всё о любом фильме:

Ирония судьбы, или С легким паром! (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
директор фильмаЕвгений Голынский
операторВладимир Нахабцев
композиторМикаэл Таривердиев
художникАлександр Борисов, Ольга Кручинина
монтажВалерия Белова
жанр мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время184 мин.
Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый Год чистыми, а «напарились» до такой степени (пивом и водкой), что отправили в Ленинград не того.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. Главные роли в «Соломенной шляпке» сыграли Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Они же пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
    • На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Таривердиев долго и упорно уговаривал режиссёра пригласить Алису Фрейндлих. И тут Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной.
    • Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, заснеженная фотография Ипполита, в тот момент, когда Надя поднимает её с тротуара, была фотографией Басилашвили, а не Яковлева.
    • «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
    • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
    • Съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.
    • Во время первого прихода Ипполита к Наде по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка» снятый в 1974 году режиссёром Леонидом Квинихидзе. В частности на экране виден Андрей Миронов.
    • Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Лукашиным могли стать также Пётр Вельяминов и Станислав Любшин.
    • Помимо телепремьеры 31 декабря 1975 года, фильм вышел в кинопрокат 16 августа 1976 года.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.
    • Киновариант короче почти на полчаса — хронометраж составляет 155 минут.
    • Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.
    • Фамилия Катанян, произнесённая героем Мягкова звучит ещё в другом фильме Эльдара Рязанова — «Забытая мелодия для флейты». Этой «вымышленной» фамилией представляется герой Леонида Филатова. Предположительно тем самым Э. Рязанов хотел увековечить своего студенческого друга, действительно носившего фамилию Катанян.
    • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 50-е Рязанов как оператор снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в другом фильме Рязанова — «Забытая мелодия для флейты» (1987).
    • еще 11 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско.
    • Лукашин улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, хотя в советское время внутренние рейсы северного и западного направлений выполнялись из Шереметьево-1.
    • Один из курьёзных случаев — в титрах, идущих в начале фильма допущена опечатка: в слове «Исключительно» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь») пропущена буква «Л».
    • Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.
    • еще 1 ошибка
    Фрагмент 01:29
    все трейлеры

    файл добавилClearDoor

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм стал у нас поистине культовым практически для всех и таким же непременным атрибутом новогодних праздников, как ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, шампанское и т. п. Если, например, в американской ленте «Один дома 2» дети, приехав на Рождество в Париж и не обнаружив ни на одном из телеканалов «Эту прекрасную жизнь» Фрэнка Капры, шутят, что действительно оказались не в Америке, то для бывшего советского (ныне российского) человека трудно представить Новый год без очередного показа «Иронии судьбы», подчас параллельно в нескольких телепрограммах. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 778 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Весь мир с нетерпением ждет новых вестей из России: хватит ли у русских сил отпраздновать еще и старый новый год?»

    Я думаю что тех людей, которые не посмотрели первую «Иронию Судьбы» в нашей стране ну просто уже не существует, ведь в канун каждого Нового Года российские телеканалы начинают с особым усердием крутить этот фильм вновь и вновь и как бы странно и парадоксально это ни звучало, в каждый канун Нового Года люди смотрят, ведь именно благодаря «Иронии судьбы или с легким паром» у нашего, русского человека появляется праздничное настроение, которое позволяет ему радоваться празднику и наслаждаться выходными аж до празднования Старого Нового года, чему до сих пор удивляются в разных странах, ведь именно оттуда появилась шутка, с которой я и начал данную рецензию. Если честно то эта лента, которая конечно же сделана на высочайшем уровне, как говориться на века, уже порядком поднадоела, но это вина уже не создателей, а теле продюсеров, которые посчитали что этот фильм должен показываться каждый Новый Год, но даже несмотря на это, кино хорошее, доброе, светлое и крайне забавное, хотя забавное оно в основном только в первой части, ну а теперь немного подробнее про сам фильм и про его незамысловатую сюжетную линию.

    Сюжет рассказывает про обычного московского хирурга Женю Лукашина, который в канун Нового Года ходит со своими друзьями в баню, так как это уже стало настоящей традицией. В бане Женя вместе с друзьями выпил и за приход Нового Года и за то, что скоро он сделает предложение своей девушки Гале, которая ждет от него этого в новогоднюю ночь. Изрядно напившись, пьяные друзья едут в аэропорт, дабы проводить одного из знакомых на рейс до Ленинграда, но по ошибке туда отправляется ни кто-нибудь, а именно Женя, который ни о чем не подозревая вызывает такси и говорит свой московский адрес и надо же такому случится, что и в Ленинграде есть такой адрес с очень походим по строению домом, да что там говорить, даже замки там одинаковые, ведь по приезду к дому, одурманенный алкоголем Женя открывает своим ключом дверь ленинградской квартиры и укладывается там спать и все было бы здорово, но в этот момент возвращаются настоящие хозяева квартиры, школьная учительница Надя Шевелева и её ревнивый жених Ипполит, который в отличии от своей подруги не жалует нечаянного гостя, который, как он считает, приглянулся Наде, которая разрешила отпраздновать москвичу новый год вместе с ними… Сценарий конечно великолепный, как впрочем и сам фильм, хотя кое-какие недочеты все же имеются, как и ляпы, но без них как известно никуда, но все ляпы меркнут перед прекрасным актерским составом:

    «Ну и бельишко у вас, как я успел заметить, совсем не по сезону. Схватите воспаление легких и ага!»
    «Что ага?»
    «Летальный исход!»
    «А у вас ботинки на тонкой подошве, так что умрем рядом!»


    Просто великолепно сыграл Андрей Мягков, который так здорово и реалистично кривлялся перед камерой изображая очень пьяного мужчину случайного попавшего в чужую квартиру и в чужой город. Многие конечно же знают Мягкова только по этой роли, так что можно с уверенностью утверждать что клеймо этого фильма будет у Андрея всегда, да что там говорить, люди до сих пор помнят только эту роль в его фильмографии и если кого-нибудь спросить не многие назовут какой-нибудь другой фильм, но для того чтобы народ тебя запомнил, нужно крайне здорово сыграть, что Мягков и сделал. Примерно та же самая ситуация с актрисой Барбарой Брыльской, которая если честно меня немного напрягала по ходу всего просмотра, а к концу прямо таки начала раздражать, но сыграла она довольно неплохо, хотя мне она не так сильно понравилась, как допустим тот же Ипполит, в исполнении блистательного Юрия Яковлева, который может сыграть не только грозных Иванов Васильевичей, но и ревнивых женихов, которые очень недоверчиво относятся к посторонним, пьяным мужчинам в своей квартире, кстати сыграл Яковлев просто шикарно, к нему даже придраться незачто. Схожая ситуация с Александром Ширвиндтом и Александром Белявским, которые сыграли друзей Жени, Павлика и Сашу. Также отмечу довольно неплохую игру Лии Ахеджаковой, хотя мне она не особо понравилась и от того, мало запомнилась. Больше всего понравилась музыка, а точнее песни, звучащие в картине, чего только стоит, ставшая уже бессмертным хитом «Ария московского гостя», которую знает каждый третий житель нашей страны, или же мелодичную балладу «Я спросил у ясеня», в прекрасном исполнении Сергея Никитина, который вложил при пении в песню частичку себя и это чувствуется сразу, в общем с музыкальным сопровождением все обстоит великолепно. Точно также обстоят дела и с постановкой, который занялся любимый многими советский режиссер Эльдар Рязанов, который как это он частенько делает, появился в небольшом камео, да и с постановкой он справился просто на пять из пяти баллов, что не может не заслуживать уважения, как в прочем и сам фильм в целом, хотя некоторые недочеты все же были, да и приелась «Ирония Судьбы» уже порядком, но несмотря на это она заслуживает только хорошей оценки и однозначно положительной рецензии.

    «Что вы делали в самолете?»
    «В самолете я летел… спя!»


    Итог: хорошая советская новогодняя комедия, которая уже по-настоящему стала символом Нового Года и праздничного настроения, которое должно приходить во время и после просмотра этой картины, а моя оценка не самая высокая, но все же хорошая, а именно такая:

    7 из 10

    16 января 2011 | 21:34

    Ставшая культовой история о невероятном новогоднем путешествии «не туда, куда надо» Жени Лукашина, картина «Ирония судьбы, или С легким паром!», снятая по известной пьесе (а потом уже по фильму была написана новеллизация, да, и такое бывает!), вот уже который год поражает зрителей своим размахом и остроумием. Мы пересматриваем ее каждый год, и она ничуть не теряет свою актуальность. Неверно полагать, что она потеряет ее в дальнейшем.

    Мне нравится, что Вы больны не мной,
    Мне нравится, что я больна не Вами,
    Что никогда тяжелый шар земной
    Не уплывет под нашими ногами…


    От всего сердца благодарю Марину Цветаеву за столь пронзительные стихи. Ошибочно считать, что стихи здесь вставлены «для фона», и что «болезнь человеком» не имеет никакого отношения к фильму. Нет!.. Без этих стихов картина бы потеряла многое, и не только атмосферу.

    Сия картина многим берет за душу. В частности, она прожигает сердце стихами… Практически во всех этих стихах есть какой-то свой, спорный пессимизм. Имена поэтов, которые писали эти стихи — это великие имена. Цветаева, Ахмадулина, Пастернак… Культура, которая — увы! — отошла в прошлое, на смену которой ничего не приходит. Из современного ничего не нашлось бы даже для одной картины… А ведь хорошие песни — это то, что всегда привлекало к просмотру сотен советских картин, то, что оставалось в жизни навсегда!.. Пожили и увидели, сейчас этого нет.

    Фильм завораживает с первых кадров. Гениальный мультфильм в прологе, словно бы высмеивающий политический строй, но делающий это так мило, что с таким строем не бороться хочется, а, напротив, строить эти одинаковые дома…

    Фильм замечателен своим великолепный актерским составом.

    Главного героя, Женю Лукашина сыграл великий актер Андрей Мягков. Он просто потрясающе изобразил пьяное состояние своего героя. В нем есть какая-то харизма, которая за короткий срок может подчинить себе любимую женщину, и при этом видна какая-то слабость, из-за которой эта девушка может так же легко его бросить. Ему 36 лет, и он до сих пор не женат.

    - Мне 36 лет, между прочим!
    - Это бестактно с твоей стороны — напоминать мне о моем возрасте!


    Пел Мягков в этом фильме голосом Сергея Никитина. Замечательное исполнение песен, которые можно слушать вечно.

    Не забуду похвалить актрису Любовь Добржанскую, которая сыграла мать Жени. Глядя на то, какой симпатичный образ она создала, мне остается пожалеть, что в кино у нее очень мало даже неизвестных ролей, а уж известных вообще практически нет. Очень жаль.

    Образ учительницы русского языка (при этом «одевающей», а не «надевающей» свое платье) Нади Шевелевой — это заслуга актрис Барбары Брыльски, Валентины Талызиной и певицы Аллы Пугачёвой. Нельзя убрать какой-то компонент отсюда — все будет потеряно. Это уже не Надя будет. Ибо песни в этом фильме — это один из самых его важных компонентов. Картину нужно посмотреть хотя бы из-за того, что голосом Пугачевой в нем поются «По улице моей», «Мне нравится, что вы больны не мной», «На Тихорецкую».

    А как забыть Юрия Яковлева? Его роль, Ипполит — это невероятно мощная, невероятно харизматичная, в чем-то забавная, но при этом магическим образом действующая на зрителя. Вот он — богатый, счастливый, лишенный предрассудков. И вот он же — сражен силой, которая дарована Любовью. Когда любимая женщина вот-вот перестанет любить его, из-за того, что из какой-то Москвы вдруг заявился какой-то пьяница… Он сражен, он не может в это поверить. На его месте любой бы, как минимум, полез бы в душ в пальто…

    Друг ответил преданный,
    Друг ответил искренний:
    Была тебе любимая,
    Была тебе любимая,
    Была тебе любимая,
    А стала мне жена.


    Замечательный фильм, который вся страна пересматривает в Новый год. С наступающим!

    30 декабря 2011 | 16:24

    Без тени сомнения, скажу, что это мой любимый фильм из советского кинематографа. Каждый просмотр, как впервые…

    Великолепная игра актеров, привлекательный и непринужденный сюжет, делают этот фильм отличным дополнением к новому году. Без которого, лично для меня, новый год — не новый год.

    10 сентября 2004 | 07:28

    Для меня это не просто фильм, это целая жизнь. Фильм глубокий. Фильм дорогой во всех мелочах.

    1975 год. Меня тогда и в помине не было. Но все так близко, знакомо, как будто возвращаешься в детство.

    Советское время можно ругать сколько угодно. Безусловно, много было отрицательно. Но было и много положительного, а именно «облико морале». Система моральных ценностей все же была, и была нормой для советского гражданина. Потому советские фильмы так люблю смотреть, что люди в них искренны, потому что «личный статус», а не только «социальный» имеет значение.

    И что всегда поражало в советских фильмах: герои столько времени уделяют эмоциональной стороне жизни, экзистенциальным размышлениям. У современного человека просто нет времени на подобную рефлексию: нужно зарабатывать деньги, нужно заниматься фитнесом и т. д. Это все хорошо: и деньги, и фитнес, я не спорю. Просто что-то ушло безвозвратно. Ушла искренность, душевная простота, как отсутствие заслоняющих истинное восприятие чувств: иронии, высокомерия, тщеславия.

    Но, ближе к картине.

    «Ирония судьбы…» — потрясающий пример гения Рязанова. Гений этот в соединении комедии и драмы. Вообще ведь это тяжелый труд: заставить человека смеяться или плакать. Ведь в этом и есть настоящее искусство — причащение к некоторому сопереживанию. Но уж соединение полярных жанров — это дар редкий.

    Несмотря на некоторую комедию положений, в фильме разыгрывается настоящие драмы. Она выходит замуж за нелюбимого, Он собирается взять в жены «не ту». Потрясающие стихи доносят до зрителя подлинный драматизм ситуации:

    «У одиночества как твой характер крут…»

    «… совсем не та ко мне приходит…»

    И вот когда благодаря множеству случайностей и совпадений Он и Она нашли друг друга, Судьба кривится в усмешке, — они расстаются.

    Но все мы ждем чуда в Новый год, пусть все меньше каждый раз, и чудо происходит.

    С любимыми не расставайтесь…

    2 ноября 2013 | 00:18

    Традиция — вещь, которую ни в коем случае не стоит нарушать, без традиции не было бы той интриги, которая внушает нам веру, добро, радость, без неё весь мир развалился бы на части. Существует множество стран и народов, и в каждой хранится и соблюдается своя традиция. Новый Год и Рождество — пожалуй, самые любимые, популярные и бессмертные праздники, которые отмечаются во всём мире. Это семья, подарки, улыбки и радость. Это семейные праздники, а поэтому их стоит отмечать дома в кругу семьи и друзей, но некоторые выходят на улицу всей кампанией, чтобы всю ночь веселиться и гулять до упаду. Но только в уютном и тёплом доме можно снова увидеть по телевизору традиционную картину, ставшей непременной деталью новогоднего праздника. И не существует такого человека, который бы не знал, что это за фильм.

    «Ирония судьбы» — одно из самых беспрецедентных и независимых советских кинотворений. Это то кино, которое не просто любят, но и ценят, уважают. Фильм стал уже даже не классикой, а чем-то более возвышенным, чем-то совершенным, уникальным. Конечно, не все любят эту ленту, но большинство, то самое большинство, которое способно на добро и любовь. Знал ли Эльдар Рязанов, что он снимет великое кино? Скорее, нет. И в этом кроется главный нюанс: с каждым годом фильм становится всё легендарней и бесценней, а значит, грех обругать, оскорбить и унизить его. Это кощунство. Это бесчеловечность. Это признак безобразия души. Ведь «Ирония судьбы» — бесконечный источник новогоднего настроения, который с каждым разом делает людей людьми.

    А о чём же эта картина, если она стала классической? Ответ очевиден: о случае, о людях, о любви. В конце концов, о вечном. Название полностью оправдывает себя, и на протяжении просмотра мы следим, как судьба насмехается над героями, которые попали в неповторимую, непредсказуемую, волшебную, уникальную ситуацию. 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12… Это место стало так ассоциироваться с Новым Годом и этим фильмом, как, например, Дед Мороз с подарками. Существуют ли похожие улицы в разных городах? Конечно же, нет, как и квартиры, и дверные замки. Но в кино возможно всё, и главный герой, как все прекрасно знают наизусть, случайно попадает из Москвы в Ленинград (нынешний Санкт-Петербург), причём в нетрезвом состоянии, и так он добирается до своей квартиры, хотя все прекрасно знают, что она не совсем его, хоть и похожа буквально всем: месторасположением, этажом, номером, замком и даже мебелью, но не хозяевами. Сказка да и только, но увлекательная, оригинальная, интригующая и безумно смешная. Такое можно увидеть только в этом фильме, полном непредсказуемых ситуаций и новогодней романтики, порой так нам не хватающей.

    Безусловно, какая же это классика без собственной изюминки! А изюминок здесь, честно говоря, очень много, и, наверное, сама картина скоро станет главной изюминкой Нового Года. Но согласитесь, кульминацией всей ленты можно с уверенностью посчитать эпизод с Ипполитом: пьяным, безрассудным, глупым, но в душе страдающим, отчаянным, погубленным. Эпизод удивительно сочетает в себе комичность и глубокую драматичность, что делает его уникальным и неповторимым.

    «О-о-о, тёпленькая пошла…» ©

    Советский фильм — значит потрясающие актёры, с чем очень трудно поспорить, хотя этого делать и не надо, потому что это правда. Буквально все актёры, вплоть до второстепенных и третьестепенных, играют восхитительно и очень живо, с любовью и душой, что в нынешнее время большая редкость. Андрей Мягков  — один из самых любимых Рязановым актёров, которого также можно увидеть в классическом «Служебном романе» и культовом «Жестоком романсе». Бесспорно, актёр великолепен, в каждом фильме он исполняет свою неординарную роль со всем своим обаянием и талантом, а здесь он играет, наверное, самый яркий и безупречный образ. Очень хороша и полячка Барбара Брыльска, которая в те времена являлась богиней красоты. Во время съёмок картины она мало говорила по-русски, поэтому её потом дублировала Валентина Талызина, которая ко всему прочему исполнила и подругу героини. Так что истинный голос Брыльской зритель не сможет услышать, по крайней мере, в этой картине. Очень порадовал и до сих пор радует Юрий Яковлев в самом запоминающемся образе. Актёра тоже можно увидеть в других классических фильмах, но здесь он так безупречен, что порой зритель смотрит картину только ради него. Юрий играет здесь не отрицательную, а, скорее, трагикомичную роль. Весь фильм — это сплошная феерия великолепных актёров, но описывать их надо очень долго, поэтому я выбрал только заглавных.

    10 из 10

    По традиции каждый год, 31-ого декабря мы собираемся всей семьёй у себя дома, накрываем стол, украшаем ёлку и, естественно, включаем «Иронию судьбы или с лёгким паром!», в очередной раз заражающую своей неповторимой, сказочной, уютной, тёплой и душевной новогодней атмосферой, в которой место только добру, взаимопониманию и любви. Эльдар Рязанов снял не просто кино, он создал частичку Нового Года, без которой этот замечательный праздник не будет праздником.

    P.S. И хотя времена меняются, появляются новые поколения современности, а фильм становится всё старее и старее, с чем приходится смириться, я надеюсь, что в будущем он сохранится, и ему найдётся достойная замена. Ведь отечественное кино способно на чудеса, главное — верить.

    31 декабря 2010 | 15:34

    Каждый год 31 декабря глаза большей части населения России прилипают к телеэкрану, чтобы в тысячный раз увидеть, как пьяненький хирург завалится спать не в свою кровать.

    Фильм уже и тридцатник разменял, и отличным сиквелом обзавёлся, а всё ещё живёт.

    И уже в этом если не ирония судьбы, то зигзаг удачи уж точно.

    В чём дело?

    В семидесятые годы телефильм Эльдара Рязанова стал прорывом. Истории про одиноких женщин и немолодых холостяков ещё не набили оскомину (более того, тут Рязанов стал первопроходцем). Ещё одна изюминка — песни. Доселе бардовские песнопения прочно ассоциировались с туго набитыми рюкзаками и туристическими маршрутами. В «Иронии судьбы» этим делом занялись интеллигенты в комнатах. Ещё один момент связан с текстами самих песен. Это стихотворения поэтов XX века, притом довольно большого диапазона — от Пастернака до Евтушенко. Естественно, фильм подстегнул интерес к поэзии. Спасибо ему за это.

    Но одно дело — люди, посмотревшие «Иронию» в 1970-е. Они этот фильм безумно любят и превозносят его до небес.

    А вот людям младшего поколения в фильме Рязанова ловить нечего. Проблемы среднего возраста, пение под перебор гитарных струн — всё это в наши дни не кажется таким уж захватывающим.

    Сценарий. Пьеса Рязанова и Брагинского «С лёгким паром, или Однажды в новогоднюю ночь» успешно шла в театрах Советского Союза. Но ставили её обычно как водевиль, как искромётную комедию положений. Рязанов, получив заказ на производство двухсерийной картины, смекнул, что на три с лишним часа лёгкая комедия про лёгкий пар не потянет. И стал делать мелодраму с покушениями на психологизм.

    И тем самым подложил под своё творение бомбу. Почему? Да потому что такая трактовка предполагает достоверность.

    Уже в 1970-е годы в авиабилете указывались ФИО пассажира. Так что не того человека посадить на самолёт не могли. Такая ситуация была бы возможна только в 1950-е годы. Фильм же очень чётко привязан к реалиям семидесятых.

    Ладно, ладно, пусть это фантастическое допущение. Тогда вот. Женя Лукашин — врач. Не клюнуть после дежурства с коллегами по поводу наступающего Нового года он не мог. Не та среда.

    Ладно, ладно, пусть чудо. Есть ещё более досадные промахи, связанные с профессиями героев.

    Женя — хирург, Надя Шевелёва — учительница. Профессии массовые, требующие умения работы с людьми. Но оба ведут себя как какие-нибудь библиотекари или мелкие чиновники, вроде Акакия Акакиевича. Учительница не только объясняет материал на уроках, но и воспитывает класс. И она должна уметь в нужный момент проявить твёрдость, наорать на какого-нибудь хулиганистого типа. Так что с пьяным мужиком она должна была расправляться иначе. А Лукашин? Почему он настолько застенчив? Ведь он получил профессию, значит, вынес анатомический театр. Ведёт приём, перед ним на работе раздеваются десятки женщин — какая тут скромность? Так что профессии приписаны сценаристами явно от балды, к неподходящим характерам.

    Можно вспомнить эпиграф к фильму «12»: «Не ищите здесь правду быта, ищите правду Бытия». И ею тут не разживёшься. Мотивация у героев хромает. Взаимоотношения между персонажами прописаны грубо. Развитие образа Лукашина от недотёпистого скромняги до мужественного человека должным образом не сыграно. А всё потому что весёлую комедию пытаются играть на полном сурьёзе.

    И потому лучшим из главных героев оказался Ипполит. Он один, бедолага, тянет на себе комическую составляющую фильма. И этими бурлацкими усилиями спасает фильм. Столкновения с Лукашиным, ревность вносят определённую остроту в мелодраматический сюжет. А его последнее появление — в пальто под душем? Надя и Женя выпроваживают его, но оба выглядят при этом некрасиво. Актёрская работа Яковлева выполнена блестяще. Хороши и эпизодические персонажи — подруги Нади, друзья Лукашина. Но основной упор всё-таки делается на вялую лирическую пару.

    Ещё пару ложек дегтя вносит слабое техническое исполнение. Рязанов не искал интересных ракурсов и освещения, не думал, как интереснее показать происходящее. Сделано на уровне среднего телеспектакля. Поэтому симптоматична легендарная опечатка во вступительных титрах («искючительно в новогоднюю ночь»). Работали товарищи левой пяткой.

    Плюс проблемы со вкусом, преследовавшие Рязанова на протяжении всей его карьеры. Вступление в виде мультика тут ни к селу ни к городу (к тому же там есть бессовестный плагиат с «Этого безумного, безумного, безумного, безумного мира» С. Крамера). Так же не в тему унылые автомобильные трюки.

    Но есть одна вещь в «Иронии судьбы», к которой нельзя подкопаться. Это музыка Микаэла Таривердиева. Описывать её бесполезно — её надо слушать. И вот за неё и за все удачи, постигшие создателей этого неровного фильма

    7 из 10.

    4 января 2010 | 12:56

    Новый год всегда у нас ассоциируется с чудесами. Кто-то ждет очередного подарка, кто-то встречи с давними друзьями, а кто-то настоящую любовь. К тому же, какой праздник без фильма «Ирония судьбы», который мы на протяжении 35 лет смотрим под новогоднюю ночь.

    Кто-то любит этот фильм за его атмосферу, кто-то за песни, для кого-то это просто традиция, а кому-то просто нравится сюжет. В любом случае каждый находит в этом фильме что-то для себя. Лично мне в этом фильме нравится абсолютно все. Я могу пересматривать его по нескольку раз. Интересный сюжет, прекрасная игра Мягкова, Брыльской, Яковлева не может показаться скучной и неинтересной. Они просто великолепно передали радость, печаль, ревность, зависть, а главное — любовь. Она так и чувствовалась во время всего просмотра. Даже спустя много лет фильм не выглядит отнюдь банальным и смешным. Это по прежнему любовная драма, в которой герои делают свой серьезный выбор.

    Не думаю, что фильм может кому-то не понравиться. Он поставлен настолько грамотно и точно, что наверно у многих задевает что-то в сердце. Возможно это одна из причин почему фильм вызвал такую популярность. Ведь что мы ищем больше всего в жизни? Любовь! Именно поэтому для некоторых наступление нового года — надежда найти свое счастье.

    30 ноября 2010 | 18:30

    Странно, что лучший фильм всех времён и народов, не вошёл хотя бы в 250 лучших. Фильм смотрел около 30 раз, каждый, как первый. Актёры, музыка, стихи, любовь, смех, слёзы — всё на высшей ноте. Просмотр и удовольствие от фильма возможны с любого момента, с начала, с конца, в обратном порядке, в режиме стоп-кадр. Жаль, что такие светлые и тонкие картины уже не снимают.

    31 декабря 2006 | 03:15

    - Что вы делали в самолете?

    - В самолете я летел… спя! ©

    Новый год. Чудесный праздник. Праздник, когда все мечты сбываются. Праздник, который с нетерпение ждет каждый человек. Праздник, который невозможно проспать. Праздник, в который по телевизору показывают самое разнообразное кино. Оттого новый год и считается вторым днем рождения киномана, после ежегодной премии «Оскар». Да, на столе стоит оливье. Мандаринками пахнет с кухоньки. А по зомби-ящику крутят двухсерийный «Ирония судьбы, или С легким паром!», наверное, один из самых значимых фильмов представленной тематики. По идее, ничего особенного в фильме вы не найдете. Смысла в ней мало. Сюжет прослеживается лишь в первой серии, так как во второй начинается черт пойми что. Вроде бы, как может нравится кино, не имеющее существенных положительных черт? А вот может. Атмосфера решает. Как и праздник, в принципе тоже. Новый год же, ну.

    Музыка, вот она — главная заслуга фильма. Благодаря одной только музыке и стоит посмотреть «Иронию судьбы…». Когда слушаешь музыкальные композиции, исполненные самими же артистами, на лице появляется радостная улыбка, позволяющая забыть обо всем плохом, что приключалось с тобой за прошедший год. Ты проникаешься музыкой, ты будто бы становишься ее частью. Да, такое возможно только в новый год, как ни крути. Волшебство, да и только! Комедийная составляющая отыграна на ура. Что же касается мелодрамы, то здесь все немножко похуже. Ее, как бы, нет. То есть нет, она есть, но чувства ее присутствия во время просмотра не наблюдается и в помине. Смешно, забавно, весело, но точно не драматична и плаксиво. Хотя, особой роли это не играет, ибо фильм все равно удался на славу. Актеры играют шикарно, во всех смыслах этого слова. Андрей Мягков и Барбара Брыльска — замечательный дуэт. Они дополняют друг друга. У них есть общая грань, общая точка, общая черта, отличающая многих сегодняшних артистов кино-индустрии от артистов прошлого кинематографа. Дополнить нечем.

    Давайте так, чтобы ни вам, ни нам. До нового года остаются считанные минуты. Сейчас Владимир Владимирович Путин поздравит нас, народ-русский, с новым 2013 годом, а после начнется глобальное поедание салатов и прочих вкусностей, для кого-то в кругу семьи, а для кого-то в кругу друзей, но это неважно, главное, чтобы рядом с вами был человек, которого вы любите и с которым вам не будет обидно встречать столь желанный праздник. Пойдем на компромисс, я заканчиваю отзыв, а закончу я его потому, что правда добавить больше нечего. Фильм золото, золото праздника. Его можно просматривать вечность (пусть и банально). Черт, как услышу «Вечность», сразу вспоминаются «Сумерки», которые, между прочим, в этом году окончательно вымерли. Так что больше мы эту сагу не увидим. Если кому интересно, это последняя рецензия, написанная мною в 2012 году. И именно потому — поздравляю всех вас с новым годом и рождеством! Стоп! Так не красиво. Слегка подправим и пожалуйста, ловите настоящее новогоднее поздравление:

    «Пусть Новый год несет победы,
    Пусть не позволит вам скучать,
    Пускай уйдут проблемы, беды,
    Пусть не придется горевать!
    Желаю всем, чтоб год грядущий,
    Дарил приятные забавы,
    Он станет годом наилучшим,
    Для всех людей, для всей державы!» ©

    31 декабря 2012 | 23:45

    Под крылом самолёта о чем-то поёт
    Зелёное море тайги


    На до ли говорить, что фильмы Эльдара Александровича стали почти классикой отечественного кино? Наверное, нет. Но объяснить почем именно под такую категорию попадает «Ирония…» лично для меня хочу.

    Историю хирурга Жени Лукашина мы все знаем наизусть. Согласитесь, ситуация абсурдна, но как мила Надя, поливающая незваного гостя из чайника, как забавен Женя, вечно хлопающий глазами и «роняющий» себя на пол, и как они оба милы, через несколько минут после Нового года, уже танцующие и влюбленные… Родственные души нашли друг друга в суетливую, но сказочную для них ночь… К сожалению (или к счастью), в жизни такие случаи вряд ли встретишь. Как трогательно и романтично, в тоже время печально все происходит, и фильм имеет открытый финал.

    Надя. В поисках претендентки на роль Нади Рязанов доехал аж до Польши и не прогадал: женственная, милая, рассудительная, но немного дерзкая учительница в исполнении Барбары Брыльски. Даже ее квартира выделяется таким же теплом и уютом, которые излучает она. Вот оно достоинство советского кино — в женщину можно влюбиться без всякой мишуры, она такая, какая есть и ей не надо выглядеть вызывающе или кричаще, чтобы завоевать любовь мужчин. А ведь Брыльску тогда полюбило такое количество мужчин, что не счесть (говорю по рассказам мамы).

    Женя. Как же харизматичен Мягков в образе «перебравшего» москвича: он так весело морщит лоб и надувает губы, что только от этого на лицо расплывается в улыбке. «Что вы меня постоянно роняете?» — обижается Лукашин. А еще рассуждение по поводу квартиры: «И ширму нашу фамильную умыкнули?». Все это с такой простотой, не наигранностью, легкостью и юмором ему дается, что просто поразительно. А ведь на роль пробовались такие «титаны» как Миронов и Даль. Наверно режиссер разглядел эту скрытую харизму именно в Мягкове, который к тому времени за плечами не имел особой популярности в кино (за исключением роли Алеши Карамазова). Рязанов открыл новое лицо и не прогадал: сколько замечательных ролей еще подарил нам Мягков после «Иронии…».

    Ипполит. Ну как же: и высокий брюнет с надменным взглядом не лишен рязановского юмора — он хорош даже тогда, когда появляется в пальто с отпечатками подошв на спине: «Обобрали.. подогрели.. ой…подобрали, обогрели» и с совершенной импровизацией в душе произносит фразу «О! Тепленькая пошла!», ставшую визитной карточкой фильма.

    Валя и Таня. Эти веселые хохотушки, Талызина и Ахеджакова, они создали атмосферу непринужденности и появлялись в самые напряженные моменты. отчасти они сыграли свою роль в воссоединении Жени и Нади. Опять же.. импровизация с «вагончиками» ("подруги» подпевали песню, переснимали дубли — они опять пели) создала атмосферу уюта и новогоднего настроения, без всякой шаблонности — все было настолько живо и близко.

    Музыка и стихи. Таривердиев всегда проделывал потрясающие работы над музыкальным сопровождением фильма. Песни на стихи таких поэтов как Ахмадулина, Евтушенко, Цветаева и др. — в исполнении молодой и звонкой Пугачевой и Никитина. Мы с удовольствием слушаем и поем эти песни. Замечательна и красива «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова. Какие правильные слова:

    С любимыми не расставайтесь!
    Всей кровью прорастайте в них,-
    И каждый раз навек прощайтесь!
    Когда уходите на миг!


    10 из 10

    3 января 2011 | 17:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    саундтрек, 324 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    аудиокнига, 228 руб.
    аудиокнига, 243 руб.
    подробнее

    Новости


    В американский прокат врывается энергичный боевик «Воздушный маршал» Хауме Кольет-Серра с Лиамом Нисоном в роли бесстрашного спецагента, спасающего пассажиров самолета от таинственного убийцы. По соседству с этой лентой не слишком внушительное, но все же пристойное число копий в США получил «Сталинград» Федора Бондарчука(...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы думали, что наша история имеет отношение к «Иронии судьбы». Новый год — это время надежд. В «Иронии» у людей есть планы, будущее оказывается не таким, каким герои себе его представляли, но все равно прекрасным. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск побывал в мастерской художника-постановщика «Курьера из „Рая“» Сергея Агина, где он вместе со своей командой уже создает пространство нового фильма — эпической драмы «Викинг», основанной на «Повести временных лет». Сергей Агин рассказал о драматургии изображения, провинциальных городках и соленых огурцах, которыми жители Алексина завалили съемочную группу. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    15-16 июля
    15.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-16 июля
    Работники зрелищных предприятий нуждаются в нормальном дне отдыха. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Унесенные ветромGone with the Wind8.316
    86.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.316
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.314
    88.АмадейAmadeus8.307
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.306
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Чудо-женщинаWonder Woman92.71%
    37.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.63%
    38.Дом странных детейMiss Peregrine's Home for Peculiar Children92.44%
    39.Третий лишний 2Ted 292.34%
    40.ФранкенштейнFrankenstein92.27%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption480
    Истории монстровBakemonogatari9
    ЛипучкаFlypaper55
    Тонкая красная линияThe Thin Red Line60
    АниматрицаThe Animatrix16
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.106
    Город героевBig Hero 68.308
    СудьяThe Judge8.224
    ДракулаDracula Untold6.618
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.438
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры