всё о любом фильме:

Контрибуция

год
страна
слоган-
режиссерСергей Снежкин
сценарийСергей Снежкин, Леонид Юзефович
продюсерЭдуард Пичугин, Ольга Аграфенина
операторСергей Мачильский
композитор-
художникВладимир Южаков, Инесса Снежкина
жанр история, детектив
бюджет
124 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  23.2 тыс.
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время100 мин. / 01:40
Действие «Контрибуции» происходит в 1918 году в Перми. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант таинственным образом исчезает. На поиски привлекают приговоренного к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина, который должен найти бриллиант в обмен на помилование.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (70)
ожидание: 74% (625)
Рейтинг кинокритиков
в России
57%
4 + 3 = 7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • К съемкам фильма были привлечены военные историки, которые изучали огромное количество архивных материалов с целью создания костюмов главным героям.
    • Дом губернатора Перми на самом деле является домом N43 на Советской улице в городе Кронштадт.
    • Роль Перми в фильме исполнил город Кронштадт.
    • На момент съемочного периода киностудии не повезло с зимой. Она выдалась крайне бесснежной при том, что в фильме мороз достигает -30 градусов. В Кронштадт, где проходила основная часть съемок, везли снег на грузовиках со всего города, а правительство острова специально попросили не убирать снег.
    • В некоторых названиях компаний с вывесок в городе Пермь можно увидеть фамилии членов съемочной группы. К примеру: «Велосипедные шины братьев Мачильских», в честь оператора Сергея Мачильского.
    • Один из двух шикарных ретро-корсетов, пошитых специально на заказ для Елизаветы Боярской мастером по дореволюционным корсетам, отработал свое только на кинопробах, поскольку режиссер с оператором во время съемок решили, что в сцене соблазнения белья не должно быть вообще.
    • Стол, стулья и диван в кабинете (или «приемной») генерала Пепеляева участвовали в съемках почти всех картин о Шерлоке Холмсе Игоря Масленникова.
    • Следователь Мурзин в исполнении Ильи Носкова носит настоящие часы старинной европейской марки Moser — эту редкую модель часов, которые были очень популярны в царской России, специально для съемок предоставил один известный петербургский коллекционер антиквариата.
    • Режиссер Сергей Снежкин внес в расстрельные списки генерала Пепеляева пару человек из съемочной группы.
    • Съемки исторического детектива проходили с января по март 2015 года на киностудии «Ленфильм», в историческом пятом павильоне, где были выстроены декорации резиденции губернатора города. Кроме того, масштабные сцены с участием большой массовки (более 300 человек) снимали в Кронштадте и Пушкине.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 40 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Белогвардейцы берут город Пермь, однако положение армии бедственное — не хватает всего, но и конфисковать нечего, всё уже забрали красные. Тогда белый генерал Пепеляев по совету своего адъютанта приглашает промышленников и требует с них предоставить его армии нужную сумму денег. Богатая вдова в качестве платы даёт большой бриллиант, который тут же исчезает. Чтобы его найти, Пепеляев просит приговорённого к расстрелу красного следователя Мурзина в обмен на жизнь найти украденный бриллиант.

    Фильм богат актёрами. Елизавета Боярская в роли вдовы, Максим Матвеев в роли Пепеляева, Илья Носков в роли Мурзина. Среди промышленников есть Евгений Дятлов, Артур Ваха, Юрий Ицков. Их игра на уровне. Фильм неплохо снят как историческая драма. Расстрельные приговоры, порки, плохое положение армии, люди, живущие на улице. Подлый матрос, из мести выдавший Мурзина белым, но тут же сам приговорённый к расстрелу. Хорошо показаны прибедняющиеся промышленники, не желающие делиться капиталами с армией, но при этом работающие и на красных, и на белых, и на японцев. Как обычно для нашего кино не обошлось без любовного треугольника, в котором Мурзин и Пепеляев делят одну женщину. Но обошлось без смакования жестокостей красных или белых.

    Хуже дело обстоит с детективом. Главная проблема для российского кино — это сценарий, он и хромает. Мурзин ведёт следствие более-менее правильно, но накала и интриги как в детективе Агаты Кристи не получилось. В краже должны подозреваться все и у каждого должен быть мотив, однако Мурзин никого не подозревает и мотивов не ищет, а просто восстанавливает события. Вора как в плохом детективе можно вычислить заранее, концовка получилась скомканной, мотивы преступника неестественными. При этом фраза Мурзина о том, что он всё знал заранее, просто смешит, ибо заранее точно ничего узнать нельзя, и вором действительно мог быть каждый.

    Получился средний исторический детектив. В целом неплохой фильм, особенно для российского кино, но могло быть гораздо лучше, и второй раз смотреть его не будешь.

    6 из 10

    26 марта 2016 | 12:58

    Фильм «Контрибуция» рассказывает о взятии города Пермь войсками генерала Пепеляева в 1918 году. Белые входят в уральский город и начинают расстреливать красных по головам, например китайцев и латышей, при этом упоминается, что у противника были и ревтрибунал, и следствие. В действительности, генерал Пепеляев не подписал ни одного расстрельного приговора (о чём упоминает Максим Матвеев в интервью, до выхода фильма), а когда он вошёл в Пермь на его сторону перешли два красных полка. Далее по фильму, в целях поддержки наступающих белых войск решено наложить на капиталистов города контрибуцию. Контрибуция (от лат. contributio) — денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. В основу К. положено «право победителя» независимо от того, справедливую или несправедливую войну он вел. Размер, условия и формы выплаты К. определялись исключительно по усмотрению победителя. Какая может быть контрибуция, если предприниматели -свои для Пепеляева?

    Теперь о самом генерале: уже в Великую войну у него была семья, жена и двое детей. Здесь же -незавершённая любовная коллизия. Теперь о главном, если снимать, следуя исторической правде, то не получилось бы фильма. В завершении о внешности Анатолия Пепеляева: он был здоровяк, а не худой молодой человек с аксельбантами. Почему аксельбанты у генерала, как у его адъютанта, который старше своего командира более чем на десять лет и видимо позволяет себе отвечать «угу»? Вот такая ложка дёгтя.

    Теперь о мёде. Уже писали о визуальной составляющей фильма. операторская работа весьма интересна: проникаешься атмосферой крушения Серебряного века. Актёрские работы достаточно убедительны (в том числе и знаменитой звёздной пары, Матвеев -Боярская). Хорошо представлен весь белый лагерь: штаб-ротмистр, поручик, офицер расстрельной команды. Весьма интересен и лагерь их противников, ставший таковым волей обстоятельств, уральские предприниматели. Вера, в исполнении Надежды Толубеевой, несколько проигрывает. Может быть сама любовная линия драматургически не доработана. Фильм держит в напряжении, интересно следить за персонажами, хоть и догадываешься о каких-то моментах, собственно не самое главное, здесь детективная интрига. Фильм интересен актёрской игрой, поворотами сюжета в камерной атмосфере, остроумными диалогами(" Писатели в России всегда нужны»-цитата из фильма). Само расследование начинается, где-то после трети фильма, а наличие бриллианта, конечно, закрутило нешуточную драму, но он почти не виден и неизвестно сколько стоил в долларах, по тогдашнему курсу.

    8 из 10

    2 мая 2016 | 14:32

    Новая работа Сергея Снежкина «Контрибуция», которая так незаметно прошла в прокате, имеет довольно любопытный статус. Это — первый серьезный проект обновлённого киноконцерна «Ленфильм». Санкт-Петербургского гиганта от советской киноиндустрии в 90е годы постигла незавидная участь. Хаотичное и недальновидное правление, смена приоритетов страны и уничтожение союзной системы проката нанесли студии колоссальный урон. Своего Карена Шахназарова в Петербурге не нашлось, и «Ленфильм» без к менеджмента начал простаивать. К слову, все же под его лейблом вышло несколько фильмов, порадовавших почитателей созерцательного кино (я имею в виду фильмы «Итальянец» Кравчука и «Трудно быть богом» Германа). Теперь же киностудия обрела новых владельцев и обзавелась роскошной заставкой. Но что же касается «Контрибуции»? Что можно сказать о состоянии и творческом потенциале студии, анализируя работу Снежкина?

    История, взятая за основу в фильме, к счастью, не требует от создателей колоссальных затрат и эпичного размаха. Несмотря на антураж Гражданской войны, «Контрибуция» кажется детективом в локальных условиях, действие которого, по большей части, ведётся в одном закрытом помещении. Идея, к слову, отличная. Имея опытных художников-постановщиков, а также большую базу костюмов разных эпох и соответствующих декораций, студия выбрала правильное решение. Это и демонстрация арсенала концерна, и попытка создать вдумчивое и серьезное кино в рамках жанра «детектив», сделав фильм увлекательным. Это почти получилось. В фильме — россыпь талантливых актеров, молодых и не очень, и у каждого — свой характер, непохожий на остальные. Илья Носков в роли следователя — красноармейца убедительно демонстрирует интеллектуальную работу по поиску виновного в краже бриллианта — контрибуции, используя дедуктивный метод в стиле Шерлока Холмса. Интрига действительно есть, и до последних кадров ты не можешь угадать, кто виновник преступления, ведь подозреваются все — и здешние богачи, и молодой белогвардейский офицер в исполнении Максима Матвеева, и даже хозяин этого бриллианта (Лиза Боярская). Смотреть на все это очень интересно, поскольку под толковым руководством режиссёра все происходящее на экране выглядит очень убедительно. И, что самое приятное — эмоции при просмотре фильма отнюдь не фальшивые.

    Казалось бы, все здорово и даже про эмоции я упоминал выше. Если бы не так называемая « любовная линия», от которой внутри все сворачивается от неловкости и раздражения. А отдельные сцены выяснения любовных приоритетов героев вообще напрочь отбивают желание досматривать фильм до конца. Плаксивая мелодраматичность линии смотрится неуместно и сильно портит этот, в общем-то, увлекательный и качественный детектив. Я, конечно, понимаю, что любовь — это почти необходимость для кино, как, судя по всему, считают продюсеры. Конечно же, иногда это помогает лучше понять героев и заставить нас сопереживать им, но иногда это может начисто уничтожить все впечатление. Если во что-то не поверишь на эмоциональном уровне, то и остальные действия будут восприниматься не как правда, а как наигранность и пошлость. Этим, к сожалению, грешит «Контрибуция». Впрочем, «любви» в фильме немного, и некоторые сцены можно перетерпеть, посмотрев на них сквозь пальцы, и наслаждаться интересным и непредсказуемым детективом.

    «Контрибуцию» можно рекомендовать к просмотру. Часто Российское кино обвиняют в неискренности, фальши и техническом неумении и, к слову, зачастую справедливо. Но работу Сергея Снежкина смотришь практически без раздражения и неловкости, за исключением вышеупомянутых моментов. На мой скромный взгляд, фильм гораздо лучше, чем талантливый, но идеологически раздражающий «Батальон», и уж тем более лучше, чем простая и бесхитростная «Битва за Севастополь». Можно ли сказать про «Ленфильм», судя по «Контрибуции», что пациент скорее жив, чем мертв? Да, вполне. Вызывает недоумение столь ограниченный прокат и отсутствие всяческой рекламы, которые не позволяют фильму окупиться, но это уже совсем другая история.

    7 из 10

    10 апреля 2016 | 21:20

    Фильм снят на основе одноимённого детективного романа Леонида Юзефовича. Который был очень недоволен фильмом после просмотра его рабочих материалов, и значительно смягчил свою позицию после того, как увидел полную версию фильма на Гатчинском кинофестивале «Литература и кино». Единственным серьёзным недостатком фильма писатель продолжает считать выбор актёра на главную роль: «Максим Матвеев на роль генерала Пепеляева совершенно не подходит. В нем нет этой харизмы, воли и одновременно доброты, которая была в Пепеляеве. А вот истеричности, которая есть у Матвеева, в Пепеляеве совсем не было.» (цитата из интервью Леонида Юзефовича «Фонтанке. РУ» от 06.05.2016).

    Недостатки фильма, к сожалению, на этом не заканчиваются. Основное развитие сюжета и его развязка происходят практически в замкнутом пространстве одной из комнат штаб-квартиры генерала Пепеляева в Перми. В которой находятся все подозреваемые в краже бриллианта персонажи из числа состоятельных граждан города, генерал Пепеляев со штабными офицерами и прислугой, а также «красный» следователь, которому и предстоит решить детективную загадку за отведенный ему на это короткий промежуток времени.

    Классическая ситуация психологического детектива, требующая от режиссера умения работать с крупными планами, способности добиваться от актеров интересных, нестандартных способов выразительности, объединять их, увлекать своим замыслом.

    С данной задачей режиссёру Сергею Снежкину не удалось справиться.

    И актёры собрались из числа известных профессионалов, и текст от их зубов отлетает, и играет каждый в отдельности блестяще, а вот кино не получилось. В лучшем случае, вышло подобие экспромтного антрепризного выступления впервые встретившихся на сцене актёров, или просто конкурс капитанов КВН.

    Удалось же режиссёру создать атмосферу гражданской войны в начале фильма, когда части Пепеляева входят в город. Хорошо проработаны также эпизод из белогвардейской тюрьмы-подвала, и сцена расстрела белогвардейцами заключенных.

    Только этого мало.

    3 из 10

    25 мая 2016 | 21:45

    Этот фильм — не о войне, точнее — не только о ней. Он о вечных ценностях и о их носителях. Смотрите, главный герой — генерал Пепеляев, из интеллигентного человека на наших глазах превращается в сатрапа, подписывающего указ о расстреле. Его окружение составляют солдафоны, которые даже не в курсе, как надо разговаривать с генералом. Штабной офицер, например, на вопрос генерала, вместо уставного «слушаю!», буркает нечто вроде «ну..». Денщик, по своей воле, заводит разговор об отпуске. Но апофеозом, конечно же, стал разговор русского генерала с русскими промышленниками. Кривые, косые, припадочные русские купцы (одного из которых генерал приказал высечь) вызывают чувство омерзения. Из них только банкир еврейского происхождения вызывает симпатию. Интеллигентный, высокоразумный человек, он снисходит до того, чтобы рассказать генералу и его окружению некоторую толику истории своего рода. Общечеловеческие ценности, после просмотра этого фильма, зритель должен впитать сам.

    15 мая 2016 | 03:09

    Увы, «прокатную» версию «Контрибуции» я не смотрел. Наверно, Господь оберёг от этой широкоэкранной 100-минутной «ужатости», судя по приведённым здесь данным о сборах, не окупившей даже плёнку, на которую была снята картина. Ежели кто озаботился вопросом, зачем вообще было её выпускать, тогда как вскоре вышла полная, четырёхсерийная телеверсия, вполне успешная и доброкачественная (именно к ней я и приобщился, и мне понравилось!), то ответ на него прост, как «семейные» трусы советского мужика: дабы отчитаться перед властями за финансовую господдержку, показать Минкульту и родному Союзу кинематографистов, что в Год российского кино оно на экранах отечественных кинотеатров присутствует и смотрится (к «трём калекам» в зале можно приписать пару нулей, и вот уже перед нами патриотичные «300 спартанцев»!). Такая вот необходимая и простительная для создателей ленты «показуха» (в прямом смысле- её же Показывают!). Тем более, что в России уже давно и прочно сложилась практика- сперва выпускать киноверсию, а следом-телевизионный сериал (см. хотя бы «На безымянной высоте»). Причём как правило телеверсия оказывается более «свободной», логичной, смотрибельной и интересной, чем секвестированное «кино». Наконец, особенно политически важно было поиметь художественную «отдачу» от тяжёлого, хлопотного и затратного обновления (ещё столько впереди!) российской «киностудии N 2», то есть «Ленфильма» (как вам его обновлённая «заставка»?- неплохо, главное- в традиции!!!).

    Но перейду собственно к… нашему сериалу «Контрибуция». Самое наиглавнейшее: он (с немалой экономией бюджета) снят в давно существующем, но пока официально не признанном жанре (я, его первооткрыватель и пропагандист, прилагаю все возможные усилия для его признания и введения в кинотерминологию) «Киноспектакль». Коротко поясню: это когда основное действие картины происходит в неком замкнутом пространстве (как в театре на сцене, с меняющимися декорациями-выгородками) и по постановке, работе актёров, выстраиванию мизансцен, произнесению монологов по сути является Спектаклем, а режиссёрская и операторская работа деликатно добавляют перед ним приставку «Кино». Кстати, Сергей Олегович Снежкин в этом жанре много и успешно поработал (см. фильмографию), но наотрез отказывается его принимать (только что говорил с ним по телефону). Что ж, его право! Надеюсь вскоре переубедить. (Любопытная информация для всех: Снежкин принципиально с компьютером не дружит, как и недавно упокоившийся великий писатель-фантаст Рэй Бредбери, и все свои «тексты» печатает на простой механической машинке; так что на Кинопоиске, в отличие от многих его коллег, он не присутствует…).

    А вот и ещё одна характернейшая особенность «Контрибуции», да чуть ли не тоже наиглавнейшая (почему-то предыдущие рецензенты её «не просекли»!). А именно: фильм (сериал) исключительно Актуален для современной России!!! Давайте-ка абстрагируемся от конца 1918-го года и кое-что послушаем и посмотрим. Генерал Пепеляев в запальчивости произносит важнейший монолог (как и положено в Киноспектакле): «Кто-то решил, что сегодня в России можно всё- любая подлость, любое преступление… Всё сойдёт с рук… Я намерен доказать, что это не так». Теперь поставьте под монологом подпись- Владимир Путин, Президент РФ. Ну как, особенно после недавней «прямой линии» Путина с народом? Кстати, на той линии Президент сообщил, что государству было очень трудно найти инвесторов на строительство моста с Крымом, но таки нашли… В «Контрибуции» генерал Пепеляев тоже ищет «инвесторов» для своего обнищавшего и небоеспособного воинства. А ему зарвавшийся жадюга-купец показывает фигу! Да и вообще вся эта свора «состоятельных российских граждан» сильно напоминает нынешних буржуев-олигархов, которые и тогда, 100 лет назад, и сейчас за копейку удавятся и «сдадут» всех и вся ради прибыли! Если бы разрешил Кинопоиск, я бы написал заглавными буквами следующее предложение: Вот О Чём Наш Фильм, Вот Главное Его Содержание!!! А детектив во время Гражданской войны- всего лишь интригующая приманка для зрителя. И очень жаль, что он проглотил только её, не «клюнув» на суть… Был бы рад ошибиться в своём «диагнозе».

    О прочем уже написали и напишут другие рецензенты. Но вот вам напоследок одна натуральная сенсация! Я её обнаружил, а ещё кто-нибудь? Известно, что на фильме работало много толковых консультантов «по всему» (это же «Ленфильм!). И вдруг я слышу, в нескольких эпизодах и сериях мотив всем нам с детства знакомой песни «По долинам и по взгорьям» (Дальше- «Шла дивизия вперёд, Чтобы с боем взять Приморье, Белой армии оплот», примерно так). Сразу подумалось о вопиющем анахронизме: действие «Контрибуции» происходит в конце 1918-го года, а песня родилась в 1922-м году, в Приморье, на Дальнем Востоке. Но после того как я заглянул в Википедию «по сему вопросу», у меня челюсть упала на пол и долго не поднималась! Оказывается, песню (с другим текстом!) сочинил не кто иной как сам Владимир Гиляровский в 1915-м году, и называлась она- «Марш сибирских стрелков» (напомню: действующее в картине колчаковское воинство- как раз из Сибири!). По ходу Гражданской войны на песню писались другие тексты, появлялись другие авторы (то она была гимном Дроздовского полка белогвардейцев, то гимном махновцев (!!!)), пока она не стала известной нам «дальневосточно-партизанской».

    7 из 10

    16 апреля 2016 | 17:53

    Обладатель нескольких престижнейших национальных букинистических премий, автор исторических детективов Леонид Юзефович прославился в начале «нулевых» благодаря серии повестей о похождениях сыщика Ивана Путилина. Однако в литературе Юзефович значительно дольше — достаточно сказать, что еще в середине 90-ых мне довелось читать его повесть «Контрибуция» в отцовском «Уральском следопыте». И хотя сам автор называет её «дурно написанным произведением с замечательным сюжетом», мне она понравилась в силу того, что мне всегда импонировали камерные детективы в духе «Десяти негритят» и «Мышеловки» Агаты Кристи. Сами понимаете, что экранизацию повести, ещё и снятую на возрождённом «Ленфильме», я обойти своим вниманием не мог.

    1918 год, Пермь. Город занимает I среднесибирский корпус белой армии под командованием генерал-майора Пепеляева. Осаждённой многомесячной осадой Перми нечего предложить находящейся на последнем дыхании армии Пепеляева — ни орудий, ни боеприпасов, ни провизии. После совещания с командным составом генерал требует встречи с местными купцами и промышленниками и накладывает на них контрибуцию для поддержания сил своих солдат. Вдова обувного фабриканта Чагина жертвует на нужды бойцов Пепеляева фамильный бриллиант стоимостью в несколько десятков тысяч рублей, который на другой же день бесследно исчезает. К поискам бриллианта генерал привлекает своего старого знакомого — приговорённого к расстрелу «красного» следователя Мурзина.

    В отличии от безжалостно искромсанной до «щадящего» хронометража кинотеатральной версии (на которую, кстати, и приходится большинство нейтральных и отрицательных отзывов) мне, к счастью, довелось посмотреть стошестидесятиминутную режиссёрскую. В руках режиссёра Сергея Снежкина, не понаслышке знающего, что такое детективное кино и кино про гражданскую войну (Снежкин занимался адаптацией для телевидения романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» и снял несколько сезонов «Убойной силы»), герметичный детектив Юзефовича, с несколькими неизвестными, среди которых затесался злоумышленник, превратился в этакое идеальное сливочное масло, которое идеально ровно, как на краюху теплого хлеба, легло на плёнку. По манере подачи «Контрибуция» напомнила советские детективные телесериалы, за которыми так любили проводить время наши родители, причём в классическую детективную канву Снежкин умудряется вплести несколько достаточно занятных конфликтов: старой власти и новой, двух мужчин, влюблённых в одну женщину, богатых и бедных, и эти противостояния постоянно подплёскивают свежего масла в сюжетный огонь.

    Излишне говорить, что весь свет петербургского театрального общества, собранный Снежкиным в кадре, чувствует себя в этой телевизионной театральной постановке, как в своей тарелке — великолепен Максим Матвеев с его почти аристократической офицерской выправкой, великолепна его супруга, Елизавета Боярская в образе томной кисейной барышни Чагиной, убедителен в образе Мурзина Илья Носков. Равно как и играющие вторые скрипки Евгений Дятлов, Артур Ваха и Юрий Ицков, в образах хитрых и изворотливых пермских «нуворишей», готовых сожрать ближнего, чтобы выжить в это смутное время -именно благодаря им детективная составляющая «Контрибуции» разбавляется юмором.

    В заключении хочется констатировать, что «Контрибуция» — это классический образец герметичного телевизионного детектива, протекающего на фоне восхитительнейших декораций того времени. Несколько смазывает положительное впечатление куцая концовка да абсолютно не вписывающиеся в картину философские рассуждения о судьбах России, но претензии эти столь незначительны, что на общую оценку фильма повлиять они всё равно не способны.

    7 из 10

    27 апреля 2016 | 12:03

    Новую картину некоторые критики поспешили окрестить символом возрождения «Ленфильма». Съемки проходили зимой и весной 2015 года в Кронштадте и Пушкине. Роли исполняли исключительно петербургские актеры.

    Фильм снят по одноименной повести Леонида Юзефовича. Так как премьера была рассчитана на массовую аудиторию, сценаристам пришлось отказаться от нехитрого сюжета повести, развернув на фоне главных событий многочисленные личные и любовные драмы героев, переплетенные одна с другой. Повесть «Контрибуция» трагична, но ее задача — не развлечение публики, а изложение исторических фактов, рассказ о жизни генерала Пепеляева во время революции, которому Юзефович, как историк, посвятил не одно произведение. Режиссер фильма Сергей Снежкин ставит другую цель — создать фильм, который заинтересует массового зрителя, заставит досмотреть до конца, а не уйти из кинотеатра в середине показа. Вот и пришлось делать сюжет динамичным и интригующим в ущерб замыслу художественного произведения.

    Выбранная Снежкиным тема гражданской войны для кино интересная. Белые захватывают Пермь. Перед генералом Пепеляевым (Максим Матвеев) проблема: армия голодает, оружия нет, лошадей дефицит, овса тоже. Недавно приставленный к главнокомандующему капитан-биограф (Сергей Перегудов) советует провести контрибуцию. Особых плодов она не дает, но одна вдова пермского купца Чагина (Елизавета Боярская) вносит взнос — бриллиант стоимостью 65 тысяч золотых, по тем временам — огромные деньги. Генерал собирается продемонстрировать щедрость женщины перед остальными буржуями, но когда открывает коробку с драгоценностью, оказывается, что камня там нет. Пепеляев в бешенстве. Единственное, что ему остается — прибегнуть к помощи талантливого следователя, старого друга, а ныне — врага, сторонника красного движения, находящегося под арестом (Илья Носков). С этого момента и начинается главная линия фильма — детективное расследование прямо на месте преступления.

    В рекламе премьеры подчеркивался «блестящий» актерский состав, особое внимание уделялось роли Елизаветы Боярской. Актриса сыграла роковую, сильную женщину с трудной судьбой, которая всю жизнь хотела только одного — любви. Ее героиня так и не получила, с мужем была ради денег, влюбилась в генерала Пепеляева, которого вынуждена была обмануть, предложила себя вместе с бриллиантом, но тот отказался. Роль получилась красочной, но не за счет актерского таланта Елизаветы Боярской, а за счет внешности женщины, роскошных платьев и знаменитого теперь уже корсета (вызвавшего множественные хвалебные отзывы в адрес дизайнера), который будет красоваться в музее «Ленфильма». Так, может, стоило рекламировать не состав, а костюмы?

    Главный герой, молодой генерал Пепеляев, сыгранный Максимом Матвеевым, получился настоящим человеком-роботом. Судьба жестоко поступает с ним: война, друг-предатель, перебежавший на сторону врагов, сбежавшая вместе с этим другом бывшая жена (Надежда Толубеева), которую герой не может разлюбить. Пепеляев старается поступать по совести и так, как ему приказывает начальство, но эти два действия невозможно в союзе: либо идешь наперекор системе, либо становишься частью системы, отказываясь от своего мнения и личных слабостей. На протяжении всего фильма и наблюдаем внутреннее метание героя. После нахождения бриллианта и преступника, Пепеляев отпускает друга-врага с любимой женщиной, но прощения им не дает. У Максима Матвеева получилось создать образ жестокого, но справедливого главнокомандующего, запутавшегося в себе и своих стремлениях.

    Следователя, занимающегося поиском бриллианта ради спасения собственной жизни, сыграл Илья Носков. Личность героя так и не раскрыта до конца фильма. Методом дедукции Андрей Мурзин блестяще (даже, пожалуй, слишком) расследует преступление, большое внимание уделяя находящимся в комнате людям и их судьбам, чем самой сути пропажи, словно решает дело своей жизни просто так, «заодно». Все герою дается легко, он будто изначально знает, что и как случилось, но специально тянет время, не раскрывая имени вора. Через несколько часов расследования он так и скажет, что с первой минуты нахождения в комнате ему было известно — камня здесь нет. Отношение Мурзина к Пепеляеву неясно — то ли он раскаивается перед этим человеком, то ли знает намного больше него и попросту считает дураком. Любовь к жене вообще никак не проявляется в этом герое. Вот и получился образ гениального сыщика, за которым больше ничего нет. «За что же ты его полюбила?» — спрашивает Пепеляев Веру в одной из сцен. И, правда, за что?

    Сергею Перегудову досталась роль хитрого злоумышленника. Его герою удалось втереться в доверие к Пепеляеву, устрашить приближенных главнокомандующего, устроить впечатляющую сцену с исчезновением драгоценности, продумать хитрейший план обмана пермских богачей. Актеру с его горящими глазами и ухмылкой верилось.

    Нельзя не отметить актеров, сыгравших зажиточных пермских купцов (Евгений Дятлов, Константин Воробьев, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич). Их игра, реплики наводят на размышления о гражданской войне. За что, собственно, воюют? Ведь хитрецы, думающие только о собственном благосостоянии и выгоде, не переведутся никогда. Заканчивается фильм титрами, в которых извещается о неизвестной судьбе Андрея Мурзина с его женой и расстреле командира Пепеляева в 1938 году.

    Получился ли у режиссера исторический детектив? Нет. Для этого жанра в картине не хватает интриги и правдоподобности, все случайности и неслучайности притянуты за уши. Зато получилась отличная динамичная комедия с недвусмысленной моралью. Достаточно сложно снять фильм, который будет соответствовать и нормам хорошего кино, и запросам современного зрителя. Вот и получаются то ли детективы, то ли комедии.

    26 апреля 2016 | 18:51

    Генерал Пепеляев, как сказано в романе Леонида Юзефовича, который я не читала правда — самый молодой белый генерал. Оказывается, вот какая история с ним приключилась! В «Контрибуции» показан лишь небольшой эпизод, но очень смачный! Максим Матвеев отлично сыграл — эмоции в кадре зашкаливали.

    Интрига закручивается с самого начала. Очень много тонкого юмора. Хохотала, когда в финале выясняется роль роковой женщины, которую не безупречно (просто она слишком красива!) сыграла жена Максима Матвеева «по жизни» — Лиза Боярская. Не буду пересказывать сюжет, но он действительно держит в напряжении, как в одном хорошем старом фильме «Десять негритят».

    Дерзкая кража совершена в пределах одной комнаты, а отсюда — расследование дерзкого преступления в самом суровом ключе. Сергей Снежкин собрал звездный состав театральных и кино актеров. А он по-другому и не может. Прекрасны Елизавета Боярская и Максим Матвеев в своих ролях. Ничуть не отстает от них Илья Носков. Порадовали купцы, которых сыграли все «немосковские» актеры Евгений Дятлов, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич. Каждый привнес свою изюминку в сцены расследования.

    И особого внимания, я считаю, заслуживает молодая актриса — Надежда Толубеева (из БДТ и известной актерской династии). Держит удар она крепко, без проколов. Искренняя, с ясными глазами, слегка наивная. Она любит, и она любима, но война не щадит никого!

    Фильм сто процентов стоит посмотреть. И хорошо, что режиссер Сергей Снежкин, прикоснувшись к истории, «Контрибуцией» вызывает интерес к нашей истории, как я — тридцатилетних!

    28 марта 2016 | 12:00

    Гражданская война — тема широкая, разрабатывая которую можно снять совершенно любое кино. Сергей Снежкин снял развлекательное. Однако не кощунственно ли это — с улыбкой наблюдать за стремительной гибелью русской духовности?! Поэтому и видим мы не исторический сериал, основанный на суровых реальных фактах, хотя весомая доля правдивости в нем, безусловно, присутствует. «Контрибуция» — это сказ о благородном рыцаре, гибель которого предрешена, хотя бы потому, что он последний из своего рода. В предсмертной конвульсии, отражающей состояние всего белого движение в целом, он еще рассчитывает на свою победу, не понимая всю безысходность положения. Генерал Пепеляев с решительностью уверяет окружающих в скором захвате Москвы, всеми силами пытается собрать деньги на нужды армии, что в души зрителя не может не родиться уважение и сострадание к этому не сколь наивному, столько преданному и честному человеку, по воле судьбы оказавшемся в роковое время в роковом месте. Идеализированный герой в мире гражданской войны, практически лишенном справедливо ожидаемой жесткости. Стоит ли удивляться рейтингу сериала 12+ и тому, что это самое подходящие кино для вечернего просмотра всей семьей.

    Другой случайный гость Перми 1918 года — Шерлок Холмс. Следует добавить, что имеющийся какой-никакой потенциал на создание драматического кино был растрачен почти что полностью и впустую. В конечном счете перед нами предстал далеко не самый лучший, качественный и загадочный отечественный детектив. Следователь Мурзин, которому больше подошла бы фамилия Фандорин (не зря в исполнении все того же Ильи Носкова), как умелый фокусник заставляет внимательно следить за движением рук, время от времени вызывая подозрения в обмане. Всегда занимательным методом дедукции, не очень выразительной любовной линией и противостоянием Рыцаря и Шерлока Холмса создатели буквально водят нас за нос, стремясь доказать, что все не так просто, как может показаться на первый взгляд. В действительности у сюжетной и идейной «коробки» нет двойного дна, а загадка, на которую мудреный следователь потратил полтора часа, решается зрителем за 5 минут. История рассказана, но как-будто ориентирована на детей, ибо если вникнуть по окончанию — навевает скуку.

    Однако «Контрибуция» — приятное зрелище для глаз с красивыми актерами в атмосфере России начала прошлого столетия. Камерность сериала спасает от лицезрения крови, разрухи, ужаса войны. Редко над кино о столь печальных событиях получается смеяться в голос, поэтому следует поблагодарить создателей за персонажей купцов, их и не только их диалоги. Визуальная составляющая на высоте, если и смотреть сериал, то исключительно ради нее одной.

    30 апреля 2016 | 18:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>