всё о любом фильме:

Мой сосед Тоторо

Tonari no Totoro
год
страна
слоган-
режиссерХаяо Миядзаки
сценарийХаяо Миядзаки
продюсерТохру Хара, Рик Демпси, Нед Лотт, ...
операторМарк Хенли
композиторДжо Хисаиси
художникКадзуо Ога
монтажТакэси Сэяма
жанр аниме, мультфильм, фэнтези, приключения, семейный, ... слова
сборы в России
$10 689 сборы
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время86 мин. / 01:26
Переехав в деревню, две маленькие сестры, старшая (Сацуки) и младшая (Мэй), знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет «Тоторо» (искаженное «тролль»). Подружившись с девочками, Тоторо не только устраивает им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогает повидаться с мамой, которая лежит в больнице.
Рейтинг мультфильма
IMDb: 8.30 (166 844)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
40 + 3 = 43
8.4
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете ли вы, что...
    • Существует трактовка мультфильма, которой придерживаются сторонники «теории заговора». Данная трактовка была выдумана специально, в попытке сподвигнуть правительство Японии запретить мультфильм. Авторы трактовки — маркетинговые конкуренты создателей мультфильма. Суть ее в следующем:
      • Саямский инцидент. Произошел в Японии в 1963 году в городе Саяма. 1 мая 16-летняя девочка была похищена, когда шла из школы домой. 4 мая тело похищенной девочки было обнаружено в земле на одной из ферм. Говорят, что после того, как сестра девочки увидела тело похищенной, она впала в затяжную депрессию и уверяла, что видела большую призрачную кошку и тануки (нечто между медведем и енотом в японском фольклоре). Позже сестра девочки покончила с собой. В пользу того, что действие происходит в этой местности говорят кадры, где бабуля разбирает коробку с посудой. На коробке позади написано «саямский чай». Больница, показанная в мультфильме также из той же местности.
      • Убийство произошло в мае месяце. Имена девочек отсылают нас к этому. Младшую из сестер зовут Мэй (отсылка к маю по-английски), старшую – Сацуки, что означает пятый месяц (отсылка к маю по-японски). Цифра 4 тоже появляется несколько раз. Старшая сестра учится в четвертом классе, а младшей – четыре года.
      • Когда Мэй исчезает, Сацуки идет на ее поиски и проходит через тоннель, где встречает Тоторо, который выступает в роли доброго духа смерти. Тоннель выступает символическим переходом между миром живых и мертвых.
      • Когда Тоторо вызывает котобус, он меняет таблички с пунктами конечного назначения. На одной из табличек можно заметить иероглифы, которые означают «кладбище» и «дорога». Таким образом котобус выступает проводником между мирами. В «теории заговора» присутствует упоминание того, что в течение последних 10 минут персонажи не отбрасывают теней, что нетипично для японской анимации, которая внимательно относится к деталям. Однако, это утверждение спорно, т. к. действие происходит в сумерках и наличие тени сомнительно.
      • Когда Мэй находят, то она сидит около шести статуй Будды. Японцы верят, что когда человек умирает, то становится Буддой. И мест в святом месте должно быть семь, а стоит шесть. Таким образом, Мэй является седьмой Буддой.
    • Тоторо можно увидеть в нескольких сериях 11-го сезона сериала «Южный парк» (1997), а сцена знакомства Картмана в костюме Енота с Ктулху в серии «Восхождение Мистериона» полностью копирует сцену знакомства Мэй с Тоторо.
    • «Мой сосед Тоторо» прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате, полностью окупившись только через два года, когда на прилавки магазинов попали и стали очень популярными плюшевые куклы Большого Тоторо.
    • Хаяо Миядзаки использовал в «Тоторо» некоторые автобиографические мотивы (например, долгая болезнь матери героинь туберкулезом), а также привлек с его помощью внимание к надвигающейся урбанизации и уничтожению традиционного японского сельского ландшафта — полей и лесов. Он пожертвовал три миллиона долларов и права на изображение Тоторо обществу защиты природы своего родного города Токородзава (в настоящее время — пригород Токио).
    • Оригинальный японский релиз анимационной ленты шёл в виде сдвоенных показов с фильмом «Могила светлячков» (1988), поскольку прокатчики посчитали, что выпускать её самостоятельно будет слишком рискованным шагом.
    • Первая англоязычная дублированная версия появилась ещё в 1988 году эксклюзивно для трансокеанских рейсов авиакомпании Japan Airlines. В США дубляж был выпущен в 1993 году студией Troma, а затем на VHS и DVD Fox Video. После того как права этих студий на ленту истекли, их приобрела студия Disney, выпустившая полностью новую дублированную версию в марте 2006 года.
    • Один из астероидов, открытый японскими астрономами в 1994 году, получил имя 10160 Totoro в честь сказочных существ из мультфильма.
    • Хаяо Миядзаки изначально планировал построить сюжет мультфильма вокруг одной девочки, которая содержала черты характера и Мэй и Сацуки, а по возрасту находилась примерно посередине между ними.
    • Во время Всемирной выставки 2005 года в Японии в числе экспонатов был классический японский дом, в основу конструкции которого был положен дом Мэй и Сацуки в мультфильме.
    • Тоторо также появляется в качестве мягкой игрушки в мультфильме «История игрушек: Большой побег» (2010).
    • Главный герой сериала «Самурай Джек» (2001-2004) в 33-й серии встречает Тоторо — чрезмерно дружелюбное существо, которое постоянно мешает ему.
    • В честь Тоторо назван вид перипатуса из Вьетнама Eoperipatus totoro Oliveira et al. Это многоногое беспозвоночное напоминает животное, на котором передвигался Тоторо.
    • Тоторо называют по-разному — от «гигантской мохнатой штуки» до «кроликоподобного духа». Прежде всего, Тоторо — это дух леса. Тоторо — не традиционный японский персонаж: его полностью придумал Хаяо Миядзаки. Однако совершенно очевидно, что он является «смесью» нескольких животных: тануки (японского варианта енота), кошки (острые уши и выражения морды) и совы ("шевроны» на груди и «ухающие» звуки, которые Тоторо издают, когда играют ночью на окаринах). Само имя «Тоторо» происходит от неправильного произношения Мэй (она немного картавит) слова «totoru», которое в японском языке соответствует слову «тролль». Когда Сацуки спрашивает ее «Тоторо? Ты имеешь в виду — тролль из нашей книги?», она имеет в виду книгу «Three Mountain Goats» (The Three Billy Goats Gruff). В финальных титрах есть рисунок — мама девочек читает им эту книгу. В книге с картинками, выпущенной к фильму, на обложке виден козел, пробегающий по мосту, из-под которого на него смотрит похожий на Тоторо тролль.
    • «Тоторо» был выпущен одновременно с фильмом «Могила светлячков» (1988) Исао Такахаты и вместе с ним продавался для показа в японских школах (как часть программы исторического и эстетического воспитания).
    • еще 11 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1854 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    1988 год. В этом году Миядзаки создает еще одно чудо под названием Тоторо. Кто этот загадочный персонаж, так не похожий на все, что известно науке, но сразу вызывающий симпатию. Нет, величие ему не свойственно и ассоциировать его с каким-то божеством удается с трудом. Но в тоже время становится очевидно, что нечто волшебное в нем есть. Мы так и не узнаем было ли все это правдой или выдумкой двух девочек. Сказка, в которую нас заставил поверить Миядзаки, не имеет отрицательных персонажей. Только сама реальность выступает некоторым так называемым антиподом тому волшебному миру, в котором живут главные героини.

    История начинается с того, что отец и его две дочери приезжают в деревню. Дом же в который они перехаели обладает так называемыми обитателями, абсолютно безобидными и ужасно пугливыми. Вскоре одна из девочек обнаруживает Тоторо. Этого загадочного, добродушного героя, который вызывает улыбку на лице каждый раз как появляется на экране. После этого наступает время приключений. И по мере развития сюжета мы встречаем еще одного героя. Для меня он стал самым запоминающимся котоавтобус. Удивительно на что способна фантазия человека. Родители девочек понимающие и благосклонный к полу выдумкам к полу реальным событиям, которые происходят в жизни их детей. Они тоже были в их возрасте и сталкивались с тем же, но еще не успели об этом окончательно забыть.

    Японская сказка, которая дарит хорошее настроение. И заставляет вспомнить собственное детство и своего Тоторо.

    12 января 2014 | 19:38

    Кажется, что аниме засоряет людской мозг своими персонажами и сценарием без смысла, но мультики Хаяо Миядзаки совсем другое, что-то неземное и отличающиеся от других аниме. Его мультики наполнены добром, светлыми отношениями, прекрасными мирами и любовью. Когда ты смотришь аниме Хаяо Миядзаки, то хочется улыбаться от умиления над персонажами, вспоминать хорошие моменты из жизни, потому что это аниме влечёт на самые прекрасные мысли. Его художество, которое он показывает в своих мультиках, невозможно описать словами, их можно только прочувствовать, если конечно у вас есть душа. Аниме Хаяо Миядзаки столь глубоко проникают в душу, что исчезают плохие мысли и появляются давно забытые добрые, и наполненные счастьем. Все его мультики из другого мира — из мира волшебства и доброты. Тепло, дуновение детства, первая любовь — все эти прекрасные чувства возникают при просмотре этих аниме. Герои и сюжеты аниме Хаяо Миядзаки наделены высоким смыслом. Он первый, и, я думаю, последний сценарист и режиссёр, кто может создать такой поистине восхитительный мир, который наполнен красотой во всех проявлениях и злом, с которым красота борется, и наконец побеждает.

    В мультике «Мой сосед Тоторо» необычные и милые герои, волшебный пейзаж, какой только можно видеть на картинах или в далёких местах планеты, поистине глубокий смысл: всё то, что мог создать замечательный сценарист и режиссёр Хаяо Миядзаки. На фоне небольшого городка разворачиваются отношения в семье, отношения между сказочными героями и обычными детьми, проявляется любовь, узнаются качества, которые необходимы каждому человеку чтобы жить счастливо. Большой сосед «Тоторо», похожий на персонажа «Мумий Троль», соседствует рядом с домиком семьи. «Тоторо» дух, который помогал на протяжении аниме двум сёстрам в сложностях и в выращивание дерева. Его сказочный автобус «Кот», который невидимкой бегает по полям и приносит ветер, также сопутствует двум сёстрам. Отвага, доброта, целеустремлённость, любовь, помогает главным героям справится с проблемами и достичь счастья с помощью соседей семьи — добрых духов.

    Смотреть мультики Хаяо Миядзаки одно удовольствие. Его талант прост, но лишь стоит прислушаться и приглядеться к его творчеству, то откроется душевный талант (способность донести до зрителя самые одухотворённых чувства в человеке, показать мир которого не существует). В нашем мире, где много зла, предательства, вранья, мало любви и сочувствия, Хаяо Миядзаки вносит в кинематограф особый жанр, где нет бестолковых смыслов, засоряющих наши головы, зла которое побеждает. В его мире всё наоборот: зло заменяется добром, чёрствость меняется на сочувствие, а безразличность заменятся на доброту и любовь ко всему живому. Во всех его мультиках представлены все те качества, от которых мир станет лучше и красивее. Посмотрев этот мультик, вы также найдёте прекрасное и душевное, у вас сразу появится настроение или переживание за героев. Но что бы то ни было, обязательно посмотрите аниме «Мой сосед Тоторо» — замечательный мультик с волшебством и неограниченным запасом человечности ко всем.

    Приятного просмотра!

    10 из 10

    8 марта 2012 | 22:46

    Это я думал, что советские мультики самые добрые, ан нет! Поучительная история не только для маленьких детей, но и для тех, кто недавно стал родителем. Миядзаки говорит о том, что в мире предостаточно добра и его надо учиться видеть.

    Мудрый мультфильм в ответ злобному миру.

    1 сентября 2009 | 23:51

    Если бы у меня были дети, то их знакомство с Миядзаки я бы обязательно начал с мультипликационного пирожного «Мой сосед Тоторо». И, думаю, просмотр действительно стал бы этаким вкусным, а главное полезным продуктом, который принес бы помимо радужного счастья и настоящей детской радости доброту и душевность. Уверен, мультфильм «господина Художника» связал бы меня с детьми, с моими Мэй и Сацуки, крепче любого другого средства, которым так часто пользуются нерадивые родители.

    Но у меня, увы, пока нет детей, поэтому я наслаждаюсь «Моим соседом Тоторо» в одиночестве… Хотя оно успокаивается и усмиряется, укладывается в старый ящик воспоминаний и затихает, когда перед тобой чистый, светлый, детский мир Миядзаки, где волшебства творятся прямо под носом, в кустах на заднем дворе прячется маленький Тоторо, а в ботинке — чернушка. В таком мироздании мама обязательно выздоравливает, сестра находится, а папа возвращается домой. В такой вселенной не нужны интриги, склоки, перестрелки и «экшн». Такой мир держат не три кита, а три лесных духа Тоторо, оберегающих его от вмешательства «настоящей жизни», за основу которой мы почему-то держим слезы, пот и кровь.

    У Хайао Миядзаки же все человеческое, по-настоящему человеческое, держится на чистосердечии, наивности и целеустремленности. Действительно, наверное, каждый полноценный человек должен обладать такими качествами. И подобный идеал несет письмо Миядзаки к зрителю, где демонстрируется не модель действия, а модель существования. Мораль сей сказки не в поведении Сацуки, — одной из главных героинь — а в ее идеальном воплощении. Быть может, это послание незаметно публике, но, как ни странно, на детей, даже вне их понимания и осознания, оно действует… Надеюсь, подействует и на взрослых, которых «японский Гудвин» несет в заветные, забытые и самые прелестные уголки его подсознания.

    «Мой сосед Тоторо» — произведение, которое подойдет, «подлетит», словно на Котобусе, к каждому. К каждому обратится Хайао Миядзаки, демонстрируя свой художественный дар, к каждому в окошко души постучится Джо Хисаиши, напоминая, что музыка написана простым, хоть и очень талантливым человеком, а не придуманным богом, каждого затронет Марк Хенли, оставляя в памяти большие естественные кадры-мазки. Ну и, конечно же, каждого заставит полюбить себя удивительный Тоторо, его беспрецедентный Котобус и Мэй с Сацуки, в которых, словно в стареньком любимом бабушкином зеркале, можно увидеть себя.

    Все работы Миядзаки дарят что-то неземное и воздушное, но «Мой сосед Тоторо», пожалуй, чуть больше других. Родство прошлого и настоящего, вымышленного и натурального, волшебного и земного прогоняет чернушек, рассеивает тьму и открывает глаза на самую простую, ясную и удивительную жизнь. Впустите в свою семью и сердце неповторимого соседа Хайао Миядзаки, и, уверяю вас, жизнь станет не легче, но чуть проще, чуть теплее, чуть любвеобильнее и чуть интереснее!

    19 сентября 2008 | 17:55

    «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». («Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери).

    Просматривая работы гениального человека Хаяо Миядзаки, я всегда испытываю восторг, восхищаюсь его способностью создавать красочные и неповторимые миры. Исключениям не стал и данный анимэ, где мир реальный очень гармонично сочетается с фантастическим волшебным миром лесного духа Тоторо.

    И пускай здесь отсутствует четкая сюжетная линия, но очень хорошо отображена жизнь двух маленьких девочек, только переехавших вместе с отцом в деревню. Каждый их день наполнен созерцаниям окружающего мира, чувствами, переживаниями, поиском таинственного и волшебного. Их способность мечтать, неоспоримая вера в чудеса приводит к невероятному знакомству со сказочным Тоторо.

    Каждая минута просмотра переполнена эмоциями: радость от встречи с миром грез меняется волнения за маму, которая лежит в больнице. В каждое мгновения автор вкладывает идею о том, что чудеса живут по соседству с нами, стоит только поверить в это.

    Как всегда Миядзаки радует безупречной прорисовкой природы, великолепной музыкой, незабываемыми сценами, яркостью и неожиданностью образов. Чего только стоит десятилапый кот — автобус?

    «Мой сосед Тоторо» — невероятно теплый, светлый, душевный мультфильм, который на 86 минут перенесет нас в волшебную страну детства.

    9 из 10

    2 сентября 2011 | 14:43

    Принято считать, что мультфильмы создаются исключительно для детей. Мы забываем, что именно они научили нас отличать добро от зла, были нашими первыми учителями жизни. Для многих из нас именно мультфильмы стали первым знакомством с величественным миром кинематографа. И есть мультфильмы, которые в очень малой степени ориентированы на ребенка. Безусловно, гением анимационных фильмов является Хаяо Миядзаки — большой ребенок, который не стремится повзрослеть.

    «Мой сосед Тоторо», выпущенный в далеком 1988 году и добравшийся в страны СНГ только в последние годы, является признанным шедевром. И дело здесь не в глубоком философском посыле и не в небывалых чудесах анимации. Главное достоинство этой работы Миядзаки — синтез взрослых проблем и мира детства, который воображение ребенка заселяет чудесными образами, персонажами, духами, невероятная убедительность и красочность.

    В центре повествования двое сестер — Сацуки и Мэй. В новом доме они встречают загадочных существ, живущих на чердаке, множество интересных вещей, а главное — короля леса, Тоторо, и его странных друзей. Девочки повторяют историю Алисы, которая попадает в Страну Чудес. Как и Алиса, они отправляются вслед за белым кроликом, попадают в полный чудес мир. Встречают чеширского кота, который выполняет функции транспортного средства и сияет из темноты желтыми глазами фар. Этот мир максимально необычен. А существа, населяющие его, как и во всех историях Миядзаки, максимально фантастичны. Сам Тоторо представляет собой странную помесь кота, кролика и медведя. И наделяется он совершенно небывалыми чертами. Чего только стоит это громадное мифологическое существо, держащее зонт, в ожидании кота-автобуса.

    Тоторо выступает как добрый помощник сестрам. Он символизирует всесильную природу — высшую силу этого мира, а встреча с девочками — крепкую связь между человеком и природой, связь, которую человечество с годами продолжает разрывать. В «Соседе Тоторо» еще не звучит так громогласно призыв вернутся к истокам, беречь нашу соседку природу, как в более поздней «Принцессе Мононоке». Но все же этот мотив является одним из важнейшим. Через образы девочек раскрывается еще одна идея Миядзаки — только ребенок еще способен верить в чудеса, видеть то, чего старательно не замечают взрослые. Прежде всего, «Мой сосед Тоторо» напоминает о том, что мы все верили в сказки, свято верили в силу своих желаний, знали, что чудеса возможны. Мультфильм Миядзаки призывает нас вырваться из серого рутинного мира и хотя бы на час погрузится в мир чудес.

    «Мой сосед Тоторо» — глоток свежего воздуха в мире ежедневных хлопот, и, безусловно, одна из лучших работ Миядзаки.

    9 из 10

    4 октября 2010 | 20:51

    Наверное, каждый из нас в детстве мечтал о приключениях. Фантазировал, что в саду живут эльфы и гномы и боялся привидений, обитавших на чердаке. Все мы взрослеем и постепенно начинаем смотреть на мир другим, более взрослым взглядом, искать всему, что кажется нам странным, объективное объяснение. И этого, к сожалению, не избежать… Но радует то, что остаются сказки, способные, хоть ненадолго, вернуть нас в детство. И «Мой сосед Тоторо» — именно такая сказка.

    Это история про двух сестёр, переехавших с семьёй в новый дом, неподалёку от леса. Для них переезд-настоящее приключение, и, едва приехав, они начинают изучать каждый дюйм нового места, где им предстоит жить. Каково же будет их удивление, когда они поймут, что все приключения ещё только начинаются!..

    Хочется сказать огромное спасибо режиссёру Хаяо Миядзаки. Он прекрасно справился со своей работой, мультфильм меня ни сколько не разочаровал. Лёгкий, приятный, захватывающий… На счету Хаяо много мультфильмов, которые знают и любят во всём мире. Стыдно признаваться, но это единственная картина данного режиссёра, которую мне довелось посмотреть… Постараюсь исправиться.

    Невероятно, какой мир предстаёт перед тобой при просмотре этого мультика! Изображение живой природы, старенького домика, леса, кукурузных полей, закатов, от которых невозможно оторвать взгляд… Всё это стало реальным благодаря японскому художнику по имени Кадзуо Ога. Он настоящий волшебник! Сколько цвета, жизни в его творении, просто потрясающе! Всё такое красивое, притягательное… Создаётся неповторимая атмосфера на протяжении всего мультфильма. Браво!

    Мне пришлись по душе главные героини — непоседы Мэй и Сацуки, то как они ладили между собой, их отношение к родителям… Их поведение было очень естественным, именно так ведут себя дети в реальной жизни: младшие не слушаются, старшие присматривают за ними, стараются чему-то научить. Понравилось то, как Сацуки переживала за сестрёнку, когда та пропала. Она выглядела очень трогательно.

    Огромный пушистый Тоторо такой обаятельный! Этот добрый, забавный персонаж покорил меня своими умными глазами и смешной улыбкой!

    Музыкальное сопровождение очень хорошо дополняло атмосферу мультфильма.

    «Мой сосед Тоторо» получился именно таким, какой и должна быть сказка: волшебным, добрым, светлым. Замечательный мультик! Его можно смотреть как детям, так и взрослым, соскучившимся по детству. Лично я нисколько не жалею, что потратила на него своё время. Этот мультфильм заставил меня вспомнить моё детство, за что я ему благодарна.

    10 из 10

    Советую посмотреть всем, кто ещё не видел!

    15 августа 2012 | 12:28

    Блеснуть особой оригинальностью я, увы, тоже здесь не смогу — моими любимыми мультфильмами у Хаяо Миядзаки являются «Ходячий замок» и чудесный и одновременно пугающий мульт «Унесённые призраками» (кто в детстве не боялся Юбабы?!) И эти два маленьких японских шедевра просто пронизывают душу насквозь. Эх, другой менталитет, видно это сразу! Не сняли бы у нас подобного, нет, не додумались бы… Да может, и слава богу, конечно.

    Что до данного творения гениального японца — тут уже восторг пошёл на спад. Знаете, и дело не в том, что это плохой мультфильм — вовсе нет, он, вообще-то, очень даже хорош по-своему. Вопрос в другом — в каком возрасте стоит эту картину смотреть в первый раз. И мой вердикт — точно не взрослым, привыкшим к тяжелым, философским или просто иным фильмам. Потому что этот светлый и лёгкий, как ветерок, мульт учит искренней доброте и вере в чудо, которая поразить способна только неискушённую ещё проблемами и несчастьями душу — детскую. Это, конечно же, фильм для детей, и он, уж извините меня за тавтологию, на мой взгляд один из действительно самых ДЕТСКИХ фильмов, которые я видела — в хорошем смысле этого слова. Один из самых волшебных и красивых мультфильмов. Я думаю, подобное точно покажу своим детям когда-нибудь, — чтобы они верили в сказку как можно дольше, нежели я, оставаясь при этом намного счастливее.

    Моя оценка — 

    8 из 10

    (но на детский взгляд тут подойдут все десять баллов)


    P.S. Сцена в ванной (тут её многие обсуждают и осуждают тоже) мне показалась также очень-очень странной… Это, пожалуй, единственное, что единожды напрягло во время просмотра.

    25 февраля 2012 | 22:42

    Волшебство

    Однажды в детстве, в деревне у бабушки, где не было водопровода, канализации и центрального отопления. На удивление, присутствовало электричество и, о радость городских девчонок, приехавших отдохнуть, — старый телевизор! Однажды я увидела на его маленьком черно-белом экране сказку. Это был Тоторо! Ощущение волшебства и очарование духами леса не покидало нас долго в то лето. Мы с младшей сестрой даже сочинили историю, как тоже встретили духов и бегали играть в них к озеру!

    Естественно, за время, что прошло с тех пор, я успела позабыть о Тоторо. И когда открыла в этом году гениальные работы Мастера Миядзаки, Тоторо оказался моим старым знакомцем.

    Но что интересно, в этот раз просмотр открыл для меня совсем другое.

    Я действительно подзабыла ощущения от мультфильма, героев и фабулу рассказа, но я вспомнила этот шедевр, потому что постепенно, по мере просмотра, вернулась в беспечное детское лето, увидев себя и сестренку почти такими же реальными, как картинка на моем экране.

    И пусть я не была копией Сацуки, а она была постарше Мэй, хоть и младшая, деревня наша совсем не та, что в мультфильме. Но Миядзаки реально (как на машине времени) отправил меня взглянуть на детство. Вот и не верь после этого в рассказы про волшебство его работ!

    Техника

    Техническая сторона произведений Миядзаки, как и этого в частности, безупречна. Очень тщательное и даже в чем-то любовно бережное отношение к деталям, к каждому жесту, взгляду покоряет, делая каждый кадр картиной, а всё вместе единым целым, правдоподобным и близким зрителю. Здесь нет экономии художественных средств и штамповой прямолинейности сюжета, здесь все естественно и прекрасно.

    Музыка.

    Отдельное спасибо и низкий поклон композитору. Музыка в фильмах Миядзаки одна из главных составляющих их успеха. Дзе Хисаиси, аригато годзиё масита!

    Регламент: Смотреть. Детям для встречи с обаятельным Тоторо. Взрослым для встречи со своим детством.

    10 из 10

    23 мая 2008 | 00:02

    У детей всегда есть свой, недоступный взрослым мирок, где живут Карлсон и Тоторо, где эхо на «Здравствуйте!» отвечает «Добрый день!», а Белый Кролик торопится к Герцогине. Там разговаривают домашние песики, а мальчишки никогда не взрослеют. Миры Хайяо Миядзаки создают девочки с большими глазами и короткими юбчонками. В «Моем соседе» неподалеку от дома обитают духи леса — гигантская зубастая тучка, котобус и россыпь чумазых чернушек. Они улыбчивы и добродушны, не имеют ничего против суетящихся людишек, с детьми которых могут и повозиться, а то и помочь в минуту отчаянья. Как и положено созданиям, придуманным не в агрессивный подростковый период или максималистическую юность, а в милом, солнечном детстве, когда деревья были большими, а небо — ослепительно-голубым.

    В отличие от чистой воды сказок, этот миядзаковский мультфильм, скорее, украшенная выдумкой повесть. Светлое детство омрачено тяжелой болезнью матери. Девятилетняя Сацуки не только бегает по окрестностям и учится в начальной школе, но и присматривает за младшей сестренкой, понемножку стряпает и убирается в деревенском доме. Как и любая пятилетняя непоседа, Мэй требует внимания, ей ничего не стоит заблудиться среди рисовых полей или напроситься за компанию в школу. И неудивительно, что именно ей открылся громадный, неуклюжий на вид тролль, похожий одновременно и на кролика, и на медведя, с кошачьими ушами и совиным уханьем. Большая плюшевая игрушка. Дикая, но симпатичная.

    По большому счету, в мультфильме ничего не происходит. Лишь однажды градус повествования резко прыгает вверх, когда непонятная телеграмма из больницы заставляет младшую девочку отправиться в отчаянное путешествие к маме. А так дети с интересом знакомятся с новым жилищем, с трудолюбивыми соседями, окружающей природой. Линия ребячьей дружбы соседского мальчика и Сацуки не так очерчена, как в «Ведьминой службе доставки» или «Небесном замке Лапута», натурные экзерсисы не достигают такого апогея, как в «Принцессе Мононоке». Магия легка и незлобива, в отличие от «Унесенных призраками» или «Ходячего замка». Политической сатиры «Порко Россо» нет и следа. Это просто хороший семейный фильм.

    Отец рассудителен, старается говорить с дочерями на их языке, объясняет непонятное, лазит на четвереньках по кустах в поисках сказочных персонажей, и, что заметил каждый первый, вполне естественно принимает с детьми совместную ванну. Мать, судя по всему неизлечимо больна (туберкулез), но старается не отчаиваться, строит планы на будущее и бесконечно счастлива, получив письмо с детскими каракулями или подарок — початок кукурузы. Вообще, что даже удивительно, в мультфильме нет не только отрицательных персонажей, но даже просто вызывающих какое-нибудь отторжение. Старушки отзывчивы, мальчишки готовы пожертвовать всем немногим, что есть. Зубастая нечистая сила всегда с улыбкой Чеширского кота.

    Конечно, работы Миядзаки — это не совсем японская культура. Режиссер и сам не скрывает, что он адаптирует национальный фольклор под общемировые традиции. Как Дедушка Камадзи из «Унесенных призраками», он, не покладая многочисленных рук, делает мультфильмы, будящие в душах миллионах задвинутое на задворки разума чувство умиротворенности, естественности, душевности. Учит взрослых хоть на секунду, на короткое мгновение увидеть мир сознанием ребенка. Заглянуть в забытые уголки своего детства, единого с многоликой природой. Вспомнить своего Тоторо.

    23 августа 2012 | 23:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>