всё о любом фильме:

Токийская повесть

Tôkyô monogatari
год
страна
слоган-
режиссерЯсудзиро Одзу
сценарийКого Нода, Ясудзиро Одзу
продюсерТакеси Ямамото
операторЮхару Ацута
композиторТаканобу Сайто
художникТацуо Хамада, Тайдзо Сайто
монтажЁсиясу Хамамура
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время136 мин. / 02:16
Пожилая супружеская пара едет из провинции в Токио навестить своих детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывшую салон красоты. Дети слишком заняты, чтобы заниматься с родителями, и отсылают их на курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед тем как уехать, мать проводит ночь со вдовой другого сына, а отец встречается со своими старыми, пьющими дружками.

Выходит так, что только вдова сына оказывает старикам достойный прием с любовью и вниманием, которые им так нужны. У собственных детей скоро будет причина пожалеть о своем пренебрежении родителями, но к этому моменту эмоциональные связи уже будут обрезаны. Нет ничего удивительного в том, что они так легко возвращаются к жизни, в которой они поглощены только самими собой.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
41 + 0 = 41
9.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 04:15

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Японский режиссёр Ясудзиро Одзу считается не только на родине, но и далеко за её пределами чуть ли не самым сущностным кинематографистом Страны восходящего солнца, однако мало известен у нас даже в среде профессионалов. И хотя в 1999 году в Музее кино в Москве состоялась уникальная ретроспектива Одзу, а на телеканале «Культура» демонстрировались две его самые поздние ленты «Осень в семействе Кохаягава» и «Вкус сайры», а также «Токийская повесть», всё равно Ясудзиро Одзу, знаменательно названный одним из «ангелов кино» в специальном посвящении фильма «Небо над Берлином» Вима Вендерса, остаётся для многих неведомой персоной. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 13 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Атомным грибом завершилась война, Страна восходящего солнца чувствует ветер перемен. Муж и жена собираются в Токио, они давно не виделись с детьми. А у детей свои заботы, нужно работать, нужно выживать, нужно думать о будущем. Прошлое — в прошлом. Сыновья, дочери, все кроме невестки, старательно избегают общения с неожиданными гостями. Родители искренне улыбаются, дети отводят глаза. Сквозь стену непонимания прорастает вечная проблема. За нигилистов — карьеристы, за сермяжные березки — речка и неторопливый паром.

    Одни — всегда спокойны, говорят размеренно, не показывают эмоций; другие — часто раздражены, отводят глаза, говорят резко и отрывисто. Конфликт поколений передан ярко и четко: молодым некогда перевести дух и подумать о жизни, миром правят законы конкуренции, «В Токио слишком много людей». Одзу явно на стороне отцов, длинные планы — серьезные мысли, киноповествование как речь мудрого старца. У камеры, в сущности, два положения — традиционное для Одзу «на уровне глаз сидящего человека» и общие ракурсы, на которых люди-муравьи снуют туда-сюда вместе с транспортом. Правильные сочетания визуализируют пространственно-временной континуум. Анализ-синтез, дедукция-индукция, две системы отсчета — только так можно понять полную картину. Молчи и слушай, не перебивая, сорванец. Вырастешь — поймешь. Таков киноязык Одзу, никаких «просто о сложном».

    Муравейник больше, чем сборище муравьев, вековая мудрость больше, чем набор трюизмов, однако же, если где-то и можно не согласиться с Одзу, то это в его абсолютном консерватизме, в его несколько грубой экстраполяции. Да, все меняется, предыдущие поколения не успевают за следующими, но в этом весь прогресс, в этом и жизнь. Пока одни умиротворенно созерцают течение реки и думают о традициях, другие уже учат иностранные языки, управляются с неведомой техникой, творят экономические чудеса, наконец. Так всегда было, так всегда будет, закон Мура применим не только к транзисторам, технологическая сингулярность еще очень далеко. Одзу за редким исключением изображает младшее поколение мелочным и неучтивым, но вряд ли это действительно тенденция, просто они уже другие. Мыслят быстрее, говорят быстрее, как будто бы и живут быстрее. Камера улетает вверх, вдалеке на лужайке резвятся дети. Едва ли они вспомнят, какой была страна, но эти дети — будущее Японии. Без циклов, петель и спиралей, только вперед, по прямой.

    Немного грустный, но здравый и спокойный взгляд на вещи, которые мы не в силах изменить — вот настроение «Токийской повести». Время и пространство даются свыше, энтропия вечно растет, а мы лишь точки на несуществующей четырехмерной карте, которые в скорости исчезнут. С высоты птичьего полета, с позиции стороннего наблюдателя легко принять фундаментальные законы, но Одзу повествует о чувствах, которые возникают, когда человек действительно осознает себя этой самой точкой, когда он ощущает эту связь времен. Уважение к старшим, центральный мотив фильма, не просто правило этикета, уважение к старшим — логичное следствие того, что все мы рано или поздно состаримся, а вопрос уважения неожиданно повернется на свои 180. И здесь придется вспомнить о смирении, о простых радостях, о единении с природой да и, что уж там скрывать, о смерти. Карьеризм, гедонизм, аскетизм — теперь не важно. Пока кто-то упорно ищет квант времени, на лице уже морщины, в глазах слезы. Поезд делит кадр на две части. «Посмотри, какой он огромный, этот Токио».

    12 мая 2013 | 18:06

    О, Одзу!

    Что ж ты делаешь с нами, парень в шляпе?

    Поезд, проезжающий сквозь деревню, позволяющий так ненавязчиво снять ее общий план. Забавные японские дома и не менее забавные японские диалоги с их ужимками. Размеренность и простота. Спокойствие и простота. Простота и скууукаа.

    Да, в фильме нет действия, в том смысле, что нет движущей силы сюжета, нет героя «из ряда вон», нет драмы в европейском духе. Нет проблемы, потому что все всем ясно и всем немного стыдно друг за друга и за себя, но что поделаешь. Нет ни-че-го. Кроме самой жизни. Кроме неспешного течения времени. Кроме запаха моря и дешевого саке. Кроме близости людей, которые хотят быть близкими. Кроме автобуса, везущего по Токио двух стариков, молодую девушку да нас с вами. Кроме сотен других моментов, которые стоит полюбить. О, как грустен ты, Ясудзиро! И как ты правдив!

    22 февраля 2016 | 12:00

    Фильм привлек мое внимание благодаря различным рейтингам кинолент, которые мы должны посмотреть, прежде чем умрем.

    История «Токийской повести» рассказывает о пожилой супружеской паре, которая отправляется в Токио навестить своих детей. Но оказывается, что у сына и дочери абсолютно нет времени на родителей, каждый старается спихнуть их друг на друга, а в конечном итоге они вовсе отправляют стариков на курорт. И когда родители понимают, что активный курортный отдых уже не для них, единственным человеком к которому они могут пойти по возвращению в Токио это жена умершего сына, совершенно посторонняя, по сути, им женщина. Именно она наиболее человечно, внимательно и искренне к ним относится.

    Самым отвратительным моментом фильма для меня является дележка вещей мамы сразу после ее смерти. Такая жестокость и бессердечность пугает, хотя знаю, что подобные ситуации достаточно часто встречаются в семьях. Это было во все времена и во всех странах, и, к сожалению, наверное, будет всегда.

    Кто виноват в таких отношениях между детьми и родителями? В какой-то степени родители, что не объяснили, не показали всю важность семейных отношений, семейной сплоченности, но конечно это было сделано не специально, никто добровольно не пожелает себе подобного. Вина и детей, которые сами не дошли до того, что родителям нужны внимание и забота, особенно имея уже своих собственных сыновей и дочек.

    Конечно, может от того, что фильм достаточно старый или нам просто непонятен менталитет японцев, но некоторые моменты смотрятся несколько наивно и глуповато. Например, когда мама спрашивает невестку с блаженной улыбкой бил ли ее их умерший сын, та с таким же довольным видом, что, мол, да было дело, еще и выпивал…

    Но все же, посмотреть фильм стоит. Чтобы не допустить подобного в собственной жизни. Мы не всегда хорошо поступаем со своими родителями, боимся того момента, когда уже нам приходиться отвечать, заботиться о них. Но, тем не менее, те дети, у которых есть за кого бояться, за кем ухаживать, я считаю счастливцами.

    7 августа 2010 | 01:24

    Пожилые супруги, из провинции, отправляются в Токио, чтобы навестить своих взрослых детей, которых не видели долгое время, но как выяснилось их детям, не очень то это и нужно, они эгоистично поглощены только своими сиюминутными проблемами — карьерой, деньгами и стабильностью.

    Как ни странно, вдова одного из их сыновей, оказывается им гораздо «ближе» и преданней, чем их родные дети. Но вскоре эгоизм детей сыграет с ними злую шутку.. ., правда он же не даст им долго скучать и они вернуться к своим прежним сиюминутным проблемам…

    Этот фильм японского режиссера Ясудзиро Одзу, на первый взгляд, может показаться довольно приземленной историей о родственных отношениях в японской семье, между престарелыми родителями и их детьми. Но в этом и особенность фильма, что не всякий зритель может заметить еле уловимую, простую как повседневность, но в то же время непостижимую логикой «мудрость бытия», Истину сокрытую под тонкой пеленой человеческих чувств и переживаний, которая как бы сама собой проступает из призрачного «мира грёз».

    В этом смысле фильм подобен чистому зеркалу реальной жизни, но в то же время незримо показывает ее изнанку, которая открывается на определенном этапе, уже, где то «внутри» самого зрителя.

    10 из 10

    16 марта 2015 | 08:05

    60 лет назад Ясудзиро Одзу снял фильм, поистине актуальный и по сей день. «Токийская повесть» — это кино о двух пожилых супругах, пытающихся найти теплоту и любовь в своих детях.

    Повествование фильма очень неторопливое и медлительное. Малодинамичность всего, что происходит на экране, может показаться некой метафорой, отсылающей зрителя в неспешную жизнь двух стариков. В фильме можно наблюдать послевоенную Японию, её интересный, несколько необычный быт. Токио 50-х переполнен жизни; обитателям большого города явно нет дела до посторонних, отвлекающих факторов. Нет дела до своих родителей и героям фильма. Молодые люди много работают, воспитывают своих детей. И два неторопливых старика явно сбивают тот бешеный и скоротечный ритм жизни, коему следуют молодые.

    Одзу сумел показать тонкие психологические грани героев. Почти каждый эпизод этого, несомненно, гениального фильма наполнен смыслом, пусть и простым, но очень важным. Так, сыновья никак не могут понять, что пожилых родителей отнюдь не обязательно надо «развлекать», водить в кино или катать по городу. Старикам достаточно уделить совсем немного времени: всего-то необходимо подарить им свою душевную теплоту и внимание. Именно так и поступила, пожалуй, самая добрая и великодушная героиня фильма — Норико. Не являясь для пожилых людей родной, героиня, в отличие от остальных сыновей, смогла уделить старикам свою любовь и заботу.

    Такого великолепного раскрытия персонажей, как в «Токийской повести», сложно найти в каком-либо другом фильме. В этом и заключается гениальность Одзу. Величайший режиссер, словно медленно выводя пером иероглифы по листу пергамента, вырисовывает каждого героя, пускай даже и незначительного для сюжета, таким образом, что чувствуешь каждую личность рядом с собой, чувствуешь совсем рядом.

    Одзу доносит до зрителя простые, но в тоже время гениальные мысли и идеи. При просмотре становится по-настоящему жалко пожилых родителей, не способных найти взаимную любовь в своих детях. Интересен эпизод возвращения стариков с курорта. Внезапно приехавших родителей одна из героинь встречает почти что с ненавистью; некое презрение к пожилой паре вскоре наблюдается чуть ли не у всех молодых. Одзу смог показать зрителю почти Тургеневских персонажей. И это правда: сходство пожилых родителей со стариками Базаровыми прослеживалось неоднократно; вот только сын у Базаровых заботливее был.

    По-настоящему гениальная картина. Идеальный фильм, без единого минуса. Не случайно «Токийская повесть» так полюбилась мэтрам мирового кино (фильм занимает первое место в списке лучших фильмов мира по версии гильдии режиссеров). «Токийская повесть» — это фильм с замечательной музыкой Таканобу Сайто, с великолепным раскрытием персонажей и с красивейшей актерской игрой. Лично для меня, лучший драматический фильм всех времен и народов.

    10 из 10

    3 мая 2015 | 21:01

    Вечная тема, которая несмотря на то, что достаточно часто поднимается в кино, получает раз в пять-шесть лет своего кинематографического лидера, бесспорно признаваемый всеми шедевр. Раньше, таким лидером была «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу, а вот совсем недавно, многие стали восхищаться «Любовью» Ханеке. Можно ли оспорить значимость поставленных проблем, если важность поддержки родителей признают все государства и религии мира? Вернее, если кто-то не признает — обязательно отметьте это в комментариях, даже интересно будет.

    В силу этого, оспаривать созидательный смысл фильмов о поддержке престарелых родителей, дело заведомо проигрышное. Тут, даже если фильм снят плохо — все равно масштабы проблемы затрагивают почти каждого зрителя. Так что, эти фильмы обречены на регулярное обсуждение, введение в списки топ-лент и долгую жизнь. Что, впрочем, хорошо — странно было бы, если бы все обстояло иначе, как в «Зеленном сойленте».

    Ясудзиро Одзу построил свое повествование предельно просто, рассказав обычную историю недолгого приезда семьи престарелых родителей в Токио, к их детям и внукам. Одзу очень четко подметил некоторый холодок, расчетливость и прагматичность, которая исходила от детей и стоическое признание этого обстоятельства родителями. Но, в такой постановке нет ничего удивительного. Для меня, гораздо более точным и лаконичным признанием данного факта, стали слова Далай-Ламы: «люди социальные животные. Наше самое близкое окружение — это семья. И если это любящая семья, в которой царят забота и доверие друг к другу, то, я думаю, это само по себе уже способствует замедлению процесса ухудшения физического состояния».

    Для меня, фильм Одзу показался не то, что неинтересным — невыразительным. Если абстрагироваться от важности поднятой им темы, то «простая история» Одзу создает почву для односложной дискуссии, сводящейся к тому, как важно поддерживать родителей. Но этого ведь недостаточно, человеческие отношения гораздо сложнее и многограннее. Даже холодные, на первый взгляд, поступки детей могут иметь свои основания для оправданий.

    Если же говорить о стилистике, то картина Одзу насквозь пронизана новациями итальянского неореализма. Несмотря на тематику старости, фильм насыщен «светом дня», напоминающем об оптимизме и любви к жизни. Масштабные перспективы проспектов Токио так напоминают просторные, стремительно возведенные и оптимистичные проспекты столиц республик Советского Союза. А как точно подмечены строительные краны — однозначно символизирующие начало новой жизни, трудовые ценности.

    Вообще, оптимистичная грустинка Одзу, уверен, неспроста так пришлась по душе многим советским кинокритикам. Было в ней что-то от «трудового соцреализма», так ценящегося в те годы советскими «культурными» ведомствами.

    Поэтому, я не склонен превозносить каким-либо образом художественную ценность этой картины Одзу. При этом, нет оснований и на что-либо тут сетовать. Односложность ведь штука неоднозначная. С одной стороны, в незамысловатости можно увидеть и недалекость, концептуальную слабину. А вот с другой стороны, именно в простоте и сокрыта философская лаконичность. В конечном остатке остается лишь поле для размышлений. О вкусах не спорят, а имя Одзу однозначно почитаемо во всемирной синефильской тусовке. Настоящий тотем.

    5 из 10

    27 ноября 2013 | 09:30

    Есть такие фильмы про которые сложно что-то говорить. Их место в истории кино значительно, художественные достоинства неоспоримы и ты понимаешь почему этот фильм нравится многим критикам и зрителям. Но сам смотришь и видишь, что придраться вроде не к чему, но не твое это кино.

    Ясудзиро Одзу, по-моему, такой бытописатель. Рассказывая простые, неторопливые истории с японским колоритом поднимает вечные проблемы. В данной картине речь идет об отчужденности разных поколений. Без надрыва и мелодраматизма медленно развивается сюжет. Жизнь идет своим чередом, сменяются поколения и все больше общество утрачивает традиционные семейные ценности. Вообще, довольно любопытно то, что сам Одзу всю жизнь прожил холостяком с матерью и не имел детей. И умер всего два года спустя после смерти матери.

    Все это понятно, другое дело, что осилить данное кино способен не каждый. Хронометраж в более чем 2 часа и практическое отсутствие динамики. Актерская игра малоэмоциональная. Ты смотришь зарисовку из жизни одной японской семьи. Тут либо принимаешь неторопливую манеру режиссера, либо нет. А она достаточно своеобразна и, пожалуй, не для меня. Вообще, картина мне напомнила старую социальную рекламу «Позвоните родителям».

    6 сентября 2015 | 20:30

    И чего только я не слышал об этом фильме, и в каких только рейтингах я его не видел. И везде он ценится чрезмерно высоко. Мне стало очень любопытно, ведь я всегда был и буду подвержен влиянию всяких топов, и вот я посмотрел «Токийскую повесть»…

    Пожилая супружеская пара едут со своей младшей дочерью в Токио навестить своих детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывшую салон красоты. Дети слишком заняты, чтобы заниматься с родителями, и отсылают их на курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед тем как уехать, мать проводит ночь с вдовой другого сына, а отец встречается со своими старыми, пьющими дружками.

    Фильм рассказывает о взаимоотношении трёх поколений. Родителей, детей и внуков. Фильм затрагивает очень важную тему. Она тем важна, что она довольно-таки обширна. Везде и повсюду случаются случаи, когда детям становятся безразличны свои родители, и они об них просто забываю. Так и здесь, когда пожилые люди приезжают домой к детям, то они хоть и показывают, что, якобы рады их видеть, но по их лицам, по их жестам и фразам видно, что эти все чувства натянуты и искусственны. Так же и их родители, они вроде бы показывают, что, мол, хорошо провели время, но на самом деле у них в сердцах затаилась страшная боль из-за безразличия своих детей, и если вначале фильма их радость была настоящей, то в конце фильма она была искусственной и это отлично показано.

    А ведь внуки-то оказались намного порядочнее своих родителей, они хоть не скрывали своего безразличия, в отличии от них…

    Вот что мне не понравилось, так это актёрская игра. Может быть, у Японцев так всегда, не знаю, я немного их фильмов смотрел, но вот честно, на лице постоянно одна и та же эмоция. Вот когда я смотрел «Семь самураев», тоже старый японский фильм, то там этого не было, в то время как тут постоянно улыбка до ушей. Возможно, это было обязательно при данном сценарии, ведь весь смысл фильма построен на этом, но, тем не менее, очень уж иногда было неприятно смотреть на их неменяющиеся физиономии…

    Фильм отличный. Особенно в сценарном плане. Такого проникновенного фильма в этой области я ещё, пожалуй, не видел. Отлично показан конфликт между поколениями, построенный на безразличии с одной стороны и бездействии с другой. Может и есть во всём этом какой-то скрытый смысл, но мне кажется, что режиссёр просто хотел показать, как нельзя вести себя со своими предками.

    17 февраля 2010 | 19:05

    Я нашла этот фильм с помощью очередного рейтинга всех времен и народов. И хочу сказать, что фильм меня очаровал.

    Япония уже давно является литературной сверхдержавой, поэтому качество японского кинематографа тоже очень высоко. И особенно остро качество режиссёра проявляется, когда снимается «обыкновенная история», «повседневная жизнь».

    Уклад послевоенной Японии, проигравшей войну, пережившей настоящую национальную трагедию, вынужденной осваивать с нуля совершенно незнакомый американо-европейский стиль жизни передан через неспешную повесть обычной семьи.

    Мне кажется, что в этом фильме намеренно введён необычно медленный ритм. Этот ритм пожилых супругов, а вместе с ними и довоенной Японии, явно диссонирует с ритмом их детей. В фильме очень глубоко раскрыты многие темы отношений внутри семьи. Это и тема супругов, ведь мы имеем возможность наблюдать три супружеские пары, даже почти четыре. Это и тема родительских ожиданий и амбиций в отношении своих детей. И тема душевного родства, которое может оказаться важнее родства кровного. Да в этом фильме много всего.

    Его интересно смотреть, а благодаря неспешному ритму успеваешь и о многом подумать. А, главное, с этим фильмом происходит то чудо, которое невозможно отразить в словах рецензии, но ради которого и смотришь кино. Его образы и настроение поселяются в сердце, помогая жить твою собственную жизнь чуть чище, чуть спокойнее и чуть счастливее.

    10 из 10

    3 мая 2013 | 22:32

    Фильм для сегодняшнего зрителя может показаться простоватым и твердящим истины, которые уже всем надоело слушать. Но у Ясудзиро Одзу получилось снять такое кино, где очень тонко подняты и другие темы: Кто является родным? Человек, который является твоим ребенком или человек, который пережил сходным с твоим опыт? Кто из них, сможет понять и простить тебя? Взрослеет ли человек только от того, что прошло много времени с момента его рождения?

    Взрослые дети престарелых родителей напоминают самих родителей этих детей. Такие же капризные, думающие только о собственном удовольствии. Понятно, почему дедушка с бабушкой говорят, что не испытывают особо сильной любви к внукам, ведь к собственным детям они испытывают любовь тоже только из чувства ностальгии по тому, какие они были когда-то в детстве.

    Больше всего меня тронула идея того, что человек, проживший сходный с твоим опыт, ближе к тебе того, кто этого опыта не прожил, даже если это твои собственные дети. Зачастую жизнь детей и родителей протекает по-разному, так почему все ждут того, чтобы они легко понимали друг друга?

    Но в том и дело, что насколько бы трудно это ни было, людям стоит пытаться понять друг друга. Не бойтесь, полного понимания никогда не получится. Так это значит, что опыт каждого отдельного человека настолько уникален, что, возможно, эликсир именно из этих впечатлений/переживаний больше никогда не повторится. Почему бы не попытаться просто повернуться друг к другу лицом. Просто послушать, уделить внимание? Возможно, тогда вы успеете сказать свое «Прощай» человеку, которого вы, как вы потом поймете, на самом деле ценили. И почему бы не начать с тех людей, который находятся к нам настолько близко, что делает их самой первой мишенью нашей невнимательности — к родителям?

    10 из 10

    15 февраля 2016 | 20:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>