всё о любом фильме:

Пионеры-герои

год
страна
слоган-
режиссерНаталья Кудряшова
сценарийНаталья Кудряшова
продюсерСергей Сельянов, Андрей Рыданов
операторРуслан Герасименков
композитор-
художникАся Давыдова
монтажСемён Гальперин
жанр драма, ... слова
бюджет
$500 000
сборы в России
зрители
Россия  4.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время116 мин. / 01:56
Номинации:
Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву, они дружат со школы. Они вполне успешны. Ольга — актриса, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей — политический аналитик. Они покупают машины, берут ипотеки, строят дачи. Живут как все. Но это не приносит им ни счастья, ни удовлетворения. Ощущение, «что все вроде нормально, но что-то не так», — лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору — когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.20 (146)
ожидание: 82% (564)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 56 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В фильме есть эпизод, в котором одна из трёх героев фильма, которую играет режиссёр и автор сценария Наталья Кудряшова, на пробах в очередной сериал проговаривает текст судмедэксперта, стоящего над трупом, докладывающего первые результаты вскрытия. Именно он стал для меня ключевым в понимании фильма. «Пионеры-герои», как первичное заключение судебно-медицинского эксперта о целом поколении.

    Авторы попытались разобраться, как поколение, родившееся в первой половине 70-е, живёт 30 лет спустя? Кто они, дети, репетировавшие на уроках музыки песни о Гражданской войне, ежедневно проходившие по школьным коридорам под скорбным взглядом мёртвых пионеров-героев с казённых портретов-рисунков? В итоге, на мой взгляд, получилась картина описательного свойства: травма тут, разрушение структур там, следы от неустановленного орудия преступления во-о-от здесь. Причины и механизм действия ранящих факторов так и остались, на данный момент, неустановленными, ожидая следующего, более детального осмотра и анализа.

    В фильме постулирован бесспорный тезис: тем, кого долго готовили к высокому служению Идее, к Поступкам во имя её достижения, очень сложно смириться с ежедневной рутиной, лишённой этой Идеи. Но каждый тезис остро нуждается в подтверждении наглядными фактами, понятными аргументами, с которыми здесь не густо. Если исторические реминисценции, эпизоды периода советской жизни героев фильма выпуклы и гуашно ярки, то события первой половины «нулевых», в которых происходят более поздние события, словно исполнены в виде карандашных набросков, в которых что-то угадывается, но лишь в меру способности зрителя понять и увидеть задумку художника.

    В 2002 году Борис Гребенщиков записал альбом, в котором была песня, заканчивающаяся словами: «Нас учили не жить, нас учили умирать стоя». В этой строке уместилось, к моему сожалению, большее откровение о детях многих поколений СССР, чем во всём фильме «Пионеры-герои», так и не приобретшем некую целостность, вопреки наличия эпизодов исключительной смысловой силы.

    Но, как вступление к сложному и долгому разговору, этот фильм хорош.

    6 из 10

    24 марта 2016 | 17:45

    6 февраля 2015 года состоялась премьера фильма Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои». С момента, как я узнала о нем, до премьеры и спустя еще много дней позже он не выходил у меня из головы. Я — одна из представителей того поколения, которых воспитывали быть героем. Героем с большой буквы. Быть полезной, быть космонавтом, не меньше. Поколение тех, кто, не став космонавтом, растворился в массе офис-менеджеров и продавцов всего, что можно и нужно продать. Ценности оказались ложными, порывы — губительными, честность — моветоном, ответственность — не комильфо. Сжав свои принципы в кулак, многие просто смирились и, подавив свое гипертрофированное «Я», наученное тому, что: старших нужно уважать, малышей не обижать, ну и так далее, приняли реалии нового мира. Приняли, но не встроились, продолжая периодически ощупывать рубец от глубокой раны нереализованности и стараться найти свое место.

    Я прочитала кучу интервью, я пересмотрела кучу интервью с Кудряшовой и ее командой. Я слышала отклики в душе на слова, которые они произносили, я боялась смотреть фильм, потому что ожидала, что с экрана со мной заговорят мои внутренние демоны. И, поскольку они спокойно спят, убаюканные мнимой самореалтизацией, будить их совершенно не хотелось. Фильм уже давно лежал на диске, несколько раз я нажимала кнопку «Play», но дальше заставки студии дело не заходило: находились причины, чтобы прервать просмотр.

    И вот, дня два назад, я все-таки пересилила себя и включила. 1 час 56 минут, последние 30 из которых я уже смотрела с мыслью «когда это кончится?». Удивительная по глубине идея вывернуть наизнанку целое поколение не поддалась режиссеру. Катарсиса не случилось…

    Доступно ли нам, современникам, переосмыслить то, что произошло с нами? Или для этого нужно время, смена поколения и взгляд детей на наши судьбы? Судьбы обычные, но от того принесшие настоящему не меньшее разрушение, чем, например, вОйны. И да, и нет. Мы будем смотреть предвзято, но не это ли дает возможность показать пульсацию душевной боли и контакт с душами ровесников? Мы не будем объективны, мы будем эмоциональны, но это даст возможность понять, что аналогичные переживания испытывают многие из тех, кому был повязан красный галстук… береги его… Наверное, это единственный плюс фильма: проблема получила вербальное воплощение. А, и еще, безусловный плюс фильма — это игра детей! Дети и интерьеры Советского Союза были бесподобны (первые — игрой; вторые — воспроизведением)! Именно из-за них картина смотрится легче и до конца.

    Наверное, учитывая коллапс кинематографа РФ в целом, за эти два плюса можно сказать спасибо Кудряшовой, просто за попытку…

    5 из 10

    1 декабря 2015 | 06:00

    Для меня «Пионеры-герои»- сильнейший фильм, потому что это моё поколение, потому что тема близка. Потому что характеры очень правдивые. Потому что в фильме есть определенная ирония, а не одна только драматическая составляющая. Это трагикомедия, а не комедия с элементами драмы. Притом, довольно тяжелая. Но и светлая, потому что дает надежду.

    Продюсер Сергей Сельянов явно в поиске нового Балабанова, ушедшего от нас. Продюсирует картины и мультфильмы, и ищет того, кто заменит гения. Но пока что не нашел. Наталья Кудряшова определенно сняла очень качественное кино, потому что последовала совету — пиши о том, что хорошо знаешь. Это авторский фильм — она же автор сценария, режиссер, она же исполнила одну из главных, и, скорее всего, ключевую роль.

    Ее героиня — актриса, сама Наталья тоже актриса, страдающая паническими атаками. Их вызывает тревожное расстройство. Этот термин пришел в медицину сравнительно недавно. Раньше панические атаки были редкостью. Но в современном мире, где наблюдается постоянная гонка, и нервная система не справляется с нагрузками, они приобрели характер эпидемии. Заболевание это настолько сложное, что врачи до сих пор не могут определиться ни откуда оно берется — наследственное или приобретенное в результате стрессов, ни как его лечить. Лечат очень по-разному. Больше всего преуспели психиатры, пичкающие пациентов таблетками — нейролептиками и антидепрессантами. Ничего не чувствует, значит не испытывает страх. Психологи, впрочем, тоже на высоте — они активно вторгаются на эту малоизведанную территорию, не помогая пациентами ровным счетом ничем, но при это вытягивая из них деньги. В картине очень хорошо показан психолог — круглый дурак, один из целой когорты дипломированных идиотов.

    Убежден, Наталья Кудряшова читала великолепную книгу Люсинды Бассет, которая вылечилась сама, и начала лечить других. Правда, тоже с переменным успехом. Некоторые люди, страдающие тревожным расстройством, оказываются заперты в своих домах десятилетиями. Они не способны даже на улицу выйти. Другие выздоравливают быстро — за несколько лет.

    Характеры в фильме очень правдоподобные. Режиссер показывает «пионеров-героев», выросших в 80-е-90-е, испытавших глубочайшее разочарование в жизни, при этом социальный аспект в картине присутствует, а политический нет. Почему так случилось в их жизни — непонятно. Приходит на ум лишь несовершенство человеческой природы и психики, не способной преодолеть стресс. Не зря жизнь главного героя Сергеева, в детстве мечтавшего создать лекарство от всех болезней, делает такой глубокий крен — это его способ преодолеть депрессию.

    Замечательно показана и собачья любовь женщин. Пожалуй, «Пионеры-герои» редкий фильм, где поднята эта тема. Такая слепая любовь женщины напоминает поклонение. Но любви к ней нет, есть только жалость. Потому что ты не можешь снизойти до нее. А быть с человеком из жалости — на это способен только очень благородный и глупый человек. Главный герой не такой. Хотя в реальной жизни кого только не встречается — и благородные дураки тоже.

    В общем, картина меня тронула глубиной. И вполне понятным для тех, кому тяжело, посылом. Он следующий. Ты родился на этот свет, чтобы каждый день идти на подвиг. Ты — пионер-герой. Так что не останавливайся, совершай его день за днем.

    8 из 10

    8 июля 2015 | 21:19

    Фильм по своей проблематике интересен. Или забавен — кому как больше нравится. Композиционно он составлен из переклички двух временных слоёв, связанных судьбами главных героев. Первый слой — 1986-й год, начало перестройки. Торжественный и волнующий детское сознание момент — октябрята готовятся шагнуть на ступень выше и стать пионерами. По гигантскому зданию СССР уже пошли трещины, но их не замечают и взрослые, что уж говорить о десятилетних ребятишках. Второй слой — наше время. Трое бывших октябрят, перебрались в Москву и влились в бурлящее море планктона, большей частью имитирующего жизнь энергичным пусканием пузырей. Каким образом происходит приживление организма с культурными кодами пионерского прошлого к дереву капиталистической реальности, и попытались показать авторы «Пионеров-героев».

    Человек часто бывает вынужден из тёплой воды прыгать в холодную (и наоборот). Такие прыжки бывают индивидуальные (как у Маугли, например), реже — групповые, массовые. В нашей стране переход от одного мироустройства к другому, во многом перпендикулярному ему, люди пережили на собственном опыте. Поэтому, окунуться в сконструированную режиссёром советскую «реальность» и сравнить её с собственными воспоминаниями детских (юношеских, взрослых — неважно) лет, думается мне, должно быть интересно. А тем, которым не довелось по возрастным причинам испытать все прелести советского детства, можно слегка прикоснуться к некоторым его знаковым моментам. Мне кажется, что авторы добросовестно подошли к своей задаче и смогли передать дух того времени. Хотя у меня несколько иной личный опыт, но не буду всё мерять собой — тогда жило много народа, а не я один. Перехожу ближе к теме (событиям в картине).

    Советское время в фильме оживляет, в первую очередь, игра маленьких артистов. Слишком часто дети, приглашённые для съёмок, как будто бы ни на секунду не забывают, что всё это всё понарошку, что сейчас они выполнят требования взрослых дядей и тётей, их похвалят и дадут конфетку за хорошее поведение. В «Пионерах-героях» дети естественны, им веришь, сопереживаешь их проблемам. Наверное, конкретное выражение этих проблем сейчас неактуально и они заменены чем-то другим, более приземлённым. Например, неведомым образом зародившиеся и материализовавшиеся в сознании школьников мифические чёрные автомобили, на которых мелко-мелко нацарапано ССД (смерть советским детям). И, якобы, эти автомобили уже курсируют по улицам советских городов, охотясь на детей. Навряд ли нечто аналогичное способно возбудить сознание сегодняшнего ровесника советского октябрёнка, разве что это будет связано с какими-то неземными монстрами. Хотя, не исключаю того, что в одной соседней стране дети уже включились в поиски ужасающей аббревиатуры СУД. В целом, конец советского периода в истории России показан спокойно, без пропагандистских штампов от комиссии по десталинизации (или чего-то подобного, пишу первое попавшее на язык слово). Небольшой срез обычной жизни, то, что могло быть в реальности, без поползновений на обличение и на возвеличивание. Особо отмечу светлый образ советской милиции, которую сегодня чаще всего изображают как карательный орган власти или как сборище самодуров и садистов.

    Выросшие октябрята естественным образом, а не внезапно, как попаданцы, оказались в нашем времени. Внешне они вполне благополучны и материально устойчивы, но разливающаяся внутри пустота лишает смысла их жизнь. Дотянулись проклятые пионеры-герои — есть соблазн остановиться на первом же приходящем в голову объяснении. Не думаю, что режиссёр поставил перед собой такую задачу. Советская идеология была, фактически, квазирелигией, со своими идеалами и пантеоном героев, который условно распределялся по возрастным нишам. Культ пионеров-героев, в первую очередь, предназначался для школьников младших классов. Но советские школьники не первые и не единственные, которые потенциально могли испытать диссонанс между теорией с её высокими идеалами и приземлённой практикой жизни. Например, в нашей досоветской истории в школах преподавали Закон Божий, да и сейчас, наверное, учителя стараются донести до юных душ какие-нибудь моральные заповеди строителя капитализма. Взрослые, даже зная о расхождении между реальностью и высокими принципами, всегда будут стараться довести до детей последние. Потому что так надо, и не буду больше об этом. Вернусь к фильму. Есть там одна интересная параллель между двумя вышеобозначенными слоями времени. В советское время смотрели вверх и равняли свои действия с идеальным. Девочка испытывает муки совести из-за того, что нормы поведения октябрёнка, выводимые из примеров пионеров-героев, не позволяют ей мириться с поведением горячо любимого деда, тайком компенсирующего перегибы антиалкогольной кампании разведением самогона в домашних условиях. Что делать? Почти гамлетовские терзания. А в наше время появляется тенденция ответы искать не вверху, а внизу. И вот психоаналитик копается в сексуальном сознательном и бессознательном пациентки (одной из тех октябрят), пытаясь соотнести её психологический кризис с историей позывов её же гениталий.

    Фильм сыроват, неровен, оставляет чувство незавершённости. Но, тем не менее, рекомендую. Несовершенное, но наше. Искреннее. Первый фильм молодого режиссёра Натальи Кудряшовой, сыгравшей, кстати, и одну из главных ролей (клиентку психоаналитика и неудачливую актрису). Есть основания ожидать от неё успехов в будущем, и тогда можно будет небрежно бросить, что видели, мол, её первую картину и сразу заметили талант режиссёра, тем самым повышая самооценку и авторитет в глазах окружающих. Есть потенциал у Натальи Кудряшовой. Надеюсь, что она будет развиваться в направлении социально звучащего кинематографа. Предпосылки для этого есть.

    7 из 10

    6 сентября 2015 | 22:22

    Стильное кино о буднях классических представителей потерянного поколения. Детские мечты и фантазии, определенные временем, в котором росли герои, не выдерживают жесткой пытки блеклой, урбанистической бытностью современного мира. Оказывается, очень важно вовремя опомниться после того, как ты свернул не туда. Оглянуться и посмотреть в какой стороне осталась мерзнуть твоя мечта, от которой поневоле ты отказался в пользу мнимых благ и стандартов статичного существования — такова мораль этой басни.

    Фильм демонстрирует историю трех бывших одноклассников из Великого Новгорода. Ныне же герои находятся в возрасте немного за 30-ть и, как заведено, они несут ярмо среднестатистического столичного существования, ошибочно выдавая его за благословение судьбы. Сюжет фильма имеет две параллельные ветви — октябрятское детство героев и сухой переплет их судеб в наши дни. Зритель одновременно следит за цепочкой событий в обоих мирах. Первый — светлый, он наполнен приключениями, фантазиями, мечтами и идеями о грядущем великом советском будущем. Второй же — декадентный, он испещрен страхами, апатией, разочарованиями и автономном бдением изо дня в, такой же точно, другой день.

    Картина знакомит нас с тремя героями, каждый из которых совершил главный «подвиг» жизни — перебрался в столицу, обзавелся достойной работой, а вместе с тем и стандартным набором душевных расстройств, которые щедро предоставляет мегаполис. Оля — начинающая актриса, носится по кастингам, не выпуская из рук Айфона. Кажется, она по-настоящему одинокий человек, замкнутый среди стен собственных нереализованных планов на эту жизнь. Впрочем, на это намекает ей и ее новоиспеченный психоаналитик. Дело в том, что Оля страдает от панических атак, которые не дают ей продохнуть и дня. Андрей — замкнутый и глубоко несчастный офис-менеджер, который, правда, достиг определенных ступеней на карьерной лестнице. Деньги есть, добрая и любящая девушка тоже рядом. Но кажется ничего из этого не способно и на шаг приблизить Андрея к границам счастья на земле. Он и сам не знает зачем проживает эту жизнь. Где-то внутри него все еще жив тот пионер, который когда-то был обуреваем утопичной мечтой создать вакцину от смерти и сделать весь человеческий род счастливым. Катя живет в мире шоу-бизнеса, ее работа динамична и закалила ее для того, чтобы не пропасть в джунглях столичного города. Но жизнь ее также не имеет обстоятельного ориентира. За маской успешной женщины таится хрупкая личность подверженная депрессиям и страхам. Кате не хватает любви, здоровой семьи — того самого пресловутого женского счастья. Подсознательно герои пытаются вырваться из порочного круга житейской рутины. Они были воспитаны совсем для других идей. Каждый из них в глубине своего сознания грезит подвигами и масштабными свершениями. Герои в итоге находят интересные пути реинкарнации свой личности.

    Отдельного упоминания заслуживает операторская работа. Картинка смотрятся, повторюсь, очень стильно. Это правильное слово. Даже титры и те написаны популярным шрифтом Гельветика, ну или очень схожим. Другими словами, кино возбуждает визуальный аппетит. Иногда эта кулинария даже немного перевешивает в фильме, вызывая некоторый дисбаланс сторон. Есть несколько необязательных сцен, которые хотелось бы заполнить кадрами, раскрывающими внутренний распад главных героев, либо же символическими образами из пионерского детства.

    17 июня 2015 | 18:32

    Наверное, на каждом этапе своей жизни человек задумывается о смысле своего существования: как, для чего или кого и самое главное, зачем он живет? А уж в кризис среднего возраста эти вопросы лезут к нам в голову все чаще. Герои фильма как раз находятся в этом временном отрезке своей жизни, дело еще усугубляется тем, что они — последнее поколение детей «пионеров» по своему счастливое и несчастное одновременно, и как многие любят у нас в стране говорить — «забытого поколения».

    Режиссер фильма, Наталья Кудряшева, она же сценарист и одна из главных пионеров-героев, как раз представитель того поколения. Это, несомненно, помогло ей снять достойную картину, несмотря на достаточное количество недоработок по картине в целом. Тут и проблемы с кадром, планами, и, конечно же, фоном — не хватало хорошей качественной музыки по сюжету, но здесь со мной кто-то может не согласится. Хотя возможно и не нужно музыкальных нот в картине — хватает душевных.

    Хочу отдельно отметить актерский состав и игру в частности и в целом — отличная работа, непросто качественная, а отличная. Образы раскрыты, проблемы понятны — переживаешь и сочувствуешь героям как знакомым, нет родным людям. В картине нет абсолютно статистов — каждый отрабатывает свою роль на все сто, даже эпизодические персонажи типа милиционера и борца невидимого фронта сыграны на все сто.

    Но самое главное в фильме это идея. Идея того, «забытого поколения», которое стало финальным аккордом эпохи, заключением, а может быть и кульминацией. В завершение хочется сказать — если вы сели смотреть данную картину, не выключайте и не делайте перерывов — смотрите сразу…это поможет Вам не только понять главных героев, но и прочувствовать дух ушедшей эпохи.

    7 из 10

    9 июля 2015 | 16:50

    Фильм Натальи Кудряшовой выглядит очень личным. Дело даже не в том, что она, будучи автором сценария и режиссёром, ещё и играет одну из главных ролей в картине — страдающей от панических атак актрисы Оли Красько. «Пионеры-герои» — фильм, в первую очередь рассчитанный на ровесников главных героев фильма, — поколение 30+, или точнее, 32+. Именно эта возрастная категория, помнящая, что значит быть октябрятами, может, по замыслу режиссёра, в полной мере ощутить болезненность разрыва между воспитательными идеалами советской средней школы и безыдейно-пустой современностью.

    Фильм личный и во многом интимный именно потому, что возраст имеет значение. Даже в нынешние 40 лет у вас есть какой-никакой критический взгляд на советское прошлое, а в 30 и меньше вам уже не понять сцену, где пишут молоком по бумаге. И только тем, кому 30+++, картина Кудряшовой откроется до последнего кадра. В этом возрасте СССР оставил вам только смутно-приятные воспоминания о чём-то высоком и далёком — детские воспоминания, как правило, всегда приятны. Из сладкого тумана памяти о детстве берут свои корни буйные сюрреалистические образы фильма вроде органов милиции.

    Интересно, что почти все сцены, переносящие зрителя в детско-советскую фантасмагорию — это сцены о воспитании гражданственности. Ловля шпионов, дед-самогонщик, вступление в ряды пионеров — а в центре всего оказываются они, пионеры-герои, живой пример подвига для каждого ребёнка. Причудливость на грани гротеска — это для Кудряшовой всего лишь путь к честности. Можно соврать, создав реалистичный мир исторического рая или ада на земле в какой-нибудь великой или тоталитарной стране прошлого века, — но нельзя соврать рассказом о детских стремлениях, выдумках и мечтах. А вот возможен ли фильм, в основу которого положено воспитание гражданственности у детей начала XXI века?

    Бывшие октябрята, а сегодня вроде как успешные зрелые люди — особый контекст фильма. Внимание притягивает наполненная смыслами речь детей и пустая, часто невнятная речь взрослых. Наталья Кудряшова рассказывала в интервью о свойственном её поколению «опыту пустоты», видимо, выветрившему смыслы, жажда которых то и дело мучит очередного героя фильма. Оля Красько в поисках смыслов забредает в самый центр пустоты — на приём к психоаналитику. Не сомневающийся в своём профессионализме дипломированный доктор будет из раза в раз обваливать личность пациентки в пустоте, где есть только она и её «мастурбация», «коллапсы» и «самопознание». А в конце безапелляционно заявит своей подопечной, что она пуста.

    Травмирующий «опыт пустоты», пожалуй, служит центром всего фильма и того мировоззренческого кризиса, который постиг Олю, Андрея и Катю. Неустроенная личная жизнь, обессмысливание каждого своего действия и с трудом переносимое одиночество — если вам знакомы такие симптомы, то этот фильм будет для вас понятнее. Парадоксальность положения героев в том, что их настоящее «я» проявилось только в младшем и среднем школьном возрасте, когда они знали, в чём цель их жизни. По Кудряшовой, возвращение в своё пионерское прошлое — единственный ключик, открывающий смыслы в уже взрослой жизни. В такой позиции видится что-то инфантильное, говорящее об очень серьёзной травме, преодолеть которую можно только мощной встряской, открывающей путь к своему далёкому прошлому. Тем, что режиссёр называет «метафизическим взрывом» и показывает на примере судеб Андрея и Кати.

    Будучи достаточно стройной и продуманной конструкцией, фильм о пионерах-героях не даёт глобальных рецептов по возвращению в общество смыслов. Проблемы поколения на примере трёх человек остаются их индивидуальными заботами и не перерастают в проблемы, решаемые хотя бы на уровне небольшой группы людей.

    6 из 10

    22 июля 2015 | 22:58

    Не далее, чем две недели назад я пел дифирамбы «Однажды» Рената Давлетьярова за то, что оно практически на два часа вернуло меня в пору моего босоного советского детства, наполнив душу светлой ностальгией по тем временам. Поэтому за случайно попавшийся мне фильм «Пионеры — герои» я уселся в надежде вспомнить ещё одну светлую сторону своего детства — бытность пионером, когда все мы щеголяли в алых галстуках, « с красным знаменем цвета одного», знали назубок пионерскую клятву, а самым страшным кошмаром любого школьника было то, что его не примут в пионеры… Не скажу, что режиссёрский дебют уроженки Нижнего Новгорода Натальи Кудряшовой оправдал мои ожидания, но в хорошем смысле этого слова…

    Катя, Оля и Андрей, дружащие с самого детства, переезжают в Москву. И всё у них вроде бы хорошо — Оля — успешная актриса, Катя- сотрудник крупного PR- агентства, Андрей — политический аналитик. Всё как у всех — работа, машины, ипотеки, корпоративы… Правда, рано или поздно каждый из героев, выросших на идеалах советского школьника, понимает, что был в своё время бессовестно обманут…

    В отличии от светлого и ностальгичного «Однажды», философскую притчу (иначе я творение Кудряшовой назвать не могу), «Пионеры — герои» лёгкими для просмотра не назовёшь. Наталья своим фильмом рассуждает о нас всех, о брошенном поколении, которому героизм буквально втемяшивался в голову каждый день, на каждом уроке, на каждом митинге, при каждом походе в музей… А затем вдруг пришла новая власть, взявшая на себя смелость сказать, что пионерские идеалы устарели, но ничего не предложившая взамен. Словом, как в песне «Кончится лето» группы «Кино» (в «Пионерах- героях», кстати, звучащей): «Я жду ответа, больше надежд нету…» Мы стали сытым, самодовольными и уверенными в себе, однако в душе остаётся некая пустота за отсутствием тех самых надежд и идеалов. И своим многогранным фильмом Кудряшова даёт нам повод порассуждать о причинах всего этого: о былом могуществе нашей страны и её кризисах, об идеалах прошлого поколения и безыдейности нынешнего, о канувшей в лету великой советской эпохе… А также заставляет вспомнить тот светлый период нашего детства, когда мы придумывали сами себе безрассудные приключения, готовые испытать оргазм только от того, что рассказываем друзьям о том, как в своих мечтах героически вырвались из фашистского плена…Одним словом, для дебютанта картина получилась на удивление многослойной, за что её и приметили на прошедшем «Берлинале», номинировав на одного из медведей за «Лучший дебют», а также вручив фильму диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Всё это заставляет верить, что Кудряшова сделала правильный шаг в своей карьере и надеяться на то, что она создаст ещё немало хороших фильмов.

    7 из 10

    12 июля 2015 | 15:39

    Советская эпоха, как семидесятилетний пласт жизни нашей страны, все дальше откатывается в тень истории. В этом году стукнет четверть века августовскому путчу, но сравнивать жизнь «тогда» и «сейчас» люди не перестанут еще долго. Похвально, что перспективная поросль, вооруженная кинокамерой, пытается дать свой, не замыленный многими часами научного коммунизма взгляд на идеологические процессы прошлых лет. Образованная энергичная молодежь нет-нет да выдает любопытные экзерсисы, и в этом плане картина Натальи Кудряшовой ожиданий не обманывает. Симпатичный актерский состав, неплохой сценарий, удачные изобразительные средства, настойчивое желание утвердить себя думающей творческой единицей — совсем не дурные данные для качественного фильма, способного быть понятым разными поколениями, не правда ли? Увы, все это лишь теория, а как доходит дело до конкретики, так нескладности начинают сыпаться советскими копейками из дырявого кармана.

    Последнее поколение пионеров, еще свято веривших учению великого Ленина, показано детьми, как будто прошедшими хорошую психологическую обработку. Слов нет, в те годы инициатива действительно была малоблагодарным делом, однако уже первые кадры фильма порождают вопросы. Если главный герой по фамилии Сергеев отказывается от роли солиста в хоре, предпочитая «цокать», то какой же это путь к героизму? Именно героями и хотят быть эти ребята, недаром страшноватый мемориал с лицами и красными галстучками так часто включается в подтверждение авторского посыла. Путь к подвигу на редкость тернист как для самого Сергеева, так и для его верных подруг Кати и Оли. Последняя, чью роль исполняет сама режиссер, буквально парой фраз обрисовывает как свои собственные проблемы, так и сложности окончательного взросления ее небольшой компании. Приехавшие покорять Москву провинциалы оказались неспособными покорить самих себя.

    Из фильма Кудряшовой мог быть выйти здравый двухсерийный проект с четким разделением на то, как было, и как стало. Регулярное перемешивание прошлого с настоящим, еще и в столь гиперболизированной форме, не дало возможности раскрыть героев как жертв отжившей свое идеологии. Самой любопытной и при этом неубедительной вышла демонстрация текущего быта Кати, Оли и Сергеева. В тридцать лет у ребят «все есть», но они по-прежнему выглядят скорее манекенами, чем людьми. Многочисленные сцены частной жизни каждого из героев схожи своей направленностью в унылое никуда. И это не город злая сила, это именно пустота их сердец. Символично, что одна из героинь специализируется на пиаре — именно этим же занимается и сама Кудряшова. Другое дело, что именно она пиарит? Стремление ребят отдать пионерский долг перед почившей в бозе организацией? Именно к этому постановщица и ведет своих персонажей весь фильм, но тогда их логичней было направить целой группой в кабинет психотерапевта. На людей с «промытыми мозгами» похожи все трое, а вот на личностей, способных думать о ком-то, кто в них действительно нуждается — нисколько. Пустопиарщики какие-то вышли, пожалейте их, Владимир Ильич.

    Психологическим проблемам режиссер уделяет много внимания, благо для их изображения нужно сделать лицо озабоченным — и порядок. Другое дело, что сеанс, закончившийся эмоциональным срывом врача, вызывает лишь недобрую усмешку, но понятен хотя бы вектор развития. В детстве пионеры старательно искали возможность проявить себя и боялись партийного наказания. Но в попытках стать героями ребята, а с ними и сама Кудряшова забыли главное: подвига специально не ищут, жизнь либо сама даст возможность его совершить, либо прибережет молодецкую прыть до лучших времен. Конечно, подлог спичечного коробка с анализами — тоже вполне себе поступок, но в том и состоит проблема этого фильма, что здесь регулярно происходит подмена понятий, и безалаберная, чтобы не сказать больше, концовка — тому доказательство. Неуклюжие попытки «заиграть» тему секса опять же сваливаются в плоскость фрустраций. Все у ребят не слава Богу, даже если одному из них в спину летит голос, робко просящий внимания. Но где же его дождаться, когда душа ждет подвига как VIP-гостя?

    Чего в наши дни не так много среди молодежи, так это уважения к корням. Мало кто теперь с гордостью скажет, что рожден в стране, составлявшей 1/6 суши планеты. И при таких настроениях очень приятно уважение, с которым Наталья Кудряшова отнеслась к материалу. Как режиссер-дебютант она не избежала многих «детских болячек», вроде плохо стыкуемых фрагментов сюжета, назойливого повторения одних и тех же приемов, как в случае со снами Кати, но, в общем и целом «Пионеры-герои» попали в свою нишу. Остались вопросы к методам донесения идеи, но само ее безусловное наличие, чему не помешало даже стремление сгустить кое-где краски, говорит в пользу молодой постановщицы. Конечно, включение в программу Берлинского кинофестиваля — серьезный аванс, который Кудряшовой оправдывать и оправдывать, но своего зрителя картина найти должна. В конце концов, и на пустом небе порой сверкают звезды.

    1 мая 2016 | 20:15

    «Ну что ты маешься, Елисеева? Успокойся. Займи своё место, извертелась вся!» — не каждый фильм начинается так лично, с первых фраз становясь почти родным. А вот у «Пионеров-героев» получилось. Когда вот так, наотмашь, в начале фильма к тебе уже по фамилии.

    Катя Елисеева, Оля Красько и Андрей Сергеев — школьники на пороге вступления в пионеры в не такую уж далёкую эпоху перестройки. Они хотят совершить подвиг: изобрести таблетку от всех болезней, поймать шпионов, спасти всех советских детей или как минимум научиться писать молоком по бумаге, как Ленин. Их кумиры: пионеры-герои, прожившие жизнь не зря, совершившие подвиг, а может, даже изменившие мир. Мир миллионов детей, так точно, — советских школьников.

    Эти герои — основа основ, кумиры, на мнение которых оборачиваются, равняются, словно в строю. Пионеры- герои, словно ангелы в красных галстуках, знающие истину, дерзнувшие совершить великое, не задумавшись. Вы помните?

    Катя, Оля и Андрей — эти же ребята, только уже наши современники возраста чуть за 30, выросшие пионеры, так и не успевшие совершить тот самый, запланированный подвиг. Они живут, как все, и даже лучше многих, но про подвиги, да что там — внутреннее счастье — давно речи нет.

    Основа их жизни — не помогающие беседы с психологом, компьютерные игры, чтобы включиться в работу, и секс в лучших готических отелях столицы — на десерт. Пиарщица, актриса и политический технолог — профессионалы, без блеска в глазах. Они больше не мечтают о великом. Они просто живут. Такое знакомое многим: «Всё хорошо, но ничего хорошего» — в котором и себе не всегда признаешься.

    «Ты в детстве о чём мечтал?» — спрашивает героиня Дарьи Мороз Катя Елисеева у героя Алексея Митина. «Ну как, подвиг совершить» — «Совершил?» — «Вон в Москву приехал» — «Все приехали».

    Ответы на не поставленные вопросы, но бьющиеся словно жилка пульса в каждом кадре, звучат здесь из уст героини Натальи Кудряшовой: «Мне надоело осуществлять круговорот г**на в природе. Хочется заниматься чем-то важным. Но мне кажется, я забыла, чем нужно заниматься». Миллион страхов и нереализованных желаний, компромиссов, которые, как не воспевай хвалёную стабильность, ломают душу. Сломанные детские ценности, не выстроившиеся в новые, зрелые, свои. Когда ребёнком мучаешься совестью от вопроса, сдавать ли дедушку-самогонщика в милицию, чтобы попасть в пионеры, а вырастая в другом мире без навязанных смыслов, уже не мучиться нравственными вопросами более высокого порядка.

    Этот фильм совсем не воспевает советское прошлое и не напитывает ностальгией. Здесь про то, что важнее — про грусть по смыслу, который многие потеряли, так и не научившись создавать его самостоятельно; по ориентирам в пути, маячкам, ведущим в обществе с совсем другими ценностями.

    Когда-то Мандельштам писал своё монументальное: «Мы живём, под собою не чуя страны». Что там страны? — думается после фильма. Мы и себя-то не всегда чувствуем в сутолоке дней, ожидая, что страна расскажет нам глобальные смыслы. Возможно, когда мы начнём чувствовать себя, и научимся создавать великое сами, от того, что этого просит душа, а не «политика партии», тогда и найдётся место подвигам настоящим для сегодняшней, другой жизни, и страну мы сможем чувствовать сами, изнутри, а не сверху.

    Будет ли место подвигу в жизни героев киноленты? Несомненно. И горький подвиг, и поиск внутренних смыслов вдали от мира, и своё успокоение. И пионеры-трубачи, принимающие новых героев в свои ряды.

    «Елисеева, хватит крутиться! Займи своё место!» — снова звучит в ушах. С огромным уважением к пионерам-героям и великой истории, без громких национальных идей и ностальгирующих мыслей я всё же рада, что великий смысл и своё место сегодня я могу искать сама.

    8 из 10

    12 июля 2015 | 18:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>