всё о любом фильме:

Франкенштейн

Frankenstein
год
страна
слоган«The Man Who Made A Monster!»
режиссерДжеймс Уэйл
сценарийДжон Л. Болдерстон, Гаррет Форт, Френсис Эдвард Фараго, ...
продюсерКарл Лемли мл., Е.М. Эшер
операторАртур Идисон, Пол Ивано
композиторБернхард Каун
художникЧарльз Д. Холл
монтажКларенс Колстер
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время70 мин. / 01:10
Смотрите на ТВ:
Суббота, 2 июля в 08:35 на канале «НСТВ»
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
44 + 0 = 44
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
    • Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
    • Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
    • Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа.
    • Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
    • Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку.
    • Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
    • Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
    • Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
    • В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
    • В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
    • Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
    • Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 117 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Конец 19-ого века. Молодой учёный Генри Франкенштейна- одержим желанием создать с помощью науки жизнь. Для этого ему нужны электрические разряды и… трупы. Из кусков которых он и сшивает человекоподобное существо. Но созданный монстр убив ассистента Генри сбегает из замка и скрывается в лесу, вблизи местной деревни. Жители которой, прознав про прячущегося в их краю чудовище, объявляют на него охоту…

    -«Я сумасшедший?! Скоро вы увидите, сумасшедший я, или нет…» (с)

    В начале 30-ых случилось чудо-«Великий Немой» заговорил! Канул в прошлое немой кинематограф. А также и многие его звёзды, не способные адаптироваться и приспособиться к новомодной звукозаписывающей техники. Один период в истории кино закончился. А второй толком не начался. Странное время, когда появлялись новые кумиры публики, открывались новые, переоборудованные под звуковые картины кинотеатры, выходили новые необычные «говорящие» и даже «поющие» фильмы. Невиданный прогресс сопутствовал невиданному же мировому экономическому кризису. Который стал настоящим потрясением для всего западного мира, и особенно сильно сказался на Америке -унеся десятки тысяч жизней. Этот период прозвали временем Великой Депрессии…

    И вот в это тяжёлое время Голливуд развлекал публику, давая ей возможность отвлечься от своих тревог и перенестись в разнообразный и зрелищный мир кино. Эту пору прозвали -Золотой Эпохой Голливуда. Именно тогда появились знаковые, определившие развитие кино жанры, способные напугать неискушённую публику…

    Речь пойдёт о легендарной экранизации знаменитого романа Мэри Шелли -«Франкенштейн», осуществлённой в 1931-ом году Джеймсом Уэйлом. Примечателен фильм тем, что это первая «настоящая» интерпретация данной книги, и тем что это один из первых звуковых фильмов ужасов. А ещё впечатляющей работой по гриму, которую проделал кудесник Джек Пирс. Его команда создала такой образ легендарного монстра, что его все узнают и сегодня, даже и те кто не смотрел кино. Хотя фильму уже 82 года! Актёры и все те кто работал за кадром -создали такой фильм, аналогов которому впредь не будет. Это касается лишь старого кино, обладающего преимуществом перед последующими версиями этого сюжета. Я об атмосфере фильма. Мрачная, подавляющая холодность происходящего на экране усиливает незабываемая музыка а так же «состарившаяся» плёнка, то и дело покрывающаяся «ожогами» и «струпьями», трещащая и шипящая. А так же чарующий старый английский, который приятно звучит и благодаря этому некоторые реплики можно запомнить и на языке оригинала. Всё это свойственно лишь старому, довоенному кино. При всех своих недостатках, и некой даже наивности эти фильмы прошли самую суровую проверку. Проверку временем. Их до сих пор смотрят, а значит они не когда не устареют. Так как уже давно устарели, но не потеряли своего обаяния, и даже наоборот приобрели.

    Сложно назвать написанный Джоном Л. Болдерстоном (автор классических ужастиков 30-ых -«Дракула» с Белой Лугоши, «Мумия`с тем же Карлоффом и др.), Доном Расселом и Гарретом Фортом сценарий -экранизацией. От сюжета придуманного Мэри Шелли остался лишь один зачин, про то как безумный учёный создаёт монстра. Даже имена главных героев изменили! Доктор носит имя Генри, а его друг -Виктор, а в романе на оборот. Ровно как и введение в сюжет профессора Уолдена -которого не было в романе. Таким образом в неприкосновенности остались лишь невеста героя-Элизабет, да само безымянное существо (которое многие и называют Франкенштейном, хотя это фамилия героя-учёного, а не имя созданного им монстра). При всех своих достоинствах, фильм Джеймса Уэйла -отвратительная экранизация. При просмотре непонятно даже какой год нам показывают, ибо в картине причудливо смешались костюмы 30-ых, вещи 20-ого века и старинный интерьер, более-менее современные роскошные особняки и старинные, мрачные замки. Поэтому я не считаю «Франкенштейна» 1931-ого экранизацией. Это просто триллер снятый по мотивом популярного готического романа. И снятый для своего времени-просто изумительно…

    В картине играли тогда не известные публике молодые театральные актёры. Некоторые из них хорошо зарекомендовали себя на Бродвее, где их заметили и пригласили в кино. Это Колин Клайв (Генри Франкенштейн), Мэй Кларк (Элизабет), Джон Боулс (Виктор), Дуайт Фрай (ассистент доктора-Фритц), Эдвард Ван Слоун (профессор Уолден) и наконец самый главный из тех, кто повинен в бессмертии этой картины -Борис Карлофф в незабываемом и жутком образе воскресшего с помощью электричества, Монстра с высокой и сутулой фигурой, квадратной башкой и ржавым болтом торчащем из шеи. И хоть он за весь фильм не произносит не фразы, а только зловеще рычит и мычит, он одним этим создаёт легендарный образ классического персонажа…

    Оператор Артур Идисон, снявший такие хиты как «Человек-Невидимка» и «Касабланка», запечатлел на киноплёнку множество знаменитых кадров, впоследствии вошедших в энциклопедию кино, и не раз цитировавшихся и пародировавшихся в будущем. Чего стоят только сцены с оживлением монстра в лаборатории оборудованной в подвале замка, и финальная погоня озлобленной и кричащей черни с факелами и вилами в руках за неуклюже убегающем от них существом, с последующей далее сценой сожжения мельницы и гибели монстра под обломками и в огне…

    Отлично постарался и главный художник постановки Чарльз Д. Холл, ранее трудившийся на картинах Чаплина ("Малыш», «Цирк» и «Огни Большого Города»). При минимальных затратах, его команда построила впечатляющие декорации от замка Франкенштейна, до его фамильного поместья и деревни озлобленных крестьян. А также в фильме разные, соответствующие непонятно каким эпохам костюмы. Всё это создаёт непередаваемую атмосферу этого классического, чёрно-белого хоррора.

    Композитор картины Бернхард Каун, так больше негде и не поработал по специальности. И сложно сказать, что стало тому причиной. Саундтрек первого «Франкенштейна» показал его как талантливого человека. Звучащая в фильме музыка не просто звуковое сопровождение ленты. Она её фон. Она создаёт напряжение, погружает в атмосферу рассказываемой с экрана истории и запоминается не хуже образа самого оживлённого и сшитого из частей тел мертвецов монстра…

    Продюсер фильма Карл Лемли-мл, один из тогдашних хозяев знаменитой голливудской киностудии «Юнивёрсал», был успешным дельцом. И нащупав на ниве ужастиков прибыльное дно, стал активным финансистом картин снятых в жанре «хоррор». Конкретно «Франкенштейн» 1931-ого, при вложенных в него, приблизительно 300 тысяч долларов, принёс в мировом прокате более 12 миллионов!

    В последствии, на волне большого критического и коммерческого успеха фильма, было снято ещё два его прямых продолжения ("Невеста Франкенштейна» (1935) и «Сын Франкенштейна» (1939), и положен зачин для бесчисленных спин-оффов и красоверов с участием популярных чудовищ студии «Юнивёрсал». Но первый фильм всегда ценится выше сиквелов, а потому и оценка будет именно такой а не какой другой:

    9 из 10 

    P.S

    Из основных минусов картины, как наиболее существенный назову её слишком маленькую продолжительность (где-то чуть более часа). Всё таки для данного сюжета это слишком малый хронометраж…

    20 июля 2013 | 16:39

    К моменту просмотра данного фильма я не знал ни о Карлоффе, не о Лугоши, и вообще ни о ком из тех, кого по праву можно назвать творцами монстров в фильмах ужасов — именно они воплотили в жизнь Чудовище Франкенштейна и Дракулу. Фильм мне начал нравиться еще в самом начале. Места сьемок были подобраны столь удачно! Я начал испытывать атмосферу фильма еще в самом начале.

    Сюжет — профессор Франкенштейн создает Монстра и оживляет его. После этого он уезжает, а Монстр вырывается и отправляется за своим создателем, убивая всех на своем пути.

    Игра актеров превосходна. Особенно радует Борис Карлофф, исполнитель роли Чудовища. На мой взгляд он играет лучше всех. Остальные актеры тоже превосходно играют, ничего не скажу.

    Места съемок настолько хороши… Я не могу подобрать нужного слова, чтобы охарактеризовать их. Так красиво смотрятся таинственные горы, леса, реки. Внешний вид чудовища тоже превосходен.

    Одним своим видом Чудовище может напугать. Фильм сам по себе сильно пугает. Его обязан посмотреть каждый ценитель фильмов ужасов (легенда, как-никак). Лично мне он очень понравился, и еще не раз я его пересмотрю.

    10 из 10

    24 мая 2010 | 19:07

    Ещё до того, как объектами классического спора «кто круче» стали Бэтмен и Супермен, Шварценеггер и Сталлоне, Чужой и Хищник или другие популярные герои ХХ века, в 30-ых годах самый главный заруб случился между Дракулой и Франкенштейном, Карлоффом и Лугоши. Вообще-то, они как 2 стороны одной монеты — являются одним целым и при этом разведены по разным полюсам. Дракула — изысканный румынский аристократ, чья история начитывает несколько столетий, а напротив него — дитя нового, машинного века, созданный по подобию человека из мертвых, сшитый толстыми нитками Франкенштейн. Один наслаждается властью над людьми, другой сам порой их пугается. Один облюбовал старинное поместье, другому по душе затхлая лаборатория. Один — аккуратен, величав и, с какой-то стороны, даже благороден, другой — на первый взгляд недалеко ушел от дикого животного.

    Но сколько бы не было между ними различий, они навсегда останутся альфа и омега хорроров, тем базисом, на котором все строилось. Не будь бы их, их литературных образов, созданных Стокером и Шелли, возможно, в течение XX-го столетия дети не увидели бы и половины своих ночных кошмаров, не были бы созданы Джейсон и Фёдор Крюков. Да что там говорить, я практически уверен, что у нас бы не было того жанра ужасов, который мы все знаем. Они принесли в слово «монстр» то значение, которое мы вкладываем сейчас. И их влияние на историю кино уже невозможно не отметить.

    Про студию Universal я уже написал не один десяток лестных слов, но они почему-то все равно находятся. Ведь это был довольно рисковый коммерческий ход, вложить свои средства в производство таких фильмов. Тому было несколько причин. Во-первых, на дворе, начало 30-х, и наблюдать за десятком трупов в фильмах консервативная публика ещё не была готова. Во-вторых, великая депрессия. Кому какое дело до того, какие страхи показывают на экране, если рядовой американский зритель их каждый день видел в избытке на улицах. И в-третьих, это была новая, неизведанная ниша в кино, и никто не знал, насколько она окажется успешной. Фильм может быть каким угодно при одном условии — он должен быть прибыльным. Но за феноменальным стартом «Дракулы» руководство студии было решено не мешкать и дать зрителям то, чего они хотят — страхов. Выбор пал на классическую готическую прозу Мэри Шелли, которая идеально подходила для экранизации. По своей форме, «Франкенштейн, или Современный Прометей» очень удобно подходил для адаптации сценария и обладал ещё одной особенностью. Те, кто посмотрят и «Дракулу» и «Франкенштейна» заметят, как много между ними общего именно в кинематографическом смысле. Образно говоря, Universal Pictures создали ремейк своей необычайно успешной картины.

    Было только одно «но». Бела Лугоши категорически отказался сниматься в роли чудовища Франкенштейна, то ли из-за безмолвности этого персонажа, то ли на волне своей популярности решил не размениваться на несколько вторичные картины. В любом случае, решение спорное и двойственное. С одной стороны, забери Бела эту роль себе, возможно, все бы в его карьере и жизни сложилось удачно, и он бы не закончил свой путь опиумным наркоманом, снимающимся у Эда Вуда в «Невесте монстра». Хотя их тандем получился одним из самых необычных и странных в кино, внеся и свою долю в мировую культуру. С другой стороны, никто бы не увидел равноценного, не менее, таланта Бориса Карлоффа, а Лугоши не ассоциировал бы себя с Дракулой настолько, что в завещании попросил его похоронить себя в самом известном образе.

    И все же назначение на главную роль Карлоффа — большая удача для всего кинематографа. Актер полностью сумел раскрыться в кино именно после блистательной роли в «Франкенштейне». Даже во внешнем плане он очень совпал со своим героем, взгляните просто на его худое, скулистое лицо. Его взгляд на персонажа представил чудовище именно таким, как его сейчас все привыкли видеть: грубый, неотесанный, агрессивный и мычащий кусок сшитой человеческой плоти, накопанной из могил. Поведение, жесты, походка и особенно глаза стали визитной карточкой этого монстра. Несмотря на то, что торговая марка «Франкенштейн» насчитывает множество ремейков, сиквелов и даже кроссоверов, никому из актеров не удалось даже не десятую часть подобраться к Борису. Даже Роберт Де Ниро уходит в темную, глубокую тень от угловатой фигуры образца 1931 года.

    После вступительного слова одного из флагманов Universal Лемле младшего, по своей сути, являющееся цензурной реликвией своего времени, зритель перемещается в ту туманную, сырую, могильную атмосферу страха, пронизывающую весь фильм. Даже спустя 80 лет от неё никак не избавиться, что уж говорить о неподготовленных зрителях на премьерах? Описывать сюжет, актерскую игру, режиссерские находки не имеет никакого смысла, это то, что нужно просто видеть. Но никак нельзя не упомянуть отдельно тот момент, когда монстр бросает маленькую девочку в реку. Пожалуй, это одна из самых выразительных, ярких, запоминающихся сцен во всем черно-белом кинематографе. То, что происходит все 70 минут хронометража, сильно урезанных киноцензорами, является темной стороной кино. Той, которая так тянет к себе и которую, увидев один раз, забыть не получиться.

    P.S. На тот спор, о котором говориться в первом рассказе, зрители получили ответ в году так 1938, когда демонический дует украсил афиши примерно с таким содержанием: «Отважитесь ли вы увидеть их вместе? «Дракула» с Белой Лугоши и «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом.»

    20 марта 2012 | 01:30

    Проблемы героев, многих фильмов ужасов, начинаются с того самого момента, когда они, проявив чрезмерное любопытство, пытаются узнать, что происходит за той таинственной дверью на которой написано: «Не выходить! Опасно для жизни!». Такие персонажи обычно обладают физической силой или как минимум располагают обширными научными знаниями. Такой сюжетный ход был во многих фильмах ужасов 30-ых.

    В фильме «Франкенштейн», таким героем выступает Генри Франкенштейн — талантливый ученый, чей разум заражен идеалистической идеей о вечной жизни.

    Ввязавшись в спор с матушкой-природой, или если угодно с самим господом-богом, наш сумасшедший ученный, по законам жанра, должен допустить фатальную ошибку, вследствие чего зло выходит на свободу.

    Но зло, которое в данном случае олицетворяет чудовище, созданное нашим героем из кусков гниющей мертвечины, оказывается всего лишь измученной и истерзанной душой, жаждущей понимания и любви, а не насмешек и издевательского отношения.

    Монстр Франкенштейна — это обиженный на родителей и общество ребенок, который сбегает из дома в поисках приюта, но вместо свободы и любви встречает лишь отрицание и неприятие. Позже эту структуру использует и модернизирует Дэвид Линч в своем черно-белом шедевре «Человек-Слон».

    Возвращаясь к экранизации Джемса Уэйла, созданной в далеком 1931 году, хочется отметить смелость режиссера, присущую в то время не многим студийным директорам. Многие моменты, например эпизод с маленькой девочкой, который позже вырезали из прокатной версии фильма американские цензоры, были довольно шокирующими для тех лет. Но главный парадокс этой киноленты заключается в том, что большинство зрителей жалеет чудовище и понимает мотивы преступлений монстра, чего не происходит в вышедшем в этом же году «Дракуле» Тода Браунинга.

    Кроме того «Франкенштейна» можно рассматривать как нравоучительную сказку, сформулированная мораль которой звучит примерно так: «Никто не может заменить собой бога». Это идея, на первый взгляд, довольно поверхностна, но если копнуть глубже, то можно провести интересные параллели между Адамом и монстром Франкенштейна.

    Как и в библейской истории, Генри (Бог) разочаровывается в своем творении. Им созданный Адам совсем не такой, как он сам, хотя Франкенштейн сделал его по своему образу и подобию. Монстр, как и первый человек на земле, тоже познает грех, стой лишь разницей, что на неправедный поступок Адама подталкивает женщина искушенная змеем.

    2 февраля 2012 | 09:09

    Доктор Генри Франкенштейн, собирав трупы с виселиц и кладбищ, сделал жуткое чудовище. Проделав много опытов, проверив все, дождавшись полнолуния и жуткой грозы, он вместе со своим напарником Фритцем решились на огромный шаг. Проделав все махинации, они увидели, что существо стало живым.

    «Мозг мертвеца вновь будет жить

    В теле, которое я собрал своими руками.

    СВОИМИ РУКАМИ…"
     — обрадовался Генри, но он еще не знал, каких бед наворотит это существо, сколько оно жизней погубит!

    Сюжет мне показался довольно-таки интересный, он сильно отличается от книги Мэри Шелли, наверно, потому что сценаристы и режиссер хотели создать собственную историю, дабы получить больше «респекта», однако они упустили главную суть. По книге сначала Франкенштейн был довольно-таки любезным, добрым, однако из-за уродства от него не приняли не все, а его создать от его отказался. Затем начало существо мстить, что было довольно-таки логичным. В фильме это опускается и все ложится на то, что ему дали мозг полоумного бандита. Это уничтожило главную мысль о том, что люди не готовы принять человека, если он внешне не такой как все, хоть они и не знают его внутренний мир. Конечно, это было не по книге, это уничтожило главную мысль, но фильм все равно оказался зрелищным, сюжет все равно получился интересным, хоть и не было той самой главной мысли, а был злобный, готовый убить всех Франкенштейн! Мне очень понравилась игра актеров. Это был 1931 год, однако тот же Колин Клайв (Генри) — создатель чудовища, отыгрывает намного лучше в своем жанре, чем многие сегодня. Он сумел показать радость, когда сотворил монстра, злость, когда его жену чуть не убили, заботу. Мэй Кларк (его жена) также смогла показать свое беспокойство, когда она чувствовала настигающую угрозу, заботу, помощь, любовь и веру. Мне очень понравился Дуайт Фрай (Фритц), он смог показать свой «полоумный» характер, за что и заплатил своей смертью тому, кого дразнил. Ему говорили «пошли, Фритц», «убери огонь, Фритц», однако он ничего не понимал, а делал почти всегда то, что хотел сам! Самого Франкенштейна сыграл Тед Биллингс. Он отыграл отлично, он показал всю свою злость, а эти крики, это просто класс! Мне кажется, что он может отыграть лучше любого нынешнего злодея, по типу Джокера и т. д. Он смог показать не только ненависть и злость, но и капельку доброты при игре около озера с девочкой. Особое внимание я ему уделяю, потому что он все это смог показать без слов!

    Учитывая свои некоторые недостатки, этот фильм один из лучших своего времени, а именно первой половины 20-го века. Посмотрев этот фильм, ты можешь и понервничать, тебя могут чуток напугать, а также ты будешь в некоторых сценах переживать за героев, которых ожидает нападения. Даже прочитав саму книгу Мэри Шелли, этот фильм все-равно надо посмотреть.

    8 из 10

    4 июня 2016 | 20:17

    Здравствуйте. Мистер Карл Леммле решил, что прежде чем представить этот фильм необходимо предупредить вас. Мы расскажем вам историю о Франкенштейне — учёном, который хотел создать человека по своему образу и подобию, не претендуя на лавры Господа. Эта одна из самых странных историй. В ней затронуты два самых больших таинства в мире: жизнь и смерть. Думаю, она понравиться вам. Она может шокировать вас, и даже напугать до смерти. Так что если вы готовы подвергнуть свою нервную систему такому испытанию, то желаем вам удачи. Ну что ж, мы вас предупредили.

    Такими словами, от улыбчивого человека в смокинге начинается это кино. И пусть сейчас, через 75 лет, эта речь звучит немного наивно, говоря очень и очень мягко, зато она обладает потрясающим по взаимодействию эффектом, погружающим в атмосферу того времени, когда поход в кино был высококультурным мероприятием. Где сейчас можно увидеть такое вступление?

    Лично я не удивлён, что именно бессмертная история Мэри Шелли о Франкенштейне стала одним из самых первых фильмов ужасов. Здесь имелся смысл, рассматривались такие интересные варианты, как насколько человек может приблизится в творцу, кто в праве дарить жизнь и вытекающие. Ведь сейчас всё сводится к тупой расчленёнке, вроде Фрэдди или Джейсона, которых смотреть даже не то, что страшно, а сколько противно. Фу.

    Представьте себе реакцию зрителей того времени на фильм ужасов! В XXI веке никто даже на момент не испугается, а вот тогда это было действительно страшно, ведь не зря создатели добавили предупреждение для слабонервных.

    Всё же возраст берёт своё. В наше время Франкенштейн может заинтересовать только любителей ретро кино. Хотя стоит отметить, что лента смотрится легко, а порой даже так захватывающе, что остаётся лишь удивляться. Да и тот факт, что экранного времени всего 71 минута так же выделяется.

    Актёры конечно явно оставляют желать лучшего. Всё же уровень не тот. За исключением одного но. Это но — Борис Карлофф. Такого монстра я ещё не видел. Да и навряд ли увижу. Талантище! Так изобразить чудовище, при этом не используя слова, а только одно мычание и нечленораздельные хрипы, жесты, походку может только истинный талант.

    И пусть здесь довольно посредственные съемки, камера постоянно статична, корявые монтажные склейки и в кадре нет постоянного буйства спецэффектов, зато этот фильм берёт своё совершенно другим. Хотите убедиться? Приятного просмотра.

    Уважьте дедушку. Меньше чем 9 из 10 он не заслуживает.

    7 октября 2008 | 00:17

    Сразу после того как Бела Лугоши прославился в роли Дракулы в одноименном фильме студии Universal 1931 года, ему тут же предложили роль бессловесного монстра в фильме «Франкенштейн», основанном на бессмертном романе Мэри Шелли. Но прочитав сценарий, Лугоши отказывается от роли, поскольку у Монстра не было реплик (в отличии от книги), и на протяжении всего фильма ему пришлось бы находиться в массивном гриме.

    Режиссёр будущего фильма Джеймс Уэйл начинает искать актёра на роль Монстра. В актёрской столовой Уэйл встретил тогда малоизвестного актёра — Бориса Карлоффа. Уэйла впечатлила структура лица актёра, что и побудило его предложить ему роль.

    К тому моменту англичанин Борис Карлофф перебивался случайными заработками и уже многие годы играл эпизодические роли в фильмах. К 1931 году он сыграл уже в 60 фильмах, но оставался безызвестным.

    Так было вплоть до того, пока к нему не подошёл Джеймс Уэйл с предложением сыграть роль во «Франкенштейне». Карлофф соглашается.

    Для роли Монстра Карлоффу на протяжении 4 часов накладывали грим. Грим вместе с костюмом и огромными сапогами весели более 20 килограмм. Грим накладывал Джек Пирс, который был «волшебником гримёром» студии Universal. Для придания более «мертвецкого» вида Монстру, на веки Карлоффа Пирс наложил воск, предназначенный для мертвецов. Карлофф вынул зубной протез, за счёт чего его щёки стали впалыми. Всё вместе это создало облик самого знаменитого кино-монстра всех времён.

    Карлофф сыграл превосходно. По сей день, он остаётся лучшим исполнителем роли Монстра.

    Он придал огромное сострадание своему персонажу. Его Монстр не понят людьми, его боятся, в то время как он хочет творить добро людям. Главными поклонниками фильма стали дети, которые как никто понимали Монстра и сопереживали ему.

    Роль Франкенштейна блестяще исполнил Колин Клайв. Ему идеально удалось передать одержимость и безумие своего персонажа.

    Как и в случае с безумным помощником в «Дракуле», Дуйат Фрай сыграл во «Франкенштейне» похожую роль. Он играет горбуна-помощника безумного доктора.

    Эдвард Ван Слоан здесь также присутствует в роли доктора Уолдмена — профессора университета, в котором учился Франкенштейн. Доктор Уолдмен воплощает собой моральную сторону сюжета. Он изначально осознаёт, насколько ужасен опыт Франкенштейна, и пытается его отговорить от этого, приводя в качестве аргументов различный научные теории. Но Франкенштейна не интересовали теории, он был полностью одержим своей безумной идеей.

    В фильме есть все классические составляющие жанра: кладбище, готическая атмосфера, и зловещая лаборатория.

    Сам фильм очень отличается от оригинального романа Мэри Шелли. Но благодаря этому, он является самостоятельным произведением.

    В книге Франкенштейн работал самостоятельно, а в фильме у него появился горбун-помощник по имени Фриц, что позже стало распространённым явлением в жанре.

    Одним из главных отличий от романа является то, что в фильме весь акцент поставлен на то, что Монстру изначально пересадили мозг преступника (это произошло из-за ошибки Фрица). В книге не было описания, чей мозг использовал Франкенштейн для своего Создания. К тому же, в фильме образ Монстра полностью противоположен книжному. В романе Монстр был наделен блестящим разумом, который даже превышал человеческий. В фильме же Монстр наделен разумом младенца, который еще мало чего осознает.

    В оригинале также не описывается, каким именно образом Франкенштейн сотворил своё Создание. В данном же фильме была впервые использована идея оживления с помощью электричества. Именно эта концепция была использована в последующих фильмах о Франкенштейне.

    «Франкенштейн» имел невероятный успех, и даже смог затмить успех «Дракулы». Впоследствии он стал одним из самых известных классических фильмов ужасов.

    Роль Монстра Франкенштейна прославила Карлоффа на всю жизнь. Благодаря ей Карлофф стал величайшей звездой жанра.

    В дальнейшем Бела Лугоши сожалел, что отказался от роли Монстра. Теперь, помимо того, что Карлофф и Лугоши стали иконами жанра, они стали профессиональными соперниками.

    Итог: блестящая классика от Universal с блестящим Борисом Карлоффом в главной роли. Шедевр.

    10 из 10

    31 августа 2014 | 18:57

    Мозг мертвеца, вновь будет жить.
    В теле, которое я собрал своими руками.
    СВОИМИ РУКАМИ…


    В начале своего отзыва я хотел бы сразу сказать, я не читал оригинальное произведение Мэри Шелли, по которому Джеймс Уэли и снимал свой фильм, но умные люди мне рассказали, что это довольно громоздкий роман и Мэри Шелли написала его, когда была еще очень молодой. Это очень удивительно…

    ФРАНКЕНШТЕЙН (я люблю этот фильм)

    Посмотрел я этот фильм не так давно, может быть год назад. Причем произошло это абсолютно случайно, я нашел этот фильм в одном магазине, сразу его купил, пришел домой и начал его смотреть.

    Эта экранизация мне очень понравилась. Я оставил этот фильм у себя в коллекции. Могу даже сказать, положа руку на сердце, наверно это самый значительный фильм ужасов из всех когда-либо снятых. Просто после него столько было различных фильмов про ученых и их созданий, а самого ФРАНКЕНШТЕЙНА не экранизировали наверно только ленивые.

    Сразу хочу сказать, у меня раньше самая любимая экранизация этой истории была 1994 года снятая Кеннетом Брэнай. Теперь добавилась еще и эта. Для 1931 года, этот фильм сделан просто идеально.

    В этом фильме сыграли очень талантливые актеры, особенно Колин Клайв (его персонаж просто гениален), Дуайт Фрай (он сыграл удивительную роль, помощника Франкенштейна), Эдвард Ван Слоун (если честно, этот актер вообще плохо играть не умеет) и конечно неподражаемый английский актер Уильям Генри Пратт которого все знают как Бориса Карлоффа. Для него этот фильм стал переломным в карьере. Он создал культовый образ на все времена.

    Спасибо хочу сказать Джеку Пирсу, который очень сильно помогал режиссеру Джеймсу Уэли в создании персонажа. Джек Пирс работал на студии Юниверсал гримером. И его работа очень заметна в этом фильме.

    Ну и конечно хочу сказать спасибо режиссеру Джеймсу Уэли, который, несмотря на все проблемы (а у него их было очень много, кто знает его биографию, меня поймет), сделал фильм, который я не забуду никогда.

    Спасибо.

    В конце всегда я вижу жизнь.

    10 из 10

    17 июня 2009 | 16:52

    Нильс Бор, находясь, думаю, на пике остроумия, сказал о том, что человечество сделало два великих открытия: первое — Бог есть, а второе — Бога нет. Последнее, по времени столь близкое нам, — толчок к обожествлению человека, поклонению всяким там «светлым будущим», к тесным объятьям тоталитаризма (разных мастей), к науке, осуществляющей лукаво-утопические мечты; евгенике, например, которую так заливчато когда-то высмеял Булгаков в «Собачьем сердце», а сверхчеловек Адольф Гитлер на полном серьезе воплотил в жизнь, отобрав тысячи жизней тех, кого считал недоразумением, недоразвитым умственно, физически, расово, идеологически, и дав жизнь идеалу — die Blonde Bestie (по-латыни, кстати, бестиа — это зверь; в монстре Франкенштейна тоже все видят «дикого зверя»).

    К чему я? Если фильм об этических проблемах науки и об ученом, чья одаренность должна быть равна одержимости, безумию, блаженности; иначе это не гениальность, а дело, бизнес, как сейчас говорят, имеющий прозаические эквиваленты: польза, выгода, амбиция, авторитет и т. п., а не измененный мир и спасенное человечество.

    К чему я?! Если Мэри Шелли старше самого Пушкина, а ее Франкенштейн, он же Прометей, — Онегина. И Гитлер со всем тоталитаризмом ХХ века, со всеми адскими учеными лбами этого столетия (добывающими открытия не пОтом — кровью) и рядом не стояли…

    И тем не менее, я об этом… Потому что создание Шелли оказалась ко времени именно в эпоху 1930-х, когда уже не просто мир согласился, что «Бога нет», а когда он (мир этот) планомерно загнал себя в коварную утопию собственного совершенства (вера в «нового» человека нового мира в СССР и в «белокурого» в Германии), в красивый ад «человеческой слишком человеческой» мощи, когда «все позволено», например, делать живым нежившее…

    «Франкенштейн» вольнодумки, радикалки, феминистки Шелли — это странное предвидение будущего ХХ века. А еще Ницше, Достоевского, Раскольникова, сверхчеловека… Да и нашего времени, где слово «клон» давно уже лишилось пугающего ореола, стало частью масскульта, доставляет кому скуку, кому любопытство, кому развлечение, но почти никому — шок.

    «Франкенштейн» — сон-прозрение 18-летней девочки о том, каким может стать мир, обманувший Бога. И каким он должен остаться. Страшный сон о будущем с хэппиэндовым призвуком в финале. М. Шелли: «Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца» (Википедия).

    Механическое оживление мертвого тела. Да нет, не мертвого, никогда не жившего, тела без души. Криминальная пересадка криминального мозга. Создание нового человека интеллектом, силой мысли, силой гордыни. Преступление не только перед Богом, перед человеком тоже. Обрезание природного, естественного, насилие и горделивая насмешка над ним, облеченные в красивую обертку социального утопизма-прометеизма (думаю, наука о нем знает не меньше, чем политика).

    Утопизм ученого Франкенштейна — одержимая вера в возможность полного исчезновения противоположности «должного» (бессмертие, победа над смертью) и «сущего» (смертность всего живого). Он «этический натуралист», если пользоваться определением Г. В. Флоровского, приравнивающий идеал и «будущий факт».

    Но идеал, ставший фактом, ужасен! Абсолютное (тут — бессмертие человека) недостижимо. «Абсолютное не достигается и уж тем более не созидается в процессе истории» (А. Камю). В процессе науки тоже. Началом, серединой и концом вещей ей не стать.

    В искусстве, мне казалось когда-то, такое возможно. Думала, что, например, Моцарт создал абсолют, то, что уже нельзя превзойти. Звуками, мелодиями, трепетом сфер, которые ему открывались, Вечностью, что плескалась в крови… А сейчас не уверена!

    Ну а Франкенштейн… Франкенштейн родит нового Франкенштейна. Не с помощью интеллекта, мощного, как электрический разряд или огонь в руке Прометея… С помощью женщины и любви. А Бог вдохнет в него душу.

    У малоизвестного русского поэта к.18 — н.19 вв. Семена Боброва, написавшего на закате карьеры сумбурную поэму про человека с замашками Фауста, есть такие строки: «Наука может созидать, // И вещь бездушную движеньем, // Как жизнию, одушевлять».

    Тут важно слово «как», по-моему. Именно КАК! А вот «одушевлять» — большой вопрос!

    20 января 2014 | 18:48

    Этот фильм очень тяжело смотреть. Тяжела доля Творения Франкенштейна. Оно было как младенец — ничего не понимало, не разговаривало. Однако из-за издевательств горбуна оно ожесточало. Однако из него ещё не вышла доброта. В эпизоде с девочкой Создание, не понимая, что она не плавает, бросает её в реку, пытаясь повторить её действия, когда она бросала лепестки в воду.

    Однако из-за того, что Создание на них не похоже, люди начали его преследовать и убили. За что? За то, что оно пыталось мирно сосуществовать? За то, что оно было самым добрым существом среди людей? Создание было намного человечнее всех людей, вместе взятых.

    Фильм заставляет задуматься о многом. Люди уничтожают всех, кто не похож на них, кого они не могут понять. В этом продажном мире они не могли понять искреннюю доброту и человечность.

    10 из 10

    7 июня 2009 | 21:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>