всё о любом фильме:

Ночь живых мертвецов

Night of the Living Dead
год
страна
слоган«They`re coming to get you...»
режиссерДжордж А. Ромеро
сценарийДжон А. Руссо, Джордж А. Ромеро
продюсерКарл Хардмен, Рассел Страйнер
операторДжордж А. Ромеро
композитор-
монтажДжордж А. Ромеро
жанр ужасы, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
Барбра и её брат Джонни приезжают на кладбище, расположенное в уединённом загородном месте. Неожиданно на них совершают нападение существа, напоминающие мертвецов, восставших из могил. Барбра укрывается в расположенном неподалёку доме, где также находят убежище темнокожий парень по имени Бен, супруги Гарри и Хелен Куперы с дочерью Карен, а также возлюбленные Том и Джуди. Лишь спустя время им удаётся узнать, что причиной катастрофы, уже принявшей планетарный масштаб, является радиоактивное излучение, занесённое с Венеры одним из космических кораблей НАСА.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
50 + 2 = 52
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально фильм мог стать комедией: первая версия сценария называлась «Киношка о монстрах» и рассказывала о инопланетянах-подростках, которые прибывают на Землю и заводят дружбу с местными сверстниками.
    • Во второй версии сценарий развивался абсолютно по-другому. Главный герой «Ночи Анубиса» (такое название дали фильму) сбегал из дома и обнаруживал гору гниющих трупов, служивших гуманоидам пищей.
    • В третьем варианте сценария сюжет уже был похож на знакомый всем — фильм был о зомби и имел название «Ночь пожирателей плоти».
    • По словам режиссера картины Джорджа А. Ромеро, на создание подобного сюжета его вдохновил роман Ричарда Мэтсона «Я — легенда», в котором все население Земли превращалось в вампиров и ночами осаждало дом последнего уцелевшего.
    • Так как бюджет картины был довольно скромный, актеров пришлось набирать из местных театров. Главная роль досталась Дуэйну Джонсу — актёру питтсбургского театра — что в те времена было очень необычным: героические роли было не принято отдавать чернокожим артистам, но ограниченному в средствах режиссеру пришлось выбирать лучшего из всех, кто пробовался на роль.
    • Дуэйн Джонс отказался читать реплики главного героя, написанные в сценарии, и сам лично переписал все свои слова.
    • Мэрилин Истман поступила так же — она переделала всю сцену в подвале.
    • В фильме в качестве крови использовался шоколадный сироп, в качестве костюмов выступали поношенные вещи из сэконд-хэнда, а вместо грима для зомби использовался воск из похоронного бюро. В черно-белой гамме фильма всё это смотрелось неплохо.
    • Ни одна из голливудских студий не желала прокатывать столь жестокую и безысходную постановку. Авторов фильма неоднократно просили смягчить некоторые сцены и изменить концовку фильма, но они твердо стояли на своем.
    • Columbia Pictures была заинтересована в прокате фильма, но из-за нежелания авторов менять некоторые детали, отказалась и эта студия.
    • Название «Ночь живых мертвецов» было условием, что компания Walter Reade Organization будет прокатывать фильм. «Ночь пожирателей плоти» было отменено во избежание путаницы с вышедшей четырьмя годами ранее картиной «Пожиратели плоти».
    • Съемки короткого эпизода на кладбище проходили в течение двух дней.
    • Статистам, изображавшим зомби, было заплачено по 1 доллару и дана футболка с надписью «Я был зомби» на картине «Ночь живых мертвецов».
    • Единственным дистрибьютором, который заинтересовался этим фильмом, была компания «Columbia», но вскоре и она отказалась от этой затеи, так как фильм был черно-белым, в то время, как уже все снимали цветные картины. По иронии судьбы, в 1990 году именно «Columbia» выступила инициатором ремейка.
    • Инвесторами фильма выступили Уилльям Хинцман и Карл Хардман, внесшие по 30 тысяч долларов, за что получили маленькие роли. Другим инвестором выступил местный мясник, поставивший бесплатно для съемок много настоящей крови и внутренностей животных.
    • По словам Ромеро, оригинальная версия фильма была на десять минут длиннее, но дистрибьютеры заставили его её «обрезать».
    • Само слово «зомби» в фильме ни разу не звучит.
    • Некоторые из воплей, которые издавал Уильям Хинцман (зомби на кладбище) в сцене с Расселом Стрейнером (Джонни) были вполне искренними — во время съёмок борьбы Стрейнер случайно ударил Хинцмана в пах.
    • Кладбище, на котором проходили съёмки — Evans City Cemetery (штат Пенсильвания). В 90-х годах по нему прошёл смерч, который даже «вскрыл» несколько могил.
    • «Труп», лежавший на втором этаже дома, Джордж Ромеро смастерил самостоятельно. Для глаз он использовал шарики для пинг-понга.
    • Карл Хардман и Мэрилин Истман, игравшие супругов Гарри и Хелен Купер, в реальной жизни также состояли в браке, и их «экранную» дочь Карен тоже играла их настоящая дочь Кира Шон.
    • Христианские фундаменталисты объявили создателей фильма дьяволопоклонниками.
    • Фильм задумывалось снимать в цвете, но из-за маленького бюджета он был снят в чёрно-белых тонах на 35-миллиметровую камеру.
    • еще 20 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Когда в 1968 году вышла эта чёрно-белая лента, которая была снята всего лишь за $114 тыс., а окупилась почти в две сотни раз (с учётом повторного выпуска в 1999 году и сборов в мировом прокате), мало кто предполагал, что довольно скоро она станет не только одной из самых цитируемых и попросту обворовываемой менее талантливыми эпигонами всех мастей, но и подлинной классикой жанра. Фактически «Ночь живых мертвецов» — фильм ужасов с подразумеваемой фантастической подоплёкой. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 38 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В 1968 году Джордж Ромеро снял фильм, впоследствии ставший классикой всего жанра. «Ночь живых мертвецов» стоил всего 114 тысяч долларов, но с учетом переиздания в 1990 году, принес более 16 миллионов. Примечательно, что картина изначально была черно-белой. Сегодня зритель едва ли сможет оценить ее по достоинству. Закормленный компьютерными спецэффектами стоимостью в десятки миллионов долларов, он уже не смотрит ни на игру актеров, ни на работу гримёров.

    Считается, что «Ночь живых мертвецов» стал первым фильмов ужасов с научно-фантастической подоплекой. В будущем она породит множество клонов, а в 1985 году выйдет и первая пародия, полностью посвященная ему и «Рассвету мертвецов» Ромеро (1978) — «Возвращение живых мертвецов», в которой давалась прямая отсылка на фильм Ромеро. В 2006 году выходит первый ремейк картины «Ночь живых мертвецов 3D». В 2011 году ожидается новый ремейк «Ночь живых мертвецов: Начало». Помимо клонов и пародий существуют и фильмы, связанные с оригинальной картиной Ромеро только названием и общей идеей — «Ночь живых мертвецов: Хроники уцелевших» (2005), «Париж: ночь живых мертвецов» (2009).

    «Ночи живых мертвецов» Ромеро предшествовало множество малобюджетных картин 50-х — начала 60-х годов прошлого века, антиутопий по сюжету схожих с творением Ромеро. Всего Джордж Ромеро снял четыре картины в рамках эпоса о зомби — термина, между прочим, ни разу не употреблявшегося в оригинальной картине. Последний фильм — «Земля мертвецов» — вышла в 2005 году. Примечательно, что первые четыре фильма Ромеро снимал в Питсбурге, а последнюю — в Канаде, чтобы хоть немного сэкономить. Последний фильм стоил в 180 раз больше картины 1968 года.

    Сегодня «Ночь живых мертвецов» считается классикой жанра, и неким эталоном, к которому должны стремиться создатели зомби и прочей нежити. Тем не менее, картина имеет существенные огрехи. Например, когда первый зомби (будем для удобства называть оживших мертвецов именно так), которого встречает одна из героинь, убивает ее брата, она от него убегает, а он бежит за ней. Минут через сорок экранного времени власти сообщат, что зомби не могут бегать! И действительно — мы больше ни разу не увидим в кадре бегущих зомби. Тот же самый зомби, что убил брата Барбары по каким-то причинам не стал его есть, а сразу погнался за Барбарой. Почему? Большой любитель «клубнички»?

    В целом, фильм представляет лишь исторический интерес. Отсутствие спецэффектов, киноляпы и глупые реплики киногероев сегодня отправили бы «Ночь живых мертвецов» в ряды третьесортных фильмов.

    6 из 10

    24 июня 2011 | 18:48

    Там какой-то шум!

    Я заметил, что я очень мало пишу про своих любимых друзей зомби. А ведь эта тема одна из самых моих любимых в кинематографе. Я даже свой ник, взял ZOMBION. Поэтому я думаю надо как-то его оправдывать. Сейчас я хотел бы немного рассказать о фильме, который не нуждается в особом представлении. И о режиссере, который не любит это слово на букву Z. Речь пойдет о Джордже Ромеро и о фильме…

    НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ (я люблю этот фильм)

    Сразу скажу, что я очень люблю этот фильм и очень сильно уважаю творчество Джорджа Ромеро. Расписывать сюжет и кричать о том, какой классный этот фильм я не буду. Пускай это, делают другие. Иногда слова просто не нужны. Я просто немного расскажу о том, как я познакомился с этим фильмом. И добавлю Джордж Ромеро — НАВСЕГДА.

    С этим фильмом у меня произошел очень забавный случай. Я с детства смотрел разные ужасы. Конечно, и смотрел фильмы про живых мертвецов. Не могу сказать точно, видел ли я его в детстве. Все может быть, но все равно я его не запомнил. Прошло несколько лет. Я ездил на рынок к другу и покупал у него фильмы ужасов. Как-то он мне начал рассказывать про Ромеро и про его фильмы. Он сказал, посмотри обязательно его старый фильм про мертвецов он еще черно-белый. Я нашел этот фильм, когда я его включил, я сразу его выключил. Почему?

    Потому что фильм был цветным, и я решил, что просто взял другой фильм. Потом я взял еще один диск с фильмом и еще один. И все они были цветными. Я ничего не понимал, что это за фильм такой редкий черно-белый. Напомню, в то время Интернета у меня не было. Я взял диск с фильмом поехал к другу и дал ему посмотреть, он сказал, что это тот фильм, про который он и говорил. Просто его отреставрировали и сделали цветным. Но я не сдаюсь, потому что я очень люблю кино. Я пришел домой, дождался ночи, убавил цвет у монитора, включил фильм…

    И ТУТ Я ПРОСНУЛСЯ.

    Спасибо.

    10 из 10

    7 ноября 2009 | 18:47

    Фильм классический м поистине страшный, я смотрел его, когда мне было 16 лет, ночью и, скажу вам ребята, было жутковато. Атмосфера фильма столь пугающая своей безысходностью, обреченностью, оторванностью от мира, в полной мере переходит на зрителя.

    21 сентября 2006 | 05:05

    Солнце. Немилосердное, белое, горячее. Оно бесконечно долго не даёт мне искать еду, загоняя в тень жасминовых кустов. Но я терпелив, и, наконец, дожидаюсь своего — парочку существ, способных утолить мой вечный голод. Существа что-то завозились у подножия бывшего дома, и я иду им навстречу — мясо, живое мясо, всё ближе и ближе. Они что-то пищат, но я их не понимаю, только тяну вперед руки, готовые рвать плоть и наполнять ладони капающей с порванных жил кровью. Одно существо вырвалось и куда-то бежит, я стараюсь не отставать, все равно я его настигну — солнце склоняется к горизонту, пришло моё время. Моё и таких как я. Нас много, очень много. И мы очень хотим есть.

    Тема живых мертвецов всегда волновала кинематографистов. Уже в тридцатых годах выходят «Белый зомби» Виктора Халперина, «Барабаны ночи» Джорджа Тервиллигера, дальше «Ходячие мертвецы», «Король зомби», «Остров вуду», «План 9: Из открытого космоса», другие похожие ленты. Но то было кино второго сорта, которое не претендовало на лавры и признание критиков. Мир поменялся с выходом «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Первым фильмом жанра, который не стыдятся включать в разные списки обязательного к просмотру кино. Даже Национальный совет США по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса включил картину Ромеро в свой реестр, а высоколобые специалисты ВГИКа бодро рекомендуют её к обязательному ознакомлению.

    Хотя по всем канонам, «Ночь живых мертвецов» — это низкопробный трэш. Оживленные космическим вирусом, пожиратели плоти разбредаются по городам и весям в поисках бегущей по венам крови и дымящейся человечины. Белолицые и потрепанные, они останавливают автомобили, врываются в дома, поджидают на улицах. И жадно пытаются насытиться. Армия мобилизована, президент полон энтузиазма, а группа случайных прохожих отчаянно старается забить досками фанерные двери фермерского домика в безумной надежде спастись. Но смерть уже внутри, и она настигнет каждого.

    Разумеется, на особые финансовые вливания создатели не рассчитывали. В ход шли белила, секондхэндовское шматье, шоколадный сироп, автомобили со свалки. Стали легендой гонорары массовки в 1 доллар и майки с памятной надписью. Все как обычно. И вдруг успех. Приличный финансовый, и, что более ценно, культовый. Лента получила статус праматери канона, режиссер был принесен в угоду зрительскому желанию, которое ни в какую не воспринимало Джорджа Ромеро в иной ипостаси, нежели Крестителя кинозомби. Ходить в кино на живых мертвецов стало признаком вкуса. Тысячи работников Голливуда получили кусок хлеба. Некоторые даже с толстым слоем икры.

    Все ближе и ближе моя цель. Я чувствую её запах, ощущаю её страх. Меня не остановит догорающее кресло, щелканье охотничьего ружья, пронзительный визг. Вот уже трещит и выламывается очередная доска. Волна страждущих мяса вносит меня в комнатенку. Я отпихиваю локтями других, впиваясь гнильем зубов во что-то мягкое и дрожащее. Мне хорошо. В щели стен потихоньку начинают пробиваться слабые лучики рассвета. Пора уходить. Искать новые незапертые двери.

    25 мая 2012 | 21:39

    «Ночь живых мертвецов» фильм, который можно назвать прародителем современных фильмов о зомби. Конечно это не первая картина про живых мертвецов, но она имеет несколько весомых отличий от фильмов снятых на эту же тематику в более ранний период.

    Первое отличие состоит в том, что у зомби этого фильма нет управляющего, к примеру, колдуна Вуду, как в картинах «Белый зомби» и «Чума зомби».

    Второе, на мой взгляд, самое весомое отличие — это то, что зомби способны заражать обычных людей (через укус) и те в свою очередь тоже становятся частью бесконечной орды живых мертвецов.

    Фильм имеет не плохой сюжет, хотя поклонникам современного зомби жанра картина может показаться скучной. Здесь мы не увидим гигантских мегаполисов наводнённых миллионами живых трупов, и отчаянно сражающейся с ними армией правительства. Нет в фильме здоровенных и ужасных мутантов и супер героев спасающих мир и обладающих сверх способностями. Фильм рассказывает о группе выживших укрывшихся в одиноком фермерском домике от кошмара происходящего вокруг. Возможно, картине и не хватает динамики, но зато в нём неплохо создана атмосфера. А именно её часто не достаёт современным фильмам.

    Если предыдущие фильмы про зомби лишь приоткрыли дверь для данного жанра, то «Ночь живых мертвецов» распахнул её нараспашку. В дальнейшем появится ещё немало фильмов на данную тематику как удачных, так и провальных. Но первым фильмом открывшим им дорогу будет «Ночь живых мертвецов». И посмотреть его стоит хотя бы для ознакомления с корнями жанра и с историей кино в целом.

    8 из 10

    24 декабря 2012 | 18:33

    «Ночь живых мертвецов» дает старт той эпохе ужасов, в которой зомби выглядят такими, какими мы привыкли видеть их сейчас — отсутствующий взгляд, бессловестность, каннибализм, озлобленность и что самое главное — массовость. До Джорджа Ромеро, которого по праву можно признать специалистом в области мертвецов, такого масштабного нашествия живых трупов попросту не было, к тому же всеми предшествующими зомби обязательно управлял человек.

    Одним из самых важных моментов в фильме ужасов является атмосфера, выдержанная тут на отлично. С самого-самого начала увиденное не предвещает ровным счетом ничего оптимистичного — пока еще идут вступительные титры, зритель может увидеть дорогу с крестом, который обычно ставят на места захоронения, и собственно могилы. Черно-белая гамма только прибавляет плюсов к ощущению темноты и безысходности, а местами даже напоминает о не менее знаменитом «Психо» Хичкока, который, как известно, отказался от цвета намеренно. Правда, отказ обоих был обоснован прежде всего экономией, этот выбор существенно повлиял на атмосферу как «Психо», так и «Ночи живых мертвецов».

    Главное действо начинается без длинных прелюдий — брат и сестра приезжают на кладбище вечером и тут же сталкиваются с одним зомби. Вскоре количество людей, пытающихся спастись, немного увеличивается, в то время как численность зомби растет в геометрической прогрессии. Начинается заведомо неравная игра на выживание.

    Пока герои строят баррикады, а живые трупы остаются снаружи «крепости», зрителя нужно чем-то развлекать, и обычно этим развлечением становятся психологические конфликты, нагнетающиеся до взрывной опасности. Джордж Ромеро не стал устраивать аттракцион под названием «убить-не убить (зараженного человека), в отличие от своих последователей. Все межличностные трения довольно просты, что не отвлекает от сути — спасения и выживания.

    Сейчас мы уже не говорим о том, что фильм может впечатлит относительно крови и прочей мясорубки. Более того, непонятно почему «живые мертвецы» наделали столько шуму при выходе, поскольку человеческих останков и прочей мерзости там действительно немного, а по нашим нынешним меркам и вовсе ничтожно мало. Основное внимание сосредоточено не на моменте смерти, а на том, что предшествует ей — атаки зомби. И вот мертвецы стучат в стекла машины, выбивают их, протягивают руки… На этом собственно все. Так что если есть желание увидеть олдскульную мясорубку — это не по этой части.

    Позднее все подобные почти апокалипсисы, будь то нашествие живых трупов или вампиров, не решались. То есть концовка не положила конец эре бушующих монстров, а просто являлась финалом одного из этапов выживания героев. Джордж Ромеро же, к его чести, поступил более твердо — одна сторона побеждает. Окончательно и бесповоротно.

    8 из 10

    2 апреля 2010 | 21:48

    Не люблю чёрно-белые фильмы, поэтому посмотрел цветную версию. По началу мне фильм совсем не понравился, даже захотелось выключить, но так как перед просмотром прочитал много положительных отзывов решил всётаки досмотреть. И правильно сделал, минуте на десятой начинается всё самое интересное и впечатляющее, и до самого конца не отпускает зрителя ни на шаг от экрана.

    Главное перед началом просмотра настроить себя на то время, на мысль что до этого фильма ничего подобного не было, и тогда вы сможете вполне ощутить тот ужас, который несомненно присутствует в этой картине. Начало конечно не слишком впечатляющее, да и первый встретившийся зомби как то не слишком похож на живого мертвяка, но зато остальные явно не подкачали.

    Что касается игры актёров, то она очень неодназначна, кто-то не доигрывает, например темнокожий актёр, кто-то переигрывает, например актриса сыгравшая Барбру, а кто-то просто великолепен, например актёр сыгравший роль мистера Купера. Но это только если судить по нынешним меркам, а по тем временам излишняя театральность была в порядке вещей.

    Отмечу великолепную атмосферу, навеваемую не только очень подходящей музыкой, но и сюжетными ходами, да и обстановкой, в которую попадают герои. Отдельно стоит отметить о радио и телевизоре, которые на протяжении фильма оповещали героев и главным образом зрителя о происходящем в мире. Именно из выпусков новостей мы узнаём о том, что странное поведение людей на улицах, это ничто иное как вирус, оживляющий умерших людей. Причём этот вирус не разработали военные, как во многих последующих пародиях на этот фильм, а появился он из космоса, что лишний раз доказывает гениальность великого Ромеро.

    Ну и конечно нельзя не сказать и о концовке. Практически у всех фильмов того времени присутствовал хэппи-энд, это было в прядке вещей. А гениальный Ромеро решил, что если уж быть родоначальником жанра, изобретая новое, то надо действовать до конца, и придумал концовку такую, как она и должна быть в подобного рода фильмах.

    В итоге я могу сказать что фильм получился очень хорошим, атмосферным и страшным, воистину классика жанра!

    9 из 10.

    12 июля 2011 | 18:00

    Одно слово — шедевр. Легендарный фильм, первый фильм, где появились зомби (ожившие мертвецы). Самый лучший фильм в своем жанре. Сюжет превосходен, игра актеров на высоте, операторская работа — прекрасна! Ночь живых мертвецов обязан посмотреть каждый ценитель фильмов ужасов, каждый фанат зомби-хоррора. Забудьте о современных гримированных мертвецах — их здесь нет. Забудьте о уничтоженном городе — его тоже нет.

    Забудьте вообще все, что знали о зомби и посмотрите этот прекрасный, красивый фильм…

    1000 из 10, никак не меньше.

    26 апреля 2010 | 23:51

    В наше время сложно представить, что когда-то в кино не было даже понятия «кино о зомби». Правда, тогда выходили фильмы про людей, которые под воздействием вуду не контролируют свои действия и подчиняются хозяину. Те фильмы о зомби выходили редко и толком не имели успех среди зрителей. Тогда никто не думал, что вдруг на мир может свалиться неизвестная инфекция, которая будет превращать людей в ходячих мертвецов. Но вот некий Джордж А. Ромеро придумал вместе со своим напарником Джоном А. Руссо сюжет про нашествие зомби. Стоит отметить, что сюжет не раз менялся, но окончательный вариант сценария, именно про нашествие мертвецов, получился очень удачным.

    Сейчас сюжет ленты выглядит типичным для такого рода фильмов и классическим. Несколько незнакомых друг другу людей запираются в одиноком доме, чтобы спастись и пережить ночь, причем поблизости кроме непонятных существ никого нет. Самое интересное, что сам фильм несет в себе этакий социологический подтекст. Люди и так жестоки и нелепы, а что будет, если нагрянет неожиданно апокалипсис?! Вот концовка очень точно дает ответ на этот вопрос.

    Я в детстве посмотрел несколько фильмов про зомби от того же Ромеро. Они мне очень понравились. Они очень страшные и жуткие, и даже сейчас, если я их пересматриваю, то мне всё равно страшно. Джордж А. Ромеро снимал отличные ужасы про зомби со своей пугающей атмосферой. Именно после его фильмов я полюбил данный поджанр и поэтому давно добавил его в список своих любимых деятелей кинематографа. Даже стыдно, что самую первую картину — «Ночь живых мертвецов» — я посмотрел лишь сегодня. Актёры сыграли в фильме хорошо. Но почему-то мне запомнился больше всех С. Уильям Хинцмен, который в эпизодической роли сыграл первого зомби.

    Итог: гениальное творение великого режиссёра и непревзойдённого мастера фильмов о зомби. Рекомендую посмотреть любителям фильмов ужасов, классики, да и просто хорошего кино. Фильм, который будут явно помнить еще долго.

    9,5 из 10

    5 января 2012 | 18:48

    В свете недавнего успеха «Войны миров Z» мне захотелось вернуться к истокам зомби-кино, взглянуть на детство этого жанра, на то, как и почему фильмы, снятые любителями-энтузиастами, не имеющими в закромах Брэда Питта, миллионы долларов и навороченных спецэффектов, становились успешными, культовыми и любимыми многими поколениями зрителей.

    «Ночь живых мертвецов» — первый фильм Ромеро, открывший ему дорогу в большое кино, первый фильм поджанра «фильмов о зомби», открывший в кино дорогу живым мертвецам, один из самых знаменитых и прибыльных брендов, который, в связи с нерасторопностью своих создателей, оказался общественным достоянием, посему и разошелся на столько прямых цитат и заимствований. Кроме того, этот дешевенький и аляповатый фильм был внесен в Национальный регистр фильмов, куда входят шедевры, оказавшие наибольшее влияние на культуру своего времени. А ведь его проклинали и ненавидели, создателей причисляли к дьяволопоклонникам, моралисты требовали изъятия фильма из кинотеатров, его не хотела покупать ни одна студия, а в итоге назвали национальным достоянием и классикой. Да, жизнь иногда преподносит сюрпризы.

    До Ромеро самым известным фильмом, который с натяжкой может считаться фильмом о мертвяках, был «Белый зомби» с Белой Лугоши. Но там зомби никого не жрали и были одурманенными рабами чокнутого колдуна. Вторая мировая война перевела стрелки зрительского интереса на «внешнее вторжение», а основными врагами человечества сделались пришельцы из Космоса. Ромеро тоже изначально хотел снимать фильм о пришельцах в стиле «Вторжения похитителей тел», и делать его чуть ли не комедией, но сценарий так много раз переписывался, что в итоге в нем появились мертвецы. В 60-х после маньяков Хичкока и многократных «пересказов» историй про Дракулу, Франкенштейна и оборотней, зрители уже были готовы к чему-то новому. И мертвецы Ромеро стали для них жизненно необходимой прививкой страха. Живой и в тоже время мертвый, страшная пародия на человека, нежить, оболочка — бывший друг, родственник, сосед, бессмысленно кровожадный и исступленно целеустремленный, возникающий везде, где есть смерть, фактически бессмертный, и руководимый лишь инстинктом насыщения. Это было действительно страшно.

    Хотя принципиально нового в фильме Ромеро ничего не было. Приемы нагнетания напряжения были хичкоковскими. Схема перекликалась с «Вторжением похитителей тел» и «Войной миров», прежде всего, попытками придать фантастике реалистичность и научность. Ромеро попытался объяснить феномен зомби некоей космической радиацией, ввел элемент «репортажности», постарался максимально уйти от мистики. При просмотре создается ощущение, что фильм меньше всего настроен пугать. Конечно, это не так. Просто малый бюджет вносил в желания создателей свои коррективы, но, в отличие от нынешних трэшеделов, Ромеро поступил мудро, сконцентрировавшись на внутричеловеческом конфликте, оставив зомби лишь страшным обстоятельством, которое свело вместе изнеженную дурочку, клерка-обывателя, негра-работягу, подростка с его девушкой и разочарованную в своем муже женщину. В экстремальных обстоятельствах люди раскрываются совсем с иной стороны, и наблюдать за конфликтом негра и клерка порой даже интересней, чем смотреть, как довольно плохие актеры изображают, что они якобы поедают человеческую плоть.

    То, что фильм ныне абсолютно не страшен — факт. Да и интересного в нем не так уж много — слишком часто все показанное встречалось в других фильмах. Актеры либо не доигрывают, либо переигрывают. Многие придумки натянуты и кажутся до невозможности глупыми (вроде сцены с убивающей свою мать девочкой-зомби). При взаимодействии с мертвецами герои даже не думают отбиваться, как будто их организму не знакомы выбросы адреналина в критических ситуациях. Рассматривать все несуразицы этого фильма не нужно — он из них склеен и сейчас смотрится косноязыким, нелепым и наивным, как детская сказка. При этом прекрасно осознаешь его непреходящее значение и законное место в пантеоне классики жанра. Понятно, что в 1968-м эти недочеты просто не замечались, да и сейчас глаз фиксирует их скорее по привычке, ведь в итоге все равно поддаешься черно-белому очарованию этого фильма и неподкупной честности его создателей. Удивляет и творческая воля к созданию социально значительного произведения — нынешние полукомиксовые ужастики, ориентированные на попкорножующего зрителя, может, гораздо эффектней и смотрятся лучше, но, честное слово, не часто в этом жанре начинаешь задумываться о том, что никто не решит за тебя твои проблемы — ни правительство, ни армия, что все нужно делать самому, даже в глобальной катастрофе, что твоя жизнь никому кроме тебя не дорога. Иногда мираж победы — лишь вуаль дороги к гибели, а смерть не различает рас, вероисповеданий и полов, и только от мертвецов знаешь, чего можно ждать в этом сумасшедшем мире.

    Удивительно, но картина иногда поднимается до философских обобщений, и получает за это от меня звание «фильм неосуществленных замыслов», потому как у Ромеро явно было гораздо больше в голове, чем он смог выразить за скудностью средств. Позже он исправил свои недочеты и создал эффектные сиквелы, ставшие его наивысшим достижением в кино, ну, а данный фильм пусть и сильно состарился и уже значительно поистрепался (в отличие от, скажем, лент Хичкока или «Ребенка Розмари» того же года выпуска), с необходимой долей любви к классике смотрится достаточно неплохо, хоть и скучновато. Динамика и более энергичный монтаж фильму не помешали бы. 

    В «Ночи» просто улетная режиссура — это действительно был на тот момент оригинальный и неформатный фильм. Ромеро нашел рецепт, который позволил испечь пирог, пришедшийся по вкусу одновременно эстетам, критикам и фанатам ужасов и насилия. Да-да, в 60-е фильм казался безнадежно пессимистичным и полным насилия — ведь большая часть тогдашней аудитории ужасов была детьми и подростками. Конечно, и они, и их родители были в шоке от увиденного. Критик Роджер Эберт в своей статье о фильме вспоминал, что типового удовольствия от этого фильма подростки тогда не получали, а залы покидали со слезами на глазах.

    Есть еще кое-что. Так случилось, что я, прежде чем увидеть фильм, прочел книгу, являющуюся новеллизацией сценария Ромеро и Руссо. После нее смотреть фильм достаточно сложно — по той причине, что наше воображение гораздо сильнее образов, созданных любым режиссером. Ярко и мощно расписанные в книге ужасы при чтении действовали в разы сильнее, чем при просмотре.

    Фильм открыл дорогу огромному количеству кинематографистов, по большей части халтурщиков, которых привлекала в теме зомби, в основном, ее быстрая и дешевая реализация. То, от чего Ромеро старался избавиться и что было для него непреодолимым на тот момент препятствием, стало главной фишкой киношников, ему подражающих. Что бы они делали без Ромеро и его мертвяков? Что бы делали мы? Как минимум, лишились бы многих отличных фильмов, за которые стоит благодарить неугомонного Ромеро и его одновременно мощное и беспомощное кино.

    7 из 10

    7 декабря 2013 | 12:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Ночь живых мертвецовNight of the Living Dead1968
    2 Рассвет мертвецовDawn of the Dead1978
    3 День мертвецовDay of the Dead1985
    4 Земля мертвыхLand of the Dead2005
    5 Дневники мертвецовDiary of the Dead2007
    6 Выживание мертвецовSurvival of the Dead2009
    подробнее

    Новости


    Классика хоррора, фильм Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» обзавелся новой версией. Частично анимационная лента «Ночь живых мертвецов: Начало» снята в формате 3D, а одну из ролей сыграл индийский актер Мадхаван. Продюсирует картину компания режиссера «Неудержимых 2» Саймона Уэста(...)
     
    все новости

    Интервью


    Идеи высасываются из пальца. И ставки делаются только на то, чтобы вызвать у зрителя шок. Я старомодный тип, я люблю, чтобы мне в кино продвигали какую-нибудь мораль, какие-нибудь ценности. А в современных фильмах — сплошное мясо. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    До российских зрителей не так давно добрался триллер «Виктория» — снятая одним дублем картина об ограблении банка, действие которой умещается всего лишь в несколько часов. КиноПоиск вспоминает еще 15 знаковых лент, где за сутки или меньше герои успевают пережить опасные приключения, распрощаться с подростковыми иллюзиями, развязать ядерную войну или попасть в лапы к зловещим мертвецам. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    45.12 разгневанных мужчин12 Angry Men8.463
    46.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.462
    47.Унесённые призракамиSen to Chihiro no kamikakushi8.462
    48.ТитаникTitanic8.458
    49.Хороший, плохой, злойIl buono, il brutto, il cattivo8.453
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Звёздные войны: ИзгойStar Wars Anthology: Rogue One94.73%
    17.ЭверестEverest94.70%
    18.Кредо убийцыAssassin's Creed94.68%
    19.Черная мессаBlack Mass94.56%
    20.ДэдпулDeadpool94.52%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Убрать из друзейUnfriended21
    Вдали от обезумевшей толпыFar from the Madding Crowd8
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation4
    ПикселиPixels22
    Семейка КрудсThe Croods102
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.563
    ПикселиPixels6.305
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.778
    Человек-муравейAnt-Man7.498
    АнтуражEntourage7.367
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Песнь моряSong of the Sea27.08
    премьеры