всё о любом фильме:

Собачье сердце (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Бортко
сценарийНаталия Бортко, Михаил Булгаков
директор фильмаГеоргий Мауткин
операторЮрий Шайгарданов
композиторВладимир Дашкевич
художникВладимир Светозаров
монтажЛеда Семенова
жанр фантастика, драма, комедия, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время136 мин. / 02:16
Профессор Преображенский ставит смелые опыты, пытаясь превратить собаку Шарика в равного себе во всем человека. В результате получается некто Шариков. К сожалению, опыт доказывает, что собаке лучше оставаться собакой.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай, владелец и дрессировщик — Елена Никифорова.
    • Консультировал фильм академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР (Киев) А. С. Ефимов.
    • В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Один из них, профессор Персиков — это персонаж другой повести Булгакова «Роковые яйца». Pеплика начитанного дворника — это реплика персонажа из рассказа «Самоцветный быт». Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна». История со «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
    • На роль Шарикова было восемь претендентов. Среди них были Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков. Однако Толоконников так хорошо показал себя на пробах, что режиссер Владимир Бортко решил утвердить именно его.
    • На роль Швондера пробовался актер Семен Фарада.
    • Фильм был снят на черно-белую пленку, а затем напечатан на цветной позитив, чтобы получить сепию. Такое колористическое решение было принято для стилизации под фильмы 20-х годов. Однако основной прокатный вариант ленты был полностью черно-белым, так как черно-белый позитив был дешевле цветного.
    • К созданию фильма оказался причастен бард Юлий Ким: им написаны вводящие зрителя в заблуждение песня «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»).
    • На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик и Кирилл Лавров.
    • На роль Борменталя пробовался Владимир Симонов.
    • Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты режиссёром в Ленинграде (Дегтярный пер., 7).
    • Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.
    • Все съёмки проходили в Ленинграде.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Эту великолепную картину Владимира Бортко по напечатанной впервые в СССР только в 1987 году ранней сатирической повести Михаила Булгакова о фантастическом превращении бродячего пса в типичного советского гражданина Шарикова нередко показывают теперь по телевидению в очередные годовщины октябрьского переворота (между прочим, именно так называли революцию вплоть до конца 20-х годов). И каждый раз это следует воспринимать как особый курс лечения с отрезвляющим эффектом пробуждения от исторических иллюзий и заблуждений (жаль, что сам Бортко теперь перешёл на сторону коммунистов и даже вступил в КПРФ!). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 868 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм талантливого режиссера Владимира Бортко «Собачье сердце», на мой взгляд, один из лучших советских фильмов. Этот фильм — на редкость качественная экранизация гениального произведения Булгакова. Минусы у него отыскать сложно. Есть несколько ляпов (а в каких фильмах их нет?!), но они не бросаются в глаза.

    Потрясающе, просто потрясающе играл Евгений Евстигнеев. Он просто вжился в роль профессора Преображенского. Евстигнеев заставляет слушать зрителя все слова его персонажа. Заставляет задуматься над ними.

    А что означает эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая вышибла все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе не существует, доктор. Что вы подразумеваете под этим словом, а? А это вот что: когда я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной у меня начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат: «Долой разруху!» — я смеюсь. Ей Богу, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот когда он выбьет из себя все эти, понимаете, галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя, дорогой доктор.

    Владимир Толоконников — вылитый Шариков. Ему сочувствуешь, над ним смеешься. Браво!

    И, конечно же, Роман Карцев в роли Швондера. Без него фильм Собачье сердце невозможно себе представить.

    Между прочим, по версии IMDb, представляет собой лучший советский фильм со средней оценкой 9,1. По версии Кинопоиска тоже результат неплохой. Мне приятно, что люди ценят такие шедевры.

    10 из 10

    19 мая 2010 | 17:58

    Ну бывает же такое! Чтоб вот так вот взять и сделать такую замечательную экранизацию такого замечательного романа! Звёзды что ли так расположились? Полноте, отринем эти астрологические предположения. Просто люди очень хорошо поработали над фильмом, прониклись идеей произведения и постарались максимально точно донести эту идею до зрителя. И получилось ведь! Шедевр отечественного кинематографа вышел — ни больше, ни меньше.

    Рассказывать о сюжете не вижу смысла. Уверена, кто по каким-то причинам не видел фильма-обязательно читал «Собачье сердце» и наоборот. А уж тот, кто и читал и видел-поймёт мои безграничные восхищения в адрес картины. Постараюсь кратко.

    Режиссура-высший балл. Ничего лишнего. Замечательно смог Бортко воспроизвести атмосферу того времени.

    Подбор актёров-в яблочко! Преображенский, Борменталь, Полиграф Полиграфыч, Швондер, Зиночка… Настолько точно удалось актёрам передать эти образы, что просто диву даёшься. Актёру Толоконникову-низкий поклон, в эпизоде с балалайкой становится понятным, почему профессор Преображенский валится в обморок. Я когда смотрю этот момент, тоже всегда думаю: «Хорошо играет, собака!» Только об актёре Толоконникове.

    Фильм давным-давно уже разобран на цитаты. От «Абырвалга» до «Господа все в Париже…!» Что ни реплика -то «крылатая фраза».

    Музыка Дашкевича, как говорится, «отдельная песня». Замечательнейше!

    Резюме: кто не видел — смотрите, кто видел-пересматривайте!

    Засим, позвольте откланяться.

    10 из 10

    12 ноября 2009 | 13:20

    Шедевр отечественного кинематографа, чего, кстати, о книге не сказал бы. Фильм знаю чуть ли не наизусть. Кто хоть чуть-чуть знаком с историей того серого времени, поймет весь вложенный в сюжет сарказм и издевку над советской обыденностью.

    Интересна и работа режисера (вставки документальной хроники и т. д.).
    Мой любимый момент в фильме — это монолог профессора Преображенского за обедом о разрухе.

    17 октября 2006 | 17:07

    Повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков написал в 1925-м году, после ужасов революции и гражданской войны. Конечно же, будучи родом из профессорской семьи и являясь дипломированным доктором, Булгакову не могло нравиться то, что происходило с Россией в то чудовищное время, какие силы освобождались и получали возможность действовать, что происходило с интеллигенцией, культурой и какой развал был кругом в целом. Сносились памятники, уничтожались и выгонялись за рубеж люди, на освободившиеся тысячи должностей хлынул поток самого разношерстного народа, в основном сброда. Старая Россия была уничтожена.

    Я позволю себе в рецензии писать прежде всего о сословиях — поскольку красной нитью по сюжету проходит борьба бывшего дворянства и пролетариата. Они жутко разные, не переносят друг друга, относятся с презрением и неприятием. А за основу я возьму позиции двух великих писателей — Льва Толстого и Михаила Булгакова, очень по-разному смотревших на социальный вопрос.

    Лев Толстой, граф и помещик, терпеть не мог высшее сословие. Уже в «Казаках» молодой офицер Оленин бежит из Москвы на Кавказ, подальше от всех своих товарищей и родственников, от всего круга и той будущности, которая ему светит, если он останется и станет такими, как они. В «Войне и мире» Андрей Болконский и Пьер Безухов явно чувствуют себя в высшем обществе лишними. В самом позднем крупном произведении Льва Николаевича — «Воскресении» — князь Дмитрий Нехлюдов решительно порывает с привычным кругом успешных и образованных, судей и прокуроров, адвокатов и докторов, чиновников и военных, поскольку видит, насколько прогнило всё дворянское сословие и насколько несправедлив эксплуататорский характер отношений с крестьянством. Список можно продолжать, однако я остановлюсь на «Воскресении».

    Толстой устами Нехлюдова поносит всё: женщины у него — словно проститутки, только даже хуже, потому что последние честно говорят о доступности, а дворянские лгут и под видом хороших манер скрывают еще большую грязь; мужчины глупы, власто- и честолюбивы, безразличны по отношению к самым важным вещам и цепляющиеся за низкие наслаждения; чиновники, военные, адвокаты, прокуроры, судьи — вредны, безразличны к людям, судьбы которых они решают.

    У Булгакова самыми отрицательными качествами наделены пролетарии — Шариков в этом плане является собирательным образом, воплощающим всё самое дурное: отсутствие манер и умения себя вести, грубое отношение к женщинам, желание насилия, грабежа, дележа всего поровну, пьянство, жестокость, необразованность, неумение ничего организовать и так далее.

    Казалось бы, откуда такая разница во взглядах и кто ближе к истине? А она, как обычно, где-то посередине. И Толстой, и Булгаков в свойственной художникам манере несколько преувеличивают степень ущербности и без того находящихся на пике перегрева классов — соответственно дворян в конце XIX-го в. и пролетариев в послереволюционные годы XX-го в. Больше такого влияния и свободы не будет ни у тех, ни у других, и они будут так или иначе подавлены, загнаны в русло. Для дворян грядёт первая русская революция как первый звоночек. Для рабочих, солдат и крестьян — тридцатые годы, далее сороковые, и страна будет уже совершенно иной.

    К тому же толстовский пролетариат, булгаковский (послереволюционный) и, скажем, хрущевско-брежневский пролетариат — это абсолютно разные явления. В первом и третьем случаях мы имеем дело с социальной группой, знающей своё место и видящей рамки поведения. Пролетариат времен «Собачьего сердца» — это серая масса солдат, матросов, рабочих, почувствовавшая вседозволенность в условиях разрухи и фактического не функционирования государственных органов, получившая возможность выразить копившуюся на дворянство ненависть без особого разбора. Вспоминается сцена, когда Шариков на врачебном консилиуме стал исполнять грубые и агрессивные песни, в которых эта ненависть к дворянству и была выражена в полной мере. Для Булгакова ответ на вопрос о худшем из зол очевиден и даже не вызывает сомнения.

    Конечно, страну потом усмирили. Из пролетариата и крестьянства сделали покорные рабские сословия нового времени. Солдат связали еще большим рабским подчинением офицерам, чем это было в ненавистной царской России и против чего боролись радикалы. Их дети пошли учиться, оканчивать вузы и стали образовывать новую интеллигенцию, новое расслоение общества. Однако в те страшные 20-е годы Булгаков очень точно и четко передал всю суть социального напряжения и антагонизма и помог будущим поколениям понять, как и чем жила страна. Недаром впервые официально повесть была опубликована в перестройку, а вскоре был снят этот чудесный фильм.

    Я сознательно до сих пор ничего не написал об актерской игре и вообще о художественной стороне. Этого в рецензиях хватает, и я могу лишь присоединиться к восхищениям по поводу работы всех без исключения актеров. Уж абсолютно точно поразил меня Евгений Евстигнеев, до этого ассоциировавшийся с лёгким и веселым чудаком из «Стариков-разбойников». А то, что для Владимира Толоконникова роль Шарикова — чуть ли не первая роль в карьере, да сразу такая? Использование «сепии» кажется теперь чем-то неизбежным — фильм в цвете не представляется никак, и то время иначе как серым передавать нельзя. Блестящие решения Владимира Бортко сделали из фильма то, чем он и является.

    8,5 из 10

    27 марта 2012 | 02:21

    Кесарю кесарево, человеку человечье, а собаке собачье. Так было, есть и будет. И должно быть. Но человек постоянно пытается изменится нормальный ход жизни., все делается вопреки чему-то. Но это противоречит логике профессора Преображенского, который своими исследованиями пытается в будущем сделать человеческую жизнь лучше.

    Я смотрел этот фильм раз 10, но лишь сейчас, наверное достигнув нужного ментального и духовного развития, я понял истинный смысл вложенный Булгаковым и экранизированный Бортко. Ведь стоит лишь посмотреть на социально-политическое положение страны в то время и все становится понятным. В очередной раз убеждаюсь, что все самое сложное и тайное лежит на поверхности.

    Если отбросить все метафоры, то можно увидеть социально-политический треугольник интеллигенция-большевики-простой народ в лице профессора Преображенского, Швондера и Шарикова.

    Итак, пройдемся по персонажам:

    Профессор Преображенский/интеллигенция. Возможно, как раз такого преображения не хватило царской власти, чтобы остаться(как это было, например, в Великобритании). Создав нового члена общества, профессор собирался сделать из него человека, по образу и подобию своему, но не учел, что собачью душу ему не перекроить.

    Швондеры/большевики. Думаю, что не открою секрет, если скажу, что львиная доля большевиков была именно такой, какую показали Булгаков/Бортко: глупые, необразованные, недалекие. Они, вышедшие из народа, обиженные на власть и тех, кто своим умом и талантом заслужил себе лучшую жизнь. И вот теперь у власти они и хотят это отобрать. И настраивают против интеллигенции простой народ, зомбируя его. А сами ничего полезного для того же народа не делают, конечно, если не считать песнопение. Но без этого ведь никак! Да, не все большевики были такими Швондерами, в верхушке сидели далеко не глупцы, но если вы хотите увидеть портрет типичного большевика, то персонаж Карцева именно то, что надо. В какой-то момент им уже наплевать, на прирученную игрушку, но поняв, что из нее еще что-то можно выжать решают вернуться к ее использованию.

    Шариков/простой народ. Ну не виновата собака, что гавкает, природа у нее такая. А тут еще «доброжелатели» развивают не самые лучшие качества, направляя на «путь истинный». В данном случае простой народ лишь использовали в своих целях, но если интеллигенция пыталась еще и сотворить что-то человеческое, то большевикам было наплевать.

    Определенное время я не воспринимал Владимира Толоконникова в роли Шарикова, но сейчас я понял всю глубину, сыгранной им роли. Его взгляд, эта тоска в глазах понятная лишь ему одному, от него отказался весь мир, но он продолжает жить таким, какой есть. Ведь по сути, Шарик был добрейшим дворнягой, не способным на обдуманные гадости. И вот эту доброту, передавшуюся и человеку сумел показать актер: каждый раз после нападок Борменталя, он не огрызался, а убегал, забивался в угол и скулил. Браво!

    Не представляю больше никого в роли Преображенского, кроме Евстигнеева. Вот настолько натурально он вжился в эту роль, что даже сомнений не возникает.

    Персонажа Бориса Плотникова(Борменталь) я бы сравнил с пороховой бочкой: он спокойный начитанный интеллектуал, слова грубого не скажет, никому не мешает, но когда появляется катализатор в виде несправедливости, он мгновенно проявляет всю свою сущность.

    Колоритную роль сыграла Нина Русланова, вот это как раз ее стиль. И, конечно же, Швондер. О игре Романа Карцева можно было бы написать отдельную рецензию, но я постараюсь обойтись одним словом: непревзойденно!

    Выйди такое кино лет на 40-50 раньше, сам бы фильм забраковали, а его авторов отправили бы на самую дальнюю ссылку в Сибире. Но времена перестройки открыл перед авторами все двери. Я очень рад, что фильм вышел именно тогда, и надеюсь, что в ближайшее время не будет снято что-то новое. Кроме того, считаю, что сейчас бы его не оценили должным образом. Поэтому нам остается малое: наслаждаться шедевром от Владимира Бортко.

    10 из 10

    16 августа 2012 | 01:48

    Гениальное произведение Булгакова, дающее полную картину того, что происходило в то время в стране и в умах людей: классовая неприязнь, грубость, нежелание учиться, но быть важной шишкой, — всё это вобрал в себя Полиграф Полиграфович. Став человеком, он пожелал оставаться собакой, гонять кошек, пить водку, жить за чужой счёт и качать права, ой, то есть метить территорию.

    Диалоги составлены бесподобно, особенно сцены за столом и диалог между представителями домоуправления и Преображенским, а также сцена на научной конференции. В последней сцене профессор, несмотря на свою доброту и стремление образумить Шарикова, видно, решается его изолировать от общества путём трансформации его обратно в собаку. Но, что забавляет, это понимает и Шариков, у которого взыграл инстинкт самосохранения.

    Бесподобная и очень остроумная идея: из собаки рождается активный сторонник новых порядков, и неудивительно, что превращение в собаку заняло 1 страницу романа, а в фильме минуту…

    31 октября 2010 | 12:02

    Фильм великолепен.

    Все основные идеи книги полностью сохранены. Невозможно оторваться. Е. Евстигнеев в роли Преображенского — верх актерского мастерства, первоклассная игра актера советской школы. Если раньше мне было трудно представить Е. Евстигнеева в роли Преображенского, то теперь для меня эти два образа неотъемлемо связаны.

    Особое уважение В. Бортко за подбор актеров. Уверена, что этот режиссер войдет в историю российского кинематографа как «классик экранизации классики».

    Блестящая экранизация.

    7 апреля 2009 | 23:08

    Фильм хороший, но те, кто читал книгу и любит ее, поймут — книга лучше. Лучше намного. При всей яркости Шарикова и профессора Преображенского, в фильме ряд второстепенных персонажей получился сереньким и бестелесным (кроме Швондера), да и атмосфера того времени воссоздана слабовато. Книгу — обожаю, фильм — достойный, но не более.

    31 марта 2006 | 00:33

    Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была написана в далёком 1925 году. Но жесточайшая цензура, господствовавшая в стране не позволяла издательствам опубликовать её. Повесть стала доступной советскому читателю аж в 1986ом, а в 1988ом на телевизионных экранах появился двухсерийный одноимённый фильм режиссёра Владимира Бортко, главные роли в котором великолепно исполнили Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников. Фильм снят на чёрно-белую плёнку, поэтому создаёт дополнительную атмосферу драматизма.

    Действие происходит в 20-х годах прошлого столетия. Революция принесла с собой новые порядки, новые законы, новые представления о морали и определения «что такое хорошо и что такое плохо». Страна переживает тугие времена, вызванные только что окончившейся гражданской войной и нэпом. Лейтмотивом фильма является тема разрухи, проникшей, что называется, «во все щели».

    - Что означает эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая вышибла стёкла и потушила все лампы? Да её вовсе не существует, доктор.

    Вечно голодный и обездоленный пёс Шарик обитает посреди разрухи. Его отовсюду гонят, калечат, и никому нет дела, что чувствует несчастная собака. Неожиданное спасение приходит к Шарику в образе доброго профессора Филиппа Филипповича Преображенского, который сжалился над псом и привёл его к себе домой. Надо сказать, что выбор Владимиром Бортко на роль профессора именно великолепного Евгения Евстигнеева очень удачен. Этот актёр создал образ профессора живым и понятным зрителю.

    Профессор Преображенский за обедом со своим помощником, доктором Борменталем категорически осуждает новую власть, которая, по его мнению, породила разруху. И даже не саму власть, а людей, невежественных по натуре, обращающих страну в сплошной рассадник невежества. Ему, как человеку старой закалки, не понять, почему «убрали ковёр с лестницы», «вынесли цветы с площадок», «заколотили досками второй подъезд дома на Пречистинке». Он искренне полагает, что «невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то иностранных оборванцев». Профессор всем своим духом ратует за то, чтобы каждый занимался своим делом и не совался, куда не следует. Такая позиция ясна зрителю, и достойна уважения…

    Но не противоречит ли профессор самому себе, когда проводит операцию по пересадке органов от уголовника и алкоголика Клима Чугункина собаке Шарику? Гениальный опыт удался, пёс выжил и приобретает человеческие черты. Борменталь счастлив: «Шарик разовьётся в чрезвычайно высокую психическую личность!» Однако, Преображенский не разделяет его оптимизма.
    Замечательный эпизод «презентации» бывшего Шарика широкой публике не был описан в книге. Однако введение его в фильм можно назвать смелым юмористическим решением режиссёра. В нём профессора называют ни много, ни мало «творцом», и здесь же показывается из чего состоит сфабрикованный врачами человек — откровенная глупость, игра на балалайке, пошлые частушки… Но чем дальше в лес…

    - Фамилию я готов принять наследственную.
    - А именно?
    - Шариков.

    Свершилось то, чего так боялся Филлип Филлипович — разруха добралась до его дома. Неподдающийся никакому нормальному воспитанию Шариков наглеет с каждым днём всё больше и больше: «Окурки на пол не бросать, не плевать, с писсуаром обращаться аккуратно. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы её подкарауливаете… — Что-то вы меня больно утесняете, папаша». Кроме того, председатель домкома Швондер, который точит зуб на профессора с тех пор, как ему не удалось его уплотнить, оборачивает Шарикова в свою пользу. После общения с домкомом, Полиграф Полиграфович становится одним из передовых людей того времени — он знает наизусть социалистические лозунги, читает книги типа переписки Энгельса с Кауцким, презирает элементарные правила этикета: «Всё у вас, как на параде — салфетку сюда, галстук туда, да спасибо, да пожалуйста — мерси…», при этом не желает ничего знать и уметь, а под конец по протекции Швондера устраивается на службу в отдел чистки города от бродячих животных «Котов душили — душили…». Жизнь профессора стала совсем невыносимой. Но раскаяние в совершённой ошибке пришло к нему слишком поздно. «Я ведь заботился совершенно о другом. О евгенике, об улучшении человеческой природы». Благородная цель принесла вместо пользы разруху. Человек должен жить в согласии с природой, а не вмешиваться в неё. «Зачем искусственно фабриковать человека, когда любая баба может родить его когда угодно?» Действительно, зачем? Зачем создавать себе трудности и затем героически их преодолевать? Зачем совершать насилие над природой? Падает духом и Борменталь. Оба учёных понимают, что из Клима Чугункина получится только Клим Чугункин, и его никак не исправить. Швондер злорадствует. Теперь он уверен что сможет выселить профессора из квартиры, несмотря на то, что он лечил, а может быть и спасал жизни многим «шишкам».

    После того, как профессор отказался прописывать в своей квартире невесту Шарикова (которую, как оказалось любит и Борменталь), человекопёс пошёл на самый подлый и последний в своей жизни поступок — написал на него донос, в котором обвинял его в подготовке к контрреволюции. У Преображенского и Борменталя не остаётся другого выхода…

    - Человек с собачьим сердцем!
    - Нет-нет, коты — это временно. Весь ужас в том, что сердце у него теперь человеческое. И самое паршивое из всех.

    После просмотра фильма остаётся осадок на душе и, почему-то, хочется плакать. Если брать конкретно рассказанную историю, то она заканчивается хорошо — вновь прооперированный пёс Шарик лежит у ног хозяина. Но в жизни всё не так просто. В жизни швондеры и шариковы, люди, которые не умеют руководить и вместо решения проблем занимаются песнопениями и несут в массы бессмысленные лозунги, типа: «Каждая кухарка может управлять страной», разграбили и разрушили половину народного достояния и свели в могилы тысячи людей. Вздрагиваешь от одной мысли, что шариковы были не просто обычным явлением, но и явлением весьма поощряемым. И сегодняшняя задача — не допустить появления новых шариковых, чтобы не расхлёбывать результаты их деятельности, именуемых разрухой.

    9 из 10

    28 июля 2009 | 21:38

    На животное и на человека можно действовать только внушением

    Великая империя пала. Последняя в истории. Под тяжестью короны, под ритм последнего вальса. И все, что осталось от бывшей империи это кровь ее императора и песок…

    Нельзя построить страну, умываясь в крови. Невозможно построить новое государство, поменяв только форму власти. Невозможно из крестьянина сделать помещика. Нельзя, просто вырезать органы из человека и пересадить их собаке. И последняя не станет человеком, только потому, что умеет говорить.

    Говорят, не сотвори себе кумира. Относится ли к идолу большевистская партия и книга «Капитал», провозглашенная библией в свое время? Как можно было уничтожить интеллигенцию и создать бесполое общество с новомодным названием «товарищ»? И каким стало это общество? Да, оно стало социальным в буквальном смысле этого слова. И забыло о частной жизни. Правило «деления», убого работающее только на так называемый рабочий класс, каждый представитель которого вместо того, чтобы заниматься своим делом, ходит на собрание домкома, но спит рабочем месте.

    Тонко прочувствовавший повесть Булгакова «Собачье сердце» режиссер Владимир Бортко попытался нам дать ответы на эти вопросы, картинка «сепия», придавшая его творению особый шарм, только помогла в этом, перенеся нас в 1925 год. Высмеивая и упрекая в невежестве домком и советских управленцев, профессор Преображенский размышляет о настоящем смысле разрухи и контрреволюции. Он творец, как и те, кто провел революцию. Это сравнение тенью проскальзывает через фильм. Во многом они схожи, но одно, самое главное различие, разводит их на многие годы друг от друга. Один признал свою ошибку. Олицетворение новой системы — Шариков — небритый, неуклюжий, говорящий то, что первым приходит в голову. Его правильно описывают фразы «Ужас заключается в том, что у него уже не собачье, а человеческое сердце» и «А, т. е. он говорил, ну, это еще не означает, что он человек». Кто это Шариков, как не податливая глина, из которой можно вылепить все, что душа пожелает.

    Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. А люди не знают, как исправлять свои ошибки. Или не хотят знать. Научит ли нас чему-то этот фильм? Кто увидит в нем трагедию человеческого общества? Драму человеческого разума, который замыкается, словно электрическая цепь, и не может выходить за ее рамки?

    7 июня 2014 | 21:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 1647 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 504 руб.
    аудиокнига, 217 руб.
    аудиокнига, 405 руб.
    аудиокнига, 181 руб.
    аудиокнига, 261 руб.
    аудиокнига, 327 руб.
    аудиокнига, 221 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 23-25 сентября
    На месте храма Христа Спасителя — показывать кино! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    125.Город героевBig Hero 68.214
    126.Брат8.213
    127.АфераThe Sting8.212
    128.Город БогаCidade de Deus8.206
    129.Ромео и ДжульеттаRomeo and Juliet8.206
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.№ 44Child 4495.21%
    7.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.04%
    8.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything95.01%
    9.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.95%
    10.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.75%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЗанеслоRedirected1
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies98
    Как меня зовут16
    Игра в имитациюThe Imitation Game2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux6.591
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.108
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.935
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель5.260
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To22.01
    премьеры