всё о любом фильме:

Могила светлячков

Hotaru no haka
год
страна
слоган-
режиссерИсао Такахата
сценарийИсао Такахата, Акиюки Носака
продюсерДэвид Дель Рио, Тохру Хара, Джон Лэдфорд, ...
операторНобуо Кояма
композиторМичио Мамия
художникРиоичи Сато, Нидзо Ямамото
монтажТакэси Сэяма
жанр аниме, мультфильм, драма, военный, ... слова
бюджет
$3 700 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
Последние дни Второй Мировой войны. Американская авиация бомбит беззащитные японские города. В водоворот людского каждодневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко. Понеся самую горькую утрату — потерю близких, они остались совсем одни. Юный мальчик в одночасье становится взрослым, столкнувшись с жестокостью мира. Он осознаёт, что от него зависит жизнь его маленькой сестры.

Укрывшись в заброшенном убежище, Сэйта и Сэцуко пытаются выжить, положившись только на свои силы. И пусть в глазах смертоносный огонь в небе — всего лишь огоньки светлячков, жестокая война не щадит даже невинные детские души, вынося им свой беспощадный приговор…
Рейтинг мультфильма
IMDb: 8.50 (135 937)
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
33 + 1 = 34
9.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете ли вы, что...
    • Мультфильм снят по мотивам автобиографического романа Акиюки Носаки «Могила светлячков» (Hotaru no Haka, 1967).
    • Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, Такахата отправился в Кобэ. Там он и нашел пятилетнюю Аяно Сирайси, которая впоследствии исполнила одну из главных ролей. Ответ на вопрос, почему Такахата искал актеров именно в этой провинции, заключается, вероятно, в том, что он искал актеров с голосовым акцентом именно этого региона, так как тут и происходит все действие мультфильма.
    • Экранизация книги считалась проектом, обреченным на коммерческий успех благодаря его «образовательному» значению. Поэтому фильм был выпущен в паре с фильмом «Мой сосед Тоторо» (1988) Хаяо Миядзаки, чтобы «протолкнуть» его к зрителю. В итоге оба фильма были закуплены многими школьными советами для показа ученикам.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о мультфильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Концовка со смертью главного героя была изобретена Такахатой. В оригинале и в жизни Сэйта/Носака остался жив.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 98 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Какова по Вашему мнению роль Японии во Второй Мировой войне? Как Вы оцениваете действия Японии в Перл — Харборе? Действия союзников по отношению к стране восходящего солнца после завершения войны?

    После просмотра этого анимационного фильма все эти вопросы теряют смысл.

    И весь фильм рядом с этими героями есть эта маленькая жестяная коробочка с фруктовыми леденцами… она была в руках Сэйта когда началась война, ведь чтобы сестренка не капризничала можно порадовать её конфеткой…

    Дети не должны так быстро взрослеть. Дети не должны умирать. Но ответственны за это только взрослые. Тяжелое уравнение, не так ли?

    10 из 10

    21 мая 2009 | 00:44

    Друзья, это гениальный мультфильм.

    Он начинает забирать тебя всего минут с той самой минуты, когда ты впервые видишь эту маленькую девочку в синенькой пижамке с узорами. Я смотрел картину в одноголосом переводе Сербина и, ей-богу, лучше него не сможет перевести никто. С помощью его голоса эта девочка приобретает космическое воплощение. Каждый раз, когда она говорила слово «братик», внутри что-то переворачивалось.

    Особенностью любой хорошей военной картины, будь то художественный фильм или мультфильм, является способность пробуждать в сердце зрителя ни с чем не схожие чувства: в какой-то миг вы всем нутром чувствуете единение всех людей на земле. И здесь абсолютно не важны расовые, религиозные и другие предрассудки. Ведь здесь повествование ведется о императорской Японии во времена 2ой мировой войны; Японии, которая была нашим врагом. Но неужели хоть один во время просмотра задумался о том, что эти дети, что их мама и другие чистые души — наши враги!? Я уверен, что ни один человек в здравом уме не способен на такое. Потому что речь здесь идет об общечеловеческом. О том, как трудно терять близких тебе людей; о том, что ценность человеческих отношений куда выше любых других.

    Любая война в корне меняет нашу жизнь. В военных условиях каждый человек каждый день живет в условиях духовного выбора. Эта картина — яркое тому подтверждение. Прошла ли духовное испытание тетушка? А фермер с полицейским прошли? Вопрос каждому из вас. Очень просто навешать ярлыков на каждого из них.

    Тетушка и её муж — злые и эгоистичные герои, которые отбирали рис у детей, а их кормили похлебкой. Но с другой стороны, она дала им место для ночлега, она готовила для них, она мыла за ними посуду. Конечно, она и у меня на протяжении всего фильма вызывала лишь отвращение, но её можно понять (не оправдать!): у неё есть своя семья, члены которой могут точно также умереть от голода в любой момент. Я думаю, что в мирной жизни она не была бы так жестока по отношению к детям погибшей сестры. Ведь как-никак буддизм требует почитания ритуалов, грани которых, правда, судя по этой картине стираются в военное время.

    На протяжении всей ленты наши герои балансируют на грани жизни и смерти. Становится очень горестно, когда при появлении их духов, ты понимаешь, чем все закончилось. Поэтому и радость от того, как Сэйта всячески играет с сестренкой, окрашивается горечью. Невероятно красивая сцена с целым роем светляков в их пещере отражает судьбу этих детей. Да, они догорят раньше срока — такова правда войны. И именно поэтому то, что делал Сэйта, бесценно. У него хватило смелости на то, чтобы бегать во время бомбардировок в город за едой; и хватило сил для того, чтобы ограждать сестренку от страха, чтобы попытаться накрыть её покрывалом детства. Он прошел духовное испытание!

    Во время просмотра я в какой-то момент с неподдельной ясностью осознал: черт возьми, ведь таких историй на протяжении Второй мировой войны были тысячи. О тех, других, не снято фильмов. Именно поэтому для меня этот мультфильм будет историей и о тех, других. Чтобы не забывать.

    27 марта 2013 | 18:39

    Светлячки так быстро умирают!..

    Очень жаль, что некоторые картины не так широко известны у нас в стране, как того заслуживают. Этот шедевр японской анимации как раз из числа таких! Очень точная и проникновенная история затрагивает такие струны в душе, о которых раньше и не подозревал. Рассуждать о качестве исполнения этого произведения как-то даже не хочется: критике здесь не поддается абсолютно ничего! Картина настолько «чистая» и проработанная, что хочется лишь поаплодировать создателям, либо молча склонить головы в знак уважения к ним.

    Нам, Человечеству, от нас же самих не часто достаются Такие подарки, как этот Фильм. В бесконечном потоке грязи и тупости мы иногда находим жемчужины, которые нам дарят красоту и делают нас лучше, добрее, умнее! Могила Светлячков это бессмертное творение, наполненное любовью и теплом.

    Все привыкли к изображению войны в Кино в глобальных масштабах: с позиции солдат, генералов, целых государств! Но война это в первую очередь трагедия маленького человека! Мы довольно редко видим как война отражается на обычных мирных жителях, только лишь догадываемся об этом и делаем свои предположения.

    Это история о двух детях: 14-летнем парне и его сестренке, совсем еще маленькой; история об одиночестве и борьбе за жизнь, история о любви, добре и заботе. На долю главных героев выпадают такие трудности, что сердце сжимается в комок. Я часто спрашивал себя, а смог бы я выжить в такой ситуации, а не запаниковал бы я, смог бы я также сохранить самообладание и бороться за жизнь, как герои картины? За Сэйта и Сэцуко искренне переживаешь, так и хочется, чтоб все было хорошо, чтоб никто и никакая беда не коснулись их в этом маленьком и уютном мире, который они сами создали для себя.

    Анимация настолько красивая и приятная, что кажется будто картинка оживает, а музыка идеально «попадает» в настроение повествования! Повествования весьма тяжелого, трагичного. Ощущение беды не покидает, ужас войны ощущается даже несмотря на то, что в фильме нет ни взрывов, ни выстрелов, ни солдат — всего, что мы так привыкли считать неотъемлемыми атрибутами военных постановок. Есть лишь горе, отчаяние, страх, слёзы потери и надежда!

    P.S. В мультфильме поражает то, с какой точностью переданы эмоции героев, все их движения, мимика идеальны. В некоторых сценах в их глазах столько боли и отчаяния, что мурашки бегут по телу от тоски, а когда их лица озаряет улыбка, то хочется улыбаться вместе с ними.

    Красивая Картина о нелегкой судьбе в годы страшной войны.

    И в итоге понимаешь, что никакие политические цели и межгосударственные проблемы, решаемые войной, не стоят детских слёз!

    18 сентября 2008 | 21:36

    Не люблю, когда кто-то пишет в рецензиях что-то вроде «Браво, маэстро!» или «Это гениальный фильм!»… как-то оно звучит слишком пафосно что ли. Эта пафосность тем более неуместна в применении к этой драматической анимации, но именно эти фразы приходят в голову первыми, когда начинаешь писать рецензию к этому фильму. Сперва скажу, что концовку фильма я прочувствовал настолько глубоко, настолько она мне показалась душераздирающей в самом полном смысле этого слова, что я сразу отрекомендовал смотреть его одной моей чересчур восприимчивой подруге. Таким людям его смотреть просто опасно!

    Автор рассказывает историю детей, оставшихся без родителей во второй мировой войне, детей, которые пережили, возможно, самый трудный этап в истории современной Японии, и больше того, переживших его фактически предоставленными самими себе. Эта история, пожалуй, в первую очередь о старшем брате, вынужденно повзрослевшем в одночасье, взявшем на себя бремя кормильца для себя и своей маленькой сестренки. Хотя смерть и окружала их, хотя она шла за ними по пятам, он не опускал рук, не оставлял надежды на то, что все рано или поздно наладится и нужно только продержаться еще месяц… или два… или 6…

    Чтобы выжить вдвоем в результате ему пришлось опуститься до воровства и это может оттолкнуть зрителя, как на время это смутило и меня, однако потом ты понимаешь его мотив, больше чем благородный, как понимаешь и то, что вряд ли у него был выбор. Словом, если Вы цените драму, которая не заканчивается многозначительным философским многоточием, а бьет Вас лицом об асфальт суровой подчас действительности, Вы несомненно оцените этот фильм, как оценил его и я.

    10 из 10

    26 августа 2012 | 00:29

    Мне не скучно без огня -
    Есть фонарик у меня

    Агния Барто

    В 1897 году один энтузиаст и любитель археологии вместе со своей 9летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. На протяжении десятков тысяч лет на севере Испании она хранила произведения древних художников. Рисунки лошадей, оленей, бегущих бизонов и другие, подписанные отпечатками ладоней, поразили мир, и заставили сомневаться в их правдивости. Но вскоре подлинность наскальных рисунков была доказана, и пещера Альтамира по праву стала символизировать человеческий гений и называться в народе Сикстинской капеллой каменного века.

    В 12 веке, согласно упоминанию в истории, один буддийский монах нарисовал на бумаге веселые картинки о животных, изображавших и пародирующих людей. С тех пор, постепенно, в Японии стал развиваться жанр комиксов манга, и достиг своего апогея в 20 веке вместе с рождением японской анимации. Гениальный японский дух сумел одушевить рисованные картинки, анимировать бумажную реальность, вдохнув в нее дыхание синематографа.

    Светлячки. Они светят, чтобы общаться, светят ночью, в самые интимные, а порой и сокровенные мгновения нашей жизни. Так, они светили и брату с сестрой, потерявших во время войны родителей. Оставшись одни, они пытаются выжить. За всем ужасом войны, разрушения они находят свой мир, мир игры, заботы, любви. Этот мир, своей оболочкой так похожий на красивую коробку леденцов, становится домом для них — светлячков.

    Но реальность вокруг представляет, предъявляет свое.

    - Почему светлячки так быстро умирают? — спрашивает Сэцко у старшего брата.

    Может, потому, что их нельзя долго держать взаперти? Сэйто, пытаясь заботиться о сестре, понимает, что не в силах сам этого делать. Но, как нельзя долго держать светлячков взаперти, чтобы они не умерли, так и смирение человеческое может порой спасти одну жизнь и целый мир. Чего не хватило старшему брату, чего не хватило японскому императору Хирохито, своим именем буквально означавший изобилие и добродетель. Так, поразительная христианская мысль, анимированная японским гением, предстает в красивой и печальной сказке, так по-настоящему похожую на нашу жизнь.

    19 сентября 2012 | 13:13

    Мне до сих пор несколько сомнительна была мысль о том, что мудр тот, кто вовсе не родился на этот свет. Наверное так оно и есть, если человечество ничего не нашло лучше, как разрушить свой невидимый и кажущимся маленьким, но красивый мир, под названием душа.

    И чего нам только не хватает? Вот тебе небо человек, вот тебе лес, горы, реки. Живи!

    Данная картина просто бьет своей рамкой в самый корень сердца и говорит «Живи! Не надо умирать!». И мы выбираем вместо этого путь войны, который всегда есть путь боли и страдания. И на этом фоне всегда, как тени пролетают маленькие светлячки душ хрупких юных сердец, как Сэйто и Сэцуко, не готовых жить в мире разрушения. И их не видит никто: ни опекун, ни полицейские, ни доктора… Они видят только маленькие изможденные тела. А вот сильную душу им не дано увидеть. Может быть им и хочется, да только, что греха таить, войне душу продали.

    Вот вам весь ужас, сжатый в яркий комочек одной истории. И ведь таких историй миллионы.

    А какие сцены в этом фильме: это пик чувств! Звездное небо из светлячков, огненный дождь снарядов, и такие живые лица, такая живая музыка… Хочется поблагодарить всех тех, кто был причастен к созданию этой картины. Я бы даже отнес эффект от просмотра к древнему методу Конфуция, который говорил о том, что человек ничего не поймет, пока не получит удар бамбуковой палкой. И сколько нам еще так себя бить, чтобы уже, наконец, образумиться?

    Невероятно тяжелое и поучительное действо. Держать слезы глупо. Наверное, не скоро смогу еще раз собраться с силами и повторить просмотр.

    И так не хочется слышать на вопрос: «Почему светлячки так быстро умирают?»
    такой ответ: «Потому что они не нужны…»

    14 января 2009 | 07:09

    Аниме я полюбила благодаря Хаяо Миядзаки. Теперь, я не представляю свою фильмографию без таких шедевров, как «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Ходячий замок» и т. д. 

    Эта картина — детище Исао Такахата — отличается реалистичностью и правдоподобностью. Здесь нет замков, демонов и волшебства. Это история про войну — самую страшную и жестокую. Старший брат и его маленькая сестренка в одночасье остаются без дома и матери. Они находят приют в доме своей тёти. Со временем, она всем видом показывает, что устала от их присутствия, обвиняет в бесполезности. Сэйта принимает решение, и вместе с Сэцуко, уходит жить в блиндаж, к озеру. Брат — сам еще очень юный, но пытается сделать все, дабы уберечь родную сестренку. Идет на отчаянный шаги — воровство, снятие последних денег со счета матери — чтобы сохранить жизнь, единственному дорогому и близкому человеку. С самого начала фильма, мы знаем, чем все закончится, но все еще пытаешься верить, что все будет хорошо, что все закончится не так! Эмоциональная составляющая фильма — нечто настолько сильное, что в конце невозможно сдержать слезы, слезы отчаяния и безысходности.

    Мы видим, как война «пожирает» детство, заставляет ребенка смотреть на мир другими глазами, сталкиваться с трудностями, проблемами, безразличием и жестокостью. Фильм очень тяжелый.

    «21 сентября 1945 года… В этот день я умер» ©

    10 из 10

    25 апреля 2013 | 11:04

    Дети, маленькие светлячки, освещающие нашу планету. Они порождают в наших сердцах надежду, их души чисты, а помыслы невинны. Они живут по-своему, в другом мире, куда очень сложно вернуться. В мире где всегда всё хорошо, а мама может защитить от всех бед. А ещё есть одно ужасное слово — война. Так вот эта самая война разрушают ту самую страну.

    Здесь нет сражений, да и бомбы пролетают редко, но здесь всегда идёт чёрный дождь. Как слёзы детей, он капает, стучит по земле, слёзы детей, потерявших всё. Война — самое ужасное явление на планете. И вот именно здесь оказываются наши юные герои Сацуко и Сэйто.

    Совсем один на один с этим жестоким миром. И равнодушие многих людей, которые просто проходят мимо, глядя на полуживых детей. Они смотрят на всё это, как на совершенно обычное положение вещей. Дети не должны умирать и не должны голодать, но так происходит.

    И сердце сжимается об одной только мысли об этом, и снова текут непрошеные слёзы. Вся тяжесть положения, свалившаяся на плечи Сэйто. Следить за сестрой и добыть хоть какую-то еду — вот его главные задачи. Но у него есть гордость, которая тает с каждым днём, как и маленькая сестричка. И тут в ход идёт абсолютно всё. Все спасаются от бомб, а он идёт пытаясь найти хоть что-то в оставленных домах.

    И это герои войны — просто маленькие дети, которые нашли в себе силы жить. Надежда — вот всё что у них есть.

    «Фу, это сушёные лягушки никто из моих знакомых так не ест!»


    Нет выстрелов, нет боёв и абсолютно отсутствует патриотизм. Но именно это война, ту кто не видит почти никто, про ту которую не снимают. Война обычных маленьких людей за право жить.

    Необычайно органично смотрится и музыка в фильме. Печальная песня скрипки, полные слёз и отчаяния звуки фортепиано. Всё к месту и там где надо. Музыка будто сопереживает с нами главным героем.

    Глаза детей, такие живые, будто и не нарисованные вовсе. А атмосфера, безнадёжности, страха и в тоже время той непосредственности детей. Город, выгоревший дотла и бомбы, падающие с неба. Уже нет безумной паники и суеты, все бегут и многие знают куда…

    Город где война, город где всё чаще идёт чёрный дождь, город где всё реже звучит детский смех, город в котором с каждым мигом сердца людей всё черствеют. Город в котором по ночам твой путь всё ещё освещают оставшиеся светлячки.

    «Братик! Поешь. Я слепила тебе рисовые шарики»… Рисовые шарики из песка.

    8 апреля 2010 | 23:10

    Сколько всего жуткого в этом слове. Исао Такахата показал всю эту жуть и жестокость на примере детских судеб. Больно смотреть, когда погибают взрослые люди на войне, а когда дети — так это просто невозможно, это страшно…

    Сама история начинается с уже умиравшего мальчика Сэйты… Тут задумку режиссёра можно понять — перед смертью проносится вся жизнь, точнее жизнь с теми людьми, которые были дороги.

    Дальше все куда-то бегут, спешат, кричат — в общем, паника в Японском городе. Ещё бы, враг бомбит городишко. Сэйта подхватывает Сэцуко и бежит в убежище, оставляя при этом мать, что очень странно. Женщины не должны были воевать. Однако, эта ошибка стоила смерти матери.

    Мёртвая женщина показалась мне ужасной. Бинты, ярко-алая кровь… Да и похоронили её не с честью — кинули в яму с другими мёртвыми и всё.

    Сэйте и его сестре предложили пожить у знакомых, но вскоре его гордыня заставила покинуть чужой дом…

    Были моменты, когда невозможно было сдержавать себя — слёзы наворачивались на глазах, смотря в эти симпатичные, чётко нарисованные мордочки на экране.

    Этот фильм можно посмотреть с разных сторон — со стороны 14-летнего подростка и маленькой девочки. Сразу же вы поймёте, как сильно эти стороны отличаются.

    10 из 10

    27 ноября 2009 | 08:14

    Мне кажется, этот мультфильм может принести своим зрителям как психологическую травму, так и её исцеление, а может, и то и другое.

    Осторожнее смотрите его, если вы чуткий и впечатлительный человек, правда, если вы не такой, то, может, вам вообще не стоит его смотреть.

    Мультфильм позволяет найти внутри себя маленького испуганного ребенка, который, возможно, был травмирован когда-то давно, и из-за непереносимости боли был нами отщеплен от основной части нашей личности, и в тот момент, когда мы утратили часть своей способности чувствовать и любить. Поэтому переживая вместе с героями фильма, пусть это больно, страшно и обидно, кто-то, возможно, сможет воссоединиться со своим травмированным внутренним ребенком.

    С другой стороны, возможно, вообще полезно иногда переживать подобные чувства, чтобы иметь такой опыт, принимать мир в его многообразии, ощущая не только «позитив», но и оборотную сторону реальности. Ведь она правда такова. И мы становимся сильнее, когда принимаем её целиком. Тогда мы можем и быть в ней, и менять её. И можем выбирать между добром и злом.

    19 января 2012 | 23:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>