всё о любом фильме:

Бригада (сериал)

год
страна
слоган«За всё, что мы делаем, отвечать будем вместе!»
режиссерАлексей Сидоров
сценарийИгорь Порублев, Алексей Сидоров, Александр Велединский
продюсерАлександр Акопов, Александр Иншаков, Анатолий Сивушов, ...
операторЮрий Райский
композиторАлексей Шелыгин
художникВалерий Филиппов, Елена Тимошенкова
монтажМаргарита Смирнова
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время52 мин. (780 мин.)
Это история четырех друзей детства, обычных московских парней, Саши Белого, Космоса, Пчелы и Фила, выросших в одном дворе. Друзья решили немного подзаработать, но незапланированное убийство вмиг перемешало все задуманное, поставив на кон их жизни.

Ставка слишком высока, но отступать некуда. Теперь парни прокладывают себе дорогу в криминальном мире и волею судеб превращаются в одну из самых сплоченных и влиятельных группировок…
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Автопарк, задействованный на картине, составил более 100 автомобилей, в том числе: «Москвич 2140», «Волги», «Жигули», 4 «Шевроле Сабурбан», 6 «Мерседесов 600», «Мерседес С-230», 3 «Мерседеса 124», 4 «Вольво», 5 «БМВ», «Джип Чероки», «Джип Ламборджини», «Даймлер», 3 «Мицубиси Паджеро», «Линкольн Таун Кар», 2 «Линкольн Лимузин», джип «Мерседес МЛ», «Хёндай Галлопер», «Крайслер», 4 «Тойоты Лендкрузер», «СААБ», «Исудзу Трупер», «Альфа Ромео», «Мерседес Гелентваген», 3 «Ауди», 3 катафалка «Шевроле», эксклюзивный «Мерседес Брабус».
    • Использовано почти 900 комплектов костюмов.
    • Съемки велись на 350 съемочных объектах, в том числе в Доме Правительства и в Бутырской тюрьме.
    • «Бригада» — самый дорогой российский телефильм. Фильм снят на кинопленку. Бюджет одной серии составил почти 200 тысяч долларов.
    • Уникальная по сложности подготовки сцена — съемки взрыва «Мерседеса-600» на набережной Тараса Шевченко (практически под окнами «Белого Дома»).
    • В фильме 110 ролевых персонажей.
    • Не имеет аналогов в отечественном кино сцена с обстрелом квартиры Опера, где в одной комнате площадью около 30 квадратных метров было установлено 500 «посадок» (имитаторы пулевых попаданий).
    • За месяц до начала съемок продюсер фильма Анатолий Сивушов поселил четырех главных героев в Доме отдыха, чтобы они по-настоящему сдружились.
    • В этом фильме сыграл свою последнюю роль Николай Еременко.
    • В сцене игры в нарды Сергей Безруков в кадре с третьей попытки выбросил «шесть-шесть», что по теории вероятности почти нереально.
    • Для съемок необходимо было найти телефонную будку образца 80-х годов. Нужная будка была найдена в Люберцах. Там и была проведена съемка необходимой сцены. Через неделю после съемок будку заменили, и больше таких будок в Люберцах не осталось.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в сериале
    • Внимание! Список ошибок в сериале может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В 10 серии, где показаны события 1995 года, примерно на 40-й минуте серии на экране в ряду стоящих автомобилей видна Chevrolet Нива, которая выпускается с 2002 года.
    • Мачеха Космоса произносит: «Твой сын не сегодня-завтра «Центробанк» ограбит!» Слово «Центробанк» появится два года спустя, в 1991-м году.
    • В квартире, где прячутся Белов и Фил, после неудачного покушения на Белова осенью 1994, висит постер фильма «Крепкий орешек 3», однако сам фильм выйдет только в 1995 году.
    • В восьмой серии на 12-й минуте виден самолет авиакомпании «Центр-Авиа». Эта авиакомпания была основана только в 1999 году.
    • В 1-й серии (действие происходит в 1989 г.) в сцене на Воробьёвых горах виден стадион «Лужники» с крышей. Крыша над стадионом появилась в 1997 году.
    • В 8-й серии на 4:09 в отражении чемодана прекрасно видно весь съёмочный состав и камеру.
    • На даче в 1989 году, где Белов и друзья устроили встречу с пловчихами, Белый играет песню Евгения Белоусова «Девчонка-девчоночка», которая выйдет только в 1991 году.
    • Во второй серии на машине героя А. Иншакова видны российские автомобильные номера, введённые в 1993-1994 годах.
    • В начале фильма (1989 год) два раза в кадре видна «Газель» (выпуск начат в 1994 году).
    • Саша Белый играет в 1995 году в компьютерную игру «Quake II», которая вышла только в декабре 1997-го. К тому же, он стреляет из railgun`а на первом уровне игры, что свидетельствует об использовании чит-кодов.
    • Пистолет, которым пользуется Белов с 1995-го года (10 серия) — Walther P-99, который появился только в 1997-м.
    • Убийство Фархада происходит на Чертовом Колесе (1993), которое откроют только в 1997 году к 850-летию Москвы.
    • еще 9 ошибок
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 21751 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Решилась намедни посмотреть, наконец, этот сериал, рассчитывая увидеть, как прозрачно намекает название, кино про бандитов 90-х…

    Но расчет слегка не оправдался. Это кино немножко не про бандитов. Персонажи второго-третьего плана иногда худо-бедно бандитов напоминают. Но главные герои… — это, простите, какие-то фраера на дешевых понтах, забуревшие коммерсы, довольно нелепо пытающиеся косить под реальных «людей». Эти персонажи, в принципе, могли бы быть достоверными, если бы оказались в «другом окопе» — где-нибудь среди «мастеров приватизации», вылупившихся из скорлупы разваливающихся партийно-комсомольских структур. И исходный социальный статус Космоса давал к этому все основания. Но нет, зачем-то надо было делать из них квазикримимальных «авторитетов».

    Еще меньше оправдался расчет увидеть в сериале атмосферу 90-х. Зрителю, не заставшему это время в сознательном возрасте, вероятно, сложно будет понять что же тут не так. Между тем, «не так» очень многое. Действие, фактически, по предъявляемому картинкой антуражу, происходит не в 90-х, а в некоей сферической Москве в вакууме вне времени. Нам показывают лишь несколько общих архитектурных видов и улиц, захватывающих в основном только дорожное полотно, которое в любое время остается одним и тем же дорожным полотном. А все остальное — интерьеры кабаков, казино, офисов и жилых помещений. А где, собственно, окружающая жизнь, где характерные приметы времени в городском быту? Ничего как бы нет. Все залакировано, все спрятано под тонировнным стеклами «джипов-широких» и «шестисоток».

    Смысл такой подстасовки и лакировки становится уже совершенно очевиден в любовной линии Саши и Ольги. В ее основе — известный сюжет-миф воровского фольклора, наиболее емко раскрытый в песне Михаила Круга, строка из которой выведена в заголовок этого поста. Но только в основе. Чтобы лучше оценить происходящее в сериале, хорошо бы знать и другие воплощения данного сюжета-мифа. Но массовый зритель, естественно, ничего подобного не знает. И сравнивать ему не с чем. Когда смотришь сцены этой любовной линии, на ум приходит одно, единственно верное слово: «гламур». И тогда все в сериале становится на свои места и становится понятным.

    Это не кино про бандитов 90-х «как есть», это взгляд на «бандитов» 90-х сквозь призму глянцевого журнала начала 2000-х. Все на позитиве, все грязное и отвратительное старательно не видим, все герои в стильных прикидах и с модными прическами — хоть бери и на подиум, под фотокамеры. Если кто-то и занимается чем-то нехорошим, типа убивания людей, ну так и пусть оно остается где-нибудь там, за кадром, за рекламной страницей со стразами Сваровски.

    Именно очарование гламура как движения, как культурного феномена, набиравшего силу в начале 2000-х — и есть основное очарование этого сериала, прельстившее умы и сердца подрастающего поколения. И не случайно он возник именно такой на стыке веков — на границе трансформации кланово-феодальной культурной парадигмы 90-х в необуржуазную нового века. Гламур и культ потребления победили — и, как победители, переписывают историю.

    29 мая 2014 | 16:35

    Когда я первый раз посмотрела этот сериал мне было 13 лет. После нашумевшей премьеры на ТВ моя подруга купила кассеты с «Бригадой» и мы трепетно сдували с них пылинки и целыми днями просматривали любимые серии. Постеры, игральные карты с Сашей Белым и Ко, знаменитая мелодия, играющая на всех радиостанциях… Зеленая юность… Мы, 13-летние девчонки, выбирали себе любимого из главных героев. Лена, моя подруга, выбрала Сашу Белого, а я долго колебалась между Филом и Космосом (хотя они абсолютно разные персонажи), в итоге остановилась на симбиозе этих двух героев.

    2010 год. У меня появилось свободное время и я решила побаловать себя повторным просмотром когда-то любимого сериала. Боже мой! Прошло не так уж много — всего 8 лет, а я уже совсем по-другому смотрю на некогда любимых героев. Сказывается полученный жизненный опыт и приобретенные знания. Каждую серию я анализирую и нахожу массу интереснейших моментов.

    Первое. Отношения Оли и Саши Белого. Яркий пример того, как молодые и интеллигентные девушки попадают в ловушку очарования Мистеров Я-Решу-Все-Твои-Проблемы-Детка-Ведь-Я-Самый-Крутой. Потому что всем нравятся (на подсознательном, а чаще всего и на сознательном уровнях) такие, как Саша Белый. Ну и что, что он спит в филармонии (это, кстати, очень мило выглядит), убивает людей, торгует наркотиками, изменяет с сомнительного вида блондинкой, зато он страстно целуется, совершает безбашенные поступки и хорошо обеспечивает семью. Тьфу, герой женского романа ни больше, ни меньше! А она, красавица, окончившая консерваторию, должна в свою очередь положительно влиять на его падкую к криминалу душу. Вот вам и союз любящих сердец. Только вот на самом деле та самая блондинка гораздо больше подходит Саше Белому. Из них получились бы отличные Бонни и Клайд на русский манер.

    Второе. Некогда нежно любимый мною Космос — это вообще атас! Наркоман, паразит и любитель беспорядочной половой жизни. Опять же, с хорошим чувством юмора и с надломом в душе. Таких девушки тоже любят. Ведь он же попытался завязать с наркотиками! А как яростно он не хотел продавать оружие чеченцам (правда, идея была его, но после аварии у Космоса Юрьевича проснулась совесть). И треснул мир напополам! На самом деле, он несчастный блудный сын, не нашедший себя в этом огромном мире.

    Что касается Пчелы, то он самый скользкий, а поэтому самый противоречивый персонаж. То его любишь и жалеешь, то ненавидишь и презираешь.

    Фил. Фила можно только любить. Фил однозначно и непоколебимо хороший. Правда, это снижает его популярность среди остальных героев, которые пестрят яркой черно-бело-красной палитрой.

    В общем, я анализировала очень многое, пока второй раз смотрела «Бригаду». Сейчас я вижу, что главные герои редкие сволочи. Но я в очередной раз убеждаюсь, как сложно провести границу между добром и злом. Ведь я сама не ангел, а живой человек и знаю, что далеко не всё, что считается пороком, таковым является на самом деле. И тем не менее есть вещи, которые нельзя оправдать фразами а-ля «Это не мы такие, это жизнь такая». Например то, что Космос и Белый со зверскими рожами сидели, нюхали кокс и решали, кто пойдет «мочить» их лучшего друга Витю Пчелкина.

    А за сериал большое спасибо. Белый, Космос, Пчела, Фил — герои своего времени. Хорошо, что это время прошло.

    23 октября 2010 | 12:20

    Этот сериал раздражал ещё во время премьеры, в первую очередь своей популярностью и бурной обсуждаемостью, особенно когда учишься в старших классах. Поэтому был рад, что пропустил первые серии, не смотрел остальные и старательно игнорировал все побочные явления вроде увлечения друзей эстрадой конца восьмидесятых, примеривания кличек персонажей на нас четверых и перенимание поведения Белого и его бригадников. Потом, когда показ повторяли по второму разу, всё же поглядел. Просто было забавно увидеть первоисточник всеобщего обезьянничества. Тогда же не мог не заметить единственный плюс — внимательное отношение к эпохальным чертам, передача дыхания времени. Хотя может быть и так, что это вместе с тем был мощный импульс к нынешней повальной ностальгии по восьмидесятым и девяностым, дурацкой гордости за присутствие в этом времени и за приобщённость к характерным продуктам бытового и культурного ширпотреба.

    Теперь пересмотрел более внимательно, однако дальше первых пяти серий дело не двинулось — стало всё ясно, а основные перипетии сюжета запомнились ещё при давнем просмотре, да и детали тоже всплыли. Стремление отобразить эпоху хотя и удалось вполне — всё равно оно играет косвенную роль. Главная функция «Бригады» — дать вволю повосхищаться главными героями, и смачно поволноваться, глядя на острые события их жизни, примерить героев на себя или придать себе полюбившуюся форму. И всё это нанизано на дворовые идеалы. Вот, например, отец Космоса — положительный персонаж, вот он и боксирует за столом. Нормальный, значит, мужик, наш. Может быть, даже в молодости был авторитетом во дворе, но потом взялся за мозг и стал учёным, однако крутизны не потерял и вот у него даже клёвая чикса, мачеха Космоса. А главное, Сашу Белого уважает.

    Вот этот Саша Белый — главный объект для любования, десятка мишени для пускания слюны. Не знаю даже, то ли Безруков просто хорошо подошёл для этой функции как актёр, склонный к нарциссизму, то ли эта роль его таким впоследствии сделала. Но в общем всё в этом сериале заточено под восхищение Белым — и за свою бывшую девушку бьёт физиономии друзьям и врагам, не считаясь с опасностями, и матёрого бойца побеждает, и собак любит (на вид фальшиво и тошнотворно), и в ряды бригадников поначалу вливаться не хочет, и демонстрирует всяческие честность и справедливость, и страстно-настырно влюбляется, и песни поёт, и шутит, и со студенткой-пловчихой проявляет себя как половой гигант, и идёт на риск, и дерзко убегает из засады, и даёт такую замечательную клятву — аж слёзы наворачиваются, и такие остроумные комбинации с вагонами проворачивает, и про его исключительные умственные способности говорят, и бандиты-враги его уважают, и кокаин его не берёт, и выборах чуть не побеждает, и семью с друзьями любит больше жизни.

    Друзьями Белого тоже следует почти на каждом шагу умиляться и жалеть их. Всё прочее в этом кино лишь для проформы, зрелищности и многосерийности.

    Теперь тогдашние подростки-зрители повзрослели и гордятся тем, что тоже смотрели телек, когда им показывали этот видеокомикс, даже считают его произведением искусства и вообще чем-то таким полезным, учащим высоким моральным принципам. Задумываются такие люди и о молодёжи, что всего на десять лет их младше. Молодёжь, конечно, нынче очень плоха, цинична и упадочна, она не смотрела «Бригаду».

    28 марта 2013 | 20:02

    Лучший отечественный сериал, доказавший, что можно приковать к телевизору самого ярого нелюбителя многосерийных фильмов, каким в силу дефицита времени всегда был ваш покорный слуга. Смотреть начал со скепсисом, в полной уверенности, что больше одной-двух серий не выдержу. Но уже к четвертой серии ловил себя на том, что с нетерпением посматриваю на часы в ожидании показа, а героическое «Па-бада-бада-пабада-бада-паба», несущееся теперь из каждого десятого мобильника, приятно будоражит кровь. Успех сериала слагается из нескольких составляющих, каждая из которых даже в единственном числе вывела бы фильм в однозначные лидеры.

    Во-первых — это эпос. Настоящий ганстерский эпос, в котором удалось подробно отразить десятилетие послеперестроечной жизни, и с чем не справился за два часа экранного времени фильм «Олигарх». Эпос снимать — не… (см. рецензию на «Олигарх») Если нет возможности быть со зрителем 15 серий, нечего за это браться. Во вторых, это фильм в первую очередь о дружбе. Френсис Коппола объяснял успех «Крестного отца» тем, что это фильм о семейных ценностях. Герои — гангстеры, но они — семья, где каждый готов отдать за другого жизнь. О такой семье мечтают все люди, и то, что потом эти отношения разрушаются, никого не волнует. Ведь лучше иметь и потерять, чем не иметь вовсе. Конечно, важен криминальный контекст, но он уходит на второй план — о семье добропорядочного плотника снять интересное кино сложно даже для Копполы.

    «Бригада» использует этот же механизм. Кто не мечтает иметь друзей, готовых ради тебя лезть под пули, готовых вытащить тебя из ментовки, отдав последнее, готовых втроем защищать твоих жену и ребенка от банды головорезов? Создатели фильма лукавят, когда говорят, что не романтизировали «братву» и снимали фильм-предостережение. Да, герои погибли, но зрителю их бесконечно жалко. Зритель не думает, что бригада Саши Белого — убийцы и вымогатели. Зритель видит верных обаятельных друзей и с первой серии отдает им сердце. Это закон жанра.

    Несомненный успех фильма — актерский состав. Сергей Безруков совершил невероятное — перевоплотился из солнечного мальчика в достоверного матерого бандюгу и сохранил при этом пробойное обаяние. Остальным актерам ничего не оставалось как соответствовать уровню и они с этим справились. Особенно хочется отметить режиссуру. В фильме целая россыпь прекрасных кинематографических находок — кровь капающая на мороженное с колеса обозрения, открытые в роддоме жалюзи, за которыми открывается букет роз, выключенный телевизор, отсвет которого гаснет на фотографии Пчелы, над которым нависла угроза, и множество других. В изобретательности старались не отставать и актеры — «поехали в палатку за водкой. Поехали, закрой дверь. Не, не закрою. Ну и я тогда не закрою…» И Линкольн Космоса выезжает из кадра с распахнутыми дверями. Мелочь, но такие мелочи есть в каждой серии, и это поддерживает интерес. Прекрасный сериал, сравниться с которым едва ли сможет в ближайшее время какой-либо телепродукт.

    Увы, минусы тоже есть. Прежде всего операторская работа. Продюсеры многократно подчеркивали, что фильм снимался на Кодак с соблюдением всех кинематографических технологий. К огромному сожалению, этого незаметно — изображение фильма ничем не отличается от других сериалов, снятых на видео с последующей цифровой обработкой. Насколько выиграл бы фильм, если бы изображение в нем было чуть глубже и напоминало бы тот же «Однажды в Америке». Грязный, синхронно записанный звук с посторонними шумами, звучащий как бы «на расстоянии от актера». Неубедительная история с видеокамерой, с помощью которой «вычислили» настоящего злоумышленника с бомбой и крайне неубедительная история с Пчелой. Казалось, режиссер дал актеру задание — играй так, чтобы мы подумали, что ты виноват. Понятно, что нужно было повести зрителя по ложному следу, но не ценой правды поведения героя.

    Совершенно непонятен поступок Макса, который из верного друга и соратника стал вдруг злейшим врагом. Впрочем, к повторному показу сериала режиссер вставил в последние серии дополнительный материал, и поступок Макса прояснился.

    Хочется верить, что к выходу киноверсии «Бригады» будут исправлены и другие минусы. Изображение можно подправить на компьютере, звук записать заново, а неубедительность истории с видеокамерой зрители простят. Слишком уж здорово сделано в фильме все остальное. Не сомневаюсь, что киноверсия будет пользоваться огромным успехом и «Бригаду» ждет своеобразный рекорд. Впервые в истории фильм неоднократно показанный по телевидению сможет через два года после показа собрать хорошие сборы в кинопрокате. Видеоверсия киноварианта «Бригады» тоже обречена на успех — когда сюжет известен, смотреть сериал повторно скучно из-за медленного «многосерийного» ритма. Трехчасовой киновариант обещает динамичную историю, в которой останутся только самые лучшие моменты.

    10 из 10

    26 марта 2014 | 23:22

    2012 год и я наконец посмотрела этот сериал снова. Многие, как и я, уже его видели в год выхода, ровно 10 лет назад.

    Ну что тут сказать, великолепно! Одно из лучших творений отечественного кинематографа. Можно подобрать огромное количество эпитетов, но я этого делать не стану. Я постараюсь опровергнуть все то, в чем упрекают этот сериал негативные отзывы.

    1)Криминал. Ну, здравствуйте, насилие на экране. Вот это новинка. Иначе сказать просто невозможно. Сериал не пропагандирует убийства. Фильмы в принципе ничего не пропагандируют. На пленке просто все как было. Это просто кино. И через 10 лет после выхода «Бригады» мы видим на экране и кровь и стрельбу. Но почему никто не закрывает глаза в кинотеатрах? Такие фильмы делают невозможных размеров кассы. А как же такой жанр, как молодежный хоррор. Тоже достаточно кроваво-однако аудиторию имеет приличную.

    Словом-упрек несостоятельный.

    2)Наполнение уже было использовано в других фильмах подобного жанра. И вновь несостоятельный упрек. 90е годы- отдельный, пусть и не самый лицеприятный пласт в истории нашей страны. Но он имел место быть, это было неповторимое время. Можно вспомнить «Однажды в Америке», «Крестного отца»-да кого угодно. Но, извините, на то оно и в Америке. А это- в России. И в противовес вновь можно взять кучу комедийных мелодрам последних 2-3 лет. Одна-копия другой. Вот уж где действительный плагиат. Но, опять таки, кассу же как-то делают. Люди ходят, люди смотрят. Почему бы и нет.

    Этот сериал не о насилии, не о том как «братва решала проблемы». Он о людях. О настоящей дружбе, которая проходит через десятилетия, о любви, которая выдерживает все. О силе человеческого характера. А обстоятельства- это просто обстоятельства.

    И еще раз-великолепно.

    Отдельно хотелось бы выделить музыку. Действительно трогает.

    Минус лишь за то, что все вышло ну очень сжато. Промежуток в 10 лет достоин большего количества эфирного времени.

    8 из 10

    4 февраля 2012 | 19:45

    Скажу коротко и по делу.

    «Бригада» — сериал своеобразный — не плохой и не хороший, а просто — особый. Одни скажут, что это фильм для «быдла» и о нём же — и будут правы. Другие — этот фильм о жутких 90-х — что ж, не поспоришь. Третьи — фильм о дружбе, годами проверенной — в яблочко, господа!

    На выходе получаем, что всё зависит от зрителя. Если «Бригаду» посмотрит современный среднестатистический представитель так называемой «гопоты», то, пожалуй, с удовольствием возведёт Белого, Космоса, Пчёлу и Фила в ранг своих пожизненных героев — а «братва» его поддержит. И не может не пугать тот факт, что подражать этой четвёрке стали желать тысячи подростков. Дело, по всей видимости, в том, что страна не готова была анализировать, ей нужны были конкретные инструкции по поведению, и она «как бы» их получила.

    Но коли сериал всё же будет смотреть человек, умеющий думать, как минимум, он всё же узрит, я полагаю, главную идею — идею дружбы, пусть и обставленной аппозиционно «Тимуру и его команде».

    Да, они бандиты. Да, их, кажется, нельзя жалеть. Однако, я буквально обливалась слезами, когда смотрела конец предпоследней и начало последней серии.

    Ведь мы прекрасно видим, как они «докатились» до своей бандитской жизни. В этом-то и соль — показать, что далеко не все криминальные товарищи 90-х вылезли просто так — всё это чей-то расчёт. И по своей ли воле они бандиты? Большой ли выбор у них был? Работать на заводе не хочется никому. А за лёгкую наживу, как видим, всё же приходится расплачиваться!

    Поэтому на мой взгляд,«Бригада» — не очередное бандитское кино, а скорее хорошая мораль, своеобразная пощёчина и одновременно дань «лихим 90-ым». Но прежде всего это история о настоящей, нерушимой мужской дружбе. Финал, на мой взгляд, единственно верный, но чёрт возьми, до безумия жалко этих парней.

    26 сентября 2010 | 03:11

    Ругать «Бригаду» считается, в среде «сознательных» граждан, делом уважаемым. Интеллектуально-духовное «фи» в адрес истории про бандитов, рассказанной с претензией исторического среза, указывает на воспевание ложных идеалов, откровенную конъюнктуру и подтасовку акцентов. Романтизировать преступников, дескать, нехорошо. Верно, но в стране, где блатной шансон собирает гигантские концертные залы — это норма. То, что в герои у нас прочат человека преступающего закон, виноваты не алчные телефункционеры, а уродливая реальность, взращенная холопской ментальностью.

    «Бригада» до сих пор остаётся самым качественным проектов в сегменте отечественного жанрового кинематографа и без учёта безрыбья оного. В ней куда больше пафоса и хореографических демонстраций, чем социального анализа. Старая добрая сказка о битве добра со злом рассказана, хоть и на российском материале, но с учётом существования творчества Копполы, Леоне, Ву, Мельвиля, Буассе и других корифеев криминального жанра. Цитаты сыплются как из рога изобилия, накал патетики взрывает плёнку, имитация ушедшей действительности вылизана до глянца. Стиль не противоречит очевидной морали. Не замечать явной условности истории во имя шаблонных убеждений «гражданского» характера — наивно. Помимо изысканной аллюзорности, присутствует масса индивидуальных художественных находок. Ну а саундтрек Шелыгина и удачный кастинг — то, что делает рядовой телепроект явлением исключительным. Таким количеством музыкальных тем в современном кино баловать не принято.

    Алексей Сидоров не потакает заказным «вкусам». Он преодолевает стереотипы нагромождением тех же стереотипов. Но количество штампов, как в характерах персонажей, так и в событийной канве переходит в закономерное качество, благодаря убедительной работе съёмочной группы. Решив выпустить нечто из разряда абстрактной национальной версии «Однажды в Америке», авторы неожиданно оправдали рекламный слоган «Однажды в России», попав в социологический контекст страны нового политического курса. Создатели приняли нежданные правила игры и поддержали многочисленными интервью байку о попытке трезвого взгляда на события новейшей истории России. Говоря то, что от них хотели услышать, они не грешили против правды. Фильм схватил время, запечатлел необходимое ностальгическое настроение, выстроил логику существования круговой поруки «беспредельного» десятилетия, тем самым оправдав нравственное падение четвёрки друзей. Но и задачу жанра фильм выполнил: «Бригада» закрыла тему, выбросив (вездесущий на момент выхода) криминальный контент на обочину периферийной, чисто нишевой, продукции.

    Почему-то никто не отдал должное наличию одного из главных лейтмотивов — «киношной» линии. А ведь именно присутствие каскадёров и попеременное появление трюкача Иншакова в роли самого себя двигает сюжет не только с точки зрения линейной динамики, но и по этическому пунктиру. Камера всегда рядом. Камера подмигивает. «Про что кино снимают? Про нас, про братву». Камера напоминает, что перед нами всё — таки кино, а не очередной репортаж цикла «Криминальная Россия». Приключения «экранного» характера врываются в жизнь мальчишек — духовно незрелых совершеннолетних, упорно не желающих взрослеть. Возникает смысловая параллель с шедевром Рене Клемана «Бег зайца через поля» уравнивающего ощущения «храброго» детства со смертельно опасным чувством адреналина грабителя банков. Для детей закон не писан. Они творят, что хотят с непосредственной улыбкой. Им прощается всё. Фильм стал близок многим не потому, что бандиты стали иконами наших дней, а общество окончательно деградировало. Отклик находит педалируемая инфантильность героев: «за всё, что мы делаем — мы отвечаем вместе». Дружеское братство крепче любой конституции, любых лживых гуманных догм навязываемых флюгерной государственной идеологией. Сохранить верность идеалам можно только ребёнком. Дети любят взрывать «бомбочки», играть в «войнушки» и совершать прочие, одобряемые старшими, пакости. Саша Белый, Космос, Пчёла и Фил исполнили мечту многих, но не тем, что стали вымогателями и убийцами, а тем, что отбили у судьбы дополнительные годы юношеской свободы.

    Каким бы аморальным не было искусство и кинематограф в частности, на выходе и оно бьёт в колокол справедливого кармического возмездия. Дублирование с флэшбэками клятвы на Воробьёвых горах подводит морализаторский итог пролонгированному детству Саши Белого. Слова звучат по-иному. Половина жизни прожита, а всё будто с чистого листа. Не осталось ничего важного и значимого. Всё потеряно. И как бы долго не длилось перестукивание Болеро Равеля, за ним наступят те самые компромиссы, страхи и прочее враньё политкорректных ценностей, без которых немыслимо бытие среднестатистического «взрослого» индивида.

    10 из 10

    13 июня 2011 | 12:23

    «Бригада» — один из единичных отечественных сериалов, которые не только можно смотреть без содрагания, но при это и получать настоящее удовольствие от жанра криминальной драмы. Казалось бы, что хорошего может быть в фильме про бандитов, воров и убийц, особенно когда дело касается тех же больных российских 90-х? А если вспомнить, что каждый второй, или даже первый, тв-сериал про ментов и воров в законе, становится совсем тошно от таких замыслов. Поэтому, как бы там ни думали про данный жанр, нужен он кому то или нет, «Бригада», определенно, заслуживает внимание хотя бы тем, как он поставлен в отличие от сотен других подобных проектов. Могут не нравится персонажи и то, чем они вообще занимаются, но то, что это не обычный сериал, даже доказывать никому не нужно.

    Сюжет точно такой же, как в любой серьезной криминальной драме того же Голливуда — главные герои не такие как все, они независимы и амбициозны, а навязываемые правила общества им абсолютно не по душе. Поэтому в непростое для всех время, еще молодые парни решают зарабатывать и радоваться жизни как только возможно, что означает — они не хотят ни от кого зависеть. Стремление вполне естественное, и именно поэтому подобные сценарии весьма интересны. Другое дело, что без криминала, бесконечных убийств и предательств такая жизнь — большая редкость. Тем более, что преступные группировки, как правило, долго не живут и рано или поздно разваливаются. И на фоне всего этого самым интересным выступает настоящая дружба четырех отчаянных ребят, которые поначалу даже не представляли, кем они станут и чем все это закончится.

    Конечно, до уровня западных представителей этого жанра «Бригада» не дотягивает в силу своего сериального происхождения. Однако все, что тут есть — на очень приличном уровне. Образ Саши Белого многим не понравился, да и мне больше по душе, например, сумасшедший Тони Монтана. Но все актеры здесь отыгрывают на пять с плюсом, после просмотра невозможно представить в роли Космоса или Пчелы других людей. В первых сериях кажется, что четверо друзей выбрали самый неправильный путь в жизни, и что заслуживают они самого худшего. Но уже спустя 3-4 серии зритель может оказаться на их стороне, настолько они убедительны и в каком-то смысле, безнадежны. Не хотят они делать то, с чего начали, казалось бы, уже получили, что хотели, но назад на такой дороге не поворачивают.

    Это, пока что, один из всего лишь нескольких российских сериалов, где бандитский образ жизни показан с нескольких ракурсов и даже с некоторой долей романтики. Нет места бессмысленным перестрелкам и пьянкам, главные герои переживают трудности, ссорятся, влюбляются. Но от всего этого не веет безысходностью, «Бригада» все же воспринимается как развлекательное кино, несмотря на жестокость сюжета. Конечно, все-таки хочется увидеть Сергея Безрукова и Дмитрия Дюжева справедливыми и во всем сильными персонажами, которые найдут выход из любой ситуации, изменив жизни к лучшему. Но подобные сказки пока доступны лишь Голливуду. Несмотря на это, «Бригада» — наверное, лучшее, что было у нас в жанре крутой криминальной драмы.

    На мой взгляд — отличная криминальная драма, которую до самого конца не хочется воспринимать как сериал.

    19 февраля 2010 | 22:49

    Наверно, есть особый резон в том, чтобы я посмотрел весь сериал «Бригада» именно сейчас, спустя десять с лишним лет после его первого показа на канале РТР, когда у меня появилась возможность взглянуть на прошлое страны и кинематографа с исторической дистанции (между прочим, и слово «дистанции» я по типичной фрейдистской обмолвке начал писать как «династии»!). Вероятно, по этой причине сериал показался мне даже диссидентским, что вообще можно посчитать моим личным преувеличением.

    Ведь и раньше, и теперь мало кто обращает внимание или же придаёт хоть какое-то значение тем сюжетным мотивам и мотивировкам, которые я воспринял как очень точное свидетельство не столько о минувшей эпохе, о том десятилетии, что принято ныне именовать «лихими девяностыми», а о зарождающейся, формирующейся, «принятой в разработку», как сказали бы люди в штатском из так называемого Министерства добрых дел, постепенно крепнущей системе, что расцвела пышным цветом лишь в нулевые.

    Проще всего посчитать «Бригаду» романтической балладой про бандитов или же величественным сказом о Саше Белом и трёх его названных братьях. Однако этой легендаризации и невольного возвеличивания тех, кто поднялся от обычных рэкетиров-«шестёрок» до криминальных авторитетов, готовых податься в финансовые структуры или в Госдуму, что-то маловато в сериале, особенно в сравнении с другими опусами подобной тематики. И даже просматривающееся сопоставление с «Крёстным отцом» и «Однажды в Америке», что сами создатели «Бригады» не без иронии подчёркивают, тоже окажется тут практически излишним.

    Мне думается, что этот сериал, созданный в 2002 году (а действие завершается как бы накануне прихода во власть «серенького человека из КГБ»), лаконично и ёмко фиксирует процесс превращения при активном содействии высокопоставленных представителей государства, спецслужб и милиции прежней ячейки общества (под коей понималась семья, школа, трудовой коллектив и т. п.) в криминальную бригаду. А потом она должна трансформироваться в более легальную структуру — будь то какой-нибудь фонд, корпорация или банк, чтобы в последующем это могло завершиться в Госдуме, Совете Федерации или в Правительстве страны, которые тоже есть не что иное, как воровской сход, братва в законе, фракция коронованных преступников, мафия бандитов с портфелями.

    Такие, как Саша Белый и его друзья, нужны опытным кукловодам лишь до поры до времени, чтобы можно было самим удержаться на плаву в изменившейся ситуации, а позже опять захватить всё в свои руки, разделяя и властвуя (что в российских условиях вообще-то должно звучать иначе: убивая и хапая). «Бригада» — это коллективный портрет уходящей эпохи, на смену которой пришла более жестокая, безжалостная и страшная. «Мелкого беса» Каверина из этого сериала тоже звали Вовой!

    13 марта 2013 | 18:02

    Смотрела, смотрю и буду неустанно долго пересматривать мой любимый сериал Алексея Сидорова «Бригада». Да, на первый взгляд, это, действительно, киноповествование о жизни «бригадиров» из криминального мира, но это только на первый взгляд, а на самом деле здесь очень достоверно и трогательно показаны несколько сюжетных линий: настоящая дружба, способность к самовыживанию в самых трудных и непредсказуемых обстоятельствах, выручка и поддержка, отвага и смелость открыто в лицо давать отпор врагам, любовь к той, чьими чувствами бесконечно дорожишь, уважение к семье. Надо отдать должное Алексею Сидорову, все, за что он берется, обречено стать интересным и беспроигрышно достойным внимания кинозрителя.

    Саша Белый в исполнении Сергея Безрукова здесь мне очень симпатичен, все, что он делает, это обдуманные шаги и взвешенные решения человека, который выживает, как может. Меня не отталкивают способы, которыми он добивается своей цели, будь то напролом или пошагово, здесь для меня важнее сама персоналия и мотивы его поступков, нежели тот мир, в котором главный герой принял для себя решение вертеться и существовать. Он способен выживать, дружить, любить и прощать. Все сыграно Безруковым точно: надо похудеть, чтобы была отличительная разница между Сашей Белым в 80-е и 90-е, не вопрос, надо натурально показать драку на задворках Москвы, не проблема. Вот, что значит актер высшего класса, Сидоров никак не мог прогадать с выбором актера на главную роль «бригадира», что у него и получилось.

    Екатерина Гусева здесь как никогда проста и убедительна. Они составляют с Сергеем Безруковым здесь красивейший тандем на экране и смотрятся также гармонично, как Олег Янковский с Ириной Купченко, у которых на счету 3 вместе сыгранные роли, и которые представляют собой «очень пару».

    Пчела, Космос, Фил- все они для меня не «братва», они братья по оружию, но не огнестрельного, а победоносного. Ведь многим, как и им, приходится преодолевать соблазны, мириться с чем-то, проходить испытание дружбой и верностью, любовью и привязанностью.

    Признаться честно, всегда плачу, когда идут сцены «ухода» Космоса, Пчелы, Фила … Полный эмоциональный надрыв … А еще больше течет слеза, когда вижу боль Саши Белого от осмысления того, что у него так жестоко отняли друзей, с которыми он когда-то на Воробьевых горах давал клятву вечной дружбе:

    «Братья по любому, спасибо Вам, я Вас никогда не забуду… Клянусь, что никогда, никого из Вас я не оставлю в беде, клянусь всем, что у меня осталось, клянусь, что никогда не пожалею о том, в чем сейчас клянусь и никогда не откажусь от своих слов. Клянусь».

    Можно долго писать о несоответствии хронологических событий в сериале, о том, на чьи деньги был отчасти снят фильм, о том, что здесь идет пропаганда насилию и возведение в чин героев тех, кто принадлежал к миру криминалитету, но все это для меня здесь не важно, мне важно все то, о чем было написано выше; и мне искренне жаль тех, кто в сериале Алексея Сидорова «Бригада» усмотрел только отголоски «лихих 90-ых» и грязный мир криминальных группировок — это лишь фон, а не сердцевина.

    Этот сериал — Гимн дружбе!

    11 февраля 2012 | 19:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 179 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 499 руб.
    DVD, 269 руб.
    книга, 312 руб.
    книга, 240 руб.
    книга, 288 руб.
    книга, 198 руб.
    подробнее

    Новости


    Номинант на премию «Ника» за роль второго плана в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» Андрей Панин погиб в результате несчастного случая. Актеру было 50 лет. (...)
     
    все новости
    Кинокасса США $ Россия
    1.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey22 259 030
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service18 346 023
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water16 573 682
    4.МакФарландMcFarland, USA11 020 798
    5.ПростушкаThe DUFF10 809 149
    20.02 — 22.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service163 347 690
    2.Батальонъ154 659 774
    3.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey147 945 851
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water135 777 826
    5.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending40 046 114
    19.02 — 22.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 727 7592 279 173
    Деньги722 173 373 руб.621 686 229
    Цена билета264,75 руб.3,65
    19.02 — 22.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    195.Поющие под дождемSingin' in the Rain8.121
    196.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.119
    197.Последний самурайThe Last Samurai8.118
    198.Золотая лихорадкаThe Gold Rush8.117
    199.Завтра была война8.113
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Маленький принцThe Little Prince93.19%
    32.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron93.10%
    33.Территория93.03%
    34.Ночная жизньLive by Night93.02%
    35.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.65%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Приключения ПаддингтонаPaddington62
    Ты не тыYou're Not You5
    СпасательThe Guardian69
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey107
    Вселенная Стивена ХокингаThe Theory of Everything41
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service8.104
    ФокусFocus7.174
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey4.649
    Батальонъ7.456
    Книга жизниThe Book of Life7.599
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    СнайперAmerican Sniper05.03
    Робот по имени ЧаппиChappie05.03
    ЗолушкаCinderella12.03
    МордекайMortdecai12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    премьеры