всё о любом фильме:

Пианистка

La Pianiste
год
страна
слоган-
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке, Эльфрида Елинек
продюсерФайт Хайдушка, Ивонн Кренн, Кристин Гозлан, ...
операторКристиан Бергер
композитор-
художникКристоф Кантер, Аннетт Бьюфэйс, Ганс Вагнер
монтажНадин Мьюз, Моника Вилли
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  687.5 тыс.,    США  327.6 тыс.,    Германия  263.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время131 мин. / 02:11
Номинации (1):
Главная героиня Эрика — профессор Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, сама же, будучи монстром современной цивилизации, страшно далека от гармонии небесных сфер.

Она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей, лишена всякого подобия личной жизни, после занятий тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует и его, и зрителя совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
73%
59 + 22 = 81
6.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роль матери Эрики изначально предлагалась актрисе Жанне Моро.
    • В фильме исполнительница главной роли Изабель Юппер играет на пианино сама. В прошлом актриса в течение двенадцати лет обучалась игре на пианино.
    Трейлер 02:30

    файл добавилJ B

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Австрийский режиссёр Михаэль Ханеке предпочитает уклоняться от интерпретации своих фильмов, которые вызывают если не шоковое, то обязательно неоднозначное воздействие на зрителей, подчас оставляя их в состоянии недоумения, более того — растерянности. Любой «нормальный постановщик» непременно всё договорил бы до конца, не оставив возможности для кривотолков и пересудов. Код же творений Ханеке порой остаётся неизвестным (воспользуемся названием его предыдущей ленты «Код неизвестен») или неточно прочитываемым. А автор как будто нарочно подзадоривает толкователей-любителей, уверяя, например, что при экранизации романа «Пианистка» своей соотечественницы Эльфриде Йелинек, который был моментально обвинён критиками в порнографии, сам интересовался отнюдь не порно, а просто «хотел сделать непристойное кино». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1429 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм — прекрасный. Гениальный даже, пожалуй. По прошествии нескольких дней после просмотра жжение в груди от тех фрагментов, при наблюдении которых следовало пить валериану, прекратилось, и в памяти осталось нечто… я бы сказала, очень светлое. Несмотря на то, что некоторые назовут кино трэшевым. Светлое — потому, что просветление наступило.

    Почему героиня Юппер любит, понимает и гениально исполняет Шуберта? Потому, что ей близко его безумие, его ощущение собственного уродства. Лучшие читатели и слушатели — те, чей психологический портрет совпадает с психологическим портретом автора произведения искусства.

    Есть ощущение, что фильм построен в той же динамике, что и произведения Шуберта, играть которые учит героиня Юппер: здесь есть не только «пиано и фортиссимо», здесь весь набор эмоций, от апатии до сжигающей ревности.

    Грани нормального — такая тонкая штука… Почему-то проявлять страсть, горячо обнимая возлюбленного и искусывая ему плечи (равно как и испытывать удовольствие от этих укусов) считается относительно нормальным, а причинять себе изощренную боль, никому при этом не доставляя хлопот, вреда и т. п. — наоборот. It depends, на самом деле. It`s just a borderline. Аnother borderline. (с) Joni Mitchell

    Взаимоотношения матери с дочерью — гениально изображены. Ге-ни-аль-но. Жирардо — великая.

    Да… всё там хорошо. Копать и копать. Вспоминать и думать.

    10 из 10

    3 сентября 2008 | 13:13

    Пожалуй пришла пора и мне оставить пару строчек на этом проекте. Не знаю, почему такое испытание выпало на долю именно этого фильма. Может просто случайность? Верится с трудом. Скорее дело в моём душевном и физическом состоянии, так не кстати пришедшемся на просмотр картины. Что я хочу сказать о фильме? Для начала три слова. Болезнь, безысходность, пустота… Вот три столпа на которых, по моему мнению, опирается внутренний мир фильма Михаэля Ханеке.

    Я бы не рекомендовал смотреть фильм тем, кто находиться сейчас в водовороте страстей большого города. Отговорил бы от просмотра друга, которому завтра вставать на работу. Да и молодым влюбленным идиллию картина скорее всего испортит. Но посмотреть этот фильм стоит. Когда? Хороший вопрос. Тогда, когда ты остался один на один с собой. В ночь, когда мир кажется нереальным и призрачным. В момент, когда в голову забредают странные мысли от которых действительно страшно. Такие тихие, с виду неприметные ночи, в которые прыгают с моста и пишут романы. Смотрят в огонь камина и не видят ничего…

    Для меня картина — история того, как переплетаются судьбы людей. Того как они влияют друг на друга. Того, как один человек может потянуть другого на дно. Того, как жизнь сплетает судьбы и разбрасывает в разные стороны.

    После просмотра мне показалось, что в фильме произошло некое расслоение. Картина как бы разделена на два мира. Мир людей, в котором живут мать героини, её ученики и коллеги. А также мир самой Эрики, существующий отдельно, мало зависящий от окружающего. Порнофильмы, извращенные мысли, самоистязание, самоуничижения и музыка, музыка, музыка… Мир, где она одна, мир в который она не пускает даже родную мать. И тут, в этот мирок врывается человек. Молодой парень, красивый, умный, талантливый. Он, сам не ведая того, разрушает целостность картины. Освещает своим присутствием все тёмные углы. Эрика видит, видит что её утопия — это лишь гниль и грязь, в которых она блуждает, как жалкая, бледная тень. И начинается борьба. Эрика пытается выбросить самозванца из жизни, но он не отступает. И вот уже она не может сопротивляться его присутствию, он нужен ей. Но он, став частью её жизни, начинает растворяться в ней. Хороший человек гниёт изнутри, его душу поглощают странные мысли. Разложение происходит моментально, Эрика пугается, пытается что-то изменить… Бесполезно. Он умер в ней. Ушёл, и уже больше не вернётся…

    Мир Эрики не претендует, в моём понимании, на реальность. Это утопия, где нет подъёмов и спусков, утопия в которой мир наклонен и двое с бешеной скоростью катятся по нему вниз. А что в конце спуска, спросите вы? В конце — конец, как бы, говорит нам автор. И уходит, оставив дыру в сердце Эрики и огромную брешь в нашем сознании…

    31 октября 2013 | 01:04

    Эрика (Юппер) — женщина средних лет, преподавательница в Венской консерватории, страстная любительница Шуберта. На первый взгляд, в ее жизни все до тошноты благополучно. Но это только на первый взгляд: дома ее ждет мать-тиран (Жирардо), которая контролирует чуть ли не каждый вздох Эрики, следит за каждым ее шагом. «Забота» матери самым пагубным образом сказалась на психике Эрики, и теперь она ходит по порномагазинам, нюхает салфетки с мужским семенем, хранит под кроватью набор садомазохистских инструментов, подглядывает за молодыми людьми, занимающимися любовью на заднем сиденье автомобиля… Не имея собственной интимной жизни она одалживает ее у других. Но появляется шанс все изменить — в ее жизнь стремительно врывается юноша Вальтер (Мажимель). Красивый и талантливый, он искренне предлагает ей свою любовь. Сможет ли Эрика ее принять?

    «Пианистка» вызвала фурор на Каннском кинофестивале 2001 года. Триумфатор Ханеке в ответ на обвинения в пропаганде порнографии заявлял, что вовсе не стремился создать порно, и оно никоим образом его не интересует. Ханеке снял НЕПРИЛИЧНОЕ кино, кино в высшей степени дерзкое, провокационное, отталкивающее, вызывающее отвращение. Вместе с тем, «Пианистка» — глубоко эмоциональная, личная картина. Главной целью Ханеке было показать, какие люди живут рядом, что с этим делать, как на такие вещи реагировать. В «Пианистке» нет табуированных тем — здесь учительница музыки подбрасывает куски стекла в карман своей ученице (зависть? ненависть? или Эрика просто не хочет, чтобы ее подопечную ждала такая же судьба, как и ее саму — быть всеми покинутой и одинокой?), а оральный секс в туалете Венской кансерватории — вещь вполне обыденная. Стиль Ханеке узнается безошибочно — столь бескомпромиссное, жестокое и в то же время приправленное дозой человечности и гуманизма кино снимает только этот австриец.

    Такого комплексного, сложного персонажа как Эрика не видело не только европейское, но и мировое кино вообще. Под маской извращенки прячется страстная, живая натура, обожающая классическую музыку, возвышенные отношения (несмотря на свои увлечения понятно какими игрушками) и страдающая от одиночества. Эрика так привыкла к нему, что, кажется, забыла, что такое любовь. Ее выпады против Вальтера — крик о помощи, просьба принять ее такой, какая она есть. Их отношения примут весьма странный оборот и закончатся очень неожиданно для зрителя.

    Юппер так хороша в этой роли, что, наверное, два с небольшим часа стоит вытерпеть хотя бы из-за эволюции ее героини. В рокировке, происходящей между ней и Мажимелем, чувствуется и ирония, и жалость — первая становится до ужаса вменяемой, второй же чуть не сходит с ума и превращается в злое отражение Эрики-мазохистки. Актеры вложили в «Пианистку» все, что только можно. Но самое главное — им удалось воплотить в жизнь замысел Ханеке — после увиденного вам наверняка захочется выдернуть к чертовой матери шнур от телевизора/компьютера из розетки и забыть о последних двух часах жизни. Но выкинуть «Пианистку» из головы не так-то просто — особенно после финальной сцены.

    9 из 10

    15 февраля 2012 | 15:56

    Скандальный фильм знатного австрийского провокатора Михаэля Ханеке о сексуально озабоченной преподавательнице венской консерватории Эрике.

    Она уже немолода, живёт с деспотичной матерью, а полное отсутствие личной жизни компенсирует просмотром порнографии и подглядыванием за чужим сексом.

    Однажды за ней на свою беду начинает настойчиво ухлёстывать её новый студент — добрый молодец с целым букетом талантов. Когда его избранница открывает ему мир своих грязных фантазий, он не знает, куда себя деть, и отвечает отказом, а отвергнутая Эрика всё больше теряет рассудок.

    Если смотреть этот фильм в компании, то будет хорошая комедия, хотя тут и так хватает комичных моментов, уж не знаю — преднамеренных или случайных. Но в любом случае «Пианистка» часто веселит, поскольку стремление режиссёра шокировать и эпатировать читается настолько явно, что вызывает именно улыбку и нервную усмешку.

    Ханеке прямым текстом заявлял, что хотел сделать «неприличное кино». Оно и вышло. С мамой и бабушкой я бы это смотреть не стал. Однако режиссёру нельзя отказать в высококлассном профессионализме, а актёрам (особенно Юппер) — в правдоподобии и впечатляющей гибкости.

    Однако надо обязательно сказать, что уровень эпатирующей «неприличности» этого фильма достаточно «целомудрен» в сравнении с работами Фон Триера, например, или другими европейскими провокаторами. Шок здесь чаще вызывает не откровенная демонстрация «неприличного», а блистательно нагнетаемый саспенс и искусство намёка. Тем не менее, в картине присутствует ряд действительно граничащих с пошлостью сцен, но мы ведь знаем, что Ханеке отличный психолог — и он знает, как не зайти слишком далеко.

    Вообще, самое сильное впечатление фильм производит своим неожиданным контрастом всегда идеально строгой «приличной» формы и местами совсем «неприличного» содержания. Это сильный ход. Он будто отражает внешнюю сдержанность и академическую строгость Эрики и в то же время бурлящий внутри неё вулкан диких страстей.

    В завершение хочется сказать: если твоя мать лишает тебя личной жизни и ведёт себя, как мама главной героини этого фильма — беги от неё, пока не поздно. Эрика вот опоздала — в душе одни бесы. И не известно — оправится она после пережитого или нет. Финал оставлен открытым.

    9 из 10

    21 ноября 2010 | 14:25

    Очень давно хотела посмотреть этот фильм, была наслышана о нём (хотя в принципе сюжета не знала). На такое кино, на два часа просмотра фильма, о котором не так мало было дискуссий и разговоров, споров — нужно сперва настроиться. Это тяжелое кино, сложное, глубокое, грустное. Хотя я не рекомендовала бы его всем, это дело вкуса, есть такое понятие — другое кино, кино не для всех, арт-хаус в конце концов — и хотя бы раз посмотрев фильм такого рода: человек знает, нравятся ли ему эти фильмы или нет… Если нет — это не признак отсутствия ума или какой то гениальности, это не признак того, что один прав, а другой — нет; это просто дело вкуса, по-моему любители такого кинА судорожно жаждут думать, жаждут испытать отвращение от увиденного, хотят пропустить через себя всё это, хотят в чем то разобраться, задавать вопросы (и не обязательно получать на них ответы). Тем, кто предпочитает смотреть исключительно развлекательное (или легкое) кино (посмотрел, забыл) — вряд ли понравится этот фильм, хотя… бывает разное, порой удивляешься.

    В общем и целом я ценитель такого кинА, люблю думать, просто думать, и не могу без мысли жить. А откуда это пошло и больны ли любители таких фильмов — я со сто процентной точностью сказать не могу. Называть это порнушкой — несерьезно, порнография думана для возбуждения, а здесь этого нет, извращения и увечия здесь показаны лишь для того, чтобы передать душевное состояние героев, последствия такой жизни, не думаю, что всё так просто как может показаться. Буду читать книгу — ничего не поделаешь, у Ханеке фишка — оставить многое недосказанным, поэтому есть желание прочитать от и до — чтобы, возможно, понять больше. Что можно сказать по поводу героини Эрики — не думаю, что ей есть место на земле, она всегда будет непонята окружающими, она живет в своем мире, придуманным ею самой, и в конце концов этот мир рушится — не всё оказывается таким как она себе это представляла. Не умеет Эрика и не знает как любить, потому что сама не была любима как полагается, не умеет общаться с мужчинами, да и в принципе с людьми, она то деспотична, то нервно испугана. Не знаю, нужно ли жалеть такого человека (или вообще кого либо из героев), что получилось — то получилось, по-моему, вряд ли было бы иначе. Посмотрев такое — понимаешь, что у меня то всё еще более-менее в порядке. Некоторые поступки героя Бенуа Мажимеля для меня остались загадками — зачем он вообще прицепился к ней? После её письма как он представлял себе дальнейшие отношения…? И в конце концов — раз была такая любовь, как он утверждал, то куда она испарилась вдруг, и кто на самом деле из них «извращенец» — она, что признается в своих желаниях и фантазиях, или он — который против всего этого, но сам совершает поступки, похлеще простых фантазий? Бенуа — замечательный актер, Юппер, конечно, также на высоте (в принципе как всегда), но всё же именно Мажимель в этом фильме для меня остался самым ярким персонажем.

    8 из 10

    13 октября 2011 | 02:55

    «Пианистка» изначально привлекла меня актрисой, выбранной на главную роль, нестандартный сюжет и Каннские призы. И, конечно же, большое количество положительных рецензий дало о себе знать, чему я очень удивилась после просмотра. Просто поражает, что может привлечь людей в этом отвратительном фильме?

    В «Пианистке» показана женщина — Эрика — под сорок, которая живет с матерью. У Эрики очень много проблем, особенно на сексуальной почве. Она смотрит порнографию и подсматривает за сексуальными связями молодых людей в машинах. Уже одно это вызывает отвращение и нежелание смотреть дальше. А потом в фильме появился молодой человек — Вальтер, который влюбляется в Эрику. И тут мне показалось, что дальше будет действительно высокохудожественный фильм, а не показанная нам ранее порнография. Но все стало только хуже. Так что я не советую питать надежды по поводу появления Вальтера и отношений пианистки с ним.

    Из всего увиденного на экране мне понравилась только игра на пианино и внешняя красота Изабель Юппер. Хотя я уже начинаю разочаровываться в этой актрисе. Она очень талантлива, а снимается в таких низкопробных псевдофилософских фильмах. Но с ролью Эрики Изабель справилась очень хорошо. Запоминаются все её жесты, слова, поступки, несмотря на то, что многое из этого вызвало во мне омерзение. Анни Жирардо в роли матери тоже была неплоха, у неё получилось показать те нездоровые отношения, царящие в семье. Бенуа Мажимель, игравший Вальтера, на которого я возлагала надежды, хорошо справился, если, конечно, его задача состояла в том, чтобы вызвать крайнюю неприязнь у зрителя.

    Стоит отметить музыку. Пожалуй, это один из немногих плюсов этого фильма. И сцена со стаканом, когда Эрика разбивает его и кладет в карман куртки талантливой ученицы. Не знаю почему, но это произвело впечатление.

    В итоге имеем только два плюса: игра актеров и саундтрек. Никакого интересного, глубокого сюжета я не увидела, красоты в картине — тоже. «Пианистка» вызвала только отвращение и недоумение. Особенно финал (вот тут-то уже должно быть хоть что-то, но нет!) был крайне неадекватен. После просмотра такого фильма хочешь простоять полдня под душем, чтобы смыть увиденную тобой грязь.

    4 из 10

    9 октября 2013 | 20:44

    Если вы посмотрите на портрет Эльфриды Елинек — писательницы, придумавшей пианистку, но несомненно отметите необыкновенное сходство с Изабель Юппер… Ну да не об этом, конечно…

    Фильм шедевр! Но фильм про и для женщин, мужчины, очень немногие мужчины смогут его понять, потому что они будут смотреть его как смотрит юный Вальтер на безумную учительницу Эрику, на ее тонкие пальцы, плотно сжатые губы… Они будут смотреть глазами, видеть отталкивающие, непонятное, странное… Глазами действительно, ну а если душой, если пропустить через себя, то ничего странного и пугающего здесь нет.

    Все мы заполнены страхами, все мы любим смотреть на «ненормальность», все мы хотим ее, на уровне подсознания, просто одни боятся быть ненормальными, а другие нет. Я именно так поняла этот фильм, его притягательность заключается именно в том, что любовь Эрики вот такая корявая, такая неортогональная… Эрика умеет любить, она действительно любит, она превосходна во всем, в игре на фортепиано, в просмотре порно, в движениях, в бесформенных клетчатых юбках. Она любит через боль, а разве любовь и боль это такие бессвязные понятия… Любовь пропитана болью, и страхом потери любимого… просто у Эрики сначала возникает страх и боль, а потом любовь…

    Брависсимо вива Пианистка!

    10 из 10

    6 декабря 2012 | 23:45

    Есть фильмы, после просмотра которых хочется летать …от счастья, по причине хорошего настроения или нечаянной радости, что оставляет тебя с умилительной улыбкой на губах, той самой идиотской, зазывая разум мечтать. Иные работы заставляют ронять скупые слезы, другие — размышлять о смысле жизни и законах бытия. Еще есть те, которые рождают желание, например, вдохнуть всей грудью аромат осенней алой розы, перемещая мысленно в сказочный мир с молочными реками и шоколадными берегами. Эта картина оставила меня без чувств …

    Злой гений Ханеке — выпускник одного из старейших университетов Европы, преуспевший в изучении философии, психологии и театра, — как видно, не просто режиссер, которому достаточно творить. Знакомство с его работами напоминает погружение в транс на сеансе у специалиста. С целью вытащить наружу истинно-настоящее, только твое, спрятанное глубоко в фалунских рудниках души (которая не только для чужих, но и для тебя самого всегда потемки), он соглашается с Грофом и Эскиролем. И его выбор в отношении Эльфриды Елинек, лауреата Нобелевской премии по литературе за «музыкальный слог», вполне понятен. Она считала, что простым способом повествования точности не добиться, поэтому отдавала предпочтение «языковым и образным клише, которые вынуждают язык обнаружить свой ложный идеологический характер, подвергают язык порке, чтобы он, вопреки своему желанию, говорил правду». Так и у него в «Пианистке»: музыка как метафора, — настраивает ритм сердца и дыхания, вводит в состояние гипноза. И ты наблюдаешь «квадратными глазами» за происходящим, а где-то далеко в твоем подсознании идет процесс дефрагментации …так старательно, что, когда все закончится, возникает потребность услышать жестокий, но правдивый приговор.

    Музыка — мощное оружие в руках каждого режиссера. А Ханеке заходит «боком»: эмоциональное воздействие осуществляется по нарастающей так целенаправленно, что однажды, достигнув своего апогея, становится слишком невыносимым, до обморока. Мало кто заметит, но в его работах музыка строго дозирована: и надо говорить не о факте наличия в картине саспенса как такового, а о возведении его в степень. Первая треть фильма «Пианистка» переполнена творениями Баха, Бетховена, Шумана, Шуберта, вторя треть — только Шуберт, в оставшейся части ее просто нет. Одно произведение явно выделяется среди всех. Подобно цельному полотну специально подобранной ткани с крупным узором, на которой расположились части сложного кроя непонятного фасона, призванного в итоге охарактеризовать и главную героиню (расшифровать ее поступки, ощущения, настроения и т. д.), и мастера, и зрителя.

    Ханека и Елинек часто упрекают в злоупотреблении количеством мрачных эпизодов, сцен насилия и порнографии, которые вызывают отвращение и состояние депрессии. Возможно, для того, чтобы понять и принять нечто просто необходимо играть на грани фола. А как иначе пробиться к содержанию через окаменелые отложения, дорожную пыль и острые шипы на формах мирского?

    У Ханеке человеческая душа — хрупкая материя, восприимчивая к свету, теплу и касаниям. И он (изучавший психологию) знает, вопрос субъективной витальности надо всегда связывать с детством, а причину конфликтов искать в семье. У малышей, занимающихся музыкой и спортом профессионально, нет ни детва, ни юности. У них напрочь отсутствуют паттерны взаимоотношений с окружающим миром и его обитателями. Поэтому героиня не разумеет, как себя вести с любимым. Главный мужчина (отец) рано ушел из ее жизни …не вдруг, сначала — в психлечебницу. И ей страшно, а страх всегда кормит высокомерие и жестокость, которые отсекают от себя все дороги. «Он знает, что сходит с ума и глубоко от этого страдает, но делает последнее усилие. Это тот момент, когда человек еще понимает, что значит потерять свое «Я» перед тем, как все тебя покинут».

    Цитируя Адорно, Эрика ищет ответы везде, даже в глазах собеседника. Ищет на ощупь, кончиками своих длинных, как антенны, пальцев, которые созданы для звукоизвлечения в своем туше, а не принятия сигналов. У Эрики — это «от крика к шепоту, а не от тихого голоса к громкому». Она — романтическая натура, профессор Венской консерватории, возлюбившая композиторов-романтиков (Шуберта и Шумана) за их камерные ансамбли, что в противоборстве мажора и минора рождают в свет утешение, отрешенность, растворение в природе, потребность в забвении, обнажая душу. Но не может понять, что же такое любовь в отношениях, украдкой «воруя» ощущения на грязных стоянках и в порнокабинках для мужчин.

    Ей не совсем знакомы и другие чувства. Жесткая дисциплина так долго убивала естество. Твои сверстники играют в салки за окном, дыша весенними запахами первой травы и прибитой пыли каплями «слепого» дождя, ощущая на своей коже тепло ласкового солнца, которое до слез слепит глаза. Они разбивают коленки (такие же, как у тебя) в попытках догнать и отобрать надкусанный личный совок, уже сжимая в кулачке клок вырванных у Петьки волос в состоянии аффекта. А ты сидишь… с Шуманом и Шубертом за фортепиано и любишь только их гений. И границы действительности сужаются до размеров клавиш инструмента, а познание картины мира умещается на кончиках пальцев.

    Она сомневается в искренности чувств смазливого мальчишки, который не отдал полжизни музыке, а вдруг пришел и удивил. Возможно, видит в нем потенциального соперника в конкурсной программе. «Столько сил потрачено впустую» — эта фраза часто звучит из уст матери, которая с 4-х лет растила победителя и не вырастила.

    Там есть взаимная любовь, но оба понимают ее по-разному. В силу возраста, пола, образования, жизненного опыта и воспитания. Разве до сегодняшнего дня кто-нибудь нашел этому чувству точное определение? А у Эрики система ценностей искажена до неузнаваемости: как если бы слепой и зрячий описывал бардовый цвет или пытался догонять, не спотыкаясь на своем пути. Разве слепого можно называть извращенцем?

    Финал потрясает воображение до обнуления — виртуозный авторский план. Когда она сама себе вонзает в сердце нож, но ничего не чувствует. Это то самое последнее усилие, попытка чувствовать. Обратите внимание, нигде в картине героиня не плачет. Разве женщина после изнасилования не рыдает в истерике? Или когда задыхается от кашля, или там в ванной? На ее лице нет ничего. Все знают, что такое боль, даже растения и животные. Только через боль приходит осознание того, что живой. Я думаю, тут будет неуместно говорить о присутствии неопределенности, недосказанности в конце фильма.

    Смотрела его дважды — снова, как обухом по голове, как после обморока, сижу,… стеклянными глазами гляжу прямо перед собой, иногда моргаю, — в прострации…А в ушах еще бьется ми бемоль мажор ее Шуберта в унисон (до-до) сердечному ритму (тик-так) …буквально еще пару раз… и тишина. — Piano Trio No. 2 in E-Flat Major, D. 929: II. (ор.100).

    5 мая 2014 | 10:31

    Австрийский режиссер Михаэль Ханеке — персона для современного арт-хауса как минимум культовая. Не стесняясь никаких табу, в каждом своем фильме, он вскрывает новую язву на теле общества — будь то проблема насилия в кино в «Забавных играх», или исследование корней детской жестокости в «Белой Ленте». Предельная натуралистичность, скрупулёзный психологизм, неизменный депрессивный настрой — эти фирменные черты, в разной степени, присущи каждому из его фильмов. И если в среде кинематографа, своеобразными коллегами Ханеке можно назвать корейца Ким Ки-Дука и знаменитого Фон Триера, то в мире литературы на аналогии с австрийцем, напрашивается его соотечественница — Эльфрида Элинек. Мрачный и во многом человеконенавистнический стиль, наплевательское отношение к морали и вездесущий психологизм — черты объединяющие их в первую очередь. И потому, неудивительно, что одним из главных фильмов Ханеке, считается экранизация скандально известной книги Элинек — «Пианистка».

    История жизни 40-летней Эрики Кохут, профессора Венской консерватории, еще в своем книжном варианте, вышедшем аж в 1983, привлекла внимание всей Европы и по сути сделала Элинек репутацию. Эрика — глубоко закомплексованная и затравленная своей матерью личность, вынужденная делить со своей родительницей не только жилплощадь, но и кровать. Вечно осуждаемая и обвиняемая во всех несчастьях матери, Эрика никогда не знала дружбы, любви и, даже, секса. С виду интеллигентная и строгая, на самом деле Эрика живет в мире неудовлетворенных потребностей и диких, но от того не менее детских фантазий. Единственная отдушина, которую она себе позволяет — посещение грязных порно-кинотеатров, в которых она делит соседние кабинки с теми, с кем в жизни ее разделяет несколько социальных классов. Накопленную отрицательную энергию Эрика вымещает на своих учениках, и чем они красивее и талантливей — тем она строже и злее.

    Раскрыв в первой половине «Пианистки» Эрику, как члена общества, во второй же Ханеке сходу обрушивает на зрителя те ее черты, которые кроме как отвратительными и отталкивающими назвать нельзя. Дав героине возможность наконец-то реализовать свои фантазии, он наглядно, будто перелистывая страницы учебника по психоанализу, показывает последствия всплытия такого груза на поверхность. В двухчасовой хронометраж, режиссер уместил, кажется, несколько социально-психологических лекций, раскрыв при этом, характер всего лишь одного персонажа. Основное место в них занимают, конечно, нездоровые отношения Эрики с матерью, та ось, на которой раскручиваются и все остальные события фильма. Наиболее занимательным среди них выглядит главный конфликт «Пианистки» — взаимоотношения Эрики с ее лучшим учеником, Вальтером. Противопоставление разных характеров, мотив всегда интересный, подается Ханеке под особым соусом бесконечных отклонений пианистки, шокирующих, как самого Вальтера, так и зрителей. Затрагивая при этом тему связи сексуальности с высокой культурой и не забыв про свой любимый мотив — срыв покровов с европейской интеллигенции, Ханеке, тем не менее, снял в первую очередь кино, Художественное с большой буквы. Тщательно отобранный актерский состав, буквально сливается со своими персонажами и самим повествованием, являясь незаменимым органом в организме фильме. Сам же Ханеке, с привычной для себя хирургической точностью, выстраивает структуру «Пианистки» так, что с точки зрения драматургии придраться смогут, пожалуй, лишь те, кто был шокирован самим содержанием.

    13 августа 2013 | 16:15

    Преподаватель Венской консерватории Эрика Кохут, дама сорока примерно лет, служит образцом высочайшего профессионализма, обучая подрастающее поколение не просто игре на фортепиано, но способности именно слышать музыку величайших классиков — от Шумана до Шенберга. Меж тем у Эрики есть и другая жизнь, в которой она тайно посещает дешевые сексшопы, где не просто смотрит жесткое порно, но еще и «тащится» от тех испражнений, что оставляют после себя посетители кабинок. Она не брезгует порыться в мусорной корзине и, выудив оттуда использованную по назначению салфетку, жадно втягивает в себя ее запахи.

    В этой, другой, жизни Эрике ничего не стоит повязать на голову допотопный старушечий платок и под покровом ночи отправиться подсматривать за совокупляющимися в машинах парочками. При этом она не упустит случая, чтобы сладострастно помочиться чуть ли ни на колесо ритмично содрогающегося авто. Кульминацией ее перверсивных опытов становятся совсем уже странные действия в ванной комнате, где Эрика проделывает некие гинекологические манипуляции, вооружившись опасной бритвой. По окончанию этого священнодейства в ванну стекает некоторое количество крови.

    После столь вдохновенной патологической экзальтации уже чистым отдохновением от «трудов праведных» видится невинная прихоть Эрики ложиться спать в одну постель с неврастеничной матерью-тиранкой. Внешний лоск и снобистская холодность умело маскируют извращенные инстинкты профессорши. Но именно в эту девственницу-порноманку, в одержимый комплексами «синий чулок», влюбляется молодой пианист Вальтер Клеммер, не обративший внимания на болезненную витальность высокомерной стервы.

    Эрика продолжает оставаться учителем и в объятиях молодого любовника, перенося свою методику обучения даже в сексуальную сферу и заставляя Вальтера беспрекословно подчиняться строгим командам. Но в ответ на любовное признание романтичного поклонника, Эрика предлагает подробный план садо-мазохистских игр, который Вальтер категорически отказывается принять. Однако ей все же удается посеять в душе неотразимого плейбоя ощущение уязвимости, и тем самым спровоцировать его на ответную агрессию.

    Михаэль Ханеке предпочитает экранизировать вычурные проявления подсознания в формах обыденной реальности, что во времена очевидной инфляции шоковых средств производит почти убойное воздействие. Хрупкая оболочка будничного существования дает трещину и открывает проход в умопомрачительные бездны. В итоге жуткая «сказка» на тему инициации невинного юнца обретает черты почти личной трагедии для всякого, кто будет способен отождествить себя с Вальтером.

    Что же касается Эрики, то после того, как в приступе ревности она подсыпает в карман пальто собственной ученицы осколки битого стекла, и девочка серьезно ранит руку, здесь уже улетучиваются последние проблески надежды на ее исцеление. Хотя Юппер, конечно, мастерски «наполняет» свой персонаж противоречиями. В ее исполнении психоневротический гомункулус хоть и не может противостоять личным комплексам, но все же способен осознать трагизм своего положения.

    В основе «Пианистки», наделавшей шума на Каннском фестивале, далеко не самый свежий роман австрийской писательницы Эльфриды Елинек, написанный еще в 1983-м году, и использующий, как выясняется, некоторые автобиографические мотивы. Даже странно, что эту книгу так долго обходил вниманием Ханеке, с некоторых пор главный специалист в европейском кино по части патологий.

    Тремя годами ранее уже шокировал мировую общественность своими «Забавными играми». На этот раз прихотливая игра безжалостного режиссерского ума погружает зрителей в чащу подавленных сексуальных инстинктов, предлагая труднопереносимую историю о трагическом столкновении физиологии и невроза, интеллекта и инстинктов, так и не сублимировавшихся окончательно в музыке. И хотя извращения ныне в моде, эта мода вряд ли коснется «Пианистки», сделанной, как это обычно бывает у Ханеке, на грани фола.

    19 июля 2012 | 19:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    На минувшей неделе Netflix подтвердил участие Жерара Депардье в первом для стрим-сервиса оригинальном сериале на французском языке. В проекте «Марсель» (Marseille) лауреат премии «Золотой глобус» сыграет мэра южного города. (...)
     
    все новости

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    На набережной Круазетт появляются люди с привычным к концу фестиваля грузом: мешками под глазами и чемоданами. Многие покидают Канн до церемонии закрытия, но на самом деле в этот день принято подводить итоги и писать об уже врученных наградах. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    90.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.296
    91.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.296
    92.АмадейAmadeus8.293
    93.Назад в будущее 2Back to the Future Part II8.290
    94.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка8.285
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.МакбетMacbeth95.07%
    12.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur95.04%
    13.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.96%
    14.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.85%
    15.ИнферноInferno94.80%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation10
    Кроваво-красноеProfondo rosso17
    Конь БоДжекBoJack Horseman7
    Ультиматум1
    ЛевшаSouthpaw9
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ПикселиPixels6.307
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.732
    МиньоныMinions6.563
    Человек-муравейAnt-Man7.496
    АнтуражEntourage7.213
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 4703.09
    премьеры