всё о любом фильме:

Ирония судьбы, или С легким паром! (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
директор фильмаЕвгений Голынский
операторВладимир Нахабцев
композиторМикаэл Таривердиев
художникАлександр Борисов, Ольга Кручинина
монтажВалерия Белова
жанр мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время184 мин.
Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый Год чистыми, а «напарились» до такой степени (пивом и водкой), что отправили в Ленинград не того.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. Главные роли в «Соломенной шляпке» сыграли Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Они же пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
    • Фамилия Катанян, произнесённая героем Мягкова звучит ещё в другом фильме Эльдара Рязанова — «Забытая мелодия для флейты». Этой «вымышленной» фамилией представляется герой Леонида Филатова. Предположительно тем самым Э. Рязанов хотел увековечить своего студенческого друга, действительно носившего фамилию Катанян.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.
    • «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
    • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
    • Съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.
    • Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, заснеженная фотография Ипполита, в тот момент, когда Надя поднимает её с тротуара, была фотографией Басилашвили, а не Яковлева.
    • Во время первого прихода Ипполита к Наде по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка» снятый в 1974 году режиссёром Леонидом Квинихидзе. В частности на экране виден Андрей Миронов.
    • Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Лукашиным могли стать также Пётр Вельяминов и Станислав Любшин.
    • Помимо телепремьеры 31 декабря 1975 года, фильм вышел в кинопрокат 16 августа 1976 года.
    • Киновариант короче почти на полчаса — хронометраж составляет 155 минут.
    • На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Таривердиев долго и упорно уговаривал режиссёра пригласить Алису Фрейндлих. И тут Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной.
    • Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.
    • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 50-е Рязанов как оператор снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в другом фильме Рязанова — «Забытая мелодия для флейты» (1987).
    • еще 11 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.
    • Лукашин улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, хотя в советское время внутренние рейсы северного и западного направлений выполнялись из Шереметьево-1.
    • Один из курьёзных случаев — в титрах, идущих в начале фильма допущена опечатка: в слове «Исключительно» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь») пропущена буква «Л».
    • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско.
    • еще 1 ошибка
    Фрагмент 01:29
    все трейлеры

    файл добавилClearDoor

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм стал у нас поистине культовым практически для всех и таким же непременным атрибутом новогодних праздников, как ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, шампанское и т. п. Если, например, в американской ленте «Один дома 2» дети, приехав на Рождество в Париж и не обнаружив ни на одном из телеканалов «Эту прекрасную жизнь» Фрэнка Капры, шутят, что действительно оказались не в Америке, то для бывшего советского (ныне российского) человека трудно представить Новый год без очередного показа «Иронии судьбы», подчас параллельно в нескольких телепрограммах. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 850 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Трудно оценивать и писать рецензии на классику, а может даже и не надо. А «Ирония судьбы» это действительно классика советского кинематографа. И этот фильм заслужил это звание.

    Наверное каждый смотрел этот фильм ровно столько раз сколько его крутили по телевидению в новогодние праздники. И каждый год при просмотре, смотришь его как в первый раз. Открываешь для себя какие-то прекрасные моменты которые забыл.

    Этот фильм производит неизгладимое впечатление на людей всех поколений. Когда еще увидишь в семьях такое единогласие в просмотре какого-то фильма? Он романтичен, где-то смешон, где-то даже нелеп, но так близок и понятен людям. А сколько фраз он нам подарил. «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». А сколько прекрасных песен, которые все знают и помнят. Актеры которые снимались в фильме тоже стали культовыми.

    Все это не оставляет сомнения в значении этого фильма. И с уверенностью можно сказать, что он стал неотъемлемой частью каждого Нового года.

    8 из 10. Лишь потому что жанр не мой

    31 января 2011 | 19:32

    Новый Год — всегда предвкушение чего-то нового и в то же время волшебного и родного. Уверена, даже самый закоренелый циник втайне надеется на чудо именно в эту особенную ночь. Кто-то ждёт чистой и светлой любви, кто-то молит о материальном прибавлении, кто-то жаждет ребёнка, а кто-то просто, чтобы Её Величество Фортуна повернулась к ним правильной стороной. Но, согласитесь, чего мы явно не ждём, так это незнакомого и спящего мужчины средних лет на нашем диване. Да, да. Именно так — оригинально и даже неожиданно (особенно в далёком 1975 году) начинается прекрасная и уже культовая картина «Ирония судьбы, или с лёгким паром!»

    Я искренне не понимаю тех, кто морщится от трансляции этой картины в каждую новогоднюю ночь, ведь это уже традиция, как загадать желание под бой курантов! А что касается фильма — низкий поклон Рязанову. По-моему, картина потрясающе продуманная, нежная и даже чувственная. Кто из нас не мечтает о том, чтобы жизнь круто изменилась за одну ночь?

    Всё это как-то не по-советски, правда? Мне тоже приходила такая мысль в голову. Где это видано, чтобы спустя несколько часов пребывания в другом городе мужчина целовался не с будущей женой, а, практически, с незнакомкой? Или разве принято было, чтобы обычная учительница русского языка решила бросить жениха из-за мимолётной интрижки? (даже романом это не назовёшь). И несмотря на всё это, мы продолжаем не просто любить — практически обожествлять эту картину.

    Песни, диалоги, стихи — всё в картине подобрано как нельзя лучше. А уж про некоторые шутки и писать, наверное стыдно… Кто из нас не знает «заливную рыбу» и «тёпленькая пошла»?

    Этот фильм мне почему-то хочется назвать новогодней сказкой, хотя никаких признаков фантастики тут нет. Возможно, причина тому — парадоксальность сюжета. Разве такое с кем-нибудь и когда-нибудь случалось?

    Как бы то ни было, это красивая история даже не любви — встречи. Встречи двух, как оказалось, родственных душ.

    И каждый раз на век прощайтесь,
    И каждый раз на век прощайтесь,
    И каждый раз на век прощайтесь,
    Когда уходите на миг. ©

    2 ноября 2012 | 01:41

    Какой Новый год возможен без просмотра данного фильма? По-моему, это отличная традиция — показывать «Иронию судьбы…» именно 31го декабря. Этот фильм ещё больше придаёт хорошего новогоднего настроения. Милая ненавязчивая история, и неважно, что не совпадает с реальностью (Лукашин не мог полететь вместо своего друга в Ленинград), ну и пусть! Фильм от этого хуже не становится.

    Отличная работа Рязанова, хорошо подобранный актёрский состав.

    Браво Мягкову, Брыльске, Яковлеву, Талызиной и остальным!

    5 февраля 2010 | 16:09

    Этот всенародно любимый кинофильм постоянно показывают в новогодние праздники. Кажется, что сюжет не очень подходит для комедии Эльдароа Александровича Рязанова. Он, если посмотреть на фильмы, снятые им до Иронии судьбы, с таким сюжетом ничего не снимал, однако, премьера этого двухсерийного телефильма состоялся в первые дни 1976 года, после чего сразу ушёл в народ. Некоторые уже посмотрели его неисчислимое количество раз. В чём секрет успеха картины?

    Первое. Сюжет. Московский хирург Евгений Лукашин на Новый год идёт в баню, где встречается со своими друзьями, там он напивается, и его друзья запихивают в самолёт, который летит в Ленинград, где есть такой же дом и такая же квартира, что и московская, в которой живёт Женя. В Ленинграде то этому адресу живёт скромная учительница Надежда Шевелёва, которая должна была встречать Новый год со своим другом Ипполитом. Однако, в её квартире появляется Женя, который открыл дверь своим ключом. Я дальше не буду рассказывать, что было дальше, потому что дальше идёт развитие сюжета.

    Второе. Актёры. Это известные актёры. Юрий Яковлев, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Александр Ширвиндт и Александр Белявский, а также польская актриса Барбара Брыльска. Они так здорово сыграли эту новогоднюю комедию, что можно рассмеяться до слёз.

    Третье. Исполнители песен. В этом фильме песни композитора Микаэла Таривердиева исполнили бард Сергей Никитин и тогда молодая и никому неизвестная Алла Пугачёва. Они песни спели так, что они сразу стали известны на весь СССР. После исполнения песен, особенно Алла Борисовна Пугачёва стала известной певицей. И никогда не подумаещь, что поёт в этом фильме она.

    Есть и пятая причина популярности фильма- это режиссёр. До этого фильма Эльдар Рязанов снял популярные кинофильмы. После успешной Карнавальной ночи от него ждали новых фильмов, он снимал и зрители смотрели их, а потом признавали их лучшими и любимыми фильмами. Так было, с фильмами Гусарская баллада, Берегись автомобиля, Зигзаг удачи и др. Не стала исключением и Ирония судьбы. Этот фильм можно смотреть очень много раз, и он никогда не надоест.

    22 января 2011 | 23:43

    Буду краток. Можете закидать меня помидорами, можете вешать на меня ярлыки о том, что я не уважаю типа «классику», можете поставить мне хоть сотню отметок о том, что эта рецензия «абсолютно не полезная», но я сразу скажу, что этот фильм у меня получил 1 балл по десятибальной шкале. Так что попрошу тех ценителей этого новогоднего попсового кино, кто не согласен с моими «богохульными» мыслями, просто пропустить эту рецензию мимо глаз, потому что она вас отнюдь не обрадует, тем более анализируя такой псевдо-шедевр, я совсем не хочу прибегать к заумным выражениям и напыщенным словарным оборотам.

    Когда я смотрел это кино ещё будучи ребёнком, я искренне не понимал: «Что взрослые находят в этом сером фильме? Почему каждый Новый Год его крутят по зомбоящику? Что эта тётка нашла в том неопрятном алкаше, который в Новый Год вломился в её квартиру и перевернул с ног на голову всю её размеренную жизнь?». Пересматривая этот фильм через 5, 10, 15 лет я пришёл к мысли, что моё мнение о нём с того времени нисколько не изменилось. Ну а теперь я начну изливать потоки негодования на так называемую суть (если она вообще тут есть) всей Иронии Судьбы.

    Вся суть этого творения Эльдара Рязанова в том, что одна глупая баба променяла серьёзного, заботливого, для того времени вполне импозантного, да в конце концов состоятельного мужика на слабохарактерного и нерешительного лузера-алкоголика из Москвы, волей той самой иронии судьбы свалившегося ей на голову перед боем курантов. Проведя с этим жалким ничтожеством менее суток, она вдруг влюбляется в него… Нет ну, если голливудские фильмы банальны, то что тогда сказать про ЭТО?

    А наши мамки-папки-дедки-бабки с упоением смотрят ЭТО каждый Новый год, так ещё молодёжь заставляют. Мол учитесь, подрастающее поколение девушек, как нужно быть шлюхой: был нормальный любящий состоятельный мужик — променяйте его на жалкое ничтожество в пьяном угаре (я повторяюсь, но других слов даже не находится). И это, так-вас-перетак, классика? Любимый фильм всего бывшего, так-его-перетак, СССР? Это наше национальное кино? Тогда мне стыдно за нашу нацию. И неудивительно тогда, почему у нас нация спивается и многие девушки постепенно превращаются в откровенных, вы уж простите, блядей. А недавно ещё и продолжение сняли, но тут я вообще промолчу.

    После такого кино я хочу смело плюнуть в лицо каждому старпёру, кто заикнётся о том, что у нынешней молодёжи нет таких духовно-моральных ценностей, как это было при СССР. Не буду благодарить за внимание, продолжайте бухать и упарываться и ценить такое кино дальше. Да будет срач!

    1 из 10

    18 апреля 2013 | 14:18

    Я посмотрела этот фильм первый раз года четыре назад, когда была помладше, меня он попросту не интересовал. С тех пор «Ирония Судьбы» входит в число моих самых любимых фильмов.

    Фильм переносит нас в далекий 1975 год. Я так люблю смотреть Иронию вновь и вновь, потому что наслаждаюсь той атмосферой советского времени, в которой мне не удалось пожить. Нравится то настроение, который дарит этот фильм, испытываешь самые положительные эмоции, а все плохое уходит вместе со старым годом. Атмосфера праздника так и витает в воздухе. Каждый год, 31 декабря Андрей Мягков и его Ко ходит в баню, а мы смотрим Иронию Судьбы. И каждый раз я открываю для себя что-то новое в этом фильме, смотрю его с огромным удовольствием.

    Андрей Мягков в роли Жени Лукашина, пьяным просто умиляет:) Юрий Яковлев в роли Ипполита просто неподражаем! Барабара Брыльска тоже очень хороша. Эта нелепая, но такая искренняя, забавная история никогда не будет казаться слишком знакомой…

    А сколько крылатых фраз подарил нам этот фильм?! А песен, стихов? Без всякого сомнения «Ирония Судьбы» — классика отечественного кинематографа и огромное спасибо гениальному Эльдару Рязанову!

    Только 10 из 10.

    С любимыми не расставайтесь,
    С любимыми не расставайтесь,
    С любимыми не расставайтесь,
    Всей кровью прорастайте в них.
    И каждый раз на век прощайтесь,
    И каждый раз на век прощайтесь,
    И каждый раз на век прощайтесь,
    Когда уходите на миг.

    31 августа 2010 | 11:40

    Полноценно «Иронию судьбы…» посмотрел будучи подростком, и с того момента Рязановская кинолента мне сильно полюбилась, как, полагаю, и многим российским и не только российским киноманам.

    Но со временем я пришел к выводу, что «Ирония…»- это трагическое содержание, гениально завуалированное прекрасной формой, сотканной из чудесной музыки Таривердиева, добрых песен Никитина, великолепной поэзии и внешнего обаяния главного героя.

    Заслуживает ли Женя счастья? Безусловно заслуживает. Однако счастье одних не оправдывает страданий других.

    P.S. Небольшой мультик, предшествующий фильму, и смысл которого не всем понятен, — это анимационное иронизирование над тогдашней системой типового жилстроительства, которая отчасти и стала причиной так полюбившейся нам истории.

    4 января 2011 | 07:36

    Когда каждый раз за несколько часов до наступления Нового года включаешь телевизор и смотришь Иронию судьбы, трудно представить себе, что этого фильма могло вообще не выйти на экраны страны. Кажется, что он был всегда и праздник без него не праздник. Однако, комитет по культуре и кинематографии советского союза, увидев первый вариант комедии, что называется «встал в позу», и Эльдару Рязанову, у которого тогда за плечами был Гараж и Бедный гусар, пришлось в буквальном смысле биться за каждый эпизод фильма. Многое, конечно, его заставили переснять, вырезать и просто удалить. Особенно тяжело было протащить забавную зарисовку о типовых домиках, показываемую как пролог фильма…

    Но несмотря, ни на что, картина увидела свет в 1975 году и изначально, будучи ставкой её создателей на зеро, была с восторгом и любовью встречена критиками, а главное, зрителями. Да и как можно не влюбиться в такую донельзя трогательную, романтическую и умопомрачительно смешную историю о непутёвом хирурге, которого такие же непутёвые друзья по ошибке посадили в самолёт и отправили в другой город аккурат в последний вечер уходящего года. Многие мужчины наверняка узнали в себе персонажа Андрея Мягкова Женю Лукашина, а также ревнивца Ипполита в исполнении неподражаемого Юрия Яковлева, ну а женщины в равной степени любят обоих героев. Впрочем, возьму на себя смелость предположить, что Лукашина всё-таки больше из-за его смешного заикания, и за нетрезвый вид и говор при этом, ну и, конечно, за то, как он поёт и умеет красиво признаваться в любви. Надо сказать, что не подвела и Барбара Брыльска, которую в том далёком 1975-ом в России мало кто знал. И, тем не менее, ей удивительно точно удалось передать характер своей героини — Нади. Немало важную роль в создании её образа сыграла и озвучка Валентины Талызиной (которая в фильме ещё и подругу Нади сыграла) и вокал Аллы Пугачёвой (песни в её исполнении прямо ласкают слух, не то, что сейчас). Любовь Добржанская, Лия Ахеджакова, Георгий Бурков, Александр Белявский, Александр Ширвинд, Ольга Остроуменко: все актёры с блеском исполнили свои роли и настолько хорошо вжились в свои образы, настолько прекрасно сумели донести до своего зрителя характеры, чувства и переживания своих персонажей, что кажется, не будь хоть одного из них в актёрском ансамбле, и фильм был бы не таким замечательным.

    Огромное спасибо стоит сказать и Эльдару Рязанову, который сам того не подозревая, сумел создать шедевр на все времена. Шедевр, на котором выросло не одно людское поколение. Шедевр, без которого не обходится ни один Новый год. Шедевр, за который любишь советские фильмы, и без которого отечественный и мировой кинематограф был бы неполон.

    Вывод: замечательный фильм. Искромётный, яркий, запоминающийся и навсегда врезающийся в память, тем, кто хоть раз его посмотрел, с блестящим актёрским составом, бесподобной музыкой и стихами и впечатляющей режиссёрской работой. Фильм — праздник. Не добавить, не отнять.

    10 из 10

    Хотя эта комедия заслуживает, безусловно, оценки куда как выше.

    5 января 2011 | 00:58

    Пусть шампанское разлито,
    Пусть куранты грянут полночь,
    За столом с утра накрытым
    Новый год не будет полным,
    Если днем всегда голодным
    По любому из экранов
    Не увидим мы народный
    Фильм, что снял Эльдар Рязанов.

    Привычный спутник новогодних приготовлений — картина «Ирония судьбы, или с легким паром» когда-то явилась неосознаваемым, но великим прозрением Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Перенеся на экран свою же пьесу, они смогли найти в анекдотической истории самые искренние и объединяющие мотивы для миллионов разных людей. С 75-го года и по сей день фильм является неотъемлемым символом детского ощущения радости. На фоне общей атмосферы веселья эта картина выступает одновременно душой всенародного праздника. Ведь кроме блестящей иронии, она пронизана очаровывающей светлой печалью. Что, между прочим, весьма жизненно, ибо шутки судьбы, так или иначе, становятся причиной меланхолии для объектов ее роковой забавы.

    Приходится признавать, что смысловой заряд фильма воспринимается нами скорее на подсознательном уровне. Именно этим, наверно, стоит объяснить поразительное желание каждый год смотреть одну и ту же ленту. Меж тем, идейные контуры «Иронии судьбы…» удивительно органично соответствуют тем чувствам и тем архетипичным надеждам, которые с непревзойденной остротой подступают в преддверии боя курантов.

    Планирование и стандартизация как главные приметы жизни в СССР справедливо попали в фокус умной и тонкой сатиры авторов фильма. Но сама идея небывалого стечения обстоятельств превращается сценарием в дух хаоса, заражающего типовые жизни обычных советских граждан. Беспорядок, набор случайностей, неправильностей, курьезов и нелогичностей будто вырывают главных героев из координат неких глобальных Черёмушек. И они, физически оставаясь в квартире на улице Строителей, преодолевают всякие измерения. Не этого ли чаще всего желаем мы, когда нарезаем салаты или покупаем шампанского 31-го декабря. Время для нас обладает ритмом — часы, дни, месяцы. Раз за разом. Порядок — неизбежная необходимость жизни. Он, конечно, гораздо в большей степени благо, нежели зло. Но раз в 365 вечеров практически всем так невыразимо хочется ощутить в себе хаос, чтобы, разумеется, родить танцующую звезду.

    «Иронию судьбы…» можно назвать самым народным экзистенциальным фильмом во всей мировой кинематографии. Ключевая идея философии существования о предельном ощущении бытия в пограничной ситуации представлена Рязановым в развитии характеров своих героев, которые в течение одной ночи становятся буквально другими людьми. И Лукашин, и Надя, и Ипполит пересматривают свои отлаженные, размеченные жизни, осознавая их трагическую сущность, пустоту, никчемность или, вспоминая дневниковый роман Сартра, чувствуя тошноту (недаром заливная рыба — такая гадость). Что особенно мощно выражается в истории Ипполита.

    Это уникальная драматургическая концепция, которая с очевидностью противоречит всяким представлениям о романтической ироничной мелодраме. Для персонажа Яковлева Новый год заканчивается страданием. И несмотря на свое противостояние любви Лукашина и Нади, он, несомненно, герой положительный. Ведь сбрасывая налет сытой уверенности и мелочной ревности, Ипполит будто проходи очищение, обряд инициации, делающий его честным и открытым человеком. Именно из его уст звучат пронзительные слова: «Как скучно мы живем. В нас пропал дух авантюризма. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие хорошие глупости». Потому так щемяще больно и в том числе от заключительной фразы: «Может быть, я хочу простудиться и умереть». Вeдь Новый год — это не только радость, это еще подведение итогов, итогов, от которых так часто хочется перестать быть, раствориться где-то в новогодних огнях, уйдя по снегу в ботиночках на тонкой подошве.

    А финал, конечно, счастливый, потому что иначе нельзя. Нам жизненно необходимы надежда и радость. Только надо немного решительности, которой и вознаграждается Лукашин, немного легкомыслия, что и заставляет Надю приехать в Москву, и очень много хорошего доброго юмора. Ведь без него жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

    31 декабря 2011 | 22:24

    Каждый год 31 декабря глаза большей части населения России прилипают к телеэкрану, чтобы в тысячный раз увидеть, как пьяненький хирург завалится спать не в свою кровать.

    Фильм уже и тридцатник разменял, и отличным сиквелом обзавёлся, а всё ещё живёт.

    И уже в этом если не ирония судьбы, то зигзаг удачи уж точно.

    В чём дело?

    В семидесятые годы телефильм Эльдара Рязанова стал прорывом. Истории про одиноких женщин и немолодых холостяков ещё не набили оскомину (более того, тут Рязанов стал первопроходцем). Ещё одна изюминка — песни. Доселе бардовские песнопения прочно ассоциировались с туго набитыми рюкзаками и туристическими маршрутами. В «Иронии судьбы» этим делом занялись интеллигенты в комнатах. Ещё один момент связан с текстами самих песен. Это стихотворения поэтов XX века, притом довольно большого диапазона — от Пастернака до Евтушенко. Естественно, фильм подстегнул интерес к поэзии. Спасибо ему за это.

    Но одно дело — люди, посмотревшие «Иронию» в 1970-е. Они этот фильм безумно любят и превозносят его до небес.

    А вот людям младшего поколения в фильме Рязанова ловить нечего. Проблемы среднего возраста, пение под перебор гитарных струн — всё это в наши дни не кажется таким уж захватывающим.

    Сценарий. Пьеса Рязанова и Брагинского «С лёгким паром, или Однажды в новогоднюю ночь» успешно шла в театрах Советского Союза. Но ставили её обычно как водевиль, как искромётную комедию положений. Рязанов, получив заказ на производство двухсерийной картины, смекнул, что на три с лишним часа лёгкая комедия про лёгкий пар не потянет. И стал делать мелодраму с покушениями на психологизм.

    И тем самым подложил под своё творение бомбу. Почему? Да потому что такая трактовка предполагает достоверность.

    Уже в 1970-е годы в авиабилете указывались ФИО пассажира. Так что не того человека посадить на самолёт не могли. Такая ситуация была бы возможна только в 1950-е годы. Фильм же очень чётко привязан к реалиям семидесятых.

    Ладно, ладно, пусть это фантастическое допущение. Тогда вот. Женя Лукашин — врач. Не клюнуть после дежурства с коллегами по поводу наступающего Нового года он не мог. Не та среда.

    Ладно, ладно, пусть чудо. Есть ещё более досадные промахи, связанные с профессиями героев.

    Женя — хирург, Надя Шевелёва — учительница. Профессии массовые, требующие умения работы с людьми. Но оба ведут себя как какие-нибудь библиотекари или мелкие чиновники, вроде Акакия Акакиевича. Учительница не только объясняет материал на уроках, но и воспитывает класс. И она должна уметь в нужный момент проявить твёрдость, наорать на какого-нибудь хулиганистого типа. Так что с пьяным мужиком она должна была расправляться иначе. А Лукашин? Почему он настолько застенчив? Ведь он получил профессию, значит, вынес анатомический театр. Ведёт приём, перед ним на работе раздеваются десятки женщин — какая тут скромность? Так что профессии приписаны сценаристами явно от балды, к неподходящим характерам.

    Можно вспомнить эпиграф к фильму «12»: «Не ищите здесь правду быта, ищите правду Бытия». И ею тут не разживёшься. Мотивация у героев хромает. Взаимоотношения между персонажами прописаны грубо. Развитие образа Лукашина от недотёпистого скромняги до мужественного человека должным образом не сыграно. А всё потому что весёлую комедию пытаются играть на полном сурьёзе.

    И потому лучшим из главных героев оказался Ипполит. Он один, бедолага, тянет на себе комическую составляющую фильма. И этими бурлацкими усилиями спасает фильм. Столкновения с Лукашиным, ревность вносят определённую остроту в мелодраматический сюжет. А его последнее появление — в пальто под душем? Надя и Женя выпроваживают его, но оба выглядят при этом некрасиво. Актёрская работа Яковлева выполнена блестяще. Хороши и эпизодические персонажи — подруги Нади, друзья Лукашина. Но основной упор всё-таки делается на вялую лирическую пару.

    Ещё пару ложек дегтя вносит слабое техническое исполнение. Рязанов не искал интересных ракурсов и освещения, не думал, как интереснее показать происходящее. Сделано на уровне среднего телеспектакля. Поэтому симптоматична легендарная опечатка во вступительных титрах («искючительно в новогоднюю ночь»). Работали товарищи левой пяткой.

    Плюс проблемы со вкусом, преследовавшие Рязанова на протяжении всей его карьеры. Вступление в виде мультика тут ни к селу ни к городу (к тому же там есть бессовестный плагиат с «Этого безумного, безумного, безумного, безумного мира» С. Крамера). Так же не в тему унылые автомобильные трюки.

    Но есть одна вещь в «Иронии судьбы», к которой нельзя подкопаться. Это музыка Микаэла Таривердиева. Описывать её бесполезно — её надо слушать. И вот за неё и за все удачи, постигшие создателей этого неровного фильма

    7 из 10.

    4 января 2010 | 12:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 79 руб.
    DVD, 281 руб.
    саундтрек, 324 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    аудиокнига, 210 руб.
    аудиокнига, 243 руб.
    подробнее

    Новости


    В американский прокат врывается энергичный боевик «Воздушный маршал» Хауме Кольет-Серра с Лиамом Нисоном в роли бесстрашного спецагента, спасающего пассажиров самолета от таинственного убийцы. По соседству с этой лентой не слишком внушительное, но все же пристойное число копий в США получил «Сталинград» Федора Бондарчука(...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы думали, что наша история имеет отношение к «Иронии судьбы». Новый год — это время надежд. В «Иронии» у людей есть планы, будущее оказывается не таким, каким герои себе его представляли, но все равно прекрасным. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск побывал в мастерской художника-постановщика «Курьера из „Рая“» Сергея Агина, где он вместе со своей командой уже создает пространство нового фильма — эпической драмы «Викинг», основанной на «Повести временных лет». Сергей Агин рассказал о драматургии изображения, провинциальных городках и соленых огурцах, которыми жители Алексина завалили съемочную группу. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    15-16 июля
    15.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-16 июля
    Работники зрелищных предприятий нуждаются в нормальном дне отдыха. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.483
    41.Огни большого городаCity Lights8.482
    42.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.480
    43.Джентльмены удачи8.479
    44.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.469
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.96%
    22.ЯростьFury93.60%
    23.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.42%
    24.Чем дальше в лесInto the Woods93.19%
    25.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones93.10%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Жизнь прекрасна50/50110
    РоверThe Rover5
    Нюхач12
    Долгое падениеA Long Way Down14
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For57
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.434
    ПосвященныйThe Giver7.022
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.951
    Типа копыLet's Be Cops
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.542
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры