всё о любом фильме:

Восхождение

год
страна
слоган-
режиссерЛариса Шепитько
сценарийЮрий Клепиков, Лариса Шепитько, Василь Быков
директор фильмаВилли Геллер
операторВладимир Чухнов
композиторАльфред Шнитке
художникЮрий Ракша
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  10.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
О судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по повести Василя Быкова «Сотников».
    • В фильме свои первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин.
    • Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 140 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Разумеется, каждый, интересующий культурой советского кино, слышал про фильм «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько. Первая лента СССР, получившая «Золотого Медведя» в Берлине (и ещё три приза, включая совсем не радующую официальных лиц Премию Международной Католической организации в области кино). Последний фильм трагически погибшей съемочной группы (режиссер, оператор, художник, ассистенты). Запреты и разрешения на уровне Политбюро ЦК КПСС. Христианские темы в отечественной военной картине. Василь Быков, уважаемый и нелюбимый различными политическими организациями — от коммунистической партии до либерального Нобелевского комитета. Поэтому рассказывать о сюжете или значимости крупных планов на фоне белой снежной пустоши и черной крови не вижу особого смысла. Рецензенты и критики самых разных рангов давно проанализировали оба доминирующих слоя «Восхождения».

    Первый — официальный. Два партизана, попавшие в плен, оказались разными по внутреннему стержню. Бывший учитель Сотников, персонаж Бориса Плотникова, больной и замученный пытками до полусмерти, идёт на эшафот, никого не выдав. И армейский старшина Рыбак (Владимир Гостюхин), выпросивший у немцев жизнь и полицейскую кепку. Второй — христианская притча с отсылкой к мученичеству Христа, предательству Иуды и умыванием рук Понтия Пилата, к образу которого направляла роль дознавателя Портнова, сыгранная Анатолием Солоницыным не менее ярко, чем главными исполнителями.

    Но великое произведение нельзя ограничить двумя полуплоскостями. И «Восхождение» тоже имеет глубину, на которую не рисковали погружаться тогда, в семидесятые, и, которую предпочитают не замечать теперь. Почему сам автор Василь Быков относился к герою Сотникова без особых чувств, выводя на первый план неоднозначную личность Рыбака? Может ли человек, ни на йоту не отступая от принципов, знать, что его догмы — единственно верные, а непридуманный кумиром путь. Назовите любого героя, вымышленного ли, реального ли, который делал, исходя из своих убеждений, все правильно. Иисус Христос? Но Сотников, несмотря на подводку, ни в коей мере, не Спаситель. Даже наоборот.

    Давайте оценим его не по идеалам, а по конкретным поступкам. Он скрыл свою простуду и слабость, когда отбирали группу для реквизиции у голодающих сельчан продуктов. Из-за его и только из-за его повесили мать троих малолетних детей, к которой завалились обессилившие партизаны, и где их взяли без сопротивления трое полицаев. Почему, кстати, Сотников не принял бой с ничего не подозревающим врагом? Выстрелить в упор у него сил хватило бы. А он полез прятаться на чердак и просто сдался, понимая, что перечеркивает не только свою жизнь, но и жизнь ни в чем не виноватой белорусской женщины и её детей. Может быть, он против насилия? И это не так — днем раньше он рвался застрелить старосту-хуторянина, который просто выживал между молотом и наковальней. Но зато Сотников взял последним словом всё на себя, надеясь, что нелюди-фашисты расчувствуются и отпустят остальных.

    А вот что делал предатель Рыбак. Кстати, эту неординарную роль рвался сыграть Владимир Высоцкий, параллельно снимавшийся в «Арапе Петра Великого». Но Лариса Шепитько, по сути, открыла советскому кинематографу подрабатывающего мебельщиком-реквизитором в театре Советской Армии Владимира Гостюхина. Рыбак отказался, походя, расстреливать хуторянина Сыча. Рыбак под пулями немцев тянул на себе по заснеженному лесу раненого Сотникова, спасши ему тогда жизнь. Рыбак на допросе сказал лишь общие сведения, которые враги и так знали, скрыв правду в тех моментах, которые считал важными — от количества партизан до фамилии товарища. Рыбак собирался при первом же подвернувшимся случае бежать к своим. Но для согнанных жителей, зрителей по ту сторону экрана и самого себя он на всю оставшуюся недолгую жизнь останется Иудой. Добавив к словесным мольбам ещё и выбитый из-под ног Сотникова ящик.

    И ещё один пласт, о котором, что тогда, что теперь старались молчать. Обычные жители, мягко говоря, не любили партизан. И Западная Беларусь, буквально два года назад подвергнувшаяся насильственной коллективизации, и Восточная Беларусь, пережившая голодоморы и репрессии, не рвалась раздувать пожар мировой революции. Налеты партизан, после которых каратели и полицаи зачищали деревни, сжигая дома вместе с людьми были далеко не одиночным событием. А регулярные экспроприации лесных братьев худо-бедно запасенной еды, что практически наверняка означало голодную смерть старых и малых, любви населения не добавляли. Посмотрите в фильме на лица жителей села, когда они сталкиваются с партизанами. На них несмываемой печатью въелся ужас. И то, что это показано в советском фильме семидесятых годов, только увеличивает его значимость.

    Элем Климов, муж Ларисы Шепитько, после съёмок «Иди и смотри» больше не вставал за режиссерский пульт, аргументируя тем, что фильм, выражающий всю его сущность, он уже снял, и выше ему не подняться. Неизвестно, получились бы у Ларисы Шепитько еще картины столь высокого уровня. Голливуд, из которого официально пришло ей приглашение на работу, был тупиком в творчестве, и она это понимала. Как понимала и то, без «Восхождения» она бы не состоялась как личность. И, наверное, до конца это произведение прочувствовать и понять сегодня не удастся никому.

    15 марта 2016 | 19:13

    Что-то часто я стал писать рецензии на фильм, эта уже вторая за месяц, и третья за три года. Только не знаю можно ли назвать это рецензией, потому что этот фильм все перевернул с ног на голову у меня в мыслях. Можно ли назвать то, что я пишу, рецензией? Я не хочу писать о фильме как таковом, по моему мнению он бесподобен, не имеет себе подобных. Нет смысла говорить об игре актеров, каких-то технических моментах, режиссуре и сценарии, потому что если вы уже читаете эту рецензию, значит вам интересен кинематограф, а значит вы сами поняли или поймете, что не нужно говорить лишних слов, все понятно и так, фильм бесподобен. Меня заинтересовала другая сторона положения дел с этим фильмом. Странно что он находиться в топе, потому что (я не поленился и посмотрел) в списке его оценок немало единиц. Как такое может быть? Как выходит так, что получает единицу фильм, который по своему содержанию говорит о таких вещах, которые просто выворачивают наизнанку наше сознание? Заставляет погрузиться в атмосферу в которой пребывают герои, и искренне переживать за них. Фильм, который говорит о нескончаемом и, похоже мало кому понятном, мужестве наше народа.

    Да, каждый имеет свое мнение, но простите, если вы ставите меньше девятки, думаю с вами все понято. Также хочу признать, что мысль, которая мелькает в некоторых рецензиях показалась мне очень интересной. В них говориться о неоправданном героизме, подвиге ради подвига. Ведь другие страны воспитаны отнюдь не так. «В них воспитано халатное и преступное отношение к жизни каждого индивида» — вот чем они объясняют подвиги наших солдат. Для меня же подвиг в своем понятии, думаю многие со мной согласятся, это не признак воспитанности, а признак менталитета. И как можно говорить про человека, который пошел на смерть добровольно так, как будто он в магазин пошел. Попробуйте отдать безвозмездно свою почку нуждающемуся? Надо подумать, серьезное решение не правда ли? А отдать свою жизнь, закрыв собой пулеметный дзот, или не выдав тайну умереть в страшных пытках? Они шли на это с мыслю что жертвую собой ради других, погибну я, но зато спасутся 10, 20, а может 100. И это антигуманно? Антигуманно сливать в унитаз, простите, осуждать их действия, и пытаться усомниться в их правильности. И вот он стоит перед петлей, с прожженной до кости грудью, он не пошел против себя, против своей совести, он не предал, и идет на смерть с мыслью, что поступает правильно. И какой непомерной силой надо обладать чтоб сделать это, какой любовью к ближнему… А вы говорите воспитаны так, попробуй ему втолкуй, он перед самой смертью не прогнулся, а тут какая-то идеология.

    P.S Я смотрел фильм с английскими субтитрами, и фраза — «А еще в институте учился», была переведена как -«Говоришь как женщина». Чтобы это значило?

    10 из 10

    20 апреля 2013 | 16:11

    Фильм очень давит на психику с первых кадров. Ощущение, что вокруг много снега, по которому тяжело передвигаться очень яркое. Вокруг этот давящий белый цвет, только ветки деревьев и одежда актёров идёт в контраст.

    Время действия — очень короткий промежуток времени, где Сотникову достаются все несчастья, которые можно было испытать за один день в военное время. Он простужен, ранен, избит, его пытали калёным железом, но при всём он не перестаёт быть благородным, смелым, наполненным высоких идеалов. С самого начала ясно, что смерть его не пугает так, как Рыбака. Если бы тогда в сенях Рыбак не закричал, их убили бы ещё там. У Рыбака есть страх, который и толкает его на всё более отвратительные шаги. Причём на прямо противоположенные взгляды. Если в начале он ненавидит полицаев и даже хочет убить одного, то в конце сам им становится. Это путь от любви к предательству. Причём предательству неосознанному. Только в конце, когда он хочет повесится в туалете, становится понятно, что он понял.

    Фильм назван «Восхождение» из-за кульминационной сцены восхождения на эшафот. Они поднимаются по белоснежной горе снизу вверх. Следующим кадром мы видим виселицу, украшенную видом восходящего солнца.

    Очень подробно показана казнь. Царит зловещая атмосфера. Девочка не дотягивается до петли и ей ставят дощечку под ноги. Крупный план мальчика в будённовке, который очень похож на Сотникова, перебивается с крупным планом самого Сотникова. Люди, собравшиеся вокруг.

    Мой любимый момент — это, когда после пыток, сотников лежит без сознания, голова опрокинута назад без опоры, герой Солоницына подходит к нему и смотрит. Тут сотников открывает глаза. Звучит потрясающая музыка Шнитке. Следователь пугается того, что видит в глазах Сотникова и просит унести. В этой сцене есть магия. Эта сцена зачаровывает и по своей иле она для меня сопоставима с финальной сценой, где Рыбак плачет.

    Для меня более интересен герой Рыбака, он ярок и разнообразен. Сотников же истинный герой, непоколебимый, честный, что даже придраться нельзя. Они оба достаточно ярки, поэтому понять хочется каждого. Здесь нет разделения на плохого и хорошего. Речь идёт не о измене русскому народу, а об измене своим идеалам. Сначала человек изменяет себе, а потом изменяет людям.

    30 июня 2012 | 04:21

    Восхождение — это уникальная работа гениальной Ларисы Шепитько, музыка Шнитке, потрясающие актерские работы Анатолия Солоницына, Гостюхина и Плотникова. Смотреть, смотреть и еще раз смотреть. Это кино сегодня актуально как никогда!

    У фильма есть одна опасная для зрителя особенность: первые сорок минут вам может показаться, что это очередной советский фильм про партизанов, но это категорически не так. Шепитько называли Достоевским в юбке и, поверьте, к тому были все основания. Эмоциональный взрыв, который создает режиссер, заслуживает этого внимательного ожидания.

    Не представляю какого труда стоило во времена СССР протащить такой сценарий, ведь фильм имеет глубокий духовный (религиозный) подтекст. Восхождение получило более десяти международных призов, что только подчеркивает наднациональный и общечеловеческий характер поставленных режиссером вопросов (фильм свободен от идеологической пропаганды). Картину вполне можно назвать библейской притчей, а то и более буквально — прививкой от «мрази человеческой», которой вполне легко сегодня можно заразиться.

    Не знаю как еще привлечь внимание современного зрителя к этому шедевру, скажу напоследок, что Дональд Сазерленд стоял на коленях и целовал Ларисе Шепитько руки за этот фильм.

    Композиция фильма бесподобная, как в аптеке (посмотрите точки 1/4, 1/2, 3/4 и по золотому сечению прямую и обратную). Вот что значит школа Довженко. Оператор на высоте.

    Сцену с раскаленной звездой, я так и не смог посмотреть не отвернувшись, хотя ни один современный фильм ужасов не заставлял меня закрыть глаза.

    При всем моем мужском шовинизме, этот фильм заставляет меня признаться — женщина может быть режиссером.

    10 из 10

    27 августа 2014 | 22:49

    Острая и необычайно психологичная как для военной прозы повесть Василя Быкова «Сотников» в интерпретации Ларисы Шепитько претворилась в готовую библейскую притчу на тему: «Как умереть, чтобы жить», а также темы предательства и ценности человеческой жизни. Уже во время просмотра становится понятно, почему «Восхождение» с таким трудом пробивало себе дорогу через тернии советской цензуры. Фильм, в котором за внешним военным фоном абсолютно четко просматривается мощный христианский подтекст, не мог так просто попасть на экран в те годы. Да и то, что настоящим героем в картине оказывается болезненный интеллигент, а не крепкий бывалый солдат, вряд ли могло понравиться тогдашним партийным «специалистам» от кино и власти в целом.

    Успех картины определили хороший исходный материал, необыкновенный талант и мастерство режиссера, абсолютно правильное визуальное решение, актерская игра на самой высокой ноте и монументальная музыка Альфреда Шнитке.

    Лента именно такой и должна была быть — в черно-белых тонах. Промежуточному тут нет места — ни серым, ни тем более «цветным» настроениям. Ты или там или здесь. Или на светлой, или на темной стороне. На «серой» нейтральной полосе комфортно отсидеться не получится. Жизнь и смерть тестируют тебя на стойкость, мужество, честность, порядочность, и не приемлют конформистский принцип: «И вашим, и нашим». Только или тем, или другим. И чёрно-белая композиция — наиболее удачный фон для демонстрации борьбы за душу человека, которая ведется ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Результатом станет смерть или жизнь, только уже в Вечности.

    Обе главные роли в фильме сыграны на пределе возможного. Борис Плотников, для которого это была первая роль в кино, не просто почувствовал, а прожил своего персонажа. Сотников — человек, которому тоже приходится мучиться сомнениями, перед ним поставлен по-настоящему страшный выбор: на чашу весов его совести кладут жизни людей, и предательство может одновременно спасти жизни одним людям, а других погубить. Выбор, которого, не пожелаешь, наверное, самому заклятому врагу. Но внешне слабосильный Сотников оказывается необычайно крепок именно духом, есть грань, которую он не перейдет никогда, он очень хорошо ее чувствует и делает свой выбор И кто его знает, не руководствовался ли при своем выборе мыслью о Божьем промысле и воле на все. Плотников великолепен на протяжении всего фильма, настолько много он вкладывает в своего героя, который вышел у него очень искренним и убедительным. Стараюсь не давать категоричных оценок, но убежден, что такой роли у Плотникова больше не было и не будет. Даже, скажем, замечательный Борменталь из «Собачьего сердца» несравним с Сотниковым.

    В отличие от него, роль Рыбака для Владимира Гостюхина не была дебютом, за плечами был уже определенный багаж из нескольких картин, однако, думаю, работу в «Восхождении» он тоже может считать особенной для себя. Режиссер нашла подход и к этому актеру, помогла открыть в себе новые грани таланта и сыграть столь же ярко и убедительно, как и Борис Плотников. Рыбак — персонаж тоже не простой и не однозначный, это уже битый жизнью человек, закаленный в боях солдат, стойко переносящий тяготы войны, может, слегка простоватый и грубоватый, но искренний и не держащий зла Однако в картине с самого начала буквально несколькими штрихами даются намеки на чревоточины в его душе, предрасположенность к тому, чтобы идти к цели окольными путями, хитрить, даже врать только, якобы, затем, чтобы вернуться на прямую дорожку. Но это не более, чем самообман, и ступив на такую стезю, назад не вернешься. В этом они они и принципиально различаются с Сотниковым: Рыбак не чувствует той грани, за которой уже нет возврата. И то, что кажется ему невинной ложью во спасение и временным притворством во имя высокой цели, оборачивается предательством.

    И вот тут вступает тот самый христианский аспект. Сотников остался верен себе и своей совести, а Рыбак сломался. И возникает совершенно отчетливое ощущение, что Сотников, даже если и умрет, «но жив будет», а Рыбак, даже если и сможет дальше существовать на Земле, уже мертв.. Посыл Ларисы Шепитько относительно того, что же на самом деле есть жизнь и смерть, тут виден совершенно отчетливо.

    Из других актерских работ запомнился еще Анатолий Солоницын в роли полицейского следователя. Очень интересный у его вышел персонаж: этакий псевдоинтеллигент с претензией на философию и психологию, стремящийся, очевидно, скрыть за ними муки собственной совести. Запоминается, сколь пренебрежительно обращаются с ним немецкие офицеры. Предательство таки накладывает на человека гадкую Каинову печать, вызывающую к нему отторжение у всех.

    Сильное, мощное и безупречное во всех отношениях кино.

    10 из 10

    16 февраля 2013 | 18:25

    Действия фильма разворачиваются в годы Великой Отечественной войны. Партизанский отряд совершает тяжелый переход через лес, сопровождая мирных жителей в не занятый немцами населенный пункт. Зимняя стужа, пурга, отряды карателей, нехватка продовольствия и патронов — все обстоятельства играют против партизанов. По приказу командира: «Привал !» люди валятся с ног, не в состоянии идти дальше. В этих нечеловеческих условиях необходимо выполнить задание — дойти до заданного хутора любой ценой. Чтобы двигаться дальше, нужно раздобыть пищу, накормить хотя бы умирающих с голода детей. На выполнение этой миссии посылают 2 партизанов: Рыбака и Сотникова.

    Рыбак

    Бывший старшина Красной армии, попал в оккупацию, ушел в партизаны. Представляет собой образ типичного обывателя, с мещанской душой и шкурными интересами. С другой стороны, в нем присутствуют и высокие моральные качества, как, например, развитое чувство долга, ответственность, верность товарищу, самопожертвование и человеколюбие. Он не бросает своего раненного товарища в бою с немцами, он делится хлебом из своего пайка с голодающими деревенскими детьми, он поднимает руки перед немцами, чтобы они не спалили хату в поисках партизанов, он не убивает старосту, сотрудничающего с оккупантами, так как осознает всю тяжесть его положения. Безусловно, достойных уважения черт характера у Рыбака достаточно. Но к сожалению ему не хватает самого главного — веры в идею, высший смысл, без чего все вышеперечисленное в одночасье теряет свою ценность. Если бы не война, то такой человек вполне мог бы стать уважаемым членом общества, добропорядочным гражданином и примером для подражания. Но в тех условиях, в которые он попал, недостаток этого высшего качества души привел к измене Родине и предательству своих товарищей.

    Сотников

    Человек с высшим образованием, не кадровый военный, служил в артиллерии, попал к партизанам. Является главным героем фильма, идеалом воина, защищающего свою Отчизну. Несмотря на болезнь, он не отказывается от выполнения сложного задания, от которого зависит будущее продвижение партизанского отряда. Держится стойко и мужественно, обладает прочной выдержкой и силой воли, но самое главное — он верен высокой идеи, идеи самоотверженного и безграничного служения и любви к Родине. Сотников готов идти до конца ради достижения поставленной цели — разгрома врага и освобождения страны от иноземных захватчиков. Он не может отступить, потому что за ним — Россия, у него за спиной будущее советского народа, от него зависит, наступит ли завтра, будет ли светить солнце для новых поколений, будет ли свободной и счастливой их жизнь. Попадая в плен к немцам, он стойко переносит жуткие пытки, которым его подвергают, не выдав никого из своих товарищей и не предоставив фашистам никакой ценной информации. Ключевым эпизодом всего фильма и кульминацией сюжетной линии Сотникова мне представляется его диалог со следователем полиции во время допроса. Здесь происходит столкновение двух мировоззренческих систем, первая из которых — капиталистическая, мещанская, построенная на пренебрежении к человеку, которого следователь называет ничтожеством, у которого нет никаких целей, кроме удовлетворения потребностей и продления своего жалкого существования. Вторая — красная, коммунистическая, основанная на гуманизме и вере в человека, имеющая в своей основе высокие метафизические смыслы, ради которых человек готов отречься от себя и перенести любые испытания. Не случайно ночью перед казнью Сотников просит товарищей не дать ему умереть до утра, ведь он не имеет права сдаться, он обязан пройти до конца этой дороги, дороги борьбы и самопожертвования, которая приведет его товарищей в Берлин.

    Главным отличием между Рыбаком и Сотниковым является наличие высшей идеи, того метафизического смысла, который позволяет в любой ситуации человеку оставаться человеком, быть верным себе и своему делу. Рыбак принимает предложение вступить в полицию в обмен на сохранение его жизни. Сотников, когда узнает о таком ходе своего товарища, собравшись с последними силами, захлебываясь кровью, пронзительно глядя ему в глаза, спрашивает: «Коля… Коля, как же так ? А совесть ?…». Он понимает, что такая сделка — это измена Родине, как бы Рыбак не оправдывался, что он убежит и будет снова бить немцев. В данной ситуации напрашивается сравнение с библейской притчей об Исаве и Иакове. Исав продает свое первородство младшему брату Иакову за чечевичную похлебку. Утолив голод, он понимает, что продал самое бесценное, что есть у него в жизни — преимущество в благословении от отца., а без этого его существование теряет высокий смысл. Также и здесь: предав своих товарищей, участвуя в их казне, Рыбак понимает, что за сохранение жизни заплачена слишком большая цена, жить дальше с таким грузом на душе ему невыносимо; стоя перед открытыми воротами немецкого лагеря, он понимает, что не может убежать, потому что от себя не убежишь, потому что как бы ты ни бил фашистов, это уже не вернет тех людей, которых ты погубил и предал. Чечевичная похлебка оказывается горькой на вкус, настолько горькой, что застревает комом в горле, настолько, что Рыбак мечтает повеситься на ремне в туалете, только бы прекратить свое ничтожное нестерпимое существование.

    Один из важнейших эпизодов фильма — монолог Сотникова перед казнью. Рассчитывая взять всю вину на себя, чтобы спасти остальных, он решает сделать заявление перед следователем. В заявлении он перечисляет факты своей биографии, которых достаточно для смертной казни. Среди прочего, глядя в глаза предателя-полицая, он говорит, что у него есть мать, отец и Родина. Это и есть тот высший смысл, который свято оберегает Сотников, и ради которого он готов на все. Потерять Родину — хуже смерти, потому что жить без смысла, без идеи — невыносимая мука, это измена самому себе и дорогим тебе людям, всему тому, что ты любишь и во что веришь.

    Бессмертный героический подвиг таких людей, как Сотников, которые отдали жизнь, защищая свою страну и народ, навсегда останется на страницах трагической истории нашей Родины.

    10 из 10

    4 ноября 2012 | 19:03

    Страшно оказаться перед выбором — предательство или смерть. Но ещё страшнее вот что: война, оккупация — только рамки, доведённые до абсолюта. Каждый день множество людей становятся сотниковыми и рыбаками. Лекала обстоятельств стараются выгнуть человеков по своему подобию. Суетливые портновы услужливо нашёптывают о преимуществах маленьких компромиссов. Если всю палитру каждодневности свести к чёрно-белому, получится «Восхождение». Бытовые шумы вырастут в музыку Шнитке, мелочная уступка — в первый шаг к предательству самого себя.

    Сила не в накачанных торсах супергероев, не в поигрывании желваками, сила — в преодолении слабости плоти. Мужество именно в уязвимости Сотникова. Чем больше калечат его тело, тем больше наполняются его глаза сиянием Духа. Лежащий в грязном подвале, накануне казни, он — победитель, взошедший над бренным ради вечного.

    А тому, кто уступил, сам не поняв как дошёл до этого, — ещё вчера крепкий, хваткий мужик, боец, который товарища не бросит — вынесет, позаботится, а сегодня — «иуда», — что ему? Только чернота подвала, вечная смерть. Воздух, снег, простор за воротами — всё мертво. Больше нет нужды в побеге, потому что нет разницы — где находиться мёртвому человеку. И никакими душевными муками не вернуть себя прежнего — хорошего, настоящего. Убитый Сотников навсегда жив, уцелевший Рыбак мёртв навсегда. У страшной диллемы было только одно правильное решение: выбор смерти, дающей жизнь. Выбравший жизнь получает смерть. Неважно, умертвит ли Рыбак свою оболочку, чтобы стать тождественным новообретённому статусу, — гибель не сможет его оживить. Страшно наблюдать за корчами того, кто попался навсегда. А самое страшное в жизни: вдруг понять, что ты, даже не заметив, как это произошло, оказался Рыбаком.

    «Восхождение» — фильм не только о подвиге солдата. Непреходящая ценность кинополотна в том, что оно о повседневном выборе каждого из нас.

    10 из 10

    8 декабря 2014 | 01:58

    Религиозно-мистическая притча. И никак не историческая повесть о двух партизанах, попавших в плен. Думается мне, что страшнее взгляда Сотникова и сказанного: «Мразь человеческая» — я не видела, да и не дай Бог увидеть. Шедевральное кино. Очень удивлена тому факту, что повесть не включена в школьную литературу, стоило бы.

    20 февраля 2008 | 15:39

    Шикарный фильм-ответ на выражение «Своя рубашка ближе к телу». На примере Сотникова автор (как мне кажется) показывает, что есть люди, которые имеют ценности повыше, чем собственное благополучие и даже жизнь. Чему и удивлен следователь при допросе, так как он множество раз видел в людях обратное, но главный герой не сломался, не отступил от своих принципов и следователь это увидел, после чего он даже не смог выдержать взгляд истерзанного, но не сломленного Сотникова. В противоположность ему Рыбак — человек, который тоже смел, решителен и находчив, добр (он спасает Сотникова и заботится о нем), но его отличие от главного героя в том, что он не имеет стержня (тех самых принципов как у Сотникова), поэтому у него нет оснований умирать просто так, ради идеи, он стремится выжить, за не имением более высших ценностей и из-за этого, он незаметно сам для себя становится предателем.

    Никто в здравом уме не посмеет осудить Рыбака (которого блестательно сыграл Владимир Гостюхин), так как мало кто может поручиться за себя в такой ситуации (если вообще может), скорее всего у большинства (как и у автора этих строк) с трудом хватит духа поступить так как поступает Сотников, умереть но не замарать себя ни предательством ни ложью, хотя мы конечно же должны стремиться к этому (IMHO).

    На лицо прослеживаются высокие духовные ценности главного героя, что вызывает искреннее уважение и к персонажу, и к автору.

    26 февраля 2012 | 18:09

    Если меня спросят, в каком фильме можно увидеть верховенство режиссёра, я назову «Восхождение» Ларисы Шепитько. Тот редкий случай, когда именно режиссёр знает, как должен смотреть на зрителя герой, актёр в данном случае только помощник.

    Это один из лучших советских фильмов. Фильмов не только о войне. Война — лишь повод поговорить о человеке, о том, каким человек должен быть и каким не должен.

    Картину сняли в 1976 и сняли так качественно, что не сразу поймешь, в каком году это снято и в какой стране. Недаром фильм получил на берлинском кинофестивале Золотого медведя. Рассказ о советских партизанах не смотрится, как героическая сага. Тема войны подана без пафоса и без оглядки на Советский Союз (фильм хотели запретить): здесь вам Иуда — предавший всех русский солдат (а что бы мы сделали на его месте?), и Христос, зашедший на свою Голгофу. Что он увидел с Голгофы, на кого посмотрел перед смертью, как нашли этого ребёнка и придумали ему эту слезу — режиссёр забирается до психологических высот Достоевского.

    Отдельный поклон за музыку к фильму Альфреду Шнитке. И нашим актёрам, которых мы почти не знаем, но которые в очередной раз доказывают мастерство великой школы русского актёра. Борис Плотников, Анатолий Солоницын, Людмила Полякова, Владимир Гостюхин.

    Лариса Шепитько была замужем за Элемом Климовым, который снял не менее страшный фильм о войне «Иди и смотри». Представляете, какая эта была пара? Два режиссёра, снявшие две гениальные ленты на одну тему. О чём они говорили по вечерам?

    9 из 10

    12 апреля 2014 | 14:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Первый независимый open-кинотеатр в Москве «КИНОклуб на Винзаводе» открывает новый летний сезон, в рамках которого зрителям на протяжении нескольких месяцев будут демонстрироваться авторские ленты. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Каннский и Берлинский кинофестивали открылись в этом году фильмами женщин-режиссеров. Означает ли это, что наступило равенство полов в кино? КиноПоиск объясняет, почему до равноправия мужчин и женщин в режиссуре еще далеко, и вспоминает постановщиц, которые ломали стереотипы. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    5-6 января
    04.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 5-6 января

    Этот год в кинематографии «будет годом решительной ликвидации всех остатков и результатов вредительства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    10.Жизнь прекраснаLa vita è bella8.698
    11.Иван Васильевич меняет профессию8.690
    12.Достучаться до небесKnockin' on Heaven's Door8.651
    13.Крестный отецThe Godfather8.646
    14.ИнтерстелларInterstellar8.633
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War93.18%
    27.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.10%
    28.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.08%
    29.ВаркрафтWarcraft92.87%
    30.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.82%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мужской стриптизThe Full Monty36
    Апокалипсис сегодняApocalypse Now138
    Укрощение строптивогоIl bisbetico domato81
    Приходите завтра11
    Хардкор74
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.947
    Несносные ледиMother's Day7.055
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    СомнияBefore I Wake6.714
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры