всё о любом фильме:

Ирония судьбы, или С легким паром! (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
директор фильмаЕвгений Голынский
операторВладимир Нахабцев
композиторМикаэл Таривердиев
художникАлександр Борисов, Ольга Кручинина
монтажВалерия Белова
жанр мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время184 мин.
Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый Год чистыми, а «напарились» до такой степени (пивом и водкой), что отправили в Ленинград не того.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Киновариант короче почти на полчаса — хронометраж составляет 155 минут.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.
    • Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Лукашиным могли стать также Пётр Вельяминов и Станислав Любшин.
    • «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
    • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
    • Съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.
    • Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, заснеженная фотография Ипполита, в тот момент, когда Надя поднимает её с тротуара, была фотографией Басилашвили, а не Яковлева.
    • Во время первого прихода Ипполита к Наде по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка» снятый в 1974 году режиссёром Леонидом Квинихидзе. В частности на экране виден Андрей Миронов.
    • Помимо телепремьеры 31 декабря 1975 года, фильм вышел в кинопрокат 16 августа 1976 года.
    • На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Таривердиев долго и упорно уговаривал режиссёра пригласить Алису Фрейндлих. И тут Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной.
    • Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.
    • Фамилия Катанян, произнесённая героем Мягкова звучит ещё в другом фильме Эльдара Рязанова — «Забытая мелодия для флейты». Этой «вымышленной» фамилией представляется герой Леонида Филатова. Предположительно тем самым Э. Рязанов хотел увековечить своего студенческого друга, действительно носившего фамилию Катанян.
    • Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. Главные роли в «Соломенной шляпке» сыграли Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Они же пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
    • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 50-е Рязанов как оператор снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в другом фильме Рязанова — «Забытая мелодия для флейты» (1987).
    • еще 11 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.
    • Лукашин улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, хотя в советское время внутренние рейсы северного и западного направлений выполнялись из Шереметьево-1.
    • Один из курьёзных случаев — в титрах, идущих в начале фильма допущена опечатка: в слове «Исключительно» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь») пропущена буква «Л».
    • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско.
    • еще 1 ошибка
    Фрагмент 01:29
    все трейлеры

    файл добавилClearDoor

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм стал у нас поистине культовым практически для всех и таким же непременным атрибутом новогодних праздников, как ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, шампанское и т. п. Если, например, в американской ленте «Один дома 2» дети, приехав на Рождество в Париж и не обнаружив ни на одном из телеканалов «Эту прекрасную жизнь» Фрэнка Капры, шутят, что действительно оказались не в Америке, то для бывшего советского (ныне российского) человека трудно представить Новый год без очередного показа «Иронии судьбы», подчас параллельно в нескольких телепрограммах. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 778 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Маленькие человечки, которым от силы от отроду один-два годика, максимум лет 5-6, наверно не видели кино про баню. А вот оставшаяся часть населения земного шара, включая больших человечков, уж наверняка смотрела «Иронию судьбы». И такой вот зрительский интерес, особенно у нас в стране, естественно не у всех вызывает пиетет и уважение. Показывай рязановское кино телевидение не так часто и не каждый год, возможно и не было бы отрицательных отзывов. А так по всему получается из крайности в крайность — перекормили. НО!!! При всё вышеизложенном, кино на самом-то деле классное. Почему классное ? Да по одной простой причине. Будь сейчас или в будущем самые-самые нано-технологии, а кино «Ирония судьбы или с лёгким паром» будут любить потому, что оно отражение, суть нашей жизни. Какой русский не любит быстрой езды? Какой русский не любит ходить в баню, попариться с берёзовым веничком? Какой русский не смотрел «Иронию судьбы»? Это всё про нас и о нас.

    И ведь в художественном смысле, картина Эльдара Александровича Рязанова, соткана, так профессионально и мастерски, да что там профессионально, как полотно прекрасного и замечательного художника. Фразы их фильма стали крылатыми, музыка и песни вошли в наш повседневный быт. Шутки тоже в стороне не остались. И правильно кто-то из писавших рецензии на этот фильм заметил, что кино-то с грустинкой. Потому оно нам так близко и понятно. Русский человек умеет и работать и отдыхать на полную катушку, как Женя Лукашин со товарищами. Женя-то Лукашин вообще по правде говоря человек скромный и до спиртного не падкий. Да и друзья у него тоже не последние алкоголики. Просто они решили помыться, попариться в бане. Взяли с собой горячительного, опять же не потому что пьяницы, а потому что настроение праздничное, предновогоднее. Попарились, согрелись огненной водой вперемежку с пивасом. Заусило. И понеслись души русских мужиков в рай, а тела в аэропорт, потому как один из низ должен был улететь в тот самый город на Неве. Осталось только выяснить, кто же это мог бы быть? До принятия зелёного змия, они разумеется знали, кто полетит. Ну, а уж после, алкоголь сыграл с ними шутку. И тот самый герой Георгия Буркова, который никогда не пьянеет со своей железной логикой даже и мысли не стал допускать, что должен лететь Паша. Вот и допрыгались, вот и доигрались мужички, посадив в самолёт не того, кого надо. Но история-то на этом не заканчивается. Она только подобно турбинам того самого самолёта, набирает обороты.

    Не резон описывать всю последующую гамму чувств и перипетий, ситуаций и прокламаций. В избытке сие уже пережито многими и не единожды. Женя Лукашин совершит свою счастливую посадку, а Надя Шевелёва этому поспособствует. Ипполит то ли Матвеевич, то ли Георгиевич, возражать не будет. Нет, конечно, поначалу, он, как разъярённый лев али тигр ринется в бой, тем более все предпосылки уверенного и надёжного человека у него имеются. Но это будет лишь жалкое трепыхание, на фоне зарождающегося безумного чувства. Властны ли мы над своими эмоциями, умеем ли мы ими управлять или они берут верх над нами, лучше всего расскажут и покажут герои фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром». Под задушевные стихи и песни. Не забывайте об этом…

    10 из 10

    18 сентября 2014 | 06:31

    Самые любимые фильмы Рязанова, фильмы, которые пересматриваются без привкуса истомленного узнаванья и надоевшего воспоминания, фильмы, которые срослись, сжились, сплелись, проникли под кожу, …сродни музыке. Хотя, возможно, они и есть музыка, вернее, песня.

    У Рязанова удивительно тонкий вкус, словно бы врожденная предрасположенность к самым гармоничным звукам, ритмам, стихам, словам. Основа этого вкуса — чувство единства, ненарушаемой связи. (Поэтому все, что он снимал об искажениях — мышления, сознания, отношений, об искаженных людях и смыслах, мне тяжело принять. Как-то подсознательно сопротивляюсь, например, сатире «Кляч» или мистике «Предсказания»…).

    Мой Рязанов не склонен к мешанине и эклектике. В «Иронии судьбы» вся музыка таривердиевская, в «Служебном романе» — петровская. И она действительно пронизывает и пронзает единством темы, настроения и мировоззрения. Все стихи в этих монолитных картинах очень близки по духу, по ноте, по смыслу. И все одновременно таят радость и печаль. Потому, наверное, в «Иронии» легко перепутать Цветаеву («У зеркала») с Ахмадулиной («По улице моей который год»), Евтушенко («Со мною вот что происходит») с Киршоном («Я спросил у ясеня»)…

    Удивительная цельность «песен-картин» Рязанова не только в том, что из них нельзя выбросить ни ноты, ни слова — настолько все на своих местах, — но в том также, что в них не игнорируются состояния и переживания, которые обычно не принято афишировать в добрых лирических комедиях. И уж точно не в сказках для взрослых. Неслучайно все же Рязанов пропустил через себя, присвоил и наполнил своими смыслами творчество Андерсена в своей последней «киносказке». Андерсен как никто понимал, что грусть и одиночество нельзя исключать, выбрасывать и унижать бравурными хеппиэндами, потому что, как ни странно, они — и они тоже — дают жизни полноту и смысл, и те ответы, и ту глубину, которые радость (только радость) дать никогда не сможет.

    Сбывшееся должно высветляться несбывшимся. Удача — неудачей. Смех — плачем. У Блока есть гениальный текст об истинной полноте жизни:

    Принимаю тебя, неудача,

    И удача, тебе мой привет!

    В заколдованной области плача,

    В тайне смеха — позорного нет!

    …Позорного нет! Помните любовную «неудачу» героини Немоляевой в «Служебном романе»? Тоскливый монолог Ипполита в душе — крик души?…

    Я в этом году впервые рефлектировала над смыслами стихотворений (песен) «Иронии». Т. е. я их обдумывала, а не только слушала ради эстетического наслаждения. И я поняла, что меня безумно радует бесстрашная грусть их идей, их мужественная печаль. Их главный посыл: готовность пережить и принять все… так сильна в них любовь к жизни.

    Нечеловеческая сила,

    В одной давильне всех калеча,

    Нечеловеческая сила

    Земное сбросила с земли.

    И никого не защитила

    Вдали обещанная встреча,

    И никого не защитила

    Рука, зовущая вдали.

    Это стихотворение было написано Александром Кочетковым о реальном крушении поезда в начале 30-х… Поэт должен был быть в нем. Но сдал билет, отсрочив отъезд на три дня, так как не в силах был расстаться с любимой.

    Любовь спасает, держит, зовет…

    Но иногда и теряет, отпускает…

    Платочки белые, платочки белые

    Платочки белые, глаза печальные.

    Жизнь состоит из разлук.

    С кем распрощалась я, с кем распрощалась я,

    С кем распрощалась я, вас не касается.

    Из одиночества.

    Но:

    Одна девчоночка сижу, негрустная,

    И только корочка в руке арбузная.

    Ну что с девчонкою такою станется?

    Вагончик тронется, вагончик тронется,

    Вагончик тронется, перрон останется.

    С разлуки начат путь к себе. Страх побежден. Прошлое съедено без остатка, как эта арбузная долька. Жизнь продолжается. Перрон остается…

    И даже если

    … опять завертит мной

    Прошлогоднее унынье…

    появится кто-то, кого не ждешь, и жизнь изменится…

    Тишину шагами меря,

    Ты, как будущность войдешь.

    И останешься…

    А если не останешься:

    Благословляю Вас, благословляю Вас,

    Благословляю Вас на все четыре стороны.

    Ведь любовь — она во всем. В прощающем прощании. В очерченном чем-то очень острым круге одиночества:

    О, одиночество! Как твой характер крут,

    Посверкивая циркулем железным,

    Как холодно, ты замыкаешь круг,

    Не внемля увереньям бесполезным.

    Но!

    …я познаю мудрость и печаль…

    И вот тогда, из слез, из темноты,

    Из бедного невежества былого

    Друзей моих прекрасные черты

    Появятся и растворятся снова.

    Растворятся… ведь всегда есть риск потерять, если что-то хранишь, бережешь, ценишь.

    Ничего не имея, никому не принадлежа, так просто жить… понятно, легко. Но только зачем?

    Если у вас нет собаки,

    Ее не отравит сосед.

    И с другом не будет драки,

    Если у вас друга нет.

    Если у вас нету тети,

    Ее вам не потерять.

    И если вы не живете,

    То вам и не умирать.

    Жить или не жить? Любить или не любить? Верить или не верить? Терять или не терять? Расставаться или не расставаться?

    Эти вопросы в пограничной ситуации новогодья… на самом деле все об одном: как начать новую жизнь и что же она такое? Может, она в прощении прошлого? В блаженстве прощения?

    Друг ты мой единственный, где моя любимая?

    Ты скажи, где скрылася, знаешь, где она?

    Друг ответил преданный, друг ответил искренний,

    Была тебе любимая, была тебе любимая,

    Была тебе любимая, а стала мне жена.

    В благодарности за то, что есть?

    Спасибо Вам и сердцем и рукой,

    За то, что Вы меня, того не зная сами,

    Так любите…

    И за то, чего нет.

    За то, что Вы — увы! — больны не мной,

    За то, что я — увы! — больна не вами.

    В постижении, без чего жить нельзя? В осатаненности от лжежизни, от окружающей нежити?

    О, сколько вредных и ненужных связей,

    Дружб ненужных.

    Во мне уже осатаненность.

    О, кто-нибудь, приди, нарушь

    Чужих сердец соединенность

    И разобщенность близких душ.

    Драма несовпадений, о которой написан этот евтушенковский текст, — это трагедия трусости. Быть собой и жить именно своей жизнью, оказывается, очень непросто. А существование по накатанной, по инерции — как спасательный круг в болоте. Он тянет на дно… Только медленно. Незаметно… Так, как проходит жизнь, в которой нет взрывов, крушений, срывов… взлетов! Причем таких, когда на миг или навек — неважно.

    С любимыми не расставайтесь!

    С любимыми не расставайтесь!

    С любимыми не расставайтесь!

    Всей кровью прорастайте в них, — 

    И каждый раз навек прощайтесь!

    И каждый раз навек прощайтесь!

    И каждый раз навек прощайтесь!

    Когда уходите на миг!

    Я никогда не понимала до конца этих слов Кочеткова. Как и того, зачем в новогодней лирической комедии необходимо столь трагически звучащее стихотворение. О смерти, о любви, о боли утраты. О страшном крушении чьей-то отчаянной любви…

    Простой ответ: Рязанов хотел заставить грустить, подбавив тонкого лиризма в веселое и остроумное пьянство. Не то.

    Он хотел задеть, расшевелить. Ранить! …по-настоящему причинить боль. И дать повод на самом деле задуматься, как МАЛО и как МНОГО надо, чтобы преодолеть смирение перед невозможностью счастья, а с ним — и усыпляющий покой.

    МАЛО — забыть и привезти портфель с веником.

    МНОГО — поверить, что тебя любят. Ждут. Ищут. Уже нашли…

    25 июня 2013 | 17:14

    Вообще-то не ново что-то писать про «Иронию судьбы» — всё понятно без разъяснений. Бессмысленно пересказывать сюжет, ведь даже если вам мало лет и вы ещё не видели этот замечательный фильм, то в Новый год по телевизору его покажут не единожды, как раз во время сбора всей семьи — и от просмотра уже не отвертеться.

    Долгое время «Ирония судьбы» была единой в своём роде, пока Тимуру Бекмамбетову не вздумалось снять вторую часть. И сейчас, почему-то вспомнив продолжение данной истории, весьма прозаичное и резкое в оценке, мне становится грустно. Так хотелось всегда верить в сказку, хотя бы тридцать первого декабря. Ну один денёчек. Ну немножечко…

    Как раньше. По-моему, «Ирония судьбы» Рязанова — не просто фильм, а некая объединяющая сила доброты, правдивая сказка о случайностях, чуде и любви, которая не всех делает счастливыми (у Бекмамбетова — никого). Тем не менее, любимые остаются с любимыми, чувства не пышут фальшью, а праздник отлично дополняет основную развивающуюся историю.

    Странно вновь и вновь бросаться эпитетами: да ни один новогодний фильм не достоин такого признания, как этот! Какие продолжения, зачем надо было что-то продлевать?! Я твёрдо собираюсь стоять на убеждении, что «Ирония судьбы» — великолепный шедевр, достойный существовать отдельно от прочих задумок, как лучший пример романтической комедии. Как вечный пример. До данной планки прыгать смешно и глупо, право слово!

    По-моему, картину Рязанова даже не за что не то что поругать — подтрунить с лёгкой иронией! Она бе-зуп-реч-на. Такие ленты создаются раз в тысячелетие ну или хотя бы в столетие, что не меняет сути. Каждый раз смотришь и понимаешь, что как в первый, что с новым восприятием знакомая до зубодробительного скрежета история повторяется и… не надоедает. И даже хочется опять, опять, опять… Пока не канут в небытие зимние каникулы, пока не появятся первые подснежники.

    Всё сказал. Всё подытожил. Смотреть. Каждый Новый год. Обязательно.

    Подобные картины не должны и не могут забыться.

    Лично от себя:

    9 из 10

    27 декабря 2012 | 02:34

    Полноценно «Иронию судьбы…» посмотрел будучи подростком, и с того момента Рязановская кинолента мне сильно полюбилась, как, полагаю, и многим российским и не только российским киноманам.

    Но со временем я пришел к выводу, что «Ирония…»- это трагическое содержание, гениально завуалированное прекрасной формой, сотканной из чудесной музыки Таривердиева, добрых песен Никитина, великолепной поэзии и внешнего обаяния главного героя.

    Заслуживает ли Женя счастья? Безусловно заслуживает. Однако счастье одних не оправдывает страданий других.

    P.S. Небольшой мультик, предшествующий фильму, и смысл которого не всем понятен, — это анимационное иронизирование над тогдашней системой типового жилстроительства, которая отчасти и стала причиной так полюбившейся нам истории.

    4 января 2011 | 07:36

    Эпиграф: «Ах, обмануть меня не трудно: я сам обманываться рад» (Пушкин).

    «Господа, если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» (Беранже)

    Фильм «Ирония судьбы», безусловно, по-своему, талантливое произведение. Мне он, правда, по большому счёту, не нравится. Но я не могу не признать, что очень приятно смотреть любимых артистов, что обаятельна Брыльска, неподражаема Ахеджакова, что на первый раз смешат пусть и примитивные шутки, типа «зачем вы меня роняете?», что фильм вместе с гениальной музыкой Таривердиева пленяет своей «домашностью», уводит каждого зрителя с шумных улиц в тихий круг чего-то очень личного, завораживающего, семейного. Но я не хотел бы продолжать вместе со многими петь панегирики. Фильм всё же, по-моему, пошловат. Лично меня (согласен, что для кого-то это может быть и несущественно) раздражают эти бесконечные «спасибо» и «извините» Лукашина (очень неумные и неуместные); вообще отдаёт дурным вкусом сельской самодеятельности избитый приём смешить зрителя ситуациями, в которые попадает подвыпивший (это уже оскомину набило); непонятно вообще, чем одна история взаимоотношений (Галя-Женя) не по форме, а по сути, в принципе отличается от другой (Надя — Женя)?; я не понимаю (и не признаю) претензию показать в этом фильме историю «подлинных чувств» в виде нескончаемых «поссорились-помирились» Лукашина и Нади — так и думаешь: когда уже кончатся эти «божественные длинноты»?

    Нескончаемы и эти возвращения Ипполита с его вспышками ревности; мне не верится, что такая очаровательная молодая женщина, образ которой создает красавица Брыльска, почему-то с безысходностью цепляется за героя Яковлева, как за последний шанс (мне в жизни не приходилось наблюдать подобного — скорее, наоборот); не обошлось без никчемных сетований на низкие зарплаты учителей и врачей (вообще уж неуместные прокламации в лирическом фильме); и напоследок буря в стакане воды: слащавое завершение фильма — приезд Нади из Ленинграда в Москву — никак не могу принять за апофеоз истинной любви: как антитезу занудливым причитаниям в тёплой благоустроенной квартирке двух сытых и накормленных (среди нищей и голодной страны) — мне вспоминаются слова поэта: «Любовь — это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику! Его! — а не мужа марьиванны считая своим соперником!». Так что в чём-то фильм «Ирония судьбы» есть обман, своего рода наркотик, который своей пеленой затуманивает нам на короткое время глаза, давая забыться от повседневной действительности. И нам это нравится… Уж, не знаю, хорошо ли это или плохо. Кино, как известно, должно нас брать! Оно должно нас вести! Но в то же время — и не уводить…

    2 января 2011 | 10:27

    Каждый год 31 декабря глаза большей части населения России прилипают к телеэкрану, чтобы в тысячный раз увидеть, как пьяненький хирург завалится спать не в свою кровать.

    Фильм уже и тридцатник разменял, и отличным сиквелом обзавёлся, а всё ещё живёт.

    И уже в этом если не ирония судьбы, то зигзаг удачи уж точно.

    В чём дело?

    В семидесятые годы телефильм Эльдара Рязанова стал прорывом. Истории про одиноких женщин и немолодых холостяков ещё не набили оскомину (более того, тут Рязанов стал первопроходцем). Ещё одна изюминка — песни. Доселе бардовские песнопения прочно ассоциировались с туго набитыми рюкзаками и туристическими маршрутами. В «Иронии судьбы» этим делом занялись интеллигенты в комнатах. Ещё один момент связан с текстами самих песен. Это стихотворения поэтов XX века, притом довольно большого диапазона — от Пастернака до Евтушенко. Естественно, фильм подстегнул интерес к поэзии. Спасибо ему за это.

    Но одно дело — люди, посмотревшие «Иронию» в 1970-е. Они этот фильм безумно любят и превозносят его до небес.

    А вот людям младшего поколения в фильме Рязанова ловить нечего. Проблемы среднего возраста, пение под перебор гитарных струн — всё это в наши дни не кажется таким уж захватывающим.

    Сценарий. Пьеса Рязанова и Брагинского «С лёгким паром, или Однажды в новогоднюю ночь» успешно шла в театрах Советского Союза. Но ставили её обычно как водевиль, как искромётную комедию положений. Рязанов, получив заказ на производство двухсерийной картины, смекнул, что на три с лишним часа лёгкая комедия про лёгкий пар не потянет. И стал делать мелодраму с покушениями на психологизм.

    И тем самым подложил под своё творение бомбу. Почему? Да потому что такая трактовка предполагает достоверность.

    Уже в 1970-е годы в авиабилете указывались ФИО пассажира. Так что не того человека посадить на самолёт не могли. Такая ситуация была бы возможна только в 1950-е годы. Фильм же очень чётко привязан к реалиям семидесятых.

    Ладно, ладно, пусть это фантастическое допущение. Тогда вот. Женя Лукашин — врач. Не клюнуть после дежурства с коллегами по поводу наступающего Нового года он не мог. Не та среда.

    Ладно, ладно, пусть чудо. Есть ещё более досадные промахи, связанные с профессиями героев.

    Женя — хирург, Надя Шевелёва — учительница. Профессии массовые, требующие умения работы с людьми. Но оба ведут себя как какие-нибудь библиотекари или мелкие чиновники, вроде Акакия Акакиевича. Учительница не только объясняет материал на уроках, но и воспитывает класс. И она должна уметь в нужный момент проявить твёрдость, наорать на какого-нибудь хулиганистого типа. Так что с пьяным мужиком она должна была расправляться иначе. А Лукашин? Почему он настолько застенчив? Ведь он получил профессию, значит, вынес анатомический театр. Ведёт приём, перед ним на работе раздеваются десятки женщин — какая тут скромность? Так что профессии приписаны сценаристами явно от балды, к неподходящим характерам.

    Можно вспомнить эпиграф к фильму «12»: «Не ищите здесь правду быта, ищите правду Бытия». И ею тут не разживёшься. Мотивация у героев хромает. Взаимоотношения между персонажами прописаны грубо. Развитие образа Лукашина от недотёпистого скромняги до мужественного человека должным образом не сыграно. А всё потому что весёлую комедию пытаются играть на полном сурьёзе.

    И потому лучшим из главных героев оказался Ипполит. Он один, бедолага, тянет на себе комическую составляющую фильма. И этими бурлацкими усилиями спасает фильм. Столкновения с Лукашиным, ревность вносят определённую остроту в мелодраматический сюжет. А его последнее появление — в пальто под душем? Надя и Женя выпроваживают его, но оба выглядят при этом некрасиво. Актёрская работа Яковлева выполнена блестяще. Хороши и эпизодические персонажи — подруги Нади, друзья Лукашина. Но основной упор всё-таки делается на вялую лирическую пару.

    Ещё пару ложек дегтя вносит слабое техническое исполнение. Рязанов не искал интересных ракурсов и освещения, не думал, как интереснее показать происходящее. Сделано на уровне среднего телеспектакля. Поэтому симптоматична легендарная опечатка во вступительных титрах («искючительно в новогоднюю ночь»). Работали товарищи левой пяткой.

    Плюс проблемы со вкусом, преследовавшие Рязанова на протяжении всей его карьеры. Вступление в виде мультика тут ни к селу ни к городу (к тому же там есть бессовестный плагиат с «Этого безумного, безумного, безумного, безумного мира» С. Крамера). Так же не в тему унылые автомобильные трюки.

    Но есть одна вещь в «Иронии судьбы», к которой нельзя подкопаться. Это музыка Микаэла Таривердиева. Описывать её бесполезно — её надо слушать. И вот за неё и за все удачи, постигшие создателей этого неровного фильма

    7 из 10.

    4 января 2010 | 12:56

    Про достоинства и то восхищение, с которым я отношусь к этому фильму, можно очень долго говорить. Не понимаю людей, которым эта комедия надоела и которые говорят: «Ну, сколько можно показывать». Сложилась великолепная традиция показывать (смотреть) этот фильм под Новый год, и, дай Бог, она продолжится еще многие десятилетия, ведь более доброй, чудной и одновременно веселой кинокартины невозможно представить.

    10 января 2007 | 17:51

    Впервые я посмотрел этот фильм только после того, как купил его на DVD — поверьте, такое тоже бывает. Отмечу, что это был тот самый случай (впоследствии неоднократно даривший мне обманчивую надежду на аналогичные чудеса), когда нечто вновь увиденное явилось реальным открытием.

    Ведь хорошему фильму мало быть просто легендарным. Я думаю, это слово вообще изначально не несет в себе положительной или отрицательной оценки, а просто характеризует «масштабность» и/или популярность, например, картины. Хороший фильм должен быть любим. И вот именно это произошло, что называется, с первого взгляда.

    Нет, безусловно, я знал (в общих чертах) и сюжет, и «несколько» крылатых выражений, не говоря уже о песнях, и раньше — все-таки трудно полностью пропустить фильм, демонстрируемых с такой завидной периодичностью, но это всё не то. Тогда я впервые смог его посмотреть (само слово подразумевает некий процесс, не правда ли).

    Восторг — вот чувство, которое я испытал. Помню это совершенно отчётливо. Равно как и то, что сразу понял: если и есть в этой картине нечто спорное, то это исключительно слова, решения и поступки ее героев. Проще говоря, либо Вы присоединяетесь к числу прославляющих любовь, либо…

    И вот тут самое интересное. Не поленился, нашёл собственный отзыв того времени: «Я — хоть и убежденный материалист, прагматик и циник — за любовь. Пусть даже недолгую (обстоятельства всё же страшная сила, порой разрушительная), но яркую. Ибо ради нее стоит жить. И без колебаний рвать с путами вчерашнего дня. Порицать главных героев за то, что они так легко расстались со своим «недавним прошлым», бессмысленно. Так и надо. Где появилось сомнение, там нет места любви. А раз так — к черту всё. Вот об этом, в первую очередь, на мой взгляд, фильм. А мокрый Ипполит на морозе — это второстепенно. Кому-то его жаль, мне — нет. Правильный (спору нет) монолог в ванной — не повод полюбить человека. Он мечется туда-сюда, психует, словно сам толком не знает, нужна ему эта женщина или нет. А, может, в нем говорит лишь чувство собственника, лишенного чего-то своего»…

    Прошло без малого шесть лет. Изменилось ли что-то, спросите Вы. Ответ кроется в цитате, выбранной мною в качестве заголовка к отзыву. Сомнения, сомнения, сомнения… Так ли уж очевидно и бесспорно всё, каким казалось совсем недавно?

    Впрочем, к оценке фильма это (пока, во всяком случае) имеет весьма условное отношение. Ведь только по-настоящему мастерски сделанная работа может заставить говорить о содержании, забыв о форме. В этом сила искусства, я считаю. И всё-таки время беспощадно. На сегодня — уже лишь

    9 из 10

    3 февраля 2012 | 16:10

    Никогда не писала рецензии, но именно этот фильм сподвиг меня на первую.

    Смотрела я «Иронию судьбы» с раннего детства каждый год 31 декабря. И с тех пор мое восприятие этого фильма сильно изменилось. В детстве у меня не возникало никаких сомнений, что этот фильм — отличная комедия со счастливым концом, а Надя и Женя предназначены друг для друга, они поженятся и будут жить долго и счастливо. Сейчас я понимаю, что этот фильм — сильная бытовая драма, разбавленная юмором и хорошими песнями. Каждый герой по-своему драматичен.

    Женя. На протяжении фильма я увидела лишь одну женщину, которую он по-настоящему любит — это его мама. Любит ли он Галю? Конечно нет. А Надю? Тем более. Он был влюблен в девушку, которая впоследствии вышла замуж за его лучшего друга, так что же Женя сделал? Встал на свадьбе и сказал: «Бросай мужа, я тебя жду»?! Кто б из вас смог так поступить с лучшим другом? Для этого нужна изрядная самоуверенность и нездоровый эгоизм. И пусть потом не прикидывается скромником, не выйдет. А от другой женщины он сбежал в Ленинград. Тоже молодец. Также он бежит и от отношений с Галей, он вовсе не хочет на ней жениться, и встреча с Надей для него — это как спасательный круг, за который Женя хватается. Другой город, другая женщина, алкоголь туманит разум — и вот московская «невеста» уже позабыта. Женя Лукашин — Холостяк с большой буквы, ничего не желающий менять в своей жизни, и если бы не мама, со своим «Тебе надо жениться», он бы об этом даже не задумался. Очень показательна характеристика, которую ему дал Ипполит: «Для вас нет ничего устоявшегося, ничего законного, ничего святого. Такие, как вы, всюду суют свой нос, верят не в разум, а в порыв. Вы — неуправляемый. Для таких, как вы, главное — не разум, а чувство, импульс.» Может, кто-то скажет, разве это плохо? Когда тебе 20 — нет. Когда тебе 37 — это как минимум внушает сомнение…

    Галя. В детстве она казалась мне этакой антигероиней, «нехорошей девушкой», которая мешает счастью Жени и Нади. Сейчас мне ее просто жаль. Что в ней плохого? Ничего. Она уже не молода, устала от одиночества и просто хочет замуж. Это сейчас у нас если на тебе не женятся — это нормально. А раньше девушка, на которой «все никак не женятся» находилась в двусмысленном положении. Советский Союз, «облико морале» и все такое… Я не понимаю, что красивая и неглупая Галя нашла в таком как Женя, сомневаюсь, что ей движет любовь, но кто знает…

    Надя. Раньше я недоумевала, почему такая красивая, обаятельная женщина как Надя, так одинока. Сейчас я понимаю, что причина кроется в ней самой. Надя плохо готовит, в квартире у нее полный хаос, такой, что спящий пьяный Лукашин затерялся на фоне барахла, и она не сразу его обнаружила. Да, она только что переехала, но для сравнения — в квартире вновь переехавших Жени и его мамы намного чище. Надя работает учителем, но когда говорит о работе — в ее голосе нет ни энтузиазма, ни гордости за учеников — ничего. Чувствуется, что она от всего устала. Несомненно, у Нади есть достоинства, среди которых незаурядная внешность и любовь к музыке. Она, как и Галя, очень хочет замуж. Не важно за кого — за Ипполита или за Женю, просто сбежать от одиночества. Ипполита она не любит, просто он для нее «хороший вариант». И за Женей в Москву она рванула не от большой любви, как мне думалось в детстве. Просто Надя реалистка, и она понимала, что этот мужчина не вернется и не позвонит. А потеряв Ипполита, Надя не хотела терять и Женю…

    Ипполит. Пожалуй, это мой самый любимый персонаж в фильме и самый драматичный. Ипполит серьезный, ответственный и, по-видимому, порядочный человек. Он искренне любит Надю и хочет на ней жениться. Иначе что толкает этого состоявшегося мужчину к такой как Надя — посредственной хозяйке, не умеющей создать уют в доме. Ипполит очень ревнив, но вся его ревность — от ужасной неуверенности в себе и кучи комплексов. Он уже не молод, и сомневается в чувствах Нади, боится ее потерять, а вся ситуация в фильме только разогревает его сомнения. Ипполит уходит и возвращается, последний раз он приходит пьяным и выкладывает героям все то, что они боятся друг другу сказать. Вот тогда его становится по-настоящему жалко…

    Юрий Яковлев просто бесподобен в этой роли.

    В заключении хочу сказать. Смотрите. Смотрите каждый год 31 декабря, когда вы режете оливье и накрываете на стол. Смотрите, сопереживайте героям, пойте любимые песни вместе с Надей и Женей. Это настолько близкий, родной, незабываемый, фильм, что на него не хватит ни восклицательных знаков, ни слов.

    10 сентября 2011 | 12:54

    Настоящая «Ирония судьбы». И настоящая ирония судьбы. Женю по ошибке и по пьяному угару отправляют в Ленинград, попутав его намерения с намерениями друга. Так зарождается нестареющая бессмертная классика, которую каждый год крутят по ТВ. Дело в том, что в Новый год у режиссёров трансляций есть такая традиция: Крутить в новогодние дни «Иронию судьбы, или С лёгким паром!».

    И вот вчера я, наконец, впервые за свои 29 лет от роду посмотрел эту изумительную советскую картину режиссёра Эльдара Рязанова. Тут, каждый год мне родители говорили: «Да зачем его смотреть? Его и так каждый год показывают!». Именно по этой причине, что его незачем смотреть, я его и не видел никогда. И вот вчера я ликвидировал этот пробел, длившийся для меня в три десятка лет.

    Я был приведён в неописуемый восторг от ленты Рязанова.

    Перейду сразу к впечатлениям. Мне очень жаль Ипполита. Причём настолько, что от сочувствия к нему я едва не плакал. Он — нормальный мужик. Лишь немного сценаристы его сделали слегка возбуждённым, раздражённым и нервным. Но как каждый парень/мужчина повёл бы себя в наши дни? То-то и оно. С нашей «колокольни» он ещё человек с ЖЕЛЕЗНЫМИ нервами. Поэтому, тут ЯКОБЫ Ипполит несколько отрицателен. Но… Нет! Не могу я согласиться с создателями персонажа Юрия Яковлева, которые варварски выводили его (героя, конечно) из строя. В общем, в этой истории я «болел» за Ипполита, хотя уже знал чем это всё закончится. Но кто не знает «Иронию судьбы»?

    Женя Лукашин — персонаж Андрея Мягкова и главный «виновник» (без вины виноватый) торжества — поначалу так просто был неприятен. Не до раздражения, но до смеха. По ходу, конечно, преображается. Но под конец снова становится неприятным лично для меня, и уже до раздражения тем, что «борзеет» не по статусу.

    Надя (Барбара Брыльска) очень интересный персонаж, которой от Ипполита не хватало как раз той «безбашенности» и бесшабашности какова нашлась у залётного гостя.

    Фильм в дополнении ко всему украшают превосходные песни, которые на слуху у нескольких поколений СССР и России. «Если у вас нету дома», «Вагончики», «Я спросил у ясеня»…

    И вот нам предлагают вместе с героями этого фильма прожить всю жизнь за одну ночь. Фильм идёт 184 минуты. Но если и кажется долгим, то уж точно не утомительным. Ну… так, вроде, про всё сказал. Хочу теперь для себя установить новую традицию. Каждый год смотреть этот фильм в новогодние праздники.

    10 из 10

    2 января 2013 | 16:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 238 руб.
    саундтрек, 324 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    аудиокнига, 210 руб.
    аудиокнига, 243 руб.
    подробнее

    Новости


    В американский прокат врывается энергичный боевик «Воздушный маршал» Хауме Кольет-Серра с Лиамом Нисоном в роли бесстрашного спецагента, спасающего пассажиров самолета от таинственного убийцы. По соседству с этой лентой не слишком внушительное, но все же пристойное число копий в США получил «Сталинград» Федора Бондарчука(...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы думали, что наша история имеет отношение к «Иронии судьбы». Новый год — это время надежд. В «Иронии» у людей есть планы, будущее оказывается не таким, каким герои себе его представляли, но все равно прекрасным. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск побывал в мастерской художника-постановщика «Курьера из „Рая“» Сергея Агина, где он вместе со своей командой уже создает пространство нового фильма — эпической драмы «Викинг», основанной на «Повести временных лет». Сергей Агин рассказал о драматургии изображения, провинциальных городках и соленых огурцах, которыми жители Алексина завалили съемочную группу. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    15-16 июля
    15.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-16 июля
    Работники зрелищных предприятий нуждаются в нормальном дне отдыха. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner32 500 000
    2.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones13 126 000
    3.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You11 860 000
    4.Никаких добрых делNo Good Deed10 200 000
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 29 005 000
    19.09 — 21.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.229
    121.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.225
    122.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.220
    123.Брат8.216
    124.АфераThe Sting8.216
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.17%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.04%
    53.Первый мститель 3Captain America 390.91%
    54.Седьмой сынSeventh Son90.90%
    55.Большие глазаBig Eyes90.86%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner34
    Одержимость Майкла КингаThe Possession of Michael King13
    Колдовской апрельEnchanted April3
    Сын ДракулыSon of Dracula7
    НостальгияNostalghia17
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.158
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.136
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.393
    Корпоратив4.132
    Человек ноябряThe November Man5.845
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры