всё о любом фильме:

Восхождение

год
страна
слоган-
режиссерЛариса Шепитько
сценарийЮрий Клепиков, Лариса Шепитько, Василь Быков
директор фильмаВилли Геллер
операторВладимир Чухнов
композиторАльфред Шнитке
художникЮрий Ракша
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  10.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
О судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме свои первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин.
    • Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 109 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    С этим трудно спорить. И, честно говоря, я фильм-то начинал смотреть с чувством глубокого убеждения, что ни малейшего повода для сомнений он дать не может, что называется, по определению. Слишком-де очевидна разница между «умереть стоя» и «жить на коленях».

    А меж тем первый — еще в далеком детстве — и единственный до сего дня просмотр оставил в памяти как раз таки исключительно сомнения. То есть впечатление тогда картина произвела неизгладимое — это факт, однако с точки зрения своей убедительности… Вопрос из разряда «а стоило ли оно того?» оставался все эти годы, по сути, без ответа. Так или иначе, необходимо было посмотреть фильм еще раз.

    Повторюсь, «заочно» поверить в то, что раздумья маленького ребенка могут иметь под собой сколь-либо серьезную почву я был совершенно не способен. Этого просто не может быть, и точка. Но убедиться следовало. И каково же было мое удивление, когда я понял, что в данном случае мне, видимо, придется согласиться с расхожим мнением о безошибочности первого впечатления.

    Картина, действительно, не убеждает. Звучит практически кощунственно — я это прекрасно понимаю, но, тем не менее. При всем желании не получается с легкостью заклеймить гнусного предателя и, напротив, восхититься стойкостью и мужеством человека, оставшегося верным присяге, долгу, собственным принципам.

    Почему? Наверное, потому что пожертвовать той самой «собственной шкурой» — это одно, а оставить без матери троих детей — другое. И не слишком ли формализованным получается героизм? Презрительное молчание, «фанатичный блеск в глазах» — это здорово, но почему совершенно не учитываются конкретные обстоятельства? Почему так быстро забывается поступок (спасение жизни товарища) одного и оставляются без внимания огрехи (неудавшаяся попытка самоубийства, удивительная покорность судьбе в момент ареста) другого? Где границы предательства? Озвучив общеизвестные факты, молить о пощаде, записаться в полицаи, выбить колоду из под ног казнимого — что конкретно является точкой невозврата?

    Удивительно неоднозначное кино. С учетом жанра, тематики, общепринятого восприятия подобных вещей… Даже не знаю. Потому и не могу дать больше

    7 из 10

    15 августа 2012 | 18:01

    Восхождение на вершину своего духа, преодоление желания поддаться воле обстоятельств и отказ идти на компромисс, в первую очередь с собой, совершил не только главный герой картины. Подвиг совершил и сам режиссёр — Лариса Шепитько.

    «Помимо ее собственной столь «неблагополучной» репутации и сама проза писателя-фронтовика Василя Быкова — острая, колючая, обжигающая правдой — была, мягко сказать, не в чести. Главное Политическое управление Советской Армии, а вслед за ним и вся официозная советская критика поносили каждую новую книгу писателя, обвиняя его в «дегероизации», «пацифизме», «абстрактном гуманизме», «очернительстве» Советской армии и партизанского движения… И еще до того, как Шепитько обратилась в Госкино со своим предложением об экранизации «Сотникова», эта затея была уже однажды безоговорочно пресечена. Но тут-то на пороге Госкино и появилась Лариса Шепитько с горящими глазами, взгляд которых невозможно выдержать даже и несколько секунд, а что уж говорить, если больше.»

    Сохранилось свидетельство сценариста Анатолия Гребнева о битве Шепитько за постановку будущего «Восхождения»: «Я помню, как-то встретил в Госкино Ларису Шепитько, которая уже просидела несколько часов у дверей какого-то кабинета в ожидании приема у его хозяина. Я посмотрел большой фильм, набегался тоже по кабинетам, возвращаюсь, а Лариса все так же сидит и ждет. Я не выдержал, спрашиваю: «Из-за чего ты тут так долго сидишь?» — «Толя, я хочу ставить то, что я хочу. А для этого надо вот так сидеть и ждать…»

    В итоге приступить к съёмкам удалось лишь после четырёх лет борьбы с репутацией «неудобного режиссёра», с чиновниками Госкино, со скептицизмом в отношении присутствующих религиозных и мистических мотивов в сценарии. Первый отказ пришел, когда сыну ее исполнился год. Но Лариса твердо знала, что это — ее материал, и преодолела все препоны. Прежде, снимая очередную картину, Лариса Шепитько каждый раз предполагала, что самое главное у нее впереди. Теперь, в критической ситуации, она в полной мере осознала слова своего любимого учителя Довженко: «Я ставлю очередную картину как последнюю, иначе себе не мыслю». «Я хотела доказать, что мы не конечны, — говорила позже Лариса Шепитько, — и сделать это путем не мистическим, а абсолютно естественным».

    Ещё до запуска фильма в производство Ларисе Шепитько пришлось победить в ещё одной борьбе- подбор актёров и отстаивание их кандидатур было следующим этапом.

    Подобрав малоизвестных актёров, Лариса Шепитько, сделала так, что образы героев легли в восприятии зрителей на чистый лист, актёры рассказывали только нужную режиссёру историю, не влача за собой шлейф старых ассоциаций. По-настоящему значимой находкой стал актёр Борис Плотников. Шепитько сумела разглядеть и на максимум воспользоваться особенностями его внешности: портретная схожесть с Иисусом ещё раз подчеркнула намёки, которые она давала, рассказывая «партизанскую историю». А важнейшим кадром фильма стало лицо главного героя, его глаза. Этот кадр мы видим в моменты боли, страдания, раздумья героя, тогда, когда тяжелее всего, когда легче изменить себе, предпочтя неправильный путь, тогда, когда происходит выбор, соискание духовного и бездуховного.

    Самая непростая по своей неоднозначности роль Рыбака — человека запутавшегося, растерявшего свои основополагающие моральные принципы и ценности в борьбе за жизнь, досталась Владимиру Гостюхину. Выбрав его, Лариса Шепитько пошла на риск, у неё было много сомнений насчёт бывшего работника сцены, переквалифицировавшегося в актёры, тем не менее, яркая харизма, которой обладал Гостюхин переубедила режиссёра. В результате, актёр сумел реализовать сложный замысел — сыграть персонажа негативного, но не антагониста главному герою. Рыбак был антагонистом только для самого себя. У него «не хватило духа». Но может ли быть так, что в ком-то этого духа заложено больше, а в ком-то меньше, что его может запросто не хватить. Дух — един, он свят. И каждый, проживая жизнь, встречаясь с разными перипетиями, делая выбор, дух этот убивает в себе или же восходит до вершин его. Восхождение. На вершину духовных человеческих возможностей, способностей оставаться человеком (не только с биологической стороны) в самых нечеловеческих условиях.

    Антиподом же Сотникову стал другой персонаж — следователь Портнов. Его сыграл Анатолий Солоницын, уже популярный на тот момент актёр. Перед нами четыре уровня духовности: Взошёл на вершину своего духа — Сотников; Староста — сначала кажущийся оступившимся; Рыбак — человек с задатками хорошего, душевного человека, он осознаёт неправильность своего выбора, но не может ничего поделать со своими низшими потребностями и стремительно падает вниз; в самом низу находится Портнов, он не сожалеет о сделанном выборе и, можно предположить, не долго раздумывал, делая его.

    Лариса Шепитько не отступила не только перед трудностями, связанными с запуском фильма в производство. Тяжелейшими были и сами съёмки: большинство сцен были отсняты на природе в сорокаградусный мороз. Разумеется, этого можно было избежать, но Шепитько свято верила в то, что каждый актёр должен был почувствовать зиму «каждой клеткой». Лариса восхищалась своей съемочной группой. Но именно она, как никто другой, была для всех примером мужества, воли, терпения и необыкновенной заботы. Плотников, который играл Сотникова, был очень легко одет и быстро коченел от мороза и пронзительного ветра в открытом поле. Как только камера останавливалась, Лариса подходила к нему, чтобы растереть, согреть и поблагодарить. Так же приходилось Ларисе отогревать и Владимира Гостюхина, который исполнял роль Рыбака. Гостюхин писал впоследствии: «Стоило «умереть» в сцене, чтобы ощутить такую ее благодарность».

    Природа была отдельным персонажем, сыгравшим сразу несколько ролей. Это был и каратель, который наряду с безвыходной ситуацией, немцами, угнетал, подстрекал пойти на компромисс. Однако она стала и чем-то, что укоряет Рыбака в последней сцене, тем воплощением свободы, к которой он стремился и тем, чего он никогда не достигнет, потому что выбор сделан, и он, увы, не верен.

    Образ природы не статичен благодаря выверенной операторской работе (Владимир Чухнов и Павел Лебешев). Детали кадра продуманы до мелочей, они ориентированы не на эстетику, а на смысл. Основу сюжета составляют внутренние переживания, колебания героев, поэтому крупный план — самый часто-применяемый операторский приём фильма.

    Одной из особенностей картины является факт чёрно-белой съёмки во времена активного использования цвета в кинематографе. Это ещё раз подчёркивает серьёзное намерение режиссёра донести идею без отвлечения на ненужные, пусть и интересные, и красивые вещи.

    В итоге картина представляет собой глубинное и проникновеннейшее наставление, завещание.

    Сотников стал примером для самого режиссёра и для многих других людей. А Лариса Шепитько стала примером для меня. Её стойкость, преданность искусству, идее и в первую очередь себе, способность тонко и глубоко прочувствовать, вдохновляет и побуждает действовать.

    15 сентября 2014 | 10:12

    Да, друг мой, советское кино — сокровищница замечательных фильмов. Сколько их еще, непознанных тобой? Вот и «Восхождение» будет откровением для тебя. Черно-белая картина талантливейшей Ларисы Шепитько о войне. О войне, уходящей в историю, но вечно живущей в нашей памяти. Лента обязательно заставит тебя задуматься, заглянуть в себя, определить, каков ты, окажись в условиях героев фильма. Кто ты — Сотников или Рыбак. А, может, следователь Плетнев или полицай Гоменюк.

    Обмануть можно кого угодно. Не проведешь только свою совесть. Приспособиться легко ко всему. Не проживешь только с неспокойной совестью. Если сомневаешься, правильно ли поступаешь, прислушайся к голосу совести. С ней не заключишь сделку. Она не признает компромиссов. В ее лексиконе всего два слова: «да» и «нет».

    Так просто и даже естественно предать. Но, сделав этот шаг, попадаешь в иное измерение, в свой собственный ад. Поражаешься не столько подвигу Сотникова, сколько пониманию женщиной, Демчихой, что предательство страшнее гибели собственных детей. Жалеешь не столько взошедших на эшафот, сколько доброго малого, сильного телом мужика, Рыбака, оказавшегося слабым духом.

    Ингмар Бергман заметил, что в том, как меняются глаза актеров, заключается сущность киноискусства. В «Восхождении» глаза играют такую огромную роль, какую не встретишь ни в одном другом фильме мирового кино. Пожалуй, никогда, никому не удавалось так глубоко заглядывать в души киногероев. Камера подолгу задерживается на глазах всех ключевых персонажей. И они говорят больше, чем могут слова. Полные страдания и стойкости глаза Сотникова. Блуждающий обреченный взор Рыбака. Безысходная печаль в глазах женщины. Пробирающий до дрожи, буравящий насквозь взгляд следователя…

    Подобрались ли отличные актеры или то гений режиссера?

    Обязательно посмотри этот фильм. После него ты по-другому взглянешь на важнейшие вещи.

    3 октября 2011 | 09:57

    В 1970-х годах, когда велась работа над фильмом, конечно, можно было воспользоваться возможностью снимать на цветную пленку. Тем не менее, фильм «Восхождение» — черно-белый, и это, конечно же, главная, первая бросающаяся в глаза его особенность.

    Почему черно-белое? Во-первых, ч\б колористика всегда считалась более удобной для передачи тонких оттенков чувств, ведь отсутствует такой отвлекающий элемент для восприятия как цвет. Во-вторых, черный и белый — это цвет зимы, с ее снегами, метелями, сугробами, среди которых проходит все действие фильма, и с ее безжизненной растительностью, тонкими темными ветвями деревьев, хмурыми замерзшими птицами, замерзшими прогалинами — всем тем безрадостным антуражем, который окружает всех без исключения героев ленты. Черный — это цвет войны, а белый — цвет зимнего неба, под которым разворачивается эта война. И, в конце концов, черный — это цвет зла, а белый — цвет добра.

    Чъемка в ч-б является весомым художественным подспорьем для большей выразительности другого отличительного изобразительного приема ленты — съемка крупным планом анфас. Благодаря сочетанию неповторимой актерской игры и мастерской съемки, фильм «Восхождение» наполнен потрясающей красоты и выразительности кадрами. Временами даже кажется, что крупных планов чересчур много (особенно это касается образа Сотникова), но, тем не менее, каждый из них наполнен жизнью, пластичен, выразителен и «говорящ».

    Работая, в основном, на крупных и средних планах, оператор не забывает и о дальнем, в результате чего мы имеем такие шедевральные и душераздирающие эпизоды как поход приговоренных казни к месту понесения наказания («восхождение» к виселице) или, например, «очная ставка» героев Гостюхина и Солоницына во дворе после казни — безмолвная, она говорит зрителю куда гораздо больше, чем если бы в кадре состоялся даже самый содержательный диалог.

    Но, конечно, основная изобразительная деталь фильма — это съемка крупным планом. Чаще всего в этом ракурсе мы видим глаза Сотникова — главного героя, и практически каждый раз они выражают горечь, хотя, бывает, мы видим в них и страх, и решимость, и веру, и что-то еще.

    Бесподобен акцент на глазах Портнова (А. Солоницын) — мы видим в них коварство, самоуверенность и… почему-то страх!

    Может ли обойтись без множества крупных планах фильм, где основу сюжета составляют внутренние переживания каждого из героев, их душевные состояния? Нет, ведь зеркало души — это глаза, а еще мимика, и именно благодаря крупным планам мы можем все это детально наблюдать.

    Украшают и подчеркивают смысловую наполненность картины панорамы — начальная и финальная, которые перекликаются между собой: все такие же заснеженные пейзажи, все та же зима. В эпизоде, где Рыбак спасает жизнь Сотникову, тянет его на себе по заснеженному подлеску в поисках верной дороги, благодаря панораме оператор добивается эффекта присутствия зрителя на месте происходящего, мы словно подглядываем за героями через ветви кустов.

    Следует отметить явную взаимосвязь операторских приемов с содержанием фильма. «Восхождение» — хороший пример того, как операторская работа не существует словно бы сама по себе, а вписывается в контекст ленты; как выразительные визуальные средства дополняют и подчеркивают смысловую нагрузку.

    8 из 10

    5 февраля 2013 | 23:58

    Шикарный фильм-ответ на выражение «Своя рубашка ближе к телу». На примере Сотникова автор (как мне кажется) показывает, что есть люди, которые имеют ценности повыше, чем собственное благополучие и даже жизнь. Чему и удивлен следователь при допросе, так как он множество раз видел в людях обратное, но главный герой не сломался, не отступил от своих принципов и следователь это увидел, после чего он даже не смог выдержать взгляд истерзанного, но не сломленного Сотникова. В противоположность ему Рыбак — человек, который тоже смел, решителен и находчив, добр (он спасает Сотникова и заботится о нем), но его отличие от главного героя в том, что он не имеет стержня (тех самых принципов как у Сотникова), поэтому у него нет оснований умирать просто так, ради идеи, он стремится выжить, за не имением более высших ценностей и из-за этого, он незаметно сам для себя становится предателем.

    Никто в здравом уме не посмеет осудить Рыбака (которого блестательно сыграл Владимир Гостюхин), так как мало кто может поручиться за себя в такой ситуации (если вообще может), скорее всего у большинства (как и у автора этих строк) с трудом хватит духа поступить так как поступает Сотников, умереть но не замарать себя ни предательством ни ложью, хотя мы конечно же должны стремиться к этому (IMHO).

    На лицо прослеживаются высокие духовные ценности главного героя, что вызывает искреннее уважение и к персонажу, и к автору.

    26 февраля 2012 | 18:09

    Отряд партизан прячется в лесу. Еда на исходе. В ближайшую деревню отправляют двух добровольцев: Сотникова и Рыбака… Два разных героя, две судьбы.

    Если Сотников первую половину фильма кажется вполне обычным солдатом без каких-либо особых достоинств, который вдобавок болен и поэтому обуза для другого, то с момента ранения и попадания в плен все меняется. Там, в глубокой ночи, с раненной ногой он для себя решил — идти до конца. Да, он — обычный человек, как сам он говорит перед казнью, который был молод и полон надежд, только закончил университет, теперь его ждет мать… Но Сотников чувствует, что он отличается от того же Рыбака своим чувством долга, патриотизмом, храбростью, стойкостью… внутренним стержнем.

    А главное-он свободен и не боится смерти. Он может сделать выбор и не отступиться от него. Следователю, бывшему однокашнику, а теперь помощнику немцам он говорит: «Я ничего не скажу», а после Рыбаку: «Есть более важные вещи, чем спасти свою шкуру». Сам же Рыбак — человек действия. Он так же храбр и любит свою родину, немного грубоват (указывает на его низкое происхождение), но добр душой. Так мы видим как он отдает Сотникову сначала шарф, потом и перчатки, тащит его, раненного, всю ночь в метель, хочет его пристроить и уже в плену не отходит от него, даже держит его перед казнью. Это как раз тот человек, который любит жизнь и людей.

    Конфликт смирения и действия развивается динамично на протяжении всего фильма и достигает своего апогея в самом конце. Есть ли позиция автора, которой он отдает предпочтение? Отнюдь. Трагедия этих людей не в недостатках их жизненных взглядов, а в самом мире. Война губит все человеческое, душит, загоняет в тупик.

    Начнем с самого начала. Идут титры, поверх действия: люди отступают в лес, отстреливаясь от фашистов. Само действие длится чуть более минуты. Можно рассмотреть это вступление как введение зрителя в то страшное время великой отечественной войны. Но титры перекрывают героев-люди гибнут от пуль, среди них дети. Для нациста-человек сор, одним больше другим меньше не имеет значения. Поэтому мы даже не успевает рассмотреть их лица.

    Другой эпизод — Сотников в снегу, ветки куста окружают его, создавая окружность (этот символ пронизывает весь фильм). Герой пытается проломить ветви палкой, но не получается. Мотив безысходности на лицо- как не пытайся от войны не спрячешься.

    Не стоит упоминать о голоде, одиночестве людей и т. п. Все это присутствует. Но одна сцена заключает в себе все ужасы войны. Это, разумеется, сцена казни. Четверо приговоренных, народ из деревни и палачи. Сотников в последний раз взирает на просторы любимой земли, смотрит в лицо предателю-полисмену, и наконец глядит на мальчика в шапке красноармейца, у которого текут слезы…
    Даже финал подтверждает то, что от войны не уйти. Рыбак стоит между дверью в подвал и открытыми воротами, не сделав шаг ни в одну сторону.

    Наверное, самая главная идея фильма заключается в выборе. Пусть никто не скажет тебе правилен он или нет, но каждый должен решить его для себя сам.

    И возможно, ели бы не предпочтение Быкова, произведение называлось бы «Рыбак». Ведь выбор этого человека не менее трагичен (стоит отдать должное режиссеру, Ларисе Шепитько. «Восхождение»- в этом слове и путь героев, и страхи, и противостояние и одновременно союз.). Он повторяет Сотникову, а скорее самому себе: «Я убегу, убегу..», но видит картины своей гибели. Страх смерти толкает на предательство…

    И в конце лишь крик отчаянья.

    25 декабря 2008 | 05:06

    «На войне была важна не готовность умереть, а готовность действовать в условиях, когда грозит смерть»

    Не помню точно откуда.

    По этому произведению Василя Быкова я писал выпускное сочинение, хотя никогда его не читал, а фильм посмотрел только недавно. Почему писал, если не читал? Просто потому что мы очень подробно разбирали, незадолго перед экзаменом, поэтому я его так запомнил. И, кстати, получил за него отлично и за грамотность и за содержание, хотя до этого никогда не писал сочинение больше, чем на четыре. Но бывает так, что тема заденет за живое так, что даже читать не надо, понимаешь всё на чисто интуитивном уровне.

    Эта война для нашего народа не просто эпизод истории, хотя многие уже мало, что о ней знают. И здесь, в этом фильме, и в этом произведении, раскрывается, наверное, самая, тонкая, самая великая, самая важная для победы в войне, дилемма сознания, и самая бессмысленная, ведь какая может быть дилемма? Предатель, он и есть предатель. Я в общем-то раньше именно так категорично оценивал Рыбака, потому что не читал первоисточника. Но, посмотрев фильм, увидел, что Рыбак не был с самого начала человеком, который только и думал, как бы ему избежать смерти, и вернулся за Сотниковым, и в этом одном конкретном временном интервале спас ему жизнь, рискую собственной. И его рассуждение в плену, после того Сотникова пытали, не кажутся уже всего лишь оправданием однозначно гнусного предателя.

    Человек, такой как Рыбак, может быть искренне хотел сражаться и сражался в партизанском отряде за Родину, и в этом был таким же как Сотников. Только логика его рассуждений, логика его мыслей, логика его поступков была такая, что постепенно подводила его к тому, чтобы стать слугой немецкого фашизма. Не его личная позиция, не его гнусные намерения, а всего лишь логика его рассуждений. Всего лишь, это иногда очень и очень много. Вот в этом вся или большая часть тонкости этой дилеммы. Другой, не плохой, а просто другой склад ума, другой способ рассуждения, не плохой, но в данном случае, он стал плохим объективно. Война. Когда Рыбак понял, что теперь дороги назад нет, что он остался один, и остался жив он, потому что он предатель, вот тут-то и начинается его проверка, настоящая проверка. Теперь он не может затенить всё своими рассуждениями даже перед самим собой, теперь либо надо сказать, да я — предатель, да — я буду служить врагу, да — буду убивать русских, своих братьев. И никакой другой альтернативы. И если бы он был таким подлым человеком, то, наверное, бы он так и поступил. Я уже не помню, чем кончился фильм, да это и нельзя здесь писать, но сам факт, что для Рыбака этот финал был не менее мучительным психологически, чем физические страдания Сотникова, сам этот факт говорит, что не всё так просто.

    С другой стороны, и Сотников предстаёт в фильме слишком правильным, слишком уверенным в своей правоте, слишком волевым, и может показаться, что это только так в фильме бывает, что не могут люди быть так преданы идее, принципам. Но при это не учитывается в какое время всё это происходило, и при каких условиях. Может быть сейчас действительно не может быть таких людей или может быть их очень мало. Поэтому так трудно поверить в его реальность?

    В сочинении я задавался вопросом: почему Сотников не предал? Разве он не хотел жить? Разве он не любил весь тот мир, в котором он жил и хотел с радостью умереть? Конечно, быть такого не может. Я тогда писал и думал так, что, да, он любил жизнь, но ещё сильнее он любил Родину, и не мог он предать Родину, которая его родила, вырастила, выкормила, дала возможность получить бесплатное образование и стать человеком, не мог он просто так это забыть и предать. Отчасти я и сейчас с этим согласен. Отчасти. Ну а что же Рыбак, он ведь тоже был выращен Родиной, а он почему поступил по-другому. Был менее благодарным? Это был бы либо слишком идеологизированный подход, либо слишком наивный для меня. Но я был наивен и искренне так думал, и не исключено, что Сотников в чём-то тоже был наивен и по-юношески максималистичен, но именно в этой наивности и была его моральная сила, потому что он, может быть, искренне верил в свои принципы, и ради этих принципов готов был идти до конца. Сейчас, я понимаю, что вся эта проблема гораздо в чём-то проще, но и одновременно тоньше, в ней много таких ньюансов, которые люди не привыкли замечать.

    Первоисточник В. Быкова я так и не прочитал, но в фильме всё передано достаточно проникающе и сильно, умели когда-то снимать без спецэффектов, натуралистичности, взрывов, обнажёнки и т. п. Но иногда полезно начать знакомство с произведением именно по фильму и так даже нагляднее.

    Тем не менее, всё выше написанное не есть некая попытка найти оправдание предательству. Дело в том, что Сама война, сама эта обстановка, ставила выбор жёстко: Либо бороться до конца, бескомпромиссно и не жалея жизни, либо если хоть чу-чуть себя пожалеть, то можно потерять всё. Поэтому даже если человека можно понять, но оправдать его нельзя, потому что на кон было поставлено всё. Нельзя оправдать даже тем, что у нас была диктатура, репрессии и т. д. Это был как раз тот момент истории, когда выбор был поставлен чётко, и не было здесь места для дискуссий.

    10 из 10

    7 августа 2010 | 21:48

    Лариса Шепитько сняла страшный фильм по страшной повести о страшном времени. Лариса Шепитько сняла шедевр. Как больно, что у нас больше нет Ларисы Шепитько…

    Вообще, надо сказать, что я очень люблю повесть Быкова «Сотников», но не могу не признать, что экранизация этой повести вышла еще лучше. Выдающийся фильм.

    Вы хотите увидеть вечность? Хотите увидеть Иисуса? Так посмотрите в глаза Сотникова в исполнении Бориса Плотникова. Хотите увидеть самобичевание? Хотите увидеть отчаяние? Посмотрите в глаза Рыбака в исполнении Владимира Гостюхина. Хотите увидеть пустоту? Хотите увидеть душу, проданную дьяволу? Посмотрите в глаза Портнова в исполнении Анатолия Солоницына. Потрясающие актерские работы. Ни капли фальши.

    Лариса Шепитько — гений. Альфред Шнитке — гений. Когда гении вместе, они создают ВЕЛИЧИЕ.

    Вообще, что отличает просто хорошее кино от великого кино? На мой взгляд, это то, что во время просмотра великого кино эмоции становятся чем-то осязаемым, они перерастают в физическое ощущение. Во время просмотра «Восхождения» я замерз, не потому, что дома холодно, нет, дома тепло, но я замерз. Потому что страшно, потому что холодно. Но я не хочу согреться. Пусть будет холодно! Пусть будет холодно, но пусть будут люди. Пусть будет холодно, но пусть не будет войны…

    10 из 10

    18 августа 2009 | 18:54

    Эта военная драма поставлена по повести Василия Быкова «Сотников». Название «Восхождение» символически взято из библии и вместе с черно-белой пленкой, на которой отснята картина, на примере судеб двух партизан, попавших в плен к фашистам, олицетворяет диаметрально противоположные истории Иуды и Христа — чёрного и белого. Истории о нравственном и безнравственном, о духовном и бездуховном, о падении до уровня ничтожества и восхождении человека на высокую ступень несокрушимой силы Духа. В сюжете данной киноленты противопоставлены два главных героя: Сотников, который до конца предан своей идее. Он выдержал страшные пытки и мужественно принял смерть. И кадровый военный Рыбак, который в своем сильном желании выжить любой ценой, не заметил, как перейдя нравственную границу, оказался полицаем-предателем. Его роль сыграл Владимир Гостюхин, а образ Сотникова исполнил актера Борис Плотников. Эта была его первая роль в кино.

    До войны Сотников был учителем, что так же в определенной мере является аллегоричным символом, так как учитель всегда несёт ответственность за тот пример, который он подаёт окружающим людям и будущим поколениям, и в данном случае герой оправдал доверие, ведь пожертвовав собой ради будущего, он совершил духовное восхождение. А образ учителя всегда ассоциировался со светлой дорогой познания истины, которую он нес и остальным. Так разве умение отличать Добро от Зла, как Свет от Тьмы, не несет в себе познание духовного восхождения?!… Разве стремление оставаться человеком в бесчеловечной обстановке не является примером духовного восхождения, которое старалась представить зрителю на экране режиссер Лариса Шепитько.

    Так кого же из двух главных героев можно понять, а кого можно простить?!… Кому из них быть, а кому не быть?!… И какой путь на самом деле правильный? Такой вопрос ставит перед зрителем эта картина, но существует ли на самом деле к ней ответ, и может ли человек знать — способен ли он бороться со своим животным страхом, ни разу не испытав его. С одной стороны, картина поучительная, и заставляет каждого сделать свой выбор, но насколько просто, насколько безошибочно точно его можно сделать человеку нашего современного общества эпохи потребителей, который не привык рисковать и жертвовать своими интересами на благо общества и морали…. Сегодня человек способен только на угрызение совести, и в последствии на самобичевание, но и оно будет не до конца искренним, потому что человеку совестно скорее не за свой проступок, а за внутреннее ощущение неправды, не добросовестности этого поступка, в рамках сложившихся испокон века устоев, правил, порядков, которые остались не в душе, но где-то далеко в подсознании. Поэтому пренебрегая этими устоями и становится совестно, но если бы не было этих правил и устоев — современный человек, совершая тот или иной безнравственны проступок, чувствовал бы себя прекрасно, не испытывая при этом мучений и угрызений совести. Как сказал Иван Локотков в фильме «Проверка на дорогах»: «Для чего человек кается? Чтоб грешить и не маяться. А покаялся — и снова здорово».

    6 июня 2013 | 18:04

    Сама по себе экранизация повести В. Быкова интересна тем, что порою кажется, что это не просто история о двух партизанах, оказавшихся в плену у фашистов, а нечто большее, что-то подобное какой-то притче, где события второй мировой войны играют лишь общий фон.

    А на этом фоне, даже можно сказать, фундаменте, строится общая мысль и сценарий данной кинокартины.

    В итоге вся постройка органично составленного сценария, составляет из себя, своеобразную переделку похождений Иисуса Христа, одетого в военную шинель и который попал не в руки Римлян, а немецких солдат.

    Здесь даже найдется место не только Иуде, который в данном случае просто перешел на сторону врага, но и другим персонажам, которые являются олицетворением таких, по настоящему святых качеств, как стойкость духа, храбрость и мужество и элементарного человеческого достоинства.

    А главный герой данной кинокартны «Восхождения» Сотников совмещает в себе все качества, из чего, при просмотре этого фильма, видишь по настоящему не просто идеального, а святого человека, в то время как его сослуживец по прозвищу «Рыбак» является прямой противоположностью Сотникова, если не судить о данной кинокартине как о Ветхом завете.

    8,5 из 10

    31 марта 2012 | 20:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Первый независимый open-кинотеатр в Москве «КИНОклуб на Винзаводе» открывает новый летний сезон, в рамках которого зрителям на протяжении нескольких месяцев будут демонстрироваться авторские ленты. (...)
     
    все новости

    Статьи


    К наступлению первых морозов и снегопадов КиноПоиск вспоминает десяток картин, в которых зима является полноправным действующим лицом — от «Неотправленного письма» Михаила Калатозова до «Простого плана» Сэма Рэйми(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    5-6 января
    05.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 5-6 января

    Этот год в кинематографии «будет годом решительной ликвидации всех остатков и результатов вредительства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    195.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.126
    196.Последний самурайThe Last Samurai8.119
    197.Нюрнбергский процессJudgment at Nuremberg8.117
    198.ПрофессионалLe professionnel8.116
    199.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.115
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 591.01%
    47.Седьмой сынSeventh Son90.98%
    48.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.96%
    49.Большие глазаBig Eyes90.89%
    50.Лондонские поляLondon Fields90.79%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    СабринаSabrina24
    Проклятие АннабельAnnabelle22
    Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына15
    ИсчезнувшаяGone Girl118
    ДракулаDracula Untold44
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.633
    СудьяThe Judge8.230
    Выпускной4.783
    ИсчезнувшаяGone Girl8.511
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.453
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры