всё о любом фильме:

Пейзаж в тумане

Topio stin omichli
год
страна
слоган«A voyage of initiation»
режиссерТео Ангелопулос
сценарийТео Ангелопулос, Тонино Гуэрра, Танасис Вальтинос
продюсерТео Ангелопулос, Эрик Хойманн, Амедео Пагани, ...
операторЙоргос Арванитис
композиторЭлени Караиндру
художникАнастасия Арсени, Микес Карапиперис
монтажЯннис Цицопулу
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
время127 мин. / 02:07
Фильм-путешествие про двух детей, ищущих своего отца, который, предположительно, живёт в Германии. Одержимость личностью отца будет удерживать их на границе между детством и юностью.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
75%
9 + 3 = 12
6.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 02:19

    файл добавилМилено4ка

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Теперь уже и не вспомнишь хотя бы примерную мотивировку собственного решения ограничиться лишь оценкой 5 (из 6) в книге «+500» для замечательного фильма греческого режиссёра Тео Ангелопулоса, преимущественно работающего в жанре символических притч. Тем более что «Пейзаж в тумане», снятый в средний период творчества этого мастера кино, отчётливо показывает, что Ангелопулос начал уходить в сторону от прямого влияния истории и политики, глубже погружаясь во внутренний мир героев, который как нельзя лучше свидетельствует без излишней дидактики и тенденциозности об общей ситуации в окружающей реальности. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Драма, роуд-муви

    Молодая девочка Вула и её младший брат Александр живут в Греции с матерью, но мечтают увидеть своего отца. Однажды они вдвоём уезжают в Германию, чтобы встретиться с ним.

    Обладатель Золотой пальмовой ветви Тео Ангелопулос снял настоящий шедевр мирового кино, идеально вписывающийся как в данный этап развития подобного стиля в кинематографе, так и во весь кинематограф в целом, сняв картину вне времени, но заимствуя лучшее у классиков и преобразовывая это в свой неповторимый стиль. До картины «Пейзаж в тумане» я как раз посмотрел у Ангелопулоса всего один фильм «Вечность и один день», за который как раз греческий постановщик и был удостоен главного приза в Канне. Однако если посмотреть фильмографию режиссёра, то практически каждая его картина участвовала на различных фестивалях и собирала призы. Как, например, фильм «Пейзаж в тумане» был удостоен Серебряного льва и Приза Международной Католической организации в области кино на Венецианском кинофестивале, Приза международного евангелического жюри на Берлинском фестивале, а также премии за лучший фильм года по мнению Европейской киноакадемии.

    Тео Ангелопулос также является автором сценариев собственных фильмов. В написании сценария к «Пейзажу в тумане» также принимали участие Танасис Вальтинос и прославленный мастер Тонино Гуэрра, написавший сценарии к таким шедеврам Микеланджело Антониони как «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Фотоувеличение» и «Забриски Пойнт», кроме того, написавший рассказ, по которому Федерико Феллини снял один из своих лучших фильмов «Амаркорд».

    Авторский и режиссёрский почерк Тео Ангелопулоса для меня стал неповторимым уже после просмотра двух его картин. Долгие планы с плавно двигающейся камерой, молчание, многозначительные взгляды, эмоции на лицах людей, за которыми так интересно наблюдать и которые говорят больше чем любые слова. Чисто художественно стиль Ангелопулоса можно сравнить с отечественным гением Андреем Тарковским, но я всё же нашёл больше сходств с выдающимся немецким режиссёром Вимом Вендерсом. Помимо развитий жанра роуд-муви, где немецкий постановщик является признанным мастером (вспомнить хотя бы его блестящие картины «Алиса в городах», «Ложное движение» и «С течением времени»), фильм «Пейзаж в тумане» напомнил мне более поздние работы Вендерса, снятые уже в 80е годы, особенно его лучший фильм «Небо над Берлином».

    Что касается содержания фильма, то оно ставит больше вопросов нежели даёт ответов, поэтому ко многим выводам я пришёл сам и навязывать их не буду, поскольку «Пейзаж в тумане» тем и гениален, что каждый зритель найдёт для себя что-то своё и сделает собственные выводы. Лично мне подумалось, что в картине понятие отца являлось символом становления человека. Ведь если посмотреть, то начинали свой путь двое детей ещё совсем неопытными, а само путешествие стало для них отцом, который их хвалил и наказывал, показывал им мир и учил их жизни.

    Интересен и тот факт, что, казалось бы, старшая сестра была центральным персонажем, а если судить по финалу картины и по некоторым её репликам, где она мысленно пишет письмо своему отцу, больше поездка повлияла как раз на младшего брата. Либо же суть была в том, что к кому-то осознание приходит постепенно, а кого-то оно может просто осенить в определённый момент. С этой мыслью пересекается мысль более позднего отечественного фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева, но там герои путешествовали как раз с отцом, и уже с его помощью познавали жизнь. Более чем уверен, что наш режиссёр при создании своей картины вдохновлялся именно лентой «Пейзаж в тумане».

    Очень хочется описать самую, на мой взгляд, гениальную сцену фильма, но боюсь испортить впечатления от его просмотра, с которым я вам не рекомендую затягивать, потому что такое кино нельзя пропускать.

    10 из 10

    1 августа 2010 | 04:25

    11-летняя девочка-гречанка Вула и её 5-летний брат Александрос сбегают от матери и отправляются на поиски отца, живущего, как они полагают, в Германии. По пути они встречают юношу Ореста, который становится их проводником в этом опасном путешествии…

    Сценарий был написан Ангелопулосом совместно со знаменитым итальянцем Тонино Гуэррой. Но сюжет отходит на второй план в этой символической притче об умирающей цивилизации, где тоска по лучшему миру выступает как вывернутая наизнанку мифологема. Дети бегут с тёплого юга на север, поскольку на их юге, захламленном убогими постройками и загаженном дымящими трубами, теперь стало холодно и бесприютно.

    Бессмысленность и примитив урбанистических пейзажей ещё более усиливают настроение печали в путешествии за призрачной мечтой. Характерное для Ангелопулоса отсутствие крупных планов немало способствует слиянию героев с окружающим миром, загрязненным отходами технического прогресса.

    Поруганное доверие и обманутая любовь — два главных испытания, что выпадают на долю девочки, столь рано повзрослевшей опекунши маленького брата. Это подчеркивает гомосексуальный акцент: юноша Орест, сопровождавший их некоторое время, достаточное, чтобы Вула в него влюбилась, изменяет ей с таким же, как и он сам, красавцем в куртке и джинсах. Личная трагедия девочки усугубляется обманом шофера, который соглашается подвести детей…

    Ангелопулос продолжает культурную традицию кино, как искусства больших задач. Трагичный финал, характерный для большинства работ греческого режиссёра, уравнивает его ленты с античными трагедиями. Мифологическое мышление предопределило аллегорическую трактовку его фильмов, где почти всегда можно найти символические кадры.

    Здесь красноречивым примером авторского стиля будет эпизод с гигантским указующим перстом, выброшенным морской пучиной и унесённым невесть куда вертолётом (ремарка к «Сладкой жизни» Феллини). Так красной нитью через большинство работ Ангелопулоса проходит идея вырождения культуры, а вместе с ней и человечества, что и определяет эпическую, интеллектуальную и религиозную эстетику его картин.

    6 ноября 2013 | 10:51

    Никогда до этого не писал рецензии на КП, но я не могу припомнить фильм который меня выбесил больше чем «Пейзаж в тумане» Ангелопулоса. Поэтому решил написать первую оторицательную рецензию на него.

    Я могу поставить «Пейзажу» 10/10, но только как невероятно смешной и тонкой пародии на артхусное кино как жанр. Все эти «поиска отца, как поиски самого себя», длинные паузы в диалогах, длительные и затянутые планы дорог/деревень/заводов/деревьев/персонажей, непонятные монологи героев «не от мира сего» и как апофеоз- парящая над городом гигантская рука- все это выглядело очень смешно и нелепо.

    Но я не думаю что режисер, его почитатели, европейские киноакадемики наградившие «Пейзаж» Гран-при, рассматривали его как пародию. Почему же так вышло, попробую обяснить ниже.

    Фильм не вызывает никаких эмоций. Абсолютно. Экзистенциальный сюжет не пробуждает ни сопереживаний, ни сочуствия к главным героям. Кстати, главные герои- брат и сестра, выглядят если не как умственно отсталые, то вполне сходят за психически нездоровых детей. Согласитесь, двое детей отправляются на поиски отца, которого они никогда не видели (я уже молчу, что не знают даже его имени), в 80-миллионную Германию, о которой они слышали, что она «где-то на севере». бредут они туда и в дождь, и в снег пешком/поездом/с актерской труппой/с дальнобойщиком-насильником, попутно отсылая письма отцу, т. е. в никуда. Да и сам путь в никуда.

    Но самая главная проблема фильма (нет, даже не непроходимая скука)- это очень неумелый «закос» под европейский артхаус. Пробежимся по-нескольких сценах:

    -Вот на дороге умирает лошадь. Мальчик обнимает ее и плачет. На втором плане гуляет свадьба. От этой сцены, я будто слышу дидактический голос кинокритика-сноба: «Здесь Ангелопулос показывает, насколько счастье и горе близко существуют в мире, насколько прогнили нравы взрослых, и насколько чисты души детей». Я молча прикрываю лицо ладонью.

    -Сцена с огромной скульптуой в виде руки, пролетающей над городом- визитка этого фильма. Но для чего она? Голос бородатого кинокритика в моей голове утих. Но зато слышу самого Ангелопулоса, мол, «Я там наснимал летящую руку, а ты сиди и думаю что это значит. Я же не для тебя это снял, а для фестивалей. И вообще, мне по барабану на зрителей, лишь бы в Каннах с пустыми руками не ходить. Пусть Серджио Леоне, например, о зрителе думает».

    -Но самая эпичная по своему идиотизму сцена- это «артисты погорелого театра репетируют на берегу моря». Сложно, правда, назвать это репетицией- каждый «скоморох» стоит отдельно, декламируя отрывки из спектакля, факты из истории послевоенной Греции, или еще какую-то непонятную тарабарщину. По мне так психи на прогулке из «Полета над гнездом кукушки» выглядели куда более адекватнее, чем эти доморощенные слуги Мельпомены. От этой сцены, я не слышал никакого голоса, но чувствовал, как будто из моих глаз течет кровь- настолько это выглядело убого и глупо.

    Итог: всю суть «Пейзажа в тумане», можно заключить в сцене, когда персонажи рассматривают пустую фотопленку и пытаются на ней что-то увидеть. Так и многие зрители пробуют увидеть что-то мудрое и великое в этой кинокартине. Лично я ничего здесь не увидел, и вообще- см. заголовок.

    7 апреля 2015 | 19:29

    Содержательный и глубокий фильм, лаконичный и местами даже афористичный, грустный и трогательный, повествующий о жизни человека в широком смысле, о детях и о современном обществе.

    Итак, сестра и ее меньший брат ставят перед собой цель, на первый взгляд невозможную — найти своего отца без какой-либо информации и денег. Дети вначале фильма еще не загружены общественными предрассудками и не испытали еще горести неудач, они открыты для всего и наполнены созидательной энергией. Однако уже с самого начала путешествия их подстерегают неудачи и трудности. Их путешествие в широком смысле является символом жизненного пути человека. Маленькие люди постигают всю серость, холодность, безразличие, безжалостность и безумство окружающего мира. Души взрослых в основном покрыты холодным снегом, они не испытывают сострадания и других чувств к ближним. Даже не обращают внимания на детей, их больше волнуют суетные вещи. Детям с самого начала относятся безразлично и лишь пытаются избавиться от них, чтобы не брать на себя ответственность.

    Ребята встречают своего дядю, который говорит им суровую правду, и с этого момента их мир начинает понемногу рушиться, они начинают взрослеть, чувствуя все больше разочарований, но, тем не менее, они не унывают. Затем на пути им встречается труппа старых актеров, которые не нужны обществу, они знают только устаревшие роли, их жизнь в прошлом. Дети же — основа будущего. Также им встречается молодой парень, он отлично понимает детей, в нем еще не погас огонь свободы, потому они отлично ладят. Он называет себя «улиткой в пустоте», он одинок, и скоро его должны забрать в армию, где, несомненно, его дух свободы будет искоренен. Он помогает детям, а они помогают ему почувствовать себя ребенком. Девочка влюбляется в молодого байкера, который так хорошо и бескорыстно к ним относится. До того ее растлил престарелый дальнобойщик, лишив ее девственности, причинив боль, которую дети впитывают. Потому чувство к парню кажутся чем-то чистым и возвышенным. Маленькая Вула познает разницу между похотью и любовью, она становится девушкой. Парень показывает детям пустую пленку и говорит, что на ней дерево в тумане, она — символ воображения, альтернативного видения вещей, «незамыленности» детского взгляда на вещи.

    Но приходит время расставания с любимым, ведь потеря близких — это часть нашей жизни. Алешандри работает в кафетерии за бутерброд и делится им с сестрой. Дети взрослеют и сближаются, ведь больше никто им не может помочь. Они узнают одиночество современного человека, потому стараются быть вместе, поддерживать друг друга. У границы с Германией девочка разочаровывается и уже не верит в успех путешествия, но брат поддерживает ее, он еще не настолько взрослый как она и все еще верит в лучшее. И действительно они достигают цели.

    Пейзаж в тумане — это символ жизни, которая вначале пути нам неизвестна, туманна, но со временем при правильном взгляде на вещи все проясняется и картина обретает законченность. Каждый же может увидеть в тумане что-то свое и от этого зависит, каков будет его пейзаж жизни. Будет ли это дерево — символ роста и развития или что-то иное зависит от нас самих.

    Режиссер показывает нам дорогу, мы должны поучиться у детей созидательности, отбросить груз общественной морали, догм и пережитков во имя самой жизни, узреть пороки общества и работать над самосовершенствованием и улучшением общества. Ангелопулос изображает столь порочный и холодный мир, как и У. Фолкнер в своих произведениях для того, чтобы мы постигнув страдание, испытали катарсис начали изменять отрицательные проявления в жизни общества. Грустные чувства расширяют душу человека, потому фильм скорее не депрессивный и меланхолический, а созидательный и направляющий к лучшему. По Ницше ребенок- это последняя ступень на пути к сверхчеловеку, так давайте же учиться у детей!

    5 ноября 2010 | 23:45

    Пророческий дар Тео Ангелопулоса раскрывается лишь сейчас, спустя почти двадцать пять лет после выхода его замечательной, великолепной картины. Где он предсказал не только упадок родной Греции, деградацию кино, но и собственную смерть: словно экранный Орест сошел к нам, в реальность, избавляя метра от душеных тревог и страха.

    В ленте греческий режиссер, мастерски показывает разрушающийся мир, раскрашенный в мрачные, меланхоличные, отрешенные цвета, делающие картину похожей в отдельных кадрах на анимацию, а происходящие на сказку, что, в сущности, не противоречит его концептуальной задумке: представить зрителю, максимально приближенную к нашей, действительность, заставить поверить его в то, что наша жизнь, в сущности, не отличимая от происходящего на экране. Именно в этом и заключается магическая сила таланта Тео Ангелопулоса, не напирая на драматическую составляющую в ленте, заставить зрителя ужаснуться действительности, вещам кажущимся нормальными.

    Показательно, что на протяжении всего хронометража ленты на экране появляется лишь двое детей — Вула и ее брат Александр. Еще одно доказательство гибели мира. Брату и сестре на всем их пути встречается множество людей, которые казалось, соблюли пресловутую человечность, проявив внешние участие к их судьбе. Но всегда это была словно обязанность, а не прорыв души. Лишь в образе Ореста мы встречаем подлинное сопереживание, он словно вестник Богов, присланный даже не спасти от физических тягот, а скорее помочь сохранить душу и научить чему — то новому, необходимому.

    Несмотря на все предостережения, мрачные мысли. Очищение после просмотра ленты, оставляет в душе надежду, даже в мыслях не давая задуматься о правоте двух детей пустившихся на поиски своего начала…

    10 из 10

    5 мая 2012 | 14:37

    Первые просмотренные фильмы Ангелопулоса мне не очень понравились. Как то мне не нравился довольно скучный темп повествования в его картинах. Но решив не ставить сразу крест на режиссере, я решил посмотреть еще парочку его фильмов. Сначала я был поражен его гениальной и масштабной исторической драмой «Пыль времени», а теперь вот руки добрались и до «Пейзажа в тумане». Вроде бы незатейливая история, коих мы видели тысячи, но благодаря отменной режиссуре и этому самому «скучному» стилю повествования она вызывает очень много эмоций как во время. так и после просмотра. В конце фильма были все шансы заплакать. но я сдержался. Очень хороший фильм от великолепного режиссера. думаю, надо бы пересмотреть мне не понравившиеся фильмы Ангелопулоса — «Александр Великий», «Реконструкция» и «Комедианты». Возможно теперь, когда я полюбил этот ритм повествования, я оценю их совсем по другому. Наверное, именно с этого казалось бы незамысловатого и несложного фильма мне и надо было знакомится с творчеством этого прекрасного режиссера.

    9,5 из 10

    2 мая 2011 | 08:15

    Высокое искусство всегда видно. «Пейзаж в тумане» Тео Ангелопулоса это именно искусство, а не развлечение. И смотреть его нужно как произведение искусства. Воспринимать эстетически, прочитывать философский смысл.

    Картинка в фильме, даже название которого содержит слово туман, действительно туманна. Или, можно сказать, это давинчевское сфумато, которое можно увидеть и в фильмах Тарковского и в недавнем «Фаусте» Сокурова. Это трепетное отношение к изображению, это изображение реальности, но реальности, обработанной художественно, о чем и должна нам напоминать туманность картинки. Это реализм в высшей степени, по слову Достоевского. Но все же, сравнивая картинку этого фильма с теми же картинками в фильмах Тарковского и с последним фильмом Сокурова, очевидна меньшая степень ее художественности. Грубый реализм часто превалирует над «реализмом фантастическим».

    Фильм дает нам посмотреть на человека со стороны, о его пути к Богу, когда мы, как дети, вслепую, часто не осознавая, не понимая точно, смутно желая чего-то более лучшего и высшего идем к Творцу. Запинаясь, падая, с трудом идя «через тернии», но все же двигаясь к главной жизненной цели. Кто не идет, тот останется навсегда в темноте, в хаосе. А в конце дороги, идущему и дошедшему, как эти дети, откроется Свет.

    9 из 10

    22 августа 2012 | 11:14

    Спасибо, тебе Тео, за все что ты делаешь, за глубокое проникновение в душу, за силу и красоту пейзажа в тумане, не только одноименного фильма, но и того пейзажа который ты рисуешь для нас всех, в самом красивом тумане слов и эмоций!

    Прекрасный фильм, гения кинематографа! Тяжелый, но все же светлый фильм! Чудесная музыка Караиндру!

    1 ноября 2010 | 15:23

    «Пейзаж в тумане» принадлежит к тем редким фильмам, что по первому разу воспринимаются с бессознательным восхищением, оставляя по себе лишь смутную тоску от некой до конца не разгаданной тайны. Начиная с заведомо неопределённых времени и места действия, Тео Ангелопулос сразу помещает свою историю в разряд вневременных экзистенциальных притч. Таких, где много вечных вопросов, но мало однозначно правильных ответов. Суть его притчи очень проста. Брат и сестра, которым на двоих не дашь и шестнадцати лет, живут одной только мечтою увидеть родного отца, обитающего где-то в Германии. Нет ни названия города, как и ни одной внятной причины, почему его стоит искать именно в этом месте. Вероятно, подслушали чужой разговор и истолковали всё на свой лад. Но ведь есть мечта, а надо ли больше. И уже с самого начала шокирует горькая и даже слишком суровая правдивость позиции режиссёра, не верящего в сказку, где обречённые в реальности поиски могли бы подарить нам счастливый конец в этой иной действительности. Прекрасная пора, куда человек так часто мысленно возвращается с благоговейными воспоминаниями, в поисках утешения или утраченной чистоты, закончилась здесь слишком рано. Она полна мечтаний, но не всегда — чудес. Грустное, но необходимое признание.

    И всё-таки в персонажах Ангелопулоса с лёгкостью угадывается естественная детская непосредственность. Они словно те мальчишки из чеховского рассказа, которым нипочём было пересечь тундру и северные моря, отделяющие их от заветной Америки, но так сложно было выбраться с первого же вокзала. Когда же шаг был сделан, настало время страшных, совсем недетских открытий. Вула и Александр едут к отцу, думают о нём во сне и наяву, в коридорах поездов и на привокзальных скамейках, мысленно сочиняя письма, посылаемые на деревню дедушке. Но цель их путешествия быстро теряется в полосе неудач и непредвиденных по наивности материальных трудностей. Вместе с ней теряется и ощущение времени, ведь для детей оно не очевидно, да и как будто не нужно. Фильм превращается в нескончаемое и бессвязное путешествие, из точки отправления «тьма» в точку назначения «неясный свет впереди», больше похожее, впрочем, на шаг из ниоткуда в никуда. Вроде бы классический мотив роуд-муви, но без видимой романтики случайных встреч с мудрыми бесприютными странниками. Будут бесчисленные кафе, клубы, вокзалы, поездки на мотоцикле с ветром в волосах, но мало слов, мало толку и лишь сплошное ложное движение по кругу. Вот только герои этого абсурдного приключения вовсе не скучающие интеллектуалы, пытающиеся найти или потерять себя в пути. Весь неприглядный ужас в том, что это дети, бредущие по дождливым дорогам в полной для себя неизвестности. Мир «взрослых» условностей, слов и привычек пугает их непонятной сложностью, на фоне же огромных промышленных монстров они кажутся совсем маленькими и незначительными. Длина пути несоизмерима с расстоянием от земли до вязанной шапочки на голове.

    С какой-то особой настойчивостью Ангелопулос раскрашивает мир бледными серо-зелёными красками, нагоняющими беспросветное уныние больничных коридоров. И только изредка они напоминают бирюзовые оттенки моря. Такого же цвета и трогательный шарфик вокруг шеи Александра, и его любопытные, доверчивые глаза. В них эти тона кажутся мягкими, символизирующими невинность и открытость миру, в то время как для других людей и предметов — это защитные цвета. Как будто все они нацепили на себя разноцветные безвкусные дождевики и спрятались от правды снаружи, не в силах вынести её. Камера часто плавно вальсирует по кругу, фиксируя панорамные виды грязных пустошей «новой» Греции, выброшенных мегаполисом на самые задворки индустриального мира. Иногда обрадует близость моря, но недолгая, блеклая и совсем не бирюзовая. Ангелопулос, кажется, придаёт немало значения ритму этих круговых проходов. Вкупе с длинными статичными планами персонажей они подолгу удерживают внимание, усиливая то психологический накал ситуации, то беспричинную тоску.

    В обильной символике «Пейзажа в тумане» много странного и необъяснимого. Вот нежданно-негаданно выпал снег, и все застыли в немом лицезрении чуда. А вот умерла лошадь на снегу, и Александр заплакал. Что всё это значит, остаётся загадкой. Более-менее очевидна разве что гигантская человеческая кисть из камня с отсечённым пальцем, в буквальном смысле вынырнувшая из пучины времён. Ведь отсылка к утраченной культуре своих предков особенно показательна на фоне современной греческой трагедии. Под стать ей и символичные имена её героев — Александр и Орест. Последний, будучи тем самым мудрым попутчиком и старшим товарищем, на деле не может разобраться даже со смыслом собственной жизни. Его стабильные появления на пути детей и дары расточаемого природного добродушия не спасают их от новых разочарований в людях. А скорее даже усиливают их на ещё одном наглядном примере. Другие же персонажи трагедии — всё больше отрицательные, жестокие, непонимающие, безразличные, а то и вовсе бродячие комедианты. Всё сплошь потерянные люди, чьим домом стала та гигантская грязная свалка.

    И чем дольше дети в пути, тем всё глубже окунаешься в неуютное одиночество, жуткое отчаяние, тоску по самому простому счастью. Мелодия печального адажио всё сильнее рвёт душу на части и всё больше даёт волю мрачным мыслям. С этим миром что-то серьёзно не так, ведь такие ужасы не должны происходить. Только не с детьми. Но философская притча режиссёра оборачивается на удивление не безысходным финалом. Путешествие дало брату и сестре не по годам жестокий урок, преждевременное взросление и преждевременное разочарование. Туманный же прежде пейзаж в конце пути вдруг рассеялся, и горизонт теперь чист. А впереди виднеется нечто прекрасное и долгожданное. Нечто, воплощающее в себе и Германию, и отца, и всё хорошее, о чём только ни мечталось в вагонах поездов. Закономерный катарсис, необходимая иллюзия, без которой было бы совсем страшно жить. Но все рассуждения всё равно безоговорочно приводят к исходной точке. Некий тайный замысел режиссёра так и не был разгадан. Потому что всё самое сокровенное осталось на уровне интимной связи, не терпящей посредников между человеком и произведением искусства.

    9 декабря 2015 | 17:29

    лемру, с благодарностью

    Разум

    Два потерянных, в прямом и переносном смысле, ребенка скитаются по Греции в поисках отца, которого никогда не видели. Вечно отсутствующая мать вместо того, чтобы честно признаться, что папа-разведчик умер при исполнении опасного задания, зачем-то выдумала, что он живет в Германии, поэтому Александру и Вуле нужно добраться туда, во что бы то ни стало. То, что земной рай в фильме греческого режиссера локализовался именно в Германии, с точки зрения новейшей евросоюзной истории выглядит по меньшей мере забавно, но Тео Ангелопулосу важнее было выбрать образ максимально контрастной страны — и фактически несуществующая на тот момент, еще разделенная стеной Германия превратилась для брата и сестры обетованную землю.

    Впрочем, географические перемещения совершенно не значимы, потому что любое путешествие — это в первую очередь путь к себе, и через свои мытарства Александр и Вула познают безжалостные законы бытия и изживают наивные детские иллюзии. Безответные безадресные письма, сочиненные в бесконечных вагонных тамбурах, отчетливо напоминают молитвы и полны недетской тоски. И неуловимого отца (именно «отца» и никогда не «папу»!) очень хочется написать с большой буквы и попытаться понять, за что же покинул Он детей своих и существует ли в принципе. Второй вопрос Ангелопулос оставляет без ответа, точнее, предлагает каждому ответить на него самостоятельно, а вот по поводу первого высказывается резко и однозначно, несмотря на символическую многослойность.

    Дома мрачных покинутых городов щерятся выбитыми окнами и отпугивают наглухо закрытыми дверьми, пустынные шоссе состоят, кажется, из одних поворотов и запутывают случайных путников. Дождь, переходящий в снег и обратно, дополняет образ озябшего постылого мира, а свинцового цвета море равнодушно бьется в обезлюдевший берег. Но в чем можно винить море, если редкие встреченные на поверку оказываются такими же равнодушными, как стихия: они не способны на сочувствие и бескорыстие, их самым страшным грехом становится тотальная атрофия чувств, неспособность отличить добро от зла. Искусство, которое должно бы проповедовать идеалы, в упадке: труппа бродячих комедиантов не может найти для выступления ни зрителей, ни сцены, актеры привычно твердят свои роли, даже не слушая друг друга, и по дешевке, как со свалки, распродают костюмы. Бог оставил наши земли потому, что мы сами выгнали Его.

    Чувства

    Как же все-таки неловко признаваться в том, что высоко оцененный, премированный, тонко художественный, изысканный фильм… не понравился. Не затронул струн, не ослепил визуальным совершенством, не поразил изяществом метафор — множественных, но довольно прямолинейных. Так, потерю нравственных ориентиров символизирует рука огромной статуи с отколотым указующим перстом: вертолеты уносят ее прочь, и лишь герои провожают ее полет печальными взглядами. В этот момент даже думается, что классический, еще к античности восходящий, образ дороги как жизненного пути и познания себя, дает чудесную (и очень удобную) возможность не мучиться с сюжетом: новые города, встречи, события будут связаны уже самим фактом движения, и их можно изящно зарифмовать хоть с ветхозаветным исходом, хоть с дантовскими кругами ада.

    Временами создается впечатление, что режиссер не просто констатирует, но прямо-таки смакует нарочитую жестокость мира, бездушность и бездуховность затерянной в снегах страны, которая изгоняет и насилует своих детей, забывает историю и презирает искусство. И никаких эмоций, кроме сонного уныния, не вызывает депрессивная эстетика угасающего, тихо замерзающего мира, в котором даже неприкаянный полубог, подрабатывающий проводником по местному аду, вынужден продать верного коня-мотоцикл и отправиться служить покинутому Отцом отечеству. И туман, как верный знак неопределенности и безвременья, конечно же, не в городах, а в головах. Так что сколько ни всматривайся в найденную на улице засвеченную пленку, ничего не разглядишь, кроме непроницаемой белой пелены. И возникает соблазн увидеть то, чего на самом деле нет.

    --

    Разум без чувства слеп и часто ошибается в выборе пути; чувство без разума слишком доверчиво и пропадет ни за драхму. В паре маленьких пилигримов Вула, как старшая, отвечает за рациональность, а нежный, трогательный, пока совсем не великий, Александр — за эмоциональность. Им не нужно слов для общения, потому что оба — части единой души. Путь начинает разумная Вула, жаждущая «только посмотреть» на мифического отца, но, когда она теряет силы и веру, опорой для нее становится брат, который первым делает шаг в неизведанное, в непроницаемый туман. И только когда разум обретает надежду, а чувство — волю, туман расступается, и открывается обетованная страна.

    18 декабря 2015 | 19:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Сиквелы & приквелы

    2 ПчеловодO melissokomos1986
    3 Пейзаж в туманеTopio stin omichli1988
    подробнее

    Новости


    Обладатель «Золотой пальмовой ветви», выдающийся греческий режиссер Тео Ангелопулос погиб во время съемок своего нового фильма. Ему было 76 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War72 637 142
    2.Книга джунглейThe Jungle Book17 115 708
    3.Финансовый монстрMoney Monster14 788 157
    4.ТемнотаThe Darkness4 950 859
    5.Несносные ледиMother's Day3 287 342
    13.05 — 15.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Angry Birds в киноThe Angry Birds Movie375 241 027
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War172 524 967
    3.Экипаж60 036 515
    4.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur16 759 506
    5.Голограмма для короляA Hologram for the King13 402 357
    13.05 — 15.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 646 933518 842
    Деньги675 935 425 руб.181 144 455
    Цена билета255,37 руб.15,36
    13.05 — 15.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.271
    96.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.270
    97.Служебный роман8.265
    98.Они сражались за Родину8.261
    99.Баллада о солдате8.259
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Полный расколбасSausage Party89.98%
    52.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast89.96%
    53.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.91%
    54.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.91%
    55.Джек Ричер: Никогда не возвращайсяJack Reacher: Never Go Back89.48%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Медвежья историяHistoria de un oso6
    Воин62
    Игра на понижениеThe Big Short112
    В погоне за ПапиChasing Papi2
    Никому не нужна ночьNadie quiere la noche2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.643
    Angry Birds в киноAngry Birds6.556
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.788
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.153
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры