всё о любом фильме:

Камни на шанец

Kamienie na szaniec
год
страна
слоган-
режиссерРоберт Глиньский
сценарийВойтек Пэлис, Доминик Вечорковский-Реттингер
продюсерMaciej Ciupinski, Andrzej Anusz, Мариуш Лукомский, ...
операторПавел Эдельман
композиторЛукаш Таргос
художникЭва Скочковска, Эльжбета Радке, Тереза Грубер
монтажКшиштоф Шпетманский
жанр драма, военный
зрители
Польша  722.6 тыс.
премьера (мир)
время111 мин. / 01:51
Трое друзей — Алек, Зоська и Рыжий, скауты, выпускники средней школы в Варшаве, строят амбициозные планы на будущее, которые прерывает сентябрь 1939 года. Они вступают во взрослую жизнь в драматическое время, которое ставит их перед выбором — выжить любой ценой или присоединиться к борцам за свободу родины, рискуя всем. Воспитанные в духе патриотизма, они решают бороться, становятся солдатами и хоть каждый день сталкиваются со смертью, но даже в это жестокое время умеют жить полной жизнью.
Рейтинг фильма
—  84
IMDb: 6.10 (388)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Экранизация одноименного романа писателя Александра Камински (Aleksander Kaminski).
    Трейлер 02:03

    файл добавил[MariannaGolubeva1984]

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    Фильм основан на одноименном романе Александра Каминского, кстати, до сих пор так и не переведенного на русский, о первой крупной акции польской молодежной организации «Серые шеренги» состоявшей из польских скаутов-харцеров (операция «Арсенал» 26 марта 1943 года) в ходе которой из лап гестапо были освобождены 25 арестованных, как подпольщиков так и простых обывателей. Сам роман написанный в рекордные сроки, буквально через несколько месяцев после списываемых событий, членом Армии Крайовой, курировавшей молодежь, был подпольно издан в том же году и распространялся на всех оккупированных рейхом территориях. Поначалу в нем с целью конспирации были изменены имена и псевдонимы главных героев, но после освобождения в роман внесли необходимые правки с истинными именами героев. Что не помешало польскому коммунистическому правительству запретить его издание в ПНР на десять лет вплоть до десталинизации 1956 года.

    Всего в операции приняло участие 28 человек, самыми известными благодаря роману стали трое, но в фильме наиболее раскрыты личности двоих, «Рыжего» и «Зоськи» бывших до войны школьными приятелями и руководителями скаутских отрядов.

    Честно говоря после «Города 44» не ожидал увидеть что-то вменяемое и интересное на тему польской молодежи в подполье, но кино меня по хорошему удивило и даже впечатлило. Нормальные проработанные характеры которым веришь и начинаешь сопереживать с первых же минут. Двадцатилетняя молодежь показана именно как двадцатилетняя, без приписывания ей ребячьих выходок младшеклассников, или же наоборот несвойственной еще житейской мудрости сорокалетних, чем часто пренебрегают создатели фильмов, особенно в Голливуде. Характеры поданы достаточно подробно, с оттенками и полутонами, несмотря на то что в «Зоське» уже изначально угадывается холодно-замкнутый лидер со снобистскими замашками, а в «Рыжем» — жизнерадостный и более импульсивный характер, однако без клишированного панибратства. Но взаимодействуя в таком нелегком деле как саботаж на оккупированной территории, каждый из них незаметно перенимает лучшие черты друга, так Ян становится более собранным и сдержанным, а Тадеуш ради спасения друга готов пойти несвойственный ему риск.

    Все в начале выглядит задорно, когда начинается со срыванием нацистских флагов, на которых потом танцуют танго с девушками, запусканием слезоточивых дымовушек на киносеансах во время показа нацистской хроники, драк с гитлерюгендовцами из фольксдойчей с отниманием у них фирменных кинжалов, грабеж подвипивших немецких офицеров решивших покататься на рикше с сговорчивыми польками. Есть и пара комических моментов, особенно с безоружными немецкими солдатами пошедшими с корзинками по грибы и вышедшими на поляну где вчерашние скауты торжественно присягают на верность Польше и Армии Краовой

    Да, на этом можно попасться полиции и отправиться в Освенцим, но можно и ничего не делать и все равно быть расстрелянным прямо на улице фельджандармами по малейшему подозрению. Выбора как такового у молодых поляков нет, что и передает цитата из стихотворения Юлиуша Словацкого, ставшая названием романа и фильма.

    Ставки с каждым разом растут и вчерашним школьникам уже позарез нужно оружие, хоть какое-нибудь, пусть даже ржавое из закопанных тайников польской армии, или же полуисправное немецкое продаваемое из под полы местными коллаборантами. На этом и начинается один из главных конфликтов фильма, пресловутое столкновение отцов и детей, причем отцы тут как биологические, так и пресловутые отцы-командиры. Те и другие, по мнению молодежи, излишне осторожничают сдерживая юношеский максимализм. И нельзя сказать что там конкретно правы одни или другие, как риск, так и попытки его избежать равно приводят к потерям товарищей в бою или застенках гестапо. Точка зрения зрителя может поменяться несколько раз за время картины, хотя конечно в ней больше сочувствия именно к молодым.

    Да и можно ли в двадцать лет долго сохранять хладнокровие зная, что после допросов твоего товарища, случайно взятого гестаповцами в рамках поиска ячеек подпольщиков, комнату отмывают от крови и каждый час его пребывания там есть адские муки. Идти ли с почти неподготовленными товарищами на рискованную операцию с неизвестным исходом, ради спасения близкого друга или все же пожертвовать им, зная что тот не выдаст и скорее умрет на допросе.

    На это по сути нет по-голливудски ясного ответа, как и попытки показать героев кристально- чистыми идеалистами. Как по мне это оказалось неразрешимой проблемой для самого Тадеуша, даже несмотря на то что тот принял решение и воплотил его в жизнь.

    Смотреть на сцены пыток психологически тяжело даже человеку легко воспринимавшему серию «Пила», при том что там обходятся лишь куском скрученного каната, чайником с кипятком и парой горящих сигарет, не считая ударов каблуками по пальцам. Но даже этого за время одного обычного рабочего дня в гестапо (немцы блюдут график и сверхурочно не задерживаются) хватает чтобы превратить человека в окровавленный кусок мяса.

    Сама операция показана без лакировки, по сути чисто на удаче вчерашняя школота в количестве неполных трех десятков еле-еле справляется с двумя охранниками успевшими среагировать, и при том нельзя все свалить и на лучшее вооружение, потому как эсэсовские вертухаи вооружены пистолетами-пулеметами маузера еще времен ПМВ (видимо все новейшее оружие шло в фронтовые части, а охрана в оккупированной стране снабжалась по остаточному принципу, до поры до времени конечно). Ненужные потери, несогласованность, несорганизованность — все показано без прикрас.

    Есть и любовные линии у каждого из друзей с девушками из подполья, в должной мере лиричные с чувством неизбежного трагического конца их романов. Здесь сильнее и чувственнее линия «Рыжего» с Моней, особенно в сцене с лечением ее глаз от злезоточивого газа.

    Опять таки, в отличии от «Города 44» очень удачно использованы элементы современной музыки, особенно это касается актов саботажа проводимых харцерами под энергичные рок-ритмы, не выглядевшими чем-то инородным на фоне Варшавы весны сорок третьего. Лирическая и трагическая часть удачно сплетены с минорными фортепианными мелодиями, очень напоминавшими аналогичные в американской «Ярости», но это скорее в плюс.

    20 июля 2015 | 20:44

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>