всё о любом фильме:

Ирония судьбы, или С легким паром! (мини-сериал)

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
директор фильмаЕфим Голынский
операторВладимир Нахабцев
композиторМикаэл Таривердиев
художникАлександр Борисов, Ольга Кручинина
монтажВалерия Белова
жанр мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время184 мин.
Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый Год чистыми, а «напарились» до такой степени (пивом и водкой), что отправили в Ленинград не того.
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Киновариант короче почти на полчаса — хронометраж составляет 155 минут.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.
    • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
    • «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
    • Съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.
    • Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, заснеженная фотография Ипполита, в тот момент, когда Надя поднимает её с тротуара, была фотографией Басилашвили, а не Яковлева.
    • Во время первого прихода Ипполита к Наде по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка» снятый в 1974 году режиссёром Леонидом Квинихидзе. В частности на экране виден Андрей Миронов.
    • Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Лукашиным могли стать также Пётр Вельяминов и Станислав Любшин.
    • Помимо телепремьеры 31 декабря 1975 года, фильм вышел в кинопрокат 16 августа 1976 года.
    • На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Таривердиев долго и упорно уговаривал режиссёра пригласить Алису Фрейндлих. И тут Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной.
    • Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.
    • Фамилия Катанян, произнесённая героем Мягкова звучит ещё в другом фильме Эльдара Рязанова — «Забытая мелодия для флейты». Этой «вымышленной» фамилией представляется герой Леонида Филатова. Предположительно тем самым Э. Рязанов хотел увековечить своего студенческого друга, действительно носившего фамилию Катанян.
    • Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. Главные роли в «Соломенной шляпке» сыграли Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Они же пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
    • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 50-е Рязанов как оператор снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в другом фильме Рязанова — «Забытая мелодия для флейты» (1987).
    • еще 11 фактов
    Ошибки в сериале
    • Внимание! Список ошибок в сериале может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.
    • Лукашин улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, хотя в советское время внутренние рейсы северного и западного направлений выполнялись из Шереметьево-1.
    • Один из курьёзных случаев — в титрах, идущих в начале фильма допущена опечатка: в слове «Исключительно» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь») пропущена буква «Л».
    • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско.
    • еще 1 ошибка

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм стал у нас поистине культовым практически для всех и таким же непременным атрибутом новогодних праздников, как ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, шампанское и т. п. Если, например, в американской ленте «Один дома 2» дети, приехав на Рождество в Париж и не обнаружив ни на одном из телеканалов «Эту прекрасную жизнь» Фрэнка Капры, шутят, что действительно оказались не в Америке, то для бывшего советского (ныне российского) человека трудно представить Новый год без очередного показа «Иронии судьбы», подчас параллельно в нескольких телепрограммах. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1093 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Весь мир с нетерпением ждет новых вестей из России: хватит ли у русских сил отпраздновать еще и старый новый год?»

    Я думаю что тех людей, которые не посмотрели первую «Иронию Судьбы» в нашей стране ну просто уже не существует, ведь в канун каждого Нового Года российские телеканалы начинают с особым усердием крутить этот фильм вновь и вновь и как бы странно и парадоксально это ни звучало, в каждый канун Нового Года люди смотрят, ведь именно благодаря «Иронии судьбы или с легким паром» у нашего, русского человека появляется праздничное настроение, которое позволяет ему радоваться празднику и наслаждаться выходными аж до празднования Старого Нового года, чему до сих пор удивляются в разных странах, ведь именно оттуда появилась шутка, с которой я и начал данную рецензию. Если честно то эта лента, которая конечно же сделана на высочайшем уровне, как говориться на века, уже порядком поднадоела, но это вина уже не создателей, а теле продюсеров, которые посчитали что этот фильм должен показываться каждый Новый Год, но даже несмотря на это, кино хорошее, доброе, светлое и крайне забавное, хотя забавное оно в основном только в первой части, ну а теперь немного подробнее про сам фильм и про его незамысловатую сюжетную линию.

    Сюжет рассказывает про обычного московского хирурга Женю Лукашина, который в канун Нового Года ходит со своими друзьями в баню, так как это уже стало настоящей традицией. В бане Женя вместе с друзьями выпил и за приход Нового Года и за то, что скоро он сделает предложение своей девушки Гале, которая ждет от него этого в новогоднюю ночь. Изрядно напившись, пьяные друзья едут в аэропорт, дабы проводить одного из знакомых на рейс до Ленинграда, но по ошибке туда отправляется ни кто-нибудь, а именно Женя, который ни о чем не подозревая вызывает такси и говорит свой московский адрес и надо же такому случится, что и в Ленинграде есть такой адрес с очень походим по строению домом, да что там говорить, даже замки там одинаковые, ведь по приезду к дому, одурманенный алкоголем Женя открывает своим ключом дверь ленинградской квартиры и укладывается там спать и все было бы здорово, но в этот момент возвращаются настоящие хозяева квартиры, школьная учительница Надя Шевелева и её ревнивый жених Ипполит, который в отличии от своей подруги не жалует нечаянного гостя, который, как он считает, приглянулся Наде, которая разрешила отпраздновать москвичу новый год вместе с ними… Сценарий конечно великолепный, как впрочем и сам фильм, хотя кое-какие недочеты все же имеются, как и ляпы, но без них как известно никуда, но все ляпы меркнут перед прекрасным актерским составом:

    «Ну и бельишко у вас, как я успел заметить, совсем не по сезону. Схватите воспаление легких и ага!»
    «Что ага?»
    «Летальный исход!»
    «А у вас ботинки на тонкой подошве, так что умрем рядом!»


    Просто великолепно сыграл Андрей Мягков, который так здорово и реалистично кривлялся перед камерой изображая очень пьяного мужчину случайного попавшего в чужую квартиру и в чужой город. Многие конечно же знают Мягкова только по этой роли, так что можно с уверенностью утверждать что клеймо этого фильма будет у Андрея всегда, да что там говорить, люди до сих пор помнят только эту роль в его фильмографии и если кого-нибудь спросить не многие назовут какой-нибудь другой фильм, но для того чтобы народ тебя запомнил, нужно крайне здорово сыграть, что Мягков и сделал. Примерно та же самая ситуация с актрисой Барбарой Брыльской, которая если честно меня немного напрягала по ходу всего просмотра, а к концу прямо таки начала раздражать, но сыграла она довольно неплохо, хотя мне она не так сильно понравилась, как допустим тот же Ипполит, в исполнении блистательного Юрия Яковлева, который может сыграть не только грозных Иванов Васильевичей, но и ревнивых женихов, которые очень недоверчиво относятся к посторонним, пьяным мужчинам в своей квартире, кстати сыграл Яковлев просто шикарно, к нему даже придраться незачто. Схожая ситуация с Александром Ширвиндтом и Александром Белявским, которые сыграли друзей Жени, Павлика и Сашу. Также отмечу довольно неплохую игру Лии Ахеджаковой, хотя мне она не особо понравилась и от того, мало запомнилась. Больше всего понравилась музыка, а точнее песни, звучащие в картине, чего только стоит, ставшая уже бессмертным хитом «Ария московского гостя», которую знает каждый третий житель нашей страны, или же мелодичную балладу «Я спросил у ясеня», в прекрасном исполнении Сергея Никитина, который вложил при пении в песню частичку себя и это чувствуется сразу, в общем с музыкальным сопровождением все обстоит великолепно. Точно также обстоят дела и с постановкой, который занялся любимый многими советский режиссер Эльдар Рязанов, который как это он частенько делает, появился в небольшом камео, да и с постановкой он справился просто на пять из пяти баллов, что не может не заслуживать уважения, как в прочем и сам фильм в целом, хотя некоторые недочеты все же были, да и приелась «Ирония Судьбы» уже порядком, но несмотря на это она заслуживает только хорошей оценки и однозначно положительной рецензии.

    «Что вы делали в самолете?»
    «В самолете я летел… спя!»


    Итог: хорошая советская новогодняя комедия, которая уже по-настоящему стала символом Нового Года и праздничного настроения, которое должно приходить во время и после просмотра этой картины, а моя оценка не самая высокая, но все же хорошая, а именно такая:

    7 из 10

    16 января 2011 | 21:34

    О, тепленькая пошла (с)

    Новый Год уже наступил. Запасы салата оливье и других вкусностей уже закончились. Холодильник начал освобождаться. За окном снег. А Новогоднее настроение еще сохранилось. В этот символический момент, решил посмотреть одну из самых величайших Новогодних картин, всех времен и народов. Конечно же «Иронию Судьбы». Сказать, что это поистине великий фильм, шедевр на все времена и просто гениальное творение, сказать ничего нового. Режиссер картины Эльдар Рязанов считается настоящим классиком Советского и Российского кино. Он успел подарить миру огромное количество достойнейших и действительно классных картин. Которые можно пересматривать по несколько сотен раз. Но удовольствие испытываемое от просмотра, сохраняется успешно. А фильм же, с каждым повторным просмотром становится все более и более родным. Именно к этой картине, можно отнести и все эти хвалебные слова. Ибо Эльдар был еще очень популярен до «Иронии Судьбы». Но именно этот фильм, довел его до настоящего пика популярности. Почему ? Потому что, Эльдару Рязанову в данной картине, удалось практически всё. От мягкой и приятной Новогодней интонации, до превосходной игры актерского ансамбля. Этот фильм удивительно хорош тем, что с каждым новым просмотром, фильм нравится еще больше чем прежде. Потому что, он становится по-настоящему родным. Ибо все 35 лет с выхода картины, именно под этот фильм мы сопровождаем Старый Год и встречаем Новый. При этом, не смотря на то, что мы его успели заучить от А до Я, он смотрится всегда по разному и по другому. Очень легкий и Новогодний фильм, который способен привязать Новогоднее настроение почти каждому человеку на Земле. А особенно тому поколению, которое выросло на этой ленте. Очень смешная. Очень добрая. Очень красивая. Очень легкая и простая картина. Можно смело сказать, что сие лента, является апофеозом всего творчества Эльдара Рязанова.

    Какая гадость эта ваша заливная рыба! (с)

    Данный фильм, можно ставить примером при создании великого и вечного кино. Потому что, данный фильм, не смотря на простоту своего содержания, которое порой сводится к элементам советских анекдотов, умудряется подкупать практически всем. Именно эта простота, становится главным достоинством картины. Как в пословице, скромность украшает человека. Пожалуй сам процесс попадания из одного города в другой, выглядит достаточно нереальным, он становится главным комическим элементом картины. В которую свелись элементы комедии, мелодрамы и чего то необъяснимо великолепного. Картина идеально передает советскую жизнь. Нравы. Жизнь. Людей. В связи с чем, герои картины, Женя, Надя и Ипполит, становятся настолько живыми и правдоподобными, что зритель сопереживает каждому из них. При этом, принимая их за своих родных и близких. Не смотря на свой хронометраж картины в 3 часа экранного времени, фильм действительно просматривается на одном дыхании. Истории происходящие в картине, заставляют задуматься и вдоволь посмеяться от того уровня позитива и доброты, которой полон фильм. Да и припомните как минимум пять фильмов, которые люди растаскали на цитаты и успешно эксплуатируют в жизни.

    - Отпусти руку! Руку сломаешь!

    - Ничего…. Сам сломаю, сам и починю! (с)


    Актерский ансамбль настолько удивителен, что каждый персонаж картины, кажется очень живым и настоящим. При этом, все актеры, создали целостный образ, достойнейшей игры актерского ансамбля. Женя Лукашин получился настолько реалистичным, что Андрей Мягков так и остался для меня человеком, очень похожим на своего героя. Потому что, он сыграл Женю в очень удивительной манере. В его игре нет фальши, переигрывания и чего то лишнего. Он так искренне морщит лицо от обиды, страдает от алкогольного опьянения и грустит, что невероятно подкупает. А привычная харизма Мягкова, делает Лукашина, очень позитивным, хорошим и милым. Барбара Брыльска создала образ Настоящей Советской Женщины. Которой не надо прибегать в излишней фальши, не надо выглядеть вызывающе и воссоздавать вызывающие позы, как стало модно в наше время. Она подкупает именно тем, какой она является на самом деле. Что создает чуть ли не образ идеальной женщины. Великолепная и искренняя игра, которая сливается в одновременно добрый и дерзкий образ Нади Шевелёвой. Юрий Яковлев же, просто отдельная тема. Этому актеру и играть не пришлось. За него, всё сделала его внешность. Высокий. Темный брюнет. Статный. Серьезный и рассудительный. Игра Яковлева же, сделала Ипполита невероятно интересным персонажем. Который хорош что в гневе под фразу «Уйми его Надя», что в алкогольном опьянении под фразу » О, тепленькая пошла». Остальной актерский ансамбль же, играет ровно на столько, что бы не затмевать трио героев. Но при этом, создавая полноту и целостность картины. Отдельное спасибо Александру Ширвиндту и Лие Ахеджаковой. Ну и Эльдару Рязанову, за великолепное камэо под фразу «Пить надо меньше !».

    Ну что Вы меня всё время роняете? (с)

    Я редко смотрю Российское кино. А еще, меня очень редко впечатляет музыка при просмотре картины. В данном случае, произошло это всё. Музыка Микаэля Таривердиева настолько волшебная и великолепная, что слушать ее одно удовольствие. Музыка не претендует на главенство в картине, её ровно столько, сколько надо. Вот почему, даже в обычных диалоговых сценах, удается встретить скорее тишину, чем музыку. Что передаёт глубину сцены, намного более сильно. Сама музыка же, создает атмосферу волшебства, доброты и теплоты, коим славен Новый Год. Великолепная игра на фортепьяно и гитаре. Гениальные стихи Пастернака, Ахмадулиной и других поэтов, дало возможность, оценить песни невероятной красоты (спасибо Алле Пугачевой и Сергею Никитину за вокал). Которым стоит заиграть, так мы зрители, невольно начинаем подпевать главным героям картины.

    Я в следующий Новый год обязательно пойду в баню (с)

    10 из 10

    Поистине, самый великий и легендарный фильм за всю историю советского кино. Шедевр, которое уже 35 лет подряд, мы смотрим с особым удовольствием. Заряжаясь при этом, невероятно красивым и полным доброты, духом Нового Года. Когда происходят «совершенно нетипичные истории, которые могут произойти только и исключительно в новогоднюю ночь». Смотреть и пересматривать …

    4 января 2011 | 11:32

    «Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню… Ну, традиция у нас такая…». Традиция фильма превратилась в традицию всего русского народа: но не ходить в баню (хотя отмечено, что многие посещают это место прямо в канун нового года, чтобы в следующий год войти «чистенькими»), а смотреть на этих потрясающе талантливых актеров каждый год 31 декабря. Благодаря Эльдару Рязанову и остальной съемочной группе, символом этого волшебного праздника для нас стали не только ёлка, оливье и мандарины, но и этот удивительный фильм по телевизору.

    Конечно, уже очень много слов сказано про всех невероятно талантливых героев «Иронии судьбы…», но все же в очередной раз мне хотелось бы отметить, что быть русским и ни разу не посмотреть этот фильм — ни много, ни мало, а большой грех.

    Это добрейшая история с очень лирическим концом покоряет сердца с первых минут, даже несмотря на не слишком примечательное начало в стиле рисованного мультика (хотя это тоже несет за собой особый вступительный смысл).

    Особенно поражает то, что от этого фильма не устаешь, хоть ему и исполняется в этом году целых 37 лет (премьера выпала на 1975 год). Каждый раз, когда пересматриваешь его, снова проживаешь вместе с героями эту непростую и столь ироничную ситуацию, снова чувствуешь все эти эмоции, которые герои испытывают на экране.

    Да, даже у такого шедевра есть аж 30 кино ляпов. Но в этом есть какая-то юморная изюминка, которая совсем не портит картину.

    В общем, мое заключение очень простое: смотреть всем-всем-всем!

    10 из 10

    естественно!

    1 января 2013 | 21:51

    Да, фильм прекрасный, музыкальный, лирический, ностальгический. Я смотрю его с детсва, но чем старше я становлюсь, тем больше бросается в глаза банальность и завуалированая безысходность этого фильма. А при последнем просмотре мне стало искренне жаль Ипполита…

    14 ноября 2006 | 22:28

    Почему этот фильм столь любимым жителями постсоветского пространства на протяжении нескольких десятилетий? Да все потому, что герои не выдуманы, они реальны, похожи на нас.

    Женя Лукашин. Друзья и мама, работа для него важнее тихих семейных вечеров.

    Все же он встретил красивую молодую девушку и хочет на ней жениться. Ан нет! От своих холостых привычек сбежать совсем не просто! И тут традиционная встреча 31 декабря с друзьями в бане, после чего и начинается самое вкусное.

    Галя. Она при всех своих достоинствах слишком самонадеянна, в этом ее основная ошибка. Однако кто же хочет оказаться на ее месте? Сделав предложение, жених «просто удрал», она осталась одна в ночь 31 декабря, обзванивая все больницы и морги.

    Надя. В отличие от Гали эта героиня не обладает ни смелостью, ни решительностью. Она добра, слишком. Вместо того, чтобы вызвать милицию и попросить незваного гостя, она выясняет что да как и теряет время. Она хочет замуж не по любви и даже не столько по расчету, сколько от безысходности. Ей одиноко в компании семейных подруг. Ипполит и Женя для нее — соломинки за которые она держится, будто тонет в суровых жизненных реалиях.

    Ипполит. При всей жесткости и бескомпромиссности этот герой вызывает и уважение, и сострадание. Красив, имеет прекрасное образование и стабильную работу, любит поэзию. Надежен, настроен серьезно. Слова Лукашина больно задели его, он сильно усомнился в установках, которым следовал всю жизнь: «Такие как Вы всегда правы, потому что живете как предписано. Но в этом и ваша слабость. Вы не способны на безумство, великое Вам не по плечу».

    Но тут и проявляется вся двойственность, вся сложность отношений, когда он произнес: «Вот за такой короткий срок старое разрушить можно, а построить новое очень сложно».

    Что нам напоминает эта комедия? Нас самих, наш выбор и наше мировоззрение.

    Обратите внимание: ночь с 31 декабря на 1 января — это время когда старое уходит, а новое еще не создано. В это магическое время и происходит что-то неожиданное, что никак не входило в наши планы!

    Каждый раз пересматривая эту киноленту я открываю для себя ее вновь. Еще ни разу меня этот фильм не разочаровал.

    10 из 10

    29 октября 2013 | 15:48

    Самые любимые фильмы Рязанова, фильмы, которые пересматриваются без привкуса истомленного узнаванья и надоевшего воспоминания, фильмы, которые срослись, сжились, сплелись, проникли под кожу, …сродни музыке. Хотя, возможно, они и есть музыка, вернее, песня.

    У Рязанова удивительно тонкий вкус, словно бы врожденная предрасположенность к самым гармоничным звукам, ритмам, стихам, словам. Основа этого вкуса — чувство единства, ненарушаемой связи. (Поэтому все, что он снимал об искажениях — мышления, сознания, отношений, об искаженных людях и смыслах, мне тяжело принять. Как-то подсознательно сопротивляюсь, например, сатире «Кляч» или мистике «Предсказания»…).

    Мой Рязанов не склонен к мешанине и эклектике. В «Иронии судьбы» вся музыка таривердиевская, в «Служебном романе» — петровская. И она действительно пронизывает и пронзает единством темы, настроения и мировоззрения. Все стихи в этих монолитных картинах очень близки по духу, по ноте, по смыслу. И все одновременно таят радость и печаль. Потому, наверное, в «Иронии» легко перепутать Цветаеву («У зеркала») с Ахмадулиной («По улице моей который год»), Евтушенко («Со мною вот что происходит») с Киршоном («Я спросил у ясеня»)…

    Удивительная цельность «песен-картин» Рязанова не только в том, что из них нельзя выбросить ни ноты, ни слова — настолько все на своих местах, — но в том также, что в них не игнорируются состояния и переживания, которые обычно не принято афишировать в добрых лирических комедиях. И уж точно не в сказках для взрослых. Неслучайно все же Рязанов пропустил через себя, присвоил и наполнил своими смыслами творчество Андерсена в своей последней «киносказке». Андерсен как никто понимал, что грусть и одиночество нельзя исключать, выбрасывать и унижать бравурными хеппиэндами, потому что, как ни странно, они — и они тоже — дают жизни полноту и смысл, и те ответы, и ту глубину, которые радость (только радость) дать никогда не сможет.

    Сбывшееся должно высветляться несбывшимся. Удача — неудачей. Смех — плачем. У Блока есть гениальный текст об истинной полноте жизни:

    Принимаю тебя, неудача,

    И удача, тебе мой привет!

    В заколдованной области плача,

    В тайне смеха — позорного нет!

    …Позорного нет! Помните любовную «неудачу» героини Немоляевой в «Служебном романе»? Тоскливый монолог Ипполита в душе — крик души?…

    Я в этом году впервые рефлектировала над смыслами стихотворений (песен) «Иронии». Т. е. я их обдумывала, а не только слушала ради эстетического наслаждения. И я поняла, что меня безумно радует бесстрашная грусть их идей, их мужественная печаль. Их главный посыл: готовность пережить и принять все… так сильна в них любовь к жизни.

    Нечеловеческая сила,

    В одной давильне всех калеча,

    Нечеловеческая сила

    Земное сбросила с земли.

    И никого не защитила

    Вдали обещанная встреча,

    И никого не защитила

    Рука, зовущая вдали.

    Это стихотворение было написано Александром Кочетковым о реальном крушении поезда в начале 30-х… Поэт должен был быть в нем. Но сдал билет, отсрочив отъезд на три дня, так как не в силах был расстаться с любимой.

    Любовь спасает, держит, зовет…

    Но иногда и теряет, отпускает…

    Платочки белые, платочки белые

    Платочки белые, глаза печальные.

    Жизнь состоит из разлук.

    С кем распрощалась я, с кем распрощалась я,

    С кем распрощалась я, вас не касается.

    Из одиночества.

    Но:

    Одна девчоночка сижу, негрустная,

    И только корочка в руке арбузная.

    Ну что с девчонкою такою станется?

    Вагончик тронется, вагончик тронется,

    Вагончик тронется, перрон останется.

    С разлуки начат путь к себе. Страх побежден. Прошлое съедено без остатка, как эта арбузная долька. Жизнь продолжается. Перрон остается…

    И даже если

    … опять завертит мной

    Прошлогоднее унынье…

    появится кто-то, кого не ждешь, и жизнь изменится…

    Тишину шагами меря,

    Ты, как будущность войдешь.

    И останешься…

    А если не останешься:

    Благословляю Вас, благословляю Вас,

    Благословляю Вас на все четыре стороны.

    Ведь любовь — она во всем. В прощающем прощании. В очерченном чем-то очень острым круге одиночества:

    О, одиночество! Как твой характер крут,

    Посверкивая циркулем железным,

    Как холодно, ты замыкаешь круг,

    Не внемля увереньям бесполезным.

    Но!

    …я познаю мудрость и печаль…

    И вот тогда, из слез, из темноты,

    Из бедного невежества былого

    Друзей моих прекрасные черты

    Появятся и растворятся снова.

    Растворятся… ведь всегда есть риск потерять, если что-то хранишь, бережешь, ценишь.

    Ничего не имея, никому не принадлежа, так просто жить… понятно, легко. Но только зачем?

    Если у вас нет собаки,

    Ее не отравит сосед.

    И с другом не будет драки,

    Если у вас друга нет.

    Если у вас нету тети,

    Ее вам не потерять.

    И если вы не живете,

    То вам и не умирать.

    Жить или не жить? Любить или не любить? Верить или не верить? Терять или не терять? Расставаться или не расставаться?

    Эти вопросы в пограничной ситуации новогодья… на самом деле все об одном: как начать новую жизнь и что же она такое? Может, она в прощении прошлого? В блаженстве прощения?

    Друг ты мой единственный, где моя любимая?

    Ты скажи, где скрылася, знаешь, где она?

    Друг ответил преданный, друг ответил искренний,

    Была тебе любимая, была тебе любимая,

    Была тебе любимая, а стала мне жена.

    В благодарности за то, что есть?

    Спасибо Вам и сердцем и рукой,

    За то, что Вы меня, того не зная сами,

    Так любите…

    И за то, чего нет.

    За то, что Вы — увы! — больны не мной,

    За то, что я — увы! — больна не вами.

    В постижении, без чего жить нельзя? В осатаненности от лжежизни, от окружающей нежити?

    О, сколько вредных и ненужных связей,

    Дружб ненужных.

    Во мне уже осатаненность.

    О, кто-нибудь, приди, нарушь

    Чужих сердец соединенность

    И разобщенность близких душ.

    Драма несовпадений, о которой написан этот евтушенковский текст, — это трагедия трусости. Быть собой и жить именно своей жизнью, оказывается, очень непросто. А существование по накатанной, по инерции — как спасательный круг в болоте. Он тянет на дно… Только медленно. Незаметно… Так, как проходит жизнь, в которой нет взрывов, крушений, срывов… взлетов! Причем таких, когда на миг или навек — неважно.

    С любимыми не расставайтесь!

    С любимыми не расставайтесь!

    С любимыми не расставайтесь!

    Всей кровью прорастайте в них, — 

    И каждый раз навек прощайтесь!

    И каждый раз навек прощайтесь!

    И каждый раз навек прощайтесь!

    Когда уходите на миг!

    Я никогда не понимала до конца этих слов Кочеткова. Как и того, зачем в новогодней лирической комедии необходимо столь трагически звучащее стихотворение. О смерти, о любви, о боли утраты. О страшном крушении чьей-то отчаянной любви…

    Простой ответ: Рязанов хотел заставить грустить, подбавив тонкого лиризма в веселое и остроумное пьянство. Не то.

    Он хотел задеть, расшевелить. Ранить! …по-настоящему причинить боль. И дать повод на самом деле задуматься, как МАЛО и как МНОГО надо, чтобы преодолеть смирение перед невозможностью счастья, а с ним — и усыпляющий покой.

    МАЛО — забыть и привезти портфель с веником.

    МНОГО — поверить, что тебя любят. Ждут. Ищут. Уже нашли…

    25 июня 2013 | 17:14

    Пусть шампанское разлито,
    Пусть куранты грянут полночь,
    За столом с утра накрытым
    Новый год не будет полным,
    Если днем всегда голодным
    По любому из экранов
    Не увидим мы народный
    Фильм, что снял Эльдар Рязанов.

    Привычный спутник новогодних приготовлений — картина «Ирония судьбы, или с легким паром» когда-то явилась неосознаваемым, но великим прозрением Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Перенеся на экран свою же пьесу, они смогли найти в анекдотической истории самые искренние и объединяющие мотивы для миллионов разных людей. С 75-го года и по сей день фильм является неотъемлемым символом детского ощущения радости. На фоне общей атмосферы веселья эта картина выступает одновременно душой всенародного праздника. Ведь кроме блестящей иронии, она пронизана очаровывающей светлой печалью. Что, между прочим, весьма жизненно, ибо шутки судьбы, так или иначе, становятся причиной меланхолии для объектов ее роковой забавы.

    Приходится признавать, что смысловой заряд фильма воспринимается нами скорее на подсознательном уровне. Именно этим, наверно, стоит объяснить поразительное желание каждый год смотреть одну и ту же ленту. Меж тем, идейные контуры «Иронии судьбы…» удивительно органично соответствуют тем чувствам и тем архетипичным надеждам, которые с непревзойденной остротой подступают в преддверии боя курантов.

    Планирование и стандартизация как главные приметы жизни в СССР справедливо попали в фокус умной и тонкой сатиры авторов фильма. Но сама идея небывалого стечения обстоятельств превращается сценарием в дух хаоса, заражающего типовые жизни обычных советских граждан. Беспорядок, набор случайностей, неправильностей, курьезов и нелогичностей будто вырывают главных героев из координат неких глобальных Черёмушек. И они, физически оставаясь в квартире на улице Строителей, преодолевают всякие измерения. Не этого ли чаще всего желаем мы, когда нарезаем салаты или покупаем шампанского 31-го декабря. Время для нас обладает ритмом — часы, дни, месяцы. Раз за разом. Порядок — неизбежная необходимость жизни. Он, конечно, гораздо в большей степени благо, нежели зло. Но раз в 365 вечеров практически всем так невыразимо хочется ощутить в себе хаос, чтобы, разумеется, родить танцующую звезду.

    «Иронию судьбы…» можно назвать самым народным экзистенциальным фильмом во всей мировой кинематографии. Ключевая идея философии существования о предельном ощущении бытия в пограничной ситуации представлена Рязановым в развитии характеров своих героев, которые в течение одной ночи становятся буквально другими людьми. И Лукашин, и Надя, и Ипполит пересматривают свои отлаженные, размеченные жизни, осознавая их трагическую сущность, пустоту, никчемность или, вспоминая дневниковый роман Сартра, чувствуя тошноту (недаром заливная рыба — такая гадость). Что особенно мощно выражается в истории Ипполита.

    Это уникальная драматургическая концепция, которая с очевидностью противоречит всяким представлениям о романтической ироничной мелодраме. Для персонажа Яковлева Новый год заканчивается страданием. И несмотря на свое противостояние любви Лукашина и Нади, он, несомненно, герой положительный. Ведь сбрасывая налет сытой уверенности и мелочной ревности, Ипполит будто проходи очищение, обряд инициации, делающий его честным и открытым человеком. Именно из его уст звучат пронзительные слова: «Как скучно мы живем. В нас пропал дух авантюризма. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие хорошие глупости». Потому так щемяще больно и в том числе от заключительной фразы: «Может быть, я хочу простудиться и умереть». Вeдь Новый год — это не только радость, это еще подведение итогов, итогов, от которых так часто хочется перестать быть, раствориться где-то в новогодних огнях, уйдя по снегу в ботиночках на тонкой подошве.

    А финал, конечно, счастливый, потому что иначе нельзя. Нам жизненно необходимы надежда и радость. Только надо немного решительности, которой и вознаграждается Лукашин, немного легкомыслия, что и заставляет Надю приехать в Москву, и очень много хорошего доброго юмора. Ведь без него жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

    31 декабря 2011 | 22:24

    А снег лежит, как и тогда, белый-белый, как чистый лист бумаги. И я хочу, чтобы мы брели по огромному городу вдвоём, и чтоб этот волшебный снег не стал бы снегом нашей разлуки.

    В одинаковых панельных микрорайонах разных городов живет много одиноких людей. Кто-то чем-то похож на Мягкова или Яковлева, кто-то — на Брыльску или Науменко, а большинство похожи на самих себя. У них есть старенькая мама и галдящие друзья-приятели, жилплощадь с отдельной ванной и импортная стенка (за двадцать пять сверху), на работе всё нормально, в холодильнике — заливная рыба. Но всё чаще и чаще тысячи взглядов всматриваются с безнадежной грустью в темнеющую синь стандартных двориков. У каждого одиночества есть в тщательно сберегаемом тайнике памяти романтическая история про какой-нибудь чартер на Ганновер или лежащий на траве из букета свадьбы выпавший цветок. За томиком Хемингуэя прячется фотография. Часы заканчивают отсчитывать третий десяток.

    Новогодние праздники, как никогда, толкают подводить итог, делать отчаянные в своей решимости шаги. Глядишь, и робкий не по должности хирург вдруг окажется за сотни километров от дома с одним березовым веником, а принципиальная учительница раскроет душу незваному гостю. И бездушные Третьи улицы Строителей станут свидетелями маленькой искорки, которая, несмотря на поземку, старается вырасти в небольшой огонек чувства.

    Особенно часто уходит в рефлексию интеллигентная прослойка. Именно она хранит под подушкой томик лирики Беллы Ахмадуллиной, именно она поёт под гитарный перебор романсы, именно она отчаянно боится впустить в свой, отличающий от окружающих, мирок кого-нибудь другого, даже испытывая к тому другому весьма тёплые чувства. Ей ещё нужен резонанс душевной настройки.

    А у русского человека душевные настройки становятся видимыми другими только при помощи употребления традиционных праздничных напитков (шампанское, водка, пиво, смешивать, но не взбалтывать). И, если в момент обнажения чувств получится настроиться на импульс другого одиночества, не ухнув при этом в хмельную черноту, то есть шанс уменьшить количество холостяков на две единицы.

    И вот однотипные ключи открывают стандартные двери, заждавшиеся матери с надеждой уходят к соседям, товарищи неуклюже стараются закрепить новый статус друга. Начинается новый год. И тот кто, нашел в себе решимость признаться в иллюзорности будущего ипполитовского счастья, нерешительно приглашают надежду в гости. Правда, обычно такие истории просто покрываются романтичным флером, в который иногда окунаются, вспоминая былое под таривердиевскую музыку одной из самых популярных советской кинокомедии.

    А в белорусском городе Молодечно тоже есть улица Строителей, где двадцать лет жила девушка по имени Ольга, с которой довелось встретить один традиционный праздник. Остались лёгкие воспоминания и фотография 15 на 20, вроде той, что порхала мотыльком в сугроб в рязановской «Иронии судьбы»

    Снег кружится, летает, летает и, позёмкою клубя, заметает зима, заметает всё что было до тебя.

    27 сентября 2012 | 21:58

    - Что вы делали в самолете?

    - В самолете я летел… спя! ©

    Новый год. Чудесный праздник. Праздник, когда все мечты сбываются. Праздник, который с нетерпение ждет каждый человек. Праздник, который невозможно проспать. Праздник, в который по телевизору показывают самое разнообразное кино. Оттого новый год и считается вторым днем рождения киномана, после ежегодной премии «Оскар». Да, на столе стоит оливье. Мандаринками пахнет с кухоньки. А по зомби-ящику крутят двухсерийный «Ирония судьбы, или С легким паром!», наверное, один из самых значимых фильмов представленной тематики. По идее, ничего особенного в фильме вы не найдете. Смысла в ней мало. Сюжет прослеживается лишь в первой серии, так как во второй начинается черт пойми что. Вроде бы, как может нравится кино, не имеющее существенных положительных черт? А вот может. Атмосфера решает. Как и праздник, в принципе тоже. Новый год же, ну.

    Музыка, вот она — главная заслуга фильма. Благодаря одной только музыке и стоит посмотреть «Иронию судьбы…». Когда слушаешь музыкальные композиции, исполненные самими же артистами, на лице появляется радостная улыбка, позволяющая забыть обо всем плохом, что приключалось с тобой за прошедший год. Ты проникаешься музыкой, ты будто бы становишься ее частью. Да, такое возможно только в новый год, как ни крути. Волшебство, да и только! Комедийная составляющая отыграна на ура. Что же касается мелодрамы, то здесь все немножко похуже. Ее, как бы, нет. То есть нет, она есть, но чувства ее присутствия во время просмотра не наблюдается и в помине. Смешно, забавно, весело, но точно не драматична и плаксиво. Хотя, особой роли это не играет, ибо фильм все равно удался на славу. Актеры играют шикарно, во всех смыслах этого слова. Андрей Мягков и Барбара Брыльска — замечательный дуэт. Они дополняют друг друга. У них есть общая грань, общая точка, общая черта, отличающая многих сегодняшних артистов кино-индустрии от артистов прошлого кинематографа. Дополнить нечем.

    Давайте так, чтобы ни вам, ни нам. До нового года остаются считанные минуты. Сейчас Владимир Владимирович Путин поздравит нас, народ-русский, с новым 2013 годом, а после начнется глобальное поедание салатов и прочих вкусностей, для кого-то в кругу семьи, а для кого-то в кругу друзей, но это неважно, главное, чтобы рядом с вами был человек, которого вы любите и с которым вам не будет обидно встречать столь желанный праздник. Пойдем на компромисс, я заканчиваю отзыв, а закончу я его потому, что правда добавить больше нечего. Фильм золото, золото праздника. Его можно просматривать вечность (пусть и банально). Черт, как услышу «Вечность», сразу вспоминаются «Сумерки», которые, между прочим, в этом году окончательно вымерли. Так что больше мы эту сагу не увидим. Если кому интересно, это последняя рецензия, написанная мною в 2012 году. И именно потому — поздравляю всех вас с новым годом и рождеством! Стоп! Так не красиво. Слегка подправим и пожалуйста, ловите настоящее новогоднее поздравление:

    «Пусть Новый год несет победы,
    Пусть не позволит вам скучать,
    Пускай уйдут проблемы, беды,
    Пусть не придется горевать!
    Желаю всем, чтоб год грядущий,
    Дарил приятные забавы,
    Он станет годом наилучшим,
    Для всех людей, для всей державы!» ©

    31 декабря 2012 | 23:45

    Начну с того, что о просмотре этого фильма, его героях и самой истории, трудно говорить в прошедшем времени, ведь он представляет собой что-то настолько родное и уже не отделимое от нас самих, с самого детства. На просторах бывшего СНГ, наверно только новогодняя елка может соревноваться с картиной Эльдара Рязанова за статус самого узнаваемого атрибута праздников. Последние несколько лет я не смотрел его полностью, видимо, все же насытился за всю жизнь, поэтому просмотр, предшествовавший этой рецензии, был полон, в каком-то роде, свежими эмоциями, хотя в некоторых моментах можно просто ставить на паузу фильм, и на память цитировать диалоги героев. Здесь какое-то невообразимое количество фраз, которые стали настоящими афоризмами, и мы не замечаем, что порой даже копируем поведение или манеру разговаривать героев этой картины.

    Даже когда в реальности за окном нет снега, хотя зима уже давно вступила в свои права, сцена, открывающая фильм, неизменно дарит ощущение близости праздников. Все дело в простоте и легкости повествования — история про обычных людей: врачей, учителей, таксистов, заботливых мам. Подсознательно наверно многим из нас хочется, чтобы Новый год был встречен необычно, с долей романтизма, с каплей авантюризма — чего порой так не хватает. Даже учитывая, что я видел этот фильм два десятка раз, с удовольствием снова воспринимаю те же шутки, забавные ситуации, наивное поведение главных героев. Это не вызывает раздражения.

    Думаю, никому не наврежу, затронув последние сцены фильма. Считаю такую лирическую, местами грустную дорогу к счастливой развязке необходимой. Когда Барбара Брыльська идет по утреннему послепраздниному Ленинграду, а за кадром звучит приобретшая благодаря фильму каноничную известность песня, в исполнении Сергея Никитина — задумываешься невольно и о своей жизни, личной, в частности. Встретил ли я этот Новый год так, как хотелось бы. В целом, двухсерийное повествование вызывает настоящий калейдоскоп эмоций — от абсолютного беззаботного юмора вначале, до романтической истории ближе к финалу. Лично мне больше нравится именно первая серия, где происходит основное развитие сюжета и самые запоминающиеся моменты.

    Во многом, успех фильму обеспечил сильный актерский состав. Помимо того, что сегодня трудно себе представить героев любимого фильма с другими лицами, персонажи стали каноничными. У каждого есть своя изюминка, особенно примечательные черты, лучшие сцены с ним или с ней. Хочется пожелать долгих здоровых лет жизни исполнителям главных и второстепенных ролей, ведь некоторые из них, как Юрий Яковлев, уже в довольно преклонном возрасте. А так же пожелать долголетия и всяческого признания от молодого поколения режиссеру-волшебнику Эльдару Рязанову.

    Не могу сказать за своих будущих детей, но лично я буду еще очень долго возвращаться к этой истории. Возможно со значительными перерывами, но когда вновь заиграет знакомая музыкальная тема, а Женя Лукашин появится в кадре со своей невестой, после закадрового вступления Александра Ширвиндта, оторваться от просмотра я буду уже не в силах. Как бы это громко не звучало, но вряд ли появится картина, которая сможет поравняться с лентой Эльдара Рязанова в борьбе за зрительские сердца.

    10 из 10

    11 февраля 2013 | 22:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>