всё о любом фильме:

Собачье сердце (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Бортко
сценарийНаталия Бортко, Михаил Булгаков
директор фильмаГеоргий Мауткин
операторЮрий Шайгарданов
композиторВладимир Дашкевич
художникВладимир Светозаров
монтажЛеда Семенова
жанр фантастика, драма, комедия, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время136 мин. / 02:16
Профессор Преображенский ставит смелые опыты, пытаясь превратить собаку Шарика в равного себе во всем человека. В результате получается некто Шариков. К сожалению, опыт доказывает, что собаке лучше оставаться собакой.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Все съёмки проходили в Ленинграде.
    • В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай, владелец и дрессировщик — Елена Никифорова.
    • На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик и Кирилл Лавров.
    • На роль Шарикова было восемь претендентов. Среди них были Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков. Однако Толоконников так хорошо показал себя на пробах, что режиссер Владимир Бортко решил утвердить именно его.
    • На роль Швондера пробовался актер Семен Фарада.
    • Фильм был снят на черно-белую пленку, а затем напечатан на цветной позитив, чтобы получить сепию. Такое колористическое решение было принято для стилизации под фильмы 20-х годов. Однако основной прокатный вариант ленты был полностью черно-белым, так как черно-белый позитив был дешевле цветного.
    • К созданию фильма оказался причастен бард Юлий Ким: им написаны вводящие зрителя в заблуждение песня «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»).
    • В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Один из них, профессор Персиков — это персонаж другой повести Булгакова «Роковые яйца». Pеплика начитанного дворника — это реплика персонажа из рассказа «Самоцветный быт». Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна». История со «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
    • На роль Борменталя пробовался Владимир Симонов.
    • Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты режиссёром в Ленинграде (Дегтярный пер., 7).
    • Консультировал фильм академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР (Киев) А. С. Ефимов.
    • Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Эту великолепную картину Владимира Бортко по напечатанной впервые в СССР только в 1987 году ранней сатирической повести Михаила Булгакова о фантастическом превращении бродячего пса в типичного советского гражданина Шарикова нередко показывают теперь по телевидению в очередные годовщины октябрьского переворота (между прочим, именно так называли революцию вплоть до конца 20-х годов). И каждый раз это следует воспринимать как особый курс лечения с отрезвляющим эффектом пробуждения от исторических иллюзий и заблуждений (жаль, что сам Бортко теперь перешёл на сторону коммунистов и даже вступил в КПРФ!). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 835 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Все мы по-своему странники, или странненькие… Узнай о том, что есть собачка говоряща, разве не кинулись бы на поиски возможностей увидеть чудо-диковинку. А вот почему она говорящая, как такой феномен получился — это уже вопрос вторичный. Стоит ли над ним голову ломать? Оказывается, стоит. И гениально доказал нам это великий Михаил Афанасьевич Булгаков, создав свою повесть — комедию… трагедию… фарс… — «Собачье сердце».

    На мой взгляд, если разделить это произведение на две части: крылатые выражения и текст-повествование, часть с крылатыми выражениями была бы большей. Поэтому откажусь от цитирования здесь первоисточника.

    В целом же произведение представляет собой такую гремучую смесь из парадоксальных открытий, трагедии времени, неординарных персонажей, великолепного языка автора, что оно просто не могло, не имело права не взорвать своей гениальностью ещё умеющее мыслить рускоязычное население. Акцентирую на русскоязычном, потому что любой хороший перевод не будет точным. И если в случае с Шекспиром его сонеты только выиграли от перевода, с Булгаковым этот номер не пройдёт.

    Перевести же произведение на «экранный» язык, к счастью, взялся Владимир Владимирович Бортко, который сумел, как мне кажется, найти првильную цветогамму, подобрать точный актёрский состав, а, главное, следовал строго за словом автора.

    В результате мы имеем замечательную картину, не отличающуюся названием от оригинала, что помогает нынешним отрокам легко сориентироваться и посмотреть фильм «Собачье сердце», когда этого требует школьная программа. Многим нравится.

    12 августа 2008 | 22:11

    Михаил Булгаков определил повесть «Собачье сердце» как «Чудовищная история». Не знаю, насколько чудовищная. Скорее печальная.

    В обычной жизни профессора Преображенского всё становится наперекосяк после действительно фантастической по тем временам операции. Казалось бы, после фразы «Герои Уэллса по сравнению с вами просто вздор!» уже становится понятно, что нас ждёт что-то крайне интересное. Да, вышло интересным… и катастрофическим одновременно. Причём во всех смыслах.

    Профессор Преображенский — светило медицинского мира, к нему обращаются за помощью все, кто хоть раз слышал о нём, и он всегда готов помочь. Что в книге, что в фильме, его образ однозначен — образ Творца (специально с большой буквы, потому что ясно, что в те времена отношение к религии было крайне негативным). Преображенский вполне оправдал эту роль, но если бы он знал, на какой риск идёт, то вряд ли зател бы что-то подобное.

    Я довольно долго пытался понять суть фильма. Но понял его именно так, как написал выше — человек не может во всём равняться Богу. Даже ради человеческого блага. Это приводит к беде. Можно понять Филиппа Филипповича, который своими руками «создал человека заново», но не смог вдохнуть в него те качества, которые были у доброго и верного пса Шарика. Образ этого как бы человека раскрывается во всём и идёт по нарастающей, причём нарастает в худшую сторону.

    - Что-то вы меня больно притесняете, папаша!

    - Да что это в самом деле? Что я управы не найду на вас?!


    Человека делает общество — это принцип всех времён. Нельзя проводить такие рискованные опыты, не задумавшись о последствиях. Трудно быть Богом, и не надо пытаться сделать что-то нереальное. Это поймёшь, только когда посмотришь на это в реальности, но поскольку в реальности это невозможно, то стоит поглядеть фильм хотя бы один раз.

    10 из 10

    4 ноября 2010 | 19:30

    Наш знаменитый кинорежиссёр Владимир Бортко прославился на экранизациях.

    Есть, правда, у него особенность: у него абсолютно не получаются фильмы с драйвом. На это наводил «Идиот», а уж «Мастер и Маргарита» и «Тарас Бульба» об этом кричат во весь голос. А вот с «Собачьим сердцем» ему повезло. Поразительно то, что фильм, сделанный в страшное время перестройки, когда наш кинематограф бился в предсмертных конвульсиях (из них он ещё не вышел до сих пор), удалось сделать такой качественный фильм.

    Фильмы перестройки, как правило, снимались на какую-то противную коричневатую плёнку. Бортко от этого избавился, сняв фильм сепией. Конечно, для «Собачьего сердца» это не выход (у Булгакова мир удивительно зрим, и цвета играют далеко не последнюю роль), но тем не менее.

    Несомненный талант Владимира Владимировича — проведение кастинга. Блистательный Евстигнеев, конгениальный Шариков, убедительный Швондер, на уровне подобранные второстепенные персонажи — и успех фильму был обеспечен, благо, Булгаков написал прекрасные диалоги. Увы, и здесь Бортко не обошёлся без провалов. Главный — заполитизированное прочтение. У Булгакова Преображенский — никак не оракул, которого все слушают, открыв рот. Это хитрый, желчный старикан, над которым сам автор иронизирует, а проницательный Шарик говорит: «Вот деляга».

    Да и вещи, которые говорит Шариков, не всегда глупы. Скажем, 8 комнат и 40 пар брюк профессору, точно, без надобности. Бортко же однозначно делит персонажей на «плохих» и «хороших». Кроме того, в образе Петра Александровича — крупного чиновника, которого лечил профессор — почему-то выведен Сталин. Не по-булгаковски грубое и однобокое решение.

    Кроме того, завалена сцена операции Шарика — у Булгакова это была потрясающая сцена, по бешеной энергетике сравнимая, наверно, только с «Адреналином». У Бортко же всё спокойно, рассудительно, по-театральному.
    Но все эти плюсы и минусы, собравшись вместе, дают всё-таки плюс, на котором Владимир Бортко выезжает последние лет двадцать.

    6 из 10

    29 мая 2009 | 10:17

    Замечательному рецензенту SuRRenderu, без пяти минут профессионалу
    посвящается

    От Севильи до Гренады в тихом сумраке ночей…

    Блистательный профессор Преображенский, в исполнении Евгения Евстигнеева, проживает в шикарном особняке в Обуховском переулке, — это довольно респектабельный, талантливый, умудренный жизненным опытом и со всех сторон гармоничный человек. По утрам он с упоением фанатичного хирурга режет кроликов, а вечером, вооружившись презентабельной тростью, облаченный в шубу а-ля Шаляпина, вразвалку идет слушать «Аиду».

    И бедное несчастное СУЩЕСТВО, как назвал его сам Булгаков, ростом с маленького карлика, которое научилось складывать буквы в слова, но от того не стало человеком. Обладатель самого паршивого человеческого сердца убийцы и алкоголика Клима Чугункина, гумункулус, стоящий только на первой ступени человеческого развития.

    Скажите, что между этими двумя героями может быть общего?

    К великому моему сожалению и к убийственному сумасшествию профессора, который чуть не натворил своим экспериментом неописуемых бед, но между ними целая повесть. Повесть великого мирового классика, на протяжении которой со страшным звоном бьется дорогая посуда, по квартире бегает маленькое коротконогое создание с претензией на человека, а упомянутый выше Преображенский систематически бьется головой о стену от осознания своей неправоты.

    И мое сожаление и внутренний страх — это всего лишь философские рассуждения на тему богатых и бедных. А богатых я люблю, потому отчасти все объясняется очень простыми истинами.

    Если богатый — значит умный и талантливый с претензией на трудоголика.

    А нищета меня всегда приводит в ужас и транс: в ней живут ленивые люди, убогие и душой и телом.

    И не верьте никогда тому, что гений должен быть голодным, нищим и больным! Все это выдумали неудачники-завистники, которым колет глаза чей-то успех.

    Сам Булгаков считал что богатство, особенно перешедшее по наследству от родителей, это практика доброты.

    Здесь будет уместна цитата классика из ненапечатанной им главы: «Мне нравятся богатые люди. Пишу это в здравом уме и твердой памяти. Смело пишу. Где-то даже дерзко пишу. И все же готов повторить опять и опять: да, мне нравятся богатые. Они спокойно могут сидеть в консерватории и не ерзать на стуле по той причине, что им никак четвертак не отдают! Гори он огнем, этот четвертак!»

    Поскольку сюжетные коллизии мы слегка разобрали, приступим к моменту экранизации.

    Я с большим обожанием отношусь к Булгакову. И поэтому очень ревностно и близко к сердцу воспринимаю многие режиссерские выпады в его сторону. Многие, но только не выпады Владимира Бортко.

    Потому что в честном поединке сошлись два драматурга Булгаков и Бортко, и это тот редкостный момент, когда я опешила: а что лучше книга или фильм?!

    А если фанаты творчества великого киевлянина задаются таким вопросом, это может означать только одно: Бортко беспрецедентная умница и он давно перешел с Булгаковым на «ты»!

    Их честный поединок, который состоялся в 1988 году, я бы оценила со счетом 1:1 — оба джентльмена оказались не лишь бы какими классиками!

    Конечно, Владимир Бортко изумительный хитрец, потому что весь актерский состав, задействованный в фильме, не мог не произвести должного фурора и не влюбить в себя потенциального зрителя.

    Евгений Евстигнеев навсегда останется у меня в памяти в образе ироничного и вальяжного интеллигента, сидящим нога за ногу в шелковом халате и бесстыдно высмеивающим красный террор. Он актер с большой буквы и никто лучше него не передал атмосферу хаоса тех лет, когда сущие «собаки» уселись за один стол с господами.

    И когда он с неприкрытой ненавистью стучал костяшками пальцев по столу о том, что разруха в головах, а не в клозетах и что невозможно одновременно подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то заморских голодранцев…

    У меня от силы его актерской игры в тот момент аж мурашки пошли по телу, и равно как еще не оперированному псу мне вдруг подумалось: «Первоклассный деляга! Ни дать, не взять первоклассный!»

    Доктор Борменталь тоже вышел весьма натурально. Борис Плотников воплотил на экране образ эдакого перепуганного и вечно сомневающегося интеллигента, который вроде бы «и вашим и нашим», однако горой стоит за повидавшего виды профессора, что делает ему честь. Весьма странный персонаж на мой взгляд: защитить обессилевшего профессора от направленного дула револьвера ему значительно безопаснее, чем познакомиться с хрупкой девушкой, единственная радость которой «синематограф». Здесь он робок, как исключительный трус, здесь хвост его поджат. И, в общем, за него это с невиданным бахвальством сделал его подопечный еще недавешний пес.

    Шариков Полиграф Полиграфович собственной персоной — нелепый галстук, брюки на три размера больше и постоянные вши… Искрометная игра Владимира Толоконникова, изумительно правдоподобный пес, ставший на две ноги. И хотя это единственная его колоритная роль в кинематографе — лучше редко, но метко! Исполосованный скальпелем пес, который к концу фильма вовсю будет размахивать револьвером — это именно его заслуга и низкий поклон артисту от всех благодарных зрителей за эту роль!

    Так же не остались в стороне трогательная Зина (Ольга Мелихова) в накрахмаленном чепчике прислуги и эпатажно громогласная Нина Русланова — Дарья Петровна из первоисточника. И ее знаменитая фраза при стихийном наводнении профессорской квартиры: «Да куда ж ты гребешь, дурак?! Ой дурак!!…» — мои знакомые используют ее в качестве междометья.

    Да и вообще весь фильм давно растащили на цитаты, чему я искренне рада, потому что пока у нас на устах «гуляет» Булгаков, пусть даже жаргонный и блатной, мы как нация самобытны и живы, и почва у нас под ногами довольно крепкая.

    13 марта 2009 | 17:38

    Экранизация культовой, одноимённой повести Михаила Булгакова. Красная Москва времён НЭПа. Знаменитый и уважаемый профессор Преображенский, вместе со своим молодым ассистентом ставит эксперимент по пересаживанию гипофиза человека в мозг собаки. Но результаты опыта превосходят все ожидания- пёс не молодеет (как было задумано) а превращается в человека! И как раз в это время, в многоквартирный, элитный дом вселили жилтоварищей, «целых четыре штуки», которые начинают мотать старому профессору нервы. С этих пор спокойная и размеренная жизнь в квартире Преображенского заканчивается. А созданный «гумункул» превращается не в высоко развитую, а на оборот в деградирующую личность — алкаша, хама и дебошира Шарикова…

    «-Я не господин. Господа все в Париже.» (с)

    Это вероятно самая блистательная экранизация за всю историю существования кинематографа! По крайней мере, из тех что видел я -точно. Создатели картины подошли к съёмкам своего фильма основательно подготовившись, проработав материал, изучив хронику тех лет. Прочитав все произведения классика. Провели тщательный отбор актёров, даже на самые маленькие и проходные роли. И конечно, отнесясь с бережной любовью к оригиналу- знаменитой повести Булгакова. Которая до этого была запрещена как «антисоветская» и издавалась только в подпольной печати. И лишь в годы Перестройки была издана широким тиражом, мгновенно снискав себе популярность, как и его «Мастер и Маргарита». И скажу даже больше — фильм мне понравился значительно больше книги. А такое бывает крайне редко!

    В 1988-ом, на советском телевидении состоялась премьера ТВ-картины режиссёра Владимира Бортко -«Собачье Сердце». В своём фильме, постановщик объединил несколько рассказов классика. Вернее позаимствовав некоторых второстепенных персонажей, из других его произведений, например друг Преображенского -профессор Персиков, (который является главным героем «Роковых Яиц») и др. Но всё было соединено просто мастерски, и гармонично подошло к главной истории. Хочется заметить и тот факт, о котором уверен знают не многие, что звучащие в картине «коммунистические» песни -не исторические, а специально написанные для фильма современным бардом Юлием Кимом. Например та, что поют шагающие строем по улице в начале и в конце картины, красноармейцы, или та что постоянно по ночам исполняют хором пролетарии живущие в доме профессора. Я сам узнал о том, что они были сочинены для фильма, а не «достались по наследству» от тех времён. Насколько они просты и естественны, и как соответствуют тому периоду отечественной истории, о котором и рассказывает повесть Булгакова и фильм Бортко!

    Сценарий -просто калька с книги. Почти все диалоги из произведения советского писателя попали в уста персонажей картины!Работа над текстом просто дотошный, бережный труд. К слову, писала сценарий экранизации жена режиссёра- Наталья Бортко. Поэтому в последствии он мог быть волен с ним в обращении, не боясь обиды со стороны сценариста. А если серьёзно, то мастерски постарались оба супруга. Каждый на своём месте. Ведь труд режиссёра не менее важен, чем у сценариста. И со своей задачей Владимир Бортко справился на все 100 %!

    Операторская работа Юрия Шайгарданова просто изумительна! Идеально выверен свет и тени, найдены ракурсы и проработан каждый кадр таким образом, будто это фото или кино-хроника 20-ых. И если при просмотре нажать на «паузу», то сходство со снимками тех лет, у картинки фильма -будет просто невероятное! А ровно на таком же высоком уровне написано и музыкальное сопровождение картины. Композитор Владимир Дашкевич — точно попал в сюжет фильма, и без его грустного саундтрека фильм частично лишился бы своей атмосферы…

    Изумляет то, насколько органичны и естественны в своих ролях абсолютно все актёры! Скажу, что читал книгу я только после просмотра картины. И представлял всех её героев с лицами тех актёров, что изображали их на экране. А это редко бывает, что бы мнения относительно того, как выглядят персонажи книги совпадало у читателей. И тут мы с Бортко, выражаясь проще — смотрим в одну сторону! Достаточно воскресить в памяти следующих героев: доктор Борменталь (Борис Плотников), Швондер (комик Роман Карцев), домработница Зина (Ольга Мелихова), кухарка Дарья (Нина Русланова), гражданка Васницова (Анжелика Неволина), и можно без труда констатировать — такое чёткое попадание в литературные образы, в кино-экранизациях бывает очень редко.

    А уж центральные герои-это отдельная песня! Роль профессора Филипа Филиповича Преображенского -самая яркая и лучшая в карьере замечательного актёра Евгения Евстегнеева. Профессор вышил стопроцентно Булгаковским! Он спорит с наглыми большевиками-домоправителями, находя разумные доводы на все их выпады в свой адрес, рассуждает о том, что не какой террор «им» не поможет, не белый не красный, не даже коричневый. Доказывает что разруха находится не в клозетах а в головах, и рассказывает как правильно надо закусывать водку! Вообщем, этакий «делец который мог бы и на митингах зарабатывать», как охарактеризовал его приблудившийся пёс Шарик.

    Владимир Толоконников сыгравший в картине Полиграфа Полиграфовича Шарикова, исполнил свою самую важную роль. И пусть он больше негде так и не создал сколько не будь равноценного алкашу Шарикову персонажа, он навсегда запомнился зрителям одной этой ролью. И его участие в фильме -просто находка для создателей ленты. Ибо некто иной так достоверно не сыграл бы этого героя как он. Его голос, походка и мимика-просто «собачья» (да простит меня актёр). А самая сильна сцена с его героем, это когда он ночью, со свечой в руке подходит к зеркалу весящему в коридоре и рассматривает своё отражение. В это время звучит такая грустная, пронзительная музыка, что аж ком подходит к горлу…

    По жанру у Бортко, как и у Булгакова вышло нечто среднее, между фантастикой, драмой, комедией и в некотором роде -сатирой на советский быт того времени. Так как в СССР тогда была гласность и перестроечная эйфория, некто не помешал и не запретил режиссёру снимать такую «антисоветскую» картину, о которой ещё десятью годами ранее и подумать некто бы не посмел. И фильм стал одним из последних, народных хитов Советского Союза. Реплики героев обрели экранную жизнь, и перекочевали в сленг советских зрителей конца 80-ых. И спустя годы фильм Владимира Бортко любим зрителями и популярен. Его довольно часто крутят по ТВ, и без труда можно найти на DVD практически в любом видио-магазине. А это всё говорит о том, что картина «Собачье Сердце» сама, как и повесть Булгакова — стала классикой…

    Обидно и жалко то, что при всех тех финансовых и технических ресурсах, что находятся в распоряжении киношников сейчас, над постановкой, не то что ТВ-картины, но и над прокатной лентой -на таком высоком уровне некто не работает…

    Потому ставлю фильму Бортко наивысшую оценку, и рекомендую его к просмотру.

    10 из 10

    30 июля 2013 | 17:14

    - Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей германии. По полтиннику штука.
    - Нет, не возьму.
    - Почему же вы отказываетесь?
    - Не хочу.
    - Вы не сочувствуете детям германии?
    - Сочувствую.
    - Жалеете по полтиннику?
    - Нет.
    - Так почему же?
    - Не хочу.



    Из всех литературных произведений, «Собачье сердце» — мое самое любимое. Эта повесть — отражение целой эпохи. В ней показаны все проблемы общества, вся та «разруха», которая медленно, но верно поражает умы людей. Слом старых порядков после революции — самое тяжелое время для России.

    Величайшее творение М. А. Булгакова, величайшее! А экранизация этого творения выше всяких похвал! Выдающиеся актеры — Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Нина Русланова, Роман Карцев, талант которых восхищает.

    Бесподобно! Шикарно!
    Браво Михаил Булгаков! Браво Владимир Бортко!

    10 из 10

    20 апреля 2009 | 17:13

    Вообще, все это — совершенная метафора. Под названием «Собачье сердце» подразумевается даже двойственность: считается, что самое главное в организме — сердце. В данном случае это главное (сердце) по идее должно быть по-собачьи преданным, благодарным. Но нет! После превращения мы видим многократно увеличенные хамство, наглость, бескультурие и т. д. Почему?

    «Суровые годы уходят…. за ними другие приходят, они будут также трудны». Вот она, вечная русская позиция — идти к цели обязательно через тернии. С какой болью говорит об этом Автор!

    А замечательный монолог за столом, просто лозунги:
    - взять все и поделить;
    - не читайте газет;
    - да не согласен я (с Энгельсом или с Каутским?) — да с обоими!
    Как талантливо в этих фразах показана «загадочная» русская душа!

    Нужен ли прогресс человечеству? Какой порядочный был пес, и что из него вышло?! Приводят ли к добру научные открытия? Вот вопросы, над которыми предлагает задуматься Автор.

    Талант Булгакова не обсуждается. Счастье, что на гениального Автора нашлись такие талантливые режиссер, актеры. Без такого тандема мы никогда не смогли бы писать на этой страничке, брясь с захлестывающими эмоциями!

    10 из 10

    21 июня 2008 | 06:22

    Так пели красноармейцы, разбивая сапогами лужи. Да, белое время ушло, старое время было сломано… Люди, у которых не было ничего, захотели получить хоть что-то, люди, у которых было что-то, не хотели это терять. Я не могу осудить первых, но могу посочувствовать вторым.

    Фильм удивителен тем, что каждую сторону в нем можно понять. У каждого своя правда, и они равноценны на весах времени. В книге немного иначе.

    Первая сторона, люди старого времени.

    Это профессор Преображенский. Гуманист, профессионал, умница. И при этом — сибарит, высокомерный, властный. Он дурно относится к пролетариату и не боится этого говорить… но потому, что у него властные покровители. Он живет в огромной квартире и занимается… какой-то пародией на прикладную евгенику. В чем-то я могу понять неприязнь «жилтоварищей». Не в том, что надо отбирать у него комнаты. Комнаты для нормального проживания людей нужно строить. Но в том, что его откровенное презрение обидно. Они не от зависти одной пришли у него комнаты просить — им негде было жить. И не они в этом были виноваты. Отказать он был вправе, но зачем нужно было издеваться? Говорить о восьмой комнате, нужной под библиотеку, людям, у которых и отдельной квартиры нет — разве достойно?

    Его ученик Борменталь. Восхищенный последователь, преданный профессору всей душой. Романтик в душе, человек, которому нужен идеал. Идеал Учителя, идеал Дамы. С идеалом дамы он ошибся — глупенькая машинистка и не заметила его, интеллигента, не осмелилась искать выше Шарикова. С идеалом учителя… не знаю. Но он готов был убивать за него. Такое самоотречение — не от хорошей же жизни, от слабости какой-то, что ли. Мне жаль его.

    Люди нового времени.

    Девушка из жилтоварищей. Резкая, яростная. Мне она понравилась, эта эмансипе военного типа. Она интересна, с этими ее высокими скулами и насмешливыми обвинительными речами. Жаль, что природная ее непокорность так и не проявилась — легла под идеологию, обесценившись.

    Швондер. Он ведь что-то делает для людей. Может, песни, что они поют, и непрофессиональны, но ведь красиво получается, и надо же им жить, а не только мести дворы, тачать сапоги… если нет денег на «Аиду», то это разве повод не петь самим? Но Швондеру тоже не хватает широты мышления, обретаемой лишь с избытком свободного времени. Он мелок. Он сразу же идет на принцип — против Преображенского. Но кому было его учить…

    Не-люди.

    Шариков. Преображенский действительно цепляется к нему часто зря. Ну что он привязался к его галстуку? Что он унижает его, выставляет дураком? Ответственность за него не желает принимать, требует от него поступков человека, причем интеллигентного, а относится хуже, чем к собаке. А Шариков старается, старается понравится ему — но ни слова похвалы, ободрения. Тычки, пинки. И Шариков озлобляется. И становится все более страшным, страшным…

    Все по своему правы, всех можно понять.

    Прекрасный фильм. Никаких «технических» недочетов. Искусство в чистом виде — разговор сердца с сердцем.

    10 из 10

    14 апреля 2009 | 00:26

    Крайне редко с помощью фантастического сюжета в экранизации классики можно донести настолько глубокую идею повествования, как это удалось Владимиру Бортко.

    Лично для меня этот фильм никогда не будет просто историей перевоплощения собаки в человека, это отображение суровой действительности целой эпохи шариковых, трагедии целого народа, проблему одной личности и всей социальной системы постреволюционного общества.

    На фоне процесса становления обычной дворняги в личность, потребности которой возрастают с каждым днем (всё начинается от удовлетворения первичных инстинктов, а заканчивается потребностью в комфорте, статусе и положении в обществе), мы видим также, как в деталях и мелочах нам открывается быт тяжелого и, наверное, самого противоречивого времени в истории нашей Родины.

    «Суровые годы уходят борьбы за свободу страны, за ними другие приходят, они будут тоже трудны» — эта фраза целиком и полностью описывает ту безнадёжную жертву народа во имя немного расплывчатой идеи коммунизма, которая себя не оправдала.

    И Шариков в рамках неё — лишь прототип множества простых и недалёких людей, которым по воле случая на плечи свалилось нечто более высокое, чем уровень их ментального развития может осознать. Шариков — пролетарий, которому дали власть, к которой он не готов, и абсолютно не знает, что же с ней делать. И в каких бы дорогих апартаментах Шариков не жил, какую бы высокую должность не занимал, и сколько бы не пытался вылезти из собачьей шкуры — животные повадки так или иначе берут вверх. В этом вся трагедия личности — нувориши, которая не способна изменить то, кем она есть на самом деле.

    Режиссеру удалось подобраться очень близко к раскрытию всех вышеперечисленных проблем, во многом благодаря гениальнейшему составу актёров, каждый из которых являет собой собирательный образ целого класса. Невозможно не проникнуться уважением к интеллигентному и благополучному профессору Преображенскому, а главное — к тем мудрым мыслям, которые он озвучивает. И невозможно не поверить Швондеру, который свято и искренне следует своей идеологии. Но главное -невозможно не испытать жалость по отношению к бедному Шарикову, которого каждый из вышеуказанных пытается перекроить на свой лад, но который всё же остаётся полусобакой-полупьяницей Чугункиным.

    Самое замечательное в картине — поучительный финал, ибо всё всегда возвращается на круги своя, как и должно быть.

    10 из 10

    20 августа 2013 | 13:28

    Все миры, созданные М. Булгаковым — мастером фантасмогории, смотрятся ярко и актуальны до сих пор.

    Можно с уверенностью говорить о том, что его произведение «Собачье сердце» это одна из вершин совмещения фантастики и жестокой реальности не только прошлого, но и настоящего.

    Сюжетных отклонений, препятствующих восприятию событий, происходящих на страницах книги и фильма нет. Отмечу два небольших отличия: 1. Операция на мозге официальной огласке придана не была, а соответственно до сенсационной новости и известности в широких массах не может быть и речи. 2. Присутствующий в фильме эпизод бенефиса Шарикова с игрой на балалайке в институте, также отсутствует в оригинале. Эти режиссёрские вставки в сюжет нисколько не портят картину: наоборот, с ними она смотрится ещё интересней, хотя и становится более фантастичной, чем рукопись.

    Хотелось бы отметить, что повесть является страшным пророчеством: гибель интеллигенции, размножение вездесущих «шариковых» и «швондеров», которых М. Булгаков нещадно сравнил с животными, отсталые народные массы, которые могут думать только о хлебе насущном (и это не их вина), закостенелость бюрократии и т. д.

    Быт москвичей того времени выглядит гадким: тухлая еда в столовой, свинство и пьянство и как следствие умственная и физическая деградация населения (обратите внимание, Шариков пьёт из банки с заспиртованным органом!), и вездесущая грязь, грязь, грязь…

    Обратите внимание на съёмку на улицах: сумрак и неизвестность царит везде, и, как тяжёлое предзнаменование жестоких перемен, нет ни одного лучика солнца, который пробился бы из крови и тьмы революции. Надеяться не на кого и не на что.

    Но квартира профессора смотрится последним маленьким уютным оплотом какой-то счастливой жизни без грязи в подворотнях и в людях. Мы знаем, что этому мирку суждено пасть, но финал немного оптимистичен: профессор исправил свою ошибку. Жаль, что нельзя её исправить в масштабах целого народа.

    Все актёры играли безупречно, об этом говорит тот факт, что многих персонажей даже через много лет после первого прочтения и просмотра помнишь по именам и фамилиям! Профессор Преображенский, д-р Борменталь, Шариков, Швондер и т. д. А некоторые образы, созданные актёрами, стали нарицательными персонажами не только анекдотов, но и простой разговорной речи. А сколько аналогий мы находим в нашей жизни?

    Музыкальное сопровождение подчёркнуто трагическое и соответствует сюжетной линии.

    Фильм не зря вышел в эпоху перестройки и гласности, ведь она чем — то напоминала революцию 1917 г.: та же неизвестность и потеря ориентиров развития государства.

    Фильм задаёт один и тот же вопрос (и возможно будет ещё долго его задавать): изменилось что-то в наше время или нет?

    Для меня ответ очевиден: «фантик» стал красочней, а «конфетка» внутри осталась той же.

    Вывод: смотреть обязательно.

    10 из 10

    3 ноября 2011 | 00:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 1602 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    Blu-Ray, 488 руб.
    аудиокнига, 204 руб.
    аудиокнига, 405 руб.
    аудиокнига, 185 руб.
    аудиокнига, 232 руб.
    аудиокнига, 321 руб.
    аудиокнига, 203 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 23-25 сентября
    На месте храма Христа Спасителя — показывать кино! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    30.Американская история ХAmerican History X8.508
    31.МатрицаThe Matrix8.504
    32.Пролетая над гнездом кукушкиOne Flew Over the Cuckoo's Nest8.501
    33.ПробуждениеAwakenings8.495
    34.Остров проклятыхShutter Island8.493
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.70%
    17.ФлэшThe Flash93.61%
    18.Американский снайперAmerican Sniper93.53%
    19.Черная мессаBlack Mass93.39%
    20.Чем дальше в лесInto the Woods93.37%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    КинороманCinemanovels1
    Город героевBig Hero 61
    Зильс-МарияClouds of Sils Maria1
    ЯростьFury1
    Выпускной6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 2
    ДракулаDracula Untold6.630
    СудьяThe Judge8.222
    ИсчезнувшаяGone Girl8.506
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.458
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры