всё о любом фильме:

Тот самый Мюнхгаузен (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерМарк Захаров
сценарийГригорий Горин
директор фильмаЛазарь Милькис
операторВладимир Нахабцев
композиторАлексей Рыбников
художникГеоргий Колганов, Наталья Фирсова
монтажИрма Цекавая
жанр фэнтези, комедия, ... слова
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время134 мин. / 02:14
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением.

«Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» — похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой им Марте, но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена, «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но барон этого не хочет, да и не может.

Герцог разрешит брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам — обыкновенный человек.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сюжете упоминается признание независимости США. По летоисчислению сюжета фильма это произошло в 1780 году. На самом деле Великобритания признала независимость США 3 сентября 1783 года.
    • В фильме присутствует герцог (курфюст Ганновера), что невозможно, потому как до 1833 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюстом Ганновера был король Англии Георг III.
    • Во второй серии, в сцене перехода пастора с молитвой от одного окна к другому, видна современная электрическая розетка 220В.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Вот и не заметили, как одной из самых любимых наших лент (нет никакой разницы, что она создана вовсе не для кино, а для телевидения) скоро исполнится 30 лет. Верным признаком подлинной популярности, конечно же, является то, что картина «Тот самый Мюнхгаузен» сразу разошлась на пословицы и поговорки. Причём нельзя не удивиться, что столь тонкое, интеллигентное, лукавое, по-хорошему диссидентское произведение Григория Горина и Марка Захарова в самый пик застоя было воспринято абсолютно адекватно — как некая всенародная ироническая фантазия по поводу двойной морали общества, нашего двойственного существования в нём и вообще (говоря мудрёно) амбивалентности всех явлений. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ничего другого ведь нам и не остаётся — тем более теперь, когда опять настала пора «раздвоенной жизни». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 96 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Этот фильм я посмотрел ещё в детстве. Но честно говоря, то ли я смотрел его плохо, то ли не с самого начала, то ли был ещё слишком мал, но тогда фильм не оставил о себе никаких эмоций. Сейчас же после просмотра, а именно в то время писалась моя рецензия, фильм непросто поразил меня, он сделал меня добрым и счастливым на весь оставшийся день (а день на то время ещё только начинался).

    «- Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить»
    Фильм изобилует хорошим юмором, что просто не может не вызвать улыбки, даже у заядлого ворчуна.
    «- А где наша гвардия? Гвардия где?
     — Хмм… Очевидно обходит с флангов.
     — Кого?
     — Всех.»

    Фильм конечно состоит не только из юмора, в первую очередь это фильм поучительный. Как прямо и одновременно тонко показано двуликое общество. Как превосходно перед нами предстаёт Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен — он человек чести, человек слова. Как жаль что таких людей на свете мало. Нет, конечно можно, а иногда и нужно соврать:

    «- Но я же сказал правду.
     — Да чёрт с ней, с правдой. Иногда нужно и соврать.»
    Как много в этом фильме фраз сказанных Мюнхгаузен, которых не стоит забывать нам всем шагая по жизни.
    «- Я понял в чём ваша беда, вы слишком серьёзны.»
    Или.
    «- Умное лицо ещё не признак ума господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.»

    10 из 10

    «- Улыбайтесь господа, улыбайтесь.»

    20 июня 2009 | 11:19

    Мой самый любимый фильм. Это фильм о человеке, который опережает время, а также о том, что делают с именем такого человека, даже когда его заслуги признают (2-я серия). Он сам говорит: «Это не мои приключения, это не моя жизнь…» Величие фильма осознается не с первого просмотра, нужно смотреть еще, и еще.

    Все герои знаковые.

    Герцог (Броневой) — правитель с мышлением портного (кстати, образ из Агни-Йоги Рерихов) — это образ большинства правителей нашего времени.

    Вся свита герцога, особенно «командующий» (Фарада), люди скрывающие свою тупость за серьезным видом.

    Жена барона (Чурикова) — умнейшая женщина, весьма понимающая собственную выгоду, которую можно извлечь из должности «жена барона».

    Недоразвитый сын (Ярмольник) — а какой еще сын может быть у такой матери?

    Чудо-священник, отстаивающий церковные догмы ради сохранения общепринятых тупых, но удобных устоев (именно такие распяли Христа).

    Вся эта свора ("присоединяйтесь к нам, Барон») — это свора на все времена, против которой может выстоять в одиночку только такой как Барон, то есть такой, как Солженицын, Сахаров, Альберт Швейцер, Мать Тереза,… их много можно перечислять, хотя не так уж и много, хотелось бы, чтобы было больше. Но на таких мир держится, на их стойкости, на их честности, принципиальности, чести, совести, мужестве.

    Мне кажется, Мюнхгаузен — собирательный образ таких людей, жертвующих собой и не боящихся смерти ради истины, ради великой любви, ради идеалов. Таких обычно предают самые близкие, самые любимые (Марта целует в щеку в сцене свидания в тюрьме — это поцелуй Иуды), поэтому такие люди обречены на страдания, но их ничем не сломить. Они могут жить только «летая на Луну», «переписываясь с Шекспиром», если не так — то духовная смерть (барон станет садовником Мюллером).

    Великий фильм, великий сценарий, великий режиссер Марк Захаров. Комедия только внешне, внутренне — это притча…

    10 из 10

    10 из 10

    6 августа 2008 | 19:38

    Остроумное, лирическое действо, стирающее грань между реальностью и вымыслом. Парад странностей Мюнхгаузена вроде бы подразумевает традиционную линию непонимания между Человеком и Обществом, квинтэссенцию «драмы» существования — но тут облеченную в костюм хулиганской комедии.

    Кажущийся мучеником Идеи, местный «диссидент», барон разбавляет унылость жизни Ганновера. Люди любят этого вольного чудака, но не понимают. И действительно он счастлив, лишь одно отравляет его существование — невозможность повенчаться с любимой. Удивительно, но барон не может отказаться от взглядов даже ради любви. Или все или ничто, точнее памятник, но не забвение. Барон снова на сцене, не лицедействует — живет.

    Совершенно издевательский образ Герцога — может и олицетворение власть имущих, безвольное пугало свихнувшееся на рукавах, линии талии и каких-нибудь оборках. Главнокомандующий с усищами, верящий в свои сказки. Жена-баронесса, себе на уме (в совершенно восхитительном исполнении Инны Чуриковой). Порывистый мямля Мюнхгаузен-младший. Все образы прекрасны и неоднозначны. Придуриваются, юлят, держатся за убеждения и судят барона. Что же делать бедняге, остается только умереть. А тут опять… все смешивается, все переворачивается с ног на голову, от правды до лжи по-видимому один шаг. Где четкая грань меж значением и незначительностью, меж выдумкой и серой действительностью? Зачем? Лучше вообще не задаваться вопросами. Перестать говорить, прочувствовать атмосферу. Удивиться, проникнуться озорством.

    Но все равно — что имеет значение, что доказательно, что абсолютно — может все кроется в деталях, а может вовсе и не имеет смысла как такового. Лиричный триумф относительности, ха. Может в этом и зиждется смысл. Остается улыбаться, всматриваться в календарь в поисках 32 мая. И верить на слово — ведь барон, как известно, никогда не врет.. Я верю.

    9 из 10

    3 декабря 2011 | 00:10

    Ты меня заждалась, дорогая? Извини, меня задержал Ньютон.

    Славный 1979 год для СССР был необычайно урожайным на киношедевры высшей пробы. Судите сами: «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Сватовство гусара», «Сталкер», «Приключения Электроника», «Трое в лодке, не считая собаки». И это далеко не весь список. Но я на этом фоне выделю один шедевр, который в моём личном рейтинге занимает в 1979, да и не только этом, году почётнейшее место на пьедестале. Это замечательнейшая картина Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Почему? Да потому, что Мюнхгаузен. Да-да. Тот самый.

    Отличному фильму — отличные актёры. Здесь и любимчик Захарова Абдулов и совсем молодой Ярмольник и Фарада и бесподобный Олег Янковский. Лично я не представляю Мюнхгаузена иначе, чем в образе, созданном Олегом. Безусловно, лучшая его роль. Безусловно, лучший его фильм.

    Мы разучились делать маленькие глупости. Мы перестали лазать в окно к любимым женщинам…

    Не однозначной получилась эта трагикомедия. Да, именно так. Ведь первая серия — комедия, а вторая — трагедия. И от этой смеси хочется плакать. И смеяться. Сквозь слёзы. Здесь нам не будут показывать подвиги Мюнхгаузена, мы их и так прекрасно знаем. Нам покажут другого барона — простого человека, который хотел совсем немногого: совершать подвиги и быть счастливым. Он знал, что за счастье нужно бороться и, чёрт побери, боролся за него до конца! И не только за своё, — за счастье всех людей. От происходящего на экране просто невозможно оторвать глаза, от доносящегося из колонок просто невозможно закрыть уши, так всё прекрасно и гармонично. Диалоги и монологи заслуживают отдельных слов. Они изысканы и пробирают до мурашек по коже. Их можно слушать сотню раз и каждый раз они будут звучать по-новому, их можно цитировать во все времена и в любом круге общения. Они никогда не утратят своей глубины и актуальности. Они никогда не утратят место в моём сердце.

    Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.

    Во все времена люди не любили правду. Им всегда нравились красивые сказки, они не хотели принимать жестокую реальность. Именно поэтому они не могли понять барона. Именно поэтому они готовы были верить во всё, что угодно, кроме того, чего не понять ограниченным умом. А ведь баром отличался от других только тем, что он не врал. Никогда. Зачем это ему нужно? Поэтому он изначально был обречён на поражение в битве с погрязшим во лжи обществом. Но барон не проиграл. Он просто ушёл. Кто знает, может однажды, он прилетит обратно. Либо будет ждать в гости нас. Там, на Луне. Где время течёт иначе.

    Да, барон Мюнхгаузен не боялся казаться смешным. Он боялся только одного — быть таким, как все. Таким, как все. Как все… Именно поэтому он говорил только правду. Возможно, единственный во всём мире. Несомненно, самый честный и благородный на Земле. Да и на Луне. Своим примером барон показывает — чтобы быть не таким, как все, не обязательно врать. Нужно говорить правду, какой сказочной она бы не казалась. Я люблю этот фильм, я верю барону, я хочу говорить только правду…

    А на барабане у нас субъективные

    10 из 10

    26 марта 2011 | 01:42

    «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова состоит из 2 серий: в первой нам показывают всевозможные причуды и выкрутасы барона, чтобы во второй части перейти к обличению людей, которые пытаются сделать бизнес на всем, что угодно, включая погибшего родственника и оказываются крайне недовольны, когда кто-то начинаем мешать, особенно, когда этим занимается сам покойный.

    Серии различаются разительно, если в первой части нам рассказывают остроумную, обаятельную историю о шуте и весельчаке, то во второй начинается нравоучениями о том, как надо жить. Кончается все знаменитым монологом про «улыбайтесь, господа, улыбайтесь». Причем, кажется за всю серию сам барон улыбается лишь однажды, а единственная его шутка-шалость разгромить теплицу, которая 3 года верой и правдой его кормила…

    Я не люблю пафоса и нравоучений, а уж особенно от «самого честного человека на свете» барона Мюнхгаузена. Да и сам он, судя по фильму, крайне не любил, когда ему указывали, как ему надобно жить.

    Впрочем, возможно, все было и не так, и садовник Мюллером и вправду слишком похож на несчастного застрелившегося барона. Настолько похож, что его с ним путает даже собственный слуга. В случае такой фальсификации легко становится понятным столь серьезные изменения в характере главного героя, но тогда жаль, что режиссер оставил нам так мало подсказок на то, что произошло в фильме.

    О ролях актеров соответственно тоже придется различать первую и вторую части… Во второй зверски серьезный Янковский столь же ужасен, как он был прекрасен в первой части. Быть может одинаково хорошо в обеих частях играет лишь бургомистр.

    Мастера экрана, не учите зрителя, не учите. Самые неудачные на свете вещи обычно делаются с самым серьезным, поучающим видом…

    10 баллов и 6, в среднем дают 8 баллов

    23 сентября 2011 | 16:48

    Не знаю, можно ли назвать эту картину самой любимой, но что в число таковых она входит, это точно!

    Вообще гораздо легче оценивать средние и слабые фильмы: не нужно ворошить что-то в себе, работает исключительно голова. «Неплохо, а могло быть и лучше», «И что?», «А здесь цензура не пропустит….» и т. п.

    А если зацепило… Любое неуместное слово с легкостью разрушает весь образ. Это как анализ поэтических текстов: видишь перед собой уже не произведение искусства, а набор тропов, фигур и до бесконечности.

    Что касается жанра. Многие писали, что это никак не фэнтези. Подписываюсь! Ни грамма! (Кстати, «Алые паруса» тоже проходят по этому жанру. Похожий случай.) Необычайно пронзительная трогательная драма с удивительно обаятельной улыбкой!

    Думается, все стоящее кино бывает двух видов: для ума и для сердца (встречается и третий… при их сочетании). Первые получают премии на кинофестивалях. Это шлифованное, эстетское, холодноватое кино. Вторые же «спасают мир» по Достоевскому.

    Картина Захарова — изумительное «сердечное», берущее за душу до невозможности!

    Творение вне времени и вне оценок…


    10 из 10

    4 декабря 2008 | 23:31

    Чего греха таить — фильм я посмотрела не так давно. Как-то упустила я его в том возрасте, когда нужно было поверить в сказку о Бароне, летавшем на ядре.

    И это к счастью. Я была поражена, посмотрев «Того самого Мюнхгаузена» впервые. Будучи маленькой, я не успела пресытиться весёлыми приключениями побывавшего в медвежьей шкуре чудака, что несомненно подпортило бы в моих глазах образ Романтика. Романтика, каких нынче и днём с огнём не сыщешь.

    История, наполненная тонкой иронией и трагикомическими эпизодами, образовывающими целый сюжет, раскрывает нам глубоко личную драму человека, виноватого в своей необычности. Общество встречает его выставленным штыком.

    Этим Карл до боли напоминает всех тех «лишних людей», которые заставляют рваться душу. Мюнхгаузен из породы тех Онегиных, Печориных, Базаровых и Чацких, которые сияют, словно бриллиант в куче золы. Но масса всегда давила тех, кто разворачивался и шёл наперекор. Давят и его. Давят всех инакомыслящих, «лишних».

    Хочется верить, что хоть кто-то из нас способен чертовски понять Карла: неудержимого мечтателя, непоколебимого смельчака, азартного романтика… И остаётся только надеяться на появление такого героя, и не оказываться в «тёмном царстве», его окружившем, не поддаваться сумасшествию, которое проявляется в конечном счёте.

    У меня был друг — он меня предал, у меня была любимая — она отреклась.

    Кто, в сущности, хоть на малую толику его понял и принял? Марта? Марта — это тот самый камень, о которых споткнулись все те, кого авторы сломали и низвергли. Когда уходит она, уходит и Мюнхгаузен, ради неё погрязший в рутине, так ненавистной ему.

    Она думает, это просто, быть любовницей такого человека. Мерзавка.

    Что же следует? Отречение. Разочарование. самая настоящая смерть. «Господи, как умирать надоело…» Крик души. Крик души всех тех, кого сломали, кто сломлен быть не должен.

    - Ну вот и славно… И не надо так трагично, дорогой мой… В конце концов, и Галилей отрекался!
    - Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно.


    Но — вперёд, к звёздам. Открытый финал показывает: Карл лучше и честнее всех вместе взятых в этом мире. ему здесь нет места. Но он не умирает: он уходит. Куда — неважно. Главное — зачем. Он вырывается, значит, он не сломлен.

    10 из 10

    29 октября 2010 | 17:24

    Гениальный философский фильм! Шедевр российского кинематографа! Один из лучших советских фильмов! В нём показан очень тонкий и действительно смешной юмор! В то же время, показана глубокая и проникновенная печаль.

    Хочется отметить изумительную игру талантливейших актёров. Таких как: Леонид Броневой, Семён Фарада, Юрий Катин-Ярцев, Александр Абдулов и конечно же Олег Иванович Янковский!

    Самый последний момент в фильме проделан просто шикарно! Гениальный режиссёрский ход, чтобы поставить точку. Когда Мюнхгаузен произносит свой последний монолог… честно признаться, хочется плакать, не зная от чего! Если б я умел это делать, то сделал бы! Он говорит улыбайтесь, а почему-то становится грустно и слёзы сами наворачиваются на глаза. Меня этот момент затронул до глубины души! Повторюсь, но это великий фильм!

    Бесспорно ставлю 10 из 10!

    P.S. Улыбайтесь господа, улыбайтесь!

    15 февраля 2009 | 13:26

    Тот самый Мюнхгаузен. Кто бы мог подумать, что за этим именем кроется столь изумительное отображение всегда актуальной и до боли знакомой реальности. Фильм не просто сказка о Бароне фантазёре, летающем на ядрах, и его безумных идеях. Фильм о нас с вами. О наших «футлярах» пожирающей повседневности. Барон Мюнхгаузен есть отображение человеческой порядочности, совести и доброты, которых так не хватает нашему обществу. Обществу, погрязшему в собственных испражнениях безумства несправедливости, алчности, скупердяйстве и прочих недугах своего больного организма. Общество, которое подавляет ещё в зачатках всё самое человечное, подавляет способность мыслить и фантазировать, а только лишь заставляет приспособиться к культуре подчинения. Таких, неугодных машине порабощения людей, было много, но не все они смогли выдержать испытания всеми самыми страшными пакостями жизни и, в конце концов, опорочили свою порядочность, своё стремление быть настоящим человеком. Правда, не все поддаются такой социальной дрессировке. Такие люди, как Барон Мюнхгаузен, заставляют двигаться вперёд деградирующий социум, и только за счёт них существует какое-либо движение.

    10 из 10

    Янковский, браво! Определённо, если не лучшая, то одна из лучших его ролей.

    29 апреля 2014 | 23:26

    А что станет правдой для вас: то, в чем вы убеждены, или то, что приемлемо всеми. А не побоитесь ли вы отличиться от других, показаться другим странным и смешным лишь потому, что сказали правду? Это то, к чему нас призывает главный герой фильма, барон Мюнхгаузен.

    Общественное мнение быстро меняется, люди пытаются доказать то, что кажется им выгодным, они ловчатся, мудрят. Барон же идет прямой, но непростой дорогой. Он не готов пойти на компромисс с ложью, что бы ему это не стоило. Его другу, бургомистру, это кажется глупым, любимой, Марте, — бессмысленным… Но зато это так благородно, так вдохновляет. Думаю, именно такие люди должны быть великими: не те, кто летают на Луну или вытягивают себя за волосы из болота, но те, кто готов стоять за правду.

    Как жалко, что мало таких, а может их и нет: Марта лжет из-за любви, Якобина из-за денег, бургомистер из-за должности и уважения людей к нему… А почему лжете Вы?

    Фильм, будучи легким, простым и забавным, бросает нам серьезный и непростой вызов, ответить на который почти нереально… Но так здорово, когда есть идеал, к которому мы можем стремиться и идти всю жизнь. Даже если правда нелепа, странна, непонятна или незначительна. Она — правда, и она одна.

    За этот благородный вызов — 10 баллов.

    За хорошо проведенное время — 10 баллов.

    20 из 10

    P.S.: Можете твердить, что из 10 баллов невозможно поставить 20, но фильм и вправду заслуживает 20 из 10, а я по примеру барона решила не лгать.

    18 февраля 2013 | 01:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>