всё о любом фильме:

Покровские ворота (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерМихаил Козаков
сценарийЛеонид Зорин
директор фильмаСергей Вульман
операторНиколай Немоляев
композиторГеоргий Гаранян
художникЛюдмила Кусакова, Алина Будникова
монтажИрма Цекавая
жанр мюзикл, драма, мелодрама, комедия, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время140 мин. / 02:20
Если вы развелись, и ваша бывшая жена снова вышла замуж — это еще не значит, что вы свободны. Если вы пригласили девушку на свидание, и она пришла, это еще не значит, что она будет вашей. Но если при этом ваш сосед по коммуналке — аспирант Костик, то можете быть уверены — все будет хорошо.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной пьесе Леонида Зорина.
    • В фильме есть эпизод, в котором героиня Инны Ульяновой Маргарита Павловна стоит у входа в кинотеатр под афишей фильма «Карнавальная ночь» (1956), в котором актриса была задействована в массовке — ее лицо видно среди других гостей новогоднего праздника.
    • Перед сдачей фильма в прокат у Михаила Козакова также появилась большая проблема: почти сразу же после окончания производства фильма, актриса Елена Коренева (исполнившая роль Людочки) эмигрировала за рубеж. Естественно, этот факт бросил тень на всю съемочную группу. По словам Козакова, он сделал так, что на закрытом просмотре худсоветом «случайно» оказался один из представителей партийной элиты, и фильм ему понравился. Это и спасло фильм от того, что его не «положили на полку».
    • Эммануил Геллер сыграл в фильме дедушку Савельича, при том, что у самого Геллера отчество тоже было «Савельевич».
    • Этот фильм, вообще мог не появиться. Дело в том, что Михаил Козаков неоднократно отказывался от роли Дзержинского в фильме «Государственная граница» (куда, кстати сказать, его утверждали без кинопроб). Руководство Госкино поставило Козакова перед выбором: либо он соглашается на роль Дзержинского, либо ему не позволят снимать «Покровские ворота».
    • В начале второй серии фильма есть эпизод, в котором во время свидания Костика с Ритой показываются простые москвичи на улицах города. У одного из детей, играющих в парке, на курточке видна эмблема олимпиады «Москва-80».
    • еще 3 факта
    Фрагмент 00:24

    файл добавилTigran***Ignatov1985

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 348 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В отрочестве я этот фильм просто не выдерживала, но сейчас, видимо, обрела достаточную устойчивость к «нелепым фарсам» и посмотрела все две серии.

    Да, фразы «высокие, высокие отношения», «заметьте, не я это предложил», «я вся такая внезапная, такая противоречивая вся» получили крылья. Песня «Часовые любви» красивая. И разрушение дома снято хорошо — прямо берет за сердце. Всегда жалко, когда ломают дома, почти врожденное чувство. Но все же фильм мне скорее не понравился.

    Потому что слишком много фарса. Слишком много амплуа в ущерб характерам. Слишком много суеты и слишком разветвленный при своей малоинтересности сюжет. И слишком многие герои меня просто бесят.

    Во-первых, меня крайне злит вся эта шведская семья Хоботовых. В основном из-за мадам. Эта Маргарита — какой-то апофеоз взбесившегося мещанства, женщина не то что без капли деликатности, а просто-таки антиделикатность во плоти. Я все ждала, когда она нарвется на пощечину, мне бы это, при всей моей нелюбви к рукоприкладству, принесло бы немалое облегчение. Ее бывший муж, аморфное создание, и ее новый муж, «простота хуже воровства» — тоже удручают. Не поймай Хоботова Савву, ее супруг так и жил бы под каблуком, не смея вякнуть. А Савва разве что чуть погромче, а по сути — такой же бесхарактерный; оскорбительную, унижающую всех троих идею женушки о жизни втроем безропотно принимает. Хотя да, Хоботов ему не соперник.

    Костик. Он меня за два часа утомил так, что хотелось ему просто заткнуть рот — так трещит, причем какую-то пургу несет, извините за высокий слог, так как же он утомил своих соседей за многие годы? Хамит людям в глаза, пользуясь их невежеством — не шибко-то достойное поведение. К тому же Меньшиков в юности мне никогда не казался хоть сколько-то привлекательным, вот к зрелому возрасту он похорошел. А тут он прямо герой-любовник, как-то странно.

    Девица «внезапная, проиворечивая» — ходячее жеманство, просто противно видеть. Эфемерная медсестра Людочка очень мила и женственна, но ее эфемерность все-таки переходит разумные границы, к тому же печалит меня ее глубокое невежество. Она лишь полная противоположность властной Маргариты — опять же более амплуа, чем живой человек, тем более медработник. Возлюбленная Костика Рита как-то неприятна, а в их чувства я что-то не верю — «увидел и влюбился» в данном случае выглядит недостоверно. Разве что девушка-пловчиха довольно неплоха, такая, себе на уме в хорошем смысле.

    И Велюров еще производит не самое удручающее впечатление, но, боюсь, только потому, что он сыгран Броневым. Куплетист-пьяница, охочий до юных дев — в жизни подобные люди куда менее симпатичны.

    Героя, которому бы я соперерживала, тут просто нет.

    Вообще, как я уже не раз говорила, «я не слишком увлекаюсь сатирой». Высмеять всю эту братию было несложно; куда интереснее было бы, если подобную историю подать в менее водевильном ключе, ведь проблематика существует и актуальна — и подкаблучничество, и деятели искусства, служащие не музам, а Мосэстраде… но не в таком же карикатурном виде.

    2 октября 2012 | 00:54

    Москва 1950-х годов. Любовь, страсть и ревность обитателей «коммуналки».

    Великолепный ансамбль главных и эпизодических ролей. Амурный и себе на уме Костик-Меньшиков, наивный и рассеянный Хоботов- Равикович, властная и одновременно сентиментальная Маргарита Павловна-Ульянова, любитель немецкого языка и штихелей Савва Игнатьевич-Борцов и, конечно, великолепный Броневой в роли Велюрового -стареющего «мастера художественного слова».

    Запоминающиеся диалоги и меткие цитаты.

    Добрая комедия-ностальгия об ушедших временах и невозвратной молодости.

    7 из 10.

    3 января 2010 | 14:45

    Давид Самойлов о фильме «Покровские Ворота»:

    В этом фильме перспектива,
    Та, которой нынче нет,
    Есть в нём подлинность мотива,
    Точность времени примет.


    «Покровские Ворота» удивительно атмосферный, добрый, романтичный, искромётный, фильм, снятый по пьесе Леонида Зорина, который заслуженно разобран на цитаты. Это фильм-ностальгия Михаила Казакова, в котором изысканно и органично переплетены поэзия Пушкина и Окуджавы, платья в стиле New Look Кристиана Диора, старая Москва, рок-н-рол, «Серенада солнечной долины» и песни Леонида Утёсова.

    Так как данный фильм — это экранизация одноимённого спектакля, который Михаил Казаков поставил в театре на Малой Бронной, игра актёров в нём имеет огромное значение. И как же блистательно сыграли свои роли Инна Ульянова, Анатолий Равикович, Виктор Борцов! Сейчас даже трудно представить, что они были вторым составом, что был ещё первый, «звёздный» состав: Андрей Миронов — Хоботов, Наталья Гундарева — Маргарита Павловна, Александр Лазарев — Савва Игнатьевич.

    На мой взгляд, это интересное режиссёрское решение всё-таки утвердить на роли обыкновенных жильцов коммунальной квартиры актёров неизвестных, чьи лица не примелькались. И только на роль одного жильца — популярного эстрадника Аркадия Велюрова — пригласить очень знаменитого Леонида Броневого. Конечно, Броневой сыграл гениально!

    Но мой любимый герой в фильме — Костик: «шпаликовский мальчик», молодой человек с «солнцем в голове» той эпохи конца 50ых годов, когда сам Казаков, приехав в Москву, заканчивал Школу-студию МХАТ. Роль Костика для меня осталась лучшей ролью Олега Меньшикова, который, безусловно, стал «большим» актёром.

    Ещё один забавный «привет» из прошлого Михаила Михайловича в этом фильме, как мне кажется, — это монолог Гамлета в исполнении Велюрова. Ведь Казаков начал свою актёрскую карьеру у Николая Охлопкова в Театре Маяковского именно с роли Гамлета и считал её «счастливым лотерейным билетом».

    К сожалению, ушли из жизни Ульянова, Равикович, Борцов, Казаков… Но у нас остались Чистые Пруды, аллеи Нескучного Сада, дом с балконом, где стояла Маргарита Павловна, фильм «Покровские Ворота» и подаренное им прекрасное чувство:

    как будто жизнь начнётся снова,
    как будто будут свет и слава,
    удачный день и вдоволь хлеба,
    как будто жизнь качнётся вправо,
    качнувшись влево.


    10 из 10

    12 августа 2014 | 11:04

    Кино на все времена. Его с удовольствием пересмотришь и через 20, и через 50 лет, пускай даже о том времени знаешь только по рассказам дедушек и бабушек. На редкость удачная компиляция жанров комедии, драмы и мелодрамы в одном лице, живой и достоверный срез той эпохи, несмотря на то, что снималась картина через 30 лет, когда настроения были уже несколько иными, но зато остались живыми воспоминания. А еще ностальгия по тому времени — неоднозначному, как и всякое другое, но (опять-таки, как и всякое другое) оставившее о себе в людской памяти и добрый след.

    Практически все актерские работы, от главных до эпизодических, запоминаются своей характерностью и «своеобычностью». У каждого из них своя драма, свои переживания, каждый из них проходит через серьезный этап в своей жизни, который заставит его измениться, как меняется и бежит вперед время.

    Смешные ситуации, трогательные признания и нежные чувства, переосмысление собственного «я»и отношений с другими, близкими и не очень людьми, поиск гармонии с окружающим миром — все это можно найти в этой тонкой лирической картине Михаила Козакова, которая то буквально брызжет энергетикой и действием, то погружается фактически в самосозерцание, замедляя развитие событий практически до нуля. Но даже в такие моменты чувствуешь, что «игра страстей у Покровских ворот» продолжается, только уже незримо и без внешних проявлений, где-то в глубине души.

    Возвращаясь к актерским работам и перебрав в памяти действующих лиц и исполнителей, с удивлением приходишь к выводу, что хотя в фильме снялись актеры по сути трех поколений, от Олега Меньшикова и Валентины Вилковой до Софьи Пилявской и Игоря Дмитриева и «Покровские ворота» застали каждого из них на «старте», «в разбеге» или уже в «полете», для каждого из них, несмотря на их предыдущие и последующие работы в кино, роли в этой картине навсегда остались знаковыми, невзирая на их (ролей) первый, второй или даже третий план.

    И нет смысла, мне кажется, перечислять лучших. Конечно, кому-то по сердцу мог прийтись тот или иной отдельный персонаж, показаться ближе, чем остальные, но в целом, считаю, все актеры сыграли исключительно удачно.

    Отдельным пунктом в ленте идет музыка, о которой можно говорить долго, но лучше просто слушать и наслаждаться. А также лишний раз оценить, сколь красиво и мастерски она передает настроение эпохи. Композитор Георгий Гаранян проделал очень большую кропотливую работу, результат которой, как и весь фильм, уже оценило не одно поколение зрителей.

    И такой фильм, конечно, просто не может заслуживать иной оценки, кроме как

    10 из 10

    13 ноября 2011 | 01:26

    Фильм «Покровские ворота» — мой самый любимый советский фильм. Несмотря на то, что я его знаю наизусть, мне не наскучило его смотреть.

    Фильм безумно музыкален, в нём потрясающий юмор и сатира. Все герои подобраны замечательно, большое спасибо за это великолепному актёру и режиссёру этого фильма Михаилу Козакову. Фильм наполнен игрой блистательных актёров — Меньшиков (Костик), Броневой (Аркадий Варламыч), Ульянова (Маргарита Павловна), Равикович (Лев Евгеньевич), Коренева (Людочка), Борцов (Савва Игнатьевич)… И даже небольшие роли, такие как Глеб Орлович (Дмитриев) и Соев (Моргунов), не могут оставить зрителей равнодушными, во всяком случае, меня.

    В фильме показана жизнь в советской коммуналке 50-х годов уже прошлого века. Мне не довелось видеть это вживую, но благодаря этому замечательному фильму я как будто и сама ощущаю ту самую ностальгию, о которой говорят люди более старшего поколения.

    Безусловно, как не влюбиться в главного героя — Костика (Олег Меньшиков)? Он обаятелен, музыкален и остроумен. А добрый и наивный Хоботов? А властная Маргарита Павловна? А Савва с его штихелями? А Велюров, служащий Мосэстраде?

    Я обратила внимание, что люди, в основном, по отношению к этому фильму подразделяются на 2 категории — одни обожают его, другие его не понимают. Я надеюсь, что вы полюбите «Покровские ворота» всей душой, как это сделала я.

    26 августа 2009 | 17:07

    Как-то даже стыдно признаться самой себе и другим в том, что я только вчера смогла посмотреть этот замечательный фильм, который уже стал классикой русского кино. В общем-то, я даже и не знаю, что писать и что говорить.

    Прежде всего, очень атмосферно. Во время просмотра я как будто бы погрузилась в эту великолепную жизнь старой доброй коммунальной Москвы, во взаимоотношения людей образованных, но порой по-детски глупых, наивных и даже подлых до ужаса. Однако же даже самые трагичные ситуации пропитаны мягкой, можно сказать философской иронией, что, в общем-то, приятно.

    Главные герои — обаятельные, мудрые люди с особыми взглядами на жизнь, будь то влюбившийся на старости лет скромняга Хоботов, его ревнивая и рассудительная бывшая жена, неунывающий студент Костик, добрая тётушка Костика, насмешливо-слащавый Савва Игнатьевич, и многие, многие другие простые москвичи, жители коммунальных квартир. И горе, и радость они делят между собой поровну, как одна семья, и это притягивает взгляд к экрану.

    Ну, и ко всему прочему, музыкальная сторона фильма. До чего хороши эти старые мелодии в сочетании с видами столицы!

    Короче говоря, один из лучших фильмов, что я видела.

    10 из 10

    8 ноября 2010 | 00:07

    Моей сестре Томе, самой преданной поклоннице фильма…

    Где же вы теперь, друзья моей юности? Вы, бескорыстные подружки? Молодость, ты была или не была? Кто объяснит? И только ветер в аллеях Нескучного сада заметает твои следы…

    Пересматривая фильм, мы почти всегда преследуем одну цель — испытать те же эмоции, что захлестывали нас при первом просмотре, передумать вновь те же мысли, которые приходили в голову, пережить еще раз воспоминания, которые рождались при первом знакомстве с фильмом. И очень редко мы достигаем этой цели. Фильмы, как люди: нам редко удается любить их самих, чаще мы любим себя какими мы бываем, когда смотрим их, или любим свою любовь к ним. В моей судьбе «Покровские ворота» — исключение из этого общего правила. Впервые посмотрев подростком какие-то отрывки, я заговорила фразами из фильма («Догнать Савранского — это утопия»), искала тех, у кого челка так же падает на лоб, как у Костика, я полюбила время юности моих бабушки и дедушки. Сегодня я не могу уже сосчитать, сколько раз смотрела этот фильм (наряду с «Мимино» и «Гаражом»). И всякий раз я понимаю, что люблю этот фильм, и, может, мне все-таки удастся однажды понять, почему.

    Софья Пилявская, Леонид Броневой, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов, Елена Коренева, Татьяна Догилева, Елизавета Никищихина, Игорь Дмитриев… Олег Меньшиков. Не знаю, как складывались отношения актеров на съемочной площадке, но гармоничность состава порой выражает наше представление о «мировой гармонии». Михаилом Козаковым все создано так ювелирно, ажурно и карнавально, что порой забываешь о том, что Броневой в 50-е был еще совсем молодым, Софья Пилявская — актриса не предвоенной поры, а Меньшиков начинал только в конце 70-х (а не 50-х).

    42 слова о Москве

    Уходящая эпоха. Пленительная и заманчивая в своей невозможности повториться. Каток на Чистых прудах. Арбатские дворы (по духу, не по географии). Горбатые такси. Читальни в парках и духовые оркестры в них. Очереди у кинотеатров на фильм «Карнавальная ночь». Грузины у центрального телеграфа. Шуршание осенних листьев. Заснеженные улицы. Волнительность оттепели. И сладостно-печальная скрипка мальчика Яши с третьего этажа.

    Коммунальный очаг у Покровских ворот

    Алиса Витальевна

    - Могу Вас поздравить, Ваша тетушка довершила Ваше растление.
    - Ничего Вы не понимаете. Тетя — дивное существо, но ей не хватало в жизни событий. Одиночество и беллетристика — вот, что досталось в удел этой женщине. Меж тем мое пребывание здесь позволяет ей пережить игру страстей в непосредственной близости от Покровских ворот. И она благодарна…
    - Ах, как Вы добры и умны!
    - Неискренно говорите, а жаль (из диалога Костика с Велюровым).

    Велюров Аркадий Варламович

    - Между прочим, как человек, он очень хороший.
    - Очень хороший, но очень грозный: все поджигатели войны перед ним трепещут (из диалога Костика со Светланой).

    Хоботова Маргарита Павловна

    - Чего она хочет?
    - Кто?
    - Маргарита Павловна?
    - Вас. Вы ей нужны. Это у нее в подсознании
    - Но это же невозможно!
    - Именно так выражается ее потребность в мировой гармонии (из диалога Костика с Хоботовым).

    Светлана

    - Меня отвергли…
    - Ну и стоит ли о ней сожалеть, если она Вас не оценила?
    - Вы думаете?..
    - Ясно, как день, весьма ветреная девица (из диалога Костика с Велюровым).

    Савва

    - Ты знаешь его сильные стороны.
    - Да, у него в руках все горит!
    - Это у тебя в руках все горит, а у него в руках все работает! (из диалога Хоботобой с Хоботовым).

    Костик

    «Неет, он сомнителен… он сомнителен… Я бы ему не доверял!» (Велюров). Нет, Костик не сомнителен, Костик настоящий, искренний, ироничный, стильный, умный и бесконечно обаятельный. Наблюдатель, участник, провокатор, генератор и рассказчик. Он стоит в центре этого группового портрета не только по сценарию, режиссерской мысли, но и по чему-то другому, не имеющему четкого названия. Это не просто обаяние, не просто мастерство, это некая квинтэссенция актерства, искренности, молодости. Я не отношусь к Костику только как к лучшей роли Олега Меньшикова, я люблю Костика, знаю, что он учился на историческом, вел кружок художественной гимнастики, давал во дворе сеанс одновременной игры в шахматы… И я хочу верить, что Олег Меньшиков очень похож на Костика. Можно анализировать образ Костика, разбирать по полочкам актерскую технику Меньшикова, но гораздо приятнее вспомнить его искрометные афоризмы… «Ну знаете! После того, что Вы устроили в торжественный день бракосочетания, все поняли, что ваша сложность идет Вам, как Соеву — пенсне». «Я историк, но современность вызывает мой живой интерес». «Юноша, самовыражайтесь быстрее!». «Людочка, слышали новость? Эмиль Золя угорел!». «Савва, тебе как молодожену такие истории утешительны». «И все-таки, поверьте историку: осчастливить против желания нельзя».

    Фильмы, как люди: одни проходят мимо незаметно; другие смотришь однажды, но тоскливо даже подумать о новой встрече; есть такие, о которых приятно вспомнить… а бывает так, что каждая новая встреча открывает что-то новое, что-то лучшее в тебе самом. К таким фильмам тянешься, рядом с ними согреваешься, и понимаешь, что любовь ничего не требует взамен, но так хочется поделиться хотя бы капелькой этой любви с другими.

    Я пересматриваю «Покровские ворота», где времена года бесшумно сменяют друг друга, где маленькая скрипка пиликает тихую мелодию, где старая Москва уходит все дальше о нас… Улицы заполняются автомобилями, окраины застраиваются новостройками, и все больше прячется город за фасадом новой жизни, унося навсегда с собой молодость, оставляя нам воспоминания и ностальгию по тому, чему не суждено повториться.

    Пусть поход никогда ваш не кончится!
    Признаю только эти войска,
    Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает весна.
    Часовые любви у Покровских стоят,
    Часовые любви на Волхонке не спят,
    Часовые любви по Арбату идут,
    Неизменно часовым полагается смена.

    Булат Окуджава

    19 декабря 2009 | 12:22

    Красивая, смешная, непревзойденная трагикомедия о жизни в коммуналке и не только. Фильм настолько правдивый и нравственный, что время, которое вы будете смотреть этот фильм пролетит не заметно, и проснетесь вы только на конечных титрах. В фильме стоит отметить эксцентричную игру, тогда еще молодого и никому не известного актера Олега Меньшикова, который поразил зрителей своей непревзойденной игрой и внутренней харизмой. Фильм сразу после его выхода был растащен на цитаты, которые можно услышать до сих пор. И в заключение стоит добавить, то, что именно концовка фильма является его самым тяжелым место, так как с миром, который был создан за два часа так непросто прощаться.

    10 из 10

    2 января 2010 | 21:59

    Заметьте, не я это предложил…

    Покровские ворота (я люблю этот фильм)


    Я очень спокойно отношусь к режиссеру Михаилу Козакову. Он снял очень много фильмов и среди этих фильмов я нашел самый лучший фильм Михаила. Он забрался с этим фильмом на самую вершину советского кинематографа. Я смотрел этот фильм много раз в детстве и даже сейчас я его иногда пересматриваю. Этот фильм называется очень просто — «Покровские ворота». И сейчас я хотел бы немного про него рассказать.

    Хотя, что тут рассказывать, все и так прекрасно знают этот фильм. Этот фильм снят про людей, которых уже давно нет. Они исчезли из этой жизни очень давно. Исчезали города и уходили люди. Время меняло все подряд. Оставались только одни «Покровские ворота». Все это конечно очень грустно, но фильм сам не хотел быть полностью смешным, поэтому тут есть, как и грустные моменты, так и веселые. Режиссер не спеша, рассказывает свою старенькую историю, когда главные герои фильма были молоды душой.

    Эти люди жили в одном старом доме. Все они были разные, но все они были очень интересными личностями. Михаил Козаков снял удивительно-тонкий фильм на все времена. В этом фильме будут большие победы и маленькие разочарования. Ну а самое главное в этом фильме будет любовь, которая спасает многих людей от этой серой жизни. Конечно, можно было обвинить Козакова в излишней сентиментальности, но этот фильм полюбили такой, какой он есть и поэтому говорить про небольшие минусы я не хочу.

    А вот про плюсы фильма можно сказать и даже нужно. Главный плюс фильма — это очень яркие персонажи, которые запомнились мне навсегда, а это значит, что актеры, которые тут сыграли, сделали свою работу на пять с плюсом. Особенно хотел бы отметить гениальную актрису Инну Ульянову. Она в этом фильме сыграла свою самую лучшую роль и еще она создала такой пестрый образ, что ее героиня затмила всех в этом фильме. Хотя остальные актеры тоже сыграли великолепно.

    В итоге мы имеем уже классическую трагикомедию. Как мне кажется, такие фильмы нужно обязательно знать. Такие фильмы показывают всю красоту русского кинематографа. Я с огромной радостью поставлю фильму максимальную оценку. И как я уже говорил много раз — Великие фильмы навсегда останутся великими.

    Спасибо.

    10 из 10

    5 августа 2010 | 00:13

    Ленивое воскресное утро начиналось всегда одинаково — со стука костяшек домино во дворе. Казалось, что соседям нипочём ни дождь, ни жара: с ранней весны до поздней осени «забить козла» для них — дело чести. Чуть позже к азартным крикам «рыба!» и шлепкам ладоней о деревянный стол примешивались звуки скрипки: деда Яша со второго этажа, в отличие от своего внука, уверен, что выходной — не повод пропускать занятия музыкой, гомон ребятишек, спорящих, кто быстрее объедет на велосипеде вокруг двора, хлопки пылевыбивалок (хотя в негласном соревновании по чистоте ковров всегда побеждала тётя Галя). А ещё были обсуждения последних новостей, разговоры о том, как правильно закатывавать помидоры и воспитывать детей и мужей, шелест свежевыстиранного белья на ветру, птичий гвалт и треск соседского мотоцикла… И, конечно, музыка. На старой пластинке или на затёртой кассете, бодротанцевальная или сонноколыбельная, она всегда удивительным образом попадала в нужное настроение. Разумеется, в чьём-то детстве или в чьей-то юности всё это казалось совершенно обыкновенным, не стоящим внимания. Понимание приходит гораздо позже, с ночным воем сигнализаций автомобилей, с грохотом ломающихся стен старого дома, с шорохом чёрно-белых фотографий. И оказывается, что именно там, много лет назад, и было…

    Если спросить у разных людей, о чём фильм «Покровские ворота», ответы будут очень разными: фильм о любви, любви вневозрастной, тоска по ушедшей безвозвратно юности, забавный рассказ о сочетаемости несочетаемых характеров, вынужденных существовать в замкнутом пространстве, ностальгия по Москве пятидесятых… Всё это, без сомнения, верно, и подобная многогранность, пожалуй, и стала залогом неувядающей молодости разошедшейся на цитаты ленты. Но приключения бесшабашного студента, вихрем ворвавшегося в тихий мирок обыкновенной коммунальной квартиры — лишь повод сохранить на память то, чего уже давно нет. В, пожалуй, самой личной своей картине, Козаков следует мудрым советам Булата Окуджавы, окуная свои режиссёрские кисти поочерёдно то в суету дворов, то в голубое небо, рисуя не чужие судьбы, но свою, сложившуюся тогда и там, под шорох подошв пешеходов и незамолкающие трели трамваев. Вместе со своими героями он перемещается то к Чистым прудам, у которых осенью степенно и неторопливо гуляют старики, а зимой слышна ненавязчивая приятная мелодия, под которую так и хочется сделать ещё один круг по свежезалитому катку, то в Парк Культуры и Отдыха, где с эстрады можно услышать как псевдозлободневные куплеты, так и лирическую арию влюблённого трубадура. Он шелестит опавшей листвой, морщится от крика уличных зазывал, вешает девушкам на уши лапшу о поисках Ноевого ковчега и могилы Тамерлана, смотрит кино по чёрно-белому телевизору… И молодеет вместе с ними. С каждым шагом, каждым глотком, каждым звуком, каждым кадром.

    При всей кажущейся московскости создаваемого пейзажа ленинградцу-Казакову удаётся не сосредоточиться на конкретном населённом пункте, а построить на экране почти осязаемую реальность условного лучшего города земли, и зритель придумает ему название сам. Любимая пешеходная улица (будь то Старый Абрат, Невский, или саратовский проспект Кирова), любимый пруд, любимый парк. Все они мертвы и молчаливы, пока не видно знакомых лиц и не слышно привычных голосов. Собственный город Казакова оживляют жители квартиры у Покровских ворот. Савва Игнатьич — крепкий, надёжный, подобный старинным каменным домам, сохраняющим свою солидность веками. Маргарита Павловна — сметающая на своём пути всё живое, как типовые многоэтажки, закрывающие горизонты. Хоботов — забавный, наивный, будто милые деревянные домики, жмущиеся к большим и сильным многоэтажным младшим братьям. Аркадий Варламыч — это громкие концертные залы и сосредоточенные на происходящем внутри них театры, Алиса Витальевна — звонкие трели трамваев, не поспевающих за прохладным свежим ветром, несущим самое главное, понятное каждому, вне зависимости от времени и места рождения.

    …счастье, молодое, босоногое, когда ждёшь себе удивительной судьбы и неповторимой жизни, когда всё на свете по плечу и впереди бесконечный путь, по которому можно катить, бежать, лететь, куда хочется. До тех пор, пока не закончилась пластинка, пока слышен стук костяшек домино, пока в родных окнах горит свет.

    22 марта 2015 | 17:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 297 руб.
    Blu-Ray, 560 руб.
    подробнее

    Новости


    Выдающаяся актриса, по чьей фильмографии можно легко проследить весомую часть истории отечественного кино за последние полвека, Римма Маркова скончалась в возрасте 89 лет. На ее счету работы в картинах «Живые и мертвые», «Крылья», «Егор Булычев и другие», «Вечный зов», «Родня», «Покровские ворота», «Окраина», «Ночной дозор». (...)
     
    все новости

    Статьи


    Необычные вампиры Джима Джармуша навели КиноПоиск на мысль о других странных парах в кино, чьи отношения удивляли и шокировали зрителей. Несколько десятков лет разницы в возрасте, принадлежность к несовместимым биологическим видам и многое другое — в нашей подборке. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    4-5 июля
    03.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 5-6 июля
    Как избавиться от Ивана Пырьева в Союзе работников кино? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton13 133 560
    2.Военная комнатаWar Room11 351 389
    3.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation8 155 581
    4.Выхода нетNo Escape8 111 264
    5.Синистер 2Sinister 24 665 341
    28.08 — 30.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.КаникулыVacation125 058 228
    2.УльтраамериканцыAmerican Ultra65 229 192
    3.Фантастическая четверкаFantastic Four59 513 341
    4.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.56 676 836
    5.Синистер 2Sinister 231 489 041
    27.08 — 30.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 813 4399 803
    Деньги436 749 113 руб.6 103 475
    Цена билета240,84 руб.4,69
    27.08 — 30.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Отец солдата8.182
    141.Заплати другомуPay It Forward8.180
    142.Белый пленEight Below8.180
    143.ТерминалThe Terminal8.179
    144.Славные парниGoodfellas8.179
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.46%
    27.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.42%
    28.СтажерThe Intern93.42%
    29.ФранкенштейнVictor Frankenstein93.31%
    30.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.30%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Страшные сказкиIl racconto dei racconti2
    УльтраамериканцыAmerican Ultra19
    128 ударов сердца в минутуWe Are Your Friends2
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93
    Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мирShingeki no kyojin: Attack on Titan4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 475.652
    КаникулыVacation7.002
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.582
    Необыкновенное путешествие Серафимы4.956
    УльтраамериканцыAmerican Ultra6.748
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Перевозчик: НаследиеThe Transporter Refueled10.09
    Девушка без комплексовTrainwreck10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    ЭверестEverest24.09
    ЛегендаLegend01.10
    премьеры