всё о любом фильме:

Пианистка

La Pianiste
год
страна
слоган-
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке, Эльфрида Елинек
продюсерФайт Хайдушка, Ивонн Кренн, Кристин Гозлан, ...
операторКристиан Бергер
композитор-
художникКристоф Кантер, Аннетт Бьюфэйс, Ганс Вагнер
монтажНадин Мьюз, Моника Вилли
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  687.5 тыс.,    США  327.6 тыс.,    Германия  263.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время131 мин. / 02:11
Номинации (1):
Главная героиня Эрика — профессор Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, сама же, будучи монстром современной цивилизации, страшно далека от гармонии небесных сфер.

Она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей, лишена всякого подобия личной жизни, после занятий тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует и его, и зрителя совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
73%
59 + 22 = 81
6.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роль матери Эрики изначально предлагалась актрисе Жанне Моро.
    • В фильме исполнительница главной роли Изабель Юппер играет на пианино сама. В прошлом актриса в течение двенадцати лет обучалась игре на пианино.
    Трейлер 02:30

    файл добавилJ B

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Австрийский режиссёр Михаэль Ханеке предпочитает уклоняться от интерпретации своих фильмов, которые вызывают если не шоковое, то обязательно неоднозначное воздействие на зрителей, подчас оставляя их в состоянии недоумения, более того — растерянности. Любой «нормальный постановщик» непременно всё договорил бы до конца, не оставив возможности для кривотолков и пересудов. Код же творений Ханеке порой остаётся неизвестным (воспользуемся названием его предыдущей ленты «Код неизвестен») или неточно прочитываемым. А автор как будто нарочно подзадоривает толкователей-любителей, уверяя, например, что при экранизации романа «Пианистка» своей соотечественницы Эльфриде Йелинек, который был моментально обвинён критиками в порнографии, сам интересовался отнюдь не порно, а просто «хотел сделать непристойное кино». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1427 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Роман австрийки Эльфриды Елинек «Пианистка» в свое время породил бурю негодования. С тех пор и поныне ее имя на родине вызывает волны праведного гнева. Причина тому — в беспощадности Елинек. Среди ее героев нет хороших, нет правильных, нет сколько-нибудь заслуживающих прощения. Она придирчива ко всему — к именам, голосам, возрасту, внешности. Ко всем мелким недостаткам, которые они трусливо прячут. Люди Елинек жалки и ничтожны, погрязли в грехе и мелочности. Они противны. Они отвратительны. Читать ее — мучительно продираться сквозь дебри сложносочиненной прозы, напичканной громоздкими конструкциями и пропитанной отвращением, отвращением, отвращением. После нее хочется помыть глаза.

    Тем интереснее было увидеть, что сотворил из автобиографического гимна ненависти к человечеству соотечественник писательницы Ханеке. Вдвойне интересно еще и потому, что нежно любимая мной Австрия — одна из главных мишеней книги.

    Так вот. Герои режиссера, конечно, много человечнее своих книжных оригиналов — они обычные, они живые, им простительно. Они вызывают симпатию и эстетическое удовольствие. Жалость к ним не унижает их, это жалость к их падению, не к их существованию, как таковому. Но при этом сглаживание острых углов лишило их образы важных моментов, которые хоть делали их столь отвратительными, но давали ключ к пониманию происходящего. Эрика в фильме — запутавшаяся, одинокая и несчастная, но ненависть к себе превалирует в ней над ненавистью к окружающим (в отличие от книги). Вальтер в фильме — влюбленный, искренне влюбленный, но избавленный от столь же искреннего желания лишь временной забавы (в лице Эрики). Словом, Федот, да не тот.

    Это, разумеется, не делает фильм менее ценным в художественном плане — он действительно хорош, он пробирает. Но я не знаю, возможно ли понять его до конца без прочтения первоисточника.

    28 октября 2013 | 20:31

    «Пианистка» — история одной несчастной женщины, ее щемящего одиночества и того, что к этому привело.

    Эрика довольно красивая женщина, не лишенная таланта, питающая настоящую, возвышенную страсть к музыке, одаренная пианистка.

    Во многих Эрика вызывает отвращение, но в сущности, она всего лишь ребенок. Социальное развитие Эрики равно уровню тринадцатилетнего, она боится раскрыться больше, чем чего-либо, поэтому ее лицо и не выражает никаких эмоций.

    -У меня нет никаких чувств, и даже если бы были, разум мгновенно бы их подавил.

    Так героиня отвечает на призыв отдаться чувствам, но ведь и вправду она слишком долго жила под гнетом тщательно скрываемых чувств, таким образом любые эмоции стали для нее злейшими врагами. Это и не дает ей наконец стать взрослой, чего от нее требуют окружающие, ей постоянно говорят:«В твоем-то возрасте», но насколько сильно гнетет ее собственное несоответствие, как она старается быть взрослой, используя при этом абсолютно детские методы.

    Неадекватная мать, потерявшая всякий контроль над дочерью, и потому чувствующая себя такой бессильной, готова была прибегнуть ко всему, лишь бы дочь снова стала маленькой и послушной девочкой, которую можно водить за ручку и укладывать с собой спать. Разумеется, для Эрики такое отношение обернулось лишь полной растерянностью в жизни, и, пустившими корни в сознании женщины, комплексами.

    Ее растерянность повлияла и на ее отношения с молодым человеком, который, пусть и не в самой серьезной форме, пытался проявить к ней чувства, и, самое важное, вызвать их у нее. Только его стремление было обречено на провал, потому что Эрика не просто не знала как обращаться с мужчиной, она не позволяла ему быть им, обращалась с ним, как с мальчиком, еще больше унижая его этим. Только это унижение не было осознанным, ведь она не была способна на большее.

    Даже ее письмо, которое в последствии было раскритиковано критиками, было ничем иным, как попыткой открыться. Столь неумелой, что вызвала лишь отвращение.

    Была ли Эрика больна? Думаю, нет. Ибо, как показалось позже, эти желания не были искренними. Так чего же такого плохого было в Эрике? Сексуальные комплексы? Нелепо, согласитесь.

    Был ли Вальтер хорошим человеком? Думаю, нет.

    Не мог действительно любящий не разглядеть внутренней хрупкости Эрики, не понять ее и не помочь открыться. Возможно, он был в нее влюблен, его влек ее талант, но не более того. По правде, мало кто может понять такого тонко устроенного человека, как Эрика, она порой может немного пугать. Однако, все же, эгоизма и призрачного мужского достоинства в молодом человеке было больше, чем искренних чувств, иначе он не поступил бы так, как поступил.

    В своем роде, Ханеке показал, как жесток и безжалостен порой бывает этот Мир. Как порой люди, сами того не сознавая, насилуют и убивают души столь хрупких и беззащитных людей, как Эрика. Показал это на примере одного человека, каких сотни, своим почерком, тонко и проникновенно.

    9 из 10

    18 декабря 2013 | 03:45

    Это фильм, который становится окончательно понятен только на 3-4 просмотре. На 5-м он становится нужен. На 6-м он может сделать человека лучше. Всё это сложно уловить за его, казалось бы, монотонностью. У Ханеке сюжет развивается настолько плавно, медленно, что в итоге все эти телевизионные бредни в гостиной, на которые дубляж не жалеет времени, превращаются в законченный символ одиночества. Одинокая женщина продолжает воспитывать свою дочь и не знает, что больше свою дочь не увидит.

    Самая знаменитая роль Юппер — самая её театральная роль. Так играют великие актрисы в театре. Так в кино играет только великая Юппер. Она настолько идеально сочетает свою внешнюю скукоженность и внутренние парадоксы морали и извращения, что я напрочь забываю, что передо мной Юппер. Это не актриса. Это моя злобная одинокая училка, это гениальный одинокий художник, это люди, окружающие нас постоянно. Мы не готовы их понять. Убийц, насильников, мазохистов, геев — не принимаем. Пока не посмотрим пару раз «Пианистку». После «Пианистки» я понимаю, что такие люди могут быть рядом, но я могу об этом не знать (они часто будут ругать насильников, геев etc., в тайне мечтая о чем-то запретном или воплощая свои мечты за закрытой дверью). При этом я могу помочь этим людям: своим поведением, своим пониманием их малейшей прихоти, недовольства, плохого настроения, не озлобляясь в ответ, а задумавшись над причиной всех этих прихотей и недовольств. Виновата ли Эрика в том, что у неё таится под кроватью? Могу ли я обвинять Эрику? Могу ли я помочь Эрике? Главное: нет ли в моем поведении, хотя бы на минуту, тех возможностей и желаний, которые для окружающих будут казаться чем-то неприличным только потому, что большинство считает это неприличным. Конечно, Ханеке не оправдывает в данном случаем мазохизм, но он заставляет задуматься нас: прежде, чем обвинять кого-то, не стоит ли разобраться в причинах, не стоит ли пожалеть человека и вовсе убрать подальше свои обвинения. Может стоить пожалеть злобную бабушку и не ответить на её хамство в автобусе? Может, стоит пожалеть своего ребенка и не воплощать в нем свои неудавшиеся мечты? Может, не стоит считать себя лучше всех на свете — вдруг найдется кто-нибудь еще, кто будет так же гениально играть на пианино?

    Ханеке преподносит нам сразу два образа матерей. К сожалению, такие примеры в обычной жизни не составит труда найти. Разве можно маниакально превращать взрослого человека в ребенка? Разве можно свою дочь называть некрасивой? Мы вроде бы привыкли к таким особенностям воспитания. Нам вроде кажется, что в итоге не должно быть крови — ни от осколков стекла, ни от кухонного ножа. Но кровь будет, настаивает Ханеке. Удалось ли ему доказать это зрителю, не берусь сказать. К сожалению, такие образы (помните Бесс в «Рассекая волны» фон Триер?) часто вызывают у зрителя недоумения по поводу психической болезни героев. Ханеке безусловно с бесстрастием психиатра исследует болезнь, но мне кажется, причины болезни интересуют его куда больше. Еще больше его интересует последствия, к которым после «Пианистки» его самые благодарные зрители никогда не захотят приблизиться. Если усиленно подталкивать человека к маниакальной гениальности и величию, человек может вовсе не стать великим — он может стать маленьким. И тогда уже он неосознанно будет выбегать на лед стадиона без коньков, смешно скользить по этому льду. И ничья жалость маленькому человеку тогда не поможет. А помочь должна, настаиваю я вслед за Ханеке.

    Могла ли стать героиня Юппер гениальной пианисткой без всех этих причин и следствий? Вполне возможно, не стала бы. Ханеке также затрагивает и эту тему: тему художника, который без внутреннего конфликта, может быть, даже порока, не сможет создавать совершенные произведения искусств.

    Это фильм о том, как надо жить. О том, как воспитывать своих детей, воспитывать себя. О том, как любить. Себя и окружающих. В противном случае машины будут тихо проноситься мимо. А женщина уйдет куда-то из кадра.

    6 января 2011 | 01:22

    Фильм произвёл неизгладимое впечатление. Абсолютно идеальное кино: игра актёров даже не обсуждается, они гениальны (теперь судорожно пересматриваю все подряд картины с их участием); огромное внимание было уделено звуку — дыхание, скрип пола, интонации, стоны — каждый такой точный, верный, своевременный, настоящий.

    Бенуа… Благодаря ему, я впервые в жизни по настоящему возбудилась от просмотра такого жанра фильма. Доставило удовольствие пересмотреть некоторые эпизоды в наушниках, что бы ещё раз «подслушать» его.

    А реально удивлённо растопырила глаза, подняла брови и открыла рот во время первой неожиданной сцены, когда Эрика зашла в кабинку (просмотр видео), кажется, с этого момента рот больше не закрывался.

    Я не читала книгу, но этой урезанной версии достаточно, что бы увидеть, как именно ведёт и чувствует себя непонятая в сексуальном и в смысле взаимоотношений такая женщина, и как именно на это реагирует нормальный молодой парень. Поразительно продемонстрировано классическое сочетание психических приобретённых отклонений с сексуальными.

    А тем, кто критикует, ссылаясь на отличия книги и фильма, скажу: попробуйте найти средства, перевести произведение в формат сценария, вписать проект в заложенный бюджет и во временные рамки (не 5-ти же часовой фильм / 3 года работы), подобрать точно актёров, художника по фильму, звукорежиссёра, и т.. д, и т. п., а потом познакомьтесь с критикой.

    Это лучшая работа, которая продолжает активно жить в моих мыслях. Завидую тем, кто только собирается смотреть. Особенно рекомендую девиантам.

    Это не 10 из 10, а 10 х 10.

    4 февраля 2011 | 17:01

    Австрийская авторша Элинек, — она же рояль в кустах, написала правдивую и дотошную книжку о том, как сходят с ума. В книжке методично и поэтапно объясняется как Эрика от раннего пубертата до Эрики средних лет, была выбрана жестокой судьбой, для странных и жестоких ее опытов. И так как любая экранизация всегда страдает недосказанностью, лучше прочесть книжку, а потом смотреть кино. А не наоборот, как было у меня.

    Так вот, конкретно Ханеке и команда хотели показать сколько в мире есть разновидностей психических отклонений. То есть их разнообразие поражает воображение. Сколько людей, столько и отклонений.

    Есть люди, вполне безобидные на вид, а внутренне совершенно сдвинутые. То есть такие, по которым никогда не скажешь, что они шизофреники… Такие люди как Эрика.

    Люди абсолютно потерянные для общества, но обладающие сознанием и хитростью, чтобы это скрыть.

    Ханеке взялся за глубокую вещь, смысл которой показать весь спектр гниющих чудовищ самой обычной личности. Причем не только ее, Эрики, личности. Есть абсолютно беспринципная и жестокая мать, которая сознательно и со времен ее детства, вбивала дочери ее осиновый кол в задницу. Есть юный Вальтер, который наблюдая весь ужас падения в бездну своей учительницы, охмуряет ее только ради любопытства. Есть люди на улицах и в домах — тупые зомби, у которых под ногтями остатки пищи и которые зачем-то едят за троих. На всякий случай. А есть и поживее — те, которые на городской окраине устроили мини-квартал красных фонарей. Эти выуживают последнюю мелочь у австрийских похабных мужиков. А те, копят зарплату месяцами и спускают в маленькие щели под стеклянными экранами пип-шоу…

    В таком мире, где Эрика Кохут, мечтавшая стать солисткой, за недостатком талантов, стала обычной учительницей. Люди, которые приходят слушать «великую» музыку, сами в ней ничего не понимают, а только своих несозревших отпрысков заставляют зачем-то, днями напролет долбить по ненавистным клавишам. Такие люди в этой книге-живущие по карточкам — еще социалистической машины остатки. Такие люди имеют в своем распоряжении небольшие радости. И одна из них музыка. Но музыку эту никто терпеть не может. Все знают, что Вена — столица великих композиторов. А следовательно репутации соответствовать надо и поддерживать ее иногда.

    Так что Эрика со своими уроками музыки — это как та танцовщица, что не умела танцевать. В сущности, музыка и сломала ей жизнь. В книге об этом написано, а в кино нет.

    Есть в кино моменты шокирующие настолько, насколько даже сама Элинек не претендовала. Ее задача была рассказать ужасную историю. У Ханеке — показать ее и шокировать всех! Все со своими задачами справились. Причем на все 100%.

    15 января 2011 | 18:47

    Михаэль Ханеке снял романтическую комедию. Нет, не совсем так. Посмотреть на сюжет и структуру, так Михаэль Ханеке снял романтическую комедию. Эрика — классическая незамужняя учительница по классу фортепиано, а Вальтер — её молодой и красивый ученик. Она — холодна, неприступна и связана уставом престижной консерватории, но он — влюблён, блондин, обольститель, эстет и человек, который своего обязательно добьётся. Ведь настоящая любовь, как нас учит женская проза, не знает границ. И жили бы они долго, но, вот незадача, Эрика, кроме Шуберта, любит порно, маму и пожёстче, а в шкафу для скелетов уже четвертый десяток лет подгнивают маркиз де Сад и барон Мазох.

    Какие ярлыки, если разобраться, только не навешивали на Михаэля Ханеке. За всю свою долгую историю любви с аудиторией и критикой он был кем-угодно: от «главного мизантропа мирового кино» через обычного провокатора до практически сострадателя-гуманиста. Конечно, ничего из этого не правда. Наиболее точным в этом случае было бы что-то в таком духе: Ханеке — это второй великий австрийский психиатр за последние двести лет. Обязательно держа в голове, что Ханеке-человек и Ханеке-режиссёр по свидетельствам очевидцев и его самого — это люди полярно разные, можно сказать, что Михаэль как автор не имеет совершенно никаких эмоций. Его же персонажи абсолютно ему безразличны, что вкупе с отсутствием хоть какого-то юмора, делает Ханеке очень странным, но и столь же масштабным культурным явлением.

    Такой «психиатрический» творческий метод режиссёра играет в разговорах о «Пианистке» солирующую партию. Начнём с того, что Ханеке, как и любой врач, при выполнении профессиональных обязанностей не имеет пола с точки зрения того, как он оценивает персонажей и их действия. И именно поэтому он всегда был, наверное, единственным режиссером, способным экранизировать роман Елинек, не скатываясь ни в феминизм, ни в женоненавистничество — и более того, никого не осуждая и даже никому не сочувствуя. «Пианистка» — это тот случай, когда режиссер мог высказаться о заглавной героине не иначе как «бессердечная сука», а мог и добавить: «и имеет на это полное право», полностью переворачивая первое высказывание. Ханеке не делает ни того, ни другого, а лишь спокойно наблюдает и скрупулёзно анализирует, во многом вступая в диалог со своим более научным коллегой-соотечественником. «Пианистка» — это кино абсолютно фрейдистское, если не сказать «неофрейдистское», потому что эдиповым комплексом тут не ограничиваются, а добавляют в него гомосексуализм, садомазо и гораздо более интересные перверсии, рассказывать о которых, пожалуй, лучше самому маэстро. По большому счёту, предлагаемые обстоятельства для главной героини — это жизнь, когда сублимация уже бессильна, и всё, что было внутри (и лучше бы там и оставалось) начинает выходить наружу. Для того, чтобы выпустить из тихого омута чертей, режиссёру не нужно долго в нём рыться, а достаточно только элегантно приоткрыть — и вот вам, психоанализ по-австрийски. И как главный герой не смог не влюбится в руки, которые так играют Баха, сложно не восхититься бородой, которая так интерпретирует Фрейда.

    И о чём же в итоге получилось кино? О том, что нам нужно быть осторожными со своими желаниями? Нет, конечно: Ханеке, который и ответов-то на заданные вопросы никогда не даёт, бесконечно далёк от морализаторства. О том, как быстро в чистую душу проникает агрессия? Теплее, но всё ещё не совсем, поскольку истинно чистой души здесь и нет. О том, как опасно вскрывать «ид» одиноких любительниц Шуберта, подавленных материным суперэго? Горячо, но всё ещё не то. «Пианистка» — это кино о любви. Не о любви в общепринятом смысле, а, если можно так сказать, о любви «по Ханеке», то есть о чувстве, из которого убран весь эмоциональный и романтический флёр, а всё что осталось — это пугающие позывы подсознания и инстинктов. Сейчас мы уже знаем, что о любви гораздо более развернуто, полно и совершенно самостоятельно (без Елинек и Фрейда) Михаэль Ханеке выскажется одиннадцатью годами позже в «Любви», и даже там это чувство предстанет жестоким и безобразным, а что еще характернее, лишенным всякой старческой сентиментальности. Дело в том, что для Ханеке любовь — это в первую очередь акт насилия, а уже потом акт сопутствующего сострадания. Между «Пианисткой» и «Любовью» он постарел на десять лет, но не потерял своей холодной безжалостности, и, более того, обрёл интересное желание по временам играть со зрителем в «трогательное кино», и только потом бить кувалдой по голове и уносить.

    Намеренно провоцируя скепсис в дорогом читателе, не могу не сказать, что Ханеке — это один из считанных авторов, который наиболее вероятно войдёт в историю кино, как один из важнейших из режиссеров стыка веков. А «Пианистка», в свою очередь, — это то кино, которое сделало его великим окончательно. И дело здесь не в поставленных диагнозах, не в любовных изысканиях, не в нечеловеческом чувстве прекрасного, помноженном на не менее выдающееся чувство безобразного — дело даже не в Елинек с Фрейдом. Дело в том, что именно в «Пианистке» Ханеке нашёл как идеально применить свой творческий метод. Как равномерно распределить зрительский шок по хронометражу, как избежать какой-либо сексуализации в фильме о сексуальности, как разбавить «высокое» «низким», чтобы получилось еще более «высокое», как привлечь и оттолкнуть в такой пропорции, чтобы эмоциональное влияние на аудиторию было практически безграничным. Здесь Бах — здесь Шёнберг, здесь наслаждение — здесь боль, мажор — минор, мужское — женское, форте — пиано, вопросы -… Да, только вопросы.

    6 августа 2015 | 20:17

    Нам пытались показать героиню с расстройством личности и у них получилось. Этот фильм мог бы стать хотя бы неплохим, если бы снимали США. От Германии, Франции и т. п. ждать чего-либо эстетически приятного не стоило. Ужасно пошлый, грязный фильм. Если кому-то нравятся серые тона, засаленные юбки, старые убогие помещения, отрывки домашнего home-video, достаточно несимпатичные актёры, то, конечно, это фильм для вас. Фильм снят так, что становится стыдно за музыку, так как её фактически поместили в озеро грязи и припудрили чуть ли не испражнениями. Неимоверная заторможенность оператора и режиссера также поражают: почти минуту, если не больше, показывают лицо героини, которое окаменелое и ничего не выражает.


    А может должно выражать, но актриса не смогла выразить? Я всегда считала, что Жирардо достаточно профессиональная актриса и знает себе цену, а также способна выбрать, где сниматься. Посмотрев этот фильм я поняла, что, видимо, выбор невелик и приходится сниматься где попало. Удивительно как фильм не перешёл в откровенное грязное порно, хотя всё к тому что, но почему-то постеснялись (а, может, Германия в этот момент отстранилась от съемок и своё классическое кино реализовать не смогла?) и всё прикрыли. Если уж берутся снимать почти порнографическое кино, то пусть снимают эстетически красиво! А то показали нам сумасшедшую с личностным расстройством (в частности с нарциссическими отклонениями) пианистку сплошь покрытую морщинами, с серым лицом, в отвратительно потёртой одежде, в ужасной разваливающейся квартире — ЗАЧЕМ нам такое видеть?! Что создатели хотели вызвать отвращение — они добились этого! Тут даже не артхаус, а просто помойка, где отходы лезут из всех дыр. Видимо, Германия внесла свою лепту, предоставив отрывок для сцены в кабинке.

    Предоставили бы США снять фильм. Получился бы глянцевый, эстетически приятный фильм, с красивыми телами, и, возможно, этот фильм заслужил бы даже 8 баллов. Показывая помои можно вызвать только отвращение и даже тухлому помидору будет противно размазываться по экрану.

    1 из 10

    6 декабря 2009 | 21:57

    Австрийский режиссер Михаэль Ханеке — персона для современного арт-хауса как минимум культовая. Не стесняясь никаких табу, в каждом своем фильме, он вскрывает новую язву на теле общества — будь то проблема насилия в кино в «Забавных играх», или исследование корней детской жестокости в «Белой Ленте». Предельная натуралистичность, скрупулёзный психологизм, неизменный депрессивный настрой — эти фирменные черты, в разной степени, присущи каждому из его фильмов. И если в среде кинематографа, своеобразными коллегами Ханеке можно назвать корейца Ким Ки-Дука и знаменитого Фон Триера, то в мире литературы на аналогии с австрийцем, напрашивается его соотечественница — Эльфрида Элинек. Мрачный и во многом человеконенавистнический стиль, наплевательское отношение к морали и вездесущий психологизм — черты объединяющие их в первую очередь. И потому, неудивительно, что одним из главных фильмов Ханеке, считается экранизация скандально известной книги Элинек — «Пианистка».

    История жизни 40-летней Эрики Кохут, профессора Венской консерватории, еще в своем книжном варианте, вышедшем аж в 1983, привлекла внимание всей Европы и по сути сделала Элинек репутацию. Эрика — глубоко закомплексованная и затравленная своей матерью личность, вынужденная делить со своей родительницей не только жилплощадь, но и кровать. Вечно осуждаемая и обвиняемая во всех несчастьях матери, Эрика никогда не знала дружбы, любви и, даже, секса. С виду интеллигентная и строгая, на самом деле Эрика живет в мире неудовлетворенных потребностей и диких, но от того не менее детских фантазий. Единственная отдушина, которую она себе позволяет — посещение грязных порно-кинотеатров, в которых она делит соседние кабинки с теми, с кем в жизни ее разделяет несколько социальных классов. Накопленную отрицательную энергию Эрика вымещает на своих учениках, и чем они красивее и талантливей — тем она строже и злее.

    Раскрыв в первой половине «Пианистки» Эрику, как члена общества, во второй же Ханеке сходу обрушивает на зрителя те ее черты, которые кроме как отвратительными и отталкивающими назвать нельзя. Дав героине возможность наконец-то реализовать свои фантазии, он наглядно, будто перелистывая страницы учебника по психоанализу, показывает последствия всплытия такого груза на поверхность. В двухчасовой хронометраж, режиссер уместил, кажется, несколько социально-психологических лекций, раскрыв при этом, характер всего лишь одного персонажа. Основное место в них занимают, конечно, нездоровые отношения Эрики с матерью, та ось, на которой раскручиваются и все остальные события фильма. Наиболее занимательным среди них выглядит главный конфликт «Пианистки» — взаимоотношения Эрики с ее лучшим учеником, Вальтером. Противопоставление разных характеров, мотив всегда интересный, подается Ханеке под особым соусом бесконечных отклонений пианистки, шокирующих, как самого Вальтера, так и зрителей. Затрагивая при этом тему связи сексуальности с высокой культурой и не забыв про свой любимый мотив — срыв покровов с европейской интеллигенции, Ханеке, тем не менее, снял в первую очередь кино, Художественное с большой буквы. Тщательно отобранный актерский состав, буквально сливается со своими персонажами и самим повествованием, являясь незаменимым органом в организме фильме. Сам же Ханеке, с привычной для себя хирургической точностью, выстраивает структуру «Пианистки» так, что с точки зрения драматургии придраться смогут, пожалуй, лишь те, кто был шокирован самим содержанием.

    13 августа 2013 | 16:15

    «Она — перевернутое против самой себя оружие, которое никогда не выстрелит» Эльфрида Елинек. Пианистка.

    Фильм «Пианистка» режиссера Михаэля Ханеке, так полюбившийся кинокритикам и простым зрителям, я хотела посмотреть давно. В первую очередь, потому что к творчеству австрийского режиссера отношусь более чем тепло. И вот задача выполнена — фильм посмотрен. Первое впечатление — полнейший восторг. Фильм меня действительно впечатлил. Сюжет, история, герои, актеры, музыка — всё в этом фильме привело меня в восторг. Всех фильмов Ханеке я еще не видела и поэтому не могу судить лучший ли это фильм в его карьере, но на данный момент из всего, что я видела, снятого им я могу смело заявить — «Пианистка» точно лучший фильм, из тех фильмов Ханеке, которые я видела.

    Немного о сюжете. А собственно весь сюжет крутиться вокруг главной героини — преподавателя музыки в консерватории Эрики. Днем она — строгий и немного надменный преподаватель музыки, однако вечером она завсегдатая порномагазинов, автокинотеатров (нет, она не ходит туда с целью посмотреть фильм, она ходит туда с целью подсматривать, за тем как другие люди занимаются любовью), так же она любит наносить себе увечья. Есть у Эрики мама, деспотичная и властная особа, с которой она в свои точно 40 лет до сих пор спит в одной кровати, которой она полностью подчиняется, в том числе и в плане своих финансовых трат. И вот однажды в Эрику влюбляется ее случайный знакомый, который в дальнейшем становится её учеником. И после этого жизнь Эрики меняется кардинально. Она будет вынуждена столкнуться с суровой реальностью, выйти из своей зоны комфорта и столкнуться с тем, что представляют собой её желания в реальной жизни.

    В «Пианистке» самое интересное это сама пианистка, то есть наша главная героиня. Она как учебное пособие по психиатрии, в ней одной собрано столько комплексов и диагнозов. Во-первых, это ее полное не умение понимать и воспринимать нормальные отношения между мужчиной и женщиной. Когда её ученик, Вальтер, влюбляется в нее и хочет с ней нормальных взаимоотношений она от них наотрез отказывается и предлагает свои правила, свои установки того, что с ней можно совершать. Она совершенно не воспринимает нормальные отношения между мужчиной и женщиной. По её правилам мужчина должен властвовать над ней, доминировать, унижать её, бить. И опять же в такой модели поведения можно увидеть отклики ее отношений с матерью — властной и деспотичной женщиной, которая привыкла, что дочь подчиняется ей во всем, а дочь особо и не сопротивляется. Во-вторых, не нормальны и её отношения с матерью, пускай в свои 40 лет она до сих пор одинока и у нее нет никакой личной жизни, это вполне обычное явление и в обычной жизни, но то, что она до сих пор спит со своей матерью в одной постели само по себе весьма странно, и это только наталкивает на мысли о том, что в свои сорок Эрика до сих пор является инфантильной особой с ярко выраженной зависимостью от своей матери.

    Поскольку Эрика хранит различные садомазохистские инструменты под кроватью, пишет целое пособие по тому как ее нужно унижать и избивать, наносит себе вред, зритель делает вывод, что наша главная героиня только и мечтает о том, чтобы над ней уже кто-нибудь совершил насилие, но на деле же Эрика оказывается весьма трусливой и когда Вальтер исполняет одно из её желаний она пугается и не получает того удовольствия, которое она думала, сможет получить. Суровая реальность насилия оказывается не такой, какой воображала себе её Эрика. Вальтер — второй персонаж данной истории. Обаятельный, талантливый и харизматичный юноша, который влюбляется в Эрику буквально с первого взгляда, точней после первых нот, сыгранных ею. Он влюбляется в Эрику юношеской и страстной любовью, но когда он понимает, что такое Эрика, и что она с ним делает, он тоже по-своему пугается. Многие спорят, любил ли в итоге Вальтер Эрику или нет? И кто же из них был жестче, Эрика, которая хотела жестокости в физическом смысле или же Вальтер, который, не поняв Эрику и посмеявшись над ней, растаптывает ее? Я считаю, что Вальтер действительно вначале влюбился в Эрику, но он хотел любить ее нормально, так как мужчина традиционно любит женщину, увидев, чего хочет от него Эрика он испугался и не принял таких странных желаний. А кто бы ни испугался и не отступил?

    Изабель Юппер просто великолепна в роли Эрики. Я, правда, в огромном восторге. Наверняка это одна из лучших ролей Юппер. В роли тихой, замкнутой, надменной, сумасшедшей женщины она великолепна. Когда смотришь на её героиню Эрику, то видишь только тихое безумие. Но насколько поражает это безумие… Внешне будучи абсолютно спокойной и нисколько не импульсивной Эрика поражает своим сумасшествием. Бенуа Мажимель, который исполнил роль возлюбленного главной героини, был также очень убедителен. В первой половине фильма он вызвал у меня симпатию своим обаянием и харизмой, во второй части фильма вызвал сопереживание его метаниям. В финале же вызвал непонимание и неприязнь. В общем, актерский состав был подобран безупречно и все награды Каннского кинофестиваля и других, именитых кинопремий собраны и фильмом и актерским составом абсолютно заслуженно.

    Вывод: фильм «Пианистка» Михаэля Ханеке это очень качественная драма, с интереснейшим сюжет, очень занимательной главной героиней, прекрасным актерским составом и, конечно же, великолепной классической музыкой. В своем отзыве я ни слова не сказала о музыке, а писать отзыв на фильм Ханеке и не сказать о музыке это практически кощунство. Так вот в «Пианистке» музыка — это одна из самых приятных и красивых сторон фильма. Любимый и главной героиней и самими Ханеке Шуберт звучал в фильме неоднократно и радовал слух. В общем, если вы любите качественное независимое кино, с интереснейшей сюжетной линией, сильным актерским составом, великолепной классической музыкой — обязательно посмотрите «Пианистку», фильм одного из лучших независимых европейских режиссеров Михаэля Ханеке, я почти уверенна, что вы не пожелаете. Приятного просмотра и спасибо за внимание.

    9 из 10

    12 июня 2016 | 14:20

    Лет пять назад я решила ознакомиться с творчеством Эльфриды Елинек. «Алчность» закончилась для меня на сорок с чуть-чуть странице. Это было грязно, вульгарно и мерзко. Мне не понять, как подобное может восхищать — все то, от чего убегал человек столетиями, отделяя себя от животного мира, искусство стало нагло бросать нам в лицо. Признаться, я поставила диагноз «Пианистке» задолго до просмотра. И к сожалению, мой вердикт подтвердился.

    Фильмы о психически больных людях всегда и на сто процентов провокационны и скандальны. Однако, это не мешает им завоевывать престижные премии. Меня всегда терзал вопрос — как, по каким критериям и кто говорит, что вот это — прекрасное произведение искусства, а вот это — трэш, на который не стоит тратить драгоценное время. Но еще больше меня терзала, возмущала и разочаровывала толпа, скандирующая вслед за «знатоками» их мнение и вешающая бирки. Толпа, не способная мыслить и чувствовать.

    Признаться, мне удивительно, что «Пианистку» не снял Бернардо Бертолуччи. Это как раз его жанр — выставить похабщину с лоском, подать с благородной приправой в виде шикарных актеров. Я думала, что сцену со сливочным маслом из «Последнего танго в Париже» не переплюнет ни один шедевр мирового кинематографа. Мои поздравления блюющей Изабель Юппер.

    По сути, возвращаясь к сюжету, его можно описать в двух словах — у каждого свои тараканы. Или бойтесь своих желаний, они могут сбыться. Но фильм не дает ответов на такой банальный вопрос, а что со всем этим делать — как травить тараканов и как жить со сбывшейся мечтой. Я честно стралась понять, вникнуть в задумку Елинек и Ханеке, но пришлось смириться, что два часа потрачены впустую. Да, я теперь знаю историю профессора — пианистки, «на лицо ужасную, добрую внутри», а что мне-то дальше со всем этим делать? Где мораль сей басни?

    Чтобы фильм имел ценность лично для меня, чтобы заставил прочувствовать, он должен иметь в активах чуть больше, чем хорошие актеры, замирание камеры на близких планах и набор извращений по сценарию.

    5 из 10

    11 мая 2010 | 21:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>