всё о любом фильме:

Фанни и Александр

Fanny och Alexander
год
страна
слоган«En film av Ingmar Bergman»
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерЙорн Доннер, Ренцо Росселлини, Даниэль Тоскан дю Плантье
операторСвен Нюквист
композиторДаниэль Белль
художникАнна Асп, Марик Вос-Лунд, Сюзанна Линхейм
монтажСильвия Ингемарссон
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.15 млн,    Швеция  600 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время322 мин. / 05:22
Номинации (2):
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей — сестры и брата Фанни и Александра. Пока семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там, где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр замыкается в темном и жестоком внутреннем мирке…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
33 + 0 = 33
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Ингмар Бергман снял примерно 24 часа материала для этого фильма.
    • Фамилии героев Вергерус и Эгердаль — своего рода визитные карточки Ингмара Бергмана.
    • 17 декабря 1983 года в Швеции вышла в прокат режиссерская версия фильма.
    • Телесериал имеет хронометраж 312 минут.
    • Лив Ульман отклонила роль Эмилии Экдаль, и ее заменила Эва Фрёлинг. Бергман был расстроен отказом, и заявил Ульман, что она потеряла свое право быть первой приглашенной в его фильмы.
    • На роль епископа Эдварда Вергеруса приглашали Макса фон Сюдова, но актер был занят в тот момент на других проектах.
    • После роли Александра Бертиль Гуве решил больше не сниматься в кино. В будущем он стал доктором экономических наук.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Финальные сцены похорон вне церкви были сняты съемочной группой самостоятельно. Бергман в тот момент слег в постель с гриппом.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 01:45

    файл добавилStrong Feet

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана почему-то считается последним в его творчестве, хотя он снял ещё две документальные и четыре игровые телевизионные ленты, а также шесть телеспектаклей. Да и «Фанни и Александр», выйдя в кинопрокат, является, на самом-то деле, сокращённым вариантом минисериала. И вот эта полная версия (пять с лишним часов) намного сильнее воздействует благодаря своему неспешному, завораживающему ритму повествования о детстве, которое кануло без возврата, а главное — полнее и понятнее представляет подчас запутанные взаимоотношения между многочисленными персонажами, жившими в начале XX века. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Признаюсь честно: приняться за написание этого текста мне было очень сложно. Ещё бы! Писать рецензии на Бергмана — это вам не фигушки воробышкам показывать: «Оскар» в четырёх номинациях, признание критиков и киноманов по всему миру, включение во всевозможные списки «100/200/100500 лучших фильмов по версии …». В общем, охватывает такое чувство, будто я лезу со свиным рылом в калашный ряд. Однако фильм просмотрен, а впечатление требует логического анализа и раскладывания по полочкам. Поэтому, благословясь, начну по порядку.

    1. О сюжете (не спойлер!).

    С сюжетом в этой картине дело обстоит непросто. Если первые кадры, показывающие красочный картонный вертеп, а затем ярко украшенную к Рождеству гостиную, и способны увлечь пестротой детали, заворожить одновременно щемящим и сладостным ощущением тоски по доброму, уютному, праздничному миру рубежа веков, который сейчас мы безвозвратно потеряли, то потом ощущение восторга сменяется тревожной скукой и недоумением: где же сюжет? Сразу хочу оговориться: я очень люблю и т. н. атмосферные фильмы, и «разговорное» кино, где сюжет как источник зрительского интереса фактически отсутствует. Но «Фанни и Александр» вовсе не из категории «разговорных». Сюжет в этом фильме есть, он важен, поскольку проявляет характеры героев, но развивается этот самый сюжет ну очень неспешно (чтобы не сказать: медленно) и неоднородно. Темп первой части картины значительно уступает последующим, к середине фильма действие становится достаточно динамичным, но снова возвращается к созерцательности в конце.

    Не всегда понятно значение тех или иных персонажей и связанных с ними сюжетных линий. Скажем, линия Исака, как всегда, мастерски сыгранного Эрландом Юзефсоном, прописана пунктирно: мы догадываемся, что он занимает особое место в семье Экдалей, потому что был прежде любовником хозяйки дома, Хелены Экдаль, с которой его по-прежнему связывает нежная дружба. Но его участие в судьбе маленьких Экдалей, Фанни и Александра, его отношения с племянниками Ароном и Исмаилом, наконец, значение этих самых Арона и Исмаила (с каждым из этих героев связана очень яркая, символически наполненная сцена) для становления характера юного Александра остаются не до конца прояснёнными. Возможно, всё дело в том, что фильм существует в двух версиях: сериал с хронометражом в 312 минут и полнометражный фильм продолжительностью 197 минут. Этот последний, сокращенный на треть фильм я и смотрела. Очевидно, в версии для ТВ линия каждого из героев прописана подробнее.

    2. О проблематике.

    Я недаром озаглавила свой текст, перефразируя Б. Шоу, квинтэссенцией бергманизма. На мой взгляд, этот фильм, последний из крупных бергмановских работ, является своеобразной квинтэссенцией идей, которые мастер развивал на протяжении всего своего долгого творческого пути.

    Это, во-первых, исследование пограничных состояний: детства и старости (или смертельной болезни). Детство, отрочество предстаёт у Бергмана как пограничное состояние между небытием, откуда ребенок приходит в мир, и взрослой жизнью, заполненной множеством суетных забот, скрывающих сущность, смысл жизни. Старость очень близка к детству, потому что является его своеобразным перевертышем, зеркальным отражением: взрослая жизнь заканчивается и вновь на горизонте маячит и манит к себе небытие. Недаром о близости детства и старости говорит Хелена Экдаль, наделенная, как и её внук Александр, способностью видеть глубже поверхности вещей: оба героя видят призраков умерших близких и даже разговаривают с ними. Похожие мотивы и сюжетные ходы мы уже встречали в «Земляничной поляне» или «Шёпотах и криках», однако картина «Фанни и Александр» в сравнении с предыдущими работами Бергмана более многогранна, полифонична.

    Другая важная проблема как всего бергмановского творчества, так и данного фильма — отношения в семье, отношения между супругами, детско-родительские отношения. И здесь перед нами предстаёт целая галерея типов и характеров, демонстрирующих самые разные модели: от шведской — простите за невольный каламбур — семьи Густава Адольфа Экдаля до по-казарменному строгой семьи епископа Эдварда Вергеруса.

    Наконец, проблема отношений с Богом и церковью, и прежде не раз возникавшая у Бергмана, в этом фильме реализована через конфликт епископа Вергеруса с юным Александром и всей семьёй Экдалей и внутренний конфликт самого епископа. И, надо сказать, решение этой проблемы далеко от оптимистичного: Бог всегда молчит и предстаёт мальчику только в виде устрашающей огромной марионетки, а служитель церкви, подменяет дела любви проповедью о ней и является самым неприятным и отталкивающим персонажем этой картины.

    3. Об изображении. Картинка (да простят меня за это просторечие кинематографисты!) в фильме «Фанни и Александр» — подлинный праздник для эстета. Детально воссозданный мир начала столетия, изумительные костюмы, интерьеры, необычные превращения (кажущийся картонным вертеп внезапно оказывается театральной сценой, на которой стоят вовсе не вырезанные из бумаги фигурки, а загримированные актеры), световое и цветовое решение кадра — безусловная удача и режиссера, и оператора, знаменитого Свена Нюквиста.

    Подводя итог, стоит заметить, что перед нами фильм из категории, которую снобы называют «кино не для всех». Действительно, здесь нет ни интригующего сюжета, ни атмосферы саспенса, зато предостаточно странных образов и символов, таинственных, пугающих и — волшебных, как и полагается в мире ребёнка (имена детей в названии фильма — недаром!), как и полагается в мире театра, где «всё возможно, всё может быть; времени и пространства не существует; на тонкой канве действительности воображение плетёт и вяжет свои узоры».

    10 из 10

    9 августа 2013 | 02:28

    «Вернуться туда невозможно,
    И рассказать нельзя…»

    Слова, однажды написанные Арсением Тарковским в стихотворении «Белый день», являются, по сути, эпиграфом к прошлому, и потому столь точно отражают ощущение многих автобиографических фильмов. Конечно, интонация этих строк в большей степени соответствует духу «Зеркала» — картины сына поэта. Но, видимо, путь в мир собственной памяти един для всех художников. Лента Ингмара Бергмана «Фанни и Александр» не отличается присущей стилю Андрея Тарковского метафоричностью и в определенной мере усложненной поэтической философией. Символизм в работе шведского мастера не создает ткань произведения. Образ играет роль фона, аккомпанемента к картинам жизни. Именно к свойству самой жизни автор приближает экранное повествование. В отличие от Тарковского, Бергман описывает реальность в ее внешних, очевидных формах, которые существуют наравне с ощущениями героев, наблюдаемыми в пластике актеров и движении сюжетной мысли. Оттого и не найти в его картинах ретро- и интроспекций, столь характерных для великого русского режиссера. Даже сон профессора Борга в «Земляничной поляне» становится не частью рассказа, а зловещим предзнаменованием будущего.

    Семья — лейтмотив творчества Ингмара Бергмана. Именно ее режиссер сделал музой и основой своего художественного мира. Как модель общества, как колыбель души человека, как начало его судьбы, как место истинной драмы и светлой радости. Все эти мотивы сошлись в эпическом киноромане «Фанни и Александр». В этом, пожалуй, самом личном произведении художник реконструирует навсегда утраченное время, сохраняя мельчайшие детали быта и дух детства. Возвращаясь в прошлое почти на 80 лет (события сюжета относятся к 1907 году), фильм является не воспоминанием, а материализацией памяти. Он превращает зыбкие картины сознания в видимую и осязаемую реальность. Именно поэтому Андрей Тарковский считал Бергмана одним из величайших режиссеров, наравне с Брессоном и Куросавой, ведь, по его мнению, уникальное свойство кино заключено в возможности фиксировать время. Сейчас это стало уже аксиомой, а «Фанни и Александр» — навсегда заняли почетное место в ряду гениальных кинотворений, позволяющих зрителю оказаться в том времени, которое уже исчезло в небытии.

    Семья Экдаль воплощает эпоху и судьбы людей. Несколько параллельных сюжетных линий, касающихся разных героев и разных этапов жизни заглавных персонажей — брата и сестры, позволяют увидеть историю в череде человеческих портретов, в переплетении случайных событий и настоящих характеров. Психологический пласт реализуется через образ Александра — маленького мальчика, оказавшегося в центре семейной трагедии. В его лице мы видим, как вместе со смертью отца рушится счастье ребенка, как в душе поселяется страх и неудержимое, естественное стремление порвать с действительностью, скрывшись в выдуманном мире.

    На протяжении всего фильма сохраняется начальный ритм, однако картина, будто подхваченная потоком чувств Александра, меняется до неузнаваемости. Если в повествовании можно выделить 7 частей, то развитие композиции кадра проходит в 3-х «актах». Рождественские сцены выполнены в красных тонах аристократической роскоши, декорации кажутся избыточными, мелкие детали интерьера занимают весь экран. Но болезнь и смерть отца словно заражает фильм угасающей бледностью, и стены холодят взор своей белизной, и воздух застывает в невыносимой прозрачности. Возникает пустота, которая с той же бесцветностью продолжается в доме епископа, устраивающего казарменные порядки и мучающего свою новую жену и ее детей. Здесь под тяжестью каменных потолков тоже поселилась болезнь.

    Поэтому можно сказать, что в образной системе Бергмана красный — это цвет жизни, а богатство дома — символ добра и счастья, в то же время пустота и анемичность олицетворяют смерть. В последнем эпизоде две противоположные палитры смешиваются, и в щедром убранстве теперь преобладают кремовые оттенки — все, вроде, вернулось на круги свои, но несчастья не прошли бесследно, они навсегда остались в юном Александре и его сестре, которые понесут свою память до конца жизни. Так же и сам режиссер несет ее через свое творчество.

    6 ноября 2010 | 22:13

    Сложно в нескольких предложениях объять хотя бы часть измерений, которые есть в этом гениальном фильме. И история мальчика, потерявшего отца, и притча о борьбе бытия и небытия, и некая доля мистики, и религиозная тема, и просто судьбы одной большой семьи.

    Фильм не похож ни на одно другое произведение Бергмана, и еще в нем чувствуется что-то очень личное, связанное с детством режиссера. И еще нельзя не отметить великолепную операторскую работу Свена Нюквиста, создающего неповторимое настроение.

    Обязательно смотреть в полной версии.

    9 января 2010 | 00:49

    Несколько лет назад, в поисках книги Александра Дюма, я набрела в сети на сценарий к этому фильму. И прочитала в один присест. Фильм посмотрела только недавно. Это единственный случай в моей жизни, когда то, что я себе представила при чтении, нравиться мне меньше чем то, что я увидела. Бергман точен. Как всегда.

    13 мая 2007 | 12:51

    Когда я только зарегистрировался на портале, положительных рецензий на фильм было всего — 8 (sic !!!), теперь уже — 30, прогресс на лицо!Чудовищный же рейтинг -8,130 говорит только об уровне проголосовавших, но не самого фильма. Скажу сразу грустну ю мысль — Большого, Великого, Гениального в Искусстве — мало, совсем, и Кино — не исключение.«Фанни и Александр» — как раз из этого небольшого числа. Мне повезло, что среди рецензентов, я вероятно, один из немногих, кто видел фильм в» живую» — в кинотеатре.

    Спасибо Советскому кинопрокату — в перестроечные времена возили по городам и весям шедевры мирового кинематографа, ленты — Феллини, Висконти, Куросавы, Бунюэля и Бергмана. Такого счастья, радости и эстетического пиршества российский кинозритель уже не увидит, увы. Удивительная магия кино раскрывается в полноте своей лишь в темноте кинозала, где флюиды, токи эмоций и переживаний идущие от экрана передаются залу и зрителям, которые из разрозненно сидящих единиц становятся единым со-переживающим и чувствующим целым. Подобный мистический опыт удалось пережить и мне, посмотрев «Фанни и Александр». Описать словами пережитое сложно, но попробую. Как простой Советский человек, так и кинозритель — я был весьма целомудрен, и поэтому откровенная любовная сцена в начале картины вызывала естественный культурный шок, в зале повисла не ловкость и нарастающие чувство стыда стало понемногу охватывать всех зрителей, лицезревших впервые такое на большом экране, ко второй любовно — супружеской сцене оно уже практически накалилось, но увиденное, почему то вызвало легкий дружный смех в зале и огромное, нависшее напряжение стыда и смущения спало и исчезло! Можно было спокойно повернуться и посмотреть в глаза соседям — кинозрителям. Оказалось, что ту часть человеческой жизни — интимную, которую так и не научился снимать наш Советский кинематограф, можно показать — безо всякой пошлости и грязи, и мы все — сидящие в кинозале, вдруг увидели — Искусство, не вызывающее похоти и вожделения. Само же кино-действо, созданное коллективным трудом оператора, костюмеров, художников, декораторов ведомых могучей дланью режиссера смотрелось на одном дыхании. И когда в заполненном на 2/3 зале включился свет — зрители с большой неохотой покидали насиженные кресла, объединенные одним пережитым опытом и доселе неведанным чувством ставшие друг другу немного ближе и родней. Медленно и молча выходя из кинотеатра, пытаясь сохранить и не расплескать те внутренние чувства, которые их переполняли. В тот хмурый зимний вечер — киноистория буржуазной семьи из далекой, чужой и не виданной ни разу Швеции оказала на простых русских зрителей неизгладимое и глубочайшее впечатление. Пересказывать же сюжет картины — дело весьма не благодарное, да и не нужное. Остановлюсь лишь на некоторых его моментах.

    Оказывается, Епископы в Протестантской Скандинавии — берут без зазрения совести взаймы у не крещенных и презираемых ими иудеев (как и монархи Испании, Франции и лорды Англии) а также — женятся! Сухой, мертвенный, жестокий и фарисейский Протестантизм показан и изобличен в фильме во всей своей не приглядности. Ну и как ту не упомянуть исполнителей главных ролей — Еву Фрёлинг — мать Фанни и Александра, с роскошными соболиными бровями, светящейся улыбкой, цветущей и женственной, с огромными озерами вместо глаз — излучающую такую нежность, теплоту, ласку и материнскую любовь, что понимаешь, вот она — идеальная женственность. Гунн Вольгренн — бабушка, воплощение жизненной мудрости, опыта, терпения. Обидно, что Эрланд Юзефсон — Исаак Якоби и Ян Мальмшё — епископ Эдуард — киноклассики Шведского кино, не получили за свои выдающиеся роли даже ни одной номинации, как и весь остальной актерский состав к сожалению. Перестав больше сниматься в кино — очень правильно поступили исполнители главных ролей: — Пернилла и Бертиль, оставшиеся навсегда на экране только самыми замечательными на свете — Фанни и Александром… Оценивать же картину даже как то и не ловко, было бы 120 или 500 я бы поставил, а так придется ограничиться

    10 из 10

    P.S. Спустя несколько лет довелось прослушать цикл передач на радио «Свобода» — «Кинодвадцатка», посвященный 20 лучшим мировым кинокартинам, была там к моему удовольствию и передача посвященная — «Фанни и Александр», очень интересная и познавательная. На канале «Культура» затем расщедрились и показали полную режиссерскую версию картины в формате сериала — на мой взгляд — все таки затянутую и документальный фильм о съемках. Также порадовал канал показом сериала об отце Ингмара. Резона же разъяснять все смыслы и глубины этой лебединой кинопесни Бергмана в данной рецензии нет.

    21 июля 2014 | 18:57

    Первые эмоции

    Этот фильм я смотрела июльской ночью. Просмотрела все 4 части за один раз. Скажу честно, с первого раза была очарована только первой частью. Остальные части показались мне пустыми. Но в дальнейшем, при анализе своих впечатлений, обдумывании образов и тд, мне стало понятно, что моё впечатление ошибочно.

    О смысле названия и точке отсчёта

    Фильм называется Фанни и Александр. Между тем, как они практически не выступают в качестве действующих лиц. особенно это касается Фанни. Но, если обдумывать фильм внимательно, можно заметить, что мир обеих семей показан через призму детского восприятия. Нет абсолютно подробного изложения причин, почему сложились именно так, а не иначе судьбы семейных пар и отдельных персонажей… За редким исключением. Есть только атмосфера: атмосфера радости или атмосфера гнёта. Дети ведь всегда выбирают между чёрным и белыми оценивают всё по тому, комфортно ли им или нет. Серого для них не существует. Поэтому семья отца — идеальный мир, пряничный домик, полный радостей, любви и заботы. А новая семья — семья отчима- мир тоски, скелетов в шкафу и жестокости. Переход из одного мира в другой, на мой взгляд, символичен. Это олицетворение перехода из мира детства в подростковую жизнь (Александру — 12, Фанни — чуть меньше). И этот путь надо пройти. Нужно преодолеть страдание, чтобы далее, вернувшись вновь в мир стабильности, научиться ценить мир и стать богаче внутренне. В фильме всё происходит буквально. Фанни и Александр возвращаются в прежнюю обстановку.

    О главных героях

    Фанни

    Фанни — для меня является олицетворением женской мудрости, молчаливой, но кроткой и глубокой, исполненной собственного достоинства. Она может сострадать. Понимать, проносить сквозь себя боль другого. Что доказывает сцена порки Александра.

    В определённой мере она противовес своему погружённому в себя, отрешённому от мира, брату.

    Александр

    Наверное, это самый примечательный образ во всей картине. Интересный мальчик со специфическим воображением. Если бы его характер оценивал психолог, то скорее всего он признал в нём шизоида. При таком типе характера человек погружён в мир своего воображения, оторван от реальности. Он населяет мир тем, что создала его фантазия. Он чаще всего непонят, одинок. Таким предстаёт перед нами Александр. На протяжении всего фильма я гадала, как сложится его жизнь… Жаль, что нет у фильма продолжения.

    О прочих персонажах

    Как правильно уже кто-то из рецензентов замечал, оценивая актёрскую среду, в которой родились Фанни и Александр, при всей своей привлекательности эта среда — среда бездельников. Они — папильоны, как бы выразились в их время. Приторные и вальяжные. Хотя сначала, в те моменты, когда пастор издевался над детьми, вызывали большую симпатию. Образ пастора более сложный. да, он ретроград, он жестокий человек, но всё равно, в конце фильма, к нему вспыхивает сострадание. Его предали, ему не помогли. Перед моими глазами возник образ несчастного человека, который так и не научился радоваться жизни. В то время как господа актёры так и не сумели повзрослеть.

    Об эстетике и актёрах

    Но самое главное в этой картине — это музыка и краски. Краски, образы, настолько чувственны, что не надо никакого 3D. Всё как на ладони. Можно ощутить запах промокших от дождя веток, запах снега, аромат духов, можно почувствовать брызги потока реки, его шум… Глаза буквально счастливы от того колорита, который представлен в фильме. Изумрудный, багровый цвета сменяются белоснежным и чёрным и т. п… Костюмы великолепны. Эпоха воспроиведена невероятно точно. Прекрасные типажи. И мужчины, и женщины как будто сошли со старых фотографий. Эффект погружения 100%. Играют актёры замечательно.

    P.S. Не могу не сказать ещё об одной вещи. Мне кажется, что в какой-то степени этот фильм о разных формах эроса. В фильме много скрытой, смягчённой эротики. Начиная с бабушки Фанни и Александра. Бабушка охотно вспоминает свои любовные похождения. Да и сейчас она не спешит ещё на покой. Её невестка, мать главных героев, страдает от неудовлетворённости, в чём сама признаётся. В принципе, выходя замуж за пастора, она стремится найти своим потребностям выход. Или далее, связь служанки и одного из дядьёв Александра и Фанни. Сюжетом движет эрос. И даже чёрствость пасторских сестёр объясняется тем, что они старые девы, то есть их побуждения не нашли выхода. Есть здесь и проявления подросткового эротизма. Например, эпизоды, когда Александр просит служанку полежать с ним перед сном. Эти сцены оставляют такое послевкусие.

    P.P.S. В общем, этот фильм стоит посмотреть и лучше все 4 части сразу. Тяжело, но пищи для размышлений оставит много.

    10 из 10

    6 апреля 2011 | 22:27

    Классика, шедевр, must to see. Просто шелуха, валяющаяся на поверхности, не правда ли? Полноценный анализ лишь нарушит ту великолепную гармонию, сотворенную Бергманом.

    Фильм, в котором актерская игра, сюжет и общая атмосфера сплетены в единое целое, в монолит. Можно попытаться расщепить их, но тогда возникнет тысяча и тысяча вопросов.

    Начать с того, о чем этот фильм? Историю семьи Эгдаль, или же неторопливы рассказ о людях? Ради чего снят — для погружения в прошлое, вскользь затронутой дилеммы Отца и Сына или же того короткого эпизода, когда Александр входит в комнату к мизантропу Исмаэлю, и «между ними нет границ»?

    Кстати, где вообще в этом фильме границы? Где главные, а где второстепенные персонажи? Когда кончился праздник и начались похороны? В какой момент желательное становится действительным, а вымышленное — реальным?

    И так далее… Слишком много вопросов, не правда ли? Стоило просто — напросто ответить, что все это — отрывок из жизни Фанни и Александра. Маленький театр, где главные роли достались повзрослевшим за время действия актерам. И, конечно же, классика, шедевр и must to see.

    31 марта 2015 | 19:01

    «Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком?» Ницше.

    Творчество Ингмара Бергмана трудно охарактеризовать однозначно ввиду его разнонаправленности. За свою долгую карьеру он успел поработать во множестве жанров — драмы, мелодрамы, комедии, фэнтези, психологическом триллере, любовных историях, документальных фильмах, оперных постановках и телевизионных сериалах. Не менее разнообразны его стилистические изыскания — от строгих условностей классического кинематографа до абсолютной свободы деконструктивизма в стиле «новой волны». Но в этой многокрасочной палитре всех возможных цветов и оттенков, которую можно обозначить как «творческое наследие Ингмара Бергмана» нетрудно заметить сквозной мотив, красной линией проходящий сквозь все его картины. Описать его довольно проблематично, ибо он является собой трудноуловимую и ускользающую от всякого понятийного аппарата экзистенциальную проблему человеческой души. Она включает в себя целый комплекс иных вопросов — отношение к смерти, страх одиночества, боязнь пустоты (прежде всего в собственной душе), вечное лицедейство духа и т. д. Большинство из них решаются в пессимистическом ключе или вовсе застывают в патологической безысходности…Этих-то картин, окрашенных в тона отчаяния, меланхолии и ужасающих парадоксальностью своих патовых ситуации у Бергмана очень много. Они и сделали ему имя. Но, в то же время они являют собой только одну (темную) сторону его «персоны». А ведь есть и другая. Нельзя сказать, что свет в ней побеждает тьму, а добро и справедливость торжествуют над злом и насилием. Спасением здесь выступает…сама диалектическая борьба двух начал, находящая свое абсолютное воплощение в искусстве. Именно искусство и является по Бергману ключом не только к пониманию, но и преодолению мира и всех его невзгод. Все остальные инстанции — такие как государство, религия или утилитаристские социальные теории приносят больше вреда, чем пользы. Основное инструмент человека — фантазия, главное орудие — мечта, последний козырь — воображение…А кто ими обладает в большей мере, нежели дети?

    Признаюсь, к фильму «Фанни и Александр» я очень долго боялся подступиться по той причине, что уже прочел одноименную пьесу и был так глубоко тронут, что ее экранизация априори казалась мне чем-то почти пошлым. Без преувеличения, это воистину великолепный образец литературы. С первой страницы вас захватывает ощущение перехода в качественно другое измерение, каким было и остается детство. Будучи великолепным драматургом и тонким психологом (а также отцом семерых детей), Бергман представляет нам абсолютно живую картину, созданную мифотворческой способностью детского мышления. А это значит, что она наполнена гротескными, яркими описаниями, гиперболами, фантазиями, искренностью, но при этом четко и ясно удерживается в рамках (железобетонная детская диалектика) понятий хорошо/плохо, добро/зло, правда/ложь.

    История разворачивается вокруг актерской династии Ekdahl, чья судьба неразрывно связана с театром. Глава семейства — вдова фру Хелена, после смерти почтенного господина Оскара-старшего, стала директором театра в одном небольшом городке ("Это замкнутый мирок, который не слишком тревожат бури и волнения эпохи»). Некоторое время спустя, она отдает все полномочия своему сыну Оскару-мл., который в отличие от своих братьев Карла и Густава (транжиры-пессимиста и чистосердечного бабника) блестяще справляется с задачей. Его жена Эмили — отличная актриса, лучшая во всем городке (после фру Хелены). Спустя десятилетие бесплодной супружеской жизни у Эмили и Оскара вдруг(?) появляются дети (надо сказать, подозрительно мало похожие на отца). Они растут умными и красивыми. Александр интересуется театром, знает наизусть кучу ролей и постоянно фантазирует со своей сестричкой Фанни. В доме царит атмосфера добра, любви и бесконечной душевной теплоты. Это особенно ощущается во время рождества, когда вся огромная семья Ekdahl собирается за одним столом, держится за руки и распевает песни. Волшебное, пьянящее чувство восторга, ласки и нежности заполняет весь дом, сотрясающийся от громового пения, выстреливающих пробок от шампанского и веселого смеха… Но все хорошее быстро проходит и вскоре над семейством Ekdahl сгущаются тучи. Буря начинается со смерти Оскара-мл., который слишком вошел в роль призрака отца Гамлета… Тогда-то в душе Эмили что-то перевернулось и все пошло не так. Неожиданно, она прозревает всю безосновность и пустоту своего театрального бытия, базирующегося на иллюзии, постоянной смене масок и ролей, вечной изменчивости и непостоянстве. А ведь ей так нужна твердая почва, ясность веры! Руку помощи ей протягивает епископ Вергерус — прямолинейность и дисциплинированность которого внушают ей обманчивое чувство истинной любви (также свою роль сыграло то обстоятельство, что статный епископ сумел «освободить ее тело», не получавшее должного сексуального удовлетворения с добрым, но хилым и лишенным мужской витальности мужем). Спустя несколько лет они женятся, и Эмили с детьми переезжают в новый дом. Но, совсем скоро, благочестивость и набожность епископа переходят все границы ("Ты носишь много масок, а я сросся только с одной и, сняв ее, я умру»), дети подвергаются беспощадной тирании, а сама Эмили ясно сознает, что угодила в сети к своему самому хитроумному, коварному и злейшему врагу. Ситуация осложняется тем фактом, что она уже носит под сердцем ребенка от епископа…

    Надо сказать, что по технической части фильм не просто опроверг все мои опасения, но и заставил признать, что книга во многом ему уступает. К фундаментальному и основательному содержанию добавились: операторский профессионализм Свена Нюквиста, блистательная игра всех без исключения актеров (но епископ переиграл всех, я даже немного полюбил этого «демона»), и навыки в построении мизансцен Ингмара Бергмана, выдержавшего весь фильм в определенном ритме и добившегося от каждой секунды экранного времени максимум информативной и эмоциональной насыщенности. Обычно фильмы Бергмана сработаны в театральной манере. В случае с «Фанни и Александром» эту манеру можно охарактеризовать как гипер-театральную. Крупные планы царствуют безраздельно, а монтажные склейки встречаются с периодичностью солнечного затмения. Титанический труд ради чистоты искусства. Сегодня так уже не снимают.

    Дискурсивная тема представлена в оппозиции двух точек мировосприятия — живого-театрального-детского и косного-мертвого-религиозного (Фанни, Александр/Вергерус). По Бергману, художник, актер, режиссер, драматург — это не профессия, а состояние души, которое может причинять тяжкие страдания, но от которого нельзя сбежать, скрыться и «откреститься». Художник должен нести свое призвание как свою судьбу. Фактически, он является последней инстанцией, способной выкроить в общемировом хаосе реальности безопасный кусочек фантазии и спрятать туда своих зрителей и самого себя. В лице второстепенных персонажей (Карл, Густав, Исаак) Бергман вновь ворошит старые вопросы одиночества, некоммуникабельности, отчужденности, страха. НО, в отличие от остальных работ, в данной картине они решаются в радикально ином ключе великого воодушевления и безмерной жажды жизни. («Надо радоваться, когда ты счастлив! Радоваться нашему маленькому мирку, добрым улыбкам, фруктовым деревьям, вальсам…») Ну, и конечно, ключевым элементом всей картины является детская душа, которая и содержит ответы на все вопросы.

    1 октября 2015 | 21:39

    Нельзя понять точный жанр этого фильма. То ли это печальная, разрывающая душу и сердце драма, то ли это пугающий неискушенные умы слэшер, то ли… но это становится неважным, как только вы начинаете смотреть этот фильм. Тонкий, изящный, умный и грустный, очередной фильм гениального шведского режиссера Ингмара Бергмана заставляет сердце замереть!

    4 июня 2006 | 07:20

    Вступление
    Писать отзывы на подобные шедевры все равно, что пытается комментировать музыку Моцарта, картины Эпохи Возрождения или разбирать по ямбам и хореям стихи Пушкина. И пусть кино чуть более ста лет в нем уже есть гиганты и классики. Бергман — один из таких. Впрочем, школьники каждый год пишут сочинения на заданную тему, будь то «Преступление и наказание» или «Мастер и Маргарита». Хочу свой отзыв прировнять к такому ж школьному сочинению, иначе все будет выглядеть как-то бессмысленно, но чувства выразить все ж хочется.

    Основная часть
    «Фанни и Александр» — эпическое полотно режиссера, это многотомный пятичасовой роман или невероятная пост-рокова композиция. Да, почему-то именно с потс-роком у меня ассоциируется эта картина. Во-первых — это хронометраж, а во-вторых, сама манера повествования и развития. Фильм неспешно набирает обороты так, что на третьем часу просмотра хочется кричать и аплодировать одновременно, а потом снова переход к спокойным ритмам и совершенно блестящий чуть слышный, но от этого не менее значимый конец.

    Вообще очень сложно уложить все впечатления от фильма в маленький короткий отзыв. Тут понадобилась бы цела книга, ну или во всяком случае целый номер киножурнала.

    Этот фильм — сама жизнь со своими причудами и лабиринтами. С актерами и масками. Но при этом режиссер намекает нам в самом конце — не думайте, это все равно кино. Это наш маленький мир, говорят персонажи, который лишь отражает ваш.

    Картина Бергмана не поучает, не ставит перед собой каких-то социальных, политических или моральных целей, она повествует. Повествует обо всем. Немного о причудах большой семьи, немного о зле несуразном, немного о зле настоящем, немного о мистике, немного о Боге, и немного о самом авторе. Эти «немного» продолжать можно до бесконечности, в итоге же получится очень «много», даже через край.

    В наш быстрый век редко найдешь свободных 5 часов, чтобы насладится настоящим искусством. Причем еще больше понадобится, чтобы осмыслить все увиденное, а потом еще раз пересмотреть. Может быть, поэтому и выбрано, как место действия, начало нашего столетия — где люди еще говорят длинные речи, даже если напротив сидит твой злейший враг.

    Но если нет не то что пяти, а даже двух свободных часов, то можно смотреть фильм по частям, потому как некоторые вещи, скажем монолог еврея, настолько гениальны, что даже в отрывы от целого выглядят потрясающими.

    А еще немного обидно за свое восприятие, которое в очередной раз швыряется штампами. Мол, этот фильм лишь подтверждает заезженно до дыр «Весь мир театр, а люди в нем актеры» и «Все гениальное просто». И еще застревает где-то в груди вопрос «Ну как же можно так снимать?».

    Описывать образы, расшифровывать символы, а так же восхищаться оператором и актерами конечно можно. Но делать я этого не собираюсь. Потому что — опять ж потребуется слишком много букв. Но и не это главное, просто «Фанни и Александр» тот редкий случай, когда хочется оставить все тобой воспринятое где-то в глубине души. Не хочется вдаваться в какую-то критику искать параллели, цитаты, метафоры и аллюзии. Хочется просто размышлять и еще раз, когда-нибудь снова потратить целый свободный день на общения с Настоящим Кино.

    Заключение


    10 из 10

    15 июля 2009 | 21:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Новости


    В программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля состоялась премьера нового фильма шведского режиссера Лукаса Мудиссона «Мы — лучшие!». Яркая, смешная и трогательная история девчачьей панк-группы начала 1980-х покорила журналистов и зрителей. (...)
     
    все новости

    Интервью


    На самом деле деньги и слава - это наркотик, наркотик очень опасный, потому что на него легко подсесть и сложно от него отказаться. Он подчиняет тебя, меняет твою натуру. Я не хочу становиться наркоманом и впадать в зависимость, поэтому регулярно провожу детоксикацию. Для меня способом детоксикации стали занятия карате. Таким образом я очищаю свою душу и сознание от всей это звездной шелухи. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.МалышThe Kid8.353
    71.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.346
    72.Летят журавли8.343
    73.Гран ТориноGran Torino8.336
    74.Человек дождяRain Man8.335
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.64%
    22.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.55%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.33%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.23%
    25.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.20%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПутьThe Path4
    Волк с Уолл-стритThe Wolf of Wall Street457
    Сказка о царе Салтане4
    КокаинBlow172
    ВаркрафтWarcraft69
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.261
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.890
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.555
    Angry Birds в киноAngry Birds6.546
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры