всё о любом фильме:

Пианистка

La Pianiste
год
страна
слоган-
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке, Эльфрида Елинек
продюсерФайт Хайдушка, Ивонн Кренн, Кристин Гозлан, ...
операторКристиан Бергер
композитор-
художникКристоф Кантер, Аннетт Бьюфэйс, Ганс Вагнер
монтажНадин Мьюз, Моника Вилли
жанр триллер, драма, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  687.5 тыс.,    США  327.6 тыс.,    Германия  263.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время131 мин. / 02:11
Номинации (1):
Главная героиня Эрика — профессор Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, сама же, будучи монстром современной цивилизации, страшно далека от гармонии небесных сфер.

Она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей, лишена всякого подобия личной жизни, после занятий тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует и его, и зрителя совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
73%
59 + 22 = 81
6.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роль матери Эрики изначально предлагалась актрисе Жанне Моро.
    • В фильме исполнительница главной роли Изабель Юппер играет на пианино сама. В прошлом актриса в течение двенадцати лет обучалась игре на пианино.
    Трейлер 02:30

    файл добавилJ B

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Австрийский режиссёр Михаэль Ханеке предпочитает уклоняться от интерпретации своих фильмов, которые вызывают если не шоковое, то обязательно неоднозначное воздействие на зрителей, подчас оставляя их в состоянии недоумения, более того — растерянности. Любой «нормальный постановщик» непременно всё договорил бы до конца, не оставив возможности для кривотолков и пересудов. Код же творений Ханеке порой остаётся неизвестным (воспользуемся названием его предыдущей ленты «Код неизвестен») или неточно прочитываемым. А автор как будто нарочно подзадоривает толкователей-любителей, уверяя, например, что при экранизации романа «Пианистка» своей соотечественницы Эльфриде Йелинек, который был моментально обвинён критиками в порнографии, сам интересовался отнюдь не порно, а просто «хотел сделать непристойное кино». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1372 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Пианистка» — блестящий пример эротичной привлекательности западных тем, идей и концепций, прекрасный образец сложнейшей европейской психологической головоломки. Роман, как это обычно и бывает — раскрывает больше граней этой головоломки, но в то же время и больше запутывает. Фильм проще воспринять. Но мы имеем дело с Ханеке, с арт-режиссёром, который исследует во всех своих работах феномен насилия в современном буржуазном обществе отказываясь от любых его (насилия) трактовок. Другими словами, с точки зрения Ханеке жизнь пианистки не объяснить в терминах перверсии, социальных, психологических проблем и тем более пагубного влияния видеокультуры. Эльфрида Елинек (автор романа) придаёт огромное значение «патриархальному» садизму Матери героини. Половина романа посвящена именно выписыванию истерично-деспотичного образа Матери, которая как тень ходит за дочерью по пятам, а дочь в ответ жаждет и убить и любить свою мать (в начальной сцене она вырывает клок волос у матери, а под конец набрасывается с поцелуями) — т. о. мы попадаем в фрейдовско-инцестуальную ловушку.

    Писательница выдвигает и вторую причину — интеллигентность и музыкальный талант героини, которые захлопывают интеллектуально-сексуальную ловушку. Теперь мы имеем объяснение: извращения пианистки явились продуктом симбиоза авторитарного подавления воли и классического музыкального образования. С первым всё понятно, а вот на втором моменте можно остановиться подробнее. Мы все слышали об алхимическом браке гениальности и помешательства, о том, что интеллектуалы как правило подвержены извращённым вкусам и пристрастиям, подвержены в силу развитой эрудиции, мышления и воображения наконец. Мысли и фантазии интеллектуально апгрейдженого человека — кошмарное зрелище. По статистике, основной процент сексуальных убийц — интеллектуалы или хотя бы интеллигенты. Разум — потаскуха Дьявола — любил говаривать Мартин Лютер. Интеллектуал — это грешник, нечестивец, изысканный пошлец, часто аморал набитый под завязку грязью. Совсем не случайно героиня выбирает в любимцы таких, мягко говоря, «тронутых» композиторов как Шуберт и Шёнберг. Многие не любят классику из-за её тоталитарности, монополизма и академизма. Деспотизм — власть — насилие -секс — смерть — гончие в одной связке.

    Короче, поначалу я также поддался искушению трактовок. Я видел в Эрике жертву насильственной эмансипации, новых европейских ценностей, которые позволяют женщине проникать в мир воли и власти, мир разума, стремления к совершенству, личностной борьбе, победе, экспансии и ответственности, в общем, интегрироваться в чуждый ей мужской мир. Эти инородные нормы, которыми общество (начиная с матери) пытается причастить её, не смотрятся, не сидят на ней, гнетут её, отягощают и сжимают как вериги, рубище, униформа из грубой сермяги, плащаница кармелитки, как её блузки, застёгнутые под горло, тугие юбки ниже колен. Лёгкое платье, которое она пыталась пронести контрабандой мимо матери в начале фильма — было желанием освободится от вышеперечисленных пут. Она бы и не одела его, она коллекционирует их, наслаждается ими со стороны, как памятниками, руинами ныне разрушенной, но когда-то блиставшей женской империи чувств. Эрику отстранили от участия в женской жизни, лишили женской сущности, женской природы… Иначе, новая мораль требует от неё быть похожей на мужчину, что она и пытается делать, чтобы задобрить и угодить… но ведь она остаётся женщиной и в результате превращается в самораздираемого на части андрогина, в усыхающий и трескающийся брусок воли и антиволи… в существо, страстно желающее великого восхождения и великого падения одновременно… она мечется в клетке и не достигает ни музыкального признания, ни сексуального удовлетворения… из-за жёсткой фрустрации она не способна даже на природный женский мазохизм, что приносит ей боль без наслаждения… Хм, но возможно, как раз такой сверхмазохизм на грани реализации, предоргазменности, на «вот-вот и… но нет» и доставляет ей высшее удовлетворение, зловещее, технобиотантрическое удовольствие. Это жутко интересная и головоломистая психопатология, которая скорее всего не знает конца решений. Я их не вижу, и здесь не заметно для себя перехожу от Эльфриды к Ханеке. Режиссёр уравновешивает все трактовки, не выделяет не одной, не использует вербальных уточнений, берёт только сюжет, ловит зрителя на крючок и тем самым нивелирует любые пояснения и одновременно открывает поле бесконечных интерпретаций, на которые ему наплевать. Ханеке использует роман Эльфриды, как художник Ренессанса пользовался сюжетами и образами библейской истории. Критик поведает Ханеке о мотивах сексуального поведения Эрики и режиссёр молча снимет в ответ такой же фильм в ответ.

    Чувственность. Не знающая границ, экспериментальная изощрённость извращений Эрики напрямую зависела от чувств, а точнее от отсутствия таковых. Она превратилась в пианино — рациональный механический инструмент способный издавать только математически точные мелодии и иногда расстраиваться, но тут же быстро настраиваться вновь. Она прямо заявляет Клеммеру, что как только у неё появляются чувства, она тут же усмиряет их рассудком. Этот механизм подавления настолько отлажено у неё работает, что она не успевает чувствовать, и постепенно теряет связь со своим телом, пугается и пытается найти себя при помощи лезвий. Резать себя и других — путь экзистенциално-сексуального спасения для Эрики.

    Мы забыли про второй план фильма — история Клеммера. Популярная тема страсти молодого человека к женщине среднего возраста. Есть что-то необъяснимо привлекательное в таких женщинах. И совсем не её опытность, как принято считать. Наверное, увлекает и возбуждает сама игра, поиск прекрасных черт юности, перекрытых палимпсестом времени, которое неумолимо скручивает строгие линии красоты в иероглифы морщинок. Радует находка редких лучей некогда яркого, ослепительного, вспыхивающего как супер нова света былой сексуальной свежести. Забавляет сопротивление красоты и уродства, прошлого и настоящего, молодости и старости. Притягивает сама неопределённость границы, смены эпох, перехода из привлекательного качества в качество отталкивающее. Женщина, прошедшая путь до середины и очутившаяся в сумрачном лесу не спешит углубляться в непроходимые дебри дрябло-дряхлого ада старости. Она застывает, как перед последним прыжком с трамплина и именно в таком положении хочется овладеть ею, спасти красивые черты, поддержать их, помочь, очароваться ими, поделиться своей молодостью и энергией, и тем самым остановить разрушительное время для неё и для себя. Бывает, рассматриваешь школьные фотографии какой-нибудь знакомой 43-летней женщины, и просто хочется отдать дань её прошлому прямо здесь и сейчас, в настоящем. Красоту жалко заранее. Нет зрелища более ужасного и отвратительного, чем увядание прекрасного. И может, именно из духа несогласия с этим законом природы юноши так часто влюбляются в женщин бальзаковского возраста. Однако же Клеммер был решительно не согласен со всем, что представляла собой Эрика. Он действовал деструктивно, пытался разбить все панцири, раковины, скорлупы, чтобы вытащить дрожащий, чувствительный, притягательный моллюск-Эрику, даже пошёл навстречу её условиям (правда из-за экспрессивного нетерпения исключил из сексуального садизма очень важный элемент — игру, и возможно потому всё испортил), но… Эрика ударила с отвращением себя ножом и пошла домой.

    10 из 10

    6 марта 2010 | 23:56

    Услышал от знакомой мнение, что фильм хороший, и вот — даже смотреть нет охоты. Бегло просмотрел содержание видео, почитал отклики, в принципе всё ясно, таких фильмов, на подобную тематику, сейчас — пруд пруди: очередная буржуазная жвачка об очередной жертве западной буржуазной извращенческой масс-псевдокультуры. К чему он пробуждает человека, какие идеалы ему пророчит, что пропагандирует, чтобы на это стоило потратить свои драгоценные два часа времени, которые можно потратить на более продуктивные и осмысленные вещи и занятия, чем просмотр заурядного серийного киношлака? Всё тот же буржуазный разврат и моральную испорченность.

    Кому нужны более сильные впечатления, пусть лучше смотрит обыкновенное порно, чтобы удовлетворить своё тайное стремление к пороку. Все эти вздохи о «шедевре» просто смешны — настолько люди уже привыкли к этой буржуазной извращенческой галиматье, которая льётся на их бедные зомбируемые головы в это лихое время со всех сторон.

    Вот «Война и мир» Сергея Бондарчука, или «Молчание доктора Ивенса» Метальникова, или «Солярис» и «Сталкер» Тарковского — это настоящие киношедевры, примеры глубокого высокодуховного искусства, с великим философским содержанием.

    27 марта 2011 | 17:39

    Прежде чем посмотреть фильм я прочитала не один отзыв и многие восхищались этим фильмом или наоборот гневно называли его извращенным и т. д. Ожидая многого, я получила лишь разочарование. Именно разочарование. Не было больше никаких эмоций ни отвращения, ни восторга. Как по мне этот фильм одна большая ошибка не более.

    Вся картина показана достаточно не плохо. Отлично раскрыты все персонажи. Актерская игра восхитительна. Но это не производит никакого впечатления. Даже концовка как по мне не имеет никакого смысла. Плюс фильма в том, что все герои имеют не малое значения. Даже второстепенные персонажи являются важными элементами.

    Главная героиня интеллектуалка профессор и выдающаяся пианистка. В сущности, является серой мышкой, которая толи из за своей социальной незрелости то ли из за каких то комплексов или еще какого-то фактора является мазохистской ну или поклонницей БДСМ, что в сущности одно и тоже. Эрика весьма интересный персонаж, многогранный и сложный. Но она не вызывает интереса. Только жалось.

    Хочется выделить Вальтера, он был тем не многим что может понравиться в этом фильме. С самого начала он выглядел милым влюбленным мальчиком. Который имел какую то непорочную чистоту.

    Просуммировав все выше изложенное моя оценка будет не велика и если говорить откровенно я бы предпочла не тратить время на просмотр этого фильма. Но увы время не вернуть обратно.

    3 из 10

    10 января 2014 | 00:05

    «Пианистка» — это, кроме всего художественно-ценного, ещё и рациональное исследование вопроса, взгляд со стороны. Главная героиня, своими действиями, наконец, отвечая на постоянно до того ею же подавляемые токи сексуального влечения, проходящие в принципе через каждого из нас, обнаруживает себя одиноким, впавшим в агонию существом, все идеалы которого оказываются высмеянными и развенчанными.

    Раньше плотские желания были для неё сродни тёмной материи, чем-то низменно-чувственным, что она считала недостойным своего разума, судя по всему, разума неординарного и с блеском реализовавшегося. Намёк на эту внутреннюю революцию героиня даёт сама в двух диалогах со студентом-«избранником». Правда, до конца неясно, владеет ли ею болезнь изначально или её выбор был осознанным и «сумерки разума» для неё только наступали.

    Как бы то ни было, не вдаваясь в перипетии сюжета, можно усмотреть Живую Логику в поведении персонажей и контроле этого поведения автором. И она говорит, что чувства и разум просто обязаны существовать вместе, обновляя и поддерживая друг друга, и даже если примата чувственного над рациональным не существует (иначе мы заканчивали бы схожим с Эрикой способом), наши желания, подобно тому, как в дверях кавалер всегда пропускает даму вперёд, могут пользоваться той же почестью (пусть и незначительной) от наших мыслей.

    Конечно, свершением, абсолютным свершением выглядит исполнение главной женской роли. Не сказать, чтобы она зиждилась на абсолютном эмоциональном минимуме, но акцентов, всплесков в игре Юппер не больше, чем, скажем, у героя-мужчины или у героев второстепенных — мамы героини и трепещущей ученицы. Спокойное, умное веснушчатое личико Эрики как бы помогает зрителю принять просматриваемое и сохраняет хрупкую гармонию этой внешне дерзкой картины.

    Если «сцена в белой комнате» вначале пугает своей жёсткой откровенностью, а после, когда при некотором углублении замечаешь множественные изломы в темпе и мотивациях движений — своей архисложностью, то предшествующая ей — сцена репетиции, оканчивающаяся сколь важным, столь и ярким по-киношному эпизодом, дарит возможность с относительно спокойным сердцем наблюдать чистую Режиссуру.

    Что происходит: в большом и практически пустом (несколько человек на сцене, чуть больше — в зрительских креслах) зале идёт репетиция. Общий план исполнителей сменяется крупными планами двух главных героев. Они сидят порознь, но, тем не менее, отчётливо угадывается связывающий их рок. Далее — появление третьего лица, ученицы, чьи нервы грозят погубить ещё даже не начавшуюся карьеру. Небольшой антракт. Снова звучит музыка. Но местоположение двух главных героев изменилось, и ситуация подразумевает ревность Эрики, которая, как бы в подтверждение, отлучается для совершения злодеяния. Затем — шок, всеобщее внимание сосредотачивается на жертве, благодаря чему герои уединяются, и следует переломная сцена. И вот в этих «репетиционных кадрах», в настроениях и действиях персонажей, в формальных (так как эта сцена предваряет главное и не нуждается в содержательных изысках) комбинациях света, углов съёмки, музыки, характеров, в том чувстве разобщённости и внутренней сырости, которым проникнут этот простой житейский эпизод, проясняется авторская речь, и само понятие Постановка предстаёт здесь наиболее непосредственно. С тем, чтобы потом вновь раствориться в пене неконтролируемых эмоций.

    1 февраля 2013 | 18:30

    Фильм меня потряс до глубины души, и я считаю это одна из лучших работ Михаэля Ханеке. Игра актёров потрясна, невероятно сложные роли, но они смогли сыграть даже выше своих возможностей. Картина шокирует, и наличием довольно откровенных сцен, диалогов, и глубокой, грустной и пронизывающей атмосферой.

    Многим фильм не понравился, многие сочли его слишком откровенным и глупым. Почему? Не все поняли о чём он. Просто вникните в суть. Эта картина об одинокой женщине, которая всего-навсего хотела, чтобы её любили, хотела быть любимой и.. свободной. К сожалению никто не смог понять что она чувствует и чего хочет, что же творится у неё на душе, и даже Вальтер, тот, который говорил что жить без неё не может, нагло использовал и бросил. А мама? Она никогда не задумывалась о том, чего желает Эрика, постоянное давление с её стороны, её «любовь» не давала глубоко вздохнуть, Эрика чувствовала себя стиснутой в её объятьях. Мать была слепа к проблемам дочери, и не давала ей права на свободу. Эрика всегда чувствовала боль в душе и именно это заставило её причинять боль своему телу.

    Советую посмотреть этот фильм

    10 из 10

    21 октября 2009 | 21:41

    Драма наделала в свое время много шума, да и сейчас вызывает либо восторг, либо отвращение — что ж, полярные реакции на фильмы Михаэля Ханеке можно считать нормой. Конечно, этот фильм никак нельзя отнести к мэйнстримовому кино (Ханеке и массовый кинематограф совместимы так же плохо, как фастфуд и изящная талия), но он до сих пор интересует зрителей. Кто-то просто жаждет зрелища, кто-то относится к теме фильма более осознанно и приготовился анализировать, однако отчасти дело может быть в том, что люди всегда любили шокирующие странности. И неизвестно, что можно считать более адекватным и правильным — старое, как мир, желание хлеба и зрелищ или стремление рассмотреть под микроскопом самые неприглядные стороны человеческой природы, природы взаимоотношений человека с внешним миром и с самим собой.

    Все свои награды «Пианистка» действительно заслужила — на протяжении всего фильма хотелось кричать «Браво!» актерской игре и благодарить всю съемочную группу за столь тонкую работу.

    Саундтрек к фильму также великолепен — его составляют великие классические произведения, однако здесь может быть маленький подвох. Возможно, слишком впечатлительные зрители после просмотра этого фильма не смогут восхищаться сонатами Шуберта и клавирами Баха так, как раньше — помните побочный эффект «лечения от склонности к насилию», от которого страдал Алекс, герой романа Энтони Бёрджеса «Заводной апельсин»?

    Философ и культуролог Славой Жижек в фильме «Киногид извращенца» произнес очень точные слова: «[…] В «Пианистке» же обыгрывается другая сторона фантазии. Фантазия как вспышка безумного, невыносимого желания. В середине фильма мы можем видеть, вероятно, самую депрессивную сцену сексуального акта во всей истории кинематографа. Как будто наказывая её за то, что она открыла в письме к нему свою фантазию, он буквально разыгрывает эту фантазию, когда они начинают заниматься любовью, что, разумеется, означает, что фантазия для неё потеряна. Когда фантазия рушится, вы не получаете реальность. Вы получаете ужас реального, которое слишком болезненно, чтобы толковаться как обычная реальность. И вот ещё одно определение кошмара. Это ад. Рай, по крайней мере этот извращённый рай, это ад».

    В каком-то смысле взаимоотношения, показанные в этой ленте, являются концентрированной копией моделей, которые каждый из нас так или иначе использует в своих же отношениях — увлекательнейшая игра «в маньяка и жертву», где понять, кто маньяк, а кто жертва, крайне сложно. Интересно наблюдать зарождение комплексов и болезненных пристрастий, которые впоследствии делают невозможной «нормальную» жизнь, став нереализованными, навязчивыми желаниями. Такое впечатление, будто режиссер смакует все самые мерзкие подробности странностей, которыми только может обладать человек.

    В своем интервью Ханеке сказал, что его не интересует порнография — он хотел снять непристойное кино. На первый взгляд, «Пианистка» — действительно непристойное кино, но в нем видимая непристойность, к которой стремился режиссер, сочетается с глубоким психологизмом и едва ли выглядит пошло. Результат потрясает!

    31 мая 2013 | 22:10

    О чём для меня фильм? Да о жестокости конечно. Создаётся впечатление, что Ханеке вообще в каждом своём фильме хочет понять почему человек так жесток. Он, прекрасно разбирающийся в психологии, словно ребёнок постоянно так и толкает Фрейда в бок с вопросом: Почему? Почему? Откуда? Зачем? А Фрейд вяло зевая словно отвечает: «Господа примите уже эрос и танатос как данность».

    И что же нас от этого ужаса спасёт? Я лично думаю, что возвышающий обман веры. Перефразируя Достоевского, что даже если нет Христа, я только за Христом. Но Ханеке атеист. Такая таблетка атеизма, чтобы опускать на землю.

    Эрика — больной человек. Её жалко. Но жалко, как часто бывает, оказывается только в попке у пчёлки. Вальтер как последняя надежда. Он её действительно любит? Но как же мастерски Ханеке демонстрирует прохождение героем испытания любовью. Любовь — какое красивое слово! Но на самом же деле это ведь когда принимаешь человека со всем его говном? И, да! На тебе Вольтер! Захлебнись! Но готов ли Вальтер, терпеливо разгребать всё это говно? Готов понять на сколько эта женщина изуродована? С чего всё это началось? Как долго длится? Сколько лет? Готов проникнуть в неё не только физически, но и духовно? Страшно окунуться в бездну, не так ли? А она, вот она лежи на полу тянет к нему руки…И кто ещё ненормальный? Можно и об этом подумать. Эрика ведь всё лишь однобока. Она не может принять зверя в себе. Она его подавляет. Она высокодуховная. Она даже готова пойти на самобичевание, наказывая себя за желания своей плоти. Это между прочим путь всех религиозных аскетов и мучеников на иконы которых мы молимся в церкви. А мы называем её больной… А мы? Кто мы? Дикие, лицемерные звери, прикрывающиеся фикусовым листком, чтобы нормально жить в социуме. Ханеке в очередной раз вскрывает противоречие бытия. Эрика сдаётся. Пытается стать такой же как все. Но «мужчины вечно спешат, вы их знаете». И что в итоге? Вольтер обвиняет её же в том в чём сам виноват: «Нельзя влезть человеку в душу, а потом его отвергать!»

    Ну что тут скажешь. Слишком молод, живёт быстро, хочет попробовать всё неведомое, быстро делает выводы.

    А взрослым мужчинам? Да зачем она им нужна, стареющая стерва. Им лазить по запылённым чердакам уже не интересно.

    Для меня фильм хороший урок — спасай себя сама пока не поздно.

    6 июля 2014 | 14:57

    На ряду со многим другим, родители-ключевой фактор в формировании личности, в последствии ставшей или безнадежно убогой, или нормальной и, вполне возможно, счастливой. Насколько же значима родительская любовь, и как основной её базис — разумная достаточность, иначе она убивает, вызывая моральную асфиксию, губительную в последствии для всех окружающих этого выросшего, некогда, ребенка. Почему среди взрослых людей встречается такое количество отклонений в психике, такое количество страхов и внутренней боли — у кого-то в бОльшей концентрации, у кого-то в меньшей?! Люди недоумевают: они одиноки, им сложно строить отношения, почему вечно чего-то не хватает, или, наоборот, они бегут от чего-то понятного всем, но не им?! Фильм многое раскладывает по своим местам в сознании, выдавая подчас ошеломляющие ответы. Его канва феноменально проста — человек должен быть самостоятелен во взрослой жизни, независим в принятии решений, должен иметь право на личную жизнь, жить полноценно не зацикливаясь на работе, не плодя свои комплексы, иначе выйдет… адская, псевдо пастораль, вмещающая нереализованные инстинкты перерожденные в издевательство и дикий мазохизм с последствиями… выйдет… «Пианистка»!

    Владей страстями, иначе страсти жестоко овладеют тобой…

    6 января 2011 | 07:26

    Австрийская авторша Элинек, — она же рояль в кустах, написала правдивую и дотошную книжку о том, как сходят с ума. В книжке методично и поэтапно объясняется как Эрика от раннего пубертата до Эрики средних лет, была выбрана жестокой судьбой, для странных и жестоких ее опытов. И так как любая экранизация всегда страдает недосказанностью, лучше прочесть книжку, а потом смотреть кино. А не наоборот, как было у меня.

    Так вот, конкретно Ханеке и команда хотели показать сколько в мире есть разновидностей психических отклонений. То есть их разнообразие поражает воображение. Сколько людей, столько и отклонений.

    Есть люди, вполне безобидные на вид, а внутренне совершенно сдвинутые. То есть такие, по которым никогда не скажешь, что они шизофреники… Такие люди как Эрика.

    Люди абсолютно потерянные для общества, но обладающие сознанием и хитростью, чтобы это скрыть.

    Ханеке взялся за глубокую вещь, смысл которой показать весь спектр гниющих чудовищ самой обычной личности. Причем не только ее, Эрики, личности. Есть абсолютно беспринципная и жестокая мать, которая сознательно и со времен ее детства, вбивала дочери ее осиновый кол в задницу. Есть юный Вальтер, который наблюдая весь ужас падения в бездну своей учительницы, охмуряет ее только ради любопытства. Есть люди на улицах и в домах — тупые зомби, у которых под ногтями остатки пищи и которые зачем-то едят за троих. На всякий случай. А есть и поживее — те, которые на городской окраине устроили мини-квартал красных фонарей. Эти выуживают последнюю мелочь у австрийских похабных мужиков. А те, копят зарплату месяцами и спускают в маленькие щели под стеклянными экранами пип-шоу…

    В таком мире, где Эрика Кохут, мечтавшая стать солисткой, за недостатком талантов, стала обычной учительницей. Люди, которые приходят слушать «великую» музыку, сами в ней ничего не понимают, а только своих несозревших отпрысков заставляют зачем-то, днями напролет долбить по ненавистным клавишам. Такие люди в этой книге-живущие по карточкам — еще социалистической машины остатки. Такие люди имеют в своем распоряжении небольшие радости. И одна из них музыка. Но музыку эту никто терпеть не может. Все знают, что Вена — столица великих композиторов. А следовательно репутации соответствовать надо и поддерживать ее иногда.

    Так что Эрика со своими уроками музыки — это как та танцовщица, что не умела танцевать. В сущности, музыка и сломала ей жизнь. В книге об этом написано, а в кино нет.

    Есть в кино моменты шокирующие настолько, насколько даже сама Элинек не претендовала. Ее задача была рассказать ужасную историю. У Ханеке — показать ее и шокировать всех! Все со своими задачами справились. Причем на все 100%.

    15 января 2011 | 18:47

    Роман австрийки Эльфриды Елинек «Пианистка» в свое время породил бурю негодования. С тех пор и поныне ее имя на родине вызывает волны праведного гнева. Причина тому — в беспощадности Елинек. Среди ее героев нет хороших, нет правильных, нет сколько-нибудь заслуживающих прощения. Она придирчива ко всему — к именам, голосам, возрасту, внешности. Ко всем мелким недостаткам, которые они трусливо прячут. Люди Елинек жалки и ничтожны, погрязли в грехе и мелочности. Они противны. Они отвратительны. Читать ее — мучительно продираться сквозь дебри сложносочиненной прозы, напичканной громоздкими конструкциями и пропитанной отвращением, отвращением, отвращением. После нее хочется помыть глаза.

    Тем интереснее было увидеть, что сотворил из автобиографического гимна ненависти к человечеству соотечественник писательницы Ханеке. Вдвойне интересно еще и потому, что нежно любимая мной Австрия — одна из главных мишеней книги.

    Так вот. Герои режиссера, конечно, много человечнее своих книжных оригиналов — они обычные, они живые, им простительно. Они вызывают симпатию и эстетическое удовольствие. Жалость к ним не унижает их, это жалость к их падению, не к их существованию, как таковому. Но при этом сглаживание острых углов лишило их образы важных моментов, которые хоть делали их столь отвратительными, но давали ключ к пониманию происходящего. Эрика в фильме — запутавшаяся, одинокая и несчастная, но ненависть к себе превалирует в ней над ненавистью к окружающим (в отличие от книги). Вальтер в фильме — влюбленный, искренне влюбленный, но избавленный от столь же искреннего желания лишь временной забавы (в лице Эрики). Словом, Федот, да не тот.

    Это, разумеется, не делает фильм менее ценным в художественном плане — он действительно хорош, он пробирает. Но я не знаю, возможно ли понять его до конца без прочтения первоисточника.

    28 октября 2013 | 20:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Результаты опроса режиссеров, которые недавно опубликовал британский журнал Sight & Sound, выявил, что величайшим фильмом постановщики считают «Токийскую повесть» Ясудзиро Одзу. Какие именно картины называли Мартин Сксорсезе, Майкл Манн, Квентин Тарантино, Бела Тарр, Апичатпон Вирасетакун, Вуди Аллен и их коллеги, стало известно сегодня. (...)
     
    все новости

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    На набережной Круазетт появляются люди с привычным к концу фестиваля грузом: мешками под глазами и чемоданами. Многие покидают Канн до церемонии закрытия, но на самом деле в этот день принято подводить итоги и писать об уже врученных наградах. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    165.Назад в будущее 3Back to the Future Part III8.167
    166.Тэмпл ГрандинTemple Grandin8.166
    167.Планета Ка-ПэксK-PAX8.161
    168.Тот самый Мюнхгаузен8.160
    169.Золотой теленок8.159
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.76%
    2.ВозвращенецThe Revenant96.92%
    3.В сердце моряIn the Heart of the Sea95.35%
    4.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.15%
    5.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.93%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.212
    Город героевBig Hero 68.531
    СудьяThe Judge8.232
    ДракулаDracula Untold6.617
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.448
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры