всё о любом фильме:

Дуэль (ТВ)

Duel
год
страна
слоган«Страх - движущая сила»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийРичард Мэтисон
продюсерДжордж Экстайн
операторДжек А. Марта
композиторБилли Голденберг
художникРоберт С. Смит, Сэл Блайденбург
монтажФрэнк Моррисс
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
$450 000
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время89 мин. / 01:29
Номинации:
Сюжет фильма развивается на бескрайней дороге через пустыню, где начинается смертельная гонка-дуэль. За легковой автомашиной не просто гонится бензовоз с невидимым водителем, норовя ее уничтожить, а как будто некий рок, как в греческой трагедии, неотступно преследует человека.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
32 + 5 = 37
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На машине, которую персонаж Дэнниса Уивера ошибочно принимает за полицейскую, можно заметить надпись «Grebleips» — написанная наоборот фамилия режиссера «Spielberg».
    • Люсиль Бенсон (женщина на заправочной станции) исполнила похожую роль в другом фильме Спилберга — «1941» (1979). Пожилая пара в автомобиле, который останавливает Манн, также появляется в «Близких контактах третьей степени» (1977).
    • На грузовике можно заметить 17 зарубок.
    • Машина Манна — Plymouth Valiant модель 1970-го года.
    • Некоторые кадры из фильма использовались в одном из эпизодов сериала «Невероятный Халк» (1978). После того, как об этом узнал Стивен Спилберг, он настоял, чтобы в контрактах к его следующим проектам был обязательный пункт, запрещающий студиям использовать кадры из его фильмов без его согласия.
    • Номер, по которому звонит Манн своей жене, — реально-существовавший телефонный номер на момент создания фильма.
    • Когда Кэри Лофтин, сыгравший водителя грузовика, поинтересовался у Спилберга, почему его персонаж с такой настойчивостью преследует Дэвида Манна, Стивен сказал: «Просто, ты — самый отвратительный и грязный сукин сын, которого когда-либо носила земля». На что Кэри ответил: «Парень, тогда я именно тот, кто тебе нужен».
    • Актерская работа Дэнниса Уивера в «Печати зла» (1958) убедила Спилберга, что лучшего кандидата на роль жертвы не найти.
    • Для фильма не было построено ни одной декорации.
    • По задумке авторов фильма, номерные знаки на грузовике сняты с автомобилей, которые он уничтожил. По словам Спилберга, водитель грузовика хотел уничтожить по одной машине в каждом штате.
    • Частично фильм основан на реальной истории, случившийся с Ричардом Мэтисоном.
    • Изначально «Дуэль» должна была быть 74-х минутным телефильмом, снятым специально для компании ABC. Однако, после колоссального успеха на телевидении, продюсеры решили расширить картину до девяноста минут и выпустить её в кинопрокат.
    • Уже после показа на телевидении Спилберг снял несколько дополнительных сцен для кинотеатральной версии фильма.
    • Фильм был снят за 13 дней (не учитывая дополнительные сцены, снятые специально для кинотеатральной версии).
    • Пять монтажеров работали над картиной.
    • После завершения съёмок у Спилберга было чуть более трех недель, для того чтобы закончить пост-продакшн.
    • Этот телефильм был выпущен на киноэкран в 1973 году и имел хронометраж 88 минут, а самая полная версия — 90 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время съёмок сцены, в которой грузовик падает с обрыва, вышло из строя специальное оборудование, необходимое для контроля автомобилем без водителя. Чтобы не терять времени на ремонт, каскадер сел за руль грузовика и выпрыгнул из него за мгновение, до того как машина сорвалась в пропасть.
    • Сцена на железнодорожном переезде, где грузовик пытается столкнуть машину Манна под поезд, была специально снята для кинотеатральной версии.
    • За фильм мы ни разу не увидим лица водителя грузовика, а также нигде не упоминается его имя. В одноименном рассказе Ричарда Мэтисона водителя зовут Келлер (Keller), что довольно созвучно со словом «киллер» (killer).
    • еще 17 фактов
    Трейлер 01:00

    файл добавилТоварищ Комисар

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Стивен Спилберг, будущий лидер суперзрелищного кино, в свои неполные 24 года познал первый триумф у зрителей и критиков благодаря скромной по затратам (бюджет составил $450 тыс.) ленте, снятой всего за 13 дней. Возможно, этот «маленький шедевр» до сих пор является в каком-то смысле непревзойдённой работой в творчестве этого постановщика. Он взял за основу очень простую историю (кстати, рассказ Ричарда Мэтисона был основан на реальном случае). Но ранним художническим чутьём Спилберг угадал редчайшую возможность создания философской притчи о некой безличной, анонимной силе зла, преследующей обычного человека, «среднего американца». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 24 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я когда-то очень давно смотрел этот фильм, и смотрел с середины. Захватил он меня тогда жутко.

    Вчера первый раз посмотрел сначала и остался очень доволен фильмом. Мысли о том, чтобы узнать, наконец, кто водитель беспощадного грузовика, возникали у меня только в начале-середине фильма. А вот потом этот грузовик принял у меня образ какого-то демона-палача. После этого фильм смотрел, абсолютно не отрываясь. Режиссура восхитительна, а игра Уивера — великолепна.

    3 октября 2006 | 15:33

    Два водилы, две машины, одна дорога, режиссер-мастер и — один из лучших триллеров мирового кино! Если лаконично описывать этот восхитительный триллер, почти дебют Спилберга в «большом кино». Хотя впервые зрители увидели фильм в 1971 по телевизорам, но в 1973 они же с удивлением обнаружили тот же фильм идущим в соседнем кинотеатре и несколько больший по продолжительности. Таким образом, за год до «Шугарлендского экспресса», сделавшего режиссера известным в Америке и за 2 года до первого блокбастера «Челюсти», вознесшего влюбленного в кино еврея на вершину голливудского Олимпа, «Дуэль» стала первым полнометражным кинофильмом Стивена Спилберга.

    Причиной тому — грандиозный успех на телеэкранах. Такой, что боссы «Юнивёрсал», которые поначалу со скрипом дали добро на съемки, объявив начинающему режиссеру, что они согласны на натурные съемки лишь при условии, что фильм будет снят за 10 дней и уложится в бюджет 300 тысяч долларов, подобрели, дали дополнительное время, дополнительные средства, возможность доснять фильм, доработать некоторые сцены и пустить в театральный прокат. Кстати, в те 10 дней и 300 тысяч Спилберг так и не уложился, хотя 13 дней и 450 тысяч в данном случае — небольшой перебор и настоящий подвиг для молодого режиссера, учитывая качество конечного продукта.

    А конечный продукт удивителен! Имея на руках аскетическое оборудование, не великие средства, пару машин, и не имея звезд, Спилбергу каким-то непостижимым образом удалось вылепить из этого по-настоящему страшный и безумно увлекательный триллер, могущий соперничать с фильмами самого Хичкока, у которого, как Спилберг позже признавался, он позаимствовал многие операторские, монтажные и стилистические приемы.

    В «Дуэли» прекрасно виден автор «Челюстей» и «Парка Юрского периода». Напряжение охватывает вас с первых кадров, тревога берет вас за горло железной хваткой уже тогда, когда главный герой просто едет по дороге и еще ничего особенного не происходит. Только самые лучшие мастера жанра могут так заигрывать с человеческими ожиданием. Опасность в этом фильме везде. И исходит она не только от грузовика, — благодаря умелым приемам оператора и отличному монтажу мы начинаем опасаться всего и всех. Особенно ярко, поистине по-хичкоковски, это продемонстрировано в напряженнейшей сцене в кафе, куда главный герой заглянул после первого этапа погони. Опасность исходит от каждого человека, мы буквально чувствуем гнетущий страх, который охватывает героя, его внутреннюю панику, его невероятное напряжение, крик, почти вырывающийся наружу. Мы начинаем смотреть на мир глазами героя. Вот-вот, и зритель сорвется с кресла и побежит, хотя за ним не гонится грузовик.

    Предлагая нам в будущем часто используемую в своих лентах тему своеобразной игры в «кошки-мышки», режиссер сумел главное — заставить поверить в абсолютную реальность происходящего. Я сам не из пугливых, но вот Спилберг определенно задел меня за живое. По сравнению с тем страхом, что нагнал Спилберг, мистические «Звонки» и кровавые «Обители зла» — просто детские игрушки. Хотя бы потому, что там ужас происходит с «чуждыми» персонажами, бесконечно далекими от реальности. Но, будучи водителем, я переигрывал буквально каждый кадр фильма относительно себя. Не скрою, меня не раз вжало в кресло во время этого фильма. Ведь такие ситуации встречаются! Всегда на дороге есть хотя бы один дебил, которого хлебом не корми, дай только показать свою «крутость». Из-за одного такого урода, который начал обгонять меня на замерзшей трассе на скорости 120 км в час я попал пару лет назад в серьезную аварию. Мне эта тема чрезвычайно близка и я прочувствовал весь фильм.

    И многие из нас, как и я, знают, что это такое — нестись на жуткой скорости, ватными руками сжимая руль и понимать, что одно неверное движение и лететь тебе в больницу или в морг — это как повезет. Что значит нервно поглядывать в зеркало заднего вида и видеть там нарастающую громаду какого-нибудь решившего поиздеваться олуха. Чувствовать, как твоя машина тебя не слушается и через секунду понимать, что колеса уже не касаются земли, а сам ты кувыркаешься вместе с машиной вдали от дороги. Испытания главного героя фильма — не такой уж из ряда вон выходящий случай. И самое страшное в такой ситуации — впадать в панику, а именно на грани ее оказывается наш бедолага.

    Напряжение вист в воздухе, оно почти осязаемо, его почти слышно — как гул высоковольтной линии. Добавляет масла в огонь и отличная игра Денниса Уивера — идеального кандидата на роль паникующего представителя «большинства». Уивер великолепно передал весь ужас, что может чувствовать человек в такой ситуации. И спектр этого ужаса огромен — от шока и холодного пота убегающей и кричащей от страха мыши до паникующей решимости загнанного в ловушку кролика, который готов тигра сожрать от страха. Судьба, рок, бог — кто-то ставит над этим городским хлюпиком эксперимент, проверяя на прочность. И человеческое уходит на второй план, пробуждается животное, первобытное. Либо я его, либо он меня. И никаких социальных норм, законов и правил! Внутренний монолог героя Уивера обыгран блестяще — меняется взгляд, походка, речь. Видно, с каким чудовищным трудом, с каким преломлением дается этому мягкому человеку, самому худшему партнеру в гонках на жутких скоростях, каждый следующий шаг. Он становится злее, опасней, он опускается почти до паранойи, искренне желает смерти неизвестному, и устраивает дикую пляску на краю обрыва — и все это через громадную стену ужаса!

    Водилу грузовика-монстра мы так и не увидели. Мне показалось, что Спилберг сделал это специально. Ведь у страха нет лица. А в данном случае мы имеем дело с олицетворением человеческих страхов, с физическим образом зла, которое у ребенка выражается в виде клоуна («Оно»), у мыши — в виде кошки, у жулика — в виде полицейского. Это- грузовик-призрак. Нет, он настоящий, но, как призрак, он колесит по дорогам, наводя ужас. Здесь он принимает инфернальные черты, и даже вид некоего всемогущего рока, эдакого «пункта назначения», и только доведенные до отчаяния решаться вступить с ним в бескомпромиссную дуэль.

    После фильма еще долго не покидает тяжелое ощущение, как будто история еще не закончена, как будто пережитое главным героем не так уж далеко. В данном случае миры по ту и по эту сторону экрана отделены лишь тонкой пленкой удачи. Если вам повезет, вас никогда не коснется подобное, а если нет…Хватит ли у вас духу на дуэль?

    Из простенького и легкого рассказика Мэтисона Стивен Спилберг сделал самый настоящий саспенс, телетриллер, который без преувеличения можно назвать настоящим шедевром кино. Изумительный. Потрясающий. Значительный. Захватывающий. Настолько хорош, что даже не верится, что это — всего лишь полоса для разгона выдающегося режиссера.

    10 из 10

    26 марта 2012 | 00:32

    «-Он должно быть сумасшедший. Ну хорошо. Он сумасшедший. А мне что делать? Найти ему психиатра?» (с)

    Есть поговорка, которая утверждает, что в жизни не происходит — всё к лучшему. Её вероятно мог бы припомнить культовый американский писатель Ричард Мэтисон, который в однажды, возвращаясь по пустынному шоссе с игры в гольф, пережил пугающее преследование спятившего водителя огромного грузовика. Ибо в будущем он положит этот случай из жизни в основу дебютной картины Стивена Спилберга «Дуэль» — давшей легендарному ныне режиссёру пропуск в Голливуд, и обретшей в последствии культовый статус. С чего начать рецензию на этот классический экшен-муви? Наверное с того, что практически всё в этом фильме поразительно. Судите сами: снималась лента на весьма скудные средства (общий её бюджет, включая позднейшие досъёмки не превысил 450,000 $!), снималась для телевидения, с отсутствием необходимых технологий большого кино, и следовательно без громких имён создателей. Но не смотря на это, будущий классик мирового кинематографа сумел подтвердить аксиому, согласно которой для создания классного кино не всегда нужен гигантский бюджет — самое главное был бы талант у снимающего. А недостатка в оном Спилберг не чувствовал даже в молодости. Изловчившись снять всего за 13 дней (!) целиком всю картину, он нашёл для неё первоклассного оператора. Даже не верится в то, что на момент съёмок Джек Марта был уже человеком преклонного возраста. Так как невероятный драйв погони, интересные ракурсы запечатлевшие стремительно мчавшегося грузовика, мастерское нагнетание саспенса даже в «разговорных» эпизодах (коих совсем не много) картины — будто снимал всё это начинающий оператор, только ворвавшийся в профессию! Вероятно не погрешу против истины, если предположу, что приступая к съёмкам своего «Безумного Макса» Джордж Миллер держал в памяти этот фильм своего более маститого, заокеанского коллеги. Больно уж здорово выглядит мчащейся на бешеной скорости сорокатонный грузовик, а демонстрирующая всю его необузданную мощь камера совершает вокруг машины такие пируэты, что в пору не только припомнить также культовое детище Миллера, но и усомнится в том, что «Дуэль» — кино для телевидения. Касательно последнего пункта, стоит уточнить, что после премьерного показа на канале «АВС», дебютный фильм Спилберга имел такие высокие рейтинги, что после студия приняла решение доснять несколько разговорных и экшен сцен, дабы растянуть хронометраж (в первоначальной версии фильм длился чуть более 70-ти мин.) и выпустить картину в ограниченный кинотеатральный прокат. Именно тогда и появились закадровые размышления главного героя, которые придавали действию наэлектризованной напряжённости, и которые отчего то многим сильно не понравились (стоит заметить, что на сегодня есть две видео- версии фильма — с ними и без них). Вместе с напряжённым саундтреком Билли Голденберга, а так же нервной игрой Дэнниса Уивера — фильм являет собой прекрасный образец «дешёвого и сердитого» дорожного триллера. Который до сих пор популярен у зрителя. Слышал, что недавно было переиздание ленты в современный видео-формат. Причём не только на DVD, но и на BLU REI!

    Сюжет картины начинается как то внезапно, когда герой спокойно ведёт свою легковушку по междугороднему, калифорнийскому шоссе. Его обгоняет ржавый и закопчённый грузовик с цистерной. Далее уже сам герой обходит водителя «тяжеловеса». Так начинается их дорожная дуэль — противостояние: герой будет пытаться прорваться и оторваться от преследования невидимого маньяка. В то время, как он будет идти у него по пятам, втягивая в эту смертельно опасную игру, ставка в которой — жизнь… Думаю, что всякий однажды побывавший в экстремальной ситуации признает верность слогана фильма, и подтвердит — страх в самом деле — движущая сила! В сценарии практически не было диалогов — лишь коротенькие реплики. Но фильму слова и не нужны — в этом можно убедится смотря картину, как и я в оригинале — не понимая большинство фраз, что произносят герой и встреченные им персонажи. Как и в немом кино — всё ясно без слов. Вот герой сердится на упёртого, не желающего уступить дорогу шофёра грузовика, вот он в шоке чертыхается, после того, как тот чуть было не спровоцировал аварию на трассе. Вот он лихорадочно осматривает посетителей бара, пытаясь угадать кто из закусывающих и потягивающих пиво мужчин — тот самый инфернальный водитель. До того, на заправке нам показывали ноги шофёра — он носит джинсы и обут в коричневые сапоги. Опираясь на эти детали, зритель подобно герою пытается идентифицировать своего преследователя, при этом несколько раз допустив ошибку и даже спровоцировав драку в баре!

    Фильм прекрасно смотрится и сегодня, спустя почти 45 лет после создания! В фильмографии Стивена Спилберга есть много классных фильмов самого разного жанра: мелодрама, комедия, сказка, фэнтази и военная драма. Но начинал он не с сентиментальных, рассчитанных на тинейджеров постановок, а с лихо закрученного на банальной интриги триллера. В последствии фильм окажет влияние на жанр, и позднее его попытаются скрестить с молодёжным остросюжетным кино — сняв столь же отменный роуд-муви «Нечего Себе Поездочка», где закруглятся (да не обидится мэтр) более элегантно, оставив в финале не точку а многоточие. Чего на мой взгляд всё же не хватило картине Спилберга. Впрочем это дело вкуса, и это не коем образом не помешало ленте номинироваться на Золотой Глобус и премию Эмми — одну из которых она получила (за монтаж звука, учитывая бюджетность фильма он и правда безукоризненный). Странно то, что почему то не отметили резвый монтаж Фрэнка Морриса — он тоже замечателен, и внёс существенный вклад в динамику ленты… Если вы по каким то причинам до сих пор всё ещё не видели «Дуэль» — то поспешите исправить столь досадное упущение. Картина вас не разочарует, будьте в этом уверены!

    18 сентября 2015 | 07:51

    Пересмотрев во второй раз «Дуэль» был ещё больше впечатлён, нежели в первый! При первом просмотре больше следишь за хитросплетениями сюжета (не особенно сильного) и гадаешь- «что там за гад сидит в кабине грузовика?», а вот при втором больший акцент делаешь на постановке как таковой, режиссуре и мощной операторской работе (какие же порой необычные планы берёт камера, и это при дебюте 24 летнего, тогда ещё неизвестного режиссёра, Стивена Спилберга!).

    Если бы я не знал имени режиссёра, я бы подумал что эту во всех отношениях гениальную картину снял сам великий и ужасный Альфред Хичкок (это, само собой, очень большой комплимент даже для такого монстра киноиндустрии как Спилберг)- музыка словно перекочевала сюда из «Психо» (яростные удары смычком по скрипке), а саспенс (нагнетение), по своей постановке, действительно не уступает, а в чём- то даже превосходит Хичкока!Также, очень понравилась необычная для подобных фильмов атмосфера «как- бы» Дикого Запада.

    Действительно, истинного мастера видно за версту, даже при комичном бюджете картины в 450 000$, даже при, казалось бы, простеньком сюжете (грузовик гоняет легковушку по Дикому Западу взад/ перёд 1,5 часа- и это совершенно не скучно!) Спилберг делает без шуток киновеху и один из лучших своих фильмов- да чего геха таить- кинематографа в целом (что совершенно не видано для дебютанта!). Во всех отношениях идеальная картина, которую, к тому же, повторюсь, совершенно непротивно смотреть во второй раз (что для современных тупых боевиков- невиданное явление, как приземление НЛО) и, я больше чем уверен, посмотрю в будущем ещё ни один раз, чего и вам советую, разочарованных- не будет!

    9,5 из 10

    14 апреля 2011 | 16:18

    Не буду ходить вокруг, да около. Фильм затрагивает тяжелую тематику противостояния двух антогонистов. Личностей, абсолютно противоположных в своих действиях и решениях. У каждого из них своя правда, свой выбор. Фильм конечно на любителя т. ч вряд ли девушка, любительница мелодрам или других «слезных» фильмов будет довольна после просмотра, НО… здесь есть все для любителей дорожных триллеров:
    есть противостояние
    есть дорога

    у героев нет пункта назначения, все закончиться, когда останется лишь один из них. Осталось только решить, кто же это будет

    Для тех, кому понравилась «Кристина», кто пересматривает «Автомобиль», кому нравиться TurboInterceptor из «духа мщения» и для тех, кто хоть раз хотел посмотреть «Грузовики» Стивен Спилберг представляет этот фильм.

    Советую к просмотру

    8 из 10

    P.S Хотелось бы, чтобы кто-нибудь еще создал что-то подобное.

    7 февраля 2011 | 12:18

    Пример того как снять качественный триллер имея пара машин, одного актера и несколько человек массовки. «Дуэль» рассказывает зрителю о простом парня по имени Мэнн, который в один далеко не самый прекрасный день отправившись в деловую поездку, нарывается на психопата, управляющего зловещим на вид грузовиком. Стал ли Манн одной из многих жертв или же первой и последней зритель решает сам. Фильм не дает ответа на этот вопрос, как и на тот, кто сидит за рулем грузовика.

    Главная тема в фильме — тема одиночества. Главный герой в одиночку противостоит опасному противнику, к его крикам о помощи не прислушиваются. Нечто похожее было впоследствии использовано Стивеном Спилбергом в фильме «Челюсти», где главному герою сначала не верят, а после он вынужден чуть ли не в одиночку противостоять акуле — людоеду.

    Но главный плюс фильма все же в погоне, которая не прекращается в течении всего фильма, а лишь пару раз делает небольшие перерывы.

    10 из 10

    10 февраля 2011 | 19:36

    Отличный триллер, растасканный впоследствии на цитаты всем кому не лень. Главный герой отлично сыграл переход от удивления, что с ним на дороге что-то случилось, до отчаяния и решимости драться за свою шкуру. Очень показательно поведение второстепенных персонажей.

    Отлично срежессировано, снято, сыграно. Один вопрос- как после такого дебюта Спилберг умудрился не стать серьезным режиссером?
    Для тех кто любит детали — в начале фильма герой слушает в машине по радио звонок от слушателя, который сам по себе мог бы стать сюжетом целого фильма — слушайте его внимательно, когда будете смотреть. Также не пропустите очень интересный телефонный разговор главного героя со своей женой.

    28 августа 2006 | 14:43

    Спилберг здесь демонстрирует полезные находки в жанре триллера, которые ему затем пригодятся в «Челюстях».

    На самом деле главное действующее лицо картины — огромный грузовик, водителя которого мы не видим. Погоня грузовика за красным «Плимутом» обычного американского яппи и составляет сюжет фильма. Думаю, наделение неодушевлённого предмета (в данном случае машины-преследователя) чертами сверхъестественной дьявольской силы — один из интереснейших приёмов для создания напряжения на экране. Сузив число действующих лиц, режиссёр фактически обнажил ситуацию: я один на один с убийцей. Есть только дорога без конца, и тебя будут гнать вперёд. Ты не в силах этому противостоять, потому что рациональное мышление здесь неприменимо.

    Несчастному Дэвиду, обруганному женой и изнывающему от жары, придётся понять, что «вот ты живёшь обычной жизнью, а потом бывает 25 минут, когда всё переворачивается с ног на голову, и тебя уже могут запросто убить на дороге». Ему ничего не остаётся, как вспомнить свои инстинктивные навыки выживания и вступить в бой.

    Дебютные ленты классиков кино — часто лучший пролог к их последующему творчеству

    22 марта 2010 | 13:25

    1971 год. В кино дебютирует будущий мэтр кинематографа Стивен Спилберг, подаривший миру впоследствии не только с десяток отличных, но и несколько по-настоящему великих фильмов. Вот и стартовая картина у него получилась, сказать просто хорошая — ничего не сказать.

    Дорога в пустынной, нелюдимой от заправки до забегаловки местности. Дэвид Манн, чей психологический портрет однозначно описан в его телефонном разговоре с женой, спешит на встречу с отъезжающим начальством (эдакий герой Маяковского «Подлизы»). Что-то невнятно объясняя жене и обещая не опаздывать домой, он продолжает свой путь. И здесь бы не было ничего необычного, если бы внезапно, он не стал мышкой в игре с одной злобной, жестокой и к тому же слишком таинственной кошкой. Безымянный водитель грузовика, которого можно называть просто Грузовик, ибо он и его адская машина суть едины, заваривший всю эту кашу, олицетворяет собой рок, неведомый и беспощадный, не отстающий от Манна, мерно и точно ведущий его к гибели. Сможет ли Манн выстоять, победить в этой дуэли?

    Эта картина действительно уникальна. Снять такой захватывающий триллер, показывая почти весь фильм лишь две машины, действительно сложно, это ведь не сериалом «Дальнобойщики» народ потешать. И, тем не менее, этот «театр одного актера» рождает по настоящему интересный хоррор, к тому же с явно философским уклоном. Ведь сама дуэль состоялась между кем и кем? Не только между двумя водителями, но главное, что она состоялась внутри Манна, между его слабохарактерностью и почти животным азартом, инстинктивным желанием выжить.

    Стоит ли говорить, что картина потрясающе решена режиссером?! Запечатленное отчаяние и яростный азарт героя, его взлеты и падения, перемены, случившиеся с ним в считанные часы действия фильма (отдельная похвала Деннису Уиверу, ведь от его игры в фильме многое зависело, и он возложенную на него ответственность оправдал сполна). Интерес представляет псевдомистические моменты (необычайная скорость грузовика, которой так удивляется Манн, водитель, чье лицо так и не было раскрыто, лишь его рука, сапоги и стекающая кровь), юмор сродни Симпсонам (полицейский, заставляющий по буквам диктовать фамилию героя, в то время как тому грозит смертельная опасность, болтовня по радио, дети, ведущие себя, ну если не неадекватно, то уж точно неприлично). И еще одна немаловажная деталь (лично для меня) — это то, что бюджет фильма крайне скромен. Можно брать 50 миллионов для съемки фильма и снять такую ерунду, что и смотреть противно, а можно и за полмиллиона снять такой шедевр.

    Наверное, профессионалы могли б еще многое сказать о достоинствах этого фильма, ну а мне остается только подытожить, что, на мой взгляд, это качественный и очень интересный продукт кинематографа.

    10 из 10

    9 июля 2010 | 15:12

    В 1971 году молодой и неизвестный тогда телевизионный режиссер Стивен Спилберг при минимальном бюджете за каких-то 13 дней создал фильм, который и сегодня смотрится с неподдельным восхищением. Изначально задуманную как телевизионный проект, «Дуэль» ожидал огромный зрительский успех, вследствие чего было решено выпустить фильма для проката в кинотеатрах. Прошло почти 40 лет с того времени, но многие до сих пор склонны считать этот дебют непревзойденной вершиной творчества знаменитого режиссера.

    «Дуэль» глазами рядового зрителя — это захватывающий триллер, в котором все предельно четко и ясно и, чего уж там, круто. Обычный американец Дэвид Манн спешит куда-то по своим делам на машине, когда его начинает преследовать грузовик с угрозой для покоя и жизни. В начале поездки Дэвид слушает радио, которое вещает о проблемах рядовых, как и он, американцев, один из которых жалуется на наступающую эмансипацию в прямом эфире. Чем не символ потери мужчиной главенствующей роли в обществе?

    Известно, что у Дэвида есть семья, и что он предпочитает избегать каких-либо конфликтов — даже типу, что пытался изнасиловать его жену у всех на виду, он предпочел не говорить ничего, вместо этого нелепо извиняется перед супругой по телефону. Подобный слабохарактерный образ параллельно возник в американском кино сразу в двух картинах — у Спилберга и ключевой ленте Сэма Пекинпа «Соломенные псы» (даты премьеры у фильмов совпадают с точностью до месяца), а персонаж Дэвида Манна перекликается со знаменитым образом своего тезки Дэвида Самнера — тихого и слабовольного математика в блестящем исполнении Дастина Хоффмана. Интересно, что в ленте Пекинпа присутствовала сцена изнасилования подруги главного героя (у Спилберга она произошла «за кадром»). Любопытно, что схожие идеи пришли к двум режиссерам сразу и получили практически синхронную реализацию.

    Диалоги в фильме Спилберга сведены к минимуму. А те, что есть, исполняют сугубо техническую, служебную функцию вроде разговоров на заправке или в кафе. Другое дело — внутренние монологи самого Дэвида, который неглупо рассуждает о способах уладить конфликт и о том, что можно ехать по дороге на своей машине в благополучной стране и даже не подозревать, что кто-то захочет тебя убить с помощью грузовика. Отскочив, казалось бы, на расстояние, близкое к бесконечности, от первобытного строя человек в лице Дэвида вдруг оказывается, по сути, в самой гуще оного. И уже неважно кто ты, насколько исправно платишь налоги и владеешь ли медицинской страховкой. Тогда действовал закон силы. Стычки были неизбежны, и из них выходил победителем тот, кто в сухом остатке проявлял больше характера. Инфернальный водитель, про которого не говорится ровным счетом ничего, будто провоцирует слабовольного Дэвида на дуэль не по правилам цивилизованного общества. Попытки ускользнуть, уйти от конфликта, наладить контакт с агрессором, призвать на помощь пресекаются на корню. Грубо. Силой. Безапелляционно. Время, которым сначала Дэвид так дорожил, вдруг утрачивает свою ценность. Действительно, какова цена опоздания на деловую встречу, если в ближайшую минуту ты можешь погибнуть, слившись воедино с грудой металла?

    Водитель грузовика до последних кадров никоим образом себя не идентифицирует. Аналогия с фильмом Пекинпа становится еще более явной, если сравнивать концовки обеих фильмов. Оказавшись в ситуации, когда обществу банально плевать на тебя, мужчина вынужден стискивать зубы и пробуждать свою так хорошо усыпленную за века эволюции и цивилизации первобытную суть. Характерен эпизод на железнодорожном переезде, снятый специально для кинотеатральной версии, когда машина ярко-красного цвета оказывается зажатой между двумя обесцвеченными махинами, а внутри трясется мужичонка в очках грубой оправы, так и не решаясь покинуть свое видимое убежище.

    И пусть за рулем грузовика сидит подонок, а к бамперу машины прибиты номера машин его предыдущих жертв, тот совершает все же один хороший поступок — подталкивает заглохнувший школьный автобус с детьми, которые тщетно дожидались помощи от Дэвида. Вопрос в том, кто же тут хороший, а кто плохой, так и повисает в запыленном воздухе. И ведь понятно, что конфликт Дэвида — едва ли с психом за рулем преследующей его адской и дымящей машины. Другое дело — собственные страхи, от которых вряд ли можно умчаться на автомобиле. Эпизод с крушением клеток со змеями и пауками символичен, он сигналит о том, что пора выпустить собственного зверя из клетки ультрасовременного комфорта.

    Интересно, что все транспортные средства, появляющиеся в фильме, в размерах превышают автомобиль нашего героя (грузовик, школьный автобус, поезд, джипы посетителей кафе), а те, что обладают аналогичными габаритами, населены такими же, как и Дэвид, безвольными существами, которые при первой же опасности предпочтут просто надавить на педаль акселератора.

    Главная особенность и достоинство «Дуэли» все же не в удачно нагнетаемом хичкоковском саспенсе и не в стройном сценарии. Во многих аспектах этот фильм имеет двойственную природу: снятый для телевидения, он в итоге вышел в кинопрокат, не так уж и ясно кто из персонажей — герой, а кто — антигерой, даже саму ленту можно в равной степени воспринимать и как обычный жанровый фильм, и как метафизическую притчу. Окончательный выбор за зрителем, и он-то в любом случае не прогадает.

    31 августа 2010 | 19:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>