всё о любом фильме:

Ирония судьбы, или С легким паром! (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
директор фильмаЕвгений Голынский
операторВладимир Нахабцев
композиторМикаэл Таривердиев
художникАлександр Борисов, Ольга Кручинина
монтажВалерия Белова
жанр мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время184 мин.
Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый Год чистыми, а «напарились» до такой степени (пивом и водкой), что отправили в Ленинград не того.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. Главные роли в «Соломенной шляпке» сыграли Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Они же пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
    • Съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.
    • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
    • «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
    • Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, заснеженная фотография Ипполита, в тот момент, когда Надя поднимает её с тротуара, была фотографией Басилашвили, а не Яковлева.
    • Во время первого прихода Ипполита к Наде по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка» снятый в 1974 году режиссёром Леонидом Квинихидзе. В частности на экране виден Андрей Миронов.
    • Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Лукашиным могли стать также Пётр Вельяминов и Станислав Любшин.
    • Помимо телепремьеры 31 декабря 1975 года, фильм вышел в кинопрокат 16 августа 1976 года.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.
    • Киновариант короче почти на полчаса — хронометраж составляет 155 минут.
    • На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Таривердиев долго и упорно уговаривал режиссёра пригласить Алису Фрейндлих. И тут Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной.
    • Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.
    • Фамилия Катанян, произнесённая героем Мягкова звучит ещё в другом фильме Эльдара Рязанова — «Забытая мелодия для флейты». Этой «вымышленной» фамилией представляется герой Леонида Филатова. Предположительно тем самым Э. Рязанов хотел увековечить своего студенческого друга, действительно носившего фамилию Катанян.
    • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 50-е Рязанов как оператор снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в другом фильме Рязанова — «Забытая мелодия для флейты» (1987).
    • еще 11 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.
    • Лукашин улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, хотя в советское время внутренние рейсы северного и западного направлений выполнялись из Шереметьево-1.
    • Один из курьёзных случаев — в титрах, идущих в начале фильма допущена опечатка: в слове «Исключительно» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь») пропущена буква «Л».
    • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско.
    • еще 1 ошибка
    Фрагмент 01:29
    все трейлеры

    файл добавилClearDoor

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм стал у нас поистине культовым практически для всех и таким же непременным атрибутом новогодних праздников, как ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, шампанское и т. п. Если, например, в американской ленте «Один дома 2» дети, приехав на Рождество в Париж и не обнаружив ни на одном из телеканалов «Эту прекрасную жизнь» Фрэнка Капры, шутят, что действительно оказались не в Америке, то для бывшего советского (ныне российского) человека трудно представить Новый год без очередного показа «Иронии судьбы», подчас параллельно в нескольких телепрограммах. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 776 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ни один Новый год не обходится без «Иронии…». Однажды, я решила выяснить почему все так любят этот фильм. Честно просмотрела от начала до конца и не нашла ответа.

    Отношения Гали и Жени напоминают бег по кругу. Я несколько раз была уверенна, что теперь-то уж точно конец, но ничего подробного!

    Надя, которая сама не знает чего хочет раздражает полным отсутствием логики. Если неприятный тип Ипполит, возможно, нужен был потому, что следуя идиотском стереотипу многих людей: ей пора бы замуж, то что она нашла в Жене?

    Женя, бесхребетный маменькин сынок, ломающий бедной Гале жизнь, потому что и она тоже подвержена тем же идеям: «уж замуж невтерпеж». Его приключение хочется проиллюстрировать типовым советским плакатом о вреде пьянства и подписать: «Не умеешь — не берись!»

    И вот, эта парочка встречается и герои начинают тормозить вместе. Тут есть место всему: и типичной женской жалости, и третьему — лишнему (кто тут лишний: Женя, что логично, Ипполит, мешающий новым отношениям, или Надя: а просто так, мужчины сами разберутся — решать уже зрителю), и бестолковой беготне друг за другом и друг от друга.

    Любви с первого взгляда не случилось: спящий пьяный мужик и женщина, будящая его — немного не та ситуация, чтобы вспыхнула страсть, да? За какие же достоинства они могли полюбить друг друга? Надя хотя бы красивая. Женя рохля и замухрышка.

    Так же, составляя для себя впечатление о фильме не могу забыть, оставленных за обочинами семейной жизни Галю и Ипполита. Мне неприятны эти персонажи: грымза и хамоватый собственник, но не менее неприятно и то, что их фактически кинули.

    Возможно, во времена, когда создавался фильм все это было актуально: типажи героев, ситуации, общий антураж. В наши дни, когда нужен человек, на которого можно опереться в любой ситуации — слишком нестабильна жизнь, когда хочется верить, что существуют уверенные в себе независимые женщины, да и сама жизнь, словно движется раза в три быстрее, чем во времена наших бабушек, фильм вызывает раздражение. Ну а в Новый год хочется хотя бы посмотреть на чудо, счастье и романтику, а похождения нетрезвого мужчинки, к которому никак не применимы слова «сильное мужское плечо» и скучной одинокой женщины вгоняют в тоску и уныние.

    23 ноября 2014 | 00:36

    Новый Год — всегда предвкушение чего-то нового и в то же время волшебного и родного. Уверена, даже самый закоренелый циник втайне надеется на чудо именно в эту особенную ночь. Кто-то ждёт чистой и светлой любви, кто-то молит о материальном прибавлении, кто-то жаждет ребёнка, а кто-то просто, чтобы Её Величество Фортуна повернулась к ним правильной стороной. Но, согласитесь, чего мы явно не ждём, так это незнакомого и спящего мужчины средних лет на нашем диване. Да, да. Именно так — оригинально и даже неожиданно (особенно в далёком 1975 году) начинается прекрасная и уже культовая картина «Ирония судьбы, или с лёгким паром!»

    Я искренне не понимаю тех, кто морщится от трансляции этой картины в каждую новогоднюю ночь, ведь это уже традиция, как загадать желание под бой курантов! А что касается фильма — низкий поклон Рязанову. По-моему, картина потрясающе продуманная, нежная и даже чувственная. Кто из нас не мечтает о том, чтобы жизнь круто изменилась за одну ночь?

    Всё это как-то не по-советски, правда? Мне тоже приходила такая мысль в голову. Где это видано, чтобы спустя несколько часов пребывания в другом городе мужчина целовался не с будущей женой, а, практически, с незнакомкой? Или разве принято было, чтобы обычная учительница русского языка решила бросить жениха из-за мимолётной интрижки? (даже романом это не назовёшь). И несмотря на всё это, мы продолжаем не просто любить — практически обожествлять эту картину.

    Песни, диалоги, стихи — всё в картине подобрано как нельзя лучше. А уж про некоторые шутки и писать, наверное стыдно… Кто из нас не знает «заливную рыбу» и «тёпленькая пошла»?

    Этот фильм мне почему-то хочется назвать новогодней сказкой, хотя никаких признаков фантастики тут нет. Возможно, причина тому — парадоксальность сюжета. Разве такое с кем-нибудь и когда-нибудь случалось?

    Как бы то ни было, это красивая история даже не любви — встречи. Встречи двух, как оказалось, родственных душ.

    И каждый раз на век прощайтесь,
    И каждый раз на век прощайтесь,
    И каждый раз на век прощайтесь,
    Когда уходите на миг. ©

    2 ноября 2012 | 01:41

    У нас огромная страна и сложно представить, что может существовать фильм, который видел каждый россиянин, но если такой фильм вообще существует, то это однозначно новогодняя комедия Эльдара Рязанова. Что же такого волшебного в истории человека, которого по ошибке, пьяным посадили в самолет и отправили в чужой город прямо накануне нового года? Что заставляет нас снова и снова пересматривать это кино? Почему из огромного разнообразия новогодних комедий именно эта стала неотъемлимой частью новогоднего чуда для целой страны?

    На мой взгляд, секрет успеха в том, что это очень искренне кино. Оно теплое, в нем нет ни капли фальши или искусственного пафоса. Этот фильм не преследует цель, во что бы то ни стало рассмешить зрителя или влюбить его в героев. Нам просто рассказывают историю, пусть слегка наивную и чуть — чуть неправдоподобную, ну и что с того — это же новогодняя ночь время чудес и невероятных совпадений, то время, когда возможно все, даже найти любовь, проснувшись пьяным в чужом городе, в чужой квартире, поливаемым из чайника.

    Чарующая атмосфера праздника, волшебная музыка, замечательный сценарий, который с годами разлетелся на цитаты, ну и конечно неповторимая игра Андрея Мягкова, Юрия Яковлева, Барбары Брыльской и других замечательных актеров не может оставить зрителя равнодушным. Я впервые увидел этот фильм, когда мне было не больше шести лет, теперь мне уже почти двадцать два года, я буквально наизусть помню каждую сцену и любой диалог из этой картины, однако каждый новый просмотр приносит мне исключительно позитивные эмоции.

    Существуют фильмы, над которыми время не властно. Они с годами становятся только лучше, приобретая светлые нотки ностальгии и этот фильм один из таких. Каждый раз, пересматривая его, я словно возвращаюсь в детство. Есть люди, которые утверждают, что нужно снимать ремейки к фильмам, поскольку с годами оригиналы устаревают и уже не интересны новому поколению зрителей. Я с этим категорически не согласен, подлинные шедевры не стареют, они переходят из поколения в поколение, как бабушкина брошь или бутылка коллекционного вина, совершенно не теряя своей ценности.

    Когда у меня будут дети, я им обязательно буду показывать старые фильмы, чтобы они поняли, что слово старое далеко не всегда синоним слова плохое. Одним из таких старых фильмов, которые увидят, и я надеюсь, полюбят мои дети, будет «Ирония судьбы».

    P.S. Новый год без этого фильма — это неправильный новый год.

    10 из 10

    4 июня 2014 | 19:40

    Маленькие человечки, которым от силы от отроду один-два годика, максимум лет 5-6, наверно не видели кино про баню. А вот оставшаяся часть населения земного шара, включая больших человечков, уж наверняка смотрела «Иронию судьбы». И такой вот зрительский интерес, особенно у нас в стране, естественно не у всех вызывает пиетет и уважение. Показывай рязановское кино телевидение не так часто и не каждый год, возможно и не было бы отрицательных отзывов. А так по всему получается из крайности в крайность — перекормили. НО!!! При всё вышеизложенном, кино на самом-то деле классное. Почему классное ? Да по одной простой причине. Будь сейчас или в будущем самые-самые нано-технологии, а кино «Ирония судьбы или с лёгким паром» будут любить потому, что оно отражение, суть нашей жизни. Какой русский не любит быстрой езды? Какой русский не любит ходить в баню, попариться с берёзовым веничком? Какой русский не смотрел «Иронию судьбы»? Это всё про нас и о нас.

    И ведь в художественном смысле, картина Эльдара Александровича Рязанова, соткана, так профессионально и мастерски, да что там профессионально, как полотно прекрасного и замечательного художника. Фразы их фильма стали крылатыми, музыка и песни вошли в наш повседневный быт. Шутки тоже в стороне не остались. И правильно кто-то из писавших рецензии на этот фильм заметил, что кино-то с грустинкой. Потому оно нам так близко и понятно. Русский человек умеет и работать и отдыхать на полную катушку, как Женя Лукашин со товарищами. Женя-то Лукашин вообще по правде говоря человек скромный и до спиртного не падкий. Да и друзья у него тоже не последние алкоголики. Просто они решили помыться, попариться в бане. Взяли с собой горячительного, опять же не потому что пьяницы, а потому что настроение праздничное, предновогоднее. Попарились, согрелись огненной водой вперемежку с пивасом. Заусило. И понеслись души русских мужиков в рай, а тела в аэропорт, потому как один из низ должен был улететь в тот самый город на Неве. Осталось только выяснить, кто же это мог бы быть? До принятия зелёного змия, они разумеется знали, кто полетит. Ну, а уж после, алкоголь сыграл с ними шутку. И тот самый герой Георгия Буркова, который никогда не пьянеет со своей железной логикой даже и мысли не стал допускать, что должен лететь Паша. Вот и допрыгались, вот и доигрались мужички, посадив в самолёт не того, кого надо. Но история-то на этом не заканчивается. Она только подобно турбинам того самого самолёта, набирает обороты.

    Не резон описывать всю последующую гамму чувств и перипетий, ситуаций и прокламаций. В избытке сие уже пережито многими и не единожды. Женя Лукашин совершит свою счастливую посадку, а Надя Шевелёва этому поспособствует. Ипполит то ли Матвеевич, то ли Георгиевич, возражать не будет. Нет, конечно, поначалу, он, как разъярённый лев али тигр ринется в бой, тем более все предпосылки уверенного и надёжного человека у него имеются. Но это будет лишь жалкое трепыхание, на фоне зарождающегося безумного чувства. Властны ли мы над своими эмоциями, умеем ли мы ими управлять или они берут верх над нами, лучше всего расскажут и покажут герои фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром». Под задушевные стихи и песни. Не забывайте об этом…

    10 из 10

    18 сентября 2014 | 06:31

    Для меня это не просто фильм, это целая жизнь. Фильм глубокий. Фильм дорогой во всех мелочах.

    1975 год. Меня тогда и в помине не было. Но все так близко, знакомо, как будто возвращаешься в детство.

    Советское время можно ругать сколько угодно. Безусловно, много было отрицательно. Но было и много положительного, а именно «облико морале». Система моральных ценностей все же была, и была нормой для советского гражданина. Потому советские фильмы так люблю смотреть, что люди в них искренны, потому что «личный статус», а не только «социальный» имеет значение.

    И что всегда поражало в советских фильмах: герои столько времени уделяют эмоциональной стороне жизни, экзистенциальным размышлениям. У современного человека просто нет времени на подобную рефлексию: нужно зарабатывать деньги, нужно заниматься фитнесом и т. д. Это все хорошо: и деньги, и фитнес, я не спорю. Просто что-то ушло безвозвратно. Ушла искренность, душевная простота, как отсутствие заслоняющих истинное восприятие чувств: иронии, высокомерия, тщеславия.

    Но, ближе к картине.

    «Ирония судьбы…» — потрясающий пример гения Рязанова. Гений этот в соединении комедии и драмы. Вообще ведь это тяжелый труд: заставить человека смеяться или плакать. Ведь в этом и есть настоящее искусство — причащение к некоторому сопереживанию. Но уж соединение полярных жанров — это дар редкий.

    Несмотря на некоторую комедию положений, в фильме разыгрывается настоящие драмы. Она выходит замуж за нелюбимого, Он собирается взять в жены «не ту». Потрясающие стихи доносят до зрителя подлинный драматизм ситуации:

    «У одиночества как твой характер крут…»

    «… совсем не та ко мне приходит…»

    И вот когда благодаря множеству случайностей и совпадений Он и Она нашли друг друга, Судьба кривится в усмешке, — они расстаются.

    Но все мы ждем чуда в Новый год, пусть все меньше каждый раз, и чудо происходит.

    С любимыми не расставайтесь…

    2 ноября 2013 | 00:18

    Казалось бы, что можно еще сказать об этом фильме такого, чего никто бы еще не говорил и что было бы интересно кому-то еще, кроме автора? Не знаю. Вот честно говорю — не знаю. Но накопившаяся за долгие годы в душе нежность к этому фильму не дает молчать. Хочется признаться в самой искренней любви к «Иронии…» и сказать теплые слова Эльдару Санычу…

    Начну, пожалуй, с банальностей…

    Каждый год 31 декабря Женя Лукашин, хирург и просто хороший человек идет с друзьями в баню. Традиция у них такая.
    И каждый год 31 декабря вся наша необъятная страна, готовясь к встрече Нового года, включив телевизоры на разных каналах в разных часовых поясах, в который раз смотрит эту историю… Традиция у страны такая.

    Дамы строгают салатики, мужчины спешат завершить в этом году все дела, кто-то спешно раздает долги, кто-то бежит в магазин, вспомнив, что в холодильнике нет шампанского, кто-то тащит домой последнюю, куцую, с боем отвоеванную елочку… И при этом практически все за редким исключением, если есть такая возможность и если есть поблизости телевизор, поглядывают на экран, где в этот момент троица друзей в простынях проникновенно тянет про то, как «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги…» или наблюдают за тем, как добрая учительница Наденька поливает из чайника уснувшего на ее диване пьяного мужика…

    Почему это происходит из года в год, день в день? Каждый раз страна, впадая в праздничную эйфорию, снова и снова смотрит свои любимые кадры, повторяет за актерами любимые фразы, подпевает любимые песни… Почему это происходит? В чем такая мощная магия этого фильма?

    Что в нем такого особенного?

    Красивые актеры? Ну я бы не сказала… Барбара Брыльски, безусловно, очень мила, обаятельна и симпатична, но все-таки, согласитесь, что она — вовсе не эталон красоты. Андрей Мягков — тоже далеко не мачо из женских грез…

    Какая-то супер-пупер мощная история? Тоже нет. Ну конечно сюжет оригинальный, ничего не скажешь, но далеко не из тех, что потрясают зрительское воображение размахом и величием…

    О каких-то мощных спецэффектах вообще говорить не приходится, за давностью лет и ненадобностью…

    Но чем-то же фильм цепляет за душу… И царапает сердце… И щекочет глаза слезинками…

    Может этим?

    «Никого не будет в доме… Кроме сумерек один,
    желтый день в сквозном проеме незадернутых гардин,
    незадернутых гардин…»


    И уже слышишь негромкий мужской голос, поющий эти слова и неспешный перебор гитарных струн… И видишь, как за окном кружатся снежинки…

    А может этим?

    «На Тихорецкую состав отправится,
    Вагончик тронется, перрон останется.
    Стена кирпичная, часы вокзальные,
    Платочки белые, платочки белые, платочки белые,
    платочки белые, платочки белые, глаза печальные…»


    Текст — зашибись! Но вот сидишь за столом, режешь (в ритме убегающих вагончиков) колбаску тоненькими праздничными кружочками, улыбаешься и напеваешь, повторяя вслед за актрисой эти бессчетные «платочки»… И уже даже не глядя на экран, видишь маленькую непоседу — Ахеджакову в обалденной шубенке и немыслимой шапочке, и сурьезную Талызину — с сиреневым платочком на шее, с бокалом шампанского в руках…

    А может этим?

    «Мне нравится, что Вы больны не мной,
    Мне нравится, что я больна не Вами,
    Что никогда тяжелый шар земной
    Не уплывет под нашими ногами…»


    Женщина, печально улыбаясь, поет удивительные Цветаевские строки… Мужчина во все глаза смотрит на нее, пока еще не понимая разумом, но уже ощущая сердцем, что перед ним приоткрылся целый мир… И предчувствие необъяснимого неосторожного уже витает в воздухе и наполняет душу надеждой…

    Или это?

    «По улице моей который год
    Звучат шаги, мои друзья уходят…
    Друзей моих медлительный уход
    Той темноте за окнами угоден…»


    И, уже не замечая, как это происходит, ты снова вспоминаешь своих друзей. Тех, кто ушел от тебя слишком рано, так нелепо, так бессмысленно… И накатывает грусть оттого, что ты больше никогда их не увидишь, и никогда уже не будет тех беспечных кухонных посиделок и тех вечеров, когда в маленькой комнатке собиралась большая компания, и рассаживались все, кто на кресла, кто на ковре, кто на подоконнике, и зажигались свечи, и пелись любимые песни под состроенные между собой две гитары… Такого уже никогда не будет, потому что ушли двое из наших, ушли совсем, оставив нас недоумевать и обвинять судьбу в жестокости и несправедливости…

    «Я спросил у ясеня: — Где моя любимая?
    Ясень не ответил мне, качая головой…
    Я спросил у тополя:- Где моя любимая?
    Тополь забросал меня осеннею листвой…
    Я спросил у осени: Где моя любимая?
    Осень мне ответила проливным дождем…»


    И одинокая женщина идет по ночному заснеженному городу, и ей навстречу шагают тусклые фонари, и провожают ее взглядом мосты и соборы… И вьюжит ветер… И стаи продрогших голубей, кружась над головой, хлопают крыльями… И одинокий корабль, устремив голые мачты в небо, стоит на вечном приколе, занесенный снегом… И слезы на глазах…

    «Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий,
    Я выпытать — куда Вам путь и где пристанище.
    Я вижу: мачта корабля, и Вы — на палубе…
    Вы — в дыме поезда… Поля в вечерней жалобе…
    Вечерние поля в росе, над ними — вороны…
    Благословляю Вас на все четыре стороны!»


    Разве можно подобрать точные слова к тому Чуду, которое происходит на экране? Разве найдется хоть один нормальный человек, способный спокойно и цинично рассуждать о недостаточной смысловой нагрузке фильма и композиционных недоработках, когда он видит ЭТО ЧУДО?

    Хотя, что это я? Найдется и не один! И пинали режиссера не раз и не два за этот фильм. Критики разносили его в пух и прах. Поколения критикующих успели смениться несколько раз. Выросли молодые, еще более наглые да нахрапистые. Им нужно о себе заявить во всё горло. Вот они и треплют почем зря доброе имя Рязанова, охаивая даже самые лучшие его фильмы. А простые люди смотрят фильм, и улыбаются, и переживают, и смеются, и плачут вместе с любимыми Женей и Надей. Да и наплевать на этих критиков с высокой колокольни! Страна как любила «Иронию судьбы…», так и будет любить!

    И еще: я искренне не понимаю тех людей, которые, обсуждая этот фильм, говорят: «Ну еще первую серию можно посмотреть. Ничего так. Прикольно. А вторая часть — тягомотина». Вот хочется подойти к человеку, заглянуть в глаза, постучать ему по лбу (легонько так, не травмируя) и сказать: «Ипполит, ну какой Вы тупой!!!»

    Ну разве можно их отделить друг от друга, эти две серии? Ну ведь в этом вся прелесть фильма: в том, что начинаясь как просто забавная нелепая комедия, «Ирония…» превращается в историю взаимоотношений двух людей, двух одиночеств, двух половинок, историю трогательную, печальную, в чем-то тоскливо-щемящую и оставляющую надежду…

    В этом талант Рязанова — уметь увидеть веселое в печальном и грустное в смешном. И так сыграть на тоненьких струнках человеческой души, что хочется смеяться и плакать одновременно.

    Вы только вспомните это:

    Правильный и красивый до скрипа на зубах, элегантный, как рояль, в ботиночках на тонкой подошве, Ипполит Георгиевич, над твердолобостью которого сперва просто искренне веселишься, ревность которого возмущает, и ты поначалу просто забавляешься над его сердитыми фразочками «На-на-на-на-Наденька…», вот этот самый Ипполит вдруг в какой-то миг меняется. И меняется отношение к нему.

    Совсем неожиданно для зрителя он вдруг стоит пьяный, в пальто, под душем, плетет что-то невнятное «Потрите мне спинку, пожалыста…» И ты уже смотришь на него совсем другими глазами. И видишь несчастного мужчину, который ЛЮБИТ ее… Ну вот так, по своему, но любит. А она с другим. Встречает Новый Год. И этот другой уже бреется его бритвой, ест для него приготовленные салаты, обнимает его женщину. Да и вообще, откуда этого другого принесло на их с Надей несчастье??? Ипполиту больно от этого. Но изменить он уже ничего не может. Эти двое нашли друг друга. А он — еще вчера близкий и нужный, сегодня — уже только третий лишний.

    Ипполит перестает быть комедийным персонажем. Его герой — драматичен и глубок. И зритель именно сейчас понимает его, и сочувствует, и просто по-человечески жалеет. Слова Ипполита к Жене и Наде — горьки, но они — Его реальность, печальны, но это Его, Ипполитова, драма, Его и только Его правда.

    И это настолько пронзительно, настолько искренне, что комок в горле.

    Кто после этого сможет меня убедить в том, что Рязанов — режиссер средней руки? Никто. Ибо это не так. Рязанов — гениальный режиссер! Тонкий, глубокий, сильный, интересный… И добавьте сюда еще сотню превосходных эпитетов, и всё будет мало.

    Извините за довольно сумбурную речь. Хотелось поделиться мыслями о многом. Хотелось как лучше, а получилось… Ну уж как получилось.

    Просто я люблю этот фильм и буду любить всегда, как одну из самых дорогих и родных для меня вещей: как мамой связанный пушистый шарф, как фотографии дедушки и бабушки, как своего первого в жизни плюшевого зайца… Это в душе. И это на всю жизнь…

    Вы помните это?

    «С любимыми не расставайтесь,
    Всей кровью прорастайте в них,
    И каждый раз навек прощайтесь,
    И каждый раз навек прощайтесь,
    И каждый раз навек прощайтесь,
    Когда прощаетесь на миг…»


    P. S. Какая мы счастливая страна, потому что у нас есть вот такая своя судьба. И такая «Ирония…»
    И с легким паром вас, люди! И с наступающим Новым годом!
    Не расставайтесь с любимыми фильмами! Не предавайте их.

    10 из 10

    2 декабря 2007 | 16:12

    Впервые я посмотрел этот фильм только после того, как купил его на DVD — поверьте, такое тоже бывает. Отмечу, что это был тот самый случай (впоследствии неоднократно даривший мне обманчивую надежду на аналогичные чудеса), когда нечто вновь увиденное явилось реальным открытием.

    Ведь хорошему фильму мало быть просто легендарным. Я думаю, это слово вообще изначально не несет в себе положительной или отрицательной оценки, а просто характеризует «масштабность» и/или популярность, например, картины. Хороший фильм должен быть любим. И вот именно это произошло, что называется, с первого взгляда.

    Нет, безусловно, я знал (в общих чертах) и сюжет, и «несколько» крылатых выражений, не говоря уже о песнях, и раньше — все-таки трудно полностью пропустить фильм, демонстрируемых с такой завидной периодичностью, но это всё не то. Тогда я впервые смог его посмотреть (само слово подразумевает некий процесс, не правда ли).

    Восторг — вот чувство, которое я испытал. Помню это совершенно отчётливо. Равно как и то, что сразу понял: если и есть в этой картине нечто спорное, то это исключительно слова, решения и поступки ее героев. Проще говоря, либо Вы присоединяетесь к числу прославляющих любовь, либо…

    И вот тут самое интересное. Не поленился, нашёл собственный отзыв того времени: «Я — хоть и убежденный материалист, прагматик и циник — за любовь. Пусть даже недолгую (обстоятельства всё же страшная сила, порой разрушительная), но яркую. Ибо ради нее стоит жить. И без колебаний рвать с путами вчерашнего дня. Порицать главных героев за то, что они так легко расстались со своим «недавним прошлым», бессмысленно. Так и надо. Где появилось сомнение, там нет места любви. А раз так — к черту всё. Вот об этом, в первую очередь, на мой взгляд, фильм. А мокрый Ипполит на морозе — это второстепенно. Кому-то его жаль, мне — нет. Правильный (спору нет) монолог в ванной — не повод полюбить человека. Он мечется туда-сюда, психует, словно сам толком не знает, нужна ему эта женщина или нет. А, может, в нем говорит лишь чувство собственника, лишенного чего-то своего»…

    Прошло без малого шесть лет. Изменилось ли что-то, спросите Вы. Ответ кроется в цитате, выбранной мною в качестве заголовка к отзыву. Сомнения, сомнения, сомнения… Так ли уж очевидно и бесспорно всё, каким казалось совсем недавно?

    Впрочем, к оценке фильма это (пока, во всяком случае) имеет весьма условное отношение. Ведь только по-настоящему мастерски сделанная работа может заставить говорить о содержании, забыв о форме. В этом сила искусства, я считаю. И всё-таки время беспощадно. На сегодня — уже лишь

    9 из 10

    3 февраля 2012 | 16:10

    Про достоинства и то восхищение, с которым я отношусь к этому фильму, можно очень долго говорить. Не понимаю людей, которым эта комедия надоела и которые говорят: «Ну, сколько можно показывать». Сложилась великолепная традиция показывать (смотреть) этот фильм под Новый год, и, дай Бог, она продолжится еще многие десятилетия, ведь более доброй, чудной и одновременно веселой кинокартины невозможно представить.

    10 января 2007 | 17:51

    Начну с того, что о просмотре этого фильма, его героях и самой истории, трудно говорить в прошедшем времени, ведь он представляет собой что-то настолько родное и уже не отделимое от нас самих, с самого детства. На просторах бывшего СНГ, наверно только новогодняя елка может соревноваться с картиной Эльдара Рязанова за статус самого узнаваемого атрибута праздников. Последние несколько лет я не смотрел его полностью, видимо, все же насытился за всю жизнь, поэтому просмотр, предшествовавший этой рецензии, был полон, в каком-то роде, свежими эмоциями, хотя в некоторых моментах можно просто ставить на паузу фильм, и на память цитировать диалоги героев. Здесь какое-то невообразимое количество фраз, которые стали настоящими афоризмами, и мы не замечаем, что порой даже копируем поведение или манеру разговаривать героев этой картины.

    Даже когда в реальности за окном нет снега, хотя зима уже давно вступила в свои права, сцена, открывающая фильм, неизменно дарит ощущение близости праздников. Все дело в простоте и легкости повествования — история про обычных людей: врачей, учителей, таксистов, заботливых мам. Подсознательно наверно многим из нас хочется, чтобы Новый год был встречен необычно, с долей романтизма, с каплей авантюризма — чего порой так не хватает. Даже учитывая, что я видел этот фильм два десятка раз, с удовольствием снова воспринимаю те же шутки, забавные ситуации, наивное поведение главных героев. Это не вызывает раздражения.

    Думаю, никому не наврежу, затронув последние сцены фильма. Считаю такую лирическую, местами грустную дорогу к счастливой развязке необходимой. Когда Барбара Брыльська идет по утреннему послепраздниному Ленинграду, а за кадром звучит приобретшая благодаря фильму каноничную известность песня, в исполнении Сергея Никитина — задумываешься невольно и о своей жизни, личной, в частности. Встретил ли я этот Новый год так, как хотелось бы. В целом, двухсерийное повествование вызывает настоящий калейдоскоп эмоций — от абсолютного беззаботного юмора вначале, до романтической истории ближе к финалу. Лично мне больше нравится именно первая серия, где происходит основное развитие сюжета и самые запоминающиеся моменты.

    Во многом, успех фильму обеспечил сильный актерский состав. Помимо того, что сегодня трудно себе представить героев любимого фильма с другими лицами, персонажи стали каноничными. У каждого есть своя изюминка, особенно примечательные черты, лучшие сцены с ним или с ней. Хочется пожелать долгих здоровых лет жизни исполнителям главных и второстепенных ролей, ведь некоторые из них, как Юрий Яковлев, уже в довольно преклонном возрасте. А так же пожелать долголетия и всяческого признания от молодого поколения режиссеру-волшебнику Эльдару Рязанову.

    Не могу сказать за своих будущих детей, но лично я буду еще очень долго возвращаться к этой истории. Возможно со значительными перерывами, но когда вновь заиграет знакомая музыкальная тема, а Женя Лукашин появится в кадре со своей невестой, после закадрового вступления Александра Ширвиндта, оторваться от просмотра я буду уже не в силах. Как бы это громко не звучало, но вряд ли появится картина, которая сможет поравняться с лентой Эльдара Рязанова в борьбе за зрительские сердца.

    10 из 10

    11 февраля 2013 | 22:03

    Полноценно «Иронию судьбы…» посмотрел будучи подростком, и с того момента Рязановская кинолента мне сильно полюбилась, как, полагаю, и многим российским и не только российским киноманам.

    Но со временем я пришел к выводу, что «Ирония…»- это трагическое содержание, гениально завуалированное прекрасной формой, сотканной из чудесной музыки Таривердиева, добрых песен Никитина, великолепной поэзии и внешнего обаяния главного героя.

    Заслуживает ли Женя счастья? Безусловно заслуживает. Однако счастье одних не оправдывает страданий других.

    P.S. Небольшой мультик, предшествующий фильму, и смысл которого не всем понятен, — это анимационное иронизирование над тогдашней системой типового жилстроительства, которая отчасти и стала причиной так полюбившейся нам истории.

    4 января 2011 | 07:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    саундтрек, 324 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    аудиокнига, 224 руб.
    аудиокнига, 243 руб.
    подробнее

    Новости


    В американский прокат врывается энергичный боевик «Воздушный маршал» Хауме Кольет-Серра с Лиамом Нисоном в роли бесстрашного спецагента, спасающего пассажиров самолета от таинственного убийцы. По соседству с этой лентой не слишком внушительное, но все же пристойное число копий в США получил «Сталинград» Федора Бондарчука(...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы думали, что наша история имеет отношение к «Иронии судьбы». Новый год — это время надежд. В «Иронии» у людей есть планы, будущее оказывается не таким, каким герои себе его представляли, но все равно прекрасным. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск побывал в мастерской художника-постановщика «Курьера из „Рая“» Сергея Агина, где он вместе со своей командой уже создает пространство нового фильма — эпической драмы «Викинг», основанной на «Повести временных лет». Сергей Агин рассказал о драматургии изображения, провинциальных городках и соленых огурцах, которыми жители Алексина завалили съемочную группу. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    15-16 июля
    14.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-16 июля
    Работники зрелищных предприятий нуждаются в нормальном дне отдыха. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    155.Мой сосед ТотороTonari no Totoro8.181
    156.Октябрьское небоOctober Sky8.178
    157.Отец солдата8.177
    158.Пятый элементThe Fifth Element8.176
    159.Пираты Карибского моря: Сундук мертвецаPirates of the Caribbean: Dead Man's Chest8.176
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.19%
    47.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.10%
    48.Седьмой сынSeventh Son91.05%
    49.Чудо-женщинаWonder Woman91.01%
    50.Бегущий в лабиринте: Испытания огнёмMaze Runner: Scorch Trials90.84%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner65
    ДракулаDracula Untold122
    Мичман Хорнблауэр: Герцогиня и дьяволHornblower: The Duchess and the Devil2
    Портрет в сумерках26
    Белоснежка: Месть гномовMirror Mirror209
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7.015
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.761
    ИнтерстелларInterstellar8.957
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 26.982
    SuperняньBabysitting7.122
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры