всё о любом фильме:

Самурай

Le samouraï
год
страна
слоган«De kaldte ham Samoraien - den ensomme morder»
режиссерЖан-Пьер Мельвиль
сценарийЖан-Пьер Мельвиль, Жорж Пеллегрен, Джоан МакЛауд
продюсерРаймон Бордери, Эжен Леписье
операторАнри Декэ
композиторФрансуа де Рубэ
художникФрансуа Де Ламот
монтажМоника Бонно, Иоланда Моретт
жанр триллер, драма, криминал, детектив, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  1.93 млн,    Испания  783 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время105 мин. / 01:45
Жеф Кастелло — наемный убийца. Умный, опытный и хладнокровный профессионал, Кастелло считается лучшим в своем деле, поэтому, получив очередной «контракт» на устранение одного очень влиятельного человека, Жеф выполняет заказ без особых трудностей, убийца не оставляет следов и даже устраивает себе поистине безукоризненное алиби.

Однако неожиданно находится свидетель, который видел киллера в лицо. Комиссар полиции организует беспощадную охоту на убийцу. И заказчики преступления тоже становятся на путь преследования Кастелло. Теперь он, как раненый тигр в джунглях, вынужден защищаться. Схватка будет жестокой…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
0%
26 + 0 = 26
8.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм основан на романе Джоан МакЛауд «Ронин».
    • На 92 минуте фильма, в сцене где девушка преследует героя Алена Делона, можно увидеть на стене в метро афишу фильма «Несчастный случай» (1966).
    • Андре Гарре приезжал на съемки фильма из больницы. Перед смертью он успел озвучить свою роль. Его реплика — «Предупреждаю, Джефф, это в последний раз» — кажется прощанием навсегда. Ответную реплику — «Согласен» — Делон адресовал уже мертвецу: его смена озвучания пришлась на день смерти Гарре.
    • Пустая канареечья клетка, которую зритель видит в самом начале фильма появляется в одном из эпизодов (встреча персонажей Делона и Мишеля Бон в подвале) фильма «Неукротимый» (1982) под музыкальную цитату — тему из «Самурая».
    • Эпиграф к фильму: «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях».
    • Фильм открывается фразой из кодекса самураев о том, что одиночество самурая можно сравнить лишь с одиночеством тигра в джунглях. Эту фразу выдумал сам Жан-Пьер Мельвиль, причем к такой хитрости он прибегал не раз (например, в фильме «Красный круг» (1970) в титрах указывается буддистское изречение, придуманное Мельвилем).
    • еще 3 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    «Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях». Этот завет из бусидо, кодекса чести японских самураев, предпослан ленте Жан-Пьера Мельвиля в качестве эпиграфа, который выражает философскую мысль, наверно, самой великой и самой трагической гангстерской картины если не во всём мировом кино, то, безусловно, во французском. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 151 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Отличный фильм. За что понравился? Фильм удивительно лаконичен во всём. Сюжет, несмотря на криминальный характер, развивается неторопливо. Ничего лишнего, всё строго, сдержанно, временами аскетично. Концовка непредсказуема, по «самурайски» красива!

    Ален Делон настолько выразителен, что именно его не многословие, почти полное отсутствие каких-либо эмоций и создают неповторимый образ главного героя: элегантного, благородного, уверенного в себе, чуточку самовлюбленного гангстера. Особый делоновский шарм придаёт стильность всему фильму.

    Остальные герои тоже на высоте! Какие утонченные дамы — любовницы главного героя! Каждая хороша по-своему, так непохожи они на взбалмошных героинь современных боевиков. Великолепен образ дотошного служаки следователя, преследующего главного героя на протяжении всего фильма.

    Многие киноленты со временем устаревают, а «Самурай» срок в четыре десятилетия выдержал и стал смотреться только лучше. Обстановка 60-х годов прошлого столетия для современного зрителя придает еще большую изысканность этому замечательному фильму.

    10 из 10

    24 апреля 2006 | 13:11

    Жан-Пьер Мельвиль принадлежал к когорте французских режиссеров «новой волны», и был среди них далеко не последним — даже среди новаторов вроде Трюффо и Годара (между прочим, знаменитый «рваный монтаж» Годара был придуман именно Мельвилем). Но при этом сам Мельвиль всегда оставался несколько в тени своих известных соотечественников, и далеко не каждый киноман может похвастаться знанием фильмов этого «серого кардинала» французского кинематографа. Но среди современных творцов кино — режиссеров, сценаристов и иных — классик пользуется большим почетом и уважением, а элементы его фирменного стиля очень хорошо прижились в творчестве, скажем, Оливье Маршаля, снимающего драматические и остросюжетные картины о противостоянии полицейских и преступников (разве что полярность у него другая).

    «Самурай» 67-го — не вершина творчества режиссера (которой он достиг, на мой взгляд, в «Армии теней» и «Красном круге»), но наиболее характерный его фильм. Для пересказа сюжета будет достаточно прочтения кратенькой аннотации в описании фильма, и на этом формальная часть знакомства с «Самураем» может быть закончена. Нарративную линию нельзя назвать необычной или оригинальной, и здесь Мельвиль без тени стеснения копирует обыкновенную фабулу какого-нибудь средненького детектива о противостоянии сыщика и преступника — все карты известны, все фигуры на позициях, а зрителю остается лишь наблюдать за исходом сражения, обыкновенно довольно предсказуемым. Чем сразу выделяется творение Мельвиля — так это спокойным и сосредоточенным характером повествования и отсутствием каких-либо попыток на создание напряжения посредством сюжета или драматургии. Удивляет и скрупулезная пристрастность режиссера к изображению рутинных для персонажей действий — тщательно изображен процесс подготовки к заказному убийству, тщательно изображена установка прослушки и не менее тщательно — сыск и дознание в полицейском участке. Ритуальность, обрядовость исполнения героями своих обязанностей — одна из ключевых особенностей фильма и творчества Мельвиля вообще.

    Одновременно с развитием сюжетной линии на экране развертывается и своеобразный стиль режиссера, на который огромное влияние оказал американский кинематограф и эстетика голливудских нуар-детективов, бывших в пору молодости и зрелости Мельвиля одним из самых лаконичных и законченных в художественном отношении жанров фабрики грез. Именно оттуда — и одежда героев (с непременным плащом и шляпой), и типажи персонажей (асоциальные, харизматичные, с ярко обозначенными чертами характера), но главное — общая мрачность происходящих событий и обреченность главного героя, который либо умирает, либо остается «у разбитого корыта», лишь иногда возвращаясь к прежнему образу жизни (тоже обычно безрадостному и тупиковому). «Самурай» словно губкой впитал в себя все эти особенности, но, в отличие от классического черно-белого нуара, Мельвилю пришлось работать еще и с цветом — и потому фильм выполнен в прохладных, неподвижных тонах, где доминируют синий, серый и голубой. Тусклый мир из дождя и пасмурных облаков с редким солнцем в гостях — более адекватного изображения вселенной нуара в цвете трудно было бы и сыскать. Оператор особенно акцентирует долгие, молчаливые кадры, перемежающиеся быстрой сменой лиц героев, изображенных крупным планом; сцены убийств сняты посредством резкой перемены положения камеры, когда она последовательно выделяет сперва общий план (вид), затем отдельные детали — пистолет, лица, а потом снова возвращается к исходному положению, и лишь тогда происходит выстрел и чья-то, увы, смерть.

    Не отрицая драматургии и необходимости «истории» каждому персонажу, Мельвиль все же избегает давать ретроспективу жизни главных действующих лиц. Режиссер более склонен к символическому толкованию персонажей и всего фильма в целом — тому служат и птичка в клетке в квартире главного героя, и выдуманный Мельвилем эпиграф вкупе с названием киноленты, но главным образом — манера и поведение персонажей, их внешний облик (хотя здесь нужно избегать грубого разбора совокупности символов на малозначимые в отдельности элементы).

    В фильме есть два главных действующих лица, наиболее загадочных и необъяснимых — это собственно Костелло в исполнении Делона и его визави, чернокожая пианистка, сыгранная Кати Розье. Первый даже более понятен, поскольку неизбежно трактуется как тот самый, вынесенный в эпиграф самурай. Живущий по кодексу и ради кодекса, содержание которого ясно лишь ему самому, он находится на пути полного освобождения от человеческой сущности как таковой, словно отходящие в нирвану древние буддисты. Он достигает этого освобождения путем соблюдения доскональной ритуальности, столь присущей истинным самураям, и ни на шаг не отступает от того, что (а также «как») должно быть выполнено. За спокойными глазами пребывает абсолютный дух, который ступает по предначертанному пути, метафизически совершенно исключенный реальным миром из круговорота бытия. Экзистенциальный вопрос решен раз и навсегда, без сомнений и проволочек. Я уверен, что персонаж Делона мог бы существовать многие тысячи лет — настолько он отделен от всех прочих, настолько в его жизни отсутствует категория смысла как таковая. Разве есть цель у бесконечности?

    Персонаж Кати Розье оказывается тем роковым утесом, о который разобьется любая, даже самая могучая волна. Именно она ставит герою Делона экзистенциальные проблемы, именно она нарушает все течение его неторопливой и завершенной ритуальности. Он вновь принужден выбирать, и его выбор — человеческий выбор — всегда будет нарушать правила кодекса. Уничтожив собственную вечность, он заново становится человеком, и вновь нарушает правила кодекса. Он вызвал к жизни собственную волю, он стал решать и выбирать — и человеческое, слишком человеческое это качество обратило его в простого смертного. А разве неизвестен простому смертному его собственный, неизбежный конец? Наверное, неспроста некоторые критики сочли персонаж Розье персонифицированной смертью главного героя (хотя это сравнение, должно быть, несколько прямолинейно).

    Трудно избежать клишированности, но еще труднее — воспользоваться клише так, чтобы на выходе получить нечто совершенно новое и необычное. Так и поступил Мельвиль, и из множества разрозненных кусочков — экзистенциализма, нуар-кинематографа, европейски понятого самурайства и собственной, внутренне присущей эстетики и чувства стиля — создал кино, по праву заслужившее место в пантеоне шедевров не только синематографа, но и искусства вообще.

    1 февраля 2012 | 20:13

    Расширенная версия.

    Взращенный на современном кино зритель, тот самый, что косится с опаской на любой фильм, чей год выпуска начинается с цифры 19, если и обратит свое внимание на «Самурая», то, обладая зависимостью от чужого мнения, возьмется прочитать рецензию-другую, от которых потребует стандартного наполнения и четкости авторской позиции. По обрывкам чьих-то мыслей он, сопоставляя их со своим мироощущением, встанет на путь принятия решения: а стоит ли фильм его драгоценного внимания, получит ли он нужные впечатления. Не найдя в тексте желаемой конкретики, подобный индивид, вероятно, смутится. Поймет ли он, что на подобное кино по лекалам не пишут? Разве что, если сам посмотрит.

    Более того, в случае с «Самураем» как никогда уместным будет рискнуть познакомиться с картиной, избавив себя от какой-либо информации о сюжетной фабуле и ее развитии. Эффект, возможно, превысит все ожидания. Так или иначе, знать про место действия (Париж), имя заглавного героя (Жеф Костелло) и его деятельность (######) — лишним не будет. Впрочем, после появления на экране выдуманной режиссером Мельвилем цитаты из кодекса Бусидо, титра со временем и днем недели и вплоть до первых активных действий персонажа Делона позволить себе не догадываться, кто такой этот Жеф, и куда он себя направляет, — было бы большой роскошью в наш век превью и синопсисов. И как хотелось бы ее обрести, хотя бы на миг оказавшись в кинозале шестидесятых, например. Когда все представление о фильме зачастую ограничивалось названием и афишей. По крайней мере, тогда, думается, было значительно легче обеспечить себе информационную блокаду. Такую, чтобы распространялась не только на пролог истории, но и затрагивала основные сюжетные ходы, вплоть до внезапного финала. Мечтать не вредно.

    Современный зритель непременно желает знать, «где сидит фазан», — кто снимается в фильме. Ален Делон, чей профиль смотрит на нас с постера, тут главный, но не единственный. Франсуа Перье, Натали Делон, Кати Розье — их знают не все, но после «Самурая» запомнят. Честно говоря, это фильм Делона. Эффектен в шляпе и без, невозмутим и расчетлив, его Жюф — из тех ролей, о которых пишут в киноэнциклопедиях.

    Режиссура Жана-Пьера Мельвиля, операторская работа Анри Декэ и музыка Франсуа де Рубэ, хоть эти имена ничего и не скажут поколению «Темных рыцарей» и «Аватаров», достойны дежурного по форме, но неизмеримо значительно диссонирующего с их вкладом, упоминания. Расписать, как чрезвычайно стильно и в идеальном темпоритме все поставлено, разжевать в каких ракурсах работала камера и какие приемы были использованы, упомянуть, где и сколь подходяще звучала та или иная мелодия? Увольте! Это из категории неописуемого, как ни старайся.

    Любознательный читатель попросит резюме, с закуской в виде доступного акцентирования на самых ярких деталях, наиболее значительных эпизодах. Уникумы привлекут критерии по типу «слезовыжимательности» и «мясоколбасности». «Самурай» такого не потерпит. Он предпочтет сохранить ореол таинственности до самого конца. Ему не нужны агитки «крутое кино о…» или «лучший фильм на тему…». Он, не являясь фильмом из категории неземных, где, например, все в ч/б, и подолгу ничего не происходит, или, наоборот, довлеет рваный монтаж, и герои не умолкают, тоже не лишен индивидуальности. Манера изложения нетороплива, но ключевые события свершаются в промежутках взмаха зрительских ресниц. Атмосфера Парижа чарует: предзакатные улицы, вагоны подземки, джаз-бары с джаз-бэндами. Автопарк и технические приспособления нет-нет да намекнут, что Париж-то далеко не вчерашний, но восприятию это не мешает. Ощущение безвременья словно перетекает с экрана. Состояние всепоглощающего сопереживания — следом.

    Сокращенная версия.

    «Самурай» Мельвиля с Делоном — то, что принято называть художественным произведением вне каких-либо рамок. Временных, национальных, жанровых. Гармония филигранно выверенного стиля, помноженная на холодную атмосферу экзистенциального одиночества и фатализма. Кинематографический срез чужой, насколько дикой, настолько же и манящей жизни, погрузив сознание в который, внезапно чувствуешь себя живым. Куда более живым, чем еще 105 минут тому назад.

    9 октября 2010 | 00:10

    Если взглянуть на историю гангстерских фильмов в кинематографе, то можно увидеть, что в шестидесятые производство фильмов на криминальную тематику резко сократилось, к тому же тенденция к этому жанру была в большей степени в США, нежели в других странах, где криминальный жанр еще обновлялся. Да и зрители еще привыкали к новому формату криминальных фильмов, наверное этим фактом можно объяснить провал «Самурая» в американском прокате, но провал в США ничего не значит, ведь кто его знает может в других странах он был успешен. Да и вообще дело то тут не в деньгах и коммерции, а в том, что этот фильм оказал огромную влиятельность на последующие фильмы подобного типа.

    Как и в других фильмах режиссера Жана-Пьера Мельвиля, видна его нестандартность и неординарность, это можно легко объяснить, ведь Мельвиль был представитель французской новой волны, направления главной чертой, которого был новый метод съемок, а также отличие от других коммерческих картин. Нестандартность режиссера видна уже с первых минут, особенно она проявляется в начале и концовке этой картины. Вот во многих фильмах все начинается с разговоров и т. п.; а в этом фильме все наоборот, начало у этого фильма долгое и идет оно без диалогов, да и в самом фильме диалогов будет, зато будет много действий. А концовка вообще все запутала в этом фильме, то есть фильм не такой-то и простой, каким он может показаться некоторым зрителям. Все эти факты говорят о новаторстве и влиятельности этого фильма, ведь многие приемы, использованные в этой картине, будут потом использованы другими знаменитыми режиссерами в последующих фильмах.

    Кроме увлекательного сюжета, в этой картине также много смысла и философии. Главная мысль фильма — одиночество, вообще эта тема была уже давно распространена в кинематографе еще до выхода этого фильма, но в криминальных фильмах тема про одиночество на тот момент практически не использовалась, а в этом фильме она кокраз используется, что жь значит это еще одна находка в кинематографе, причем тема этого фильма потом очень часто будет появляться в других фильмах, например в фильме «Таксист». Конечно фильм «Таксист» совсем про другого человека, в отличие от главного героя этого фильма, но факт то тот, что у обоих фильмов практически одна и та же тема.

    В общем, этот фильм заслуженно получил звание шедевра мирового кинематографа, эта картина по-своему влиятельна и даже интересна в сегодняшнее время, хотя некоторым современным зрителям может не понравиться эта картина. Но, как ни крути, такие фильмы надо знать, ведь от этой картины начнут происходить другие знаменитые криминальные ленты и образ главного героя, мастерски исполненного Аланом Делоном будет очень часто встречаться во всем кинематографе.

    7 мая 2011 | 15:08

    Экзистенциальная эстетская история о том, что лишенную смысла жизнь можно поменять только на лишенную смысла смерть, но есть шанс сделать это красиво. «Красиво» — вообще ключевое слово для этого фильма. Красива тонко чувствующая пианистка, красив Делон, красива одежда, красива цветовая гамма, красивы интерьеры, красива музыка. Все это потихоньку завораживает и с какого-то момента начинаешь смотреть фильм, как смотришь на живописное полотно, выставленное в зале, где склонный к экспериментам галерист включил музыку, которая, по его мнению, способствует обострению восприятия картины. И действительно способствует.

    Рассматривать фильм в качестве «триллера о киллере» — значит лишить себя большого удовольствия. Сразу бросятся в глаза «ляпы», ведь мы все виртуальные заказные убийцы и знаем, что в таких плащах убивать не ходят, и не убивают, пройдя через людное место, где кто-нибудь обязательно тебя увидит и запомнит, и свидетелей в живых не оставляют… И все это как-то странно сочетается с действительно виртуозно созданным двойным алиби. Если ты такой умный, то почему такой глупый? На самом деле, эти ляпы — лишь условности, подобные тем, которые были приняты в театре времен Шекспира. Согласно одной из них, например, если герой переодевался, его никто не узнавал. Ведь это история не только экзистенциальная, но и эстетская, и зритель бы ее не воспринял, если бы на месте Делона был упитанный мордоворот с бычьей шеей, стоящий куда ближе к оригиналу, а на месте пианистки — пятидесятилетняя грымза, севшая за фортепиано только потому, что на панели она уже заработать не могла.

    Почему герой Делона назван самураем и почему для обоснования этого был придуман эпиграф, якобы взятый из бусидо, который, однако, там отсутствует и был придуман сценаристом или режиссером? Наверное, потому что он верен какому-то своему кодексу, вроде бусидо. Не совсем понятно (и так, видимо, и было задумано), приходит ли он к своему концу, потому что, впервые поддавшись человеческому чувству, отошел от своего кодекса или потому что этому кодексу слишком верно следовал, так как сам кодекс нам остается неведом. Но ответ нам на самом деле не нужен, потому что фильм, в конечном счете, опровергает сам себя, что вообще свойственно многим экзистенциальным произведениям: не может быть совсем лишено смысла то, что так красиво, потому что красота сама по себе уже представляет собой какой-то смысл.

    9 из 10

    4 июня 2012 | 15:56

    - Что вам нужно
    - Убить вас


    Времена самураев давно позади, но их благородные традиции чтят и поныне. Не имеет значения, что у тебя в руках: катана или пистолет, не имеет значения, на каком языке ты разговариваешь, каков твой разрез глаз и вероисповедание. Ведь не меч делает самурая самураем. Прекрасный французский режиссёр Жан-Пьер Мельвиль смог создать свой собственный образ самурая, который не менее прекрасно сыграл блистательный Ален Делон. И неужели найдётся тот, кто скажет, что самураи не носят плащи?

    Он молчалив и одинок, суров и расчётлив и никогда не улыбается. Он всегда выполняет работу полностью, если получил за это плату. У него нету ни друзей, ни врагов. Есть только наниматели и жертвы. А ещё у него свой собственный кодекс чести, который подскажет, когда время уйти…

    Кино для гурманов, в котором всё изысканно и просто. При внешнем минимализме в декорациях и игре актёров режиссёру удалось снять поистине знаменательный фильм, который станет творческой пищей для многих режиссёров современности. Здесь нету хитрых сюжетных изысков или оригинальных режиссёрских находок, что доказывает, что для культового кино они излишни. Чтобы снять отличный фильм достаточно быть просто талантливым и иметь хороший вкус в выборе актёров. А искушенный в хорошем кино зритель, уж поверьте, обязательно отделит зерна от плевел.

    Несмотря на огрехи в сюжете фильм цепляет раз и надолго. И не хочется думать о некоторой нелогичности повествования и скудности картины в целом. В памяти остаются образ одинокого самурая, Ален Делон, его прекрасная жена и стильный белый плащ. А ещё удовольствие от просмотра настоящей классики мирового кинематографа.

    А на барабане у нас субъективные

    9 из 10

    14 июня 2011 | 17:21

    Начиная смотреть этот фильм, я надеялся увидеть безупречного киллера в исполнении блистательного Делона. К сожалению, мои ожидания не оправдались. Действия героя вызывают ощущение, что он не матерый киллер, а гангстер-одиночка.

    В начале он ловко создает себе алиби, но затем идет в людное место выполнять задание, не боясь того, что будет много свидетелей. Расстрелять из револьвера человека, находясь в комнате прямо за сценой ресторана в служебном помещении, где может быть полно персонала — это не метод киллера, а метод мафиозного головореза, который пришел передать «привет» от своего босса. Маскировка тоже впечатляет — светлый плащ, в то время как почти все в этом фильме носят черные. Выходя из комнаты, где он совершил убийство он таки встречает свидетельницу, которая в течение 5 секунд рассматривала его лицо почти впритык, но вместо того, чтобы расправиться с ней, он просто уходит. Во истину профессионал! И это лишь небольшая часть оплошностей нашего героя, хотя от начала фильма прошло всего 15 минут.

    В фильме есть некоторые моменты, которые не поддаются логике, например, когда Делон экстрасенсорически находит за занавеской «жучок», или тот момент, что следователи не удосужились проверить наличие остатков пороха на одежде подозреваемого, зато как следует по терроризировали его невесту в надежде на отказ от показаний. А как он узрел в простой бабуле в метро подсадного агента полиции, это же просто дьявольская интуиция! В фильме есть еще подобные моменты, описывать все смысла нет.

    Почему самурай? Кроме не меняющегося выражения лица и японского минимализма в интерьере квартиры нет ничего общего ни с Японией, ни с самураями.

    Казалось бы, все эти погрешности можно оправдать возрастом этого фильма, но посмотрите День Шакала и сравните с этим, уверен, что отношение к Самураю измениться кардинально, День Шакала значительно лучше, хотя моложе всего на 5-6 лет.

    19 августа 2011 | 04:21

    «По возможности не путешествуйте с мертвецом». Спустя почти 30 лет после появления «Самурая» эти слова Анри Мишо претворили фильм Джима Джармуша «Мертвец». Пожелание знаменитого поэта можно в той же мере предпослать и шедевру великого французского режиссера, сделав оговорку, что смерть в его картине все-таки не цель, а неизбежное следствие.

    Мельвиль не занимается остранением, а напротив, показывает жизнь, строго придерживаясь пропорций пространства и времени. Лишь цвет становится языком безголосого фильма, погружая взгляд в холодные бело-синие тона. В анемичных кадрах герой уравнивается с фоном, и голубые глаза Алена Делона на его мертвенной коже как будто олицетворяют вязкую безжизненность внешней среды. Воздух здесь словно пропитан таской, а звук напоен слезами дождя.

    Одиночество в городе — благодатная тема, которая вдохновила не один фильм, ибо меланхолия давно стала вечным спутником человечества. Поэтому Мельвиль, будто избегая однозначной трактовки своей работы как эпической саги на злобу дня, ищет выход в притчу и помещает в титры выдуманный эпиграф из «Бусидо». Действительно, Восток и Запад не столь различны, а душевная тяжесть, поселившаяся в герое, наверно, и вовсе — плата за право быть человеком. По крайней мере, мотив путешествия с мертвецом, пронизывающий картину, так или иначе наводит на покорный фатализм.

    По количеству толкований замысла режиссера, вероятно, можно судить о художественной силе картины. Ведь настоящее произведение искусства неоднозначно и многослойно в той же мере, что и сама жизнь. И дело даже не в сложности и глубине идеи, а в ее способности быть органичной действительности, которую каждый человек понимает по-своему. Отсюда и знаменитое изречение о том, что не только мы смотрим фильмы, но и фильмы смотрят нас. В этом смысле «Самурай» — один из лучших образцов проницательных творений. По сути, он даже не затрагивает психоанализ, не вгрызается в подсознание героя. Которого, не взирая на специфику профессии, можно принят за архетип безликого прохожего в толпе. Ибо ритуальность его жизни, так похожа на повседневную рутину какого-нибудь кабинетного служащего, того же Акакия Акакиевича. Только герой Делона не выводит буквы, но также прилежно спускает курок. И чуть ли не единственный символ в картине — канарейка в клетке, олицетворяющая своего хозяина, который так же, как и она, — заложник реальности, продолжается уже в конкретном финале. Он поражает своей бесстрастностью, но дело не только в отсутствии эмоций у героев, но и в сущности этого момента. Нарушая ритуал, Джеф Костелло все-таки освобождается.

    4 ноября 2010 | 11:24

    Люблю старые французские детективы. Именно французы умели их делать как никто другой. Там такая особенная атмосфера. А фильмы Жан-Пьера Мельвиля стоят особняком. И главный из них- Самурай

    Фильм без погонь и перестрелок, а оторваться от экрана невозможно. Конечно, есть кое какие нестыковки, но все это сглаживается игрой актеров (особенно Делона), очень красивой музыкой и точно построенным действием. Все на своем месте. Ничего лишнего

    Убийца, человек без слабостей, без привязанностей, без привычек. Он не делает ошибок. А если делает, то идет, до конца, с холодной самоуверенностью.

    Он как бы сам разыгрывает спектакль своей смерти. Не полиция ловит его, а он сам ведет ее за собой, до последнего действия, до финального выстрела. Гениально.

    10 из 10

    12 ноября 2011 | 12:12

    «Высшая любовь — это тайная любовь.
    Будучи однажды облеченной в слова,
    любовь теряет свое достоинство»
    (Юкио Мисима, «Хагакурэ нюмон»)

    Фильм «Самурай», — о следовании своему уделу. И, конечно же, о любви. В самом деле, не в каждом фильме столько женщин. Случайно, на несколько мгновений встреченная автомобилистка; сообщница, обеспечивающая алиби; пианистка, — отмечены оценкой Джефа Кастелло.

    Она играет джаз, непринуждённо делится чувствами с залом. У неё чёрный цвет кожи и уже этим многое сказано. Она это игра, что иллюстрируется «холодностью» музыки. Может быть это лицемерие. Можно ли встретить внутреннее содержание более переменчивое? По дому она ходит босая.

    Он всегда собран, подчёркнуто аккуратен. Выверенные движения, походка модели, изящное тело велосипедиста или боксёра, безукоризненная манера носить одежду, мимика, подчинённая необходимости находится среди людей. Птица в клетке, — вот что заменяет ему тревогу. Привязанности, чувства, всё то, что называется внутренний мир, обуздано, ограждено, оберегается в маленьком и неприметном существе в пустой пыльной комнате с ободранными стенами. Он это действие. Но ещё и безупречность. Всякое мгновение может быть последним. Можно ли встретить более последовательное отрицание внутреннего содержания?

    Он её сразу узнал. «Хризантема твоей души», — сказано в книге «Хагакурэ».

    И ещё о метро. Человек, пользующийся услугами метрополитена, лишён развлечений. На одной станции входит, выходит на другой. А между ними ничего. Нет даже вида за окном. Это одно из изобразительных средств фильма. Лаконичное и многозначное.

    8 октября 2014 | 15:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Палестинский актер Сале Бакри, сыгравший главную роль в итальянском нуаре «Сальво», похож одновременно на Арнольда Шварценеггера и Алена Делона. Российский актер Денис Шведов, звезда криминальной драмы «Майор», напоминает Маттиаса Шонартса из «Бычары» и Джейсона Стэйтема. Оба снимались в фильмах, показанных в Канне в программе «Неделя критиков» и вошедших в конкурс VOICES-2013(...)
     
    все новости

    Статьи


    Издательство Rosebud Publishing, ответственное за выпуск многих русскоязычных версий классических книг о кино, готовит к релизу «Разговоры с Мельвилем» Рюи Ногейра — подборку интервью с режиссером Жан-Пьером Мельвилем, снимавшим Делона, Бельмондо и Вентуру, а также повлиявшим на Квентина Тарантино и Джона Ву. КиноПоиск представляет фрагмент этого увлекательного текста. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.283
    96.Они сражались за Родину8.279
    97.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.275
    98.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.269
    99.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись8.267
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.30%
    22.Земля будущегоTomorrowland93.28%
    23.МордекайMortdecai93.26%
    24.Чудо-женщинаWonder Woman93.06%
    25.Как поймать монстраLost River93.04%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Домашнее видеоSex Tape18
    Кик-АссияKickassia3
    БольшойBig44
    Легкие деньгиGood People3
    Магия лунного светаMagic in the Moonlight23
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.632
    СудьяThe Judge8.228
    Выпускной4.685
    ИсчезнувшаяGone Girl8.510
    Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day6.520
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры