всё о любом фильме:

Лагерь «X-Ray»

Camp X-Ray
год
страна
слоган«Connection takes courage»
режиссерПитер Сэттлер
сценарийПитер Сэттлер
продюсерДжина Вонг, Эмми Эллисон, Эллен Голдсмит-Вейн, ...
операторДжеймс Лэкстон
композиторДжесс Струп
художникРичард А. Райт, Джошуа Локи, Кристи Уиттенборн, ...
монтажЖеро Бриссон
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время117 мин. / 01:57
Девушка по имени Коул вступает в ряды вооруженных сил США и по долгу службы попадает в, пожалуй, самое жуткое место в мире — тюрьму для военнопленных Гуантанамо. Героиня знакомится там с заключенным Али, который сидит к тому времени уже восемь лет, и со временем проникается к нему симпатией.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (25 677)
ожидание: 94% (806)
Рейтинг кинокритиков
в мире
73%
40 + 15 = 55
6.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки фильма начались в Лос-Анджелесе 15 июля 2013 года.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 105 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Молодая девушка-солдат Эми Коул (Кристен Стюарт) поступает на службу в тюрьму Гуантанамо, преследуя истинно высокие цели: сделать что-то важно, значимое и правильное. Она уверена в верности сделанного выбора и с твердостью намерена выполнять приказы. Каково же будет после осознания, что все догмы, которыми её пичкали никак несопоставимы с представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Подтолкнёт Эми к этому шагу сближение с одним из заключённых Али (Пейман Моаади).

    Фильм интересно рассматривать с точки зрения психологии и социологии. Он всем — характерами героев, переживаемыми эмоциями — направлен внутрь, оставляя душу полностью оголенной. Два полярных героя, находясь по разные стороны колючей проволоки, думают и чувствуют нечто схожее. В его глазах она — шаблонная американская девушка. Он для неё — очередной «алькайдный» террорист. Но при ближайшем рассмотрении ширма, скрывающая настоящее переживания, падает, представляя зрителю череду откровений с обеих сторон.

    Картина и цепляет именно тем, что даёт возможность наблюдать за переменами в поведении героев. Каждую сцену можно рассматривать, как отдельный моноспектакль. Единственный физический контакт, момент близости давно в фильмах не смотрелся так тяжело и надрывно. Всё чувство одиночества, опустошения и боли — в этом моменте вперемешку со слезами и попытками помочь. Такое сплетение рук через проём в стальной двери дарит надежду павшему духом Али и силы для принятия решения Эми. В эту минуту они — единое целое.

    Проявленное на миг чувство сочувствия и симпатии переворачивает так много в Эми. И вот она уже не так усердна в проявлении патриотической любви, подвергает сомнению выполняемые приказы. С неё слетает маска серости и напускного безразличия, она открывает своё лицо и, вместе с тем, душу. Позже, в своём монологе Эми признается, что уже не согласна с системой, частью которой она является. Когда она вспоминает день, проведённый с отцом в зоопарке и зверей, запертых в тесные клетки, то говорит о том, что работники зоопарка должны были дать льву выбор. У льва был выбор. Так же как у Али есть выбор выстоять и не поддаться нахлынувшей апатии.

    Всегда, когда картина так глубоко поражает чувства зрителя и запоминается именно со стороны эмоции, то есть главная заслуга актёров. Кристен Стюарт здесь на высоте. Не являясь поклонником Крис, вынуждена признать: в роли солдата она смотрится органично и приятно. В её героине чувствуется сила и стержень. Всю эмоциональность Стюарт передаёт одними глазами, сцепленными скулами и скупыми слезами. Вместе с Пейманом у них получается целостный дуэт.

    Лагерь «X-Ray» — это надрывная и пронзительная драма, но в тоже время, каким-то магическим образом, светлая история. Финальный саундтрек наполнен такой гармонией и печалью одновременно, что сдержать подступающие слёзы нет никакой возможности.

    9 из 10

    5 ноября 2014 | 20:25

    Как ни банально, но «Лагерь X-Ray» является отличной иллюстрацией старой шутки про США: «Вы все еще не верите в нашу демократию — тогда мы летим к вам!».

    Всем известно, что политические заключенные и тюрьмы были во все времена и во множестве разных стран. Но история о буднях американской тюрьмы Гуантанамо на Кубе, которая рассказывается в фильме, поражает. Может быть потому, что функционирует она до сих пор, в наше время и прямо сейчас там находятся люди, вина которых, в большинстве случаев, не доказана и (или) отсутствует, которые изолированы от внешнего мира и не знают, когда снова смогут (и смогут ли) встретиться с близкими, увидеть свой дом, пройтись по улице… Думаю, то, как обращаются с «задержанными» в картине сильно приукрашено, чтобы фильм не был совсем уж антиамериканским, но даже судя по ней факт остается фактом: те, кто сделал «защиту свободы» своим девизом, лишают свободы на целые годы, причем без суда, имея на это сомнительные основания.

    В «Лагере» рассказывается об отношениях американки Эмили Коул, работающей охранником в Гуантанамо, и задержанного 471 Али. Это история о дружбе, сочувствии и человечности.

    Скажу сразу, в фильме нет ни особого экшена (вроде гениального побега из тюрьмы, перестрелок, погонь), ни потрясающей, в общем понимании, романтической истории, ни крайней жестокости и чернухи (вроде пыток, избиений, насилия). Вообще кино не богато на сюжет. Даже истории главных героев до того, как они оказались в тюрьме, показаны мельком, больше для целостности повествования. Весь упор идет именно на то, что происходит в эмоциональном плане между двумя людьми, которые стоят «по разные стороны баррикад», и, являясь по определению врагами друг друга, вынуждены постоянно находиться в одном пространстве, соблюдая нейтралитет.

    Одиночество вдали от дома, сложившиеся обстоятельства, небезразличие Эмили к судьбе заключенных, которое очевидно уже с первых кадров фильма, возникшая заинтересованность личностью Али заставляют ее отойти от предписаний и, сначала осторожно и дозировано, а затем относительно свободно герои начинают обмениваться фразами, шутить, обсуждать жизнь ДО…

    Отношения «Блонди» и «471» развиваются от установленного порядками тюрьмы равнодушия (он — человек без имени, только номер; она — очередной надсмотрщик) до глубокой человеческой симпатии и привязанности. Главные герои диаметрально противоположны друг другу во всем: он — мужчина, мусульманин, немолодой, образованный, успевший посмотреть мир, она — женщина, христианка, молодая, видевшая в жизни только маленький городок, в котором родилась и выросла, и не читавшая даже Гарри Поттера. Тем не менее герои тянутся друг к другу, даже несмотря на жесткий запрет для персонала тюрьмы контактировать с задержанными.

    Кроме очевидного политического подтекста, картина доносит важную в наши, да и в любые другие, дни идею: каждый из нас человек, и у каждого есть право им оставаться.

    Прекрасный фильм. По ощущениям чуть-чуть не хватило до 10-ки.

    9 из 10

    30 июля 2015 | 20:32

    Просмотрев фильм «Лагерь X-ray», я осталась под сильным впечатлением, которое долго не отпускало. И, не желая так быстро расставаться с главными героями — девушкой-солдатом Эми Коул и «задержанным» Али, пересмотрела еще раз некоторые сцены, а также прочитала комментарии к фильму.

    Удивительно, что каждый для себя видит в фильме нечто своё и воспринимает происходящее со своей точки зрения.

    После просмотра я задалась двумя вопросами: 1) виновен ли Али на самом деле? 2) что было между героями: дружба или любовь?

    На второй вопрос ответ очевиден — для меня этот фильм о человечности и зарождающихся чувствах. Да, да, именно о любви. Не о дружбе, а о светлом чувстве в неприглядных обстоятельствах. О любви между совершенно разными людьми, разными абсолютно во всем: в религии, в отношении к закону, даже в литературных предпочтениях. Любовь между героями только зарождалась. Развиться ей помешали обстоятельства. Обстоятельства обреченности.

    Безупречная игра актеров (моей любимой Кристен Стюарт и неизвестного мне доселе Пеймана Моаади) одними только взглядами периодически заставляла бегать стадо «мурашек». Два пронизывающих и душещипательных момента в фильме для меня — это сцена, когда Али заставляют принимать душ на глазах у Коул, и вторая сцена — попытка суицида Али и сплетенье рук героев в камерном проеме.

    Эти две сцены и доказывают, что это была любовь. Ведь, если бы герои относились друг к другу только по-дружески, сцена в душевой не была бы для них так болезненно мучительна.

    На первый вопрос (относительно виновности Али), к сожалению, приходится ответить утвердительно. В разговорах с Коул Али говорит, что он из Германии. Но первые сцены в фильме говорят об обратном…

    В общем, если опустить неправдоподобную американскую сказку о содержании «задержанных» в страшном лагере, фильм получился тонким, душевным, пронизывающим.

    10 из 10

    4 января 2015 | 21:24

    Тема, избранная режиссёром и сценаристом фильма Питером Сэттлером, конечно, не нова, однако выбор в качестве локации американской тюрьмы в Гуантанамо на Кубе как минимум был интересен. Тем не менее, смотреть в «X-Ray», кроме Кристин Стюарт, не на что. Саму Стюарт многие всё ещё считают плохой актрисой, но это в основном те, кто никаких её работ, помимо «Сумерек», не видел. А между тем уже после этого не самого престижного этапа своей карьеры она снялась в роуд-муви «На дороге» — адаптации одноимённого романа Джека Керуака, фильме-участнике Каннского кинофестиваля «Зильс-Мария», а также в идущей сейчас в кинотеатрах картине «Ультраамериканцы», где её партнёром стал Джесси Айзенберг. За «Зильс-Марию», которая появилась на несколько месяце позже «Лагеря», актриса даже получила французскую премию «Сезар».

    Поэтому удивляться тому обстоятельству, что Стюарт стала главным и фактически единственным украшением драмы Сэттлера, не приходится. Впрочем, если говорить о драме, то в фильме её как раз и не хватает. «X-Ray» не пробивает на какие бы то ни было эмоции, не заставляет сопереживать. У нас есть история взаимоотношений заключённого в Гуантанамо и его надзирателя, которой не проникаешься в первую очередь потому, что она лишена своей «изюминки» и напряжённости. Разве Гуантанамо не та тюрьма, о которой ходит столько разговоров в связи с пытками и жестоким отношением к узникам? В «X-Ray» мы видим обычную тюрьму с вполне приличными условиями содержания. Лагерная охрана ведёт себя самым примерным образом, никаким образом не прессуя и не издеваясь над заключёнными без необходимости. В то же время все персонажи фильма ведут себя так, будто они работают и живут в самой грязной и невыносимой дыре мира.

    Существуют тысячи тюрем по всему миру, где условия значительно более сложные, чем показанные в «X-Ray», отчего все переживания Али Амира (Пейман Моаади) не выглядят такими уж серьёзными. Посвящать такой слабой линии фильм не стоило. То же (хотя и в меньшей степени) относится и к героине Стюарт рядовой Коул, чьё сочувствие к Али не вызывает эмоционального отклика, а это обесценивает всю дальнейшую историю.

    5 из 10

    20 августа 2015 | 17:27

    To Ali,
    I don’t know, if Snape’s a good guy.
    But I know you are.
    Love, Blondie


    Дебютант Питер Саттлер снял картину, в действительности являющуюся миниатюрой политики США по отношению к исламистам. Вся эта их возня с тюрьмой в Гуантанамо не случайно находится подальше от их территории, так о ней проще забыть, проще отгородиться от неудобной правды, которая на деле разоблачает хвалёную либеральность американского правительства. Конечно, когда заключённого, просите, задержанного, лишают естественных прав, выкидывая за пределы действия Женевской конвенции, у него не остаётся никакой защиты. Эти люди, часто без суда и следствия, терпят нечеловеческое унижение. И конечно картина, действие которой разворачивается в этой самой тюрьме, так своевременно снятая и показанная, поднимает и сильно задевает проблему Гуантанамо, придавая огласке то, что в общем-то и так все знают. Однако картина не имеет цель быть сугубо социальной, препарировать политические вопросы или что-то в этом роде. Она исследует психологическую сторону ситуации, когда один вынужден считать себя выше другого, опуская своего «задержанного» до уровня животного, а тот, в свою очередь, вынужден вести себя как животное, чтобы выжить и в виду нормальной эмоциональной реакции на издевательства. Та тонкая грань, которая разделяет их, надзирателей и их жертв, как равных людей, и как «ты грязь-я король», на самом деле очень тонка. Стоит подумать о них как о людях, возникает уйма ненужных для тех, кто «сверху», вопросов. Это и происходит с главной героиней — солдатом Эми Коул, — когда она каким-то образом становится другом задержанного Али. Всё её мироощущение меняется, поскольку она-то приехала «сделать что-то важное», а тут лишь бессмысленная жестокость и продолжение войны, когда некоторые уже не знают, за что воюют и с кем. Это как инерция; война закончилась, а люди всё ещё грызутся, как одичавшие собаки. Волна жестокости — это как цепная реакция. Понятно, что преодолеть это сложно, и нужен ни один год, чтобы общественность не ассоциировала каждого мирного араба с терроризмом, ведь это так же глупо, как и ассоциировать каждого немца с фашизмом.

    На самом деле, фильм более чем отражает отношения людей, особенно людей, замкнутых в системе. И потому именно, что он о людях, о их чувствах, он так и цепляет. Дружба Али и Коул не претендует ни на какое восстание против системы, она просто есть. И своим фактом существования даёт надежду на преодоление дегуманизации общества, которая неизбежна в ходе любой войны.

    Актёрские работы Крисnен Стюарт и Пеймана Моаади совершенно потрясающи. Стюарт, по моему мнению, максимально естественная актриса, поэтому она не гонится за перевоплощениями, переодеваниями, которых так не хватает нынешней публике именно почему-то от неё (как будто ремесло актёра сводится лишь только к тому, чтобы выходить за пределы себя). У Стюарт другая цель: она старается приблизить любого персонажа к себе, к своей сущности, от того она переносит на них какие-то свои зажимы, лица аля-вы-меня-не-знаете-и-не-задеваете. Она просто рассказывает историю, и видно, что это для неё важно. Моаади, которого я вижу впервые, совершенно рвёт все, что только можно. Блестящая игра, пронзительная, тонкая, изящная.

    «Я не буду следовать вашим правилам, в противном случае я признаю, что вы в праве устанавливать мне правила. А это не так».

    С точки зрения композиции, сценария, технической стороны, фильм простоват, но сырым назвать его категорически нельзя. Он целен, красив, пронзителен. Он цепляет самой историей, персонажами, музыкой. Более того, в картине много деталей, что очень греет, и саму историю, и зрителя. Как нигде здесь раскрывается тема свободы индивида, и этой самой свободы в контексте войны или связанных с ней предрассудков. Такое кино хочется смотреть. Такое кино и нужно смотреть. На удивление многим, эта камерная картина может поднять много серьёзных и животрепещущих вопросов, но главное — она способна удивить зрителя тем, что есть в нём самом. Тебе открываются такие абсолютно человеческие чувства, как сострадание, переживание чужих горестей, и тогда ты понимаешь, что сам ты ещё несёшь в себе правильные чувства и мысли. Правильные со стороны общечеловеческих моральных ценностей. Совершенная утопия состоит в том, что не каждый это может в себе открыть, несмотря на то, что это кажется совсем легко. Если бы каждый мог, то не было бы таких лагерей, как лагерь «X Ray».

    10 из 10

    7 февраля 2015 | 01:45

    Американская военная тюрьма Гуантаномо начала историю своего существования в январе 2002 года, когда властями США из Афганистана были доставлены первые 20 заключённых, обвинённых американским правительством в «участии в боевых действиях на стороне исламских террористов». За 11 лет существования Гуантаномо сквозь её стены прошло более шестисот заключённых. Но прославилась Гуантаномо вовсе не этим, а тем, что правозащитная организация «Международная амнистия» обвинила её власти в санкционированных правительством и президентом США пытках в виде воздействия громкой музыки, нарушения сна и даже казни некоторых заключённых. После скандала, вызвавшего в мире огромный резонанс, прошёл уже добрый десяток лет, а интерес к нему всё не утихает. Пару лет назад целый пласт своей «Цели N 1» посвятила ему Кэтрин Бигэлоу, в 2013 году к теме Гуантаномо решил вернуться дебютант в полнометражном кино, Питер Сэттлер в своём фильме «Лагерь X-ray.».

    Американская военнослужащая Эми Коул прибывает для прохождения службы на базу в Гуантаномо. Проникнувшись дружеской симпатией к молодому арабу Али, по протоколу именуемому «Заключенный 471», Эми однажды становится случайной свидетельницей нарушения его прав. Написав рапорт о происшествии вышестоящему начальству, Эми ставит под угрозу не только отношения с сослуживцами и репутацию, но и собственную военную карьеру…

    Я уже не раз брал на себя смелость заявлять, что американская цензура странным образом пропускает в мировой прокат смелые военные фильмы, не прикрывающиеся пафосом или голословным патриотизмом. Эту славную тенденцию, начатую Кэтрин Бигэлоу в «Повелители бури» или « Цели N1», продолжили Питер Берг в своём «Уцелевшем», Клинт Иствуд в «Снайпере» и теперь вот с нетипичной для новичка смелостью, Питер Сэттлер. Он не боится вслух рассказать о бесчинствах военных, безжалостно попирающих права и свободы граждан, которыми Америка всегда кичилась и гордилась. Однако пытки заключённых в Гуантаномо-это лишь вершина айсберга. На самом деле, «Лагерь X-ray»- это один из лучших антивоенных фильмов новой волны, наполненный высокими идеалами гуманизма- ведь Эми перешагивает через собственные предрассудки, годами складывающееся фобии, что все арабы-это зло, вступаясь за Али и ставя ради него на карту собственную успешную карьеру. Кристен Стюарт, воплотившая образ Эми, начинает постепенно освобождаться от клейма картонной Беллы из «сумеречной» саги и вот уже второй фильм подряд (первым был «Всё ещё Элис»), доказывает свою разноплановость как актриса.

    Что касается самого фильма, я повторюсь это очень смелое антивоенное кино новой волны, наполненное несмотря на отсутствие хэппи-энда, светлым гуманизмом и верой, что когда-нибудь мы все, как Эмили, забудем предрассудки и фобии в отношении всех рас, навязанные нам преимущественно американскими СМИ.

    6 из 10

    20 апреля 2015 | 08:02

    Похоже актриса Кристен Стьюарт начинает отмывать клеймо наложенное легендарной в ее карьере франшизой «Сумерки», вслед за Робертом Паттинсоном, принимая постепенно роли в независимых проектах. Хотя в действительности большую часть фильма переключиться на новый образ актрисы было трудно, однако, если в фильме «Лагерь «X-Ray» все-таки удалость увидеть по-настоящему нового персонажа — значит ей это удалось.

    Эта антивоенная картина возможно кому-то покажется полит корректной, тем не менее, она наступает на болящие места системы до такой степени, чтобы не стать провокационной или даже сенсационной. Отсюда такое себе заключение в Гуантанамо может показаться многим на экране пятизвёздочной гостиницей, однако для тех кто умеет воображать — внешняя оболочка не нужна.

    Взаимоотношения между главной героиней и персонажем Пеймана Моаади к себе приближают зрителя, для него, возможно, это номинальный шанс на жизнь, для нее, скорее всего — это разрушенная жизнь. Даже частичная религиозная не осознанность режиссера в некоторых религиозных нюансах, и очевидное желание авторов фильма показать, что и на «войне» есть люди не мешаю данному фильму сыграть свою партию.

    Считаю, как инди-драма этот фильм оказался успешным, быть может в качестве трофеев или финансовых успехов запрыгнул не так высоко, однако посвятить два часа тематике заключения в Гуантанамо это неплохо. Как итог — если отбросить скептицизм то фильм многим должен понравится.

    7 из 10

    6 ноября 2014 | 09:38

    Не хочется много говорить о подноготной бэкграунда всего фильма, о лагере военнопленных, якобы повинных в трагедии «11 сентября», о порядках в этой особой «тюрьме» и о людях, там работающих. Это все остается неизменной декорацией в фильме, в котором и так отсутствует какой-то намек на перемены. С первого взгляда в этой тюрьме все кристально ясно: плохие парни за решеткой, и они не достойны сострадания и внимания; хорошие парни в форме следят за порядком, хранители свободы, о которой они вспоминают каждое рабочее утро. Но картина, ловко жонглируя сюжетом, показывает нам действительность, в которой и плохие и хорошие парни заперты, «тюрьма» хороших лишь больше размером и правила у нее не так строги. Все, кто там находится и не важно по какую сторону запертой двери, оказываются в «ловушке», если не обстоятельств, то собственных мыслей, подчас страхов.

    Очень умелый контраст героев-задержанных, указывает нам в каком направлении смотреть. Постоянная агрессия со стороны заключенных. И казалось бы, что они могут сделать из-за закрытых дверей, но оказывается еще как могут. И в фильме показано, что это та еще пытка.

    Но, если не смотреть на весь этот фон, и к середине фильма взглянуть на Али так, как на него смотрит рядовой Коул, то приходит приятное осознание. Вся картина наполнена этим ожиданием, когда же ниточка тонкой, почти несуществующей связи завяжется и пробьет все массивные преграды. Это ожидание приходит незаметно, но конец этого ожидания настолько мощный, и не просто в каком-то эмоциональном плане, в плане подачи такого качества материала, но и в том, насколько умело вся предыстория и финал прикладываются к этому ожиданию. Хорошо проработанный сценарий, и много моментов в нем заслуживают высокой похвалы. Хорошая работа оператора. Крупные планы, с одной и с другой стороны «камеры» волнуют больше всего. И, конечно, умелая игра актеров (что бы не говорили там про выражение лица Кристен Стюарт) в этих крупных планах, строящаяся практически лишь на выражении глаз.

    Фильм не богат экшен-сценами, лихими заворотами сюжета или сверкающей картинкой. Но в фильме столько такого скрытого, но мощного посыла аудитории. Смысл, настроение, эмоции. Такое непременно находит отклик у зрителя. Хотя, конечно, не у всякого зрителя. К таким «спокойным» фильмам надо быть готовым, от них надо ждать нечто иного, чего ждешь от «Трансформеров» и «Черепашек».

    Но такие фильмы стоит смотреть, необходимо смотреть. Они пробуждают что-то такое в душе, в голове. Что-то приятное, словно букет приятного теплого аромата.

    9 из 10

    5 ноября 2014 | 21:31

    -Вы будете называть их «задержанные». Не «заключенные».
    -Почему мы не можем называть их «заключенные»?
    -Заключенных защищает Женевская Конвенция, задержанных нет.


    За большинством войн в кинематографическом их изображении, а так же иных сферах, влияющих на массовое сознание, стоят великие битвы и победы, красочно показывающие всю силу и храбрость молодых людей, покинувших родной дом, чтобы бороться за свободу в своей стране и победить бесчеловечного захватчика, но есть военные конфликты, которые практически всегда изображаются в кино исключительно с негативной стороны. Например войну во Вьетнаме мы знаем по многочисленным военным преступлениям, таким как резня в Сонгми, и лишенных какого либо ощущения героизма и патриотизма фильмам, таким как «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика. Одной из малоизвестных историй времен войны во Вьетнаме является история «Тигриного отряда» — особого подразделения армии США, имеющего на своем счету огромное количество убитых мирных жителей, у многих из которых отрезались уши в качестве сувенира или снимались скальпы, а один раз самый кровожадных член отряда даже отрезал голову младенцу. Лишь немногие члены «Тигриного отряда» пытались воспрепятствовать убийству безоружных людей и всех их объединяло то, что они были разносторонне образованны и знакомы с культурой местных жителей, что позволяло им рассматривать вьетнамцев не в качестве безликой массы, а как таких же людей, как они сами. Война в Ираке, которая тоже известна исключительно многочисленными военными преступлениями, совершаемыми американскими солдатами и военными некоторых других стран, работает по тому же принципу, что когда то руководил действиями палачей из «Тигриного отряда» — языковой барьер, различная культура и иной менталитет позволяет военным видеть иракских жителей исключительно как серую массу, не способную думать, чувствовать и мечтать. Но что если два отдельно взятых человека, которые должны быть врагами, смогут преодолеть дегуманизацию и увидеть в друг друге людей с одинаковыми потребностями и чувствами? Именно такую ситуацию смоделировал режиссер-дебютант Питер Саттлер в своем дебютном фильме «Лагерь Икс-Рэй», рассказывающем о дружбе между заключенным в тюрьме Гуантанамо и девушкой-солдатом, отправленной туда служить.

    Гуантанамо — квинтэссенция всей фальшивой сути американского вторжения в Ирак, и сидят там не только и не столько злобные сподвижники радикальных исламистов, готовые подорвать родную мать, если им скажут, что на то воля Аллаха, а мирные мусульмане, которые в буквальном смысле были похищены средь бела дня с улицы или из собственного дома, и оказались запертыми в тюрьме, где использованы все юридические лазейки для того, чтобы сделать законными негуманное обращение и пытки, о которых вы можете узнать в документальных фильмах вроде «Такси на темную сторону». Солдаты, которые служат там уже приходят, пройдя тренировки в ходе которых их учат называть представителей других народов исключительно некорректными прозвищами, которые мир так любит давать жителям мусульманских стран, а правила тюрьмы только закрепляют дегуманизацию задержанных. Питер Саттлер на конкретных примерах рассказывает каким образом выстраивается стена между арестантами и их надзирателями — они не знают не то что имен, а даже фамилий друг друга, все солдаты носят хирургические перчатки, большинство задержанных не знают английского, а военнослужащих арабского, и все это накладывается на образ мусульманина, созданный западной прессой после одиннадцатого сентября, как безумного фанатика, не имеющего никакого образования, который всю свою жизнь тратит на перечитывание Корана. Режиссер нашел очень убедительные способы раскрыть однобокость этого навязанного образа в сравнении с американской культурой — его герой отсылается к тому, что жители США тоже сильно религиозны и чтят Библию так же, как мусульмане Коран, или то, что большинство американских солдат это как раз таки необразованные люди из небольших городов, с очень маленьким кругозором и поверхностным представлением о мире, для многих из которых военные командировки становятся первой поездкой за пределы родной страны.

    Женщины в Гуантанамо с точки зрения целей тюрьмы могут быть как слабым звеном, в плане тех проблем, которые могут возникнуть, когда тридцать мужчин и три женщины постоянно находятся вместе, так и сильным, поскольку для задержанных, в связи с особенностями культуры и менталитета, даже простая необходимость выполнять приказы женщины является пыткой ничуть не меньшей, чем лишение сна или другие способы истязания, которые практикуются в тюрьме. Но достоинство работы Питера Саттлера даже не в том, что он показал, какими разнообразными могут быть способы сломить волю и дух человека, чтобы заставить его признаться в преступлении, которого он не совершал, а в том, что он сосредоточился не на самих пытках и предпочел рассказать про их психологические последствия — агрессия к персоналу, когда человек, с которым обращаются как с животным, действительно вынужден в него превратиться, нежелание жить в условиях, в которых человек не только не имеет абсолютно никакого контроля над собственной жизнью и никак не может повлиять на свое освобождение, даже когда после долгих лет его так и не могут связать ни с каким преступлением, но и практически лишен контактов с другими людьми, внешним миром и возможности заниматься самообразованием. В итоге при всей мрачности темы и безнадежности для главного героя, Питер Cаттлер снял фильм о том, что каждый человек, вне зависимости от его национальности и вероисповедания, или его отсутствия, испытывает потребность в уважении, человеческом отношении и общении, новых впечатлениях, знаниях и событиях, которых можно ждать с нетерпением, и, в мире где даже люди, вчера бывшие лучшими друзьями, могут завтра пойти воевать друг против друга, режиссер делает важное напоминание о необходимости диалога между культурами, позволяющего преодолеть дегуманизацию отдельных народов, неизбежно возникающую в ходе любой войны.

    18 октября 2014 | 06:24

    Эмми Коул рассталась с парнем. И в надежде убежать от боли, пытается найти место, где, как она думает, не сможет ни к чему привязаться, в том числе к людям. Этим местом оказывается служба в вооружённых силах. О личностных проблемах Эмми может говорить и тот факт, что она любила читать сборники Эмили Дикинсон, стихи которой учили проживать боль.

    Задержанный Али не такой, как все, и не похож на других, и даже мыслит по-другому. У него хороший английский, он образован и обладает художественными наклонностями, что позволяет ему разглядеть под униформой героини нечто особенное, которое сделает ее открытой к его чаяниям и надеждам.

    Что значит для нас человечность? Порой почти ничего. А порой действительно всё! На мой взгляд, в этом фильме человечность, в первую очередь, означает нить жизни. Довольно часто случается так, что проходя какой-то тяжелый жизненный этап, мы вдруг ограждаем от себя людей, тем самым выстраивая вокруг себя никому ненужные стены.

    В Гуантаномо запрещено общаться с задержанными. Через гущу строгих тюремных правил Питер Сэттлер пытается донести до всех очень простую мысль, что отношения между людьми — это та самая нить, способная соединить черное с белым. Научимся строить отношения с людьми, независимо от их гражданской принадлежности, цвета кожи и вероисповедания — и многие проблемы можно решить. Даже самую трудную — объединить людей разных народов, которых когда-то разъединила война.

    Тем не менее, я не могу поставить «Лагерю X-Ray» самую высокую оценку, благо есть за что придраться. В фильмах подобного разлива каждое слово должно весить больше, нежели очередные полтора часа в «Сумерках». Фильму не хватает, как мне кажется, лабиринтов мысли, которые по окончанию просмотра можно было бы разбить на отдельные цитаты. Это особенно важно, когда ты собираешься большую часть фильма снимать в маленьком коридоре. Не хватало немного и реалистичности. У главного героя не поднималась температура, не начинался кашель, не кололо в боку, он не пил горстями таблетки. Где это все было? Он же находился в неутолимой печали по поводу тщетности всего того, что он делает.

    7 из 10

    15 января 2015 | 11:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>