всё о любом фильме:

Самурай

Le samouraï
год
страна
слоган«De kaldte ham Samoraien - den ensomme morder»
режиссерЖан-Пьер Мельвиль
сценарийЖан-Пьер Мельвиль, Жорж Пеллегрен, Джоан МакЛауд
продюсерРаймон Бордери, Эжен Леписье
операторАнри Декэ
композиторФрансуа де Рубэ
художникФрансуа Де Ламот
монтажМоника Бонно, Иоланда Моретт
жанр триллер, драма, криминал, детектив, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  1.93 млн,    Испания  783 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время105 мин. / 01:45
Жеф Кастелло — наемный убийца. Умный, опытный и хладнокровный профессионал, Кастелло считается лучшим в своем деле, поэтому, получив очередной «контракт» на устранение одного очень влиятельного человека, Жеф выполняет заказ без особых трудностей, убийца не оставляет следов и даже устраивает себе поистине безукоризненное алиби.

Однако неожиданно находится свидетель, который видел киллера в лицо. Комиссар полиции организует беспощадную охоту на убийцу. И заказчики преступления тоже становятся на путь преследования Кастелло. Теперь он, как раненый тигр в джунглях, вынужден защищаться. Схватка будет жестокой…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
26 + 0 = 26
8.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм основан на романе Джоан МакЛауд «Ронин».
    • На 92 минуте фильма, в сцене где девушка преследует героя Алена Делона, можно увидеть на стене в метро афишу фильма «Несчастный случай» (1966).
    • Андре Гарре приезжал на съемки фильма из больницы. Перед смертью он успел озвучить свою роль. Его реплика — «Предупреждаю, Джефф, это в последний раз» — кажется прощанием навсегда. Ответную реплику — «Согласен» — Делон адресовал уже мертвецу: его смена озвучания пришлась на день смерти Гарре.
    • Пустая канареечья клетка, которую зритель видит в самом начале фильма появляется в одном из эпизодов (встреча персонажей Делона и Мишеля Бон в подвале) фильма «Неукротимый» (1982) под музыкальную цитату — тему из «Самурая».
    • Эпиграф к фильму: «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях».
    • Фильм открывается фразой из кодекса самураев о том, что одиночество самурая можно сравнить лишь с одиночеством тигра в джунглях. Эту фразу выдумал сам Жан-Пьер Мельвиль, причем к такой хитрости он прибегал не раз (например, в фильме «Красный круг» (1970) в титрах указывается буддистское изречение, придуманное Мельвилем).
    • еще 3 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    «Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях». Этот завет из бусидо, кодекса чести японских самураев, предпослан ленте Жан-Пьера Мельвиля в качестве эпиграфа, который выражает философскую мысль, наверно, самой великой и самой трагической гангстерской картины если не во всём мировом кино, то, безусловно, во французском. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 151 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Молодой Ален Делон. Ещё в самом расцвете сил и в зените славы. Пик карьеры. Как много это имя значит для любого киномана. Какая потрясающая игра: мерзавец, негодяй, полицейский, киллер, карточный шулер. И, конечно же, любимчик женщин. Сколько ролей на себе перемерил это мэтр? И в каждой он был неподражаем. Меня вообще поражают актеры, которые могут не произнося длинных монологов о высоких материях донести до зрителя много смысла одной только мимикой и действиями. Ведь диалогов у главного героя за весь фильм не так много.

    Жаф Кастело — киллер профессионал. Умный расчетливый и хладнокровный. Пожалуй, самый необычный портье в мире. Посыльный смерти. Он не знает своих мишеней, ни кто они, ни чего плохого/хорошего они успели сделать до первой и последней встречи с ним. Он просто приходит и делает свое дело. Но Жаф хорош не только в процессе покушения. Его мастерски спланированные многоходовые алиби не в состоянии опровергнуть ни одна самая талантливая ищейка комиссариата. Причем именно многоходовые — состоящие из множества свидетельств разных людей. Такие алиби скорее больше походят на гениальную комбинацию титулованного гроссмейстера.

    Но в один прекрасный момент все идет не как обычно. Случайный свидетель. Осечка? Нет. Жаф не делает осечек. Так почему же она там появилась? До истины безумно хочет докопаться главный следователь, который готов пойти на все уловки. Следователь нутром своим понимает, что алиби СЛИШКОМ идеальное. И он пойдет до конца, чтобы сломить всех, кто помешает ему поймать киллера.

    Все это приведет к очень неоднозначной развязке, ещё раз опровергая стереотип о фильмах про наемных убийц. Умно, сильно и талантливо. Пример французского психологического детектива/драмы в своем высшем проявлении. Пожалуй, до такой же степени французский, как Эйфелева башня или утренний запах свежеиспеченных круассанов на тесных улочках Парижа с односторонним движением.

    10 из 10

    3 июня 2011 | 17:07

    Экзистенциальная притча от режиссера Жана-Пьера Мельвиля вышедшая на экран в 1967 году пользуется популярностью и по сей день, имея большой рейтинг на IMDB (8,1 из 10).

    Эта драматичная история повествует о человеке по имени Джефф Костелло — профессиональном убийце, работающим на парижских мафиозных боссов, который выполнив очередное задание, совершил, кажется роковую ошибку — оставил в живых свидетеля. Его забирают в полицию, однако у него, получается, выйти на свободу. Однако его боссы считают, что он провалился, и решают его убрать, а полиция неустанно следит за ним.

    Безусловно, один из лучших французских фильмов созданных когда-либо. Бенефисная роль Алена Делона, блестяще воссоздавший образ одинокого убийцы на психологическом уровне, холодного и решительного. Картина оказала огромное влияние не только на французское кинематограф («Профессионал» например), но и на мировое — «Убийца» Джона Ву или «Засну когда умру» Майка Ходжеса.

    10 из 10

    12 сентября 2010 | 16:43

    Фильм «Самурай» был для Алена Делона своеобразным крещением — их первая общая работа с Мельвилем, в которой 32-летний Делон показал себя едва ли не в самой лучшей своей роли. Самобытное кино, чем-то похожее на шедевральный «Красный круг». Глупое это дело — равнять шедевры. Оба фильма просто великолепны, но «Самурай» — короче, малословнее и… а дальше додумывайте сами.

    Джеф Костелло — достаточно нетипичный персонаж, вызывающий у зрителя сильное изумление. Киллер экстра-класса, живущий в нищенской комнате и полностью изолированный. Его лучший друг — птичка. Джеф — «самурай» по духу и поведению. И его одиночество можно приравнять к одиночеству тигра в джунглях (эпиграф). Но у людей всё сложнее, чем у диких кошек. Образом Джефа Мельвиль пытается донести до зрителя мысль о традиционной для японских воинов «ритуальности». Они живут по традиции и умирают по ней же. Внимание! — то же самое видно и в данном герое Делона. Ритуальность и, как ни странно — обыденность. Самураи были всегда, без них мы не можем представить себе Японию. Они должны быть в жизни, как неотъемлемый атрибут Востока. И точно так же должен быть на этом свете Джеф Костелло, ведь кому-то надо выполнять заказные убийства, занимать эту нищенскую комнатушку, кормить ручного щеголька. Страшное, безликое «кому-то». В этом и есть вся ритуальность образа Костелло, человека без прошлого и будущего, а так же с отсутствием эмоций и какого-либо интереса к жизни. Он с достоинством несёт крест этого кого-то. Почему же? А так должно быть. Все люди имеют какое-то предназначение, и наёмные киллеры — тоже.

    Но это всё лирика. А сам Джеф? Делон прекрасно сыграл роль молчаливого, бесчувственного человека, молодого красавца с очень бледным, каким-то неживым лицом, который ну просто — не от мира сего. Костелло щеголеват, но в нём нет того «нарциссизма», в котором Алена Делона винили несчётное количество раз. Всё выверено до автоматизма — надеть перчатки, задержаться перед зеркалом, чтобы увидеть своё «мраморное» скульптурное лицо и поправить шляпу. В этом плане важна сцена, где раненый Джеф приходит домой, снимает верхнюю одежду, занимается своей раной, при этом бинтуя левой рукой правую (не верх ли профессионализма?) и потом кормит щегла, дрожащей рукой вливает воду в поилку и после этого облегчённо отходит и садится. Никто не узнал себя? Ведь мы живём именно так, на автоматизме и ритуальности — мельком увидеть себя в зеркало, уйти по делам и потом, вернувшись домой, механически выполнить какое-то ежедневное действие, что бы ни случилось. Механизм жизни. Эта сцена под минорную музыку Франсуа де Рубэ окончательно доводит до зрителя страдальческую атмосферу фильма, исполненную непонятного отчаяния, и зритель почти физически ощущает болезненное, самурайское одиночество Джефа. Параллель. Самурайский традиционализм, механическое неживое поведение Костелло — и наша жизнь. С такой же традиционной ритуальностью, выверенной до мелочей.

    И как же хочется вырвать у всей страдальческой атмосферы отчаяния хотя бы какое-то время! Но в этом фильме Мельвиль, минималист и великий интеллектуал, не балует зрителя, выводя около Костелло фигуру следователя, героя Франсуа Перье. Контраст, противостояние — и вместе с тем очень большое сходство этих героев. Оба бессердечные профессионалы, живущие по принципу «так быть должно». Но так обрисованы оба, и Делон, и Перье, что первый является драматическим героем, а второй — заурядным служакой, готовым на всё. Хотя нет, заурядным герой Перье быть не может. Он тоже по-своему привлекает внимание, но вызывает у зрителя лишь негативные эмоции. Возникает параллель с «Красным кругом», где Андре Бурвиль сыграет такого же бездушного карьериста и целиком проявит свою бессердечность с героем… именно Франсуа Перье.

    Мельвиль в «Самурае» смог достичь невероятного: минимумом текста и максимумом драматизма показать Жизнь во всех её ипостасях: параллели, сходства и различия, автоматизм и ритуальность выполняемых действий, и, главное — атмосферу предрешённости и отчаяния. Шедевр, не способный вызывать у двух людей одинаковой реакции, и вместе с тем — удивительно простой для восприятия. Всем действующим лицам — Мельвилю, Делону, Перье, и отдельно Франсуа де Рубэ за неповторимую музыку — самый высший балл.

    7 апреля 2009 | 19:24

    «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме одиночества тигра в джунглях. Может быть…»- вот каким титром открывается не только Мельвилевский фильм об одиночке, но и вся самурайская тематика в западном гангстерском кино. На самом деле таких слов в «Бусидо» нет — Мельвиль создал свой самурайский кодекс, облегчив задачу зрителя, по-восточному лаконично вложив в одну-единственную фразу весь смысл вселенной самурая.

    Этот смысл, как и образ идеального убийцы, тема экзистенциального одиночества в мрачном, ночном городе, все-все это позже будет растаскано на цитаты господами Тарантино, Китано, Джармушем, с его «Псом-призраком» и Бессоном с «Леоном». Но сейчас такие истории про героев-одиночек не снимают, в них добавляют постмодернистский стеб или сентиментальность, маленьких девочек, оправдания и объяснения поступкам главного героя. Ведь современным западным людям такие истории про воинов, без психозов, без чувства вины, и ведомым только честью и обостренным чувством долга глубоко непонятны и чужды. А «Самурай» — это неразбавленный никакими сантиментами нуар, скупой на психологические подоплеки и мотивации, похожий на медитацию воина перед совершением ритуального самоубийства.

    Образ идеальной вселенной волка-одиночки молчаливо отображенный на кинопленке — это два окна, как две пустые глазницы, комната с ободранными стенами, никаких лишних вещей и общество канарейки — больше нечего нет и не нужно. Минимализм во всем — от эмоций до аксессуаров. Мельвиль очень отстраненно выстраивает каждый кадр с геометричной четкостью перфекциониста. Без эмоций, как будто фотографирует реальность, чтобы вложить фото в полицейское досье и сдать в архив. Он бесстрастен, и именно это бесстрастие, оглушает зрителя. И холод в каждом голубовато-жемчужном кадре…

    Мельвиль вообще очень меток — поразительна точность выбора исполнителя роли человека живущего в таком холодном мире. Ален Делон, человек с лицом мраморной статуи, похож здесь на мертвеца. Кто еще смог бы выдерживать такие паузы, без слов, без малейших изменений мимики и быть таким интересным, что хочется смотреть во все глаза, я не знаю. Кто вообще мог бы оживить героя, который мертв уже по определению? Ведь мы не знаем ни мыслей Джеффа, ни его прошлого, ни будущего — у воплощения смерти не может быть биографии, которую он будет рассказывать собеседникам в баре, он и в бары то ходит не за этим. Убивает он не из мести, не из садистского кайфа полюбоваться на мучения жертвы и даже деньги его не интересуют. Ему все равно и наверное люди с их маленькими мирками и жизнями его особо не интересуют. Не потому что он их презирает, нет, просто не интресуют, он стремится к абсолюту.

    Почему он такой, нам опять же не объяснят, и этот ангел смерти останется недешифруемым иероглифом до конца. Тигр всегда полосатый, какие еще могут быть объяснения? Все что у него есть — это его ледяное молчание. Зачем нужны слова, если достаточно только жестов, превращенных в ритуалы? Надеть белые перчатки, запахнуть воротник плаща, элегантным жестом поправить шляпу, произнести привычные фразы и нажать курок — таков ритуал. Каждый шаг, каждый жест, цвет одежды в котором он выходит из дома, имеет свой вес и смысл.

    Судя по тщательности воспроизведения эти действия ему повторять не в первой, это похоже на хождение кругами, на вращение барабана пистолета с одной пулей внутри. Умереть от пули может каждый, любая собака на это способна, но тигр, человек чести, придерживающийся единственно верной в его пустой вселенной линии красоты, превращает смерть в бессмысленный и шедеврально — красивый поступок, в произведение искусства.

    Очень мужское кино — сухое, колючее, холодное и эстетически совершенно, в которое сложно влюбится, но которое сложно не досмотреть до конца. Хотя спросить, чем закончится эта история бессмысленно. Она закончилась еще тогда, в самом начале — когда на экране появилась цитата, якобы из бусидо, когда канарейка забилась в клетке, когда Джефф встретил в полутьме коридора посланницу Рока, темнокожую пианистку с большими глазами. Главный спойлер мелькает в самых безобидных сценах, но такие фильмы смотрят не ради неожиданных поворотов сюжета.

    Несмотря на размеренный, медитативный ритм, режиссер Мельвиль умело нагоняет саспенс и держит в напряжении, даже если зритель знает цитату из настоящего бусидо «Смерть есть последний подвиг в доблестной жизни самурая». Все что можно прочитать сквозь череду стильных, красивых кадров — смерть прекрасна, немногословна и закономерна, как и сам Джефф Костелло, а все реки рано или поздно попадают в один океан.

    12 августа 2008 | 19:11

    Действительно сильная, запоминающаяся история. Сравнивая ее с другими фильмами о убийцах, пусть даже очень качественно снятыми, все же предпочтение отдаю детищу Жан-Пьера Мельвила. Казалось незамысловатый, обычный сюжет: о человеке профессия котрого убивать. Подобные сюжеты всегда волновали общество, само оно всячески открещивается от подобных лиц, но они всегда были притягательны. Чем? Возможно, что для нас, обремененных работой людей, их существование кажется более свободным, легким, а поэтому и привлекательным. Возможно «Самурай» не был нов, в жанровом отношении и в далеком для кинематографа 1967 г. Но ведь известно, что принципиально нового, такого, что бы не наследовало уже имеющиеся идеи и сюжеты, сейчас создать практически невозможно. Фильм о вампирах, пусть даже действие проходит на другой планете, допустим красного цвета, всеравно остается фильмом о вампирах. А поэтому, решающую роль играет имеено воплощение идеи, ее реализация, и неважно насколько она избита, или кажется таковой современному зрителю.

    Фильм нас погружает в особую атмосферу. Он, это несколько последних дней из жизни наемного убийцы. Мы ничего не знаем о его прошлом, нет таких любимых современными кинематографистами флеш-беков. Режиссера не интересует прошлое этого человека, путь пройденный им ранее, просто не учитывается. Это все не важно, главное только уже свершившееся, настоящие. Нас практически не отягощают прошлым.

    Все что мы видим, это яркую, красивую картину противостояния. Жизни ради жизни. Когда ничто не держит в этом мире. Но да последнего, все совершается согласно принципам главного героя. Эффектная последняя сцена, и есть тому подтверждением.

    10 из 10

    15 июня 2011 | 18:08

    Конечно, Ален Делон тут неотразим, его молчаливость и строгий вытянутый вид, немногословность и некоторая наглость в этой немногословности заставляют образ запомниться, но мы, привыкшие к изощренным методам наемных убийц в современном кинематографе и вне его, уже не способны так восторженно воспринимать этот фильм несмотря на все подобные рецензии.

    Любимое кино из прошлого, засевшие в памяти ностальгические ощущения…

    Но согласитесь — в кино много нелепостей, которые иногда даже вызывают улыбку.

    Во-первых, не слишком утруждающий себя Кастелло — зашел в элитное место в светлом (!) плаще и шляпе, в таком наряде он как бельмо на глазу среди пиджаков и бокалов с виски, его горделивый вид и направленный в бесконечность взгляд слишком притягивают внимание при такой верхней одежде с высоко поднятым воротником. Да еще и руки в карманах. Ну как такого не запомнить? Естественно, все благополучно проводили его взглядами. А негритяночка (кстати, очень милая и загадочная особа) и вовсе изучила каждую ресничку его пронзительных голубых глаз.

    Во-вторых, зачем столько сложностей? Он, наверное, любит погонять адреналин. Пошел бы поспать, спокойно, переоделся бы, выбросил свой дурацкий плащ, который всем свидетелям запал в душу, и всё! Так нет — он целенаправленно пошел играть в злачное место, чтобы его там потрясли. А так бы спал, и никто бы его не потревожил.

    Вспоминается Брюс Уиллис в «Шакале». Вот уж действительно настоящий киллер — такой никогда не наденет запомнившийся, хоть и любимый, плащ вторично. Он сменит внешность до неузнаваемости, а не остановится только на номере машины у такого же молчаливого старика, как и он сам.

    Или даже главный герой из «Аферы Томаса Крауна», когда он затеял игру с котелками в финальном издевательстве над полицией. Тонко и изящно!

    А тут сцена посреди всего ресторана… от человека, который никогда не попадается…

    - Я никогда не проигрываю.

    Зря он произнес эту фразу.

    И все эти пробежки в метро. С кнопочками. Забавно.

    Знаю, большинство тут со мной не согласится, и я их понимаю — все-таки фильм несмотря на такие вот ляпы смотреть интересно. Но он просто чуть устарел.

    Но ради Делона его посмотреть стоит — он здесь действительно хорош.

    19 октября 2010 | 02:28

    «По возможности не путешествуйте с мертвецом». Спустя почти 30 лет после появления «Самурая» эти слова Анри Мишо претворили фильм Джима Джармуша «Мертвец». Пожелание знаменитого поэта можно в той же мере предпослать и шедевру великого французского режиссера, сделав оговорку, что смерть в его картине все-таки не цель, а неизбежное следствие.

    Мельвиль не занимается остранением, а напротив, показывает жизнь, строго придерживаясь пропорций пространства и времени. Лишь цвет становится языком безголосого фильма, погружая взгляд в холодные бело-синие тона. В анемичных кадрах герой уравнивается с фоном, и голубые глаза Алена Делона на его мертвенной коже как будто олицетворяют вязкую безжизненность внешней среды. Воздух здесь словно пропитан таской, а звук напоен слезами дождя.

    Одиночество в городе — благодатная тема, которая вдохновила не один фильм, ибо меланхолия давно стала вечным спутником человечества. Поэтому Мельвиль, будто избегая однозначной трактовки своей работы как эпической саги на злобу дня, ищет выход в притчу и помещает в титры выдуманный эпиграф из «Бусидо». Действительно, Восток и Запад не столь различны, а душевная тяжесть, поселившаяся в герое, наверно, и вовсе — плата за право быть человеком. По крайней мере, мотив путешествия с мертвецом, пронизывающий картину, так или иначе наводит на покорный фатализм.

    По количеству толкований замысла режиссера, вероятно, можно судить о художественной силе картины. Ведь настоящее произведение искусства неоднозначно и многослойно в той же мере, что и сама жизнь. И дело даже не в сложности и глубине идеи, а в ее способности быть органичной действительности, которую каждый человек понимает по-своему. Отсюда и знаменитое изречение о том, что не только мы смотрим фильмы, но и фильмы смотрят нас. В этом смысле «Самурай» — один из лучших образцов проницательных творений. По сути, он даже не затрагивает психоанализ, не вгрызается в подсознание героя. Которого, не взирая на специфику профессии, можно принят за архетип безликого прохожего в толпе. Ибо ритуальность его жизни, так похожа на повседневную рутину какого-нибудь кабинетного служащего, того же Акакия Акакиевича. Только герой Делона не выводит буквы, но также прилежно спускает курок. И чуть ли не единственный символ в картине — канарейка в клетке, олицетворяющая своего хозяина, который так же, как и она, — заложник реальности, продолжается уже в конкретном финале. Он поражает своей бесстрастностью, но дело не только в отсутствии эмоций у героев, но и в сущности этого момента. Нарушая ритуал, Джеф Костелло все-таки освобождается.

    4 ноября 2010 | 11:24

    Люблю старые французские детективы. Именно французы умели их делать как никто другой. Там такая особенная атмосфера. А фильмы Жан-Пьера Мельвиля стоят особняком. И главный из них- Самурай

    Фильм без погонь и перестрелок, а оторваться от экрана невозможно. Конечно, есть кое какие нестыковки, но все это сглаживается игрой актеров (особенно Делона), очень красивой музыкой и точно построенным действием. Все на своем месте. Ничего лишнего

    Убийца, человек без слабостей, без привязанностей, без привычек. Он не делает ошибок. А если делает, то идет, до конца, с холодной самоуверенностью.

    Он как бы сам разыгрывает спектакль своей смерти. Не полиция ловит его, а он сам ведет ее за собой, до последнего действия, до финального выстрела. Гениально.

    10 из 10

    12 ноября 2011 | 12:12

    Эта картина — шедевр. Никаких сентиментов, пафосных любовных историй, дурацких перестрелок, притянутого за уши метафизического подтекста, еле прикрывающего внутреннюю пустоту. Главный герой это практически ницшеанский сверхчеловек. Формально являясь членом социума, он существует вне его. Здесь нет и бондовского элитизма и апломба. Смерть показана быстро и лаконично. Одинокий киллер не первый раз встречается в кино, достаточно вспомнить «Оружие для найма». Но из всех подобных фильмов в «Самурае» этот мрачный образ получился самым великолепным. Конечно же изрядную роль в этом сыграла невероятная внешность Делона, которая на фоне контраста с экзистенциальным ужасом городских джунглей показывает нам человека, который бросает вызов року, живя по своим собственным правилам. Разумеется, силы неравны, а перед нами не очередная сказка, поэтому конец предсказуем. И как я уже говорил данная проблематика рассматривается без излишних артхаусных нагромождений символов, как например в недавнем «Только Бог простит». Не менее впечатляющ образ следователя, который с ненавистью преследует Кастелло. Для него, как для воплощения ценностей общества и государства, презрение к этим ценностям — самое страшное кощунство. Но если он от собственной слабости прячется от экзистенциального ужаса за аппаратом легитимного насилия, то герой Делона сражается честно, в открытую. Он не скрывает свою природу, которая столь же ужасна и жестока как и окружающая действительность. В фильме так и не дается никакой информации о прошлом Кастелло. Это короткая притча, эпизод, выхваченный из небытия, и в небытие ушедший. Но и конечно нельзя не отметить эстетику происходящего. Картина выдержана в холодных и мрачных тонах, в сером тоне. Она практически медитативна, но при этом форма не не скрывает отсутствие содержания, как часто бывает в подобных случаях. Это один из лучших фильмов столетия, рекомендуется к просмотру абсолютно всем.

    18 ноября 2013 | 21:09

    «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях» — Бусидо.

    Позволю себе начать с того, что распространено нынче знание о том, что самурай, это японский рыцарь, воин. Есть другое японское слово, которое имеет близкое значение к слову «самурай», это — «буси». Все не восточные люди, когда говорят о самураях, обычно представляют себе бесстрашных бойцов, воинов, которые знают искусство боя, ничего не боятся, верны себе. На самом же деле, это не совсем так. «Самурай» в переводе это «служилый человек». То есть, это слуги на все случаи жизни, зависимые люди, они были самыми преданными телохранителями своего даймё, как говорится в общеизвестных источниках.

    Почему я завел разговор о самураях? Да потому что лента французского режиссера Жана-Пьера Мельвиля имеет честь носить такое название. Проходит несколько минут просмотра, и ты уже с полной уверенностью определяешь, что картина эта совсем не о самураях и их битвах. Этот фильм о нашей европейской реальности, реальности со всеми черными, измазанными кровью линиями. Название идет, насколько я понимаю из глубокой философии, которая заложена в картину. Глядя на эпиграф, мы видим, что он взят из кодекса чести японских самураев. А что это может значить? Я считаю, что это может значить только одно — что бы ни происходило, человек всегда остается один, лицом к лицу со своими проблемами. Здесь никто не может быть ему помощником, никто просто не станет ничего делать, даже если это будет уж очень необходимо. Ты сам себе король, ты сам себе слуга. Каждый самостоятельно выбирает свою судьбу, каждому жизнь готовит свою участь. И если ты выбрал свой определенный путь, то следуй по нему до самого конца, к чему бы это не привело, не сворачивай. Если ты вызвал кого-то на бой, то помни, что теперь все настроятся только против тебя, неминуемо.

    Именно все так и было с персонажем картины по имени Джефф Кастелло. Такое чувство, что он и жил по кодексу японских самураев. Вообще, Джефф занимался не чистой деятельностью, он мог угнать любой автомобиль, а так он был наемным убийцей, киллером. Человек он беспощадный, совершенно неэмоциональный, за все действо Кастелло даже ни разу не улыбнется. Он тщательно подходил к выполнению своих заданий, никого не жалел. В свое свободное от работы время, Кастелло возвращался к себе домой, в маленькую квартирку, где у него не было собеседника, кроме птички в клетке. Да и вообще, Джефф мало разговаривал, он был сух ко всем. Глядя на жизнь Кастелло, становится ясно, что такое быть по-настоящему одиноким. Для Джеффа не существует ничего, кроме его работы, которую он выполняет исключительно сам, а плату получает, молча и через посредников. Сразу же после этого в голову вбивается образ настоящего наемного убийцы — он должен быть одинок, ведь при такой работе иметь близких людей недопустимо. По сути, самым близким существом для Джеффа была его птичка, даже со своей девушкой он не был близок в серьезности.

    Однажды Джефф Кастелло получает очередное задание — нужно убрать какого-то влиятельного босса, крупную шишку. Джефф тщательно готовится к этому, планирует свои действия, прорабатывает необходимые детали. И, как итог — он блестяще справляется со своим заданием. Вот только есть пару шероховатостей в этом нелегком деле — во-первых, Джеффа заметила одна девушка не месте преступления, во-вторых, нашему парню не заплатили обещанную сумму за работу.

    После просмотра этого фильма режиссера Жана-Пьера Мельвиля, становится ясно, откуда в современных лентах заимствования берутся. Я теперь совершенно точно уверен, и я даже вспоминаю многие ленты, в которых был похожий сюжет. Почему-то сейчас мне приходит на ум совсем недавний «Мачете» Родригеса, а ведь сюжет-то очень похож, не находите?

    Вообще, если подумать, то ничего удивительно, кардинально нового, новаторского в картине Мельвиля нет. Зато режиссер смог с такой профессиональностью реализовать свою задумку, что просто диву даешься. Считаю, что правильно было сделано, что подчеркнуто одиночество главного персонажа, характер Джеффа Кастелло отлично прописан и раскрыт в полной мере, никаких нареканий вообще нет. Удивительно, но при минимуме речей и слов, сразу видна вся сущность основного героя. Нам показан истинный воин-одиночка, самурай, не доверяющий никому на этом белом свете, он верен только себе одному. А действительно ведь, как можно доверять тем, кто только и норовит, что сделать тебе хуже, да и вообще убить тебя. И, как бы это странно не звучало, но мир — это одно большое поле сражения, в котором каждый сам за себя. Кстати, возникала аналогия с картиной «Профессионал», где против героя Бельмондо тоже были все сосредоточены.

    Многие отмечали, что повествование под названием «Самурай» смотреть тяжело и скучно. Не знаю — не знаю, я эту картину смотрел с большим удовольствием, мне было очень интересно на самом деле. Все прошло, как на одном дыхании, хотелось смотреть дальше, но история уже кончилась. Самое интересное, что лента, не произнеся ни единого слова, заинтриговывает с самых первых кадров, когда Кастелло садится в одну из машин со связкой ключей. Режиссер Мельвиль постарался на славу, когда создавал ленту. Также хочу сказать, что очень понравилась операторская работа Анри Дэке, ну и, конечно же, саундтрек Франсуа де Рубэ. Основная музыкальная тема меня просто за душу берет, пропуская по всему телу дрожь.

    Что касается актерской игры, то тут считается, что роль Джеффа Кастелло, это лучшая роль Алена Делона. Я ничего по этому поводу сказать не могу, так как не видел других фильмов с этим замечательным актером, мне сравнивать не с чем, но я, конечно же, хочу исправиться. И, знаете, я рад, что начал знакомство с Делоном именно с фильма «Самурай». Почему? Да потому что мне очень понравилась эта роль. Делон смог изобразить именно чисто мужского персонажа — сухого, с минимумом эмоций, который четко знает свои задачи и стремится их выполнить. Понравилась еще актриса Кати Розье, которая сыграла Валери, одни ее глаза чего только стоят.

    Что же, я очень рад, что, все-таки, посмотрел эту картину, ведь она стала одной из моих самых любимых мгновенно, и у меня уже появилось желание, как можно скорее ее пересмотреть. Это настоящая классика французского, да и мирового кино. Еще раз повторюсь, что именно с этой ленты начались подобные криминальные драмы.

    25 сентября 2010 | 13:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Палестинский актер Сале Бакри, сыгравший главную роль в итальянском нуаре «Сальво», похож одновременно на Арнольда Шварценеггера и Алена Делона. Российский актер Денис Шведов, звезда криминальной драмы «Майор», напоминает Маттиаса Шонартса из «Бычары» и Джейсона Стэйтема. Оба снимались в фильмах, показанных в Канне в программе «Неделя критиков» и вошедших в конкурс VOICES-2013(...)
     
    все новости

    Статьи


    Издательство Rosebud Publishing, ответственное за выпуск многих русскоязычных версий классических книг о кино, готовит к релизу «Разговоры с Мельвилем» Рюи Ногейра — подборку интервью с режиссером Жан-Пьером Мельвилем, снимавшим Делона, Бельмондо и Вентуру, а также повлиявшим на Квентина Тарантино и Джона Ву. КиноПоиск представляет фрагмент этого увлекательного текста. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    245.Трасса 60Interstate 608.082
    246.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.082
    247.Берегись автомобиля8.081
    248.Не может быть!8.081
    249.ШрекShrek8.080
    250.ВверхUp8.079
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Три девяткиTriple Nine94.43%
    12.Бонд 24Bond 2494.36%
    13.Чёрное мореBlack Sea94.36%
    14.ФокусFocus94.24%
    15.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.05%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.186
    Город героевBig Hero 68.520
    СудьяThe Judge8.234
    ДракулаDracula Untold6.615
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.449
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры