всё о любом фильме:

Плата за страх

Le salaire de la peur
год
страна
слоган-
режиссерАнри-Жорж Клузо
сценарийЖорж Арно, Анри-Жорж Клузо, Жером Жероними
продюсерРаймон Бордери, Анри-Жорж Клузо
операторАрман Тирар
композиторЖорж Орик
художникРене Рену
монтажМадлен Гюг, Этьеннетте Мьюз, Генри Руст
жанр триллер, драма, приключения, ... слова
зрители
Франция  6.94 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время156 мин. / 02:36
Четверо храбрецов, застрявших без денег в крошечном городишке где-то в сердце Латинской Америки, берутся за самоубийственную работу. За плату в 2000 долларов нужно доставить 2 грузовика, груженных нитроглицерином, на нефтяные скважины, расположенные на расстоянии 300 миль от города.

Там нитроглицерин полезен — его используют при тушении пожаров, но в пути он смертельно опасен. Ведь это мощнейшая взрывчатка и малейший толчок, неосторожное движение руля или резкий удар по тормозам — и всё исчезнет в пламени…

А дорога — как в российской глубинке. Вероятность добраться до пункта назначения минимальна, но деньги нужны позарез, это пропуск на родину, а другой работы не предвидится…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
40 + 0 = 40
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Жоржа Арно «Плата за страх» (Le salaire de la peur, 1950).
    • Один из первых черно-белых фильмов, переделанный в цветной в конце 1980-х годов.
    • Фальшивое кладбище, построенное для съемок близ Марселя (мимо него проезжают грузовики), существует до сих пор.
    Трейлер 02:33

    файл добавилprunea

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Вроде бы кажущийся правдоподобным сюжет «Платы за страх» просто выдуман Анри-Жоржем Клузо, который адаптировал роман Жоржа Арно по своему разумению (и вообще делал с литературными произведениями всё, что хотел, расстраивая авторов даже при успешном приёме картин зрителями и критиками). Этот французский режиссёр обладал редким талантом обнаружения скрытой энергии повествования — его фильмы следовало бы уподобить вовсе не обычным бомбам замедленного действия, а, допустим, тому самому нитроглицерину в бочках, который везут специально нанятые водители где-то в Южной Америке, рискуя собственной жизнью, поскольку он может взорваться при малейшем толчке. Вот и картины Клузо порой провоцировали неадекватные их содержанию скандалы — ведь угроза для общественной системы, институтов власти, а главное, для существования моральных норм заключалась во внутреннем (атомном) разрушительном воздействии. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 38 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    На суд пришел я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы

    (Ин. 9:39)


    Так уж вышло, что в мировой культуре почти всякий автор, изображающий условный ад, преуспевал чуть больше, нежели коллега, воспевающий райские кущи. Будем честны, дальше помянутых кущ, умиротворенных старцев и скопления сказочных животных фантазия заходила не так уж часто. То ли дело низшие метафизические слои — образы бьют ключом, а в каждом видится неподдельная искренность, живость ума, если угодно, злободневность. Французский режиссер Анри-Жорж Клузо выбрал специализацию заранее, немалая часть его фильмов уже на уровне семиотики названия примыкает к нужной группе: «Ворон», «Дьяволицы», «Ад». Потому вполне логично, что за ним закрепился образ беспросветного пессимиста и мизантропа, а на родине «Плату за страх» назвали «великим атеистическим фильмом». И все же хочется оспорить традиционную картину кинокритического мира: именно в «Плате за страх» француз отчетливо заявил о своей вере в высшие силы.

    Действие происходит в солнечной Гватемале. Тут и там без дела слоняются ленивые европейские гастарбайтеры, приехавшие за легким заработком или вовсе бежавшие от правосудия. Биржа труда отсутствует, занятие по душе найти не получается, предместья южноамериканского рая оборачиваются скучнейшим местом на земле. Но вот однажды местный нефтедобытчик предлагает большую сумму — необходимо, игнорируя все правила техбезопасности, перевезти канистры с нитроглицерином в неприспособленных для того грузовиках. Для смертельной миссии отобраны четверо самых умелых водителей. Начинаясь популярным в те времена авантюрным аттракционом в духе «Сокровищ Сьерра-Мадре», «Плата за страх» впоследствии вполне определенно кодирует триллер, причем в противовес извечной камерности, герметичности того же Хичкока, Клузо проверяет зрительские нервы исключительно на пленере — каждые несколько минут транспорт рискует взорваться посреди скалистых пейзажей. Более того, автору удается выжать саспенс из автомобильной поездки, хотя транспортные средства с трудом развивают скорость выше пятидесяти миль в час.

    Завязка отсылает к архетипическому сюжету путешествия в преисподнюю: четверка водителей не может найти себя в условиях настоящего мира, для перехода в царство успешных им нужна потусторонняя инъекция — шальные деньги магната, которые обеспечат безбедное будущее. Или, если перейти в другую систему символов, обеспечат бессмертие, ведь каждый из отважившихся мечтает о вечном безделье, цикличном умиротворенном существовании, единственная цель которого — покачиваться на волнах собственной лени. Меж тем главная дорога демонически сверкает опознавательными знаками: где-то на обочине начинается кладбище, в середине пути приходится взорвать огромный камень (Сизиф, очевидно, отошел на перекур), а рядом с конечным пунктом разгорается огромный пожар — геенна огненная, масштаб один к одному. Да, Клузо все так же котирует барочные пейзажи, готические тени, экспрессионистские ракурсы. Все так же гениально переводит экономические предпосылки в эстетику черного романтизма.

    Спору нет, весьма удобно трактовать происходящее в атеистическом, богоборческом и даже гностическом направлении. Мир без справедливости, мир покинутый, неприкаянный или хуже — управляемый из межзвездных далей злейшим диктатором. Обреченные искатели приключений вынуждены торговать своим мужеством, чтобы опуститься еще ниже по шкале человеческого счастья. Но, как известно, теодицеей в тупик давно никого не поставишь, проблема существования зла давно не повод поклоняться Бафомету. Более того, почти в каждом фильме Клузо есть особый персонаж — медиум, некто, познавший высшую Истину, Провидение. И знание это — всегда непосильная ноша, медиум травмируется, заболевает или вовсе умирает, ибо невозможно взглянуть на сущее глазами бога и остаться прежним, никакая гносеология не обработает неуправляемый поток правды о мироздании. Недаром фильм часто сравнивают с античными трагедиями — царь Эдип, похожим образом распутав логические цепочки фатума, был вынужден лишить себя глаз. В «Плате за страх» таких «прозревших, чтобы ослепнуть», сразу несколько. И подобная позиция невозможна для автора, который просто поэтизирует страдания.

    Достаточно посмотреть на характеры главных героев, чтобы понять, кому по факту досталась путевка в ад с обратным билетом: юродивый, трикстер, два живых мертвеца. Трудно назвать их жертвами рока, скорее уж эти парни — четверка дерзнувших изменить мировой порядок, занять место, которое им не положено. С этой точки трагическая концовка уже не выглядит моральным релятивизмом, перед нами своеобразное прочтение притчи об Иове, и весь созданный автором мир в финале сотрясается раскатистым голосом всевышнего, возмущенного тем, что жалкий человек требует ответов, требует справедливости и логичности, требует, наконец, банальных хэппи-эндов! Художественное пространство Клузо не служит цели продемонстрировать разумный замысел, француз лишь указывает на тщетность поисков. Впрочем, не стоит быть слишком серьезными и забывать, что началось все с экономического стимула. Вдвойне иронично, что змеем-искусителем оказался толстый капиталист.

    31 августа 2015 | 22:47

    Этот фильм надо показывать тем, кто считает, что динамичное кино научились снимать только после Звездных Войн и только в Голивуде. Смотрится кино с неослабевающим вниманием, а в последние полчаса накал эмоций просто невероятен.

    Где-то в глубинке Латинской Америки в живут европейцы, приехавшие сюда в поисках лучшей жизни, а нашедшие только ужасный климат, дикарей-индейцев и отсутствие хоть какой-нибудь работы. И поэтому только они могут взяться за самоубийственную работу — перевезти два грузовика, набитых взрывчаткой, по ужасным дорогам и горным серпантинам к пылающей нефтяной скважине. Вот только надолго ли хватит смелости — даже если приз — возможность уехать отсюда и начать жизнь заново? И сколько из участников доберется до финиша?

    Пожалуй, лучше всего охарактеризовать жанр этого фильма как «гонки со смертью». Напряжение сгущается с каждым следующей сценой, в какой-то мере этот фильм напоминает «Одиссею» или квест, где каждый следующий поворот готовит все более страшную ловушку главным героям. Но вот сами персонажи намного более живые и естественные, в отличие от героев такого жанра. Этому как раз помогает первые сцены фильма, где мы можем понаблюдать за жизнью героев среди всей этой разрухи. Так кто же эти люди? Герои — да, отчаянные искатели приключений — еще бы, но вот как охарактеризовать их поступки? Их всех влечет одна и та же жажда большого куша — шанса выбраться из той дыры, куда они себя кстати затащили сами. Все они мошенники, пройдохи являющиеся кем-то большим, чем есть на самом деле. Вот таких людей обычно и будет возвеличивать массовое кино во второй половине двадцатого века — мелких, хоть и храбрых, интересных в критических ситуациях, но скучающих и поэтому скучных в обычной жизни. За ними интересно наблюдать, но вот жить с такими — упаси Господи!

    Клузо в этом фильме раздвигает рамки обычного массового приключенческого кино, показывает его персонажей с их темной стороны, не церемонится с ними. «Плата за страх» так навсегда и останется одним из немногих фильмом, сумевшем соединить идеи классического голивудского кино с возрождающимся после Второй Мировой Войны европейским киноискусством.

    19 сентября 2013 | 21:38

    Да-да. Именно так. Сколько бесконченых подражаний породил этот прекрасный триллер. Идея с неким происшествием, отбор из водителей — лучших, и идея с взрывом камня напрямую перекочевала, например, в фильм «Армагеддон».

    Во-первых фильмы Клузо несколько опосредованно напоминают работы его американского коллеги «маэстро триллера». Во-вторых скорее Хичкок похож на работы Клузо потому что «золотые» остросюжетные истории он рассказывал как раз после этого фильма — во второй половине 50х, начиная с фильма «Окно во двор». Хотя классическая формула хорошего триллера, выведенная Хичкоком сдесь работает практически буквально: «Если двое человек сидят в кафе за столом и просто разговаривают — через минуту это станет скучно. Если же перед этим покажут, что под столом заложена бомба — то вы будете полчаса сидеть и смотреть не отрываясь».

    Как верно заметил Кирилл Разлогов, Клузо не безжалостен не только со своими актёрами на съёмках, но и со своими героями. И если Альфред Хичкок берет зрителя «за горло», периодически отпуская, вставляя какие-то комические перикидки, диалоги, этих «очкастых секретарш», то Клузо хватает и уже не отпускает. В этом смысле он более жёсток. И фильм этот очень мужской я бы сказал, из всех женщин там только Вера Клузо, которую, по слухам, супруг-режиссер просто за человека не держал, обзывая и ругая всеми возможными французскими ругательствами.

    Ещё одну интересную деталь заметил, о какой тут по-моему ещё не говорилось. Пересматривая пару месяцев назад этот фильм — мне показался неестественным и чересчур «агитационныхм» закадровый текст финальной сцены фильма. Оказалось, что в оригинале никакого текста не было. Марио просто ехал довольный на огромной скорости на своём грузовике, в советском же дубляже там звучал небольшой моралистский монолог о том, что «Марио потерял над собой контроль. Он больше себе не принадлежит».

    9 из 10

    -1 балл за чрезмерную затянутость вступления, растянутого минут на 45.

    1 сентября 2012 | 22:36

    Есть ли в этом паденье какой-то резон -
    Я узнаю потом, а пока
    То ввалился в лицо мне земной горизонт,
    То шарахались вниз облака. (с)


    Какой страх будет испытывать человек, готовый сделать прыжок с парашютом? Точнее, не готовый, а вынужденный к этому? Ну вот поставили кого-то перед садистской изуверской дилеммой — или этот самый прыжок, или крах жизни? Что страшнее — сделать прыжок с парашютом или всю жизнь бояться, что ружьё, следуя закону Чехова, обязательно выстрелит? Кто-то будет бояться высоты, а кого-то замучает иная тяжкая дума — ведь бывает, что парашюты не раскрываются…

    Вот перед подобным тяжким выбором и оказался герой «Платы за страх», человек с тёмным прошлым и без будущего, хранящий как зеницу ока один-единственный, дорогой ему как память, предмет из прошлой жизни, и бесцельно слоняющийся по городку, где нет никаких перспектив и где рискуешь всю жизнь прозябать в безденежье и одиночестве. Судьба подбросила ему и ещё нескольким людям шанс вырваться. Шанс выжить или умереть. Наверное, перспектива обрести братскую могилу на одной из ухабистых дорог их страшила меньше, чем унылое бесцельное существование на грани нищеты. А один из них счёл, что лучше уж попытаться, даже если дело почти обречено, чем стопроцентно умереть от цементной пыли в лёгких. Да и почему бы не рискнуть, когда платой за несколько дней страха и трепета должны были стать две тысячи долларов, способных радикально поменять жизнь…

    И после первого довольно заунывного часа, когда герои слоняются по городу и знакомятся друг с другом, зрителю предстоит непрерывная дрожь от саспенса. Перевозка нескольких тонн нитроглицерина по опасным горным трассам — это и есть то самое ожидание раскрытия или не-раскрытия парашюта. У тех, кто делает шаг из двери самолёта, это секунды, у героев фильма — несколько дней.

    Герой, созданный писателем Жоржем Арно и сыгранный в фильме Клузо молодым Ивом Монтаном, смотрится как своеобразный последователь стендалевского Сореля и бальзаковского Растиньяка, и проявляет себя так же двойственно. Если некоторые его поступки можно осуждать, то огромную волю к жизни не уважать сложно. Впрочем, именно она и определила многие его поступки.

    И если в романе финал довольно однозначен, то в картине концовку можно трактовать по-разному: и как фатум, и как мораль о наказуемости совершённого, и как целенаправленный выбор героя. Билет парижского метро в финальном кадре символизирует все стремления и помышления героя, на протяжении всего времени одержимого одним-единственным желанием — жить. Не пленником на чужбине, а с высоко поднятой головой свободным человеком. В конечном итоге, плата за поездку оказалась для всех одинаковой, но кто-то расплатился сразу, а кто-то в кредит…

    17 мая 2012 | 22:20

    Посмотреть данную картину меня сподвигли две вещи: необычайно высокий рейтинг и возможность лицезреть фильм за смешную цену в зале кинотеатра.

    Итак, 22 апреля, Москва, кинотеатр «Иллюзион», 50 рублей билет и пустой зал. Выбираю самое удобное место, и впереди — почти 2,5 часа старого чёрно-белого кино. Но кино по-настоящему качественного и интересного.

    Латиноамериканский городок, где царит жара, и откуда выбраться в 25 раз сложнее, чем туда попасть. Работы здесь нет, и сотни приезжих готовы практически на всё, чтобы хоть как-то подзаработать. Главный герой Марио (32-летний Ив Монтан, всего лишь 6-я его роль в кино) — яркий пример человека, ищущего возможность вырваться из этого замкнутого круга. Приехал Марио в это место из Парижа, имея в руках всего лишь жетон на метро (!), а чтобы вернуться обратно, ему нужно не менее 2-х тысяч долларов. У Марио есть друг Луиджи (Фолько Люлли) и возлюбленная — красивая девушка-латинос Линда (Вера Клузо). Однако, с прибытием в город пожилого авантюриста Джо (Шарль Ванель) Марио забывает про дружбу с Луиджи и становится неразлучим с Джо. С Линдой же Марио всегда прохладен — похоже, это она его любит по-настоящему, а он её нет.

    В 300-х милях от города загораются нефтяные скважины и директор нефтебазы принимает решение отправить на тушение пожара два грузовика с нитроглицерином. Якобы мощный взрыв нитроглицерина способен своей взрывной волной погасить пламя пожара. (Кстати, интереса ради я попытался через гугл поискать информацию об использовании глицерина в пожарных целях, и что же вы думаете!? Все существующие ссылки на подобное использование указывают лишь исключительно на «Плату за страх», и никуда более! :)) Но суть, конечно, не в технической достоверности вопроса, а в психологическом напряжении, сопутствующем процессу перевозки груза, ибо нитроглицерин, как известно — вещество, способное взорваться от любого толчка. 2000 долларов — плата за перевозку взрывчатки по разбитой дороге. Эти деньги для безработных — шанс выбраться из полной безнадёги, они же — плата за страх.

    Доставить грузовики до места назначения вызвалось с десяток безработных. Но путём жёсткого отбора к рейсу были допущены лишь 4 человека, две пары — Марио/Джо и Луиджи/Бимба (Петер Ван Эйк). Вместе со стартом двух экипажей наступает и самая интересная захватывающая часть фильма, держащая в немалом напряжении зрителя. Начинается игра со смертью…

    Действительно, великолепный фильм, раскрывающий важнейшие человеческие качества — смелость, страх, способность к самопожертвованию и к предательству, фантастическая тяга выжить в самых невероятных условиях… При желании, можно было бы охарактеризовать картину, как «психологический триллер», хотя самого слова «триллер» в те годы, кажется, ещё не существовало. Но независимо от жанра, фильм исключительно сильный и, несомненно, оставляющий свой след в душе.

    9 из 10

    7 мая 2011 | 01:28

    Американцы любят списки на кшталт «Greatest Guy Movies Ever Made by…», но на мое пребольшое удивление в этих рейтингах «мужского» кино — я ни разу не увидел «Платы за страх». Хотя, по сути, фильм действительно о важный мужских вещах (дружбе, смелости). Так еще и внешняя форма полностью мужская: езда на автомобиле с опасным грузом.

    Не зря Клузо противопоставляют Хичкоку — элементы триллера в фильме отменные, очень тонко выстроено напряжение. Хотя большинство в дальнейшем обходилось одним «Осторожно нитроглицерин! Донеси его до цели! Но это очень опасно!», Клузо же настолько детально прописывает характеры персонажей и ставит их в такие натуралистические дорожные трудности, что диву даешься и смотришь с восхищением и трепетом на экран.

    Фильм назван как «лучший года» — за версией Британской киноакадемии, Берлинале и Канского фестиваля. Кроме того картина состоит в списках тысяч лучших за всю историю кино (по разным версиям). Бесспорно стоящее кино.

    Мои 10 из 10

    7 февраля 2010 | 15:05

    «Я мог бы сочинить тебе одну из тех смешных историек о рогатых и волосатых чертях, которые так любезны твоему скудному воображению, но ты имеешь их уже достаточно, и Я не хочу тебе лгать так грубо и так плоско», — писал замечательный русский писатель Леонид Андреев в так и не оконченном романе «Дневник Сатаны». Обвиняемый в дьявольской мизантропии и блюстителями гуманности, и фашистской диктатурой, Анри-Жорж Клузо всю свою жизнь предпочитал творить беспощадную правду о человеческой природе, не оглядываясь на общественное мнение и политические тренды. Оставляя химанализ тефлона адских сковородок и пробы выделений бесноватых на предмет повышенной концентрации серы мистикам и экзорцистам, французский режиссёр заинтересовывает зрителя исследованием разложения человеческой души. И вот вам неназванная латиноамериканская страна, над которой нависло жаркое, палящее солнце, интернациональная компания денежным Богом забытых отщепенцев и страстное желание любой ценой вырваться с этого острова уныния и безнадёжности. «- Зря ты так. Разве не видишь: он живой труп. — А мы не живые трупы?» Именно. Каждый из решившихся: Марио, Джо, Луиджи, Бимба, — все они сполна расплатятся за своё бегство из дестабилизированной войной части света (но всё-таки света!): отвлечённое чувство страха материализуется тоннами взрывоопасного нитроглицерина. У каждого из них своя мотивация — от преследования полицией до мучительных воспоминаний, но результат един для всех: всепоглощающий мрак малодушия и безысходной тоски. И принцип возложенного на них задания, ошибочно принятого за путь земного спасения, издевательски насмешлив: «Умри, чтобы выжить».

    Война — пожалуй, главный герой картины Клузо. Она прорывается в настоящее считанное количество раз: откровенным признанием замкнутого Бимбы, звуковым предупредительным сигналом, столь похожим на сигнал воздушной тревоги. Но существование войны внутри любого сталкивавшегося с ней человека неоспоримо. Именно она является основным разносчиком трудноизлечимого вирусного заболевания — страха. Единожды проявленную скупость характера не удастся опровергнуть тысячей героических подвигов. Выступив на поверхность, мрак, подобно нефти, выходит из-под контроля, загорается и с неистовой силой уничтожает остатки живого. Ад из плоскости абстракций и разнузданного воображения прорастает многомерным, овеществлённым миром людей, где количество локальных светопреставлений неумолимо стремится к бесконечности.

    Грузовик взлетает на воздух, и телесная оболочка размалывается в пыль, а столб дыма, перемешанного с прахом, уходит к небесам. Но это всего лишь проекция внутреннего взрыва, освобождения духа, поедающего самое себя. Ты всё глубже и глубже погружаешься в тёмное озеро, кабина наполняется запахом гниения, но ты упрямо цепляешься за безрадостную жизнь, за палисадник, заслоняющий пустырь. Бессмысленно и самонадеянно сопротивляться уготованному закономерному исходу — отказавшись от оправданной смерти, ты получишь взамен конец нелепый и глупый.

    Нет, неправ тот, кто посчитает Le salaire de la peur примером пораженческого кинематографа. Ведь тут жизнь бессильнее и несчастнее смерти, вернувшей заблудившихся далеко за пределами планетной географии.

    9 из 10

    8 февраля 2012 | 10:52

    Тяжело живется в Латинской Америке. Жара стоит невыносимая, работы нет, да еще и уехать отсюда нет никакой возможности. Для того чтобы вернуться на родину, нужны деньги, а где их взять? Вот и приходится целыми днями сидеть возле кабака, сходя с ума от жары.

    Но в жизни все может случиться. И вот однажды, подвернулась работенка. Небольшая, но деньги хорошие дают. А что надо сделать? Да так, пустяки. Нужно всего лишь перегнать два грузовика с нитроглицерином в одно место. Да, только делать надо это очень аккуратно, потому что небольшой толчок и. ..

    Интересный фильм. Конечно, некоторые сцены смотрятся устаревшими, да и актеры порой переигрывают, но это не страшно. Главное, что сценарий не устарел. Главный вопрос в принципе актуален всегда: оправдывает ли цель средства, которыми она была достигнута? Кроме того, поднимается понятия страха и храбрости.

    Очень интересные персонажи, грамотно прописанные. По ходу фильма каждый открывается по-новому, меняется. Вот, что не понравилось, так это финальный монолога рассказчика. Такое впечатление, что это какая-то советская агитация.

    Кстати, смотрел фильм в дублированном варианте. И надо сказать, что в «Союзе нерушимых республик советских…» умели это делать. По сравнению с тем, как дублируют сегодня — просто небо и земля.

    Не смотреть только тем, кто не любит старое кино. Остальным, думаю, фильм должен понравиться.

    26 июля 2008 | 16:34

    Знаменитое культовое кино «Плата за страх», пожалуй, самое известное в фильмографии режиссера Анри-Жоржа Клузо, которого величали «французским Хичкоком». В свое время в советском прокате картина произвела полный фурор, в особенности у молодой аудитории, которая буквально ломилась на этот фильм в 1955 году. Сильно адаптированный под киноязык сюжет романа Жоржа Арно за кажущейся простотой и однозначностью социальной драмы в процессе просмотра оказывается своеобразной притчей о человеческом легкомыслии сопряженного с бесшабашным геройством.

    1947 год, Гватемала — притон криминального элемента, скрывающегося от закона. Но в жаркой стране не удается начать новую жизнь и большинство вынуждено бездельничать, перебиваясь случайным заработком и лелея мечту выбраться из этого болота. Пожар на местном нефтепромысле и предложение осуществить поставку взрывоопасного груза из нитроглицерина к очагу возгорания — тот шанс разбогатеть, что дурманит этих людей. За стартовой меланхолией, картина постепенно разворачивает свой скрытый энергетический потенциал, превращая действие в напряженную «неразорвавшуюся бомбу». Накал и градус нагнетается действительно в лучших традициях мастера саспенса Альфреда Хичкока.

    Француз Ив Монтан помимо сценической карьеры, время от времени снимался в кино и, его роль в «Плате за страх» — бесспорна лучшая в карьера. Вальяжный, в чем-то надменный и горделивый Марио, в исполнении Монтана — сперва карикатурный герой-любовник, а потом безрассудный герой одиночка. Бездельник преображается на глазах, и особенно заметна метаморфоза во взгляде — он становится целеустремленным. Здравствующий до 96 лет пор напарник по грузовику Шарль Ванель не менее колоритен — его персонаж, словно барон, дефилирует первые дни в захолустном местечке, отмахиваясь от мух карманным веничком. Импозантный господин, правда, довольно быстро превращается в еще одного соискателя легкой наживы и быстрых денег, постепенно ниспадая к тому же до последнего труса. Невероятно обворожительная и красивая девушка-официантка Вера Клузо — доставляет поистине огромное эстетическое удовольствие. Жаль, актрисе был отведен столь малый срок на этой земле, через семь лет ее настиг сердечный удар, а ей было всего 46.

    Одним из первых попав под «цветной раскрас» изначально черно-белый фильм «Плата за страх» стал одной из лучших психологических лент не только своего времени, получив Большой приз Каннского кинофестиваля, но и по сей день остается знаковой картиной в мировой истории кинематографа. Недаром последовало немало римейков и идейных последователей, которые, к слову, не смогли превзойти оригинал по успеху. Так же «Плата за страх», несмотря на то, что была далеко не первой режиссерской работой Анри-Жоржа Клузо, тем не менее является квинтэссенцией фирменного почерка мэтра (остро напряженная драма), получившего дальнейшее развитие в таких лентах, как «Дьяволицы», «Шпионы», «Истина» и так и неоконченный «Ад».

    9 из 10

    13 мая 2015 | 13:16

    Фильм «Плата за страх» — это один из многих примеров того, что старые фильмы часто не уступают новым по содержательности и качеству. Да, он черно-белый и без компьютерных спец эффектов, но, тем не менее, он отлично демонстрирует их «ненужность», ведь стоит заметить, что многие современные фильмы, хорошие фильмы, не изобилуют компьютерными спец эффектами и часто используют их как приятный бонус. Точнее, появление компьютерных спец эффектов не стало залогом хорошей картины (вспомним тот же «Зеленый фонарь»).

    Содержательность этого фильма заключается в сюжете. Действие происходит в Латинской Америке. Люди страдают от безработицы, поэтому они готовы взяться практически за любое дело. Денег нет, уехать они не могут. И вот, подворачивается работа, за которую обещают заплатить 2000 долларов, которых вполне хватит, чтобы «свалить». Многие люди записываются в добровольцы, но, в итоге, отбирают только четырех человек: Марио, Джо, Луиджи и бывший подрывник Хуан Бимба.

    Но не смотря на обычность завязки, да и всего сюжета, в него хочется верить. Кажется вполне реальной такая ситуация, так что даже не хочется искать каких-то несостыковок и проколов, например, в тех же диалогах. Кроме того, содержательность картины выражается в проработке образов и характеров героев. Их действия не кажутся не логичными, они словно сходят с экрана и, зритель видит, скорее документальную картину.

    Качество картины заключается в размеренном использовании спец эффектов. При этом надо отдать должное сцене в конце фильма. Она просто шикарна. Само повествование в фильме сначала медленное и размеренное. Но, как только главные герои садятся в грузовики, набитые нитроглицерином, происходящее вокруг словно оживает, а постоянно нарастающий страх и безумство водителей перед опасностью взорваться от хотя бы небольшого толчка, добавляет картине эффект постоянного нагнетания обстановки.

    Это прекрасный фильм, который смотрится на одном дыхании.

    9 из 10

    23 февраля 2012 | 18:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>