всё о любом фильме:

Гардемарины, вперед! (мини-сериал)

год
страна
слоган«Жизнь - Родине, честь - никому!»
режиссерСветлана Дружинина
сценарийСветлана Дружинина, Юрий Нагибин, Нина Соротокина
директор фильмаГригорий Пажи
операторВиктор Шейнин
композиторВиктор Лебедев
художникВладимир Птицын, Д. Ухина
монтажИрина Колотикова
жанр приключения, история, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время290 мин.
Сюжет картины переносит зрителей во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон.

Трое молодых курсантов навигацкой школы, основанной Петром в Москве, по разным причинам убегают: кто — в Петербург, кто — в Кронштадт. Невольно они становятся соучастниками заговора, организованного против молодой Императрицы.
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Во время подготовки к съемкам Сергея Жигунова призвали в армию. Чтобы не лишиться «последнего русского», его пристроили служить в «киношный» кавалерийский полк — единственную воинскую часть в стране, откуда бойца можно выписать на съемки в любое время.
    • Наталья Гундарева (озвучившая Елену Цыплакову) в следующих двух частях сама исполняет роль Цыплаковой (Императрица Елизавета).
    • Сергей Жигунов выкупил права на героев-гардемаринов.
    • На съёмках сериала Сергей Жигунов получил серьезную травму — его ранили шпагой. Актер проходил лечение в течение 27 дней.
    • Все началось с телефонного звонка Светлане Дружининой. Звонила женщина с предложением дать режиссеру свой неопубликованный роман, который в итоге пролежал в квартире Дружининой целый год.
    • На телеэкраны фильм вышел впервые 1 января 1988 года.
    • В фильме Дмитрий Харатьян единственный, кто сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова.
    • К сожалению, создатели фильма не сумели сохранить хороших отношений. Светлана Дружинина прекратила общение с Харатьяном и Жигуновым. Позднее разорвали отношения и «гардемарины».
    • Роль Никиты Оленева должен был играть сын Светланы Дружининой, с ним даже сняли несколько эпизодов, но потом он заболел и роль отдали Шевелькову. Актер чувствовал себя очень неуютно, поскольку режиссер ему тонко намекала, что он занял чужое место. На съемки второй ленты Дружинина его не пригласила, отдав предпочтение Михаилу Мамаеву.
    • Инструментальная тема, на основе которой была написана «Песня о разлуке», ранее прозвучала в 1974 году в фильме «Дневник директора школы».
    • Олег Меньшиков мог сыграть Александра Белова, но в итоге только озвучил его.
    • Когда съемки картины только начинались, актерский ансамбль выглядел иначе. Алешу Корсака играл Юрий Мороз, Софью — Марина Зудина. Сама Дружинина должна была предстать в образе мятежной Анны Бестужевой. Сначала ушел Юрий Мороз. Он тогда учился на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу. Вскоре покинула картину Зудина. И тогда в картине появились Дмитрий Харатьян и Ольга Машная. От роли Бестужевой за неделю до съемок Дружинина отказалась сама, решив, что не следует мешать профессию режиссера и актрисы. Благо платья, пошитые для Светланы Сергеевны, на ее преемнице Нелли Пшенной сидели как влитые.
    • Композиция «Голубка» была написана по просьбе Михаила Боярского. Ему хотелось сыграть последнюю любовь стареющего Д`Артаньяна, спеть прощальную песню мушкетера, попавшего в русские снега. А знаменитое «ланфрен-ланфра» — это ничего не значащая абракадабра, часто используемая в старинных французских песнях.
    • Съемки фильма начались в мае 1986 года, но уже через полтора месяца остановились. После одной из репетиций на природе Дружинина решила покататься верхом. Слезая с лошади, она поскользнулась, упала и сломала ногу. Дальше снимать ей пришлось на костылях.
    • В «роли» княжеского дома, из которого шевалье де Брильи увозил Анастасию Ягужинскую, весьма убедительно выглядело здание ВАСХНИЛ (Академия сельскохозяйственных наук, расположенная в здании дворца Юсупова) в Б. Харитоньевском переулке в Москве.
    • Зато армейского обычая быть стриженным «под ноль» Сергею избежать не удалось. В середине съемок гардемарин Белов лишился шикарной шевелюры. В некоторых сценах его кудри заменяет парик.
    • еще 13 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 70 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм, который заставляет переживать, радоваться, грустить и улыбаться вместе с его героями.

    Фильм, который заставляет верить, что все будет хорошо. И не вешать нос, конечно же.

    Не буду долго рассуждать о сюжете. Для меня это идеальное видение жизни. Такой жизни, где главное место отводится дружбе, чести, любви, верности слову. Где еще не все куплено за деньги, и где нет места пошлости и грязи.

    И этот сюжет представлен в лицах моих любимых актеров. Жигунов, Абдулов, Боярский…

    Очень жаль, что сейчас такого уже не снимут. И столь гениальных актеров нет, и сам сюжет «неактуален» для современного поколения…

    10 из 10

    Можно было бы выше — поставила бы, за светлый и любимый фильм.

    26 июля 2010 | 14:51

    Благодаря этому уникальному киношедевру, я узнал, как люди в те времена ругались. Не скажу, что мне это было необходимо для общего развития, но, когда пренеприятная тётка заперла Софью в комнате, очень чувствовалось, что та, разъярившись, в ответ сейчас скажет какую-нибудь гадость. Во время одного из первых просмотров я тут же заволновался, какую именно. Ведь не скажет же она «Дура» или «Сволочь» в 18 веке. И Софья нашла очень убедительное для своего времени обзывательство — «крокодилица». Я лично сразу поверил, что такое слово тогда и было в обиходе.

    Такие мелочи, на сюжет особо не влияющие, имеют порой значение. Например, вот ещё простая на вид сценка, где Саша Белов никак не мог взять из рук Лядащева (Абдулов) блюдце с чашкой, и в итоге взял одну чашку, чтобы всё-таки попить чаю. Забавный такой момент.

    Сцена казни Анны Бестужевой, это, конечно, не «Констанция!», но под убедительный плач (и наряд!) её дочки Анастасии, я и в детстве плакал, и сейчас. Сильная музыка в данной сцене добавляет эффект. И вообще, этот «ягужинский» мотивчик во всех своих интерпретациях меня буквально до мурашек всегда доводил. И когда Анастасия прощалась с родными стенами (в 1 серии), и когда просила тётушку-монахиню благословить в дальнюю дорогу. И, конечно, когда пела саму песню в домике на болотах.

    Раньше все эти песни приходилось записывать на микрофон на магнитофонах. И поэтому неизбежной от песни была фраза «Это тебе. Возьми», что наплывала на финальные аккорды. Теперь эту песню без этой реплики я даже не воспринимаю. Туда же песня Дмитрия Харатьяна с фоновым монологом Ольги Машной о том, что «даже имени его не знаю».

    А при просмотре всегда нравился их диалог губами, который перекрыла песня о «Земле, где так много разлук». Всегда интересно было угадывать, что они там друг другу говорили (например, «Пойдём со мной»).

    На песни наиболее сильная 3 серия. Туда все «хиты» фильма вошли. Интересно, почему самой первой была о байстрюке Никиты Оленева. Учитывая, отношение Дружининой к Владимиру Шевелькову. Как же она допустила (наверное, думала, пусть «споёт», и забудем о его истории вообще). Когда я узнал, что он занял «место» её сына, стало понятно, почему его герою так мало экранного времени уделено (по сравнению с другими двумя гардемаринами). Если у всех сцены смонтированы так, что всё понятно, кто что сделал за кадром, то у Никиты было несколько пробелов. А вторая серия прошла вообще без его участия.

    Сюжет постоянно пестрит перипетиями. Каждый раз до победного надеюсь, что вот сегодня маму Анастасии спасут, и всё обойдётся. И очень интересно переменилась судьба Софьи у реки с лодкой, едва раздалось «Спасай бумаги!». Вот так и дошла до своих «святых мест» («Вот радость-то!»).

    Каждый раз, когда показывают последнюю сцену с каретой у моря (и цветами для Ягужинской), становится грустно. Вот и все четыре серии прошли. Так же быстро, как Новый год. И жди теперь, когда их снова покажут по телевизору. Ни видео, ни DVD, ни интернет не ослабили моего состояния, когда идут финальный титры под «Не вешать нос, гардемарины!».

    12 октября 2012 | 21:27

    Прямо скажу — это мой самый любимый фильм, самый-самый любимый. Вообще зная Светлану Дружинину (потрясающая женщина, в моих глазах достойная восхищения) а вернее посмотрев её шестилогию «Тайны дворцовых переворотов», я поняла, что Гардемарины, в отличии от всеми нами любимых «Трёх мушкетёров», не просто приключенческий, это в первую очередь исторический фильм. А я очень люблю историю государства Российского, особенно, когда она рассказана так. И, по сути, не имеет большого значения, имели ли место быть все происходящие в фильме события или хотя бы часть из них. Это фильм пронизан любовью к своему отечеству. Начиная от главных героев и заканчивая его авторами и создателями.

    Какие характеры — насколько естественны, правдивы и органичны даже самые незначительные персонажи. Здесь всё продумано, всё к месту. Про музыку я вообще молчу. Это нечто потрясающее!

    А наши гардемарины! Какое благородство, мужество и отвага в молодых сердцах. Сколько патриотизма и романтики. И всё это без пафоса и напыщенной сентиментальности, так свойственной зарубежным авторам исторического кино.

    В чёрные дни, когда вера в лучшее во мне угасает, и жизнь начинает терять смысл, я вспоминаю гардемаринов. Этому фильму неизменно удаётся пробудить во мне всё само светлое, доброе и хорошее, что ещё осталось в моей зачерствевшей с годами душе. Наносной цинизм слетает прочь, и я опять юная восторженная девочка, верящая во всё лучшее в этом мире. И это так прекрасно…


    10 из 10

    15 марта 2008 | 19:38

    Как-то дико в наше время звучит этот негласный девиз из кодекса чести русского офицерства: Душу — Богу, Жизнь — Родине, Сердце — Даме, а Честь — никому! Вроде бы, всем понятен, но как далёк от реальной жизни…

    Трое друзей — ученики морского училища, гардемарины — живут в Российской империи эпохи Елизаветы Петровны. По воле случая они были вовлечены в государственные политические интриги, для них начинается настоящая взрослая жизнь, за стенами учебного заведения. Теперь они не ученики, а отважные герои, от которых зависят судьбы известных политиков и простых людей. Главных героев ждут приключения, скачки, погони, фехтование и, конечно же, любовь.

    Фильм обладает сильным сценарием, в котором хорошо продуманы образы всех героев. Взять к примеру воспитанников навигацкой школы — троих гардемаринов. Они нам так близки, потому что в них сочетаются черты, присущие разным возрастам — это взрослая мудрость по отношению к жизни, к чести и к Родине, и в то же время детская искренность, неподдельность эмоций, ну и, конечно, юношеский задор, порыв, желание и страсть во всём.

    А Шевалье Де Брильи (М. Боярский) — этот иностранный шпион, который выкрадывает документы, способные лишить Россию силы в лице вице-канцлера Бестужева. Ну как можно не любить этого негодяя, который хоть и негодяй, но с джентльменскими замашками, да ещё к тому же без ума влюблённый в нашу знатную родовитую даму и первую красавицу Анастасию Ягужинскую.

    Каждый персонаж очень грамотно продуман и хорошо подобран актёр (касается только 1-й части).

    Музыка в фильме — это отдельная история. Услышав её однажды, помнишь и поёшь всю жизнь. Гениально!

    Что нравится в этом фильме? Чем он цепляет за душу? Ведь он цепляет, и ещё как! Его хочется пересматривать!

    Посреди всеобщего невежества, лжи, предательства, которое нас окружает повсюду, в этом фильме в лице молодых гардемаринов мы видим «нетронутый островок спасения», где царит НАСТОЯЩАЯ дружба, любовь, искренность и честность. Нам этого так не хватает в нашей непростой повседневной жизни. А ведь это так важно, это так манит, так соблазняет и тянет к себе.

    Мы сразу влюбляемся в этих героев и в их неподдельный, чистый и непорочный мир. В каком-то смысле это возвращает нас в детство, где нет места лжи и предательству, и все поступки искренны и чисты.

    После этого фильма хочется что-то изменить в нашем мире, хочется быть к нему сопричастным и соучастным, а не просто случайным прохожим. Вот таким и должно быть настоящее кино!

    Приятного всем просмотра!

    10 из 10

    4 февраля 2013 | 20:16

    Давно уже хотел поделиться своими мыслями об этом замечательном фильме Светланы Дружининой. Снятый во второй половине 80-ых, он стал тогда для таких, как я, 13-14-летних, если не откровением, то большим открытием уж точно. Да, были у нас и до этого хорошие фильмы о войне, неплохие приключенческие картины, но вот такого авантюрно-приключенческого экшна, который одновременно смог донести до молодежи еще и ряд полезных мыслей и моральных установок, в отечественном кинематографе еще не было К тому же авторы обратились к нашей истории, к веку, ознаменовавшемуся для России большими переменами, веку дворцовых переворотов, изощренных интриг и больших человеческих свершений. И история гардемаринов вполне могла иметь место в реальной жизни именно в этом столетии.

    Картина очень многогранна и многослойна. Здесь и любовь, ради которой можешь пойти на многое, и крепкая дружба, способная выдержать любые испытания. Это также фильм долге перед Родиной и той моральной черте, которую иногда во имя этого долга и верности присяге, приходится переступать. Это картина и о политике, которая была не очень чистым делом не только в веке XХI-ом, но и в веке XVIII-ом. Это лента и о роли, которую может сыграть человек в истории, совершив один-единственный подвиг или одну-единственную подлость, и кардинально повлиять на судьбы многих. И таких вопросов и проблем — глобальных и не очень — фильм «Гардемарины вперед!» ставит еще довольно много.

    Проект собрал вместе поистине звездный актерский состав. Согласитесь, фильм, в котором Иннокентий Смоктуновский играет роль второго или даже третьего плана, сама по себе достойна внимания. И эта роль кардинала де Флери сыграна им безупречно. А ведь тут еще есть исполняющие снова таки не первые роли Семен Фарада, Виктор Павлов, Владимир Стеклов (великолепно играющий роль следователя Тайной канцелярии), Нелли Пшенная, Елена Цыплакова  — кое-кто из них сыграл практически два-три эпизода, но как! Формально на втором плане были и Александр Абдулов, Александр Пашутин, Игорь Ясулович, тем не менее сделавшие своих персонажей харизматичными и запоминающимися. Про актеров, игравших главные и основные роли, и говорить не приходится. Про трех гардемаринов сказано уже много хороших и добрых слов, повторяться не буду. Но если кратко: получилось прекрасное трио, актеры Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков буквально прочувствовали своих героев, прочувствововали и поняли друг друга, и благодаря этому сыграли очень искренне, убедительно и правильно. Великолепны в фильме и два основных женских персонажа: и Татьяна Лютаева, и милая обаятельная Ольга Машная очень хорошо сыграли своих героинь. Мне, по правде говоря, вторая даже импонирует немного больше. Отлично исполнили свои роли и Владислав Стржельчик с Михаилом Боярским, который по старой «мушкетерской памяти» прихватил с собой в эту картину и Владимира Балона. А роль вице-канцлера Бестужева вообще стала для Евгения Евстигнеева его визитной карточкой. Хотя, с другой стороны, о каких ролях этого актера не скажешь то же самое? Если таковые и есть, то буквально единицы. А представить другого Бестужева лично мне практически невозможно.

    Даже не скажешь, кого не хватает этому фильму для полного счастья. Разве что Льва Дурова с Николаем Караченцовым… Первый из них еще сыграет в третьих «Гардемаринах», а второй примет участие уже в другом проекте С. Дружининой, сыграв Императора Петра Первого в первой серии «Тайн дворцовых переворотов».

    Про музыку в фильм отдельный разговор. Сейчас бы все песни фильма назвали «хитами», но главное в том, что все они со смыслом, даже такие, на первый взгляд, легкие, как, например «Дороги» или «Песенка лотошницы» И в отличие от многих нынешних так называемых «хитов» эти песни помнили и будут помнить. Все тексты Юрия Ряшенцева прекрасно легли на музыку Виктора Лебедева, так что хочется сказать большое спасибо им обоим. Хорошая музыка органически дополнила отличную режиссуру и прекрасные актерские работы.

    Я очень люблю и продолжения «Гардемаринов», в первую очередь, конечно, «Виват, гардемарины!», но знаковым и самым любимым остается все-таки первый фильм. Это картина на все времена.

    10 из 10

    3 января 2011 | 17:55

    В принципе, абсолютно не секрет то, что «Гардемарины, вперёд!» снимались как наш ответ истории о французских «Трёх мушкетёрах». И, на мой взгляд, история получилась как минимум не хуже.

    Три друга, не успев даже закончить навигацкую школу в Москве, невольно оказываются втянуты в паутину дворцовых интриг, придворных страстей и заговор против императрицы Елизаветы, не так давно получившей трон. Корсак оказывается невольным соучастником заговора, всего лишь передав несколько писем от его благодетельницы; Белов бежит из школы, чтобы спасти свою возлюбленную — волею случая так же замешанную в заговоре; а Оленев помогает друзьям распутать клубок событий. И, постепенно увязая в этой паутине, друзья перестают понимать — кто друг, а кто враг, и теперь стремятся к одному — защитить свою честь… и, конечно, свою любовь.

    Вообще, с главным посылом фильма можно соглашаться, можно не соглашаться, но одно точно — он имеет право на существование. Ведь что главное в жизни? Главное, чтобы было на кого опереться в трудный момент, и чтобы потом, оглядываясь на всё, что осталось в прошлом, смело можно было сказать, что ты не изменил себе. Может быть, изменился сам — но не изменил себе. По такому принципу и действуют молодые, ещё не нюхавшие пороху друзья. Они утверждают, что главное — не вешать нос и следуют этому принципу, не позволяя себе опускать руки.

    Сама история кажется несколько сказочной, но от этой сказочности, переплетённой с угнетающей реальностью, «Гардемарины» только выигрывают. В них сочетается всё — красивая костюмная драма и безбашеные дуэли, великолепный актёрский состав и проникновенные песни, крепкая сюжетная линия и эффектный визуальный ряд… Всё это здесь есть.

    Но отдельно хотелось бы сказать о двух вещах.

    Во-первых это, конечно же, актёрский состав.

    Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков составляют некий костяк, на котором держится основная сюжетная линия. Они не позволяют нам потеряться в этом безумном мире благосклонности фортуны и искалеченных судеб. Их неразлучное трио живёт собственной жизнью, познавая превратности судьбы, а в это время вокруг них живёт своей жизнью целый мир. Мир, в котором нашлось место двойному агенту Лядащеву в блистательном исполнении Александра Абдулова; живущему только долгом Родине вице-канцлеру Бестужеву, чей многогранный образ нарисовал Евгений Евстигнеев; «залётному» французскоу шевалье де Брильи (Михаил Боярский), чья судьба теперь неотрывно связана с Российской Империей; коварному фавориту императрицы Лестоку (Владислав Стржельчик) и ещё многим людям, у каждого из которых есть своя история, частичку которой нам рассказывают, вплетая жизнь каждого в канву событий, переворачивающих всю страну.

    Второй момент — это, безо всяких сомнений, музыка. Виктор Лебедев создал композиции, которые помнят и поют по сей день, подчас даже не всегда ассоциируя музыку с фильмом. Это и всем известная «Ланфрен-Ланфра», и песни Любви, Разлуки и Дружбы и, разумеется, заглавное «Не вешать нос, гардемарины!». От этих мелодий остаются незабываемые впечатления.

    «Гардемарины, вперёд!» — это фильм, который прошёл со мной с детства — и не потерял своего очарования. Фильм глубокий, нежный, и немного грустный. Фильм, давно разобранный на цитаты и песни. Фильм, в котором можно увидеть что-то своё, а можно просто перенестись в другое время и прожить этот небольшой кусочек жизни погружённым в настоящую дружбу, любовь и верность.

    9 из 10

    21 декабря 2009 | 21:23

    История о гардемаринах навсегда запала в мою душу. Для меня фильм «Гардемарины, вперёд!» ассоциируется со словом «сказка», красивая и неповторимая сказка.

    Могу смотреть сколько угодно, все равно не надоест и не наскучит. Каждый просмотр повышает настроение на долгое время.

    Замечательный сюжет, который захватывает всякий раз. Люблю всех героев фильма, особенно Александра Белова и Анастасию Ягужинскую, красивая пара. Все главные персонажи до крайности романтичны, это дополняется прекрасной музыкой и атмосферой фильма. Необыкновенная атмосфера, погружаешься и забываешь свои обыденные проблемы.

    Спасибо создателям за незабываемые минуты счастья, которые приходят при просмотре этой сказочной картины!

    10 из 10

    15 августа 2009 | 16:35

    Ох. Когда я впервые посмотрела этот фильм, была еще маленькой девочкой, если уже не по возрасту, то по духу. Я не разделяла жизнь и актерскую игру. Посмотрев этот фильм, я была настолько восхищена идеей вечной дружбы, что узнав о дальнейшей судьбе актеров, разобиделась на эту историю в пух и прах. «Как же так! Вы же друзья!» — кричала я в экран, не веря в то, что узнала. Я просто не могла поверить, что такую дружбу можно сыграть.

    Если честно, начиная смотреть, ожидала немного другого. Ожидала чего-то более похожего на историю о трех парнях, повергающих врагов и рушащих преграды ВМЕСТЕ. Но, как потом понимаешь, что это нечто другое, но от того не ставшее более блеклым. Конечно, история кажется незаконченной, а дальнейшие изменения в актерском составе словно отрезают два последующих фильма от первого, делая их скорее не продолжениями, а чем-то отдельным.

    Песня «Не вешать нос» надолго стала текстом, который я постоянно произносила себе в трудные моменты.

    7 из 10

    22 января 2015 | 14:56

    Хочу я, дескать, вашу явь, чураясь пустоши… (Е. Х. Санта-Мария Герра)

    Чтобы оценить (а уж тем более — оценить критически) «Гардемаринов» Светланы Дружининой, нужно внутренне отстраниться, отодвинуться, и задача эта не из самых простых. Дело не в том, что ключевые реплики еще в младшем школьном возрасте затвержены наизусть. Даже — не в личном автобиографическом: родинке над губой, музыке Виктора Лебедева, записанной в девятом классе на магнитофон вместе с комментариями некстати вошедшей бабушки, или романе Нины Соротокиной, читанном с рекомендованной изуверами-офтальмологами скоростью «не больше сорока страниц в день». Просто сам дух этой ленты не позволяет ей стать реликтом 80-х, устареть в достаточной степени, чтобы наметилась искомая дистанция. Прошло почти тридцать лет, а мы все стоим на том же перестроечном пороге, пытаясь одной ногой шагнуть в будущее, а другой нащупать опору. Ту родную землю, которая ведь должна быть где-то там, под трухлявыми слоями посмертно осужденных исторических формаций: совсем недавнего, но уже миновавшего умеренно-сытого застоя, романтично беспредельных 1990-х, ушедшей прямо в мифологию советской цивилизации. Перефразируя «хорошего человека из Тайной канцелярии» Василия Ледащева, всем нужна Родина […задумчивый абдуловский взгляд…], всем. И «Гардемарины» — именно что попытка не то воскресить ее, не то намечтать.

    Роман и мини-сериал близки сюжетно, но не интонационно. Соротокиной свойственна старомодная любовь к факту, историческому контексту. Конечно, без стараний развлечь читателя здесь не обходится. Но сам «заговор Лопухиных», этот нелепый кровавый эпилог отгремевшей эпохи дворцовых переворотов, на орбиту которого ненароком попали трое курсантов навигацкой школы, воспроизведен без художественных допущений, достоверно и точно, с выраженным налетом полудокументальности. Экранная версия той же истории ярче, громче и трагичнее, у нее эмоциональный диапазон старых МХАТовских постановок и интонации романса. Первые ноты, пожалуй, фальшивы: аккуратный беспорядок массовки, троица друзей, распевающих, ощутимо промахиваясь мимо фонограммы, о седле и весле, лихорадочные метания между Парижем и Санкт-Петербургом в попытке ввести несведущих в курс европейских политических интриг, из-за которых вот-вот выкрадут чьи-то бумаги и затрещат на дыбе чьи-то суставы. Но потом взмывают хором высокие женские голоса, гудит понизу густым речитативом диаконский бас, ветер с Финского залива треплет бороды и вуали, вычесывает пудру из лейб-гвардейских париков, далекий колокольный звон мешается с визгом кнута, и чуть тронутая архаикой литературная выразительность речей перестает резать слух.

    Это фильм о любви и нелюбви, но романтические образы — Боярский, упустивший из руки свою голубку, даже бегущая по лугу невозможно красивая Лютаева, простоволосая, неприбранная, каким-то извечным стенающим жестом заламывающая тонкие руки — не в фокусе. Судьба — это не лиловые цветы, нежными лепестками к любимому лицу, не взгляд, которым можно разжечь костер. Это — Родина, требующая и службы, и преданности, и жертвы, Россия, понимаемая одновременно географически, политически, исторически. Раскинутая во всю ширь, необъятная, с подпирающими небо кронштадскими соснами и уготованной беглым, обездоленным и влюбленным постелью из белого мха. Ленивая, вальяжная, безоглядно щедрая, но уже поглядывающая на соседей с лукавым прищуром, знаменующим, что вместо русских земель их отныне ждет бестужевский кукиш. Показанная без прикрас. Чередой проходят перед зрителем русские характеры, великодушие и подлость, блеск и грязь повседневной жизни. И, сколько бы языков не было урезано за одни лишь сплетни в салонах, какая бы тоска не поселилась в глазах пожилых, с полупрезрительным сочувствием внимающих клекоту честолюбивых и наивных «птенцов гнезда Петрова», есть в этом исподволь складывающемся образе Родины какое-то поразительное чувство собственного достоинства. Умение в момент искушения отбросить прежние фривольные замашки и сиюминутные похоти, переродившись страданием, и — драгоценная неповторимая черта — вечная юность, готовность снова и снова без страха подходить к порогу неведомого.

    1 октября 2015 | 08:01

    Враги у России были, есть и будут всегда, так же как и предатели, готовые продать родину за звонкий кошелек монет или хруст купюр. жаль только, что в наше время не хватит трех таких пылких и бескорыстных юношей, готовых сложить головы за Россию. Спичка, положенная в сердца зрителей режиссером, должна вспыхнуть ярким пламенем в момент опасности, призванная сплотить нас перед лицом врага, и придала бы нам сил, дабы отбить сердце дамы: «Что русский взнос за счастье милых, не кошелек, а голова!»

    Некоторые наверняка назовут этот фильм сказкой, а следующее обращение будет именно к таким людям: это же как низко надо пасть пред собою, чтоб честь мешать c легендами о Трое? Каждый должен отстаивать свою честь и любимую, каждый уважающий себя Русский человек!

    Любовная лента украшает фильм, добавляя в него новые краски и насыщая ту спичку, о которой говорилось выше.

    Подбор актеров превосходен, и сами актеры живут в моем сердце, не как Дмитрий Харатьян и Сергей Жигунов, а как Алешка и Александр Белов.

    А если не смотреть сквозь строки, то сам фильм получился настоящим киношедевром, как и многие другие, снятые в Советском Союзе. Какие фильмы смотрели Хрущев и Ельцин, мне неизвестно, но вряд ли они руководствовались честью и патриотизмом, когда продавали страну за зеленые бумажки.

    10 из 10

    Постскриптум: обязательно к просмотру!

    29 июля 2015 | 23:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>