всё о любом фильме:

Мой сосед Тоторо

Tonari no Totoro
год
страна
слоган-
режиссерХаяо Миядзаки
сценарийХаяо Миядзаки
продюсерТохру Хара, Рик Демпси, Нед Лотт, ...
операторМарк Хенли
композиторДжо Хисаиси
художникКадзуо Ога
монтажТакэси Сэяма
жанр аниме, мультфильм, фэнтези, приключения, семейный, ... слова
сборы в России
$10 689 сборы
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время86 мин. / 01:26
Переехав в деревню, две маленькие сестры, старшая (Сацуки) и младшая (Мэй), знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет «Тоторо» (искаженное «тролль»). Подружившись с девочками, Тоторо не только устраивает им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогает повидаться с мамой, которая лежит в больнице.
Рейтинг мультфильма
IMDb: 8.30 (166 844)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
40 + 3 = 43
8.4
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете ли вы, что...
    • В честь Тоторо назван вид перипатуса из Вьетнама Eoperipatus totoro Oliveira et al. Это многоногое беспозвоночное напоминает животное, на котором передвигался Тоторо.
    • Один из астероидов, открытый японскими астрономами в 1994 году, получил имя 10160 Totoro в честь сказочных существ из мультфильма.
    • «Мой сосед Тоторо» прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате, полностью окупившись только через два года, когда на прилавки магазинов попали и стали очень популярными плюшевые куклы Большого Тоторо.
    • Хаяо Миядзаки использовал в «Тоторо» некоторые автобиографические мотивы (например, долгая болезнь матери героинь туберкулезом), а также привлек с его помощью внимание к надвигающейся урбанизации и уничтожению традиционного японского сельского ландшафта — полей и лесов. Он пожертвовал три миллиона долларов и права на изображение Тоторо обществу защиты природы своего родного города Токородзава (в настоящее время — пригород Токио).
    • Оригинальный японский релиз анимационной ленты шёл в виде сдвоенных показов с фильмом «Могила светлячков» (1988), поскольку прокатчики посчитали, что выпускать её самостоятельно будет слишком рискованным шагом.
    • Первая англоязычная дублированная версия появилась ещё в 1988 году эксклюзивно для трансокеанских рейсов авиакомпании Japan Airlines. В США дубляж был выпущен в 1993 году студией Troma, а затем на VHS и DVD Fox Video. После того как права этих студий на ленту истекли, их приобрела студия Disney, выпустившая полностью новую дублированную версию в марте 2006 года.
    • Хаяо Миядзаки изначально планировал построить сюжет мультфильма вокруг одной девочки, которая содержала черты характера и Мэй и Сацуки, а по возрасту находилась примерно посередине между ними.
    • Во время Всемирной выставки 2005 года в Японии в числе экспонатов был классический японский дом, в основу конструкции которого был положен дом Мэй и Сацуки в мультфильме.
    • Тоторо также появляется в качестве мягкой игрушки в мультфильме «История игрушек: Большой побег» (2010).
    • Тоторо можно увидеть в нескольких сериях 11-го сезона сериала «Южный парк» (1997), а сцена знакомства Картмана в костюме Енота с Ктулху в серии «Восхождение Мистериона» полностью копирует сцену знакомства Мэй с Тоторо.
    • Главный герой сериала «Самурай Джек» (2001-2004) в 33-й серии встречает Тоторо — чрезмерно дружелюбное существо, которое постоянно мешает ему.
    • Существует трактовка мультфильма, которой придерживаются сторонники «теории заговора». Данная трактовка была выдумана специально, в попытке сподвигнуть правительство Японии запретить мультфильм. Авторы трактовки — маркетинговые конкуренты создателей мультфильма. Суть ее в следующем:
      • Саямский инцидент. Произошел в Японии в 1963 году в городе Саяма. 1 мая 16-летняя девочка была похищена, когда шла из школы домой. 4 мая тело похищенной девочки было обнаружено в земле на одной из ферм. Говорят, что после того, как сестра девочки увидела тело похищенной, она впала в затяжную депрессию и уверяла, что видела большую призрачную кошку и тануки (нечто между медведем и енотом в японском фольклоре). Позже сестра девочки покончила с собой. В пользу того, что действие происходит в этой местности говорят кадры, где бабуля разбирает коробку с посудой. На коробке позади написано «саямский чай». Больница, показанная в мультфильме также из той же местности.
      • Убийство произошло в мае месяце. Имена девочек отсылают нас к этому. Младшую из сестер зовут Мэй (отсылка к маю по-английски), старшую – Сацуки, что означает пятый месяц (отсылка к маю по-японски). Цифра 4 тоже появляется несколько раз. Старшая сестра учится в четвертом классе, а младшей – четыре года.
      • Когда Мэй исчезает, Сацуки идет на ее поиски и проходит через тоннель, где встречает Тоторо, который выступает в роли доброго духа смерти. Тоннель выступает символическим переходом между миром живых и мертвых.
      • Когда Тоторо вызывает котобус, он меняет таблички с пунктами конечного назначения. На одной из табличек можно заметить иероглифы, которые означают «кладбище» и «дорога». Таким образом котобус выступает проводником между мирами. В «теории заговора» присутствует упоминание того, что в течение последних 10 минут персонажи не отбрасывают теней, что нетипично для японской анимации, которая внимательно относится к деталям. Однако, это утверждение спорно, т. к. действие происходит в сумерках и наличие тени сомнительно.
      • Когда Мэй находят, то она сидит около шести статуй Будды. Японцы верят, что когда человек умирает, то становится Буддой. И мест в святом месте должно быть семь, а стоит шесть. Таким образом, Мэй является седьмой Буддой.
    • Тоторо называют по-разному — от «гигантской мохнатой штуки» до «кроликоподобного духа». Прежде всего, Тоторо — это дух леса. Тоторо — не традиционный японский персонаж: его полностью придумал Хаяо Миядзаки. Однако совершенно очевидно, что он является «смесью» нескольких животных: тануки (японского варианта енота), кошки (острые уши и выражения морды) и совы ("шевроны» на груди и «ухающие» звуки, которые Тоторо издают, когда играют ночью на окраинах). Само имя «Тоторо» происходит от неправильного произношения Мэй (она немного картавит) слова «totoru», которое в японском языке соответствует слову «тролль». Когда Сацуки спрашивает ее «Тоторо? Ты имеешь в виду — тролль из нашей книги?», она имеет в виду книгу «Three Mountain Goats» (The Three Billy Goats Gruff). В финальных титрах есть рисунок — мама девочек читает им эту книгу. В книге с картинками, выпущенной к фильму, на обложке виден козел, пробегающий по мосту, из-под которого на него смотрит похожий на Тоторо тролль.
    • «Тоторо» был выпущен одновременно с фильмом «Могила светлячков» (1988) Исао Такахаты и вместе с ним продавался для показа в японских школах (как часть программы исторического и эстетического воспитания).
    • еще 11 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1850 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Волшебство

    Однажды в детстве, в деревне у бабушки, где не было водопровода, канализации и центрального отопления. На удивление, присутствовало электричество и, о радость городских девчонок, приехавших отдохнуть, — старый телевизор! Однажды я увидела на его маленьком черно-белом экране сказку. Это был Тоторо! Ощущение волшебства и очарование духами леса не покидало нас долго в то лето. Мы с младшей сестрой даже сочинили историю, как тоже встретили духов и бегали играть в них к озеру!

    Естественно, за время, что прошло с тех пор, я успела позабыть о Тоторо. И когда открыла в этом году гениальные работы Мастера Миядзаки, Тоторо оказался моим старым знакомцем.

    Но что интересно, в этот раз просмотр открыл для меня совсем другое.

    Я действительно подзабыла ощущения от мультфильма, героев и фабулу рассказа, но я вспомнила этот шедевр, потому что постепенно, по мере просмотра, вернулась в беспечное детское лето, увидев себя и сестренку почти такими же реальными, как картинка на моем экране.

    И пусть я не была копией Сацуки, а она была постарше Мэй, хоть и младшая, деревня наша совсем не та, что в мультфильме. Но Миядзаки реально (как на машине времени) отправил меня взглянуть на детство. Вот и не верь после этого в рассказы про волшебство его работ!

    Техника

    Техническая сторона произведений Миядзаки, как и этого в частности, безупречна. Очень тщательное и даже в чем-то любовно бережное отношение к деталям, к каждому жесту, взгляду покоряет, делая каждый кадр картиной, а всё вместе единым целым, правдоподобным и близким зрителю. Здесь нет экономии художественных средств и штамповой прямолинейности сюжета, здесь все естественно и прекрасно.

    Музыка.

    Отдельное спасибо и низкий поклон композитору. Музыка в фильмах Миядзаки одна из главных составляющих их успеха. Дзе Хисаиси, аригато годзиё масита!

    Регламент: Смотреть. Детям для встречи с обаятельным Тоторо. Взрослым для встречи со своим детством.

    10 из 10

    23 мая 2008 | 00:02

    Тоторо — такой необыкновенный персонаж, добрый, совершенно удивительный и очень-очень славный. Мастер Хайао всегда населяет окружающий нас мир сказочными существами. В «Принцессе Мононоке» это Камушки, здесь — комочки сажи — Чернушки. И все эти забавные персонажи изображены с такой легкостью и воспринимаются так, как будто они и вправду настоящие, как будто они живут где-то рядом с нами!

    Когда смотришь творения Миядзаки, что-то неуловимо меняется вокруг. Все становится таким теплым и добрым, и вот уже ищешь глазами этого немного странного Тоторо, его маленьких друзей, и хочется, чтобы за тобой приехал смешной Котобус. И начинаешь смотреть на окружающий мир по-другому, с нежностью и улыбкой, и замечаешь то, чего не замечают остальные. И пусть это лишь в воображении. А может, и нет.

    Хайао Миядзаки настоящий волшебник! Тоторо — просто чудо!

    10 из 10

    13 декабря 2008 | 20:12

    О мультфильме я была наслышана немало хорошего еще задолго до просмотра. Помнится, читала в одном из любимых журналов большую хвалебную рецензию… и имя Хаяо Миядзаки, снявшего горячо обожаемых мною «Унесенных призраками», уже в то время мне кое о чем да говорило. Я и в видеопрокатах этот мультфильм спрашивала, и в магазинах его высматривала, но прикоснуться сумела лишь тогда, когда ознакомилась с такой вещью, как Интернет и торренты.

    Почти вся первая половина — жизнь обычной японской семьи, обычная повседневная рутина — не имеет никакой внятной сюжетной линии. Да она, в общем-то, и не нужна здесь. Целью Миядзаки было рассказать простую, добрую и понятную историю о детстве, а также о мире духов, лежащего совсем рядом с нами, но доступном не всем и не всегда (что и говорить, знакомство детей с волшебными созданиями, которых не видят взрослые — это уже попросту классика)… и с задачей этой Миядзаки справился со всем мастерством и душевностью, на которые способен. Не могу не похвалить и проработку героев, даже самые эпизодические персонажи выписаны со всей тщательностью, уж не говоря о главных героинях — они естественны настолько, что поневоле вспоминаешь себя в их возрасте. Фильм — хоть и сказка, но сказка очень и очень живая и жизненная, и эта обычная жизнь глазами маленьких детей показана ничуть не менее интересно, чем собственно мир лесных духов. Тоторо здесь и уделено даже не слишком-то много времени, да и появляется он далеко не сразу, но несмотря на это, фильм ненавязчиво затягивает с первых же кадров.

    Мелкие побочные сюжетные линии, наблюдать за которыми одно удовольствие… Чего стоит эпопея с зонтиком Канты. Их отношения с Сацуки вообще жутчайшая вкуснятина — парень так уморительно и трогательно ведет себя с Сацуки, откровенно мучаясь и корча рожи, подходя на расстояние вытянутой руки, а уж как Сацуки на все это реагирует… она же не понимает, что выразить свою симпатию как-то еще у мальчишки не получится. Случай с зонтиком и вовсе взывает невольную улыбку — все же настоящий рыцарь этот Канта…

    Атмосферность, конечно, всегда была коньком Миядзаки. Взять хоть сцену на остановке, где Сацуки впервые видит Тоторо… чего стоят ее глаза в тот момент… А ее первая фраза после того, как Тоторо и Котобус скрываются вдали (не буду цитировать) — она до сих пор повергает меня в состояние, близкое к смеховой истерике. Выращивание дерева в какой-то момент просто изумило — как же так, ведь отец же увидит утром? Слава богу, скоро все прояснилось… «сон, да не сон», ага. А чего, ведь чистая правда.

    Мне еще нравится вот что: «Тоторо» ведь действительно, как подметил кто-то из рецензентов, фильм японский до мозга костей — там полным-полно всего, что может быть непонятно или непривычно для европейца или русского зрителя — элементы быта, элементы культуры… Кое-что может удивить, а кое-что и оттолкнуть — то же совместное купание отца с дочками. Невозможно также понять, почему отец и девочки кланяются дереву или откуда мог взяться кот-автобус, если ты этого не знаешь. Но при этом он каким-то образом все же находит дорогу к сердцам зрителей всех возрастов и всех национальностей. Все дело ведь именно в атмосфере, в ощущении доброты и душевности, сказки, счастливого детства. А им деления на какие-то выдуманные людьми категории не нужны.

    Иногда в этом мультфильме совершенно серьезно ищут какие-то сложные подтексты, привыкнув к ним по прочим фильмам Миядзаки. Самое смешное — находят ведь. Там, где Миядзаки и не думал о каких-то заморочках. И рассказывают о том, что увидели здесь Глубокую Мысль. Ничего, кроме улыбки, подобные россказни не вызывают. Это кристально-детский мультфильм, не перегруженный не то что подтекстами, но даже какой-то явной моралью (может даже показаться, что ее там вообще нет). И какой заряд позитива и бодрости придает вопль девчонок: «Мы видели Тоторо! Видели, видели!»

    Ведь это правда очень хорошо — видеть в обычной жизни сказку.

    9 из 10

    4 февраля 2011 | 02:30

    Хаяо Миядзаки в любом своем мультике создает удивительный и неповторимый мир в который зритель погружается с головой!

    «Мой сосед Тоторо» не стал исключением! Мультик великолепный! Зритель полностью погружается в него и никого не оставляет равнодушным. Когда ты видишь Тоторо ты невольно думаешь «Я хочу себе такого же!»

    Видя то что создал Миядзаки ты невольно задумываешься «Как?». Как человек может создать такой потрясающий и удивительный мир, населить его неповторимыми существами, заставить тебя смеяться, плакать и восторгаться…

    Все мультики Миядзаки заставляют меня поверить в чудеса!

    10 из 10

    15 августа 2014 | 23:22

    писать рецензию к столь известному мультфильму? Но мы с дочерью за два дня пересмотрели его три раза. Видимо, стоит.

    Изначально в сюжет положена незатейливая история о двух сестренках, которые переезжают в новый дом вместе с папой. Мама болеет и лежит в больнице. Фильм начинается размеренно, происходят весьма будничные события: уборка дома, стирка, вечернее купание и прочее, прочее.

    Никогда бы не подумала, что моя 4-летняя дочка будет, не отрываясь от экрана, наблюдать за происходящим. Вроде мы любим фильмы-действия. Но все показано так сочно и переполнено счастьем, радостью, добротой, что приковывает к истории.

    Дальше в сказку вплетаются удивительные события и каждое из них, как красочная картина, открывает новую сюжетную линию. С этого момента мы попадаем в мир духов, они совсем не страшные, а очень милые и добрые. И такие естественные. «Кто это?» — спрашивает дедушка, подключившись к семейному просмотру. «Чернушки, конечно же,» — отвечает дочка, будто знала их всю свою жизнь.

    Но самое яркое впечатление — это кот-автобус. Недаром, спустя 14 лет была выпущена короткометражка «Мэй и Кот-автобус». Этот уникальный персонаж восхищает своей пушистой заботливостью.

    Отдельно стоит отметить поучительную сторону сказки. Как страх и отчаяние выпускает злость и раздражение. И какими разрушительными становятся последствия. Но милый лесной дух помогает Сацуки спасти положение. И она снова трогательно заботится о младшей сестренке.

    Вообще, в истории показан несколько идеализированный мир. Счастливая, несмотря на невзгоды, семья; заботливые и добрые соседи; понимающие учительницы и школьники. Такое ощущение, что это мир глазами пятилетней Мэй. Недаром вся история крутится вокруг нее. И может именно поэтому мультфильм так полюбился моей дочке?

    10 из 10

    16 декабря 2015 | 13:36

    Все картины Миядзаки неповторимы. Прежде всего они несут в себе скрытый смысл, красоту, а самое главное теплоту. Странно, но смотря его фильмы ты настолько погружаешься в наполненный всевозможными красками, мир, что забываешь о своем настоящем. Для меня на такое есть ответ — Миядзаки действует по схеме змея-искусителя, который забирает у всех душу на время просмотра. Часть возвращается обратно как ни в чем не бывало, а другая теперь полностью поглощена тем, что влюблена в главных героев.

    Мой сосед Тоторо — самая любимая картина. Влюбилась с первого взгляда несколько лет назад и до сих пор частенько пересматриваю для поднятия настроения. В ней настолько все красиво, изумительно а главное прекрасно, что ты на самом деле хочешь побывать на бескрайних полях, побегать меж кустов, мчаться вдаль на Котобасе, поспать на мягком животе лесного духа Тоторо.. Помню, из-за этого я слегка завидовала девочкам. Я хотела так же прыгнуть на живот Тоторо и пролететь по родному Красноярску, хотела так же водить хороводы и стоять на автобусной остановке под дождем вместе с ним.
    И при всем этом, все вызывает у тебя настоящую, искреннюю улыбку. Начинаешь ностальгировать по детским временам, когда мама рассказывала тебе похожие истории про добрых духов, которые помогали своим друзьям.. а это было так красочно и захватывающе, что было просто невозможно оторваться..
    Миядзаки творит тоже самое, но в отличие от наших матерей он может отправить в детство кого угодно. Стоит только человеку посмотреть отрывок истории, будь это история про маленькую ведьмочку Кики или про отважную принцессу Мононоке, как он уже с огромный интересом и счастьем досматривает все до конца и требует добавки.

    Для меня это восторг и волшебство. А для Вас?

    10 из 10

    10 из 10

    30 мая 2009 | 13:56

    «Мой сосед Тоторо» — самый короткий полнометражный фильм, снятый Хаяо Миядзаки, но почти в 90 минут, пролетающих, как одно приятное мгновение, мастер сумел вложить столько света и позитива. Сюжет расскажет о том, как две девочки-сёстры, переехавшие в новый дом, познакомились с лесным троллем Тоторо. Хаяо показывает нам, как протекают счастливые дни детства главных героинь, когда они, как и все дети, были очень любопытны, радовались буквально каждой мелочи и были очень ранимыми. Когда вы взгляните на Мэй и Сацки, то вашей радости не будет предела, а улыбка будет с вами на протяжении всего мультфильма. Он смотрится очень легко, на одном дыхании. Это — своеобразный отдых для души от всяких современных блокбастеров, спецэффектов и экшена. Да, всё это, несомненно, здорово, но иногда в кинематографе не это самое главное. Миядзаки вкладывает в свои творения душевность, которая передаётся нам, зрителям, в лице лёгкости…

    Очень светлый, добрый, красивый мультфильм недаром является одним из самых лучших в списке мастера. Когда я смотрел его, то и почувствовал грусть от того, что пора беззаботного детства ушла, словно, в небытие, но иногда нам всем хочется туда вернуться. Фильмы наподобие «Моего сосед Тоторо» как раз и помогают нам на некоторое короткое время, вернуться туда; вы, словно, обернётесь назад, на самих себя в далёком детстве. Хотя мультфильм замечательный, но почему-то первоначально, в Японии он не пользовался большим успехом. Может, множество зрителей посчитали его слишком детским?

    Сам тролль Тоторо, которому студия Ghibli и обязана своей эмблемой, я предполагаю, был придуман Миядзаки намного раньше 1988, поскольку в 1986 году вышел мультфильм «Небесный замок Лапута», в начале которого зрители уже видели милого тролля на синем фоне. Что же касается «Моего соседа…», сам тролль там не просто очаровывает, он радует душу. Тучность, невероятно добрые глаза, раскрытый рот — во всём этом и во многом другом видна доброта Тоторо. Он, Мэй и Сацки создали для мультфильма лёгкую атмосферу радости, ясно ощутимую во время просмотра…

    Мой вердикт: Отличный семейный мультфильм и для детей, чтобы они увидели, как прекрасно то детство, в котором они находятся, и чтобы они ценили каждый миг этой поры. И для взрослых, чтобы они смогли отдохнуть, порадоваться и почувствовать доброту в своей душе. Браво, Хаяо Миядзаки!

    10 из 10

    29 августа 2010 | 12:26

    Говоря о мультфильмах такого гениального мастера, как Миядзаки, объективной оценки получится не может. Ввиду того, что, если в картине и есть недочет, то он с лихвой компенсируется всепоглощающим ураганом положительных эмоций. Но обо все по порядку..

    Персонажи

    Открытыми глазами..

    Кусакабэ Сацуки и Мэй — две сестры, оставшиеся под присмотром отца, пока мать находится в больнице.

    Сацуки — старшая, удивительно яркая, бойкая, ответственная девочка. По сути, осталась старшей в семье, заботится о младшей сестре и работающем отце, при переезде помогает во всем.

    Особенно трогательные отношения складываются между Сацуки и соседским мальчиком. До слез милая детская симпатия выливается в комичные, и вместе с тем, героические поступки.

    Мэй — младшая сестра. С потрясающим, волевым и самостоятельным характером (очередной поклон в сторону Миядзаки). По-детски обидчивая и упрямая. Любит свою семью всей маленькой душой. Именно она первой встречает Тоторо.

    Родители, соседский мальчик и неизменная Миядзаковская «бабуля» Канты — персонажи, безусловно, чудесные и выразительные, создающие прекрасный эмоциональный фон для разворачивающегося действия и проводящие черту под персонажами из реальности.

    Здравствуй, моя милая сказка..

    Чернушки — первый привет из японских поверий. Маленькие, пушистые, черные, как смола существа, живущие в брошеных домах. Бабушка Канта рассказывает Сацуки и Мэй как прогнать чернушек. (Она же, кстати говоря, объясняет, что их называют Susuwatari — странствующая зола) В ту же ночь чернушки покидают дом и переселяются на дерево Тоторо.

    Тоторо — хранитель леса. Хочется заметить, что Тоторо не традиционный японский персонаж, а полностью, от лохматой макушки до когтистых лап выдумка Миядзаки. Не разговаривает, что придает, кстати, только прелесть, издает только рык и отдельные звуки. Тоторо в мультфильме, несколько. Самый большой Тоторо ростом составляет полтора-два взрослых человека, самый же маленький — по колено Мэй, то есть около 10-15 см. 

    Кот-автобус — наличие котобуса (непривычного существа) легко объяснить японской мифологией. По поверью, кошки, прожившие более тринадцати лет, либо весящая 3,75 кг, или же обладающая длинным хвостом, может стать бакэнэко. То есть, проще говоря, изменить форму. На Котобусе есть указатель, говорящий о месте назначения. Передвигается он, с присущей кошачьим, скоростью и ловкостью. Фарами работают лучистые кошачьи глазки. Для большинства людей невидим, и отражается в их сознании лишь как порыв ветра. Тут еще раз стоит поблагодарить мастера… Еще бы, если человек не замечает Котобус, что он вообще может увидеть, разглядеть или понять..?

    Сюжет

    Сюжет на удивление незамысловат. И тянется четырьмя параллельными линиями вдоль всего фильма… Но, как я уже сказала, за таким кажущимся отсутствием сюжета, запутанной истории кроется огромная гора философических смыслов, намеков, иронии… Одним словом, увлекательная игра с сознанием.

    Очень советую посмотреть всем. И детям, и, конечно же, взрослым. Разочарования не будет.

    10 из 10

    30 мая 2010 | 17:09

    Когда я посмотрел этот мультфильм, меня не покидала мысль: да это уже было со мной! Старый дом, зелёный луг. Будто это я, так спешно сбрасывая обувь, запрыгивал на крылечко. Будто это я с щенячьим восторгом бежал к ручью с ведром. Будто это я отыскивал в высокой траве тропинку, которая приведёт меня к невиданному зверю. А ведь действительно, это всё было. Я ведь когда-то так же боялся за здоровье мамы, лежащей в больнице. Я ведь когда-то так же искал потерявшуюся младшую сестру. И ведь многое было в точности так же, хотя я никогда не был в Японии.

    Конечно, диковинные звери в моих детских грёзах выглядели по-другому. Да и что-то похожее на кота-автобуса не припоминаю. Но это ли важно? Важно другое: у кого детство прошло в деревне, тот знает, что такое свобода. Когда можно залезть на дерево и объедаться тутовником — а потом три дня ходить с синим лицом, потому что тутовник не так-то просто отмыть. Когда можно сесть на велосипед, и уехать куда глаза глядят — лишь бы вернуться к обеду. В городе так нельзя. Но люди стремятся в город, а деревни вымирают. Не знаю, как в Японии, наверняка так же. И этим мультфильмом Хаяо, похоже, хотел помянуть своё детство, а заодно — умирающую деревню.

    19 марта 2011 | 01:43

    Удивительный анимационный фильм. Возможно, лучший фильм в мировой мультипликации. С «Тоторо» началась слава Хаяо Миядзаки. О популярности в Японии говорить не приходится. В этой стране существует множество магазинчиков, торгующих сувенирами и сопутствующими товарами, посвященными только этому анимационному герою.

    Сложно определить, в чем именно заключается невероятная притягательность этого практически бессюжетного мультфильма. Семья переезжает на жительство в сельскую местность: папа и две дочери. Мама болеет и находится в больнице.

    Папа и дочери переживают и ждут ее. На первый взгляд, примитивно даже для детей. Возможно, так и было бы, если бы фильм не снимали в Японии, где все одушевленно, до последней былинки и взросление девочек происходит в чудесном мире, где обитают духи природы и главный дух леса Тоторо.

    В этом мире любое волшебство реально и любая реальность — волшебна. Лесной дух Тоторо с Котобусом такое же чудо, как старый дом, или луг, заросший цветами, или большое камфорное дерово. Повседневная жизнь с учебой, знакомством с новыми школьными друзьями и соседями приносят девочкам такую же радость как и поездка в Котобусе.

    Но не все так просто. Думаю, это последнее для Мэй и Сацуки лето безоблачного детства. Перелом наступает когда старшая Сацуки столкнулась с возможностью утраты близкого человека. Когда стало ясно, что даже в волшебный мир вторгается смерть. Сознание маленькой Мэй не в состоянии вместить эту мысль. Она просто убегает. Ссора сестер, поиски Мэй, ужас Сацуки после находки детской сандалии — маленькие этапы становления детской души. Преодоление через любовь и заботу друг о друге. Это невероятно трогательно и умно. В американских мультиках такая пронзительность чувств невозможна по определению.

    Говорить о тщательности рисунка в этом фильме вообще не приходится. Достаточно имени режиссера — Хаяо Миядзаки. Кстати, заняться анимацией он решил после того, как посмотрел русский мультфильм «Снежная королева» Льва Атаманова, который просто поразил будущего гуру анимации. А пейзажи мультфильма навеяны лесом Фути но Мори недалеко от Токио, в расчистке которого от мусора участвовал Миядзаки.

    И еще один интересный факт. Первоначально, речь в сценарии шла об одной девочке шести лет. Общность сохранилась в именах: Мэй — от английского — май, и Сацуки — от японского пятого месяца.

    Это лишь малая часть того, что я хотела бы рассказать об этом мультфильме, настолько он многогранный. Не только дети, но каждый взрослый должны непременно посмотреть его.

    10 из 10

    14 марта 2013 | 22:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Мой сосед ТотороTonari no Totoro1988
    2 Мэй и Кот-автобусMei to Koneko basu2002
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 555 руб.
    DVD, 289 руб.
    подробнее

    Новости


    С 30 апреля по 3 мая в Москве в кинотеатре «Пионер» пройдет большая ретроспектива анимационных картин, созданных одним из самым известных мультипликаторов современности — Хаяо Миядзаки(...)
     
    все новости

    Статьи


    На российские экраны выходит „Космополис“ — новый фильм Дэвида Кроненберга с Робертом Паттинсоном в главной роли. Львиную долю картины герой актера проводит в шикарном белом лимузине. КиноПоиск вспоминает самые яркие автомобили, которые были персонажами кинолент и оставили свой след в нашей памяти... (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.223
    116.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.223
    117.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.221
    118.КазиноCasino8.221
    119.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.214
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.62%
    7.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.35%
    8.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project95.30%
    9.Дом странных детей Мисс ПерегринMiss Peregrine's Home for Peculiar Children95.08%
    10.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.04%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Брестская крепость360
    Незаконное вторжениеUnlawful Entry12
    Эдди «Орел»Eddie the Eagle41
    Хорошо быть тихонейThe Perks of Being a Wallflower247
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass16
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.357
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.825
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.575
    Angry Birds в киноAngry Birds6.536
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры