всё о любом фильме:

Дуэль (ТВ)

Duel
год
страна
слоган«Страх - движущая сила»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийРичард Мэтисон
продюсерДжордж Экстайн
операторДжек А. Марта
композиторБилли Голденберг
художникРоберт С. Смит, Сэл Блайденбург
монтажФрэнк Моррисс
жанр боевик, триллер, детектив, ... слова
бюджет
$450 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время89 мин. / 01:29
Номинации:
Сюжет фильма развивается на бескрайней дороге через пустыню, где начинается смертельная гонка-дуэль. За легковой автомашиной не просто гонится бензовоз с невидимым водителем, норовя ее уничтожить, а как будто некий рок, как в греческой трагедии, неотступно преследует человека.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
32 + 5 = 37
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На машине, которую персонаж Дэнниса Уивера ошибочно принимает за полицейскую, можно заметить надпись «Grebleips» — написанная наоборот фамилия режиссера «Spielberg».
    • Люсиль Бенсон (женщина на заправочной станции) исполнила похожую роль в другом фильме Спилберга — «1941» (1979). Пожилая пара в автомобиле, который останавливает Манн, также появляется в «Близких контактах третьей степени» (1977).
    • На грузовике можно заметить 17 зарубок.
    • Машина Манна — Plymouth Valiant модель 1970-го года.
    • Некоторые кадры из фильма использовались в одном из эпизодов сериала «Невероятный Халк» (1978). После того, как об этом узнал Стивен Спилберг, он настоял, чтобы в контрактах к его следующим проектам был обязательный пункт, запрещающий студиям использовать кадры из его фильмов без его согласия.
    • Номер, по которому звонит Манн своей жене, — реально-существовавший телефонный номер на момент создания фильма.
    • Когда Кэри Лофтин, сыгравший водителя грузовика, поинтересовался у Спилберга, почему его персонаж с такой настойчивостью преследует Дэвида Манна, Стивен сказал: «Просто, ты — самый отвратительный и грязный сукин сын, которого когда-либо носила земля». На что Кэри ответил: «Парень, тогда я именно тот, кто тебе нужен».
    • Актерская работа Дэнниса Уивера в «Печати зла» (1958) убедила Спилберга, что лучшего кандидата на роль жертвы не найти.
    • Для фильма не было построено ни одной декорации.
    • По задумке авторов фильма, номерные знаки на грузовике сняты с автомобилей, которые он уничтожил. По словам Спилберга, водитель грузовика хотел уничтожить по одной машине в каждом штате.
    • Частично фильм основан на реальной истории, случившийся с Ричардом Мэтисоном.
    • Изначально «Дуэль» должна была быть 74-х минутным телефильмом, снятым специально для компании ABC. Однако, после колоссального успеха на телевидении, продюсеры решили расширить картину до девяноста минут и выпустить её в кинопрокат.
    • Уже после показа на телевидении Спилберг снял несколько дополнительных сцен для кинотеатральной версии фильма.
    • Сцена на железнодорожном переезде, где грузовик пытается столкнуть машину Манна под поезд, была специально снята для кинотеатральной версии.
    • Фильм был снят за 13 дней (не учитывая дополнительные сцены, снятые специально для кинотеатральной версии).
    • Пять монтажеров работали над картиной.
    • После завершения съёмок у Спилберга было чуть более трех недель, для того чтобы закончить пост-продакшн.
    • За фильм мы ни разу не увидим лица водителя грузовика, а также нигде не упоминается его имя. В одноименном рассказе Ричарда Мэтисона водителя зовут Келлер (Keller), что довольно созвучно со словом «киллер» (killer).
    • Этот телефильм был выпущен на киноэкран в 1973 году и имел хронометраж 88 минут, а самая полная версия — 90 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время съёмок сцены, в которой грузовик падает с обрыва, вышло из строя специальное оборудование, необходимое для контроля автомобилем без водителя. Чтобы не терять времени на ремонт, каскадер сел за руль грузовика и выпрыгнул из него за мгновение, до того как машина сорвалась в пропасть.
    • еще 17 фактов
    Трейлер 01:00

    файл добавилТоварищ Комисар

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Стивен Спилберг, будущий лидер суперзрелищного кино, в свои неполные 24 года познал первый триумф у зрителей и критиков благодаря скромной по затратам (бюджет составил $450 тыс.) ленте, снятой всего за 13 дней. Возможно, этот «маленький шедевр» до сих пор является в каком-то смысле непревзойдённой работой в творчестве этого постановщика. Он взял за основу очень простую историю (кстати, рассказ Ричарда Мэтисона был основан на реальном случае). Но ранним художническим чутьём Спилберг угадал редчайшую возможность создания философской притчи о некой безличной, анонимной силе зла, преследующей обычного человека, «среднего американца». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    От фильма, принесшего славу самому Стивену Спилбергу, ожидаешь очень многого. Что уже не может оставить зрителя беспристрастным. Ещё и не начав смотреть его, относишь его к разряду гениальных. Хвалить «Дуэль» — признак того, что ты хорошо разбираешься в кино. У фильма на самом деле много достоинств. Не буду утверждать, что осталась в восторге от него, но в том, что фильм просто великолепен сомнений у меня нет. В какой-то степени доля гениальности ему присуща. Как говорится, все гениальное просто. А вся «фишка» фильма в простоте. Мы ждали неожиданную развязку, что-то безумно интересное и шокирующее, одним словом, выражаясь кинематографическим языком, мы ждали катастрофы. Но конец оказался ещё более непредсказуемым, но зато самым очевидным.

    Машина здесь выступает как отдельный персонаж. Мы боимся вместе с главным героем не водителя этого грузовика, а сам грузовик, с огромной кучей «трофейных» номеров. Вдруг следующим будет номер автомобиля нашего героя? Фильм постоянно держит в напряжении, оторваться от экрана просто невозможно. Фильм раздражает, хочется встать и уйти, но что-то держит тебя и заставляет все тщательнее всматриваться в происходящие на экране события. Вдруг что-то пропустим? Вдруг что-то пойдет не так, а мы не заметим? Вдруг что-то узнается?

    Персонажи в этом фильме не важны. Они второстепенны. Первостепенен же — сюжет, разворачивающиеся перед нашими глазами события. И нам абсолютно все равно кто-то будет исполнять роли. Мы сопереживаем не герою конкретному, а ситуации в целом. При просмотре складывается гнетущее ощущение безысходности, неотвратимости, злого рока. Калифорнийская пустыня, одна единственная дорога ведущая из этой пустыни и полное ощущение того, что ты ничего не контролируешь. Все решается за тебя.

    Водитель красного «Плимута», Дэвид Манн спешит домой. По дороге он слушает всякую чепуху по радио. И без всякой задней мысли обгоняет еле тащащийся перед ним грузовик. Последний воспринял этот обгон как личное оскорбление. Он начинает играть с «Плимутом» в психологические игры. В результате которых Дэвид, как выясняется, должен был умереть. Сначала Дэвид пытался бежать, скрываться, у него сдавали нервы. К концу фильма он принимает вызов брошенный ему грузовиком. Почему грузовиком? Потому что мы не знаем ничего о водителе грузовика, кроме того, что он носит ковбойскую обувь. Водитель обезличен. Личность его принадлежит грузовику.

    В этом фильме примечательно все. Даже эпизодические роли! Чего стоят добропорядочные старик и его жена, которым проблемы не нужны? Или бабуля с террариумом? Чего стоит одна сцена со школьным автобусом. У героя сдали нервы! Он боится как бы взбесившаяся машина не раздавила детей. Этот страх пронизывает зрителя полностью. Каждую секунду ты ждешь, что этот грузовик-убийца выскочит на дорогу и переедет всех к чертовой матери. Но грузовик повел себя иначе. И Дэвид понимает — грузовику нужен только он. Осознание этого вводит в самый настоящий ужас. Вот тут то и становится ясно — это поединок. Дуэль. И если ты хочешь выжить, ты должен победить.

    С субъективной точки зрения фильм может и не понравиться. Если же рассматривать его объективно — он великолепен. Нравится тебе или нет. И ничего с этим не поделаешь.

    1 июня 2010 | 14:26

    «Идешь по жизни и думаешь, что есть вещи, которые никогда не изменятся. Например, возможность ездить по большим шоссе, чтобы никто не пытался тебя убить. А потом одна дурацкая случайность — 20-25 минут из всей жизни — и вдруг все веревки, на которых ты держался, обрываются и…» СТРАХ!

    Жизнь — Страх — Смерть. Эти понятия частенько оказываются рядом как в жизни, так и в искусстве. Смысл их экзистенциального единства лучше всего объясняют простая народная мудрость — пословица «жить страшнее, чем умереть» — и главное событие христианской истории — последнее, отчетное, великое — ситуация Страшного суда.

    Что такое страх? Во-первых, одно из самых иррациональных человеческих состояний. Кто-то считает его грехом — робостью, трусостью. Кто-то проявлением рабства, несвободы. Кто-то необходимым условием выживания, нормально функционирующим инстинктом жизни.

    Спилберг же считает страстью, которая может быть и красивой, и глубокой, и грубой, и, как ни странно, смелой. Гениально воссозданный им в «Дуэли» страх — это эмоция, вмещающая в себя эпитеты «сильно», «крепко», «больно», «упорно», «упрямо».

    Его страх лишен умысла и вымысла. Он настоящий. Природный. Он — предельная ситуация, в которой, как дуэлянты, смотрят в глаза друг другу Жизнь и Смерть. А человек (как третий участник дуэли, чей мозг, как часы отсчитывает секунды, удаляющие то от одной, то от другой) — в глаза им обеим сразу, не смигивая и не смаргивая, — у страха глаза велики. Может, поэтому поединщика главного героя мы в фильме так и не заметим?..

    Всем желающим познать в себе чувство страха, вкусив его широко открытыми глазами, — спилберговская «Дуэль»: единоборство красной легковушки и черного грузовика, в котором словно бы и нет водителя, ведь им управляют сами хаос, абсурд, слепая месть, рок, смерть.

    Адская машина, гроб на колесиках с дымящейся (словно привет пеклу) черной трубой и адским завыванием сирены начинает преследовать простого служащего Девида Манна — чистенького, в галстуке и отглаженной рубашке на новенькой, без царапинки, машине уже в самом начале фильма. Девид — это видно по всему — никогда не был в ситуации не то что подвига, единоборства, поединка, но и просто драки!

    Мы понимаем это из его короткого телефонного разговора с женой. Он с ней в ссоре, так как на недавней вечеринке в момент, когда один из подвыпивших гостей пытался ее изнасиловать на глазах у всех собравшихся, он не вступился, даже ничего не сказал. За что (вполне резонно) просит прощения, правда, удивляясь ее обиде: «Что? Я должен был вызвать его на кулачный бой?»

    О, нет, конечно. Не должен. Ведь поединки, как и рыцарство, уже давно не в моде, устарели вместе с допотопным оружием и доспехами. Да и правила дуэли (шесть шагов, двенадцать, двадцать…?) кто их помнит, в самом деле?

    Только вот Спилберг почему-то считает, что ситуация дуэли вечна. Ну… если ты мужчина, конечно. И спешащему на деловую встречу со счетчиком в голове Девиду он дарит право доказать это, испробовав самую страшную дуэль. Когда второй неизвестен. Когда соперники не расходятся вовсе. Когда возобновляемое много раз преследование заканчивается ударами-«выстрелами».

    В России два столетия назад некоторые молодые люди предпочитали стреляться именно так, не расходясь, чтоб пистолет упирался в противника. Зачем? Романтично. Точно. Победа обеспечена. Закрыться нечем. Шанса оказаться трусом перед смертью нет.

    …А на что способен мужчина ХХ века, чтобы выиграть, победить, отстоять свою честь и спасти жизнь? Спилберг отвечает — на Подвиг (а значит — на все!).

    Даже такой захудалый (в зачине фильма) «супермен» и «супермуж» как Дэвид Манн.

    В финале он уже не просит прощения, не молит «перестать», не удирает, не вскрикивает то «О, Боже!», то «Мерзавец!», перемежая эти вскрики с гримасами отчаяния и судорожным сжиманием руля, не сетует на скорость. Он действует, мгновенным решением меняя свою трусоватую, скучноватую жизнь на секунды погони, настоящего дыхания, силы, борьбы, подвига. Тот, кто всю жизнь передвигался полудорогами, ходил полупутями, прыгает от счастья на краю обрыва, куда только что отправил странного дуэлянта-игрока вместе со своей любимой новой машиной.

    Это первый путь, пройденный им в жизни до конца. Это обретение статуса настоящего мужчины, одолевшего своего дракона и страхом, и смелостью.

    Герой в лучах закатного солнца прекрасен. Он сияющий победитель… Себя.

    18 июня 2013 | 10:21

    Es fliesst durch meine Venen

    Es schlaft in meinen Tranen

    Es lauft mir aus den Ohren

    Herz und Nieren sind Motoren

    Benzin

    Rammstein, «Benzin»


    Осторожно! Спойлеры!

    Дэвид Манн не просто человек. Он типаж, привычный и при этом почти легендарный. Жена, дети, относительно неплохая, скучная работа, очки на носу, устоявшаяся жизнь, никаких планов на будущее, никаких сюрпризов. Но сюрприз все-таки происходит. Ржавый бензовоз, похожий на груду металлолома, неожиданно начинает охотиться на несчастного коммивояжера, словно бросая ему вызов и приказывая освободиться от всего, чем он мнил свое существование.

    И тут, таинственный монстр с бензином вместо крови перестает быть механизмом, приютившим в себе всего лишь живого, а оттого абсолютно не страшного, обезумевшего водителя, и превращается в некую стихию. Тут же важна находка писателя, при написании сценария убравшего из собственного рассказа личность водителя, прибавлявшую истории простоты и убавлявшую ужас происходящего. И вообще, существо уже не столько пытается уничтожить несчастного героя, сколько пробудить в нем подсознательного зверя, сидящего за этой маской приличного человека в очках, давая Манну два выхода: или умереть в страхе все тем же бессильным человечком, или высвободить всю свою агрессию, пробудить зло, сидящее в клетке. Можно назвать машину злом, но лучше носителем зла, демоном, которого можно было видеть еще в «Распространителе», написанном тем же Матесоном, доказывающим, что только тьма, имеющаяся в каждом из нас, способного спасти существо, попавшее в безвыходную ситуацию. Это превращает историю, происходящую на открытом пространстве, почти что в камерную драму, описывающую очередную битву между добром и злом, происходящую каждый день не где-нибудь, а в человеческой душе. Битва с бензовозом — это столкновение с бездной, и Манн при видимой победе оказывается ей поглощен, уничтожен. Такой исход пугает в разы сильнее, чем все технические изыскания режиссера. Не страшно погибнуть, страшно потерять человеческое лицо. Тогда и сцена, демонстрируемая во время финальных титров, является отображением душевных мук героя, осознающего, что только что убил живое существо.

    Но еще более грузовик напоминает безжалостного хищника, поставившего во главу кодекса чести обязанность идти до конца и в финале с мощным ревом обрушивающегося в пропасть с легкой подачи героя. Эта точка зрения превращает историю уже в торжественный героический эпос, где ядром является не испуганная жертва, а ее преследователь. Тогда и финальная торжественная музыка превращается в реквием по гибнущему герою, чей дымящийся труп медленно скатывается в бездну.

    А если отходить от бесконечных трактовок истории и возвращаться к фильму как таковому, то следует сказать, что, как это ни странно, малобюджетный триллер, снятый за 13 дней, может называться чуть ли не лучшей работой Спилберга. Здесь нет привычного для его поздних работ пережевывания идей, да и при видимой простоте средств фильм устроен куда сложнее. В общем-то, он напоминает короткий, но при этом хитроумный код, содержащий в себе все то, что Спилберг будет в течение последующих сорока лет нести зрителю. Отлично переданный контраст между повседневностью, запечатленной радиопередачами в начале и удивительным нападением грузовика, умелая игра с потаенными страхами зрителя: все это демонстрирует почерк профессионала, оттачивавшего свое мастерство годами, а не новичка, снявшего телевизионную страшилу за гроши.

    Жанровая характеристика: Триллер с элементами эпической трагедии и философской притчи

    Итог: Культовая работа одного из известнейших режиссеров, разгадывать которую интересно и по сей день.

    9 из 10

    Спасибо за внимание

    26 мая 2010 | 20:27

    Пример того как снять качественный триллер имея пара машин, одного актера и несколько человек массовки. «Дуэль» рассказывает зрителю о простом парня по имени Мэнн, который в один далеко не самый прекрасный день отправившись в деловую поездку, нарывается на психопата, управляющего зловещим на вид грузовиком. Стал ли Манн одной из многих жертв или же первой и последней зритель решает сам. Фильм не дает ответа на этот вопрос, как и на тот, кто сидит за рулем грузовика.

    Главная тема в фильме — тема одиночества. Главный герой в одиночку противостоит опасному противнику, к его крикам о помощи не прислушиваются. Нечто похожее было впоследствии использовано Стивеном Спилбергом в фильме «Челюсти», где главному герою сначала не верят, а после он вынужден чуть ли не в одиночку противостоять акуле — людоеду.

    Но главный плюс фильма все же в погоне, которая не прекращается в течении всего фильма, а лишь пару раз делает небольшие перерывы.

    10 из 10

    10 февраля 2011 | 19:36

    «Дуэль» началась с небольшого рассказа Ричарда Мэтисона, сюжет которого был частично основан на реальной истории, случившийся с ним. Кинематографическая «Дуэль» берет своё начало чуть ли не с анекдота, когда Нона Тайсон (ассистент Спилберга) порекомендовала ему прочитать небольшой рассказе, опубликованный в Playboy’е. Реакция Стивена была предсказуема: «Где? В Playboy’e? Да, ты, наверное, шутишь!». Но Нона была серьезна, в чём убедился Спилберг: в рассказе простой сюжет великолепно сочетался с чрезвычайно захватывающим изложением. Еще больше Спилберга обнадежил сценарий Мэтисона. Стивен сумел убедить студию АВС начать разработку проекта, сделать семидесяти четырех минутный телефильм, стал режиссером, выбил на главную роль Дэнниса Уивера. Но тогда он не знал, что все трудности будут еще впереди…

    Студия хотела, чтобы большая часть фильма была снята в павильонах. Спилберга такое положение вещей никак не устраивало: разве можно сделать в декорациях реалистичным фильм, где всё действие построено на автомобильных погонях? После многочисленных переговоров, студия пошла на уступки, разрешив снять картину полностью на натуре.

    Однако, боссы АВС всё-таки подложили Стивену свинью: весь фильм должен был быть снят за десять дней. Расчет был прост — никто не мог справиться с такой задачей, и насколько не был бы амбициозен режиссер, он должен понимать, что такое невозможно. Но Спилберг не был бы Спилбергом, если бы шел на поводу у студий. Он согласился снимать картину на натуре и заверил студию, что он выполнить условия договора. Конечно, он не уложился в отведенное время: фильм был снят за тринадцать дней.

    Честно говоря, как такое возможно при таком объеме съёмок, до сих пор остается загадкой. Да же сейчас, когда технологии совершили гиперпрыжок вперед, в мире найдутся (если вообще найдутся) единицы режиссеров, способных справиться с такой задачей. После завершения съёмок у Спилберга оставалось всего три недели перед премьерой на телевидении, для того чтобы смонтировать фильм, наложить музыку и звуковые эффекты…

    На телевидении картину ожидал огромный успех, после которого продюсеры решили выделить Спилбергу дополнительные средства, чтобы он доснял несколько сцен и увеличил продолжительность фильма до 90 минут. Уже в удлиненном виде картина вышла на экраны Европы, где её ожидал весьма теплый прием и довольно необычные рецензии критиков. На удивление Спилберга европейские критики увидели в фильме подтекст, который совершенно не предполагал режиссер: столкновение городского и деревенского образа жизни, противостоянии различных классов общества, социальный подоплека…

    Если же не пытаться найти несуществующую черную кошку в тёмной комнате, то наше внимание целиком и полностью будет приковано к захватывающему триллеру на колесах, в котором обычный человек, без всяких геройских замашек поставлен в ультра-необычную ситуацию: разве мог Дэвид Манн (Дэннис Уивер), обгоняя грузовик, предположить, к чему это приведет?

    Заслуга Спилберга в том, что он решил не показывать водителя грузовика, ничего не рассказывать о нём, не называть его имени и заставить зрителей сомневаться в его реальном существовании. Героем фильма стал грузовик. Именно грузовик, а не его водитель. Не зря Стивен устроил кастинг грузовиков, отобрав старую модель, и так показав её в фильме, что машина обрела своё собственное лицо и свои эмоции: фары — его глаза, решетка — рот, капот — нос, бензобаки по бокам — уши, автомобильные номера — трофеи, семнадцать зарубок — список побед… Грузовик — это Фредди Крюгер, Майкл Майерс на дороге: он исчезает и появляется из ниоткуда; он всегда знает, где ты; как бы быстро ты не ездил, какая бы машина у тебя не была, он всё равно тебя догонит. И если повезет, у тебя будет всего один шанс, чтобы расквитаться с ним.

    «Дуэль» — девяноста минут не прекращающегося саспенса, драйва, адреналиновой автомобильной погони, снятой на высочайшем уровне; это, наконец, история, в которой обычный человек проходит путь от уверенного в себе до параноика, подозревающего в каждом встречном водителя грузовика.

    Фильм стал переломным моментом в карьере Спилберга: через три года он отправиться в «Шугарлендский экспресс», в котором умело использует новые технологии и приемы для съёмок автомобильных погонь. А годом позже он снимет свой первый мега-блокбастер — «Челюсти», где во многом разовьет идеи угрозы, опасности и неминуемой гибели, высказанные в «Дуэли».

    7 октября 2006 | 20:11

    Субтильный очкарик Дэвид Манн берёт напрокат автомобиль и отправляется в дальнюю поездку, связанную с работой. Хотя он особенно и не спешит, но всё же не расслабляется в пути, поскольку не имеет права опаздывать и в противном случае может просто потерять свою работу. На скорости 90 миль в час его обходит гигантский бензовоз и начинает чадить выхлопной трубой прямо под нос Манну. Не желая мириться с таким произволом, Дэвид идёт на обгон, но бензовоз не даёт ему проехать. Так начинается длительный и изнурительный поединок не на жизнь, а на смерть.

    Несмотря на то, что события разворачиваются в реалиях среднего запада, герою никто не приходит на помощь и потому ему во всём приходится полагаться только на самого себя. Случайные люди, встреченные Манном на пути, остаются равнодушными к его проблеме. Они либо изначально не расположены помогать издерганному городскому интеллигенту, либо вовсе считают его ненормальным. Собственно, измученный подозрениями неврастеник, даёт немало поводов думать именно так. В итоге, Манну не остается ничего другого, как принять вызов таинственного водилы-садиста…

    В начале 1970-х погони в кино были в особой цене («Буллит», «Французский связной»), а дорожная романтика таила в себе немало вполне конкретных опасностей («Беспечный ездок»). И Спилберг, наверняка, держал в уме формулу возможного успеха. Однако, оттолкнувшись от новеллы Мэтисона, основанной на реальных событиях, он проигнорировал апробированные рецепты и посредством почти безостановочного действия и филигранного монтажа, ещё больше нагнетающего напряжение, создал не просто очередной дорожный триллер, а притчу о противостоянии среднего американца беспричинному злу.

    Обывателя-янки, может быть, и раздражала на уровне сознания иррациональность преследования, но это не мешало ему легко примерить на себя беспомощность и страхи героя перед анонимным насилием. Молодой выпускник киношколы «с пятью глазами» (+ очки и кинокамера), наверняка идентифицировал себя с Дэвидом Манном (через 4 года в «Челюстях» альтер-эго режиссёра станет ихтиолог-очкарик Купер). Может, поэтому переживания главного персонажа так волнуют. Тем более что события разворачивались на дороге — главной американской коммуникации, которая стала здесь источником и проводником тотальной опасности.

    Спилберг допустил, пожалуй, один единственный компромисс: хотя он ни разу не показал лица водителя, всё же пару раз дал понять, что Манн имеет дело не с абстрактным злом. Сначала в эпизоде на заправочной станции мы видим обувь шофёра-инкогнито, а в другой сцене из кабины до того момента «безликого» бензовоза показывается рука водилы, который жестом предлагает Манну отправляться вперед, чтобы продолжить жестокую игру в кошки-мышки. Хотя Спилберг и использовал чужой сюжет, но наполнил он его, по всей видимости, личными страхами. А мастерство интерпретатора близорукий еврейский юноша отточил ещё в конце 1960-х.

    Тогда он активно косил от службы в армии и в течение нескольких месяцев килограммами вешал лапшу на уши военному психиатру, рассказывая о своих проблемах с головой. Два раза в неделю он приходил на прием к врачу и в подробностях описывал свои «последние галлюцинации». Спасаясь от потенциального попадания во вьетнамское пекло (здесь, возможно, скрываются и страхи евреев, спасенных Шиндлером), хочешь — не хочешь, а обретёшь навыки не только фантазёра, но и рассказчика. И уж если юный выдумщик из Цинциннати смог обвести вокруг пальца армейскую комиссию, которой, сами знаете, палец в рот не клади — откусит вместе с рукою, то обмануть после этого всё человечество ему уже не составляло большого труда.

    72-минутная картина, снятая в 1971-м году за 450 тысяч долларов для ТВ (а наряду с «Убийством по книге» и «Кое-чем зловещим», это была уже третья режиссёрская телеработа Спилберга за год), произвела столь сильное впечатление, что было принято решение дать молодому таланту шанс дебютировать в большом кино. Спилбергу не пришлось снимать для этого новый фильм: ему предложили всего лишь слегка удлинить Duel, и в таком увеличенном на 15 минут виде картина через год была выпущена в кинотеатрах (поэтому стоящая в копирайте дата — 1972 год — не является ошибочной). Именно с этой версией, как правило, зрителю чаще всего приходится знакомиться.

    Уникальность «Дуэли» заключается ещё и в том, что Спилберг ухитрился создать захватывающее зрелище при помощи одного актёра и двух автомобилей, доказав что стоящее кино можно делать, не вбухивая в него десятки миллионов. 23-летний постановщик сразу же заявил о себе как о мастере, безупречно чувствующем природу кино. Это философское иносказание об анонимной угрозе в 1973-м году было удостоено Гран-при МКФ в Авориазе и к тому времени уже считалось малобюджетным шедевром. Сегодня эту картину можно расценивать и как отправную точку в эволюции «дорожного триллера», определившую перспективу развития целого направления.

    23 декабря 2013 | 11:11

    Великолепный фильм, повествующий об истории, произошедшей на пустынной дороге. Главный герой едет на своей машине из города и, сам того не подозревая, становится жертвой психопата на огромном грузовике. Единственный способ выжить — это скорость.

    Режиссёр Стивен Спилберг сделал фильм, который держит в напряжении до самого конца. Он прекрасно показал нам ситуацию, которая могла произойти с каждым из нас, ведь мир не без психопатов. В фильме чувствуется страх и безвыходное положение главного героя, столкнувшегося с убийцей на грузовике. Всё что ему остаётся делать — это гнать на всех газах. Постепенно мы можем видеть, что главный герой превращается из безобидного простого клерка в настоящего мужчину, который борется за свою жизнь. Гонка превращается в настоящую дуэль, в которой водитель грузовика сделал вызов водителю обычного автомобиля.

    Оператор Джек Марта грамотно подбирал превосходные ракурсы, благодаря которым идущий на всех скорости грузовик казался ещё более устрашающим. А тревожная музыка Билли Голденберга придаёт фильму незабываемую атмосферу страха и паники. Все актёры прекрасно сыграли свои роли, а исполнитель главной роли Деннис Уивер по настоящему заставил нас ощутить на себе то состояние, которое на себе испытывал его персонаж.

    Итог. Прекрасный динамичный психологический триллер Стивена Спилберга заставляет нас окунуться в удивительную историю произошедшую на дороге с водителем автомобиля.

    10 из 10

    5 июня 2012 | 14:12

    Два водилы, две машины, одна дорога, режиссер-мастер и — один из лучших триллеров мирового кино! Если лаконично описывать этот восхитительный триллер, почти дебют Спилберга в «большом кино». Хотя впервые зрители увидели фильм в 1971 по телевизорам, но в 1973 они же с удивлением обнаружили тот же фильм идущим в соседнем кинотеатре и несколько больший по продолжительности. Таким образом, за год до «Шугарлендского экспресса», сделавшего режиссера известным в Америке и за 2 года до первого блокбастера «Челюсти», вознесшего влюбленного в кино еврея на вершину голливудского Олимпа, «Дуэль» стала первым полнометражным кинофильмом Стивена Спилберга.

    Причиной тому — грандиозный успех на телеэкранах. Такой, что боссы «Юнивёрсал», которые поначалу со скрипом дали добро на съемки, объявив начинающему режиссеру, что они согласны на натурные съемки лишь при условии, что фильм будет снят за 10 дней и уложится в бюджет 300 тысяч долларов, подобрели, дали дополнительное время, дополнительные средства, возможность доснять фильм, доработать некоторые сцены и пустить в театральный прокат. Кстати, в те 10 дней и 300 тысяч Спилберг так и не уложился, хотя 13 дней и 450 тысяч в данном случае — небольшой перебор и настоящий подвиг для молодого режиссера, учитывая качество конечного продукта.

    А конечный продукт удивителен! Имея на руках аскетическое оборудование, не великие средства, пару машин, и не имея звезд, Спилбергу каким-то непостижимым образом удалось вылепить из этого по-настоящему страшный и безумно увлекательный триллер, могущий соперничать с фильмами самого Хичкока, у которого, как Спилберг позже признавался, он позаимствовал многие операторские, монтажные и стилистические приемы.

    В «Дуэли» прекрасно виден автор «Челюстей» и «Парка Юрского периода». Напряжение охватывает вас с первых кадров, тревога берет вас за горло железной хваткой уже тогда, когда главный герой просто едет по дороге и еще ничего особенного не происходит. Только самые лучшие мастера жанра могут так заигрывать с человеческими ожиданием. Опасность в этом фильме везде. И исходит она не только от грузовика, — благодаря умелым приемам оператора и отличному монтажу мы начинаем опасаться всего и всех. Особенно ярко, поистине по-хичкоковски, это продемонстрировано в напряженнейшей сцене в кафе, куда главный герой заглянул после первого этапа погони. Опасность исходит от каждого человека, мы буквально чувствуем гнетущий страх, который охватывает героя, его внутреннюю панику, его невероятное напряжение, крик, почти вырывающийся наружу. Мы начинаем смотреть на мир глазами героя. Вот-вот, и зритель сорвется с кресла и побежит, хотя за ним не гонится грузовик.

    Предлагая нам в будущем часто используемую в своих лентах тему своеобразной игры в «кошки-мышки», режиссер сумел главное — заставить поверить в абсолютную реальность происходящего. Я сам не из пугливых, но вот Спилберг определенно задел меня за живое. По сравнению с тем страхом, что нагнал Спилберг, мистические «Звонки» и кровавые «Обители зла» — просто детские игрушки. Хотя бы потому, что там ужас происходит с «чуждыми» персонажами, бесконечно далекими от реальности. Но, будучи водителем, я переигрывал буквально каждый кадр фильма относительно себя. Не скрою, меня не раз вжало в кресло во время этого фильма. Ведь такие ситуации встречаются! Всегда на дороге есть хотя бы один дебил, которого хлебом не корми, дай только показать свою «крутость». Из-за одного такого урода, который начал обгонять меня на замерзшей трассе на скорости 120 км в час я попал пару лет назад в серьезную аварию. Мне эта тема чрезвычайно близка и я прочувствовал весь фильм.

    И многие из нас, как и я, знают, что это такое — нестись на жуткой скорости, ватными руками сжимая руль и понимать, что одно неверное движение и лететь тебе в больницу или в морг — это как повезет. Что значит нервно поглядывать в зеркало заднего вида и видеть там нарастающую громаду какого-нибудь решившего поиздеваться олуха. Чувствовать, как твоя машина тебя не слушается и через секунду понимать, что колеса уже не касаются земли, а сам ты кувыркаешься вместе с машиной вдали от дороги. Испытания главного героя фильма — не такой уж из ряда вон выходящий случай. И самое страшное в такой ситуации — впадать в панику, а именно на грани ее оказывается наш бедолага.

    Напряжение вист в воздухе, оно почти осязаемо, его почти слышно — как гул высоковольтной линии. Добавляет масла в огонь и отличная игра Денниса Уивера — идеального кандидата на роль паникующего представителя «большинства». Уивер великолепно передал весь ужас, что может чувствовать человек в такой ситуации. И спектр этого ужаса огромен — от шока и холодного пота убегающей и кричащей от страха мыши до паникующей решимости загнанного в ловушку кролика, который готов тигра сожрать от страха. Судьба, рок, бог — кто-то ставит над этим городским хлюпиком эксперимент, проверяя на прочность. И человеческое уходит на второй план, пробуждается животное, первобытное. Либо я его, либо он меня. И никаких социальных норм, законов и правил! Внутренний монолог героя Уивера обыгран блестяще — меняется взгляд, походка, речь. Видно, с каким чудовищным трудом, с каким преломлением дается этому мягкому человеку, самому худшему партнеру в гонках на жутких скоростях, каждый следующий шаг. Он становится злее, опасней, он опускается почти до паранойи, искренне желает смерти неизвестному, и устраивает дикую пляску на краю обрыва — и все это через громадную стену ужаса!

    Водилу грузовика-монстра мы так и не увидели. Мне показалось, что Спилберг сделал это специально. Ведь у страха нет лица. А в данном случае мы имеем дело с олицетворением человеческих страхов, с физическим образом зла, которое у ребенка выражается в виде клоуна («Оно»), у мыши — в виде кошки, у жулика — в виде полицейского. Это- грузовик-призрак. Нет, он настоящий, но, как призрак, он колесит по дорогам, наводя ужас. Здесь он принимает инфернальные черты, и даже вид некоего всемогущего рока, эдакого «пункта назначения», и только доведенные до отчаяния решаться вступить с ним в бескомпромиссную дуэль.

    После фильма еще долго не покидает тяжелое ощущение, как будто история еще не закончена, как будто пережитое главным героем не так уж далеко. В данном случае миры по ту и по эту сторону экрана отделены лишь тонкой пленкой удачи. Если вам повезет, вас никогда не коснется подобное, а если нет…Хватит ли у вас духу на дуэль?

    Из простенького и легкого рассказика Мэтисона Стивен Спилберг сделал самый настоящий саспенс, телетриллер, который без преувеличения можно назвать настоящим шедевром кино. Изумительный. Потрясающий. Значительный. Захватывающий. Настолько хорош, что даже не верится, что это — всего лишь полоса для разгона выдающегося режиссера.

    10 из 10

    26 марта 2012 | 00:32

    Герой Денниса Уивера на первый взгляд предстал весьма посредственной личностью. Человек средних лет, имеющий хорошо оплачиваемую должность, семьянин, удовлетворенный жизнью на позиции среднего звена. Рядовой американец, среднестатистический «серый» мышонок. Люди из этой категории далеки от другой стороны жизни, где на пути встречаются маньяки и психопаты, имеющие пристрастие убивать и испытывающие наслаждение от беспомощности жертв. Самое большое приключение, которое они могут пережить это неисправность стиральной машины и вызов мастера на дом. На большее они вряд ли способны. Человек, терпеливо считающий каждый мгновения до встречи не подозревает, какая опасность ждет его на дороге и что ему предстоит изменить в себе для преодоления этого испытания…

    Фильм оставил в тайне личность водителя тяжелого бензовоза. Огромный грузовик, потрепанный бесконечными путешествиями по пустынным дорогам, с изрядно выжженной краской от палящих лучей солнца. Грозный и брутальный монстр, управляемый загадочным лицом. Лицо, назовем его маньяком, хорошо знает тактику ведения машины на больших скоростях, рассчитывает инерцию при торможении, умело входит в крутые повороты и ловко обходит скромный Кадиллак. Он король дороги и бесспорно главный герой проигрывает ему в начале смертельной гонки.

    В середине фильма можно наблюдать изменения в поведении главного героя этой драмы. Он уже не тот забитый и посредственный клерк, он стал игроком по правилам. Разгадал тактику боя своего преследователя и решил сыграть с ним уже в свою собственную игру на выживание. Словом, главный герой заметно возмужал, отринул от себя офисного планктона и перешел грань, за которой чувство уверенности в себе возросло в разы. Он не отступит и не свернул с пути, он решил ехать до победы. Предстоящая сделка потерял всякий смысл и материальные ценности отошли на второй план.

    Последняя сцена потрясла своей натуральностью. Два противника, превратившиеся в двух смертельных врагов столкнулись лоб в лоб. Случайность, оказавшаяся фатальной для водителя грузовика решила исход поединка. Он мог бы выпрыгнуть вовремя из падающего грузовика и схватка продолжилась бы в рукопашном поединке. Он мог бы догадаться что водителя в Кадиллаке уже нет, но он просчитался и проиграл дуэль. Главный героя можно поздравить со вторым рождением Он победил прежде всего себя и вылез из стабильной посредственности. Новый этап. Новая жизнь.

    18 сентября 2013 | 12:54

    Обычный американский гражданин, которого играет Деннис Уивер, сталкивается с необъяснимой угрозой, в виде огромного бензовоза с безликим водителем, постоянно преследующего его.

    Уже в этой ранней работе Стивена Спилберга, изначально созданной для телепоказа, прослеживается чёткая работа за камерой и стремление к совершенству. Номерные знаки на бампере грузовика, подобны черепам на плечах туземца-каннибала. По этой детали, мы понимаем, что бедняга в красном «Плимуте» — далеко не первая жертва. И тот фактор, что мы никогда не видим лицо за рулём этого монстра, можно интерпретировать как угрозу не от мира сего. Как злую и неукротимую машину смерти, которая даже в финальной схватке, издаёт как-будто звериный рёв. Что до главного героя картины, то Деннис Уивер держался молодцом. Ему хорошо удалось отобразить паранойю персонажа, хотя мне показалось, что закадровый голос был излишеством.

    Операторская работа на высоте, как я уже говорил, тяга к совершенству хорошо заметна. А также, очень приятно что в фильме Спилберга, на этот раз мы слышали музыку НЕ от Джона Уильямса. Не поймите превратно, мне очень нравится работа композитора, но это было по-настоящему освежающе. Плюс ко всему, после просмотра «Дуэли», даже возникло желание чтобы Спилберг хотя бы раз вернулся к своим корням, и снял триллер, подобно Сэму Рейми пару лет назад.

    8 из 10

    30 января 2012 | 01:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Фильм про то, как Хью Джекман готовит к рингу бракованного робота, выйдет на экраны лишь в октябре, но DreamWorks уже запускает в работу его продолжение. Такой поворот событий возможен только при абсолютной уверенности студии, что у нее на руках стопроцентный хит. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Я с детства мечтал сыграть в вестерне братьев Коэн с Джеффом Бриджесом и Джошем Бролином. Да вообще этот проект был просто как исполнение мечты. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    С 23 апреля по 28 мая в Москве пройдет цикл показов «Первый дубль», включающий в себя шесть лент, являющихся дебютными для их знаменитых создателей, ныне ставших главными классиками американского кино. Это творения Кассаветиса, Скорсезе, Лукаса, Спилберга, Чимино и Малика. КиноПоиск подробно рассказывает о всех лентах, вошедших в стартовавшую ретроспективу. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Никто не начинал с верхушки. И у вас тоже нет такой возможности. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    130.Славные парниGoodfellas8.208
    131.Танцующий с волкамиDances with Wolves8.208
    132.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры8.207
    133.БлефBluff storia di truffe e di imbroglioni8.206
    134.Один домаHome Alone8.205
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.ИнтервьюThe Interview93.02%
    27.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron92.81%
    28.В лесInto the Woods92.74%
    29.Самый опасный человекA Most Wanted Man92.70%
    30.Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep92.56%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here8
    КлиникаScrubs290
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In10
    Легенда озера духовCheonnyeon ho2
    ПревосходствоTranscendence101
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.527
    ГераклHercules6.343
    Домашнее видеоSex Tape5.833
    Король сафариKhumba5.861
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.695
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры