всё о любом фильме:

Черная книга

Zwartboek
год
страна
слоган«Храбрость, чтобы сопротивляться, сила духа, чтобы выжить»
режиссерПол Верховен
сценарийГерард Сутеман, Пол Верховен
продюсерЕрун Бекер, Теун Хилте, Сан Фу Малта, ...
операторКарл Вальтер Линденлауб
композиторЭнн Дадли
художникУилберт Ван Дорп, Роланд Де Гроот, Корнелия Отт, ...
монтажЙоб тер Бург, Джеймс Херберт
жанр триллер, драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Нидерланды  1.06 млн,    США  639.3 тыс.,    Испания  176.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время145 мин. / 02:25
Номинации (1):
Вторая мировая война. Рахиль Штайн — немка еврейского происхождения. Спасаясь от фашистского геноцида, она находит пристанище в Нидерландах, где присоединяется к движению Сопротивления. Рахиль непременно должна найти предателя, по вине которого погибла вся ее семья. Отныне месть — смысл ее жизни…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
76%
114 + 36 = 150
7.1
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Идея создания фильма родилась у режиссёра Пол Верховена и сценариста Херарда Сутемана во время подготовки к съёмкам «Солдат королевы» (1977). Вместо того чтобы внедрить дополнительную сюжетную линию в картину, они решили создать в будущем самостоятельный фильм, работа над сценарием которого шла на протяжении почти двух десятков лет.
    • Работа над фильмом была на грани полного срыва в 2004 году, когда ряд зарубежных компаний так и не выполнил свои обязательства по финансированию проекта. Производство было возобновлено только осенью 2005 года, когда необходимый бюджет в 16 млн евро всё-таки был обеспечен. Более 2 млн евро из этой суммы внесли различные голландские общественные организации и министерство образования и культуры. Из-за столь серьезной задержки у продюсеров оставалось немногим более двух месяцев непосредственно на съёмочный процесс.
    • С бюджетом в более чем 16 миллионов евро фильм стал самым дорогим проектом за всю историю голландского кинематографа.
    • Фильм был выдвинут от Голландии на Оскар в категории лучший фильм на иностранном языке, прошёл в шорт-лист из девяти претендентов, но остался за бортом финальной пятёрки номинантов.
    • Многие актёры в киноленте разговаривают более чем на одном языке. Сложнее всего пришлось Кэрис Ван Хаутен, которая разговаривает на четырёх разных языках. В большей части фильма она говорит на родном голландском, в сценах в Израиле на иврите, с немецкими солдатами на немецком и с канадскими военными на английском.
    • Серьёзная задержка в производстве фильма повлекла за собой то, что исполнительница главной роли Кэрис Ван Хаутен уже дала согласие сыграть в театральной постановке. Театральная компания подала иск к продюсерам фильма, требуя компенсацию за перенос объявленной пьесы, и получила 60 тысяч евро в качестве возмещения понесённого ущерба.
    • Роль лидера сопротивления Гербена Куйперса первоначально должен был сыграть Гийс Шолтен ван Ашат, но из-за вынужденной задержки с производством фильма актёр оказался занят в театральной постановке. В поисках подходящей замены режиссёр обратил внимание на Дерека де Линта, с которым уже работал ранее 28 лет назад на съемках «Солдат королевы».
    • Многим членам съёмочной группы пришлось прождать более года для того, чтобы получить причитающийся им гонорар за проделанную работу, поскольку продюсеры полностью израсходовали все средства ещё до того, как производство было полностью завершено.
    • Самая масштабная в фильме сцена освобождения Гааги была снята с привлечением более чем 1200 человек массовки.
    • Одновременно с фильмом 1 сентября 2006 года вышла его новеллизация, которую написал голландский писатель Лоренс Аббинк Спайнк. Книга сопровождалась иллюстрациями в виде кадров из фильма и послесловием режиссёра Пола Верховена и сценариста Херарда Сутемана.
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 905 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если бы я оценивал этот фильм, я бы дал ему 8 из 10, и вот почему. Пол Верховен как обычно на высоте — постановка просто отменная да и игра актеров тоже, но вот сюжет сильно подкачал — слишком простой и прямолинейный, плюс чего нехватает в этом фильме так это отличной музыки, присутствующей во всех остальных проектах Пола, так что фильм неплохой но, сказать по правде, немного меня разочаровал.

    8 из 10

    7 марта 2007 | 00:55

    Многие уже успели позабыть о Поле Верховене и окончательно списать его со счетов. После невразумительного «Невидимки» он где-то пропадал целых шесть лет, хватаясь то за один, то за другой проект. Метания закончились на «Черной книге», самом дорогом голландском фильме за всю историю, который порвал национальный прокат, как тузик тряпку. А Пол… а что Пол? Он вновь обрел такую форму, что его любой следующий проект у меня автоматически попадает в разряд «бежать в кинотеатр без оглядки».

    Когда до начала сеанса оставалось несколько минут, я попытался вспомнить, что я знаю о данном фильме, и с большим удивлением обнаружил, что практически ничего. Я уж не знаю, как так вышло, но я не видел трейлер, я не смотрел кадры из фильма, я не читал рецензии и отзывы, да я даже синопсис толком не прочитал.

    Если у вас также существует пробел в знаниях о данном проекте, то ни в коем случае не спешите его заполнять. «Черную книгу» нужно смотреть, ничего не зная о ней, так как сюжетных поворотов в картине более чем достаточно, и даже малейший намек на их раскрытие, может разрушить восприятие от фильма.

    Во время сеанса не раз ловил себя на мысли, что в картине нет ничего нового. Если разложить «Черную книгу» по полочкам, то каждый из её элементов мы видели не один десяток раз. Но какая разница! Что можно придумать нового в шпионском триллере? Да ничего! Главное — как это дело показать.

    И вот здесь Верховен развернулся так, что мало не покажется. Уже придя домой и заглянув на страничку фильма, я никак не мог поверить, что продолжительность картины составляет почти два с половиной часа, т. к. смотрится она минимум на два раза короче.

    Представив основных героев, Верховен сначала дарит зрителям свою коронную сцену: показ женщины, сидящей на стуле, раздвинув ножки, при полном отсутствии нижнего белья. А затем начинает разгонять локомотив картины с такой скоростью, что людям, специально пришедшим на сеанс в поисках ляпов и несуразностей, просто-напросто некогда будет обращать внимание на такие вещи.

    Интриги, предательство, снова предательство, любовь, предательство тех, кто предал, чуть ли не любовный треугольник, снова интриги… Если триллер призван приковать взгляд зрителей к экрану, то новый фильм Верховена с этой задачей справился на все сто двадцать процентов.

    Во многом Пол остался верен себе, показав женское тело во всём его великолепии, а жестокость и насилие такими, какими они есть. Он также не забыл уколоть кое-кого, проведя параллели с сегодняшним днем. Оказывается — немцы называли местное сопротивление террористами. Каково, а?

    Порадовало также, что Верховен как-то очень умело обошел стороной еврейский вопрос. Вроде бы главные положительные персонажи — евреи, но в фильме нет кричащего во весь голос разделения: евреи — хорошие, немцы — плохие. Как на одной, так и на другой стороне есть достойные люди. Как на одной, так и на другой стороне есть подонки.

    Я не могу сказать ничего плохого ни об одном актере: все справились со своими ролями. Конечно, среди актеров явно выделяется Карис ван Хаутен. До «Черной книги» я не видел ни одного фильма с её участием, но сейчас появилось стойкое желание найти все картины из её фильмотографии и пересмотреть их разом. Ей досталось очень сложная и непростая роль, в которой Рейчел Сейн неоднократно будет жертвовать своими моральными принципами и взглядами на жизнь. И каждый раз зритель будет видеть, чем ей это будет даваться. Каждый раз мы будем верить, что она выживет, но каждый раз мы будем понимать, что, выжив, её жизнь будет поломана навсегда.

    Пока что я воздержусь от оценки, но знаю, что DVD с данной картиной точно появится в моей коллекции, т. к. уж больно кино получилось неожиданно хорошим. И… ну да, вы поняли — Пол Верховен вернулся!

    19 января 2007 | 10:28

    Если я пишу положительный отзыв на фильм про войну, то он действительно хорош, потому что эту тему я совсем не люблю. Честно говоря, я бы не стал смотреть этот фильм, если бы не решился познакомится ближе с голландским кинематографом в рамках очередного тура SFF. Во-первых, это самый дорогой фильм за всю историю голландского кино. Во-вторых, он выдвигался на Оскар и попал даже в shortlist. Так что, оставить его без внимания никак нельзя. Тем более, я готовлю подборку фильмов про войну для i-gency и могу одним махом убить двух зайцев.

    Мои ожидания более чем оправдались. Это действительно захватывающая авантюрная драма, разворачивающаяся на фоне Второй мировой войны, где главным действующим лицом будет еврейка Рахиль, за воспоминаниями которой будут следить зрители. Даже не верится, что на судьбу одной девушки могло выпасть столько испытаний. Хотя в начальных титрах говорится о том, что фильм основан на реальных событиях. Когда-то давно она выступала в немецких кабаре, но вынуждена была скрываться в Голландии из-за еврейского происхождения. Ей пообещали вывезти всю семью в безопасную зону, но отряд эсэсовцев расстрелял беглецов. Рахиль чудом спаслась и примкнула к отряду Сопротивления, где ей поручили опасную миссию — очаровать офицера гестапо Любвига Мюнтце. Перекрасившись в блондинку и сменив имя, девушка бесстрашно отправилась в логово врага.

    Пол Верховен и Герард Сутеман столько всего намешали, что не перестаешь удивляться сюжетным перипетиям. Враги оказываются друзьями, а друзья — предателями. А главная героиня каким-то чудным образом оказывается постоянно в оппозиции и у тех, и у других. Одни считают ее еврейской шпионкой, другие — немецкой подстилкой, потому что везде она оказывается не вовремя. Только затесалась в компанию немецких офицеров, как Германия уже готова к капитуляции, а бывшие союзники считают ее предательницей, потому что она полюбила немца. Не успеет выбраться из очередной передряги, как снова лезет в самую гущу событий. Удивительная женщина!

    Режиссура на высшем уровне. Стилизация под 40-ые годы мне показалась довольно убедительной, как и приход новой власти, которую сложно отличить от предыдущей (эпизоды с глумлением). Но больше всего меня поразила Кэрис ван Хаутен. Как же великолепно она исполнила главную роль! Аж дух захватывает! Я не верю, что это та самая актриса из южноафриканской драмы «Черные бабочки». Просто невероятная разница. Очень понравился образ Мюнтце в исполнении Себастьяна Коха. Пожалуй, их линия была самой увлекательной в фильме. По-моему, тут хватает всего: и любви, и заговоров, и предательства. Вот теперь я точно знаю, что в Голландии тоже снимают хорошие фильмы.

    8 из 10

    18 сентября 2013 | 02:01

    Первое, что уже настораживало в этом фильме — имя режиссера. Великий и могучий создатель «Робокопа» и «Основного инстинкта», задумал снять военную драму. В итоге получилась некая смесь «Шоугелз» и «Звездного десанта». Вышла вакханалия на фоне красных флагов и свастик.

    С первых минут понеслось. Что бы убить одну еврейку нужно сбрасывать бомбы на ее убежище, а не проще было взять пару солдат с собаками и прочесать местность, а так взрыв был, результат ноль.

    После вероломного предательства мнимого члена движения Сопротивления, Рахиль Штайн теряет свою семью и попадает к настоящим подпольщикам. Где она соглашается послужить своим телом для интересов Сопротивления.

    Сцена, где героиня красит свои лобковые волосы, в целях маскировки, чтобы в ней не опознали еврейку, полностью предопределяет все происходящее на экране в последующие полтора часа. Тема голых немцев и их голландских подруг раскрыта полностью, так сказать, во всех аспектах освещена.

    Фильм слишком китчевый и безвкусный, похожий на какой-то бурлеск с голыми танцовщицами и яркими, режущими глаза декорациями.

    Ни единый персонаж этого фильма не вызвал симпатии и вообще любых позитивных эмоций. Главная героиня, которая постоянно обнажается или уже раздета, штандартенфюрер СС Мюнце с кислым, всегда заспанным лицом, его подчинённый, он же главный злодей — Франкель, свиноподобная детина, не отмеченная печатью разума. Он позволяет себе появляться на службе небритым и с расстёгнутыми пуговицами, хорошо, что с застегнутой ширинкой. Верующий очкарик, всегда спокойный, приходящий в ярость, когда слышит богохульные ругательства. Врач и по совместительству предатель тоже прошёл мимо.

    Последний день рождения фюрера вызвал ассоциации с закатом Римской империи. Разврат и безысходность на фоне агонии власти. Лучшей иллюстрацией этому служит сцена с пьяными вдрызг офицерами и огненной женщиной на столе.

    Вылитый на Рахиль чан с человеческими испражнениями стал апофеозом фильма.

    Что снял Верховен — драму, с элементами эротики, эротику с драмой, войну с тем и другим, или, может быть, что-то другое, до конца не понятно.

    3 из 10

    3 мая 2013 | 15:05

    Вчера обещал показать девушке Суини Тодда, однако фильм по-видимому завалился за комод, поэтому решили смотреть «Черную книгу» Верховена, причем основным аргументом в пользу фильма было: «Там будут сиськи».

    Да сисек в кино действительно было много и все они хорошие, но иного от Верховена ожидать не приходится. Вспомните какой-нибудь его фильм, где вот этих самых сисек нет? По части сексуального наполнения у Верховена всё порой до тинтробрассовщины доходит. Т. е. там например сидит девушка у зеркала и лобок себе красит в блонди, заходит мужик, они разговаривают, потому раз — и уже трахаются, потому что краска щипет уж очень неприятно. И подобного в фильме много.

    Однако секс сексом, но фильм не об этом. Создается такое ощущение, что «цвартбёк» это своего рода верховенские восемь с половиной. Помимо вечной для режиссера темы сильной женщины, которых он ставит в любые позы и любые ситуации в каждом своем фильме, Верховен поднимает другой не менее важный для себя вопрос: «Кто я?»

    Ответ на самом деле находится сразу. Верховен скорее продолжатель спилбергского Шиндлера (да простит меня Сорокин) и «Пианиста» Полански, однако его скорбь о еврейском народе шагает дальше войны и жирных СС-овцев. У Верховена евреи плохие несчастные настолько, что их хотят убить не только немцы, но и голландцы, причем как во время войны, так и после. Все 2 часа задавая себе вопрос о месте евреев на земле, режиссер горько иронизирует в конце (это совсем не спойлер!), загоняя главную героиню (Рахиль) в кибуц ее же имени, но непременно окруженный колючей проволокой, вышкой и солдатами с автоматами. Война для них не закончится никогда, страдание у этого народа в крови. Однако иногда, видимо в целях нац-толерантности или уже не знаю чего, Верховен включает заводит пластинку: все народы хороши, а всё дело в людях. Однако на полпути пластинку безбожно начинает царапать, когда каждый герой фильма в нужное время достает из подсумка гранату с маркировкой «Ксенфобия-44», чтобы разнести толерантный мир в труху. А Верховен стоит в углу, потупив голову, и смотрит на всё это безобразие из под бровей, подергиваясь при разрыве очередного снаряда. И даже драма, похожая на комедию, где еврейская девушка готова отдать жизнь, свободу и Родину во имя штандартенфюрера СС Мюнце, который пожалуй последний порядочный человек во всей Голландии, у режиссера не смотрится шекспировской трагедией, а скорее волей Божьей. А иначе и быть не может… увы и ах. 

    P.S. C праздником Вас, дорогие защитники Отечества!

    9 из 10

    23 февраля 2010 | 16:15

    «Пол Верховен, на мой взгляд, один из немногих режиссеров, который кичевый стиль блестяще использует как художественный прием, хотя, казалось бы, что китч и творчество вещи несовместимые»

    Вот пусть и снимает свой китч в соответствующих местах и на соответствующие темы. Вторая мировая и Холокост требуют хоть какого — то уважения. Еще один пошлый фильм для людей, которые развлекаются, глядя на то, как убивают людей ни за что, как красивую женщину обливают дерьмом и т. д.

    16 мая 2007 | 14:56

    - Каждый человек имеет право на справедливый суд.
    - Даже отъявленный подонок?
    - Даже…


    Пол Верхувен — прежде всего мастер, производящий идеальное визуальное воплощение. Поэтому придираться к каким-либо смысловым недочетам в его практике, как минимум, недальновидно. При таком подходе есть риск лишить себя радости посмаковать сочное красочное действо и стабильную экспрессию, которую он удачно выжимает из актеров.

    Если Вы — зритель, для которого успешным становится фильм, полностью захвативший внимание и не отпустивший даже водички попить, то Вам однозначно к Верхувену, а в частности, к потрясающе складному и живому фильму — «Черная книга».

    Трагедия ШОА волнует меня лет с 12-ти, как раз тогда я прочла «Освенцим». Можно ли придумать нечто более кошмарное, чем геноцид? По-моему, нет. И говорить на эту тему весьма непросто. Но люди должны знать и представлять что творилось в то время, и доносить данную информацию необходимо всеми доступными способами. Пусть не останется равнодушных.

    История, изложенная в фильме — вымышлена. Но от этого она не стала менее реалистичной. Кэрис ван Хаутен, безусловно, прекрасна в любой своей роли. Искренне желаю Вам познакомиться с этой пленительной актрисой, если Вы еще не знакомы.

    А я пока планирую пересмотреть «Черную книгу» и не раз.

    10 из 10

    6 июля 2015 | 16:58

    Отличный фильм! Рассчитанный на самую широкую аудиторию — за исключением детей, естественно. Смотрится на одном дыхании, хорош и как боевик и как детектив. Да и в плане мелодрамы неплох. Единственным — небольшим — минусом является некоторый натурализм.

    Верхувен молодец, что вернулся в Европу, так как Голливуд сейчас кроме римейков ни на что не способен. В общем, все переключаемся на европейское кино! А фильму -

    9 из 10

    11 февраля 2007 | 23:20

    В фильме нет ни одного известного нам актера (разве что некоторых можно было видеть в фильмах по каналу «Культура»), но это не должно пугать — режиссера-то мы знаем. А я так вообще люблю Пола Верхувена за фильм «Турецкие сладости» (начинается это душераздирающее кино как порно, а заканчивается драмой) и «Шоу-герлз».

    Говорят, по глубине и четкости посыла Верхувен не дотянул до шедевра. Возможно. Но зачем нам второй Список Шиндлера.

    «Черная книга» — шпионский триллер про деву а-ля Мата Хари, попавшую в непростую жизненную ситуацию в 1944 году в Голландии. Сюжет не нов, но закручен лихо. Детей брать на сеанс ни в ком случае нельзя — тут им покажут и размноженные головы, и вполне бодрые половые органы крупным планом.

    Верхувен настолько умело все это живописует (но не в коем случае не смакует, как некоторые режиссеры), что физически ощущаешь происходящее на экране. Когда «Мате Хари» становится дурно при виде убийцы, то чувствуешь, что тебя тоже слегка мутит.

    При всем при этом кино очень красивое, как и все фильмы Верхувена. Наверное, зрителям-мужчинам весьма симпатична актриса Карис Ван Хаутен и ее обнаженная грудь, а я сразу была очарована одним героем мужского пола.

    Он казался добрым и великодушным. Только я в него влюбилась, как его приставили к стенке. Кто это был — не скажу. Отмечу только, что весь фильм сопереживала, пока героиня искала предателя.

    28 января 2007 | 02:25

    Да… Да… Да… И опять… и снова кинорежиссеры всего мира возвращаются к этой изъезженной до умопомрачения теме.

    Войну вообще выиграли евреи и американцы. А вы разве не знали??

    На этот раз режиссер полупорнографических киношек вроде «Шоугерлз» и незатейливых боевичков вроде «Звездного десанта» решил взяться за сУрьезные вещи. О как!

    «Хватит с меня, — подумал режиссер, — получать ежегодно «золотую малину»! Не хочу я больше работать на Голливуд! Сниму-ка я лучше для родной Голландии самый дорогой в ее истории фильм! ДОРОГОЙ! Вот что главное! Надо шоб ДОРОГО и БАГАТО было!»

    И что вы думаете? Снял! Более того! Даже получил за него награды!

    Что же предстало пред очами заинтересовавшихся зрителей? Увы, как я уже сказала, ничего нового или экстраординарного.

    Все типично. Война. Женщина-еврейка. Ее месть. Ее Любовь. Ее обнаженная грудь.

    Сюжет предсказуем почти с самого начала и до конца. Разве что предателя вычисляешь где-то на втором часу просмотра, но к этому времени все это уже становится слишком неважным. Тебе уже плевать на предателя и хочется лишь поскорее смыться из кинотеатра, ибо фильм растянут жутко.

    Кино снято «вкусно», красиво. Спору нет. Однако во время просмотра не покидает ощущение того, что тебе рассказывают неправдоподобную сказку. Куча несостыковок. Масса ляпов. Еврейка, у которой непонятно почему голубые глаза, нестриженые офицеры СС, ПОЛНЕЙШЕЕ отсутствие дисциплины в их рядах, хотя такого не могло быть по определению, подслушивающие устройства в кабине главного (!) нациста, перестрелки из автомата в узком коридоре. Словом, голливудский бред.

    Фильм нужно рассматривать по-простому, как детектив. Стрельба, погони, шпионы. Это не драма. Драму в глазах героини, увы, мне увидеть не удалось. Образы остальных героев тоже весьма однобоки, примитивны. Они как картонные декорации: яркие, но только с фасада.

    П. С. Зато отлично раскрыта тема голых теток и дядек.

    Ах, да! Еще у героини было оффигенное красное платье! Этим мне больше всего запомнился фильм

    26 августа 2009 | 16:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>