всё о любом фильме:

Восхождение

год
страна
слоган-
режиссерЛариса Шепитько
сценарийЮрий Клепиков, Лариса Шепитько, Василь Быков
директор фильмаВилли Геллер
операторВладимир Чухнов
композиторАльфред Шнитке
художникЮрий Ракша
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  10.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
О судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
2 + 0 = 2
0.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме свои первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин.
    • Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 109 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Картина «Восхождение» Ларисы Шепитько — традиционный евангельский сюжет «Путь на Голгофу», фоном для которой послужила Великая Отечественная Война.

    Главные герои, Сотников и Рыбак, попадают в плен к фашистам, на службе которых продажный Иуда, Портнов. Он хладнокровно калечит своих соотечественников (убивает чужими руками, заманиявая их в «силок») ни одним мускулом не проявляя тени сочувствия. Такие люди, переворачивают эволюцию с ног на голову: мнят себя гениями и начинают руководить, подавляя всех, кого придется. Им подчиняются Рыбаки, а Сотниковы — выбирают путь страдания и перестают становиться предметом подражания молодеющей эпохи…

    С евангельских времён, есть люди, которые жалеют себя, потому что для них смысл жизни — существование и те, которые идут дальше этого (живут ради другого). Для кого-то смерть — это конец, для кого-то смерть — это начало. Жизнь — путь, и тем она уникальна… Ценность человека — в его духовности, но одновременно и в людской слабости. Путь к Гробу Господнему полон компромиссов и сделок с совестью, где человек окончательно может потерять самого себя и смысл своего существования.

    Лариса Ефимовна Шепитько, замыслила эту картину, в то время, когда была беременна и семь месяцев была прикована к больничной кровати (из-за травмы позвоночника). В то время, она жила мыслью: «Если ребенок родится, а я погибну, то он должен знать обо мне по работе в кино». Именно тогда возникла идея будущего фильма «Восхождение» — фильма, который бы стал достойным того, чтобы оказаться последним в ее карьере. Не задумала ли женщина в тот момент, вдохнуть жизнь в своих детей (один из которых картина «Восхождение»), и умереть, отдавши все духовное, что в ней было, им?

    Развитие образов передано в связке: Портнов — Рыбак — Сотников. Оператор ловит дыхание персонажей, укрупняя действие даже, а не объект: душа героев, «читается» эволюцией замысла Божьего, когда из «скотины» вырастает нечто совершенное, достигшее той духовной высоты, на которой «смерть не смерть есть, жизнь не жизнь есть» (Цветаева).

    За счет максимального приближения камеры к объектам, зрителю «легче» найти личную формулу бессмертия и он находит ее в образе Христа (герой Бориса Плотникова): «Я не предам. Есть вещи поважнее собственной шкуры»… Картина «Восхождение», представляет собой все лучшее в русском кинематографе, после которой, за тридцать с лишним лет, практически ничего существенного не сняли. В фильме есть вера, настоящая внутренняя свобода и способность любви на самопожертвование. Режиссер ленты, закладывая краеугольный камень всех вышеперечисленных составляющих, в фундамент будущего поколения, верила, что оно, считает сигналы SOS и воскреснет из руин времени, лозунгом которого, является «Возьми от жизни все!»…

    10 из 10

    12 мая 2012 | 20:56

    Лариса Шепитько решилась на довольно-таки рискованный шаг — снимать фильм по мотивам повести Василия Быкова «Сотников». Зная заранее специфику произведений Быкова, которая включает в себя пространные суждения героев на моральные темы, трудно даже представить себе, что у Шепитько получится не просто идеально переработать материал, но и представить работу в очень интересном для военного жанра ключе.

    Группа партизан продвигается к своим. Двое получают задание — достать продовольствие с ближайшего хутора. Однако все идет не так, как задумывалось, и два героя (Сотников и Рыбак) попадают в неприятную для них и матери троих детей ситуацию — они попадают в плен к немцам. Впереди целая ночь, которая определит, кто из узников готов пойти ва-банк, а кто мужественно выстоит.

    Сценарий проработан вплоть до мельчайших деталей, чтобы у зрителя не было даже малейшего повода усомнится в устрашающей правдоподобности происходящего. В детстве я прочитал не одно произведение Быкова, и поэтому был удивлен тому, что кому-то удастся адаптировать повесть столь хорошего писателя в силу чудовищной сложности материала. Стоит упомянуть о сильной режиссуре и великолепной манере повествования, которая была, вне всякого сомнения, выбрана специально для этой картины. В ленте практически отсутствует музыкальное сопровождение, однако это лишь добавляет драматизма и чувства чудовищного страха за героев. Повествование идет весьма плавно, постепенно увеличивая ритм и поднимая планку картине, выдавая оглушительный финал, оставляющий за собой лишь запорошенную снегом сельскую дорогу.

    Многие из актерского состава блистательно справились со своими ролями. Борис Плотников в образе Сотникова заставлял меня содрогаться от внутренней силы, исходившей от него. Владимир Гостюхин воплотил весьма неоднозначный образ, который, однако, заслуживает почтения и уважения. Великолепная Демчиха, сыгранная Людмилой Поляковой, была столь пронзительна, что не могла не заставить зрителя плакать. А персонаж Анатолия Солоницына Портнов впервые показал мне, что можно очень неоднозначно относиться к оккупации и всему вытекающему из этого.

    Сказать, что картина является хорошим представителем своего жанра — словно ничего не сказать. Лента является образчиком несомненного мастерства создателей, и, бесспорно, также является исторической ценностью наравне с любым памятником архитектуры. Картины такого рода воспитывают важнейшие моральные качества любого индивида, и их требуется показывать всем без исключения. Шедевр, вне всякого сомнения.

    15 августа 2013 | 19:17

    Фильм «Восхождение» я смотрела в школе. Тогда, нам устроили массовый выход в свет. Поначалу уныло думала: «Еще один тяжелый военный фильм». Но он произвел на меня очень сильное впечатление, и не было ни тени сожаления от просмотра.

    Думаю, охарактеризовать этот фильм как военный будет не совсем правильно. Это скорее драма, причем очень глубокая и осмысленная. События «Восхождения» переносят нас в годы Отечественной войны, в 1942 год, в Белоруссию. В фильме мы не наблюдаем ожесточенных боевых действий. Упор сделан вовсе не на это, а на поведение и поступки людей в военные годы.

    Главные герои — два партизана. Оба вроде как любят свое Родину, не жалуются. Только вот один из них — предатель(Рыбак), а другой — мужественный и бесстрашный(Сотников). В фильме остро ставится проблема морали, проблема человеческого выбора.

    Хотя я не берусь осуждать Рыбака за его измену. Никто не знает, как бы он сам поступил на его месте, какое бы решение принял, пройдя через пытки и издевательства. Нельзя сказать, что Рыбак — плохой человек. С хорошей стороны его характеризует то, что он на своих плечах нес раненного Сотникова до деревни. После повешения партизанов, его мучает совесть, чувство вины и, в конце концов, он решает покончить жизнь самоубийством.

    Сотников… Он безусловно герой. Благодаря таким как он, победа в войне была одержана. Думаю, в фильме, как и в книге, автор идеализировал человека в лице Сотникова. Он думает, прежде всего, о человечестве, о своем народе, о ближнем, а лишь потом о себе. На мой взгляд, он принял достойную смерть.

    Фильм интересен различной публике: от мала до велика. Во время его просмотра испытываешь глубокие переживания. После себя, он оставляет неизгладимые впечатления. Это яркий, пронзительный, потрясающе талантливый фильм, который попадает прямо в душу.

    10 из 10

    14 мая 2011 | 19:17

    Острая и необычайно психологичная как для военной прозы повесть Василя Быкова «Сотников» в интерпретации Ларисы Шепитько претворилась в готовую библейскую притчу на тему: «Как умереть, чтобы жить», а также темы предательства и ценности человеческой жизни. Уже во время просмотра становится понятно, почему «Восхождение» с таким трудом пробивало себе дорогу через тернии советской цензуры. Фильм, в котором за внешним военным фоном абсолютно четко просматривается мощный христианский подтекст, не мог так просто попасть на экран в те годы. Да и то, что настоящим героем в картине оказывается болезненный интеллигент, а не крепкий бывалый солдат, вряд ли могло понравиться тогдашним партийным «специалистам» от кино и власти в целом.

    Успех картины определили хороший исходный материал, необыкновенный талант и мастерство режиссера, абсолютно правильное визуальное решение, актерская игра на самой высокой ноте и монументальная музыка Альфреда Шнитке.

    Лента именно такой и должна была быть — в черно-белых тонах. Промежуточному тут нет места — ни серым, ни тем более «цветным» настроениям. Ты или там или здесь. Или на светлой, или на темной стороне. На «серой» нейтральной полосе комфортно отсидеться не получится. Жизнь и смерть тестируют тебя на стойкость, мужество, честность, порядочность, и не приемлют конформистский принцип: «И вашим, и нашим». Только или тем, или другим. И чёрно-белая композиция — наиболее удачный фон для демонстрации борьбы за душу человека, которая ведется ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Результатом станет смерть или жизнь, только уже в Вечности.

    Обе главные роли в фильме сыграны на пределе возможного. Борис Плотников, для которого это была первая роль в кино, не просто почувствовал, а прожил своего персонажа. Сотников — человек, которому тоже приходится мучиться сомнениями, перед ним поставлен по-настоящему страшный выбор: на чашу весов его совести кладут жизни людей, и предательство может одновременно спасти жизни одним людям, а других погубить. Выбор, которого, не пожелаешь, наверное, самому заклятому врагу. Но внешне слабосильный Сотников оказывается необычайно крепок именно духом, есть грань, которую он не перейдет никогда, он очень хорошо ее чувствует и делает свой выбор И кто его знает, не руководствовался ли при своем выборе мыслью о Божьем промысле и воле на все. Плотников великолепен на протяжении всего фильма, настолько много он вкладывает в своего героя, который вышел у него очень искренним и убедительным. Стараюсь не давать категоричных оценок, но убежден, что такой роли у Плотникова больше не было и не будет. Даже, скажем, замечательный Борменталь из «Собачьего сердца» несравним с Сотниковым.

    В отличие от него, роль Рыбака для Владимира Гостюхина не была дебютом, за плечами был уже определенный багаж из нескольких картин, однако, думаю, работу в «Восхождении» он тоже может считать особенной для себя. Режиссер нашла подход и к этому актеру, помогла открыть в себе новые грани таланта и сыграть столь же ярко и убедительно, как и Борис Плотников. Рыбак — персонаж тоже не простой и не однозначный, это уже битый жизнью человек, закаленный в боях солдат, стойко переносящий тяготы войны, может, слегка простоватый и грубоватый, но искренний и не держащий зла Однако в картине с самого начала буквально несколькими штрихами даются намеки на чревоточины в его душе, предрасположенность к тому, чтобы идти к цели окольными путями, хитрить, даже врать только, якобы, затем, чтобы вернуться на прямую дорожку. Но это не более, чем самообман, и ступив на такую стезю, назад не вернешься. В этом они они и принципиально различаются с Сотниковым: Рыбак не чувствует той грани, за которой уже нет возврата. И то, что кажется ему невинной ложью во спасение и временным притворством во имя высокой цели, оборачивается предательством.

    И вот тут вступает тот самый христианский аспект. Сотников остался верен себе и своей совести, а Рыбак сломался. И возникает совершенно отчетливое ощущение, что Сотников, даже если и умрет, «но жив будет», а Рыбак, даже если и сможет дальше существовать на Земле, уже мертв.. Посыл Ларисы Шепитько относительно того, что же на самом деле есть жизнь и смерть, тут виден совершенно отчетливо.

    Из других актерских работ запомнился еще Анатолий Солоницын в роли полицейского следователя. Очень интересный у его вышел персонаж: этакий псевдоинтеллигент с претензией на философию и психологию, стремящийся, очевидно, скрыть за ними муки собственной совести. Запоминается, сколь пренебрежительно обращаются с ним немецкие офицеры. Предательство таки накладывает на человека гадкую Каинову печать, вызывающую к нему отторжение у всех.

    Сильное, мощное и безупречное во всех отношениях кино.

    10 из 10

    16 февраля 2013 | 18:25

    Да, действительно шедевр. Давно заметил, после среднего фильма — хочется поболтать, а после шедевра — и сказать-то нечего.

    Тогда такой интересный вопрос — конечно история библейская, но почему взята война? Думаю потому, что именно на войне вопросы ставятся очень жестко, а выбор делается навсегда. На войне поведение Сотникова понятно, а в мирной жизни пожалуй уже не так… На самом же деле война не заканчивалась, а идет постоянно.

    Каждый делает выбор…

    10 из 10

    16 сентября 2009 | 00:48

    Это о нем:

    «Он видел больше, чем его глаза,
    Он тронул глубже зримого покрова,
    Он понял то, о чём сказать нельзя,
    И, уходя, не проронил ни слова.
    Хотя он не оставил ничего,
    Молчание его подобно грому.
    Все говорят и мыслят за него,
    Но говорят и мыслят по-другому».

    А это — о нас:

    «Я погиб, хотя еще не умер,
    Мне приснились сны моих врагов.
    Я увидел их и обезумел
    В ночь перед скончанием веков.
    Верно, мне позволил Бог увидеть,
    Как умеют предавать свои,
    Как чужие могут ненавидеть
    В ночь перед сожжением любви».

    (стихи Ю. Кузнецова)

    Я считаю, что этот гениальный, этот потрясающий фильм Ларисы Шепитько должен стоять на первой строчке любого российского кинорейтинга. Вершина нашего кино!

    Конечно, мы способны оценить и прекрасные творения зарубежных мастеров. Но разве где-нибудь «не у нас» оценивают чужое выше своего?… И это всегда будет правильно. Так как оценивает народ, нация и критики, оплачиваемые своим народом. Восхищаются тем, что близко. И мы примазываемся к «ним», нам «ихнее» по душе.

    Даже как-то не поворачивается назвать фильм нерусским словом — шедевр. Лучше — Великое Творение.

    В нем все до боли наше. Люди. Снег. Холод. Деревья. Воздух. Небо… И страдания мученические. И падение. И восхождение. И расплата. И покаяние. И… должно быть Воскрешение. Наверно, так хотела Шепитько. Но — увы…

    А мы голосуем за Финчера и Скорсезе, за Шоушенк и Леона. Страшно, обидно, горько.

    Светлая Вам Память, Лариса Ефимовна. Мы Вас помним.

    100 из 10

    23 апреля 2010 | 23:28

    Есть красота, подвластная времени,
    И вечная красота,
    Но нас подведёт наше слабое зрение,
    А тёмный инстинкт предаст.


    Елена Войнаровская

    Признаться честно, долго с опаской ходил вокруг этого фильма и все не решался посмотреть. Не хотелось увидеть у режиссера Ларисы Шепитько, жены Элема Климова, создавшего практически эталонный [анти]военный «Иди и смотри», те же художественные приемы, что использовал Климов для своего шедевра. Как, впрочем, и наоборот. К счастью, и даже к некому облегчению, убедился, что картины-то совершенно непохожие и говорящие (пусть и одинаково громко) о разных вещах. Объединяет их разве что незаурядная повесть (в случае Шепитько это «Сотников» Василия Быкова), ставшая основой сценария, и просторы Беларуси.

    Простейшее по фабуле кино, о двух партизанах, попавших в немецкий плен, приговоренных по ускоренному сценарию к казни и сделавших разный моральный выбор, на самом деле задает прямой вопрос своему зрителю, заметить который и честно ответить на него не каждому по силам, ведь итог может быть довольно неожиданным. А неожиданности, как известно, бывают и неприятными. Заявленная для бюрократов из госкино как патриотично-героическая лента, но изначально задуманная как глубоко христианская (слово, что даже вслух опасно было произносить) притча о моральном выборе вышла в прокат лишь по счастливой случайности.

    На съемках витала столь мощная энергетика, что нарисованные синяки перебивались сквозь грим, показная боль становилась пугающе настоящей, актеры падали в обморок прямо во время дубля, массовка зарабатывала обморожения, а операторы пристывали к технике, от которой их отдирали вместе с кожей и кровью. Казалось, Шепитько своей одержимостью могла зарядить весь мир вокруг себя ради общего дела. Эта женщина в такой жесткой профессии никогда не пыталась играть в мужское кино на чужой территории, не снимала привычное «дамское кино» и не действовала методами полуправды. Ее стиль неповторим и уникален. Перед съемками фильма творческой команде в принудительном порядке часы напролет демонстрировались нацистские зверства, причем не общедоступная хроника, а самая «жесть», как говорит современная молодежь. По части перфекционизма и выдвигаемых ею, прежде всего к самой себе, требований равных ей в советском кино, пожалуй, не было, а из зарубежных коллег на ум приходит разве что ее знаменитый современник Стэнли Кубрик и его ставшие притчей во языцех взыскательность и стремление к идеалу. Маленькими компромиссами вымощен путь к страшному концу. Таков девиз не только Сотникова, но и самого режиссера. Жестокое в какой-то мере требование, которое ее сожгло и которое возвело ее в Вечность.

    Это потом Шепитько будет ослепительно улыбаться с берлинской сцены, выведет из себя главу жюри Фассбиндера, яро противившегося вручению ленте главного приза, и не на шутку озадачит голливудских воротил невиданной манерой режиссуры. А ведь можно только предполагать, каким бы безжалостным был вердикт чиновников от кино («Проверка на дорогах» авторитетнейшего Германа 15 лет пролежала на полке), не получи фильм мощную протекцию высшего белорусского руководства. А ведь один из ранних ее фильмов просто за «неформатную» атмосферу было приказано смыть (!).

    Мощный фильм, каких единицы, без преувеличения, в истории мирового кинематографа. Образец запредельной режиссуры ученицы мегаклассика Александра Довженко. Пронзительные, выворачивающие душу мелодии Шнитке в финальной части. Самоотверженная игра каждого из трио актеров. Для двоих из них (Гостюхина и Плотникова) роли оказались первыми большими ролями в карьере. А Анатолий Солоницын, игравший практически у всех классиков тогдашнего советского кино, с убедительностью, переходящей в исступленность, исполнил роль главного злодея — эдакого Каифы в должности полицая. Отрицательные или положительные ярлыки легко повесить на каждого из персонажей до того, как попытаешься высмотреть там себя. У каждого из них своя неидеальная правда, и не приведи Господи оказаться реально в чьей-то коже. Здесь, может, и нет того напряжения, которое задает Климов в своем фильме с первых же минут, но вместе с тем Шепитько и не спешит ставить столь однозначный диагноз человечеству. Она будто вглядывается в него с надеждой увидеть там то (или того), что (кто) его спасет. И недаром в фильме явственно присутствуют христианские мотивы, и недаром Шепитько стала верующей после съемок фильма. Тот случай, когда режиссер вложил в фильм частицу себя, а фильм сросся с создателем и начал собственную жизнь, озадачивая своей искренностью и надрывом последующие поколения.

    Картину ждал абсолютный триумф в Берлине, где помимо врученного главного приза, фильму рукоплескали ФИПРЕССИ, экуменическое и католическое жюри. Шепитько стала первой из советских режиссеров, удостоившихся Золотого медведя (вторым был Глеб Панфилов в 1987 году за ленту «Тема»), и всего лишь второй после венгерки Марты Месарош женщиной в этой ипостаси (всего 4 женщины-режиссера получали эту награду, причем два последних случая за последние годы, когда фестиваль уже утратил свою былую мощь).

    «Восхождение» так и остался последним фильмом в ее режиссерской фильмографии. И этот факт носит немного мистический оттенок, не только и не столько потому что Лариса Шепитько трагически погибла при подготовке к съемкам следующего фильма, и не потому что ясновидящая Ванга якобы предсказала ей скорую смерть, а потому что «Иди и смотри», который многое роднит с «Восхождением», также стал последним пунктом в фильмографии ее мужа. Может, в этом вся трагедия и все величие уникального во всем мировом кинематографе супружеского союза. Наверное, так желает умереть каждый художник. Нет, не молодым, пьяным и в автокатастрофе, а создав что-то такое, что собственноручно уже невозможно превзойти. Элем Климов после смерти жены завершил начатый ею фильм, который назвал «Прощанием», и окончил съемки своего многострадального творения. И, несмотря на еще 18, после выхода «Иди и смотри», прожитых лет, к киноаппарату и пленке так больше и не притронулся. Так же ушел Кшиштоф Кеслевский, сотворив «цветную» трилогию. Так уходят Великие. Подобно чаплиновскому Кальверо они сыграли свой бенефис и остались такими навсегда.

    P.S. И вот уже некоторое время спустя, мысленно возвращаясь к фильму, уже не просто пунктом из категории «А знаете ли вы что…» кажется тот факт, что Ларису Шепитько еще на стадии вступительных экзаменов и незадолго до собственной смерти заметил сам Александр Довженко, в чьей мастерской она и начала узнавать азы режиссуры. Удивительным образом это перекликается с финалом «Восхождения», где своим незабываемым взглядом Сотников смотрит в глаза будущего поколения. И между полуулыбкой одного и полными слез глазами другого проложен невидимый, но обжигающий, словно оголенный нерв, мост преемственности поколений и канал передачи высшего знания.

    25 сентября 2009 | 10:50

    Тот редкий случай, когда фильм, снятый по книге, как минимум ни в чем ей не уступает. По моему же мнению, «Восхождение» даже превосходит «Сотникова». Это не значит, что повесть плоха, но она менее содержательна. Произведение Василя Быкова классический образчик офицерской прозы, с характерной для подобных повестей и романов полярностью: свой-чужой, плохой-хороший, предатель-герой. Фильм же насыщен дополнительными уровнями смысла и обладает философичностью, психологизмом. Режиссер на основе исходного литературного материала сумела показать собственное видение и привнести нечто принципиально новое, при этом практически не отступая от первоисточника.

    У Быкова в центре внимания тема морального выбора советского солдата на Великой отечественной войне. В работе Ларисы Шепитько этот же вопрос приобретает более общечеловеческий, вневременной и глобальный характер, и может рассматриваться отдельно от контекста темы войны как таковой.

    Из советских фильмов о Великой отечественной по гнетущести атмосферы с «Восхождением» может сравниться, пожалуй, только «Иди и смотри» (не даром режиссер последнего Элем Климов принимал участие в съемках). Еще, своей философичностью творение Шепитько схоже со «Сталкером», даже герои Кайдановского и Плотникова похожи внешне.

    С какой стороны «Восхождение» не рассматривай, это очень сильная работа. Актерская игра, стопроцентное попадание актеров в образы, операторская работа, музыкальное сопровождение. Все это позволяет не только внутренне сопереживать происходящему на экране, но почти физически ощутить холод, усталость и боль, испытываемые действующими лицами. Для думающего человека это кино не пройдет бесследно и оставит массу вопросов, на которые не так просто ответить.

    10 из 10

    9 февраля 2013 | 17:36

    Эта военная драма поставлена по повести Василия Быкова «Сотников». Название «Восхождение» символически взято из библии и вместе с черно-белой пленкой, на которой отснята картина, на примере судеб двух партизан, попавших в плен к фашистам, олицетворяет диаметрально противоположные истории Иуды и Христа — чёрного и белого. Истории о нравственном и безнравственном, о духовном и бездуховном, о падении до уровня ничтожества и восхождении человека на высокую ступень несокрушимой силы Духа. В сюжете данной киноленты противопоставлены два главных героя: Сотников, который до конца предан своей идее. Он выдержал страшные пытки и мужественно принял смерть. И кадровый военный Рыбак, который в своем сильном желании выжить любой ценой, не заметил, как перейдя нравственную границу, оказался полицаем-предателем. Его роль сыграл Владимир Гостюхин, а образ Сотникова исполнил актера Борис Плотников. Эта была его первая роль в кино.

    До войны Сотников был учителем, что так же в определенной мере является аллегоричным символом, так как учитель всегда несёт ответственность за тот пример, который он подаёт окружающим людям и будущим поколениям, и в данном случае герой оправдал доверие, ведь пожертвовав собой ради будущего, он совершил духовное восхождение. А образ учителя всегда ассоциировался со светлой дорогой познания истины, которую он нес и остальным. Так разве умение отличать Добро от Зла, как Свет от Тьмы, не несет в себе познание духовного восхождения?!… Разве стремление оставаться человеком в бесчеловечной обстановке не является примером духовного восхождения, которое старалась представить зрителю на экране режиссер Лариса Шепитько.

    Так кого же из двух главных героев можно понять, а кого можно простить?!… Кому из них быть, а кому не быть?!… И какой путь на самом деле правильный? Такой вопрос ставит перед зрителем эта картина, но существует ли на самом деле к ней ответ, и может ли человек знать — способен ли он бороться со своим животным страхом, ни разу не испытав его. С одной стороны, картина поучительная, и заставляет каждого сделать свой выбор, но насколько просто, насколько безошибочно точно его можно сделать человеку нашего современного общества эпохи потребителей, который не привык рисковать и жертвовать своими интересами на благо общества и морали…. Сегодня человек способен только на угрызение совести, и в последствии на самобичевание, но и оно будет не до конца искренним, потому что человеку совестно скорее не за свой проступок, а за внутреннее ощущение неправды, не добросовестности этого поступка, в рамках сложившихся испокон века устоев, правил, порядков, которые остались не в душе, но где-то далеко в подсознании. Поэтому пренебрегая этими устоями и становится совестно, но если бы не было этих правил и устоев — современный человек, совершая тот или иной безнравственны проступок, чувствовал бы себя прекрасно, не испытывая при этом мучений и угрызений совести. Как сказал Иван Локотков в фильме «Проверка на дорогах»: «Для чего человек кается? Чтоб грешить и не маяться. А покаялся — и снова здорово».

    6 июня 2013 | 18:04

    «На войне была важна не готовность умереть, а готовность действовать в условиях, когда грозит смерть»

    Не помню точно откуда.

    По этому произведению Василя Быкова я писал выпускное сочинение, хотя никогда его не читал, а фильм посмотрел только недавно. Почему писал, если не читал? Просто потому что мы очень подробно разбирали, незадолго перед экзаменом, поэтому я его так запомнил. И, кстати, получил за него отлично и за грамотность и за содержание, хотя до этого никогда не писал сочинение больше, чем на четыре. Но бывает так, что тема заденет за живое так, что даже читать не надо, понимаешь всё на чисто интуитивном уровне.

    Эта война для нашего народа не просто эпизод истории, хотя многие уже мало, что о ней знают. И здесь, в этом фильме, и в этом произведении, раскрывается, наверное, самая, тонкая, самая великая, самая важная для победы в войне, дилемма сознания, и самая бессмысленная, ведь какая может быть дилемма? Предатель, он и есть предатель. Я в общем-то раньше именно так категорично оценивал Рыбака, потому что не читал первоисточника. Но, посмотрев фильм, увидел, что Рыбак не был с самого начала человеком, который только и думал, как бы ему избежать смерти, и вернулся за Сотниковым, и в этом одном конкретном временном интервале спас ему жизнь, рискую собственной. И его рассуждение в плену, после того Сотникова пытали, не кажутся уже всего лишь оправданием однозначно гнусного предателя.

    Человек, такой как Рыбак, может быть искренне хотел сражаться и сражался в партизанском отряде за Родину, и в этом был таким же как Сотников. Только логика его рассуждений, логика его мыслей, логика его поступков была такая, что постепенно подводила его к тому, чтобы стать слугой немецкого фашизма. Не его личная позиция, не его гнусные намерения, а всего лишь логика его рассуждений. Всего лишь, это иногда очень и очень много. Вот в этом вся или большая часть тонкости этой дилеммы. Другой, не плохой, а просто другой склад ума, другой способ рассуждения, не плохой, но в данном случае, он стал плохим объективно. Война. Когда Рыбак понял, что теперь дороги назад нет, что он остался один, и остался жив он, потому что он предатель, вот тут-то и начинается его проверка, настоящая проверка. Теперь он не может затенить всё своими рассуждениями даже перед самим собой, теперь либо надо сказать, да я — предатель, да — я буду служить врагу, да — буду убивать русских, своих братьев. И никакой другой альтернативы. И если бы он был таким подлым человеком, то, наверное, бы он так и поступил. Я уже не помню, чем кончился фильм, да это и нельзя здесь писать, но сам факт, что для Рыбака этот финал был не менее мучительным психологически, чем физические страдания Сотникова, сам этот факт говорит, что не всё так просто.

    С другой стороны, и Сотников предстаёт в фильме слишком правильным, слишком уверенным в своей правоте, слишком волевым, и может показаться, что это только так в фильме бывает, что не могут люди быть так преданы идее, принципам. Но при это не учитывается в какое время всё это происходило, и при каких условиях. Может быть сейчас действительно не может быть таких людей или может быть их очень мало. Поэтому так трудно поверить в его реальность?

    В сочинении я задавался вопросом: почему Сотников не предал? Разве он не хотел жить? Разве он не любил весь тот мир, в котором он жил и хотел с радостью умереть? Конечно, быть такого не может. Я тогда писал и думал так, что, да, он любил жизнь, но ещё сильнее он любил Родину, и не мог он предать Родину, которая его родила, вырастила, выкормила, дала возможность получить бесплатное образование и стать человеком, не мог он просто так это забыть и предать. Отчасти я и сейчас с этим согласен. Отчасти. Ну а что же Рыбак, он ведь тоже был выращен Родиной, а он почему поступил по-другому. Был менее благодарным? Это был бы либо слишком идеологизированный подход, либо слишком наивный для меня. Но я был наивен и искренне так думал, и не исключено, что Сотников в чём-то тоже был наивен и по-юношески максималистичен, но именно в этой наивности и была его моральная сила, потому что он, может быть, искренне верил в свои принципы, и ради этих принципов готов был идти до конца. Сейчас, я понимаю, что вся эта проблема гораздо в чём-то проще, но и одновременно тоньше, в ней много таких ньюансов, которые люди не привыкли замечать.

    Первоисточник В. Быкова я так и не прочитал, но в фильме всё передано достаточно проникающе и сильно, умели когда-то снимать без спецэффектов, натуралистичности, взрывов, обнажёнки и т. п. Но иногда полезно начать знакомство с произведением именно по фильму и так даже нагляднее.

    Тем не менее, всё выше написанное не есть некая попытка найти оправдание предательству. Дело в том, что Сама война, сама эта обстановка, ставила выбор жёстко: Либо бороться до конца, бескомпромиссно и не жалея жизни, либо если хоть чу-чуть себя пожалеть, то можно потерять всё. Поэтому даже если человека можно понять, но оправдать его нельзя, потому что на кон было поставлено всё. Нельзя оправдать даже тем, что у нас была диктатура, репрессии и т. д. Это был как раз тот момент истории, когда выбор был поставлен чётко, и не было здесь места для дискуссий.

    10 из 10

    7 августа 2010 | 21:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Первый независимый open-кинотеатр в Москве «КИНОклуб на Винзаводе» открывает новый летний сезон, в рамках которого зрителям на протяжении нескольких месяцев будут демонстрироваться авторские ленты. (...)
     
    все новости

    Статьи


    К наступлению первых морозов и снегопадов КиноПоиск вспоминает десяток картин, в которых зима является полноправным действующим лицом — от «Неотправленного письма» Михаила Калатозова до «Простого плана» Сэма Рэйми(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    5-6 января
    05.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 5-6 января

    Этот год в кинематографии «будет годом решительной ликвидации всех остатков и результатов вредительства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    135.БлефBluff storia di truffe e di imbroglioni8.201
    136.ВоинWarrior8.199
    137.Перед классомFront of the Class8.196
    138.Заплати другомуPay It Forward8.195
    139.Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug8.194
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.76%
    2.ДикаяWild97.67%
    3.Белая птица в метелиWhite Bird in a Blizzard97.46%
    4.ВозвращенецThe Revenant96.96%
    5.В сердце моряIn the Heart of the Sea95.33%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption480
    Истории монстровBakemonogatari9
    ЛипучкаFlypaper55
    Тонкая красная линияThe Thin Red Line60
    АниматрицаThe Animatrix16
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.117
    Город героевBig Hero 68.308
    СудьяThe Judge8.224
    ДракулаDracula Untold6.618
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.438
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры