всё о любом фильме:

Скафандр и бабочка

Le scaphandre et le papillon
год
страна
слоган«Let your imagination set you free»
режиссерДжулиан Шнабель
сценарийРональд Харвуд, Жан-Доминик Боби
продюсерКэтлин Кеннеди, Джон Килик, Франсуа-Ксавьер Декраен, ...
операторЯнуш Камински
композиторПол Кантелон
художникМишель Эрик, Лоран Отт, Оливье Берио
монтажЖюльетт Вельфлин
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$140 144
DVD в США
зрители
США  697.1 тыс.,    Франция  315.1 тыс.,    Германия  282.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте 43 лет перенес инсульт, в результате которого он был полностью парализован. Подмигивая оставшимся не парализованным левым глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки из-за того, что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
154 + 10 = 164
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • От роли Жана-Доминика Боби отказался Джонни Депп, сославшись на недостаточно хороший французский.
    Трейлер 02:17

    файл добавилMadinaKruykova

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1006 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень сложный фильм не для слабонервных, а когда задумываешь о том, что история реальна, становится безумно страшно.

    Страшно, потому что мы все чего-то хотим в лучшем случае или плывем по течению в другом, но мы не думаем в большинстве своем, что один миг может изменить все до полной неузнаваемости и это не смерть, это еще страшнее.

    Фильм снят по книге главного редактора французского «Elle» Жана-Доминика Боби, который на пике своего творческого подъема был парализован и оказался «запертым в собственном теле»-так называемый синдром locked-in. Единственное движение, которое он мог произвести- сомкнуть левое веко.

    «синдром locked-in?
    Ежегодно синдром «запертого человека» (или locked-in) ломает тысячи жизней, обрекая своих жертв на полную неподвижность. Виной всему — кровяной сгусток, застрявший в артерии у основания мозга. В большинстве случаев прогнозировать наступление подобного состояния невозможно. «После комы люди с этим синдромом остаются, парализованы и немы при полном сохранении сознания. Человек все видит, слышит и понимает, но не может общаться», — объясняет Вероник Бланден из ассоциации ALIS. Пока не найдено никакого способа лечения, но возможна реабилитация больных. Благодаря ей некоторые пациенты начинают двигать одним пальцем — так они уже могут управлять креслом.»

    Вопрос повисает в воздухе: почему такое случается с людьми на пике их успеха, когда ничего не предвещает беды, а кажется наоборот все налаживается. Этому примеров очень много и в фильмах, вспомнить хотя бы «Малышку на миллион», да и в жизни их хватает. Много лет назад мне так же было непонятно, когда в возрасте 39 не стало моего папы. Возможно, поэтому смотреть этот фильм мне было еще сложнее, ведь в фильме показана трагедия Жана-Доминика Боби и его близких, детей, друзей, любимых.

    Жану-Доминика Боби было 43 года, когда с ним случилось эта трагедия: к печати готовился юбилейный выпуск «Elle», был подписан контракт на издание книги, которая должна была бы стать новой версией романа «Граф Монте-Кристо» в его исполнении. Книга, все-таки, будет им написана, а точнее намиганна.

    Два месяца по три часа ежедневно ассистентка, Клод Мандибиль, вслух проговаривала буквы алфавита, начиная с наиболее часто встречающихся во французском языке, и Боби подмигивал на нужной: 140-страничный труд потребовал двести тысяч морганий.

    Фильм снят очень необычно и достаточно тонко передает внутренний мир героя. Режиссер Джулиан Шнабель получил награды за режиссуру на Каннском кинофестивале 2007 года, Золотом глобусе 2008 года. Фильм был номинирован так же и на многих других кинофестивалях.

    Все же я повторюсь и скажу, что этот фильм это не для всех. От такого кино меня не «пробивает на слезу» скорее это реальность, которая заставляет задуматься и лишний раз порадоваться тому, что у нас есть, было и будет, каждому мигу, каждому вздоху.

    Так же мне бы не хотелось в рамках этого поста впадать в личные эмоции и переживания, сопоставляя аналогии из жизни, но это действительно тому подобное есть, встречается в нашей жизни, это не выдумка кино.

    25 мая 2008 | 21:22

    Прежде, чем начать, скажу собственное отношение к фильму в целом. Он неплохой. Но лично во мне не затронул всех струн души, так сказать, какие мог бы и нацелен на то, чтобы затронуть этот фильм.

    Здесь рассматриваются вообще очень важные такие темы, как болезнь, семья, любовь, личность и взаимоотношения между людьми.

    Французское кино всегда отличалось особой манерой подачи информации зрителю. И стоит отметить режиссерскую работу, потому что ему удается передать видение человека, как если бы ты сам смотрел на мир из глаз Жана-Доминика Бобби, так зовут нашего главного героя. Успешный, циничный редактор журнала Elle, любимец женщин переносит инсульт и попадает в кому, из всех возможностей общаться у него остается только возможность подмигивать левым глазом, и эта история основана на реальных событиях. Подобные вещи всегда цепляют зрителя, потому что осознание, что это происходило на самом деле, добавляет остроты в картину. Сначала герой вызывает негативное мнение о нем, потому что ты слышишь все, о чем думает герой, а те, кто с ним возятся и ухаживают за ним, не имеют такой возможности. В нашей стране это, конечно, дикость, такое отношение со стороны врачей и жены, которую он бросил с детьми, ради любовницы, которая его даже не разу не навестила, но он был довольно известным и обеспеченным человеком, поэтому в его конкретном случае это было нормально. Но постепенно в нем просыпаются и прослеживаются все те человеческие качества, которые так необходимы, для того, чтобы вызвать симпатию к этому человеку. И постепенно раскрываются его ощущения, внутренний мир, который он ассоциирует с собой, запертым в скафандре. Конечно же, вызывает уважение, то что он написал книгу, о своих переживаниях перед смертью, потому что всегда требуется терпение и мужество для такого труда. А, в общем, фильм стоит смотреть тем особенно, кто, будучи здоровым не видит не смысла в жизни, ни ярких красок вокруг.

    5 из 10

    4 марта 2014 | 04:22

    Преуспевающий главный редактор модного журнала Жан-Доминик Боби вследствие инсульта парализован, имея возможность лишь мигать левым глазом. Он обеспеченный человек, его любят близкие, друзья, коллеги, за его выздоровление молятся, а он, подумать только, пишет мемуары! Нет бы, как положено инвалиду, ныть о тяжкой судьбе и спокойно доживать деньки в госпитале. Истый француз: обожает женщин и вино, иронией не обделён, прекрасный рассказчик, для которого важнее всего не утратить память и воображение. Его роман полон чудесных размышлений, а, самое главное, дарит ощущение счастья. Ты поглощён увлечённой натурой автора — не верится, что эти маленькие новеллы создал тяжело больной человек. Осколки образуют зеркало, в чужих воспоминаниях неожиданно проскальзывает твоё отражение. Боби протягивает руку читателю, вместе с которым он неторопливо путешествует по разным пунктам стремительного сознания. Такую откровенную — и грустную, и забавную в меру — книгу не способна испортить никакая бездарная адаптация для кино. А ведь сценарист Рональд Харвуд, склонный к излишнему драматизму (примером чему «Пианист» Полански) очень близко подошёл к убийству невероятных бабочек Жана-Доминика. Сила писателя всё же одержала верх — да, в экранизации слегка сместились акценты, введены эпизоды, которые не существовали в оригинале (опять же усиления ради, чтобы зритель всплакнул немножко, как так, фильм о паралитике и ни одной слезинки), но в картине, продираясь сквозь кинематографический дым, упорно воцаряется атмосфера сопричастности. Боби не читает мораль, не призывает к чему-либо. Главный герой здесь наблюдатель, наслаждающийся жизнью, не окончившейся для него с наступлением несчастья: память и воображение ведут его по нескончаемому, весьма любопытному лабиринту вопросов и ответов, подсказывая в перерывах знакомые ароматы, навевая о деньках славных в компании возлюбленной, очаровывая читателя, а вслед за ним и зрителя, желающего разделить как истинное счастье (время, время, время!), так и горести (о, далёкие близкие!). Джулиану Шнабелю с его стилем сдержанным при помощи великолепного оператора Януша Камински удалось удержать равновесие: Харвуд с его сентиментальностью и принципиальные профессионалы в итоге преподнесли ровное, всепрощающее и в чём-то роковое кино. Беспокойный левый глаз Жана-Доминика смотрит на тебя. Пусть недвижен человек, но ты чувствуешь: он улыбается, ибо чудные бабочки мира помогут вам обоим стать друзьями. Буквы алфавита, как же Вы добры…

    Если у персонажа — инсульт, то у ряда русских зрителей — инфаркт, потому что они не могут воспринимать в целом историю Жана-Доминика. Мол, зажравшиеся буржуи, поживи-ка ты день-другой в наших больницах: не будешь соловьём петь, ни мемуаров тебе, ничего вообще, лежи да просверливай взглядом дыру в потолке. Известный тип зрителя: увидев в начале картины зашитый правый глаз, они вопят «Мощно!», потом куксятся — «скукота», «слишком доброе кино» и так далее. Тенденция тревожная: люди всегда любили примитивизм, и то, что некогда адекватный «Золотой глобус» продался с потрохами, наградив красочного «Аватара», крайне сбивает с толку. Мурмурные черти, это ведь те же самые люди, что вручали статуэтку Шнабелю, а теперь — на потеху народу Джиму Кэмерону, горбатящемуся несколько лет над «альбомом». Хм, примитивизм — сильный наркотик, но появилась в 2000-х также мода на бытовую «чернуху». Проблема, ты где? Иди ко мне, забацаем с тобой на пару классное кино, все фестивали лопнут от зависти. У какого-нибудь Ханеке над героем, схожему ситуативно с Боби, главный герой непременно будет подвергаться пыткам, травле, будет скулить и умирать с гнетущей медленностью. Вот так плачевно застревает обыкновенный зритель между экшеном и «артхаусом», не научившись ценить «срединное» кино, где упор не на проблеме или действии, но внутреннем мире героя. В этом главная фишка книги Боби — он просто рассказывает истории, а мы просто слушаем их. Нет страшнее собеседника не сопричастного, разучившегося слушать то, что ему пытаются сказать. Экранизация слабее, но тоже вторит незабываемому духу автора, тоже беседует со зрителем, приглашая его в путешествие, оценки не надобны на дороге памяти и воображения, необходимо пройти нескончаемую дорогу вместе с гидом.

    Грандиозные мужчины и роскошные женщины — искушающий актёрский состав! Невозможно не влюбиться в соблазнительную Эммануэль Сенье, как тут не обмануться улыбкой Мари-Жозе Кроз, не спеть оду Марине Хэндс и не ринуться в круиз с Анн Консиньи. Хитрые, подлые работники кастинга, нельзя так обвораживать зрителя. Хорош Матье Амальрик, умудряясь разыграть партию не хуже Дэй-Льюиса из «Моей левой ноги» — шарма ему не занимать. Чистые эмоции выказывает великий Макс фон Сюдов в роли отца. Понимаешь, что значит «актёр от Бога». Ради появления Нильса Ареструпа в проекте следовало выдумать эпизод, которого не было в книге. Ареструп играет заложника террористов, место которому в самолёте уступил Жан-Доминик, а впоследствии он навещает его в госпитале со словами поддержки. Трёхминутный монолог, гениально подано — пожалуй, нет на свете другого такого актёра, умеющего убить и спасти взглядом. Кристальная честность — в кадре появляется Ареструп, а ты про это забываешь, мыслями зарываясь в сущность персонажа.

    Все мы своеобразные выпускники в странном, странном мире, чей скафандр верно тянет на дно, но бабочки вырываются на свободу, чтобы увлечь за собой признательных собеседников, помочь им увидеть в ущербе — талант. Талант к жизни, стремление жить просто. Любуясь миром, а не ненавидя его. Рисует Кристи Браун и играет на пианино взрослый ребёнок Хелфготт, выживают герои Ремарка и спасаются от убийц романтики в детективах Агаты Кристи. Почему так мало доброты в современном кинематографе? Хватит прославлять всё мрачное, пессимистичное и циничное. Станцуйте чечётку неповиновения нынешней инерции. И пошлите её на *мурмурное словечко* улыбкой снисходительной.

    Посвящается: замечательной Лурдес, превращающей пули цинизма в воздушные поцелуи.

    21 января 2010 | 09:00

    Уже в начале фильма зрение подвергается мучительному испытанию. Размытый, расфокусированный кадр резал глаза. Чрезмерно крупные некрасивые планы. Такое чувство, что актёрам поставили задачу влезть ухом, глазом, носом в камеру. А если уж считать, что камера от первого лица и является глазами главного героя, то я это вообще представлять отказываюсь.

    Теперь о самом герое. Простите, но разве для того, чтобы показать, что человек действительно жив хоть и парализован, нужно чтоб единственный глаз без остановки вращался в безумном порыве? Где чувства, которые может выразить глаз — зеркало души? Хм заплакать, эффект затуманивания кадра? Всё? Так совпало, что за несколько дней до просмотра я прочла Графа Монте-Кристо. В фильме герой сравнивает себя с Нуартье, что для меня совершенно неприемлемо. Да, старик из знаменитого романа Александра Дюма, разбит параличом, но глаза его были более выразительны. Кроме того, Нуартье даже в таком состоянии всеми силами помогает своей любимой внучке. У него есть цель, он хочет жить и посвящать себя действительно важным заботам.

    А что делает Жан-Доминик Боби? Пускается в утопические мысли, граничащие с меланхолией. Смятение, желание умереть, жалость к себе, смирение с собственным положением, всё это можно понять, но ведь не размусоливать это на весь фильм, хронометраж которого и так оставляет желать лучшего. Он говорит: «Сейчас моя жизнь кажется цепью маленьких неудач: женщины, которых я не умел любить; шансы, которые я упустил; мгновения счастья, которым я позволил исчезнуть». Наконец осознав это, пусть и такой ужасной ценой, ничего не изменилось. Он всё так же думает о любовнице, да ещё фантазирует о новых любовных интрижках. Не замечает жену, а дети вызывают лишь чувство жалости.

    Ах да, он же пишет уникальную автобиографию. Кстати, тут у меня возник вопрос: контракт о написании книги был заключён ещё до инсульта, так каким образом могла выйти автобиография полностью парализованного человека? Разве тема книги, её примерная аудитория и тираж не оговаривались ранее?

    Единственным, что запало в душу после просмотра, были две замечательные сцены с отцом, которого сыграл Макс фон Сюдов.

    30 декабря 2011 | 07:00

    Всегда среди массы фильмов тяжело найти самородок, который бы заставил тебя с открытым ртом смотреть его до конца, еще тяжелее найти фильм при просмотре которого у тебя появляются доселе не бывавшие или давно забытые эмоции, такие картины по праву называют шедеврами мировой кинематографии.

    «Скафандр и бабочка» настолько непонятен в плане эмоций после его просмотра, у тебя просто нету слов чтобы описать свои эмоции, все что ты можешь сказать: это КРУТО! Это еще круче зная, что это не выдуманная история, а история из жизни. И в правду жизнь лучший драматург. Прочитав описание, вы должно быть засомневаетесь в истине тех слов, но настолько это невообразимо, чтобы быть правдой. Гениальная игра Матье Альмарика, который всего лишь играя одним глазом сделал и показал столько, что некоторые актеры не могут сделать работая всем телом и в нескольких фильмах. Это действительно тяжело объяснять, это надо видеть.

    Такие же чувства у меня были после просмотра картины «Достучаться до небес», душа была неспокойна, ты действительно сопереживаешь героям фильма даже после его просмотра. Это то великое чудо киноисскуства ради которого и был придуман данный жанр. Да, безусловно есть комедии, которые нас веселят в хмурый для нас день, есть экшны, смотря которые мы отдыхаем мозгами, есть мелодрамы в которых мы видим красивую любовь, триллер где мы щекочем себе нервы, но именно серьезные картины двигают жанр вперед, не давая тому топтаться на месте. Мы должны гордится теми людьми которые делают это.

    Браво, «Скафандр и бабочка»!

    8 июля 2009 | 18:47

    Часто ли приходится задумываться человеку о том, как проходит его жизнь, какую роль он в ней играет и вообще, живет ли он по-настоящему? Часто ли бывают в жизни моменты, когда привычный бег по жизни останавливается, уступая место тишине, созерцанию и пониманию своей сути, своего истинного Я? Несомненно, возможностей для таких остановок в жизни каждого предоставлено достаточно, однако в исключительно редких случаях удается ими воспользоваться. Многие ли смогли вовремя заметить мерцающий огонек, словно предостерегающий: «Как-то не так ты живешь, твой путь совсем не там…»?

    Жизнь Жана-Доминика Боби, французского журналиста, писателя, главного редактора журнала «Elle France», автора и главного действующего лица этой истории, напоминала непрерывную погоню, соревнование с самим собой в достижении новых высот, положения, успеха. Была у него и мечта — написать книгу, современный аналог «Графа Монте-Кристо», на которую, конечно же, не хватало ни времени, ни вдохновения. Успешая карьера, новый спортивный автомобиль, выходной с детьми — жизнь или только ее видимость? Ответ на этот вопрос есть всегда, а вот чтобы увидеть его, многим недостаточно того слабого мерцающего огонька, им нужна яркая вспышка, ослепляющий, «резкий свет катастрофы». Для Жан-До, как называли его друзья, таким «светом» оказался сильнейший инсульт, в результате которого непарализованным остался только левый глаз…

    «Вся моя жизнь — цепочка неудач: женщины, которых я не любил, шансы, которые я упустил, моменты счастья, которые прошли мимо, гонка с заведомо известным концом…» В один миг наступает прозрение, понимание, что по сути жизни-то и не было, а был сумасшедший, бурный круговорот суеты и призрачных целей. Только оказавшись затворником в собственном теле, как в водолазном снаряжении, глядя на мир через маленькое «окошко в скафандре», Жан-До осознает, что точно также всю жизнь была заперта его душа. Не знавшая свободы, она подобно бабочке, стремящейся на волю из кокона, стучалась, просилась на свет. «Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это — крылья бабочки…»

    Кроме глаз и слуха, воображение и память — вот все, что осталось непарализованным, способным перенести его хотя бы в мечтах из «подводного колокола» в придуманную реальность, прекрасную и безмятежно-красивую…

    Это даже не автобиография, это своеобразная исповедь или «путевые заметки странника с берегов одиночества», написанная без помощи речи, одним лишь морганием века, силой воли и колоссальным терпением.

    Единственный, но уникальный бестселлер автора «Скафандр и бабочка», вышедший в 1997 году, имел большой успех. А Жан-Доминик Боби скончался от пневмонии на десятый день после его выхода, пробыв более полутора лет в состоянии «бодрствующей комы».

    Снятый через 10 лет после выхода книги фильм также получил заслуженное внимание, собрал множество наград. Думаю, бессмысленно рассуждать об оценке. Безусловно, само произведение — шедевр, который вне всяческих баллов. Сделать же экранизацию подобной силы, вероятно, в данном случае все же невозможно…

    7 из 10

    13 сентября 2011 | 16:17

    Итак… Имеем мы на деле шедевр французского кинематографа. Для себя этот фильм я открыл чисто случайно, спустя 3года после его выхода. Просмотр осуществлялся по ТВ каналу ОРТ. Как раз спустя неделей пару после Аватара. Я долго отходил от шарма и думал «А стоит ли смотреть еще что нибудь если есть Аватар?» Ха-ха есть! И мой совет вам посмотреть после аватара именно этот фильм. Поскольку происходит некая психо-разрядка и переключение воображения на философские раздумья «О смысле жизни» и т. п. 

    Ну хватит вас кормить домыслами и лирическими отступлениями…

    При просмотре фильма я задумался «Черт возьми, и МЫ полноценные люди опускаем руки при здоровом теле и духе когда такой человек как Жан будучи парализован с ног до головы написал книгу!» Человек научился жить заново, он начал жить своими фантазиями. Многие говорят «вот такой-то такой-то после такой-то такой-то аварии стал таким-то таким-то. Вылечился, встал, пошел, заговорил и прочее… В общем хочу донести идею о том что все они поменяли взгляд на жизнь после трагедии». Только не Жан-Доменик… нет не про него это… Как был развратным жиголо, так и остался им… В своем… В придуманном мире… Знаете, вот как — то так сложилось что когда смотрел фильм, сам факт о том что он написал книгу «одним глазом» уходит далеко на задний план. Больше поражает то, что этот человек продолжал оставаться оптимистом. Ему глубоко начхать на то, что он «Бабочка в скафандре» Он продолжает жить, шутить, заигрывать, любить…

    Да, Господи, были моменты что он сам над собой глумился. Моменты из фильма запали мне в душу на всю жизнь, особенно момент звонка отца. Слезы потекли ручьем… Не каждый фильм может так «постучать в сердце и остаться в нем».

    P.S/ Наша душа бабочка…. Тело — скафандр…

    9 из 10

    1 февраля 2010 | 21:15

    Его тело — это оболочка, скафандр, погруженный глубоко в воду. Ему хотелось быть бабочкой, заново родиться и стремительно упорхать из кокона навстречу свободе.

    Фильм, снятый по одноименной книге, рассказывает историю Жана-Доминика Боби, главного редактора журнала Elle France, перенесшего инсульт и оказавшегося пораженным синдромом «запертого внутри». От быстрого увядания и стремительной смерти его спас богатый внутренний мир.

    Фильм о вере, вере человека в лучшее, может в какой-то степени вере в Бога.

    Фильм о надежде, которая через непарализованные воображение и память, по-прежнему заставляет жить человека.

    Фильм о любви, любви человека к жизни.

    Как же много заложено в этих трех словах: вера, надежда, любовь. Емкие, глубокие понятия!

    Фильм о терпении и жалости, фильм о человеческих ценностях.

    Фильм о человеческой душе. Человеческая материя продолжает жить, дышать, наслаждаться жизнью, пока жива душа!

    Восхитительная игра в главной роли Матье Амальрика, который сумел превосходно передать образы двух людей, атмосферу, внутренний мир, мысли здорового и больного человека, не оставит равнодушным зрителей!

    Отдельно отмечу операторскую и режиссерскую работу. Прекрасная работа операторской камеры в сценах, когда зритель видеть мир глазом Жан-Доминика.

    Отдельно скажу про сцену разговоров отца с сыном: каково это осознавать, что сын в расцвете сил останется больным, в своем скафандре наравне с отцом, который находится в своей тюрьме.

    Надо стараться жить, наслаждаться каждым мгновением от пройденного дня!

    11 августа 2010 | 13:25

    "… я вижу, как тает мое прошлое, оно кануло в небытие…"

    Я вдруг открываю глаза. Что со мной произошло? Глаза еле слушаются, я с огромным трудом их размыкаю. Мутно, ничего не видно, такое чувство, что мои зрачки заклеены то ли пластилином, то ли клейкой лентой. Через какое-то время я, все-таки, начинаю нормально видеть. Мне казалось, что я спал все это время, но что это? Неужели это больничная палата? Да, так оно и есть. Ко мне подходит человек, главный врач, который сообщает, что я достаточное время пролежал в коме, а теперь вот пришел в себя. Да, я начинаю вспоминать это, все на самом деле имело место быть. Мне страшно. Мне начинают задавать вопросы, я отвечаю, но меня не слышат. Что это? Я не могу говорить. Это ужасно. К тому же, мне сообщают, что я полностью парализован, для меня теперь основными помощниками восприятия этого мира является единственный глаз и мой слух. Все, пустота, это будто кома, только происходящая наяву.

    Фильм режиссера по имени Джулиан Шнабель «Скафандр и бабочка» я планировал посмотреть уже довольно давно, и у меня было достаточно попыток это сделать, но всегда меня что-то останавливало перед самим нажатием кнопки «play», если так можно выразиться. Видимо, моё сознание, мой мозг делал это нарочно, потому что он знал, что к просмотру я не готов. И действительно, наверное, это таким образом и происходило. Вообще, на самом деле, себя нужно по-особенному настраивать, прежде чем приниматься за просмотр. Почему? Потому что лента очень тяжела сама по себе для восприятия. И это действительно так. Видимо, я уже получил определенный настрой, поэтому был готов приняться за просмотр. Знаете, и я это наконец-то сделал.

    Хочу сказать, что когда я начал смотреть эту работу Шнабеля, у меня возникло непонятное чувство, его, наверное, можно обозначить словом — сопротивление. «Неужели я буду на протяжении всего хронометража смотреть на все его глазами?» — первый вопрос, который возник мгновенно в моей голове. Но через какое-то даже не время, через какое-то мгновение этого, да и других вопросов уже, будто и не было. Я втянулся, полностью проникся этой картиной, проникся состраданием к главному герою. Бедному герою, герою, который уже ничего не может сделать, он живет на два фронта, один из которых (основной) — его внутренний мир, а второй (уже не такой важный) — реальный мир. Мы с вами можем только догадываться, каково это. Возможно, я где-то об этом уже говорил, но повторюсь — мне стыдно за нас, мне стыдно за нормальных здоровых людей. Почему? Потому что только мы можем впадать в депрессию, уныние, имея возможности двигать своим телом, ощущать себя, спокойно существовать, а инвалиды, наоборот, не перестают бороться за свою жизнь, хотя у них практически нет никаких шансов на спасение.

    Жан-Доминик Боби был обычным человеком, в принципе. Его от других отличало только то, что он имел больше, чем остальные. Жан-Доминик являлся главным редактором французской версии журнала «Elle». А что это означало? А означало это то, что у него был неплохой заработок, Жан многое себе мог позволить, и позволял, знаете ли. Вообще, он не был каким-то примерным человеком, коих обычно изображают в подобных лентах. В этом режиссер Джулиан Шнабель, конечно, молодец, он показал, что горе может постигнуть абсолютно любого человека. Так вот, Боби вел довольно разгульный образ жизни, у него всегда было много девушек. Видимо, из-за постоянных измен, от него и ушла первая жена с тремя детьми. Плюс ко всему Жан не верил в бога, вообще не верил, можно сказать, что был атеистом.

    А некое просветление разума, если это так можно назвать, пришло к нему только после парализации. Какого рода просветление? Жан-Домник наконец понял насколько сильно он любит своих детей, как он ценит свою первую жену, насколько не может жить без своей новой девушки. Жан стал уважать и любить жизнь, он даже стал верить, что возможно спасение. Спасение в виде выздоровления. Кстати, а вы думали, почему именно «Скафандр и бабочка»? «Скафандром» Боби называл свое теперешнее состояние, это как будто ты настолько застрахован от опасностей, что уже не можешь даже пошевелиться. А «бабочка», потому что нашему герою всегда хотелось вылететь из своего, так называемого, заточения бабочкой. Я считаю, что Жан-Доминик не принимал свое состояние, как наказание, он принимал это, как должное.

    Эта картина с помощью отличной операторской работы Януша Камински дает нам в полной мере на себе прочувствовать все те муки и страдания, которые теперь есть у Жана-Доминика Боби. Здесь действительно проделана замечательная, кропотливая и старательная работа, которая позволяет видеть глазом Боби.

    Как известно, фильм этот снят по книге-автобиографии настоящего человека, и режиссер Джулиан Шнабель полностью опирается на ее страницы, лишь изредка что-то изменяя. Вообще, эту картину я теперь ни с чем другим не перепутаю, здесь четко виден почерк Шнабеля, который по профессии, так вообще, профессиональный фотограф. У меня появилось теперь желание посмотреть другие работы этого режиссера.

    Если говорить об актерах, то тут, конечно же, вне всякой конкуренции исполнитель главной роли Матье Альмарик. Игра этого актера просто удивительна, он смог все свое состояние, все свои чувства изобразить с помощью одного только глаза. Когда наблюдаешь за игрой этого актера, то с тобой происходит нечто неописуемое, просто поток эмоций. Еще понравился Макс фон Сюдов, который исполнил роль отца главного героя, у которого был примерно такая же ситуация и он ее очень проникновенно изобразил.

    Эта картина смотрится на одном дыхании, несмотря на всю тяжесть, которую она несет. Скорее всего, я повторяюсь, но это действительно так. В этом фильме нет каких-то сглаживающих моментов, от действа не нужно ожидать какого-то чуда. Здесь все изображено так, как и должно быть в жизни. И почему-то на ум приходят слова великого Чарльза Чаплина, который сказал, что мы никогда не узнаем, сколько в этом мире счастья. «Скафандр и бабочка» — тот авторский фильм, который по истине родом из разряда запоминающихся. А напоследок я хочу пожелать вам, как можно больше бабочек.

    30 августа 2010 | 12:56

    Каждая наша фантазия реальна. Она существует. Каждая фантазия эта отдельная планета с ее обитателями и событиями. Планета существующая во вселенной, называемой воображением.

    «У меня есть еще 2 органа кроме левого глаза, которые не парализованы. Воображение и воспоминания».

    Жан-Доминик Боби, для друзей ЖанДо оказывается почти полностью парализованным в 43 года. Эгоистичный циник, ведущий богемный образ жизни. Ловелас, знающий толк в женщинах и отношениях. Главный редактор престижного журнала. Все еще полный надежд он вдруг оказывается инвалидом, не способным даже пошевелить собственным языком. Его поглощает отчаяние и апатия. Но любовь близких. Поддержка медперсонала. Друзья и коллеги, не оставившие его в беде, постепенно возвращают ему интерес к жизни. И вот он вновь полон надежд, хотя и не верит в чудеса.

    Он смеется внутри себя. Он мечтает и вспоминает. Он переживает и ностальгирует. Он живет. И пусть его тело заточено в скафандр, медленно оседающий на дно океана, называемого отчаяние. Его душа подобна бабочке, что несется навстречу новым открытиям. С неиссякаемой жаждой жить. С мечтами и амбициями.

    И кто посмеет утверждать, что души не существует? Не двигаясь, главный герой способен чувствовать, любить, просить прощение. Он способен видеть миры, существующие лишь в его сознании. Он способен творить!

    Да что я в самом деле! Слова тут неуместны, т. к. нельзя передать восторг и иные впечатления, нахлынувшие на меня после просмотра фильма! Ни одна рецензия не способна передать сам фильм.

    Его нужно видеть! И восторгаться работе оператора, так прекрасно изобразившего мир парализованного человека с богатым внутренним миром.

    Его нужно слушать! И восхищаться словами и мыслями. Остроумные реплики и замечания «за кадром». Философские рассуждения. Слова, так тонко передающие его эмоции и чувства, переживания и впечатления.

    Его нужно чувствовать! И преклоняться перед актерами за созданный ими мир. Гениальный Макс фон Сюдов, чей монолог заставил прослезиться и меня. Очаровательные Мари-Жозе Кроз, Энн Консиньи, согревающие своею теплотой отчаяние ЖанДо. И Исаак Де Банколе, чей герой-балагур демонстрировал нам тонкую грань между тусклым отчаянием и лучом надежды. И остальные актеры, воссоздавшие свои образы так искренне и проникновенно!

    «Богатый внутренний мир способен удовлетворять амбиции и воплощать мечты. Воображение способно исцелять от отчаяния. Но скафандр коснется дна независимо ни от чего.»

    8 ноября 2010 | 23:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>