всё о любом фильме:

Скафандр и бабочка

Le scaphandre et le papillon
год
страна
слоган«Let your imagination set you free»
режиссерДжулиан Шнабель
сценарийРональд Харвуд, Жан-Доминик Боби
продюсерКэтлин Кеннеди, Джон Килик, Франсуа-Ксавьер Декраен, ...
операторЯнуш Камински
композиторПол Кантелон
художникМишель Эрик, Лоран Отт, Оливье Берио
монтажЖюльетт Вельфлин
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$140 144
DVD в США
зрители
США  697.1 тыс.,    Франция  315.1 тыс.,    Германия  282.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте 43 лет перенес инсульт, в результате которого он был полностью парализован. Подмигивая оставшимся не парализованным левым глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки из-за того, что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
154 + 10 = 164
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • От роли Жана-Доминика Боби отказался Джонни Депп, сославшись на недостаточно хороший французский.
    Трейлер 02:17

    файл добавилMadinaKruykova

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1007 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В течение двух часов зритель ощущает себя в теле и мыслях полностью парализованного человека. Иногда это ощущение настолько реально, что хочется немедленно пошевельнуться, чтобы убедиться, что парализован только герой фильма, а не ты сам. Дергающаяся камера вначале раздражает (особенно, если не знаешь, что происходит по сюжету), но со временем фокус наводится и изображение становится лучше. ЖанДо приходит в себя… Он не знает, что с ним произошло и не сразу понимает, что полностью лишен движения и речи. Единственной его связью с миром остаются глаза, точнее сказать, один глаз… Только лишь с его помощью он может давать какую-либо обратную связь. По спине проходит легкий холодок…

    Жан-Доминик Боби — не выдуманный персонаж, он вполне реален. В 1997 году редактора глянцевого журнала Elle поразил инсульт и 43-летний мужчина, когда-то привлекательный, ведущий легкий образ жизни и меняющий женщин, как перчатки, стал, как говорится, «овощем»… Но после рокового удара, как оказалось, у ЖанДо отказало только тело. Душа осталась прежней. Только это, к сожалению, смогли разглядеть лишь немногие. В его присутствии теперь можно говорить так, будто его нет…

    Наблюдая за состоянием героя изнутри, можно только поражаться его выдержке и даже чувству юмора. Осознав, что дорога к выздоровлению будет долгой и не обязательно успешной, ЖанДо решил прибегнуть к своей фантазии и памяти. Он отправился в путешествия, в которых никогда прежде не был и никогда уже не будет, принялся старательно перебирать в памяти приятные моменты, прибегать к образам… Казалось, он даже полюбил ту больницу, в которой находился и где его так заботливо обхаживали доктора, и смирился со своим положением. ЖанДо получил возможность передавать сообщения в окружающий мир. Бабочка, бьющаяся внутри скафандра, погруженного глубоко под воду, нашла своеобразный путь на свободу, результатом которого и стала книга, легшая в основу одноименного фильма.

    Каким бы ты ни был в реальности, Жан-Доминик Баби, я тобой восхищаюсь.

    9 из 10

    4 марта 2008 | 17:19

    Что бы добиться чего-то в жизни, люди часто забывают обращать внимание на самое главное. Постепенно взбираясь вверх по служебной лестнице, завоевывая высокое положение в обществе, не имея ни одной свободной минуты времени для отдыха, они ни на секунду не желают останавливаться, что бы позаботится о том, что за деньги купить нельзя. Нет, речь идет не о любви, а о здоровье. Ведь болезни не обращают внимания ни на деньги, ни на статус, и уж тем более на таланты человека. Они приходят внезапно и в считанные дни могут разрушить даже самую удивительную жизнь, превратив ее в ежедневную муку, невыносимое испытание силы духа человека.

    Режиссер Джулиан Шнабель, который предпочитает снимать необычные, отчасти биографические кинокартины о жизни необычных людей, просто не мог не заинтересоваться книгой французского редактора глянцевого журнала Жана-Доминика Боби. Жизнь этого человека была похожа на воплощение мечты, пока в один день у него не случился инсульт и он потерял многое. Но самое важное он все-таки сумел сохранить.

    «- Я могу воображать что угодно, кого угодно, где угодно. Омываться в волнах Мартиники, встречаться с любимой женщиной, простираться перед Озимандиасом, королем королей. Я могу вообразить что угодно. Пережить детские мечты и взрослые амбиции…»

    В центре повествования находится сам Жан-Доминик, чьим домом после рокового случая стала больница. Его тело парализовано и все что ему остается, это общаться с внешним миром с помощью лишь одного глаза. Мужчина в рассвете сил, у которого были безграничные возможности, и которому частенько в жизни везло, теперь является узником своего же собственного тела. Перед актером Матье Амальриком стояла очень сложная задача показать все чувства, переживания, которые только могут возникнуть в душе человека, в чьем сердце нет надежды вернутся к прежней жизни. И, удивительно, но актеру это удалось. Он вместе с режиссером показал нам сильного человека, способного преодолеть любую преграду. Его Жан-Доминик продолжал мечтать, путешествовать с помощью воображения и даже в некоторые моменты смог вновь почувствовать себя счастливым.

    В создании драматического настроения важную роль сыграли именно женские образы. Давно знакомые или только что встретившие главного героя, они становятся его постоянными ангелами-хранителями. Хенриетта и Мари делают все возможное, что бы у Жана-Доминика появился шанс общаться со своими близкими. Селин, несмотря на все их предыдущие разногласия, с любовью заботится о нем. А Клауде с невероятным терпением записывает все сказанные героем слова, осуществляя последнее важное дело его жизни. Очаровательные актрисы Мари-Жозе Кроз, Олац Лопез Гармендия, Эмманюэль Сенье и Энн Консиньи бесподобно воплотили своих героинь. Каждая из них правдоподобно показала те эмоции, которые только можно прочувствовать, посвящая часть себя работе с парализованным человеком.

    Кинокартина является прекрасным воплощением биографической истории, от чего производит сильное впечатление. Сам факт, что эта история — не плод человеческого воображения, а эти события некогда произошли в реальной жизни, делает этот фильм еще более трагическим. Джулиан Шнабель воссоздал на экране сильную психологическую драму одного человека, которая наполнена надеждой, долей оптимизма и восхищением жизнью Жана-Доминика Боби. А будучи не столько режиссером, сколько художником, он также снял превосходный визуальный ряд, похожий на фантазию главного героя. Завершительным аккордом в создании теплой атмосферы фильма служит волшебная музыка композитора Поля Кантелона. А удачно подобранный актерский состав помог сделать фильм по-настоящему французским, рассказав эту историю серьезно и одновременно легко, оставляя после просмотра приятное послевкусие. Ведь даже самая безнадежная с первого взгляда ситуация может помочь человеку увидеть что же есть в его жизни самым важным.

    «- Нужно цепляться за то человеческое, что есть у Вас… и Вы выживете.»

    И бороться до самого последнего взмаха крыльев своей души.

    31 мая 2011 | 14:36

    Не скажу что фильм меня поразил и произвел огромное впечатление, но тем не менее он заставил задуматься.. задуматься о многом! Сколько раз мы говорили в жизни «у меня всё плохо, я не могу больше так, какая же тяжелая и жестокая жизнь», но произнося эти фразы мы в действительности не задумываемся с какими мелкими проблемами мы сталкиваемся. В этом фильме на мой взгляд представлена самая страшная болезнь… Только задумайтесь, как здорово что мы можем говорить с близкими нам людьми, делиться впечатлениями, высказывать свои проблемы, делиться переживаниями; как важно, то что мы можем бежать, бежать и чувствовать как воздух бьет по лицу, прикасаться к своему ребенку, и любому другому существу, чувствовать его тепло, обнимать его… Только подумайте что станет с вами если вы лишитесь этого? Если вы станете жить как растение? Если вы не сможете ни шевелиться, ни говорить… Герой этого фильма ещё мог хоть как то выражать свои мысли и желания (при помощи глаз), а что делать если у вас не окажется и такой возможности? Если вы необратимо вдруг потеряете связь с миром, но останетесь жить? Это страшно…

    Любите свою жизнь, любите и дорожите окружающими вас людьми! Знайте что завтра может быть поздно попросить у кого-то прощение, сказать о своих чувствах, помочь кому-то…

    Завтра просто может быть поздно…

    5 февраля 2010 | 16:27

    Не побоюсь этого слова, но «Скафандр и бабочка», пожалуй, самое глубокое произведение кинематографического искусства, которое мне приходилось когда-либо видеть. Просмотр этого кинофильма подобен глубоководному погружению в тёмную гладь волн, когда спускаясь всё ниже и ниже, и уже отчаявшись увидеть там в глубине свет, сталкиваешься с чудесным подводным миром, у которого красота, затмевающая уже ненужный свет и свои правила существования.

    У главного героя паралич. Страшный и неизлечимый. Кажется, что он отбирает у человека всё, что раньше было так дорого — интересную работу, любимую женщину, детей. Наверное, паралич отбирает жизнь как таковую, а вместе с ней радость и счастье. И зачем, зачем же тогда существовать человеку? И Боби находит ответ на этот непростой вопрос. Пусть не сразу, пусть переборов себя, но находит. И пожалуй этот ответ самый верный. Ты живёшь, если живёт твоя душа. Пусть даже в скафандре. И ты будешь лишь существовать, даже если являясь здоровым, станешь обладателем мёртвой души. Жан-Доминик это понял, и у него началась новая жизнь.

    Кто-то скажет, что это убожество, жить как растение, жить лишь в мечтах. А мне кажется, что это высшее, что есть в человеке. Боби не потерял себя, он остался верен своим принципам, своему характеру. Он остался Боби, лишь представлен стал немного в другом формате.

    Фильм, снятый Джулианом Шнабелем, помещает нас на какое-то время в тело главного героя. Мы видим мир его глазами, слышим его мысли над самым ухом и, практически, физически ощущаем то, что ощущает главный герой. Несмотря на дрожащую мигающую камеру, «Скафандр и бабочка» обладает одним из лучших в своём роде видеорядов. Начать здесь стоит с потрясающей цветовой гаммой и закончить каждым отдельным кадром, в контексте шедевра. То что мы видим великолепно. Так же, как и всё, что мы слышим. Музыка и диалоги как будто сливаются в одно и приносят с собой что-то большее, чем понимание происходящего на экране. Скорее они помогают прочувствовать происходящее.

    Это кино наполнено символами. Они здесь везде, они одна из главных составляющих фильма. Символичным здесь можно назвать и игру актёров, в том смысле, что их роли мимолётны, неточны, немного расплывчаты. Но более чётких персонажей в кино найти трудно.

    Этот фильм сложный и тяжёлый. Но в то же время он светлый. Он оставляет лёгкую грусть и много-много раздумий. В нём есть душа, смысл, чувства. Но главное — он учит жить.

    Жить счастливо.

    Несмотря ни на что.

    10 из 10

    10 мая 2011 | 14:34

    Прошел дождь, вокруг всё красиво, внутри грустно. Так было недавно — после просмотра фильма «Скафандр и бабочка».
    Кино хорошее, но, думаю, вне понятий «нравится» и «не нравится».

    Скажите на милость, как может нравиться «взгляд» камеры со стороны человеческого глаза в тот момент, когда этот самый глаз зашивают, протыкают иглой веко и говорят «ничего страшного»? Читать-то страшновато, правда же? А смотреть и подавно.
    Меня передернуло, я зажмурилась. И так в глазу кололо, сосуд лопнул на белке глаза, бывает у людей такое. А тут еще и это.
    Но всё же про фильм. Не в глазу там все дело. Остальное потрясло еще сильнее — и не физически, а духовно.

    Я всё думала о том, что странно вообще мир устроен — поселили тебя в тело, и сиди. А если человеку вот именно в этом теле неуютно? Или того хуже — тело не двигается, а человек хочет куда-то пойти, что-то сделать? Почему нельзя пересадить сознание в другое тело? Должны же быть хотя бы зачатки такой возможности. Где-нибудь…

    Короче говоря, жил был симпатичный мужчина, успешный, умный. И тут у него инсульт случился, и его парализовало. Он, если честно, и не думал ни про какие инсульты, не пил, не курил. И привет.

    Полностью обездвижило — остался только один глаз. И этим глазом он стал общаться с миром. С помощью морганий он молча надиктовал целую книгу о том, где бывают его душа, мысли, фантазии, пока его тело остается в том же положении, как в тюряге.
    Этот мужчина существовал в реальности — был редактором французского Elle. Его книгу издали, теперь сняли по ней фильм.
    Он лежал с перекошенным ртом и просто смотрел на мир одним глазом, а его продолжали любить. Красивый фильм про жизнь, боль и любовь.

    Как «Море внутри», только совсем-совсем иначе.

    21 июня 2008 | 17:44

    «Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это — крылья бабочки…

    Фильм, балансирующий на тонкой грани гениальности, по способу передачи состояния главного героя, не прибегающей, к шаблонным попыткам вызвать жалость, приукрасить картину, или сделать основной целью, унылое сострадание зрителей, при просмотре.

    Манера подачи данного творения крайне необычна, внимание зрителей акцентировано на происходящем: не с помощью диалогов или мимики, а через визуальность, диктуемую фильмом.. Первая половина картины, показывает происходящее глазами героя, богатый внутренний мир, некогда успешного Жан-Доминика Боби, оставшегося парализованным, после перенесенного инсульта. Человек, имеющий казалось бы на тот момент всё, в мгновение ока лишился всего, инсульт добравшийся до него внезапно, как гром среди ясного неба, парализовавший его, с ног до головы, перевернул его жизнь, с ног на голову. Он становится пугающе-бессильным механизмом мышц. Доминик, лишившийся из-за трагических обстоятельств всего тела, первым делом пытается донести до врачей, что хочет умереть, в ответ он видит много неравнодушных лиц, которым он далеко не безразличен. Благодаря человеческому отношению и пронзительному терпению, весь больничный коллектив сделал всё возможное, чтобы он ни на минуту не почувствовал себя одиноким и брошенным. Волна воспоминаний, нахлынувшая на него, причиняла ему невыносимую боль, а также пробуждало сильное желание изменить что-то к лучшему, наверстать упущенное. Проводить больше времени с детьми, научиться любить искреннее, наслаждаться жизнью в полной мере, замечать мелочи, недоступные другим, внести что-то особенное в свою жизнь. Ценить каждый миг, проведённый в радости, уметь проигрывать, и жить так, словно каждый день последний. Но как же прийти к единому мнению, что хуже: резкие перемены, или осознание того, что ничего не может измениться. Полное одиночество и безнадёжное состояние, открыли ему дверь в новое видение всего окружающего, в уникальное видение. Будьте сами собой, научитесь быть одни — и всё. И помните: человек, который умеет быть один, никогда не страдает от одиночества. Ошо.

    Всё что было у него, это видящий левый глаз и безграничное воображение…

    Взглянуть на мир его глазами — это прикоснуться к неведомой тайне того, чего казалось невозможно постичь. Джулиан Шнабель, один из ведущих представителей абстрактного экспрессионизма в Америке. Неудивительно, что в его «Скафандре и бабочке» преобладают схожие с живописью задачи: впечатлить и передать эмоциональную палитру парализованного человека. Поразительное восприятие действительности человеческим глазом, которые мастерски передал своей камерой любимец Спилберга, оператор Януш Камински.

    Французы, люди рождённые со вкусом, они умеют снимать воистину душевное кино…

    8 из 10

    16 мая 2014 | 03:00

    «Скафандр и бабочка» («Le scaphandre et le papillon»)
    Режиссер: Джулиан Шнабель
    Страна: Франция, США
    Жанр: драма, биография
    Год выхода: 2007

    Конечно, для любителей кино в стиле «арт-хаус», «Скафандр и бабочка» — это не открытие. Однако у фильма есть и свои зрители, и награды кинофестивалей. В год выпуска картина завоёвывает два приза в Каннах, один достаётся «лучшему режиссёру» — Джулиану Шнабелю. В 2008 году статуэтку Сезара вручают лучшему актёру Матье Альмарику; столь высокую оценку фильм получил и в номинации «лучший монтаж». В этом же году Британская киноакадемия отдаёт кинокартине пальму первенства в номинации «лучший адаптированный сценарий». Завершает «Скафандр и бабочка» своё триумфальное шествие на вручении Золотого глобуса, который назвал фильм «лучшим фильмом на иностранном языке» и в который раз подтвердил мастерство «лучшего режиссёра» Шнабеля.

    На первых же кадрах фильма зритель начинает открывать веки после долгого сна. К нему подходят врачи, просят назвать своё имя. Однако то, что произносит главный герой, на стороне которого волей-неволей оказываются зрители, доктора не слышат. Затем начинаются долгие выяснения и объяснения, итог которых — диагноз «locked-in syndrome», благодаря которому у больного функционирует только левый глаз.

    На самом деле, на этом месте можно завершить пересказ сюжета, потому что больше в фильме ничего не произойдёт, будут только появляться новые детали. Пациент не кто иной, как Жан-Доминик Боби, главный редактор французского журнала Elle. Диагноз вынесен после внезапного инсульта в непреклонные 43 года. У Жан-До есть жена, точнее, мать его троих детей, и любовница Инес, которую он ждет каждый день; больной отец, которого Жан-До брил в ту неделю, когда с ним случился инсульт.

    Несмотря на то, что «locked-in syndrome» парализовал тело Жана-Доминика, его мозг функционирует. Вместе со специалистами он разучивает новый алфавит, в котором буквы расставлены по частоте употребления. Доктор читает алфавит, а Жан-Доминик дожен моргнуть на той букве, которая начинает слово. Затем — вторая буква и так далее. Одно моргание — «да», два моргания — «нет».

    В один из дней к Жан-До приходит его знакомый Пьер Русен. Именно ему Боби уступил место в самолете, который позже захватили: Русен оказался в плену и пробыл там около 4 лет. Пьер говорит Жан-До: «Знаете, пока я был в плену, я цеплялся за то, что делает меня человеком — и это помогло мне выжить».

    И Жан-Доминик следует совету Русена. Он решает написать книгу.

    И он сделал это. Фильм «Скафандр и бабочка» — это экранизация книги Боби. Книга на русском языке вышла только в нынешнем 2010 году, спустя три года после выхода фильма. Нужно отметить, что среди всех фильмов, которые я смотрела, эта картина — одна из самых лучших экранизаций книги в принципе. Джулиан Шнабель всего лишь превращает слова в образы, даёт им реальное очертание. Всё остальное — живой голос Жана-Доминика. Музыка в фильме тоже органично вплетается в повествование: это и «Битлз», и Шарль Трене, и Том Уейтс, и Нино Рота, и Бах, и музыка из знаменитого французского фильма «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо.

    Несмотря на то, что над фильмом работал режиссёр-американец, картина получилась «исключительно французской». Здесь есть и ирония, и самоирония главного героя; желание Жана-Доминика хотя бы в воображении целовать девушек и «быть прежним»; чтение классической французской литературы (Бальзак, Дюма) и литературы о коллегах-журналистах (Грэм Грин).

    «Скафандр и бабочка», сцены и герои этого фильма пробуждают в зрителе много чувств. Это и больной человек, который её вчера был здоровым; и пожилой отец, который звонит со слезами на глазах ещё не старому, но обездвиженному сыну; и дети, для которых «силуэт папы — это ещё папа»; и мать детей, которая вынуждена переводить ответ мужа любовнице. Быть может, вы окажетесь не из робкого десятка, тогда вас, наверное, впечатлит красивый вид таяния ледников, символ быстротечности времени, его неизменности. Однако в конце фильма ледники под музыку Баха начинают возвращаться обратно. Наверное, жизнь Жана-Доминика и его книга — и есть то самое, что заставляет ледники не таять и изменяет такой естественный ход событий.

    24 июля 2011 | 14:14

    Фильм «Скафандр и бабочка» (Франция, США) получил много наград, в частности приз за лучшую режиссуру Джулиану Шнабелю на Каннском Кинофестивале 2007, приз за лучший зарубежный фильм от Национального совета американских кинокритиков, был номинирован на Оскар и т. д. Уже одно это дает любителям кино повод его посмотреть. Как было написано в одной рецензии:" Такие фильмы надо смотреть, когда тебе плохо. Или — наоборот — слишком хорошо. Оказывается, бывает не просто плохо, а совсем плохо. А умереть не дают. Еще такие фильмы надо смотреть, когда тебе хорошо. Чтобы не забывать: все может кончиться в один момент. А вот к этому почему-то никто никогда не готов.»

    История рассказанная в этом фильме хорошо известна и потому не буду ее перессказывать. Казалось бы, она не очень кинематографична. Нет настоящей интриги, нет действия, есть тяжелобольной неподвижный человек и попытки общения с миром, которому он стал чужим. Именно по этой причине меня фильм не очень сильно задел эмоционально, а для меня это важно. За исключением самого начала картины, когда мы видим мир глазами, точнее одним глазом, главного героя. Это несомненно блестящая находка режиссера, мастерски реализованная оператором (Я. Каминский). Невозможно не поставить себя на место этого попавшего в беду человека, про которого мы еще ничего не знаем. Невозможно уйти от вопроса: «А если завтра это случится с тобой?»

    Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: «Мы живем так, как будто пишем черновик, думая, что обязательно у нас будет время переписать его набело». Увы, как правило, жизнь не дарит нам такой возможности. «В чем застану, в том и судить буду," — говорит Господь. Жану-Доминику Боби (Ь. Амальрик) эта возможность была дана.

    Когда он понял что с ним произошло, первая его просьба была о смерти, он хотел умереть. Он бы и умер, если бы эта беда с ним приключилась несколько десятилетий назад, но современная медицина творит чудеса. Он оказывается в прекрасной клинике на берегу моря, его окружают замечательные врачи. Они все исполнены оптимизма и говорят ему, он жив и все будет хорошо. «И это жизнь?», — кричит он своим благодетелям, но его крика никто не может услышать. Однако, его слышим мы, собственно это наш крик. А дальше фильм, как мне кажется, и является попыткой ответить на этот вопрос.

    Что такое вообще жизнь? Как отличить живое от неживого? Когда мы живем, а когда просто существуем?

    Постепенно мы узнаем о прошлой жизни нашего героя. Казалось, он достиг всего, о чем только можно мечтать: богат, успешная карьера, известность, трое замечательных детей, хотя их мама не его жена, но они его любят. Он окружен обворожительными красотоками. Ему еще и удивительно везет. Несколько лет назад он откликнулся на просьбу незнакомого человека и отдал свой билет на самолет, полетев на другом рейсе. А тот рейс был захвачен террористами, и «счастливый» обладатель его билета просидел 4 года в Бейрутской тюрьме. При этом создается впечатление, что он не пошл и не циничен, хотя, конечно, атеист. В фильме есть прекрасный эпизод поездки с подругой на порно-уикенд в Лурд, где на фоне этой «целулоидной святости» он выглядит единственным живым человеком. Там же он произносит слова, явно не случайные для понимания фильма: «В Лурд приезжают больные, чтобы исцелиться, а я приехал здоровый, чтобы заболеть». (А может, он как раз и исцелился благодаря своей болезни?). Его нежные и трогательные отношения с престарелым отцом, которого гениально играет М. фон Сюдов, показывают, что несмотря на всю это погоню за успехом и благами мира сего, он не потерял чего-то очень важного.

    И все же слова модного шлягера из культового фильма 70-х «О, счастливчик»: «Running here and running there, Keep on moving, sonny, don`t be spared! (Живей туда, живей сюда. Давай, давай, сынок. Не думаю, что дадут передохнуть!)", точно передают стиль жизни Жана-Доминика. Казалось бы, жизнь его бьет ключом, о чем можно еще мечтать? Но вот она так страшно обрывается, точнее замирает, делится на две неравные части: 44 года до и год и два месяца после. Жизнь баловня судьбы и почти овоща. И вот вопрос: когда Жан-Доминик был более живым? У каждого будет свой ответ на этот вопрос, и во многом он будет зависеть от того, что мы считаем жизнью.

    Великий соотечественник Жана-Доминика Боби Марсель Пруст считал, что «жизнь есть усилие во времени». Т. е. нужно совершать усилие, чтобы оставаться живым. На протяжении всего фильма мы видим колоссальные усилия, которые прикладывает Жан-Доминик, чтобы жить, и не просто жить, а жить максимально осознанно и осмысленно, несмотря на то, что все его тело мертво, за исключением левого ока. Он всматривается в свою жизнь, в людей, которые его окружали. Такое впечатление, что он их только сейчас начинает по настоящему замечать, благо времени теперь много. Он не просто вспоминает, мечтает, фантазирует, он творит, он пишет книгу, что в его ситуации просто подвиг. Как многие на его месте с легкостью впали бы в уныние, отчаяние, ропот и на самом деле бы превратились в овощ! Как многим для этого необязательна инвалидная коляска. «Быть человеком — значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). Потеряв человеческий вид, оказавшись в скафандре, человек начинает усиленную работу над тем, чтобы стать человеком (бабочкой) и вырваться на свободу.

    В одном интервью режиссера этого фильма спросили: «У вас есть какой-нибудь рецепт по освобождению себя?». Тот ответил:" Это очень большой вопрос. Мой рецепт: я пытаюсь быть верным себе, я отвечаю за себя, я виновен в своих грехах, и я виновен за то, что я сделал правильно. Нужно всегда принимать ответственность за свои действия, это единственный путь к свободе.»

    Наверное, этот рецепт не всем подойдет, меня лично он не очень устраивает. Именно поэтому фильм, несомненно заслуживающий того, чтобы его посмотреть, не стал для меня событием, потрясением. Но, как мне кажется, не так важны ответы, к которым приходят авторы художественных произведений, сколь важны те вопросы, которые они перед нами ставят.

    И в заключении хотел бы вспомнить историю, рассказанную американским психотерапевтом Д. Бьюдженталем в его книге «Наука быть живым». Он вспоминает, что будучи еще мальчиком, он оказался впервые со своим отцом в кинотеатре. Увиденное сильно потрясло его, и выйдя из кинозала он спросил своего отца: «Папа, а мы живые или на пленке?».

    Хорошее кино для тех кто не боится задавать себе вопросы.

    8 из 10

    27 марта 2012 | 13:54

    Всегда среди массы фильмов тяжело найти самородок, который бы заставил тебя с открытым ртом смотреть его до конца, еще тяжелее найти фильм при просмотре которого у тебя появляются доселе не бывавшие или давно забытые эмоции, такие картины по праву называют шедеврами мировой кинематографии.

    «Скафандр и бабочка» настолько непонятен в плане эмоций после его просмотра, у тебя просто нету слов чтобы описать свои эмоции, все что ты можешь сказать: это КРУТО! Это еще круче зная, что это не выдуманная история, а история из жизни. И в правду жизнь лучший драматург. Прочитав описание, вы должно быть засомневаетесь в истине тех слов, но настолько это невообразимо, чтобы быть правдой. Гениальная игра Матье Альмарика, который всего лишь играя одним глазом сделал и показал столько, что некоторые актеры не могут сделать работая всем телом и в нескольких фильмах. Это действительно тяжело объяснять, это надо видеть.

    Такие же чувства у меня были после просмотра картины «Достучаться до небес», душа была неспокойна, ты действительно сопереживаешь героям фильма даже после его просмотра. Это то великое чудо киноисскуства ради которого и был придуман данный жанр. Да, безусловно есть комедии, которые нас веселят в хмурый для нас день, есть экшны, смотря которые мы отдыхаем мозгами, есть мелодрамы в которых мы видим красивую любовь, триллер где мы щекочем себе нервы, но именно серьезные картины двигают жанр вперед, не давая тому топтаться на месте. Мы должны гордится теми людьми которые делают это.

    Браво, «Скафандр и бабочка»!

    8 июля 2009 | 18:47

    Будучи физически здоровыми людьми, мы редко задумываемся о завтрашнем дне. Мы ссоримся и обижаем близких и дорогих нам людей, думая, что попросим прощения завтра (если вообще попросим). Мы даже не представляем, что завтра с нами может случиться непоправимое, и для прощения будет уже поздно. Хотя, с другой стороны, раскаяться и извиниться никогда не поздно!

    Вот такая вот трансформация взглядов происходит у Жана Доминика Боби. Будучи успешным человеком, имея трех детей и любовницу, у него случается инсульт. И тут вся его прежняя жизнь летит к чертям. Надо приспосабливаться жить по новому, волеизъявлять свои чувства по новому, говорить по новому. Чтобы не сломаться в такой ситуации, нужно иметь огромную силу воли и твердый характер.

    Паралич сковывает его тело, он словно замурован в скафандре или в коконе. Он начинает переосмысливать свою жизнь и понимает, что помимо одного глаза у него осталось еще две непарализованных вещи — его воспоминания и воображение. Это помогает ему держаться «на плаву».

    В фильме очень необычная операторская работа, ибо большую часть фильма мы видим происходящее вокруг глазами Жана Доминика. Воплощение этой идеи показалось мне очень интересным. Само повествование в целом выстроено очень грамотно, ибо настоящее перемежается с прошлыми воспоминаниями и нынешними полетами фантазии Жана. С середины фильма дается и общая картина происходящего, не только глазами главного героя. Единственный минус, на мой взгляд, небольшое провисание сюжета в конце фильма, ибо зритель уже подустал. Хронометраж для подобных фильмов должен быть немного короче. В остальном фильм просто превосходен, ибо несмотря на достаточно трагичный сюжет, в нем есть место и для смешных моментов (что называется, и смех и грех), и для самоиронии.

    Главный же посыл фильма можно истолковать так: если вы считаете, что ваша жизнь «дерьмо» (а сейчас многие люди разделяют подобные убеждения), то посмотрите этот фильм, и убедитесь, что вы глубоко заблуждаетесь! Ибо если главный герой, несмотря даже на сложившуюся ситуацию, нашел в себе силы и воплотил в жизнь свою последнюю мечту, то и вы сможете переломить создавшееся положение в свою пользу!

    Жан вырывается из своего скафандра, из своего кокона, теперь он уже новое существо, с новым взглядом на мир. Он свободен, он бабочка!

    10 апреля 2010 | 21:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Сиквелы & приквелы

    2 Скафандр и бабочкаLe scaphandre et le papillon2007
    подробнее

    Новости


    Английская студия Working Title запускает в производство проект под названием «Теория всего» (Theory of Everything), в котором речь пойдет об одном из влиятельнейших физиков-теоретиков нашего времени — Стивене Хокинге. На роль Хокинга приглашен Эдди Редмэйн, а в режиссерском кресле обоснуется лауреат «Оскара» за документальный фильм «Канатоходец» Джеймс Марш(...)
     
    все новости

    Интервью


    Постоянный соратник Стивена Спилберга, продюсер Кэтлин Кеннеди отвечала и за стартовавшие в прокате „Приключения Тинтина“. КиноПоиск поговорил с ней о том, как улаживался вопрос прав и почему фильм выходит в США лишь через два месяца... (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    20.ГладиаторGladiator8.595
    21.Карты, деньги, два стволаLock, Stock and Two Smoking Barrels8.561
    22.Назад в будущееBack to the Future8.556
    23.ПианистThe Pianist8.549
    24.Поймай меня, если сможешьCatch Me If You Can8.538
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.19%
    32.Маленький принцThe Little Prince93.16%
    33.Ночная жизньLive by Night93.15%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.86%
    35.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War92.81%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron53
    Форс-мажорTurist3
    Последние рыцариLast Knights17
    Территория19
    Призрак29
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.381
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron8.028
    Территория7.476
    Ночной беглецRun All Night6.639
    Битва за Севастополь7.863
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры