всё о любом фильме:

Тот самый Мюнхгаузен (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерМарк Захаров
сценарийГригорий Горин
директор фильмаЛазарь Милькис
операторВладимир Нахабцев
композиторАлексей Рыбников
художникГеоргий Колганов, Наталья Фирсова
монтажИрма Цекавая
жанр фэнтези, комедия, ... слова
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время134 мин. / 02:14
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением.

«Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» — похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой им Марте, но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена, «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но барон этого не хочет, да и не может.

Герцог разрешит брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам — обыкновенный человек.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сюжете упоминается признание независимости США. По летоисчислению сюжета фильма это произошло в 1780 году. На самом деле Великобритания признала независимость США 3 сентября 1783 года.
    • В фильме присутствует герцог (курфюст Ганновера), что невозможно, потому как до 1833 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюстом Ганновера был король Англии Георг III.
    • Во второй серии, в сцене перехода пастора с молитвой от одного окна к другому, видна современная электрическая розетка 220В.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Вот и не заметили, как одной из самых любимых наших лент (нет никакой разницы, что она создана вовсе не для кино, а для телевидения) скоро исполнится 30 лет. Верным признаком подлинной популярности, конечно же, является то, что картина «Тот самый Мюнхгаузен» сразу разошлась на пословицы и поговорки. Причём нельзя не удивиться, что столь тонкое, интеллигентное, лукавое, по-хорошему диссидентское произведение Григория Горина и Марка Захарова в самый пик застоя было воспринято абсолютно адекватно — как некая всенародная ироническая фантазия по поводу двойной морали общества, нашего двойственного существования в нём и вообще (говоря мудрёно) амбивалентности всех явлений. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ничего другого ведь нам и не остаётся — тем более теперь, когда опять настала пора «раздвоенной жизни». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 70 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Горин великолепен. Это можно назвать уже классикой не только кинематографа, но и отечественной литературы. Ну, и конечно, шикарная игра актёров, всех без исключения.

    19 января 2006 | 13:53

    Мне почему-то очень не хочется, говоря об этом фильме, употреблять словосочетание «великий человек». Барон всегда говорил правду, а такие слова о нем — неправда, такая, коварная, которая почти правда, да не совсем.

    «Граф де ла Фер — не человек. Граф де ла Фер — полубог», — говорилось в одной книге о другом человеке и по другому поводу. Но вот как-то так. Мюнхгаузен на протяжении всего фильма представляется… ну, скажем, воплощением понятия Личность. Квинтэссенцией высокого начала души. Перед которой жизнь ставит вечную, неразрешимую задачу: быть собой или, ну, быть счастливым в житейском понимании.

    Забавно то, что своему окружению Мюнхгаузен представляется похожим на другого очень популярного героя — доктора Хауса. Он с треском проваливает любую возможность этого самого житейского счастья, он неудобен, он всех раздражает, и все были бы только рады сказать о нем «он был великий человек» в прошедшем времени. А вот по сути он почти что противоположность Хаусу. Он не только всегда говорит правду, но с совершенно божественной наивностью считает, что и все остальные будут. Он любит людей. Он умеет быть счастливым, и хочет сделать счастливыми других.

    Да вот только… его понимание о счастье никто не принимает, да и не может принять, потому что вокруг него — люди. А когда он пытается — по первому требованию возлюбленной, кстати, а не как упомянутый Хаус — измениться, стать человеком, ну или «нормальным человеком»… крах. Он падает в пропасть, «полубог исчезал, едва оставался человек». Полет на Луну (как эвфемизм) — или беспросветное существование садовника Мюллера, и никаких компромиссов.

    Но и обычным человеком быть не лучше. Все остальные герои, кроме самых беспросветных, тоскуют по подобной свободе. Быть в ней постоянно не могут, как фрау Марта не смогла, а не быть в ней — тоска. И эта тоска толкает кого-то на смешное подражание (сына), кого-то — на предательство (не буду спойлерить, кого), кого-то (баронессу) — на ненависть, чистейшую, ярчайшую ненависть, на которую способны, в общем-то, очень немногие люди.

    Говоря метафорически, свет, горящий в душе Мюнхгаузена, отражается в людях, и очень по-разному, но всегда делает их более личностями, чем они могли бы быть — пусть и не «хорошими» личностями.

    Почти все диалоги слегка сюрреалистичны. Искусственны, парадоксальны, многогранны — и так легче настроиться на восприятие фильма как притчи. Кроме общей идейной канвы тут полно дополнительных идей. Некоторые даже не диалоговые. Например, баронесса постоянно хлещет своего сына — инфантильного истерика — по лицу. Проявление крайнего неуважения, которое и сделало из Мюнхгаузена-младшего это плаксивое недоразумение.

    Правда, на мой взгляд, образ фрау Марты слегка слабоват. Ослепительная Якобина с бароном наравне, а Марта уходит перед мужем (ну, гражданским мужем, если по-современному) в тень. И есть какая-то левая театральность в этом юристе, которого сыграл Абдулов, я так и не поняла этой странной метафоры, зачем он красится как развратный вампир перед судом над бароном? И ведет себя так пошло?

    Самое, кстати, ценное, что фильм ничему не учит. Нет моралите, не могут люди, если они люди, быть такими, какими хочет их видеть барон. Так невозможно жить. Я не смогу, вы не сможете, никто не сможет, в лучшем случае поступим как фрау Марта, в худшем — никак не поступим, как герцог, то есть даже не узнаем, что существует какая-то там душа и у нее может быть величие. И не может душа, если она душа, не рваться к небесам и не падать в пропасть. Но все же: «улыбайтесь, господа».

    28 мая 2012 | 13:55

    У меня не находится слов, чтобы описать впечатление, которое при каждом новом просмотре производит на меня этот киношедевр. Вообще, о человеке многое можно сказать, судя по его отношению к данной картине. Если он называет её «нелепым фарсом», и полагает, что не надо было барону так ломаться, и что стать «как все» — не такая уж плохая затея, — подобный индивид, вероятно, зануда и формалист — под стать мюнхгаузеновскому окружению. Если же он симпатизирует главному герою — вероятно, передо мной неординарная и свободолюбивая персона.

    Наверное, из всех работ Захарова эта — наиболее глубокая. На протяжении всего фильма я не устаю восхищаться Мюнхгаузеном — сильнейшей личностью, готовой до последнего отстаивать свою правду. И ведь он почти победил окружающих его людей, лживых и приземлённых — как они теряются в ответ на его остроумные реплики! Он дошёл бы до конца, если бы не… возлюбленная, вроде бы как самый близкий и понимающий человек.

    Да, первое впечатление о ней складывается именно такое — эдакий луч света в тёмном царстве. Однако по ходу действия выясняется, насколько это представление ошибочно. Быть может, она просто подумала: «здесь весело»: летай себе на Луну, беседуй с Ньютоном и Шекспиром- не соскучишься! А при необходимости можно и притвориться Таким, Как Все. Не насовсем. Мне почему-то всегда казалось, что человека, которого любишь, нужно принимать таким, какой он есть, и не стремиться его изменить. Да, в каких-то мелочах некоторые уступки возможны, но, чёрт возьми, Честь и Достоинство — это не мелочи! И дело даже не столько в 32-м мая. А в том, что ему пришлось бы соврать, чего он, по собственному убеждению, да и в действительности — никогда не делает.

    Тем не менее чувство Мюнхгаузена было настолько сильным, что ради любимой он совершил одну из самых страшных вещей — самоизмену. Но отказ от лишнего дня весны- это ещё полбеды. Надобно ещё и от своих «богомерзких фантазий» отречься. Boт это уже, я считаю, ни в какие ворота не лезет, но Мюнхгаузен пошёл и на это! Итак, вот и стал он Обыкновенным Человеком. Ужасно и безысходно было мне смотреть на «садовника Мюллера», рассуждающего о выгоде своих цветочков… Но он таки изменился- ради неё! Разбогател, стал Как Все- ну казалось бы, живи и радуйся! — нет! Ей всё ОстОчЕртелО. «Мюллер» изменился снова, вернул наконец себя- опять не слава богу!

    Но вот Мюнхгаузен умер — и тут же стал великим сыном Отечества. Ему ставят памятники, ему посвящают шлягеры, его приключения тиражируют. Чуть ли не со слезами на глазах произносятся речи о том, как несправедливы были к нему современники, и что многих гениев оценивают лишь после смерти. И 32-е мая-то, оказывается, существует и, более того, введено в ранг государственного праздника! Поражаюсь всеобщему лицемерию и хамелеонству, которое, впрочем, ещё достигнет своего апогея. Фома неверующий- пастор, жена и сын, спящие и видящие себя собственниками имущества «полоумного барона» (ну, то есть трогательно заботящиеся о нём), трусливый и вообще малоприятный «друг семьи», герцог-формалист, помешанный на кройке и шитье — все эти образы настолько живы и актуальны, что просто диву даёшься.

    И всё бы хорошо, кабы Верный Сын Отечества внезапно не воскрес, подумав, что, вернув себя, он вернёт Марту. Скорбящим родственникам и друзьям семьи такой расклад, разумеется, никак не мог прийтись по нраву: для них хороший Мюнхгаузен — это мёртвый Мюнхгаузен! Суд с его вполне предсказуемым, казалось бы, исходом, и вдруг- единственный свидетель защиты! Заседание свёртывается мгновенно!

    К слову, «лучший друг» внезапно ослеп и полностью доверился воле суда. Не так-то трудно догадаться, какова была причина его нежданного недуга: бургомистр, как он сам сказал прямым текстом, находился на службе, и, окажись впоследствии его решение, что называется, непопулярным, ему грозили бы ба-альшие неприятности. А может, и не грозили бы, но лучше перестраховаться.

    Наконец-то — экспертиза! Можно заняться настоящим делом! Но Марта соглашается принять условия «близких друзей барона» и решает сказать, что он-де садовник. Не верила, выходит, в его силы. Прочие, разумеется, тоже не верили. Но, как правильно сказал Феофил, «они-то современники, а мы- семья!» Марта — вроде бы самый близкий человек, а выходит «и ты, Брут». Это «Я предам тебя…» было сказано ей с горечью и одновременно с такой нескрываемой гордостью, словно она подвиг во имя него совершает.

    Наконец, финал. Пожалуй, наиболее выразительный. Всё как по маслу, вдруг- «они положили сырой порох»! Томас приносит сухой(вот она, как поняла я в конце концов — единственная душа, хоть как-то понимающая Мюнхгаузена), и Карл Иероним собирается осуществить своё намерение, но… Зрители(будет верней сказать именно так) в панике: такого исхода событий они ну никак не предусматривали! Становится ясно, что всё — не исключая и герцогскую особу — взлетит на воздух. И садовник Мюллер моментально трансформируется в Мюнхгаузена, чудом — ура! ура! ура! — воскресшего! Не за Мюнхгаузена же они испугались — на него-то тьфу — а за собственную шкурку. А когда вопрос стоит о ней, бароном можно признать хоть трактирщика.

    Якобина сказала как-то: «Правда- это то, что на данный момент считается правдой». Это не просто фраза- это девиз всего их общества. А на данный момент правдой считается то, что Мюнхгаузен- это Мюнхгаузен. И тут же все прозрели! И (экс-)жена признала (экс-)мужа, и сын отца, и друг- друга! Минуты не прошло, как свершилась сия чудная метаморфоза! И на Луну-то он, оказывается, таки летал! И даже Якобина ему компанию составляла! Просто чудеса в решете, да и только!..

    Это всё, конец конца. И Карл-то это понимал. Его фраза «Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врёт»- в ней всё. Он, в отличие от всей этой серой массы, был принципиален- не до формализма, впрочем. Посему-то и отправился в своё дальнее путешествие.

    Когда смотрю финальную сцену, у меня возникает какое-то странное труднообъяснимое ощущение, посещающее меня иногда… единения с вечностью, что ли… Плюс ещё мелодия, конечно, необычайная совершенно мелодия, проникнутая мотивом светлой грусти…

    Что же касается собственно поднятия Мюнхгаузена к небесам, то это не просто какое-то телодвижение, а целый символ, и толковать его можно совершенно по-разному. Мне же ближе всего такая мысль: он всё-таки слетает на Луну (не будь он Карл Иероним Фридрих!..), а потом через много тысяч лет вернётся… Никого из тогда живущих, ясное дело, уже не останется, но, быть может, будут новые люди, новое общество — правды, а не лжи…

    12 ноября 2013 | 22:07

    Идеальный фильм по идеальному сценарию с безупречными актёрами. Золотое соотношение трогательных и развлекательных эпизодов.

    Марк Захаров создал ещё один шедевр. Сценарий Григория Горина не только предлагает прекрасные цитаты из классиков, но и сам стал источником множества изящных и глубоких высказываний.

    Сцена в оранжерее — одна из самых лучших, золотое сечение всего фильма! Катин-Ярцев здесь бесподобен!

    Эта история ещё более пронзительная. Если «Обыкновенное Чудо» просто о любви, то здесь — да, любовь присутствует, и она не просто очень важна, она необходима, как воздух, без неё невозможно дышать, невозможно жить. Вопрос: на что вы готовы пойти ради любви. Чем вы можете поступиться? Героям приходиться делать ох нелёгкий выбор: можно ли полностью отказаться от себя самого, если это требуемое условие, необходимая жертва на алтаре Любви.

    Однако, будет ли ваш любимый любить другого человека, которым вы станете, изменившись, ради любви предав самого себя?

    Как всё это сложно и тяжеловесно звучит — смотрите лучше полную лёгкого волшебства, неподдельного веселья и светлой грусти подлинную и невыдуманную историю о Том Самом Мюнхгаузене.

    Высший балл.

    10 из 10

    5 февраля 2011 | 18:46

    Для 79-го года фильм о противопоставлении серой массы и свободной личности — некое веяние времени. Тоталитарное общество учится самокритике, анализирует собственные плюсы и минусы, обусловленные «режимным», репрессивным прошлым; и Мюнхгаузен во всеуслышание говорит о свободе, которую даёт человеку лишь умение думать и основанное на этом умении чувство юмора. Более того, фильм является гимном всем несломленным бунтарям из числа неубиваемой, каждый раз возрождавшейся интеллигенции, которая не давала массам застывать и загнивать в своём мелком, подленьком обывательском мирке и соглашаться с любыми, даже самыми абсурдными действиями властей.

    Однако, если рассматривать фильм в отрыве от эпохи, его породившей, нельзя не признать, что яркие индивидуальности чаще страдают не от яростного противодействия со стороны общества, а от непонимания и равнодушия. Если человеку кажется, что он окружён серой заурядной массой, это обычно говорит не о незаурядности его, а о плохой социализации, а ещё об идеализме и непримиримости. И общество таких людей не принимает не потому, что боится, а потому что они раздражают. Кому же понравится, когда тебя учат жить? «Кто он, собственно, такой, чтобы записывать нас всех в «серую массу»?». Сочувствовать Мюнгхаузену можно (особенно, если Вы сами — такой же честный, живой, нежелающий мириться с постылым унынием бытия прагматичных масс), но соглашаться с ним… Он говорит нам: «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь…» — а сам умеет это делать? Разве человек с чувством юмора способен записать всех в «идиотов» только потому, что они не восприняли с восторгом его не самые понятные идеи и не слишком-то правдоподобные истории?

    Ведь если присмотреться к этим «массам» — они совсем не такие скучные, как кажется на первый взгляд. Самый обычный, ничем не примечательный незнакомец способен удивить тебя, если только ты относишься к миру непредвзято и не судишь обо всех по себе. Что-то святое и бесконечно мудрое можно найти в самых, казалось бы, простых и привычных вещах — в этих тирольских шапочках и бюргерском самосознании жителей Ганновера; в кексах Муми-мамы, которые она готова печь даже в условиях несущейся к её дому кометы; в курином бульоне Бесси из семейства Глассов, который, по её мнению, излечивает от любой депрессии и прочих душевных хворей. И остаётся только повторять вслед за Зуи:

    «Мне всё равно, где играет актер. Может, в летнем театре, может, на радио, или на телевидении, или в театре на Бродвее, чёрт побери, перед самыми расфуфыренными, самыми откормленными, самыми загорелыми зрителями, каких только можно вообразить. Но я открою тебе страшную тайну. Ты меня слушаешь? Все они, все до одного — это Толстая Тётя, о которой говорил Симор. И твой профессор Таппер тоже, брат. И вся его чёртова куча родственников. На всём белом свете нет ни одного человека, который не был бы Симоровой Толстой Тётей. Ты этого не знала? Ты не знала этой чёртовой тайны? И разве ты не знаешь — слушай же, слушай, — не знаешь, кто эта Толстая Тётя на самом деле? Эх, брат. Эх, брат. Это же сам Христос. Сам Христос, дружище.»

    Но избавившись от эгоизма, от нетерпимости, от юношеской тяги поделить всё на «чёрное» и «белое», научившись не рубить сплеча — можно ли унять неизбывную тоску по чуду, отчаянный порыв совершить невозможное, когда все мудрые, пожившие уже давно записали твою любовь в психофизиологию и «гормоны», твою тоску в «страдание дурью от безделья», а во главе всего этого поставили самое страшное и циничное: здравый смысл?… Где бы мы были, друзья, если бы не эти отчаянные мечтатели, поверившие в чудо и сохранившие эту веру несмотря на все препятствия — и сотворившие эти чудеса? Великие географические открытия, неповторимые произведения искусства, гениальные книги, остающиеся актуальными во все времена, в конце концов — полёты в космос и вера в то, что мы не одиноки во Вселенной…

    Вопрос сложный и неоднозначный. Фильм слишком простой и прямолинейный для своей идеи — её можно было развить дальше, преподнести тоньше, что и было сделано в фильме того же Марка Захарова «Дом, который построил Свифт». Тот фильм уже, можно сказать, «на любителя», к нему вполне можно применить определение «арт-хаус», он заставляет задуматься — а «Тот самый Мюнгхаузен» не вызывает сомнений и чувства недоговорённости, он прямой и простой, как книги Владислава Крапивина, его мораль прилетает в лоб и не оставляет никаких вариантов. Но что с того? Сидя перед экраном и наблюдая, как развиваются события, ты не думаешь, не ведёшь внутренний спор с героями — просто любишь — сквозь смех и слёзы — яркого, насмешливого, живого и невероятно сердечного человека, гениального творца — Олега Ивановича Янковского…

    30 июня 2014 | 08:25

    Гениальный философский фильм! Шедевр российского кинематографа! Один из лучших советских фильмов! В нём показан очень тонкий и действительно смешной юмор! В то же время, показана глубокая и проникновенная печаль.

    Хочется отметить изумительную игру талантливейших актёров. Таких как: Леонид Броневой, Семён Фарада, Юрий Катин-Ярцев, Александр Абдулов и конечно же Олег Иванович Янковский!

    Самый последний момент в фильме проделан просто шикарно! Гениальный режиссёрский ход, чтобы поставить точку. Когда Мюнхгаузен произносит свой последний монолог… честно признаться, хочется плакать, не зная от чего! Если б я умел это делать, то сделал бы! Он говорит улыбайтесь, а почему-то становится грустно и слёзы сами наворачиваются на глаза. Меня этот момент затронул до глубины души! Повторюсь, но это великий фильм!

    Бесспорно ставлю 10 из 10!

    P.S. Улыбайтесь господа, улыбайтесь!

    15 февраля 2009 | 13:26

    Памяти любимого Артиста посвящается

    Часть 1. Лирическая

    Я давно для себя понял, что счастье — это не чувство. И не эмоции. Не состояние, посещающее человека на мгновение, чтобы потом оставить за собой память о том, что ему, человеку, когда-то было радостно жить на земле.

    Счастье для меня — это образ мышления. Это то, как человек умеет жить с самим собой и с окружающим его миром. Это то, что он даёт миру, несмотря на то, или даже вопреки тому, что и каким он его видит.


    Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, - образ которого воплотил и обессмертил Олег Иванович, - был, на мой взгляд, счастливейшим человеком. Поскольку счастливым имеет право называться только тот, кто щедр душой. А таким, собственно, и был барон. И одно только его умение жить и любить эту жизнь, несомненно, должно было делать счастливыми также и всех тех, кому довелось когда-либо знать его. Ведь буквально каждая мелочь в поведении барона (а мелочи — это как раз то, что и составляет нашу жизнь), выдаёт в нём невероятно мудрого в своём великодушии человека. Вот только беда в том, что мудрость, всегда подразумевающая под собой созидательность, имеет одновременно и разрушительные свойства. Потому, когда живёшь среди людей мелочных, суетливых, скрупулёзных, линчевателей, готовых ниспровергнуть любого, кто осмелится нарушить порядок их серой и унылой жизни, ярлык инакомыслия становится настоящим испытанием. Да и можно ли называть инакомыслием желание дарить людям радость?

    Впрочем, испытание, выпавшее на долю барона Мюнхгаузена, коснулось и близких ему людей тоже. И выдержали они это каждый по-своему. Марта, возлюбленная барона, отреклась от него, желая помочь ему остаться в живых и стать заурядным. Близкий друг Мюнхгаузена, бургомистр, опасаясь за собственную шкуру, предал его. А Томас, дворецкий барона, вообще был не в силах чем-либо помочь ему, кроме как поддержать своего хозяина в очередной затее. И, как итог, барон Мюнхгаузен остаётся один, с горожанами, зовущими его присоединиться к своей унылой компании.

    Часть 2. Философско-культурологическая

    Сегодня такое кино не снимают. В современной культуре (причём, не только в кинематографе) сейчас вообще многое доводится до крайностей. Стало можно трактовать всё, как захочется. И называть это чем угодно. Все краски реальности без конца размываются и разбавляются с доходящей до идиотизма взаимоисключаемостью. А эстетика шока и эпатажа возведена чуть ли не в правило. Только вот бессмысленность и зияющая пустота подобных идей — есть не что иное, как следствие инфантильности психики, произрастающей из внутренней незащищённости и неумения реагировать на свои переживания адекватно.

    И потому, люди подобного склада в своих поступках и творениях, по сути, ничем не отличаются от тех серых, до смерти скучных немцев.

    Часть 3. Заключительная

    К сожалению, глупость людского рода, оставшегося на земле, иссякнет не скоро. И, хотя «время на небе и на земле летит неодинаково», барону Мюнхгаузену придётся долго ждать того часа, когда можно будет вернуться с Луны.

    Возвращайтесь поскорее, барон!

    P.S. Когда говорят о Янковском, всегда вспоминают барона Мюнхгаузена. Именно в этой роли Олег Иванович запомнился и полюбился нам больше всего. И пройдет ещё немало лет, сменятся поколения, а он навсегда останется с нами. В наших сердцах. И на экранах — «тем самым бароном Мюнхгаузеном».

    Спасибо за внимание!

    10 из 10

    21 января 2011 | 16:25

    Подтекст и абстракция, подкреплённые гениальной игрой актёров, каждый из которых блестяще вжился в свою роль, — вот, что отделяет данную картину от подавляющего большинства произведений того времени. Рассказ о целой жизни, буквально завуалированный под добрую сказку. Раскрытие пороков, присущих каждому из нас, в виде забавной сатиры, вызывающей улыбку на лицах зрителей.

    С первых же сцен мы видим человека, способного творить чудеса, неподвластные пониманию и признанию окружающих. Кроме того, мы видим романтика, говорящего: «Хорошо, дорогая, я сделаю для тебя ночь.» Мы видим гениального чудака, который не знает границ своих возможностей, способности которого превосходят способности остальных, возможно только потому, что он ни на секунду не сомневается в степени возможности своих предположений, в то время, как окружающие его люди отказываются признавать даже подтверждённые и доказанные изречения героя. Данный мечтатель противостоит всему обществу, которое скептически относится к его «подвигам» и в конце концов вынуждает его отречься от «всех богомерзких фантазий». Более чем символична одна из финальных сцен, где второстепенные герои представляются зрителю как толпа «марионеток», бездумно твердящая «присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь», но Мюнхгаузен не может стать таким как люди, пороки которых он несомненно презирает и не может принять в той же степени, в какой они не могут принять его способность к тому, чего не могут они сами.

    Уверенность, с которой барон говорит о своих подвигах, хладнокровие, с которым он получает результат своих безумных действий, самоотверженность и романтизм, с которым доказывает о существовании дня, отсутствующего в календаре, слёзы на глазах от непонимания и прагматичности окружающих, истинная неподдельная грусть, с которой барон Мюнхгаузен смиряется с требованиями «толпы» — выдающаяся игра Олега Янковского, делающая из гениального сценария шедевр всего советского кинематографа.

    20 ноября 2011 | 20:26

    Именно с этой фразы барона хотелось бы начать рецензию. Несмотря ни на что, улыбайтесь. В жизни всегда найдется место радости, чуду, любви. Разве не от нас самих зависит наше мироощущение?

    В юности фильм этот совершенно не нравился. Сейчас уже понимаю, что рано было его смотреть. А потом в один прекрасный день фильм вторгся в мое сердце и остался там навсегда. Это кладезь мудрости, крылатых фраз и философских рассуждений. И прекрасного, тонкого юмора.

    Игра актеров на высоте, мой любимый Янковский… Считаю эту роль одной из лучших его ролей. Коренева, на мой взгляд — очень четкое попадание в роль. Ее Марта — прекрасная, немного наивная и очень любящая.

    - Я люблю тебя!
    - Не то…
    - Я… Я буду ждать тебя!
    - Не то…
    - Они положили сырой порох, Карл!

    Ради любимого она сказала правду, хоть и знала, чем это закончится для него и для нее самой. Как жить после смерти дорогого человека? Но если его обмануть, жизни тоже не будет, как и с цветочником Мюллером.

    Смотрите этот фильм, смотрите его много раз, вслушивайтесь в реплики — и точно не останетесь равнодушными!

    6 февраля 2012 | 16:34

    Мне нравятся многие фильмы Марка Захарова, но этот самый любимый.

    Гениальный сценарий Григория Горина, который мог родиться только в то время и в той стране. Вся та иносказательность и символичность, к которой Захарову и Горину пришлось прибегнуть, чтобы нарисовать общество, которое они презирали, как раз и есть то, за что этот фильм любят многие. В стране, где можно говорить и показывать все, такие фильмы не рождаются.
    Фильм про гения и общество. Общество, где самый правдивый человек барон Мюнхгаузен. Кто он для них? Выскочка, не желающий жить как все.

    Кто они для него? Город, который он любит, и которому он готов подарить еще один день весны 32 мая. Люди, которым он говорит правду, и они не верят. Мюнхгаузен искренне не понимает, почему нужно непременно врать, чтобы тебе поверили?
    Общество парадоксально: все персонажи, боящиеся показаться смешными, комичны, один лишь Мюнхгаузен трагичен.

    Это фильм вечен, т. к. везде и всегда есть инквизиция, которая отправляет Дж. Бруно на костер, а Мюнхгаузена на Луну. Оглянитесь — они все рядом с вами: бургомистр и баронесса, герцог и пастор.

    10 из 10

    24 июня 2009 | 22:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1199 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    аудиокнига, 152 руб.
    подробнее

    Новости


    Актер, театральный режиссер и телеведущий Игорь Кваша умер в возрасте 79 лет. На его счету почти 70 ролей в значительных отечественных картинах, долгая и плодотворная работа в театре «Современник», а также заметная карьера на телевидении. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    15-16 июля
    15.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-16 июля
    Работники зрелищных предприятий нуждаются в нормальном дне отдыха. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 872 4621 352 577
    Деньги476 068 764 руб.411 882 009
    Цена билета254,25 руб.21,08
    03.07 — 06.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.Список ШиндлераSchindler's List8.895
    6.Король ЛевThe Lion King8.784
    7.ЛеонLéon8.783
    8.НачалоInception8.778
    9.Бойцовский клубFight Club8.722
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.56%
    12.Прометей 2Prometheus 294.48%
    13.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.27%
    14.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.08%
    15.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.94.06%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 2151
    ГераклHercules32
    Домашнее видеоSex Tape5
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here19
    ПревосходствоTranscendence105
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.494
    ГераклHercules6.307
    Домашнее видеоSex Tape5.902
    Король сафариKhumba5.832
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.715
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры