всё о любом фильме:

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерИгорь Масленников
сценарийИгорь Масленников, Артур Конан Дойл
директор фильмаГригорий Прусовский
операторДмитрий Долинин, Владимир Ильин
композиторВладимир Дашкевич
художникБерта Маневич, Нелли Лев, Римма Штиль
монтажЛюдмила Образумова
жанр криминал, детектив, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время154 мин.
Труп Чарльза Баскервиля обнаруживают неподалеку от его родового поместья. Выражение нечеловеческого ужаса на лице покойника и следы крупной собаки поблизости заставляют вспомнить старинную легенду о проклятии, тяготеющем над родом Баскервилей. Шерлоку Холмсу предстоит докопаться до истины…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Ватсон в Баскервиль-холле пишет отчёт мистеру Шерлоку Холмсу, на крупном плане видно, что запонки на рукавах рубашки доктора Ватсона квадратные, а на общем плане — они круглые. И конверт на общем плане тоже выглядит не так, как на крупном. Причём доктор Ватсон неправильно оформил адрес, куда надо доставить письмо, ибо «настоящие» англичане пишут сначала номер дома, а потом улицу.
    • Чудак Френкленд обозревает окрестности Гримпенской трясины при помощи зрительной трубы с зеркально-линзовым объективом (создан только в 1930 г.). Когда Френкленд приглашает Ватсона на балкон, где установлена зрительная труба, в правом нижнем углу экрана видны 3 керамических изолятора на стене дома — вероятно, трехфазная электропроводка. В левой части балкона вдоль стены также свисает белый провод, очень похожий на телевизионный антенный кабель.
    • В фильме Холмс находит коробочку с белым фосфором в хижине, где содержалась собака. Но белый фосфор — ядовитое вещество, кроме всего прочего, быстро окисляющееся (его хранят под водой из-за опасности самовоспламенения). На съёмках использовался фосфоресцирующий состав без содержания фосфора.
    • В древней рукописи о Собаке Баскервилей, которую доктор Мортимер зачитывает мистеру Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, есть орфографические ошибки: вместо «in» — «im», «who» — «woho», «with» — «noth», «would» — «worid», «believe» — «belive», «Justice» — «Justiee», «Learn» — «Jearn», «this» — «his», «earnestly» — «larnestly», «commend» — «comend», «nor» — «war». А также несколько раз пропущены куски предложений, что делает их бессмысленными.
    • Александр Адабашьян, игравший Бэрримора, носит обручальное кольцо на правой руке, как это принято в России (в то время в СССР). Английский же Бэрримор должен носить обручальное кольцо на левой руке.
    • Когда Шерлок Холмс, доктор Ватсон и инспектор Лестрейд едут к месту засады на Собаку Баскервилей, перед Лестрейдом висит фонарь. Когда они приехали, фонарь исчез. Причём Холмс сказал сэру Генри ехать в гости на коляске, а сам поехал на ней встречать инспектора. Когда инспектор Лестрейд, доктор Ватсон и Шерлок Холмс выбегают из сарая и бросаются в погоню за Стэплтоном, этот самый сарай неожиданно оказывается у них впереди.
    • еще 3 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 217 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Иногда бывает и так, что отношение к классике складывается однозначным, особенно, это относится к классике кино. В этом искусстве все так быстро меняется, публика постоянно ждет новинок, а веяния моды порой стирают память о старых фильмах. Особенно сложно тем фильмам, которые разошлись на цитаты и уже не воспринимаются в своем органическом единстве.

    За последние 4 года появилось сразу две резонансные версии приключений величайшего сыщика в истории литературы. Это фильмы Гая Ричи «Шерлок Холмс» и «Шерлок Холмс: Игра теней», а также британский сериал «Шерлок». Несмотря на их огромную популярность, зрительская любовь к классическому советскому сериалу Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» не только не убывает, но часто возрастает — как будто бы вопреки.

    В 1981 году на экранах прошел очередной эпизод сериала — «Собака Басервилей», который стал настоящим хитом советского телеэкрана. Он рассыпался не только на цитаты, но и стал источником анекдотов, пародий и стереотипов. К последним можно отнести и дворецкого в пятом поколении Бэрримора, и доктора Мортимера, и, конечно, сэра Генри.

    Здесь стоит отметить, что образы трактовались постановщиками фильма довольно свободно, многие нюансы были придуманы уже на съемочной площадке, к примеру, внешний вид героя Никиты Михалкова, и даже часто диалоги — результаты импровизации: тот же Никита Михалков и Александр Адабашьян придумывали сами по ходу съемок.

    Видимо, именно это ощущение легкости, ироничности передается и зрителю и во многом объясняет популярность этого фильма. Нет никаких сомнений, что без мастерства артистов, принявших участие в фильме, эту атмосферу невозможно было бы ни создать, ни передать через экран. Василий Ливанов и Виталий Соломин создали канонические роли героев Артура Конан Дойля, более того, перенесли свою экранную дружбу в жизнь. Однако и остальные артисты не уступают им: Никита Михалков, Александр Адабашьян, Олег Янковский, Светлана Крючкова, Алла Демидова, Ирина Купченко, Евгений Стеблов. Интересно наблюдать за тем, как этот ансамбль советских актеров сумел создать образ английского общества, и именно этот образ надолго сформировал наше общее впечатление о той эпохе, стиле жизни и, вцелом, о стране.

    Еще интереснее перечислить тех, кто проходил пробы на различные роли в этом фильма: Анастасия и Марианна Вертинские, Анатолий Солоницын, Любовь Полищук, Николай Губенко, Жанна Болотова, Юрий Богатырев, Олег Даль, Александр Кайдановский и др.

    Сегодня остается только удивляться тому, что в советском кино даже сериал мог собрать созвездие самых талантливых актеров, и, притом, исполняющих свою работу с огромным воодушевлением. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в настоящее время для артистов практически нет такого пространства на нашем телевидении.

    28 ноября 2013 | 01:07

    Собака Баскервилей — наверное, самый знаменитый фильм о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Мне вообще нравятся все фильмы из этой серии. дедуктивный метод бесед, пояснение в конце фильма да и вообще очень интересно. И этот фильм ничем бы не отличался бы от других фильмов серии, если бы не три но. Появился отличный мистический сюжет, что, на мой взгляд, так не хватало другим фильмам серии, появился отличный мистический музыкальный фон, и появился один новый замечательный актёр.

    Я конечно же говорил о Никите Михалкове. Я смотрел только его поздние работы, где он был режиссёром и все фильмы как бы строил под себя, но в этом фильме, на мой взгляд, без преувеличения, одна из лучших мужских ролей второго плана. 99% смешных моментов фильма связаны именно с ним, что придаёт фильму местами такую лёгкую атмосферу. Вообще Михалков одним своим присутствием сильно встряхнул, взбодрил как этот фильм, так и всё серию вообще. Я вот, честно, никого больше не могу представить на его роли. А уж его пьяные похождения по болотам с доктором Ватсоном в середине фильма, это вообще можно пересматривать сколько угодно. Вот даже как он изобразил пьяного, Соломин даже с ним рядом не стоит. Такой беззаботный весёлый вид, покуривает сигару, шикарно прям. А его разговоры с Беримором, на счёт завтрака, бара, и всего прочего. Да всего его диалоги, монологи сильно оживляют фильм, после чего он смотрится на одном дыхании. Ливанов и Соломин несколько перед ним меркнут, но это не их неудача, это полностью и всецело заслуга Никиты Михалкова. Шерлок Холмс вообще пол фильма не появлялся, а Ватсон всё время был с Генри Баскервилем, так что… Единственное, что мне не понравилось в плане актёров, так это инспектор Лестрейд. Ему в этом фильме уделено очень мало времени, но это уже упущение сценаристов. Вообще Собаку Баскервилей я посмотрел раньше всех, а уже затем Сокровища Агры и прочее и прочее. Ну, так вот в остальных фильмах Борислав Брондуков настолько мне понравился, что когда я пересматриваю этот фильм, то мне становится обидно, что Лестрейда в этом фильме практически нет. Ну конечно не могу не сказать об Олеге Янковском. Роль у него далеко не первого плана, но, тем не менее, очень важная. Ну и Рина Зеленая в образе миссис Хадсон, со свои сиплым голоском, получилась очень здорово.

    Сценарий получился просто шикарный. Самое главное, и то, что не хватает другим частям серии, так это то, что он мистический. Понятно, что в конце всё разъяснится по нормальному, без всякой фантастики, но всё таки, иногда даже какие-то элементы хоррора появляются. Вообще это просто находка для фильма криминально-детективного жанра. Обычно как, просто совершается какое-то убийство и его начинают расследовать, а тут не просто убийство, тут рядом с местом преступления находят следы огромной собаки, и уже вокруг всего этого начинают развиваться события. Вообще за развитием сюжета следить очень интересно, а все эти постоянные завывания с болот, прям иногда сердце замирает, и душа в пятки уходит.

    Но сценарий бы провалился на 50%, если бы не совершенно шикарная музыка. Тут много её оттенков, но мотива 2. Один полностью мистический, который, то играется на губной гармошке, то на флейте, а то вообще просто свистом. А второй, это комедийный, который практически всегда появляется в сценах с Михалковым. Ну ещё можно назвать третий, это фирменный саундтрек в фильмах про Шерлока Холмса. Вообще мистические мотивы музыки создают где-то 70% всей атмосферы фильма. Вообще большая часть фильма происходит на болоте, так что и музыка должна быть соответствующая, так что если бы ни эта замечательная музыка, то я вообще не знаю, чтобы из фильма получилось в целом.

    В общем, практически всем фильмам о Шерлоке Холмсе я ставил 8 баллов, но добавив к этому стандартному набору замечательную мужскую роль второго плана, классный мистический сюжет, и классную мистическую музыку, мы получаем совершенно потрясающий коктейль. Для меня это лучший советский фильм всех времён.

    10 из 10

    1 августа 2009 | 23:39

    Бессмертное творение! Классика! Настоящая легенда!

    Фильм Игоря Масленникова вряд ли оставит кого-либо равнодушным!

    Василий Ливанов — признанный лучший Шерлок Холмс всех времен и народов!Виталий Соломин -верный его помощник! Никита Михалков — джентльмен, настоящий сэр Чарльз!

    И картина получилась прям «по конан-дойловски» захватывающей, стильной, напряженной, наполненной фразеологизмами с Туманного Альбиона, виртуозными фокусами Холмса, изобретательностью злодеев и сбивающими с толку расследованиями Ватсона!

    «Овсянка, сэр» — это звучит истинно, по-английски, лишь чем-то выдавая русские глаза Бэрримора-Адабашьяна!

    Манеры сэра Чарльза, атмосфера замка Баскервилей, грозная собака, появление Холмса, ниточки расследования — всё это наполненно какой-то несравненной харизмой, присущей лишь фильмам Игоря Масленникова!

    А сам сюжет, рассказанный Конан-Дойлом, безупречен!

    Ну, что тут можно сказать — КЛАССИКА ОНА И ЕСТЬ КЛАССИКА!

    10 из 10

    18 января 2010 | 15:11

    Чем древнее род, тем больше богатств ему удается накопить. А большие богатства, как известно, могут превратиться в сущее родовое проклятье, ведь рано или поздно некто захочет ими завладеть, предварительно убрав со своего пути всех наследников. Но какую ужасающую историю о привидениях не придумал бы коварный преступник, Холмс и Ватсон всегда сумеют найти логическое объяснение любому загадочному убийству.

    Ко времени съемок этого фильма, советские экранизации повестей Конан Дойля уже стали знаменитыми далеко за пределами СССР. Разумеется, дошли они и до самой Англии, где в основном и происходят приключения детектива и его друга доктора. Фильмы очень полюбились британцам и даже потомкам писателя, а большей похвалы для их создателей и быть не могло. Поэтому перенося на экран данную историю, Игорь Масленников просто не имел права не оправдать ожиданий зрителя. Теперь события происходят вдали от столицы, в английской глуши, с людьми, которые все еще верят в рассказы о призраках.

    «- Над растерзанным телом Хьюго стояло мерзкое чудовище — огромный, чёрной масти зверь сходный видом с собакой. Чудовище повернуло к ним свою окровавленную пасть и сверкнуло горящими глазами…»

    Легендарному дуэту уже не раз приходилось распутывать сложные преступления и выводить на чистую воду самых опасных злодеев, но теперь им предстоит вступить в схватку с чем-то запредельным, жутко воющим и напоминающим огромную собаку. Шерлок Холмс, руководствуясь логикой, а не предрассудками, решает докопаться до разгадки, вновь рискуя своей жизнью и жизнью Ватсона. А уважаемому доктору теперь придется самостоятельно попасть в самый эпицентр проклятья, не зная, кто из его новых знакомых может неожиданно вонзить нож в его спину. Каждый знает, что без Виталия Соломина и Василия Ливанова этого фильма и быть бы не могло, ведь они вот уже столько лет отдавали своим героям столько сил.

    «- Если этот болван не найдет мой башмак, я устрою грандиозный скандал!»

    Разбалованный праздной жизнью Генри Баскервиль с удовольствием приезжает унаследовать львиную долю богатств своего рода, еще не подозревая, что не сможет спокойно спать в этом особняке, если предварительно хорошенько не напьется. Никита Михалков хорошо сыграл свою роль, воплотив малодушного, капризного, но отнюдь не злобного наследника, который еще не потерял способность любить.

    Запомнились персонажи доктор Мортимер и дворецкий Бэрримор. Преданные роду Баскервиль, они стараются уберечь его последнего представителя от того страшного чудовища, что живет на болоте. Актеры Евгений Стеблов и Александр Адабашьян показали столь разных, но одинаково ярких героев — эмоционального врача и совершенно невозмутимого слугу, который превосходно умеет хранить секреты семьи.

    Экспериментируя с нагнетанием атмосферы в прошлых сериях, в этот раз режиссер превзошел самого себя, создав захватывающий детективный триллер. Впечатление того, что нечто ужасное должно случиться, не покидает до самого финала. И не зря, ведь сцена с той самой собакой получилась впечатляющей. Юмор же здесь по-прежнему на высоте, а фразы героев много раз вызывают улыбку. К тому же, именно благодаря этой кинокартине и находчивости ее актеров Игорь Масленников открыл советским людям глаза на полезные свойства столь простого английского блюда, как овсянка.

    Даже самое ужасное проклятье не в состоянии выдержать натиск здравого ума, наблюдательности и холодной логики. Ведь их не испугать таким дешевым трюком, как злобный вой в полнолуние.

    25 января 2012 | 03:23

    На мой личный взгляд, повесть «Собака Баскервилей» является одной из лучших в цикле произведений о гениальном сыщике. Книгу экранизировали огромное число раз, была даже (если я не ошибаюсь) версия, где Холмса играл Питер Кушинг (Таркин из «Звездных войн») Однако, посмотреть мне удалось лишь самую лучшую, нашу экранизацию режиссёра И. Масленникова, которая, как и книга, является одной из лучших и в советском сериале про Холмса, и вообще в мировом кино. Разберёмся поподробнее.

    1. Книга и фильм

    Картина, в отличии от многих экранизаций классики, точно повторяет сюжет книги. Это приятно, особенно когда перечитываешь оригинал и сопоставляешь образы из повести и фильма. Сценарий — несомненный плюс картины

    2. Актёры и образы

    Помимо лучшего в мире Холмса Василия Ливанова и лучшего в мире Ватсона (по моему личному мнению) Виталия Соломина, в данном фильме наиболее ярко раскрываются таланты Никиты Михалкова и Олега Янковского. Никита Сергеевич так органично вписался в образ сэра Генри, кто при просмотре фильма казалось, что Артур Конан Дойль специально ввёл этого персонажа в роман, чтобы спустя много его сыграл наш неподражаемый «Мохнатый шмель». Также порадовали актёры второго плана: Александр Адабашьян ("Бэрримор, сэр») и Борислав Брондуков (Лейстрейд). В плане актёрской игры и раскрытия образов фильм безупречен.

    3. Сюжет

    Данный фильм построен на мистическом элементе — собаке Баскервилей. Казалось бы, факты налицо, однако, Холмс не верит в мистику, что очень радует. Все тайны в конце станут явью, преступник и его собака получат по заслугам.

    Стоит также отметить отсутствие Шерлока в большом сегменте фильма, что способствует более детальному рассмотрению образа Ватсона и других второстепенных персонажей

    4. Саундтрек.

    Буду краток. Владимир Дашкевич как всегда великолепен.

    5. Итог

    Лучшая экранизация лучшего рассказа о лучшем сыщике в исполнении лучших актёров под лучший саундтрек.

    Вывод: Лучший фильм про Шерлока Холмса.

    31 октября 2010 | 16:31

    Овсянка, сэр!

    «Собака Баскервилей» — самое известное произведение Артура Конан Дойля и, неудивительно, что руки Масленникова и Ко добрались-таки до экранизации этого шедевра детективного жанра. Шерлок Холмс с доктором Ватсоном в этой истории с очень любопытной завязкой, старинными рукописями и пропавшими ботинками Михалкова будут вынуждены сменить оживленную лондонскую обстановку на слегка унылую английскую провинцию дабы распутать весьма и весьма странную историю, переплетенную с древними легендами. Мог ли у съемочной команды, сплоченной по успешной работе с предыдущим сериям «шерлокианы» этот фильм не получится? В первую очередь важен тот факт, что «Собака…» все-таки цельное произведение, а не ряд рассказов объединенных сюжетно усилиями сценаристов, а значит ставить в рамках фильма одно произведение намного легче. Также в их пользу говорит тот факт, что «баскервильская» история есть самым популярным произведением английского писателя. Правда, это имеет и обратную сторону — ведь в силу своей известности, требования зрителя к экранизации этой повести также были куда выше, и любой ляп или неубедительность создателей был бы сразу замечен. Но та огромная зрительская любовь к предыдущим приключениям истинных джентльменов Холмса и Ватсона, наталкивала на радужные мысли.

    Главной удачей и достоинством фильма можно считать актерский ансамбль подобранный режиссером Масленниковым. Никита Михалков в роли развязного американца-наследника поместья Баскервилей сыграл, возможно, лучшую свою роль в карьере. Его феерической игрой восхищаешься — энергия в нем просто кипит и готова вот-вот выплеснуться наружу. Очень живой и оптимистичный персонаж у него получился. Это, кстати, одна из особенностей данной экранизации — как правило, у англичан, исправно (по правде говоря, не всегда очень удачно) штампующих этот классический сюжет, «Собака Баскервилей» получается мрачной историей с налетом мистики, где уж точно, места шуткам не находится. Подобный иронично-оптимистичный подход советских кинематографистов пришелся по душе зрителю: как советскому, так и западному.

    Потрясающе сыграл свою роль и Олег Янковский. Один из лучших актеров советского кино блестяще сыграл вычурного англичанина Степлтона, подарив своему герою неповторимый голос и манеры. Нельзя не вспомнить и персонажа Александра Адабашьяна. Роль дворецкого старинного английского поместья как будто написана под него. Тем более удивительным есть тот факт, что Адабашьян попал в актерский состав случайно. Его, выданная в одной из импровизаций с Михалковым фраза: «Овсянка, сэр!» стала крылатой и давно уже ушла в народ. А есть ведь еще весьма мастерски сыгранные Ириной Купченко, Аллой Демидовой и Светланой Крючковой роли английских леди. Если добавить к этому еще забывчивого доктора Мортимера в исполнении Евгений Стеблова, то одним только актерским составов «приглашенных звезд» можно восхищаться. А ведь никуда не делись и засверкали новыми гранями своих талантов Василий Ливанов и Виталий Соломин, осталась симпатичная старушка миссис Хадсон и «фокстерьерный» инспектор Лестрейд Борислава Брондукова.

    Все любят указывать одной из характерных особенностей советской «шерлокианы» возросшую, по сравнению с литературным оригиналом и предыдущими версиями фильмов на «холмсовскую» тематику, роль верного спутника великого сыщика доктора Ватсона. Именно сценаристы первых фильмов Дунский и Фрид сделали со схематичного Санчо Пансы Шерлока Холмса полноценного главного героя. Не отступил от этого потом и Владимир Валуцкий в сериях про Мориарти, а Игорь Масленников, выступивший еще и сценаристом «Собаки Баскервилей» и вовсе вывел героя Виталия Соломина на первый план. В «Собаке Баскервилей» актер Соломин получил прекрасный шанс проявить себя во всей красе. И, надо сказать, от подобной смены ролей фильм только выиграл. Наблюдать доктора Ватсона, с умным видом расхаживающего по английской глуши и выдающего себя за элитного лондонского сыщика — одно удовольствие. Недаром же, «Собака…» традиционно считается лучшим произведением советской «шерлокианы».

    Нельзя не отметить и работу Владимира Дашкевича. Его принято (причем, совершенно справедливо) хвалить за работу в предыдущих сериях. И вот, казалось бы, когда вполне возможно выехать на багаже предыдущих достижений он сочиняет абсолютно новые, но такие же качественные «баскервильские» мотивы — вот что значит настоящий профессионал, преданный своему делу.

    Отдельным похвальбой в сторону создателей стоит выделить места съемок. Как когда-то в «Смертельной схватке» творческой группе из Абхазии удалось сделать живописную Швейцарию, так и в «Собаке Баскервилей» им удалось в Прибалтике найти настоящее английское родовое поместье с зелеными лужайками и всеми прочими атрибутами и воссоздать в целом атмосферу загадочной английской провинции с не прекращаемыми дождями и туманами.

    Итог. Отличные актерские работы, выверенная режиссура, музыка Дашкевича и закрученный сюжет делают свое дело — отличную экранизацию классического произведения и, пожалуй, самую яркую серию цикла советской «шерлокианы».

    15 октября 2008 | 14:53

    Самая яркая часть из сериала Игоря Масленникова.

    Про сюжет говорить не буду — в этом случае режиссёр не стал смешивать и разделять разные повести и рассказы, а просто почти целиком воспроизвёл «Собаку Баскервилей».

    Именно в «Собаке…» доктор Ватсон начинает чувствовать себя сыщиком. Разумеется, доктору не сравнятся с Холмсом (это видно из сцены в каменном доме), но костюм сыщика на себя вполне успешно применил.

    Отлично сыграл Михалков — да и кто бы сомневался! Из сэра Генри Баскервиля получился жизнерадостный канадец, потом чуть не запивший, но в конце концов даже полюбивший овсянку.

    Ливанов и Соломин — кроме них невозможно представить других Холмса и Ватсона. А. Адабашьян-Берлиоз — Бэрримор — уж точно запомнился надолго благодаря своему голосу и игре.

    Загадка, юмор, непревзойдённая игра, и etc, можно долго перечислять. Но этот фильм на все времена.

    10 из 10.

    23 апреля 2008 | 19:43

    Последнее является почти общепризнанным. Как ни странно, но англичане не достигли той степени самоиронии, которая им вообще-то свойственна (правда, не всегда), какой смог достичь Масленников в своем сериале относительно и Ватсона, и Холмса. В немалой степени этому способствовала минисериальная форма, в которой режиссер попытался связать сюжеты отдельных рассказов Конан Дойля + две повести. Именно она определила стиль, в котором работали авторы фильма, что придало необходимый детективу динамизм, не убив при этом важных деталей, характерных как для к. XIX в., так (в чем-то) и для современности. При этом для каждой из частей сериала была избрана определенная тема в рамках жанра. Если в первой части (Знакомство и Кровавая надпись) наблюдается поиск необходимых пропорций, то дальше Масленников пошел в разнос — триллер, иронический детектив, мелодрама, наконец, шпионская тема.

    Но если режиссура периодически хромала, не более, впрочем, чем на одну ногу, то на сценарий жаловаться почти грешно. Владимир Валуцкий, да и сам Игорь Масленников, достойно перелопатили первоисточник, убрали лишнее, добавили необходимые связующие звенья, не забыв про центральный ствол повествования, чего не удавалось ни до него, ни после него никому. Не последнюю роль сыграли сценаристы и в той самой иронии, украшающей героев и прошедшей через весь сериал.

    Но ключевую роль играют, конечно, актеры. Василию Ливанову при этом трудиться пришлось, наверное, менее остальных — уж больно хорошо он подходил внешне под описание Холмса. Правда, компромиссов, но разумных и интересных, избежать не удалось — все-таки Холмс Конан-Дойля скорее сухарь: не любит женщин, заносчив, существует почти вне морали, запертый в рамках профессии. Ливанов гораздо более человечен, хоть и не менее профессионален. То, что у написанного Холмса заострено, у Холмса кинематографического — напротив, закруглено., и с этим Ливанов справился на отлично. Но гораздо более сложная задача стояла перед Виталием Соломиным, ведь Ватсон практически не прописан вовсе. Он был свидетель, но не соучастник. А Соломин рисует все — и ум, и глупость, и серьезность, и ироничность, напыщенность и естественность, но всегда нравственную цельность. Однако, он не сочиняет этот образ, а угадывает конандойлевский, оттого и пара у Масленникова родилась.

    Ну и все остальные, что называется в строку — и великолепная Рина Зеленая, превратившая миссис Хадсон в старушку Англию, и Бронислав Брондуков как всегда король комедийного эпизода, да и другие постоянные персонажи не подкачали. Не говоря уже об отдельных сериях.

    Венцом сериала безоговорочно стала «Собака Баскервилей». Именно здесь сошлись необходимые пропорции — все перечисленное выше в первую очередь относится сюда. Да еще прибавились такие люди, как Никита Михалков, сыгравший одну из лучших своих ролей, выпавшую из его амплуа «жлоба» (иногда интеллигентного). Замечательную и невероятно обаятельную компанию ему составили Крючкова, Стеблов и Адабашьян. А возвышенно-мистическое воплотили на экране Алла Демидова и Олег Янковский.

    9 из 10

    14 апреля 2013 | 19:53

    Вы никогда не задавали себе вопроса относительно того, что же в действительности произошло с богохульником Хьюго Баскервилем из легенды, что же стало причиной его смерти, столь пагубно повлиявшей на свидетелей того злосчастного события? А между тем, если чудовище, преследовавшее героя повести, сэра Генри, оказалось существом вполне материальным, то какова подоплека семейного предания Баскервилей, описывавшего дьявольского призрака? Или же в далеком XVII веке Девоншир потрясла аналогичная история? Нет? А меня заинтересовала эта неприметная на первый взгляд, но значительная деталь, так и оставшаяся для всех загадкой. Вероятно, это один из «ляпов», допущенных Конан Дойлом во всем цикле о Шерлоке Холмсе. И все же, не благодаря ценности произведения, как такого, а моменту выхода его в печать, когда вся британская общественность изнывала от желания вновь насладиться приключениями частного сыщика-консультанта, «Собака Баскервилей», несмотря на простейший сюжет и тривиальную развязку, моментально стала самым знаменитым творениям писателя и остается такой по сей день. Но, вопреки статусу наиболее экранизируемой повести на свете, «Собака Баскервилей» не может похвастаться многочисленными достойными воплощениями на экране. Советский телефильм 1981 года по праву считается одним из лучших, но не потому, что он идеален от «А» до «Я», а по причине отсутствия превосходящего. Впрочем, не буду судить обобщенно, ведь я видела всего нескольких «Собак Баскервилей», однако не слышала, чтобы какая-то из них была названа безоговорочным шедевром.

    Теперь же речь пойдет непосредственно о «Собаке Баскервилей» Игоря Масленникова 1981 года, которая, как известно, входит в состав мини-сериала о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, и в отличии от большинства серий, почти в точности следует оригиналу (в чем ее несомненный плюс). Пересказывать сюжет, я полагаю, было бы полной бессмыслицей, его все и без того прекрасно знают, в фильме присутствуют лишь несколько незначительных отхождений от текста, потому сразу перейду к анализу всего остального.

    Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это необыкновенная уютность советской «Собаки Баскервилей», о чем свидетельствует тот факт, что ее можно смотреть как взрослым, так и детям, и она благотворно влияет на нервную систему (хотя это заслуга скорее первоисточника, ведь психологами доказано, что «Шерлок Холмс» имеет успокаивающее действие). Кто-то из воинствующих поборников соблюдения мрачного настроя повести, быть может, останется недоволен спокойной, не пугающей атмосферой фильма, больше напоминающего комедийный детектив, нежели готический триллер. Но в защиту последнего говорит то, что будь это ужастик, его вряд ли возникло бы желание пересматривать вновь и вновь в любой час дня и ночи, и уж тем более сомнительно, чтобы такой фильм занял место в домашней коллекции. Будь то западное кино, на «легкий» стиль можно было бы посетовать (как в британском телефильме с Джереми Бреттом, о котором, смею надеяться, будет написано в будущем). Здесь же нехватка напряженности компенсируется «родными» лицами персонажей, порою прямолинейным, но понятным отечественному зрителю юмором, воплощенным в местами театральной, но яркой, истинно «советской» игре актеров.

    Хотя, как раз по этому пункту «Собака Баскервилей» очевиднее всего проигрывает как экранизация. В документальном фильме «Неизвестная версия» рассказывается о том, что Масленников, взяв на роль сэра Генри Никиту Михалкова очень скоро пожалел об этом, ведь на съемочной площадке оказались сразу два режиссера, причем Михалков, будучи напористым, старался перетянуть одеяло на себя. Но если бы дело было только в этом! Кому из творческого коллектива, интересно знать, пришло в голову, что Михалков хоть немного похож на своего персонажа? Я не стану сейчас перечислять черты внешности и характера Генри Баскервилей, это ни к чему, но правы были люди, акцентирующие внимание на том, что Михалков в этой роли — чистейшая карикатура на «сэра» и вообще на англичанина. Блестящая карикатура, надо сказать, ибо Никита Сергеевич играет искрометно, но, тем ни менее — ничего не попишешь, как говорил старик Френкленд — пародия, она и в Африке пародия. Вспомнить хотя бы его прибытие в русской шубе на Бейкер-стрит, когда он чуть ли не кинулся целоваться с Холмсом и Ватсоном, с криками «Дорогие мои, как я рад!». Нет, создатели фильма определенно переборщили с русским менталитетом, ибо Англией тут и не пахнет. Но, так и быть, для среднестатистического обывателя соответствие/несоответствие значения не имеет, так что оставим «сэра Генри» в покое.

    Далее Берримор. Примечательно то, что Александр Адабашьян внешне как нельзя лучше подходит под описание в тексте, если бы не маленький рост. Что же касается всего остального, то Берримор был человеком угрюмым и малоразговорчивым, со своими «скелетами в шкафу», поэтому именно на него первого пало подозрение в убийстве. Адабашьян же — забавный коротышка с симпатичной физиономией, только и всего. То ли дело Степлтон (Олег Янковский) — этот наоборот должен производить впечатления невзрачного простачка, гоняющего сачком бабочек на болотах (между прочим, ни сачка, ни сумки у Степлтона в фильме мы так и не увидим). Не удивительно, что Ватсон не сразу раскусил этого «безобидного» натуралиста. Глядя же на Янковского, сразу понимаешь — здесь что-то нечисто. Доктор Мортимер (Евгений Стеблов) смотрелся в целом неплохо, если закрыть глаза на чрезмерное переигрывание в начале фильма. Но кто уж точно не поддается критической оценке — так это «первая красавица Коста-Рики» Бэрил Степлтон в исполнении Ирины Купченко, которую и красивой то назвать нельзя, а, учитывая ее безликость, недоумеваешь, как мог сэр Генри с первого взгляда в нее влюбиться? Еще одна красавица из повести Лора Лайонс (Алла Демидова) красотою так же не отличается, но на ход событий это, в принципе, не влияет, а потому, Бог с ним. К Холмсу с Ватсоном, то бишь, к Ливанову с Соломиным никаких претензий, естественно, нет — в «Собаке Баскервилей» они, пожалуй, единственные, кто точно был на своем месте. Дабы меня по поняли превратно, подчеркну то, что как фильм в чистом виде, «Собака Баскервилей» — выше всяких похвал, предыдущие рассуждения касаются только экранизации.

    Еще одно замечание. Сценарий фильма, как уже не единожды упоминалось, достаточно подробно воссоздает сюжет книги, но временами кажется, что в фильме многое вырезали, а потому некоторые моменты так и не получили логического объяснения, как, например, загадка бородатого преследователя в кэбе и таинственной записки, полученной сэром Генри в Лондоне, о чем шла речь в финальном монологе Холмса, которого в фильме, почитай, нет.

    И все же, как бы там ни было, «Собака Баскервилей» — одна из лучших советских экранизаций зарубежной классики, вошедшая в золотой фонд российского кинематографа и в глубины сердца отдельного зрителя.

    31 марта 2012 | 13:15

    Собака Баскервилей — одна из самых мрачных и драматичных историй сэра Артура Конан Дойля. Посудите сами: таинственная и очень странная смерть Чарльза Баскервиля, владельца Баскервиль-холла взбудораживает весь Девоншир. Хотя видимых причин для этого нет. Скажем так, умер он своей смертью. Но некоторые просто убеждены, что без посторонних сил дело не обошлось. «Проклятие рода Баскервилей, страшная и огромная собака, исчадие зла, легенда, ставшая явью». Что-то вроде этого повторяют перепуганные жители этого мрачного края.

    Игорь Масленников внес в сюжет немало изменений, которые, без сомнения, воспринимаются на ура. Никита Михалков со своей знаменитой шубой в образе наследника просто великолепен. Таким можно назвать и весь фильм — безупречным.

    Интересно, что актриса, играющая мисс Берримор, на момент съемок была беременна. Как она сама потом говорила, прочитав сценарий, свои реплики, пришла в ужас. Нужно было срочно что-то менять. Итак, у фильме Игоря Масленникова мы видим болтливую и неунывающую женщину, оптимизму которой можно позавидовать. Между прочим, в оригинале этого и близко нет.

    Количество моих просмотров всего цикла о Шерлоке Холмсе исчисляется уже не одним десятком. Но и это не предел. Думаю, те, кому также нравится этот фильм, прекрасно меня понимают.

    27 марта 2009 | 13:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    DVD, 99 руб.
    аудиокнига, 180 руб.
    аудиокнига, 400 руб.
    аудиокнига, 210 руб.
    аудиокнига, 353 руб.
    аудиокнига, 227 руб.
    аудиокнига, 191 руб.
    аудиокнига, 291 руб.
    аудиокнига, 202 руб.
    подробнее

    Новости


    С 5 декабря онлайн-кинотеатр студии «Мосфильм» проводит ретроспективу лент с участием Виталия Соломина, приуроченную к 70-летию со дня его рождения. Но это будут не очевидные роли актера вроде сериала о Шерлоке Холмсе и «Зимней вишни», а две другие классические картины и две менее известные. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Баллада о солдате8.263
    106.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.261
    107.Невидимая сторонаThe Blind Side8.257
    108.АртистThe Artist8.257
    109.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.257
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Первый мститель 3Captain America 390.87%
    52.Седьмой сынSeventh Son90.85%
    53.Большие глазаBig Eyes90.82%
    54.Лондонские поляLondon Fields90.73%
    55.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.63%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Куколка31
    ЛюсиLucy53
    В финале Джон умретJohn Dies at the End18
    Социальная сетьThe Social Network630
    Если я останусьIf I Stay22
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.164
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.314
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.375
    Корпоратив4.553
    Человек ноябряThe November Man5.963
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры