всё о любом фильме:

Полуночный экспресс

Midnight Express
год
страна
слоган«Walk into the incredible true experience of Billy Hayes, and bring all the courage you can!»
режиссерАлан Паркер
сценарийОливер Стоун, Билли Хейс, Уильям Хофнер
продюсерАлан Маршалл, Дэвид Паттнэм, Питер Губер
операторМайкл Серезин
композиторДжорджо Мородер
художникДжеффри Керклэнд, Ивэн Геркулес, Милена Канонеро
монтажДжерри Хэмблинг
жанр драма, криминал, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15 млн,    Франция  5.97 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время121 мин. / 02:01
Номинации (2):
В основу этой драмы легли реальные события из жизни американского гражданина Билли Хейса. За незначительное правонарушение он был приговорен турецкими властями к беспрецедентно большому сроку.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
7.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был снят за 53 дня.
    • В одной из начальных сцен в аэропорту можно заметить длинноволосого человека в темной одежде, удаляющегося от камеры. Очевидно, что этот человек не кто иной, как режиссер Алан Паркер.
    • В книге Брэда Дэвиса, исполнителя главной роли фильма, рассказано, что во время раскрутки картины, в его жизни имели место проблемы с наркотиками.
    • Несмотря на то, что в титрах обозначено, что фильм основан на реальных событиях, Билли Хейс заявил, что события картины выглядят преувеличенными и отчасти вымышленными по сравнению с его настоящим заключением в Стамбульской тюрьме, более 20 лет назад.
    • На роль Билли Хейса претендовали Джон Траволта и Ричард Гир.
    • Хотя действия фильма происходят в Турции, съемки фильма проходили в мальтийской Валетте.
    • Съемки перенесли на Мальту после получения отказа от турецких властей.
    • Турецкие чиновники сильно обиделись на то, как изображена их страна в фильме. Об этом они громко заявляли во всеуслышание.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой персонаж Брэда Дэвиса откусывает язык одного из заключенных, настолько не нравилась всей съемочной команде, что все ее члены покинули съемочную площадку во время ее съемки, оставив Алана Паркера с двумя актерами. На самом деле, Дэвису пришлось держать во рту свиной язык.
    • Первоначальный сценарий Оливера Стоуна предполагал раскрыть детали побега Билли Хейса через горы, но скромный бюджет проекта не позволил отснять эти сцены.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 01:20

    файл добавилFarBoy

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот фильм основан на реальной истории молодого американца Билли Хейса, приговорённого за контрабандный провоз двух килограммов гашиша на длительный срок пребывания в турецкой тюрьме. 34-летний британский режиссёр Алан Паркер добился мировой известности, создав драматическую притчу о насилии и власти, о беззащитности человека перед системой подавления. То, что позже им будет выражено уже в иносказательной форме в кино-рок-опере «Пинк Флойд — Стена», было впервые опробовано именно в «Полуночном «экспрессе». Кстати, второе слово в названии следует брать в кавычки, поскольку «экспресс» — это слэнговое определение побега из тюрьмы. Каждый из заключённых мечтает о таком бегстве: пусть это лишь иллюзия, но она помогает переносить издевательскую практику унижения человеческого достоинства. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 65 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Снять идеальный фильм о людях, прошедших жернова тюремной жизни и показать при этом самые драматические моменты их судьбы, представляется поистине запредельной возможностью для любого режиссёра, потому что ни одна видеокамера не способна запечатлеть душу героя так же глубоко, как его письма или воспоминания. В погоне за совершенным воплощением людей по ту сторону решётки порой создавались по-настоящему захватывающие истории — «Побег из Шоушенка», ставший достойной, пусть и идеалистичной экранизацией произведения Стивена Кинга, но искушённые зрители помнят и менее известный «Бангкок Хилтон» — драматический сериал, одним из первых показавший слабый пол в суровых тюремных условиях чужой страны и более поздний «Форс-мажор», где ярко сыграл молодой Хоакин Феникс. Тюремная тематика сродни военной — любое искажение здесь представляется грубой ошибкой, способной перечеркнуть все другие достоинства. Алан Паркер, подаривший миру «Полуночный экспресс» на заре карьеры, не ошибся ни в выборе темы для третьего полнометражного фильма, ни в решении направить режиссуру в сторону людей с заведомо непростыми судьбами, что уже доказано временем.

    В истории Соединённых Штатов Америки бывали разные времена, и рубеж 60 — 70-х годов прошлого столетия стал одним из ключевых её этапов, лихолетьем внешней политики. Погрязнув во Вьетнаме, американские власти встретили стойкое неприятие данного акта со стороны своих же солдат, массово употреблявших наркотики и в скором времени провозгласили Турцию главным экспортёром опиума в США, грамотно привязав данный факт к проблеме роста популярности дури среди молодёжи. Главную роль здесь сыграл новоизбранный президент Ричард Никсон, поэтому обострение отношений двух держав было не за горами. В условиях «опиумного вопроса» Турция как уязвимое звено отыгрывалась как могла, и поимка подданных Нового Света на краже или контрабанде дури имела огромное значение. Билли Хейс, арестованный как раз за контрабанду двух кило гашиша, и стал прототипом героя «Полуночного экспресса», доведённого до ума Оливером Стоуном в качестве сценариста.

    Фильм Алана Паркера — это репортаж с петлёй на шее от человека, судьба которого в определённый момент оказалась смыта туда, где самое место наркотикам, ставшим причиной его проблем. Был ли в действительности Билли Хейс смелым авантюристом или просто шёл на риск, сказать сложно. В фильме он — простой парень из благополучной семьи, сбившийся из прибрежных океанских вод своей родины в самый центр бурной речушки под названием Стамбул. Не зря, всё-таки, этот город именуют «городом контрастов» — именно здесь жизнь Билли навсегда разделилась на чёрное и белое с более чем 50 оттенками серого цвета. Даже несмотря на отсутствие турецкой действительности в кадре, заменённой на мальтийскую, впечатления от тюремной системы на экране более чем внушительные. Одни только зверства в виде бастонады и открытого презрения к иноверцам стоят целых рассуждений об условиях содержания в тюрьмах стран третьего мира. И теперь кажется, что неповторимость и острота этого фильма сложились в гармонию не только от правдивости сюжета, но и от правдивости тех, кто сделал его по-настоящему сокровенным, в том числе и актёров.

    Билли и впрямь не похож ни на кого из других известных узников в кино. Изначально спокойный и уравновешенный, он словно бы обречён заочно сдаться и признать свою жизнь неудачной, особенно, после второго приговора длиной в 30 лет. В действительности этого не происходит. Внешне Билли остаётся смиренным человеком, но внутренне он давно уже изменился и сложно сказать, в лучшую или худшую сторону. Алан Паркер предоставляет своему герою полную свободу действий и мысли, говорящему в зале суда такие слова, которые в иной исламской стране вряд ли бы стерпели. По мысли Паркера, настоящий человек и на зоне остаётся свободным от предрассудков и не должен забывать о своём добром имени, отстаивая его любыми возможными способами. Для Билли страшный приговор стал не жирной точкой, а, скорее, многоточием, когда уже нет смысла притворяться даже скептиком, потому что и так всё очевидно. Остаётся лишь маленький шанс выжить в образе того самого Полуночного экспресса, под которым понимается совершенно особая, недоступная свободным людям трактовка счастливой случайности.

    Помимо самого Билли, огромную роль в его мировоззрении сыграли те, с кем он разделял свои самые тёмные дни. Вообще, про актёрский ансамбль «Полуночного экспресса» следует говорить особыми словами, так как буквально каждый персонаж подобран на редкость грамотно и составляет неотъемлемую часть общего эффекта. Героев можно обозначить как люди «по ту» сторону и «по эту». Трое из четырёх сокамерников Билли оказались хорошими людьми, хоть и с букашками в голове, и это стало, быть может, его самой главной удачей в тюремной жизни. Бесшабашный хулиган Джимми, больше всех мечтающий о дерзком побеге, передал Билли свои лучшие качества, сделав того более бойким и бесстрастным в отношении обидчиков. Эрик из Скандинавии оказался просто адекватным мужиком, всячески поддерживая Билли и больше всех помогая ему. Апатичный и болезненный Макс после выхода Эрика и исчезновения Джимми стал ему ближе всех, что хорошо считывалось в финальной сцене. В какой-то мере Билли посчастливилось, что рядом с ним не одни подлецы или люди чуждого менталитета, и это везение помогло ему найти в себе силы поочерёдно справиться с неизбежными волнами Страха, Одиночества и Безумия, рассечь каждую из них, чтобы под завораживающую музыку Джорджо Мородёра вновь бежать по неспокойной воде к своему берегу, к заветной мечте о спасении.

    Многим зрителям «Полуночный экспресс» покажется слишком жестоким, другим — слишком политизированным, но я предпочитаю называть этот фильм честным. Не за мрачное свидетельство того, как трактуется моральное превосходство закона в некоторых странах и не за смелость режиссёра, негласно выражающего политическую и нравственную позицию западного мира. Честность этого фильма в том, что он не опускается ниже собственного высокого уровня ни в самые тяжёлые, ни в самые возвышенные моменты и ни на секунду не скатывается к спасительным в подобных случаях сентиментальности или заведомой мистификации происходящего. Брэд Дэвис совершил то, что на языке Станиславского звучит как «понимать — значит чувствовать». И можно только сожалеть о том, что этот актёр прожил так мало, хоть и воплотил одну из самых ярких ролей в мировом кино. Ведь главное — именно это, а обо всё остальном пусть рассудит тот, кто захочет.

    24 января 2016 | 02:03

    I. История Билли Хейса:

    Итак, его звали Билли. Наверное, когда в какой-либо истории главного героя называют именем вроде Билли, Томми или Чарли, то мы непременно, на уровне наивного подсознания, считаем героя «своим в доску, хорошим человеком, который уж точно никого и никогда не подведёт».

    Но, когда читатель или зритель начинает поглубже разбираться в истории, этот самый Билли выходит не таким уж святым, каковым казался в начале. Начала, собственно, у истории нет, как такового. Автор мемуаров явно лукавит, плача в жилетку своим тысячным читателям о тяжёлой тюремной судьбе, этой несправедливой турецкой судебной системе и незавидных судьбах американских граждан на, казалось бы, мирных просторах курортной Турции.

    Фильм начинается с того момента, как главного героя — Билли Хейса — задерживают в аэропорту, как опасного человека, перевозящего наркотики. Проводят обыск, после чего Билли судят и выносят ему сильный приговор — беспрецедентно большой тюремный срок. Да, срок огромный за такой поступок, согласен. Но эти мытарства в турецкой тюрьме нисколько не оправдывают Билли Хейса. Мемуарами он возвёл себя в статус великомученика, в то время, как в самих американских тюрьмах, тоже вряд ли дружелюбных и симпатичных, погибают невинные люди. Я вообще не склонен думать, что в тюрьмы действительно попадают все виновные в преступлениях. Мы отлично знаем, что коррупция даёт шанс избежать от наказания многим и очень многим.

    Билли Хейс в фильме показан в момент своего задержания, и ни слова о том, каким он был до этого, каким он был на родине, такой невинный ангел, аж сердце разрывается, наблюдая за всеми его муками в турецкой тюрьме.

    Учитывая моё грандиозное упрямство и ограниченность ума в данных вопросах, не имеет смысла меня переубеждать касательно личности Билли Хейса и его поступков. Я отношусь к его истории с долей скепсиса. Не впечатляет. Не цепляет. Однобоко. Надуманно. Напыщенно. Пафосно. Ощущение, что ты очутился в тесном магазинчике, где только что распылили сильные и вульгарные духи, и всего тебя тошнит от этого, ты задыхаешься в маленьком пространстве.

    История Билли Хейса, возможно, канула бы в Лету, не будь режиссёра Алана Паркера.

    II. Весьма почётное поражение:

    Кто мне скажет, сколько фильмов снял Алан Паркер? Всего — шестнадцать. Из них условно известны широкой публике шесть фильмов: «Багси Мэлоун» (Джоди Фостер); «Полуночный экспресс»; «Эвита» (Мадонна); «Жизнь Дэвида Гейла» (Спейси); «Стена» (музыкальные фанаты в США, уверен, отлично знают сей фильм) и «Сердце ангела» (Роберт де Ниро). Иные фильмы Паркера обывателю не сильно знакомы, а с некоторыми (как «Группа Коммитментс») и киноманы не смогут разобраться, чей же это фильм.

    Тем не менее, кинокритики и люди из киношных кругов обожают творчество Паркера и считают его уважаемым человеком. К слову, на Московском Международном Кинофестивале Паркер уже выступал в роли председателя жюри и пользовался авторитетом, который ничуть не уступал авторитету иных, более знаменитых председателей жюри ММКФ.

    Паркер всегда отдавал предпочтение нестандартным сюжетам. Его фильмография крайне неровная, и показывает на отличительный признак режиссуры Паркера от остальных мастеров данной профессии — фильмы хоть и разного жанра (комедия, пародия, триллер, драма и т. д.), а единый стиль отсутствует.

    Собственно, это главная причина той удивительной ситуации, которая сложилась вокруг Паркера — он принял довольно почётное поражение: его фильмы заметно уступают большинству обыденных поделок Голливуда, но вот имя в истории мирового кинематографа странным образом раз и навсегда закрепилось, и не вырвать его оттуда никакими клещами.

    Ни один фильм Алана Паркера я не склонен считать гениальным. Есть добротные работы, а есть и те, которым место на свалке, чего скрывать, я прямо говорю, что не считаю Паркера своим любимцем, отношение у меня к нему формировалось долго и кропотливо, и после просмотра почти всех условно известных его работ я вынес безжалостный вердикт — товарищ терпимый, но звёзд во лбу не хватает…

    Лишь «Полуночный экспресс» сумел избежать изрядной доли моей критики, и исключительно за этот фильм я согласен признать в Паркере действительно хорошего режиссёра, сумевшего скрасить проект именно организационной твёрдостью и гибкостью.

    III. Экспрессы за полночь и охотники на оленей:

    «Полуночный экспресс» — фильм страшно субъективный, и даже Оливер Стоун в лице сценариста не сумел избавить фильм от самого большого недостатка. Перекос в сторону несчастных американцев и этих хамоватых и грубых турков сквозной линией проходит почти что в каждом кадре фильма. Когда мораль зрителям в фильме навязывают, зрители этого, естественно, не любят.

    К счастью, Алан Паркер удержался на острие политичности и злободневности сюжета, и умудрился из саркастичного и жалобного повествования Билли Хейса сделать потрясающее по драматизму кино, которое зрители и оценивают только, как хорошее кино, а не историю какого-то там несчастливца…

    Каковы же ингредиенты успеха фильма у зрителей? Ммм, давайте присмотримся…

    Во-первых, всё-таки стоит похвалить за написание сценария Оливера Стоуна — из мемуаров он создал компактный и не перегруженный деталями сценарий, сюжетную основу которого с лёгкостью можно рассказать в двух-трёх предложениях.

    Во-вторых, изумительный по силе впечатлений саундтрек к фильму написал композитор Джорджио Мородер, чью музыку мы также могли слышать в таких фильмах, как «Бесконечная история»; «Невеста Чаки» и «Лицо со шрамом». Саундтрек «Полуночного экспресса» тем примечателен, что в финале он позволяет зрителям прожить заново все коллизии сюжета, вспомнить персонажей и события, дома и пейзажи. Хотя, для честности, стоит отметить удачный и хитрый ход Паркера, наложившего аудиоряд на вереницу фотографий, вызвав, таким образом, у зрителей целую гамму сентиментальных чувств. За саундтрек к фильму мистер Мородер получил «Оскара».

    В-третьих, прекрасная операторская работа вечного любимца Паркера — Майкла Сересина, которого мы все любим за работу над «Гарри Поттером и узником Азкабана». На мой взгляд, перед Сересином стояла сложная задача, но с верно выбранным освещением особо интересных сцен он справился на «ура».

    В-четвёртых, и это самая мощная составляющая успеха «Полуночного экспресса» (за которой, между прочим, должна отчасти просматриваться и заслуга режиссёра Алана Паркера), — актёрская игра, блеск каковой не гаснет до сих пор.

    Исполнитель роли Билли Хейса — Брэд Дэвис — взял на себя основное внимание зрителей, отобразив всё дикое положение своего героя, и в некоторых сценах сыграв так хорошо, как я никогда ещё не мог видеть и навряд ли увижу (сцен таких, в принципе, много, но выделю две: одна в суде, где произносит свою пламенную речь в адрес судебной системы Турции; вторая же — где Дэвис окончательно сходит с катушек, мстя за своего тюремного друга, и устраивая вокруг себя адский бедлам). Реальный Билли Хейс жив до сих пор, а актёр Брэд Дэвис, сыгравший его в фильме, увы, в 1991 году, в возрасте 42-х лет, умер. Он умер 8 сентября.

    Исполнитель роли тихого психа Макса — Джон Хёрт — тоже сыграл неплохо, впечатляюще, но, правду говоря, это тот частый случай, когда сам образ настолько ярок, что и играть не надо, всё сойдёт с рук. Хёрт, на мой взгляд, особенно хорош в сценах со своей кошкой, его поразительная любовь к кошке — это то единственное, что хоть как-то побеждало тюремное настоящее и создавало иллюзию защиты, возвращая в то прошлое, где все мы были детьми, совершающими безобидные шалости, где дома нас дожидались матери и отцы, с которыми мы садились за стол к обеду или ужину, и могли играть дома с домашними животными — та самая идиллическая пора, которую Макс, напичканный всевозможными лекарствами, уставившись остекленевшим взглядом в грязные потолок или стену, вспоминал…

    Исполнитель роли Джимми Бута — Рэнди Куэйд (брат Дениса Куэйда) — производит впечатление своим небывалым энтузиазмом, который напропалую тратится на драки и ссоры. Такие люди нам частенько в жизни встречаются, их ещё любят называть задирами, которых хлебом не корми, дай вволю кулакам и душевному порыву разгуляться. Добротная, очень добротная работа Куэйда.

    Исполнительница роли Сьюзан, девушки Хейса — Ирен Миракл — единственный женский образ в фильме, за исключением мельком появившейся на фотографиях матери Хейса, и сыгран он средне, в самую меру, чтобы подлить огонь в сочувствие зрителя Билли Хейсу.

    Стоит также выделить исполнителя роли отца Билли — актёра Майка Келлина, отлично разыгравшего шахматный этюд по покорению зрительских симпатий. Ход, конечно, нетривиальный — вместо мамы за Билли Хейса плачет его отец, не могущий сдержать эмоций по поводу огромного тюремного срока своего сына, которого, как и любой другой нормальный родитель, он ни капли не считает виновным.

    В 1978 году на сцену вышел донельзя затянутый и явно играющий на злободневную и политичную тему фильм Майкла Чимино «Охотник на оленей», обогнавший «Полуночный экспресс» в номинации «Лучший фильм года». Сравнивая два этих фильма, я выношу положительный вердикт второму — так как «Полуночный экспресс» по всем параметрам (за исключением второплановой роли Кристофера Уокена) намного лучше «Охотника на оленей». Но логика киноакадемиков мне всё равно непонятна.

    Объясню, что меня смущает: я сравнивал номинации и победы двух премий — «Золотого глобуса» и «Оскара», и обнаружил явные огрехи в объективизме судей. Например, Брэда Дэвиса на «Золотой глобус» номинировали, а на «Оскар» даже не подумали, хотя роль вполне достойна этого, и «Оскар» тогда получил Джон Войт, сыгравший в «Возвращении домой», фильму по вьетнамской теме, что уж совсем предвзятым смотрится со стороны и из 21 века. «Золотой глобус» за исполнение второго плана роли получил Джон Хёрт из «Полуночного экспресса», обойдя Уокена из «Охотника на оленей», а «Оскар», наоборот, достался Уокену.

    Я не исключаю, что я нынче такой мнительный, что на каждом шагу чую какой-то закулисный подвох и грызу себя лишними сомнениями по поводу истинности признания таланта того или иного актёра и режиссёра.

    Лучшим фильмом по «Оскару» стал «Охотник на оленей», а лучшим режиссёром — Майкл Чимино, и поставивший этот фильм (спустя год Чимино ждал громкий провал, который обрушил в бездну целую киностудию, по-моему, это была киностудия «Орион»). Что ж, фильмы о постоянной больной мозоли США — итогах вьетнамской войны — переманили на свою сторону господ киноакадемиков…

    IV. Жизнь Алана Паркера:

    В этом году Алану Паркеру исполнилось шестьдесят три года, и спустя четыре года он вышел из тени, начав снимать новый проект с участием Шарлиз Терон, который появится в кинотеатрах в 2008 году.

    Каким бы противоречивым ни был режиссёр Алан Паркер, какие бы странные и разные фильмы он ни снимал, как бы вокруг него ни пытались создавать любопытный ореол почётности, он навсегда в наших сердцах останется человеком, подарившим миру экранизацию истории Билли Хейса — пусть субъективную до крайности, но не могущую не впечатлять нас в целом различными компонентами, которые я перечислил выше.

    В конце концов, Алан Паркер прожил достойную жизнь. Мировой кинематограф, подобострастно к подбородку приложив руку, хмуря свои рассеянные очи и взирая сквозь то и дело сползающие с носа острого, как лезвие Дамоклова меча, квадратные очки, каждая из оправ которых выглядит в форме нам с вами известного чёрного квадрата Малевича, на копошащийся, будто встревоженный муравейник, с извечными проблемами и их быстрыми, непродуктивными решениями мир, скрепя сердце, зачислил Алана Паркера в мэтры режиссуры…

    «Полуночный экспресс? О да, на нём можно сбежать…» (Макс).

    8 сентября 2007 | 07:45

    Выскажусь кратко: фильм манипулирует сочувствием зрителя. Парень виноват? Безусловно.

    Его осудили в соответствии с законом? Да.

    Плохой закон? Это типично для жителей «цивилизованных стран» — считать справедливым только свой закон.

    Заключённых избивают за нарушение режима? Какая жестокость!

    За убийство сокамерника парня поместили в отделение для буйных? Ужасно, ужасно!

    Какова цена свободы? Жизнь другого человека. Ну, да ведь он турок — представитель нации свиней, чего уж там.

    По форме претензий нет: снято на крепкую четвёрку. Содержание оцениваю единицей.

    Итого:

    5 из 10

    28 июня 2010 | 20:40

    Законы и атмосфера, обычаи и традиции тюрьмы остаются загадкой для рядового законопослушного гражданина. И не дай бог кому нибудь их узнать. Эта история приоткрывает нам дверь в этот мрачный и безжалостный мир.

    Эта история о человеке, переступившем черту закона и попавшем в мир, скорее напоминающий ад, чем просто тюрьму. Несмотря на то, что он является преступником и в какой то мере заслужил наказания, все равно на протяжении всего фильма к нему возникает скорее чувство жалости, сострадания, нежели порицание или осуждение. Да, он нарушил закон. И что из этого? Теперь с ним надо обращаться как с животным? Изводить, доводя практически до безумия?

    Эта картина повествует нам о том беспределе, что твориться в местах заключения. Нам рассказывают о прогнившей судебной системе и коррупции, о деградации многих тюремных служащих, как личностей. Несмотря на то, что фильм снят в 1978 году эта тема до сих пор актуальна, можно сказать больше, она уже превратилась в общемировую проблему.

    До ужаса правдоподобный подбор декораций, игра актеров и продуманные действия и диалоги оказывают давление на зрителя, повергая его в шок, заставляя задуматься о том, в каком мире мы живем. Звуковое сопровождение подобрано настолько точно, что его даже не замечаешь на фоне всего фильма, но действие его значительно и его нельзя не ощутить.

    В конце хочется пожелать, чтобы все, произошеднее в фильме осталось для любого человека, всего лишь киноисторией, и никто не ощутил этого на своей шкуре в реальности.

    9 из 10

    31 мая 2010 | 14:29

    «Полуночный экспресс» — и именно так правильно написание названия данной киноленты, когда словосочетание берется в кавычки, поскольку — это сленговый термин, означающий побег из тюрьмы, — основан на реальной истории американца Уильяма Хейса, который пытался пересечь турецкую границу с двумя килограммами гашиша, но был пойман в аэропорту и, после нескольких пересмотров его дела, приговорен судом к тридцати годам заключения в турецкой тюрьме. На тот момент, британец Алан Паркер, делал свои первые шаги на режиссерском поприще: за плечами был довольно-таки оригинальный гангстерский мюзикл «Багси Мэлоун», примечательный тем, что все роли в нем исполняли дети, — картина была тепло принята критиками и отмечена многими кинопризами, что позволило 34-летнему режиссеру, без лишних неудобств, перебраться через океан и попробовать свои силы в Голливуде. Там-то, ему и приглянулся текст некоего Оливера Стоуна, который адаптировал автобиографическую книгу Хейса, вышедшую годом ранее…

    Всего за 53 дня съемки, Паркеру удалось создать напряженную притчу о беззащитности простого человека перед жестокой машиной правосудия, чей механизм — это отлаженная система подавления, направленная не на перевоспитание преступника, а — на превращение его в покорное забитое животное. Ведь тюрьма — не только тесное помещение, в котором замкнут оступившийся человек. Это еще и безжалостные истязания администрации, и звериные нравы других заключенных, некоторые из которых, за особые привилегии, готовы с той же администрацией сотрудничать, дабы только не опускаться все ниже и ниже — в бездну безумия. И каждый из узников, перенося изо дня в день беспощадную практику унижения человеческого достоинства, таит в себе фантастическую мечту о мифическом «полуночном экспрессе», который, однажды, сделав в этом месте остановку, безвозвратно увезет его отсюда. И эта призрачная мысль о возможном побеге — пусть и несбыточном — помогает им пережить еще один кошмарный день.

    При этом, фильм лишен снисходительных стереотипов: среди персонажей, не найдется ни одного — кто был бы осужден по роковому стечению обстоятельств. Благодаря Оливеру Стоуну, который тщательно выписал характеры, зрители сопереживают отнюдь небезгрешным людям — многие, поддавшись легкомыслию и жажде наживы, по-своему преступили черту закона, — что позволяет картине, без надуманного пафоса, оголить уязвимое место органов судебной власти: любой преступник имеет право на справедливое наказание, соизмеримое содеянному им. И уж никак, не заслуживает быть беспомощной марионеткой в руках коррумпированного правительства, которому — всего-то и нужно! — как найти «козла отпущения» и устроить над ним показательный процесс. Тем самым, показав всему миру, их жесткую борьбу с проблемами преступности; когда же, на самом деле, они сами втайне потворствуют превышению полномочий и тотальному взятничеству.

    Брэд Дэвис, исполнивший роль Уильяма Хейса, сыграл в «Полуночном экспрессе» — пожалуй — свою главную роль в жизни. Подобно другим молодым талантливым актерам, чьи судьбы трагически завершились в самом расцвете сил, ему выпал шанс увековечить себя в мировом кинематографе — и он им воспользовался сполна. Его игра потрясает обширной гаммой эмоций; за два часа хронометража, ему удается пугающе достоверно показать метаморфозу своего героя, который, из своенравного беспечного янки медленно перевоплощается в затравленное агрессивное существо, что сходит с ума от окружающей его несправедливости. Особенно, стоит выделить сцены встреч персонажа Дэвиса с его отцом — в них столько трепета, тепла и любви друг к другу, отчего становиться сложно поверить в то, что этих двоих, не сковывают родственные узы, еще и за кадром. Чуть в стороне от главной звезды фильма, блистает пара харизматичных актеров — Рэнди Куэйд и Джон Херт; причем, последний — в некоторых эпизодах, своею колоритною игрой, немного оттеняет Дэвиса. И притом не только на экране! За свою роль Херт был удостоен премий Британской академии и Золотой глобус, а также, заслужил номинацию на Оскар… хотя, его более юного партнера Брэда Дэвиса, голливудские киноакадемики незаслуженно проигнорировали.

    Впрочем: золотые статуэтки кое-кому из создателей данного киношедевра — все же достались. Награды получили бескомпромиссный, точно выстроенный сценарий Оливера Стоуна и пробирающий душу синтезаторный саундтрек Джорджо Мородера (который позже, приложит руку к знаменитой музыке «Лица со шрамом», где также, сценаристом выступит — все тот же Оливер Стоун). Однако, невзирая на «прохладность» капризного Оскара, «Полуночный экспресс» пользовался огромным успехом в кинопрокате США, сумев в 15 раз превзойти свой скромный бюджет. Что неудивительно, поскольку некая философская перегруженность сюжета, никак не замедляет саму авантюрность истории, которая, благодаря искусному монтажу Джерри Хэмблинга, не отпускает наше внимание на протяжении ста двадцати минут экранного времени. Она покоряет тем, что исполнена истинной веры в человека и человечность; она учит сохранять надежду там, где ее практически невозможно в себе удержать.

    9 из 10

    15 сентября 2015 | 01:11

    Не могла оторвать глаз от экрана, пока смотрела «Полуночный экспресс», настолько великолепна как режиссерская работа, так и работа композитора Джорджо Мородера, особенно, когда в наиболее острых ситуациях на заднем плане слышно биение сердца, сопереживание герою становится настолько сильным, как будто все происходящее имеет личный характер. Я искренне возмущалась нравами, царящими в турецкой тюрьме, хотя объективно понимаю, что такой беспредел происходит в месте лишения свободы любого государства, но тем не менее Паркеру удалось передать атмосферу, которой пропитан весь фильм.

    Загнанные в угол заключенные, которые лишены каких-либо человеческих прав, вынуждены подчиняться садистскому правлению, регулирующему отношения внутри тюрьмы, жестокие законы, несправедливые приговоры, бездействующие адвокаты… но реальный человек и события, имевшие место в судебной практике Турции…

    Я знакома с фильмами Паркера скорее по мюзиклам, поэтому была приятно удивлена столь сильной киноработой.

    5 августа 2007 | 04:08

    Далёкий уже 1978 год, выдал нам с вами потрясающий, до боли драматичный надрывающий нервы до предела Midnight express. Говорят у Паркера кроме «Миссисипи в огне» и «Птахи» ничего нет, бросьте, это гениальный режиссер, умеющий подобрать тему для публики, настроить, и подарить нескончаемые переживания, увлекая нас до самого финала. Политические мотивы, а также непомерный конформизм картины, не могут не дать увидеть в ней, прежде всего победу, победу человека над безжалостной системой.

    Обыкновенный американский парень, по ошибке молодости, пытается провести через турецкую границу наркотики. Юная горячность, допускающая вседозволенность жестоко его подводит, и он садится в турецкую тюрьму. Начинаются мытарства, ожидание вестей он родных, ожидание конца мучений. В самый последний момент, все надежды рушатся как карточный домик, человек остается наедине с собой. Впоследствии, опускается всё ниже и ниже…

    Алану Паркеру удалось совместить в картине, не смотря на небольшой бюджет многое: человеческую боль, политические распри, душевные страдания, агонию людей. Фильм достаточно тяжелый. Конечно, с позиции времени, в нем можно найти некоторые недостатки, дескать нудный он и т. д., но право слово, найдётся таких людей немного, ибо, истинное величие картины, с годами не проходит, а приумножается.

    Отдельной строкой хочу отметить музыкальное сопровождение, тем более что для меня в итоговой оценке, это всегда весомый фактор. Джорджо Мородер, так зовут этого гениального композитора. Саундтрек не просто трогает душу, он переполняет всего тебя, кажется, будто ты на месте этого парня. А сцена с побегом, когда главный герой оборачивается назад, будто сбежал из ада, под аккомпонимент Мородера, на мой взгляд, одна из лучших в мировом кинематографе.

    Вердикт: Шедевр от Алана Паркера, победа человека над системой, в который раз, между прочим. Смотреть всем!

    9 из 10.

    3 февраля 2010 | 15:08

    Удивительная судьба молодого американца Билли Хэйса, попавшего в турецкую тюрьму за попытку перевезти на родину 2 кг гашиша. Человек совершил ошибку, и общество незамедлительно поставило на нем крест. Чужое государство сделало его козлом отпущения, а родную страну не слишком заботило существование простого парня, попавшего в передрягу.

    Турецкая тюрьма, являющаяся основным местом действия фильма, представляет собой некий оплот мракобесия, лжи, лицемерия и фальши. Оплот, который постепенно уничтожает все человеческое в большинстве попавших туда. Так работает система, инструментами которой являются унижения, избиения и всяческие глумления над заключенными. Неудивительно, что турецкие власти выражали свое недовольство тем, как изображена их страна и, конкретно, правосудие. Хотя, конечно, в фильме поднята более глобальная проблема — это отношение к заключенным вообще. Вряд ли порядки в турецкой тюрьме того времени сильно отличались от порядков в любом другом казенном доме. Проблему суда и справедливости по отношении к обвиняемым Паркер впоследствии разовьет в «Жизни Дэвида Гэйла», но у же в ином ракурсе.

    Джон Херт в роли Макса, единственного настоящего друга Билли, великолепен. Всегда поражало умение Херта играть совершенно разные роли и делать это одинаково здорово. Конечно нельзя не отметить и игру Брэда Дэвиса. Сложно сказать, как бы смотрелись Джон Траволта или Ричард Гир в роли главного героя, но во время просмотра фильма об этом даже и не думаешь. Как бы это банально не звучало, но роль словно создана для Дэвиса. Настолько органично он в ней смотрится.

    «Полуночный экспресс» не тот фильм, который бы мне захотелось пересмотреть. Не только потому, что он печален, а потому что все его детали и концепция сразу же впечатываются в сознание. В этом, безусловно, заслуга Алана Паркера.

    8 из 10

    12 ноября 2015 | 21:34

    Хороший и честный фильм. Всем фанатам «Птахи» и «Жизни Дэвида Гейла». Но «душераздерающий» (из анонса фильма по СТС) — сказано чересчур сильно. Хотите действительно ДУШЕРАЗДЕРАЮЩУЮ драму — смотрите «Человека-слона»…

    1 июня 2006 | 14:53

    Я испытал шок после просмотра этого фильма. В нём показана настоящая человеческая драма, произошедшая в реальной жизни, и ставшая примером мужества для многих людей. Даже если события в фильме сильно преувеличены, давайте просто представим, что всё произошедшее не было бы большей частью выдумки.

    Главному герою — Билли Хейзу — пришлось многое пережить, чтобы выжить в аду. Иначе это место не назовёшь. Мужество и выносливость — только ли это помогло Хейзу не сломаться? Вряд ли. Ещё и чувство, говорящее о том, что надо смириться с таким положением вещей. Оно только всё больше взращивало в его душе мысль о побеге. Помните сцену, когда Хейз просыпается от того, что в окно тюрьмы бьёт резкий свет фар якобы проезжающего мимо экспресса? В этом эпизоде столько чувственности и пылающей надежды! И ещё сопровождающий сие действие звук колёс поезда.

    Алан Паркер действительно постарался на славу. Снял уникальный фильм. О чувствах — простых, человеческих: о любви, ненависти, боли, желании, отчаянии. Но именно отчаяние вылилось в радость.

    Такие фильмы обязательно стоит смотреть. Киноленты, оставившие след в душе каждого из нас. И «Полуночный экспресс» оставил самый глубокий след лично в моей душе. Рекомендую к просмотру.

    21 апреля 2011 | 12:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>