всё о любом фильме:

Паук

Spider
год
страна
слоган«Хуже, чем потерять рассудок, может быть только одно - снова обрести его»
режиссерДэвид Кроненберг
сценарийПатрик МакГрат
продюсерКатрин Бэйли, Дэвид Кроненберг, Сэмюэл Хадида, ...
операторПитер Сушицки
композиторГовард Шор
художникЭндрю Сандерс, Арвиндер Грюал, Люси Ричардсон, ...
монтажРональд Сандерс
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  270.5 тыс.,    Италия  245.5 тыс.,    Франция  175.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время94 мин. / 01:34
Номинации:
Проведя 20 лет в доме для умалишенных, странный и нелюдимый Деннис Клег возвращается в мрачные закоулки Ист-Энда, где прошло его детство. Словно паук, он рыщет по паутине воспоминаний, опутавшей его больной разум, заново переживая боль и страх, ставшие его единственными друзьями в родном доме, больше похожем на ад.

Отважитесь ли вы приоткрыть заржавевшие двери его сознания, чтобы во мраке узреть картины жизни одинокого Паука?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
85%
111 + 19 = 130
7.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Трейлер 02:09

    файл добавилJen.kaZubarev1986

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    Однажды Деннис Клегг вышел из психиатрической клиники и внезапно понял, что снова стал человеком, а не пауком. Вообще-то прозвище Паук он получил ещё в детстве от матери, поскольку был зачарован рассказами о том, как плетётся тончайшая паутина, в которую терпеливые и хитроумные пауки заманивают свою добычу — например, мух. Прихотливая человеческая память тоже похожа на сплетённую сеточку из мириад нитей, тянущихся в разные стороны и пересекающихся друг с другом. Деннис-Паук усиленно пытается вспомнить совершенно выпавшее из головы личное прошлое и восстановить его в мельчайших деталях, чтобы вернуться к собственному естеству, вновь почувствовать себя человеком. Однако пугающее открытие заключается в том, что лучше было бы вовсе не возвращаться в места, где жил ещё маленький мальчишка, который подозревал своего отца в убийстве матери ради интрижки с вульгарной проституткой. По сравнению с этим губительная метаморфоза, происшедшая с героем «Превращения» Франца Кафки, покажется лишь эффектной метафорой. Куда хуже обнаружить внутри себя наличие нечеловеческих качеств, которые даже мозг отказывается воспринимать, выталкивая куда-то на задворки сознания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2537 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это очень простая история и невероятно красивый фильм, хотя я пока не знаю, хочется ли мне читать книгу. Как сценарист Патрик МакГрат великолепен, но оценить его, как писателя, я еще не готова. Думаю, особенную роль здесь сыграли режиссура Дэвида Кроненберга, великолепная операторская работа Питера Сушицки, известного по работе в фильме «Империя наносит ответный удар» и, конечно же, удивительная музыка Говарда Шора. Ее как будто не слышишь, но она словно гипнотизирует, унося все дальше и дальше в мир болезненной фантазии Дэниса Клегга.

    Писать обо всем этом довольно сложно. Как рассказать о красоте пятен плесени, похожих на тесты Роршаха, или краснокирпичной стены заброшенной фабрики с оконными проемами, заложенными серыми блоками? О великолепии кружева металлоконструкций газового завода, прелести грязной воды, пустых улиц так, чтобы вы словно увидели их моими глазами?

    Главный герой прекрасен. Мне, похоже, близок такой типаж — полупрозрачный бледный носатый блондинчик невероятно тонкой душевной организации. Он, как будто, в ближайшее время намерен растаять в воздухе, погружен в состояние глубочайшей рефлексии, независимо от сюжета и рода занятий. Чудовище смотрит на вас печальными голубыми глазами, и ваше сердце сжимается от сострадания и любви. Ведь все-таки нравится человек, а не его болезнь.

    Я с большим уважением отношусь к Рейфу Файнсу, но еще ни в одном фильме он не был настолько хорош, таким же красивым. Дэнису Клеггу присуще какое-то особое очарование невинности. В мультсериале «Сауз Парк» был мальчик по имени Баттерс, и мне кажется, что это Дэнис в детстве. Он так же страдает от одиночества, общей социальной неустроенности и психических травм вследствие очень жестокого воспитания. Вы, возможно, меня не поймете, я не знаю, приходилось ли вам быть идеальным ребенком, но это по-настоящему сложно. В фильме у мальчика как будто заботливая, хоть и депрессивная матушка, а отец в кадре ни разу его не ударил. Он лишь побеседовал с сыном, когда тот стал вести себя странно. Однако сам мальчик в фильме выглядит очень забитым, а такие вот душевные разговоры в жизни, как правило, чередуются с жестокими наказаниями.

    «Паук» — чудовищная трагедия. Может, это сугубо личное, но мне кажется, фильм о том, как ненормальная обстановка в семье, жестокость и ханжество лишили ребенка нормального детства, друзей и стали причиной шизофрении. Судя по поведению взрослого Дэниса, родители наверняка особенно заботились от его нравственности, рассказывали мальчику об Иисусе, наказывали за вызывающее поведение и громкий смех, а сами, когда, как им казалось, ребенок не видел, живенько тискались по углам. Для хрупкой психики мальчика этого оказалось достаточно.

    А потом его мать исчезает. В жизни отца появляется новая женщина — Ивонна. Дэнису трудно смириться с такой переменой, и это стало причиной трагедии. Прошло двадцать лет, Дэнис прошел курс лечения в психиатрической клинике, но эта женщина снова рядом. Она снова приходит над ним посмеяться, растлить и унизить. Желание появляется с едким запахом газа, паучиха раскинула сети.

    Дэнис всячески защищается, надевает за раз по пять рубашек, пальто, оборачивает заскорузлое тельце газетами, он напуган и очень несчастен. Он — паук в паутине своих сновидений. Паутина — оружие и защита. И веревочные конструкции, сооружаемые Дэнисом, и рисунок разбившегося стекла, и фермы газового завода напоминают о подлинной паутине, этом хрупком и жутком сооружении. Ситуация взрывоопасна, все зыбко, емкость для газа — это не только напоминание о преступлении, но и символ непрочности бытия. Все очень запутанно, и сам сюжет фильма напоминает белесые дряблые паутинные нити, что осенью разлетаются по ветру, цепляются за лицо и одежду. И в этом, вроде бы, нет ничего страшного, но все же порой неприятно и не по себе. Кто знает, какие шутки способны выкинуть наше сознание и наша память.

    Фильм прекрасен, его обязательно стоит смотреть. Надеюсь, что увидев его, люди станут чуточку внимательнее и добрее к своим детям.

    10 из 10

    25 января 2011 | 20:50

    Одним из моих любимых режиссеров является Дэвид Кроненберг. Его фильмы отличаются мрачной атмосферой и глубокой психологической составляющей. Он — настоящий мастер своего дела, способный надолго остаться в памяти у зрителя. Не так давно я посмотрела одну из его работ под названием» Паук».

    Сюжет

    Мужчина, пробыв большую часть своей жизни в больнице, возвращается в свой город. Он давно забыл о том, как нужно правильно взаимодействовать с обществом, общаться с другими людьми и даже просто улыбаться. У него появилось огромное количество времени, чтобы вспоминать прошлое. Постепенно в его разуме выстраивается странная картина былого, в которой потерялся его здравый рассудок.

    У человека есть стремление заполнять пустоту какими-то вещами. Деннису оно не чуждо. На протяжении всего фильма он пытается найти давно потерянный смысл своей жизни. И когда у него все же получается залатать огромную пробоину в душе, он понимает, что это было самой большой ошибкой.

    Но прежде, чем зритель сможет восхититься бесподобным финалом, ему предстоит пройти длинный путь по измученному и больному разуму сумасшедшего. Такая дорога, несомненно, трудна даже для нас, наблюдателей со стороны, но нельзя даже вообразить, как же тяжело приходится главному герою. Сначала вяло и почти заметно боль подступает к сознанию Денниса. Она слепо ведет его по заросшим травой узеньким тропам прошлого. Петляя среди воспоминаний, тропинка сворачивает в самые заветные и сокровенные уголки. Постепенно из обрывков памяти составляется единая картина. И тогда Деннис начинает ломаться. Боль со второго плана плана переходит на главный фон, расползается по нему своей отвратительной массой, заполняя опустевшую душу мужчины. Он понимает, что в случившимся виноват только он сам. Нет, он и раньше знал об этом, но только спал под плотной пеленой безумия. Года в больнице не привели его к истине. Ему показало ее простое человеческое любопытство, легкий порыв которого окончательно загубил и без того жалкую жизнь.

    Актерская игра

    Рэйф Файнс потрясающе исполнил роль Денниса. Он максимально реалистично передал его состояния: от опустошенного безумца до полного эмоций и отчаявшегося человека. Он играл этого персонажа, он жил в его образе, вложив в него частичку души. Очень сильная и запоминающаяся игра. Больше добавить нечего.

    Итог

    Наш разум — удивительная вещь. Иногда он создает иллюзию во благо. А мы стремимся помешать ему спасти нас. И в конце нас ждет долгое падение в бездну пустоты.

    10 из 10

    27 февраля 2016 | 16:57

    » Липкими лапами строить свой собственный мир. Мир из миллионов нитей. Каждая нить — воспоминание о прошлом»

    Глядя ему в глаза, запросто можно увидеть страх. Почему его так много? Об этом невозможно узнать при первой встрече с ним. В этом человеке определенно что-то есть. Что-то пугающее, и одновременно интересующее, загадочное. Каждый раз, когда он появляется, ты сам словно погружаешься в его мир. С каждой минутой можно чувствовать, будто сам попал в путаницу его сознания, и без его помощи выбраться не получится.

    Паук, чье имя в реальной жизни Деннис, действительно буквально окутывает зрителя своей паутиной. Его нити не ровные, так как плетутся им в разном настроении. Чаще всего находясь в состоянии раздумья, он смотрит долгое время в одну и ту же точку, что-то тихо приговаривая себе под нос. Затем рука его тянется в шкафчик письменного стола, и достает из него помятую тетрадку. Ее листы уже давно протерлись от большого количества букв, которые его руки так тщательно и глубоко выводят.

    Листая страницу за страницей, его взгляд быстро бегает по строчкам, каждая из которых содержит что-то особо важное для него. Его мысли, воспоминания, их обрывки. Тут его жизнь, которая когда-то словно остановилась. Сейчас в его интересах вспомнить все то, что помогло бы ему понять, с чего ее стоит начинать опять, да и стоит ли.

    Фильм Дэвида Кроненберга «Паук» обладает невероятно мрачной атмосферой. Темные улицы грязного города словно веют влажность, что пропитана грязью с бульваров и мостовых. Заброшенные поля длинной полосой, в конце которых стоит пивнушка. В ней собираются люди, чтобы пропустить пару стаканчиков виски, после чего отправиться на прогулку под ручку с проституткой.

    Мрачные образы всех персонажей заставляют зрителя ждать чего-то зловещего, не хорошего и не приятного. Кроме главного героя фильма, проникнуться доверием нельзя ни к кому. Вульгарные, пьяные, похотливые, жесткие и отталкивающие люди. Их очень много, и главное среди них не потеряться.

    И Деннис старается изо всех сил. В попытках протиснуться в толпе, он хочет найти то, что ищет. Найти себя, вспомнить забытое. Понять, кто он есть на самом деле и что его сделало таким. Таким, каким мы видим его. С первого взгляда ненормальным, беззащитным и возможно сумасшедшим. Но увлекаясь все дальше его историей, мы видим сильное желание идти вперед, к своей цели.

    Главная роль в этом фильме досталась Рэйфу Файнсу. Я редко упоминаю актерскую игру, но в этот раз действительно тяжело ее не затронуть. Глядя на его героя, я буквально забыл что смотрю фильм. Я смутно помнил что он является актером, и словно смотрел на настоящего чудака, который однажды сошел с ума.

    Более того, я бы сказал, что пока это лучшая роль в плане исполнения, что я видел у Файнса. Видны чувства, силы, стремление донести персонаж как можно точнее. И все это сделано в итоге на высшем уровне.

    «Паука» можно понять по-разному. Можно и не понять вообще. Но остаться равнодушным к нему не получится. Уж слишком необычно, оригинально. Очень грустно и тяжко. Проникновенно. Болезненно…

    28 января 2010 | 19:54

    Я досмотрел фильм в полном непонимание. Долго еще сидел и размышлял над самим фильмом, зацепило сильно надо заметить…

    Первое что реально всколыхнуло меня это режиссура, выполненная на высшем уровне и все удерживающая у экрана на продолжение всего времени фильма. Кронненберг реально приковал к экрану зрителей смакуя образ главного героя и его терзаний в прошлом. Он истинно передал атмосферу психологичности и обреченности психически ненормального Денниса Клега. Весь фильм заточен на этом персонаже, мы наблюдаем эпизод его жизни яркой и до жути реалистичной. Образ Файнса четко вписывается в мозг, как тщательно проработанная и живая личность в социуме. Он как паук рыщет в паутине воспоминаний ища куски собственной жизни, и это паутина стягивается на нем, затягивая все глубже и глубже.

    Работа кажется нарочито простой, хотя это не так, каждый элемент отточен и точно выполнен до превосходства. Каждая деталь встает на свое место.

    Этот фильм предназначен для многократного просмотра с вниканием в суть фильма и его идею. Стоит смотреть многим как фильм с точностью до психологического воздействия и достоверностью. Отличный фильм который завораживает. Спасибо Файнсу который действительно реалистично сыграл ума лишенного.

    Целая паутина в которой барахтается один паучок.

    6 сентября 2010 | 00:17

    «Паук» Дэвида Кроненберга таинственен, достаточно мрачен и идёт методично, спокойно. В нём нет буйства красок и это главное. Это важно, дабы понять то, каким было детство Денниса. Сам он человек тихий, сам в себе, а его жизнь полна страха и мрака. Маленький Паук родных людей воспринимает немного иначе, чем мы. Любит? Да, конечно. Но любовь проявляет по-своему и думает уж точно не как типичные дети.

    Он старается быть незаметным, неприметным и одна только цитата из фильма очень точно характеризует главного героя:

    «Чем меньше самого человека, тем больше требуется одежды»

    Деннис, которого очень убедительно сыграл Рэйф Файнс, носит аж четыре рубашки. Он просто жаждет раствориться в этом мире, исчезнуть, но воспоминания его держат и никуда не отпускают.

    В некой игре под названием «Масс эффект» есть раса под названием дреллы. У представителей этой расы есть одна особенность. Дрелл способен прожить воспоминание. Именно прожить, прочувствовать момент снова, как в первый раз. Наш герой, можно сказать, обладает точно таким же даром. Он проматывает в голове воспоминания детства, и смотрит со стороны, как мы, зрители. Шепчет что-то, оглядывается по сторонам и пишет в своей тонкой книжице непонятными буквами…

    Желание раствориться, забыться, исчезнуть — оно становится понятным в концовке фильма. Нет, после просмотра ты продолжаешь сомневаться, а всё ли случилось именно так, или всё же нет? Но потом начинаешь вспоминать, как настойчив был его отец в своём мнении, как странно себя вела та самая шлюха, которая чувствовала себя как дома, а всем в округе было безразлично… И окончательно убеждаешься в том, что паук всё же показал весь рисунок, всю паутину. Но, ошибался он, а не окружающие его люди.

    Безумие ли это? Как не странно, я не могу назвать это именно безумием. Да, это отклонение, да, это болезнь, тем более, когда мы говорим о ребёнке, но мысли героя, его мироощущение нам показывают, что безумцем его назвать сложно, что в детстве, что сейчас, не смотря на поведение и привычки.

    Трагедия Денниса даже не в том, кем он стал, и что он сделал. Не в том, что причину изменений в мальчике понять не смогли.

    Есть главная причина, и она страшна по сути.

    Тут настоящее горе. Горе от ума, который решил сыграть с героем злую шутку.

    11 ноября 2013 | 22:01

    Вам бы хотелось иметь нить, которая ведет в далекое прошлое, таящее все причины и связи, законы по которым живете вы сейчас и будете жить до самой смерти, законы вашей психики? Она и паутина, и бесконечные клубки бечевки и улицы города детства…и превращение добродетели в греховность.

    Кроненберг предстал в новой для меня роли. Здесь нет извращенно натуралистичных сцен секса или убийства, разрываемой плоти или наркотических галлюцинаций, видеокассет среди внутренностей или пистолетов, стреляющих зубами. Здесь все мрачно, буднично и почти реально. Почти… если не вспоминать о том, что главный герой болен шизофренией.

    Немного о сюжете. Деннис Клегг, недавно вышедший из психиатрической лечебницы, поглощен картинами из детства. Для него прошлое смешано с фантазиями, ставшими его реальностью. И на протяжении фильма он достаточно последовательно движется к пониманию сделанного им. Паук — так его называла мать. Паук — ему предстоит распутать паутину детской ошибки, когда психика была настолько незрелой, что не приняла реальность с ее темной стороны. Очень не хочется раскрывать сюжет — он большая находка автора.

    Скажу лишь, что такой невообразимой гармонии связного и очень последовательного сюжета и в то же время погружения в мировосприятие душевнобольного я не припомню.

    Это ощущение присутствия здесь в реальности, и там в своем мире детских чувств и реакций, которые совсем не соотносятся с той самой реальностью. Если вы когда-нибудь замечали себя на этой грани — смотрите, фильм замечательный, фильм живой, настоящий, он идеален по всем пунктам. И мне уже хочется его пересмотреть.

    10 из 10

    18 августа 2013 | 00:41

    Многим давно известно творчество Кроненберга, как и в режиссуре, так и в актерском мастерстве.

    Хотя на моей памяти лежит один фильм с его участием ("Ночной народ»), где он играл психиатра-психопата. Я спорил с несколькими людьми по поводу этого фильма. Все таки остался при мнении, что это его лучшая работа. Ранее Кроненберг баловался фильмами ужасов и триллерами, как например ("Бешеная», «Наседка» или «Сканнеры»), но сейчас он перешел к более существенным темам — секс, психология и т. д. Одной из его интересных работ на тему секса, является «Автокатастрофа», в которой переплетены секс и мутации, что характерно для его творчества. Вспомним хотя бы тот Видеодром, с его неординарностью и отталкивающим свойством, таящим некую загадку.

    Что касается «Паука», то сразу же, помимо самой режиссуры, хочется непременно отметить музыкальное сопровождение Говарда Шора. Я могу слушать этот саундтрек неисчислимое количество раз. Музыка заставляет задуматься и переосмыслить происходящее на экране не единыжды.

    Далее берем во внимание время происходящего (думаю это 50-60-е годы 20-го века). Лично я предпочитаю действие таких фильмов в указанное время.

    А теперь я могу сказать о самом Пауке и его окружении. Паук, как известно существо тихое и хитрое, частично мы эти качества можем увидеть в Деннисе. Он тихий, но далеко не хитрый. Он как ребенок прост с одной стороны, но непредсказуем с другой из-за его неорджинарном восприятии мира и прошлого, в следствии травмы психики. Окружение Паука — это практически отбросы общества, как и он сам, умолишенные бедолаги без будущего. Мне жаль их и Денниса, потому что они не могут ощутить радости, независимо от того, что с ними происходит, то ли они спят, то ли едят, то ли видят нечто…

    Фильм «Паук» занял достойное место на моей полке с дисками. Смотрите, думайте… Старайтесь влиться в фильм и сопереживать с главным героем…

    21 июня 2008 | 22:48

    Пожалуй, это самый прекрасный фильм, что я видел за последнее время. В фильме показана настоящая борьба, без стрельбы и другой ерунды, которая только отвлекает. В фильме показана борьба главного героя с самим собой, которая длиться уже не один год, которая продолжается с переменным успехом. Показаны моменты, когда герой был готов уже сдаться, но он не сделал этого и продолжил свой бой. Он пытается выглядеть достойно, скрывает свои глубокие раны, прячет их от других. Он продолжает бороться даже тогда, когда это кажется невозможным, когда практически любой согласиться с поражением и он… побеждает!

    Этот фильм показывает настоящий подвиг. Герой разорвал «мучительное однообразие циклической воспроизводимости одного и того же содержания».

    Фильм довольно сложно воспринимать и понимать, так как надо учитывать, что психика (особенности мировоззрения и восприятия) может сильно отличаться от привычного. Сложно представить, что можно не идентифицировать человека или начать его воспринимать по-другому. Также сложно представить, что можно перепутать реальность с вымыслом. Поэтому кажется, что в фильме какие-то проблемы с сюжетом, но это не так. На самом деле мы видим мир так, как видит его герой. Здесь нет возвратов назад, где показывается история его жизни.

    Здесь сам герой возвращается назад и переживает всё заново. В своей борьбе он пробует множество оружия, которое мы не можем понять, он создавал его ни один год — блокнот, коробка с непонятными вещами, всё это так мало для нас значит. Он вырабатывает привычки — своё искусство боя. Иногда он на грани отчаяния, но никогда он не прекращает борьбы.

    И если этот фильм сложно воспринять, то представьте, какого было главному героя, когда у него впервые начались проблемы.

    Наверное, это один самых из самых трагичных фильмов, которых я видел, вторым можно назвать Пробуждение.

    10 из 10

    1 июля 2008 | 21:46

    Память — это то чем забывают?!
    -Джек Лондон

    Закоулки наших душ или ж трепет сдирающий краски со слоев памяти один за другим трансформируя отголосок паутин наших набитых скелетами шкаф в нечто более удобнее для «переваривание» серости и суровости будний.

    Старина Фрейд наверное не предполагал всемирную масштабность спроса к своему шарлатанству но знал что его «чума» скоро будет неким шаблоном для интерпретации любых человеческих деянии.

    Фантасмагорическое но очень грамотное кино «Паук» 2002 г. с участием Ральфа Файанса при исполнение этой черно-серой постановки Давид Кроненберг затрагивает темы Эдипового Комплекса и прочего фрейдизма и их последствии в жизни мальчика провалившего в абстрагировании к внешним реалиям феномена под названием «жизнь».

    Не эпатажное представление нежели медленная и преследующая и ищущая камера главного протагониста с расстройством личности что последовало к большим расстройствам речи и поведение. То ли на отпуск за хорошее поведение то ли он сбежал с психушки но Паук приезжает в родной город где он попадает в свое прошлое и он должен разобраться с памятью собирая ее словно паззл если даже там отражен «монстры» с прошлого.

    Авторский антураж кафкианство плюс симметричный сюжет вкупе с непосредственными флешбеками в стиле Бергмана создают в силу жутковатый и своеобразный фильм о травмах детских и последствиях уже как взрослых.

    7 из 10

    16 октября 2014 | 13:37

    - Деннис, ты всё ещё думаешь, что я убил твою мать?
    - Нет, отец. Это сделал я.


    Кроненберг не был бы самим собой, если бы в очередной раз за карьеру не окунулся в исследование глубин человеческой психики. Накручивая один виток спирали за другим, в своём творчестве он с хирургической точностью раскрыл темы таких «тонких» материй, как «зомбирование» населения с помощью телевидения, замена обыденной жизни виртуальной реальностью компьютерных игр, разрушительное влияние на человеческий мозг генетических и наркотических опытов. И оттого неудивительно, что на поздней стадии своего творчества он обратился к фрейдизму, предлагающему богатый инструментарий для кинохирурга, копошащегося в причудливостях человеческого сознания. Поставить на себе эксперимент в этот раз согласился Рэйф Файнс, которому, к слову, второй раз за год (первый — в «Красном драконе») выпало сыграть роль шизофренического маньяка.

    Давайте прислушаемся к себе: какие чувства возникают у вас при слове «шизофрения»? Наверняка сразу же возникает отвращение и усмешка. Неудивительно, что этот стигматизирующий ярлычок («шизофреник») ставит крест на пути к пониманию человека, чей мир наверняка и без того находится в состоянии агонии и коллапса. Кроненберг уходит от этих социальных условностей и без досужих рассуждений предлагает окунуться во внутренний мир аутиста, властно обрубившего связи с внешней реальностью.

    Сутулая фигура, свернувшаяся калачиком в грязном лоне ванны пансионата. Мертвенно-бледная кожа. Мертвец во плоти, бессвязно бормочущий под нос всякие странности. Потухший и исполненный болью взор, направленный не вовне, а вовнутрь. Куда же ты смотришь, Деннис?

    Деннис пытается собрать себя, как мозайку. Деннис как рассыпанный паззл. Неведомый для себя, неведомый для других. За недостающими фрагментами он жадно ныряет в закоулки собственной памяти. Детская память — единственное, в чём он уверен после 20-летнего забытья в психиатрической клинике.

    Семья мальчика жила в пригородном рабочем квартале посреди грязных улиц, «подержанных» шлюх и потрёпанных судьбой алкоголиков. Отца Деннис всегда видел немногословным, угрюмым и злым. Мать же была белокурой наседкой, приютившей ранимого с детства мальчика под своим тёплым крылом. Но отец мать не любил, как впрочем, и сына. Одиночество и пустоту он решил заполнять алкоголем и проститутками.

    Вспоминая все эти детали, перед Деннисом предстают материальные воплощения этих образов. И хотя рядом с ними он ходит на расстоянии, они настолько же плотны, как и он сам (или бесплотны?). Дотошно фиксируя в своей записной книжке разматывающийся клубок детских событий, он якорем закрепляется посреди бушующих волн фантазий и грёз, смывающих каркас его личности. Порываясь прийти в себе к началу всех начал, он обнажается перед грозной реальностью, и поэтому вынужден отчаянно и причудливо защищаться. Прячет под ковёр подлинного себя, кляксами выплеснутого в книжку. Скупо хранит в чемоданчике и старом носке различное барахло, для одного него исполненное таинственным смыслом. Обмытывается газетами и прячет, как в кольчугу, тело за несколькими рубашками. Вы скажете, что это нелогично? А вот и логично. Логика здесь железная, но только не от сего мира.

    Так отчего он бежит?

    В преддверии открытия страшной тайны перед мысленным взором Денниса проплывают смутные образы предначертания этой разгадки. Тяжело вздыхающий газовый завод, колоссом вздымающийся над крохотным пансионатом. Как бы невзначай брошенная душевнобольным фраза о скорпионе, поджидающего жертву в самом неожиданном месте (для Кроненберга, похоже, существование насекомых — это что-то вроде аксиомы неистребимости уродливой стороны нашей жизни).

    В паутине, которую Деннис старательно плёл, а затем с таким же старанием и разматывал, он находит-таки центровой узел. Все нити сошлись в простой фразе отца, определившего последующую судьбу мальчика: «Что ты наделал? Ты убил свою мать!». Примерив на себя роль убийцы-отца (вот и Фрейд со своим эдиповым комплексом!), мальчик взял вину в смерти матери на себя, но так и не смог в последующем отлепить от себя этот образ, хотя очень старался.

    И вот выросший Деннис стоит с молотком и зубилом, склонившись над спящей хозяйкой пансионата, готовый «прибить» очередную «скобу» для петли своей паутины. Больное воображение рисует в ней не хозяйку, а мачеху (и снова Фрейд со своим понятием «переноса» воспоминаний из прошлого в настоящее). Но вдруг нити психики «Паука» обрываются, и из пробоины фонтаном брызгают образы прошлого. Наплыв паранойи накрывает его, как цунами, и сносит все колышки ритуальных защит. Закольцовывая сюжет, Кроненберг снова прокладывает персонажу Файнса путь к больничной койке.

    История Денниса показала, что детская психика — вещь очень хрупкая, и, как разбитое зеркало, мир шизофреника после травмы почти невозможно собрать. Но Деннис собрал его. Хотя один из кусков и ранил его, как кровавый осколок стекла в руках умалишённого.

    Главный герой осознал, что всю жизнь он бежал… от себя.

    Этот фильм показал, что истина порой ужасает.

    9 из 10

    21 октября 2012 | 16:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


     
    все новости

    Статьи


    В российском прокате стартовала лента Дэвида КроненбергаОпасный метод“. КиноПоиск предлагает вспомнить другие полнометражные работы одного из главных режиссеров современности... (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    100.Баллада о солдате8.258
    101.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись8.254
    102.Адвокат дьяволаThe Devil's Advocate8.250
    103.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.249
    104.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра8.242
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast90.15%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.91%
    53.Полный расколбасSausage Party89.82%
    54.Проект ХXProject XX89.72%
    55.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft47
    АстробойAstro Boy27
    Астрал: Глава 2Insidious: Chapter 2114
    Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises794
    Пятый элементThe Fifth Element121
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.331
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.883
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.570
    Angry Birds в киноAngry Birds6.537
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры