всё о любом фильме:

Фанни и Александр

Fanny och Alexander
год
страна
слоган«En film av Ingmar Bergman»
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерЙорн Доннер, Ренцо Росселлини, Даниэль Тоскан дю Плантье
операторСвен Нюквист
композиторДаниэль Белль
художникАнна Асп, Марик Вос-Лунд, Сюзанна Линхейм
монтажСильвия Ингемарссон
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.15 млн,    Швеция  600 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время322 мин. / 05:22
Номинации (2):
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей — сестры и брата Фанни и Александра. Пока семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там, где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр замыкается в темном и жестоком внутреннем мирке…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
33 + 0 = 33
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • После роли Александра Бертиль Гуве решил больше не сниматься в кино. В будущем он стал доктором экономических наук.
    • Фамилии героев Вергерус и Эгердаль — своего рода визитные карточки Ингмара Бергмана.
    • 17 декабря 1983 года в Швеции вышла в прокат режиссерская версия фильма.
    • Телесериал имеет хронометраж 312 минут.
    • Лив Ульман отклонила роль Эмилии Экдаль, и ее заменила Эва Фрёлинг. Бергман был расстроен отказом, и заявил Ульман, что она потеряла свое право быть первой приглашенной в его фильмы.
    • На роль епископа Эдварда Вергеруса приглашали Макса фон Сюдова, но актер был занят в тот момент на других проектах.
    • Ингмар Бергман снял примерно 24 часа материала для этого фильма.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Финальные сцены похорон вне церкви были сняты съемочной группой самостоятельно. Бергман в тот момент слег в постель с гриппом.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 01:45

    файл добавилStrong Feet

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана почему-то считается последним в его творчестве, хотя он снял ещё две документальные и четыре игровые телевизионные ленты, а также шесть телеспектаклей. Да и «Фанни и Александр», выйдя в кинопрокат, является, на самом-то деле, сокращённым вариантом минисериала. И вот эта полная версия (пять с лишним часов) намного сильнее воздействует благодаря своему неспешному, завораживающему ритму повествования о детстве, которое кануло без возврата, а главное — полнее и понятнее представляет подчас запутанные взаимоотношения между многочисленными персонажами, жившими в начале XX века. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда я только зарегистрировался на портале, положительных рецензий на фильм было всего — 8 (sic !!!), теперь уже — 30, прогресс на лицо!Чудовищный же рейтинг -8,130 говорит только об уровне проголосовавших, но не самого фильма. Скажу сразу грустну ю мысль — Большого, Великого, Гениального в Искусстве — мало, совсем, и Кино — не исключение.«Фанни и Александр» — как раз из этого небольшого числа. Мне повезло, что среди рецензентов, я вероятно, один из немногих, кто видел фильм в» живую» — в кинотеатре.

    Спасибо Советскому кинопрокату — в перестроечные времена возили по городам и весям шедевры мирового кинематографа, ленты — Феллини, Висконти, Куросавы, Бунюэля и Бергмана. Такого счастья, радости и эстетического пиршества российский кинозритель уже не увидит, увы. Удивительная магия кино раскрывается в полноте своей лишь в темноте кинозала, где флюиды, токи эмоций и переживаний идущие от экрана передаются залу и зрителям, которые из разрозненно сидящих единиц становятся единым со-переживающим и чувствующим целым. Подобный мистический опыт удалось пережить и мне, посмотрев «Фанни и Александр». Описать словами пережитое сложно, но попробую. Как простой Советский человек, так и кинозритель — я был весьма целомудрен, и поэтому откровенная любовная сцена в начале картины вызывала естественный культурный шок, в зале повисла не ловкость и нарастающие чувство стыда стало понемногу охватывать всех зрителей, лицезревших впервые такое на большом экране, ко второй любовно — супружеской сцене оно уже практически накалилось, но увиденное, почему то вызвало легкий дружный смех в зале и огромное, нависшее напряжение стыда и смущения спало и исчезло! Можно было спокойно повернуться и посмотреть в глаза соседям — кинозрителям. Оказалось, что ту часть человеческой жизни — интимную, которую так и не научился снимать наш Советский кинематограф, можно показать — безо всякой пошлости и грязи, и мы все — сидящие в кинозале, вдруг увидели — Искусство, не вызывающее похоти и вожделения. Само же кино-действо, созданное коллективным трудом оператора, костюмеров, художников, декораторов ведомых могучей дланью режиссера смотрелось на одном дыхании. И когда в заполненном на 2/3 зале включился свет — зрители с большой неохотой покидали насиженные кресла, объединенные одним пережитым опытом и доселе неведанным чувством ставшие друг другу немного ближе и родней. Медленно и молча выходя из кинотеатра, пытаясь сохранить и не расплескать те внутренние чувства, которые их переполняли. В тот хмурый зимний вечер — киноистория буржуазной семьи из далекой, чужой и не виданной ни разу Швеции оказала на простых русских зрителей неизгладимое и глубочайшее впечатление. Пересказывать же сюжет картины — дело весьма не благодарное, да и не нужное. Остановлюсь лишь на некоторых его моментах.

    Оказывается, Епископы в Протестантской Скандинавии — берут без зазрения совести взаймы у не крещенных и презираемых ими иудеев (как и монархи Испании, Франции и лорды Англии) а также — женятся! Сухой, мертвенный, жестокий и фарисейский Протестантизм показан и изобличен в фильме во всей своей не приглядности. Ну и как ту не упомянуть исполнителей главных ролей — Еву Фрёлинг — мать Фанни и Александра, с роскошными соболиными бровями, светящейся улыбкой, цветущей и женственной, с огромными озерами вместо глаз — излучающую такую нежность, теплоту, ласку и материнскую любовь, что понимаешь, вот она — идеальная женственность. Гунн Вольгренн — бабушка, воплощение жизненной мудрости, опыта, терпения. Обидно, что Эрланд Юзефсон — Исаак Якоби и Ян Мальмшё — епископ Эдуард — киноклассики Шведского кино, не получили за свои выдающиеся роли даже ни одной номинации, как и весь остальной актерский состав к сожалению. Перестав больше сниматься в кино — очень правильно поступили исполнители главных ролей: — Пернилла и Бертиль, оставшиеся навсегда на экране только самыми замечательными на свете — Фанни и Александром… Оценивать же картину даже как то и не ловко, было бы 120 или 500 я бы поставил, а так придется ограничиться

    10 из 10

    P.S. Спустя несколько лет довелось прослушать цикл передач на радио «Свобода» — «Кинодвадцатка», посвященный 20 лучшим мировым кинокартинам, была там к моему удовольствию и передача посвященная — «Фанни и Александр», очень интересная и познавательная. На канале «Культура» затем расщедрились и показали полную режиссерскую версию картины в формате сериала — на мой взгляд — все таки затянутую и документальный фильм о съемках. Также порадовал канал показом сериала об отце Ингмара. Резона же разъяснять все смыслы и глубины этой лебединой кинопесни Бергмана в данной рецензии нет.

    21 июля 2014 | 18:57

    Сложно в нескольких предложениях объять хотя бы часть измерений, которые есть в этом гениальном фильме. И история мальчика, потерявшего отца, и притча о борьбе бытия и небытия, и некая доля мистики, и религиозная тема, и просто судьбы одной большой семьи.

    Фильм не похож ни на одно другое произведение Бергмана, и еще в нем чувствуется что-то очень личное, связанное с детством режиссера. И еще нельзя не отметить великолепную операторскую работу Свена Нюквиста, создающего неповторимое настроение.

    Обязательно смотреть в полной версии.

    9 января 2010 | 00:49

    Ну вот я и добралась до этого фильма. Много о нём слышала и читала, но выделить пять часов времени всё не могла. И вот наконец. И я не пожалела! Это были потрясающий пять часов моей жизни. Это незабываемое зрелище. Мне кажется, бесполезно что-то писать об этом фильме. Это надо просто смотреть. Смотреть неторопливо, не отрываясь, и наслаждаясь каждой сценой. Это не фильм, это фейерверк. В каждую сцену вложено бесконечное количество любви и сил.

    Актёры не играют, они творят что-то запредельное. Это не игра, а божественное откровение.

    Этот фильм нужно смотреть не только киноманам, но и каждому уважающему себя человеку. Потому что это Искусство. Не пожалейте времени, пять часов пролетят незаметно.

    Оценку ставить не буду, так как этот фильм «вне оценок». Шедевр на все времена.

    30 марта 2011 | 18:54

    Сама не знаю зачем, среди летней жары вспомнила о Рождестве. Видимо, это нормально, желать того, чего нет. А может, просто мечта об отпуске, о длинных рождественско-новогодних каникулах. Что делать, когда есть время, но пока нет сил на активный отдых? Смотреть хорошие фильмы. «Фанни и Александр» — это как раз то, что нужно, и пусть вас не испугает имя Ингмара Бергмана.

    История потрясающая. Вроде бы длинная, по описанию скучноватая, семейная сага смотрится за один присест. Рассказ ведется от лица мальчика, жившего в неком городе, предположительно в Упсале, в начале XX-го века. У мальчика, Александра, есть сестра Фанни, отец, Оскар Эгдаль — директор театра, и мать, Эмили — актриса. Есть очень бойкая бабушка, тоже актриса, у бабушки есть друг — владелец театра, кукольного. У Оскара есть пара братьев — владелец ресторана и университетский профессор, алкоголик и импотент. То есть наоборот, попивает профессор, который Карл, а дядя Густав-Адольф все пытается вернуть молодость с помощью юной горничной, которая, в свою очередь тайно тянется к Александру. А мальчишке всего-то 10. Интригует, не правда ли?

    Однако, начавшись с любовно-богемного винегрета, сюжет вдруг резко меняется. Директор театра умер, и Эмили с детишками отходят под покровительство местного епископа. Цвета праздника — зеленый, красный и золотой сменяются мертвенной белизной больничной палаты. Роскошная обстановка дома театральной семьи — решетками на окнах и спартанской дисциплиной.

    Александр сразу понял, что влип. Он начинает неравную, но отчаянную борьбу за то, чтобы быть собой — испорченным маленьким мальчиком и редкостным фантазером. Он сочиняет байки о темном прошлом епископа и потчует ими сестру и стерегущую их прислугу. Пацан настолько уверен в том, что он выдумал, что словно бы видит то, о чем рассказал. А еще он видит отца. Призрак Оскара появляется, почти как в Гамлете, и просит сына спасти мать и сестру.

    Понятное дело, епископу все это не понравилось. Он отлупил Александра и запер на чердаке. Эмили в слезы, Фанни напугана до смерти. События наслаиваются одно на другое, история принимает прямо-таки детективный, мистический оборот, на сцену выходят новые персонажи. Здесь нет ни минуты лишней, а каждый герой, пусть даже несимпатичный, чем-нибудь интересен.

    Глядя на теплые отношения артистического семейства, невольно вспоминаешь классические фильмы Никиты Михалкова, с их тихими посиделками на подмосковной даче. А любовные потуги Густава-Адольфа один в один повторяет сцена интима между комдивом Котовым и его супругой из «Утомленных солнцем». Налицо элемент эпигонства, не могу же я написать «плагиат», говоря о российском классике.

    Вообще говоря, меня удивила единодушная симпатия прочих рецензентов к семейке Эгдалей. Понимаю, что Александру у них жилось хорошо, и епископ не слишком приятная личность, но я его уважаю. Возможно даже, это единственный персонаж, вызвавший у меня симпатию. Могучая воля, сильные эмоции, спрятанные под бесцветной сухой оболочкой, и все это в противовес Эгдалям с их показным весельем.

    Я понимаю, что бить детей очень плохо, но хорошо ль с малолетства их растлевать? Что это — доброта или равнодушие? Кем пришел Александр в дом епископа, кем бы он стал в дальнейшем? Бездельником и лжецом, алконавтом, как дядя Карл? Или истаскался бы к тридцати, как дядя Густав?

    История эта сильна именно тем, что нет в ней деления на явное добро и несомненное зло. Каждый характер богат и ярок, как в жизни. Любое действие, слово и даже мысль не обходятся без последствий. Это лучше увидеть самим, чем пытаться понять с чужих слов, что же случилось в фильме. Если кратко, без спойлеров, то Александр все же добился, чего хотел. Жизнь его как будто вернулась в прежнее русло. Пройдя череду немыслимых приключений, он снова вернулся в дом своей бабушки, и мы уже видим новый семейный праздник Эгдалей.

    Вот только какой ценой далось им новое счастье, и сможет ли Александр стать полноценной личностью? Ведь перед мальчишкой открылась дверь в мир призраков, которых он создал и сам впустил в свою жизнь. Каждый день Александр тихонько сползает в сторону небытия, туда, где снова и снова, встречает своих отцов.

    Обязательно посмотрите этот чудесный фильм, и пусть ваши волосы встанут дыбом.

    10 из 10

    1 августа 2012 | 14:01

    Трудно дилетанту писать о безусловном шедевре кинематографа. Последнем шедевре (но не последнем фильме) автора. Его итоговой работе, парадоксальной, идущей, казалось бы, вразрез со всем творчеством режиссера. Но именно так и подводят итог.

    Это ретро-фильм, масштабная костюмная драма, в мельчайших деталях передающая быт старой доброй Швеции. Это автобиографичный фильм, даже его действие происходит в родном для Бергмана городе — Упсале, вокруг городского театра.

    С театром связана вся семья Экдалей, о которой и идет повествование в фильме. Начинается оно с праздника Рождества. Мало кто в мировой культуре смог так передать дух этого праздника. Разве что Гофман и Диккенс. У Бергмана и тот и другой явно присутствуют.

    Александр и Фанни — дети недавно умершего директора театра. Они со своей матерью продолжают жить у бабушки.

    Вскоре, однако, их мать соглашается выйти замуж за городского епископа и с детьми переезжает в его дом. Серый, холодный, смахивающий больше на тюрьму. Ею он и оказывается. И выбраться из нее оказалось куда сложнее, чем туда попасть.

    Поразительно, как сын лютеранского священника с такой отрицательной экспрессией и ненавистью изображает духовенство с его ханжеством и схоластикой, за которой только стремление к психологическому подавлению личности. Кто после этого фильма еще осмеливается называть протестантскую психологию двигателем прогресса?

    Это очень коварное кино. Начинается, как светлый веселый праздник, затягивает зрителя в водоворот радости и веселья, погружает в детализированную реальность старой Швеции. Психологическая интенсивность нарастает с каждым мгновением и вот мы уже в уже удушающем доме епископа, где гибнет все живое. Затем повествование становится все причудливее, сказочнее и неправдоподбнее. Начинается реальностью, а заканчивается сном на яву. Будто вся эта история происходит на театральных подмостках. Будто нам рассказали не о жизни, а о театре, вернее о том, как он рождается из жизни.

    В фильме поднимаются все темы, свойственные Бергману на протяжение творческого пути. Тема отца и родительства, тема богоборчества, тема театра, тема радости жизни, тема отношений между людьми, тема потустороннего мира и мистики. Это настоящий кинороман, роман толстовского размаха. Таких уже, увы, не снимают.

    Фильм начинается Рождеством и заканчивается Светлой Пасхой — праздником торжества жизни над смертью. Торжества любви, как непреложного закона вечной жизни.

    А описала-то я всего лишь маленькую часть того, что можно вынести из фильма. Так и получается, когда неумело берешься писать о шедевре. Лучше смотрите и приобщайтесь. Это куда интересней.

    10 из 10

    18 января 2013 | 10:25

    Одна из поздних работ Ингмара Бергмана, или как принято говорить поздний Бергман. Кино поделённое на части, учитывая общий хронометраж в почти пять часов. Если вы всё-таки рискнёте и осмелитесь взяться за эту картину, то после первой части, глубоко вздохнув, ожидаете увидеть весьма захватывающую дуэль. Да, кино не может оставить равнодушным, но к рангу шедевров, наверное его причислить нельзя. Возможно кому-то первая часть покажется скучной и малопривлекательной по сюжетной линии. Есть такое дело. Но опять же люди с тонкой душевной конструкцией, увлекающиеся прочтением старинных английских романов, смогут оценить эту самую первую часть. Безусловно надо обладать каким-то очень восприимчивым чувством, чтобы погрузиться в большую шведскую семью. Они собрались вместе после спектакля. В спектакле принимали участие даже самые малые, то есть дети. И вот они все дома и праздник продолжается. Тут нет главы семьи, хотя постойте. А бабушка ? Да-да, эта прямая и не высохшая женщина, оплот семьи. Именно она держит руку на пульсе чрезвычайных ситуаций. Пока дети веселятся и бегают всё спокойно. Взрослым можно поговорить, по петь за роялем.

    Бергман отлично показал каждого члена семьи. И пусть в первой части нет особо сильного акцента непосредственно на Фанни и Александра, тем не менее другие домочадцы весьма ярки и выразительны. Единственно, что мне не понравилось, это эпизод со свечами, когда один весьма упитанный «джентльмен» показал детям, когда надо задувать свечи. Богохульство в чистом виде. Это не есть правильно. Но если рассматривать этот эпизод, как дальнейшую причину развернувшихся и последовавших событий, то тогда станет понятно почему это произошло.

    Как и в каждой семье, а эта шведская семья не исключение, есть более симпатичные и менее симпатичные герои. В частности, Оскар, директор театра. Он ведь и дома держится молодцом и если того требует ситуация способен усмирить детей не ремнём и кулаком, а впечатляющим рассказом. Как здорово он придумал историю про стул. Просто красавец! А жена его ?! Её сыграла Эва Фрёлинг. Безумно красивая женщина. Чувственная и в тоже время строгая. Радует и глаз и душу. И во второй части, где на её плечи выпало воспитание Фанни и Александра, это женщина просто вызывает восхищение. Она приковывает к себе внимание. А уж, когда состоится противоборство сил зла и сил добра, то вы не оторвётесь от экрана. Как вам святой отец Эдвард (Ян Мальмшё) ? Да, такого ещё поискать. Яну Мальмшё определённо удалась роль. Да, что там удалась! Отрицательный персонаж в его исполнении лучше и придумать нельзя. Отлично сыграно: правдиво и убедительно. За героев переживаешь. И выносишь для себя некоторые мысли по поводу… Ну, каждый точно, что-то вынесет. Хорошее кино.

    8 из 10

    19 июня 2015 | 11:51

    Очень сильное кино.

    Хотя первый час практически ничего не происходит, всё смотрится достаточно интересно. Быт семьи Экдаль, где главной считается бабушка, её все очень уважают и признают её главенство. Но она вовсе не диктатор, более она позволяет довольно таки многое и для своих сыновей и для прислуги. И как не странно, это только упрочивает главенство бабушки над всей семьёй. Первый час фильма достаточно подробно всё это показывает. Интересно, но ничего особенного. Я после часа просмотра даже немного заскучал. Но настоящий фильм начинается после смерти отца Фанни и Александра. Их мать сближается с епископом и выходит за него замуж. И только тут понимаешь для чего был первый час фильма. Дети попали в дом сурового аскета, который установил такие строгие порядки, что Александр привыкший к свободе и свободному волеизъявлению начинает бунтовать. Дети становятся несчастны. Мать это понимает слишком поздно. Она беременна и епископ не отпускает её, пугая тем, что если она разведётся, он заберёт её детей. Но оставлять их в таком аду просто нельзя. Наверное, самая сильная сцена фильма — наказание Александра. Сцена пугает своей безальтернативностью. Мальчику дают выбор наказания — и все наказания страшные для свободолюбивого мальчика. Епископ больше наказывает своими речами, чем телесными избиениями. После этого мать решается на крайние меры, чтобы спасти своих детей. И всё кончается, Слава Богу, хорошо.

    Кстати мне непонятно, почему фильм называется «Фанни и Александр». Если Александр — один из центральных персонажей, хотя наверно и не главный, то Фанни разве что присутствует, никаких действий с её стороны не наблюдается. Впрочем, фильм это конечно не портит.

    Главный девиз фильма — любая свобода лучше самого что ни на есть правильного аскетизма.

    10 из 10

    30 июля 2011 | 22:29

    Абсолютная классика мирового кино. Последний фильм культового шведского режиссера Ингмара Бергмана, снятый для большого экрана и международного проката (с тех пор Бергман работал только для шведского телевидения). Четыре «Оскара», две номинации на «Оскар», тонна других наград и номинаций. Во всех кинематографических учебных заведениях этот фильм используется в качестве учебного пособия для режиссеров, операторов и художников.

    Со дня выхода фильма в 1982 году о нем написаны тысячи рецензий в самых солидных изданиях, и все рецензии единогласно объявляют «Фанни и Александер» шедевром. Авторы рецензий сходятся в том, что этот фильм — «эпическая сага о семье». Хвалят графичность, гармонию звука, костюмы, диалоги, места съемок и прочее. Упоминают мистические, религиозные и нравственные «ингредиенты» этого коктейля. Испуганно восхищаются откровенностью, с которой режиссер демонстрирует зрителям изнанку раскрашенного пасхального яйца привычной благопристойности. Но все попытки перечислить причины, по которым этот фильм следует отнести к шедеврам, оказываются бессильными. «Фанни и Александер» играет со зрителем жестокую шутку — производит впечатление такой глубины, что повергает в итоге в полнейшую растерянность. Собирая мысли по кусочкам и пытаясь оценить ощущения от увиденного, удается запечатлеть лишь отдельные яркие точки-впечатления в пространстве этого фильма, прошитом насквозь многоцветными нитями человеческих эмоций. Удивительно и то, что всякий раз и для иного зрителя эти акценты смещаются, выхватывая из полутени другие лица и другие мотивы.

    Это действительно повествование о жизни семьи — многочисленной и весьма состоятельной шведской фамилии в Уппсале начала двадцатого века, — воспринимаемой глазами ребенка. Главные герои фильма, десятилетний Александер и его восьмилетняя сестра Фанни, наблюдают за событиями, происходящими в семействе Экдаль, «изнутри». И когда эти события принимают неожиданный и трагический оборот, оказываются невольно втянутыми во взрослые игры. Они всего лишь дети, и никто не интересуется их мнением, принимая решения. Взрослые распоряжаются своей жизнью, ищут социальной приемлемости, удовлетворения похоти, финансовой надежности, душевного покоя, реализации амбиций, нравственной чистоты, утоления жажды мести, справедливости, отпущения грехов, власти, избавления от одиночества… Водоворот взрослых страстей раскручивает и детские судьбы, перенося из благополучия родного дома в сумеречный кошмар, запертый на ключ, превращая ожидание праздника в ожидание неминуемой гибели, кажущихся врагов — в истинных, настоящие надежды — в призрачные, родительскую заботу — в эгоистичность личного счастья, оборачивающегося совсем не личной трагедией, а самих детей — в пешек на доске, расчерченной в черно-белую клетку фальшивой морали непреклонным блюстителем чужих душ — епископом, похоронившим короля и прямо с похорон укравшим королеву.

    Этот фильм можно или полюбить, или возненавидеть. Он не оставляет шансов равнодушию. Вгрызается в память и вытаскивает из каждого его собственную начинку, не отделяя изюм от тараканов. И дарит понимание того, что любовь может быть спасением — не в метафорическом, а в самом буквальном смысле этого слова.

    22 января 2013 | 16:16

    «Все может произойти, все возможно и вероятно.
    Времени и пространства не существует.
    На крошечном островке реальности воображение
    прядет свою пряжу и ткет новые узоры».


    Фильм «Фанни и Александр» — прощальный поклон большому кинематографу от культового шведского режиссера Ингмара Бергмана. Несмотря на европейское происхождение, картина снискала немалую славу в США, получив огромное количество наград, среди которых четыре премии «Оскар» (в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»). Глубоко философское и многогранное, психологически и эмоционально выстроенное повествование об истории семейства Экдаль воплощает собой чистую эстетику безупречно отточенного кинематографа.

    Режиссерские работы Бергмана всегда особы по восприятию — за их внешней простотой и легкостью зачастую кроется обширное философское произведение на тему места человека в мире и его взаимоотношениях с окружающими. Так и в «Фанни и Александр» Бергман продемонстрировал свой талант в создании многослойного и замысловатого интеллектуального кино о людях и их отношениях.

    Особая театральная структурность действия здесь намеренна — пролог, пять актов, эпилог. С детства Бергман обожал театр, с двадцати лет работал в драматургической студии, ставил детские и взрослые спектакли, и после ухода из большого кино полностью посвятил себя работе сценическим режиссером-постановщиком.

    Повествование сюжета начинается с шумного рождественского застолья многочисленного семейства Экдаль. Бергман с большой теплотой и любовью изображает максимально подробно жизнь своих персонажей: городские улочки, интерьеры, костюмы, прически, посуду, столовые приборы, угощения (тот самый «шведский стол»), нравы (ироничный намек на «шведскую семью») и даже ароматы.

    Вынесенные в название главные герои Фанни и Александр сперва лишь наблюдатели, их присутствие в кадре незначительно. Однако именно глазами детей дается восприятие событий, особенно, когда судьба чад принимает неожиданный и трагический оборот. Фанни и Александр из состояния благополучия и свободы попадают в жестокий и суровый водоворот взрослых отношений.

    Они еще лишь дети, и их мнением не интересуются родители, которые пускаются в подавление собственных страхов — одиночества, греховности, бедности, ненужности. Но все надежды взрослых призрачны — эгоизм в погоне за личным благополучием без оглядки на счастье и спокойствие детей превращает Фанни и Александра лишь в игральные карты хитроумной партии епископа, что нещадно кроет «черными» козырями человеческие души. Теперь судьба брата и сестры не в руках их матери, а у истинного врага, который непреклонно носит маску фальшивой морали и чести.

    Если Фанни проявляет сопротивление только внутренне, выражая это лишь взглядом, то Александр встает в прямую оппозицию. Но он еще слишком юн, чтобы играть на равных с епископом, как это делал датский принц Гамлет со своим отчимом. И призрак отца лишь бестелесная молчаливая тень, что является сыну.

    В некотором смысле Александр — образ автобиографический. Бергман рос в семье священнослужителя (викария) и посещал частную гимназию. Его отец был очень требовательным к себе и окружающим, никогда не делая сыну скидку на возраст. Тогда умение врать и притворство стало способом защиты от нападок сурового родителя. Также Бергман, как и его герой Александр, всегда был фантазером. Недаром в фильме акцентируется внимание на игре Александра с керосиновым проектором с волшебными картинками (одна из книг Бергмана так и называется «Волшебный фонарь»).

    Картина восхищает многогранностью не только за счет сюжетной подачи. Бергман наполняет свой фильм глубокими нравственными рассуждениями, очень тонко сопряженными с вопросами религии. Но иногда пускается почти в ересь, наделяя фильм мистическими эпизодами, пестрящими атеистическими репликами персонажей.

    В кинофильме подчеркнуто крупные планы лиц, что обусловлено необходимостью передать всю сложную гамму чувств и эмоций актеров. Такая съемка — фирменный почерк работ бессменного оператора режиссера (более 20 совместных фильмов) Свена Нюквиста. Именно он революционизировал этот способ композиции кадра и делал ставку на преимущественно естественное освещение. За свою богатую цветом и стилем работу Нюквист был награжден «Оскаром» Киноакадемии. Удостоились столь почетной премии и костюмер Марик Вос-Лунд (Лучший дизайн костюмов), и художники-декораторы Сусанна Лингхайм и Анна Асп (Лучшая работа художника).

    «Фанни и Александр» сложно поначалу оценить как шедевр. Из-за некой медлительности и излишней детализированности первой половины фильма, сюжет местами кажется несколько затянутым. Но неопровержимо то, что в сознании постепенно прокручиваешь разные эпизоды фильма, которые со временем открываются под новым углом. Так и по окончании всего киносериала испытываешь полный восторг и растерянность от запредельной глубины картины, собирая в сознании кусочки мозаики в единое целое и пытаясь оценить увиденное и прочувствованное на экране. Пространство, сплетенное из каскада человеческих страстей и судеб. В итоге мораль оказывается у каждого зрителя своя, которая вгрызается в память, не оставляя шансов безразличию.

    P.S. в кинотеатрах шел сокращенный вариант фильма до трех с небольшим часов, полная же режиссерская версия — это 4 серии общим хронометражем свыше 5 часов.

    14 сентября 2013 | 17:57

    Классика, шедевр, must to see. Просто шелуха, валяющаяся на поверхности, не правда ли? Полноценный анализ лишь нарушит ту великолепную гармонию, сотворенную Бергманом.

    Фильм, в котором актерская игра, сюжет и общая атмосфера сплетены в единое целое, в монолит. Можно попытаться расщепить их, но тогда возникнет тысяча и тысяча вопросов.

    Начать с того, о чем этот фильм? Историю семьи Эгдаль, или же неторопливы рассказ о людях? Ради чего снят — для погружения в прошлое, вскользь затронутой дилеммы Отца и Сына или же того короткого эпизода, когда Александр входит в комнату к мизантропу Исмаэлю, и «между ними нет границ»?

    Кстати, где вообще в этом фильме границы? Где главные, а где второстепенные персонажи? Когда кончился праздник и начались похороны? В какой момент желательное становится действительным, а вымышленное — реальным?

    И так далее… Слишком много вопросов, не правда ли? Стоило просто — напросто ответить, что все это — отрывок из жизни Фанни и Александра. Маленький театр, где главные роли достались повзрослевшим за время действия актерам. И, конечно же, классика, шедевр и must to see.

    31 марта 2015 | 19:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>