всё о любом фильме:

Дуэль (ТВ)

Duel
год
страна
слоган«Страх - движущая сила»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийРичард Мэтисон
продюсерДжордж Экстайн
операторДжек А. Марта
композиторБилли Голденберг
художникРоберт С. Смит, Сэл Блайденбург
монтажФрэнк Моррисс
жанр боевик, триллер, детектив, ... слова
бюджет
$450 000
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время89 мин. / 01:29
Номинации:
Сюжет фильма развивается на бескрайней дороге через пустыню, где начинается смертельная гонка-дуэль. За легковой автомашиной не просто гонится бензовоз с невидимым водителем, норовя ее уничтожить, а как будто некий рок, как в греческой трагедии, неотступно преследует человека.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
32 + 5 = 37
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На машине, которую персонаж Дэнниса Уивера ошибочно принимает за полицейскую, можно заметить надпись «Grebleips» — написанная наоборот фамилия режиссера «Spielberg».
    • Люсиль Бенсон (женщина на заправочной станции) исполнила похожую роль в другом фильме Спилберга — «1941» (1979). Пожилая пара в автомобиле, который останавливает Манн, также появляется в «Близких контактах третьей степени» (1977).
    • На грузовике можно заметить 17 зарубок.
    • Машина Манна — Plymouth Valiant модель 1970-го года.
    • Некоторые кадры из фильма использовались в одном из эпизодов сериала «Невероятный Халк» (1978). После того, как об этом узнал Стивен Спилберг, он настоял, чтобы в контрактах к его следующим проектам был обязательный пункт, запрещающий студиям использовать кадры из его фильмов без его согласия.
    • Номер, по которому звонит Манн своей жене, — реально-существовавший телефонный номер на момент создания фильма.
    • Когда Кэри Лофтин, сыгравший водителя грузовика, поинтересовался у Спилберга, почему его персонаж с такой настойчивостью преследует Дэвида Манна, Стивен сказал: «Просто, ты — самый отвратительный и грязный сукин сын, которого когда-либо носила земля». На что Кэри ответил: «Парень, тогда я именно тот, кто тебе нужен».
    • Актерская работа Дэнниса Уивера в «Печати зла» (1958) убедила Спилберга, что лучшего кандидата на роль жертвы не найти.
    • Для фильма не было построено ни одной декорации.
    • По задумке авторов фильма, номерные знаки на грузовике сняты с автомобилей, которые он уничтожил. По словам Спилберга, водитель грузовика хотел уничтожить по одной машине в каждом штате.
    • Частично фильм основан на реальной истории, случившийся с Ричардом Мэтисоном.
    • Изначально «Дуэль» должна была быть 74-х минутным телефильмом, снятым специально для компании ABC. Однако, после колоссального успеха на телевидении, продюсеры решили расширить картину до девяноста минут и выпустить её в кинопрокат.
    • Уже после показа на телевидении Спилберг снял несколько дополнительных сцен для кинотеатральной версии фильма.
    • Сцена на железнодорожном переезде, где грузовик пытается столкнуть машину Манна под поезд, была специально снята для кинотеатральной версии.
    • Фильм был снят за 13 дней (не учитывая дополнительные сцены, снятые специально для кинотеатральной версии).
    • Пять монтажеров работали над картиной.
    • После завершения съёмок у Спилберга было чуть более трех недель, для того чтобы закончить пост-продакшн.
    • За фильм мы ни разу не увидим лица водителя грузовика, а также нигде не упоминается его имя. В одноименном рассказе Ричарда Мэтисона водителя зовут Келлер (Keller), что довольно созвучно со словом «киллер» (killer).
    • Этот телефильм был выпущен на киноэкран в 1973 году и имел хронометраж 88 минут, а самая полная версия — 90 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время съёмок сцены, в которой грузовик падает с обрыва, вышло из строя специальное оборудование, необходимое для контроля автомобилем без водителя. Чтобы не терять времени на ремонт, каскадер сел за руль грузовика и выпрыгнул из него за мгновение, до того как машина сорвалась в пропасть.
    • еще 17 фактов
    Трейлер 01:00

    файл добавилТоварищ Комисар

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Стивен Спилберг, будущий лидер суперзрелищного кино, в свои неполные 24 года познал первый триумф у зрителей и критиков благодаря скромной по затратам (бюджет составил $450 тыс.) ленте, снятой всего за 13 дней. Возможно, этот «маленький шедевр» до сих пор является в каком-то смысле непревзойдённой работой в творчестве этого постановщика. Он взял за основу очень простую историю (кстати, рассказ Ричарда Мэтисона был основан на реальном случае). Но ранним художническим чутьём Спилберг угадал редчайшую возможность создания философской притчи о некой безличной, анонимной силе зла, преследующей обычного человека, «среднего американца». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Этот малобюджетный и малоизвестный фильм, принадлежащий периоду раннего творчества Стивена Спилберга, является, тем не менее, ярким примером проявления таланта режиссёра уже в первых своих работах. Казалось бы, непросто сделать из столь незамысловатого сюжета небольшой по длительности, но захватывающий сильнее многих других триллер — а иначе «Дуэль» не назовёшь. Самый обычный мужчина средних лет едет по пустынным дорогам, спешит по своим делам и слушает радио; невзначай он обгоняет по пути старый бензовоз, и после заправки продолжает путь. Кто бы мог подумать, что бензовозу это не понравится!

    Трудно интерпретировать сюжет фильма с определённой уверенностью, и это даже к лучшему, потому что даёт возможность придумать самые разные трактовки поведения водителя грузовика, ни с того ни с сего бросившегося преследовать несчастного Дэвида Мэнна. Лично мне кажется забавной предложенная Спилбергом — грузовик-убийца, собирающий по одной жертве в каждом штате. Как бы там ни было, режиссёр фактически на ровном месте создаёт настолько напряжённую и интригующую ситуацию, что с каждым новым эпизодом её развития интерес к фильму подогревается всё сильнее и сильнее. Им неплохо продумана и психологическая сторона: главный герой постоянно — мысленно и вслух — оценивает эту ситуацию и пытается найти из неё разумный выход, которого нет. Ведь основная цель заключена, мне думается, в непонятном поведении грузовика, именно грузовика, а не его водителя. Машина становится символом нечто такого, что неотступно преследует человека, зловещего и неизбежно настигающего, взявшегося из ниоткуда и туда же в итоге вернувшегося. Поэтому грузовик не спешит убивать водителя, с которым он соревнуется на дороге, возможно, он вообще не хочет этого. Его поведение отвечает каким-то правилам, с одной стороны, довольно разумным (так, например, он не позволяет Дэвиду связываться с «внешним миром»), с другой же стороны, необъяснимым — как бы быстро не ехал Дэвид, грузовик всегда догоняет его. Так что злая ирония и некий умысел на лицо.

    Но, даже особо не вдумываясь в замысел, всё равно крайне интересно наблюдать за ходом развития событий в ожидании, чем же такая смертельная гонка может закончиться. И, повторяю, «Дуэль» — замечательный пример «раннего попадания» режиссёра в самую точку, и как результат — сочетания зрелищности, качественного сюжета и просто хорошей работы над проектом. Вообще явление создания талантливой картины уже в самом начале творческого пути встречается среди режиссёров не так уж и редко: взять хотя бы Франсуа Трюффо и его «Четыреста ударов» или Жана-Люка Годара и его «На последнем дыхании». Есть и другие примеры, если хорошенько подумать. Я говорю это к тому, что многие режиссёры, в начале или же в середине своей карьеры снимавшие добротное и умное кино, потом вдруг скатывались до банальных красивых историй, больших бюджетов и отсутствия новизны и свежести черт кино, как такового. Попросту говоря — становились приверженцами коммерческого кино, почему-то утратив былую хватку, растратив свой талант или просто выдохнувшись. Особенно, по-моему, это наблюдалось на рубеже 21 века, переступив который, мы изменили свои взгляды на кино, потому что оно само изменилось, и изменилось не в лучшую сторону. Спилберга постигла та же участь: зрелищность осталась, а весь талант, какой был, сменился созданием красочных, но пустых сюжетов. Будь все его поздние работы в кино хотя бы примерно такого же уровня, как «Дуэль» — и Америка имела бы хорошего режиссёра, пусть даже по большей части «зрелищного кино». И, возвращаясь к фильму о противостоянии грузовика-убийцы и обычного среднего американца, на долю которого выпало такое испытание на прочность, ещё раз воздам похвалу его режиссёру за отличный роуд-муви триллер. И ещё добавлю, что это пожалуй один из самых крутых фильмов про бензовозы и грузовики. Смотрите и наслаждайтесь!

    9 из 10

    26 января 2015 | 17:24

    Спилберг здесь демонстрирует полезные находки в жанре триллера, которые ему затем пригодятся в «Челюстях».

    На самом деле главное действующее лицо картины — огромный грузовик, водителя которого мы не видим. Погоня грузовика за красным «Плимутом» обычного американского яппи и составляет сюжет фильма. Думаю, наделение неодушевлённого предмета (в данном случае машины-преследователя) чертами сверхъестественной дьявольской силы — один из интереснейших приёмов для создания напряжения на экране. Сузив число действующих лиц, режиссёр фактически обнажил ситуацию: я один на один с убийцей. Есть только дорога без конца, и тебя будут гнать вперёд. Ты не в силах этому противостоять, потому что рациональное мышление здесь неприменимо.

    Несчастному Дэвиду, обруганному женой и изнывающему от жары, придётся понять, что «вот ты живёшь обычной жизнью, а потом бывает 25 минут, когда всё переворачивается с ног на голову, и тебя уже могут запросто убить на дороге». Ему ничего не остаётся, как вспомнить свои инстинктивные навыки выживания и вступить в бой.

    Дебютные ленты классиков кино — часто лучший пролог к их последующему творчеству

    22 марта 2010 | 13:25

    Вот уж воистину — «все гениальное просто»! Замечательный «дорожный» триллер Стивена Спилберга, снятый мэтром на заре своего творчества оказался удачен настолько, что был специально адаптирован для экранов кинотеатров. Дэвид Манн, обыкновенный американский клерк отправляется по делам в автомобильную поездку через знойную пустыню, вряд ли ожидая что путешествие превратится в смертельную гонку, приз в которой — жизнь.

    Все действо держится на изобретательной режиссуре Спилберга и игре Денниса Уивера, идеально(не побоюсь этого слова) исполнившего роль обычного рядового обывателя, попавшего в самую опасную ситуацию в своей небогатой на экстремальные события жизни. Внезапно отмечаешь что полностью отождествляешь себя с героем, маленьким человеком в легковушке, преследуемым громадным инфернально выглядящим грузовиком с не менее инфернальным(не знаю, но догадываюсь) водителем внутри.

    Много говорить об этом мини-шедевре не получится да и не нужно. Такое нужно смотреть. Хотя бы чтобы убедиться, что настоящему мастеру для успеха вовсе не обязательны мозголомные сценарии и многомиллионные бюджеты.

    8 из 10

    25 октября 2012 | 00:16

    Es fliesst durch meine Venen

    Es schlaft in meinen Tranen

    Es lauft mir aus den Ohren

    Herz und Nieren sind Motoren

    Benzin

    Rammstein, «Benzin»


    Осторожно! Спойлеры!

    Дэвид Манн не просто человек. Он типаж, привычный и при этом почти легендарный. Жена, дети, относительно неплохая, скучная работа, очки на носу, устоявшаяся жизнь, никаких планов на будущее, никаких сюрпризов. Но сюрприз все-таки происходит. Ржавый бензовоз, похожий на груду металлолома, неожиданно начинает охотиться на несчастного коммивояжера, словно бросая ему вызов и приказывая освободиться от всего, чем он мнил свое существование.

    И тут, таинственный монстр с бензином вместо крови перестает быть механизмом, приютившим в себе всего лишь живого, а оттого абсолютно не страшного, обезумевшего водителя, и превращается в некую стихию. Тут же важна находка писателя, при написании сценария убравшего из собственного рассказа личность водителя, прибавлявшую истории простоты и убавлявшую ужас происходящего. И вообще, существо уже не столько пытается уничтожить несчастного героя, сколько пробудить в нем подсознательного зверя, сидящего за этой маской приличного человека в очках, давая Манну два выхода: или умереть в страхе все тем же бессильным человечком, или высвободить всю свою агрессию, пробудить зло, сидящее в клетке. Можно назвать машину злом, но лучше носителем зла, демоном, которого можно было видеть еще в «Распространителе», написанном тем же Матесоном, доказывающим, что только тьма, имеющаяся в каждом из нас, способного спасти существо, попавшее в безвыходную ситуацию. Это превращает историю, происходящую на открытом пространстве, почти что в камерную драму, описывающую очередную битву между добром и злом, происходящую каждый день не где-нибудь, а в человеческой душе. Битва с бензовозом — это столкновение с бездной, и Манн при видимой победе оказывается ей поглощен, уничтожен. Такой исход пугает в разы сильнее, чем все технические изыскания режиссера. Не страшно погибнуть, страшно потерять человеческое лицо. Тогда и сцена, демонстрируемая во время финальных титров, является отображением душевных мук героя, осознающего, что только что убил живое существо.

    Но еще более грузовик напоминает безжалостного хищника, поставившего во главу кодекса чести обязанность идти до конца и в финале с мощным ревом обрушивающегося в пропасть с легкой подачи героя. Эта точка зрения превращает историю уже в торжественный героический эпос, где ядром является не испуганная жертва, а ее преследователь. Тогда и финальная торжественная музыка превращается в реквием по гибнущему герою, чей дымящийся труп медленно скатывается в бездну.

    А если отходить от бесконечных трактовок истории и возвращаться к фильму как таковому, то следует сказать, что, как это ни странно, малобюджетный триллер, снятый за 13 дней, может называться чуть ли не лучшей работой Спилберга. Здесь нет привычного для его поздних работ пережевывания идей, да и при видимой простоте средств фильм устроен куда сложнее. В общем-то, он напоминает короткий, но при этом хитроумный код, содержащий в себе все то, что Спилберг будет в течение последующих сорока лет нести зрителю. Отлично переданный контраст между повседневностью, запечатленной радиопередачами в начале и удивительным нападением грузовика, умелая игра с потаенными страхами зрителя: все это демонстрирует почерк профессионала, оттачивавшего свое мастерство годами, а не новичка, снявшего телевизионную страшилу за гроши.

    Жанровая характеристика: Триллер с элементами эпической трагедии и философской притчи

    Итог: Культовая работа одного из известнейших режиссеров, разгадывать которую интересно и по сей день.

    9 из 10

    Спасибо за внимание

    26 мая 2010 | 20:27

    Отличный дебют Стивена Спилберга. Очень люблю это кино. Это прекрасный фильм, поражающий своей простотой и напористостью, он затягивает с первых минут. Когда только герой Денниса Уивера выезжает из гаража своего дома, говорит радио… Ты сразу задаёшься вопросами: Куда приведёт его дорога? Что будет впереди? Что его ждёт? Ты начинаешь чувствовать приятную и необычную атмосферу фильма.

    И вот он, этот старый бензовоз. Этот монстр, это настоящее воплощение зла, страха, ужаса. Будто у него в цистерне то самое напряжение, которым он заправляет всё больше и больше на протяжении всего фильма. И несмотря на то, что этот грузовик является тёмной стороной, всё равно он симпатизирует и по неволе хочется быть именно на этой стороне.

    Вся эта дорожная дуэль — это борьба за выживание, попытка уйти от неизбежности. Это всё завораживает.

    Помимо необычной идеи с грузовиком, картину красивой делают американские дороги и американские просторы, и плюс ко всему, всё это сдобренно отличной интригой.

    Кто всё это любит, равнодушным к фильму не останется.

    5 февраля 2009 | 13:11

    Большинство хороших ужасов основано на очень просто идее. Это даёт критикам повод считать жанр примитивным, однако упреки тут едва ли обоснованы — чаще всего по-настоящему пугающие вещи действительно очень просты; фактически, сложности распыляют внимание и мешают бояться — с другой стороны, у испуганного человека не возникает ни дополнительных вопросов, ни претензий к непроработанности сюжета. У Спилберга талант (ну, или был, пока он ещё снимал ужасы иногда) обнаруживать такие сюжеты.

    В этом случае он отталкивается от того, известного всем, по меньшей мере, на подсознательном уровне, факта, что на автотрассе мы ближе к смерти, чем где-либо ещё. Это повседневный и привычный, но достаточно серьёзный риск, а это значит, где-то страх перед автомобилями копится, скрытый коростой оптимизма и рутины. И смиряться с этой опасностью нам помогает, кроме всего прочего, предположение, что все мы на шоссе — союзники, все не хотим врезаться, не хотим проблем, оберегаем и себя и окружающих. И стоит допустить, что кто-то не принимает этого негласного соглашения, что кто-то сознательно будет вести так, чтоб ты слетел в кювет, как ситуация из потенциально опасной превратится в ужасающую.

    Ужас тут генерируют преимущественно два элемента. Во-первых, одновременно достоверность и условность происходящего: мы с содроганием понимаем, что нечто подобное возможно на любой дороге, что где-то почти наверняка есть такой неуравновешенный дальнобойщик, но в то же время подчёркнуто-гигантский, яростно ревущий гудком бензовоз, водителя которого мы не видим вовсе, вскоре начинает казаться живым существом, хищником, преследующим автомобиль героя; на мой взгляд, острее всего это видно в предшествующей финалу сцене, где протагонист выходит из машины, чтоб поговорить с преследователем, посмотреть ему в глаза, может, ударить его, может, извиниться (едва ли он и сам знает), и бензовоз игнорирует этот почти самоубийственный акт — он даже не пытается наехать на героя, а когда ему надоедает ждать, слегка таранит его машину, которую он и хочет преследовать и уничтожить. Этот фактор дополняет второй, фактически тоже связанный с инфернальным образом грузовика, — он кажется вездесущим; раз за разом герой отрывается от него, остаётся позади, сворачивает в сторону, и всё же вскоре неумолимый враг вновь настигает его или появляется прямо перед его носом. Актуальное напряжение погони дополняется саспенсом потенциальной опасности в моменты затишья. В итоге кажущийся примитивным образ ржавого грузовика оседает в памяти, а фильм удерживает внимание зрителя от начала до конца.

    Ритм и операторская работа — главные художественные средства в «Дуэли», и выполнены они на высоком уровне. Построение кадра, опять таки, в основе своей очень простое и сводится к двум принципам — диагональное деление экрана (и часто движение по этой линии) для выражения динамики погони и съёмка снизу вверх и чуть под углом, чтоб показать бензовоз неописуемо громадным. Но этого и достаточно, потому что фильм — именно и исключительно о погоне и ужасном грузовике. Относительно же ритма — куда следует отнести и хронометраж, и монтаж — я уже сказал, ожидание опасности и напряжение гонки чередуются в точной пропорции.

    «Дуэль» мне очень понравилась. Не могу отделаться от мысли, что Спилберг совершил ошибку, уйдя в семейное развлекательное кино.

    23 марта 2014 | 02:27

    «Идешь по жизни и думаешь, что есть вещи, которые никогда не изменятся. Например, возможность ездить по большим шоссе, чтобы никто не пытался тебя убить. А потом одна дурацкая случайность — 20-25 минут из всей жизни — и вдруг все веревки, на которых ты держался, обрываются и…» СТРАХ!

    Жизнь — Страх — Смерть. Эти понятия частенько оказываются рядом как в жизни, так и в искусстве. Смысл их экзистенциального единства лучше всего объясняют простая народная мудрость — пословица «жить страшнее, чем умереть» — и главное событие христианской истории — последнее, отчетное, великое — ситуация Страшного суда.

    Что такое страх? Во-первых, одно из самых иррациональных человеческих состояний. Кто-то считает его грехом — робостью, трусостью. Кто-то проявлением рабства, несвободы. Кто-то необходимым условием выживания, нормально функционирующим инстинктом жизни.

    Спилберг же считает страстью, которая может быть и красивой, и глубокой, и грубой, и, как ни странно, смелой. Гениально воссозданный им в «Дуэли» страх — это эмоция, вмещающая в себя эпитеты «сильно», «крепко», «больно», «упорно», «упрямо».

    Его страх лишен умысла и вымысла. Он настоящий. Природный. Он — предельная ситуация, в которой, как дуэлянты, смотрят в глаза друг другу Жизнь и Смерть. А человек (как третий участник дуэли, чей мозг, как часы отсчитывает секунды, удаляющие то от одной, то от другой) — в глаза им обеим сразу, не смигивая и не смаргивая, — у страха глаза велики. Может, поэтому поединщика главного героя мы в фильме так и не заметим?..

    Всем желающим познать в себе чувство страха, вкусив его широко открытыми глазами, — спилберговская «Дуэль»: единоборство красной легковушки и черного грузовика, в котором словно бы и нет водителя, ведь им управляют сами хаос, абсурд, слепая месть, рок, смерть.

    Адская машина, гроб на колесиках с дымящейся (словно привет пеклу) черной трубой и адским завыванием сирены начинает преследовать простого служащего Девида Манна — чистенького, в галстуке и отглаженной рубашке на новенькой, без царапинки, машине уже в самом начале фильма. Девид — это видно по всему — никогда не был в ситуации не то что подвига, единоборства, поединка, но и просто драки!

    Мы понимаем это из его короткого телефонного разговора с женой. Он с ней в ссоре, так как на недавней вечеринке в момент, когда один из подвыпивших гостей пытался ее изнасиловать на глазах у всех собравшихся, он не вступился, даже ничего не сказал. За что (вполне резонно) просит прощения, правда, удивляясь ее обиде: «Что? Я должен был вызвать его на кулачный бой?»

    О, нет, конечно. Не должен. Ведь поединки, как и рыцарство, уже давно не в моде, устарели вместе с допотопным оружием и доспехами. Да и правила дуэли (шесть шагов, двенадцать, двадцать…?) кто их помнит, в самом деле?

    Только вот Спилберг почему-то считает, что ситуация дуэли вечна. Ну… если ты мужчина, конечно. И спешащему на деловую встречу со счетчиком в голове Девиду он дарит право доказать это, испробовав самую страшную дуэль. Когда второй неизвестен. Когда соперники не расходятся вовсе. Когда возобновляемое много раз преследование заканчивается ударами-«выстрелами».

    В России два столетия назад некоторые молодые люди предпочитали стреляться именно так, не расходясь, чтоб пистолет упирался в противника. Зачем? Романтично. Точно. Победа обеспечена. Закрыться нечем. Шанса оказаться трусом перед смертью нет.

    …А на что способен мужчина ХХ века, чтобы выиграть, победить, отстоять свою честь и спасти жизнь? Спилберг отвечает — на Подвиг (а значит — на все!).

    Даже такой захудалый (в зачине фильма) «супермен» и «супермуж» как Дэвид Манн.

    В финале он уже не просит прощения, не молит «перестать», не удирает, не вскрикивает то «О, Боже!», то «Мерзавец!», перемежая эти вскрики с гримасами отчаяния и судорожным сжиманием руля, не сетует на скорость. Он действует, мгновенным решением меняя свою трусоватую, скучноватую жизнь на секунды погони, настоящего дыхания, силы, борьбы, подвига. Тот, кто всю жизнь передвигался полудорогами, ходил полупутями, прыгает от счастья на краю обрыва, куда только что отправил странного дуэлянта-игрока вместе со своей любимой новой машиной.

    Это первый путь, пройденный им в жизни до конца. Это обретение статуса настоящего мужчины, одолевшего своего дракона и страхом, и смелостью.

    Герой в лучах закатного солнца прекрасен. Он сияющий победитель… Себя.

    18 июня 2013 | 10:21

    Стивен Спилберг, безусловно, очень известный режиссер, но вот только далеко не все его картины имеют большую известность. Многие зрители, услышав фамилию Спилберг, вероятно, вспомнят такие картины, как «Индиана Джонс», «Челюсти», «Список Шиндлера», «Инопланетянин». Но если зрителю сказать про фильм, где главгероя преследует автомобиль, мало того — грузовик? Да, Стивен Кинг, точнее экранизация Кинга — «Оно». И это действительно печалит, ведь под подобное описание попадает дебютный фильм Спилберга как режиссера полнометражных фильмов — «Дуэль». И дебют, надо сказать, один из мощнейших в истории.

    Вообще, будь у «Дуэли» хоть половина популярности того же «Инопланетянина», этого текста могло бы и не быть. Но зрителя необходимо познакомить с данной картиной, дабы она не пропала совсем, ибо это — один из лучших представителей жанра триллер, мало того — это умный триллер, и еще, до кучи — это кино не только умное, но и зрительское. Одно может отпугнуть — синопсис, после прочтения которого часть зрителей вполне может решить, что картина проста и банальна. Что совсем не так.

    Все 90 минут — это напряженная погоня и не менее напряженные пешие эпизоды. И снято все очень даже прилично — для крохотного бюджета в 450 тыс. И это, опять же, говорит о таланте режиссера, сумевшего снять кино, которое: 1) не похоже на типичный дебют, 2) не похоже на дешевый фильм. Создатели даже смогли обойтись без строительства декораций для картины, пусть и есть в картине разрушения. Но ценен в «Дуэли» не только саспенс и технический уровень.

    Во время просмотра всплывали ассоциации со свежей «Гравитацией», и неслучайно- ведь Куарон как раз и вдохновлялся «Дуэлью»: здесь зловещий ужас преследует героя, мир отказывается отвечать на просьбы о помощи, и сам герой так же борется еще и с самим собой, пытаясь сделать непростой выбор — бороться или сдаться. А еще — концовка, да и фильм в целом, могут трактоваться по-разному. Картина с одинаковой вероятностью может быть и о современном мире, где анонимности места нет, и о машинах, детенышах прогресса, но основа — тема страха и борьбы. Вспоминается фраза из картины Шьямалана «После нашей эры», очень подходящая в данном случае — «Страх — это выбор». Короче, итог такой — «Дуэль» редчайший представитель и умного, и зрелищного кино. Смотреть строго рекомендуется.

    10 из 10

    11 октября 2014 | 23:26

    Два водилы, две машины, одна дорога, режиссер-мастер и — один из лучших триллеров мирового кино! Если лаконично описывать этот восхитительный триллер, почти дебют Спилберга в «большом кино». Хотя впервые зрители увидели фильм в 1971 по телевизорам, но в 1973 они же с удивлением обнаружили тот же фильм идущим в соседнем кинотеатре и несколько больший по продолжительности. Таким образом, за год до «Шугарлендского экспресса», сделавшего режиссера известным в Америке и за 2 года до первого блокбастера «Челюсти», вознесшего влюбленного в кино еврея на вершину голливудского Олимпа, «Дуэль» стала первым полнометражным кинофильмом Стивена Спилберга.

    Причиной тому — грандиозный успех на телеэкранах. Такой, что боссы «Юнивёрсал», которые поначалу со скрипом дали добро на съемки, объявив начинающему режиссеру, что они согласны на натурные съемки лишь при условии, что фильм будет снят за 10 дней и уложится в бюджет 300 тысяч долларов, подобрели, дали дополнительное время, дополнительные средства, возможность доснять фильм, доработать некоторые сцены и пустить в театральный прокат. Кстати, в те 10 дней и 300 тысяч Спилберг так и не уложился, хотя 13 дней и 450 тысяч в данном случае — небольшой перебор и настоящий подвиг для молодого режиссера, учитывая качество конечного продукта.

    А конечный продукт удивителен! Имея на руках аскетическое оборудование, не великие средства, пару машин, и не имея звезд, Спилбергу каким-то непостижимым образом удалось вылепить из этого по-настоящему страшный и безумно увлекательный триллер, могущий соперничать с фильмами самого Хичкока, у которого, как Спилберг позже признавался, он позаимствовал многие операторские, монтажные и стилистические приемы.

    В «Дуэли» прекрасно виден автор «Челюстей» и «Парка Юрского периода». Напряжение охватывает вас с первых кадров, тревога берет вас за горло железной хваткой уже тогда, когда главный герой просто едет по дороге и еще ничего особенного не происходит. Только самые лучшие мастера жанра могут так заигрывать с человеческими ожиданием. Опасность в этом фильме везде. И исходит она не только от грузовика, — благодаря умелым приемам оператора и отличному монтажу мы начинаем опасаться всего и всех. Особенно ярко, поистине по-хичкоковски, это продемонстрировано в напряженнейшей сцене в кафе, куда главный герой заглянул после первого этапа погони. Опасность исходит от каждого человека, мы буквально чувствуем гнетущий страх, который охватывает героя, его внутреннюю панику, его невероятное напряжение, крик, почти вырывающийся наружу. Мы начинаем смотреть на мир глазами героя. Вот-вот, и зритель сорвется с кресла и побежит, хотя за ним не гонится грузовик.

    Предлагая нам в будущем часто используемую в своих лентах тему своеобразной игры в «кошки-мышки», режиссер сумел главное — заставить поверить в абсолютную реальность происходящего. Я сам не из пугливых, но вот Спилберг определенно задел меня за живое. По сравнению с тем страхом, что нагнал Спилберг, мистические «Звонки» и кровавые «Обители зла» — просто детские игрушки. Хотя бы потому, что там ужас происходит с «чуждыми» персонажами, бесконечно далекими от реальности. Но, будучи водителем, я переигрывал буквально каждый кадр фильма относительно себя. Не скрою, меня не раз вжало в кресло во время этого фильма. Ведь такие ситуации встречаются! Всегда на дороге есть хотя бы один дебил, которого хлебом не корми, дай только показать свою «крутость». Из-за одного такого урода, который начал обгонять меня на замерзшей трассе на скорости 120 км в час я попал пару лет назад в серьезную аварию. Мне эта тема чрезвычайно близка и я прочувствовал весь фильм.

    И многие из нас, как и я, знают, что это такое — нестись на жуткой скорости, ватными руками сжимая руль и понимать, что одно неверное движение и лететь тебе в больницу или в морг — это как повезет. Что значит нервно поглядывать в зеркало заднего вида и видеть там нарастающую громаду какого-нибудь решившего поиздеваться олуха. Чувствовать, как твоя машина тебя не слушается и через секунду понимать, что колеса уже не касаются земли, а сам ты кувыркаешься вместе с машиной вдали от дороги. Испытания главного героя фильма — не такой уж из ряда вон выходящий случай. И самое страшное в такой ситуации — впадать в панику, а именно на грани ее оказывается наш бедолага.

    Напряжение вист в воздухе, оно почти осязаемо, его почти слышно — как гул высоковольтной линии. Добавляет масла в огонь и отличная игра Денниса Уивера — идеального кандидата на роль паникующего представителя «большинства». Уивер великолепно передал весь ужас, что может чувствовать человек в такой ситуации. И спектр этого ужаса огромен — от шока и холодного пота убегающей и кричащей от страха мыши до паникующей решимости загнанного в ловушку кролика, который готов тигра сожрать от страха. Судьба, рок, бог — кто-то ставит над этим городским хлюпиком эксперимент, проверяя на прочность. И человеческое уходит на второй план, пробуждается животное, первобытное. Либо я его, либо он меня. И никаких социальных норм, законов и правил! Внутренний монолог героя Уивера обыгран блестяще — меняется взгляд, походка, речь. Видно, с каким чудовищным трудом, с каким преломлением дается этому мягкому человеку, самому худшему партнеру в гонках на жутких скоростях, каждый следующий шаг. Он становится злее, опасней, он опускается почти до паранойи, искренне желает смерти неизвестному, и устраивает дикую пляску на краю обрыва — и все это через громадную стену ужаса!

    Водилу грузовика-монстра мы так и не увидели. Мне показалось, что Спилберг сделал это специально. Ведь у страха нет лица. А в данном случае мы имеем дело с олицетворением человеческих страхов, с физическим образом зла, которое у ребенка выражается в виде клоуна («Оно»), у мыши — в виде кошки, у жулика — в виде полицейского. Это- грузовик-призрак. Нет, он настоящий, но, как призрак, он колесит по дорогам, наводя ужас. Здесь он принимает инфернальные черты, и даже вид некоего всемогущего рока, эдакого «пункта назначения», и только доведенные до отчаяния решаться вступить с ним в бескомпромиссную дуэль.

    После фильма еще долго не покидает тяжелое ощущение, как будто история еще не закончена, как будто пережитое главным героем не так уж далеко. В данном случае миры по ту и по эту сторону экрана отделены лишь тонкой пленкой удачи. Если вам повезет, вас никогда не коснется подобное, а если нет…Хватит ли у вас духу на дуэль?

    Из простенького и легкого рассказика Мэтисона Стивен Спилберг сделал самый настоящий саспенс, телетриллер, который без преувеличения можно назвать настоящим шедевром кино. Изумительный. Потрясающий. Значительный. Захватывающий. Настолько хорош, что даже не верится, что это — всего лишь полоса для разгона выдающегося режиссера.

    10 из 10

    26 марта 2012 | 00:32

    Видел этот замечательный фильм в очень раннем возрасте. Только недавно, когда снова посмотрел «Дуэль», начал вспоминать отрывки и те эмоции, которые видел в детстве. Тогда мне фильм казался пугающе страшным, и я очень переживал за главного героя.

    При просмотре всегда сидишь в легком напряжении, затягивает загадочность ситуации, в которую попадает главный герой, и с каждым эпизодом пытаешься найти зацепку к разгадке той проблемы, которая сложилась у нашего Дэвида Манна. Ржавый бензовоз то ли с шестью, то ли с питью номерами с неизвестным, загадочным водителем убийцей пытающий уничтожить Дэвида в его машине. Подчеркну что бензовоз пытается убить главного героя в его машине, он как будто всегда зовет его на трассу, машет рукой, обгоняя ждет его у обочины, и когда бедный Дэвид старался просить помощи у кого либо, бензовоз всяческий мешает ему, это ярко видно в эпизоде с телефонной будкой. И поэтому складывается впечатление о некой «честной» дуэли, которая состоялась между двумя машинами. Тут название фильма во многом оправдывает себя.

    Динамичный и яркий фильм, уносящий зрителя в стихию пустынных дорог, погонь и неложных переживаний.

    7 из 10

    19 октября 2010 | 14:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Фильм про то, как Хью Джекман готовит к рингу бракованного робота, выйдет на экраны лишь в октябре, но DreamWorks уже запускает в работу его продолжение. Такой поворот событий возможен только при абсолютной уверенности студии, что у нее на руках стопроцентный хит. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Я с детства мечтал сыграть в вестерне братьев Коэн с Джеффом Бриджесом и Джошем Бролином. Да вообще этот проект был просто как исполнение мечты. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Никто не начинал с верхушки. И у вас тоже нет такой возможности. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises8.314
    86.Унесенные ветромGone with the Wind8.314
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.312
    88.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.310
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.301
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.№ 44Child 4494.57%
    12.Земля будущегоTomorrowland94.57%
    13.ПрогулкаThe Walk94.28%
    14.ОзабоченнаяAccidental Love94.22%
    15.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.15%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Левиафан112
    КиберBlackhat5
    БёрдмэнBirdman65
    НесломленныйUnbroken26
    Джон УикJohn Wick63
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.782
    КиберBlackhat5.245
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.730
    ИгрокThe Gambler6.161
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры