всё о любом фильме:

Восхождение

год
страна
слоган-
режиссерЛариса Шепитько
сценарийЮрий Клепиков, Лариса Шепитько, Василь Быков
директор фильмаВилли Геллер
операторВладимир Чухнов
композиторАльфред Шнитке
художникЮрий Ракша
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  10.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
О судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме свои первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин.
    • Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 51 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это восхитительный Фильм, написанный по восхитительной повести. У меня он вызвал глубокое душевное потрясение, вследствие того, что меня всегда восхищали люди, которые вопреки всему никогда не сдаются и ради идеи готовы умереть. Порой я задумываюсь, как бы поступил я в ситуации, в которую попали герои Фильма. Как Сотников или как Рыбак? Наверное никто с точностью не скажет, как бы он поступил, ведь сказать можно одно, хоть и с глубоким убеждением, но истинная натура человека проявляется лишь на острие событий.

    Честно сказать, я не такой испытанный киноман, чтобы определять хорошо сыграл актер или нет, но, по личному мнению, все актеры и актрисы были хорошо подобраны и сами они постарались отлично.

    Лариса Шепитько сделала все, чем может гордиться режиссер

    Отдельное спасибо хочется сказать художнику и оператору. Их работа это одна из самых сильных сторон Фильма.

    Жаль, что молодежь не очень интересуется такими Фильмами как «Восхождение». Почему-то то, что кинолента снята раньше 2000-ых годов действует на многих отталкивающе. Хотя если посудить со стороны нравственности и здравого смысла, все должно быть наоборот, ведь в наши времена таких Фильмов уже не снимают… Очень очень жаль.

    Огромное спасибо всем, кто участвовал в создании этого Фильма. Безмерно уважаю вас.

    10 из 10

    25 августа 2014 | 13:25

    Кинокартина «Восхождение», снятая в 1975 году, стала «лебединой песней», последней кинокартиной режиссера Ларисы Шепитько. Фильм является одной из немногих отечественных лент, удостаивавшихся высших наград различных кинофестивалей. Но, на самом деле, его стоит смотреть вовсе не из-за этого.

    Главный лейтмотив фильма — предательство. Но здесь подается не только один из многочисленных примеров того, как один человек предает другого. В данной картине также показывается, как по какой причине было совершено предательство, что стоит за ним и каковы его последствия. По сути фильм пересказывает знаменитую евангельскую историю о предательстве Иуды. Мало того, в конце фильма жительница деревни, в которой казнили четверых, прямо так и назвала предателя: «Иуда!». И, этот самый Иуда понял, что совершил величайшую ошибку в своей жизни. Ведь в начале фильма он предстает перед нами храбрым партизаном, старшиной, вышедшим из окружения. Но жажда жизни превзошла долг, честь и мораль. Он выдает себя и своего товарища в доме, выдает и перед казнью. Стоит заметить, что именно после того, как партизан вместе с женщиной повезли в темницу, в кадре зазвучала музыка, которая вскоре стала основным проводником боли душевной. Но евангельской истории не было суждено исполниться точь-в-точь в соответствие с первоисточником. Иуда, несмотря на попытки сделать это, не умирает. Он остается жить. Жить среди тех, кто захватил его родину, кто уничтожал его друзей и сослуживцев. Но он будет не просто жить — он будет работать на них, предавая своих. И все это было сделано из-за страха смерти.

    «Может ли совесть думать?» — этот вопрос, пожалуй, передает всю суть фильма, который вполне может стать его теглайном. Сотников поступает по совести и не предает своих сослуживцев, а вместе с ними свою совесть, душу. Мне кажется, режиссер ответил на этот вопрос так: cовесть способна думать, но ее мысли чище белого снега. Поэтому, на мой взгляд, в кадре виден преимущественно снег. Особенно ярко виден контраст в конце фильма между белым снегом и пожирающей темнотой подвала. Сотников в кинокартине является проводником совести, ее воплощением. Совесть дала ему способность любить самой чистой любовью — той, которая жертвенна.

    Фильм не зря так назван. В нем показано своеобразное восхождение на Голгофу — виселицу четырех абсолютно разных человек. Это и бесстрашный учитель математики, партизан, и мать-одиночка, которая по своему малодушию умоляет фашистов пощадить ее, это и девочка, которая сама натягивает петлю на свою шею, и это, также, сельский староста — горячо верящий в Бога человек. Эпизод, где он молится в темнице показывает, что причина его бесстрашия кроется в Боге и вере в Него. У каждого из них была своя, личная Голгофа, на которой они были казнены. Враги думали, что они поднимаются туда на казнь, а на самом деле они поднимаются к высшей степени нравственности. Голгофа ожидала и пятого, но он, вроде бы самый смелый и преданный, оказался сам предавшим. Режиссер акцентирует внимание на взгляде, который, как мы видим в фильме, заменяет целые диалоги. Встреча взгляда Сотникова с петлей на шее со взглядом маленького мальчика в шапке-буденовке является кульминационным для всего фильма.

    Картина является не только эмоциональной кинолентой. Он также есть ни что иное как послание всем поколениям о такой вечной и непреложной вещи как совесть, о которой говориться практически во всех священных книгах различных религий. Если человек лишится рук — он останется человеком, лишится дома, крова, семьи — тоже таковым останется, лишится совести — он уже не человек.

    20 января 2013 | 21:26

    Да, действительно шедевр. Давно заметил, после среднего фильма — хочется поболтать, а после шедевра — и сказать-то нечего.

    Тогда такой интересный вопрос — конечно история библейская, но почему взята война? Думаю потому, что именно на войне вопросы ставятся очень жестко, а выбор делается навсегда. На войне поведение Сотникова понятно, а в мирной жизни пожалуй уже не так… На самом же деле война не заканчивалась, а идет постоянно.

    Каждый делает выбор…

    10 из 10

    16 сентября 2009 | 00:48

    Картина «Восхождение» Ларисы Шепитько — традиционный евангельский сюжет «Путь на Голгофу», фоном для которой послужила Великая Отечественная Война.

    Главные герои, Сотников и Рыбак, попадают в плен к фашистам, на службе которых продажный Иуда, Портнов. Он хладнокровно калечит своих соотечественников (убивает чужими руками, заманиявая их в «силок») ни одним мускулом не проявляя тени сочувствия. Такие люди, переворачивают эволюцию с ног на голову: мнят себя гениями и начинают руководить, подавляя всех, кого придется. Им подчиняются Рыбаки, а Сотниковы — выбирают путь страдания и перестают становиться предметом подражания молодеющей эпохи…

    С евангельских времён, есть люди, которые жалеют себя, потому что для них смысл жизни — существование и те, которые идут дальше этого (живут ради другого). Для кого-то смерть — это конец, для кого-то смерть — это начало. Жизнь — путь, и тем она уникальна… Ценность человека — в его духовности, но одновременно и в людской слабости. Путь к Гробу Господнему полон компромиссов и сделок с совестью, где человек окончательно может потерять самого себя и смысл своего существования.

    Лариса Ефимовна Шепитько, замыслила эту картину, в то время, когда была беременна и семь месяцев была прикована к больничной кровати (из-за травмы позвоночника). В то время, она жила мыслью: «Если ребенок родится, а я погибну, то он должен знать обо мне по работе в кино». Именно тогда возникла идея будущего фильма «Восхождение» — фильма, который бы стал достойным того, чтобы оказаться последним в ее карьере. Не задумала ли женщина в тот момент, вдохнуть жизнь в своих детей (один из которых картина «Восхождение»), и умереть, отдавши все духовное, что в ней было, им?

    Развитие образов передано в связке: Портнов — Рыбак — Сотников. Оператор ловит дыхание персонажей, укрупняя действие даже, а не объект: душа героев, «читается» эволюцией замысла Божьего, когда из «скотины» вырастает нечто совершенное, достигшее той духовной высоты, на которой «смерть не смерть есть, жизнь не жизнь есть» (Цветаева).

    За счет максимального приближения камеры к объектам, зрителю «легче» найти личную формулу бессмертия и он находит ее в образе Христа (герой Бориса Плотникова): «Я не предам. Есть вещи поважнее собственной шкуры»… Картина «Восхождение», представляет собой все лучшее в русском кинематографе, после которой, за тридцать с лишним лет, практически ничего существенного не сняли. В фильме есть вера, настоящая внутренняя свобода и способность любви на самопожертвование. Режиссер ленты, закладывая краеугольный камень всех вышеперечисленных составляющих, в фундамент будущего поколения, верила, что оно, считает сигналы SOS и воскреснет из руин времени, лозунгом которого, является «Возьми от жизни все!»…

    10 из 10

    12 мая 2012 | 20:56

    Это о нем:

    «Он видел больше, чем его глаза,
    Он тронул глубже зримого покрова,
    Он понял то, о чём сказать нельзя,
    И, уходя, не проронил ни слова.
    Хотя он не оставил ничего,
    Молчание его подобно грому.
    Все говорят и мыслят за него,
    Но говорят и мыслят по-другому».

    А это — о нас:

    «Я погиб, хотя еще не умер,
    Мне приснились сны моих врагов.
    Я увидел их и обезумел
    В ночь перед скончанием веков.
    Верно, мне позволил Бог увидеть,
    Как умеют предавать свои,
    Как чужие могут ненавидеть
    В ночь перед сожжением любви».

    (стихи Ю. Кузнецова)

    Я считаю, что этот гениальный, этот потрясающий фильм Ларисы Шепитько должен стоять на первой строчке любого российского кинорейтинга. Вершина нашего кино!

    Конечно, мы способны оценить и прекрасные творения зарубежных мастеров. Но разве где-нибудь «не у нас» оценивают чужое выше своего?… И это всегда будет правильно. Так как оценивает народ, нация и критики, оплачиваемые своим народом. Восхищаются тем, что близко. И мы примазываемся к «ним», нам «ихнее» по душе.

    Даже как-то не поворачивается назвать фильм нерусским словом — шедевр. Лучше — Великое Творение.

    В нем все до боли наше. Люди. Снег. Холод. Деревья. Воздух. Небо… И страдания мученические. И падение. И восхождение. И расплата. И покаяние. И… должно быть Воскрешение. Наверно, так хотела Шепитько. Но — увы…

    А мы голосуем за Финчера и Скорсезе, за Шоушенк и Леона. Страшно, обидно, горько.

    Светлая Вам Память, Лариса Ефимовна. Мы Вас помним.

    100 из 10

    23 апреля 2010 | 23:28

    Если меня спросят, в каком фильме можно увидеть верховенство режиссёра, я назову «Восхождение» Ларисы Шепитько. Тот редкий случай, когда именно режиссёр знает, как должен смотреть на зрителя герой, актёр в данном случае только помощник.

    Это один из лучших советских фильмов. Фильмов не только о войне. Война — лишь повод поговорить о человеке, о том, каким человек должен быть и каким не должен.

    Картину сняли в 1976 и сняли так качественно, что не сразу поймешь, в каком году это снято и в какой стране. Недаром фильм получил на берлинском кинофестивале Золотого медведя. Рассказ о советских партизанах не смотрится, как героическая сага. Тема войны подана без пафоса и без оглядки на Советский Союз (фильм хотели запретить): здесь вам Иуда — предавший всех русский солдат (а что бы мы сделали на его месте?), и Христос, зашедший на свою Голгофу. Что он увидел с Голгофы, на кого посмотрел перед смертью, как нашли этого ребёнка и придумали ему эту слезу — режиссёр забирается до психологических высот Достоевского.

    Отдельный поклон за музыку к фильму Альфреду Шнитке. И нашим актёрам, которых мы почти не знаем, но которые в очередной раз доказывают мастерство великой школы русского актёра. Борис Плотников, Анатолий Солоницын, Людмила Полякова, Владимир Гостюхин.

    Лариса Шепитько была замужем за Элемом Климовым, который снял не менее страшный фильм о войне «Иди и смотри». Представляете, какая эта была пара? Два режиссёра, снявшие две гениальные ленты на одну тему. О чём они говорили по вечерам?

    9 из 10

    12 апреля 2014 | 14:00

    Есть красота, подвластная времени,
    И вечная красота,
    Но нас подведёт наше слабое зрение,
    А тёмный инстинкт предаст.


    Елена Войнаровская

    Признаться честно, долго с опаской ходил вокруг этого фильма и все не решался посмотреть. Не хотелось увидеть у режиссера Ларисы Шепитько, жены Элема Климова, создавшего практически эталонный [анти]военный «Иди и смотри», те же художественные приемы, что использовал Климов для своего шедевра. Как, впрочем, и наоборот. К счастью, и даже к некому облегчению, убедился, что картины-то совершенно непохожие и говорящие (пусть и одинаково громко) о разных вещах. Объединяет их разве что незаурядная повесть (в случае Шепитько это «Сотников» Василия Быкова), ставшая основой сценария, и просторы Беларуси.

    Простейшее по фабуле кино, о двух партизанах, попавших в немецкий плен, приговоренных по ускоренному сценарию к казни и сделавших разный моральный выбор, на самом деле задает прямой вопрос своему зрителю, заметить который и честно ответить на него не каждому по силам, ведь итог может быть довольно неожиданным. А неожиданности, как известно, бывают и неприятными. Заявленная для бюрократов из госкино как патриотично-героическая лента, но изначально задуманная как глубоко христианская (слово, что даже вслух опасно было произносить) притча о моральном выборе вышла в прокат лишь по счастливой случайности.

    На съемках витала столь мощная энергетика, что нарисованные синяки перебивались сквозь грим, показная боль становилась пугающе настоящей, актеры падали в обморок прямо во время дубля, массовка зарабатывала обморожения, а операторы пристывали к технике, от которой их отдирали вместе с кожей и кровью. Казалось, Шепитько своей одержимостью могла зарядить весь мир вокруг себя ради общего дела. Эта женщина в такой жесткой профессии никогда не пыталась играть в мужское кино на чужой территории, не снимала привычное «дамское кино» и не действовала методами полуправды. Ее стиль неповторим и уникален. Перед съемками фильма творческой команде в принудительном порядке часы напролет демонстрировались нацистские зверства, причем не общедоступная хроника, а самая «жесть», как говорит современная молодежь. По части перфекционизма и выдвигаемых ею, прежде всего к самой себе, требований равных ей в советском кино, пожалуй, не было, а из зарубежных коллег на ум приходит разве что ее знаменитый современник Стэнли Кубрик и его ставшие притчей во языцех взыскательность и стремление к идеалу. Маленькими компромиссами вымощен путь к страшному концу. Таков девиз не только Сотникова, но и самого режиссера. Жестокое в какой-то мере требование, которое ее сожгло и которое возвело ее в Вечность.

    Это потом Шепитько будет ослепительно улыбаться с берлинской сцены, выведет из себя главу жюри Фассбиндера, яро противившегося вручению ленте главного приза, и не на шутку озадачит голливудских воротил невиданной манерой режиссуры. А ведь можно только предполагать, каким бы безжалостным был вердикт чиновников от кино («Проверка на дорогах» авторитетнейшего Германа 15 лет пролежала на полке), не получи фильм мощную протекцию высшего белорусского руководства. А ведь один из ранних ее фильмов просто за «неформатную» атмосферу было приказано смыть (!).

    Мощный фильм, каких единицы, без преувеличения, в истории мирового кинематографа. Образец запредельной режиссуры ученицы мегаклассика Александра Довженко. Пронзительные, выворачивающие душу мелодии Шнитке в финальной части. Самоотверженная игра каждого из трио актеров. Для двоих из них (Гостюхина и Плотникова) роли оказались первыми большими ролями в карьере. А Анатолий Солоницын, игравший практически у всех классиков тогдашнего советского кино, с убедительностью, переходящей в исступленность, исполнил роль главного злодея — эдакого Каифы в должности полицая. Отрицательные или положительные ярлыки легко повесить на каждого из персонажей до того, как попытаешься высмотреть там себя. У каждого из них своя неидеальная правда, и не приведи Господи оказаться реально в чьей-то коже. Здесь, может, и нет того напряжения, которое задает Климов в своем фильме с первых же минут, но вместе с тем Шепитько и не спешит ставить столь однозначный диагноз человечеству. Она будто вглядывается в него с надеждой увидеть там то (или того), что (кто) его спасет. И недаром в фильме явственно присутствуют христианские мотивы, и недаром Шепитько стала верующей после съемок фильма. Тот случай, когда режиссер вложил в фильм частицу себя, а фильм сросся с создателем и начал собственную жизнь, озадачивая своей искренностью и надрывом последующие поколения.

    Картину ждал абсолютный триумф в Берлине, где помимо врученного главного приза, фильму рукоплескали ФИПРЕССИ, экуменическое и католическое жюри. Шепитько стала первой из советских режиссеров, удостоившихся Золотого медведя (вторым был Глеб Панфилов в 1987 году за ленту «Тема»), и всего лишь второй после венгерки Марты Месарош женщиной в этой ипостаси (всего 4 женщины-режиссера получали эту награду, причем два последних случая за последние годы, когда фестиваль уже утратил свою былую мощь).

    «Восхождение» так и остался последним фильмом в ее режиссерской фильмографии. И этот факт носит немного мистический оттенок, не только и не столько потому что Лариса Шепитько трагически погибла при подготовке к съемкам следующего фильма, и не потому что ясновидящая Ванга якобы предсказала ей скорую смерть, а потому что «Иди и смотри», который многое роднит с «Восхождением», также стал последним пунктом в фильмографии ее мужа. Может, в этом вся трагедия и все величие уникального во всем мировом кинематографе супружеского союза. Наверное, так желает умереть каждый художник. Нет, не молодым, пьяным и в автокатастрофе, а создав что-то такое, что собственноручно уже невозможно превзойти. Элем Климов после смерти жены завершил начатый ею фильм, который назвал «Прощанием», и окончил съемки своего многострадального творения. И, несмотря на еще 18, после выхода «Иди и смотри», прожитых лет, к киноаппарату и пленке так больше и не притронулся. Так же ушел Кшиштоф Кеслевский, сотворив «цветную» трилогию. Так уходят Великие. Подобно чаплиновскому Кальверо они сыграли свой бенефис и остались такими навсегда.

    P.S. И вот уже некоторое время спустя, мысленно возвращаясь к фильму, уже не просто пунктом из категории «А знаете ли вы что…» кажется тот факт, что Ларису Шепитько еще на стадии вступительных экзаменов и незадолго до собственной смерти заметил сам Александр Довженко, в чьей мастерской она и начала узнавать азы режиссуры. Удивительным образом это перекликается с финалом «Восхождения», где своим незабываемым взглядом Сотников смотрит в глаза будущего поколения. И между полуулыбкой одного и полными слез глазами другого проложен невидимый, но обжигающий, словно оголенный нерв, мост преемственности поколений и канал передачи высшего знания.

    25 сентября 2009 | 10:50

    Человека можно уничтожить, но человека нельзя победить. (Э. Хемингуэй)

    Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» глубоко человечен, он направлен внутрь человеческих проблем настолько, что даже ужасы войны становятся лишь фоном для того, что происходит в душах двух главных героев, Рыбака и Сотникова. Они словно 2 полюса, 2 разные стороны человеческой души. Между ними происходит главный конфликт как фильма, так и книги Василя Быкова.

    Оба героя готовы сражаться за Родину до последнего патрона. В начале фильма Рыбак кажется сильнее Сотникова, раненного и больного солдата. Но, попав в плен, Сотников демонстрирует непоколебимую силу духа и мужество. Он смог сохранить чистой совесть, не предав свою Родину, а главное — не предав себя. Рыбак же напротив, стремится лишь сохранить свою жизнь.

    И пускай Сотников своим поступком никого не спас. Его подвиг в первую очередь является подвигом духа. Сотников так и не стал побежденным. Рыбак, предавший самого себя в руки немцев, так и не спас свою жизнь, потому что не спас свою душу. Он пытается покончить с собой, так как муки совести терзают его. Вопль отчаяния в конце фильма — это вопль побежденного человека, попавшего в сети войны и утратившего всякое понятие о чести и долге.

    Каждая роль в фильме сыграна на высочайшем уровне. Удивительный взгляд Сотникова в исполнении Бориса Плотникова словно пронизывает душу. Владимир Гостюхин отлично справился с непростой ролью Рыбака — человека, словно балансирующего на грани чести и бесчестия, человека, доведенного до отчаяния войной. Замечательно сыграл гениальный актер советского кино Анатолий Солоницын в роли предателя, следователя Портнова, вся гамма эмоций которого передается опять же во взгляде и в малейшей интонации голоса.

    Вообще, в картине Шепитько очень много крупных планов лиц героев, большое внимание уделено взгляду, который передает душевное состояние персонажей. Особенно это заметно в сцене казни. Спокойный, одухотворенный взгляд Сотникова перед смертью разительно отличается от обреченного взгляда старосты, испуганного взгляда девочки, и от страдания, которое читается в глазах Демчихи. Сцена казни определенно самая пронзительная и самая запоминающаяся сцена в фильме.

    Интересен также выбор названия фильма — «Восхождение» (повесть Василя Быкова, по которой был снят фильм, называлась «Сотников»). По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным, чем выбор Сотникова. Но настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один из героев — Сотников, совершивший подвиг духа. Ведь есть вещи важнее жизни — такие вещи, как честь, долг, совесть. Война ужасна, ей чуждо все человеческое. Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.

    3 мая 2010 | 12:41

    Действия фильма разворачиваются в годы Великой Отечественной войны. Партизанский отряд совершает тяжелый переход через лес, сопровождая мирных жителей в не занятый немцами населенный пункт. Зимняя стужа, пурга, отряды карателей, нехватка продовольствия и патронов — все обстоятельства играют против партизанов. По приказу командира: «Привал !» люди валятся с ног, не в состоянии идти дальше. В этих нечеловеческих условиях необходимо выполнить задание — дойти до заданного хутора любой ценой. Чтобы двигаться дальше, нужно раздобыть пищу, накормить хотя бы умирающих с голода детей. На выполнение этой миссии посылают 2 партизанов: Рыбака и Сотникова.

    Рыбак

    Бывший старшина Красной армии, попал в оккупацию, ушел в партизаны. Представляет собой образ типичного обывателя, с мещанской душой и шкурными интересами. С другой стороны, в нем присутствуют и высокие моральные качества, как, например, развитое чувство долга, ответственность, верность товарищу, самопожертвование и человеколюбие. Он не бросает своего раненного товарища в бою с немцами, он делится хлебом из своего пайка с голодающими деревенскими детьми, он поднимает руки перед немцами, чтобы они не спалили хату в поисках партизанов, он не убивает старосту, сотрудничающего с оккупантами, так как осознает всю тяжесть его положения. Безусловно, достойных уважения черт характера у Рыбака достаточно. Но к сожалению ему не хватает самого главного — веры в идею, высший смысл, без чего все вышеперечисленное в одночасье теряет свою ценность. Если бы не война, то такой человек вполне мог бы стать уважаемым членом общества, добропорядочным гражданином и примером для подражания. Но в тех условиях, в которые он попал, недостаток этого высшего качества души привел к измене Родине и предательству своих товарищей.

    Сотников

    Человек с высшим образованием, не кадровый военный, служил в артиллерии, попал к партизанам. Является главным героем фильма, идеалом воина, защищающего свою Отчизну. Несмотря на болезнь, он не отказывается от выполнения сложного задания, от которого зависит будущее продвижение партизанского отряда. Держится стойко и мужественно, обладает прочной выдержкой и силой воли, но самое главное — он верен высокой идеи, идеи самоотверженного и безграничного служения и любви к Родине. Сотников готов идти до конца ради достижения поставленной цели — разгрома врага и освобождения страны от иноземных захватчиков. Он не может отступить, потому что за ним — Россия, у него за спиной будущее советского народа, от него зависит, наступит ли завтра, будет ли светить солнце для новых поколений, будет ли свободной и счастливой их жизнь. Попадая в плен к немцам, он стойко переносит жуткие пытки, которым его подвергают, не выдав никого из своих товарищей и не предоставив фашистам никакой ценной информации. Ключевым эпизодом всего фильма и кульминацией сюжетной линии Сотникова мне представляется его диалог со следователем полиции во время допроса. Здесь происходит столкновение двух мировоззренческих систем, первая из которых — капиталистическая, мещанская, построенная на пренебрежении к человеку, которого следователь называет ничтожеством, у которого нет никаких целей, кроме удовлетворения потребностей и продления своего жалкого существования. Вторая — красная, коммунистическая, основанная на гуманизме и вере в человека, имеющая в своей основе высокие метафизические смыслы, ради которых человек готов отречься от себя и перенести любые испытания. Не случайно ночью перед казнью Сотников просит товарищей не дать ему умереть до утра, ведь он не имеет права сдаться, он обязан пройти до конца этой дороги, дороги борьбы и самопожертвования, которая приведет его товарищей в Берлин.

    Главным отличием между Рыбаком и Сотниковым является наличие высшей идеи, того метафизического смысла, который позволяет в любой ситуации человеку оставаться человеком, быть верным себе и своему делу. Рыбак принимает предложение вступить в полицию в обмен на сохранение его жизни. Сотников, когда узнает о таком ходе своего товарища, собравшись с последними силами, захлебываясь кровью, пронзительно глядя ему в глаза, спрашивает: «Коля… Коля, как же так ? А совесть ?…». Он понимает, что такая сделка — это измена Родине, как бы Рыбак не оправдывался, что он убежит и будет снова бить немцев. В данной ситуации напрашивается сравнение с библейской притчей об Исаве и Иакове. Исав продает свое первородство младшему брату Иакову за чечевичную похлебку. Утолив голод, он понимает, что продал самое бесценное, что есть у него в жизни — преимущество в благословении от отца., а без этого его существование теряет высокий смысл. Также и здесь: предав своих товарищей, участвуя в их казне, Рыбак понимает, что за сохранение жизни заплачена слишком большая цена, жить дальше с таким грузом на душе ему невыносимо; стоя перед открытыми воротами немецкого лагеря, он понимает, что не может убежать, потому что от себя не убежишь, потому что как бы ты ни бил фашистов, это уже не вернет тех людей, которых ты погубил и предал. Чечевичная похлебка оказывается горькой на вкус, настолько горькой, что застревает комом в горле, настолько, что Рыбак мечтает повеситься на ремне в туалете, только бы прекратить свое ничтожное нестерпимое существование.

    Один из важнейших эпизодов фильма — монолог Сотникова перед казнью. Рассчитывая взять всю вину на себя, чтобы спасти остальных, он решает сделать заявление перед следователем. В заявлении он перечисляет факты своей биографии, которых достаточно для смертной казни. Среди прочего, глядя в глаза предателя-полицая, он говорит, что у него есть мать, отец и Родина. Это и есть тот высший смысл, который свято оберегает Сотников, и ради которого он готов на все. Потерять Родину — хуже смерти, потому что жить без смысла, без идеи — невыносимая мука, это измена самому себе и дорогим тебе людям, всему тому, что ты любишь и во что веришь.

    Бессмертный героический подвиг таких людей, как Сотников, которые отдали жизнь, защищая свою страну и народ, навсегда останется на страницах трагической истории нашей Родины.

    10 из 10

    4 ноября 2012 | 19:03

    «Восхождение». Настоящий русский фильм о войне. Настоящий и стоящий. Великолепная игра актёров. Отличный сценарий, операторская работа и, позвольте сказать, саундтрэк. Нарекание вызывает лишь звуковой монтаж. Но, я пожалуй не буду выдвигать весомые претензии в этом плане советскому фильму 1976 года. Кино о патриотизме, о борьбе, самоотверженности, человеческой глупости и совести. Совести отведено отдельное и доминируещее место в этом фильме. В какой ситуации как поступить? Умереть с чистой совестью? Позволить из-за тебя лишить жизни мать трёх детей? Предать, остаться в живых и пытаться незаметно диверсировать врага, и в то же время быть Иудой в глазах людей? Дать ли приют раненому, зная, что подвергаешь себя опасности? Идеально показана война. Идеально показаны чувства безысходности, пустоты и бессмысленности. Когда шаркаешь обмороженными ногами по заснеженной степи и не видишь ничего кроме белой мглы. Когда стрелять надо и в русских и в немцев. Когда победа не видна и не важна. Важно лишь желание, чтобы это всё закончилось. Я потрясен этим фильмом. Кроме нюансов со звуковым монтажом (коими болеет русское кино и по сей день) — это лучшее русское кино о людях в войне, которое я видел в своей жизни. Недавнему «Предстоянию» и, я больше чем уверен, его продолжению, надлежит публичное сожжение оригинальной копии. Должно быть стыдно иметь о войне в кадре такое представление, с учётом существования таких фильмов, как «Восхождение».

    9 из 10

    28 октября 2010 | 12:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Первый независимый open-кинотеатр в Москве «КИНОклуб на Винзаводе» открывает новый летний сезон, в рамках которого зрителям на протяжении нескольких месяцев будут демонстрироваться авторские ленты. (...)
     
    все новости

    Статьи


    К наступлению первых морозов и снегопадов КиноПоиск вспоминает десяток картин, в которых зима является полноправным действующим лицом — от «Неотправленного письма» Михаила Калатозова до «Простого плана» Сэма Рэйми(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    5-6 января
    05.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 5-6 января

    Этот год в кинематографии «будет годом решительной ликвидации всех остатков и результатов вредительства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.Гран ТориноGran Torino8.354
    71.Летят журавли8.353
    72.БалтоBalto8.352
    73.ИзгойCast Away8.349
    74.Москва слезам не верит8.344
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.74%
    12.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.65%
    13.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.60%
    14.Кредо убийцыAssassin's Creed94.55%
    15.БёрдменBirdman94.34%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мертвый омутDead Calm16
    Невеста Хампти ШармыHumpty Sharma Ki Dulhania1
    Хемлок ГроувHemlock Grove27
    Блэйд 3: ТроицаBlade: Trinity45
    Все псы попадают в райAll Dogs Go to Heaven16
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.444
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.540
    Неудержимые 3The Expendables 36.265
    ПосвященныйThe Giver7.018
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue7.009
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры