всё о любом фильме:

Скафандр и бабочка

Le scaphandre et le papillon
год
страна
слоган«Let your imagination set you free»
режиссерДжулиан Шнабель
сценарийРональд Харвуд, Жан-Доминик Боби
продюсерКэтлин Кеннеди, Джон Килик, Франсуа-Ксавьер Декраен, ...
операторЯнуш Камински
композиторПол Кантелон
художникМишель Эрик, Лоран Отт, Оливье Берио
монтажЖюльетт Вельфлин
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$140 144
DVD в США
зрители
США  697.1 тыс.,    Франция  315.1 тыс.,    Германия  281.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте 43 лет перенес инсульт, в результате которого он был полностью парализован. Подмигивая оставшимся не парализованным левым глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки из-за того, что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
154 + 11 = 165
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • От роли Жана-Доминика Боби отказался Джонни Депп, сославшись на недостаточно хороший французский.
    Трейлер 02:17

    файл добавилMadinaKruykova

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 981 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм «Скафандр и бабочка» основан на реальных событиях: редактор журнала Elle после пережитого инсульта оказывается парализованным и не может даже разговаривать.

    Когда вместе с Жаном-Домиником открываешь глаза и наблюдаешь за хаосом сменяющих друг друга врачей, незнакомой обстановкой, неизменным холодным голубым больницы, то сразу же пытаешься понять, каков же этот фильм.

    Но только потом, когда герой вдруг видит в своем воображении прекрасные места, где он не сумел побывать, то на ум сразу же приходит определение «изящный». Изящный фильм (и здесь это слово относится и к манере съемки, и к самой подаче).

    Сюжет, где герой внезапно оказывается не способен передвигаться самостоятельно и вынужден по-новому приспосабливаться к миру, отнюдь не нов. Но «Скафандр и бабочка» счастливо избежал всех штампов, связанных с этой темой. Жан-Доминик не проводит дни и ночи, сожалея о прошлом. Хотя его воспоминания для меня остались едва ли не самыми яркими эпизодами в картине. Его прошлое всегда очень цветное и громкое (как и сам мир, как и сама жизнь). И музыка, что сопровождала эти воспоминания, очень красивая. Она словно разрушала больничную тишину Жана-Доминика и тишину, внезапно обосновавшуюся у него внутри.

    Запомнился режиссерский прием: вот Жан-Доминик — успешный мужчина с улыбкой на лице в окружении красивых женщин, и тут же кадр с ним сегодняшним — скрюченный в инвалидном кресле, с единственным глазом и перекошенным ртом.

    Но жалость — вовсе не то чувство, которым стремится наполнить этот фильм зрителя. «Я хочу умереть», — едва ли не первые слова, которые «надиктовывает» Жан-Доминик медсестре, придумавшей общаться с ним с помощью специального алфавита. «Как вы можете! О вас столько людей молются! «

    - Я в скафандре, я словно в скафандре глубоко под водой, не в состоянии даже пошевелиться…
    - Но для меня ты стал бабочкой.


    Это фильм для людей, умеющих сопереживать. И не стыдиться своих слез во время сцены, когда больной отец звонит Жану-Доминику и плачет потому, что знает, что сын даже не может ему ответить. «Ты пленник своего тела, я пленник своей квартиры».

    Жан-Доминик на пляже на День Отца, и жена приводит к нему детей, до которых он никогда больше не сможет дотронуться и ощутить их тепло. Они смеются и играют, а он смотрит вверх на бескрайнее небо. И каждый день думает о прекрасной девушке Инес, которую любит, но которая ни разу не пришла его навестить в больнице, потому что боялась увидеть, каким он стал. Но от этого он не стал любить ее меньше.

    Мне трудно подвести итог. Так о чем все-таки этот фильм? О том, что нужно ценить каждое мгновение жизни? Или о том, что пока не потеряешь что-то, не поймешь, как оно дорого? Пусть каждый решит для себя сам. Но для меня Жан-Доминик стал бабочкой. И подтверждение тому написанная им книга, и этот фильм, снятый по ней.

    Но для меня ты стал бабочкой…

    23 марта 2008 | 20:50

    «Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это — крылья бабочки…

    Фильм, балансирующий на тонкой грани гениальности, по способу передачи состояния главного героя, не прибегающей, к шаблонным попыткам вызвать жалость, приукрасить картину, или сделать основной целью, унылое сострадание зрителей, при просмотре.

    Манера подачи данного творения крайне необычна, внимание зрителей акцентировано на происходящем: не с помощью диалогов или мимики, а через визуальность, диктуемую фильмом.. Первая половина картины, показывает происходящее глазами героя, богатый внутренний мир, некогда успешного Жан-Доминика Боби, оставшегося парализованным, после перенесенного инсульта. Человек, имеющий казалось бы на тот момент всё, в мгновение ока лишился всего, инсульт добравшийся до него внезапно, как гром среди ясного неба, парализовавший его, с ног до головы, перевернул его жизнь, с ног на голову. Он становится пугающе-бессильным механизмом мышц. Доминик, лишившийся из-за трагических обстоятельств всего тела, первым делом пытается донести до врачей, что хочет умереть, в ответ он видит много неравнодушных лиц, которым он далеко не безразличен. Благодаря человеческому отношению и пронзительному терпению, весь больничный коллектив сделал всё возможное, чтобы он ни на минуту не почувствовал себя одиноким и брошенным. Волна воспоминаний, нахлынувшая на него, причиняла ему невыносимую боль, а также пробуждало сильное желание изменить что-то к лучшему, наверстать упущенное. Проводить больше времени с детьми, научиться любить искреннее, наслаждаться жизнью в полной мере, замечать мелочи, недоступные другим, внести что-то особенное в свою жизнь. Ценить каждый миг, проведённый в радости, уметь проигрывать, и жить так, словно каждый день последний. Но как же прийти к единому мнению, что хуже: резкие перемены, или осознание того, что ничего не может измениться. Полное одиночество и безнадёжное состояние, открыли ему дверь в новое видение всего окружающего, в уникальное видение. Будьте сами собой, научитесь быть одни — и всё. И помните: человек, который умеет быть один, никогда не страдает от одиночества. Ошо.

    Всё что было у него, это видящий левый глаз и безграничное воображение…

    Взглянуть на мир его глазами — это прикоснуться к неведомой тайне того, чего казалось невозможно постичь. Джулиан Шнабель, один из ведущих представителей абстрактного экспрессионизма в Америке. Неудивительно, что в его «Скафандре и бабочке» преобладают схожие с живописью задачи: впечатлить и передать эмоциональную палитру парализованного человека. Поразительное восприятие действительности человеческим глазом, которые мастерски передал своей камерой любимец Спилберга, оператор Януш Камински.

    Французы, люди рождённые со вкусом, они умеют снимать воистину душевное кино…

    8 из 10

    16 мая 2014 | 03:00

    Очень сложно написать что-то адекватное и достойное самого фильма «Скафандр и бабочка». Главное, что бы смысл и настроение картины не утонули в потоке хвалебной риторики. Попробую изложить то, как увиденное преломилось в моем сознании…

    Этот фильм показал мне новые высоты или, если хотите, глубины в кинематографе. Фильм-откровение. И речь даже не идет о оригинальности способа изложения истории глазами Жана-Доминика. Для меня стало открытием то, насколько глубоко способен «копнуть» кинематограф как искусство. Это кино буквально обнажает человеческую сущность. Оно отвечает на сакраментальный вопрос — что в человеке первично, тело или душа? Жан-Доминик Баби, как автор сценария «Скафандр и бабочка», уже в самом названии кладет эти две «ипостаси» человека на весы и взвешивает их, проникая до самой сути человеческого бытия. Он умышленно ассоциирует человеческое тело с неодушевленным предметом-скафандром, а душу с пожалуй, самым прекрасным творением Божьим-бабочкой. Вот послание Доминика всем нам: Человек — это не его тело, а прежде всего, душа!

    За время пребывания бездвижным на больничной койке, подобно бабочке, его сознание претерпевает волшебную трансформацию от мыслей о смерти и бесполезности своего существования, до неутомимого желания творить и жить полноценной жизнью, насколько это только возможно в его положении.

    Красной нитью, через весь фильм проходит слово «чудо» Это то, на что безотчетно и отчаянно надеется Доминик, и чудо происходит, но в самом финале фильма — бабочка освобождается от скафандра!

    Слава Богу, что благодаря Доминику, мы имеем уникальную возможность научиться на его опыте и осознать то, что главное в человеке не тело, а душа — удивительная способность мыслить, мечтать, творить.

    Фильм по жанру, безусловно — классическая трагедия, но рассказанная настолько живо и образно, настолько деликатно, что ни на миг не ощущаешь умышленной манипуляции эмоциями и чувствами зрителя со стороны авторов фильма. Это особенный фильм, поэтому его надо смотреть и внимать увиденному.

    10 из 10

    3 октября 2009 | 14:25

    Американец Джулиан Шнабель был не единственным режиссером, решившим рассказать историю Жана-Доминика Бобби, редактора французского журнала Elle, который в 1995 году перенес инсульт, и в результате оказался полностью парализованным, за исключением левого глаза. Глаз этот, в принципе, и являлся первым рассказчиком — с помощью особого алфавита, Бобби «наморгал» ассистентке 130 страниц своих воспоминаний вкупе с теперешним мироощущением затворника в собственном теле. Миловидная женщина, как скороговорку, произносила наиболее часто используемые буквы, а когда доходила до нужной, «писатель» начинал активно работать веком.

    Вторым стал Жан-Жак Бенекс снявший 25-минутный документальный фильм «Под домашним арестом», в котором запечатлел процесс создания книги и активную, несмотря на паралич, жизнь Бобби. Но, то был взгляд стороннего наблюдателя, пусть и любопытный, однако лишенный яркой эмоциональной раскраски.

    Спустя 12 лет пришло время полнометражной картины, которая удивительным образом помещает зрителей непосредственно в голову героя, в этот неподвижный, нелепый скафандр, в котором бьется бабочка человеческого сознания.

    Шнабель демонстрирует серьезный подход к делу — вместо слезливой мелодрамы, арт-хаус с человеческим лицом, Джонни Деппа заменяет Матье Амальрик, а самой красивой музыкой становится мантра, сотканная из букв французского алфавита, безостановочно звучащая из уст практически всех персонажей.

    Художник-неоэкспрессионист, Шнабель, уже снял два фильма-биографии («Баския» и «Пока не наступит ночь»), где для создания атмосферы охотно использовал визуальные эффекты и специальные светофильтры. На этот раз он пошел еще дальше, превратив картину в настоящее визуальное пиршество.

    Художественные фантазии Шнабеля и оператора Яноша Камински превращают объектив камеры в «живой» глаз Бобби, большая часть фильма — погружение в скафандре на дно внутреннего океана, где крупные планы лиц, сменяются еще более крупными изображениями губ, кончиками пальцев, бэйджика с именем доктора, размытыми лицами друзей, детей. Неподвижный мир, сотканный из одинокого взгляда паралитика, пугает и завораживает. И лишь во снах и воспоминаниях камера, наконец, обретает привычную свободу.

    Получившийся в итоге невероятный эффект присутствия создает общее неторопливое течение времени внутри кадра. Скафандр слишком тяжел, а реальность такова, что вести диалог с самим собой гораздо сложнее, чем диктовать моргая. Бабочка создана для полетов, и единственный выход из кокона только один — медленно, буква за буквой, протискиваться сквозь несчастное левое веко.
    Бобби, как истинный француз, будет размышлять о женщинах (их много и все они красавицы), боге, в которого не верит и душе (как атеист он предпочитает слово «воображение», но мы-то точно знаем, о чем речь). Вместо самосожаления — ирония и беззвучный смех. Убиваться по поводу своей непростой судьбы и разводить пустые разговоры о том, почему с хорошими редакторами порой случаются инсульты он не собирается. Ведь гораздо интереснее представить на какой овощ ты стал похож больше — на огурец или картошку?

    Эта философия спасает фильм от излишних сантиментов, коих и так предостаточно. Вопрос «разве это жизнь?», возникающий в голове героя, остается не озвученным. Неспешно, как и все повествование, Бобби приходит к осознанию чуда жизни, когда великим даром можно считать возможность вспоминать и фантазировать. Безысходность трансформируется в надежду, которая в свою очередь превращается в книгу. Выбравшаяся из заточения бабочка еще пару дней греется на солнце, а затем, расправив крылья, улетает.

    (Жан-Доминик Бобби умер спустя два дня после выхода его книги «Скафандр и бабочка»).

    9 июля 2008 | 13:22

    У Матье Амальрика счастливая для актера внешность: его персонажам нельзя не сочувствовать. А ее они неизменно вызывают симпатию, несмотря на то, что не всегда (далеко не всегда!, вспомнить хотя бы Доминика Грина из «Кванта милосердия») являются положительными героями.

    Главный герой этой истории Жан-До тоже вряд ли может расчитывать на сочувствие большинства. 43-х летний мужчина в полном расцвете сил, редактор претижного глянцевого журнала, таким не сочувствуют. Мужчины позавидуют его машине, дому, любовнице… Женщины упрекнут в том, что не захотел сохранить семью; скажут, что короткие свидения с детьми по выходным — это слишком мало и слишком грустно; конечно же, будут говорить: «Ну что с него взять, он же мужчина, сытый, бесчувственный, самодовольный…»

    Все это будет и уйдет — по мере того, как единственный подвижный глаз обездвиженного тела расскажет нам о запертом в нем внутреннем мире; о том, что богатые тоже плачут; о том, что ни одного человека в мире нельзя судить только по внешним атрибутам успеха, богатства или привлекательности для противоположного пола.

    Я бы сказала, что Жан-Доминик находился в скафандре до того, как с ним случилось несчастье. За время, которое он провел в скафандре физическом, ему удалось улизнуть.

    Бабочка вылетела на волю.

    В конце я плакала.

    10 из 10

    8 июня 2009 | 16:28

    «Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это — крылья бабочки…»
    Жан-Доминик Боби


    Фильм, балансирующий на тонкой грани гениальности по причине передачи состояния главного героя, наиболее близкой к объективности, не прибегающей к шаблонным попыткам вызвать жалость, приукрасить повествование или поставить целью развлечь зрителя. Если вы готовы почувствовать этот фильм каждой клеточкой тела, погрузиться в него, оставив стремление к тому, чтобы не более, чем развлечься, то эта картина — для вас.

    Новизны и оригинальности придает факт того, каким способом акцентировано внимание зрителя на происходящем: не с помощью диалогов или мимики, а через визуальность, диктуемую фильмом. Первая половина картины показывает происходящее глазами героя, самостоятельной частицей бросая зрителя в богатый внутренний мир некогда успешного Жан-Доминика Боби, оставшегося парализованным после перенесенного инсульта.

    Взглянуть на мир его глазами — это прикоснуться к неведомой тайне того, когда собственное тело, доселе знакомое, послушное и привычное, более не принадлежит тебе, становясь чужим. Руки, ноги, даже лицо теперь нелепое, но обязательное дополнение тебя настоящего, который, оказывается, сосредоточен где-то глубоко внутри этого пугающе-бессильного механизма мышц, костей, сухожилий и кровеносных сосудов. Нас тяготит ощущение бессилия, когда едва проснувшись невозможно сжать кулак. Жан-Доминик проснувшись не смог ощутить своего тела вообще — тяжелый скафандр, сделавший узницей красивую живую бабочку, с невероятной быстротой бьющей хрупкими крыльями о его толстые стенки.

    Воспоминания о работе главном редактором модного журнала «Elle», прежней гламурной жизни, полной новых впечатлений и идей, трогательных встречах с любящими отцом, женой и детьми, заботливых друзьях, красавицах-любовницах, улицах древнего Лурда, по которым он, Жан-Доминик, когда-то бродил… Воспоминания о далеком, будто не с ним происходившем, не дающим забыть о прохладе ветра, трепавшего волосы, свежести ночной прохлады, брызгах океана на коже — целый мир. Огромный. Красочный. Сложный. Теперь этот мир — в нем, его мыслях и чувствах. Сны, мечты и воспоминания — это все, что осталось Жан-Доминику. И это все — безгранично.

    Шаг за шагом, аккуратно нас подводят к моменту, подобному взгляду в зеркало после длительного отсутствия. Увидев окружающего глазами главного героя, нам предстоит увидеть его самого теперь уже с позиции окружающего, как внешние сторонние наблюдатели. Прикоснувшись к ощущениям и переживаниям Боби, настает время узнать впечатления окружающих его людей: от любящей семьи до медицинского персонала, изо дня в день ведущего кропотливую работу в палате Жан-Доминика. Стены палаты увешаны фотографиями из его прежней жизни — отголоски эха отзвучавшей музыки. Зачем они? Он и без того помнит. Они с ним. Они в нем.

    А окружающий мир такой красивый, яркий, манящий… Тепло солнца, безудержно влекущее к себе, буйство красок, ветерок, шевелящий траву — все, чтобы заставить тосковать. По ним, по свободе, по несбывшемуся. Но, не имея возможности прикоснуться к окружающему его миру, Жан-Доминик более не нуждается в нем. Простор океана, видный с террасы, куда привозят в инвалидном кресле Боби, становится не в пример меньше, скуднее, ненужнее мира внутреннего. Это подобно празднованию Дня Отца, никогда не отмечавшегося до трагедии, но теперь ставшего лишним, неуместным, фальшивым. При этом Боби не теряет связи с миром вне его, создавая книгу, которой трудно подобрать аналог. И не это ли лучшее доказательство любви к жизни, выраженное диалогом двух огромных миров: внутри человека и вне его.

    Матье Альмарик, исполнивший роль Жан-Доминика Боби, блестяще справился с непростой задачей сыграть полностью парализованного человека, но при этом полного стремлений, чувств и любви к жизни. Здесь возможно лишь два противоположных итога: либо невыразительность героя, а значит провал задачи, либо актерская игра, по-праву заслужившая название Гениальной. Матье Альмарик справился великолепно, показав Боби прежнего, и Боби нынешнего, сумев с поразительной проницательностью и точностью ухватить, пронеся через пропасть, лежащую между ними, характер героя, его качества: насмешливость, гламурность, лукавость, адаптировав их согласно обстоятельствам.

    «Скафандр и бабочка» надолго останется со зрителем из-за сильного погружения в него, четкой проекции ощущений на себя. Удивительна реакция, когда просмотр окончен, и ты вдруг оказываешься снова в жизни. Своей жизни. Ведь это страшно — в расцвете сил, на пике карьеры, когда тебе удалось все задуманное, а мечты только начали исполняться оказаться выброшенным из жизни, запертым в собственном теле…

    Цените каждый прожитый день, каждый взгляд, слово, жест, вдох и каждый удар сердца. Бабочек вам. Живых, настоящих, свободных. Которые никогда не станут пленницами.

    Великолепно — 10 из 10

    7 апреля 2008 | 20:41

    Всегда среди массы фильмов тяжело найти самородок, который бы заставил тебя с открытым ртом смотреть его до конца, еще тяжелее найти фильм при просмотре которого у тебя появляются доселе не бывавшие или давно забытые эмоции, такие картины по праву называют шедеврами мировой кинематографии.

    «Скафандр и бабочка» настолько непонятен в плане эмоций после его просмотра, у тебя просто нету слов чтобы описать свои эмоции, все что ты можешь сказать: это КРУТО! Это еще круче зная, что это не выдуманная история, а история из жизни. И в правду жизнь лучший драматург. Прочитав описание, вы должно быть засомневаетесь в истине тех слов, но настолько это невообразимо, чтобы быть правдой. Гениальная игра Матье Альмарика, который всего лишь играя одним глазом сделал и показал столько, что некоторые актеры не могут сделать работая всем телом и в нескольких фильмах. Это действительно тяжело объяснять, это надо видеть.

    Такие же чувства у меня были после просмотра картины «Достучаться до небес», душа была неспокойна, ты действительно сопереживаешь героям фильма даже после его просмотра. Это то великое чудо киноисскуства ради которого и был придуман данный жанр. Да, безусловно есть комедии, которые нас веселят в хмурый для нас день, есть экшны, смотря которые мы отдыхаем мозгами, есть мелодрамы в которых мы видим красивую любовь, триллер где мы щекочем себе нервы, но именно серьезные картины двигают жанр вперед, не давая тому топтаться на месте. Мы должны гордится теми людьми которые делают это.

    Браво, «Скафандр и бабочка»!

    8 июля 2009 | 18:47

    - Вы живы, и это главное!
     — А это жизнь?! ЭТО жизнь?! — взрывается криком Жан-Доминик Боби, герой картины Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка», в ответ на саркастическое замечание врача.

    Но этого возгласа никто не услышал, потому что Жан-До, преуспевающий 44-летний бизнесмен, перенес инсульт, после чего оказался полностью парализован.

    Этот фильм биографичен, ведь он снят по книге, написанной самим Боби, в то время, как он пребывал в «бодрствующей коме». Именно так называют данный синдром врачи. Но как же он, обездвиженный, умудрился написать целую книгу? В его распоряжении остался левый глаз. Он усердно моргал им на нужной букве, когда ассистентка зачитывала специально составленный для него французский алфавит. «E, S, A…» — буква за буквой, моргание за морганием, и вот перед нами полноценное произведение, по которому в 2007 году был снят фильм.

    Если Вы ожидаете увидеть нервотрепещущее и слезовыдавливающее зрелище, то лучше сразу нажать кнопку «выкл». Здесь не будет нудных нравоучений об упущенных возможностях, несбывшихся мечтах и бессмысленности такой жизни. Нет, это лишь рассказ от первого лица, каково это — быть запертым в собственном теле-скафандре, который начал свое медленное, но неумолимое погружение на дно одиночества. Каково это — не мочь самостоятельно одеться, умыться, потянуть затекшую руку, смахнуть муху, щекочущую нос, и даже дышать.

    Но наш герой не пессимист. Единственное, что осталось непарализованным — его воображение и память. С их помощью он способен на любые путешествия, любые поступки, исполнение любых желаний. В своих всесильных фантазиях Жан-Доминик может за одну ночь облететь вокруг света, но с витрины на него глядит перекошенная физиономия человека с отчаянно вращающимся глазом.

    А ведь когда-то он был редактором популярнейшего женского еженедельника «ELLE». Амбициозный и, пожалуй, циничный, он вел богемный образ жизни. Как истинный француз любил красивых женщин и дорогое вино, одновременно являясь хорошим отцом, но никудышным мужем. Теперь он учится другой жизни, учится принимать нового себя. Но Жан-До довольно быстро осознает, а главное, принимает свое нынешнее положение. Даже потеряв всякую чувствительность, он остался все тем же ироничным ловеласом и выдумщиком. Хотя первым его предложением и было четкое и лаконичное «Я хочу умереть», но Жан-Доминик не такой. И даже после трагедии он хочет жить, мечтать, любить… И он будет.

    Активный и энергичный, Жан-Доминик тонко чувствует время и ситуации и легко и быстро приспосабливается к ним. Упрямый и напористый, он хочет жить по-своему, в соответствии с собственными убеждениями и в гармонии с самим собой. Убежденный атеист, даже свою спасительную бабочку-душу Жан-До называет воображением.

    Французский актер Матье Амальрик сыграл Жана-Доминика Боби. Нет, не сыграл — прожил, прочувствовал. Казалось бы, что сложного, лежи себе весь фильм, не двигаясь, да изредка покручивая глазом. На поверку все оказалось гораздо сложнее. Как выразить радость, грусть или гнев, когда ты не можешь говорить, не можешь шевельнуть ни единым мускулом лица и тела? Лишь глаз — единственное зеркало эмоций. И Матье справляется гениально. Герою сопереживаешь, поддерживаешь, боишься и надеешься.

    Один из самых ярких и трогательных моментов фильма стал разговор, точнее монолог, отца Жана-Доминика, позвонившего в клинику. Пожилой, почти дряхлый старик, глотая слезы, говорит своему сыну то, что не успел до катастрофы. Про то, как он его любит и гордится… Но сын не в состоянии ответить. «А ведь мы с тобой оба затворники — продолжает несчастный родитель — ты в своем теле, я в собственной квартире». И тогда Жан-До понимает своего отца, отчаянно искавшего общения с ним, по крупицам собиравшего возможности увидеться… В тот вечер бывший балагур и весельчак впервые заплакал.

    Основной проблемой фильма является вопрос о том, что первичнее в человеке — его тело или душа? Этот неслышимый вопрос легко читается и в самом названии картины. Скафандр — грузная, неповоротливая, неуклюжая оболочка, едва сдерживающая порхающую душу-бабочку. Ответ очевиден. И Жан-Доминик не препятствует своей бабочке, позволяя ей отправляться в самые замысловатые приключения. Эти полеты как письма из застенка, послания от обреченного калеки.

    Фильм крайне образен. Самым ярким, безусловно, является сама бабочка — символ души, бессмертия, возрождения, ведь это прекрасное небесное существо появляется из уродливой земной гусеницы. Так перед нами мелькают кадры из документального фильма — из сухого стручка-куколки выбирается на свет, на свободу бабочка. Она расправляет пестрые крылья и отправляется в новую, увлекательную жизнь. Еще одним значимым образом становится глаз, как единственный способ связи со всем миром. Он олицетворяет знание, озарение, свет, символ разума и духа. А в конце фильма зритель видит разрушающиеся горы и ледники, отделение героя от Бога, прекращение его духовного роста, крушение всех прежних устоев и идеалов. Но Жан-Доминик смиряется со своей участью, постепенно привыкая к новой жизни, и тогда горы начинают обратно нарастать и возвышаться. Госпиталь, где находится герой, расположен на берегу моря, символа вечной жизни, бесконечного движения. И вот Жан-До, один, на инвалидном кресле посреди бескрайней бушующей воды… Но на берегу есть маяк, его хранитель, который поможет бывшему редактору найти выход из погружающегося удушливого скафандра.

    Практически сразу же, с первых кадров, зритель представляет себя на месте героя. Причиной тому — оригинальное операторское решение. Половину экранного времени камера — это глаз Жана-Доминика. Расплывчатые контуры, непривычные ракурсы — мы видим то, что видит он, начиная с рисунка дочери и заканчивая карточкой с именем врача. Общие планы, пейзажи, где камера обретает привычную подвижность, становятся приятной отдушиной. Потому что ощущать себя парализованным героем, погружаться в его мир, задыхаться от ничтожности поступающей информации с каждой минутой становится все тяжелее.

    Музыка же в фильме отнюдь не грустная или унылая. Наоборот, полная жизни, движения, желания и надежды. В конце она сменяется на тягучую мелодию нетерпеливого ожидания и массивные звуки приближающейся развязки.

     — Вы счастливый человек! — сообщает однажды Боби его помощница, записывающая буквы.
     — Вы так думаете? Может быть… — задумчиво отвечает он.

    И ведь действительно окруженный заботой, вниманием и любовью Жан-До вновь оживает. Начинает заново мыслить, мечтать, творить. Его желание и стремление ЖИТЬ не позволяет ему окончательно погрузиться на дно безысходности и пустоты.

    3 ноября 2010 | 17:45

    Фильм «Скафандр и бабочка» является экранизацией автобиографии Жана-Доминика Бобе, главного редактора Elle France, который в 43 года перенес инсульт и стал парализованным на всю оставшуюся жизнь. Только представьте — вы, преуспевающий журналист, целеустремленный и успешный человек. У вас много планов, кажется, столько можно еще сделать, столько предпринять. Но в одно мгновение, один злосчастный миг, все вдруг обрывается, планы рушатся, и вы оказываетесь запертыми в своем собственном теле.

    Фильм Джулиана Шнабеля — попытка перенести на экран чувства, мысли, эмоции парализованного человека. ЖанДо, главный герой фильма, парализован полностью, за исключением левого глаза, который становится его окошечком для общения с окружающим миром и с помощью которого он рассказывает свою историю. Примерно до середины фильма зритель видит мир так, как видел его главный герой. Возможно, это помогает почувствовать всю тяжесть положения Жана-Доминика, и фильм выглядит достаточно реалистичным. Повествование ведется от первого лица. Закадровый голос озвучивает мысли персонажа, его переживания и чувства. Замечательная музыка очень гармонично вписывается в картину.

    ЖанДо — сильная личность. Он не пытается жаловаться на жизнь, относится философски к своей участи, примиряется с ней. Несмотря на то, что его тело заперто в скафандр болезни, душа его, словно бабочка, рвется наружу, к свету, к жизни. ЖанДо цепляется за жизнь, какой бы трудной она не была. Поэтому фильм не вызывает горечи, он удивительно светлый, красивый, и оставляет приятное чувство надежды.

    Отдельное слово об актерском составе. Матье Альмарик создал запоминающийся образ Жана-Доминика Бобе, несмотря на то, что большую часть времени он остается за кадром и мы слышим только его голос. Отлично сыграл Макс фон Сюдов в роли отца главного героя. Актрисы, играющие в фильме, бесподобно красивы и искренни.

    Хочется сказать спасибо Джулиану Шнабелю за прекрасную работу. Фильм действительно получился отличным.

    10 из 10

    28 декабря 2009 | 00:57

    Каким все-таки разным может быть кино, со всех сторон обласканное кинокритиками и жюри разнообразных кинофестивалей. Взять, к примеру, прошлогодние фильмы: «Жизнь в розовом цвете» — неплохая картина, но не без пафоса, который обычно и ценится на церемониях вручения кинопремий, в то время как «Скафандр и бабочка» — фильм абсолютно честный и душевный, без всяких провокаций и притворства.

    Фильм снят по одноименной книге Жана-Доминика Боби, главного редактора французского «Elle», который в 1995 году пережил обширный инсульт и оказался парализованным. Общаться он мог только при помощи единственного действующего органа — левого глаза, которым поначалу моргал только на «да-нет», а потом приспособился общаться с людьми, выбирая из диктуемых ему букв нужные и даже написал таким образом книгу о том, каково это — быть запертым в собственном теле. Книга разошлась огромным тиражом, надолго обосновавшись на верхних строчках списков бестселлеров, и получила восторженные отзывы критиков.

    Как говорят те, кто читал, фильм Джулиана Шнабеля снят максимально близко к тексту, и если есть какие-то несовпадения, то они незначительны. На IMDB и вовсе рекомендуют и прочесть книгу, и посмотреть фильм, причем неважно, в каком порядке. Значит, фильм действительно получился стоящий.

    В нем, можно сказать, показана вся история болезни Боби: начиная с момента, когда он очнулся после трехнедельной комы и заканчивая выходом книги и смертью от пневмонии.

    Кстати, с самого начала «Скафандр и бабочка» не обещает быть увеселительным действом, и когда минут пятнадцать, если не больше, площадь того, что зритель видит на экране, ограничивается широтой обзора одного глаза, в душе появляется сострадание, а когда Боби говорит о своем желании бабочкой выпорхнуть из скафандра этого нелепого заточения, возникает целый калейдоскоп чувств, от удивления от открытия, что его положение во многом перекликается с положением его отца, который не может ходить и, таким образом, заперт в своей квартире, или знакомого, которому он уступил свой билет в самолете, в результате чего тот попал в плен в Бейруте, до восхищения его любовью и страстью к жизни и способностью находить все те яркие метафоры и образы, которые он использует в своей книге.

    Джулиан Шнабель, который, кроме того, что он режиссер, является еще и довольно известным художником-неоэкспрессионистом, очень умело и деликатно расставил акценты в фильме. Он не давит на жалость, не пытается, как это обычно бывает у режиссеров, навязать свою точку зрения, и, показывая в качестве воспоминаний прежнюю жизнь Боби, у которого все было далеко не идеально, — любовницы, атеизм и далеко не самые лучшие с морально-этической точки зрения поступки, — он не хочет сказать, что настигнувшее его несчастье — это своего рода возмездие. Вообще, он ничего не говорит, а просто показывает едва ли не с хроникальной точностью, как все было, а уж зрители пусть сами делают выводы.

    Несмотря на то, что для восприятия фильм довольно тяжелый, смотрится он на одном дыхании, и во многом благодаря пронзительной игре Матье Амальрика. Он обладает прекрасной способностью перевоплощаться. Две такие разные роли, как злодей Грин в недавнем «Кванте милосердия», и главный редактор модного журнала Боби, и обе сыграны достойно. Но, конечно, в «Скафандре и бабочке» Амальрик выложился на все сто процентов, за что и был удостоен «Сезара» за лучшую мужскую роль. Выразить столько эмоций буквально одним взглядом — это действительно талант. Кроме Матье Амальрика, в фильме были и другие известные актеры: Эммануэль Сенье, сыгравшая бывшую жену Боби, Исаак де Банколе, исполнивший роль друга Жана-Доминика Лорана и Макс фон Сюдов (отец Боби), но, понятное дело, на первом плане в этой картине только Амальрик.

    У фильма отличный саундтрек: хорошо подобраны известные песни, среди которых есть даже композиция «U2», а особый настрой фильма создает трогательная мелодия на фортепиано — оригинальная тема фильма, сочиненная композитором Полем Кантелоном.

    Отдельной похвалы заслуживает и искусная работа оператора Януша Каминского. Сцены, показанные глазами Бобби, сделаны поистине мастерски.

    Но, несмотря на то, что «Скафандр и бабочка» — далеко не развлекательный фильм, наполнен он светлым чувством любви к жизни. Так что он обязательно понравится ценителям тонкой авторской работы и просто любителям хорошего кино.

    10 из 10

    17 января 2009 | 18:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    2 Скафандр и бабочкаLe scaphandre et le papillon2007
    подробнее

    Новости


    Английская студия Working Title запускает в производство проект под названием «Теория всего» (Theory of Everything), в котором речь пойдет об одном из влиятельнейших физиков-теоретиков нашего времени — Стивене Хокинге. На роль Хокинга приглашен Эдди Редмэйн, а в режиссерском кресле обоснуется лауреат «Оскара» за документальный фильм «Канатоходец» Джеймс Марш(...)
     
    все новости

    Интервью


    Постоянный соратник Стивена Спилберга, продюсер Кэтлин Кеннеди отвечала и за стартовавшие в прокате „Приключения Тинтина“. КиноПоиск поговорил с ней о том, как улаживался вопрос прав и почему фильм выходит в США лишь через два месяца... (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    210.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.109
    211.ЗнахарьZnachor8.109
    212.Завтра была война8.109
    213.Жестокий романс8.108
    214.Иваново детство8.108
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service93.12%
    22.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.99%
    23.Чем дальше в лесInto the Woods92.90%
    24.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 592.88%
    25.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron92.85%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy37
    ПревосходствоTranscendence109
    Судная ночь 2The Purge: Anarchy4
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here21
    Хоть раз в жизниBegin again22
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.485
    ГераклHercules6.308
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.494
    Домашнее видеоSex Tape5.850
    Король сафариKhumba5.817
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры