 2008 | 10:47

    Довольно часто во время просмотра этого фильма возникала мысль: «я посмотрю этот фильм еще раз». Не выйдет за один раз понять и вобрать в себя всю красоту, окунуться на доступную для нас глубину без должной тренировки.
    Он многогранен для меня, просто потому, что я не в состоянии сложить воедино все те картины, мысли, людей. Подняться в то самое небо и окинуть взглядом всю панораму и жизни ей принадлежащие, увидеть Жизнь.

    Единственное, что мне доступно, это пойти в один угол и попытаться увидеть и увидеть людей, как личностей, а не как серую массу. Одновременно лишний раз увидеть и услышать суждение про людей, как государства, каждое из которых окружено колючими копьями, защищаясь от кого-то и всех. Отойдя неспеша в другой угол я вижу Берлин. Огромный город, потрясающе показанный нам оператором. Показан с тоскливой стороны этот «lonely city», впрочем как еще смотреть на огромные города? Запомнились кадры, где один из ангелов идет, после эпизода с гибелью мотоциклиста, по мосту, построенном из огромных металлических балок. До чего же маленьким кажется человек по сравнению с творениями своих рук. Сложно здесь не испугаться, не тосковать.

    Третий угол — ценность того, что надо дано во временное пользование. Возможность ходить, ощущать тепло чашки с чаем, трогательный рассказ «Коломбо» о простых радостях жизни, понятных для инвалидов, но не понятных для нас — «здоровых» и «трезвомыслящих» людей.

    Из четвертого угла (а ведь жизнь она определенно многограннее!) видны вопросы, на которые мы находим и снова ищем ответы.

    И музыка надо всем этим. Может в ней-то и сокрыт ответ?

    9 из 10

    16 августа 2009 | 20:22

    Когда ребенок был ребенком…
    Небо над Берлином (я люблю этот фильм)


    Немецкий режиссер Вим Вендерс — это живой классик немецкого кинематографа, который до сих пор снимает очень интересные картины. Его фильм 1987 года «Небо над Берлином» прославил его во всем мире, а в особенности в России. Я смотрел этот фильм несколько раз и всегда получал от фильма большое удовольствие. Про такие картины как «Небо над Берлином» принято говорить либо хорошо, либо очень хорошо. Сам Вендерс посвятил этот фильм трем великим режиссерам — Франсуа Трюффо, Ясудзиро Одзу и Андрею Тарковскому.

    Германия. Берлин. Война давно прошла, но память о ней навсегда останется в сердце этого города. В центре фильма два ангела (хотя их на самом деле намного больше) — Дамиэль и Кассиэль, которые смотрят с неба за людьми и читают их мысли. А мыслей у людей очень много. Кто-то думает о смерти, а кто-то о своих родных, но никто из них не видит ангелов, которые там близко и так далеко. Только дети улыбаются ангелам, когда они находятся рядом. Однажды ангел Дамиэль увидит в цирки одну девушку, и влюбиться в нее. Ради нее он решит стать человеком…

    Меланхолия — это как раз про фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином». Это очень медленное и спокойное кино, в котором много диалогов. Этот фильм нужно очень внимательно смотреть и особенно внимательно слушать. Что мне больше всего нравится в этом фильме так это то, как режиссер показывает мир людей и мир ангелов. Ангелы живут в черно-белом мире, а люди в цветном, но только люди перестали радоваться этому цвету жизни. Все стало обыденным, и мы перестали радоваться простым вещам.

    Конечно, Вендерс снимал фильм про свою страну, но его фильм актуален не только в Германии. Мы действительно стали жить в сером мире. В фильме есть момент, когда ангел падает на Землю и все становится цветным. Он видит все краски жизни, которые раньше не видел и он радуется как последний ребенок. Только ради этого гениального момента уже стоит посмотреть данный фильм. А еще у фильма очень атмосферный саундтрек. И я могу сказать, что это самый красивый фильм Вендерса. Такие фильмы как «Небо над Берлином» нужно обязательно знать. Мой низкий поклон главным актерам и режиссеру. Шедевр.

    Спасибо.

    P.S.Лучшая сцена в фильме — ангел спрашивает человека про рисунки на стене…

    10 из 10

    7 декабря 2010 | 14:25

    Необычный человек, сплошь помешанный на музыке; рок-н-ролле вперемешку с блюзом, на духовности и городах, путешествиях и людях в целом, на историях… Он верит, что истории находятся «здесь и сейчас в каждом городе, они ищут — фотографов, музыкантов, поэтов, художников, просто людей, чтобы рассказать им себя». Люди — это всего лишь инструменты в огромной сети, машине историй. Этот человек говорит, что никогда не работал разумом, всегда лишь «Богом» или сердцем. а что? что в его работах? что в его главной картине?

    Паутина, сотканная из жизней обыкновенных людей, пропитанная их мыслями, целиком и полностью. насквозь. И каждый взрослый человек, просмотрев и вслушиваясь в то, что показано в «небе» увидит себя, услышит про себя в потоке этих мыслей, которые обречены слышать ангелы. Так оно и есть, просто может никто не рисковал так говорить об этом, так открыто оголять внутреннее человека, настоящее? И в то же время просто. И вот в чём трагедия каждого, это даже не смерть, это страшнее, погрязнуть в собственном одиночестве и разрывающих тебя противоречиях. Это действительная проблема. Самое важное в жизни людей, то что внутри него, это будет прокладывать дорогу в его жизни, это будет окружать его и создавать его счастье, строить его мир. Вот почему постоянно, постоянно мы слышим фразы о ребенке, ведь в нем скрыто то, что должно остаться в нас навсегда. Не смотря ни на что. В тебе должен жить ребенок.

    И эти картины меланхоличного унылого Берлина, в котором столько забот и проблем, столько грусти с тревогой. Красивые картины. Игра с цветом, черно-белое — цветное, контраст, съемка, шаги, детали. Печальный город с затерявшимися от мыслей людьми, с робкими ангелами, которым не всегда удается помочь людям. Которые сами стремятся к обыкновенному счастью, которое скрыто в простоте. Закадровые монологи, люди обычных профессий. Кто-то скажет, что Вендерс просто говорит ни о чем, а что же? Разве все эти настоящие фразы не заставили подумать вас самих, заговорить тому, что внутри вас, услышать свое сердце? Кадры, кадры, простые и родные слова.

    Вы никогда не забудете то, о чем говорит Вендерс, хотя бы потому что это кусочек каждой человеческой души.

    Этот фильм о стремлении к счастью, об одиночестве, о ребенке внутри нас, о сердце каждого человека. О мыслях каждого человека

    Прислушайся к своему сердце, у тебя тоже есть ангел.

    14 февраля 2009 | 02:33

    Сложный режиссер Вим Вендерс. Некоторые его фильмы не вызывают ничего кроме скуки, другие восхищают и надолго остаются в памяти, поэтому садясь смотреть его очередной фильм никогда не знаешь чего ждать. Очень жалко, что «Небо над Берлином» я увидел так поздно, я так много времени посвятил совершенно никчемным фильмам, когда под рукой у меня всегда лежала даже на раскрытая коробка с одним из величайших фильмов в истории кино.

    «Небо над Берлином» это не фильм, нет, это скорее полотно, огромная, необъятная картина, которая не может вместиться в один кадр, поэтому оператору приходится метаться от одной ее части к другой. Эта огромная картина — Берлин, целый город, город людей, город судеб.

    А, может, в образе Берлина нам показан целый мир? Каждый человек здесь — это не простая бездумная масса, а личность со своими проблемами и мыслями. Мысли в этом фильме вообще играют главную роль. Человек может находиться в абсолютно статичном положении: листая книги в библиотеке, ведя куда-то вперед свое такси или сидя на мостовой после аварии, но в мыслях он всегда будет в движении.

    В мыслях человек вновь возвращается в свое прошлое, переживает вновь свою жизнь, возвращается в настоящее, и почему — то всегда все сводится к одной мысли: «Зачем я живу, в чем смысл моей жизни и правильно ли я ее прожил». И всегда рядом с ним ангел, он наблюдает и слушает его мысли и помогает как может.

    Однажды один из ангелов решил стать человеком. Ведь люди могут видеть цвета, чувствовать вкус пищи, боль, и самое главное любовь. Именно любовь спустила его на землю, но что будет потом, что случится с ним когда он встретится со злом этого мира?

    Фильм шедевр, философская притча, которую хоть сейчас вставляй в рамку и выставляй в лувре, чтоб каждый хоть на секунду задумался, зачем он живет, в чем смысл этой самой жизни.

    10 из 10

    21 марта 2009 | 16:09

    Невидимые человеческому глазу ангелы парят над разделенным стеной Берлином. Бесплотные небесные создания заглядывают в дома и души людей. Они находятся рядом в минуты радости и в минуты боли. Они не вмешиваются напрямую в человеческие жизни, однако могут порой легким прикосновением избавить от тяжелых дум и придать бодрости. Язык их — высокий и патетичный. Их время — вечность. Они забавляются тем, что ведут счет человеческим странностям и причудам — непосредственным проявлениям собственного «я» разных людей. Они рады своему постоянному наслаждению лишь метафизическими, духовными сферами бытия, однако, в тоже время, некоторые из них завидуют людям со всеми их слабостями, недостатками и плотскими желаниями. Завидуют возможности ощутить вкус обеда, аромат кофе, запах женских волос. Завидуют возможности услышать запах печеной картошки, ощутить капли дождя на своих щеках или как ветер развивает волосы. Почувствовать даже как поднимается температура и как приятно снять после прогулки туфли и распрямить затекшие пальцы. В конце концов прийти домой после тяжелого рабочего дня и покормить кота.

    Подобные желания занимают в первую очередь мысли ангела по имени Дамиэль. В довесок ко всему он еще и влюбляется в чувственную и мечтательную цирковую акробатку Марион. Не в силах противиться охватившей его любви не только ко всему человечеству, но и к конкретному живому существу, Дамиэль решает спуститься на землю — стать одним из нас.

    Данный фильм Вима Вендерса, отмеченный премией за режиссуру на Канском кинофестивале и рядом других наград и номинаций, является важнейшим и этапным произведением не только для творческого наследия классика, но и для всего направления «нового немецкого кино» и даже для всего мирового кино. По сути именно эта картина ознаменовала закат прекрасной эры «нового немецкого кино». Были безусловно и впоследствии достойные работы немецких режиссеров. Среди них «Крик камня» Вернера Херцога, «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера, «Достучатся до небес» Томаса Яна (соавтором данной ленты стал исполнитель главной роли Тиль Швайгер), а также «Жизнь других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Однако данные фильмы являются лишь каплей в море весьма посредственного современного немецкого продукта. Да и творчество самого Вендерса пошло на спад после «Неба над Берлином». Ни одна из его последующих работ никоим образом не может конкурировать с его же произведениями 70-х и 80-х годов. А продолжение истории ангелов под названием «Так далеко, так близко» вообще выглядит каким-то фарсом на фоне первой части. Режиссер поднял планку настолько высоко, что ни он, ни его коллеги оказались не в силах ее преодолеть. Вендерс в данной ленте взмыл в небо. В самую высь. Вплоть до стратосферы. Дальше остается, к сожалению, лишь падение вниз.

    Вендерсу удалось почти невозможное — он снял предельно патетический фильм, не опускающийся при этом до предельной сентиментальности и пафоса, ф философская составляющая фильма так ни разу и не трансформировалась в демагогию. Кроме того следует отметить, пожалуй, одно из лучших в истории кино использование закадрового голоса. Также, несмотря на то, что «Небо над Берлином» это в первую очередь сценарно-режиссерский проект, поражает кроме того операторская работа Анри Алекана (в честь которого назван фигурирующий в ленте цирк) и актерские работы как главных исполнителей (Бруно Ганц и Сольвейг Доммартин в роли Дамиэля и Марион соответственно), так и второплановых (Отто Зандер в роли Кассиэля, Курт Боа в роли старого писателя а также трогательное и забавное появление Питера Фалька в роли самого себя и, по совместительству бывшего ангела). Важно также то что фильм лишен какой бы то ни было религиозной подоплеки и воспринимается в первую очередь как предельно гуманистичное и светлое произведение. Как гимн жизни. Ангелы это люди, а люди могли бы быть ангелами. Это не так тяжело как кажется.

    Невидимые глазу ангелы парят над землей. Бесплотные небесные создания всегда находятся рядом с нами. Так далеко и так близко…

    10 из 10

    6 августа 2013 | 18:46

    Два ангела — Дамиэль и Кассиэль — живут в Берлине. Они умеют читать сокровенные мысли людей и обречены на бессмертие. Дамиэль, тяготящийся своей бесплотности, влюбляется в цирковую акробатку Марион. Её работа связана с постоянным риском разбиться — упасть с большой высоты, что Дамиэлю не угрожает по определению. А Кассиэль опекает старого архангела, обитающего в библиотеке (его исполнил 86-летний Курт Бойс, и это была последняя 110-я роль актера, который начал сниматься с шести лет).

    Дамиэль решает пренебречь своей посреднической миссией между Богом и людьми и становится простым смертным, предпочтя абстрактному всезнанию опыт невечной земной любви со всеми ее слабостями и несовершенством. Отказ от абсолютной духовности в пользу человеческих чувств наделяет Дамиэля осознанием конечности бытия, лишая его вместе с крыльями бессмертия…

    Возобновление сотрудничества Вима Вендерса и Петера Хандке, прерванное на целых 12 лет после завершения «Ложного движения», обернулось созданием «последнего европейского киношедевра». Приступая к этому проекту, Вендерс черпал вдохновение в стихах Райнера Марии Рильке. Фильм был посвящен 750-летию Берлина: редкий случай, когда конъюнктурное, в определенном смысле, кино оказалось великим фильмом, соединившим детские фантазии и глубокие философские раздумья.

    Пережив вместе с Дамиэлем инициацию падения на грешную землю, 42-летний режиссер сам исполнил роль посредника между зрителем и Богом, в которого, по его собственному признанию, не верил. Но поэтическая меланхолия атеиста обернулась одухотворенной метафорой обретенного рая. Вендерсом двигала и ностальгия (он уже несколько лет не работал на родине), и любовь к прекрасной француженке Сольвейг Доммартин (исполнившей роль Марион). Разыграв историю именно в Берлине, в этом «историческом месте правды», он невольно выступил в роли пророка, предсказав скорое падение берлинской стены, которую через два года смогут преодолевать не только ангелы, но уже все жители Берлина.

    Глазами Вендерса стал 78-летний (!) французский оператор Анри Алекан, который еще в далеком 1946-м снял «Красавицу и чудовище» для самого Жана Кокто, а в 1953-м — «Римские каникулы» для Уайлера. Спустя треть века, он был, наверно, единственным, кто мог знать, как воссоздать на пленке тот божественный свет, что для многих ассоциируется с поэтическим кино 40-х. Но когда бесплотный медиум, воспринимавший мир исключительно черно-белым, становится человеком и облачается в нелепую пеструю куртку, то мир, и вместе с ним изображение, обретает цвет. Так на смену одухотворенному поэтическому экспрессионизму приходит аляповатый реализм повседневности.

    Благодаря участию светописца-патриарха Вендерсу удалось найти для умозрительной теологической идеи о соединении чистого духа и чистой плоти метафорический визуальный образ. Невесомые трэвеллинги вызволяют Дэмиэля с Кассиэлем из области стерильной духовности — библиотеки, в которой они до поры обитали, и погружают в метафизику быта — на бренную землю, в бродячий цирк, дансинг, дешевую кофейню. Ранее добиваться этого в кино без мистических «приколов» удавалось разве что гениям, например, Тарковскому.

    Не случайно Вендерс посвятил фильм «трем ангелам» — Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу, Франсуа Трюффо. Тем самым уже в посвящении дается ключ к этой картине-притче, ставшей последним весомым ответом европейского авторского кино агрессивному и стремительно набирающему силу постмодернизму. Рациональная рефлексия неоклассицизма обрела здесь поэтическое вдохновение и визуальную силу, казалось, давно и навсегда утраченные.

    В это трудно поверить, но изначально данный проект рассматривался Вендерсом как проходной и промежуточный. Перед тем он уже несколько лет готовился к масштабной постановке «До скончания света» (1991), которая в итоге оказалась претенциозным дорогостоящим блокбастером. Что же касается продолжения Der Himmel uber Berlin, получившего название «Так далеко, так близко» (1993), то в нем Вендерс позволил себе серьезные нарушения жанровых и стилистических пропорций, что вызвало очевидное разочарование, даже несмотря на еще более престижную премию Каннского фестиваля.

    30 августа 2012 | 20:24

    Может быть наша жизнь под солнцем только сон? Может быть то, что я вижу, слышу и чувствую — мираж мира в этом мире?

    Ангелы распростерли крылья над холодным Берлином. Они внемлют каждому слову, проникают в сознание людей, ничто не может ускользнуть от их всевидящего взора. Их крылья — покров, ограждающий простых смертных от напастей мирских. Кому то они дарят утешение в часы отчаяния и боли. Вечные странники, бескровные миротворцы, хранители покоя они никогда не спят, не умирают, волочат свою тяжелую ношу. Ангелы всегда с нами. Они так близко, но в то же время далеко.

    Кто же они? Мираж или явь, истина, скрытая от людских глаз. А может лишь отражение нас самих?… Наделены ли ангелы душой, обладают ли свободой мысли, выбора? Если им под силу вершить судьбы людские, почему бы не свершить свою, подобно Дэмиэлю, отказавшегося от вечных благ на небе ради мимолетных радостей на земле и любви, в первую очередь любви. Любовь — единственное, что вечно, это константа, ради которой наверное, можно даже лишиться крыльев.

    И отсюда начинается путешествие Дэмиэля по бренной земле. Как только он стал человеком, изображение плавно переходит в цветное. В этот прием Вендерс вкладывает глубокий смысл: обретя человеческую сущность, бывший ангел начинает видеть глазами простого смертного то, что ускользало от его очей ранее, а именно начинает воспринимать все краски жизни, радости и горечи, боль и отчаяние. Впервые его захлестывают чувства, любовь овладевает разумом, холодным прежде рассудком. Все это придает его жизни смысл и палитра серых прежде цветов наполняется разноцветными красками.

    Как и во многих своих творениях, в этом фильме-притче центральной темой для Вендерса являются духовные искания, самокопания. Каждый из героев находится в постоянном поиске себя, своего места `под солнцем`, зачастую их терзают внутренние противоречия и дорога, которую они избрали в конечном итоге никуда не приводит, остается лишь иллюзия пути. Картинам Вендерса свойственна недосказанность. Жизнь — это всегда извилистый маршрут, с кучей препятствий и финал предопределить никогда нельзя. Вот и мы никогда не узнаем смог ли Дэмиэль в конечном итоге обрести свой рай на Земле или же желаемое оказалось лишь призрачной мечтой, иллюзией..

    Сам Вендерс как то сказал о себе: `Я не творец, я искатель. Я верю в то, что город, например, находит и использует людей, чтобы установить с ними связь. Я верю в то, что истории находятся здесь и они ищут фотографов, режиссеров и художников, чтобы рассказать им `себя`. Не думаю, чтобы кто то придумывал себя сам`.

    Каждой истории нужен свой рассказчик, так пусть же это будет Вим Вендерс — человек, снимающий удивительное, поистине прекрасное и искреннее кино, обладающее внутренним светом, и наполняющим душу надеждой.

    7 декабря 2009 | 02:41

    Мысли. Слова, произнесенные вслух… И снова мысли. Оброненная речь, словно горохом о стену. Одно никому не нужно, другое позволяет находить человека наедине с самим собой. Бесформенное наполнение глубин, из которых доносятся умозаключения, являющиеся точечными откровениями. Нет, этого никто и никогда не должен слышать, это сделает нагими наши души, как вытянутые струны, на которых каждый сможет сыграть свою партию, а, соответственно, если скрыть что-либо будет невозможно, люди потеряют последний компонент загадочности, оставшийся у них в наличии. Обнажив все то, что возможно было, теперь каждому остается только обрабатывать внутренний поток сознания, и его раскрывать нет никакого желания.

    Кажется, нет места страшнее, чем земля, а посему Вим Вендерс отправляет, видимо, за что-то провинившихся двух ангелов не куда-то, а именно в Берлин, который, по мнению режиссера, является неким центром зла. Берлин — это и есть мир, в котором еще ощущается запах пороха, а нынешнее поколение живет с неизгладимым отпечатком прошлого. Германия по-прежнему разделена на две части, а Вендерс пытается отыскивать ответы в мыслях обычных людей, будь то старик со своим прошлым или юноша с настоящим. Воспоминания, где гремят взрывы, и современность со вкусом пресной воды, где Питер Фальк в роли самого себя играет в каком-то немецком проекте о фашистах, люди одиноки в окружающих реалиях, а дети так же неизменны и задают, как и обычно, тысячи вопросов, среди которых самый распространенный: «Почему я — это я, а не ты?».

    И если раньше ангел за спиной того или иного человека мог тихо что-то прошептать, подействовав тем самым на сознание, на ход мыслей, то теперь люди превратились в неких глухих существ, которым это вообще не нужно. Мыслительные процессы порождают различного рода решения, рассуждения, вопросы, ответы, банальности, в конце концов, а странствующим в этом городе крылатым серафимам только и остается, что прислушиваться ко всему этому и записывать наиболее мудрые суждения в свой блокнот, забыв о других занятиях, которых они давно лишились. Наказание ли это за собственный проступок, либо же вечная участь держать ответ за всех смертных — этого толком не знают и Дэмиэль с Кассьелем.

    «Небо над Берлином» — это демонстрация явного цветового противопоставления, где черно-белая грусть задержавшихся небесных гостей сталкивается с цветными бессмысленными буднями людей, и последние из-за изобилия красок давно разучились понимать, что такое время. Философские человеческие потоки, представляющие собой подведение каких-то личных итогов, проходя через уши ангелов, впитываются где-то в Берлинской стене, наполняя город какой-то неопределенной единой грустью, где над головой обозначилось бескрайнее небо, а под ногами протоптанная тропинка жизни.

    Здесь полуразрушенные виды напоминают о былом, молодежь старается загладить вину рисунками граффити на стенах, а каждый второй, пытаясь уйти от проблем, отправляется гулять по грязному городу, пачкая собственную обувь. И лишь ангелы способны продемонстрировать зрителю с помощью своего давнего стремления стать равноценными человеку то, что фильм Вима Вендерса вовсе не является действом с повышенным уровнем депрессии. Скорее наоборот, картина дарит способность чувствовать любовь по отношению к окружающим вещам, которые начинают восприниматься иным образом. И здесь показателен пример небесного херувима Дэмиэля в исполнении Бруно Ганца, что жаждал материализоваться и испытать все повседневно-привычное для обычного индивидуума и такое новое для себя самого. А это способствует к рождению еще большего желания жить, а не существовать.

    27 апреля 2012 | 01:21

    Достаточно противоречиво, не по-мечтательному сложно и очень трогательно. С немецкой обстоятельностью, выдержанностью, неспешностью вырисовывается черно-белый образ холодного Берлина (здесь мягкая черно-белая гамма смотрится так же шедеврально и органично, как и в «Мертвеце» Джармуша, т. е. очень впечатляет и по-настоящему неотъемлема от идеи фильма). Но «Мертвец» растрепал мои мысли много сильнее и показался более цельным.

    Действительно, калейдоскоп человеческих проблем, истерзанных судеб, взрослых и детей — вариант беспроигрышный, если ты умеешь говорить на языке кинематографа. Здесь нет почти ничего из красивой сказки, но есть попытка объять необъятное нежными зарисовками.. Два ангела, растерянная циркачка, потерявшийся, блуждающий в прошлом и настоящем старик — сложно понять и сказать точно, сколько мысли несет этот фильм. Он разный — здесь и история Берлина времен войны, в документальной хронике, причудливо оттеняющиеся текущими съемками фильма с Питером Фальком. И простые человеческие радости и трагедии. Воспоминания о детстве… «Когда ребенок был ребенком, все было не так как сейчас» вовсе не лейтмотив, окружающее сложнее. Город, «по-тарковски» запечатляемый плавной, медленно плывущей камерой остается в памяти. Одно можно сказать точно — он впечатляющ и очень трогателен. Не искуственен, пульсирует, притягивает. Терпеть не могу любовные истории, но эта отдает чем-то удивительно прекрасным. Не только из-за экзотичности, поэтичности или странности. Из-за почерка и акцентов этого фильма, наверно.

    Художественное исполнение от режиссуры и оператора до умных, детских глаз Дамиена — безупречно и совершенно. По сути у меня единственная претензия: за вязью бесконечных задумчивых монологов часто сложно уловить смысл сказанного. Часто создается впечатление, что авторы впихнули в фильм больше слов, чем он может вместить без вреда для характерной для фильма соцерцательности. И вообще размышлений зрителя — я не требую разжевывать по слогам, но устаю с трудом отлавливать истинное значение.

    Задумчивая, красивейшая, балансирующая на гранях мягкого лиризма и не подчеркиваемого, простого реализма (та же зарисовка с юной проституткой), окликающая сокровенные мысли внутри, баллада. Редкая. Во время просмотра замечательного кино, надеешься и ждешь, чтобы происходящее на экране и за кадром как можно дольше не заканчивалось. Сейчас этого не было, но есть что вспомнить и самое главное — над чем поразмыслить.

    9,5 из 10

    И пересматривать не хочется.

    3 декабря 2011 | 00:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Небо над БерлиномDer Himmel über Berlin1987
    2 Небо над Берлином 2In weiter Ferne, so nah!1993
    подробнее

    Новости


    В возрасте 83 лет ушел из жизни американский актер Питер Фальк. Среди самых известных его работ сериал «Коломбо», «Небо над Берлином» Вима Вендерса, «Большие гонки» Блейка Эдвардса, «Ужин с убийством» Роберта Мура, а также участие в фильмах классика независимого кино Джона Кассаветиса(...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    245.ШрекShrek8.083
    246.Брат 28.083
    247.Аты-баты, шли солдаты...8.083
    248.ВверхUp8.081
    249.РусалочкаThe Little Mermaid8.081
    250.Август РашAugust Rush8.081
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Самый опасный человекA Most Wanted Man92.72%
    32.БивеньTusk92.65%
    33.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.57%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.53%
    35.Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep92.51%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Рио 2Rio 227
    ПревосходствоTranscendence99
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes40
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In7
    Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction100
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.565
    Поддубный7.676
    Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return5.266
    ПревосходствоTranscendence6.584
    Миллион способов потерять головуA Million Ways to Die in the West6.166
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ГераклHercules24.07
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры