всё о любом фильме:

Александр Невский

год
страна
слоган-
режиссерСергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев, Борис Иванов
сценарийСергей Эйзенштейн, Петр Павленко
директор фильмаИгорь Вакар
операторЭдуард Тиссэ
композиторСергей Прокофьев
художникИосиф Шпинель, Сергей Эйзенштейн, Николай Соловьев, ...
монтажСергей Эйзенштейн, Эсфирь Тобак
жанр боевик, драма, военный, история, биография, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время111 мин. / 01:51
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.

Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
17 + 1 = 18
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Знаменитый эпизод с битвой на Чудском озере снимался в павильоне — в весенний период. Вместо льда был пенопласт.
    • Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи обьясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
    • Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях. Так кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года, а в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
    • В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
    • Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
    • В сцене рыцарского поединка с главой ордена во время сражения в роли Невского Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
    • Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в черное, играет во время битвы.
    • Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
    • В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
    • Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
    • Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
    • «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
    • еще 9 фактов
    Фрагмент 01:06

    файл добавилDarkRider

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 310 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Даром, что с исторической точки зрения не всё гладко, даже при наличии таких консультантов, как профессор А. Арциховский и комбриг К. Калмыков. Но в потрясающей образности, которую мастерски создаёт Сергей Эйзенштейн, пробивается чуть ли не в самую глубь русского менталитета, усиливая патриотические чувства. Чем и объясняется оглушительный прокатный успех фильма, как и в 1938 году, так и во время повторного проката в 1941-1942 гг., который только усиливался за счёт внешней агрессии. Многие часто сомневаются в силе воздействия кинематографа на массы, благо и удачных примеров очень мало. Их вообще можно пересчитать по пальцам. Но именно у Сергея Эйзенштейна сразу два фильма имеют такую редкую силу: «Октябрь» и «Александр Невский», благодаря, которым и была создана определённая советская мифология. И если первый фильм с точки зрения истории вполне адекватен, хотя и отражает только одну сторону конфликта, что с идейной точки зрения верно. Как говорится, если бы захотели, то сняли бы свою версию «Октября», да вот только «эйзенштейнов» на всех не хватит.

    А вот «Александр Невский» гораздо интереснее с точки зрения мифологии, которая кардинально противоречит историческим фактам, но за счёт выдающегося художественного уровня, при этом доступного для широкого зрителя, была создана новая система координат советского и российского исторического пространства. Уже сейчас (ну или как минимум, в конце 90-х — начале 2000-х гг.) в школьных учебниках истории вместо описания Ледового побоища и тогдашней геополитической обстановки на Руси, идёт практически дословный пересказ данного фильма. Конечно же, заканчивающийся знаменитой фразой: «А если кто с мечом к нам войдёт, тот от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет РУССКАЯ ЗЕМЛЯ». А ведь это всего лишь, перефразированная сценаристами фильма, цитата из Евангелия по Матфею. И практически невозможно кого-то переубедить в том, что они оказались под косвенным или прямым воздействием этой уже старенькой 75-летней картины Сергея Эйзенштейна. Хотя гораздо сильнее отозвалась в зрителях другая финальная установка Невского: «Кто забудет о нашем подвиге — побью. А умру, так сыновьям накажу, чтобы били всех, кто забудет». И это вполне правильный подход, учитывая, что враг-то жесток, а любое его восстановление в правах, означает предательство. Самое интересное, что религия из событий XIII века стала достоянием только немецких агрессоров, которые сжигают детей с благословения Папы Римского, в то время, как славянское воинство воюет за свободу, где духовность, основана на патриотизме, но не на вере.

    А ведь «Александр Невский», несмотря на то, что в нём уже почти что нет знаменитого короткого монтажа, гораздо больше имеет прав называться предшественником современных музыкальных видеоклипов. И дело не только в том, что музыка Сергея Прокофьева хороша, но и тем, как она использована в фильме. Ведь большая часть звукового ряда была записана до фильма, но что важнее, сам фильм снимался таким образом, чтобы быть наложенным на этот саундтрек, в котором Прокофьев экспериментировал с инструментами и хоровыми партиями, сочетал эстетику славянских народных мотивов с чем-то вагнеровским для иллюстрации Тевтонского ордена, создавая иллюзию, что звуки исходят из кадра, и как бы сливаются с закадровой музыкой, хотя это не совсем так. Это было чуть ли не идеей фикс для Эйзенштейна: чтобы музыка не просто звучала или подчеркивала кадр, а была его движущей силой. Всё что происходит внутри оного строго выверено с музыкальным строем, а монтаж подвластен музыке, а вовсе не наоборот.

    И это на фоне того, что в кинематографе 30-х гг., а особенно в кино 40-х гг., музыка не просто использовалась чаще всего бездарно, но и вовсе вставлялась по принципу, лишь бы была, часто заглушая диалоги и фоновые шумы. Переход к звуковому кино для многих тогда стал открытием с которым не ясно, что делать. И только Эйзенштейн, который ещё в своих немых лентах много внимания уделял тому под какой аккомпанемент их будут показывать, понимал силу музыкального сопровождения и музыкальную природу кино. Жаль только, что в 30-е гг., ему всё больше не везло: мексиканский проект, так и не был доделан, хотя в последствии был смонтирован из сохранившегося материала, почти готовый «Бежин луг» был подвергнут уничтожению за «формализм», а целых два среднеазиатских фильма были свернуты на раннем этапе съёмок, а материалы отправили в отдел хроники (так что если показывают хронику о жизни в Узбекистане 30-х гг., вполне возможно её снял Сергей Эйзенштейн). Но «Александр Невский» позволил ему реабилитироваться, и подобно своему величавому, жесткому, но справедливому герою, объединяющему весь народ за собой, Эйзенштейн снова возвысился над кинематографистами своей эпохи.

    1 мая 2014 | 22:25

    Легендарный фильм, ставший безусловной классикой советского кино. Картина, которая по мнению безусловного большинства формирует патриотические струны и прославляет воинский дух. Картина, которая будучи снятой в преддверии Второй мировой войны, по своей сути предопределила весь ход Великой Отечественной. Как к этому фильму можно относиться нейтрально? А ведь можно.

    Как я полагаю, самой сложной задачей Эйзенштейна было описание атмосферы русского Средневековья. Люди совсем по-другому одевались, говорили, вели себя. И тут, если идти по пути исторической точности, то несомненно можно было придти к мрачной картине суровой безысходности, написанной в «Андрее Рублеве» Тарковским. Но ставка Эйзенштейна была кардинально иной. Тона были преимущественно светлые. Красочные одежды и военные доспехи составили одежду героев, а их речь состояла преимущественно из пословиц и присказок. Ими наполнен весь фильм. Вспомним некоторые из них:

    - В дом входя хозяев не бьют.

    - Другой работы нет? — А чем эта плоха?

    - С родной земли, умри но не сходи.

    - Русскую землю на товар меняешь?


    - Вождь нужен.

    Да-да. Там была именно и такая аккуратная в своей лаконичности фраза. Очевидно, что за славной фигурой Невского просматривался совсем другой, современный для тех лет силуэт. Сталин любил кинематограф и успех наполненного позитивным оптимизмом «Александра Невского» во многом заретушировал не только образ самого Александра. Перед зрителем нарисовали образ патриархального былинного правителя — сильного, побеждающего, смелого, благодушного к побежденным и нетерпимого к предателям (иудам). Кстати, опирающегося на простого русского мужика. Другими словами, зрителю был предложен образ идеального правителя и оставлена возможность самим прокладывать параллели. Что вполне предсказуемо.

    Однако, меня более всего интересовало изображение средневековых баталий. Используя большую массовку Эйзенштейн практически отказался от общих планов. Не стремился он и ракурсам сверху, добавившим бы масштабности. Не случайно ведь самая зрелищная и берущая за душу сцена фильма снята общим планом — возвращающееся войско на фоне православных храмов. В моменты боя камера выделяла персоналии, акцентируя внимание на личностях. Психологически это несомненно насыщало фильм, но зрелищности тут особой не было. По сути, зрителю демонстрировали прекрасно сделанные доспехи и вполне скромных достоинств бутафорские мечи.

    Так уж сложилось, что многим финальная сцена суда пришлась по душе. Перефразированная библейская цитата про «тех кто с мечом придет» очень емко сформулировала весь ход Великой Отечественной войны. Но суд над побежденными рыцарями меня глубоко опечалил. Когда добрый царь величественно глядя на пленных говорит о суде, так и хочется порадоваться за мудрость правителя. Но что же получается? По отношению к большей части кнехтов он рассуждает следующее: «- На мыло менять будем». Тут сразу вспоминается начальный посыл фильма про то, что «русскую землю на товар менять недопустимо». И если данный эпизод смотрится слишком уж ироничным, то следующее решение экранного правителя несколько удивляет. Выделяя реальных лидеров ордена он оставляет их на растерзание толпы мирно усмехаясь. Едва ли такое отношение имеет что-то общего с судом (при любых преступлениях). Да и от суда там только одно название. Властитель называет судом собственные решения.

    На мой вкус, логический финал картины — это поле битвы наполненное раненными. Страдания мужчин были очень емко подмечены. Понравилось и появление лисицы, совершенно нелогичное и тем самым реальное. Но акценты Эйзенштейна оказались совсем другими.

    7 из 10

    13 июля 2014 | 16:00

    Итак, я посмотрел еще один из фильмов легендарного советского режиссера Сергея Эйзенштейна, агит-пропагандиста Советской России, любимца Иосифа Виссарионовича Сталина и действительно гения мирового кинематографа, и что я должен сказать.

    Это кино ни в какое сравнение не идет ни с «Броненосцем Потемкин», и я полагаю, что и ни с «Октябрем» просто потому, что много чего в нем упущено и недосказано.

    «Александр Невский» получился крайне пропагандистким, хотя и снимался еще за 4 года до ВОВ. Он во всей красе продемонстрировал советскому народу, что у него должен быть бессменный лидер, защитник от захватчиков, борец с инакомыслием и предателями, и при этом, конечно же, пролетарий, а как же иначе. Именно таким в картине Эйзенштейна получился Александр Ярославович Невский, который в действительности был крайне тщеславным и жестоким человеком, а кроме того, самым верным исполнителем желаний Золотой Орды. Он неоднократно получал ярлык на Великое княжение Владимирское и даже занимался подавлением восстаний против баскаков. Здесь же он показан чуть ли не идеальным правителем, которого, конечно, заботила судьба всей Руси.

    Также хотелось бы отметить крайне нереалистичные бои (например, кровь вообще не пролилась ни разу за картину) поставленные Эйзенштейном, однако, в то время они смотрелись достаточно новаторски. Тем не менее, это, наверное, первый случай в истории, по крайней мере, советского кино, когда для битвы было собрано столь огромное количество массовки и столь огромное количество шлемов, бутафорских мечей и кольчуг. Это заслуживает уважения. Заслуживает уважения и огромная работа над шлемами крестоносцев, над одеждой католических священников, и в целом над костюмами. Также, камера у Эйзенштейна постоянно освещала отдельных персонажей в битве, крайне редко переходила на общие планы, что тоже поражает, так как над этим необходимо было крайне серьезно работать. Тем не менее, несмотря на все плюсы, сейчас битва на Чудском озере, поставленная Эйзенштейном, выглядит нелепо и смешно.

    Собственно говоря, в отличие от того же «Ивана Грозного», который был на порядок лучше и, скажем так, смелее, и самое главное, длиннее, «Александр Невский» не раскрывает собственно характер самого князя. Он показывает нам стереотипный образ правителя, который был нужен Руси, ну или в контексте того времени, СССР. Сам образ князя выглядит крайне карикатурно, и, дабы отойти от критики в отношении его изображения, Эйзенштейн еще больше внимания уделяет именно битве на Чудском озере, которая действительно смотрелась смешно. Не менее карикатурно изображены им крестоносцы, которые вообще непонятно каким образом тогда захватили всю Ливонию и вплотную подошли к Новгороду. Они просто никакие.

    Чуть не забыл сказать, что мне понравились актерские работы: Николай Черкасов в образе Невского и его коллеги очень хороши в образе дружинников.

    Музыка — это самое положительное в картине. Она была написана Сергеем Прокофьевым, что не может не радовать.

    Однако, все же необходимо отметить, что данная картина является классикой советского кино не потому, что в ней столь много плюсов, что не сосчитать, а потому, что Эйзенштейн своей фигурой превращал каждую картину в событие, если не мирового, то по крайней мере советского маштаба. В своей время, да и именно во время войны с немцами, это картина пользовалась грандиозным и умопомрачительным успехом, и именно поэтому вошла в историю кино.

    И я из уважения к этому гению, не могу поставить меньше…

    7 из 10

    21 августа 2014 | 17:08

    Настоящая русская сеча! Потрясающий фильм, несмотря, что снят более 70 лет назад…

    С колоссальным патриотическим оттенком, гордостью за героическое прошлое Руси и России! Фильм шикарен, несмотря на то, что политический (пропаганда накануне немецкой агрессии во 2 мировой войне)… Фильм был снят и показан вовремя = для поднятия боевого и гражданского духа советских людей перед нарастающей угрозой фашизма!

    1. Костюмы, народная одежда и военные доспехи отчётливо и достоверно показывают историчность показываемой эпохи! Пусть даже порою и промелькивают немецкие каски, в которые воевали нацистские солдаты на фронтах 2 мировой… Ну в этом был намёк автора фильма на приближающуюся и неизбежную к границам СССР Гитлеровскую угрозу…

    2. Гнусными показаны Крестовые походы, а церковники изображены с подлыми и звериныами лицами! Эти походы шли под именем Христа и крестными знамёнами, но на деле велись с захватническими, грабительскими и алчными целями… В них было награблено много добра и загублены тысячи жизней! Отрицательно показан и сам папа римский! Особенно устрашающими и безжалостными показаны тевтонские рыцари, которые не жалеют ни детей, ни стариков, ни женщин…

    3. Особую атмосферу фильму придаёт бескомпромиссный и мощный патриотизм русского народа, солдат, которые боролись с иноземными захватчиками, не жалея сил, средств и себя во благо и свободы своей любимой Родины! А от фразы «Мёртвый Псков зовёт тебя, Ярославич!» = пробивает дрожь, накатывают слёзы и оживает гордость за мужественность русского война! Талантливым, мудрым человеком и героической личностью показан и полководец Александр Невский!

    4. Сцена ледового сражения — центральная и главная в фильме! А. Невский прекрасно задумал тактику боя, при этом он сам непосредственно участвовал в сражении, наравне с рядовыми солдатами! Она изображена героически, мощно, без всякой многомиллионной компьютерной графики, голливудской кровищи! Просто военное рубище, без голливудского зрелища! Шикарно! Без комментариев…

    5. Но помимо батальных сцен, в фильме есть место для романтики и крылатым фразам, празднику и юмору…

    Русский многонациональный патриотизм ни раз доказывал свою мощь! Ни единожды на нашу страну нападали враги! Но наши предки били и разбивали разных оккупантов и интервентов: шведов, тевтонцев, монгол, немцев, разных Гитлеров и Наполеонов… Но всё равно новых врагов нашей страны не учит горький опыт прошлых поражений… Всё равно лезут, норовят снова нас покорить! Не выйдет! Будем стоять за Русь-матушку и гнать агрессоров восвояси! Поборим, найдём и накажем их и их приспешников (предателей Руси) в воздухе и на земле, потопим и подо льдом… Почёт, слава и вечная память Всем защитникам нашей Родины! Спасибо им за мир, свободу и что у нас есть такая Родина!

    «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля».. Воистину!

    Данный фильм-балладу советую к обязательному просмотру!

    11 октября 2013 | 13:14

    Фильм «Александр Невский» — пример того, как из госзаказа можно сделать картину «военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю» (Н. К. Черкасов, «Записки советского актёра») и в то же время глубокого выразительную.

    Идея данного фильма поступила, что называется, «сверху», и из предложенного пантеона героев Эйзенштейн выбрал Александра Невского. История жизни и смерти Великого князя Александра Ярославича была сокращена до его триумфа в Ледовом побоище, когда дружины простых новгородцев разбили многочисленную тевтонскую армию. В положении назревания мощи нового лидера Германии обращение к историческому событию было очень важно, дабы напомнить народу о его героическом прошлом (не случайно в фильме сделан акцент на победу именно народную), дать опору на свои корни. Фильм — открытый призыв к патриотизму, и идеологическая обработка тут без надобности. Это ещё и своего рода напоминание миру (фильм демонстрировался за рубежом) о могуществе русского народа, заявка на то, что «если кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!»

    «Александр Невский» — первая работа Эйзенштейна со времён приезда из эмиграции, первая звуковая его работа. Надо сказать, что Эйзенштейн применил-таки некоторые учтённые в период эмиграции находки, например, приём работы со звуком, когда шум боя, только что происходившего на экране, при перемещении камеры на другой кадр становится глуше, или, например, глубинное построение мизансцены, продемонстрировавшееся в 1941 году Орсоном Уэллсом в «Гражданине Кейне».

    Подвергнутые критике за формализм «монтаж аттракционов» и опора на типажи немого периода своего творчества Эйзенштейн меняет на условность и бутафорию. Всё действо напоминает оперное представление: нарочито русские костюмы, статичные кадры массовки, расставленной на разных уровнях, её одновременное движение в кадре, театральные «оценки» персонажей, взгляды «в даль» во время диалогов (герои часто не смотрят друг на друга), а вместо оперных арий — монументальная музыка Сергея Прокофьева. Тем не менее Эйзенштейн не отрёкся от своего стремления к шоковому воздействию, например, в сцене сжигания детей в захваченном Пскове под распятиями, перекрещиваемых инквизитором, больше напоминающим своим образом смерть с крючковатыми пальцами, орлиным носом, черным капюшоном и чётками вместо косы.

    Вообще фильм богат образами, будто вышедшими из легенды: русские богатыри, «высокий, весёлый» Василий и степенный, задумчивый Гаврило, кузнец в коротенькой кольчужке (который рассказывал анекдот про лису и зайца) как воплощение русской народной мудрости. Воспроизведение события Эйзенштейн стремился сделать не исторически точным, а былинным, как можно меньше соприкасаться с хронологией, а больше с легендой. Отсюда и незамысловатый сюжет, и выразительная визуальная образность.

    В моменты боевых столкновений армия «белых» (крестоносцев в белых костюмах) набегает сверху на армию «чёрных» (русских в кольчугах и шлемах), когда удача на стороне врага, а когда наоборот, соотношение цветов соответственно меняется.

    Крупные планы черепов, разбросанных сабель, бродящие вокруг вороны — вся обстановка после боя, выстроенная Эйзенштейном и заснятая Эдуардом Тиссе напоминает картину Василия Верещагина «Апофеоз войны». Вообще Эйзенштейн особое внимание уделил птицам, хотя и не сказать, чтобы сильно акцентировал на них внимание. После боя на озере на умершем крестоносце сидит сокол — солнечный символ победы, за головой Невского на заднем плане в расфокусе ходит чёрный ворон, в сказаниях обычно прилетающий на места кровопролития и выклёвывающий павшим воинам глаза, широченный по своему значению символ.

    Таким образом, «Александр Невский» — пример того, как в рамках госзаказа режиссёр-автор способен сделать историю на экране истинно былинно-русскую по духу, музыкально-театральную по пластике и в то же время с нужным в конкретное время посылом. Это пример того, как кассовый фильм может иметь художественную ценность.

    25 марта 2014 | 21:17

    …Была суббота, день 5 апреля 1242 года, на восходе солнца русским открылся клинообразный строй немецкого войска, который русские называли свиньею…Вот так 770 лет назад началось Ледовое побоище, о чем и повествует фильм. И ведь никто и не вспоминает теперь…

    Великий фильм! Фильм шедевр! Музыка Сергей Прокофьева — выше всяких похвал! Недаром С. Прокофьев получил Сталинскую премию. Высочайший уровень — и режиссура, и актерская игра, и музыка! Разве так сейчас снимают?

    Этот фильм я всегда относил к бесспорным шедеврам и при этом, неизменно зрелищным. Он и сегодня смотрится! Какой современный «шедевр» может соперничать с «Александром Невским»? А ведь фильм снят 1938 году!

    Нашествие Ордена вызывало у зрителей тех лет прямые ассоциации с угрозой со стороны гитлеровской Германии. И пусть отсохнут злые языки, говорящие о том было ли побоище или нет, и сколько ляпов в фильме… Главное чтобы у «горе-художников» кинематогрофа не поднялась рука сделать этот фильм в цвете!

    Все до сих пор помнят речь князя Александра Ярославича в устах Николая Черкасова и музыка Прокофьева врезаются каждому русскому человеку в память. И здесь испытываешь ничего иного, кроме гордости за свою землю. Именно Невский определил политику Руси по отношению к захватчикам: «А если кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет русская земля!» Фильм обязателен к просмотру и в школах!!!

    Действительно первоклассный актерский ансамбль: Черкасов, Абрикосов, Ершов, Орлов, Масалитинова, Блинников, Охлопков. Николай Константинович Черкасов — всегда убедителен в любой роли, будь то белый генерал из «Человека с ружьем» или царь Иван Грозный, или же неуклюжий Жак Паганель и сам великий князь Александр Ярославич!

    И конечно Александра Данилова в роли Василисы-псковитянки, как она преображается, облачаясь в доспехи, и как снова становится скромной и стеснительной, когда Василий Буслаев знакомит ее со своей матерью, словно она и не билась наравне с мужчинами.

    Для русских победа на льду Чудского озера имеет огромное значении: здесь Сам Бог рассудил вековой спор германцев и славян, оградив навсегда наше отечество от опасных иноземцев. Что было бы с нашей северо-восточной окраиной, с Новгородом, с Псковом, с прилагающими к ним землями, если бы успех остался за врагами?! Кто знает, может быть, нам никогда впоследствии не пришлось бы думать о приобретении берегов Балтийского моря, о тех славных задачах, которые одушевляли Петра Великого…

    6 апреля 2012 | 12:30

    Лучшие фильмы Эйзенштейна были сняты в период немого кино: «Стачка», «Броненоосец „Потёмкин“», «Октябрь». С утверждением немого кино его фильмы становятся всё более «блеклыми» по сравнению с предыдущими шедеврами.

    «Александр Невский» выделяется лишь сценой битвы на Чудском озере. Конечно, в Советском Союзе он тут же стал популярным — такая-то мощная пропаганда! Примечательно, что он был снят с экраном после подписания «пакта Молотова-Риббентропа», а после нападения фашистов снова возвращён.

    В фильме огромное количество ляпов — создатели старались не восстановить историческую эпоху, а идеологизировать фильм, что у них получилось блестяще. Фильм неплох, но не более того.

    7 из 10

    23 июня 2011 | 18:43

    «Александр Невский» — один из самых выдающихся фильмов XX века. Снятая режиссером Сергеем Эйзенштейном костюмно-историческая, военно-патриотическая агитка до сих пор пользуется популярностью у зрителя. Ни один курс по истории кино в вузах не обходится без просмотра этого советского шедевра. А кадры из «Александра Невского» по-прежнему используются в документальных фильмах.

    История создания этого фильма сама по себе очень интересна. В 1937 г., когда стало ясно, что гитлеровский режим набирает нешуточную и опасную силу, идеологи принялись искать такой исторический пример, где русские противостояли бы немцам. Такой пример был найден в лице Александра Невского — знаменитого новгородского князя-полководца, разбившего 5 апреля 1242 г. на Чудском озере немецких рыцарей Ливонского ордена. При внимательном просмотре можно заметить нацистскую символику на головном уборе епископа. Любопытно отметить, что после подписания пакта Молотова-Риббентропа эту ленту запретили показывать ввиду улучшения дипломатических отношений между СССР и Германии, а после начала Великой Отечественной войны запрет был снят.

    Александр Невский сам по себе личность спорная. С одной стороны, он был первым русским князем, который добровольно пошел на сотрудничество с Золотой Ордой. С другой стороны, он удачно сумел отразить нашествие Запада в 1240 и 1242 гг. Однако, на тот момент, создателям фильма пришлось остановиться на одном, «положительном», факте биографии полководца. Дальше шел миф, умело созданный сценаристами С. Эйзенштейном и П. Павленко. Именно с подачи этого фильма в головах советских людей закрепился образ храброго русского воина, талантливого стратега, справедливого патриота — князя Александра Ярославича Невского, которого сыграл актер Николай Черкасов. Даже тот Невский, что изображен на картине П. Корина (которую часто можно встретить в учебниках по истории России) был срисован с «киношного».

    Из всех эпизодов фильма наиболее заметно выделяется тот, который посвящен самой битве. Во-первых, по длительности он занял чуть ли не треть картины. Во-вторых, сама экранная битва была снята гораздо сложнее остальных сцен. Здесь и прием субъективной камеры (словно события показаны глазами одного из воинов), и огромная работа настоящих людей в массовке (учитывая, что сегодня массовку можно нарисовать на компьютере), это и энергичный темпоритм за счет монтажа и музыки Сергея Прокофьева. Безусловно хотя бы ради этой сцены современному зрителю стоит посмотреть «Александра Невского».

    Самая запоминающаяся каждому зрителю сцена — речь Невского, поскольку его слова «Кто с мечом к нам придет — тот от меча и погибнет» буквально врезаются в память. Несмотря на то, что мне не очень нравится смотреть пропагандистские фильмы, ничего плохого в «Александре Невском» я не увидел. Наоборот, картина, хоть и наполнена пафосом, прежде всего, призывает любить свою Родину и сражаться за нее.

    8 из 10

    19 апреля 2014 | 22:11

    «Александр Невский» Сергей Эйзенштейна — фильм снятый по государственному заказу. В 1938 году, до пакта Молотова-Риббентропа, было очевидным военное столкновение Советского Союза с нацистской Германией. Эйзенштейн получил заказ с самых верхов на создание эпического фильма, который смог бы поднять и развить патриотические чувства народа, и режиссер с этой задачей справился блестяще. Как-то оценить эффект фильма на население сложно, но перед войной он стал вторым по популярности фильмом после «Чапаева» Георгия Васильева. После подписание пакта Молотова-Риббентропа фильм временно запретили к просмотру, но после начала войны он вновь появился в кинозалах.

    В фильме идет повесть о борьбе Новгорода с Тевтонским орденом во время объявленного Папой крестового похода против Руси. Немцы, которые воевали за Орден, изображены лютыми и непримиримыми врагами русских, чье национальное самосознание и энтузиазм во время фильма постоянно подчеркивается, однако факт реального национального сознания у жителей Новгородской земли в Средние века очень сомнителен. Немецкие рыцари несут чуждую русским культуру и идеи, ведя при этом борьбу на уничтожение, что показано в сценах в захваченном ими Пскове. Характер борьбы, которую будут вести немцы против русских в фильме отлично предугадан — Вторая Мировая война воспроизведет сцены псковских погромов и экзекуций по всем захваченным территориям СССР. Вызванное недовольство и национальное русское стремление к свободе, как это выражено в фильме, сподвигают новгородцев встать единодушно (за исключением буржуев-купцов и предателей-монахов) и самоотверженно встать на борьбу с захватчиками. Александр Невский, блестящий и высокий герой, который в мирное время занимается ремеслом и промыслом, работая на благо людей, возглавляет борьбу с тевтонцами и одерживает великую победу. Идеологизация фильма несомненна, но только такие фильмы и могли пройти жесткую цензуру, которую устраивал лично Сталин.

    С художественной стороны «Александр Невский» настоящий прорыв в жанре эпического кино. Массовые батальные сцены, средневековые одежды и доспехи, восстановленные улицы и храм Великого Новгорода — сложные в техническом и художественном отношении проекты уникальны и новы не только для советского, но и мирового кинематографа в 30-е гг. XX века. Блестящи также работа оператора и музыкальное сопровождение, написанное Прокофьевым специально для этого фильма. Игра актеров особого впечатления не оказывает, но все они на хорошем для 30-х гг. уровне. Фильм представляется цельным, а Эйзенштейн историей про двух женихов, кузнеца и некоторыми заметными мелочами сумел вдохнуть в него жизнь. Картина заряжена энергией патриотизма и может передать часть своей энергетики зрителям, что является показателем качества произведения.

    Фильм рекомендуется для всех любителей истории, батальных сцен, классики и просто хорошего и добротного кино.

    8 из 10

    27 декабря 2011 | 17:50

    Живым бойцам почёт и честь, А мёртвым — слава вечная.

    Конечно же, Александр Невский — особое кино в истории кинематографа. Это кино, которое смотрели наши деды и прадеды, перед тем, как уходили на фронт. И лучшим напоминанием перед боем с немцем были напоминания о прошлых победах. Это одновременно и историческое кино и кино из истории — все в одном. Это делает его обязательным для просмотра всех любителей кино. В первую очередь, конечно, нас, потомков русских и советских героев.

    Современные «критики» могут его ругать за игру актеров или еще за что. Это не важно. Снять такую баталию в те далекие годы — это стоит уважения и поэтому оставлю ругань тем, кто только ей и занимается. Адекватные же люди отнесутся адекватно.

    Ну и самое главное — за что полюбили фильм многие поколения и что делает его шедевром искусства на века, это, разумеется, музыка Александра Прокофьева. Это то, что нужно знать, песни — то, что надо петь, хотя бы про себя. (=

    За отчий дом, за русский край, Вставайте, люди русские!

    Эти слова звучат актуально и сейчас. Есть много сил, которые действуют против вольного и честного народа. Мы должны быть достойны своих предков и выйти с честью из всех передряг.

    Поднимайся, встань, Мать родная, Русь!

    10 из 10

    7 мая 2013 | 14:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>