всё о любом фильме:

Небо над Берлином

Der Himmel über Berlin
год
страна
слоган«There are angels on the streets of Berlin»
режиссерВим Вендерс
сценарийВим Вендерс, Петер Хандке, Рихард Райтингер
продюсерАнатоль Доман, Вим Вендерс, Паскаль Доман, ...
операторАнри Алекан
композиторЮрген Книпер
художникХайди Люди, Моника Якобс, Эстер Вальц
монтажПетер Пшигодда
жанр фэнтези, драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  1.08 млн,    США  781.1 тыс.,    Германия  700 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них готов променять вечность в раю на любовь акробатки из цирка. Но по силам ли небесному созданию выдержать земные чувства?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
45 + 1 = 46
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первые 90 минут фильма — черно-белые, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. Фильм становится цветным одновременно с падением на Землю Дамиэля. Одновременно с падением меняется и речь Дамиэля — с высокого «ангельского» стиля он переходит на обычную речь.
    • Все черно-белые сцены были сняты через специальный фильтр, который оператор Анри Алекан соорудил из чулка своей бабушки.
    • Цирк «Алекан» был назван в честь оператора Анри Алекана.
    • Когда появляется Питер Фальк, бегущие за ним дети кричат «Коломбо! Коломбо!», намекая на самую популярную роль актера — детектива Коломбо.
    • Вендерсу не разрешили снимать у настоящей Берлинской стены. Пришлось построить декорацию; первый вариант «стены» был разрушен дождем, потому что конструктор обманул продюсеров и построил ее из дерева.
    • В этом фильме имеется эпизодическое появление Вима Вендерса: он играет члена съемочной группы в сцене, где ангел Кассиэль наблюдает за съемками фильма с Питером Фальком.
    • Сцена, в которой герой Отто Зандера (белокурый ангел Кассиэль) мрачно едет на автобусе, обхватив руками голову, снята так потому, что в день съемок у него обнаружилась большая проплешина, которую не мог скрыть никакой грим.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:58

    файл добавилFinal.Earth

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Два ангела, Дамиэль и Кассиэль, способные читать мысли людей, спускаются с небес в современный Берлин. Оба далеко не святые, а один из них, Дамиэль, даже влюбляется в девушку-циркачку Марион. Но из-за этого он теряет свои крылья и бессмертие. Так что отныне «падший ангел» вынужден жить среди людей. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 141 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вчернобеливание
    «Шедевры похожи на крупных животных. Они с виду спокойны» — говорил Флобер, подразумевая ту неспешность, которую может позволить себе произведение, имея в рукаве интеллектуальную искру. Без оной неспешность, разумеется, была бы вмиг свергнута в ранг занудства, отличающегося от неспешности, впрочем, лишь тем, что оно не принадлежит шедевру.

    С другой стороны, Вендерс не обременен столь тяжелыми крыльями классика, как, скажем, Бертолуччи, и мог бы позволить себе праздное черно-белое рассуждение о красоте ощущения без побочной монотонности повествования. Это никак не сравнение в пользу Бертолуччи, Вендерс талантлив (чего стоит эпизод с выкидыванием мебели из окна и последующий под окно же переезд в «Входите без стука»), просто автора ПТВП зритель наверняка обвинил бы в неуместном юношестве, если бы вдруг «Небо над Берлином» снял именно он. А, находя в режиссерском кресле Вима, зритель безропотно отпускает свои ожидания фильма исключительно зрелого.

    Творчество Вендерса подстать его жизни — легкое при неподъемных претензиях, не сосредоточенное, наверное, даже неглубокое, однако не оттого, что не имеет шанса на глубину, а оттого, что мечется меж сотнями дверей, стараясь заглянуть в каждую из них. При том, очень сложно назвать Вендерса экстравертом в кино — его метания между идеями в фильмах сродни метанию между женщинами и городами в жизни: не от своей открытости и способности принять в сердце множество Вендерс такой, а от свой замкнутости и отторжения порою даже единицы. Его высшее образование, исключая мюнхенскую школу кино, очень подходит индивидуалисту и одиночке, у которого поиск, а не обретение, главное в жизни. Разные двери в творчестве — в меньшей степени способ поймать двух зайцев, нежели сомнение в необходимости поимки как таковой.

    Начиная «Небо над Берлином» с феноменального по своей проникновенности в мое собственное детство вопроса «Почему я это я, а не ты?», Вендерс дает ясно понять, что его кино подобно пресловутой легкости бытия, очень праздно, размыто, но давяще и слишком узнаваемо, чтобы стать очередным развлечением. Нет, не как лавину он обрушивает на зрителя потоки фильма, скорее, будто проливает дождем.

    Я не рискнул искать параллели между историями всех людей, о которых упоминается в фильме. Думаю, таких параллелей и нет, Вендерс, напротив, нарочито разрозненными демонстрирует эпизоды и мысли, чтобы подчеркнуть позицию главного героя как созерцателя многих судеб.

    Вообще, ангелы по Вендерсу существа странные — он представляет их будто выглядывающими из небытия и восхищающимися нашим миром, при том, уверен, как и все прочие люди, Вендерс вряд ли знает, что есть небытие, если конечно он сам не падший ангел. Этот мир позади мира, который и упоминается в качестве небытия ангелов, сложно соотнести с их способностью наблюдать, сострадать, а уж тем более любить.

    Получается, у ангелов есть их бытие, пускай нефизическое, но именно к такому — физическому — они порой стремятся, ощущая бедность лишь духовного. Кто бы мог подумать, духовность сама по себе — недостаточна, схожа с нехваткой. Вызывает отторжение. Впрочем, как и физиология, оставшаяся без духа. Вендерс стремится к уравновешиванию, не демонстрируя его в кадре. Да и не зря он сделал двумя главными образами своего фильма ангелов и детей — и тем и другим есть, что спрашивать.


    Зацветение
    Фильм не показался мне ни депрессивным, ни, наверное, даже трогательным. Отлично сказано о том, что было, мало сказано о том, что будет. «Небо над Берлином» как некая отправная точка, он как раз по возрасту тем, кто его понимает. Составленный из многого, все же может похвастаться своей правильной и гармоничной, хотя потому предсказуемой, концепцией. Фильм — затяжной прыжок. И, с другой стороны, если бы у Вендерса совсем не было крыльев, досмотрел бы я до конца?

    8 из 10

    30 октября 2007 | 00:16

    Картина «Небо над Берлином» была необычайно обласкана наградами в период своего появления и считается не только одним из главных фильмов в биографии немецкого режиссера Вима Вендерса, но и, по мнению многих киноведов относится к числу самых крупных произведений второй половины ХХ века.

    История о двух ангелах, парящих над городом и слушающих мысли самых разных людей после фильма Вима Вендерса была рассказана другими картинами как минимум раза четыре. Самым известным прочтением является американский «Город ангелов» (1998) — заметно упрощенной и весьма сладкой мелодрамой. Что не в пример первоисточнику — совершенно оригинальное и необычное общение со зрителем ведет режиссер через череду мыслей жителей Берлина. Людей, быть может даже абсолютно заурядных, но поглощенных постоянными вопросами к себе.

    И то, что автору был в первую очередь важен (под стать ангелам) некий бестелесный стержень повествования отчетливо заметно. В отличие от многих иных фильмов здесь зрителя не ведут по сюжету и даже не сопровождают, его просто помещают в некую среду, где можно лишь смотреть по сторонам и прислушиваться. Но для этого одного из чувств просто недостаточно. «Небо над Берлином» напоминает постепенное изучение незнакомого языка только по речи окружающих. И такой подход, пытающийся идти к истокам истинно европейского авторского кино (с его неизменной тягой к модернизму и авангарду), требует больших усилий при просмотре ленты.

    Но постигаемый смысл вряд ли можно счесть взглядом в будущее и уж тем боле пророческим. Проблемы то насущные. И фильм больше подходит на роль исторического, освещающего настроения отчасти мирового, а во многом немецкого общества к политическим реалиям конца 80-х в разделенной Германии. Хоть эта тема и присутствует так сказать весьма латентно на первый взгляд. Но то, что показ ленты имел свое определенное предназначение именно тогда — факт.

    Для «Небо над Берлином» как никогда характерен избитый тезис «американское кино — актерское, европейское — режиссерское». Снятый чуть ли не как ответ Голливуду, Вендерс наполнил свой фильм настолько всепоглощающим «я», что получилось не игровое кино, где следишь за ролями, а своего рода авторский монолог под видеоряд. Своеобразное эссе на тему разобщенности Берлина, разделенного стеной, переживание тягостного нацистского наследия, поиски себя, смысла жизни, множественные неявные божественные аллюзии — все это вышло почему-то слишком дискретным, слишком отчетливым для того времени, но не актуальным сейчас.

    7 из 10

    25 февраля 2015 | 19:46

    Первая часть картины повествует о двух ангелах, которые собирают сведения о происходящем на земле. Они утешают людей, которые находятся на пороге смерти, депрессивных и несчастных личностей. Все что для этого нужно — изменить ход их мыслей, настроить их на положительный лад. Ангелы навивают им их же приятные воспоминания или ободряющие мысли, которые вдохновляют падших духом на борьбу. Иногда наоборот они концентрируют мысли людей на происходящем в настоящем, чтобы люди отвлеклись от того, что было, когда то давно и мешает им жить и творить в настоящем. Как все это не приходит в голову самим людям? Все ведь так просто, но мы слишком зациклены на своих проблемах и в голове крутятся только негативные мысли, когда мы переживаем беду или несчастье. А ведь секрет счастья скрыт в нас самих, и автор фильма хочет донести это до нас. Мир сам по себе нейтрален, но мы окрашиваем вещи и явления согласно своему мировоззрению. Мир ангелов черно-белый и они не чувствуют эмоций и переживаний, о которых так наслышаны в мире людей. Они хотят переживать любовь, простые людские радости, иногда даже лгать и совершать грехи, вообще — познавать жизнь материальную, чувствовать себя частью материального мира, существовать в нем и видеть все эмоционально окрашенным. В картине люди показаны очень одинокими существами, которым не хватает любви и один из героев фильма говорит, что в Германии столько государств- сколько людей и объединить их никто не может, ведь у каждого свой ключ. Этот же герой говорит, что даже у детей свои погремушки, и они тащат свой горшок с дерьмом.

    Люди играю в игры в одиночку и у каждого свой мешок несчастий и отрицательных эмоций. Далее ангел рассказывает о детях, которым нравятся все люди, которые радуются многим вещам, полны вдохновения, знают как выглядит рай и не боятся небытия, но, взрослея, теряют все это. Нам следовало бы многому поучиться у детей, тогда жизнь во многом стала бы лучше. Ангелы размышляют об истории планеты и человечества, об истинной и простой жизни первобытного человека, и начавшуюся затем историю войн, продолжающуюся и по сей день. Ангелы решают вмешаться в историю, им надоело наблюдать свысока ее ход. Интересная сцена суицида, когда мужчина размышляет о суетных вещах, которые составляли его жизнь, для него она была без смысла и состояла из мелочей, он и перед смертью думает о разной ерунде и прыгает с крыши. Ангел не пытается ему помешать и даже подталкивает на пути к краю крыши, видимо, если человек сам не видит в жизни ничего хорошего, то лучший выход для него — расстаться с ней. Еще мне понравился момент на выступлении какой-то группы, где гимнастка говорит, что смотрит в пустоту, она воссоединяется с ней и чувствует блаженство, достигает нирваны. Далее Питер Фальк рассказывает ангелу о радости жизни, хотя и не видит собеседника, но чувствует его присутствие. Автор фильма призывает нас ценить любые приятные моменты жизни, которые нам порой незаметны. Один из ангелов решает стать человеком, в первую очередь из-за любви к гимнастке, которая вначале фильма была с крыльями ангела, что не случайно.

    Вторая часть фильма начинается с прибытия влюбленного на землю. Все вокруг приобретает краски, эмоции, чувства. Ангел по-детски смотрит на мир, ему все нравится и все интересно. Вот бы так научится смотреть на мир! Герой встречает Питера Фалька и выясняет, что тот тоже в прошлом был ангелом. Гимнастка стоит на пустыре и раздумывает о свободе, о том, что ее ничто не связывает и это делает ее счастливой. Мне показалось, что в фильме она — носитель буддийской философии, впрочем ее диалог об одиночестве озвучивает мысли Шопенгауэра. Влюбленный ангел находит девушку, и он обретает новые крылья, которых у него не было ранее; их дарует ему любовь. Встреча происходит очень поэтично, для них любовь вне пространства и времени, важнее всего в мире.

    Режиссерская работа на высшем уровне, особенно первая часть фильма, в которой практически нет диалогов, а только озвучивается поток сознания разных людей. Мысли фрагментированы и порой не совсем связны и понятны, в стиле модерн. Отлично сыграл роль Питер Фальк, другие же актеры мне не очень понравились, что, впрочем, не портит впечатление от картины. Однозначно стоит смотреть!

    10 из 10

    11 июля 2010 | 18:36

    Когда ребенок был ребенком, это было время вопросов: Почему я — это я, и почему я — это не ты? Почему я здесь, почему не там? Когда началось время и когда кончается пространство? Может быть, наша жизнь под Солнцем — это только сон? Может быть, то, что я вижу, слышу, чувствую — это только мираж мира в этом мире? Существует на самом деле зло и есть ли по-настоящему злые люди? Как получается, что до того как я стал тем, кто я есть, меня не было, и что однажды я перестану быть тем, кто я есть?

    Часто ли мы задаемся подобными вопросами? Большинство людей слишком заняты чем то другим, нежели тем, что называется жизненными вопросами вечности, бытия и существования человека. Ангел Дамиэль спускается в наш мир, бороздя броздоры красивейшего города на Земле — Берлина. Он посещает разные места, входит в наши дома, слушает и наблюдает людей. Ему интересно все то, что происходит в этом городе.

    Дамиэль и остальные Ангелы видят все в черно-белых тонах. Сделано это конечно намеренно: стилистически это попадание в самое яблочко! При этом фильм не смотрится унылым или угнетающим. Наоборот! Этот прием позволяет не отвлекаться зрителю на что то неважное в кадре, а вслушаться в мысли людей, при этом думая и анализируя.

    Намеренно не читаю обычно рецензии на все то, что самому хочется понять и разобраться. И с этой точки зрения, фильм по-настоящему хорош. Хорош тем, что открываешь в нем что то значимое, что то недосягаемое многим и многим кинодеятелям. Крылья желаний (верный перевод) — вечное произведение. Оно будет актуально вчера, сегодня и завтра. Мода приходит и уходит. Она не властна над подобными шедеврами. Кино это не устареет. Оно монолитно и очень красиво. Лишь один пока недостаток, который на мой взгляд дилетанта мешает слегка выставить оценку «гениально»: хронометраж мог бы чуть меньшим. Субъективно, но все же…

    9,5 из 10

    7 июля 2013 | 11:46

    «Страх смерти преувеличен, знаю по опыту». (Вим Вендерс).

    Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес уверял, что для эпоса существует лишь два сюжета: война («Илиада») и путешествие («Одиссея»). Обычная, мирная жизнь людей на одном месте никому не интересна.

    Очень немецкий режиссер Вим Вендерс своим «Небом над Берлином» добавил, что обыденность может быть даже наказанием, например, падшим ангелам, которые обречены быть свидетелями человеческих жизней без права на соучастие. Таковы Дамиэль и Кассиэль. Но они могут отправиться в свою одиссею, чтобы обрести чувства. Но для этого надо отказаться от бессмертия и стать обычным человеком. И тогда становятся доступны «мелочи жизни»: свет утренней зари, невинный взгляд ребенка, сверкающие брызги первых капель дождя, хлеб и вино, скакать на одной ножке, прожилки на листьях, колыхание трав, галька в ручье, горизонт, белая скатерть на улице, тишина воскресного утра…

    Ангел, влюбившись в цирковую акробатку, хочет стать человеком. Люди, многие из них, подобны ангелам: они иногда ловят себя на мысли, что лишь наблюдают за происходящим, лишь симулируя чувства и эмоции. И так бывает.

    А еще в этом фильме есть бывший ангел Питер Фальк — Коломбо. И только набиравший свою творческую силу Ник Кэйв, который, как мне кажется, тоже когда-то имел крылья.

    Очень личная работа не только для режиссера, оператора, сценаристов, актеров, музыкантов, но и для каждого зрителя.

    «Европейское кино — исчезающий вид. Мы должны защищать его, как снежного барса, и бороться с браконьерством», — сказал Вим Вендерс. «Небо над Берлином» и его герои — тот самый исчезающий вид.

    10 из 10

    28 декабря 2015 | 08:12

    Фильм «Небо над Берлином», словно урок философии, но не тот урок, на котором даже стены и парты кажутся занимательными, а тот, на котором ты полностью вовлечен в повествование морали, в размышления о жизни, о судьбе, о Вселенной. Черно-белая картина, с вставками цветных кадров пронизана спокойствием, но действие здесь не главное… слова, вот что заставляет трепетать. Они прекрасны.

    Фильм пестрит включениями в центральный сюжет персонажей, чья судьба нам не известна, не известна причина их действий, да что уж говорить, нам не раскрываются даже их имена, но, как бы негативно это не звучало, в этом-то и заключается весь «смак». Главное, это те переживания, что таятся в людях сейчас, именно в данный момент. Будь, то старик, по мыслям которого, зритель вправе предположить, что он бывший писатель, хотя как писатель может быть бывшим: «Я старик, с дрожащим голосом. Но моя повесть всё ещё рвется из глубин моего я. И приоткрытые уста легко и мощно подхватывают её, эту литургию, в смысл слов и крас которой никто не должен быть посвящен». (Как видно из заглавия рецензии, меня задел именно этот персонаж. Старик, на исходе лет, размышляющий о человечестве, о войнах, о покое. Возможно, это присуще старикам, эта размеренность, но его речь настолько красива, умна и глобальна, что хочется вторить ему. Не зря фильм заканчивается именно на этом персонаже.) Будь то молодой парень, который прыгает с крыши, возможно из-за любой девушки, но мысли его настолько нестабильны, у него в голове творится настоящее броуновское движение от письма, посланного девушки, до вопроса, где же находится восток. Но это не удивительно, ведь он вот-вот перестанет существовать. Будь то человек в метро, который потерялся в судьбе, мужчина, мучащийся вопросом о своем предназначении… Их много, они- второстепенные персонажи, кто-то просто промелькнет на экране, но все составляют «скелет» картины. Их судьбы не известны, но зрителю предлагается самим где-то додумать, где-то придумать прошлое человека. И это оставляет простор для размышления, простор для фантазии.

    Конечно, стоит упомянуть о главных действующих лицах: Питер Фальк (Питер Фальк), воздушная гимнастка (Сольвейг Доммартин), ангел (Бруно Ганц) и его друг (Отто Зандер). Но, честно признаться, для меня «Небо над Берлином» прежде всего философская притча, не о любви, а о судьбе, о судьбах людей. Да, возможно, центральной темой являются взаимоотношения Ангела и Акробатки, его желание земной жизни, но, повторюсь, для меня это было не главное. Поэтому и останавливаться на этом особо не буду.

    Питер Фальк, вот какой персонаж показался мне неординарным. Он говорит, что он ангел, который давно отказался от служения ради земной жизни. Но он также переманивает других последовать его примеру, всячески приманивая земными прелестями, словно Змей-искуситель.

    Хочется опять же подчеркнуть силу слов в данной картине. Музыкальное сопровождение практически отсутствует, а где присутствует, там не вызывает эйфории, не заставляет тут же кинуться на поиски саундтреков (а я считаю, что музыка в фильме как нельзя лучше создает атмосферу и является незаменимой частью кинофильмов), но здесь её функции выполняют Слова. Они как магнит, притягивают, удивляют, заставляют грустить или умиляться, заставляют слушать и самое главное слышать.

    Честно говоря, об этом фильме можно писать и писать, ибо он позволяет это делать. Но это рецензия, цель которой высказать свою точку зрения, побудив читателя к просмотру или к пропуску фильма. Я надеюсь, что задача мною выполнена, и читатели обязательно не поскупятся на просмотр картины. Это творение, достойное познания.

    Небольшая ремарка: при просмотре фильма невольно вспоминался роман Германа Гессе «Игра в бисер».

    9 из 10

    23 апреля 2012 | 23:58

    Меня этот фильм совершенно не шокировал и не удивил. Не в коем случае не скажу, что кино просто переворачивает мир с ног на голову, есть фильмы намного мощнее и качественнее пример: тот же «Париж Техас» в 100 раз лучше, или скажем фильмы Ван Сента «Аптечный Ковбой» и «Штат Айдахо», «Птаха» Паркера, «21 грамм» Иньярриту, «Зеркало» и «Сталкер» Тарковского и др.

    Фильм, наверное, пропрёт только того, кто посмотрел его, не будучи повернутым, на кино и не успевшим посмотреть изрядную кучу фильмов до «Неба над Берлином». Идея, что ангелы слоняются по земле и получают кайф от позитивных моментов в жизни человека, о которых никто не говорит в слух — это здорово, отличная идея. Действительно в жизни можно схватить позитив даже от того, что ты идёшь по дождю без зонта, когда он у тебя с собой. Наверное, ради таких мини моментов и стоит жить, и главные герой приходит к такому выводу и становится человеком.

    Но в фильме чувствуется некая пустота, фильм не разукрашен яркими тонами как скажем у Ван Сента. В этом фильме чувствуется мрачность, депреснячок и некая недоделанность сюжета. Вот скажем, Ник Кейв и Коломбо совсем не к месту, другое дело Горбачёв во 2 фильме. Все фильмы Вендерса какие то неуклюжие и недоделанные, и не вызывают улыбку как у Джармуша. У Джармуша эта недоделанность вызывает некий скрытый под сценарием анекдот, который сложно раскусить не киноману, у Вендерса же всё серьёзно и не до конца понятно. Надпись в конце «продолжение следует» делает фильм ещё более недоделанным, лично я бы её убрал.

    Вторая серия как брат близнец, только это ещё более запутанный фильм, который ничего не проясняет. Тема про ангелов стала очень популярной позже, скажем, Спилберг снял фильм «Всегда», который все так раскритиковали за попсовость, а лично мне понравилось. Фильм с Мэг Раян и Николосом Кейджем про ангелов — вот это уже чушь и попса.

    «Небо над Берлином» я советую посмотреть, но в нём нет ничего сверхъестественного… Все кинокритики так восхищаются этим фильмом, а я так и не понял чему тут так восхищаться, это не лучший фильм Вендерса, «Париж, Техас» — вот это действительно кино! Ничего нового в «Небе над Берлином» я тоже не увидел.

    Оценка 9 из 10, и то я малец завысил.

    20 июня 2007 | 20:20

    - Ты же знаешь: ангелов не бывает, — шепчет он, медленно улыбаясь, рассеянным взором вдалеке выискивая что-то важное. — Ты же знаешь: я не ангел. Я просто есть. Я просто рядом с тобой. Я просто вслушиваюсь в мысли, что одолевают твой непоседливый разум. Смотри, ты не одинок. Чего же ты ещё желаешь? Ответа? Есть ли на свете ангелы? Станет ли человеку легче, если он поймёт, что ангелов не существует? Не станет. А если человек выдумает, что ангелы существует? Полегчает. Может, проще быть, чем искать оправдания своему бытию? Как ты думаешь? Не гляди на меня с укоризной, приятель, я лишь вслушиваюсь в твоё мысленное бормотание, я рядом с тобой всего лишь, просто существую наравне с тобой. Ты не одинок.

    Его карие глаза искрятся ироничностью, но, чтобы не обидеть меня, он сохраняет серьёзное выражение лица, на котором ощутима лёгкая печаль, имеющая свой оттенок обаятельности, словно обаяние — некий незатейливый и приятный цветок, что срываешь без устали, а на его месте появляется новый. Он здесь. Умолкнувший, но ещё не окончивший своей удивительной речи. Может, он ангел? Может, ангелов не бывает? Почему мы верим лжи, что сами выдумали? И отрицаем правду, сказанную другими? Будто этот странный человек — мой автор, а я герой его — беспомощный и смешной. Но нет. Хоть он слышит мои мягко крадущиеся по закоулкам сознания мысли, хоть он знает все мои грехи, хоть он понимает меня больше, чем кто бы то ни было, он не автор, ибо у него нет цели воплотить мой образ в каком-то замкнутом пространстве, в наглухо запертую колбу времени вместить. Как мы к сущности чего-либо всегда спешим, а для чего, а для кого, а смысл?

    - Когда ребёнок был ребёнком, — нарушил тишину мой незнакомый друг, — он, не смотря фильмы, не читая книг, не спрашивая совета у старших, даже тогда он знал истину, какая она есть. Он видел то, обо что остальные, хоть спотыкались, но предпочитали не замечать. Когда ребёнок вырастает, становится взрослым, он утрачивает своё незамутнённое представление о мире, об окружающих, об истине. Тогда он начинает поиски её, и не важно, как он будет её искать — снимая фильмы, как Вим Вендерс, бродя по Берлину, как Гомер, соблазняясь предложением Питера Фалька, как Дамиэль, пытаясь устоять в окружении поклонников Ника Кейва, как Касиэль, или полюбив человека, как Марион. Вы, взрослые, только и делаете, что неосознанно ищите истину, неизменного спутника из детства, невозмутимого собеседника тех далёких времён, когда всё казалось другим. Всё казалось настоящим, но сейчас, в поисках истины, на стены фальши натыкаетесь вы, и не можете понять, что смысл жизни — в поиске, а не в познании. Питер Фальк ищет человека, чьё лицо придало бы выразительности его рисунку, Ник Кейв ищет публику, одобряющую его песни, Марион ищет любовь, скрашивающую неуютную обыденность этого мира, и только ангелы ничего не ищут. Но разве ангелы существуют? Разве их придумали, в отчаянии оправдать грубый и жестокий мир, не вы, люди? Странные вы, вместо того, чтобы вспоминать истину, вы её загромождаете тонной выдуманного, лживого, неправдоподобного, но столь милого и успокаивающего. Разве сама мысль об ангелах не наркотик?

    Тоскливо я вглядываюсь в пейзаж за окном. Он смеётся, взъерошив пальцами и без того непослушные волосы с моей угрюмо наклонённой головы. Я понимаю. Ангелов не существует. Истину мы хороним каждый день, когда кто-то ещё расстаётся с детством, начиная взрослую жизнь. А человек, что смеётся незлобиво, он просто рядом, он просто есть, он просто существует. Без каких-либо объяснений.

    - Прошлое и будущее — иллюзия, — шепчет он, — а настоящее — реальность. Истина — настоящее, та спичка, что с жадностью пожирает огонь времени, создаваемый и поощряемый вами. Не проще ли быть? Не проще ли искать то, что дорого сердцу? Ты ищешь истину. Истина во мне. Найди меня…

    Смеющийся человек растворился в воздухе. Я буду искать его. Я найду его в каждом из вас, читателей рецензии, что с недоумением, любопытством, негодованием, презрением, улыбкой будут читать её, и независимо от того, смотрели вы фильм Вима Вендерса или не смотрели, я смогу вам сказать: «Истина в вас самих». Хотите верить в ангелов, что вслушиваются в мысли героев «Неба над Берлином» или верить во что-то иное — дело ваше. Поиск истины в любом случае будет сопровождать вас до конца дней.

    - Ты же знаешь: ты нуждаешься не в ангеле, ты нуждаешься в живом человеке, — шептал мне он, — только тогда ты выживаешь в этом странном, странном мире. Я не хочу видеть в твоих серых глазах ненависти. Я хочу, чтобы ты не был одинок. Ты же знаешь: даже ангелы, если бы они существовали, могут быть одинокими в этом мире.

    Знаю. И это самое страшное.

    Посвящается: belaya belka, ангелу, который существует.

    4 июля 2008 | 01:39

    Посмотрела этот фильм с десятой попытки, не шел он мне, как я ни старалась, досмотрела только из принципа, на морально-волевых усилиях. Это я к тому, что картину не стоит советовать всем и каждому, она совсем не проста, и смотреть ее нелегко.

    Из личного: первые 3/4 кино нагнали на меня такую тоску и меланхолию, что я многократно прерывала просмотр, просто физически ощущая атмосферу безысходности и упадка, окутавшую послевоенный Берлин и его жителей.

    В фильме все очень статично, кажется, тут остановилось само время. Люди не способны на какое-либо действие, они лишь погружены в бесконечные и беспросветные внутренние монологи. Впечатление дополняет унылая серая картинка и не менее унылая музыка.

    Глядя на этих людей, обстановку, стену, разделяющую город на две части, понимаешь, как сильно пострадала Германия от войны, которую сама же и начала.

    Думаю, несмотря на философский посыл, ближе всего этот фильм окажется немцам, как, наверное, и было задумано изначально — Вендерс снимал кино для своих соотечественников и черпал вдохновение в стихах соотечественника. Кто его знает, быть может, если бы я родилась и выросла в Берлине, не исключено, что проплакала бы весь фильм горькими слезами, глядя на свой город и свой народ. А так… я всего лишь любопытный наблюдатель, и мне явно не хватает какого-то органа чувств, чтобы почувствовать и прочувствовать то, что мне показал Вендерс. Может быть, мне не хватает сопричастности, это очень немецкий фильм, хотя он выглядит европейской классикой.

    Хотя… последние 15 минут — они понятны всем, наверное. Лично для меня они все компенсировали и все спасли. Ну и Питер Фальк был хорош. Сцена с примеркой шляп — шедевр!

    За все это…

    9 из 10

    (не 10 только потому, что фильм не мой, мои 10-ки всегда субьективны)

    P.S. Ну и ужасно, что ангелы видят и слышат именно так — мне все-таки хотелось бы, чтобы они видели и слышали иначе.

    P.S.S. Американский римейк Город ангелов — фильм очень сильно по мотивам. Кто воображает, что может судить по нему о Небе над Берлином, очень сильно заблуждается.

    30 июня 2010 | 03:59

    Ужасно скучный фильм. Но не потому, что плохой. Многие о таких говорят «под настроение». Но у жизни всегда одно настроение, а его случайные вариации (акциденции) столь же обманчивы, как ощущения. Поэтому трудно смотреть на жизнь глазами ангела, лишенного не только ощущений, но и обыденного человеческого смысла. Хорошо быть идеальным, но быть человеком, со всеми его недостатками, конечно, лучше. Трудно поверить, что Вендерс настолько гениален, особенно от нарочито поэтических и экзальтированных мыслей фильма, далеких от ясности для нормальных людей. Он, очевидно, метил не так далеко. Но попытка показать что-то конкретное обернулась жизненным откровением. И попытка обратить внимание человека на вещи, которые у него всегда есть, пока он жив: любовь, ощущения, целостность бытия, — это не что иное, как потребность режиссера в исповедании своего личного катарсиса. Ведь фильм с философской точки зрения, скорее всего, плох. Он неясен и нематериален. Но игра с цветом, операторские виражи и легкость актерской игры необъяснимым образом позволяют почувствовать в фильме человечность. И точно так же, как идеи фильма абсолютно безжизненно-идеальны, точно так же они прекрасны в своем материальном воплощении. Они обретают смысл лишь постольку, поскольку каждый конкретный актер вложился в этот рассказ. Образы — вот главное достоинство этого творения.

    Я никогда бы не стал ставить фильму самую высокую оценку, если бы мог поставить что-то среднее, неоднозначное. Но сам фильм имеет такую природу, что он хорош именно потому, что он плох. И потому плох, потому что хорош. О таких можно много говорить, но в итоге ничего не сказать. Этот фильм либо очень плох, либо очень хорош. Но поставить этому фильму высшую оценку — личная заслуга зрителя, размышлявшего и боровшегося во время просмотра, а не искавшего глазами готовых объяснений.

    10 из 10

    19 декабря 2014 | 18:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Небо над БерлиномDer Himmel über Berlin1987
    2 Небо над Берлином 2In weiter Ferne, so nah!1993
    подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    175.МедведьL'ours8.138
    176.Три идиота3 Idiots8.137
    177.Ледниковый периодIce Age8.135
    178.ИсчезнувшаяGone Girl8.132
    179.Бешеные псыReservoir Dogs8.132
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Темная башняThe Dark Tower96.07%
    7.ДюнкеркDunkirk95.86%
    8.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.79%
    9.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.58%
    10.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бумажные городаPaper Towns62
    УбийцаSicario85
    ШерлокSherlock505
    ЛайфLife8
    Экипаж49
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.301
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение8.010
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    Несносные ледиMother's Day7.055
    СомнияBefore I Wake6.733
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры