всё о любом фильме:

Небо над Берлином

Der Himmel über Berlin
год
страна
слоган«There are angels on the streets of Berlin»
режиссерВим Вендерс
сценарийВим Вендерс, Петер Хандке, Рихард Райтингер
продюсерАнатоль Доман, Вим Вендерс, Паскаль Доман, ...
операторАнри Алекан
композиторЮрген Книпер
художникХайди Люди, Моника Якобс, Эстер Вальц
монтажПетер Пшигодда
жанр фэнтези, драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  1.08 млн,    США  781.1 тыс.,    Германия  700 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них готов променять вечность в раю на любовь акробатки из цирка. Но по силам ли небесному созданию выдержать земные чувства?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
45 + 1 = 46
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первые 90 минут фильма — черно-белые, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. Фильм становится цветным одновременно с падением на Землю Дамиэля. Одновременно с падением меняется и речь Дамиэля — с высокого «ангельского» стиля он переходит на обычную речь.
    • Все черно-белые сцены были сняты через специальный фильтр, который оператор Анри Алекан соорудил из чулка своей бабушки.
    • Цирк «Алекан» был назван в честь оператора Анри Алекана.
    • Когда появляется Питер Фальк, бегущие за ним дети кричат «Коломбо! Коломбо!», намекая на самую популярную роль актера — детектива Коломбо.
    • Вендерсу не разрешили снимать у настоящей Берлинской стены. Пришлось построить декорацию; первый вариант «стены» был разрушен дождем, потому что конструктор обманул продюсеров и построил ее из дерева.
    • В этом фильме имеется эпизодическое появление Вима Вендерса: он играет члена съемочной группы в сцене, где ангел Кассиэль наблюдает за съемками фильма с Питером Фальком.
    • Сцена, в которой герой Отто Зандера (белокурый ангел Кассиэль) мрачно едет на автобусе, обхватив руками голову, снята так потому, что в день съемок у него обнаружилась большая проплешина, которую не мог скрыть никакой грим.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:58

    файл добавилFinal.Earth

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Два ангела, Дамиэль и Кассиэль, способные читать мысли людей, спускаются с небес в современный Берлин. Оба далеко не святые, а один из них, Дамиэль, даже влюбляется в девушку-циркачку Марион. Но из-за этого он теряет свои крылья и бессмертие. Так что отныне «падший ангел» вынужден жить среди людей. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 141 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ужасно скучный фильм. Но не потому, что плохой. Многие о таких говорят «под настроение». Но у жизни всегда одно настроение, а его случайные вариации (акциденции) столь же обманчивы, как ощущения. Поэтому трудно смотреть на жизнь глазами ангела, лишенного не только ощущений, но и обыденного человеческого смысла. Хорошо быть идеальным, но быть человеком, со всеми его недостатками, конечно, лучше. Трудно поверить, что Вендерс настолько гениален, особенно от нарочито поэтических и экзальтированных мыслей фильма, далеких от ясности для нормальных людей. Он, очевидно, метил не так далеко. Но попытка показать что-то конкретное обернулась жизненным откровением. И попытка обратить внимание человека на вещи, которые у него всегда есть, пока он жив: любовь, ощущения, целостность бытия, — это не что иное, как потребность режиссера в исповедании своего личного катарсиса. Ведь фильм с философской точки зрения, скорее всего, плох. Он неясен и нематериален. Но игра с цветом, операторские виражи и легкость актерской игры необъяснимым образом позволяют почувствовать в фильме человечность. И точно так же, как идеи фильма абсолютно безжизненно-идеальны, точно так же они прекрасны в своем материальном воплощении. Они обретают смысл лишь постольку, поскольку каждый конкретный актер вложился в этот рассказ. Образы — вот главное достоинство этого творения.

    Я никогда бы не стал ставить фильму самую высокую оценку, если бы мог поставить что-то среднее, неоднозначное. Но сам фильм имеет такую природу, что он хорош именно потому, что он плох. И потому плох, потому что хорош. О таких можно много говорить, но в итоге ничего не сказать. Этот фильм либо очень плох, либо очень хорош. Но поставить этому фильму высшую оценку — личная заслуга зрителя, размышлявшего и боровшегося во время просмотра, а не искавшего глазами готовых объяснений.

    10 из 10

    19 декабря 2014 | 18:08

    С первых кадров мы смотрим на мир глазами ангела, человека в черном пальто и с большими белыми крыльями, который стоит на вершине разрушенной башни и смотрит сначала на небо, затем на людей внизу. Как окажется, ангелы видят всё черно-белым. Человеческие мысли сливаются для ангела в гул голосов, он слушает их все: скука, слепота, маленькая квартира, смерть, старость, любовь, одиночество, дети… Только дети, ни о чем не переживают, «когда ребенок был ребенком, он не знал, что он — ребенок».

    Интересные ангелы получились у Вима Вендерса: ходят по земле, делают заметки в блокноте, отбрасывают тени, собираются в публичной библиотеке. Дамиэль — «упавший ангел», не «падший», ведь и на земле для Марион он останется ангелом-хранителем. Он просто упал с небес, а сверху на него свалились доспехи. Еще в сцене, где Дамиэль и Кассиэль сидят в кабриолете, мы понимаем, чувствовать как человек — очень заманчиво для ангела, ведь есть столько прекрасных вещей, которые людям дано ощущать, но они не ценят этих моментов, для людей это обыденность.

    А для ангела что-то особенное, они записывают такие вещи в свои блокноты и потом читают друг другу. Кассиэль рассказывает Дамиэлю о восходе, об уровне воды в море, о том, что «человек, прогуливаясь по шоссе Лилиеншталле, постепенно замедлил шаг и посмотрел через плечо в пустоту». И вот Дамиэль понимает, что он хотел бы «говорить «сейчас, сейчас, сейчас!», а не «с тех пор» и «навеки» воскликнуть «ох!» и «ах!», вместо «да» и «аминь»». И когда, наконец, ангел находит Марион, крылья теряют для него всякую ценность. И вот он падает, его стукает по голове тяжелыми доспехами, у него идет кровь, он находит Марион и он просто счастлив.

    Воздушная гимнастка Марион же, наоборот, является человеком, который, подобно ангелу, воспарил. На репетиции мы видим ее с крыльями, и директор цирка говорит ей: «Марион, ты должна летать, ты же ангел!». Но вот кто-то другой говорит: «Ей мешают крылья»… Марион одинока, она ждет свою любовь. «Время лечит всё, а если само время есть болезнь?», — думает она. И вдруг совсем уже отчаявшись, она встречает Дамиэля и сразу же понимает, что это Он, тот самый.

    Кассиэль — настоящий ангел, он понимает своего «коллегу», но сам никогда не откажется от крыльев, ему очень нравится то, кем он является.

    Невероятно интересный герой у Питера Фалька, пожалуй, без него фильм был бы невыносимо грустным. Фальк предстает перед нами в образе самого себя, «с элементами Коломбо». Он немножко ненормальный, разговаривает сам с собой, все время рисует что-то, ему никак не угодить со шляпой и у него странное пальто, когда другие ломают голову над серьезными проблемами, «Коломбо» думает о еде. Похож на ребенка, так покажется всем… А оказывается, что он такой же, как и впоследствии Дамиэль, «упавший ангел» и он умеет наслаждаться этой жизнью, как, наверное, когда-то мечтал. Прежде, чем свалиться с неба, разумеется. И ведь именно этот ненормальный актер навел Дамиэля на мысль о падении, в самом прямом смысле этого слова.

    Большая часть фильма в черно-белом цвете, так видят мир ангелы и мы вместе с ними. Но иногда цвет все-таки врывается в виде людских воспоминаний, или же мы начинаем смотреть на все уже человеческими глазами, как, например, после падения Дамиэля. Это дает зрителю понимание того, что у ангела нет чувств, он не видит и не чувствует ярких, теплых, сочных моментов.

    Быть ангелом это совсем не то, что быть человеком, а быть человеком совсем не то, что быть ангелом. Почему роли распределены именно так? Зачем мы приходим в этот мир, зачем живем, что мы должны сделать? Откуда у нас берутся эти вопросы? Умирающий человек думает о жизни, школьница проститутка о смерти и о добре. Самоубийца перед тем как прыгнуть думает о том, что простудится и о дырке в кармане. Фильм заставляет задуматься, опять стать ребенком, посмотреть на свою жизнь с точки зрения ангела и понять, как много прекрасного, интересного, смешного, доброго и хорошего мы упускаем, не ценим. И только ребенок…

    «Когда ребенок был ребенком, он не знал, что он ребенок, всё его воодушевляло, и все души сливались в единое целое»

    10 из 10

    6 июня 2009 | 00:08

    Тысячу раз слышал это название… Сто раз видел диск на полке магазина… Один раз попался он мне в руки, и с этого дня фильм стал моим наилюбимейшим произведением киноискусства. Фильм о вечности, одиночестве, любви… о тех мыслях которые теснятся в нашей голове и могут быть услышаны лишь ангелами. Фильм о том, как мы приходим в этот мир… фильм о том зачем нам это?

    Сразу скажу, смотрел я через силу, будто делаю домашнее задание по нелюбимому предмету. Вообще до этого фильма, мне мало интересным казалась категория фильмов, именуемая «Другим» кино. Непонятными казались затянутые сцены… долгое молчание в кадре, пространные диа/моно-логи.
    Но спустя 20 минут меня втянуло. Вендерс создал прекрасное полотно городского пейзажа… Берлин 80-ых. Кажется, что этот Берлин и не может быть цветным, никогда не был цветным и никогда ему таковым не бывать. Тесные комнатушки квартир многоквартирных домов в индустриальных районах, окна которых выходят на автострады. Старый, грязный Брелин, с тесными улицами и дворами колодцами. Какое-то гнетущее ощущение, что в этом городе невозможно быть счастливым. В нём не уйти от проблем, бед и тяжёлых мыслей. Но в нём есть библиотека… и именно она является местом, где на ангелы стоят за спиной у каждого человека. К чему бы это? Может это и есть истинный храм, где души становятся чище? Не знаю… может я тоже брежу. Бродячий цирк, еле сводящий концы с концами, а в нём одинокая девушка, которая ищет, но не знает кого именно. И ангел, давно мечтающий взглянуть на цветной мир. Мечтающий стать не просто наблюдателем за людьми, но самому стать человеком… мечтающий ощутить как немеют от холода пальцы, каков на вкус кофе, как греет кожу солнечый свет…

    Я не знаю плохая ли, хорошая ли рецензия получилась у меня… Слишком важный для меня фильм.

    10 из 10

    4 декабря 2008 | 07:09

    Первая часть картины повествует о двух ангелах, которые собирают сведения о происходящем на земле. Они утешают людей, которые находятся на пороге смерти, депрессивных и несчастных личностей. Все что для этого нужно — изменить ход их мыслей, настроить их на положительный лад. Ангелы навивают им их же приятные воспоминания или ободряющие мысли, которые вдохновляют падших духом на борьбу. Иногда наоборот они концентрируют мысли людей на происходящем в настоящем, чтобы люди отвлеклись от того, что было, когда то давно и мешает им жить и творить в настоящем. Как все это не приходит в голову самим людям? Все ведь так просто, но мы слишком зациклены на своих проблемах и в голове крутятся только негативные мысли, когда мы переживаем беду или несчастье. А ведь секрет счастья скрыт в нас самих, и автор фильма хочет донести это до нас. Мир сам по себе нейтрален, но мы окрашиваем вещи и явления согласно своему мировоззрению. Мир ангелов черно-белый и они не чувствуют эмоций и переживаний, о которых так наслышаны в мире людей. Они хотят переживать любовь, простые людские радости, иногда даже лгать и совершать грехи, вообще — познавать жизнь материальную, чувствовать себя частью материального мира, существовать в нем и видеть все эмоционально окрашенным. В картине люди показаны очень одинокими существами, которым не хватает любви и один из героев фильма говорит, что в Германии столько государств- сколько людей и объединить их никто не может, ведь у каждого свой ключ. Этот же герой говорит, что даже у детей свои погремушки, и они тащат свой горшок с дерьмом.

    Люди играю в игры в одиночку и у каждого свой мешок несчастий и отрицательных эмоций. Далее ангел рассказывает о детях, которым нравятся все люди, которые радуются многим вещам, полны вдохновения, знают как выглядит рай и не боятся небытия, но, взрослея, теряют все это. Нам следовало бы многому поучиться у детей, тогда жизнь во многом стала бы лучше. Ангелы размышляют об истории планеты и человечества, об истинной и простой жизни первобытного человека, и начавшуюся затем историю войн, продолжающуюся и по сей день. Ангелы решают вмешаться в историю, им надоело наблюдать свысока ее ход. Интересная сцена суицида, когда мужчина размышляет о суетных вещах, которые составляли его жизнь, для него она была без смысла и состояла из мелочей, он и перед смертью думает о разной ерунде и прыгает с крыши. Ангел не пытается ему помешать и даже подталкивает на пути к краю крыши, видимо, если человек сам не видит в жизни ничего хорошего, то лучший выход для него — расстаться с ней. Еще мне понравился момент на выступлении какой-то группы, где гимнастка говорит, что смотрит в пустоту, она воссоединяется с ней и чувствует блаженство, достигает нирваны. Далее Питер Фальк рассказывает ангелу о радости жизни, хотя и не видит собеседника, но чувствует его присутствие. Автор фильма призывает нас ценить любые приятные моменты жизни, которые нам порой незаметны. Один из ангелов решает стать человеком, в первую очередь из-за любви к гимнастке, которая вначале фильма была с крыльями ангела, что не случайно.

    Вторая часть фильма начинается с прибытия влюбленного на землю. Все вокруг приобретает краски, эмоции, чувства. Ангел по-детски смотрит на мир, ему все нравится и все интересно. Вот бы так научится смотреть на мир! Герой встречает Питера Фалька и выясняет, что тот тоже в прошлом был ангелом. Гимнастка стоит на пустыре и раздумывает о свободе, о том, что ее ничто не связывает и это делает ее счастливой. Мне показалось, что в фильме она — носитель буддийской философии, впрочем ее диалог об одиночестве озвучивает мысли Шопенгауэра. Влюбленный ангел находит девушку, и он обретает новые крылья, которых у него не было ранее; их дарует ему любовь. Встреча происходит очень поэтично, для них любовь вне пространства и времени, важнее всего в мире.

    Режиссерская работа на высшем уровне, особенно первая часть фильма, в которой практически нет диалогов, а только озвучивается поток сознания разных людей. Мысли фрагментированы и порой не совсем связны и понятны, в стиле модерн. Отлично сыграл роль Питер Фальк, другие же актеры мне не очень понравились, что, впрочем, не портит впечатление от картины. Однозначно стоит смотреть!

    10 из 10

    11 июля 2010 | 18:36

    Бывает обидно, когда хорошее кино вдруг не нравится. Но вот — как раз тот случай. То, что происходило на экране, не вызвало у меня никакого отклика — ни эмоционального, ни интеллектуального. Игра актеров, картинка (и черно-белая, и цветная), диалоги и монологи, музыка, атмосфера фильма — всё казалось мне неестественным, ненужным и неправильным.

    Любовь ангела к женщине, делающая его человеком, могла бы стать источником по-настоящему серьезных конфликтов, как психологических, так и межличностных (межангельских?). Но в фильме нет конфликтов, есть обычная история, можно сказать — банальная (насколько вообще может быть банальной история про ангелов).

    … И вот он стал человеком и нашел свою любовь. Прекрасно, я рад за него. И что дальше?

    Единственным светлым пятном во всём фильме для меня стал Питер Фальк. Только он хоть как-то оживляет происходящее на экране. Всё остальное казалось мне бесполезным неинтересным. Хотя было бы очень глупо отрицать, что Вим Вендерс снял хороший фильм. Это действительно так. Но этот хороший фильм явно не для меня. Так что извините.

    25 сентября 2009 | 10:29

    Фильм мне не понравился. Просмотрев трейлер, прочтя описание, я ожидала задумчивой меланхоличной и вместе с тем трогательной истории. Но, увы, не срослось.

    Начну с того, что понравилось.

    Понравилась игра актеров. Понравился Питер Фальк, к слову сказать, он был, пожалуй, единственным светлым пятном в этом угнетающе сером болоте продолжительностью в два с лишним часа, так что я, как и те дети из фильма тоже всякий раз готова была бежать за ним и кричать: «Коломбо, Коломбо, не уходи, останься…..». Понравилась идея фильма и операторская работа, небо, задумка с переключением с черно-белых съемок на цветные, да-да, чулок бабушки Анри Алекана тоже отработал на отлично и вроде бы все хорошо, но, тем не менее, мне кажется, что касательно данного фильма, достаточно прочитать описание, посмотреть трейлер, чуть склонить голову и сказать: дааа, наверное, хороший фильм и закрыть. Потому что:

    И первую (до обращения) и вторую часть фильма можно было смело сократить раза в два — все слишком затянуто. Нет, я все понимаю, зрителю всенепременно необходимо было узнать о чем думает и тот плешивый дядечка и та тетечка. ОК, но можно было как-то и задуматься все-таки над хронометражом. Полтора часа серых монологов — это слишком, каким бы адептом артхауса ты ни был. А что показывали 40 минут после обращения я уже и вспомнить не могу, но сюжет (в отличие от картинки) отнюдь не заиграл яркими красками.

    Тяжелая форма мании Величия главной героини к концу фильма становится уже просто невыносимой. Такое чувство, что она все время ждала фрейлин, которые ей поднесут бриллиантовую корону на красной подушечке. Даже и не думала, что у женщины, которая «обратила» ангела в человека может быть вооот столько самомнения и подобная переоценка собственной Значимости. Весь фильм она вела тихо сама с собою беседы о том, как все люди на площади мечтают о том же, о чем и она, естееественно ее история любви — «Величайшая История Исполинов и Новых Прародителей» ну и так далее.

    Не поняла еще, с чего это все вокруг стало цветным, когда она обнажила свою грудь? Ангел за тысячи лет никогда не видел? Или она тоже, по мнению режиссера, стала Величайшим Творением Б-га?

    И да, этот монолог в конце… слишком был того… длинный, даже рука тянулась нажать пару раз на кнопку вперед, эхх, никогда так не делаю и в этот раз тоже — терпеть пришлось. А когда она, наконец, произнесла: «Теперь твоя очередь» — я так надеялась, что бывшему ангелу дадут хоть слово вставить — но нет, речь о собственной важности продолжилась… Даже немного смешно стало, ну не плакать же теперь.

    Мне кажется, что режиссер слишком увлекся и решил вложить в один фильм и мелодраму и Берлинскую стену и «счастье — жить» и войну и все подряд, а в итоге получилась тоскливая серая каша.

    Конечно, сколько людей столько и мнений, я же останусь при своем: фильм затянут, предсказуем, никакого душевного отклика не вызывает, а смотреть его — совсем неинтересное, а даже нудное занятие. Я лишь надеюсь, что те, кто оценил этот «Черный квадрат «Малевича» на отлично, все-таки заметили, висит ли он на стене верно или все-таки перевернут «вверх ногами».

    4 мая 2014 | 14:16

    Три дня спустя я так и не смогла определиться, как отношусь к данному кинопроизведению.

    Признаться честно, смотрела через силу. Может, виной всему атмосфера уныния, которой пропитан весь фильм. Может, вид скучного и серого (в прямом и переносном смысле слова) Берлина. Хотя с другой стороны, разве нет здесь чего-то необъяснимо привлекательного? Красота не в яркости, а в индивидуальности. И в таком дымном и меланхоличном городе есть своё очарование.

    Ангел Дамиэль не может ощущать физических прикосновений, не чувствует запахов, не различает красок. Он летает по Берлину, заглядывает в дома людей, слушает их мысли. И вот однажды в бродячем цирке он видит акробатку Марион и влюбляется в эту такую, казалось бы, обычную девушку с таким нестандартным мышлением. Дамиэль должен сделать выбор: пасть, почувствовать на себе все радости человеческого существования и стать частью истории, за которой все эти века он мог только наблюдать, или и дальше оставаться в стороне.

    И вот тут показать бы внутренний конфликт героя, все трудности принятия такого судьбоносного решения, но нет. Как-то всё просто, поверхностно. Но и здесь можно возразить. Ведь у Дамиэля была целая вечность на то, чтобы понять, чего он хочет на самом деле. И может, Марион просто стала своего рода детерминантом.

    Я бы хотел почувствовать свой вес; забыть о своей безграничности и почувствовать земное притяжение. Мне хотелось бы при каждом шаге, при каждом порыве ветра произносить: «Сейчас… Сейчас, сейчас!», а не «С тех пор» и «Навеки»…

    Но то, что фильм заставляет задуматься — бесспорно. Вся наша жизнь состоит из маленьких, но таких приятных мелочей: почувствовать холод и согреться чашкой горячего кофе, с наслаждением вытянуть ноги после тяжёлого рабочего дня, ощутить прикосновение любимого человека. И всё это дано нам от рождения, но в повседневной рутине мы просто ничего не замечаем.

    В общем и целом, сей фильм, наверное, просто не для меня. Но не стоит воспринимать эту рецензию всерьёз. «Небо над Берлином» — самобытное, абсолютно специфическое кино, посмотреть которое в любом случае стоит каждому. Думаю, вы обязательно найдёте в нём что-то своё.

    Это здорово — просто сказать себе, как в эту минуту мне хорошо.

    10 ноября 2010 | 03:33

    Фильм Вендерса — это чистый, глубокий и где-то даже поисковый фильм.

    Люди перестали нуждаться в ангелах, а ведь ангел — это то существо, которое связывает людей с небом и богом. Люди перестали нуждаться в этих связях, и потому ангелы безработные. Два ангела, посланные на грешную землю, ходят среди людей, пытаются понять этих грешников, прислушиваются к их разговорам, наблюдают за их земной жизнью, видят их беспомощность, их поступки хорошие и нехорошие и в конце концов один из них решает остаться на земле. Он оказался способным любить и потому стал смертным.

    Мы слышим внутренние монологи, сплошной поток мыслей, воспоминания, которые открывают нам поступки героев, их поведение, импульсы. Все это и делает фильм таким грустным, навевает на размышления о бытие, о смысле жизни и плюс прекрасная музыка дополняет общий тон картины.

    Вим Вендерс — глубокий философ.

    10 из 10

    4 января 2011 | 10:15

    Глубоко философский фильм. Слышал, что на основе именно этого фильма, америкосы сняли (гораздо позже) фильм Город Ангелов, только сделали его во много раз более лёгким для понимания. Предполагаю что это именно так — идеи в фильмах идентичные.

    Превосходные съёмки и не уступающие им по значимости монологи. Режиссер, высказывая свои мысли, направляет наше внимание на вещи, над которыми мы раньше вообще не задумывались, которые нам казались привычными и знакомыми на столько что мы даже не пытались понять почему они такие как есть. И таких мыслей в фильме очень много. Идея показывать зрителю окружающий мир глазами главного героя — не нова. Но тут главное кто этот главный герой.

    На полке — приоритетное место в моей коллекции.

    Если начать выписывать, понравившиеся фразы, мысли, прозвучавшее в фильме, то придётся написать практически все диалоги и монологи из фильма! Парочку, выбранных рандомно, я всё-таки Вам приведу:

    «…Назови мне, о муза, имя бедного бессмертного певца, который потерял голос, когда все слушатели покинули его. Подлинный ангел поэзии, он был отвергнут и осмеян, выброшен за порог на ничейную землю…»

    «…Существуют ли сейчас границы? Больше чем когда-либо. У каждой улицы свой шлагбаум, демаркационная линия. Между ними пролегают пустыри, нейтральная земля, отделённая изгородью или канавой. Кто отважиться пересечь границу, тот рискует попасть в ловушки или рискует быть сражён лучом лазера. Форели плавающие в реках, это торпеды… Каждый хозяин дома, даже арендатор, вешает на дверь табличку со своим именем, как своеобразный герб и читает утреннею газету с таким видом, будто он хозяин мира…»

    «…Жизнь… Ели бы её не было, мне бы её не хватало…»

    «…А потом один из них вырвался из круга и побежал вперёд, пока он бежал прямо, иногда пошатываясь, быть может, от восторга, он казался свободным и мы могли смеяться вместе с ним. Но вдруг внезапно, он побежал зигзагами и в него полетели камни. Это было началом новой истории. Истории воин. Она продолжается по сей день…»

    4 января 2011 | 15:14

    Может быть наша жизнь под солнцем только сон? Может быть то, что я вижу, слышу и чувствую — мираж мира в этом мире?

    Ангелы распростерли крылья над холодным Берлином. Они внемлют каждому слову, проникают в сознание людей, ничто не может ускользнуть от их всевидящего взора. Их крылья — покров, ограждающий простых смертных от напастей мирских. Кому то они дарят утешение в часы отчаяния и боли. Вечные странники, бескровные миротворцы, хранители покоя они никогда не спят, не умирают, волочат свою тяжелую ношу. Ангелы всегда с нами. Они так близко, но в то же время далеко.

    Кто же они? Мираж или явь, истина, скрытая от людских глаз. А может лишь отражение нас самих?… Наделены ли ангелы душой, обладают ли свободой мысли, выбора? Если им под силу вершить судьбы людские, почему бы не свершить свою, подобно Дэмиэлю, отказавшегося от вечных благ на небе ради мимолетных радостей на земле и любви, в первую очередь любви. Любовь — единственное, что вечно, это константа, ради которой наверное, можно даже лишиться крыльев.

    И отсюда начинается путешествие Дэмиэля по бренной земле. Как только он стал человеком, изображение плавно переходит в цветное. В этот прием Вендерс вкладывает глубокий смысл: обретя человеческую сущность, бывший ангел начинает видеть глазами простого смертного то, что ускользало от его очей ранее, а именно начинает воспринимать все краски жизни, радости и горечи, боль и отчаяние. Впервые его захлестывают чувства, любовь овладевает разумом, холодным прежде рассудком. Все это придает его жизни смысл и палитра серых прежде цветов наполняется разноцветными красками.

    Как и во многих своих творениях, в этом фильме-притче центральной темой для Вендерса являются духовные искания, самокопания. Каждый из героев находится в постоянном поиске себя, своего места `под солнцем`, зачастую их терзают внутренние противоречия и дорога, которую они избрали в конечном итоге никуда не приводит, остается лишь иллюзия пути. Картинам Вендерса свойственна недосказанность. Жизнь — это всегда извилистый маршрут, с кучей препятствий и финал предопределить никогда нельзя. Вот и мы никогда не узнаем смог ли Дэмиэль в конечном итоге обрести свой рай на Земле или же желаемое оказалось лишь призрачной мечтой, иллюзией..

    Сам Вендерс как то сказал о себе: `Я не творец, я искатель. Я верю в то, что город, например, находит и использует людей, чтобы установить с ними связь. Я верю в то, что истории находятся здесь и они ищут фотографов, режиссеров и художников, чтобы рассказать им `себя`. Не думаю, чтобы кто то придумывал себя сам`.

    Каждой истории нужен свой рассказчик, так пусть же это будет Вим Вендерс — человек, снимающий удивительное, поистине прекрасное и искреннее кино, обладающее внутренним светом, и наполняющим душу надеждой.

    7 декабря 2009 | 02:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>