всё о любом фильме:

Пианистка

La Pianiste
год
страна
слоган-
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке, Эльфрида Елинек
продюсерФайт Хайдушка, Ивонн Кренн, Кристин Гозлан, ...
операторКристиан Бергер
композитор-
художникКристоф Кантер, Аннетт Бьюфэйс, Ганс Вагнер
монтажНадин Мьюз, Моника Вилли
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  687.5 тыс.,    США  327.6 тыс.,    Германия  263.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время131 мин. / 02:11
Номинации (1):
Главная героиня Эрика — профессор Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, сама же, будучи монстром современной цивилизации, страшно далека от гармонии небесных сфер.

Она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей, лишена всякого подобия личной жизни, после занятий тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует и его, и зрителя совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
73%
59 + 22 = 81
6.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роль матери Эрики изначально предлагалась актрисе Жанне Моро.
    • В фильме исполнительница главной роли Изабель Юппер играет на пианино сама. В прошлом актриса в течение двенадцати лет обучалась игре на пианино.
    Трейлер 02:30

    файл добавилJ B

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Австрийский режиссёр Михаэль Ханеке предпочитает уклоняться от интерпретации своих фильмов, которые вызывают если не шоковое, то обязательно неоднозначное воздействие на зрителей, подчас оставляя их в состоянии недоумения, более того — растерянности. Любой «нормальный постановщик» непременно всё договорил бы до конца, не оставив возможности для кривотолков и пересудов. Код же творений Ханеке порой остаётся неизвестным (воспользуемся названием его предыдущей ленты «Код неизвестен») или неточно прочитываемым. А автор как будто нарочно подзадоривает толкователей-любителей, уверяя, например, что при экранизации романа «Пианистка» своей соотечественницы Эльфриде Йелинек, который был моментально обвинён критиками в порнографии, сам интересовался отнюдь не порно, а просто «хотел сделать непристойное кино». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1427 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Позвольте задать вам несколько интимных вопросов: вы любите порно? А давно вы этим видом искусства увлекаетесь? А какая направленность вам больше нравится: садо-мазо или что пожестче? А секс у вас когда-нибудь был? Если нет, то предлагаю не верить всем этим картинкам, текстам и фантазиям, благодаря которым кровь отливает от интересных мест, доставляя вам божественное наслаждение. Потому что, когда вы столкнетесь в действительности с извращенными (в общем сознании) видами любви, то можете быть ошарашены, что вам не столь приятно, как того мнилось. Вы банально окажетесь не готовы к такому виду страсти.

    А о чем говорить, если вы еще и такой же заморыш с высоко поднятой планкой собственного достоинства и уникальности, каковой является героиня Изабель Юппер — пианистка, профессор консерватории. Знакомьтесь, Эрика — в 40 лет спящая в одной постели со своей деспотичной мамой, которая контролирует все траты и похождения своей дочери, не допускающая даже и мысли о том, чтобы хоть один ученик превзошел в мастерстве ее дочь. Сама мать, в исполнении Анни Жирардо, в искусстве ни черта не смыслит, предпочитая в качестве духовной пищи всевозможные идиотские ток-шоу и сериалы.

    В этом котле и варится угловатая и нескладная госпожа Кохут, измученная, с одной стороны, неослабевающим надзором своей матери, с другой, нерадивостью своих учеников, и не имеющая ни малейшей возможности воспользоваться пленительными правами своего пола и поймать короткий миг счастья. Для утоления своего сексуального желания, героиня Юппер посещает порно-салоны с обязательным заходом в приватную видеокабину, или же подглядывает за совокупляющимися парами. Такое поведение Эрику нимало не смущает, более того, она уверена, что ее безумие если еще не в ней, то уже где-то рядом, ведь ее отец умер в сумасшедшем доме, а ее любимые Шуберт и Шуман также потеряли свой разум. Такая вот закваска из бергмановской «Осенней сонаты» и психоанализа Фрейда.

    Однако все грезы профессора разбивает молодой и самоуверенный герой Бенуа Мажимеля — Вальтер Клеммер — талантливый пианист, разбирающийся в музыке, но изучающий, по его словам, слабые токи. В него-то и влюбляется тщедушная Эрика, посредством музыки и того, как он ее исполняет. Вот кому суждено познать всё то сокровенное, что творится в голове главной героини, кому предстоит принять правила ее любовных утех, вначале возмутившись им. Тем более удивительна столь быстрая и резкая метаморфоза в характере и поведении господина Клеммера, жаждущего изначально традиционной любви, но вскоре принимающего и начавшего воплощать в жизнь извращенную фантазию персонажа Юппер, тем самым показав ей весь бред ее желаний и поступков.

    А не возникало ли и у вас когда-нибудь соблазна мнить себя исключением из общего числа? Соблазна признавать себя столь отличающей от всех персоной, что вы холили и лелеяли возникающие в вас девиантные устремления и интересы. Не скрывается ли под маской безумия самая обыкновенная норма? В то время как истинное сумасшествие и разнузданность чаще кроются в таких трезвомыслящих и адекватных с виду натурах, каким нам предстает г-н Клеммер.

    9 из 10

    12 сентября 2014 | 13:23

    Ханеке особо не церемонится со зрителем, заостряя восприятие действия с самого начала. Входит Эрика, настороженная, будто готовая защищаться. И атака со стороны матери не заставляет себя долго ждать: «Эта тряпка слишком яркая. В твоем возрасте пора знать, что тебе идет, а что нет!». Дочь слаба перед ней, лишь пульсирующая ярость, запрятанная в самые сокровенные уголки души, томящаяся там годами, придает ей временную силу. После высшей точки накала идет спад — и вот уже Эрика, подобно провинившемуся ребенку, с по-детски несдерживаемыми, искренними слезами на бледном лице склоняется перед тираншей: «Прости, мама, прости». Такая инфантильность удивляет, тем более напрягает тот факт, что эти две дамы (дочке около 40, маме — за 60) спят в одной комнате на рядом стоящих кроватях. И вовсе не из-за проблем с жилплощадью. Эта важная для понимания образа главной героини сцена заканчивается ключевыми словами персонажа Ани Жирардо: «Хочешь, чтоб твои ученики обошли тебя в музыке? Никто не должен быть лучше тебя. Не будь растяпой».

    Не случайно в фильме речь идет о профессоре венской консерватории. Настоящее классическое музыкальное (да и не только) образование — это нелегкий труд. И, прежде всего, в моральном плане. Один из побочных эффектов — подавление, коверкание личности. Посмотрите на юную ученицу Эрики — да наверняка это она сама пару десятков лет назад. Добавьте к этому бессильную желчность и нереализованную амбициозность матери, проецирующей своих демонов на дочь, и отца, о котором сообщается лишь, что он умер в сумасшедшем доме. Тогда вы поймете, что до «сумерек разума» путь тут действительно более чем близкий.

    Практически отсутствие косметики, пучок, одежда нейтральных тонов (длинная юбка, блузка, пальто, туфли без каблуков). Для привычного образа «училки» только очков не хватает. С учениками строгая, сдержанная и будто вечно уставшая, далекая от них. Минимальное проявление чувств даже при исполнении столь любимой ею музыки. Ее царственная возвышенность, фасадная безупречность действительно могут покорить впечатлительного юношу.

    Любит ли Вальтер Эрику? Да, по крайней мере, он был влюблен. Пылко, безрассудно. И она его любит. Только не умеет. Не знает, как. Для героини существует либо подчинение, либо доминирование, но нет того золотого срединного состояния, к которому сначала стремится ее поклонник. Искаженность понятий Эрики проявляется в гипертрофированной форме (сцены сексуального характера, неадекватный поступок по отношению к ученице). Проблема извращения чувства, его трансформации из «светлого» в грязное, порочное, болезненное. Но у Эрики в исполнении блистательной Изабель Юппер это не есть следствие сознательного рассудочного поведения взрослого человека. Все дело в личности, вернее, в ее отсутствии.

    Героиня не способна к доверительным отношениям, а когда и пытается снять маску перед Вальтером, то встречает непонимание со стороны молодого человека, который слишком шокирован изнаночным миром своего идола. Эрика поразительным образом раскрывается в эпизоде с чтением ее письма: «Я ждала тебя.. Отныне приказания мне отдаешь ты..». Вот она, истина. И ей самой страшно слышать личное признание, ей нелегко дается такая откровенность. И за этим следует момент с матерью, когда дочь бросается на нее со словами «Мама, дорогая, я люблю тебя!», а в ответ получает шлепок: «Ты совсем спятила?! Прекрати!… Я тоже люблю тебя». Вот она, любовь. Вальтер не может помочь героине и в итоге сам переживает состояние неправильного восприятия отношений между людьми.

    Бездвижна, слезы на глазах, вдруг рот искривляется секундным всплеском обиды пополам с гневом и удар ножом в область собственного сердца — так профессор Когут в буквальном смысле ставит точку в своей хромой любви и растворяется на улицах шумного города, где, по сути, и не осталось уже места возвышенному благородному чувству.

    8 из 10

    11 февраля 2011 | 19:34

    Очень долгое время откладывала просмотр этого фильма именно из-за накрученного мнения о какой-то неверятной «извращенности`и «порнографичности», однако, наконец посмотрев, не обнаружила там ни первого, ни второго. Наличие в фильме сцен сексуального характера (а стоит заметить, что таковых там не так уж и много) совершенно не говорит о его «невероятной извращенности».

    Фильм-драма, драма одиночества, непонятости и борьбы мужского и женского начала, и, конечно музыка.

    Посмотрите вокруг: а знаете ли вы о чем думают и мечтают люди вокруг, друзья, коллеги, даже самые ваши близкие люди? О чем мечтаете лично вы в своих самых сокровенных фантазиях и главное- ести ли рядом с вами человек, который готов это с вами разделить?

    Главная героиня — женщина несомненно одаренная и незаурядная, однако мы готовы простить Ван Гогу отрезанное ухо, ибо все гении чуть-чуть «не в себе», но спешим навесить ярлык «больной извращенки» безызвестной преподавательнице консерватории.

    Перед нами история женщины, выросшей и живущей в обществе авторитарной мамочки, женщины, чувствующей музыку как воздух, и поэтому просто физически не способной быть обычной и вести обычные межполовые отношения. Ее сокровенные мечты «необычны» поэтому героиня ищет выход своей сексуальной энергии в нестандартных ситуациях.

    И вот когда на ее пути встречается молодой человек, чье музыкальное восприятие сопоставимо с ее способностями слышать и чувствовать, она доверяет ему свое сокровенное, в надежде что в музыке секса она будет понята так же.

    Однако, недостаточно зрелый возраст и погруженность в самолюбование не позволяет сбыться надеждам Пианистки. Молодой человек, желает просто обладать, обладать здесь и сейчас, он даже способен считать свой каприз любовью, однако, ему чуждо понятие любви, как принятие возлюбленного со всеми его реалиями. Ему не нужна ОНА, в ее лице он хочет обладать гениальной музыкой, любимого им Шуберта, а не стареющей несчастной женщиной. Таким образом, любовь трансформируется в ненависть и даже отвращение.

    Однако, сама Эрика, вызывающая по началу брезгливости и неприязнь зрителя, в конце фильма заставляет почувствовать жалось, сочувствие и даже боль… Боль, вонзенного ножа……

    9 из 10

    12 февраля 2010 | 16:26

    О сюжете, о психологии писали — мне хочется об ощущениях. Потому что этот фильм — аккорды внутри, звучание тела, физиологические ощущения — возбуждение, тошнота, напряженные нервы.

    Строгая и холодная красота Эрики, ее хрупкий дворец из звенящих нот, куда она не подпускает никого. Вальтер хочет пробиться к ней, хочет распустить ее волосы, заставить дрожать прекрасные пальцы. Он сильный, уверенный, он вытаскивает ее наружу, и видит совсем не то, что ожидал. Боль, отвращение, злость. И все же влечение. Он готов включиться в ее безумную, больную игру из-за влечения, но она не играет на этот раз. Ее вывернутая наизнанку душа перед ним, а он не понимает. Да и кто бы мог понять.

    1 сентября 2008 | 23:27

    Простите за такой пафос, но фильм — гениальный! Все на месте — психология, игра актеров, интерьер, детали. Жестокие сцены, на мой взгляд, совершенно оправданы, без них не было бы той атмосферы, и мы не поняли бы поступки героини. Но больше всего меня поразил конец.

    ГЕНИАЛЬНО!!! Ну, кто так еще снимет, да еще и титры пустит в полной тишине. А еще фильм очень художественный. Прекрасная игра Юппер, Мажемеля и конечно Ардан. А ведь роли безумно сложные! Это я называю настоящим современным шедевром. Говорят, что Ханеке как следует, перекроил книгу, по которой он и писал сценарий, а так же над сценарием работала и сама Юппер. Что ж, их муки вознаграждены.

    Психология и детали пианистической жизни очень точные, видно, что была проложена действительно большая работа, то же самое касается музыкальных произведений и выбора композиторов. Это я могу сказать с уверенностью, так как сам пианист.

    10 из 10

    24 ноября 2007 | 13:00

    Фильм произвёл неизгладимое впечатление. Абсолютно идеальное кино: игра актёров даже не обсуждается, они гениальны (теперь судорожно пересматриваю все подряд картины с их участием); огромное внимание было уделено звуку — дыхание, скрип пола, интонации, стоны — каждый такой точный, верный, своевременный, настоящий.

    Бенуа… Благодаря ему, я впервые в жизни по настоящему возбудилась от просмотра такого жанра фильма. Доставило удовольствие пересмотреть некоторые эпизоды в наушниках, что бы ещё раз «подслушать» его.

    А реально удивлённо растопырила глаза, подняла брови и открыла рот во время первой неожиданной сцены, когда Эрика зашла в кабинку (просмотр видео), кажется, с этого момента рот больше не закрывался.

    Я не читала книгу, но этой урезанной версии достаточно, что бы увидеть, как именно ведёт и чувствует себя непонятая в сексуальном и в смысле взаимоотношений такая женщина, и как именно на это реагирует нормальный молодой парень. Поразительно продемонстрировано классическое сочетание психических приобретённых отклонений с сексуальными.

    А тем, кто критикует, ссылаясь на отличия книги и фильма, скажу: попробуйте найти средства, перевести произведение в формат сценария, вписать проект в заложенный бюджет и во временные рамки (не 5-ти же часовой фильм / 3 года работы), подобрать точно актёров, художника по фильму, звукорежиссёра, и т.. д, и т. п., а потом познакомьтесь с критикой.

    Это лучшая работа, которая продолжает активно жить в моих мыслях. Завидую тем, кто только собирается смотреть. Особенно рекомендую девиантам.

    Это не 10 из 10, а 10 х 10.

    4 февраля 2011 | 17:01

    Это фильм, который становится окончательно понятен только на 3-4 просмотре. На 5-м он становится нужен. На 6-м он может сделать человека лучше. Всё это сложно уловить за его, казалось бы, монотонностью. У Ханеке сюжет развивается настолько плавно, медленно, что в итоге все эти телевизионные бредни в гостиной, на которые дубляж не жалеет времени, превращаются в законченный символ одиночества. Одинокая женщина продолжает воспитывать свою дочь и не знает, что больше свою дочь не увидит.

    Самая знаменитая роль Юппер — самая её театральная роль. Так играют великие актрисы в театре. Так в кино играет только великая Юппер. Она настолько идеально сочетает свою внешнюю скукоженность и внутренние парадоксы морали и извращения, что я напрочь забываю, что передо мной Юппер. Это не актриса. Это моя злобная одинокая училка, это гениальный одинокий художник, это люди, окружающие нас постоянно. Мы не готовы их понять. Убийц, насильников, мазохистов, геев — не принимаем. Пока не посмотрим пару раз «Пианистку». После «Пианистки» я понимаю, что такие люди могут быть рядом, но я могу об этом не знать (они часто будут ругать насильников, геев etc., в тайне мечтая о чем-то запретном или воплощая свои мечты за закрытой дверью). При этом я могу помочь этим людям: своим поведением, своим пониманием их малейшей прихоти, недовольства, плохого настроения, не озлобляясь в ответ, а задумавшись над причиной всех этих прихотей и недовольств. Виновата ли Эрика в том, что у неё таится под кроватью? Могу ли я обвинять Эрику? Могу ли я помочь Эрике? Главное: нет ли в моем поведении, хотя бы на минуту, тех возможностей и желаний, которые для окружающих будут казаться чем-то неприличным только потому, что большинство считает это неприличным. Конечно, Ханеке не оправдывает в данном случаем мазохизм, но он заставляет задуматься нас: прежде, чем обвинять кого-то, не стоит ли разобраться в причинах, не стоит ли пожалеть человека и вовсе убрать подальше свои обвинения. Может стоить пожалеть злобную бабушку и не ответить на её хамство в автобусе? Может, стоит пожалеть своего ребенка и не воплощать в нем свои неудавшиеся мечты? Может, не стоит считать себя лучше всех на свете — вдруг найдется кто-нибудь еще, кто будет так же гениально играть на пианино?

    Ханеке преподносит нам сразу два образа матерей. К сожалению, такие примеры в обычной жизни не составит труда найти. Разве можно маниакально превращать взрослого человека в ребенка? Разве можно свою дочь называть некрасивой? Мы вроде бы привыкли к таким особенностям воспитания. Нам вроде кажется, что в итоге не должно быть крови — ни от осколков стекла, ни от кухонного ножа. Но кровь будет, настаивает Ханеке. Удалось ли ему доказать это зрителю, не берусь сказать. К сожалению, такие образы (помните Бесс в «Рассекая волны» фон Триер?) часто вызывают у зрителя недоумения по поводу психической болезни героев. Ханеке безусловно с бесстрастием психиатра исследует болезнь, но мне кажется, причины болезни интересуют его куда больше. Еще больше его интересует последствия, к которым после «Пианистки» его самые благодарные зрители никогда не захотят приблизиться. Если усиленно подталкивать человека к маниакальной гениальности и величию, человек может вовсе не стать великим — он может стать маленьким. И тогда уже он неосознанно будет выбегать на лед стадиона без коньков, смешно скользить по этому льду. И ничья жалость маленькому человеку тогда не поможет. А помочь должна, настаиваю я вслед за Ханеке.

    Могла ли стать героиня Юппер гениальной пианисткой без всех этих причин и следствий? Вполне возможно, не стала бы. Ханеке также затрагивает и эту тему: тему художника, который без внутреннего конфликта, может быть, даже порока, не сможет создавать совершенные произведения искусств.

    Это фильм о том, как надо жить. О том, как воспитывать своих детей, воспитывать себя. О том, как любить. Себя и окружающих. В противном случае машины будут тихо проноситься мимо. А женщина уйдет куда-то из кадра.

    6 января 2011 | 01:22

    О чём для меня фильм? Да о жестокости конечно. Создаётся впечатление, что Ханеке вообще в каждом своём фильме хочет понять почему человек так жесток. Он, прекрасно разбирающийся в психологии, словно ребёнок постоянно так и толкает Фрейда в бок с вопросом: Почему? Почему? Откуда? Зачем? А Фрейд вяло зевая словно отвечает: «Господа примите уже эрос и танатос как данность».

    И что же нас от этого ужаса спасёт? Я лично думаю, что возвышающий обман веры. Перефразируя Достоевского, что даже если нет Христа, я только за Христом. Но Ханеке атеист. Такая таблетка атеизма, чтобы опускать на землю.

    Эрика — больной человек. Её жалко. Но жалко, как часто бывает, оказывается только в попке у пчёлки. Вальтер как последняя надежда. Он её действительно любит? Но как же мастерски Ханеке демонстрирует прохождение героем испытания любовью. Любовь — какое красивое слово! Но на самом же деле это ведь когда принимаешь человека со всем его говном? И, да! На тебе Вольтер! Захлебнись! Но готов ли Вальтер, терпеливо разгребать всё это говно? Готов понять на сколько эта женщина изуродована? С чего всё это началось? Как долго длится? Сколько лет? Готов проникнуть в неё не только физически, но и духовно? Страшно окунуться в бездну, не так ли? А она, вот она лежи на полу тянет к нему руки…И кто ещё ненормальный? Можно и об этом подумать. Эрика ведь всё лишь однобока. Она не может принять зверя в себе. Она его подавляет. Она высокодуховная. Она даже готова пойти на самобичевание, наказывая себя за желания своей плоти. Это между прочим путь всех религиозных аскетов и мучеников на иконы которых мы молимся в церкви. А мы называем её больной… А мы? Кто мы? Дикие, лицемерные звери, прикрывающиеся фикусовым листком, чтобы нормально жить в социуме. Ханеке в очередной раз вскрывает противоречие бытия. Эрика сдаётся. Пытается стать такой же как все. Но «мужчины вечно спешат, вы их знаете». И что в итоге? Вольтер обвиняет её же в том в чём сам виноват: «Нельзя влезть человеку в душу, а потом его отвергать!»

    Ну что тут скажешь. Слишком молод, живёт быстро, хочет попробовать всё неведомое, быстро делает выводы.

    А взрослым мужчинам? Да зачем она им нужна, стареющая стерва. Им лазить по запылённым чердакам уже не интересно.

    Для меня фильм хороший урок — спасай себя сама пока не поздно.

    6 июля 2014 | 14:57

    «Пианистка» изначально привлекла меня актрисой, выбранной на главную роль, нестандартный сюжет и Каннские призы. И, конечно же, большое количество положительных рецензий дало о себе знать, чему я очень удивилась после просмотра. Просто поражает, что может привлечь людей в этом отвратительном фильме?

    В «Пианистке» показана женщина — Эрика — под сорок, которая живет с матерью. У Эрики очень много проблем, особенно на сексуальной почве. Она смотрит порнографию и подсматривает за сексуальными связями молодых людей в машинах. Уже одно это вызывает отвращение и нежелание смотреть дальше. А потом в фильме появился молодой человек — Вальтер, который влюбляется в Эрику. И тут мне показалось, что дальше будет действительно высокохудожественный фильм, а не показанная нам ранее порнография. Но все стало только хуже. Так что я не советую питать надежды по поводу появления Вальтера и отношений пианистки с ним.

    Из всего увиденного на экране мне понравилась только игра на пианино и внешняя красота Изабель Юппер. Хотя я уже начинаю разочаровываться в этой актрисе. Она очень талантлива, а снимается в таких низкопробных псевдофилософских фильмах. Но с ролью Эрики Изабель справилась очень хорошо. Запоминаются все её жесты, слова, поступки, несмотря на то, что многое из этого вызвало во мне омерзение. Анни Жирардо в роли матери тоже была неплоха, у неё получилось показать те нездоровые отношения, царящие в семье. Бенуа Мажимель, игравший Вальтера, на которого я возлагала надежды, хорошо справился, если, конечно, его задача состояла в том, чтобы вызвать крайнюю неприязнь у зрителя.

    Стоит отметить музыку. Пожалуй, это один из немногих плюсов этого фильма. И сцена со стаканом, когда Эрика разбивает его и кладет в карман куртки талантливой ученицы. Не знаю почему, но это произвело впечатление.

    В итоге имеем только два плюса: игра актеров и саундтрек. Никакого интересного, глубокого сюжета я не увидела, красоты в картине — тоже. «Пианистка» вызвала только отвращение и недоумение. Особенно финал (вот тут-то уже должно быть хоть что-то, но нет!) был крайне неадекватен. После просмотра такого фильма хочешь простоять полдня под душем, чтобы смыть увиденную тобой грязь.

    4 из 10

    9 октября 2013 | 20:44

    Кто из нас не слышал классическую музыку. Отрывки из знаменитых сонат Моцарта или Грига способен насвистеть и трехлетний ребенок, еще не умеющий говорить. О ее пользе для здоровья (как телесного, так и духовного) написаны сотни томов, она оказывает целебное воздействие не только на ум, но и на характер. И человек, слушающий ее, становится чище, благороднее, добрее…Но что происходит с самим музыкантом? Какие он несет жертвы, выступая в роли проводника энергетических волн, создавая красоту, вливающуюся животворной амброзией в уши зрителей.

    Рассмотрим, например, героиню И. Юппер — как и все талантливые люди, она ужасно страдает от раздвоенности своего «Я». Пока ее сознательная половина наслаждается нежными, чистыми, космическими, эфирными произведениями Баха, бессознательная (подавленная) тяготеет к различным сексуальным извращениям во всевозможных формах. Но никто даже не подозревает о ее «двойной игре», кроме молодого симпатяги ученика, влюбленного в нее до безумия.

    Между ними устанавливаются нестандартные взаимоотношения. Он отчаянно, со всей юношеской пылкостью желает ее, а она в ответ со всей своей академической точностью расписывает ему — КАК он должен ее «любить». Мажимель, обнаружив за скромной внешностью необычную натуру, готов бросить «извращенку», но неожиданно вспыхнувшая в нем страсть пересиливает всякое отвращение, и он исполняет все ее наказы.

    Но, когда Мажимель избивал и насиловал пианистку — чье это было желание ее или его? Кто может зреть ту грань между осознанными действиями, продиктованными обоюдным согласием сторон, и страстью, ищущей сугубо индивидуального удовлетворения за счет чужого страдания? Ее нет.

    Формально мечты пианистки сбылись… Но вот реальное ведь всегда обратно ожидаемому. И получается, что они умерли, вместе с ней. Впору вспомнить старину Фрейда:

    «Все сознательное потребляется. Бессознательное — остается неизменным. Но, стоит ему высвободиться, не превратиться ли оно, в свою очередь, в руины?»

    Конечно, выходит так, что все перверсии пианистки были продиктованы желанием любви, признания собственной сексуальности, освобождения от тиранической власти матери. Ее «забавная игра» вовсе не преступна и не аморальна, так свободны от оценки действия ребенка, действующего в согласии с собственным чувством, а не навязанным извне. Ведь, по сути, она — профессор консерватории главного музыкального города планеты, блестящий педагог и пианист — в душе и есть такой ребенок, боящийся любви, и желающий ее одновременно, прячущий от строгого взора матери свои чувства, не зная, что с ними делать. В итоге, ввиду невозможности быть собой, ей остается одно — раствориться в ничто, слиться с ночью, утопить чистые звуки своего раненого сердца в городской кокофонии. В конечном счете, все мы так поступаем.

    Классическая музыка не терпит фальши. Одна неверно взятая нота нарушает гармонию целой части или даже всего произведения. Требуется невероятная точность, выдержка и сноровка, чтобы сохранять баланс от первого до последнего звука. В итоге на свет рождается (и тут же умирает) некое единое целое, слитое из невероятного множества разобщенных частей, подчиняющихся некому единому закону, и в нем находящих свое успокоение и отраду. Увы! Но в человеческих отношениях нам никогда не найти той же гармонии.

    Картины Ханеке жестки, категоричны, актуальны, честны и до ужаса (в прямом смысле слова) объективны. Наверняка многие сравнивают его с Кубриком, задевавшим в свое время «за живое». Он будто подхватил эстафетную палочку и продолжил крестовый поход против лжи и лицемерия нашей многострадальной цивилизации. И нужно сказать, что его компания пока чрезвычайно успешна: он любим не только зрителями, но и критиками…И, по-моему, есть за что.

    12 августа 2013 | 21:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Результаты опроса режиссеров, которые недавно опубликовал британский журнал Sight & Sound, выявил, что величайшим фильмом постановщики считают «Токийскую повесть» Ясудзиро Одзу. Какие именно картины называли Мартин Сксорсезе, Майкл Манн, Квентин Тарантино, Бела Тарр, Апичатпон Вирасетакун, Вуди Аллен и их коллеги, стало известно сегодня. (...)
     
    все новости

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    На набережной Круазетт появляются люди с привычным к концу фестиваля грузом: мешками под глазами и чемоданами. Многие покидают Канн до церемонии закрытия, но на самом деле в этот день принято подводить итоги и писать об уже врученных наградах. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    245.ШрекShrek8.073
    246.ГаттакаGattaca8.073
    247.Однажды двадцать лет спустя8.073
    248.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.072
    249.Грань будущегоEdge of Tomorrow8.072
    250.АнастасияAnastasia8.072
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.55%
    42.ВаркрафтWarcraft92.50%
    43.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.18%
    44.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.79%
    45.ФлэшThe Flash91.75%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Земля будущегоTomorrowland41
    Однажды2
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas12
    НеупокоеннаяDark Summer2
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road143
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Земля будущегоTomorrowland6.483
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.487
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas6.743
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.598
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры