всё о любом фильме:

Ночь живых мертвецов

Night of the Living Dead
год
страна
слоган«They`re coming to get you...»
режиссерДжордж А. Ромеро
сценарийДжон А. Руссо, Джордж А. Ромеро
продюсерКарл Хардмен, Рассел Страйнер
операторДжордж А. Ромеро
композитор-
монтажДжордж А. Ромеро
жанр ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
Барбра и её брат Джонни приезжают на кладбище, расположенное в уединённом загородном месте. Неожиданно на них совершают нападение существа, напоминающие мертвецов, восставших из могил. Барбра укрывается в расположенном неподалёку доме, где также находят убежище темнокожий парень по имени Бен, супруги Гарри и Хелен Куперы с дочерью Карен, а также возлюбленные Том и Джуди. Лишь спустя время им удаётся узнать, что причиной катастрофы, уже принявшей планетарный масштаб, является радиоактивное излучение, занесённое с Венеры одним из космических кораблей НАСА.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
50 + 2 = 52
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально фильм мог стать комедией: первая версия сценария называлась «Киношка о монстрах» и рассказывала о инопланетянах-подростках, которые прибывают на Землю и заводят дружбу с местными сверстниками.
    • Во второй версии сценарий развивался абсолютно по-другому. Главный герой «Ночи Анубиса» (такое название дали фильму) сбегал из дома и обнаруживал гору гниющих трупов, служивших гуманоидам пищей.
    • В третьем варианте сценария сюжет уже был похож на знакомый всем — фильм был о зомби и имел название «Ночь пожирателей плоти».
    • По словам режиссера картины Джорджа А. Ромеро, на создание подобного сюжета его вдохновил роман Ричарда Мэтсона «Я — легенда», в котором все население Земли превращалось в вампиров и ночами осаждало дом последнего уцелевшего.
    • Так как бюджет картины был довольно скромный, актеров пришлось набирать из местных театров. Главная роль досталась Дуэйну Джонсу — актёру питтсбургского театра — что в те времена было очень необычным: героические роли было не принято отдавать чернокожим артистам, но ограниченному в средствах режиссеру пришлось выбирать лучшего из всех, кто пробовался на роль.
    • Дуэйн Джонс отказался читать реплики главного героя, написанные в сценарии, и сам лично переписал все свои слова.
    • Мэрилин Истман поступила так же — она переделала всю сцену в подвале.
    • В фильме в качестве крови использовался шоколадный сироп, в качестве костюмов выступали поношенные вещи из сэконд-хэнда, а вместо грима для зомби использовался воск из похоронного бюро. В черно-белой гамме фильма всё это смотрелось неплохо.
    • Ни одна из голливудских студий не желала прокатывать столь жестокую и безысходную постановку. Авторов фильма неоднократно просили смягчить некоторые сцены и изменить концовку фильма, но они твердо стояли на своем.
    • Columbia Pictures была заинтересована в прокате фильма, но из-за нежелания авторов менять некоторые детали, отказалась и эта студия.
    • Название «Ночь живых мертвецов» было условием, что компания Walter Reade Organization будет прокатывать фильм. «Ночь пожирателей плоти» было отменено во избежание путаницы с вышедшей четырьмя годами ранее картиной «Пожиратели плоти».
    • Съемки короткого эпизода на кладбище проходили в течение двух дней.
    • Статистам, изображавшим зомби, было заплачено по 1 доллару и дана футболка с надписью «Я был зомби» на картине «Ночь живых мертвецов».
    • Единственным дистрибьютором, который заинтересовался этим фильмом, была компания «Columbia», но вскоре и она отказалась от этой затеи, так как фильм был черно-белым, в то время, как уже все снимали цветные картины. По иронии судьбы, в 1990 году именно «Columbia» выступила инициатором ремейка.
    • Инвесторами фильма выступили Уилльям Хинцман и Карл Хардман, внесшие по 30 тысяч долларов, за что получили маленькие роли. Другим инвестором выступил местный мясник, поставивший бесплатно для съемок много настоящей крови и внутренностей животных.
    • По словам Ромеро, оригинальная версия фильма была на десять минут длиннее, но дистрибьютеры заставили его её «обрезать».
    • Само слово «зомби» в фильме ни разу не звучит.
    • Некоторые из воплей, которые издавал Уильям Хинцман (зомби на кладбище) в сцене с Расселом Стрейнером (Джонни) были вполне искренними — во время съёмок борьбы Стрейнер случайно ударил Хинцмана в пах.
    • Кладбище, на котором проходили съёмки — Evans City Cemetery (штат Пенсильвания). В 90-х годах по нему прошёл смерч, который даже «вскрыл» несколько могил.
    • «Труп», лежавший на втором этаже дома, Джордж Ромеро смастерил самостоятельно. Для глаз он использовал шарики для пинг-понга.
    • Карл Хардман и Мэрилин Истман, игравшие супругов Гарри и Хелен Купер, в реальной жизни также состояли в браке, и их «экранную» дочь Карен тоже играла их настоящая дочь Кира Шон.
    • Христианские фундаменталисты объявили создателей фильма дьяволопоклонниками.
    • Фильм задумывалось снимать в цвете, но из-за маленького бюджета он был снят в чёрно-белых тонах на 35-миллиметровую камеру.
    • еще 20 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Когда в 1968 году вышла эта чёрно-белая лента, которая была снята всего лишь за $114 тыс., а окупилась почти в две сотни раз (с учётом повторного выпуска в 1999 году и сборов в мировом прокате), мало кто предполагал, что довольно скоро она станет не только одной из самых цитируемых и попросту обворовываемой менее талантливыми эпигонами всех мастей, но и подлинной классикой жанра. Фактически «Ночь живых мертвецов» — фильм ужасов с подразумеваемой фантастической подоплёкой. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 44 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что тут говорить? Этот фильм, снятый ещё молодым Ромеро в бурных 60-х породил за собой новый жанра фильмов ужасов «Зомби-хоррор». Кто мы мог подумать, что такие замечательные и пугающие картины, как «Рассвет Мертвецов», «Обитель зла» и т. д. берут своё начало именно с этого фильма.

    Вследствии столкновения спутника с кометой на земле начинают бродить мёртвые люди. Несколько выживших, которым чудом удалось избежать гибели от рук жестоких существ, укрываются в небольшом домике. Их цель проста — продержаться до рассвета, но как это можно сделать, если мертвецов, окруживших дом, становится всё больше и больше, а шансов на выживание всё меньше? А впереди ещё целая ночь…

    Этот фильм не стоит ругать, по той простой причине, что это настоящая классика зомби-фильмов. Это очень мрачный и напряжённый фильм, пугающий и угнетающий даже по сей день. Самое удивительное то, что он сочетает в себе и проблемы выживания, и человеческие взаимоотношения. Оказавшиеся в ловушке, герои первым делом думают как выжить и поступить, что нередко приводит к конфликтам. Кто то от встречи с мертвецами морально пострадал, кто-то старается быть человечным, а кто-то становится жестоким.

    Благодаря общей идее и происходящим здесь событиям, фильм смотрится с интересом и на одном дыханий.

    Образы мертвецов показаны очень пугающе. Они не выглядят так, как мы привыкли их видеть — облезлые, с отвисшей и мёртвой кожей. Здесь они выглядят как обычные люди, бледные, с мёртвым и пугающим взглядом, медленной походкой подкрадывающиеся к жертве. Им не чужды боль и страх, ими движет голод, и чтобы утолить её, они пойдут на всё.

    Атмосфера здесь показана на Ура. Она мрачна, жестока, беспощадна. Герои гибнут один за другим, зомби пытаются прорваться к людям, пугающая ночь, на горизонте которого виднеются образы мёртвых людей. Герои напуганы, но пытаются найти выход из этой ситуаций, стараясь не стать жертвами окруживших их чудовищ. Наблюдать за всем этим так же прекрасно, интересно и пугающе, что невольно становится страшно. Прибавьте к этому мрачный и отталкивающий финал, а так же пугающую музыку. Ну и актёрская игра для фильма такого года выглядит вполне прилично, особенно понравился образ сумасшедшей Барбары.

    «Ночь живых мертвецов» — настоящая легенда, великое творение Джорджа Ромеро. Данный фильм способен оставить прекрасное впечатление, но в тоже время оставить вас один на один со своими мыслями. Этим фильмом режиссёр предупреждает нас, что даже малейшее происшествие, как столкновение кометы, может привести к печальным последствиям. Если вы увидите их — защитите свой дом, доставайте оружие и сражайтесь за свою жизнь.

    Гениально. Браво.

    10 из 10

    5 апреля 2013 | 23:20

    В наше время практически невозможно найти людей среди любителей кино, кто не слышал бы о культовом фильме ужасов Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Именно с этого фильма и началась мода на создание кинокартин о бездушных и жестоких оживших мертвецах, пожиравших всякого встретившегося на своем пути человека. Породив несколько небезуспешных сиквелов (по мнению многих даже превзошедших оригинал) и приквел (провальный в прокате, но нашедший уважение среди преданных фанатов режиссера), Ромеро раз и навсегда завоевал первое место в жанре zombie horror.

    Связывая зомби (хотя в фильме не прозвучало этого слова) с окружающей действительностью, в том числе и с политическими и социальными конфликтами, Ромеро высказал свою точку зрения на этот вопрос. Сложно не согласиться, что это был довольно оригинальный ход, особенно пессимистическая концовка, опять же поддерживающая мнение, что люди являются страшнее и опаснее оживших мертвецов (похожее суждение можно встретить и в продолжениях фильма).

    Конечно, спустя столько времени, фильм уже не пугает и не потрясает настолько, какое он, наверное, производил впечатление на зрителя в то время. Сейчас, просматривая современные фильмы в этом жанре, все равно поневоле понимаешь, откуда они черпали вдохновение, даже замысловатые режиссерские находки не могут скрыть этого факта. Так или иначе, в чем же состоит феномен «Ночи живых мертвецов»? Неужели в той жуткой и безвыходной атмосфере страха и ужаса, в которой находились зрители вместе с главными героями на протяжении всего фильма? А может быть в присутствии нескольких довольно неприятных, но смелых для того времени сцен? Или совершенно новая на тот период идея? Пессимизм Ромеро все же произвел должное впечатление на зрителя, давая понять, что в похожих ситуациях спасения просто не может быть. В то время happy end плотно обосновался в американском кинематографе, многие режиссеры не верили, что «плохой конец» может вызвать симпатию у зрителя и принести успех создателям. «Ночь живых мертвецов» показала обратное.

    Сегодня «Ночь живых мертвецов» можно найти в двух вариантах — черно-белом и цветном. Как бы это не было необычно, но смотрятся они по-разному. Особенно интересно в этом плане другое решение: в черно-белом варианте — как один из первых фильмов в подобном построении сюжета и концовки в частности, в цветном — как начало новой «эры зомби» (дальнейшие продолжения сняты в цветном варианте). Не стоит забывать, что значительный вклад в кинематограф Ромеро внес начиная именно с этого фильма.

    29 июля 2008 | 21:16

    Этот фильм Джорджа Ромеро не зря читается классическим.

    Прежде всего нужно заметить что фильм превосходно снят. Режиссер показывает, что смысл слова саспенс он знает в совершенстве. Самая первая сцена фильма на кладбище совсем не зря стала классической.

    Классической станет и осада дома, в котором спрячется главная героиня. Совсем на второй план отходит то, что многие сцены перекликаются с «Рио Браво» и «Последний человек на Земле». Важно то, что практически вся линия с осадой дома оказала существенное влиние на «Нападение на 13 участок» Карпентера, «От заката до рассвета» Родригеса, «Знаки» Шьямалана и множество других фильмов.

    По правде говоря, сам фильм на меня не производит особого впечатления. Все кажется весьма банальным — лишь потому, что картина Ромеро цитировалась прямо и косвенно в большом количестве фильмов. При этом, несмотря на солидный возраст, фильм Ромеро смотрится свежо.

    И еще… Ромеро, на мой взгляд, снимал социальную драму. Именно поэтому, его фильм так «выстрелил». Ведь вышел он в 68 году: позади война в Алжире, немного впереди революция во Франции и в самом разгаре война во Вьетнаме. В этот же приод было убийство Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. Эти события просто «раскалывали» общество. Наверное именно поэтому, странные и смешные «зомби» Ромеро стали трендом.

    Конец фильма, в котором мы понимаем как сложно отличить обычного человека от зомби — прямое предостережение.

    В итоге: фильм, который совсем неожиданно стал классикой жанра. Правда, на мой взгляд все дело в иносказательности и подтекстах Ромеро, которые пришлись очень кстати в конце 60-х.

    8 из 10

    30 июня 2012 | 23:39

    Так уж сложилось, что оригинальный фильм Джорджа Ромеро я посмотрел уже после ремейка Савини. Поэтому оценить фильм было вдвойне сложнее. Для начала отмечу, что вариант Тома Савини значительно отличается от оригинала в отношении характеров отдельных персонажей (Барбара), а также версией финала.

    Несмотря на то, что фильм снят более 40 лет назад, он до сих пор в состоянии напугать даже отъявленного любителя ужасов. Нет, не за счет реалистичности «мертвецов» или спецэффектов, а гораздо более изощренным путем, достигнуть которого можно только благодаря таланту режиссера, коим является Ромеро. «Ночь живых мертвецов» создает особую, пугающую атмосферу. Создает так реалистично, что порой мурашки пробегали по коже.

    Один из основных приемов, которым воспользовался Джордж Ромеро для создания накаленной обстановки — музыка и звуковой ряд в целом. Жуткая, давящая, пугающая музыка практически постоянно присутствует в фильме. Она то затихает, то усиливается почти до предела в особо острых сценах. Второй прием — это собственно сами «зомби». Грим очень реалистичен, даже с учетом современных фильмов подобного направления. Единственное, что меня немного смутило, так это глаза «мертвецов». Они так и остались живыми, в отличие от героев римейка Савини.

    Игра актеров довольно сложно поддается оценке. Все-таки, мы сейчас привыкли абсолютно к другим стандартам актерского мастерства. Я бы назвал игру в «Ночи живых мертвецов» несколько театрализованной, а в случае Джудит О`Деа — откровенно слабой. Напротив, вполне сносно со своей задачей справился Карл Хардман, сыгравший Гарри.

    Отдельно остановлюсь на финальных сценах. Не буду раскрывать карты, но версия Савини заметно проигрывает оригиналу Ромеро. Джорджу удалось добиться значительно большей трагичности. После ромеровского финала послевкусие более сильное, если так можно выразиться. Так что, классика в который раз оправдала уважительное к себе отношение.

    9 из 10

    29 июля 2011 | 14:35

    «Ночь живых мертвецов» дает старт той эпохе ужасов, в которой зомби выглядят такими, какими мы привыкли видеть их сейчас — отсутствующий взгляд, бессловестность, каннибализм, озлобленность и что самое главное — массовость. До Джорджа Ромеро, которого по праву можно признать специалистом в области мертвецов, такого масштабного нашествия живых трупов попросту не было, к тому же всеми предшествующими зомби обязательно управлял человек.

    Одним из самых важных моментов в фильме ужасов является атмосфера, выдержанная тут на отлично. С самого-самого начала увиденное не предвещает ровным счетом ничего оптимистичного — пока еще идут вступительные титры, зритель может увидеть дорогу с крестом, который обычно ставят на места захоронения, и собственно могилы. Черно-белая гамма только прибавляет плюсов к ощущению темноты и безысходности, а местами даже напоминает о не менее знаменитом «Психо» Хичкока, который, как известно, отказался от цвета намеренно. Правда, отказ обоих был обоснован прежде всего экономией, этот выбор существенно повлиял на атмосферу как «Психо», так и «Ночи живых мертвецов».

    Главное действо начинается без длинных прелюдий — брат и сестра приезжают на кладбище вечером и тут же сталкиваются с одним зомби. Вскоре количество людей, пытающихся спастись, немного увеличивается, в то время как численность зомби растет в геометрической прогрессии. Начинается заведомо неравная игра на выживание.

    Пока герои строят баррикады, а живые трупы остаются снаружи «крепости», зрителя нужно чем-то развлекать, и обычно этим развлечением становятся психологические конфликты, нагнетающиеся до взрывной опасности. Джордж Ромеро не стал устраивать аттракцион под названием «убить-не убить (зараженного человека), в отличие от своих последователей. Все межличностные трения довольно просты, что не отвлекает от сути — спасения и выживания.

    Сейчас мы уже не говорим о том, что фильм может впечатлит относительно крови и прочей мясорубки. Более того, непонятно почему «живые мертвецы» наделали столько шуму при выходе, поскольку человеческих останков и прочей мерзости там действительно немного, а по нашим нынешним меркам и вовсе ничтожно мало. Основное внимание сосредоточено не на моменте смерти, а на том, что предшествует ей — атаки зомби. И вот мертвецы стучат в стекла машины, выбивают их, протягивают руки… На этом собственно все. Так что если есть желание увидеть олдскульную мясорубку — это не по этой части.

    Позднее все подобные почти апокалипсисы, будь то нашествие живых трупов или вампиров, не решались. То есть концовка не положила конец эре бушующих монстров, а просто являлась финалом одного из этапов выживания героев. Джордж Ромеро же, к его чести, поступил более твердо — одна сторона побеждает. Окончательно и бесповоротно.

    8 из 10

    2 апреля 2010 | 21:48

    Одно слово — шедевр. Легендарный фильм, первый фильм, где появились зомби (ожившие мертвецы). Самый лучший фильм в своем жанре. Сюжет превосходен, игра актеров на высоте, операторская работа — прекрасна! Ночь живых мертвецов обязан посмотреть каждый ценитель фильмов ужасов, каждый фанат зомби-хоррора. Забудьте о современных гримированных мертвецах — их здесь нет. Забудьте о уничтоженном городе — его тоже нет.

    Забудьте вообще все, что знали о зомби и посмотрите этот прекрасный, красивый фильм…

    1000 из 10, никак не меньше.

    26 апреля 2010 | 23:51

    В свете недавнего успеха «Войны миров Z» мне захотелось вернуться к истокам зомби-кино, взглянуть на детство этого жанра, на то, как и почему фильмы, снятые любителями-энтузиастами, не имеющими в закромах Брэда Питта, миллионы долларов и навороченных спецэффектов, становились успешными, культовыми и любимыми многими поколениями зрителей.

    «Ночь живых мертвецов» — первый фильм Ромеро, открывший ему дорогу в большое кино, первый фильм поджанра «фильмов о зомби», открывший в кино дорогу живым мертвецам, один из самых знаменитых и прибыльных брендов, который, в связи с нерасторопностью своих создателей, оказался общественным достоянием, посему и разошелся на столько прямых цитат и заимствований. Кроме того, этот дешевенький и аляповатый фильм был внесен в Национальный регистр фильмов, куда входят шедевры, оказавшие наибольшее влияние на культуру своего времени. А ведь его проклинали и ненавидели, создателей причисляли к дьяволопоклонникам, моралисты требовали изъятия фильма из кинотеатров, его не хотела покупать ни одна студия, а в итоге назвали национальным достоянием и классикой. Да, жизнь иногда преподносит сюрпризы.

    До Ромеро самым известным фильмом, который с натяжкой может считаться фильмом о мертвяках, был «Белый зомби» с Белой Лугоши. Но там зомби никого не жрали и были одурманенными рабами чокнутого колдуна. Вторая мировая война перевела стрелки зрительского интереса на «внешнее вторжение», а основными врагами человечества сделались пришельцы из Космоса. Ромеро тоже изначально хотел снимать фильм о пришельцах в стиле «Вторжения похитителей тел», и делать его чуть ли не комедией, но сценарий так много раз переписывался, что в итоге в нем появились мертвецы. В 60-х после маньяков Хичкока и многократных «пересказов» историй про Дракулу, Франкенштейна и оборотней, зрители уже были готовы к чему-то новому. И мертвецы Ромеро стали для них жизненно необходимой прививкой страха. Живой и в тоже время мертвый, страшная пародия на человека, нежить, оболочка — бывший друг, родственник, сосед, бессмысленно кровожадный и исступленно целеустремленный, возникающий везде, где есть смерть, фактически бессмертный, и руководимый лишь инстинктом насыщения. Это было действительно страшно.

    Хотя принципиально нового в фильме Ромеро ничего не было. Приемы нагнетания напряжения были хичкоковскими. Схема перекликалась с «Вторжением похитителей тел» и «Войной миров», прежде всего, попытками придать фантастике реалистичность и научность. Ромеро попытался объяснить феномен зомби некоей космической радиацией, ввел элемент «репортажности», постарался максимально уйти от мистики. При просмотре создается ощущение, что фильм меньше всего настроен пугать. Конечно, это не так. Просто малый бюджет вносил в желания создателей свои коррективы, но, в отличие от нынешних трэшеделов, Ромеро поступил мудро, сконцентрировавшись на внутричеловеческом конфликте, оставив зомби лишь страшным обстоятельством, которое свело вместе изнеженную дурочку, клерка-обывателя, негра-работягу, подростка с его девушкой и разочарованную в своем муже женщину. В экстремальных обстоятельствах люди раскрываются совсем с иной стороны, и наблюдать за конфликтом негра и клерка порой даже интересней, чем смотреть, как довольно плохие актеры изображают, что они якобы поедают человеческую плоть.

    То, что фильм ныне абсолютно не страшен — факт. Да и интересного в нем не так уж много — слишком часто все показанное встречалось в других фильмах. Актеры либо не доигрывают, либо переигрывают. Многие придумки натянуты и кажутся до невозможности глупыми (вроде сцены с убивающей свою мать девочкой-зомби). При взаимодействии с мертвецами герои даже не думают отбиваться, как будто их организму не знакомы выбросы адреналина в критических ситуациях. Рассматривать все несуразицы этого фильма не нужно — он из них склеен и сейчас смотрится косноязыким, нелепым и наивным, как детская сказка. При этом прекрасно осознаешь его непреходящее значение и законное место в пантеоне классики жанра. Понятно, что в 1968-м эти недочеты просто не замечались, да и сейчас глаз фиксирует их скорее по привычке, ведь в итоге все равно поддаешься черно-белому очарованию этого фильма и неподкупной честности его создателей. Удивляет и творческая воля к созданию социально значительного произведения — нынешние полукомиксовые ужастики, ориентированные на попкорножующего зрителя, может, гораздо эффектней и смотрятся лучше, но, честное слово, не часто в этом жанре начинаешь задумываться о том, что никто не решит за тебя твои проблемы — ни правительство, ни армия, что все нужно делать самому, даже в глобальной катастрофе, что твоя жизнь никому кроме тебя не дорога. Иногда мираж победы — лишь вуаль дороги к гибели, а смерть не различает рас, вероисповеданий и полов, и только от мертвецов знаешь, чего можно ждать в этом сумасшедшем мире.

    Удивительно, но картина иногда поднимается до философских обобщений, и получает за это от меня звание «фильм неосуществленных замыслов», потому как у Ромеро явно было гораздо больше в голове, чем он смог выразить за скудностью средств. Позже он исправил свои недочеты и создал эффектные сиквелы, ставшие его наивысшим достижением в кино, ну, а данный фильм пусть и сильно состарился и уже значительно поистрепался (в отличие от, скажем, лент Хичкока или «Ребенка Розмари» того же года выпуска), с необходимой долей любви к классике смотрится достаточно неплохо, хоть и скучновато. Динамика и более энергичный монтаж фильму не помешали бы. 

    В «Ночи» просто улетная режиссура — это действительно был на тот момент оригинальный и неформатный фильм. Ромеро нашел рецепт, который позволил испечь пирог, пришедшийся по вкусу одновременно эстетам, критикам и фанатам ужасов и насилия. Да-да, в 60-е фильм казался безнадежно пессимистичным и полным насилия — ведь большая часть тогдашней аудитории ужасов была детьми и подростками. Конечно, и они, и их родители были в шоке от увиденного. Критик Роджер Эберт в своей статье о фильме вспоминал, что типового удовольствия от этого фильма подростки тогда не получали, а залы покидали со слезами на глазах.

    Есть еще кое-что. Так случилось, что я, прежде чем увидеть фильм, прочел книгу, являющуюся новеллизацией сценария Ромеро и Руссо. После нее смотреть фильм достаточно сложно — по той причине, что наше воображение гораздо сильнее образов, созданных любым режиссером. Ярко и мощно расписанные в книге ужасы при чтении действовали в разы сильнее, чем при просмотре.

    Фильм открыл дорогу огромному количеству кинематографистов, по большей части халтурщиков, которых привлекала в теме зомби, в основном, ее быстрая и дешевая реализация. То, от чего Ромеро старался избавиться и что было для него непреодолимым на тот момент препятствием, стало главной фишкой киношников, ему подражающих. Что бы они делали без Ромеро и его мертвяков? Что бы делали мы? Как минимум, лишились бы многих отличных фильмов, за которые стоит благодарить неугомонного Ромеро и его одновременно мощное и беспомощное кино.

    7 из 10

    7 декабря 2013 | 12:12

    Это первый фильм о зомби, который я посмотрел. Я видел его только в черно-белом виде. Но потом его перевели в цветной, и мне стало очень интересно посмотреть, каким он стал в современном виде. Что ж посмотрел…

    Конечно, в цвете смотрелось как-то интереснее, так как я привык смотреть цветные фильмы, но существеннее фильм от этого не изменился. Все те же ходящие трупы, все тот же дом, в котором прячутся выжившие, пытающиеся спастись от кошмара и все та же концовка с бегущими титрами. Вообщем, все то же самое, только в цвете.

    Рекомендую данный фильм всем фанатам фильмов о зомби. Посмотрите его и убедитесь, как снимались первые фильмы с этими ходящими трупами, и вы убедитесь, что он лучше тех, которые сейчас штампуют миллионами, и не только, кстати, в США, но, мне кажется, уже по всему миру.

    10 из 10

    За то, что это первый фильм про зомби, за уважение к Джорджу Ромеро и за то, что удалось увидеть его в черно-белом виде, а потом уже и в цветном.

    7 августа 2010 | 10:36

    Фильм однозначно классический.
    И пусть сейчас он не так впечатляющ, как лет 30 назад, все равно смотрел его с интересом.

    Ну а для особо привередливых есть ремэйк Тома Савини. Тут и динамики побольше и грим на высоте (наверное, до сих пор лучше не делали). И цветной, что самое главное для кое-каких вредин!

    2 апреля 2006 | 16:37

    У каждого поколения своя классика. Возьмем, к примеру, кино. Есть классика махровая — Эйзенштейн, Бунюэль, Ренуар. Про них все заинтересованные люди слышали, но мало кто видел. Махровых классиков любят цитировать пофамильно в том случае, когда спор заходит в тупиковую фазу. Мол, вы месье дурак, ибо ни черта не смыслите в скрытом подтексте «Андалузского пса».

    Есть классика «посвежее», однако спросите нынешнюю молодежь, знают ли они фильмы Годара, Моничелли, Казана или Бертолуччи? И что, по их мнению, считается классикой кино сегодня? В ответ вы, в лучшем случае, услышите что-нибудь о «Криминальном чтиве», «Индиане Джонсе», «Звездных войнах» и «Крестном отце». Как говорится, кому классика — это Моцарт и Бетховен, а кому — Майкл Джексон и Ван Хален. И те, и другие по-своему правы.

    Однако ни у кого нет сомнений, что главным классическим фильмом о зомби и прародителем жанра в том виде, котором он существует и поныне, является американец Джордж А. Ромеро. Его первый полнометражный фильм под названием «Ночь живых мертвецов», вышедший в 1968 году, считается квинтэссенцией «зомбятников», а сам Ромеро — культовой личностью и одним из самых известных хоррормейкеров за всю историю мирового кино.

    … Погожий летний вечер. Тихий пригород. Еще более тихое кладбище, куда в конце дня приезжают брат с сестрой, чтобы навестить могилку усопшего дедули. Не успели Джонни и Барбра приладить свежий веночек, как на горизонте показался… нет, не дедуля, а странный субъект в потасканном костюме. Мужчина явно тревожной внешности вальяжной походкой направился к парочке, однако вместо привычного «здрасти» и полагающихся соболезнований без раздумий вцепился в Барбру. Братец, подоспевший на подмогу, оказался не в состоянии справиться с незнакомцем, и немножко умер, оставив сестру в гордом одиночестве.

    Теряя обувь и разум, Барбра бросилась наутек и сумела укрыться от погони в заброшенном доме. Туда же, спустя некоторое время, прибыл и Бен, ставший объектом преследования странных людей. «Люди» эти окружили сельскую постройку, однако вламываться внутрь не спешат, давая возможность невольным компаньонам по несчастью забаррикадироваться внутри. Из радионовостей Бен и Барбра узнают о том, что по всей стране объявлено чрезвычайное положение в связи с нашествием «мертвых людей, встающих из могил».

    Им бы день простоять, да ночь продержаться, но окрыленные известием о якобы организованных лагерях спасения, заложники хибары намерены прорваться сквозь кордоны мертвецов. Увы, несмотря на медлительность и заторможенность, монстры сильны числом и способны не только убивать, но передавать свое проклятье через укус…

    Будем откровенны, ничто не предвещало Ромеро и его творению успеха. Мало того, сам начинающий киношник отнюдь не собирался стать первопроходцем, а просто мечтал снять что-нибудь свое, желательно с фантастическим уклоном. В первом варианте сценария фильм вообще мог стать подростковой комедией, но вдохновленный книгой Ричарда Мэтсона «Я — легенда» (1954) Ромеро продолжал переписывать текст до тех пор, пока он не обрел вид всем известного хоррора. Сам писатель, чей роман непосредственно экранизировался трижды, включая всем известную картину с участием Уилла Смита, отнесся к «голубому воришке» Ромеро равнодушно и «Ночь живых мертвецов» считал «забавной, но необязательной» интерпретацией своего произведения.

    История знавала случаи, когда ужастики и с гораздо меньшим бюджетом умудрялись собирать миллионы. Однако не кассовые сборы составляют истинную ценность опуса Ромеро, тем более что сам режиссер, не искушенный в вопросах проката, практически остался без прибыли. Скорее, наоборот, перманентный финансовый голод заставлял авторов идти на всевозможные ухищрения. Лента снималась в черно-белом цвете, кровь в кадре успешно заменял шоколадный сироп, а человеческие останки, с аппетитом поедаемые зомби, прикупались в мясной лавке. Не имея возможности создавать реалистичный грим, создатели игрались с пудрой и воском, однако в большинстве своем монстры выглядят как обычные, пускай и неестественно бледные люди.

    С кастингом тоже все было неоднозначно. На роль Барбры взяли начинающую актрису Джудит О’Ди, которая большую часть фильма вызывающе молчит и вынуждена изображать психическое расстройство. Что, впрочем, неудивительно, учитывая, с чем бедной девушке пришлось столкнуться. А вот выбор на главную роль афроамериканца Дуэйна Джонса и вовсе вызвал у критиков приступ паники. Для конца шестидесятых сие попахивало провокацией и неполиткорректностью, хотя сам Ромеро позднее объяснял, что Джонс просто лучше других проявил себя на пробах. Что касается ролей зомби (кстати, само слово «зомби» в фильме не упоминается в принципе), то их на экране воплощали родственники и знакомые, а также совершенно посторонние люди из числа местных жителей, решивших поучаствовать в съемках из любопытства.

    Премьера фильма в октябре 1968-го прошла со скандалом. Непредупрежденные зрители (картина на тот момент не имела официального рейтинга) пришли на сеанс с детьми. В то время фильмы ужасов были отнюдь не столь кровожадными. Посему аудитория находилась в легком шоке, а газетчики бросились смаковать реакцию публики, обвиняя всех подряд, начиная от авторов и заканчивая владельцами кинотеатров.

    Прошло время, и критики сменили гнев на милость. Картина завоевала несколько тематических наград на различных кинофорумах, что вкупе с полученной выручкой позволило Ромеро и компании глядеть в будущее с оптимизмом. Картина как-то незаметно перешла в ранг классики жанра и сегодня закономерно включается киноведами в различные списки знаковых кинокартин шестидесятых. Ромеро был первым, но кто считается с пионерами? Его идеи были растасканы коллегами буквально по кадрам. Полчища подражателей стали оккупировать экраны похожими опусами, да и сам режиссер, единожды попав в колею, там и не смог выбраться из нее.

    «Ночь живых мертвецов» дважды реанимировалась. Первый опыт реинкарнации случился в 1990-м. У руля проекта встал Том Савини, актер и специалист по эффектам, который, между прочим, планировался Ромеро на должность гримера в оригинале 1968-го. Тогда Савини, получивший путевку во Вьетнам, не сумел помочь товарищу, а теперь вот осовременил ленту своим ремейком. В его фильме была изменена концовка, да и спецэффекты были явно пободрее. Главная роль досталась также афроамериканцу, Тони Тодду, позднее участвовавшему в ужастиках «Кэндимен» и «Пункт назначения». В 2006-м также вышел «трехмерный» вариант, однако он уже позаимствовал у ромеровского шедевра лишь название, но не сюжет.

    Критики долго и нудно выискивали в «Ночи живых мертвецов» скрытый социальный подтекст. Активно обсуждались вопросы расизма, социального неравенства и войны во Вьетнаме. Однако сам Ромеро признавался, что снимал, в первую очередь, развлекательное кино (чего не скажешь о концовке фильма), а не старался всколыхнуть общественность. В конце концов, это были шестидесятые и все подсознательно стремились заточить сюжет под некий протестный мессадж.

    9 из 10

    13 марта 2014 | 18:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>