всё о любом фильме:

Тот самый Мюнхгаузен (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерМарк Захаров
сценарийГригорий Горин
директор фильмаЛазарь Милькис
операторВладимир Нахабцев
композиторАлексей Рыбников
художникГеоргий Колганов, Наталья Фирсова
монтажИрма Цекавая
жанр фэнтези, комедия, ... слова
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время134 мин. / 02:14
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением.

«Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» — похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой им Марте, но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена, «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но барон этого не хочет, да и не может.

Герцог разрешит брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам — обыкновенный человек.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сюжете упоминается признание независимости США. По летоисчислению сюжета фильма это произошло в 1780 году. На самом деле Великобритания признала независимость США 3 сентября 1783 года.
    • В фильме присутствует герцог (курфюст Ганновера), что невозможно, потому как до 1833 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюстом Ганновера был король Англии Георг III.
    • Во второй серии, в сцене перехода пастора с молитвой от одного окна к другому, видна современная электрическая розетка 220В.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Вот и не заметили, как одной из самых любимых наших лент (нет никакой разницы, что она создана вовсе не для кино, а для телевидения) скоро исполнится 30 лет. Верным признаком подлинной популярности, конечно же, является то, что картина «Тот самый Мюнхгаузен» сразу разошлась на пословицы и поговорки. Причём нельзя не удивиться, что столь тонкое, интеллигентное, лукавое, по-хорошему диссидентское произведение Григория Горина и Марка Захарова в самый пик застоя было воспринято абсолютно адекватно — как некая всенародная ироническая фантазия по поводу двойной морали общества, нашего двойственного существования в нём и вообще (говоря мудрёно) амбивалентности всех явлений. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ничего другого ведь нам и не остаётся — тем более теперь, когда опять настала пора «раздвоенной жизни». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 96 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    - Ну, а почему Вас все таки отказывается венчать ваш местный пастор?

    - Он говорит, что я женат.

    - Женаты?

    - Женат.

    - Дело в том, что у барона действительно была жена, но она ушла…

    - Она сбежала от меня два года назад.

    - По правде говоря, барон, я бы на её месте сделал то же самое.

    - Вот потому я женюсь не на вас, а на Марте…


    Гениально!

    Да, именно — более точного определения данной картине я найти не в силах. Может быть, все дело в том, что я до сих пор нахожусь под впечатлением? Не знаю. Но фильм действительно гениален.

    О фильме:

    Настроение фильма — это его главная фишка. Ты понимаешь это еще до того, как вникаешь в суть самой картины и ее сюжет. С первых диалогов становится ясно, что данная лента явно не даст тебе скучать, и ты с удовольствием и интересом проследуешь с героями до самого конца сюжетного лабиринта.

    - Вот, Вы говорите — охота.

    - Я говорю?

    - Ну хорошо, не говорите, думаете.




    - Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?

    - Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.


    Вторым «тузом» киноленты является ее атмосфера, единство декораций. Кругом ходят обычные люди, по мостовым стучат колесами кареты, у каждого дворянина, в не зависимости от его материального положения, при себе имеется шпага, а где-то из глубины закадровой идиллии на свет вырываются звуки спокойной, красивой музыки. Такова Германия XVIII века, реалистичный набросок которой мы наблюдает в кадре.

    Об актерах:

    Есть такое выражение: «О человека судят по одежке». Отталкиваясь от него, можно предположить, что «о фильме рассуждают по обложке». Скажу вам честно, что если бы все было так просто, мы бы не имели удовольствия видеть подобные шедевры. И от этого на душе становилось бы грустно. Но… для начала обратимся к списку актеров:

    Олег Янковский — он же барон Карл Мюнхгаузен. Роль сыграна, как сейчас говорят, классно! Но дело ведь не только в роли, а в самом человеке. Очень грустно, что Олег Янковский покинул это мир, но радостно от того, что есть его фильмы и роли, в которые он вкладывал душу и, видя которые, мы верим в то, что действительно были такие люди. Что они любили, смеялись, шутили и… просто жили. Спасибо вам, Олег Иванович.

    - А разве ночь?

    - Ночь

    - И давно?

    - С вечера.


    Елена Коренева — несравненная Марта. Весь сюжет кинофильма крутится вокруг нее и барона. Она мечтает, что бы их обвенчали, но никто не решается на это, говоря:" К сожалению, при живой жене Вы не можете жениться вторично». Роль Елена Коренева сыграла отлично, во всяком случае — придираться желания нет, да и надо ли? Хорошая актриса, отличный образ, неповторимая игра. Не знаю, как складывались ее отношения с Янковским на съемочной площадке, но в кадре они смотрятся хорошо, словно дополняя друг друга.

    Александр Абдулов  — он же Рамкопф. Удивительный актер и роли его удивительны. Как и смерть Янковского, смерть Абдулова оставила печальный след в сердцах его кумиров. Великий человек, игравший великие и хорошие роли — разве нужно что-то большее, что бы помнить и любить его? Думаю, что нет. Память о нем всегда останется в наших сердцах, а его лицо, служившее масками многих героев кинолент и его неповторимая игра — у нас перед глазами.

    Леонид Ярмольник — играет Феофила Мюнхгаузена, 19-ти летнего сына барона. Какой еще, как говорится, сынок может быть у мамаши, которая думает только над тем, как бы извлечь выгоду из должности «жена барона»? Так что, наблюдая игру Ярмольника, ты веришь в то, что он действительно «сын своей мамочки». Человек юный, но не значит что умный — скорее наоборот. Ярмольник отличный актер и нет смысла как-либо отрицать это. Его талант известен по многим фильмам, где он сыграл основные роли, таким, к примеру, как «Одиссея капитана Блада» или «Человек с бульвара Капуцинов».

    А так же Игорь Кваша, Инна Чурикова, Владимир Долинский, Семен Фарада, Игорь Ясулович, Юрий Катин-Ярцев, и многие другие отличные и незабываемые актеры, принявшие участив в съемках кинофильма и сыгравших там ключевые роли. Их талантливая и реалистичная игра запоминается. Хочется сказать Спасибо!

    Итог:

    Картина полна юмора, но юмора доброго и безобидного. Шутки глубоко западают в память, и порой задумываешься над их глубиной. Верным признаком подлинной популярности, конечно же, является то, что картина «Тот самый Мюнхгаузен» сразу разошлась на пословицы и поговорки.

    Сотрудничество Григория Горина с Марком Захаровым подарило отечественным зрителям несколько виртуозных, искромётных, остроумных и по-настоящему умных фильмов, среди которых данный фильм, пожалуй, самый лучший и совершенный.

    - Когда я вернусь, пусть будет шесть часов.

    - Шесть вечера или шесть утра?

    - Шесть дня!


    10 из 10 

    Если вам еще не удалось посмотреть этот фильм, то не бойтесь потерять два с лишним часа на подобное удовольствие. Не пожалеете.

    5 июня 2010 | 02:45

    Да, именно серьезность выжимает, как соки все краски из мира. По большей части нас окружают люди, смотрящие на вещи только под правильным углом, проводящие правильные линии, усредняющие и затягивающие все окружающее в болото, называемое ими жизнью.

    И только немногие, подобно Мюнхгаузену, люди мыслящие!, приподнимающие-таки себя время от времени за волосы над реальностью/для профилактики, летающие на луну, совершающие подвиги, объявляющие ультиматумы Англии, а главное всегда говорящие правду!

    Ведь во всей этой истории только Мюнхгаузен и был честен… не только сам с собой, но и с окружающим его миром, а все эти «серьезные лица» только и делали, что меняли маски, путаясь в собственном лицемерии.

    Обязательно пересмотрю этот фильм еще ни один раз, ради безусловно непревзойденной атмосферы фильмов Марка Захарова и неповторимой игры актеров, без которой невозможно было бы понять и полномерно оценить смысл картины.

    9 января 2009 | 16:05

    Барон Мюнхгаузен никогда не врал. Он фантазировал. По ночам он гулял по луне, утром разгонял тучи и беседовал с Ньютоном, днём — совершал подвиг и вытаскивал себя из болота за волосы, а на ужин стрелял в утку через камин. Барон Мюнхгаузен был свободный. От мира, от общества, от предрассудков. И мир отказался от него.

    Фильм покорил меня в детстве, когда я ещё и половины смысла не понимала. Но харизматичных персонажей не остановит детское представление, а уж талантливых актёров… Нет ни одной не удачной роли, ни одной лишней фразы. Ну и конечно музыка. Вряд-ли я смогу её описать. Как вообще можно описать музыку? Просто смотрите фильм.

    31 октября 2008 | 17:55

    Потрясающе!

    А ведь я, признаться, был практически уверен, что фильм этот, нудный, затянутый и несмешной, мне не понравится. Что повторится история «Покровских ворот» — безумно популярных «по слухам», но «чрезвычайно на любителя» — на поверку. Ну вот сложилось такое представление! Может, в детстве пару раз натыкался и, не понимая всей прелести (в силу возраста элементарно), разочаровавшись (мультфильмы о том же герое в то время представлялись гораздо более привлекательным зрелищем), спешил найти что-нибудь повеселее. «Обыкновенное чудо», опять же, увиденное, к слову, тоже относительно недавно, как-то не особо впечатлило и т. д. Не знаю. Просто говорю, что присутствовала некая настороженность.

    И как же блистательно она была разбита, уничтожена, посрамлена первой (!) серией фильма! Уровень был задан такой, что восхищение омрачало лишь одно опасение (напоминавшее о себе исключительно в паузах между сменявшими друг друга комическими сценами и эпизодами): удастся ли выдержать его на протяжении всей картины?!

    Как сыгран актерский ансамбль! Захочешь выбрать лучшего и не сможешь, потому что все до одного великолепны. Ей богу, я уже потянулся было к своей записной книжке (раздел «купить в первую очередь»), но всё же решил досмотреть до конца. А вдруг… Ну, мало ли…

    И… Даже не знаю, как сказать. Дело не только в том, что вторая серия уступила, на мой взгляд, первой. И уж точно не в том, что комедия с каждой минутой становилась всё более трагичной. Просто возникло ощущение того, что фильм немного подвис. Особенно это касается временного промежутка на стыке серий. Не получилось, как мне кажется, безболезненно перейти от одной условной реальности к другой: от жизни самого барона к жизни города, его обитателей без него.

    И именно сценарий в этом отношении представляется мне не до конца продуманным. Как минимум в двух моментах. Во-первых, у меня как у зрителя кардинально меняется отношение к Марте. Ее женское непостоянство, постоянное недовольство существующим положением дел, систематические порывы бросить всё и уйти оказываются в итоге губительными для главного героя, а это не может встретить никакого понимания с моей стороны. Даже роскошная финальная сцена («Я люблю тебя! — Не то!..» — ну, и т. д.) не может компенсировать тот негатив, который возник, казалось бы, их ниоткуда, на ровном месте. Очень жаль. «Такие люди гибнут!» — именно на этой, отнюдь не романтической ноте, заканчивается для меня кино. А я совсем не уверен, что так и было задумано — вот ведь в чем штука-то!

    А второй момент — это, якобы, имевшая место договоренность между бароном и его бывшей женой сотоварищи. Не люблю такие конструкции. Задним числом нас уведомляют о том, что, возможно, правильнее было бы просто своевременно показать. Не знаю, мне не понравилось предложенное решение. В результате я подумал о том, что двухсерийный формат себя не оправдал. Заданный темп поддержать не удалось, и лишь к концу картины авторы вышли на тот же (хотя и совершенно другой по наполнению, по содержанию, по глубине) уровень, с которого начали. Середина осталась, увы, сырой.

    Впрочем, всё это, как бы мрачно оно не звучало, поверьте, лишь следствие извечного моего желания не ограничиваться хорошим в стремлении к лучшему. Общее впечатление от просмотра однозначно положительное, и это, особенно с учетом ожидаемого, конечно, победа. Пусть и не ставшая абсолютным триумфом.

    8 из 10

    30 ноября 2010 | 10:21

    Мой самый любимый фильм. Это фильм о человеке, который опережает время, а также о том, что делают с именем такого человека, даже когда его заслуги признают (2-я серия). Он сам говорит: «Это не мои приключения, это не моя жизнь…» Величие фильма осознается не с первого просмотра, нужно смотреть еще, и еще.

    Все герои знаковые.

    Герцог (Броневой) — правитель с мышлением портного (кстати, образ из Агни-Йоги Рерихов) — это образ большинства правителей нашего времени.

    Вся свита герцога, особенно «командующий» (Фарада), люди скрывающие свою тупость за серьезным видом.

    Жена барона (Чурикова) — умнейшая женщина, весьма понимающая собственную выгоду, которую можно извлечь из должности «жена барона».

    Недоразвитый сын (Ярмольник) — а какой еще сын может быть у такой матери?

    Чудо-священник, отстаивающий церковные догмы ради сохранения общепринятых тупых, но удобных устоев (именно такие распяли Христа).

    Вся эта свора ("присоединяйтесь к нам, Барон») — это свора на все времена, против которой может выстоять в одиночку только такой как Барон, то есть такой, как Солженицын, Сахаров, Альберт Швейцер, Мать Тереза,… их много можно перечислять, хотя не так уж и много, хотелось бы, чтобы было больше. Но на таких мир держится, на их стойкости, на их честности, принципиальности, чести, совести, мужестве.

    Мне кажется, Мюнхгаузен — собирательный образ таких людей, жертвующих собой и не боящихся смерти ради истины, ради великой любви, ради идеалов. Таких обычно предают самые близкие, самые любимые (Марта целует в щеку в сцене свидания в тюрьме — это поцелуй Иуды), поэтому такие люди обречены на страдания, но их ничем не сломить. Они могут жить только «летая на Луну», «переписываясь с Шекспиром», если не так — то духовная смерть (барон станет садовником Мюллером).

    Великий фильм, великий сценарий, великий режиссер Марк Захаров. Комедия только внешне, внутренне — это притча…

    10 из 10

    10 из 10

    6 августа 2008 | 19:38

    Если смотреть фильмы каждый день, то неизбежно наступает такой период, когда кажется, что увидел всё, что уже ничего не удивит, знакомы все сюжеты и приемы. Начинаешь искать фильмы еще психологичней, драматичней или еще бог знает какие, лишь бы действительно взяло за душу. И это значит, что наступило время вернуться к тому самому «хорошо забытому старому». Я хочу сказать, что нужно вернуться к таким фильмам как «Тот самый Мюнхгаузен» или «Убить дракона». Это действительно советские шедевры, которые хороши не только по содержанию и актерской игре, но и весьма радуют картинкой.

    «Тот самый Мюнхгаузен» заявлен комедией, но не найти еще такой фильм, от которого хочется одновременно и плакать, и смеяться. И это я утверждаю без преувеличений. Талантливые, если не сказать гениальные, но без сомнения любимые актеры, крупные планы, порой смешные, а порой странные и неоднозначные диалоги и монологи, часть из которых стали крылатыми выражениями и какая-то очень горькая ирония — вот чем характерен фильм.

    На этом я остановлюсь, здесь не нужно многословия. Смотрите и пересматривайте:

    10 из 10

    10 февраля 2013 | 22:47

    Грустно от того, что посмотрев этот фильм, на следующий день пришло сообщение о смерти Янковского. Даже не думал, что так буду расстроен.

    Много читал, как снимался фильм. Молодые ребята много веселились и шутили друг над другом. Как всегда — таланты за гроши снимают фильм, который на много пережил и переживет все другие с миллионными бюджетами. Здесь играют люди. И когда они уходят их уже не заменить. Для меня Янковский останется в памяти Бароном Мюнхгаузеном. Самым известным вруном. Только в конце фильма почему-то появляется уверенность, что он единственный правдив, а врут остальные.

    Прочитал в трудах одного психиатра: «Чем становишься старше и опытнее, тем сложнее ставить диагноз». Что можно считать критерием нормальности — поведение окружающих? И появляется страх — а вдруг это весь мир сошел с ума, а пациент как раз нормальный? Вот так психиатр и сходит с ума. Или становится нормальным?

    28 мая 2009 | 19:07

    Шедевральный фильм великого советского и российского режиссёра Марка Захарова. Звёздная роль великого и интеллигентного Олега Янковского. Лучше него никто бы не сыграл барона. Музыка Алексея Рыбникова — великолепная. Тема Барона Мюнхгаузена узнаётся везде по первым нотам.

    Ну и философское содержание фильма впечатляет: все самые великие мысли сказаны как-то невзначай, мимоходом. Ну и прежде всего показан наш прогнивший мир: люди, которые всеми силами пытаются уничтожить мечтателей, а когда они исчезают, то приплетают все заслуги себе.

    Ну и в завершение добавлю: «Галлилей отказался от своих мыслей, поэтому я больше люблю Джордано Бруно…»

    10 из 10

    20 июня 2009 | 12:01

    Нет смысла пересказывать содержание этого культового Советского фильма, потому что нет такого человека в России, который его не посмотрел бы. Фразы из этой телекартины давно разобрали на цитаты и знают наизусть от мала до велика в нашей стране. Этот фильм можно пересматривать 32го мая ежегодно, каждый раз погружаясь в размышления о смысле жизни и смерти, ценности любви и дружбы и открывая для себя новые грани извечных истин. Благодаря особому, присущему только Захаровским картинам, фонтанирующему юмору и задору, с легкостью и непринужденностью задумываешься о самых серьезных вещах в жизни. В этом и заключается гений Марка Анатольевича и талант уникального коллектива актеров, которые работают над его произведениями.

    «Тот самый Мюнхгаузен» прежде всего, отстаивает право человека на самобытность, самоопределение и независимое мышление от стереотипов, двойных стандартов и ханжества, бытующих в обществе, что само по себе, звучало очень смело в 1979 году, в период когда тоталитарная государственная система в СССР достигла кульминации своего развития. Совершенно непонятно как «вездесущая» советская цензура не рассмотрела очевидный символизм образов картины и одобрила прокат по ТВ, который оказался триумфальным. Если бы кто-то в верхах власти, разглядел параллель между герцогом и генеральным секретарем Брежневым и заметил выпущенную фильмом, меткую фразу — «Это не Герцог, это тряпка!», то Захарову едва пришлось бы избежать участи Галлилея, Бруно, да и самого Барона Мюнхгаузена. Сказать правду так, что бы она достигла цели и при этом не несла разрушение а только созидание, является фирменным подчерком мастера Советского кино, режиссера Марка Захарова.

    Музыка Алексея Рыбникова, заслуживает отдельного восхищения. Она настолько гармонично окаймляет сюжетную линию фильма, что не воспринимается как саундрек, сопровождение, а как единое целое с визуальным рядом.

    В то время среди школьников было очень популярным заполнение личных анкет, заботливо оформленных в ученических тетрадях. Обязательным вопросом в них был — «Ваш любимый актер?». В 79-80 году, практически все отвечали на него — Янковский, и я был не исключение. Глубоко убежден, что гений Олега Янковского будет еще очень долгие годы служить образцом для подражания в профессии драматического актера. Несомненно, Барон Мюнхгаузен не был бы тем самым, неисправимым правдолюбцем без живой искринки в открытом, гипнотически-притягательном взгляде Янковского.

    С неослабевающим удовольствием и интересом смотрю этот фильм по ТВ каждый год в свой День Рождения, потому что за 30 лет он не только не потерял своей актуальности и свежести, но и остался модным, в самом хорошем смысле этого слова.

    10 из 10

    21 октября 2009 | 12:09

    У меня не находится слов, чтобы описать впечатление, которое при каждом новом просмотре производит на меня этот киношедевр. Вообще, о человеке многое можно сказать, судя по его отношению к данной картине. Если он называет её «нелепым фарсом», и полагает, что не надо было барону так ломаться, и что стать «как все» — не такая уж плохая затея, — подобный индивид, вероятно, зануда и формалист — под стать мюнхгаузеновскому окружению. Если же он симпатизирует главному герою — вероятно, передо мной неординарная и свободолюбивая персона.

    Наверное, из всех работ Захарова эта — наиболее глубокая. На протяжении всего фильма я не устаю восхищаться Мюнхгаузеном — сильнейшей личностью, готовой до последнего отстаивать свою правду. И ведь он почти победил окружающих его людей, лживых и приземлённых — как они теряются в ответ на его остроумные реплики! Он дошёл бы до конца, если бы не… возлюбленная, вроде бы как самый близкий и понимающий человек.

    Да, первое впечатление о ней складывается именно такое — эдакий луч света в тёмном царстве. Однако по ходу действия выясняется, насколько это представление ошибочно. Быть может, она просто подумала: «здесь весело»: летай себе на Луну, беседуй с Ньютоном и Шекспиром- не соскучишься! А при необходимости можно и притвориться Таким, Как Все. Не насовсем. Мне почему-то всегда казалось, что человека, которого любишь, нужно принимать таким, какой он есть, и не стремиться его изменить. Да, в каких-то мелочах некоторые уступки возможны, но, чёрт возьми, Честь и Достоинство — это не мелочи! И дело даже не столько в 32-м мая. А в том, что ему пришлось бы соврать, чего он, по собственному убеждению, да и в действительности — никогда не делает.

    Тем не менее чувство Мюнхгаузена было настолько сильным, что ради любимой он совершил одну из самых страшных вещей — самоизмену. Но отказ от лишнего дня весны- это ещё полбеды. Надобно ещё и от своих «богомерзких фантазий» отречься. Boт это уже, я считаю, ни в какие ворота не лезет, но Мюнхгаузен пошёл и на это! Итак, вот и стал он Обыкновенным Человеком. Ужасно и безысходно было мне смотреть на «садовника Мюллера», рассуждающего о выгоде своих цветочков… Но он таки изменился- ради неё! Разбогател, стал Как Все- ну казалось бы, живи и радуйся! — нет! Ей всё ОстОчЕртелО. «Мюллер» изменился снова, вернул наконец себя- опять не слава богу!

    Но вот Мюнхгаузен умер — и тут же стал великим сыном Отечества. Ему ставят памятники, ему посвящают шлягеры, его приключения тиражируют. Чуть ли не со слезами на глазах произносятся речи о том, как несправедливы были к нему современники, и что многих гениев оценивают лишь после смерти. И 32-е мая-то, оказывается, существует и, более того, введено в ранг государственного праздника! Поражаюсь всеобщему лицемерию и хамелеонству, которое, впрочем, ещё достигнет своего апогея. Фома неверующий- пастор, жена и сын, спящие и видящие себя собственниками имущества «полоумного барона» (ну, то есть трогательно заботящиеся о нём), трусливый и вообще малоприятный «друг семьи», герцог-формалист, помешанный на кройке и шитье — все эти образы настолько живы и актуальны, что просто диву даёшься.

    И всё бы хорошо, кабы Верный Сын Отечества внезапно не воскрес, подумав, что, вернув себя, он вернёт Марту. Скорбящим родственникам и друзьям семьи такой расклад, разумеется, никак не мог прийтись по нраву: для них хороший Мюнхгаузен — это мёртвый Мюнхгаузен! Суд с его вполне предсказуемым, казалось бы, исходом, и вдруг- единственный свидетель защиты! Заседание свёртывается мгновенно!

    К слову, «лучший друг» внезапно ослеп и полностью доверился воле суда. Не так-то трудно догадаться, какова была причина его нежданного недуга: бургомистр, как он сам сказал прямым текстом, находился на службе, и, окажись впоследствии его решение, что называется, непопулярным, ему грозили бы ба-альшие неприятности. А может, и не грозили бы, но лучше перестраховаться.

    Наконец-то — экспертиза! Можно заняться настоящим делом! Но Марта соглашается принять условия «близких друзей барона» и решает сказать, что он-де садовник. Не верила, выходит, в его силы. Прочие, разумеется, тоже не верили. Но, как правильно сказал Феофил, «они-то современники, а мы- семья!» Марта — вроде бы самый близкий человек, а выходит «и ты, Брут». Это «Я предам тебя…» было сказано ей с горечью и одновременно с такой нескрываемой гордостью, словно она подвиг во имя него совершает.

    Наконец, финал. Пожалуй, наиболее выразительный. Всё как по маслу, вдруг- «они положили сырой порох»! Томас приносит сухой(вот она, как поняла я в конце концов — единственная душа, хоть как-то понимающая Мюнхгаузена), и Карл Иероним собирается осуществить своё намерение, но… Зрители(будет верней сказать именно так) в панике: такого исхода событий они ну никак не предусматривали! Становится ясно, что всё — не исключая и герцогскую особу — взлетит на воздух. И садовник Мюллер моментально трансформируется в Мюнхгаузена, чудом — ура! ура! ура! — воскресшего! Не за Мюнхгаузена же они испугались — на него-то тьфу — а за собственную шкурку. А когда вопрос стоит о ней, бароном можно признать хоть трактирщика.

    Якобина сказала как-то: «Правда- это то, что на данный момент считается правдой». Это не просто фраза- это девиз всего их общества. А на данный момент правдой считается то, что Мюнхгаузен- это Мюнхгаузен. И тут же все прозрели! И (экс-)жена признала (экс-)мужа, и сын отца, и друг- друга! Минуты не прошло, как свершилась сия чудная метаморфоза! И на Луну-то он, оказывается, таки летал! И даже Якобина ему компанию составляла! Просто чудеса в решете, да и только!..

    Это всё, конец конца. И Карл-то это понимал. Его фраза «Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врёт»- в ней всё. Он, в отличие от всей этой серой массы, был принципиален- не до формализма, впрочем. Посему-то и отправился в своё дальнее путешествие.

    Когда смотрю финальную сцену, у меня возникает какое-то странное труднообъяснимое ощущение, посещающее меня иногда… единения с вечностью, что ли… Плюс ещё мелодия, конечно, необычайная совершенно мелодия, проникнутая мотивом светлой грусти…

    Что же касается собственно поднятия Мюнхгаузена к небесам, то это не просто какое-то телодвижение, а целый символ, и толковать его можно совершенно по-разному. Мне же ближе всего такая мысль: он всё-таки слетает на Луну (не будь он Карл Иероним Фридрих!..), а потом через много тысяч лет вернётся… Никого из тогда живущих, ясное дело, уже не останется, но, быть может, будут новые люди, новое общество — правды, а не лжи…

    12 ноября 2013 | 22:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>