всё о любом фильме:

Полуночный экспресс

Midnight Express
год
страна
слоган«Walk into the incredible true experience of Billy Hayes, and bring all the courage you can!»
режиссерАлан Паркер
сценарийОливер Стоун, Билли Хейс, Уильям Хофнер
продюсерАлан Маршалл, Дэвид Паттнэм, Питер Губер
операторМайкл Серезин
композиторДжорджо Мородер
художникДжеффри Керклэнд, Ивэн Геркулес, Милена Канонеро
монтажДжерри Хэмблинг
жанр драма, криминал, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15 млн,    Франция  5.97 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время121 мин. / 02:01
Номинации (2):
В основу этой драмы легли реальные события из жизни американского гражданина Билли Хейса. За незначительное правонарушение он был приговорен турецкими властями к беспрецедентно большому сроку.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
7.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки перенесли на Мальту после получения отказа от турецких властей.
    • В книге Брэда Дэвиса, исполнителя главной роли фильма, рассказано, что во время раскрутки картины, в его жизни имели место проблемы с наркотиками.
    • Несмотря на то, что в титрах обозначено, что фильм основан на реальных событиях, Билли Хейс заявил, что события картины выглядят преувеличенными и отчасти вымышленными по сравнению с его настоящим заключением в Стамбульской тюрьме, более 20 лет назад.
    • На роль Билли Хейса претендовали Джон Траволта и Ричард Гир.
    • Хотя действия фильма происходят в Турции, съемки фильма проходили в мальтийской Валетте.
    • Турецкие чиновники сильно обиделись на то, как изображена их страна в фильме. Об этом они громко заявляли во всеуслышание.
    • В одной из начальных сцен в аэропорту можно заметить длинноволосого человека в темной одежде, удаляющегося от камеры. Очевидно, что этот человек не кто иной, как режиссер Алан Паркер.
    • Фильм был снят за 53 дня.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой персонаж Брэда Дэвиса откусывает язык одного из заключенных, настолько не нравилась всей съемочной команде, что все ее члены покинули съемочную площадку во время ее съемки, оставив Алана Паркера с двумя актерами. На самом деле, Дэвису пришлось держать во рту свиной язык.
    • Первоначальный сценарий Оливера Стоуна предполагал раскрыть детали побега Билли Хейса через горы, но скромный бюджет проекта не позволил отснять эти сцены.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 01:20

    файл добавилFarBoy

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот фильм основан на реальной истории молодого американца Билли Хейса, приговорённого за контрабандный провоз двух килограммов гашиша на длительный срок пребывания в турецкой тюрьме. 34-летний британский режиссёр Алан Паркер добился мировой известности, создав драматическую притчу о насилии и власти, о беззащитности человека перед системой подавления. То, что позже им будет выражено уже в иносказательной форме в кино-рок-опере «Пинк Флойд — Стена», было впервые опробовано именно в «Полуночном «экспрессе». Кстати, второе слово в названии следует брать в кавычки, поскольку «экспресс» — это слэнговое определение побега из тюрьмы. Каждый из заключённых мечтает о таком бегстве: пусть это лишь иллюзия, но она помогает переносить издевательскую практику унижения человеческого достоинства. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 65 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Снимать про тюрьму всегда выгодно с той позиции, что можно раскрыть не только тему внутренней и внешней свободы человека, что и предполагает само по себе такое госзаведение как тюрьма, но и проявить всю внутреннюю суть героя, поставив его в изначально пограничные выживанию условия. Учитывая особенности описываемых «не столь отдаленных мест», всегда оказывается трудным и не соврать и зрителю, хотя всем итак должно быть понятно, что благородных личностей за решеткой мало, но и не напугать его излишней жестокостью, которую и на экраны то лучше не пускать.

    Для Алана Паркера тюрьма — это не столько четыре стены, в которых его персонаж осмысливает себя и ищет источники, где черпать дальнейшие силы, как это преподносит Фрэнк Дарабонт, а живой организм и чудовищное проявление одной из основных особенностей государства сосредотачивать и распоряжаться властью, не всегда честным путем. Это только недавно заговорили о правах заключенных, и о насилии над личностью со стороны сокамерников и тюремных надзирателей. В 1978 году «Полуночный экспресс» потряс многих своей откровенностью и жестокостью, в том смысле, что шаг за шагом продемонстрировал, как обыкновенный человек за мелкое преступление сперва оказывается пешкой в дипломатической игре и получает почти пожизненный срок, и как он в дальнейшем деградирует, ломаясь среди людей, для которых закон уже не значит ровным счетом ничего и даже не пугает.

    Взятая за основу история заключенного Билли Хейса, которого турецкие власти засадили за контрабанду гашиша, в руках сценариста Оливера Стоуна и режиссера Алана Паркера, выглядит талантливой агиткой, на тему, как бесчеловечно поступают с людьми в тюрьмах недемократических стран. Я убежден, что показанная в «Полуночном экспрессе» тюрьма далеко не самая худшая и жестокая, и что в Америке ситуация с заключенными ненамного лучше. А уж в России и вовсе понятным становится, что не столько страшен надзиратель с дубиной за металлической дверью, сколько сосед по камере, у которого всегда припасено лезвие или стеклышко, чтобы вскрыть тебе горло. Турецкая сторона и не собиралась принимать съемочную группу из Штатов, и тем пришлось снимать на Мальте. Политическую подоплеку фильма в дальнейшем можно опустить, так как помимо того, что «Ночной экспресс» это своеобразный политический укол, это еще и близкий к гениальности фильм на тему.

    Реальный Билл Хейс, как известно, в комментариях к фильму сказал, что Алан Паркер слегка преувеличил и додумал подробности его заключения. Мне же показалось, что скорее смягчил, если брать «Полуночный экспресс» как собирательный образ того прессинга, которому подвергается заключенный. Вызывает симпатию то, что изначально герой фильма не является очередным «невинно осужденным». Билл, строго говоря, настоящий преступник. Можно поспорить на тему, что гашиш — не наркотик, и даже в традиции некоторых стран, но раз он числится в реестре наркотических веществ, то заниматься его контрабандой, как ни выкручивай, противозаконно. Другое дело, что Турция более ли менее либеральная страна. Страшно подумать, что сделали бы с Биллом в Саудовской Аравии или в Йемене.

    В дальнейшем идет откровенный рассказ о нравах, царящих в турецком тюремном обществе, которому вменяется и вышеупомянутая жестокость, и подлость, и лицемерие, и сексуальное насилие, и коррупция с превышениями полномочий. Через всё это в той или иной степени приходится пройти герою картины. Главное — это не терять надежду, твердят ему все, но в центральном эпизоде, когда Биллу остается сидеть 53 дня, уже почти надломленному человеку, суд Анкары берет его дело на доследование и опровергает решение суда Стамбула, увеличивая срок до 30 лет. Про надежду всем тактично следует промолчать. Остаются лишь крайние меры, одиночество и безумие. Полуночный экспресс, о котором перешептываются заключенные — это побег, та самая крайняя мера. Граница с Грецией и свобода. Последний волосок, за который можно уцепиться и на мгновение забыть об окружающей действительности, все более напоминающей ад. 

    Главным достоинством «Полуночного экспресса» можно назвать вменяемую ему откровенность, хорошую актерскую игру Брэда Дэвиса, и саундтрек, представляющий собой турецкие электронные мотивы, отмеченные «Оскаром». Из многих фильмов про тюрьму «Полуночный экспресс» выделяет честность в образе главного персонажа, а честность и фальшь на экране всегда чувствуются. Что-то честное про тюрьму может быть и правда тяжелым и неприятным. Когда над человеком регулярно издеваются и унижают, это меньше всего должно вызывать возвышенные чувства, а в тюрьмах только этим и занимаются. И люди ломаются там, и выходят на волю совсем другими, нежели чем были, если вообще выходят. С бывшими зэками мало кто общается, их почему-то подсознательно боятся. «Полуночный экспресс» как раз для тех, кто хочет разобраться в своем подсознательном страхе. Он живописно и талантливо расскажет о том, о чем вы слышали лишь краем уха. И то, ей-богу, приврет же, чтобы не слишком шокировать. А вот то, что в Краснодарских колониях для несовершеннолетних, заключенные впрыскивают себе в вены в воду, чтобы попасть госпиталь и хотя бы пару дней побыть вне «этого», это да, бывает. И об этом должны знать все, а выводы пусть уж каждый делает сам.

    9 из 10

    29 августа 2011 | 03:08

    Для меня этот фильм стал иллюстрацией того как просто разрушить жизнь отдельно взятого человека, о слабости перед государственным аппаратом, который прямо-таки перемалывает своими жерновами сотни и тысячи судеб. Мировая история знает примеры массового уничтожения отдельных наций, народов. Здесь же все наоборот.

    На примере реального исторического персонажа нам повествуют о личной трагедии человека, его ломке, потере достоинства. Но также я увидел его терпение, стойкость и нежелание поддаваться сложившимся обстоятельствам.

    Полуночный экспресс — песня для каждого сидельца, сладкий мираж и несбыточная мечта. Я получил от просмотра спектр различных эмоций: от боли и щемления где-то в области живота до прямого отвращения и нежелания в определенные моменты продолжать просмотр.

    Но именно это прекрасно! Здесь не может быть никакого умолчания и приукрашивания. Тема, как говорится, раскрыта. Отдельного внимания заслуживает безупречная актерская игра главного героя (исполняет Брэд Дэвис). Эмоциональная составляющая передана достоверно, я прочувствовал все: и боль, и отчаяние, и ярость, и полусумасшествие.

    Создатели фильма, на мой взгляд, оставили зрителю право самому решить достоин или нет главный герой такого сурового наказания. В рамках правового поля, возможно да. Однако в каждом конкретном случае должны учитываться степень тяжести совершенного деяния, отношение виновного лица к совершенному и другие обстоятельства. Квалификация действий органами правосудия также вызывает сомнение. К сожалению, в угоду чьих-то политических интересов судьбы конкретных людей часто выступают разменной монетой.

    Тема актуальна, болезненна и близка, безусловно, не оставляет равнодушным.

    Фильм необходимо видеть, собраться с силами и вытерпеть до конца, прожить вместе с главным героем семь кругов ада и вынести все испытания. Не для слабонервных!

    8 из 10

    21 июля 2014 | 23:45

    Строго установленный, острый, правдивый практически во всех смыслах этих слов «Полуночный экспресс» Алана Паркера, повествует о человеке совершившего ошибку, пытаясь провести два кило гашиша, а из-за этого угодившего в турецкую тюрьму, из-за своей же глупости, простого желания на таком деле подзаработать. Но всё ещё о человеке, такого же, как и мы все.

    Актёру Брэду Дэвису, получилось верно, передать образ Уильяма Хэйса, на основе мемуаров коего и была снята картина. Печально, что для самого Дэвиса, она стала первой и последней большой ролью в кино всей его жизни, до сегодняшних дней он не дожил. Нужно отметить и ещё пару увесистых достоинств сыгравших в пользу: музыкальное сопровождение, написанное Джорджо Мородером, сценарий, автором которого является Оливер Стоун, как и то, что в фильме есть участие актёра классической школы Джона Хёрта.

    Вывод: По своим параметрам «Полуночный экспресс» не уступает ни капли «Побегу из Шоушенка» и остальным художественным кинофильмам о тюремных злоключениях. Фильма шагающего к свободе, после просмотра коего начинаешь ценить свободу намного сильнее.

    В доказательство моих слов фильм имеет ряд наград, в том числе и те самые золотые статуэтки.

    18 июня 2015 | 02:30

    Наверное, звучит банально, но фильм действительно тяжелый. Его не стоит пробовать смотреть, если планируете интересно провести время без особых моральных затрат. Но думаю, если этот фильм попал вам в руки — то это не случайно, и вы его искали. Возможно и наверняка вы поклонник режиссера Алана Паркера, поэтому понимаете, ЧТО такое фильм Алана Паркера. Если да, то к просмотру вы уже готовы. Если же вы не смотрели его фильмы до этого, то стоит посмотреть, но в соответствующем настроении. Смотрите, а уже после — читайте отзывы.

    Фильм о нелегкой судьбе простого американского парня, который для себя и друзей хотел привести на родину из Турции пару килограммов гашиша. Часто (как можно предположить) до этого многим удавалось провернуть такое безболезненно, но из-за террористических угроз безопасность в аэропорте усилена, и Билла (главного героя) ловят при обыске у трапа с привязанными на животе пачками гашиша. И на этой стадии ему опять не повезло — могли бы отпустить домой, ведь это пара килограммов для личного пользования (максимум для друзей), но из-за антитеррористической политики его дело не оставляют в покое. Отправляют в тюрьму на 4 года. Все это время он терпит издевательства моральные и физические. Его друг пробует найти способ бежать, неоднократно за это получает телесные наказания. А Билл добропорядочно отсчитывает оставшиеся дни, и на 53 день от конца его пребывания в ужасной турецкой тюрьме ему сообщают, что его дело «выбрано» как показательный случай и ему грозит срок вплоть до пожизненного. Его осуждают на 30 лет, ему этот срок кажется вечностью. Он терпеливый и человечный, срывается, в драке калечит надоевшего до невозможности подлого сокамерника и, кажется, сходит с ума от отчаяния и безнадежности. Он попадает в отделение для психически больных. Он действительно помешался рассудком и почти потерял себя, превратившись в собственный призрак. Его спасает приезд его девушки. Она смогла тайно передать ему деньги, которые необходимы для подкупов и т. д. Стечение обстоятельств, он остается наедине с мерзким, до боли ненавистным ему охранником, который мог бы помочь в побеге за деньги. Но варвар остается варваром до последнего. Ч

    Фильм стоит посмотреть, он о настоящей жизни без прекрас — часто несправедливой и слишком суровой. Этот молодой человек совершил ошибку, которая являлась действительно преступлением, в этом его никто не оправдывает. Но он заплатил несоизмеримо высокую цену за свою ошибку молодости. Он искупил свою проступок сполна, и заслужил положенное освобождения через 4 года. Несправедливая ситуация, безжалостные варвары-охранники, безразличные люди, лживая система правосудия. Человек беззащитен в этой системе. На его месте может оказаться любой, не криминальный авторитет, а вполне нормальный, добрый, но по глупости оступившийся. Человек согласен платить за свою ошибку столько, сколько положено по закону. Это справедливо, ведь он нарушил закон. Но то, что пришлось испытать ему — никак не справедливо.

    Смотря этот фильм, просто приходишь в то в бешенство, то в отчаяние. Потому что все, что происходит на экране, первое — основано на реальных событиях, второе — имеются сотни аналогичных случаев в мире, в нашей стране. Иногда людей осуждают вообще по ошибке. НО это освещается в другом фильме Алана Паркера — «Жизнь Дэвида Гейла». Несправедливость и беззаконие это бич слаборазвитых, нецивилизованных стран, к числу которых наша страна также относиться по многим параметрам. И остается только надеяться на то, что такая катастрофа не произойдет с нами и нашими близкими.

    8 из 10

    6 апреля 2009 | 18:25

    Фильм Алана Паркера по мемуарной книге Билли Хейса «Полуночный экспресс».

    Фильм о человеке, нежданно, негаданно попавшем в тюрьму, при чём в тюрьму не на родине, а в далёкой мусульманской стране.

    Сюжет основан на реальных событиях, хотя по словам автора книги, Билли Хейса слегка приукрашен.

    Герой фильма сам Билли Хейс, будучи в Стамбуле, решил немного подзаработать да попался в аэропорту с несколькими килограммами героина. Не повезло парню. Искала полиция террористов, нашла наркоту.

    И девушка нашего героя, /благо он её не посвятил в свой замысел/, улетела на самолёте в Америку одна. А Билли Хейс отправился в турецкую тюрьму. Тюрьма, она и в Турции тюрьма и пройти по кругам её, мрачным коридорам да не сломаться не так то и просто.

    Давным-давно, автор сего скромного опуса, то есть я имел «счастье» несколько раз посетить подобное заведение в советском варианте. Нет, я не отбывал срок, Бог миловал, я служил срочную во внутренних войсках. Там собственно я и понял мы все обыкновенные люди, мятущиеся и ошибающиеся, единственное меж нами различие в том, по какую сторону решётки мы находимся в данный момент. Думаю в этом состоит и главная идея фильма.

    Так вот повторюсь, оказавшись по ту сторону надо не сломаться.

    Отсидев несколько лет и после второго судебного заседания, получив срок почти на весь остаток жизни Билли Хейс понял, что такое пытка надеждой. В зале суда он срывается и выкладывает судьям всё, что думает по этому поводу. Да никого его мнение не интересует и после суда он отправляется обратно в камеру.

    Далее будут блок душевно больных, побеги, неудачные, удачные.

    Будут заунывные молитвы и стук колёс проходящего поезда. Поезда, зовущего на очередной рывок.

    Фильм оставит мрачный осадок. И не потому, что развитие сюжета предполагает тупик. Развитие мысли, навеянное фильмом, предполагает тупик.

    Тюрьма, даже самая комфортабельная это не то место, где человек может осознать себя человеком. В тюрьме человек, не звучит гордо. В тюрьме человек платит временем своей жизни, зачастую за ошибки общества, придумавшего законы по которым он должен жить.

    Законы меняются, потому, как меняется общество, а сроки остаются и моральные калеки плодятся в виде издержек цивилизации. Это страшно, тем, что нет вариантов. Не придумало человечество альтернативу и скорей всего не придумает.

    Это, что касается свободы, в которой от сумы да тюрьмы не застрахуешься.

    Били Хейсу, не повезло. Он попался. А если б не попался? Привёз бы гашиш домой, продал бы друзьям, заработал. Заработал бы на здоровье друзей, причём без зазрения совести. Выгодно вложил бы вырученные деньги, потом бы приумножил их подобным образом. Со временем может, стал бы банкиром, или даже сенатором.

    Не получилось, да? Попался. А может ему повезло, что он попался. Сохранил совесть в относительно чистом виде. Не принёс вред родной стране.

    Неоднозначный фильм. Вопросы без ответов, тупиковые вопросы.

    Вопросы нравственности, вопросы на которые можно ответить только своей жизнью.

    Дай только вам Бог в критический момент не впасть в искушение и обойти чашу сию, и пусть чаша сия обойдёт вас.

    25 октября 2014 | 22:28

    Невероятный, потрясающий, завораживающий фильм. Давненько я таких не смотрел. Шедевр тюремного кино в чистом виде.

    Главный герой попадает в турецкую тюрьму. Причем попадает не просто так, а за дело — перевозку наркотиков. Налицо преступление. И герой получает наказание. Вот только наказание это настолько суровое, что несоразмерно с преступлением. Пожизненное заключение в тюремном аду, где сидят не люди, а тени людей; где охранники подвергают тебя зверским экзекуциям за любой проступок; где тебе дарят минутную надежду на свободу, чтобы тут же её погасить.

    Фильм приковывает к экрану уже с первых минут, и здесь налицо первоклассная режиссура Алана Паркера. Все 112 минут я ЖИЛ в этой истории, терпел заключение вместе с героем — вот вам волшебная сила киноискусства! Силой отличной режиссуры, отличного сценария (в основе которого реальная история.. и это страшно), отличного саундтрека и отличной актерской игры «Полуночный экспресс» полностью засасывает в себя. Хотя в картине не наблюдается экшена, захватывает она сильнее любого боевика.

    Мои аплодисменты всему актерскому составу. Брэд Дэвис блистательно воплотил образ жизнелюбивого человека, винтиками правосудия низведенного до состояния ничтожества, амебы. Отрицательные герои вызывают антипатию уже с первого взгляда на них.

    Аплодисменты пронзительной музыкальной теме, которая долго ещё после просмотра играла у меня в голове.

    И если сравнивать с другим культовым фильмом про тюрьму, то «Экспресс» антипод «Побегу из Шоушенка». В «Побеге» показан решительный персонаж, который смог подмять безжалостную систему под себя и остался победителем. В «Экспрессе» решительного персонажа, увы, подминает система, оставляя от человека одно название. И если «Побег» был жизнеутверждающим, то «Экспресс» наоборот, мрачный, тяжелый фильм, не для просмотра с пивком и чипсами. Местами смотреть на экран тяжело, местами вообще невыносимо. История из категории «радуйтесь, что закончилось все не так уж плохо».

    Хотя до просмотра «Экспресса» я считал «Побег» лучшим фильмом про тюрьму ("Зеленую милю» не затрагиваю — там несколько другая суть), но теперь признаю — Алан Паркер справился со своей задачей лучше Дарабонта.

    Посмотрите «Полуночный экспресс», не пожалеете. Единственный совет — если надеетесь на легкий просмотр, забудьте. Фильм безжалостный, но зато правдивый. Такое происходит постоянно. А на правду пенять нечего, никто из нас не застрахован от таких ошибок…

    10 из 10

    14 марта 2013 | 17:51

    Это прекрасный, душевный, тяжелый, несчастный, но такой правдивый фильм! И трудно было при просмотре сказать, что передо мной всего лишь плоский экран, а люди там — актеры, и за кадром они смеются, шутят, и только на время их лица приобретают такой задумчивый, угнетенный, печальный оттенок, что это им так приказали играть, и вот они играют. Нет, это не так. Они все превратились в тех, кто жил на самом деле, и для нас навсегда останутся ими.

    «Получный Экспресс» — это гений нашего времени, это замечательное отражение реальности, всех тех ужасов, которые обрушились на голову молодому человеку. Мы увидели и познали, что тюрьма — это ад, это насилие, кровь, ужас, это то, чего мы не увидели в «Побеге из Шоушенка», однако и этот фильм достоен уважения.

    Смотришь и понимаешь, что лучше снять было нельзя. Все персонажи убедительны в своих ролях, все, что задумано под их героями, все воплощено. Некоторые моменты просто душераздирающи, и больно, и тяжело смотреть, а не это ли есть идеальное кино, когда грань между ним и реальностью с самого первого мгновения стерта?

    Хочется сказать почему-то только про одного Джона Хёрта — он все время играет душевно раненых, ранимых, трогательно-добрых и каких-то непонятых, брошеных героев. Жаль, что о нем так мало говорят, ведь он так многогранен и так незабываем в каждой из своих маленьких жизней-кинокартин.

    И, конечно, ни слез, ни радости, ни горя нет без музыки. Музыка заставляет взрагивать, из-за нее тяжело дышать, сводит скулы и сжимает грудь. Этот фильм так узок в своей теме, но так просторен и широк в чувствах, которые он вызывает, что по окончанию хочется молчать и думать, вспоминая Макса и его несчастного кота, грустить, зная все-таки, что существует Получный Экспресс.

    10 из 10

    17 февраля 2011 | 21:12

    Фильмов про тюрьмы и про побег из них наснимали столько много, что их можно выделить в отдельный жанр. Есть и комедийные, и драматичные, и фантастические представители этого жанра. Но этот фильм занимает отдельную нишу в сравнении с остальными. Обладатель двух премий «Оскар», фильм 1978 года, является чуть ли не эталоном тюремной драмы.

    Это история действительно произошла в 1970 году с Уильямом Хейсом. Она потрясла не только США. (Но её всё-таки немного изменили) Билл Хейс отдыхал со своей невестой в Турции. Перед вылетом из Стамбула он имел глупость и неосторожность и купил пару кило гашиша. Билл был уже практически в самолёте, когда устроили личную проверку всем пассажирам из-за опасности терактов, которые недавно произошли так не вовремя для него. Преступления связанные с наркотиками в Турции караются особо строго, тем более он — иностранец (да ещё и американец). Вряд ли ему удастся доказать, что он купил наркотики для личного пользования. К тому же он становиться частью политического противостояния между Турцией и США. Несмотря на подкупленных судей и хорошего адвоката, устраивают показательный процесс, и Билл получает пожизненное. Теперь его единственный шанс выжить — побег, который в этой тюрьме называют «полуночный экспресс».

    Турецкая тюрьма — ужасное место. Здесь нет отдельных камер, строгой дисциплины, практикуются строгие наказания, гомосексуализм. Подростки, иностранцы, турецкие заключённые; воры, насильники, убийцы, всё содержаться в одной тюрьме. Очень реалистично показаны страдания человека, которого запели за полмира от Родины, издеваются над ним, отлучили от любимой, друзей, родных без шансов на возвращение и нормальное существование. Там каждый пытается выжить по-своему. Делает всё, чтобы быть подальше от этих стен. Наркотики, навязчивые идеи о свободе. Только единицы не ломаются.

    Очень серьёзная и душевная сцена в суде, которая переворачивает дальнейшее мировоззрение Билли. Когда он уже был одной нагой на свободе, перед ним захлопнули дверь. И он больше не мог терпеть. Он высказал всё, что накипело у него на душе. С тех пор у него появляется неутомимое желание прекратить заточение. Другая сцена, которая переворачивает всё с ног на голову — это сцена расправы над Рифки. Она показывает, как человек ломается, как выворачивается наизнанку, когда он лишён выбора и всякого шанса на свободу и справедливость. После такого, человек уже никогда не будет прежним. Но всё же зов Родины, любимой и свободы сильней. Надежда — это тот яркий огонёк света и тепла, который помогает Билли выжить, помогает спастись и сесть на «полуночный экспресс».

    Фильм построен на игре актёров. Не только исполнителя главной роли Брэда Дэвиса, который потрясающе подходит на роль и прекрасно справился с ней (особенно в моменты наибольшего нервного напряжения в начале и в конце фильма), но и исполнителей других ролей: Рэнди Куэйда (Джимми Бут), Паоло Боначелли (Рифки), Джон Хёрта (Макс) и др. Хочется отметить и исполнителей ролей охранников, которые обычно показаны большими, строгими, злыми, но тупыми, а здесь это не так выражено. Про саму историю не могу сказать ни хорошего, ни плохого. Что было, то было. Спорить не о чём, разве что её сделали более драматичной и трагичной, чем реальная история, но от этого фильм только выигрывает. Отсюда и «Оскар» Оливеру Стоуну за лучший адаптированный сценарий. О съёмке и эффектах тоже говорить не приходится. Всё-таки 1978 год. Можно сказать только, что ни к режиссеру, ни к оператору претензий нет. Алан Паркер справился замечательно. Особенно учитывая маленький бюджет, из-за которого не смогли показать, как Билли добирался домой. Это тоже наверняка интересно. Стоит отметить ещё довольно хороший звуковой эффект биения сердца, который добавляет напряжения.

    Конечно, жаль Брэда Дэвиса. Он мог бы сыграть ещё много гениальных ролей. Но такие люди всегда уходят рано. Фильм же очень тяжёлый. При просмотре точно не удастся комфортно развалиться с едой в руках, ожидая юмора и ещё одной захватывающей истории побега.

    Игра актёров и актрис (главных, второстепенных, подходят ли на роль) 9/10

    Сценарий (сюжет, идея, развитие) 8/10

    Как смотрится (режиссура, монтаж, эффекты) 8/10

    Общая оценка

    8 из 10

    Человека могут растоптать и лишить его всего, но не надежды

    4 октября 2010 | 23:18

    Фильм 1978 года, а по-прежнему смотрится свежо. В этом и есть отличительная черта мастера — картины настоящих художников никогда не устаревают. Сюжет фильма, в целом, очень прост, пересказывать не буду. Хотелось бы обратить основное внимание на фирменный «паркеровский» стиль, который в этой картине особенно хорошо заметен — некрасивые люди, самые обыденные предметы обихода, минимализм интерьеров, простота, граничащая с примитивизмом, в отношениях. В это всё в одном флаконе именно и притягивает внимание. Плюс все события фильма разворачиваются на необычном фоне — турецком — а это тоже, надо сказать, в исполнении Паркера открывает глаза на прошлое товарищей с «лучшим курортным средиземноморским сервисом» в наше время. Правда, турецкая тюрьма образца 1978 года выглядит немного как иной 3-х звёздочный отель сегодня (гашиш, чай, своя кухня, развлечения и т. п.), но это даже добавляет какой-то «необычности» происходящему. Уверен, что Паркер воссоздал атмосферу оригинала того времени со своей обычной скурпулёзной точностью.

    Мне показалось во время просмотра, что именно «турецкая составляющая» удалась Паркеру в картине лучше всего. Турки — полицейские, адвокаты, судьи, надзиратели, сокамерники — получились на редкость колоритными и живыми персонажами. Вот веришь в них сразу. «Американская» линия, как по мне, получилась более блеклой — ни одного запоминающегося яркого персонажа.

    А в целом — картина явно из разряда ХУДОЖЕСТВЕННЫХ — каждый кадр выверен как хорошее полотно художника — свет, антураж, грим, интерьер — всё снято на высочайшем художественном уровне. Смотрится с удовольствием. Впрочем, как и всегда у Аллана Паркера.

    Хорошо будет смотреться в коллекции знатока кино.

    8 из 10

    12 ноября 2009 | 12:21

    I. История Билли Хейса:

    Итак, его звали Билли. Наверное, когда в какой-либо истории главного героя называют именем вроде Билли, Томми или Чарли, то мы непременно, на уровне наивного подсознания, считаем героя «своим в доску, хорошим человеком, который уж точно никого и никогда не подведёт».

    Но, когда читатель или зритель начинает поглубже разбираться в истории, этот самый Билли выходит не таким уж святым, каковым казался в начале. Начала, собственно, у истории нет, как такового. Автор мемуаров явно лукавит, плача в жилетку своим тысячным читателям о тяжёлой тюремной судьбе, этой несправедливой турецкой судебной системе и незавидных судьбах американских граждан на, казалось бы, мирных просторах курортной Турции.

    Фильм начинается с того момента, как главного героя — Билли Хейса — задерживают в аэропорту, как опасного человека, перевозящего наркотики. Проводят обыск, после чего Билли судят и выносят ему сильный приговор — беспрецедентно большой тюремный срок. Да, срок огромный за такой поступок, согласен. Но эти мытарства в турецкой тюрьме нисколько не оправдывают Билли Хейса. Мемуарами он возвёл себя в статус великомученика, в то время, как в самих американских тюрьмах, тоже вряд ли дружелюбных и симпатичных, погибают невинные люди. Я вообще не склонен думать, что в тюрьмы действительно попадают все виновные в преступлениях. Мы отлично знаем, что коррупция даёт шанс избежать от наказания многим и очень многим.

    Билли Хейс в фильме показан в момент своего задержания, и ни слова о том, каким он был до этого, каким он был на родине, такой невинный ангел, аж сердце разрывается, наблюдая за всеми его муками в турецкой тюрьме.

    Учитывая моё грандиозное упрямство и ограниченность ума в данных вопросах, не имеет смысла меня переубеждать касательно личности Билли Хейса и его поступков. Я отношусь к его истории с долей скепсиса. Не впечатляет. Не цепляет. Однобоко. Надуманно. Напыщенно. Пафосно. Ощущение, что ты очутился в тесном магазинчике, где только что распылили сильные и вульгарные духи, и всего тебя тошнит от этого, ты задыхаешься в маленьком пространстве.

    История Билли Хейса, возможно, канула бы в Лету, не будь режиссёра Алана Паркера.

    II. Весьма почётное поражение:

    Кто мне скажет, сколько фильмов снял Алан Паркер? Всего — шестнадцать. Из них условно известны широкой публике шесть фильмов: «Багси Мэлоун» (Джоди Фостер); «Полуночный экспресс»; «Эвита» (Мадонна); «Жизнь Дэвида Гейла» (Спейси); «Стена» (музыкальные фанаты в США, уверен, отлично знают сей фильм) и «Сердце ангела» (Роберт де Ниро). Иные фильмы Паркера обывателю не сильно знакомы, а с некоторыми (как «Группа Коммитментс») и киноманы не смогут разобраться, чей же это фильм.

    Тем не менее, кинокритики и люди из киношных кругов обожают творчество Паркера и считают его уважаемым человеком. К слову, на Московском Международном Кинофестивале Паркер уже выступал в роли председателя жюри и пользовался авторитетом, который ничуть не уступал авторитету иных, более знаменитых председателей жюри ММКФ.

    Паркер всегда отдавал предпочтение нестандартным сюжетам. Его фильмография крайне неровная, и показывает на отличительный признак режиссуры Паркера от остальных мастеров данной профессии — фильмы хоть и разного жанра (комедия, пародия, триллер, драма и т. д.), а единый стиль отсутствует.

    Собственно, это главная причина той удивительной ситуации, которая сложилась вокруг Паркера — он принял довольно почётное поражение: его фильмы заметно уступают большинству обыденных поделок Голливуда, но вот имя в истории мирового кинематографа странным образом раз и навсегда закрепилось, и не вырвать его оттуда никакими клещами.

    Ни один фильм Алана Паркера я не склонен считать гениальным. Есть добротные работы, а есть и те, которым место на свалке, чего скрывать, я прямо говорю, что не считаю Паркера своим любимцем, отношение у меня к нему формировалось долго и кропотливо, и после просмотра почти всех условно известных его работ я вынес безжалостный вердикт — товарищ терпимый, но звёзд во лбу не хватает…

    Лишь «Полуночный экспресс» сумел избежать изрядной доли моей критики, и исключительно за этот фильм я согласен признать в Паркере действительно хорошего режиссёра, сумевшего скрасить проект именно организационной твёрдостью и гибкостью.

    III. Экспрессы за полночь и охотники на оленей:

    «Полуночный экспресс» — фильм страшно субъективный, и даже Оливер Стоун в лице сценариста не сумел избавить фильм от самого большого недостатка. Перекос в сторону несчастных американцев и этих хамоватых и грубых турков сквозной линией проходит почти что в каждом кадре фильма. Когда мораль зрителям в фильме навязывают, зрители этого, естественно, не любят.

    К счастью, Алан Паркер удержался на острие политичности и злободневности сюжета, и умудрился из саркастичного и жалобного повествования Билли Хейса сделать потрясающее по драматизму кино, которое зрители и оценивают только, как хорошее кино, а не историю какого-то там несчастливца…

    Каковы же ингредиенты успеха фильма у зрителей? Ммм, давайте присмотримся…

    Во-первых, всё-таки стоит похвалить за написание сценария Оливера Стоуна — из мемуаров он создал компактный и не перегруженный деталями сценарий, сюжетную основу которого с лёгкостью можно рассказать в двух-трёх предложениях.

    Во-вторых, изумительный по силе впечатлений саундтрек к фильму написал композитор Джорджио Мородер, чью музыку мы также могли слышать в таких фильмах, как «Бесконечная история»; «Невеста Чаки» и «Лицо со шрамом». Саундтрек «Полуночного экспресса» тем примечателен, что в финале он позволяет зрителям прожить заново все коллизии сюжета, вспомнить персонажей и события, дома и пейзажи. Хотя, для честности, стоит отметить удачный и хитрый ход Паркера, наложившего аудиоряд на вереницу фотографий, вызвав, таким образом, у зрителей целую гамму сентиментальных чувств. За саундтрек к фильму мистер Мородер получил «Оскара».

    В-третьих, прекрасная операторская работа вечного любимца Паркера — Майкла Сересина, которого мы все любим за работу над «Гарри Поттером и узником Азкабана». На мой взгляд, перед Сересином стояла сложная задача, но с верно выбранным освещением особо интересных сцен он справился на «ура».

    В-четвёртых, и это самая мощная составляющая успеха «Полуночного экспресса» (за которой, между прочим, должна отчасти просматриваться и заслуга режиссёра Алана Паркера), — актёрская игра, блеск каковой не гаснет до сих пор.

    Исполнитель роли Билли Хейса — Брэд Дэвис — взял на себя основное внимание зрителей, отобразив всё дикое положение своего героя, и в некоторых сценах сыграв так хорошо, как я никогда ещё не мог видеть и навряд ли увижу (сцен таких, в принципе, много, но выделю две: одна в суде, где произносит свою пламенную речь в адрес судебной системы Турции; вторая же — где Дэвис окончательно сходит с катушек, мстя за своего тюремного друга, и устраивая вокруг себя адский бедлам). Реальный Билли Хейс жив до сих пор, а актёр Брэд Дэвис, сыгравший его в фильме, увы, в 1991 году, в возрасте 42-х лет, умер. Он умер 8 сентября.

    Исполнитель роли тихого психа Макса — Джон Хёрт — тоже сыграл неплохо, впечатляюще, но, правду говоря, это тот частый случай, когда сам образ настолько ярок, что и играть не надо, всё сойдёт с рук. Хёрт, на мой взгляд, особенно хорош в сценах со своей кошкой, его поразительная любовь к кошке — это то единственное, что хоть как-то побеждало тюремное настоящее и создавало иллюзию защиты, возвращая в то прошлое, где все мы были детьми, совершающими безобидные шалости, где дома нас дожидались матери и отцы, с которыми мы садились за стол к обеду или ужину, и могли играть дома с домашними животными — та самая идиллическая пора, которую Макс, напичканный всевозможными лекарствами, уставившись остекленевшим взглядом в грязные потолок или стену, вспоминал…

    Исполнитель роли Джимми Бута — Рэнди Куэйд (брат Дениса Куэйда) — производит впечатление своим небывалым энтузиазмом, который напропалую тратится на драки и ссоры. Такие люди нам частенько в жизни встречаются, их ещё любят называть задирами, которых хлебом не корми, дай вволю кулакам и душевному порыву разгуляться. Добротная, очень добротная работа Куэйда.

    Исполнительница роли Сьюзан, девушки Хейса — Ирен Миракл — единственный женский образ в фильме, за исключением мельком появившейся на фотографиях матери Хейса, и сыгран он средне, в самую меру, чтобы подлить огонь в сочувствие зрителя Билли Хейсу.

    Стоит также выделить исполнителя роли отца Билли — актёра Майка Келлина, отлично разыгравшего шахматный этюд по покорению зрительских симпатий. Ход, конечно, нетривиальный — вместо мамы за Билли Хейса плачет его отец, не могущий сдержать эмоций по поводу огромного тюремного срока своего сына, которого, как и любой другой нормальный родитель, он ни капли не считает виновным.

    В 1978 году на сцену вышел донельзя затянутый и явно играющий на злободневную и политичную тему фильм Майкла Чимино «Охотник на оленей», обогнавший «Полуночный экспресс» в номинации «Лучший фильм года». Сравнивая два этих фильма, я выношу положительный вердикт второму — так как «Полуночный экспресс» по всем параметрам (за исключением второплановой роли Кристофера Уокена) намного лучше «Охотника на оленей». Но логика киноакадемиков мне всё равно непонятна.

    Объясню, что меня смущает: я сравнивал номинации и победы двух премий — «Золотого глобуса» и «Оскара», и обнаружил явные огрехи в объективизме судей. Например, Брэда Дэвиса на «Золотой глобус» номинировали, а на «Оскар» даже не подумали, хотя роль вполне достойна этого, и «Оскар» тогда получил Джон Войт, сыгравший в «Возвращении домой», фильму по вьетнамской теме, что уж совсем предвзятым смотрится со стороны и из 21 века. «Золотой глобус» за исполнение второго плана роли получил Джон Хёрт из «Полуночного экспресса», обойдя Уокена из «Охотника на оленей», а «Оскар», наоборот, достался Уокену.

    Я не исключаю, что я нынче такой мнительный, что на каждом шагу чую какой-то закулисный подвох и грызу себя лишними сомнениями по поводу истинности признания таланта того или иного актёра и режиссёра.

    Лучшим фильмом по «Оскару» стал «Охотник на оленей», а лучшим режиссёром — Майкл Чимино, и поставивший этот фильм (спустя год Чимино ждал громкий провал, который обрушил в бездну целую киностудию, по-моему, это была киностудия «Орион»). Что ж, фильмы о постоянной больной мозоли США — итогах вьетнамской войны — переманили на свою сторону господ киноакадемиков…

    IV. Жизнь Алана Паркера:

    В этом году Алану Паркеру исполнилось шестьдесят три года, и спустя четыре года он вышел из тени, начав снимать новый проект с участием Шарлиз Терон, который появится в кинотеатрах в 2008 году.

    Каким бы противоречивым ни был режиссёр Алан Паркер, какие бы странные и разные фильмы он ни снимал, как бы вокруг него ни пытались создавать любопытный ореол почётности, он навсегда в наших сердцах останется человеком, подарившим миру экранизацию истории Билли Хейса — пусть субъективную до крайности, но не могущую не впечатлять нас в целом различными компонентами, которые я перечислил выше.

    В конце концов, Алан Паркер прожил достойную жизнь. Мировой кинематограф, подобострастно к подбородку приложив руку, хмуря свои рассеянные очи и взирая сквозь то и дело сползающие с носа острого, как лезвие Дамоклова меча, квадратные очки, каждая из оправ которых выглядит в форме нам с вами известного чёрного квадрата Малевича, на копошащийся, будто встревоженный муравейник, с извечными проблемами и их быстрыми, непродуктивными решениями мир, скрепя сердце, зачислил Алана Паркера в мэтры режиссуры…

    «Полуночный экспресс? О да, на нём можно сбежать…» (Макс).

    8 сентября 2007 | 07:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>