всё о любом фильме:

Небо над Берлином

Der Himmel über Berlin
год
страна
слоган«There are angels on the streets of Berlin»
режиссерВим Вендерс
сценарийВим Вендерс, Петер Хандке, Рихард Райтингер
продюсерАнатоль Доман, Вим Вендерс, Паскаль Доман, ...
операторАнри Алекан
композиторЮрген Книпер
художникХайди Люди, Моника Якобс, Эстер Вальц
монтажПетер Пшигодда
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  1.08 млн,    США  781.1 тыс.,    Германия  700 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них готов променять вечность в раю на любовь акробатки из цирка. Но по силам ли небесному созданию выдержать земные чувства?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
0%
45 + 1 = 46
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первые 90 минут фильма — черно-белые, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. Фильм становится цветным одновременно с падением на Землю Дамиэля. Одновременно с падением меняется и речь Дамиэля — с высокого «ангельского» штиля он переходит на обычную речь.
    • Все черно-белые сцены были сняты через специальный фильтр, который оператор Анри Алекан соорудил из чулка своей бабушки.
    • Цирк «Алекан» был назван в честь оператора Анри Алекана.
    • Когда появляется Питер Фальк, бегущие за ним дети кричат «Коломбо! Коломбо!», намекая на самую популярную роль актера — детектива Коломбо.
    • Вендерсу не разрешили снимать у настоящей Берлинской стены. Пришлось построить декорацию; первый вариант «стены» был разрушен дождем, потому что конструктор обманул продюсеров и построил ее из дерева.
    • В этом фильме имеется эпизодическое появление Вима Вендерса: он играет члена съемочной группы в сцене, где ангел Кассиэль наблюдает за съемками фильма с Питером Фальком.
    • Сцена, в которой герой Отто Зандера (белокурый ангел Кассиэль) мрачно едет на автобусе, обхватив руками голову, снята так потому, что в день съемок у него обнаружилась большая проплешина, которую не мог скрыть никакой грим.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:58

    файл добавилFinal.Earth

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Два ангела, Дамиэль и Кассиэль, способные читать мысли людей, спускаются с небес в современный Берлин. Оба далеко не святые, а один из них, Дамиэль, даже влюбляется в девушку-циркачку Марион. Но из-за этого он теряет свои крылья и бессмертие. Так что отныне «падший ангел» вынужден жить среди людей. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 51 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первая часть картины повествует о двух ангелах, которые собирают сведения о происходящем на земле. Они утешают людей, которые находятся на пороге смерти, депрессивных и несчастных личностей. Все что для этого нужно — изменить ход их мыслей, настроить их на положительный лад. Ангелы навивают им их же приятные воспоминания или ободряющие мысли, которые вдохновляют падших духом на борьбу. Иногда наоборот они концентрируют мысли людей на происходящем в настоящем, чтобы люди отвлеклись от того, что было, когда то давно и мешает им жить и творить в настоящем. Как все это не приходит в голову самим людям? Все ведь так просто, но мы слишком зациклены на своих проблемах и в голове крутятся только негативные мысли, когда мы переживаем беду или несчастье. А ведь секрет счастья скрыт в нас самих, и автор фильма хочет донести это до нас. Мир сам по себе нейтрален, но мы окрашиваем вещи и явления согласно своему мировоззрению. Мир ангелов черно-белый и они не чувствуют эмоций и переживаний, о которых так наслышаны в мире людей. Они хотят переживать любовь, простые людские радости, иногда даже лгать и совершать грехи, вообще — познавать жизнь материальную, чувствовать себя частью материального мира, существовать в нем и видеть все эмоционально окрашенным. В картине люди показаны очень одинокими существами, которым не хватает любви и один из героев фильма говорит, что в Германии столько государств- сколько людей и объединить их никто не может, ведь у каждого свой ключ. Этот же герой говорит, что даже у детей свои погремушки, и они тащат свой горшок с дерьмом.

    Люди играю в игры в одиночку и у каждого свой мешок несчастий и отрицательных эмоций. Далее ангел рассказывает о детях, которым нравятся все люди, которые радуются многим вещам, полны вдохновения, знают как выглядит рай и не боятся небытия, но, взрослея, теряют все это. Нам следовало бы многому поучиться у детей, тогда жизнь во многом стала бы лучше. Ангелы размышляют об истории планеты и человечества, об истинной и простой жизни первобытного человека, и начавшуюся затем историю войн, продолжающуюся и по сей день. Ангелы решают вмешаться в историю, им надоело наблюдать свысока ее ход. Интересная сцена суицида, когда мужчина размышляет о суетных вещах, которые составляли его жизнь, для него она была без смысла и состояла из мелочей, он и перед смертью думает о разной ерунде и прыгает с крыши. Ангел не пытается ему помешать и даже подталкивает на пути к краю крыши, видимо, если человек сам не видит в жизни ничего хорошего, то лучший выход для него — расстаться с ней. Еще мне понравился момент на выступлении какой-то группы, где гимнастка говорит, что смотрит в пустоту, она воссоединяется с ней и чувствует блаженство, достигает нирваны. Далее Питер Фальк рассказывает ангелу о радости жизни, хотя и не видит собеседника, но чувствует его присутствие. Автор фильма призывает нас ценить любые приятные моменты жизни, которые нам порой незаметны. Один из ангелов решает стать человеком, в первую очередь из-за любви к гимнастке, которая вначале фильма была с крыльями ангела, что не случайно.

    Вторая часть фильма начинается с прибытия влюбленного на землю. Все вокруг приобретает краски, эмоции, чувства. Ангел по-детски смотрит на мир, ему все нравится и все интересно. Вот бы так научится смотреть на мир! Герой встречает Питера Фалька и выясняет, что тот тоже в прошлом был ангелом. Гимнастка стоит на пустыре и раздумывает о свободе, о том, что ее ничто не связывает и это делает ее счастливой. Мне показалось, что в фильме она — носитель буддийской философии, впрочем ее диалог об одиночестве озвучивает мысли Шопенгауэра. Влюбленный ангел находит девушку, и он обретает новые крылья, которых у него не было ранее; их дарует ему любовь. Встреча происходит очень поэтично, для них любовь вне пространства и времени, важнее всего в мире.

    Режиссерская работа на высшем уровне, особенно первая часть фильма, в которой практически нет диалогов, а только озвучивается поток сознания разных людей. Мысли фрагментированы и порой не совсем связны и понятны, в стиле модерн. Отлично сыграл роль Питер Фальк, другие же актеры мне не очень понравились, что, впрочем, не портит впечатление от картины. Однозначно стоит смотреть!

    10 из 10

    11 июля 2010 | 18:36

    Давно порывался посмотреть Вима Виндерса, и я решил взять его лучшую, по мнению критиков, работу. Поскольку меня необычайно заинтриговал сюжет. И вот что из этого получилось.

    Первое, что должно броситься в глаза любому, кто смотрел «Небо Над Берлином»,это черно-белая пленка, хотя сам фильм 1987 года рождения. Весьма удачный ход-а как еще показать каждодневную рутину и безысходность, которая господствует не только над самими главными героями, но и над Берлином, в котором происходит действие. Лишь воспоминания я новоприобретенное счастье предстают перед нами в полном цвете. Счастье того, что можно ты действительно сумел почувствовать вкус жизни.

    Через весь фильм проходит довольно пестрый поток философии, полный самых разнообразных мыслей. Часть их них горько правдива, поскольку касается рассуждений о жизни и смерти. И, как мы можем понять, жить вечно-самое тяжкое наказание. Настолько тяжкое, что вечность затмевает в двух ангелах все человеческое, а прежде всего-их материальный облик. Вендерс показал обоих героев лишь немного(!) завидующим простым смертным. В принципе, от такой атмосферной картины поневоле приходится ждать чего-то большего.

    Если что-то в «Небе» и идеально, так это разнообразность эпизодических зарисовок. Хотелось бы и вам, уважаемые зрители, заглядывать в разные точки серого города и прочитать мысли людей, оставшись при этом полностью незамеченным?Сей довод автоматически добавляет и живописную панораму, пусть даже и черно-белую, немецкой столицы, а заодно возможность некоего сопереживания. Сюда же можно и добавить отсутствие диалогов и голоса за кадром, передающие ворох накопившегося в людских головах.

    Каннский кинофестиваль раскрывает прежде всего неординарность и уникальность режиссера. Осмелюсь заметить, что лента вполне заслуженно победила в номинации «Лучший Режиссер». Стиль Вендерса явно бросается в глаза. Но затянутости ему я простить не могу, а как следствие, ненужных действий и слов.

    7 из 10

    хотя сама картина мне понравилась.

    2 сентября 2012 | 00:38

    В жизни каждого человека есть мелкие радости. Для каждого свои, но есть и такие, которые у многих совпадают. Для кого-то это запах миндаля, для кого-то звук колокольчика, ощущение тёплого ветра в лицо, утренняя роса, прикосновение кошки, смех ребёнка. Именно дети очень хорошо чувствуют все эти вещи. В абсолютном большинстве случаев дети не задумываются о каких-то глобальных вещах будь то любовь, ненависть или глобальное потепление. После того как мы взрослеем, умение чувствовать обыденные удовольствия постепенно сходит на нет. Фильм «Небо над Берлином» о том, как важно, не допустить этого. По крайней мере, я понял его именно так.

    Дамиэль и Кассиль — ангелы над Берлином. Они могут читать мысли людей, могут немного влиять на настроение, но по большому счёту, они лишь наблюдатели, которые отмечают хорошие и плохие моменты человеческой жизни. Дамиель влюбляется в цирковую гимнастку Марион и находит способ стать смертным. Тут то ему и открывается вся палитра и многообразие человеческих чувств.

    Во-первых должен сказать вот что. «Небо над Берлином» и «Город ангелов» — абсолютно разные два фильма, объединённые исключительно темой становящегося человеком ангела. Но если «Город ангелов» это история о любви и только о любви, то в «Небе над Берлином» любовь — лишь одно из многих чувств, о которых мечтает Дамиель.

    Ангелы в фильме выполняют не свойственную им функцию. Это становится понятно, если задуматься хотя бы о том, чем они занимаются в фильме. Оберегают людей? Нет. Помогают им? Тоже не особо. Выполняют божественные приказы? Опять нет. Они лишь наблюдают. Лично я ощутил этот образ как третий элемент в цепочке ребёнок — взрослый, когда мы говорим о чистоте мироощущения, а не о реальном возрасте. И процесс перехода из третьего состояния во второе, которое совершил Дамиэль даёт нам возможность поверить, что переход из второго в первое так же возможен. Мы должны, мы просто обязаны заставлять себя искать позитив в любой самой сложной жизненной ситуации. Тогда и только тогда мы будем счастливы.

    К минусам фильма отнесу традиционную затянутость. Сюжет очень медленно и тщательно пережёвывается. Впрочем, доктора говорят, что так и надо кушать. Мне же привычнее слопать всё в раз и быстро. Так что, продолжительность фильмов — это моя больная тема.

    Советую для просмотра, но фильм не для всех. И дело даже не в восприятии идей фильма на понятийном уровне, просто он слишком авторский. Я прекрасно пойму тех людей, которые не выдержат некоторых практически бесконечных сцен и монологов.

    8 из 10

    18 ноября 2011 | 06:32

    Очень хороший фильм! Думаю, не стоит его сравнивать с Городом Ангелов. Хоть эти картины и объединяет общая идея, воплощение абсолютно различное. И акцент делается на разных вещах — В Городе основной является тема любви, а в Небе — само соотношение духовного и физического.

    Мне особенно понравилась первая часть Неба (до «падения» ангела), замечательно описана жизнь людей, их мысли, желания. Вкупе с прекрасной работой оператора получилась на редкость удивительная экскурсия во внутренний мир человека. А вот звук можно было и получше подобрать.

    9 из 10

    16 октября 2006 | 20:41

    Фильм снят с черно-белых тонах, которые придают особое очарование и с первых секунд подгружают в атмосферу фильма — спокойную, завораживающую. Здесь каждый прохожий пытается понять себя, окружающий мир, старается вписаться и быть счастливым. Таким видят наш мир с высоты.

    А реальную жизнь глазами людей режиссер уже раскрашивает в цвета, более жизнерадостное, более приближенное изображение к нашему восприятию.

    Центральный персонаж — ангел, решивший променять свой «ангельский мир» на простое земное существование. Серьезный шаг, основанный больше на ощущениях.

    И, конечно, не обходится здесь без истории любви. Очень простой, открытой и понятной каждому. На мой взгляд — ничего лишнего, при этом все чувства ТАК глубоко прописаны, что ты не можешь вырваться из этой атмосферы. Гимнастка и ангел. В них есть что то общее и, в тоже время, они абсолютно из разных миров.

    Фильм завораживает, заставляет не отрываясь созерцать и соучаствовать до последней минуты фильма.

    Гениальная работа о жизни в мире людей — такой простой, обыденной, со своими проблемами и радостями. Почему дана жизнь? Почему даже ангелы хотят быть среди нас и стать людьми? Фильм произвел на меня глубокое впечатление, он заставляет задуматься, мечтать и продолжать жить.

    10 из 10

    7 июля 2009 | 20:28

    Вима Вендерса уже после нескольких его первых картин кинокритики записали в так называемые «новые» немецкие режиссеры. Впрочем, как и Фасбиндера, но если второй пошел по одной дороге, пытаясь давить мощью своих фильмов, то первые фильмы Вендерса это своеобразные роад муви, которые мировая кинокритика сочла отличным началом карьеры. Фильм «С течением времени» получил приз ФИПРЕССИ в 1976 году в Каннах, серьезных похвал удостоилась и картина «Ложное движение». После этих фильмов Вендерса стали называть таким себе Антониони эпохи постмодерна. И не случайно, когда работа Антониони была проблемной в силу болезни и возраста, помощь в постановке фильмов ему оказывали Вим Вендерс и еще один представитель «наследников Антониони» Атом Эгоян.

    Следующие фильмы Вендерса также были обласканы премиями международных кинофестивалей, в частности «Париж-Техас» и «Положение вещей». Но основной работой в творчестве режиссера выступает «Небо над Берлином», впрочем, как и его сиквел «Так далеко, так близко».

    Это фильм-сказка о двух ангелах, летающих над городом, пытающимся понять мысли и помочь людям, которые живут на земле. Прекрасная операторская работа Анри Алекана, одного из лучших в этом деле в то время, выстроена в черно-белом цвете. Тем самым зрителю показываются как-будто документальные съемки Берлина глазами летающих главных героев. Вендерсом просто великолепно передана атмосфера города: мрачность улиц, домов, железнодорожных путей. Характер жизни Берлина определяет стена, которую могли облететь, переступить, перепрыгнуть только… ангелы.

    В фильме естественно есть и линия любви. Один из ангелов, полюбив девушку-циркачку, решил стать человеком. Очень метафорично обыграна идея с цветом в этом фильме. Когда Ангел становится падшим — фильм приобретает краски! Став человеком, Ангел-Даниэль находит блаженство в ощущении того, что может ЧУВСТВОВАТЬ. Он наслаждается вкусом утреннего кофе, он как ребенок переспрашивает у случайного прохожего в какой цвет выкрашен тот или иной участок Берлинской стены… Он живет… Он находит свое счастье, как находит его и одинокая девушка. Ангел находит себя в жизни людей!

    Очень проникновенный фильм о нас с вами, о человечестве в целом и о каждом из нас в отдельности.

    9 из 10

    6 апреля 2009 | 22:46

    Панорама, полет над городом, взгляд в небо — это излюбленный прием Вима Вендерса еще с того времени, когда двенадцатилетним мальчишкой он снимал из окна улицу, прохожих и машины. Именно в фильме «Небо над Берлином» уникальным образом соединились идеи Вендерса и талант французского оператора Анри Алекана, и в итоге большинство крупных планов знаменитого «взгляда сверху» становятся знаковыми для понимания замысла фильма. Фильм наполнен образами и символами, но именно они делают его целостным и органичным и очень глубоким и личным. Личным не только для режиссера, но и для зрителя, который, как и персонажи фильма, не раз задавался вечными вопросами о добре и зле, детстве и старости, жизни и смерти. Эти размышления вряд ли были бы столь хороши, если бы не замечательные диалоги и стихи австрийского писателя Петера Хандке, который начал совместную работу с Вимом еще в 1969 году в короткометражном фильме «Три американских диска».

    Берлин. С высоты птичьего полета он выглядит спокойным и умиротворенным: лаконичная геометрическая архитектура, стройные потоки из людей и машин, спешащих, но все равно остающихся предельно размеренными в своей суетности. В Берлине Вендерса нет ни границ, ни политики и даже полицейских на улице. Там властвует свобода, свобода мыслей. Звучат песни культового музыканта Ника Кейва. И непроизвольно приходит ощущение себя, как неотъемлемой части атмосферы свободы, которая наполняет весь город и полностью принадлежит тебе. Тебе и всем людям, его населяющим. Ты свободен, свободен ото всех условностей, паришь над городом словно птица, для которой нет преград. Именно таким предстает Берлин в глазах ангела, пришедшего в этот мир и сбросившего крылья, чтобы раствориться в атмосфере человеческого существования. Невидимый для всех, он видим для людей с открытой душой, с разумом, не замутненным условностями и повседневностью.

    Дети и их мировосприятие отличается от взрослых. Каждую минуту возникает масса волнующих вопросов, ответ на которые будет получен не скоро. Но неподдельное любопытство в широко раскрытых глазах ребенка напоминает глаза ангела Дэмиэля, который с такой же неуемной жадностью пропускает через себя поток человеческих эмоций, запоминая, удивляясь, восхищаясь и тоскуя о невозможности ощутить это самому.

    «Хорошо жить духам, испытывая день за днем течение вечности: только то, что в душе и в умах людей. Но иногда с меня достаточно этого моего духовного существования…»

    Что же такого есть в людях, что заставляет Ангела задуматься о подобном? Черно-белая лаконичность ангельского бытия или полная красок, вкусов и запахов человеческая жизнь: пусть не вечная, но наполненная иным смыслом? Смыслом, который можно понять только самому, а не из рассказа человека, пусть когда-то и бывшего ангелом… На этот вопрос Вим Вендерс отвечает, показывая жизнь людей, вернее, то, как она выглядит в призме черно-белого ангельского зрения. Это история, рассказанная в жанре road movie, но только здесь путешествие проходит по дорогам человеческих душ. Где самым главным является ответ на то, каким станет герой в конце этого пути, что нового откроет для себя?

    Мысли… целый поток… чужих и разных, обо всем и ни о чем. Они наполняют собой атмосферу, но не могут поглотить ангельскую отстраненность. Режиссер уводит человеческие недостатки за пределы повествования, а в кадре остаются только лучшие черты людей и невероятная незащищенность их человеческой души. Это не идеализация человеческой природы, а скорее, стремление показать глубинные причины человеческих поступков, которые порождаются одиночеством, непониманием, усталостью. Человек, словно хрупкий сосуд, в любой момент может дать трещину и разбиться. Но за каждым из страждущих молчаливо и неотступно следует ангел. Следует, не вмешиваясь в ход жизни, но направляя. Услышан каждый, каждого ангел успокоит невидимым прикосновением. Но почувствует ли его человек, растерянный и отчаявшийся?

    Интересно, что озвучиваются только людские мысли, тогда как небесные ангелы своих не раскрывают, но они лежат на поверхности благодаря блистательному актерскому мастерству Бруно Ганца и Отто Зандера. Импозантный облик ангелов полностью раскрывает многослойность и богатство их внутреннего мира. Богатство высшего знания, которое, однако, не приносит полного удовлетворения до тех пор, пока его не с кем разделить. Так что же выбрать: высшее ангельское знание и вечность или полную возможных ошибок и переживаний жизнь смертного? Три ангела — три разных ответа на этот вопрос. Ответы весьма символичны. Символичны потому, что образы ангелов отражают трех значимых для Вендерса великих людей, «бывших ангелов»: Ясудзиро Одзу, Франсуа Трюффо и Андрея Тарковского, которым он и посвятил свое «Небо над Берлином». И у каждого свой ответ… Каждый уже сделал свой выбор.

    Выбор придется сделать и сдержанному Кэссиэлю (Отто Зандер), и не по-ангельски человечному Дэмиэлю (Бруно Ганц), встретившим «земного ангела» Марион (Сольвейг Доммартин) и падшего ангела в исполнении Питера Фалька.

    «Я тебя не вижу, но я знаю, что ты здесь. Я это чувствую… Я хотел бы чтобы ты был здесь, хотел бы, чтобы ты мог поговорить со мной… Потому что я друг, compañero…»

    И становится странно и удивительно, как порой судьбоносные решения зависят всего лишь от того, протянешь ли ты руку в ответ или останешься с любопытством наблюдать на расстоянии.

    Compañero…

    31 октября 2010 | 12:58

    Фильм напоминает карандашную зарисовку: черно-белый графитный стержень шуршит по бумаге, вырисовывая людей, город и небо. Черно-белый цвет к лицу этому фильму.

    Как и музыка — здесь и меланхолия, и грусть, и пост-панковские мотивы от Ника Кейва. Но, к слову говоря, настрой при просмотре картины совершенно светлый.

    А еще фильм гудит. Гудит от мыслей людей, таких разных, и таких похожих. Гудит каким-то интересным звуком, таким, что после просмотра фильма далекий гул водопроводных труб у соседей кажется гармоничным продолжением к только что просмотренной картине.

    Фильм неспешный и позволяет насладиться прекрасной операторской работой — воспарить в холодный туман облаков или посмотреть на отражение мыслей человека на его лице, камера ведет за собой, мягко, с каким-то уважением в зрителю, которого нет среди мельтешения многих современных «проходных» картин, которые бьют красками и звуком по вниманию, вместо того, что бы показать и помочь увидеть.

    Во время написания этой рецензии я не забываю, что все впечатления — лишь взгляд с моей собственной колокольни, как и все ощущения, мысли, настроения и домыслы, которые удалось взять с собой после просмотра.

    А если коротко, по существу и не касаясь сюжета, то:

    - Фильм черно белый.

    - Музыка для человека неподготовленного, далекого от классики, неоклассики, эмбиента, готики и иже с ними может показаться «депрессивной».

    - Фильм медитативен. Он плавный, не торопится и не блещет динамикой. Кому-то может показаться скучным.

    - Картина дает простор для фантазии и мышления в позитивном смысле слова.

    - Да, по этой картине сняли «Город ангелов», но «Г. А.» и «Небо над Берлином» разные фильмы, хоть с виду и похожи сюжетом. Они очень отличаются атмосферой.

    - И конечно, вышеуказанная атмосфера. Она есть, а это немаловажно. У фильма есть настроение.

    Поэтому картина из так называемого раздела «не для всех». Судите сами, подойдет ли она лично вам. Но если вы любите необычное и запоминающееся кино — не банально-обыденное, но и не декадентски-шокирующее, художественное по манере своего исполнения, светлое и немного грустное по своему содержанию, то не проходите мимо — не пожалеете.

    10 из 10

    14 ноября 2011 | 21:26

    Падшие ангелы бродят по Берлину. Одни предпочитают целыми днями зависать в библиотеке, устав от бесконечного хождения по одним и тем же маршрутам, длящимся не первый десяток лет. Другие, подобно Дамиэлю (Бруно Ганц) и Кассиэлю (Отто Зандер) продолжают день ото дня наматывать круги по старинному городу, сохранившему следы и тени страшной войны, разорвавшей его тело пополам уродливой стеной похожей на шрам. Подобная невидимая стена существует и между двумя мирами — ангелов и людей. Люди не видят ангелов, дети исключение, но многие из людей завидуют их бессмертию. Ангелы видят людей и слышат их мысли, но их бесконечная, однообразная жизнь лишена вкуса, запаха, эмоций и даже цвета. Заветная мечта Дамиэля — ощутить простые человеческие радости: вкус обжигающего кофе, запах дымящейся сигареты, тактильные ощущения и, конечно же, возможность любить и быть любимым. Встретив однажды цирковую гимнастку Марион (Сольвейг Доммартин), Дамиэль ещё не способен её полюбить, ибо лишён чувств, но он хочет испытать это чувство с ней, а для этого ему необходимо превратиться в обычного смертного.

    Вим Вендерс выбрал местом действия свой любимый город, искренне считая его единственным подходящим для этой истории, поскольку на его долю выпали тяжелейшие испытания. Именно в этот страшный город сосланы с небес падшие ангелы. Вендерс создаёт атмосферу Берлина, впуская зрителя вслед за ангелами в мысли и чаяния простых граждан, сливающиеся в единый речитатив. Мысли самые простые и обыденные, ничем не отличающиеся от дум жителей любого другого города и это делает картину понятной и близкой любому человеку. В этой картине Вендерс верен своему принципу, заключённому в сказанных им словах. «Мои картины не содержат посланий. Только одно: каждый человек волен изменить свою судьбу. Это и есть моё кредо, моя политика». В этом его отличие от одного из любимых им режиссёров — Андрея Тарковского, названного в посвящении ангелом, наряду с Одзу и Трюффо. Тарковский ощущал себя неким мессией, в каждом его фильме есть определённый месседж. Называя этих режиссёров ангелами (не от мира сего), Вендерс проводит условную границу между миром искусства и миром людей. Впрочем, эту границу провёл ещё Годар, о котором Питер Брук говорил: «В кинематографе Годар чуть не вызвал революцию, показав сколь относительна бывает реальность заснятой сцены… Годар показал, что эта реальность не что иное, как ещё одна фальшивая и риторическая условность.» Ангелы у Вендерса не в состоянии помочь людям словом, лишь лёгкое прикосновение призрачной руки, подобное лёгкому дуновению ветерка иногда способно вернуть человека в правильное русло, если только ещё не пройдена точка невозврата. Точно так же художник не способен объяснить зрителю, особенно неподготовленному к восприятию, свой замысел. Он может лишь задеть какую-то невидимую струну души, способную изменить общий настрой всего организма человека. Эта тема видится более важной, нежели банальная love story, выхваченная из сюжета и в искалеченном виде превратившаяся в ремикс с Николасом Кейджем в «Городе ангелов».

    Финал фильма остался открытым, при этом сам автор объявил: «Продолжение следует». Честно говоря, продолжения обычно разрушают выстроенную зрителем картину, поэтому не стоит бросаться на его поиски, а лучше в полной мере ощутить приятное послевкусие, оставшееся после просмотра настоящего шедевра. Вендерс сказал когда-то: «Искусству снимать кино нужно учиться у искусства живописи.» Эта работа в очередной раз подтвердила его полное право на это утверждение.

    10 из 10

    4 сентября 2013 | 22:15

    - Ты же знаешь: ангелов не бывает, — шепчет он, медленно улыбаясь, рассеянным взором вдалеке выискивая что-то важное. — Ты же знаешь: я не ангел. Я просто есть. Я просто рядом с тобой. Я просто вслушиваюсь в мысли, что одолевают твой непоседливый разум. Смотри, ты не одинок. Чего же ты ещё желаешь? Ответа? Есть ли на свете ангелы? Станет ли человеку легче, если он поймёт, что ангелов не существует? Не станет. А если человек выдумает, что ангелы существует? Полегчает. Может, проще быть, чем искать оправдания своему бытию? Как ты думаешь? Не гляди на меня с укоризной, приятель, я лишь вслушиваюсь в твоё мысленное бормотание, я рядом с тобой всего лишь, просто существую наравне с тобой. Ты не одинок.

    Его карие глаза искрятся ироничностью, но, чтобы не обидеть меня, он сохраняет серьёзное выражение лица, на котором ощутима лёгкая печаль, имеющая свой оттенок обаятельности, словно обаяние — некий незатейливый и приятный цветок, что срываешь без устали, а на его месте появляется новый. Он здесь. Умолкнувший, но ещё не окончивший своей удивительной речи. Может, он ангел? Может, ангелов не бывает? Почему мы верим лжи, что сами выдумали? И отрицаем правду, сказанную другими? Будто этот странный человек — мой автор, а я герой его — беспомощный и смешной. Но нет. Хоть он слышит мои мягко крадущиеся по закоулкам сознания мысли, хоть он знает все мои грехи, хоть он понимает меня больше, чем кто бы то ни было, он не автор, ибо у него нет цели воплотить мой образ в каком-то замкнутом пространстве, в наглухо запертую колбу времени вместить. Как мы к сущности чего-либо всегда спешим, а для чего, а для кого, а смысл?

    - Когда ребёнок был ребёнком, — нарушил тишину мой незнакомый друг, — он, не смотря фильмы, не читая книг, не спрашивая совета у старших, даже тогда он знал истину, какая она есть. Он видел то, обо что остальные, хоть спотыкались, но предпочитали не замечать. Когда ребёнок вырастает, становится взрослым, он утрачивает своё незамутнённое представление о мире, об окружающих, об истине. Тогда он начинает поиски её, и не важно, как он будет её искать — снимая фильмы, как Вим Вендерс, бродя по Берлину, как Гомер, соблазняясь предложением Питера Фалька, как Дамиэль, пытаясь устоять в окружении поклонников Ника Кейва, как Касиэль, или полюбив человека, как Марион. Вы, взрослые, только и делаете, что неосознанно ищите истину, неизменного спутника из детства, невозмутимого собеседника тех далёких времён, когда всё казалось другим. Всё казалось настоящим, но сейчас, в поисках истины, на стены фальши натыкаетесь вы, и не можете понять, что смысл жизни — в поиске, а не в познании. Питер Фальк ищет человека, чьё лицо придало бы выразительности его рисунку, Ник Кейв ищет публику, одобряющую его песни, Марион ищет любовь, скрашивающую неуютную обыденность этого мира, и только ангелы ничего не ищут. Но разве ангелы существуют? Разве их придумали, в отчаянии оправдать грубый и жестокий мир, не вы, люди? Странные вы, вместо того, чтобы вспоминать истину, вы её загромождаете тонной выдуманного, лживого, неправдоподобного, но столь милого и успокаивающего. Разве сама мысль об ангелах не наркотик?

    Тоскливо я вглядываюсь в пейзаж за окном. Он смеётся, взъерошив пальцами и без того непослушные волосы с моей угрюмо наклонённой головы. Я понимаю. Ангелов не существует. Истину мы хороним каждый день, когда кто-то ещё расстаётся с детством, начиная взрослую жизнь. А человек, что смеётся незлобиво, он просто рядом, он просто есть, он просто существует. Без каких-либо объяснений.

    - Прошлое и будущее — иллюзия, — шепчет он, — а настоящее — реальность. Истина — настоящее, та спичка, что с жадностью пожирает огонь времени, создаваемый и поощряемый вами. Не проще ли быть? Не проще ли искать то, что дорого сердцу? Ты ищешь истину. Истина во мне. Найди меня…

    Смеющийся человек растворился в воздухе. Я буду искать его. Я найду его в каждом из вас, читателей рецензии, что с недоумением, любопытством, негодованием, презрением, улыбкой будут читать её, и независимо от того, смотрели вы фильм Вима Вендерса или не смотрели, я смогу вам сказать: «Истина в вас самих». Хотите верить в ангелов, что вслушиваются в мысли героев «Неба над Берлином» или верить во что-то иное — дело ваше. Поиск истины в любом случае будет сопровождать вас до конца дней.

    - Ты же знаешь: ты нуждаешься не в ангеле, ты нуждаешься в живом человеке, — шептал мне он, — только тогда ты выживаешь в этом странном, странном мире. Я не хочу видеть в твоих серых глазах ненависти. Я хочу, чтобы ты не был одинок. Ты же знаешь: даже ангелы, если бы они существовали, могут быть одинокими в этом мире.

    Знаю. И это самое страшное.

    Посвящается: belaya belka, ангелу, который существует.

    4 июля 2008 | 01:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Небо над БерлиномDer Himmel über Berlin1987
    2 Небо над Берлином 2In weiter Ferne, so nah!1993
    подробнее

    Новости


    В возрасте 83 лет ушел из жизни американский актер Питер Фальк. Среди самых известных его работ сериал «Коломбо», «Небо над Берлином» Вима Вендерса, «Большие гонки» Блейка Эдвардса, «Ужин с убийством» Роберта Мура, а также участие в фильмах классика независимого кино Джона Кассаветиса(...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 500 000
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day12 039 000
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 200 000
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold392 234 534
    2.ИсчезнувшаяGone Girl81 229 014
    3.Выпускной79 003 481
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day36 973 298
    5.Солнечный удар30 442 251
    09.10 — 12.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 829 888740 925
    Деньги691 689 694 руб.171 129 009
    Цена билета244,42 руб.4,78
    09.10 — 12.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.283
    96.Они сражались за Родину8.278
    97.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.275
    98.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.269
    99.Могила светлячковHotaru no haka8.268
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Мир Юрского периодаJurassic World92.03%
    37.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.03%
    38.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales91.99%
    39.Врожденный порокInherent Vice91.91%
    40.Терминатор 5Terminator: Genisys91.51%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent6
    СудьяThe Judge20
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones17
    ДракулаDracula Untold43
    ПосвященныйThe Giver44
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.636
    СудьяThe Judge8.251
    Выпускной4.823
    ИсчезнувшаяGone Girl8.513
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.470
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры