всё о любом фильме:

Небо над Берлином

Der Himmel über Berlin
год
страна
слоган«There are angels on the streets of Berlin»
режиссерВим Вендерс
сценарийВим Вендерс, Петер Хандке, Рихард Райтингер
продюсерАнатоль Доман, Вим Вендерс, Паскаль Доман, ...
операторАнри Алекан
композиторЮрген Книпер
художникХайди Люди, Моника Якобс, Эстер Вальц
монтажПетер Пшигодда
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  1.08 млн,    США  781.1 тыс.,    Германия  700 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них готов променять вечность в раю на любовь акробатки из цирка. Но по силам ли небесному созданию выдержать земные чувства?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
45 + 1 = 46
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первые 90 минут фильма — черно-белые, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. Фильм становится цветным одновременно с падением на Землю Дамиэля. Одновременно с падением меняется и речь Дамиэля — с высокого «ангельского» штиля он переходит на обычную речь.
    • Все черно-белые сцены были сняты через специальный фильтр, который оператор Анри Алекан соорудил из чулка своей бабушки.
    • Цирк «Алекан» был назван в честь оператора Анри Алекана.
    • Когда появляется Питер Фальк, бегущие за ним дети кричат «Коломбо! Коломбо!», намекая на самую популярную роль актера — детектива Коломбо.
    • Вендерсу не разрешили снимать у настоящей Берлинской стены. Пришлось построить декорацию; первый вариант «стены» был разрушен дождем, потому что конструктор обманул продюсеров и построил ее из дерева.
    • В этом фильме имеется эпизодическое появление Вима Вендерса: он играет члена съемочной группы в сцене, где ангел Кассиэль наблюдает за съемками фильма с Питером Фальком.
    • Сцена, в которой герой Отто Зандера (белокурый ангел Кассиэль) мрачно едет на автобусе, обхватив руками голову, снята так потому, что в день съемок у него обнаружилась большая проплешина, которую не мог скрыть никакой грим.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:58

    файл добавилFinal.Earth

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Два ангела, Дамиэль и Кассиэль, способные читать мысли людей, спускаются с небес в современный Берлин. Оба далеко не святые, а один из них, Дамиэль, даже влюбляется в девушку-циркачку Марион. Но из-за этого он теряет свои крылья и бессмертие. Так что отныне «падший ангел» вынужден жить среди людей. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 51 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Невидимые человеческому глазу ангелы парят над разделенным стеной Берлином. Бесплотные небесные создания заглядывают в дома и души людей. Они находятся рядом в минуты радости и в минуты боли. Они не вмешиваются напрямую в человеческие жизни, однако могут порой легким прикосновением избавить от тяжелых дум и придать бодрости. Язык их — высокий и патетичный. Их время — вечность. Они забавляются тем, что ведут счет человеческим странностям и причудам — непосредственным проявлениям собственного «я» разных людей. Они рады своему постоянному наслаждению лишь метафизическими, духовными сферами бытия, однако, в тоже время, некоторые из них завидуют людям со всеми их слабостями, недостатками и плотскими желаниями. Завидуют возможности ощутить вкус обеда, аромат кофе, запах женских волос. Завидуют возможности услышать запах печеной картошки, ощутить капли дождя на своих щеках или как ветер развивает волосы. Почувствовать даже как поднимается температура и как приятно снять после прогулки туфли и распрямить затекшие пальцы. В конце концов прийти домой после тяжелого рабочего дня и покормить кота.

    Подобные желания занимают в первую очередь мысли ангела по имени Дамиэль. В довесок ко всему он еще и влюбляется в чувственную и мечтательную цирковую акробатку Марион. Не в силах противиться охватившей его любви не только ко всему человечеству, но и к конкретному живому существу, Дамиэль решает спуститься на землю — стать одним из нас.

    Данный фильм Вима Вендерса, отмеченный премией за режиссуру на Канском кинофестивале и рядом других наград и номинаций, является важнейшим и этапным произведением не только для творческого наследия классика, но и для всего направления «нового немецкого кино» и даже для всего мирового кино. По сути именно эта картина ознаменовала закат прекрасной эры «нового немецкого кино». Были безусловно и впоследствии достойные работы немецких режиссеров. Среди них «Крик камня» Вернера Херцога, «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера, «Достучатся до небес» Томаса Яна (соавтором данной ленты стал исполнитель главной роли Тиль Швайгер), а также «Жизнь других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Однако данные фильмы являются лишь каплей в море весьма посредственного современного немецкого продукта. Да и творчество самого Вендерса пошло на спад после «Неба над Берлином». Ни одна из его последующих работ никоим образом не может конкурировать с его же произведениями 70-х и 80-х годов. А продолжение истории ангелов под названием «Так далеко, так близко» вообще выглядит каким-то фарсом на фоне первой части. Режиссер поднял планку настолько высоко, что ни он, ни его коллеги оказались не в силах ее преодолеть. Вендерс в данной ленте взмыл в небо. В самую высь. Вплоть до стратосферы. Дальше остается, к сожалению, лишь падение вниз.

    Вендерсу удалось почти невозможное — он снял предельно патетический фильм, не опускающийся при этом до предельной сентиментальности и пафоса, ф философская составляющая фильма так ни разу и не трансформировалась в демагогию. Кроме того следует отметить, пожалуй, одно из лучших в истории кино использование закадрового голоса. Также, несмотря на то, что «Небо над Берлином» это в первую очередь сценарно-режиссерский проект, поражает кроме того операторская работа Анри Алекана (в честь которого назван фигурирующий в ленте цирк) и актерские работы как главных исполнителей (Бруно Ганц и Сольвейг Доммартин в роли Дамиэля и Марион соответственно), так и второплановых (Отто Зандер в роли Кассиэля, Курт Боа в роли старого писателя а также трогательное и забавное появление Питера Фалька в роли самого себя и, по совместительству бывшего ангела). Важно также то что фильм лишен какой бы то ни было религиозной подоплеки и воспринимается в первую очередь как предельно гуманистичное и светлое произведение. Как гимн жизни. Ангелы это люди, а люди могли бы быть ангелами. Это не так тяжело как кажется.

    Невидимые глазу ангелы парят над землей. Бесплотные небесные создания всегда находятся рядом с нами. Так далеко и так близко…

    10 из 10

    6 августа 2013 | 18:46

    Фильм напоминает карандашную зарисовку: черно-белый графитный стержень шуршит по бумаге, вырисовывая людей, город и небо. Черно-белый цвет к лицу этому фильму.

    Как и музыка — здесь и меланхолия, и грусть, и пост-панковские мотивы от Ника Кейва. Но, к слову говоря, настрой при просмотре картины совершенно светлый.

    А еще фильм гудит. Гудит от мыслей людей, таких разных, и таких похожих. Гудит каким-то интересным звуком, таким, что после просмотра фильма далекий гул водопроводных труб у соседей кажется гармоничным продолжением к только что просмотренной картине.

    Фильм неспешный и позволяет насладиться прекрасной операторской работой — воспарить в холодный туман облаков или посмотреть на отражение мыслей человека на его лице, камера ведет за собой, мягко, с каким-то уважением в зрителю, которого нет среди мельтешения многих современных «проходных» картин, которые бьют красками и звуком по вниманию, вместо того, что бы показать и помочь увидеть.

    Во время написания этой рецензии я не забываю, что все впечатления — лишь взгляд с моей собственной колокольни, как и все ощущения, мысли, настроения и домыслы, которые удалось взять с собой после просмотра.

    А если коротко, по существу и не касаясь сюжета, то:

    - Фильм черно белый.

    - Музыка для человека неподготовленного, далекого от классики, неоклассики, эмбиента, готики и иже с ними может показаться «депрессивной».

    - Фильм медитативен. Он плавный, не торопится и не блещет динамикой. Кому-то может показаться скучным.

    - Картина дает простор для фантазии и мышления в позитивном смысле слова.

    - Да, по этой картине сняли «Город ангелов», но «Г. А.» и «Небо над Берлином» разные фильмы, хоть с виду и похожи сюжетом. Они очень отличаются атмосферой.

    - И конечно, вышеуказанная атмосфера. Она есть, а это немаловажно. У фильма есть настроение.

    Поэтому картина из так называемого раздела «не для всех». Судите сами, подойдет ли она лично вам. Но если вы любите необычное и запоминающееся кино — не банально-обыденное, но и не декадентски-шокирующее, художественное по манере своего исполнения, светлое и немного грустное по своему содержанию, то не проходите мимо — не пожалеете.

    10 из 10

    14 ноября 2011 | 21:26

    Глубоко философский фильм. Слышал, что на основе именно этого фильма, америкосы сняли (гораздо позже) фильм Город Ангелов, только сделали его во много раз более лёгким для понимания. Предполагаю что это именно так — идеи в фильмах идентичные.

    Превосходные съёмки и не уступающие им по значимости монологи. Режиссер, высказывая свои мысли, направляет наше внимание на вещи, над которыми мы раньше вообще не задумывались, которые нам казались привычными и знакомыми на столько что мы даже не пытались понять почему они такие как есть. И таких мыслей в фильме очень много. Идея показывать зрителю окружающий мир глазами главного героя — не нова. Но тут главное кто этот главный герой.

    На полке — приоритетное место в моей коллекции.

    Если начать выписывать, понравившиеся фразы, мысли, прозвучавшее в фильме, то придётся написать практически все диалоги и монологи из фильма! Парочку, выбранных рандомно, я всё-таки Вам приведу:

    «…Назови мне, о муза, имя бедного бессмертного певца, который потерял голос, когда все слушатели покинули его. Подлинный ангел поэзии, он был отвергнут и осмеян, выброшен за порог на ничейную землю…»

    «…Существуют ли сейчас границы? Больше чем когда-либо. У каждой улицы свой шлагбаум, демаркационная линия. Между ними пролегают пустыри, нейтральная земля, отделённая изгородью или канавой. Кто отважиться пересечь границу, тот рискует попасть в ловушки или рискует быть сражён лучом лазера. Форели плавающие в реках, это торпеды… Каждый хозяин дома, даже арендатор, вешает на дверь табличку со своим именем, как своеобразный герб и читает утреннею газету с таким видом, будто он хозяин мира…»

    «…Жизнь… Ели бы её не было, мне бы её не хватало…»

    «…А потом один из них вырвался из круга и побежал вперёд, пока он бежал прямо, иногда пошатываясь, быть может, от восторга, он казался свободным и мы могли смеяться вместе с ним. Но вдруг внезапно, он побежал зигзагами и в него полетели камни. Это было началом новой истории. Истории воин. Она продолжается по сей день…»

    4 января 2011 | 15:14

    «Когда ребенок был ребенком, это было время вопросов: Когда началось время и когда кончается пространство? Может быть, наша жизнь под Солнцем — это только сон? Может быть, то, что я вижу, слышу, чувствую — это только мираж мира в этом мире? Существует на самом деле зло и есть ли по-настоящему злые люди? Как получается, что до того как я стал тем, кто я есть, меня не было, и что однажды я перестану быть тем, кто я есть?»

    Скажу откровенно, Небо над Берлином — это один из лучших фильмов, что мне когда- либо приходилось видеть. По-настоящему положительное, глубокое, глобальное, всеобъемлющее и всеохватывающее кинематографическое полотно. Идеальное до последнего кадра, умело приправленное политическими аспектами (ангелы путешествуют по обе стороны от Берлинской стены) кино, сложное и в то же время невероятное простое по своей структуре. Два часа непрекращающегося потока мысли о жизни, смерти, любви, человечестве, вселенной. Настоящая опера тихих серых будней, где нет ничего глобального при внешнем осмотре, но, где бурлят воистину Шекспировские нешуточные страсти внутри каждого даже второпланового персонажа.

    Вим Вендерс создал не просто кино о любви, о людях, о жизни, он показал нам нас самих, людей, человеков, одиноко одержимых по глупости самих себя, вечно одержимых пустыми ненужными мыслями, воспринимаемыми как, чуть ли, не вызов всему миру. И в то же время сие кино о том, что мы не одиноки: «Человеку нужен человек» — как говорил один из героев «Соляриса». Вендерс воплотил это невероятно тонко, без фальши и эксплуатации человеческой природы, прочувствовал каждый кадр, каждый эпизод, создавая свой собственный кинематографический Олимп, буквально изливая на зрителя человеческую любовь и порядком позабытое в наше время чувство эмпатии, не жалости, а участия и понимания.

    Как я уже сказал, фильм идеален абсолютно во всем, и нет смысла отдельно говорить о каждой его составляющей, будь то сценарий или работа оператора. Кино, как групповое сотворчество, здесь, в этом действительно изысканном и филигранном произведении о бытийности человеческой души, достигает апогея командной работы, где крайне сложно отдельно оценить божественную операторскую работу, или гениальные стихи и музыку. И только вместе, сливаясь точно в унисон отдельные частички целого, создают то творение, от которого просто невозможно оторвать глаз и отключить сознание. Как сказал один мой знакомый: «Это кино нужно просто смотреть и восхищаться».

    Казалось бы, простой с сюжетной точки зрения, этот фильм совсем нельзя назвать сюжетным. «Небо» идет вне рамок простого сценарного кина, протекая на куда более высоких волнах, чем так любимый зрителю, по словам Питера Фалька, детективный жанр. Задевая душевные струнки настолько глубоко, фильм, начисто выметает из головы весь цинизм, разрушая одним дуновением ветра, и утаскивая сознание зрителя, куда-то так далеко, так близко, возвращая его в конце, но уже совсем другое. Это фильм настроение, фильм притча, фильм раздумье, безусловно подписываемое под определение культового кина, не смотря на излишний постановочный академизм и классичность, это фильм к которому нужно быть готовым и которое просто не возможно забыть.

    Фильм безупречен. И от того болезненнее воспринимать американскую копию, которая в точности оправдывает свое происхождение. Это действительно американское кино, истинный клон Голливуда до мозга костей, пафосный фальшивый и бесформенный. Ровно на столько, на сколько был хорош оригинал, настолько же плох ремейк. От былой поэзии не осталось и следа, и я тут не только стихи Петера Хандке имею виду, без которых просто невозможно представить фильм Вендерса, а саму картину, которая, и на экране, воспринималась как ПОЭТИЧЕСКОЕ произведение.

    10 из 10

    23 июля 2010 | 20:28

    Фильм снят с черно-белых тонах, которые придают особое очарование и с первых секунд подгружают в атмосферу фильма — спокойную, завораживающую. Здесь каждый прохожий пытается понять себя, окружающий мир, старается вписаться и быть счастливым. Таким видят наш мир с высоты.

    А реальную жизнь глазами людей режиссер уже раскрашивает в цвета, более жизнерадостное, более приближенное изображение к нашему восприятию.

    Центральный персонаж — ангел, решивший променять свой «ангельский мир» на простое земное существование. Серьезный шаг, основанный больше на ощущениях.

    И, конечно, не обходится здесь без истории любви. Очень простой, открытой и понятной каждому. На мой взгляд — ничего лишнего, при этом все чувства ТАК глубоко прописаны, что ты не можешь вырваться из этой атмосферы. Гимнастка и ангел. В них есть что то общее и, в тоже время, они абсолютно из разных миров.

    Фильм завораживает, заставляет не отрываясь созерцать и соучаствовать до последней минуты фильма.

    Гениальная работа о жизни в мире людей — такой простой, обыденной, со своими проблемами и радостями. Почему дана жизнь? Почему даже ангелы хотят быть среди нас и стать людьми? Фильм произвел на меня глубокое впечатление, он заставляет задуматься, мечтать и продолжать жить.

    10 из 10

    7 июля 2009 | 20:28

    При просмотре этого фильма возникает ощущение, что перед сеансом тебя шарахнули чем-то по голове, и ты смотришь его немного оглушённый. Как будто что-то даже чуть звенит на фоне.

    Думаю люди, которые знают Берлин, поймут его лучше меня, так как очень многое в фильме «привязано к месту». Например, только тот, кто знает этот город, сможет понять пожилого господина, ищущего Постдамер платц:"… и два автомобиля, мой и владельца кондитерской, ещё был универмаг «Вертхайм», а потом вдруг появились все эти флаги,… Да, вся площадь была ими увешена. А люди стали какими-то неприветливыми.»

    Сценарист очень умело обращается со словами. Одним-двумя предложениями он даёт зрителю шанс очутиться в шкуре ангела-высшего существа и услышать его житейские рассуждения, например о том, как хорошо было бы снять обувь и размять пальцы.

    Он очень тонко создаёт обстановку напряжённости и грусти в связи с проклятой стеной, разрубившей город на две совершенно неравные части. Молодая акробатка обреченно говорит про себя: «Здесь не заблудишься, всегда выйдешь к стене.» Больше и не нужно слов, ими всё сказано!

    Самое приятное ощущение, возникающее после просмотра фильма состоит в том, что появляется уверенность в парне с хвостиком и в пальто, который стоит за твоей спиной. В нужный момент он легонько приобнимет, и откуда-то появятся силы, и мир перестанет казаться черно-белым.

    9 ноября 2010 | 01:31

    Наверное, один из тех фильмов, которые действительно нужно смотреть дважды или беспорядочно останавливать фильм, чтобы пораскинуть мозгами. Признаться, есть над чем.

    Нет сомнений, если бы Вендерс смог найти способ, чтобы, воспользовавшись литературной калькой, перенести всё подобным, замечательным образом в прозу, получился бы «шедевр шедеврее». А представляете, сколько ещё несказанного? и это только Вендерсом. А сколько мыслей рождается в умах зрителей? Получаем перевёрнутую восьмёрку. Поэтому вторая часть пришлась кстати.

    Стена, как продолжение по Паркеру, и один из главных бичей тогдашней Германии, представляет собой два противоположных полюса. Она разделяет не только физически, но и духовно, она олицетворяет собой два мира, перебраться из одного в другой способны только ангелы. Ангелы находятся среди людей, наблюдают за их жизнью, способны читать их мысли, даже прикасаться к ним. Но способны ли они на нечто большее, на человеческое?

    Один из них решается на такой соблазн и опускается «с небес на землю». Он потерял свои крылья, он потерял доспехи, которые потом продал, подумать только, в антикварной лавке за бесценок.

    Но приобрёл ли он нечто больше, чем просто человеческое обличие или же потерял способность быть вечным космополитом человечности?

    На этот и другие вопросы каждый должен ответить сам за себя. Повторюсь, но мне кажется, что в литературном обличии это мог бы быть шедевр. Претендует ли фильм на подобное? Я многого от него ждал, долго оттягивал эту минуту счастья, когда во время просмотра я смогу сказать: «да-да, я наконец-то смотрю его, вот он перед моими глазами». Фильм красивый, думательный, понятный по-своему каждому, ведь интересы, представленные Вендерсом, настолько всеобъемлющи и их так много, что каждый может найти «своё»: от политики до любви, от поклонников легендарного лейтенанта Коломбо до кинематографического подтекста в лице трёх ангелов, от прекрасного оперировании цветом и мыслей, доступно и так разно изложенных до «вечных повросов». Иногда даже казалось, что Вендерс как бы сознательно пытается донести одну и ту же мысль, интерпретируя её по-разному. И я бы это тоже отметил как его заслугу.

    Остановлюсь ещё на нескольких моментах, например, как то, что ангел, опустившись «с небес на землю», радуется каждому своему движению, он, прежде рассказав свой первый день на земле своему другу, другому ангелу, далее буквально упивается всем человеческим. И этим он напоминает нам ребёнка, у которого ещё вся жизнь впереди, столько новых эмоций, открытий и познаний его ждёт(и на это кстати делается упор как словами, так и действием). Но земные дети не идентифицируют ребёнка в душе взрослого человека, ребёнка в «ангельском обличии», и он остаётся один (сцена во дворе в песочнице), продолжая наслаждаться жизнью: он наслаждается кофе, на пустом месте заговаривает с незнакомым ему человеком, продаёт свои ангельские доспехи за бесценок), общается с лейтенантом, который тоже был, кстати, ангелом, нарезает круги по Берлину и наслаждается тем, что он ощущает время (которые блистательно, на мой взгляд, интерпретировано Вендерсом: «У вас, зрячих, слишком много красок, чтобы знать, что такое время «).

    Отмечу также цвет. Всё ангельское нам представляется черно-белым, всё земное — цветным. Соответственно, на этом приёме всё и строится. Но цвет здесь не по-Антониони, где его колорит. Вендерс играет на контрасте, варьируя черноё и белое с цветным. И за этим нужно следить и просто видеть. По крайней мере, это красиво.

    Единственно, что мне осталось непонятным, это тень, которую отбрасывали ангелы. Очевидно. И почему в некоторых моментах на это делается такой большой акцент? (как в сцене на концерте, когда тень второго ангела бегает по белой стене.). Ну и когда ангел сопровождает человека, оба они идут, отбрасывая тень.) Хотя это, соглашусь, излишняя педантичность с моей стороны. Больше к оператору претензий нет.

    Существует ли по-настоящему зло и есть ли злые люди?
    Почему я — это я? И почему я — это не ты?
    Почему я здесь, почему не там?
    Когда началось время и когда кончается пространство?
    Может быть наша жизнь под солнцем — это только сон?
    Может быть то, что я живу, слышу, чувствую, это только мираж мира в этом мире?
    Как получается, что до того, как я стал тем, кто я есть, меня не было и что однажды я перестану быть тем, кто я есть?

    Это вечные вопросы, и Вендерс не пытается на них ответить, он старается лишь подтолкнуть зрителей на то, чтобы они задумались.

    И это его главная заслуга, с которой он прекрасно справился.

    Фильм рекомендуется к просмотру всем, так как каждый может найти, повторюсь, «своё». в идеале не ограничиваться одним лишь просмотром.

    9 из 10

    20 апреля 2009 | 23:08

    Панорама, полет над городом, взгляд в небо — это излюбленный прием Вима Вендерса еще с того времени, когда двенадцатилетним мальчишкой он снимал из окна улицу, прохожих и машины. Именно в фильме «Небо над Берлином» уникальным образом соединились идеи Вендерса и талант французского оператора Анри Алекана, и в итоге большинство крупных планов знаменитого «взгляда сверху» становятся знаковыми для понимания замысла фильма. Фильм наполнен образами и символами, но именно они делают его целостным и органичным и очень глубоким и личным. Личным не только для режиссера, но и для зрителя, который, как и персонажи фильма, не раз задавался вечными вопросами о добре и зле, детстве и старости, жизни и смерти. Эти размышления вряд ли были бы столь хороши, если бы не замечательные диалоги и стихи австрийского писателя Петера Хандке, который начал совместную работу с Вимом еще в 1969 году в короткометражном фильме «Три американских диска».

    Берлин. С высоты птичьего полета он выглядит спокойным и умиротворенным: лаконичная геометрическая архитектура, стройные потоки из людей и машин, спешащих, но все равно остающихся предельно размеренными в своей суетности. В Берлине Вендерса нет ни границ, ни политики и даже полицейских на улице. Там властвует свобода, свобода мыслей. Звучат песни культового музыканта Ника Кейва. И непроизвольно приходит ощущение себя, как неотъемлемой части атмосферы свободы, которая наполняет весь город и полностью принадлежит тебе. Тебе и всем людям, его населяющим. Ты свободен, свободен ото всех условностей, паришь над городом словно птица, для которой нет преград. Именно таким предстает Берлин в глазах ангела, пришедшего в этот мир и сбросившего крылья, чтобы раствориться в атмосфере человеческого существования. Невидимый для всех, он видим для людей с открытой душой, с разумом, не замутненным условностями и повседневностью.

    Дети и их мировосприятие отличается от взрослых. Каждую минуту возникает масса волнующих вопросов, ответ на которые будет получен не скоро. Но неподдельное любопытство в широко раскрытых глазах ребенка напоминает глаза ангела Дэмиэля, который с такой же неуемной жадностью пропускает через себя поток человеческих эмоций, запоминая, удивляясь, восхищаясь и тоскуя о невозможности ощутить это самому.

    «Хорошо жить духам, испытывая день за днем течение вечности: только то, что в душе и в умах людей. Но иногда с меня достаточно этого моего духовного существования…»

    Что же такого есть в людях, что заставляет Ангела задуматься о подобном? Черно-белая лаконичность ангельского бытия или полная красок, вкусов и запахов человеческая жизнь: пусть не вечная, но наполненная иным смыслом? Смыслом, который можно понять только самому, а не из рассказа человека, пусть когда-то и бывшего ангелом… На этот вопрос Вим Вендерс отвечает, показывая жизнь людей, вернее, то, как она выглядит в призме черно-белого ангельского зрения. Это история, рассказанная в жанре road movie, но только здесь путешествие проходит по дорогам человеческих душ. Где самым главным является ответ на то, каким станет герой в конце этого пути, что нового откроет для себя?

    Мысли… целый поток… чужих и разных, обо всем и ни о чем. Они наполняют собой атмосферу, но не могут поглотить ангельскую отстраненность. Режиссер уводит человеческие недостатки за пределы повествования, а в кадре остаются только лучшие черты людей и невероятная незащищенность их человеческой души. Это не идеализация человеческой природы, а скорее, стремление показать глубинные причины человеческих поступков, которые порождаются одиночеством, непониманием, усталостью. Человек, словно хрупкий сосуд, в любой момент может дать трещину и разбиться. Но за каждым из страждущих молчаливо и неотступно следует ангел. Следует, не вмешиваясь в ход жизни, но направляя. Услышан каждый, каждого ангел успокоит невидимым прикосновением. Но почувствует ли его человек, растерянный и отчаявшийся?

    Интересно, что озвучиваются только людские мысли, тогда как небесные ангелы своих не раскрывают, но они лежат на поверхности благодаря блистательному актерскому мастерству Бруно Ганца и Отто Зандера. Импозантный облик ангелов полностью раскрывает многослойность и богатство их внутреннего мира. Богатство высшего знания, которое, однако, не приносит полного удовлетворения до тех пор, пока его не с кем разделить. Так что же выбрать: высшее ангельское знание и вечность или полную возможных ошибок и переживаний жизнь смертного? Три ангела — три разных ответа на этот вопрос. Ответы весьма символичны. Символичны потому, что образы ангелов отражают трех значимых для Вендерса великих людей, «бывших ангелов»: Ясудзиро Одзу, Франсуа Трюффо и Андрея Тарковского, которым он и посвятил свое «Небо над Берлином». И у каждого свой ответ… Каждый уже сделал свой выбор.

    Выбор придется сделать и сдержанному Кэссиэлю (Отто Зандер), и не по-ангельски человечному Дэмиэлю (Бруно Ганц), встретившим «земного ангела» Марион (Сольвейг Доммартин) и падшего ангела в исполнении Питера Фалька.

    «Я тебя не вижу, но я знаю, что ты здесь. Я это чувствую… Я хотел бы чтобы ты был здесь, хотел бы, чтобы ты мог поговорить со мной… Потому что я друг, compañero…»

    И становится странно и удивительно, как порой судьбоносные решения зависят всего лишь от того, протянешь ли ты руку в ответ или останешься с любопытством наблюдать на расстоянии.

    Compañero…

    31 октября 2010 | 12:58

    Покинувшему меня ангелу…

    Ты стоишь на поребрике и не решаешься ступить. Перед тобой — многоликая толпа, «пестрошерстная быстрая кошка», нескончаемое движение чьих-то идей, мыслей, фантазий, чувств. Ты желаешь прикоснуться к нему, но знаешь — ступив, потеряешься… Так ты начинаешь писать о «Небе над Берлином»…

    Наверное, картина Вима Вендерса — один из моих любимых фильмов. Наверное… Я не уверен. Она похожа на ту странную девочку, милую, очаровательную, умную, веселую, но отталкивающе-дружественную, которую мы находим в последних классах, открывая ее после шестилетнего одноклассничьего презрения средней школы. Казалось, она, неприглядно-трогательная, всегда была рядом, однако лишь близкое знакомство дает понятие того, сколь она хороша и безвестна.

    То же и с «Небом над Берлином». Казалось, ты слышал нечто подобное сотни раз, думал о чем-то похожем тысячи. Но только двухчасовой разноцветный черно-белый просмотр открывает тебе те замечательные мелочи, которые ты раньше упускал, опускал…

    Люди стремятся в небо, ангелы — к земле… Ну, не поразительно ли тонко-простая философия? Ведь вся человеческая натура — бег к чему-то от себя, ангелы в котором — не исключение. И в чем тогда разница между нами, смертными, и ими, высшими? А ни в чем. То ли ангелы, оберегающие нас, — те же люди (да, те самые, которых мы зовем близкими и родными); то ли люди, ненавидимые нами, — те же ангелы (с трудом верится, правда? но вы поглядите на Марион в исполнении чудесной Доммартин — разве не ангел?). Кажется, тому и учит нас восхитительный режиссер Вим Вендерс, доказавший, что «падший ангел» подчас счастливее всякого «праведного»…

    Чем же еще просвещает обличитель-эстет? А просвещает, кажется, Вендерс нас тому, чему учат все творцы; тому, чему мы не можем научиться у детей по-новому после забытья взросления. Научиться любить жизнь… «Когда ребенок был ребенком»… Когда ребенок был ребенком, он мог спросить, зачем живет, и тут же найти ответ: для того, чтобы мыльная вода щипала глаза; для того, чтобы дергать веснушчатую девчонку за косички; для того, чтобы писать мелками на дороге признания в любви; для того, чтобы жевать замороженную смородину…

    И если после такого кто-то скажет, что «Небо над Берлином» бессмысленно (правда, в данном случае оно настолько же бессмысленно, насколько бессмысленна сама жизнь), то сказать, что оно безмысленно, у этого «кого-то» не хватит духу. Мыслей, идей, фантазий и образов Вендерс, Райтингер и Ханке подарили так много, что их хватило бы на еще несколько достойных фильмов; они так хороши, что каждую, буквально каждую фразу хочется переписать в блокнотик, чтобы спустя неделю снова погрузиться в фантастически-уникальный поезд кинопленки гениальнейшего Анри Алекана, машинистами коего являются действительно неземные Бруно Ганц и Отто Зандер.

    Один мой знакомый сказал, что не смог досмотреть фильм и до половины. Другой — что это самое тяжелое кино за всю его жизнь. А я люблю «Небо над Берлином». Да, люблю. Люблю черно-белую пленку, которую я могу раскрасить своими цветами. Цветами, которые, подобно ангелу и маме, будут тихонько касаться тебя и забирать боль, страх, оставляя лишь детскую трогательную отвагу, позволяющую беседовать с невидимым другом, с самим собой, творящую из сгорбленного прохожего под тяжелым небом влюбленного красиво-жизненного Человека…

    Мне обещали продолжение блуждающе-философского шедевра. Неужели грядет новое бегство людей от самих себя?

    11 марта 2009 | 17:13

    В обыденном унылом изображении ангелы предстают как идеальные картинки кого-то с крыльями, кого-то с белыми волосами, кого-то светящегося. Блондинки-светлячки в итоге.

    Ангелы сопровождают людей, поддерживают, помогают, охраняют и так далее по списку.

    Видимость ангелов — оксюморон. Жизнь же повернута на 180 градусов — они видят нас. Они видят, какие мы, а мы их нет.

    Поэтому для Вима нет ничего удивительного в том, что крылья ангелам заменяет потрепанный колобовский плащ, а красивые лица заменяются уже опытными и проторенными дорожками морщин.

    Есть некая сущность проблемы ангелов. Они слышат и видят то, что другие не замечают — это положительная сторона монетки, с другой же стороны монетка медная — они не чувствуют людей, не могут почувствовать предметы, тепло, подушечки пальцев, которые опускаются в землю, воду, касаются женской поверхности, трогают лесную кору.

    Этот фильм то ли делает лучшую антирекламу бмв, то ли опускает бмв до доступной машины как средства передвижения, заставляя всех подряд покупать этот автомобиль В этой роскошной бмв, открытого типа, ангелы обмениваются теми деталями, зацепившими их сознание в течение дня. Это те мелочи, которые умеют отличать лишь некоторые люди и ангелы. Одно выхватывается из этих деталей: как девушка под дождем под зонтиком, резко закрыла небесную защиту над собой, и она повернула себя к нему, к ощущению капель на лице — она промокла, она прочувствовала.

    Ангелы становятся заложниками своего бессмертия без чувств и человеческих раздоров. Ох, как иногда и ангелам хочется побить посуды, проявить ярость не в воздух, а на кого-то, на кого-то живого.

    И наш ангел хочет стать человеком, хочет ощущать кивок головы, садясь за карточный стол. Хотя бы кивок. Немного внимания.

    Мы не ангелы, а разве не жаждем внимания, а разве замечаем стук капель по подоконнику, разве чувствуем тепло от дружественной руки, а не кошелек друга, разве можем отдаться искренности, а не рыночно-конъюнктурной атмосфере бытия?

    Ангелы и идеальны, потому как видят и не могут сделать. Как только спускаешься в мир, правильные и неправильные решения теряются в субъективности каждого индивидуального мира. Ребенка. Женщины. Мужчины. Другого мужчины. Булочника. Почтового. Полицейского.

    И кто же на самом деле видит монохромный мир: они или мы? Черно-белую гущу видят чаще всего все люди, потому что опускаются до стереотипных действ, желаний толпы, ценностей буржуа. И они живут замещенными чужими идеалами, создав этот идеализированный образ, который потом становится для них более реальным, чем сама жизнь.

    Ангелы видят больше, их краски должны быть ярче, честнее, прозрачнее.

    Наслаждаться минутами жизни. Питер Фальк рисует не умея рисовать, но он хочет это делать. Он бывший ангел: понимает, что такое карандаш, что такое тереть, согревая друг о друга руки, что такое протянуть руку в воздух, зная что, где-то там ответят, но Питер этого не увидит.

    Ангел влюбляется. Преимущество ангелов, что они не могут развлечься только внешней красотой, они сразу видят эти фантанирующие внутренние миры, и только тяга к этим мирам и их понимание и желание помочь, заставляет их срываться туда, вниз, с горы, вниз, вниз к жизни, к жизни: больной — когда разбита голова, замерзающей — когда ты одет не по сезону, одинокой — если тебе некуда идти.

    Каждый ищет свой адрес. Наш сорвавшийся ангел нашел адрес, нашел девушку, которая влилась ему внутрь. Девушку, с которой его мир смешался с ее миром, и он уже не может выкинуть ее мир из своего, да где уж тут свой! Когда мир паразитно захвачен ею — тут некуда деться! Только быть вместе…

    Надо стать ангелом, а потом пасть вниз, пасть вниз. Стать павшим ангелом. Оказывается падший ангел может оказаться незабвенно-правильной стезей на жизненном пути. Готовы чувствовать боль?

    11 июля 2011 | 01:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Небо над БерлиномDer Himmel über Berlin1987
    2 Небо над Берлином 2In weiter Ferne, so nah!1993
    подробнее

    Новости


    В возрасте 83 лет ушел из жизни американский актер Питер Фальк. Среди самых известных его работ сериал «Коломбо», «Небо над Берлином» Вима Вендерса, «Большие гонки» Блейка Эдвардса, «Ужин с убийством» Роберта Мура, а также участие в фильмах классика независимого кино Джона Кассаветиса(...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    10.Жизнь прекраснаLa Vita è bella8.707
    11.Иван Васильевич меняет профессию8.695
    12.Достучаться до небесKnockin' on Heaven's Door8.668
    13.Крестный отецThe Godfather8.660
    14.ПрестижThe Prestige8.644
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.НесломленныйUnbroken91.11%
    47.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.01%
    48.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 591.00%
    49.Седьмой сынSeventh Son90.96%
    50.Большие глазаBig Eyes90.92%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    СеренаSerena3
    Мужчина, которого слишком сильно любилиL'homme qu'on aimait trop1
    ИнтерстелларInterstellar7
    ОставленныеLeft Behind5
    ЯростьFury12
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.381
    Город героевBig Hero 68.417
    ЯростьFury7.685
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.579
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры