всё о любом фильме:

Франкенштейн

Frankenstein
год
страна
слоган«The Man Who Made A Monster!»
режиссерДжеймс Уэйл
сценарийДжон Л. Болдерстон, Гаррет Форт, Френсис Эдвард Фараго, ...
продюсерКарл Лемли мл., Е.М. Эшер
операторАртур Идисон, Пол Ивано
композиторБернхард Каун
художникЧарльз Д. Холл
монтажКларенс Колстер
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время70 мин. / 01:10
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
44 + 0 = 44
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
    • Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
    • Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
    • Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа.
    • Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
    • Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку.
    • Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
    • Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
    • Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
    • В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
    • В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
    • Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
    • Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 117 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Экранизация культового романа Мэри Шелли.

    Как экранизация — фильм слабоват. Все таки вместить весь роман в один час повествования занятие довольно сложное и вряд ли эта затея могла привести к успеху. Поэтому, мне, как читавшему книгу, фильм было смотреть не интересно.

    Но несмотря на слабоватый сценарий режиссер фильма не подкачал, выполнив свою работы выше всяких похвал, несмотря на то, что это была одна из первых его картин и первая картина в жанре фильмов ужасов.

    Кроме режиссуры явным плюсом фильма является отличный и очень сильный актерский состав. Особенно хочется выделить Колина Клайва, исполнившего в свою роль очень ярко и интересно. По его выражению лица видно, что в нем находятся гений и психопат, ученый и одержимый идеей. А фраза в его исполнении «It`s Still Alive!» запоминается надолго. Сейчас я не вижу, чтобы актеры играли с таким поистине маниакальным интересом.

    Невозможно не выделить Бориса Карлоффа, который вроде бы ничего не делает, кроме как мычит да разводит руками. Но он тоже исполнил свою роль гениально. Это лицо настоящего непонятого людьми монстра я долго не забуду…

    Если почитать информацию о фильме, то можно узнать, что продюсеры полагали, что фильм очень страшный и поэтому поставили в начало фильма обращение к зрителям, мол, слабонервным лучше не смотреть. Не знаю как тогда. но сейчас фильм смотреть абсолютно не страшно. Хотя надо заметить, что атмосфера нагнетания на зрителей ужаса присутствует, и выполненна она очень профессиональна. Это можно почувствовать, но испугаться этого… Вряд ли.

    8 из 10

    14 июня 2010 | 23:09

    В 1931 году на экраны выходит фильм «Франкенштейн». Картина повествует о молодом амбициозном учёном, который решил, что наука способна на всё и даже может победить смерть. В своей лаборатории Франкенштейн создаёт существо по своему образу и подобию. Однако эксперимент оказывается провальным. Новая форма жизни созданная учёным не находит себе место в этом мире и становится монстром.

    В фильме, созданном студией Universal Pictures, был сюжет, на котором базируются многие современные фильмы ужасов. Человек создаёт монстра опьяненный своей властью и в дальнейшем весь фильм герои пытаются избавиться от чудовища. А само существо не вызывает у зрителя не каких чувств кроме страха или неприязни. В отличие от этих картин в этом фильме часто чувство сочувствия и волнения вызывает сам монстр. Который напоминает большого ребенка, который остался без родительской опеки и просто пытается выжить, не понимая, что такое хорошо и что такое плохо.

    В картине также присутствуют сцены жестокости не допустимые для того времени, из-за чего момент с маленькой девочкой была вырезана в первоначальной версии.

    В итоге получилась картина, несущая в себе мораль: что научный прогресс не всегда несёт положительные результаты.

    21 июля 2012 | 12:19

    Конец 19-ого века. Молодой учёный Генри Франкенштейна- одержим желанием создать с помощью науки жизнь. Для этого ему нужны электрические разряды и… трупы. Из кусков которых он и сшивает человекоподобное существо. Но созданный монстр убив ассистента Генри сбегает из замка и скрывается в лесу, вблизи местной деревни. Жители которой, прознав про прячущегося в их краю чудовище, объявляют на него охоту…

    -«Я сумасшедший?! Скоро вы увидите, сумасшедший я, или нет…» (с)

    В начале 30-ых случилось чудо-«Великий Немой» заговорил! Канул в прошлое немой кинематограф. А также и многие его звёзды, не способные адаптироваться и приспособиться к новомодной звукозаписывающей техники. Один период в истории кино закончился. А второй толком не начался. Странное время, когда появлялись новые кумиры публики, открывались новые, переоборудованные под звуковые картины кинотеатры, выходили новые необычные «говорящие» и даже «поющие» фильмы. Невиданный прогресс сопутствовал невиданному же мировому экономическому кризису. Который стал настоящим потрясением для всего западного мира, и особенно сильно сказался на Америке -унеся десятки тысяч жизней. Этот период прозвали временем Великой Депрессии…

    И вот в это тяжёлое время Голливуд развлекал публику, давая ей возможность отвлечься от своих тревог и перенестись в разнообразный и зрелищный мир кино. Эту пору прозвали -Золотой Эпохой Голливуда. Именно тогда появились знаковые, определившие развитие кино жанры, способные напугать неискушённую публику…

    Речь пойдёт о легендарной экранизации знаменитого романа Мэри Шелли -«Франкенштейн», осуществлённой в 1931-ом году Джеймсом Уэйлом. Примечателен фильм тем, что это первая «настоящая» интерпретация данной книги, и тем что это один из первых звуковых фильмов ужасов. А ещё впечатляющей работой по гриму, которую проделал кудесник Джек Пирс. Его команда создала такой образ легендарного монстра, что его все узнают и сегодня, даже и те кто не смотрел кино. Хотя фильму уже 82 года! Актёры и все те кто работал за кадром -создали такой фильм, аналогов которому впредь не будет. Это касается лишь старого кино, обладающего преимуществом перед последующими версиями этого сюжета. Я об атмосфере фильма. Мрачная, подавляющая холодность происходящего на экране усиливает незабываемая музыка а так же «состарившаяся» плёнка, то и дело покрывающаяся «ожогами» и «струпьями», трещащая и шипящая. А так же чарующий старый английский, который приятно звучит и благодаря этому некоторые реплики можно запомнить и на языке оригинала. Всё это свойственно лишь старому, довоенному кино. При всех своих недостатках, и некой даже наивности эти фильмы прошли самую суровую проверку. Проверку временем. Их до сих пор смотрят, а значит они не когда не устареют. Так как уже давно устарели, но не потеряли своего обаяния, и даже наоборот приобрели.

    Сложно назвать написанный Джоном Л. Болдерстоном (автор классических ужастиков 30-ых -«Дракула» с Белой Лугоши, «Мумия`с тем же Карлоффом и др.), Доном Расселом и Гарретом Фортом сценарий -экранизацией. От сюжета придуманного Мэри Шелли остался лишь один зачин, про то как безумный учёный создаёт монстра. Даже имена главных героев изменили! Доктор носит имя Генри, а его друг -Виктор, а в романе на оборот. Ровно как и введение в сюжет профессора Уолдена -которого не было в романе. Таким образом в неприкосновенности остались лишь невеста героя-Элизабет, да само безымянное существо (которое многие и называют Франкенштейном, хотя это фамилия героя-учёного, а не имя созданного им монстра). При всех своих достоинствах, фильм Джеймса Уэйла -отвратительная экранизация. При просмотре непонятно даже какой год нам показывают, ибо в картине причудливо смешались костюмы 30-ых, вещи 20-ого века и старинный интерьер, более-менее современные роскошные особняки и старинные, мрачные замки. Поэтому я не считаю «Франкенштейна» 1931-ого экранизацией. Это просто триллер снятый по мотивом популярного готического романа. И снятый для своего времени-просто изумительно…

    В картине играли тогда не известные публике молодые театральные актёры. Некоторые из них хорошо зарекомендовали себя на Бродвее, где их заметили и пригласили в кино. Это Колин Клайв (Генри Франкенштейн), Мэй Кларк (Элизабет), Джон Боулс (Виктор), Дуайт Фрай (ассистент доктора-Фритц), Эдвард Ван Слоун (профессор Уолден) и наконец самый главный из тех, кто повинен в бессмертии этой картины -Борис Карлофф в незабываемом и жутком образе воскресшего с помощью электричества, Монстра с высокой и сутулой фигурой, квадратной башкой и ржавым болтом торчащем из шеи. И хоть он за весь фильм не произносит не фразы, а только зловеще рычит и мычит, он одним этим создаёт легендарный образ классического персонажа…

    Оператор Артур Идисон, снявший такие хиты как «Человек-Невидимка» и «Касабланка», запечатлел на киноплёнку множество знаменитых кадров, впоследствии вошедших в энциклопедию кино, и не раз цитировавшихся и пародировавшихся в будущем. Чего стоят только сцены с оживлением монстра в лаборатории оборудованной в подвале замка, и финальная погоня озлобленной и кричащей черни с факелами и вилами в руках за неуклюже убегающем от них существом, с последующей далее сценой сожжения мельницы и гибели монстра под обломками и в огне…

    Отлично постарался и главный художник постановки Чарльз Д. Холл, ранее трудившийся на картинах Чаплина ("Малыш», «Цирк» и «Огни Большого Города»). При минимальных затратах, его команда построила впечатляющие декорации от замка Франкенштейна, до его фамильного поместья и деревни озлобленных крестьян. А также в фильме разные, соответствующие непонятно каким эпохам костюмы. Всё это создаёт непередаваемую атмосферу этого классического, чёрно-белого хоррора.

    Композитор картины Бернхард Каун, так больше негде и не поработал по специальности. И сложно сказать, что стало тому причиной. Саундтрек первого «Франкенштейна» показал его как талантливого человека. Звучащая в фильме музыка не просто звуковое сопровождение ленты. Она её фон. Она создаёт напряжение, погружает в атмосферу рассказываемой с экрана истории и запоминается не хуже образа самого оживлённого и сшитого из частей тел мертвецов монстра…

    Продюсер фильма Карл Лемли-мл, один из тогдашних хозяев знаменитой голливудской киностудии «Юнивёрсал», был успешным дельцом. И нащупав на ниве ужастиков прибыльное дно, стал активным финансистом картин снятых в жанре «хоррор». Конкретно «Франкенштейн» 1931-ого, при вложенных в него, приблизительно 300 тысяч долларов, принёс в мировом прокате более 12 миллионов!

    В последствии, на волне большого критического и коммерческого успеха фильма, было снято ещё два его прямых продолжения ("Невеста Франкенштейна» (1935) и «Сын Франкенштейна» (1939), и положен зачин для бесчисленных спин-оффов и красоверов с участием популярных чудовищ студии «Юнивёрсал». Но первый фильм всегда ценится выше сиквелов, а потому и оценка будет именно такой а не какой другой:

    9 из 10 

    P.S

    Из основных минусов картины, как наиболее существенный назову её слишком маленькую продолжительность (где-то чуть более часа). Всё таки для данного сюжета это слишком малый хронометраж…

    20 июля 2013 | 16:39

    Вот она, настоящая классика кинематографа: черно-белый фильм ужасов «Франкенштейн» 1931-ого года.

    Безумный ученый нашел способ оживить мертвого человека. Для этого он решил собрать тело из разных кусков мертвых людей. Он выкапывал только что захороненные тела, а также использовал тела повешенных. Но для полного комплекта был необходим неповрежденный мозг человека. После сбора всех «ингредиентов» доктор Франкенштейн воскрешает созданное им чудовище, которое в итоге стало неуправляемым.

    Конечно, пересказывать эту историю нет особой необходимости, но все же в череде ремейков и пародий на Франкенштейна, можно потерять ту самую классическую историю создания монстра, который не хотел бы им быть, но он просто не знает, как сосуществовать с окружающим миром.

    Хотелось бы отметить необычный сценарий, декорации и операторскую работу. Для 1931-ого года фильм сделан просто на высоте. Да, можно найти неправдоподобные сцены, но уж извините, в наше время бывают сценки и похуже. В общем, фильм получился на века, и даже спустя 80 лет смотрится вполне даже отлично.

    Атмосферный фильм ужасов, который обязан посмотреть каждый уважающий себя киноман.

    9 из 10

    29 октября 2013 | 03:57

    К моменту просмотра данного фильма я не знал ни о Карлоффе, не о Лугоши, и вообще ни о ком из тех, кого по праву можно назвать творцами монстров в фильмах ужасов — именно они воплотили в жизнь Чудовище Франкенштейна и Дракулу. Фильм мне начал нравиться еще в самом начале. Места сьемок были подобраны столь удачно! Я начал испытывать атмосферу фильма еще в самом начале.

    Сюжет — профессор Франкенштейн создает Монстра и оживляет его. После этого он уезжает, а Монстр вырывается и отправляется за своим создателем, убивая всех на своем пути.

    Игра актеров превосходна. Особенно радует Борис Карлофф, исполнитель роли Чудовища. На мой взгляд он играет лучше всех. Остальные актеры тоже превосходно играют, ничего не скажу.

    Места съемок настолько хороши… Я не могу подобрать нужного слова, чтобы охарактеризовать их. Так красиво смотрятся таинственные горы, леса, реки. Внешний вид чудовища тоже превосходен.

    Одним своим видом Чудовище может напугать. Фильм сам по себе сильно пугает. Его обязан посмотреть каждый ценитель фильмов ужасов (легенда, как-никак). Лично мне он очень понравился, и еще не раз я его пересмотрю.

    10 из 10

    24 мая 2010 | 19:07

    Пожалуй, главный недостаток «Франкенштейна» — он старый. То, что увидит современный зритель в этом образцово-показательном ужастике первой половины прошлого века — горстка киношной пыли. Не то что многие сцены, но весь фильм ничем не удивляет ничем: сюжет линейный, персонажи однотипны и вообще, смотреть, этот так называемый фильм ужасов совсем не страшно. Совы как раз те, кем они кажутся. И плевать, что по тем временам все эти решения были новаторскими. Все эти факты давно погребены в архивах Юнивёрсал. Но в то же время именно старость и служит главным достоинством этого фильма. Волшебная приставка ретро обеспечивает алиби, оставляя фанатам жанра ужасов по всему миру на выбор только два варианта: либо ты посмотришь, откуда берут истоки твои любимые хорроры, и обязательно восхитишься минимализмом, либо не посмотришь и будешь недостойным считаться ценителем жанра. Жестокое, жестокое ретро.

    На самом деле «Франкенштейн» ужастик настолько, насколько Мэри Шелли мужчина. По степени надуманности причисления к жанру он уступает только «Уродцам» Тода Броунинга. В 30-х годах, несмотря на приличный уже возраст синема, ещё не все были готовы в тёмном зале на белом фоне увидеть откровения, разрушающие в хлам их принципиально консервативные взгляды. Таким образом, даже такая простейшая, ставшая уже классикой и баяном, мораль типа «Неважно, какой человек снаружи, важно, какой он внутри» едва доходила до разума зрителя. Легче было смотреть на невероятно мрачный грим на угрюмом лице Борьки Карлоффа и пугаться. Вот и бедняга Франкенштейн, непонятый людьми по обе стороны экрана, стал символом зла, хотя, безусловно, хотел бы наоборот.

    А ему, впрочем, и так неплохо. Образ-то поистине культовый и значимый не только для киноужасов, но и для массовой культуры, на много лет вперёд сформировавший представление об этом персонаже. Добродушный монстрик Фрэнки стал, сам того не зная, праотцом всех страшилок про ужасных созданий, отличных от вампиров, поскольку они из другой оперы. Франкенштейн — глава всех монстров и маньяков, поддерживающих концепцию убийства ради убийства. Именно так, ведь даже несмотря на смягчающие обстоятельства, новорождённый труп убивал с единственной целью: просто так. А слабоумие, самозащита и страх не могут быть оправданиями для настолько страшных преступлений. Наверное, это и пугало больше всего. Представишь только, что где-то бродит кусок мёртвой плоти, убивает людей безнаказанно и даже не понимает этого, как сразу плохо становится. А то, что он в душе добрый, дело уже десятое.

    Вот она — первая ступень развития фильмов ужасов. Страх внешний, вполне осознанный. Боязнь банальной физической расправы, при хорошо развитом воображении или же плохом разграничении реальности и вымысла. Джеймс Уэйл не играет с подсознанием, не вытаскивает на свет из недр души каких-либо фобий, кроме, пожалуй, ксенофобии, не даёт получить удовольствие от жестокости. Для того, чтобы свести кого-то с ума, всего-то достаточно только показать кого-то страшного и намекнуть, что он опасен. Левел комплит. Иначе и не объяснишь, почему фильм с доброй моралью, который по уровню саспенса едва опрежает каких-нибудь Заботливых мишек, оказался таким необычным, что пришлось в срочном порядке дополнительно снимать предупреждение для слабонервных.

    5 декабря 2012 | 22:27

    Безусловно, фильм «Франкенштейн» под руководством мастера жанра ужасов Джеймса Уэйла давно приобрел культовый статус. Образ чудовища, созданного в лаборатории молодым ученым Франкенштейном ради славы, ужасает даже современных зрителей, не говоря уже о таком далеком 1931 году, когда киноманы не были еще избалованы изобилием крови и современных визуальных эффектов. Поэтому перед начальными титрами было вставлено предупреждение о том, что фильм является очень жестоким и ужасающим, и его не рекомендуется смотреть слабонервным людям.

    «Франкенштейн» стал одним из первых полнометражных фильмов ужасов в истории кинематографа и, соответственно, классикой жанра. Его горячо приняли как критики, так и обычные зрители, дав ему хорошие оценки и теплые отзывы. Однако не стоит забывать, что фильм снят по книге английской писательницы Мэри Шелли, которая написала ее еще в 1818 году. Этот роман стал настоящей сенсацией и принес своему автору мировую известность (хотя Шелли изначально издавала его анонимно, лишь через несколько лет подтвердила свое авторство). В фильме же повествование во многом отличается. Сценаристы и режиссер хотели создать свою историю и сделали это, но, к сожалению, потеряли главную суть, а именно то, что общество отвергает физических уродов, не зная даже об их внутреннем уровне. Вся драма романа Шелли заключается в том, что монстр, созданный Франкенштейном, поначалу был вовсе не злым, а его душа была способна на благородные поступки, но все люди отвернулись от него (в том числе сам создатель) из-за его физического уродства. Никто даже и не пытался узнать о духовности существа; общество сделало его изгоем, поэтому существо начало мстить. В фильме же эта причина опускается. Здесь причина жестокости чудовища — это то, что молодой ученый дал ему мозг сумасшедшего преступника, чье поведение передалось и носителю этого мозга. Из сложной внутренней драмы существа, из его несчастья и одиночества, указанных в книге, сделали качественный фильм ужасов того времени, утратив главную идею.

    Двумя годами позднее выйдет фильм «Кинг Конг», который тоже получит мировое признание, и в котором повествование так же, как и в «Франкенштейне», ведется о существе, не принятом обществом. Однако тут мы видим, что Конг — существо, которое было способно на любовь, но не осознавало своих поступков. Существо, у которого отняли его мир и перевезли в мир ему незнакомый, в котором он не знал, что ему делать. В «Франкенштейне» же утеряна мысль о жестокости, причиной которой является изгнание обществом из-за серьезных физических отличий.

    Но, несмотря на все это, фильм «Франкенштейн» действительно имеет влияние на зрителя, а также ровное и связанное повествование, что немаловажно. Режиссеру удалось сохранить композицию целой при том, что он сильно отклонился от сюжета книги. В картине присутствуют действительно жестокие, страшные и захватывающие ужасом дух моменты, что делает этот фильм эталоном в жанре ужасов. Каждый эпизод заставит зрителя испытывать некое напряжение, как с помощью качественной актерской игры, передающей то страх, то безумие, то ненависть или горе, так и с помощью нарастания у зрителей страха с каждой минутой фильма. С каждым эпизодом сюжет становится все интереснее, сам фильм имеет небольшой хронометраж (70 минут), из-за чего смотрится без мысли о том, что он хоть немного растянут. В целом, «Франкенштейн» — качественное кино первой половины двадцатого века в жанре ужасов, заслуживающее звания классики своего жанра, однако проигрывающее в присутствии идеи своему приемнику — фильму «Кинг Конг».

    Имея свои определенные недостатки, картине все же удается заставить понервничать и испугать, даже если до этого была прочитана книга. Далее был создан качественный сиквел того же режиссера Уэйла, а потом выпускались и выпускаются различные сиквелы и ремейки, прямо или косвенно связанные с историей ученого Франкенштейна и созданного им чудовища. Но ни один так и не смог превзойти первые два фильма, и это к лучшему.

    7 из 10

    8 ноября 2012 | 00:48

    Из всех просмотренных мною ужастиков Universal этот, несомненно, наилучший. Действительно отличное, без всяких оговорок и уточнений, кино.

    Молодой Генри Франкенштейн и его увечный слуга Фриц раскапывают могилы и собирают висельников, чтоб создать нового человека. Но Франкештейну нужен свежий мозг… Туповатый и боящийся трупов Фриц, отправленный за консервированным мозгом в университетскую анатомичку, приносит дегенеративный мозг преступника. Тем временем невеста Франкенштейна смущена его безумным письмом и отсутствием и вместе с безответно влюбленным в неё другом отправляется к его бывшему преподавателю, доктору Вальдману, который рассказывает, что Генри бросил учёбу, когда университет не дал ему трупов для исследования тайн жизни и смерти. Втроём они отправляются в башню, где недоучившийся студент оборудовал свою лабораторию. Сперва Генри не хочет пускать их, но когда его называют безумцем, приходит в ярость и, чтоб доказать обратное, показывает голема, сшитого из кусков трупов, и рассказывает про более высокочастотное, чем ультрафиолет, излучение, создавшее жизнь на Земле. Гости появились как раз во время финального этапа эксперимента — в разрядах грозы создание Франкенштейна оживает… Позже его отец, барон Франкенштейн, выражает недовольство тем, что Генри всё не торопится вступать в брак и, убеждённый, что дело не в науке, а в другой женщине, отправляется к сыну в башню. Тем временем Франкенштейн полон радужных надежд относительно своего создания, но держит его в тёмном подвале и не особенно следит за ним, так что злобный полудиот Фриц с удовольствием может тыкать в новорождённое создание факелом и бить его плёткой. А доктор Вальдман настойчиво советует Генри убить созданное им чудовище…

    Роман Мэри Шелли был посвящен двум смежным темам — осуждению человеческой гордыни и игры в Бога, с одной стороны, и отказу от ответственности за свои творения, с другой. В недавно упомянутой экранизации 1910 года актуальна была первая тема, во многих других дочерних, прямо или косвенно подражающих Шелли сюжетах, превратившаяся в настоящую фобию науки. В фильме Уэйла упор сделан на вторую. Наука не зла (и в этом смысле сюжетный ход с мозгом убийцы кажется навязанным, излишним) — дурными плоды науки могут стать в руках одержимых комплексом неполноценности дегенератов; Франкенштейн явно не вполне уравновешен, но его прометеевский порыв тоже не кажется дурным сам по себе — но безответственно дальнейшее равнодушие к монстру. Само же чудовище делает немало плохого, но ничего этически предосудительного; убить того, кто с последовательным садизмом тебя пытает или собирается вскрыть живьем — естественный базовый порыв любого живого существа, а девочке монстр не хотел зла, и не его вина, что его не озаботились обучить самым базовым понятиям. Чудовище опасно, как опасен сильный умственно отсталый или ребёнок с силой быка, но как и они, оно за эту опасность не отвечает. И потому совершенно естественно сочувствие зрителя оказывается на его стороне, а не на стороне доктора Вальдмана, без колебаний настаивающего на убийстве ещё прежде, чем монстр чем-то провинился. А глядя на факельное шествие вскидывающих руки озлобленных немцев, приходится напоминать себе, что фильм снят в 1931 и ничего такого авторы иметь ввиду не могли…

    Фильм выделяется среди прочих ужастиков Universal глубокой проработкой персонажей, и актёрам, соответственно, есть что играть. Романтическая фигура Генри Франкенштейна, полусумасшедшего и одновременно возвышенного своими амбициями, хорошо удалась Колину Клайву. Ван Слоун отчасти отошёл от своей всегдашней роли ван Хельсинга, исполнив более амбивалентную и характерную (хоть и несущую ту же сюжетную функцию) роль Вальдмана. Очень понравился мне барон Франкенштейн-старший, своего рода сердитый отец из оперетты, но при этом довольно жизненный, в исполнении Фредерика Керра. Дуайт Фрай, прекрасно сыгравший Рэнфилда в «Дракуле», тут не менее ярко исполнил роль другого помощника злодея, Фрица. И, конечно, самая знаменитая роль Бориса Карлоффа, создавшего трогательный образ без слов и с минимумом мимики.

    Фильм снят профессионально и стильно, тут много красивых кадров, операторских находок (например, взгляды Франкештейна и монстра сквозь мельничное колесо), и даже очевидная павильонность съёмок в данном случае скорее играет на атмосферу, чем против неё. Грим монстра не зря вошёл в историю и создал каноническое визуальное представление о чудовище Франкенштейна, которому нет альтернативы по сей день.

    В целом «Франкенштейн» — не только веха в истории ужасов, но и очень хорошее кино. Настоятельно рекомендую смотреть даже не интересующимся жанром: из всей продукции Universal того периода, пожалуй, только этот фильм заслуживает внимания вне зависимости от любви к хоррору.

    22 марта 2014 | 18:47

    Проблемы героев, многих фильмов ужасов, начинаются с того самого момента, когда они, проявив чрезмерное любопытство, пытаются узнать, что происходит за той таинственной дверью на которой написано: «Не выходить! Опасно для жизни!». Такие персонажи обычно обладают физической силой или как минимум располагают обширными научными знаниями. Такой сюжетный ход был во многих фильмах ужасов 30-ых.

    В фильме «Франкенштейн», таким героем выступает Генри Франкенштейн — талантливый ученый, чей разум заражен идеалистической идеей о вечной жизни.

    Ввязавшись в спор с матушкой-природой, или если угодно с самим господом-богом, наш сумасшедший ученный, по законам жанра, должен допустить фатальную ошибку, вследствие чего зло выходит на свободу.

    Но зло, которое в данном случае олицетворяет чудовище, созданное нашим героем из кусков гниющей мертвечины, оказывается всего лишь измученной и истерзанной душой, жаждущей понимания и любви, а не насмешек и издевательского отношения.

    Монстр Франкенштейна — это обиженный на родителей и общество ребенок, который сбегает из дома в поисках приюта, но вместо свободы и любви встречает лишь отрицание и неприятие. Позже эту структуру использует и модернизирует Дэвид Линч в своем черно-белом шедевре «Человек-Слон».

    Возвращаясь к экранизации Джемса Уэйла, созданной в далеком 1931 году, хочется отметить смелость режиссера, присущую в то время не многим студийным директорам. Многие моменты, например эпизод с маленькой девочкой, который позже вырезали из прокатной версии фильма американские цензоры, были довольно шокирующими для тех лет. Но главный парадокс этой киноленты заключается в том, что большинство зрителей жалеет чудовище и понимает мотивы преступлений монстра, чего не происходит в вышедшем в этом же году «Дракуле» Тода Браунинга.

    Кроме того «Франкенштейна» можно рассматривать как нравоучительную сказку, сформулированная мораль которой звучит примерно так: «Никто не может заменить собой бога». Это идея, на первый взгляд, довольно поверхностна, но если копнуть глубже, то можно провести интересные параллели между Адамом и монстром Франкенштейна.

    Как и в библейской истории, Генри (Бог) разочаровывается в своем творении. Им созданный Адам совсем не такой, как он сам, хотя Франкенштейн сделал его по своему образу и подобию. Монстр, как и первый человек на земле, тоже познает грех, стой лишь разницей, что на неправедный поступок Адама подталкивает женщина искушенная змеем.

    2 февраля 2012 | 09:09

    Талантливый учёный Генри Франкенштейн решает превзойти самого Бога, и создать собственными руками человеческое существо. Это ему удаётся. Склеенное из останков трупов и с мозгом убийцы, существо сразу же ведёт себя агрессивно по отношению к создателю…

    Снятый по роману Мэри Шелли, фильм сразу же стал классикой фильмов ужасов, а чудовище Франкенштейна сразу же заняло ореол киношного монстра, и вполне заслужено. Удивительно, что снятое в 30-е годы кино поражает своим интересным сценарием, в которой кроется довольно поучительная идея и задумка. А самое главное, что пугающее тогда кино, может впечатлить и сейчас хотя бы тем, как оно снято. Операторская работа хороша, актёрская игра на удивление держится на высоком уровне, сценарные ходы продуманы, а само кино довольно мрачное и жестокое.

    Конечно, идейно фильм состоит в том, что однажды человека, который возомнит себя выше других, постигнет кара в лице того, кого он создал. Чудовище — это умерший когда то человек, фактически зомби. Испытывая постоянную физическую боль и непреодолимую тягой к убийствам (в чудовище заложен мозг убийцы), существо вынуждено бесцельно существовать на этой земле, убивая против собственной воли. Это хорошо показано в сцене с маленькой девочкой — самой жестокой, но служащей главным сюжетном поворотом в фильме. Кстати, само существо показано тут с интересной стороны — по канону страшный, с походкой мертвеца, с мёртвым взглядом. Оно не умеет говорить, но по мере существования проявляет эмоции, и чудовищная часть существа уступает его человечности. Неизвестно, стоит ли жалеть его, ведь он убийца? Но с другой стороны — он убийца против своей воли, что тяготит его (опять же сцена с девочкой). Это уже остаётся на выбор зрителю.

    Для 30-х годах спецэффекты и декорации выглядят на занятном уровне, а атмосферно кино выполнено великолепно — ни разу не покидало ощущение, что ты оказался сейчас в кинотеатре в 31 году и смотришь это кино впервые. Удивительно, и непередаваемо. Ну а само кино заслуживает высокой оценки, не только потому, что классика фильмов ужасов, а потому, что кино актуально и по сей день.

    9 из 10

    9 мая 2014 | 19:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Сиквелы & приквелы

    1 ДракулаDracula1931
    2 ФранкенштейнFrankenstein1931
    3 Невеста ФранкенштейнаBride of Frankenstein1935
    4 Дочь ДракулыDracula's Daughter1936
    5 Сын ФранкенштейнаSon of Frankenstein1939
    6 Человек-волкThe Wolf Man1941
    7 Дух ФранкенштейнаThe Ghost of Frankenstein1942
    8 Франкенштейн встречает Челов...Frankenstein Meets the Wolf Man1943
    9 Сын ДракулыSon of Dracula1943
    10 Дом ФранкенштейнаHouse of Frankenstein1944
    11 Дом ДракулыHouse of Dracula1945
    12 Эбботт и Костелло встречают ...Bud Abbott Lou Costello Meet Franken...1948
    13 Человек-невидимкаThe Invisible Man2018
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Звезда «Пиратов Карибского моря» Джонни Депп исполнит центральную роль в перезапуске «Человека-невидимки». У проекта Universal пока нет ни режиссера, ни сценариста. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Очень сложно перенастроить ту схему кинематографа, который был, и сделать из неё американизированную систему зарабатывания, поскольку отличительные черты советского кинематографа - это идейность и художественная ценность, на них всё держалось. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    В фильме Билла Кондона «Мистер Холмс» Иэн МакКеллен играет знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Он уже не живет на Бейкер-стрит, уехал поближе к природе и занимается разведением пчел. Экранизация романа Митча Каллена «Пчелы мистера Холмса» получила теплый прием в Берлине. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Angry Birds в киноAngry Birds375 241 027
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War172 524 967
    3.Экипаж60 036 515
    4.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur16 759 506
    5.Голограмма для короляA Hologram for the King13 402 357
    13.05 — 15.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 646 933518 842
    Деньги675 935 425 руб.181 144 455
    Цена билета255,37 руб.15,36
    13.05 — 15.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    145.Тэмпл ГрандинTemple Grandin8.171
    146.ПривидениеGhost8.170
    147.Вам и не снилось...8.170
    148.Писатели свободыFreedom Writers8.170
    149.Белый пленEight Below8.169
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Фантастические твари и где они обитаютFantastic Beasts and Where to Find Them94.88%
    12.Чужой: ЗаветAlien: Covenant94.71%
    13.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.58%
    14.Кредо убийцыAssassin's Creed94.55%
    15.ИнферноInferno94.33%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    БешеныеEnragés1
    Дурак302
    Ночи в стиле бугиBoogie Nights41
    ГотэмGotham44
    Капитан ФабианAdventures of Captain Fabian1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.638
    Angry Birds в киноAngry Birds6.553
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.787
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.155
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры