всё о любом фильме:

Мой сосед Тоторо

Tonari no Totoro
год
страна
слоган-
режиссерХаяо Миядзаки
сценарийХаяо Миядзаки
продюсерТохру Хара, Рик Демпси, Нед Лотт, ...
операторМарк Хенли
композиторДжо Хисаиси
художникКадзуо Ога
монтажТакэси Сэяма
жанр аниме, мультфильм, фэнтези, приключения, семейный, ... слова
сборы в России
$10 689 сборы
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время86 мин. / 01:26
Переехав в деревню, две маленькие сестры, старшая (Сацуки) и младшая (Мэй), знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет «Тоторо» (искаженное «тролль»). Подружившись с девочками, Тоторо не только устраивает им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогает повидаться с мамой, которая лежит в больнице.
Рейтинг мультфильма
IMDb: 8.30 (129 123)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
40 + 3 = 43
8.4
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете ли вы, что...
    • Тоторо называют по-разному — от «гигантской мохнатой штуки» до «кроликоподобного духа». Прежде всего, Тоторо — это дух леса. Тоторо — не традиционный японский персонаж: его полностью придумал Хаяо Миядзаки. Однако совершенно очевидно, что он является «смесью» нескольких животных: тануки (японского варианта енота), кошки (острые уши и выражения морды) и совы ("шевроны» на груди и «ухающие» звуки, которые Тоторо издают, когда играют ночью на окаринах). Само имя «Тоторо» происходит от неправильного произношения Мэй (она немного картавит) слова «totoru», которое в японском языке соответствует слову «тролль». Когда Сацуки спрашивает ее «Тоторо? Ты имеешь в виду — тролль из нашей книги?», она имеет в виду книгу «Three Mountain Goats» (The Three Billy Goats Gruff). В финальных титрах есть рисунок — мама девочек читает им эту книгу. В книге с картинками, выпущенной к фильму, на обложке виден козел, пробегающий по мосту, из-под которого на него смотрит похожий на Тоторо тролль.
    • Главный герой сериала «Самурай Джек» (2001-2004) в 33-й серии встречает Тоторо — чрезмерно дружелюбное существо, которое постоянно мешает ему.
    • Тоторо также появляется в качестве мягкой игрушки в мультфильме «История игрушек: Большой побег» (2010).
    • Хаяо Миядзаки использовал в «Тоторо» некоторые автобиографические мотивы (например, долгая болезнь матери героинь туберкулезом), а также привлек с его помощью внимание к надвигающейся урбанизации и уничтожению традиционного японского сельского ландшафта — полей и лесов. Он пожертвовал три миллиона долларов и права на изображение Тоторо обществу защиты природы своего родного города Токородзава (в настоящее время — пригород Токио).
    • Оригинальный японский релиз анимационной ленты шёл в виде сдвоенных показов с фильмом «Могила светлячков» (1988), поскольку прокатчики посчитали, что выпускать её самостоятельно будет слишком рискованным шагом.
    • Первая англоязычная дублированная версия появилась ещё в 1988 году эксклюзивно для трансокеанских рейсов авиакомпании Japan Airlines. В США дубляж был выпущен в 1993 году студией Troma, а затем на VHS и DVD Fox Video. После того как права этих студий на ленту истекли, их приобрела студия Disney, выпустившая полностью новую дублированную версию в марте 2006 года.
    • «Мой сосед Тоторо» прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате, полностью окупившись только через два года, когда на прилавки магазинов попали и стали очень популярными плюшевые куклы Большого Тоторо.
    • Один из астероидов, открытый японскими астрономами в 1994 году, получил имя 10160 Totoro в честь сказочных существ из мультфильма.
    • Хаяо Миядзаки изначально планировал построить сюжет мультфильма вокруг одной девочки, которая содержала черты характера и Мэй и Сацуки, а по возрасту находилась примерно посередине между ними.
    • Во время Всемирной выставки 2005 года в Японии в числе экспонатов был классический японский дом, в основу конструкции которого был положен дом Мэй и Сацуки в мультфильме.
    • Тоторо можно увидеть в нескольких сериях 11-го сезона сериала «Южный парк» (1997), а сцена знакомства Картмана в костюме Енота с Ктулху в серии «Восхождение Мистериона» полностью копирует сцену знакомства Мэй с Тоторо.
    • В честь Тоторо назван вид перипатуса из Вьетнама Eoperipatus totoro Oliveira et al. Это многоногое беспозвоночное напоминает животное, на котором передвигался Тоторо.
    • Существует трактовка мультфильма, которой придерживаются сторонники «теории заговора». Данная трактовка была выдумана специально, в попытке сподвигнуть правительство Японии запретить мультфильм. Авторы трактовки — маркетинговые конкуренты создателей мультфильма. Суть ее в следующем:
      • Саямский инцидент. Произошел в Японии в 1963 году в городе Саяма. 1 мая 16-летняя девочка была похищена, когда шла из школы домой. 4 мая тело похищенной девочки было обнаружено в земле на одной из ферм. Говорят, что после того, как сестра девочки увидела тело похищенной, она впала в затяжную депрессию и уверяла, что видела большую призрачную кошку и тануки (нечто между медведем и енотом в японском фольклоре). Позже сестра девочки покончила с собой. В пользу того, что действие происходит в этой местности говорят кадры, где бабуля разбирает коробку с посудой. На коробке позади написано «саямский чай». Больница, показанная в мультфильме также из той же местности.
      • Убийство произошло в мае месяце. Имена девочек отсылают нас к этому. Младшую из сестер зовут Мэй (отсылка к маю по-английски), старшую – Сацуки, что означает пятый месяц (отсылка к маю по-японски). Цифра 4 тоже появляется несколько раз. Старшая сестра учится в четвертом классе, а младшей – четыре года.
      • Когда Мэй исчезает, Сацуки идет на ее поиски и проходит через тоннель, где встречает Тоторо, который выступает в роли доброго духа смерти. Тоннель выступает символическим переходом между миром живых и мертвых.
      • Когда Тоторо вызывает котобус, он меняет таблички с пунктами конечного назначения. На одной из табличек можно заметить иероглифы, которые означают «кладбище» и «дорога». Таким образом котобус выступает проводником между мирами. В «теории заговора» присутствует упоминание того, что в течение последних 10 минут персонажи не отбрасывают теней, что нетипично для японской анимации, которая внимательно относится к деталям. Однако, это утверждение спорно, т. к. действие происходит в сумерках и наличие тени сомнительно.
      • Когда Мэй находят, то она сидит около шести статуй Будды. Японцы верят, что когда человек умирает, то становится Буддой. И мест в святом месте должно быть семь, а стоит шесть. Таким образом, Мэй является седьмой Буддой.
    • «Тоторо» был выпущен одновременно с фильмом «Могила светлячков» (1988) Исао Такахаты и вместе с ним продавался для показа в японских школах (как часть программы исторического и эстетического воспитания).
    • еще 11 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1804 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Волшебство

    Однажды в детстве, в деревне у бабушки, где не было водопровода, канализации и центрального отопления. На удивление, присутствовало электричество и, о радость городских девчонок, приехавших отдохнуть, — старый телевизор! Однажды я увидела на его маленьком черно-белом экране сказку. Это был Тоторо! Ощущение волшебства и очарование духами леса не покидало нас долго в то лето. Мы с младшей сестрой даже сочинили историю, как тоже встретили духов и бегали играть в них к озеру!

    Естественно, за время, что прошло с тех пор, я успела позабыть о Тоторо. И когда открыла в этом году гениальные работы Мастера Миядзаки, Тоторо оказался моим старым знакомцем.

    Но что интересно, в этот раз просмотр открыл для меня совсем другое.

    Я действительно подзабыла ощущения от мультфильма, героев и фабулу рассказа, но я вспомнила этот шедевр, потому что постепенно, по мере просмотра, вернулась в беспечное детское лето, увидев себя и сестренку почти такими же реальными, как картинка на моем экране.

    И пусть я не была копией Сацуки, а она была постарше Мэй, хоть и младшая, деревня наша совсем не та, что в мультфильме. Но Миядзаки реально (как на машине времени) отправил меня взглянуть на детство. Вот и не верь после этого в рассказы про волшебство его работ!

    Техника

    Техническая сторона произведений Миядзаки, как и этого в частности, безупречна. Очень тщательное и даже в чем-то любовно бережное отношение к деталям, к каждому жесту, взгляду покоряет, делая каждый кадр картиной, а всё вместе единым целым, правдоподобным и близким зрителю. Здесь нет экономии художественных средств и штамповой прямолинейности сюжета, здесь все естественно и прекрасно.

    Музыка.

    Отдельное спасибо и низкий поклон композитору. Музыка в фильмах Миядзаки одна из главных составляющих их успеха. Дзе Хисаиси, аригато годзиё масита!

    Регламент: Смотреть. Детям для встречи с обаятельным Тоторо. Взрослым для встречи со своим детством.

    10 из 10

    23 мая 2008 | 00:02

    Я решил начать погружение в творчество Хаяо Миядзаки, и решил начать его именно с этого фильма. Почему? Потому что, во-первых, это одна из его первых работ, вышедшая в далёком 1988 году, и, во-вторых, я слышал много положительных отзывов именно об этой сказке. И не прогадал.

    «Мой сосед Тоторо» — это великолепная добрая японская фэнтезийная сказка, после просмотра которой охота мечтать, воображать и придумывать.

    Действие мультфильма переносит нас в небольшое японское поселение, раскиданное по всей территории просторного луга и небольших лесистых островков. Совершенно обычный дом, совершенно обычная семья и совершенно обычные дети! Дети, для которых переезд в новое место, да ещё и в такое живописное, является подарком. Они резвятся, бегают, прыгают, играют и с огромным удовольствием и присущим им любопытством открывают неизведанные горизонты.

    Дети показаны нам очень реалистично. Весь спектр эмоций возрастов двух девочек донесён на высшем уровне. Они смеются, удивляются, огорчаются, фантазируют, порой кричат друг на друга, обижаются. Эмоции очень живые и реалистичные. Так же детям присуще огромное воображение, они буквально могут создавать свой мир и своих героев. Они сочиняют себе друга — огромное мохнатое, чем-то похожее на кота, существо — Тоторо. Он представляет из себя Духа Леса, и девочки полностью уверены в том, что это лесное божество существует. После этого их фантазия разыгрывается до высших пределов — и вот мы уже видим, как Сацуки чуть ли не летает на коте-автобусе, бегает по проводам и перемещается с огромной скоростью.

    Внутри же дома мы начинаем сталкиваться с другими многочисленными японскими духами, таким как чернушки (или сусуватари, а если углубиться в японскую мифологию, то маккуро куросукэ). Для японцев они не являются чем-то сверхъестественным, и жители страны Восходящего Солнца совершенно спокойно к ним относятся, в их числе и герои нашего аниме. В жилище царит домашняя атмосфера и нам удаётся её почувствовать: треск брёвен в камине, тихие приглушённые удары дождя по крыше, еле слышный свист ветра.

    Такие фильмы нужно смотреть в детстве, это однозначно. Но во время просмотра во мне проснулся маленький наивный ребёнок, и я смотрел все 88 минут с огромным удовольствием, не отрывая глаз.

    Придумывайте, воображайте, фантазируйте — вот что хотел нам сказать Хаяо Миядзаки!

    10 из 10

    3 мая 2014 | 17:30

    Когда я посмотрел этот мультфильм, меня не покидала мысль: да это уже было со мной! Старый дом, зелёный луг. Будто это я, так спешно сбрасывая обувь, запрыгивал на крылечко. Будто это я с щенячьим восторгом бежал к ручью с ведром. Будто это я отыскивал в высокой траве тропинку, которая приведёт меня к невиданному зверю. А ведь действительно, это всё было. Я ведь когда-то так же боялся за здоровье мамы, лежащей в больнице. Я ведь когда-то так же искал потерявшуюся младшую сестру. И ведь многое было в точности так же, хотя я никогда не был в Японии.

    Конечно, диковинные звери в моих детских грёзах выглядели по-другому. Да и что-то похожее на кота-автобуса не припоминаю. Но это ли важно? Важно другое: у кого детство прошло в деревне, тот знает, что такое свобода. Когда можно залезть на дерево и объедаться тутовником — а потом три дня ходить с синим лицом, потому что тутовник не так-то просто отмыть. Когда можно сесть на велосипед, и уехать куда глаза глядят — лишь бы вернуться к обеду. В городе так нельзя. Но люди стремятся в город, а деревни вымирают. Не знаю, как в Японии, наверняка так же. И этим мультфильмом Хаяо, похоже, хотел помянуть своё детство, а заодно — умирающую деревню.

    19 марта 2011 | 01:43

    Самым добрым, самым душевным и понятным мультфильмом у культового японского мультипликатора Хаяо Миядзаки, безусловно, является «Мой сосед Тоторо». Это удивительный образец истинно японской анимации, сочетающей в себе простоту и ясность формы, безумно красивую картинку и подлинные эмоции, пронзающие каждый сантиметр хронометража.

    От всечеловеческих масштабов своих предыдущих работ Хаяо перешел к теме, вероятно, более личной, но и в то же время близкой многим, в главе сюжета поставив обыкновенную японскую семью. Болезнь матери, находящейся на лечении в больнице, послужила поводом для переезда; отец с двумя дочками селится в уютный домик невдалеке от дивного размашистого дуба, в округе которого впоследствии младшая из сестер впервые встретит того самого внешне неуклюжего, но очень милого существа Тоторо.

    События картины развиваются в довольно медленном повествовательном ритме и захватывают вовсе не динамикой действия, чем, надо отметить, славится аниме, а особой магической атмосферой и непередаваемым спектром эмоций, в искренности которых не дают усомниться автобиографические мотивы, насыщающие сценарий. Сам сюжет, при всей своей внешней безобидности, скрывает высокий уровень драматизма, однако не выставленного на показ, а в пользу общего стилистического контекста нарочно скрытого за солнечную картинку. Это в конечном счете ни на минуту не дает пропасть ощущению легкой фееричности, нескрываемо воплощенной также и в графическом оформлении: сочные краски, яркие сияющие радостью пейзажи, умилительно прорисованные герои.

    Драматическая подоснова кроется, прежде всего, в тех тревожных обстоятельствах, окутавших двух юных сестер: неопределенность вокруг возвращения матери, а как следствие недостаток материнской заботы в течение долгого времени. Ранимые детские души теснят волнения, однако что-то все-таки не дает девочкам впасть в кромешную меланхолию. Они уходят в мир грез, обнаруживают вокруг себя сказку. Но все же главного обитателя открывшегося фэнтэзи-мира Тоторо трудно назвать просто сказочным персонажем, это скорее олицетворение детского душевного огонька, который своим теплом греет обладателя в трудную минуту, это своего рода сама сущность детства. Миядзаки умело демонстрирует, насколько прочна нить привязанности ребенка к родителям, насколько волнительна разлука и насколько сильны в такие моменты жизни переживания ребенка, убегающего от них в выдуманный волшебный мир.

    Но сюжет мультфильма обыгран настолько тонко, что видится исключительно милой семейной сказкой о небывалых существах. В любом случае «Мой сосед Тоторо» — это великолепно проделанная работа, это безоговорочная творческая удача великого Хаяо Миядзаки и мировой мультипликации в целом.

    17 октября 2009 | 15:18

    Всё-таки раньше мир был лучше…а люди добрее. Современное анимэ — это смехотворная субкультура, основанная на насилии и эротике. А как всё начиналось… С таких вот добрых, душевных мультфильмов, развивающих в детях воображение и любовь к ближнему.

    Две маленькие девочки селятся с отцом в новом доме, обретают новых друзей и новые впечатления. Для детей ведь всё ново, неожиданно. Травинка, жёлудь, дождь вызывают бурный восторг, и силой воображения создаётся чудесный сказочный мир. Мультфильм очень позитивен, полон этой детской влюблённостью во всё, что нас окружает. Полон искренней привязанностью к близким.

    Вот что надо показывать детям, чтобы они выросли людьми, а не безмозглыми крысятами из «Ледникового периода». Конечно, с тем же самым «Ледниковым периодом» этому замечательному мультфильму будет трудно тягаться — в нём нет ни захватывающего сюжета, ни гэгов, ни бешеной белки, которая не в состоянии добыть себе орех.

    Но никто ведь не заставляет водить детей на убожество, которое сейчас выдают за семейные мультфильмы. Лучше уж включить чаду DVD с чем-нибудь хорошим, поставить перед ним тарелку с ягодами (а не ведро с попкорном), тихонечко сесть рядом и вспомнить, как в детстве всё казалось сказочным…

    3 июля 2009 | 00:26

    У детей всегда есть свой, недоступный взрослым мирок, где живут Карлсон и Тоторо, где эхо на «Здравствуйте!» отвечает «Добрый день!», а Белый Кролик торопится к Герцогине. Там разговаривают домашние песики, а мальчишки никогда не взрослеют. Миры Хайяо Миядзаки создают девочки с большими глазами и короткими юбчонками. В «Моем соседе» неподалеку от дома обитают духи леса — гигантская зубастая тучка, котобус и россыпь чумазых чернушек. Они улыбчивы и добродушны, не имеют ничего против суетящихся людишек, с детьми которых могут и повозиться, а то и помочь в минуту отчаянья. Как и положено созданиям, придуманным не в агрессивный подростковый период или максималистическую юность, а в милом, солнечном детстве, когда деревья были большими, а небо — ослепительно-голубым.

    В отличие от чистой воды сказок, этот миядзаковский мультфильм, скорее, украшенная выдумкой повесть. Светлое детство омрачено тяжелой болезнью матери. Девятилетняя Сацуки не только бегает по окрестностям и учится в начальной школе, но и присматривает за младшей сестренкой, понемножку стряпает и убирается в деревенском доме. Как и любая пятилетняя непоседа, Мэй требует внимания, ей ничего не стоит заблудиться среди рисовых полей или напроситься за компанию в школу. И неудивительно, что именно ей открылся громадный, неуклюжий на вид тролль, похожий одновременно и на кролика, и на медведя, с кошачьими ушами и совиным уханьем. Большая плюшевая игрушка. Дикая, но симпатичная.

    По большому счету, в мультфильме ничего не происходит. Лишь однажды градус повествования резко прыгает вверх, когда непонятная телеграмма из больницы заставляет младшую девочку отправиться в отчаянное путешествие к маме. А так дети с интересом знакомятся с новым жилищем, с трудолюбивыми соседями, окружающей природой. Линия ребячьей дружбы соседского мальчика и Сацуки не так очерчена, как в «Ведьминой службе доставки» или «Небесном замке Лапута», натурные экзерсисы не достигают такого апогея, как в «Принцессе Мононоке». Магия легка и незлобива, в отличие от «Унесенных призраками» или «Ходячего замка». Политической сатиры «Порко Россо» нет и следа. Это просто хороший семейный фильм.

    Отец рассудителен, старается говорить с дочерями на их языке, объясняет непонятное, лазит на четвереньках по кустах в поисках сказочных персонажей, и, что заметил каждый первый, вполне естественно принимает с детьми совместную ванну. Мать, судя по всему неизлечимо больна (туберкулез), но старается не отчаиваться, строит планы на будущее и бесконечно счастлива, получив письмо с детскими каракулями или подарок — початок кукурузы. Вообще, что даже удивительно, в мультфильме нет не только отрицательных персонажей, но даже просто вызывающих какое-нибудь отторжение. Старушки отзывчивы, мальчишки готовы пожертвовать всем немногим, что есть. Зубастая нечистая сила всегда с улыбкой Чеширского кота.

    Конечно, работы Миядзаки — это не совсем японская культура. Режиссер и сам не скрывает, что он адаптирует национальный фольклор под общемировые традиции. Как Дедушка Камадзи из «Унесенных призраками», он, не покладая многочисленных рук, делает мультфильмы, будящие в душах миллионах задвинутое на задворки разума чувство умиротворенности, естественности, душевности. Учит взрослых хоть на секунду, на короткое мгновение увидеть мир сознанием ребенка. Заглянуть в забытые уголки своего детства, единого с многоликой природой. Вспомнить своего Тоторо.

    23 августа 2012 | 23:56

    Совершенно счастливый фильм, а Миядзаки — человек, который умеет делать подарки. Наверное, в самый хмурый день, хотя я не верю в такие, от «Тоторо» начнётся прекрасная погода.

    Он действительно, как того и хотел мастер, радует и детей, и взрослых. И забраться в заросли хочется вместе с малышкой Мэй, туда, где пушистый Тоторо. Один такой огромный, ещё — такой, и ещё один такой маленький.

    Мне показалось, что имя Тоторо вдруг родилось из этого звука, то-то-ро, когда жёлудь падает на деревянную веранду под большим деревом. (На самом деле Хаяо Миядзаки рассказывает о «происхождении имени «Тоторо»: название значит «дух, проживающий по соседству (по-японски «тонари»), в городе Токородзава префектуры Сайтама» (где дом Хаяо Миядзаки). В предварительных заметках к «Тоторо» написано: «Тоторо — существо, поселившееся в нашей стране раньше, чем люди. Смесь филина и тануки». Ещё Тоторо — главное изображение студии Миядзаки — Ghibli.) Ну да это не важно. Совсем в другом дело — в недвойственности всего, что происходит, и чудесно нарисовано, в добром мире Миядзаки, и происходит совсем, как в жизни со всеми.

    В природе своей мир Миядзаки не делится на что-то и кого-то. Просто у него есть то видимые, то невидимые части света. Одновременно он растет и спит, продувается ветром, умывается дождями, шлёпает маленькими ножками, лепится в завтраки, убегает вдаль, разбегается в ручье головастиками, бежит волшебным котобусом по электрическим проводам, шелестит книжками, раскрывается зонтиками, обожает жёлуди, играет музыку, там, на верхушке огромного камфорного дерева и ещё там. Очень японский фильм по ритму и гораздо больше получился Японии. Смотрите, мир такой — какой он есть, — показывает мудрый Миядзаки. И все начинают видеть и слышать, что всё всегда только начинается.

    20 октября 2009 | 12:01

    В аниме я не разбираюсь, потому что смотрел в этом жанре только «5 сантиметров в секунду», от просмотра которого получил немало удовольствия. От «Тоторо» я ждал чего-то похожего в плане впечатлений, но ошибся. Может быть, из-за излишней детскости, может, от неестественного идеализма, буквально сочившегося из каждой реплики, каждого поступка героинь… а может, из-за глупости происходящего.

    Не знаю, что там, в Японии, детям рассказывают на ночь в качестве сказок. Наверное, истории про огромных толстых монстров, сидящих на верхушке дерева. Я понимаю, что у каждой страны своя культура, но тогда не вижу причины смотреть ярких представителей культуры чужой страны. Есть мультфильмы, делающиеся для всех — это мультфильмы Пиксар, а есть мультфильмы, делающиеся лишь для японцев — это «Мой сосед Тоторо». Я никогда не понимал, как людям может нравиться продукция, состряпанная для одной страны: «Повелитель бури», например, или «Цельнометаллическая оболочка». Сейчас к ним прибавился и этот мультфильм.

    Один из главных недостатков «Тоторо» — неестественность происходящего. В «5 сантиметров в секунду» была красивая история любви между людьми. Там не было чудищ, летающих котов и прочей фэнтезийной ереси. Тут же сказочные представители выходят на первый план, делая мультфильм очень детским. Взрослости не прибавляют и отношения между героями — они все сюсюкаются друг с другом, что бы ни случилось. Вообще, я приветствую доброту в мультфильмах, но всему есть предел, перегибать палку не стоит. Образно говоря, Миядзаки положил шесть ложек сахара с маленький стакан с чаем и дал попить зрителям. Естественно, от такой смеси я плевался ядом, проклиная всё на свете уже на середине мультфильма. Однако я героически, без перемоток досмотрел до конца, на секунду обрадовавшись неожиданной концовке, но потом вспомнив, что я смотрю детскую сказку, а на экране уже в это время каждый листик травы кричал: «хэппи-энд».

    Кстати, насчёт травы. Не знаю, как сёстры видели этого Тоторо, если его не существовало, но очень странно то, что видели они одно и то же. Что это: одинаковый глюк двух девочек? Ведь их отец чётко видел, как никакого выросшего за пять минут дерева не было. Однако и Мэй, и Сацуки спокойно летали на Тоторо по небу и так далее. Этот момент навсегда останется для меня загадкой, а неразрешённые загадки в кино мне не нравятся в подавляющем большинстве случаев. Исключениями являются Нолановские «Престиж» и «Начало», но там весь фильм строится на этом. А в мультике для детей такого быть не должно.

    4 из 10

    17 октября 2010 | 19:57

    Мультик хорош настолько, что даже сложно об этом говорить: боишься недооценить или упустить что-то важное.

    Особая атмосфера с первых кадров погружает взрослого в мир детства, восприятие мира ребенком передано поразительно точно, взрослые вспоминают свои детские фантазии, мечты и сны, а ребенку главные персонажи фильма всегда понятны и близки — это 9-летняя Сацке, ее 5-летняя непоседа-сестренка Мэй и их сосед, ровесник Сацке, озорной, но очень добродушный и милый мальчик. В мультике показана часть их жизни — переезд сестричек вместе с отцом на новое место, знакомство их с лесным духом Тоторо, переживания семьи и соседей о больной матери девочек, а также исчезновение Мэй, которая одна отправилась в долгий путь, чтобы навестить маму в больнице. На протяжении первой половины всего действия реальность и фантастика существуют как бы раздельно: фантастическая часть доступна только глазам Сацке и Мэй: обе видят «чернушек» на чердаке, знакомятся с Тоторо. Но потом реальность начинает тесно переплетаться с воображением сестер: Тоторо забирает у них папин зонт, но дает им мешочек с волшебными орехами, которые они сажают перед домом и никак не могут дождаться всходов, а в конце фильма Тоторо и Котобус помогают Сацке найти потерявшуюся сестру, и сказка по-настоящему оживает.

    Эта картина — чисто японская, от и до насыщенная элементами японского быта и фольклора. Я пыталась найти статьи на тему фольклорных элементов в этом мультфильме, но нашла совсем не много о самом Тоторо, его маленьких собратьях, сусуватари (чернушках) и Котобусе. Интересно, что Тоторо и сусуватари — персонажи, придуманные самим Миядзаки, а на первый взгляд эксцентричный Котобус имеет фольклорные корни: оказывается, в Японии кошкам приписывают возможность изменять свою форму (это явление носит название «бакэнэко»), поэтому Котобус — это бакэнэко, которому некогда понравился увиденный им автобус, и он сам в него превратился.

    Мультфильм сопровождает очень красивая музыка, довольно простые, но приятные мелодии. Запоминается, прежде всего, главная тема — песенка про Тоторо, но больше всего мне понравилась композиция под названием Kaze no Toorimichi, под нее в мультике происходят самые волшебные и удивительные вещи, от этих кадров вкупе с сопровождающих их мелодией по коже даже бегут мурашки.

    Иначе и быть не может:

    10 из 10

    23 апреля 2011 | 02:20

    Интересно, о чем думает автор (чего бы то ни было) создавая своё творение? Возможно, в его голове роится клубок мыслей, из которого постепенно выстраивается нечто, стающее затем творением, а если повезёт, то даже и шедевром? Или же это происходит спонтанно, низвергается откуда-то из темноты бессознательного, а автору лишь выпадает роль некого приемника, на подобие сейсмографа, записывающего и воспроизводящего это «нечто». Особенно интересно, как протекал процесс создания одной из лучших сказок, с которыми мне довелось встретиться: «Мой сосед Тоторо». Диву даешься, как такое могло придти в голову?

    Просматривая картину, поражаешься ее красоте, игре воображения автора и в то же время крепкой связи с реальностью. Какие-то несущественные детали(например в поисках черного хода в дом девочки пробегают мимо, а затем возвращаются обратно, спойлеры мне не к лицу так что больше не скажу), отсутствие стандартной рисовки аниме (да-да, тех самых больших глазищ, ядерного цвета волос и эмоционально-шизоидных, так мной обожаемых, всплесков на лице), делают «Тоторо» более близким широким массам. Художественное исполнение в похвале, равно как и в критике(тем более моей) не нуждается, а по сему закончим на этом. Стоит только отметить, что это первый на моей памяти фильм, титры которого я смотрел до конца.

    Теперь герои. Но тут тоже мало что можно сказать. Все они обладают своим характером. Дети несут заряд непосредственности и непоседливости, из-за детского любопытства готовы и в розетку залезть, если там есть что-то ранее неизведанное и незнакомое. Не менее интересен отец. Отец всем отцам отец, я бы так его назвал: он по сути лучший образец данной социальной роли, особое спасибо, за не убиение своего внутреннего ребенка, кто еще может так умело подыграть дочуркам и потешить их бурное воображение как не «свой в доску». Смутить может одно, нет «плохих героев», антагонистов, но разве в жизни они есть?

    Так почему такой заголовок моего опуса? А потому, что это для меня стало самым заметным в фильме. При всей игре эмоций, красок, появлении колоритных существ этого самого, до боли знакомого всем нам чувства, великого, могучего и вездесущего страха, так и не появляется…почти…В этом и есть, как мне кажется, вся прелесть детства — отсутствие страха. У нас у всех когда-то было так мало опыта, что хотелось попробовать всё оценить и познакомиться. Мы, гордо именующие себя взрослыми, укрываемся за неким опытом и отвергаем что-либо не попробовав, наверно это и есть самый большой страх — страх чувства страха и вот тут дети обгоняют нас с лихвой. Жаль, что я посмотрел эту граничащую с шизофренией сказку в таком позднем возрасте. Надеюсь, она понравится тому ребёнку, что кроется в Вас.

    10 из 10

    P.S. Побежал искать футболку с Тоторо! Приятного просмотра!

    16 июля 2011 | 16:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Мой сосед ТотороTonari no Totoro1988
    2 Мэй и Кот-автобусMei to Koneko basu2002
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 169 руб.
    DVD, 540 руб.
    DVD, 298 руб.
    подробнее

    Новости


    С 30 апреля по 3 мая в Москве в кинотеатре «Пионер» пройдет большая ретроспектива анимационных картин, созданных одним из самым известных мультипликаторов современности — Хаяо Миядзаки(...)
     
    все новости

    Статьи


    На российские экраны выходит „Космополис“ — новый фильм Дэвида Кроненберга с Робертом Паттинсоном в главной роли. Львиную долю картины герой актера проводит в шикарном белом лимузине. КиноПоиск вспоминает самые яркие автомобили, которые были персонажами кинолент и оставили свой след в нашей памяти... (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ФокусFocus18 685 137
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service11 880 077
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water10 820 212
    4.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey10 555 195
    5.Эффект ЛазаряThe Lazarus Effect10 203 437
    27.02 — 01.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ФокусFocus232 637 296
    2.Батальонъ111 964 128
    3.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service59 752 097
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water49 655 498
    5.Книга жизниThe Book of Life37 773 990
    26.02 — 01.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 397 619330 140
    Деньги628 433 299 руб.93 740 074
    Цена билета262,11 руб.2,64
    26.02 — 01.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.476
    41.Запах женщиныScent of a Woman8.475
    42.Огни большого городаCity Lights8.474
    43.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.473
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.471
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Как поймать монстраLost River91.15%
    52.ШпионSpy90.94%
    53.Зловещая шестеркаThe Sinister Six90.91%
    54.АлохаAloha90.91%
    55.Человек-муравейAnt-Man90.86%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Турецкое седлоSella Turcica1
    Двойняшки непоседыSandwich2
    Затерянный лагерьCamp Nowhere1
    ЛюсиLucy262
    Робот по имени ЧаппиChappie4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Духless 26.263
    ФокусFocus7.242
    Робот по имени ЧаппиChappie7.720
    Книга жизниThe Book of Life7.639
    СнайперAmerican Sniper6.861
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЗолушкаCinderella06.03
    МордекайMortdecai12.03
    Суперфорсаж!Superfast!12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    Любовная загвоздкаAccidental Love02.04
    премьеры