всё о любом фильме:

Дурак

год
страна
слоган«Успеет ли он спасти всех»
режиссерЮрий Быков
сценарийЮрий Быков
продюсерАлексей Учитель, Кира Саксаганская, Елена Быстрова, ...
операторКирилл Клепалов
композиторЮрий Быков
художникОльга Погодина, Станислав Новак
монтажЮрий Быков
жанр драма, ... слова
бюджет
$1 300 000
сборы в России
зрители
Россия  5.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время116 мин. / 01:56
Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (3560)
ожидание: 98% (576)
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
11 + 1 = 12
7.7
в России
69%
11 + 5 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм посвящен памяти режиссера Алексея Балабанова.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Съёмки фильма проходили в Туле и Москве. Для съёмок разрушающегося здания было найдено реальное общежитие на окраине Тулы. Трещины, ползущие по стене, были созданы художниками. Декорация имеет размер восемь метров в ширину и три в высоту, а остальная часть была дорисована компьютером. Внутри помещений на четырёх этажах трещины были настоящими, их, по согласию жильцов, сделала съёмочная группа (после окончания съёмок за счёт создателей картины был сделан небольшой ремонт). Семейные сцены в доме Никитина снимались в обычной московской квартире в Кузьминках. Во время съёмок хозяева квартиры находились в соседней комнате.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8622 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Остросоциальные бытовые драмы никогда меня особо не привлекали. А авторские драмы всегда вызывали у меня тошноту. Просмотр подобных фильмов сравним с употреблением горького невкусного, но очень полезного лекарства. Ты его употребляешь, чтобы вылечиться, но в момент глотания ненавидишь тех людей, кто не придумал, как сделать его приятнее. От этого оно и не воспринимается таким полезным для организма. Так и с подобного рода фильмами. Какой бы не был заложен в них посыл, тебе просто больно наблюдать за всей грязью, которую намешивают режиссеры в эти ленты.

    В общем, перед просмотром этой ленты, скепсиса было много, и, несмотря на рекомендации со стороны моих знакомых, фильм я отложил в долгий ящик, из которого, даже не знаю каким образом, он выбрался спустя год.

    И что же я почувствовал после его просмотра? Совесть! Совесть, которая мучает меня за то, что я сомневался. Совесть главного героя, которую раскрывают весь этот фильм и главный вопрос: а что бы сделал я?

    Лента рассказыкает о судьбе простого сантехника, единственного, кто не наплевал на судьбы 800 человек. О человеке, каких сейчас мало и какие нужны этому миру. Он готов пойти на все ради чужих жизней, чего бы ему этого не стоило: работы, семьи, жизни! Он делает все, ради их спасения, даже если им оно и не нужно. Потому что у него есть совесть. Пытаясь помочь, он не раз слышит фразу: «Тебе что, больше всех надо?», и видя, что действительно больше всех, он только больше крепится духом. В общем дурак.

    Исходя из описания, может показаться что главный герой(Дима Никитин) идеальный человек, но это не так, он просто идеалист, со своими слабостями и болячками, но он лучший из тех, кого раскрывает этот фильм. А раскрывает он всех безупречно. От прогнивших чиновников, до простых обитателей общежития. У каждого героя есть мотив быть тем, кем он является, делать то, что он делает. Быть может это из-за потрясающей на мой взгляд актерской игры. Все актеры буквально прожили жизнь своих персонажей, перед съемками, чтобы так точно войти в образ.

    А может быть это из-за очень живой атмосферы фильма. Фильм срежиссирован так, что вся его энергетика не позволяет оторваться от него ни на минуту. Все действия происходят равномерно его хронометражу, нигде не провисая и не создавая скучных промежутков.

    Сценарий написан практически без изъянов, все диалоги логичны и несут в себе авторские мысли, которые смело можно растаскивать на цитаты.

    Операторская работа, напоминающая «Зеркало» Андрея Тарковского, создаёт половину всей атмосферы фильма и заставляет почувствовать себя в кадре вместе с героями.

    Звукорежиссура тоже на высоте, она создает нужное напряжение на протяжении всего фильма.

    Режиссер Юрий Быков на мой взгляд снял гениальную ленту: правдивую, полезную, а главное вкусную. Да, после этого фильма, не смотря на его концовку, остается приятное послевкусие. А самое главное, этот фильм хочется пересматривать и рекомендовать другим.

    Это кино изменило мое отношение к современному российскому кинематографу, а Юрий Быков стал для меня тем самым Димой Никитиным. В наши дни в России, кажется, никто уже и не снимает таких живых, точных и смелых лент, за что Быкову низкий поклон.

    10 из 10

    29 июня 2016 | 00:52

    Панельные дома спальных районов тонут в болоте бесконечно тоскливой, безперспективной повседневности. Вместе с ними тонут и их жители. Каждый из них, на самом деле, давно уже мертв. Детские мечты утоплены в стакане, право на счастье осело где-то между иголкой и ватой.

    Многие скажут, что мы сами выбираем свой жизненный путь. Но какой путь выберет ребенок, выросший среди этого дерьма, этим же дерьмом воспитанный?

    Главный герой не задавался этим вопросом. Ведь все люди равны, а твои собственные жена и ребенок ничем не лучше толпы деградировавших маргиналов. И он готов пожертвовать собственной жизнью ради идеи. А благими намерениями, как известно, дорога-то давно уже вымощена… И примеров тому бесконечное множество.

    Говорят, рыба гниет с головы. Но ведь в голове этой, самой большой и богатой рыбы в мире, сидят такие же люди. Такое же большинство, те же самые 99,9. Просто масштабы немного другие. Воруют не миллионы, а трубы из нержавейки. Вот и вся разница.

    Жизнь — совсем не сказка, с красивым и высоконравственным концом. Она не ответит вам на вопросы о несправедливости или карме. Просто каждый получает в итоге только то, чего он заслуживает. А падающий заслуживает только того, что бы его подтолкнули.

    Фильм неплох. Не шедевр, но посмотреть стоит. К абсурдности и анти-реализму происходящего по сценарию не придираюсь, игра актеров достойная, есть знакомые лица-театралы.

    6 из 10

    5 марта 2015 | 04:59

    Стоит отметить, что «Дурак» бьет по-живому, показывая знакомую для большинства наших сограждан бытовуху. Атмосфера мещанства и безнадеги, роскошь и власть буржуазии, нищета и беспомощность отдельных людей наемного труда — всего этого в фильме предостаточно. Но в фильме нет морализаторства. Одни наемные работники доведенные тяготами жизни пьют, воруют и сводят концы с концами. Многие из них имеют мелкобуржуазное сознание, им задаром не надо никакого коммунизма и всеобщего счастья, главное для них это скопить деньжат, открыть свое дело и обзавестись своими наемными рабочими…

    Другие же, как Никитин и его отец, ведут честную и порядочную жизнь — за что и прозваны обществом дураками. Как ни парадоксально, такая оценка справедлива. В начале фильма режиссёр показывает общежитие, где хронический алкоголик избивает свою жену и дочь, потому что не находит «заначку» на пропой. Далее зритель видит среднюю российскую семью Никитиных: пять человек ютится в хрущёвке. В одном случае спившийся обыватель, в другом — честный разумный человек: оба живут фактически в нищете. Режиссер как бы показывает, в социальном плане между ними нет разницы.

    Ведь при капитализме таких понятий, как честный труд, порядочная жизнь попросту не существует. Если твоя деятельность никак не связана с подрывом основ эксплуататорского строя, то она также порочна, ибо позволяет существовать самому процессу эксплуатации. Сегодня быть порядочным — это быть покорным, быть рабочим, быть скотом. Человек, который находится в рабстве и не пытается из этого рабства выбраться — раб, вызывающий лишь презрение и отвращение в глазах коммунистов. Человек, находящийся в рабстве, но рабство это презирающий уже заслуживает снисхождения. Да, его методы спасения людей невежественны и даже наивны, но дурак все же лучше раба. Хотя бы тем, что дурак может перестать быть дураком, крепко занявшись образованием, а раба сколько ни просвещай — все без толку. В мечтах он будет дальше желать снять свои кандалы лишь для того, чтобы одеть их на своих воображаемых подчиненных.

    Однако в фильме не нашлось тех, кто смог бы образумить сантехника Никитина и подтолкнуть его на путь изучения капиталистической действительности, ее законов.

    А потому главному герою на протяжении всего фильма приходится не раз оправдываться за свое желание помочь обществу.

    Оправдываться перед власть имущими, перед своей семьей и даже перед теми, кого он собирается спасти.

    Разговор мэра Галагановой и местного предпринимателя Богачева о возможной трагедии:

    - А люди? Живые люди, урод?

    - Закрой рот, сука. Давно ты о людях стала думать? Когда 800 человек разом сдохнуть могут? А когда они по одному дохли, ты о них думала? Когда себе, от каждой статьи в бюджете урезала, думала? Дороги говно, яма на яме, сплошные аварии, народ спивается, потому что в городе нормальной работы нет и зарплата 3 копейки. Старикам и инвалидам вообще лучше не жить.


    Далеко не каждый предприниматель способен говорить прямо и без прикрас о себе и других представителях буржуазии. Богачев не занимается самообманом, как другие, — возможно, он осознает свою классовую принадлежность даже больше, чем остальные герои фильма

    Первый диалог отлично показывает иллюзорную суть безопасности капитализма. Важно понимать, что все эти четырехэтажные дачи, личные яхты, самолеты, бриллианты и прочая роскошь являются не только результатом неоплаченного труда, но и не построенными вовремя больницами, школами, дорогами etc. А потому крайне лицемерно кричать о жертвах революции, но при этом помалкивать о жертвах «стабильности», когда из-за нерационального распределения ресурсов ежедневно погибают люди. В то же время личная нажива буржуазии и ее прислужников во власти — это лишь малая часть экономического расточительства.

    Недостаток фильма в том, что авторы абсолютизируют частные проявления социальных проблем. Например, коррумпированность чиновников — это не причина, а следствие частнособственнических отношений. Само общественное устройство в целом есть социальный каннибализм, антиутопия наяву.

    Второй же диалог касается социальной мобильности, которой при капитализме нет. В сказки типа «если будешь хорошо работать, то многого добьешься» в фильме не верят ни доведенные до отчаяния рабочие, ни буржуа вроде Богачева.

    В этом общежитии у каждого второго судимость или привод. Меньше таких общежитий — глядишь и мир чище был бы, и нам, нормальным людям, жизнь проще.



    Заявляет Никитину начальник местной полиции. «Нормальными людьми» он называет пьяный сброд чиновничества, собравшегося на вечеринку по случаю юбилея мэра города, куда и прибежал сантехник, чтобы рассказать про общежитие.

    - О чем ты думал?
    - О людях, родная.
    - А мы с Антоном (сыном) не люди?
    - В общаге 800 человек.
    - И все твои жены и дети?
    - Там сотни живых людей, сотни! Совесть есть у тебя, нет?
    - Дим, они нам никто.

    Неужели ты не понимаешь, что мы живём, как свиньи, и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто?


    Диалог между Никитиным и его женой, без сомнения, является кульминацией фильма. Здесь режиссёр сталкивает мировоззрение обывателя, для которого живые люди «никто», и человека, обременённого социальной совестью.

    Стоит отметить, что центральной темой в фильме является конфликт между частными и общественными интересами. Чьи интересы важнее: отдельных людей или всего общества? Отвечая утвердительно на первый вариант, мы получаем то, что имеем сейчас. Атомизированный социум, общество «всех против всех», в котором такие качества, как бескорыстие и альтруизм либо не воспринимаются вообще, либо встречают отторжение со стороны обывателя. Отвечая утвердительно на второй вариант ответа, мы получаем разъяренную толпу, уничтожающую своего спасителя.

    В чем же выход?

    А выход в том, что необходимо уничтожить сам конфликт между общественными и индивидуальными интересами, то есть частную собственность — определённый тип общественных отношений по поводу материальных и духовных ценностей. Что важнее благополучие семьи или жизни нескольких сотен незнакомых тебе людей? Такая постановка вопроса свойственна капиталистической системе, в которой идет непрекращающаяся борьба за ограниченные ресурсы. При коммунизме же этот вопрос не имеет смысла, ибо благополучие отдельного человека — это благополучие всего общества и наоборот. Существование частной собственности на средства производства создает такие условия, когда чем больше ресурсов у одного человека, тем меньше их у другого. Причем это неравенство неограниченно ничем: ни базовыми условиями жизни, ни совестью, ни законом. При коммунизме же люди трудятся одновременно на благо себя и на благо остальных трудящихся.

    Корень индивидуализма, то есть проявления данного конфликта заключается в отчуждении труда, ведь посредством этого отчуждается и сама общественная сущность человека.

    Вердикт:

    Жесткая своевременная картина без прикрас или преувеличений. Жанровая природа фильма близка к критическому реализму, поскольку показывает в деталях наше многострадальное общество, но не раскрывает причины его крайне болезненного состояния.

    19 января 2015 | 14:15

    Дороги говно, яма на яме, сплошные аварии. Народ спивается, режет друг друга, потому что в городе нормальной работы нет и зарплата 3 копейки. Молодежь скурвилась, скололась по подвалам. В школах бардак, учителям и врачам жрать нечего. Старикам и инвалидам лучше вообще не жить.

    Молодой слесарь-сантехник Дмитрий Никитин живет с женой и родителями в одном провинциальном российском городе. Их жизнь пуста, трудна и бесперспективна. Полуразрушенный город с полностью разрушенными судьбами его жителей находится в «густом туманном угаре», где обыкновенные проблемы даже не решаются (просто всем уже все до фени), ибо люди настолько морально сгнили, что дай им пузырь водки и ломтик черного хлеба, и они подпишут любые бумаги и поддержат хоть черта лысого. Единственный в этом городе из простых смертных жителей кто действительно хоть как-то карабкается на верх, — это главный герой Дима. Находясь в трудном финансовом положении, разделяя двухкомнатную хрущевку с вечно орущими друг на друга родителями, а кровать с вечно недовольной женой, он старается по ночам выучиться на инженера-строителя, подняться по карьерной лестнице и наконец-таки зажить хоть немножечко получше. Главный герой прекрасно понимает, что находится чуть ли не в центре анального отверстия своей страны, понимает очень хорошо, хоть и все время пытается забыться. Тихая, спокойная и до чертиков скучная жизнь моментально исчезает из-за внезапного ночного вызова в всегда проблемную общагу на окраине города, где Дима «одевает костюм суперМарио» и отправляется на помощь бедному, нищему слою общества, уже давно утонувшему в собственном дерьме.

    С такими темпами в один прекрасный день режиссер Юрий Быков может тупо исчезнуть или быть найденным где-то в лесу с пулей в голове. Не дай Бог, конечно, человек ведь талантливый, и, видимо, если он уже второй год подряд снимает кино о главных проблемах нынешнего социального мира в своей стране, значит его это действительно задевает, гложет и никак не дает покоя. В 2013 году им был снят динамично-драматический фильм «Майор», где режиссер хладнокровно и без какого-либо уважения показал все тонкости внутренней мусорской кухни, весь этот беспредел, который творят уроды в погонах. В 2014 году на экраны вышел фильм «Дурак», где в этот раз Юрий размазал и сравнил с дерьмом структуры городского правления, показав в фильме их жадность, равнодушие и абсолютное отсутствие человечности. В картине Быкова все люди сравнены с обыкновенным туалетным говном, которое мы так активно отчищаем ершиком от белоснежного унитаза. Лишь главный герой Дима заслуживает уважение к своей личности. Но смешно то, что сам режиссер и все остальные герои картины называют этого добрягу — дураком. По мнению режиссера, мир настолько прогнил, что хорошие люди это уже такая редкость, что элементарное проявление доброты может вызывать у окружающих какие-то странные, непонятные ощущения.

    В фильме звучит просто гениальна фраза «Бог такую жизнь придумал, и нас так жить заставил». Если разобраться и хоть немного прибегнуть к логике, то вывод будет очевиден: мы друг другу никто и никогда никем не были. Люди — это типичные хищники, готовы сожрать друг друга дабы почувствовать себя покомфортнее остальных. «Все мы братья и сестры, мы должны друг другу помогать.», — все это полнейшая чушь, на самом деле, — так называемые отголоски религиозного мира, превратившего людей в слепцов, верующих в то, что они же сами придумали. Уверен, что Юрий Быков в скором времени и про церковь снимет фильм, а конкретно о том, что собой являет то самое огромное здание с позолоченными потолками, образами, и о его святых прислужниках в рясах и с откормленными харями, которые еще умудряются говорить о голоде и бедности. Общество нуждается в кино, снятое в таком жестком формате. Реальность есть реальность, и от нее не убежишь. Не спрячешься дома, не забудешь о ней даже переступив порог церкви. Думаю, что не преувеличу, но как по мне, то Юрий Быков в паре с Василием Сигаревым — одни из лучших российских режиссеров нынешнего времени. И не потому, что они чернят что-то, ведь кто виноват, что наша реальность подобна чернилу, которое мы «случайно» пролили, но отчистить никак не можем, зато активно шьем латки, чтобы самим же не было видно этого пятна.

    10 из 10

    13 марта 2015 | 15:24

    Фильм оставляет крепкий след в душе, повеяло «Адажио» Бардина и «Палатой N 6» Чехова.

    Поиск истины, попытка героя открыть глаза окружающим на этот вечный абсурд приходит к своему логическому завершению — «Тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман» — распятию, избиению. Только бы не слышать голос правды, глас вопиющего в пустыне безразличия.

    В этом фильме — вся Россия, со всей ложью, воровством и бездействием властей.

    «Дурак» — образ собирательный. Вечные дураки, свободномыслящие декабристы, которым не всё равно, которые не умеют наживаться и закрывать глаза на несчастье живого человека, неважно — наркоман он, проститутка… и

    Да, таких «дураков» будут бить, ненавидеть, высмеивать, убивать, сажать в сумасшедшие дома. Но пока есть ещё у нас в России «дураки», верю, не всё ещё потеряно.

    Итак, кто же на самом деле дурак? И кем предпочтёте быть вы?

    18 декабря 2015 | 22:49

    Сейчас встретить отличный российский фильм очень и очень сложно. Именно «отличный», а не просто «хороший». Дефицит, знаете ли. Эту мрачную картину пришёл прояснять Юрий Быков со своим последним фильмом «Дурак». С его предыдущими работами я знаком и могу смело сказать, что они были просто «хорошими», или же добротные: не лишённые шероховатостей и не сильно цепляющие меня эмоционально. Другое дело — последний фильм.

    Синопсис:

    Молодой сантехник Дмитрий Никитин на очередном вызове выясняет, что общежитие, где треснула труба — скоро рухнет. Буквально несколько часов отделяет дом от превращения в руины. Никитин пытается через мэра города и высших лиц предотвратить эту чудовищную катастрофу.

    Актёры и актёрская игра:

    В роли Никитина играет молодой актёр Артём Быстров, который до этого нигде мною замечен не был. Играет он прилично и не скуп на эмоции. В принципе, то же самое могу сказать и про весь остальной актёрский состав: во-первых — полное попадание в образы, а во-вторых — отличная актёрская игра. Отличные толстосумы чиновники, которые не признают вонючий сброд в виде остального населения города. Хороша и жена Никитина в исполнении Дарья Мороз, да и родители его тоже хороши. В общем — никаких претензий к актёрской игре и кастингу не имею.

    Сценарий:

    Все события фильма происходят в один день, а если быть точным — в одну ночь. Фильм наполнен различными действиями, практически каждую минуту что-то происходит, так как решается судьба 820 человек. Из персонажей интересен больше всего Никитин, а именно своей позицией — ему не всё равно на судьбу жителей этого злосчастного общежития. Другой бы на всё плюнул и пошёл спокойно спать, но только не Никитин. Он попытается добиться своего. Чего бы это ему не стоило. Таких людей нынче мало. Все только о себе думаю и близких. Кому какое дело до остальных людей? Да всем на всех наплевать, даже (и это самое страшное) нашему правительству, которое думает только о том, как бы карман себе набить. Эта тема занимает отдельное место в сюжете фильма и раскрыта она на все 100. Но и чиновников можно понять, ибо они воочию познают жителей этого злополучного общежития состоящего из: всякого хамья, зеков, детей (отбившихся от рук и не признающие старших), различных пьяниц и их побитых жён. Из уст чиновников можно услышать следующую реплику: «да пускай они все сдохнут, зато город чище будет». С этим можно согласиться и принять это, как бы чудовищно это не было, а те, кто не признаёт этого, в пору называть — «дураками». Вот такая дилемма.

    Саундтрек и музыка:

    Быков снова (уже в третий раз) занимает пост композитора и выдаёт несколько драматичных мелодий, которые подходят к некоторым моментам и фильму в целом, но быстро стираются из памяти. Из песен же звучит композиция группы «Кино» — «Спокойная ночь», которая отлично подошла к этому фильму, она звучит дважды: в сцене, где главный герой 2 минуты просто идёт (зачем нужна эта сцена, или же почему её нельзя было сделать несколько покороче) и в самом конце.

    Итог:

    Быков своим новым фильмом поднял невиданную до этого планку. Он смог показать злободневную проблему с разных сторон. У него нет однозначных персонажей, у всех своя позиция и свои доводы, которые можно принять. В фильме шикарная концовка, которая подводит итог всего фильма, в прошлой же работе Быкова концовка была шероховатая, а это значит, что режиссёр исправляет свои прошлые ошибки и стремится вперёд. В связи с этим, я питаю надежды на следующие работы Быкова, но сомневаюсь, что он сможет переплюнуть своего «Дурака».

    5 февраля 2015 | 18:46

    Сегодня я долго не смогу уснуть. Сижу сейчас и думаю, что такого не бывает. Просто не могут быть люди такими сволочами. Наверняка, это фильм старается выбить слезу, эффектно приукрасить действительность, чтобы все на эмоциях поставили ему высокие оценки, а награды посыпались рекой. И тут же я себя начинаю ненавидеть за то, насколько я слеп.

    Безразличие. Единственное, что для нас важно — счастье и безопасность нас самих и наших близких. Мы даже говорим это с гордостью, потому что это правильно. Остальные пусть сами расхлебывают, это их жизнь, сами виноваты, они нам никто, а у нас и своих проблем выше крыши. Дома скандалы, долг за электричество растет, треклятое правительство ворует и ничего не дает взамен. Надо крутиться как белка в колесе ради собственного благополучия. А мне вместо своих надо решать чужие проблемы? Почему я ради кого-то должен жертвовать своими интересами? Нет уж, спасибо, я не дурак. Сами как-нибудь разберутся. Да и наверняка кто-нибудь другой им поможет. На меня же всем наплевать, почему я должен относиться к окружающим иначе? Есть мнение, что нас такими сделали условия жизни. Отсюда коррупция, перетягивание одеяла и наплевательское отношение к чужим интересам. На всех социальных уровнях. С волками жить — по-волчьи выть, так?

    Но мы в одной упряжке, и если однажды любому из нас потребуется помощь, а груз положения окажется неподъемным, должен быть кто-то рядом, кто поможет его поднять. Ведь сделать хотя бы небольшое доброе дело это же совсем несложно! Если нам это по силам. И не нужно ждать добра в ответ, я и сам не особо-то верю в положительную карму. Но если подарить людям веру в то, что совершенно посторонний человек готов подставить им плечо, они начнут отплачивать той же монетой. Лишь когда мы начнем уважать друг друга, то заработаем как шестеренки в стремительной и отлаженной работе одного огромного механизма. Механизма под названием государство. Я верю, что это возможно. Просто мы прогнили… Давно и глубоко. Безразличие и жесткость давно стали правилами той извращенной системы, с которой приходится считаться.

    Не уверен, смотрел ли я после распада Союза хоть один другой столь же мощный отечественный фильм. Думаю, что нет. «Дурак» Юрия Быкова стал для меня самой сильной картиной. Наверное, это что-то личное. Странный фильм на самом деле… Он умудряется шокировать вещами, которые я и так знаю. Едкий фильм, честный, прямой, бьющий прямо в самое больное место. Без пафоса и преувеличений, реалистичный и жизненный, где каждый персонаж — не актер, а простой человек со своей правдой, убеждениями и интересами. Жизнь как она есть — ни больше, ни меньше. После просмотра на душе остался горький осадок, хотя, по сути, было бы чему удивляться… С другой стороны, время от времени нас нужно тыкать носом в наши пороки, как пса, который загадил ковер. Надеюсь, этот фильм заставил задуматься о своей жизни не только меня. Побольше бы во всех постсоветских странах таких «Дураков», и мир точно стал бы лучше.

    10 из 10

    4 июня 2015 | 01:15

    Страшные вещи случаются, когда в голове одного человека уживаются великий талант и прогнивший нравственный компас. Когда такое происходит, неудавшийся художник, но одаренный политик приходит к власти. Когда такое происходит, блестящий оратор, но одержимый религиозный фанатик основывает секту, члены которой в конечном итоге по его приказу совершают массовое самоубийство. Когда такое происходит, талантливый режиссер Юрий Быков решает снимать кино, смысл в котором будут искать и выводы из которого будут делать десятки тысяч людей.

    «Ну ты и сравнил!» — воскликните вы возмущенно. Возможно, вы правы. В своих интервью Быков заявлял, что художник и проповедник — 2 принципиально разные вещи, и что он снимает кино исключительно как художник. Что ж, я очень надеюсь, что из фильма «Дурак» как можно меньше людей сделает тот вывод, который в него заложил режиссер. А вывод-то ведь очень нехороший…

    Наверное, многие поначалу подумали, что название — «Дурак» — это ирония. Что режиссер называет так главного героя от лица общества, а не от лица себя. Но вот только я боюсь, что это не так. «Дурак» — не первый фильм, которыми Быков пытается задушить идею альтруизма и воспеть философию «каждый сам за себя». Это показано и в «Жить» через трансформацию охотника, и в «Майор» через окончательное решение главного героя, и в «Дурак» через полный провал нашего отважного сантехника. Впрочем, даже нет особой нужды искать скрытый смысл в фильмах Быкова, когда то же самое он гораздо более недвусмысленно (пусть и не совсем прямолинейно) заявляет в своих интервью и мастер-классах, говоря о своих личных жизненных приоритетах и о том, какой он закаленный жизнью и «хитрожопый» (sic!).

    Кто-то может сказать: «Но ведь таковы реалии! Естественный отбор, каждый сам за себя! Особенно в современной России.». Что ж, я буду вынужден согласиться, что современная Россия — не самое лучшее пространство для людей альтруистичных, бескорыстных и желающих проявить инициативу, дабы сделать благое дело общественности. То там оштрафуют кого-то, кто за свой счет покрасил стены дома, не санкционировав это с властями, то здесь посадят перспективного физика-изобретателя, который в своих работах умудрился, сам того не зная, раскрыть какие-то засекреченные государственные разработки (даже если этим разработкам 100 лет в обед, и ими уже давно никто не пользуется).

    Но вы задумайтесь вот о чем: а к чему все это идет? К «гадюшнику», в котором никому нельзя будет доверять, и все будут готовы перегрызть друг другу горло? Не думаю, что много кому понравится жизнь в таком обществе. Кроме того, любителям позиции «каждый сам за себя» вроде Быкова я вынужден напомнить о двух вещах. Во-первых, на каждую «акулу» найдется «акула» покрупнее, а, во-вторых, не стоит забывать о таких вещах, как «дилемма заключенного» или «трагедия общинных выгонов».

    Эгоистичный, сам-за-себяшный мир — это ад на Земле, в котором комфортно сумеют устроиться лишь единицы, и шансы отдельно взятой «акулы» проникнуть в круг избранных чрезвычайно малы. В то время, как мир, построенный на кооперации, взаимодействии и доверии — гораздо более комфортная атмосфера для жизни. Зачем же проталкивать в фильмах идею о том, что пытаться помочь другим — значит, быть «дураком»? Большинство людей и так понимают, что в наше время быть открытым и доверчивым — не лучшая мысль. Этого им объяснять не нужно. А вот что нужно делать — так это пытаться донести идею того, к чему надо стремиться. Идею того, что при любой не связанной с риском возможности стоит быть чуточку добрее к тем, кто вокруг тебя. Рим не сразу строился. Все делается постепенно, шаг за шагом. Уходят десятилетия на то, чтобы человеческая ментальность поменялась. Быков же, вместо того, чтобы катализировать процесс, «душит» его на корню. Он же своими фильмами вносит свой вклад в формирование т. н. «выученной беспомощности»: вы — никто, вы — ничто, вам не по силам одолеть систему. Сидите и не высовывайтесь.

    Очень печально видеть такой подход в фильме и еще печальнее видеть оценку данного фильма. Лично же я за мораль «басни» сей ставлю 0 из 10.

    Однако будет несправедливо не отметить кинематографическую сторону монеты. Тут придраться поистине не к чему. Как я уже упомянул, Быков — режиссер талантливый. Безнравственный, но талантливый. Поэтому фильм цепляет с первой секунды и не отпускает до самых титров. Атмосфера безысходности и тлена проработана идеально. Актерская игра также на высочайшем уровне. Особенно хочется отметить Артема Быстрова, исполнителя роли нашего «дурака», и Наталью Суркову, сумевшую создать чрезвычайно сильный образ госпожи Галагановой, личность которой оставалась для меня загадкой большую часть фильма. Так что тут 10 из 10, меньше поставить рука не поворачивается. Ну а в среднем, соответственно:

    5 из 10

    19 декабря 2015 | 23:46

    У нас в стране все очень плохо. Все, кто хоть немного смотрит по сторонам, это видят. Но мы ничего не делаем. А почему? Ответ на этот вопрос нам дает фильм Юрия Быкова «Дурак».

    Эту картину очень сложно разбирать на технические составляющие по одной простой причине: она очень злободневна, её невозможно смотреть по-профессиональному холодно. Вопросы, поднятые в этом фильме, не просто затронули струны моей души, а жестко схватились за колки и натянули их до предела. Оценивать непросто, но я попробую.

    Атмосфера выдержана мрачная и реалистичная, как это и принято у Быкова. Очень помогает постановка сцен и выбор места действия. Тесная квартирка главного героя, еще более тесные и неуютные стены общежития, холодный кабинет администрации города — все эти локации как нельзя лучше помогают воспринимать диалоги.

    Операторская и актерская работа тоже на высоком уровне. Особенно цепляет демонстрация повреждений злополучного общежития. Момент, где зритель видит огромную трещину через весь дом, по-настоящему пугает. Образ главного героя передан блестяще, недаром актер Артем Быстров был отмечен призом за лучшую мужскую роль. Примечательно, что актер это театральный. А театральный лицедей на большом экране — это чаще всего кузнец, который пытается чинить швейцарские часы. Не сказать, что у него точно не выйдет, но вещи все-таки разные. А вот Артем отлично справился с задачей киноактера. Всем остальным актерам тоже веришь, наверное потому, что у каждого есть в окружении человек, который как две капли похож на персонажа фильма. Пьянчуга- бандит, зажравшийся чиновник, вечно переживающая мать, хороший человек, который дожив до старости, так и не заработал ни врагов, ни друзей. В общем, все молодцы, но мне приглянулся Александр Коршунов, еще в «Брестской крепости» его видел, действительно органичный актер.

    Музыка тут такая, как и должна быть: простая, но в тему, собственно, как и в остальных фильмах Быкова, разве что песня группы Кино выделяется. Все мы слушали, слушаем и будем слушать Цоя. Но как же свежо для меня прозвучала его песня «Спокойная ночь», причем еще на стадии просмотра трейлера, а когда я услышал её в фильме… Много я встречал богомерзких каверов, тогда я считал, что такие вещи должны быть неприкасаемы, но сейчас думаю, что эти жемчужины отечественной культуры можно доверять таким мастерам, как Юрий Быков. Тот самый момент, когда песня открывается по-новому. Это непередаваемо, просто посмотрите фильм.

    Сам сценарий довольно прост. Здесь нет резких поворотов сюжета, но они и не нужны, фильм не того формата. Могу сказать, что повествование ведется в хорошем темпе, с жестокостью и чернухой нет перебора (в своем предыдущем фильме «Майор» Быков сильно перегнул палку под конец).

    Что касается моих мыслей непосредственно о содержании картины, а также о рассуждениях, на которые она меня подтолкнула: ребят, все правда плохо. А самое страшное, что мы сами можем все исправить: починить лавку, убрать за своей собакой, придержать дверь, уступить место. Да что уж там, просто не ломать лавку. Я думаю, если каждый врач, полицейский, начальник или трудяга, просто добросовестно выполнит свою работу, всем жить станет проще. К счастью, есть еще люди такие, как сантехник Никитин, вроде повзрослевшего Слушкина (того самого, который глобус пропил). Люди, которые могут встать поздней ночью и пойти бороться за правду. Идти пешком по холодной улице, желая тем, кто ложится спать — спокойного сна. Жаль, что таким людям, с большой буквы, очень тяжело. А остальные так и проспят, как их дом (или страна) рушится.

    У каждого думающего русского человека возникнет множество тем для размышлений после просмотра этого фильма. Так что ознакомьтесь обязательно.

    10 из 10

    5 января 2015 | 16:33

    В «Дураке» Юрия Быкова с виду логичным и правильным выглядит почти всё. Посвящение Алексею Балабанову в титрах от его преемника, гротескность обстановки, общая стройность сценария, задумчивый голос Виктора Цоя, в долгих пролетах камеры одинокими улицами желающий всем спокойного сна, мрачный основной посыл. Главная проблема в том, что «правильным» в наше время будет любое кино, снятое о коррумпированности чиновников, пьянстве, равнодушии и так далее по заданному списку. И любое такое кино можно посвящать Балабанову, и проблематика будет актуальной, и угрюмо всё будет до колик. Тут уже дело не в материале, а в способности автора подать свою глобальную идею на верном уровне, не скатываясь к шаблонам и утрированию, не вызывая этого скребущего ощущения театральности происходящего. В «Майоре» это удалось почти безупречно, в этом же случае Быков переиграл себя на своем же поле, и та самая правильность всего, о которой говорилось выше, выглядит чересчур нарочитой и утрированной.

    Маленький Человек сражается против большой и грозной Системы. Честный и непьющий сантехник борется с властями за спасение жизней 800 человек, живущих в аварийном доме, который обвалится в ближайшие сутки. Борется отчаянно, обреченность затеи понятна с первого же взгляда на него, слишком уж он честный, слишком уж дурак, слишком по правилам живёт. Его честность — это какой-то странный в своей нездоровости императив, задаваемый зрителю с самого начала фильма. Она идеальна и неправдоподобна, и уже этим сковывает течение кино, направляя его по прямой линии. Персонажи прошлых творений Быкова выглядели по-настоящему живыми многогранными людьми, позволяя ему по ходу действия совершать неожиданные ходы, создавая вариативность и возможность в нужный момент ударить зрителю под дых. Здесь же проработка трагичности характеров выглядит чересчур прямолинейной, уж тем более, когда заявленная изначально социальность настолько глобальна. И получается довольно стандартная схема: вот идеальный герой борется за чернь, которая этого не заслуживает, с такой же бывшей чернью, только ныне сидящей в высоких кабинетах. И дело не в том, что произносимые Быковым вещи неправильны или о них не надо говорить, заливая всё вокруг карамелью, нет, а в том, что здесь он почему-то предпочел упростить действительность до уровня не самой хорошей сатиры, коей не является ни этот, ни прошлые фильмы режиссёра.

    До определенной поры кино даже выглядит некоторой отсылкой к производственным драмам еще советского периода, которые тоже часто рассказывали о борьбе простого человека с бюрократией, пусть и не со столь трагичными интонациями в голосе. Но чем больше интриг сплетается вокруг главного героя, тем яснее становится, что здесь всё куда проще, а уж сцена с заседанием полупьяного чиновничьего аппарата городка выглядит совсем уж китчевой пародией на Люмета и Гоголя одновременно. Утрирование просто разрывает прекрасный сюжет на части, нивелирует актерскую игру высокого уровня, снижает ценность и остроту диалогов. Большей частью сюжетного времени управляет одно слово. «Обязательно». Главный герой обязательно найдет чиновников эпикурействующими на оргии где-то в дорогом ресторане (в этом месте вспомнились военачальники из незабвенной «Цитадели»), других вариантов местонахождения и провождения времени у них просто нет, чинуши эти будут обязательно с повальным избыточным весом и большими лицами, дети aka наркоманы, проститутки, чернь маленькая, будут ломать лавки, раскуривать косяки прямо в подъездах и глупо гоготать, отцы — пьяная татуированная чернь большая из аварийного дома, враскоряку входящая в первые же кадры фильма, будет избивать женщин и трусливо поджимать хвост перед мужиками, кто-то скажет «Все крадут — я краду. Мы все грязь и повязаны!». И выглядит это всё поспешным нагромождением ситуаций, а не полноценной историей, при том, что технически снимает Быков действительно очень качественно. Фирменные технические приемы, неизменная команда рядом, авторская работа с фильмом сразу с нескольких позиций — всё это делает фильм исключительно быковским. Другое дело, что в этот раз истории не хватило правдоподобности, здесь подмятой под себя гиперболизированной лубочной «колоритностью русской души», которой, по словам одного из героев-чинуш, вот прям обязательно нужно что-то воровать, бухать и далее по списку.

    5 из 10

    2 января 2015 | 04:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>